Афиша государственной академической капеллы. Государственная академическая капелла им. Глинки. От основания и до Октябрьской революции


Г осударственная академическая капелла Санкт-Петербурга ведёт свою историю с 1479 года, когда по указу великого князя Ивана III в Москве был учреждён хор Государевых певчих дьяков, ставший первым профессиональным хором России и колыбелью русского хорового искусства. Последние десятилетия ознаменованы новым подъёмом в исполнительской и концертной жизни Певческой капеллы. В 1974 году художественным руководителем и главным дирижёром Капеллы становится выдающийся русский музыкант Владислав Чернушенко. С этого времени начинается возрождение исторических традиций старейшего хора России.

В 1974 году Владислав Чернушенко назначен художественным руководителем и главным дирижёром старейшего музыкально-профессионального учреждения России – Ленинградской государственной академической капеллы им. М.И. Глинки. В короткие сроки Владислав Чернушенко возрождает этот знаменитый русский певческий ансамбль, находившийся в глубоком творческом кризисе, вернув его в число лучших хоров мира.

Комплекс зданий Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга – одно из лучших творений русской архитектуры, неотъемлемая составная часть ансамбля Дворцовой площади. В архитектурном ансамбле Капеллы центральное место занимает концертный зал. Он был построен Л.Н. Бенуа в 1889 году. Несомненно, зал стал одной из главных удач архитектора не только по внешнему убранству. За залом Капеллы установилась репутация отличного, а по некоторым отзывам, идеального в акустическом отношении. В 2005 году завершился капитальный ремонт и комплексная реставрация концертного зала Капеллы. Тщательным образом восстановлена лепнина и позолота, осветительные приборы и стулья. Всё недостающее воссоздавалось в полном соответствии с сохранившимися образцами. В торжественном открытии зала 1 октября 2005 года приняли участие все исторические коллективы Капеллы - Хор, Симфонический оркестр и Хор мальчиков.

Орган Капеллы - не только ценнейший музыкально-архитектурный памятник России. Вместе со всем историческим комплексом он позволяет образовать крупнейший международный центр органной музыки, где проходят фестивали, концерты, симпозиумы. Реконструкция органа Капеллы явилась мощным стимулом для развития отечественной органной культуры. Орган Капеллы - исторический инструмент-памятник. Он бесценен, как бесценны инструменты великих итальянских скрипичных мастеров - Амати, Страдивари, Гварнери. Изящный, благородного звучания, орган Капеллы прекрасно гармонирует с интерьером и акустикой концертного зала. Инструмент попал в Капеллу в 1927 году, а изготовлен он был в 1891 году для Голландской Реформатской церкви в Петербурге. Проектируя зал Капеллы, архитектор Л.Н. Бенуа одновременно планировал и установку в нем органа, но по ряду обстоятельств идее установки органа в Капелле не суждено было сбыться.

Камерный зал Капеллы Санкт-Петербурга был отремонтирован и реконструирован в 2011 году при поддержке Комитета по культуре. В Камерном зале проходят вечера старинной и современной камерной музыки, выступления ведущих солистов Хора и Симфонического оркестра Капеллы, Камерного оркестра Капеллы, абонементные концерты для детей, сольные концерты молодых петербургских музыкантов, тематические, музыкальные, литературные, юбилейные вечера, экспериментальные концерты, творческие встречи, моноспектакли, научные конференции, пресс-конференции. С каждым сезоном концерты в Камерном зале Капеллы пользуются все большей популярностью.

В 1970-е годы к концертному залу Капеллы на уровне второго этажа была пристроена галерея, позволяющая артистам и администрации попадать в зрительный зал и фойе не через сцену. Галерея служит не только местом для отдыха слушателей в антрактах, но и для проведения выставок живописи, графики, фотографии и скульптуры. Смена экспозиции происходит каждые две недели.

