2 конфликта в комедии горе от ума. Конфликт и проблематика в комедии "горе от ума" грибоедова. Общественный конфликт в пьесе и его взаимодействие с любовной линией


Новаторство комедии «Горе от ума»

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» является новаторской. Связано это с художественным методом комедии. Традиционно «Горе от ума» считают первой русской реалистической пьесой. Главное отступление от классицистических традиций заключается в отказе автора от единства действия: конфликт в комедии «Горе от ума» не один. В пьесе сосуществуют и вытекают один из другого два конфликта: любовный и социальный. Целесообразно обратиться к жанру пьесы для выявления основного конфликта в комедии «Горе от ума».

Роль любовного конфликта в комедии «Горе от ума»

Как и в традиционной классицистической пьесе, в основе комедии «Горе от ума» лежит любовная интрига. Однако жанр этого драматического произведения – общественная комедия. Поэтому социальный конфликт главенствует над любовным.

Все же открывает пьесу любовный конфликт. Уже в экспозиции комедии прорисовывается любовный треугольник. Ночное свидание Софьи с Молчалиным в первом же явлении первого действия показывает чувственные предпочтения девушки. Также в первом явлении служанка Лиза вспоминает Чацкого, которого когда-то связывала с Софьей юношеская любовь. Таким образом, перед читателем разворачивается классический любовный треугольник: Софья – Молчалин – Чацкий. Но, как только Чацкий появляется в доме Фамусова, параллельно с любовной начинает развиваться социальная линия. Сюжетные линии тесно взаимодействуют друг с другом, и в этом заключается своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума».

Для усиления комического эффекта пьесы автор вводит в нее еще два любовных треугольника (Софья – Молчалин – служанка Лиза; Лиза – Молчалин – буфетчик Петруша). Влюбленная в Молчалина Софья и не подозревает о том, что служанка Лиза ему куда милее, о чем он недвусмысленно Лизе намекает. Служанка же влюблена в буфетчика Петрушу, но боится признаться ему в своих чувствах.

Общественный конфликт в пьесе и его взаимодействие с любовной линией

В основу социального конфликта комедии легло противоборство «века нынешнего» и «века минувшего» – прогрессивного и консервативного дворянства. Единственным представителем «века нынешнего», за исключением внесценических персонажей, в комедии является Чацкий. В своих монологах он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам». Ему чужды нравственные идеалы фамусовского общества, а именно стремление приспособиться к обстоятельствам, «подслужиться», если это поможет получить очередной чин или другие материальные выгоды. Он ценит идеи Просвещения, в разговорах с Фамусовым и другими персонажами защищает науку и искусство. Это человек, свободный от предрассудков.

Основной представитель «века минувшего» – Фамусов. В нем сосредоточились все пороки аристократического общества того времени. Пуще всего озабочен он мнением света о себе. После отъезда Чацкого с бала его волнует только «что станет говорить княгиня Марья Алексевна». Он восхищен полковником Скалозубом, глупым и неглубоким человеком, который мечтает лишь «добыть» себе генеральский чин. Это его Фамусов желал бы видеть своим зятем, ведь Скалозуб обладает главным достоинством, признанным светом, – деньгами. С упоением Фамусов рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который при неловком падении на приеме у императрицы был «высочайшею пожалован улыбкой». Восхищения, по мнению Фамусова, достойно умение дяди «подслужиться»: чтобы повеселить присутствующих и монарха, он упал еще два раза, но уже намеренно. Фамусов искренне побаивается прогрессивных взглядов Чацкого, ведь они угрожают привычному укладу жизни консервативного дворянства.

Следует обратить внимание на то, что столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» это вовсе не конфликт отцов и детей «Горя от ума». Например, Молчалин, являясь представителем поколения «детей», разделяет взгляды фамусовского общества о необходимости заводить полезные знакомства и умело их использовать для достижения своих целей. Он питает такую же трепетную любовь к наградам и чинам. В конце концов, он общается с Софьей и поддерживает ее увлечение им только из желания угодить ее влиятельному отцу.

Софью, дочь Фамусова, нельзя отнести ни к «веку нынешнему», ни к «веку минувшему». Ее противостояние отцу связано только с ее влюбленностью в Молчалина, но не с ее взглядами на устройство общества. Фамусов, откровенно заигрывающий со служанкой, является заботливым отцом, но не является хорошим примером для Софьи. Молодая девушка довольно прогрессивна в своих взглядах, умна, не обеспокоена мнением общества. Все это и является причиной разногласий отца и дочери. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» – сокрушается Фамусов. Однако она и не на стороне Чацкого. Ее руками, а точнее словом, сказанным из мести, Чацкий изгнан из ненавистного ему общества. Именно Софья автор слухов о сумасшествии Чацкого. А свет с легкостью эти слухи подхватывает, ведь в обличительных речах Чацкого каждый видит прямую угрозу своему благополучию. Таким образом, в распространении слуха о безумии главного героя в свете решающую роль сыграл любовный конфликт. Чацкий и Софья сталкиваются не на идейной почве. Просто Софья обеспокоена тем, что бывший возлюбленный может разрушить ее личное счастье.

