27 марта всемирный день театра. Об одной древней профессии. История и традиции Всемирного дня театра


Всемирный день театра установлен в 1961 году IX конгрессом Международного института театра. Традиционно проходит под единым девизом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами» .

Деятельность Международного института театра (МИТ), согласно его уставу, направлена на «укрепление мира и дружбы между народами, на расширение творческого сотрудничества всех театральных деятелей мира» .

Как известно, слово «театр» произошло от древне-греческого слова theatron, что значит «место, где смотрят». Традиционно в театре играются два наиболее популярных жанра — комедия и трагедия, символами которых стали театральные маски.

Упоминание о первой театральной постановке датируется 2500 годом до нашей эры . Первая театральная игра состоялась в Египте, сюжетом послужили образы египетской мифологии — истории бога Осириса. Это было зарождением долгой и прочной связи между театром и религией. В древней Греции театр стал формироваться как искусство, устанавливались четкие определения трагедии и комедии, а также других театральных форм.

Международный день театра — это не просто интернациональный профессиональный праздник мастеров сцены и всех работников театра, это наш праздник — праздник миллионов неравнодушных зрителей.

В наши дни театральные и оперные постановки ничуть не утратили свою популярность и значимость, и тысячи людей по всему миру ежедневно посещают театры и наслаждаются этим прекрасным видом искусства. Здание любого театра — это уникальный мир со своей историей, традициями и тайнами.

Самые знаменитые театры мира

  1. Миланский театр Ла Скала по праву является самым знаменитым театром мира. Построен он был в 1778 году. Зал в форме подковы имеет пять ярусов лож. Театр славится своей безукоризненной акустикой.
  2. Сиднейский оперный театр . Открытие состоялось в 1973 году. При строительстве главный упор делался на акустику и обзорность. Более 1500 представлений проходит здесь ежегодно.
  3. Большой театр в Москве - один из ведущих театров России и всего мира. Большую известность имеет балетная труппа театра. Ю. Григорович ставил здесь легендарное "Лебединое озеро" и "Золотой век".
  4. Венская государственная опера . Театр построен в 1869 году и сегодня Венская опера продолжает быть одной из главный мировых оперных площадок.
  5. Palau de la Musica Catalana . Дворец Каталонской Музыки в Барселоне. Здание официально открыто в 1908 году. Дворец является одной из главных театральных и музыкальных площадок Барселоны.
  6. Театр Les Celestins - главный центр искусства г. Лион во Франции. Это оперный театр вместимостью более 1000 человек.
  7. Королевский оперный театр Convent Garden . Лондонский театр хорошо известен во всем мире. В этом величественном здании выступали звезды мировой классической музыки, начиная с 1858 года.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Всемирный день театра - это международный профессиональный праздник театральных работников, учрежденный в 1961 году инициативой конгресса МИТ при ЮНЕСКО. Этот день проходит под единственным девизом, неизменным с первого дня: «Театр - средство взаимопонимания и укрепления мира между народами».

3 слайд

Описание слайда:

Теа́тр греч. θέατρον - основное значение - место для зрелищ, затем - зрелище, от θεάομαι - смотрю, вижу

4 слайд

Описание слайда:

Театр родился из древнейших охотничьих, сельскохозяйственных и других ритуальных празднеств, в аллегорической форме воспроизводивших явления природы или трудовые процессы. Обрядовые действа сами по себе ещё не были театром: театр начинается там, где появляется зритель. Театр достигает своей эстетической цели лишь в том случае, если сценическое действие находит отклик у зрителей.

5 слайд

Описание слайда:

На ранних стадиях развития театра - в народных празднествах пение, танец, музыка и драматическое действие существовали в неразрывном единстве. В процессе дальнейшего развития и профессионализации театр утратил свое первоначальное единение, образовались три основных вида: драматический театр, оперный и балетный, а также некоторые промежуточные формы.

6 слайд

Описание слайда:

Античный театр В Греции театр был одним из факторов общественного развития, распространяя в народе религиозные и социально-этические понятия и объединяя разнообразные слои населения городов и деревень. Древнегреческий театр родился из мистерий, посвященных богам - покровителям земледелия, в первую очередь Дионису: в ходе посвящённых ему празднеств хор «сатиров» распевал песни содержание которых составляли мифы дионисийского круга. От хора сатиров произошло и слово «трагедия».