В 2010 году во время капитального ремонта в Капелле был смонтирован лифт для людей с ограниченными возможностями. Теперь благодаря специальному оборудованию концертный зал стал доступен для инвалидов. Лифт позволяет им практически беспрепятственно перемещаться в пространстве Капеллы и легко попасть с первого этажа непосредственно в галерею, примыкающую к концертному залу.

Государственная академическая капелла в Санкт-Петербурге – старейшее музыкальное учреждение , которое своей деятельностью во многом определило рост и развитие музыкальной культуры. В ее составе профессиональный хор , который был учрежден еще в Москве в XV веке, симфонический оркестр и концертный зал . Именно здесь появлялись и развивались разные музыкальные направления .

История

История Капеллы длится уже не одно столетие, и началась еще во времена правления Ивана III . С тех пор Капелла развивалась, и многое поменялось. Но обо всем по порядку.

От основания и до Октябрьской революции

Капелла появилась еще в XV веке в Москве , когда Великий князь Иван III создал хор Государевых певчих дьяков .

12 августа 1479 года они принимали непосредственное участие в освящении Успенского собора, и с тех пор именно этот день считается датой основания Капеллы

Певчие с самого начала постоянно были при царе. Они не только участвовали в богослужениях, таинствах, но и пели на обедах, а так же сопровождали государей во всех поездках, в том числе во время военной деятельности. Чуть позже на службу певчих стали брать не только взрослых мужчин, но и мальчиков . Быть певчим в те времена очень ценилось, и одной из причин на это было обучение грамоте.

Первую русскую школу певчих основали привезенные Иваном Грозным распевщики Федор Крестьянин и Иван Нос . Певчие не только сами исполняли, но и создавали музыкальные произведения.

История петербургского певчего хора начинается с 1703 года. Вскоре после того, как к власти пришел Петр I, он велел переименовать хор Государевых певчих дьяков в Придворный хор

Теперь певчие все время сопровождали царя во всех его передвижениях и военных походах. Петр I хорошо заботился о своих певчих, а так же периодически исполнял что-либо с ними сам. А когда в 1703 году шли массовые празднования по случаю появления новой столицы, певчие принимали в них непосредственное участие.

Следующий этап развития Придворного хора был уже при императрице Анне Иоанновне. Именно она в 1738 году открыла первую специальная школу, а через 2 года певчие начинали обучаться игре на оркестровых инструментах

С тех пор Придворный хор стал главным музыкальным хором города , который принимал участия во всех мероприятиях, проводимых в столице. А с 30х годов XVIII столетия так же еще его начали привлекать для выступлений в Придворном театре. Именно благодаря хору появились лучшие певцы и солисты того времени .

Екатерина II в 1763 году переименовала Придворный хор в Императорскую придворную певчую капеллу, директором которой стал Марк Полторацкий. Именно Капелла была основой музыкальной жизни России

Она воспитала множество известнейших музыкантов. С ней связаны имена таких известных музыкальных деятелей как Римский-Корсаков, Глинка, Ломакин и многие другие.

Довольно долгий период времени руководил Капеллой итальянец Балтазар Галуппи , а вместе с ним его соотечественник Доменико Чимароза. Именно они в свое время учили Д. С. Бортянского, Джузеппе Сарти, Томмазо Траэтта и Джованни Паизиелло. Благодаря их усилиям и стараниям русские музыканты овладевали настоящим международным мастерством.

В 1796 году директором Капеллы стал ее бывший воспитанник Д. С. Бортнянский . Он очень искренне переживал за Императорскую капеллу и ее учеников. Дмитрий Степанович старался добиться совершенного исполнения, даже сам сочинял произведения для хора, и, как результат, исполнители стали известными даже за пределами страны. Именно по велению Дмитрия Степановича в 1808 году были куплен участок с расположенными на нем двумя домами, садом и двором, где и находится современная Капелла. Благодаря существованию Императорской капеллы в России смогли познакомиться с иностранной классикой, известной во всем мире: Моцарт, Бетховен, Берлиоз, Гайдн и другие.