Выводы

Таким образом, главная особенность конфликта пьесы «Горе от ума» – наличие двух конфликтов и их тесная взаимосвязь. Любовная интрига открывает пьесу и служит поводом для возникновения столкновения Чацкого с «веком минувшим». Любовная линия помогает также фамусовскому обществу объявить своего врага безумным и обезоружить его. Однако социальный конфликт является основным, ведь «Горе от ума» – общественная комедия, цель которой – обличить нравы дворянского общества начала 19 века.

Тест по произведению

В конфликте «Горя от ума» Грибоедова выделяются две линии: любовная (личная) и общественная (социальная). Любовный конфликт построен на классицистическом любовном треугольнике. Назначением литературного произведения классицизма было провозглашение идеала, который заключался в исполнении гражданского долга, подчинении интересов личности общественным интересам и осознании разумных законов жизни. Для воплощения этих идей выбирался главный герой как носитель положительного идеала, его антипод — отрицательный герой и идеальная героиня, отдававшая свою любовь положительному герою и тем самым подтверждавшая его правоту. Таков был состав любовного треугольника в классицистическом произведении. На сцене для исполнения этих ролей сложились традиционные амплуа: герой-любовник (первый любовник), недостойный герой (глупец, фат, плут) и инженю (влюблённая барышня).

Грибоедов переосмысливает содержание классицистического любовного треугольника: Чацкий — положительный герой, но не безупречный, каким положено быть главному герою; Молчалин — низок и подл, он отрицательный герой, но его любит Софья; Софья же делает неверный выбор, предпочитая Молчалина Чацкому. Ошибка Софьи искажает классицистическую перспективу развития пьесы и определяет развитие сюжета.

Интересно, что имя Софья в переводе с греческого означает «мудрая», в чём, безусловно, слышится грустная ирония автора. Героиня отзывается о Чацком и Молчалине, принижая одного и превознося другого. В 5 явлении 1 действия служанка Софьи Лиза, опасаясь, что свидания Софьи и Молчалина могут привести к беде, старается привлечь её внимание к другим возможным женихам — полковнику Скалозубу и Чацкому.

Завязка любовного конфликта приходится на 7 явление 1 действия, в котором описана первая встреча Чацкого и Софьи. Герой потрясён произошедшим изменением отношения Софьи к нему, он не может его осознать и понять его причину. Поначалу Чацкий упрекает Софью. Встретив такой приём, Чацкий ищет сочувствия:

Вы рады? в добрый час.

Однако искренно кто ж радуется эдак?

Мне кажется, так напоследок

Людей и лошадей знобя,

Я только тешил сам себя.

Он пытается вызвать в девушке память о прошлом, надеясь, что она просто забыла за три года чувства, которые их связывали. Однако Софья вновь охлаждает пыл Чацкого, отвечая: «Ребячество!»

Только тогда Чацкий начинает понимать истинную причину изменения отношения к нему Софьи. Он задаёт ей прямой вопрос, не влюблена ли она, и, получив уклончивый ответ, догадывается о правде. И после слов: «Помилуйте, не вам, чему же удивляться?» — показывающих вполне естественную реакцию на поведение Софьи, Чацкий неожиданно заговаривает о Москве:

Что нового покажет мне Москва?

Т сватался — успел, а тот дал промах.

Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

Эта смена темы разговора обусловлена психологически, поскольку Чацкий, поняв, наконец, что у него есть соперник, начинает его искать. Каждая фраза предыдущего высказывания героя подтверждает это, то есть в каждой фразе присутствует психологическая подоплёка: соперник в Москве, она встретила его на балу, они все хотят выгодно жениться, и они все одинаковы.

Давно замечено, что общественный конфликт возникает из любовного, и Чацкий обрушивается на Москву, потому что разочарован своим положением отвергнутого возлюбленного. Если вся сцена является завязкой любовного конфликта, то слова Чацкого о Москве — зарождением общественного конфликта, завязка которого будет в начале 2 действия. Именно поиск Чацким соперника определит характер развития действия, и пьеса закончится, когда с глаз Чацкого спадёт пелена.

Общественный конфликт в комедии «Горя от ума» Грибоедова заключается в столкновении прогрессивного дворянина-интеллигента Чацкого с консервативным фамусовским обществом. Конфликт обнаруживается не только в споре конкретных людей, представляющих определённые круги общества, это конфликт времени. Грибоедов-драматург выполнил то, что хотел сделать его герой, говоря:

Как посравнить, да посмотреть

Век нынешний и век минувший...

Выражение «век нынешний и век минувший» следует понимать в двух значениях: это периоды истории России, разделённые Отечественной войной 1812 года, а также конфликт эпохи, выразившийся в борьбе новых идей и форм жизни со старыми. Наиболее отчётливо идеи нового времени выразились, по поэтической формулировке Пушкина, в «дум высоком стремлении» декабристов. И во многом взгляды Чацкого отражают передовые идеи декабристов.

Общественный конфликт комедии проявляется в спорах Чацкого и Фамусова, в отношении этих героев к той или иной общественной проблеме. Особенность общественного конфликта в пьесе заключается в том, что он зависит от конфликта любовного, то есть он не представлен в конкретных действиях и событиях, и судить о нём мы можем только по монологам и репликам персонажей.

Одним из наиболее актуальных вопросов в дворянском обществе того времени было отношение к власти и службе. Именно он служит завязкой общественного конфликта во 2 явлении 2 действия:

Чацкий

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Фамусов

Вот то-то, все вы гордецы!