7 слайд

Описание слайда:

Годом рождения мирового театра считается 534 г. до н. э., когда афинский поэт Феспид во время Великих Дионисий наряду с хором использовал одного актёра-декламатора. Декламатор мог вступать в диалог с хором, изображать по ходу повествования различных персонажей мифов, и таким образом к диалогу примешивались элементы актёрской игры. Древнегреческий драматург Эсхил добавил к хору второго актёра. Афинский драматург Софокл добавил третьего. Благодаря им в V веке до н. э. декламаторы уже могли общаться не только с хором, но и между собой, что сделало возможным драматическое действие, независимое от хора, и в результате - преобразование хора сатиров в драму.

8 слайд

Описание слайда:

Каждый полис имел свой театр. Он строился у подножия холма под открытым небом. Существовали пьесы только двух жанров - трагедии и комедии. Писались они чаще всего на мифологические или исторические сюжеты. Все роли играли мужчины. Актёры выступали в огромных масках. Декораций не было. Женщины не всегда и не везде допускались на представления и сидели отдельно от мужчин. В Греции профессия актера считалась престижной, а в Риме - позорной.

9 слайд

Описание слайда:

Наряду с официальным существовал также античный народный театр, в котором выступали бродячие комедианты - флиаки и мимы. Они разыгрывали примитивные пьески бытового, развлекательного, сатирического, часто непристойного содержания на улицах и площадях, актеры были без масок, в представлении могли участвовать женщины.

10 слайд

Описание слайда:

Европейский театр После падения Римской империи античный театр был забыт: идеологи христианства осуждали лицедейство и все «одержимые страстью к театру» исключались из христианских общин. Средневековый театр фактически рождался заново, из народных обрядов и религиозных праздников - инсценировок церковных служб. Средневековый театр

11 слайд

Описание слайда:

К языческим крестьянским праздникам и связанным с ними традиционным играм восходит искусство средневековых гистрионов - бродячих актёров, которые могли быть одновременно и танцорами, и певцам, и рассказчиками, дрессировщиками животных, гимнастами и фокусниками, играть на самых разнообразных инструментах. К искусству гистрионов восходит фарс, ставший составной частью городских мистериальных представлений.

12 слайд

Описание слайда:

Уже в IX веке в Западной Европе в день Рождества священники изображали евангельских пастухов, идущих в Назарет, происходил краткий диалог между ними и священником, служившим литургию - диалогизация службы в своём развитии открывала возможности для драматического действия. В XI веке на Пасху и в Рождество уже разыгрывались настоящие представления Христианская церковь вырабатывала собственные обряды, которые придавали её учению иллюстративность.

13 слайд

Описание слайда:

Одновременно в городах, независимо от церкви, зарождался жанр мистерий - массового, площадного, самодеятельного искусства. Мистерии были частью городских торжеств, которые устраивались в ярмарочные дни, абстрактные церковные сюжеты обретали в них национальный колорит.

14 слайд

Описание слайда:

Театр эпохи Ренессанса родился в Италии, где существовала литургическая драма и появился итальянский аналог мистерий. Во Флоренции тексты для этих представлений писали крупные поэты-гуманисты. Они прививали античный дух священным представлениям, вплоть до использования в мистериях языческих сюжетов. Эпоха Ренессанса

15 слайд

Описание слайда:

В 70-х годах XV века Помпонио Лето в Риме возродил античный римский театр. Со своими учениками он ставил на языке оригинала сочинения Сенеки, Плавта и Теренция. Опыт Лето быстро распространился по всей Италии, и, поскольку латынь была понятна не всем, вскоре появились переводы древнеримский авторов на итальянский язык.

16 слайд

Описание слайда:

С распространением мистерий в Италии было связано появление первых театральных коллективов - на рубеже XV-XVI веков, поначалу в виде любительских содружеств, которые со временем превращались в полупрофессиональные: ремесленники и представители интеллигенции собирали труппу, когда был спрос на представления, показывали их за плату в богатых домах и возвращались к своим прежним занятиям, когда спроса на представления не было.