Следующим руководителем Капеллы стал Ф. П. Львов, который продолжил положенные Д. С. Бортянским традиции . После него должность директора досталась его сыну Алексею Федоровичу – автору гимна Боже царя храни , генерал-майору и тайному советнику, который оказался прекрасным руководителем музыкального хора.

В 1837 году капельмейстером был назначен Глинка. Его лично об этом попросил император Николай I. Глинка очень ответственно подошел к своей должности и лично выбирал новых певчих и контролировал их обучение

В 1846 в Капелле начали готовить руководителей церковных хоров , а через 12 лет, наконец, полностью утвердилась работа оркестровых классов. Это положительно сказалось на развитии хора и обучении его воспитанников. Когда молодые люди вступали в возраст изменения голоса, их просто переводили в те классы, где вокальные способности не требовались.

В 1861 году на должность руководителя Придворной певческой капеллы вступил Н. И. Бахметов.

Окончательное формирование Придворного хора завершилось 16 июля 1882 года, когда император Александр III утвердил его штат. Теперь в состав Придворной певческой капеллы входили симфонический оркестр, хор, музыкальная и театральная школы, регентские и инструментальные классы

Следующий важный период в развитии Придворной капеллы приходится на время, когда ей руководили М. А. Балакирев и Н. А. Римский-Корсаков . Именно Николай Андреевич преподавал в музыкальных классах, и делал это настолько хорошо и самоотверженно, что у него выпускались только лучшие ученики, ставшие в дальнейшем основными музыкантами оркестра. Вскоре выпускникам школы Капеллы стали выдавать документы, подтверждающие получение музыкального образования .

Каждый, кто участвовал в формировании Придворной певческой капеллы, начиная с самого его основания, сделал огромный вклад в развитие музыкального искусства России. Был создан не имеющий аналогов во всем мире музыкальный центр, где воспитание будущих деятелей искусства отлично сочеталось с концертно-исполнительской деятельностью. Именно отсюда выпускались лучшие воспитанники, ставшие знаменитыми музыкантами .

Капелла с ХХ века и до сегодняшнего дня

ХХ столетие стало тяжелым временем для Капеллы . После революции она была частично расформирована : закрылись регентские классы и шляхетский корпус, а затем распустили хоровое училище и симфонический оркестр. Однако хор и оркестр продолжили свои выступления, но уже в простых местах: на рабочих, студенческих и клубных площадках.

В 1918 году Капелла стала Петроградской народной хоровой академией , а через 3 года из хора и оркестра бывшей Придворной капеллы сделали Петроградскую государственную филармонию. Весной 1920 года бывшую Капеллу ждало новое преобразование : если раньше в хоре были только мальчики и мужчины, то теперь туда добавили еще и женские голоса . В 1922 году хор выделили в отдельную группу, назвав его Академической капеллой. Она состояла из хоровых техникума и школы, а так же самого хора. Вскоре туда начали принимать на обучение еще и девочек .

Наибольший подъем Капеллы в первой половине ХХ века связан с руководством двух выдающихся людей – П. А. Богданова и М. Г. Климова. Палладий Андреевич смог сохранить школу даже в период Великой Отечественной Войны, а Михаил Георгиевич – воспитать лучший хор

В 1928 году Капелла под предводительством Климова отправляется в первое гастрольное турне по странам Западной Европы . Все прошло более чем хорошо – русских музыкантов ждал успех.

Во время войны Капелла была эвакуирована в Кировскую область , а некоторые из ее артистов ушли на фронт. В то время главным дирижером была Е. П. Кудрявцева, и именно с ней музыканты выступали в госпиталях, в воинских частях и разных концертных залах, поддерживая патриотический дух.