Спросили бы, как делали отцы?

Фамусов рассказывает Чацкому историю своего дяди Максима Петровича, искренне веря, что она поучительна для Чацкого и может его образумить — ведь в поведении Максима Петровича, по его глубокому убеждению, заключена высшая мудрость. Формула этого такова:

Когда же надо подслужиться,

И он сгибался вперегиб...

Вопрос о службе предстаёт в трёх аспектах. Прежде всего это моральный вопрос, подличать и «сгибаться вперегиб» или сохранять достоинство и честь. В то же время служба проявляет гражданскую позицию человека: служить Отечеству, делу или служить только для себя, заботиться о личной выгоде. И наконец — политическая сторона вопроса, которая ясно выражена в реплике Чацкого: «Кто служит делу, а не лицам».

Следующий важнейший вопрос комедии — это проблема крепостного права и крепостничества. Чацкий высказывает своё отношение к крепостному праву в монологе «А судьи кто?» в 5 явлении 2 действия:

А судьи кто? — За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забытых газет.

Чацкий говорит о двух случаях бесчеловечного поведения крепостников. В первом из них крепостник выменял на своих верных слуг «борзые три собаки». Заметим, что критика Грибоедова носит в большей степени нравственный, нежели социальный характер. Конечно, безжалостный и развращённый крепостник мог так поступить, потому что по закону имел на то право, но Грибоедова поражает здесь вопиющая бесчеловечность — человек приравнен к животному. Драматург, называя крепостника «Нестором негодяев знатных», даёт понять, что этот человек не какой-нибудь исключительный злодей, вокруг много «негодяев знатных». Отношение к крепостным как к низшим существам было нормой для крепостнического общества. Так, старуха Хлёстова говорит Софье о девке арапке и собачке, как о равных, одинаковых существах (действие 3, явление 10):

Вели их накормить, ужо, дружочек мой,

От ужина сошли подачку.

В том же монологе Чацкий обличает ужасное следствие крепостного права — торговлю людьми. Один крепостник привозит в Москву крепостной театр, согнав на балет «от матерей, отцов отторженных детей». Грибоедов показывает, как право распоряжаться жизнью и судьбой крепостных развращает дворян и они утрачивают свои человеческие качества. Настоящей целью владельца крепостного театра было заставить всю Москву «дивиться красе» балета и маленьких артистов, чтобы уговорить кредиторов дать отсрочку на уплату долгов. Однако цели своей он не достиг и распродал детей.

Одним из самых негативных явлений российской действительности того времени была зависимость от иностранных нравов, моды, языка, правил жизни. К засилью иностранного в жизни страны, «рабскому, слепому подражанью» Чацкий относится с особой непримиримостью, наиболее полно его негодование выразилось в монологе «В той комнате незначущая встреча...» (действие 3, явление 22). Сюжетный эпизод, о котором рассказывается в этом монологе, не представлен на сцене. Чацкого поразила случайная, «незначущая» встреча: он увидел, как его соотечественники обхаживают француза только лишь потому, что он иностранец. Чацкий называет его «французиком из Бордо» не из неуважения к человеку, а желая подчеркнуть оскорбительный контраст между заурядностью гостя и раболепием хозяев. Чацкий считает, что подражание иностранному — страшный бич для нации. Французу кажется, что он во французской провинции, настолько самозабвенно все вокруг подражают французским нравам, нарядам, изъясняясь на смеси «французского с нижегородским». Чацкий скорбит об утрате русскими дворянами национальных традиций, национальной одежды, внешнего облика. С горечью он бросает фразу: «Ах! Если рождены мы всё перенимать», подмечая, что такое поведение свойственно русскому человеку, но его отрицательная сторона — «пустое рабское, слепое подражанье» — должна быть изжита. Об этом писал Д.И. Фонвизин в комедии «Бригадир» (1769), на это сетует И.С. Тургенев в повести «Ася» (1858), над этим смеётся А.П. Чехов в комедии «Вишнёвый сад» (1903), эта проблема неоднократно поднималась и в литературе XX века. Таким образом, Грибоедов поднял вопрос, актуальный не только в его время, он попытался проникнуть в суть явления.

Проблема засилья иностранного в русской жизни связана с вопросом патриотизма. Позиция Чацкого и его симпатии выражены в монологе предельно чётко:

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Проблема патриотизма представлена в произведении широко и разносторонне. Автор показывает, что с патриотизмом не надо путать подражание иностранному или, напротив, упрямое чванство, изоляцию от опыта других культур. Именно в этом состоит позиция Чацкого, для которого сохранение достоинства своей нации означает уважение других народов. Называя иностранца «французик из Бордо», Чацкий не принижает гостя — он сокрушается о поведении соотечественников. Остальные персонажи боятся и не одобряют всего чужого, как, например, Хлёстова опасается девки арапки или «ланкарточных взаимных обучений», или же подобострастно относятся ко всему иностранному. Фамусов, основной оппонент Чацкого, в одних случаях высокомерен, называя иностранцев «побродягами», в других, напротив, умиляется, что прусский король дивился московским девицам, так как они не уступают француженкам и немкам (действие 2, явление 5):

Словечка в простоте не скажут, всё с ужимкой;

Французские романсы вам поют

И верхние выводят нотки...