17 слайд

Описание слайда:

В эпоху Ренессанса в Италии зародились также опера и балет. Вначале в мистериях появилась эпизодически вводимая музыка, позднее музыка стала сопровождать всё действие. В середине XVI века были популярны пасторали, которые сопровождались хоровым пением. В конце XVI века появились произведения с одноголосым пением. Первые балеты ставились при дворе для развлечения придворной знати. Хореография была создана на основе придворных танцев. В XVI веке в северной Италии появились грандиозные представления - spectaculi. Они включали не только танцы, но и конные представления и битвы.

18 слайд

Описание слайда:

Первые балеты включали не только танцы, но и разговоры и элементы драмы. Постепенно танец вытеснил из балета элементы драмы. Во Франции балет сформировался как отдельный жанр. Балетные представления теперь давали не только при дворе, но и в театрах. Дворяне исполняли в балете роли разной важности.

19 слайд

Описание слайда:

Эпоха (период с 80 - 90-х гг. XVI в по 20-е гг. XVII в.) подъёма английского драматического театра. По традиции этот период связывают с творчеством У.Шекспира. Однако не меньшую роль в развитии английской драмы сыграли и его талантливые современники-драматурги. Елизаветинская драма

20 слайд

Описание слайда:

Натуралистическая драма - преломление эстетики натурализма в европейском театре конца XIX и начала XX веков. Представители натурализма видели свою задачу в как можно более достоверном и правдоподобном отражении повседневной реальности на театральных подмостках. Реалистическая драма - драма в стиле реализма - как следствие общего для реализма «снижения» стиля и ускорения темпа жизни. Мелодрама - произведения раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных обстоятельствах на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть и тому подобного. Также сопровождается трагическими сценами, в большинстве случаев завершается счастливым концом. «Театр итальянской комедии» - канон комедии дель арте - импровизации на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски.

21 слайд

Описание слайда:

Театр Востока Театр теней - форма визуального искусства, зародившаяся в Китае свыше 1700 лет назад. Большой полупрозрачный экран и плоские цветные марионетки, управляемые на тонких палочках. Кабуки - один из видов традиционного театра Японии. Представляет собой синтез пения, музыки, танца и драмы. Исполнители кабуки используют сложный грим и костюмы с большой символической нагрузкой.

22 слайд

Описание слайда:

Кукольный театр на воде - вьетнамская традиция, восходящая к XI веку н.э., возникла в деревнях на севере Вьетнама. В старину крестьяне использовали этот вид развлечений во время наводнений. Куклы для этого театра делаются из дерева, а затем покрываются лаком. Представление проводится в неглубоком бассейне. Марионетку поддерживает большой стержень, расположенный под водой и управляемый кукловодом, который обычно скрыт за ширмой. Таким образом, куклы движутся над водой. Представления часто сопровождаются национальной музыкой.

23 слайд

Описание слайда:

Театр в США Ранние формы театрального искусства, такие как менестрель-шоу и водевиль, со сцены исчезли, но сам театр в начале XXI века остается популярным видом искусства. Миллионы театральных зрителей ежегодно посещают бродвейские постановки, которые становятся сложнее и затратнее. В то же время театр становится площадкой для самовыражения, местом, где локальные группы могут проводить личностные исследования и поиски идентификации. Небольшие городские театры определили себя как источник инноваций, а региональные оставили за собой роль крупных центров театральной жизни. Драму преподают в старшей школе и колледжах, чего не было в предыдущие периоды. Благодаря этому интерес к театру просыпается у большего числа людей.

24 слайд

Описание слайда:

Театр в России Театр в России прошел путь от языческих обрядовых практик и скоморошьей ярмарки до отдельного направления в искусстве. Российский театр по праву гордится своей историей: система великого реформатора сцены Константина Станиславского, принципы биомеханики Всеволода Мейерхольда, сценические открытия Евгения Вахтангова и Александра Таирова определили развитие не только российского театра, но и всего мирового сценического искусства.

25 слайд

Описание слайда:

Виды театра Драматический театр Спектакль в драматическом театре основывается на литературном произведении - драме или на сценарии, предполагающем импровизацию. Для артиста драматического театра основным средством выразительности является речь. Важную роль в драматическом театре играет режиссёр, который на основе собственной интерпретации литературного произведения руководит работой всего коллектива, а также редактирует сценарий.

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Опера Сценический вид театрального искусства, в котором драматическое действие тесно слито с вокалом и оркестровой музыкой; в опере нередко присутствует и танец. Оперные постановки обычно осуществляются в специально оборудованных оперных театрах. Оперное произведение это ансамбль сольных эпизодов - арий, дуэтов, трио, квартетов, ариозо, речитативов, а также ансамблей, хоров, балетных сцен. Опера подразделяется на акты и картины, сцены и номера. В начале перед актами, бывает пролог, а в конце - эпилог. Большую роль в опере подлежит оркестру.

28 слайд

Описание слайда:

29 слайд

Сегодня, 27 марта в мире отмечают День театра, в России работники МВД отмечают свой профессиональный праздник — День внутренних войск, а в Индии празднуется Папамочани Экадаши - праздник очищения.

Праздники 27 марта 2019 года

Всемирный день театра

— международный праздник
27 марта во всем мире ежегодно отмечается праздник — Всемирный день театра, который был установлен в 1961 году IX конгрессом Международного института театра. Деятельность этой организации, направлена на расширение творческого сотрудничества и укрепление мира и дружбы между народами.

День внутренних войск МВД России

В России каждый год 27 марта отмечается профессиональный праздник — День внутренних войск МВД. Внутренние войска - это одна из самых важных частей охранной системы государства. Праздник был учрежден Президентом России Б.Ельциным, который 19 марта 1996 года подписал Указ «Об установлении Дня внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Праздник в Индии — Папамочани

27 марта в Индии празднуется праздник Папамочани Экадаши, основная цель которого утвердить каждого человека в его добродетели, принести благо человеку и обществу в равной степени и порадовать Бога.
История этого древнего праздника была связана с понятием кармы или «деятельности», закон которой неумолим и очень прост: настоящее - это следствие прошлого и причина будущего. Основной смысл заключается в том, что человек не удовлетворенный своим настоящим, должен понимать, что нынешнее его положение - это результат его же деятельности в прошлом. Этот результат можно преодолеть только добродетельными поступками. Самое опасное состояние — удовлетворенность своим положением, поэтому ведическая традиция учит людей для гармонизации и улучшения собственной кармы совершать аскезу в виде покаяния или стремления удовлетворения Бога.

Необычные праздники

В день 27 марта отмечают необычный индусский праздник Холи. Еще в этот день можно весело отпраздновать необычные праздники День гусиной кожи и День воздушных свинок.

День праздника Холи

Холи – это самый любимый индусский праздник. Его всегда отмечают по индийском лунному календарю в полнолуние в конце февраля или в начале марта. Этот веселый праздник прихода весны и возрождения жизни в Индии обязательно сопровождается веселым фестивалем красок и хорошим настроением. Местное население сегодня также прославляет плодородие, а история его восходит к древним легендам и преданиям, которые гласят, что праздник Холи отмечают в честь Бога любви Камадэве, испепеленного Шивой, и воплощенного в сына Бога Кришны.
Индусы в этот день воздают дань Кришне, приносят ему в жертву цветки манго и пасту из сандалового дерева. Праздник по другим источникам прославляет Кришну, который любил окрашивать лица девушек — пастушек цветным порошком.
Только в этот день в Индии взрослые могут впасть в детство и облить прохожего водой или осыпать краской. Никто от этого не будет зол, а наоборот счастливо обольет вас и осыпет в ответ.

День гусиной кожи

Проблема появления на поверхности кожи «гусиной кожи» — множества мурашек, которые по виду схожи с гусиным кожным покровом, в моменты ощущения чувства холода или страха — знакомо почти каждому. Почему и кто решил посвятить этому событию праздник - не известно. Но если у вас часто на теле появляется «гусиная кожа», это может свидетельствовать о недостатке в вашем организме витаминов А, В и Е, поэтому не мешало бы их восполнить, особенно сегодня, раз уж наступил День гусиной кожи.