Это означает, что достоинство своей нации для Фамусова — величина переменная, поскольку зависит от того, выгодны или разорительны для него иностранцы в каждом конкретном случае.

Образ жизни московского дворянства — ещё одна проблема, поднимаемая Грибоедовым в комедии. Показателен для этой темы монолог Фамусова в 1 явлении 2 действия. В этой сцене замечательно то, что Фамусов, управляющий в казённом месте, планирует свою неделю так, словно она состоит из личных дел и развлечений. У него на неделю намечено три «важных» дела: во вторник — форели, в четверг — погребенье, «в пятницу, а может, и в субботу» — крестины. В дневнике Фамусова не только отмечено расписание «деловой» недели, но и отражены философия и содержание его жизни: она состоит из того, чтобы поесть, умереть, родиться, опять поесть и умереть... Это монотонный круг жизни Фамусова и фамусовцев.

Рассуждая об образе жизни дворянства, Грибоедов касается проблемы развлечений. На балу Чацкий говорит Молчалину (действие 3, явление 3):

Когда в делах — я от веселий прячусь,

Когда дурачиться — дурачусь,

А смешивать два этих ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

Чацкий не против развлечений, а против того, чтобы смешивать их с делами, трудом. Однако ответственность и труд исчезают из жизни большинства дворян, уступая всё время удовольствию и развлечению. Такая жизнь пуста и бессмысленна. Вспомним, как сказал Чацкий о Москве (действие 1, явление 7):

Вчера был бал, а завтра будет два.

Или слова графини бабушки Хрюминой, прозвучавшие комически, но исполненные трагического для человека смысла (действие 4, явление 1):

Поетем, матушка, мне прафо не под силу,

Когда-нибуть я с пала та в могилу.

Дело не в том, что балы или другие светские развлечения плохи сами по себе, — это часть культуры дворянского сословия того времени. Но когда бал занимает всю жизнь, становится её содержанием, тогда для человека его блеск переходит в темноту могилы, словно самой жизни и не было. Лишь труд и отдых — естественные, сменяющие друг друга формы человеческой жизни, они дополняют и обогащают друг друга, делая жизнь осмысленной и насыщенной.

Особое место в комедии занимает тема ума — просвещения, образования и воспитания. На это указывает название произведения и на это обращал внимание сам автор, когда писал: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека». Первый набросок комедии Грибоедов назвал «Горе — уму». Изменение названия показывает смещение акцента с общефилософской идеи, которую можно определить так, что всякому уму — горе, на социальную: ум в обществе является причиной горя. Тема ума в пьесе разделяет персонажей по их отношению к жизни. Для фамусовцев ценность представляет лишь практическая выгода, поэтому для них ум — умение устраиваться в жизни. У Чацкого ум возвышенный, для него важно всё: личные и общие вопросы. Его представления о жизни широки, они выходят за пределы личных интересов. Можно сказать, что в основе суждений Чацкого лежит разум и нравственное отношение к жизни. Суждения же фамусовцев ограничены их узкими представлениями, обусловленными личными интересами и выгодой. Так, для Софьи умён тот, кто находится рядом с ней (действие 1, явление 5):

Ах! если любит кто кого,

Зачем ума искать и ездить так далёко?

Для Молчалина умное поведение — в умении угодить любому, от кого он хоть как-нибудь зависит (действие 3, явление 3):

В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь.

Для Скалозуба мировой порядок — военный строй, а «умное» положение — находиться в строю, умное же поведение — стремиться выдвинуться в первую шеренгу. Скалозуб даже по-своему «философ». Он судит, как философ (действие 2, явление 4):

Мне только бы досталось в генералы.

Итак, каждый персонаж высказывается об уме, об образовании. Кажется, что идеи Просвещения наконец проникли в московское общество. Однако восприятие этих идей оказывается ложным: фамусовцы враждебно настроены к образованию и чтению, их представления о правильном воспитании искажены. Фамусовцы видят, что угроза исходит от ума Чацкого, его просвещённости и образованности, поэтому и прибегают к единственно действенному способу борьбы с ним — нейтрализуют его ум, чтобы всё, что он говорит, не имело значения, потому что говорит безумец. В этой борьбе совпадают интересы общие и личные, поэтому не случайно именно Софья пускает слух о сумасшествии Чацкого. Сюжетные линии, представляющие любовный и общественный конфликт пьесы, развиваются вместе, но композиционно по-разному. Экспозиция является общей для обеих линий и завершается до 7 явления 1 действия. Завязка любовного конфликта состоялась в 7 явлении 1 действия, общественного — во 2 явлении 2 действия. Кульминация общественного конфликта приходится на окончание 3 действия, когда общество отворачивается от Чацкого, и спор между ними больше невозможен. Кульминация любовного конфликта происходит в 12 явлении 4 действия: Чацкий прозревает, Софья близка к обмороку, Молчалин «скрывается к себе в комнату». Развязка обеих сюжетных линий совпадает в моменте, когда Чацкий покидает дом Фамусова со словами (действие 5, явление 14):

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Тем не менее финал комедии остаётся открытым: дальнейшее неизвестно — ни куда устремится Чацкий, ни что он будет делать, ни как повлиял его приезд на фамусовское общество. Однако верно заметил Гончаров, что «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей». В этом реализм комедии.

Источник (в сокращении): Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

Художественными средствами Грибоедов выразил протест передовой части русского дворянства против косности и отсталости тогдашнего общества, против сословных привилегий и крепостной зависимости. Образованнейший, умнейший человек своей эпохи, он уловил главный общественный конфликт, наметившийся после Отечественной войны 1812 года, в этом и заключается реализм Грибоедова-писателя. Комедия отразила взрывную, накаленную атмосферу дворянского общества накануне 1825 года. На первый план в комедии выдвинуто идейное разногласие основных героев борьба века нынешнего с веком минувшим, борьба двух мировоззрений, сложившихся в русском обществе в первой половине XIX века. С одной стороны представители феодальной реакции, крепостной старины Фамусов, Скалозуб, графиня Хрюмина, с другой передовая дворянская молодежь, черты которой воплощены Грибоедовым в образе Чацкого. В обличительных речах Чацкого и восторженных рассказах Фамусова встает идеал минувшего века. Это был век Екатерины с ее вельможами и льстецами придворными, век покорности и страха, развращенных нравов, когда безумное мотовство и роскошные пиры в великолепных палатах процветали рядом с унизительной нищетой и бесправием крепостных крестьян, которых можно было легко продать или обменять на понравившихся собак. Вот этот век и стал идеалом барского, фамусовского общества, которое живет по принципу и награжденья брать, и весело пожить.

Выразителем устаревших феодальных институтов является, конечно, сам Фамусов. Он убежденный крепостник, готовый в гневе сослать в Сибирь своих крепостных слуг, яростный противник образования, просвещения (Уж коли зло пресечь собрать все книги бы да сжечь). Это, наконец, человек, лишенный подлинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед высшими чинами ради продвижения по службе, ради собственного обогащения.

Защитникам феодальной старины, врагам свободомыслия и просвещения противопоставляется в комедии Чацкий. Это декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра I и силится разглядеть по крайней мере на горизонте обетованную землю, писал о Чацком А. И. Герцен. Между единомышленниками Фамусова и Чацким находится одна из главных фигур комедии Софья, тоже пережившая свое горе от ума. Именно ей отводится непростая, но очень важная роль отражать атаки Чацкого. Однако образ Софьи в комедии противоречив. Софья начертана неясно, отмечал в свое время А. С. Пушкин. Действительно, она наделена и положительными чертами, которые привлекли такого незаурядного человека, как Чацкий, вызвали его любовь, и отрицательными, постоянно усиливающими его недоумение и разочарование. В поведении Софьи, ее настроениях все время ощущается противоречие между тонким трезвым умом и сентиментальными пустыми переживаниями.

Что же привлекало Чацкого в Софье? Что выделяло ее в мире Фамусовых, княжон Тугоуховских и графини Хрюминой-внучки? Прежде всего независимость взглядов, самостоятельность в принятии решений, в отношениях с людьми. Она полюбила неравного себе и этим как бы бросила вызов домостроевским правилам. Обманутая в своих чувствах, Софья не боится суда окружающих. Она мужественно говорит Чацкому: Я виню себя кругом. А Молчалину презрительно приказывает убраться из дому до зари. Сильный, гордый характер девушки не может не вызвать симпатию, участие в ее судьбе. Видимо, и Чацкий всегда восхищался этой самостоятельностью, решимостью Софьи, всегда надеялся на ее понимание, поддержку, особенно когда без памяти влюбился. Его юношеского чувства ни даль не охладила, ни развлечения, ни перемена мест. Не случайно, вернувшись на родину и встретившись с Софьей, он постоянно взывает к разуму любимой, не верит в ее душевную слепоту.

Софья по-своему умна, она много читает. Но предмет ее чтения сентиментальные романы, весьма далекие от действительности. Под влиянием этих книг у Софьи складывается представление о некоем идеальном герое, которого она хотела бы полюбить. Поэтому-то она, по мнению Чацкого, и идеализирует Молчалина, льстеца и низкопоклонника. Но не только в этом причина ее склонности к Молчалину.

Наблюдая Софью в различных ситуациях, Чацкий понимает наконец, что за годы их разлуки Софья не выросла духовно, не научилась критически осмысливать происходящее. Она настолько поддалась влиянию фамусовщины, губящей все живое, что сама незаметно становится активной защитницей ее интересов.

Почему Чацкого не убедило признание Софьи в любви к Молчалину? Да потому, что у Чацкого есть определенная система оценок, которую он считает общеобязательной. В его оценке Молча-лин жалчайшее созданье. Он не достоин ничьей любви, а тем более Софьи. По мнению Чацкого, она, умная незаурядная девушка, просто не может любить такого человека. Чацкий все еще надеется, что Софья та же, какой была в детстве, когда они вместе смеялись над людьми типа Молчалина. Однако он ошибся. Софья воспринимает Молчалина (жалчайшее созданье!) вполне серьезно. В результате борьба Чацкого за Софью превращается в борьбу с Софьей за Молчалина.

Софья отвергает Чацкого не только из женского самолюбия (Три года не писал…), но и по тем же мотивам, по каким отвергают его Фамусов и княгиня: он не свой, он из другого круга. Независимый и насмешливый ум Чацкого пугает Софью, и это окончательно отбрасывает его в стан противников. Да этакий ли ум семейство осчастливит? прямо говорит она Чацкому.