День воздушных свинок

Есть детская сказка о том, что у одной свинки была заветная мечта — научиться летать и отправиться в далекое путешествие. Свинка раздобыла для полета воздушные шарики, и привязала их к себе. Ее мечта почти исполнилась, она взлетела, но управлять шариками для нее было очень сложно. А вы когда-нибудь пробовали управлять шарами? Устройте сегодня веселый праздник и помогите свинке в этом. Попробуйте привязать к воздушным шарам груз и направлять их в нужном направлении, при этом собирать любимые желуди для свинки.

Праздник по народному календарю

Венедиктов день, Скотник

27 марта все православные христиане чтят память Святого преподобного Венедикта Нурсийского, котрый был автором важнейшего устава латинской традиции и родоначальником западного монашеского движения.
На Руси в Венедиктов день было принято ухаживать за домашними животными, поскольку в это время у многих из них начиналась линька. Крестьяне выводили скотину во двор и чистили ее скребками, заговаривая от дурного глаза.
Об этом дне в народе поговаривали: «На Скотника не ленись - скотинке поклонись». О домашней живности говорили: «Корова если на дворе - то харч будет на столе».
В этот день крестьяне наблюдали за приметами — если на Венедикта будет мороз, то следует такую же погоду ожидать через неделю. Гром в этот день обещал плодородное урожайное лето.
Именины 27 марта у Венедикта, Михаила, Ростислава

27 марта в истории

1968 г. - Погиб Юрий Алексеевич Гагарин во время тренировочного полета.
1972 г. - Запуск в сторону Венеры автоматической станции «Венера-8».
1977 г. - При взлете в аэропорту Тенерифе «Боинг-747» авиакомпании KLM врезается в самолет компании Pan Am. Погибли 582 человека – одна из самых страшных авиакатастроф в истории.
1978 г. - Мстислав Ростропович изгнан из Союза композиторов СССР.
1992 г. -В Красноярске Съезд народных депутатов Сибири объявил независимость края от России.
1994 г. - В Германии впервые поднялся в воздух создаваемый совместными усилиями Великобритании, Германии, Испании и Италии истребитель «Еврофайтер-2000».
1997 г. - Всероссийский День протеста против проводимого курса правительством Российской Федерации.
2010 г. - Умер Василий Васильевич Смыслов (род. 1921), международный гроссмейстер, заслуженный мастер спорта СССР, седьмой чемпион мира по шахматам в 1957-1958 гг.
2011 г. - Россия перешла на постоянное летнее время. Дальнейший переход на зимнее и летнее время отменён распоряжением президента РФ Дмитрия Медведева.

26.03.2017

Какая первая мысль приходит в голову человеку, решившему, наконец, вырваться (хотя бы временно) из оков привычных будней и скрасить себе жизнь ярким, интересным событием? Конечно, это будет мысль о покупке билета в театр! Жителям крупных городов повезло - они могут осуществить такую идею в любой момент, а вот сельчанам в этом отношении сложнее. Но где бы вы ни жили - время от времени вы все же бываете в театре, поэтому замечательный праздник всех деятелей искусства, так или иначе связанных с тесным взаимодействием системы «актер-зритель», касается и вас. Отмечается Всемирный день театра 27 марта.

История Дня театра

27 марта 1948 года в Праге впервые состоялось масштабное событие - награждение деятелей театрального искусства. Торжественные поздравления звучали в адрес всех, чья профессиональная деятельность так или иначе связана со сценой. А в 1961 году IX Конгресс Международного института театра, действующего под покровительством ЮНЕСКО, объявил 27 марта праздником - Всемирным днем театра.

События и традиции Дня театра

Много лет существует традиция торжественного обращения 27 марта какого-либо крупного общественного деятеля, писателя или другого представителя сферы культуры ко всем работникам театра. С теплыми словами благодарности выступали в этот день французский писатель Жан Кокто, русский композитор Дмитрий Шостакович и многие другие деятели культуры разных государств мира.

Выслушав поздравления, актеры и суфлеры, режиссеры и постановщики, светотехники и монтировщики декораций, гардеробщики и билетеры не идут отдыхать - они приступают к работе. В свой праздник театр готовит зрителю множество сюрпризов и даже слегка приоткрывает завесу в «святая святых» - загадочный (и недоступный непосвященным) мир закулисья. В ночь с 26 на 27 число во многих театрах идет живое общение со зрителями.