Софья пользуется традиционными методами, весьма распространенными в светском обществе: выдумка о сумасшествии, клевета, сплетня могли очень больно ранить человека, скомпрометировать неугодного. Софья забывает чувства, связывавшие ее с Чацким в прошлом, и, обиженная за Молчалина, наносит Чацкому неожиданный удар: объявляет его сумасшедшим! Чацкий отомщен, отомщен тем способом, который в свете был самым действенным. Таким образом, линия интимных взаимоотношений приобретает в комедии социальный характер.

Образ Софьи один из центральных, поскольку объединяет многие сюжетные линии, влияет на цельность композиции всего произведения. Особенность комедии определяется также наличием в ней сквозного действия стремлением Чацкого узнать, кого Софья предпочла ему. Сквозное действие развивается в комедии как конфликт, в основе которого противоборство представителей двух временных систем века нынешнего и века минувшего. В образе Софьи А. С. Грибоедов показал, как незаурядная девушка порабощена фамусовщиной, как постепенно она становится выразительницей интересов той среды, в которой воспитывается.

Основной конфликт комедии «Горе от ума» конфликт просвещения и крепостничества

Другие сочинения по теме:

  1. Одним из действующих лиц комедии, вызывающих и по сей день споры литераторов и критиков, безусловно, является Софья Павловна Фамусова. Девятнадцатый...
  2. «Горе от ума» — это единственное широко известное произведение А. С. Грибоедова. Эта комедия была написана в первой четверти девятнадцатого...
  3. Комедия построена по очень ясному и простому плану. На это указывает сам автор в письме Катенину, раскрывающем композиционный план комедии...
  4. Еще В. Г. Белинский почувствовал в Софье «какую-то энергию характера» и удивился тому, что она, «не дорожа ничьим мнением», ведет...
  5. По мере того как легкая комедийная игра первых эпизодов пьесы начинает приобретать черты драматические, меняется облик героини. А. С. Пушкин...
  6. I. «Горе от ума». Обзор содержания Для проверки знания содержания пьесы можно использовать задание расставить основные события пьесы в хронологическом...
  7. Основной философский вопрос комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» составляет проблема «ума». Сама по себе эта проблема имеет просветительское...
  8. С 1823 года начала ходить по рукам публики рукописная комедия Грибоедова «Горе от ума». Она наделала ужасного шума, всех удивила,...
  9. Гениальным новатором оказался Грибоедов и в развитии языка русской драматургии. Он широко и обильно использовал в своей комедии живую разговорную...
  10. Еще более тяжелой драмой для Чацкого было крушение его общественных надежд, сознание того, что он оказался отвергнутым в своих лучших...
  11. Урок можно начать с сообщения учителя о поэтике комедии, где будут изложены такие положения: 1. В комедии «Горе от ума»...
  12. Образ Софьи оценен критиками неоднозначно. Существует, по крайней мере, два противоположных толкования поведения главной героини грибоедовской пьесы, но истина, как...
  13. Величайшим достижением реализма А. С. Грибоедова является созданная им галерея образов: Чацкий, Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Софья и др. В образе...
  14. Грибоедов писал: «…в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом,...
  15. А. С. Пушкин, высказывая свое мнение о пьесе Грибоедова, усомнился в художественной цельности образа Чацкого. Самым умным действующим лицом комедии...
  16. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была написана после Отечественной ой войны 1812 года, в период подъема духовной жизни...
  17. Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» «Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которого не было бы комедии, а,...
  18. Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени, воплотившего в своем мировоззрении и характере реальные...

В центре внимания автора комедии находится явное противостояние, существовавшее в начале 19 столетия между приверженцами «старого» уклада, реакционерами и более молодыми, просвещенными и прогрессивными представителями дворянского сословия.

Придерживающиеся «прежних» взглядов на жизнь помещики всячески старались сохранить привычный для них быт крепостников, тогда как их противники усиленно уверяли окружающих в том, что наступил уже «век нынешний» и с «веком минувшим» давно пора закончить. К числу именно таких дворян и относится герой Грибоедова , на протяжении всего действия пьесы пытающийся убедить в своей правоте людей, не желающих не только его понять, но хотя бы услышать.

В самом начале комедии наивный и склонный к мечтам молодой человек является в дом Фамусова , стремясь изменить проникнутое пороками современное ему общество. Он рассказывает о своих идеях хозяину дома и его гостям, столь же старомодным и реакционным людям, боящимся всяких новых веяний и считающих их крайне вредными, по этой причине слова Чацкого совершенно не воспринимаются его оппонентами.

Стоит обратить внимание на то, как характеризует автор своих героев, в частности, «члена Английского клуба» Фамусова, и его родственника, человека, требующего, чтобы «грамоте никто не знал», и прочих знакомых отца Софьи, оценивая одной-единственной фразой всю их недалекость, ограниченность и ненависть ко всему неизвестному им, которое кажется им чужим и опасным.

В итоге Чацкий, получивший в этом «избранном» обществе глубокое оскорбление, избавляется от всех своих иллюзий и понимает, насколько бессмысленно было пытаться хоть в чем-то изменить подобных людей. По его словам в финале пьесы, у него с глаз, наконец, «спала пелена».

Фамусов, главный антагонист Чацкого, нисколько не скрывает своего равнодушного отношения к службе, которая является для него лишь формальностью, как он утверждает, «подписано - и с глаз долой». К тому же этот уверенный в своей непогрешимости барин постоянно составляет протекцию исключительно родственникам и знакомым, говоря о том, что родню он найдет «и на дне морском» и готов ради нее на все. Основным правилом для него является откровенное пресмыкательство перед более высокими чинами, и лишь таким образом, по мнению Фамусова, возможно «выйти в люди» и стать действительно «достойным» человеком.

Подобные слова выводят из себя Чацкого, и молодой человек произносит страстный, горячий, исполненный самого искреннего возмущения и гнева монолог, обличая неприкрытое «раболепство» и «шутовство», без которых не мыслит жизни его собеседник. Фамусов, в свою очередь, приходит в откровенный ужас от таких высказываний и начинает твердить о том, что столь инакомыслящих личностей, как Чацкий, вообще не следует пускать в столицу, более того, их необходимо немедленно отдавать под суд. Гости, собравшиеся в доме, с радостью узнают от хозяина, что имеется «новый проект», касающийся учебных заведений, где станут учить «по-нашему, раз-два», тогда как книги будут фактически не нужны подрастающему поколению.

Присутствующие в покоях Фамусова люди считают учение настоящей «чумой», полковник Скалозуб без стеснения высказывает мечту «собрать бы книги все и сжечь». Молчалин, в которого влюблена Софья, также с детства усвоил, что всем вокруг необходимо «угождать» и ведет себя именно так, абсолютно не задумываясь о чувстве собственного достоинства и гордости, он старается понравиться не только непосредственному начальнику, но и дворнику, и даже «собаке дворника».

Чацкий оказывается совершенно чужим в этой среде «правильных», старорежимных людей, врагов всякого прогресса и совершенствования общества. Его рассуждения лишь пугают окружающих, он кажется им весьма странной личностью, возникает предположение, что он просто «не в своем уме», высокий интеллект Чацкого и его пылкие порывы лишь отталкивают от него собравшихся у Фамусова.

Главный монолог молодого дворянина, в котором он вопрошает, кто же является судьями нововведений, и обличает бессердечных помещиков, без колебаний продающих детей и разлучающих их с родителями или меняющих слуг на собак. Чацкому уже доводилось служить и путешествовать, однако он желает быть полезным родной стране, а не начальству, поэтому пока мужчина, оставив прежние занятия, пытается найти свою дорогу в жизни.

Его также глубоко возмущает отсутствие у членов «великосветского общества» всякого патриотизма, их явное преклонение перед всем иностранным и разговоры в дворянской среде на таком нелепом сочетании языков, как «французский и нижегородский». Он полагает, что аристократии следует быть ближе к простому народу и хотя бы уметь правильно говорить по-русски, тогда как для большинства дворян легче объясниться на каком-либо из европейских языков. В то же время даже противники Чацкого замечают его незаурядный ум и превосходную речь. По словам Фамусова, его гость «малый с головой» и четко, грамотно выражает свои мысли.

Молодой человек пребывает в совершенно чуждой для него обстановке только ради Софьи, которую он любил с юности. Однако девушка находится полностью под влиянием окружающего ее общества, которым сформированы все ее представления о жизни, и она не в силах ответить взаимностью Чацкому, противоречащему привычному для нее миру ценностей и понятий.

Когда гостю Фамусова становится ясно, что Софья с легкостью изменила их прежним чувствам и обещаниям, и выставила Чацкого на всеобщее посмешище, рассказывая об утрате им рассудка, он немедленно покидает пустое, лишенное всякого внутреннего содержания, понимая, что теперь ему абсолютно незачем находиться здесь. В заключительном монологе он подчеркивает свое полное разочарование в собравшихся, отныне все его связи с «фамусовским» миром разорваны.

Людям, подобным этому прогрессивному дворянину, присутствие в подобной среде приносит только страдания, «горе от ума», как и называется пьеса. Но усилия Чацкого все же оказываются не напрасными, его обличения наносят и серьезный удар по таким людям, как Фамусов, Скалозуб, Молчалин, и иным приверженцам «старого порядка».

Правда, борьба с реакционерами в комедии не завершается победой прогресса, поскольку и в реальной жизни России она в те времена лишь начиналась. Однако и Фамусов, как и его сторонники, чувствует свое бессилие перед просвещением, приближающейся новой эпохой и иной жизнью, они не могут не осознавать, что их устоявшийся мир постепенно уходит в прошлое и им на смену идут совершенно иные люди, придерживающиеся других взглядов и устремлений.