Зрителям показывают внутреннюю жизнь театра, вовлекают в интерактивное действо, проводят экскурсии. 27 марта некоторые театры предоставляют гостям солидные скидки на билеты. В общем, все делается для того, чтобы зритель шел в театр, чтобы позволил себе погрузиться в мир «параллельной реальности» с его страстями, порой безудержным весельем, порой бездонной грустью, порой сатирой и буффонадой.

В России в марте проходит фестиваль «Золотая маска», в котором участвуют 125 стран. Особый язык театра доступен для понимания представителям разных государств и различных социокультурных систем. Недаром девизом праздника был выбран такой: «Театр - средство для укрепления мира и дружбы между народами». Язык жестов и взглядов доходит до каждого сердца.

Всемирный день театра установлен в 1961 году IX конгрессом Международного института театра (МИТ). Деятельность данной организации, согласно её уставу, должна быть направлена на “укрепление мира и дружбы между народами, на расширение творческого сотрудничества всех деятелей мира”. Членом МИТа Советский Союз стал ещё в 1959 году. С 1961 года СССР - постоянный член исполнительного комитета МИТа.

Театр - одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством действий актёра или группы актёров на сцене.

Праздник Всемирный день театра отмечается ежегодно 27 марта. Это не просто профессиональный праздник мастеров сцены, это так же праздник миллионов поклонников театрального искусства.



Театр - это ни с чем несравнимое искусство, его специфика заключается в изображении событий, которые как бы непосредственно происходят перед зрителем; зритель становится их свидетелем и соучастником, что определяет особую силу идейного и эмоционального воздействия театра. Проходят годы, столетия, а театр остается самым любимым и востребованным видом искусства. И кто бы мог подумать, что сегодняшний красивый театр начинался со скоморошества...


Хотелось бы в этот прекрасный весенний праздник 27 марта, во Всемирный день театра, хотя бы вкратце вспомнить, с чего начиналось это уникальное искусство.

Театр скоморохов

Русский театр зародился в глубокой древности в народном творчестве - обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них проявлялись элементы театра - драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.история театра в России.

Старейшим театром были игрища народных лицедеев - скоморохов. Скоморохи, участвуя в обрядах, вносили в них мирское, светское содержание. Скоморошить - петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось своей художественностью. То же самое происходит и в современном театре - театров много, но всеобщую любовь получают лишь те, где актеры блестяще владеют своим искусством.


Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром. Актеры этих театров высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, цирковые номера. Исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию. Характер выступления скоморохов первоначально не требовал объединения их в большие группы.


Для исполнения сказок, былин, песен, игры на инструменте достаточно было только одного исполнителя. Представления скоморохов не переросли в профессиональный театр. Для рождения театральных трупп не было условий - власти и церковь преследовали скоморохов и ставили их в один ряд с волхвами, колдунами. Но скоморошеские представления продолжали жить, народный театр развивался.

Придворный театр

По-настоящему театр появился в 17 веке - это были придворный и школьный театры. Школьный театр появился при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями и ставились учащимися по праздникам. В пьесах использовались как евангельские сюжеты, так и житейские предания. Писались они в стихах на основе монологов. Кроме реальных лиц, вводились и аллегорические персонажи.

Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы "Артаксерксово действо" (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Царю так понравилось представление, что он смотрел его десять часов подряд. Ставились и другие пьесы на библейские сюжеты.



Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами.

После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I, когда с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.

Императорские театры

Особое положение среди русских театров занимали Императорские театры, находившиеся в ведении министерства Двора, а также правительственные театры в Варшаве. Начало Императорским театрам, как и официальному существованию театра в России вообще, положено 30 августа 1756 года, когда императрица Елизавета Петровна издала указ об учреждении в Санкт-Петербурге Российского театра, поручив управление театра Сумарокову. Впоследствии в состав придворного театра, кроме русской драматической труппы, вошли балет, камерная и бальная музыка, итальянская опера, французская и немецкая труппы.


До 1766 года управление театра сосредоточивалось в ведении придворной конторы; затем императрица Екатерина II учредила самостоятельную дирекцию всех придворных театров, первым директором которых назначен был И. П. Елагин (20 декабря 1766 г. - 21 мая 1779 г.); после Елагина занимал эту должность В. И. Бибиков (1779-1783). В 1783 году для управления придворными театрами учрежден «Комитет над зрелищами и музыкой» (1783-1786), состоявший из генерал-поручика П. И. Мелисино, генерал-майора П. А. Соймонова, камергеров князя Н. А. Голицына и А. И. Дивова и камер-юнкера П. В. Мятлева, под председательством А. В. Олсуфьева. В 1786 году комитет упразднен и директором придворных театров назначен С. Ф. Стрекалов (1786-1789); за ним следовали два равноправных директора: генерал-майор П. А. Соймонов и А. В. Храповицкий (1789-1791).

С 1791 года придворные театры вновь перешли в единоличное управление и директорами их последовательно были: князь Н. Б. Юсупов (1791-1799), граф Н. П. Шереметев (1799) и обер-гофмаршал А. Л. Нарышкин (1799-1819), при котором в 1806 году были учреждены Императорские московские театры.

27 апреля 1812 года, по случаю отъезда императора Александра I из Санкт-Петербурга, учрежден был «для решения высших театральных вопросов» особый комитет, которому был подчинен директор театров; в состав комитета вошли, между прочим, директор придворных театров А. Л. Нарышкин и министр финансов Д. А. Гурьев.

С 14 января 1816 года действия комитета были продолжены и на будущее время, а с 22 февраля 1824 года комитет был преобразован: в состав его вошли московский и петербургский военные генерал-губернаторы, из которых последний, граф М. А. Милорадович, назначен был старшим членом.



19 декабря 1825 года, за смертью графа Милорадовича, старшим членом комитета назначен шталмейстер князь В. В. Долгоруков. После А. Л. Нарышкина директорами театров состояли: гофмейстер кн. П. И. Тюфякин (1819-1821), А. А. Майков (1821-1825) и Н. Ф. Остолопов (1825-1829).

5 января 1823 года московские Императорские театры выделены были из общей дирекции и отданы в ведение московского генерал-губернатора кн. Д. В. Голицына: директорами московских театров были Ф. Ф. Кокошкин (1823-1831) и М. Н. Загоскин (1831-1842). С 1842 года московские театры были вновь подчинены общей дирекции. В 1829 году Комитет для управления петербургскими театрами был упразднен с назначением директором театров князя Сергея Гагарина (1829-1833). За ним следовали: А. М. Гедеонов (1833-1858), гофмейстер А. И. Сабуров (1858-1862), граф А. М. Борх (1862-1867), гофмейстер С. А. Гедеонов (1867-1875). До осени 1881 года Дирекцией управлял статс-секретарь барон К. К. Кистер, до 1899 г. - обер-гофмейстер И. А. Всеволожский, затем С. М. Волконский (1899-1901) и В. А. Теляковский (1901-1917).

Вскоре после Февральской революции Дирекция императорских театров была преобразована в Дирекцию государственных театров (директор Ф. Д. Батюшков), которая существовала до ноября 1917 г.


Мы сердечно поздравляем всех людей, кто посвятил свою жизнь искусству воплощения в образы на сцене с праздником 27 марта, со Всемирным днем театра. Желаем Вам семейного счастья, уверенного завтрашнего дня, увлекательных ролей и благодарных зрителей. Любви Вам и счастья!

Выбор редакции
Что делать, если диеты не помогают, а голодать не хватает силы воли и возможностей? Остается надежное и проверенное средство — заговор...

Детальное описание из нескольких источников: «молитва за поступление ребенка в вуз» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном...

При своевременно назначенном и эффективном лечении анализ крови СРБ покажет уменьшение концентрации белка уже через несколько дней....

У многих есть мечта: иметь доступ к неиссякаемому фонтану достатка и прибыли. Если получится, то на постоянной основе. А что вы можете...
Во всех клиниках «Медок» можно сдать анализы практически всех популярных типов. В том числе: общий анализ мочи; анализ на яйца остриц и...
Современный человек, живущий в большом городе, наполненном суматохой, шумом и соблазнами, не очень склонен верить в духовные чудеса. Но...
Всем невозможно нравиться. Даже если человек очень добрый и милый, это не дает ему стопроцентной защиты от зависти . А зависть - чувство...
Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...
К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...