А. С. Грибоедов комедией «Горе от ума» внес много нового в русскую литературу. В том числе это касается сущности самого конфликта в произведении. До Грибоедова в комедиях писателей- классицистов основной движущей силой в развитии действия был любовный конфликт. «Горе от ума» не только и не столько построена на любовном треугольнике, сколько на столкновении главного героя Чацкого с обществом, то есть речь идет о так называемом психологическом конфликте, который строится на противостоянии просветительских идей, то есть ума, и реальной жизни.
После трехлетнего отсутствия главный герой комедии Чацкий приезжает в дом Фамусова с целью увидеть Софью Павловну, узнать, остались ли в ее душе нежные чувства к нему. Но девушка уже не отвечает взаимностью Чацкому, она полюбила Молчалина. Чацкий раздражен холодностью Софьи и тем, что он не понимает, кого она любит. Все его мысли направлены на разрешение этой загадки, впрочем, загадки только для его влюбленного сердца. Потому что по холодному приему Софьи, по ее отговоркам, например, об остывающих щипцах, по ее обмороку после падения Молчалина каждый бы понял, кому отдано ее сердце. Но Чацкий влюблен, он, а не Софья «себя надеждами завлек». Он сомневается, он встревожен, раздражен и поэтому постоянно говорит обо всех недостатках окружающих его людей. Чацкий критикует всех, критикует то общество, в котором родился, воспитывался и вырос. Таким образом, любовный конфликт перерастает в конфликт Чацкого и общества. Фамусовское общество, защищаясь от обличителя Чацкого, воспринимает обмолвку Софьи: «Он не в своем уме» как реальное врачебное заключение о душевном недуге Чацкого. Действительно, очень удобно считать главного героя сумасшедшим: можно не только не обращать внимания на его слова, но даже и пожалеть повредившегося в уме человека. На балу у Фамусова, после того как известие о безумии Чацкого распространилось, все «пятятся от него в противную сторону», смотря на него «опасливо», отходят от него и «в вальсе кружатся с величайшим усердием», разбредаются к карточным столам. Бал заканчивается, гости разъезжаются, и Чацкий встречает Репетилова. Репети- лов - пародия на Чацкого. Он в точности исполняет, совершает все то, о чем Чацкий говорит в переносном смысле: «Чуть свет - уж на ногах! И я у ваших ног». Репетилов: «Хвать, об порог задел ногою, / И растянулся во весь рост». Репетилов, как и Чацкий, даже не замечает, что его недавний собеседник исчезает, сменяясь то одним, то другим. С помощью этого образа писатель показывает, что просветительские идеи Чацкого, посеянные в почву фамусовского общества, могут дать только такие всходы, как Репетилов и его «секретнейший союз», а значит, любые попытки изменить мир словом обречены на провал. Уезжая, Репетилов произносит фразу: «поди, сажай меня в карету, / Вези куда-нибудь». Это как предвосхищение отъезда Чацкого, который скажет: «Пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок! - Карету мне, карету!»
Появление Репетилова и подчеркнутое безразличие окружающих к Чацкому делают читателя свидетелем того факта, что конфликт Чацкого с обществом перерастает в серьезное противоречие между просветительскими идеями Чацкого, с помощью которых невозможно изменить мир, и самим реальным миром, который имеет право на существование.
Подслушав разговор Молчалина, Лизы и Софьи, Чацкий наконец разрешает свои сомнения о том, кто же мил сердцу Софьи. Он устраивает сцену ревности девушке, и на шум сбегается весь дом. К Чацкому наконец-то возвращается способность здраво мыслить. Он говорит: «...отрезвился я сполна». Разрешается любовный конфликт - Чацкий узнает, что Софья любит Молчалина, и конфликт с обществом завершен - главный герой уезжает. Но конфликт между реальным миром и просветительскими идеями, по всей видимости, этим не исчерпан - Чацкий не отказывается от своего мировоззрения, уезжая с «мильоном терзаний» в сердце. Психологическая драма Чацкого остается с ним, в его душе.
Такое сложное переплетение конфликтов прочно укрепилось в русской литературе после А. С. Грибоедова. Современные читатели уже не могут представить себе литературное произведение с каким- то лишь одним конфликтом. Многоплановость конфликтов отныне привычна нам. Не стоит забывать, что именно А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» разработал такой тип усложненного конфликта.
И дело не только в просветительских идеях и тех бедах, что они влекут за собой. Это драма сознания. «Не годится человеку вкушать от древа познания», - скажет потом Андрей Болконский у Толстого. Трагическое непонимание друг друга между хорошими, честными людьми (как Софья и Чацкий), невозможность для человека коренным образом изменить мир, наконец, его смертность в контрасте с тягой к решению вечных вопросов - вот суть конфликта этой великой комедии.

Выбор редакции
Ну что товарищи танкисты дождались, действующий бонус-код который можно вводить как тем, кто давно не играл или нагибает каждый день. При...

Попробуем вместе разучить некоторые основные движения польки, которые используются во многих бальных и народных танцах. Этот танец часто...

Елена Логвинова Паспорт логопедического кабинета ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ КАБИНЕТОМ Влажная уборка кабинета производится 5...

Ы нас будешь дарить - мы будем хвалить, а не будешь дарить - мы будем корить! Коляда, коляда! Подавай пирога!Маленький мальчик сел на...
Конфигурация предоставляет удобные средства для составления финансовых планов. Движения денежных средств предприятия планируются путем...
Если Вас интересует автоматизация бюджетирования, внедрения казначейства или учета по МСФО — ознакомьтесь с нашим . В рамках системы...
Какие формы нужно разработать для ведения раздельного учета, подскажите?4. Из средств участников долевого строительства можно произвести...
01.06.2018 Как в типовой конфигурации "1С:Бухгалтерия предприятия" редакция 3.0 настроить права доступа пользователей таким образом,...
На рынке все чаще встречаются ситуации, когда одна компания приобретает другую. Происходит это по разным причинам. Кто-то таким способом...