Во второй половине 1943 года к руководству пришел Г. А. Дмитревский, который смог возродить Капеллу после войны , внеся огромный вклад в развитие и становление музыкально-просветительской деятельности. В конце 1944 года Капелла вернулась в родной Ленинград , и уже в 1945 году ее функционирование возобновилась в удвоенном объеме.

В 1954 году Капеллу и училище при ней назвали в честь М. И. Глинки . Событие это приурочили к 150 дню рождения композитора. К сожалению, на ближайшие 20 лет деятельность Капеллы снизилась, если не сказать – замерла совсем . Частая смена руководства и певцов, проблемы и недопонимания в коллективе, отсутствие новых произведений – все это сказывалось на общем звучании хора.

Но вот в 1974 году к руководству Капеллой приходит бывший воспитанник В. А. Чернушенко и невероятными усилиями возрождает прошлые традиции

Именно благодаря Владиславу Александровичу была возвращена та музыка, что долгое время была запрещена в стране: Чайковский, Чесноков, Березовский и многие другие.

При В. А. Чернушенко репертуар исполняемых произведений снова расширяется . Берется не только классика, но и работы современных авторов.

1 ноября 1991 года был снова создан Симфонический оркестр, который получил признание во всем мире

Именно хор и Симфонический оркестр сейчас гастролируют по разным странам и по праву признаются одним из лучших музыкальных коллективов в мире.

Деятельность

Сегодня Государственная академическая капелла представляет собой старейшее русское профессиональное музыкальное учреждение, занимающееся становлением и развитием русской музыкальной культуры. Изучая историю Капеллы, можно проследить, как развивалась классическая музыка в стране и не только.

Долгое время именно Капелла была самым главным источником музыкального образования в России. Своей деятельностью она влияла на становление русского певческого и музыкального искусства, из ее стен вышло огромное количество известнейших музыкальных деятелей

Репертуар Капеллы в основном представлен международной симфонической классикой . За время существования на ее сцене выступило огромное количество знаменитейших музыкальных коллективов с произведениями мировой классики, а так же с абсолютно новыми, но действительно шикарными работами современных авторов.

Сегодня Государственная академическая Капелла ведет активную концертную деятельность. Ее представители с огромным успехом гастролируют по стране, а так же за границей, выступают на международных фестивалях

Зарубежные средства массовой информации с восторгом отзываются таланте и технике артистов русской Капеллы. А в 2001 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий III пригасил Певческую капеллу принять участие в благотворительном концерте в Большом театре под названием Святыни России.

Артисты

Сейчас в составе Певческой Капеллы 70 артистов , из них 34 женских голоса и 36 мужских.

  • Сопрано – 17 человек . В том числе Гордеева Галина и Яскунова Елена – заслуженные артистки России и Завацкая Екатерина – лауреат международного конкурса
  • Меццо-сопрано – 17 человек . В том числе Лейбова Дарья – заслуженная артистка России и лауреаты международных конкурсов Башкатова Лариса и Сиденко Людмила
  • Тенора – 15 человек . В том числе лауреат международного конкурса Трофимов Олег
  • Басы – 21 человек . В том числе заслуженные артисты России Мигунов Петр и Миллер Владимир

Инспектором хора является Андреев Никита . С полным списком артистов вы можете ознакомиться на официальном сайте в соответствующем разделе

В составе Симфонического оркестра 54 артиста .

  • Первые скрипки – 16 человек . В том числе лауреаты международных конкурсов Андреев Николай, Завацкий Илья, Клевцова Евгения и Норкина Евгения. Концертмейстером оркестра является Погорецкий Владимир
  • Вторые скрипки – 14 человек . В том числе лауреаты международных конкурсов Августинович Анна и Кашина Александра. Концертмейстером оркестра является Августинович Анна
  • Альты – 12 человек . В том числе лауреаты международных конкурсов Андреева Милана и Слабикова Екатерина. Концертмейстером оркестра является Андреева Милана.
  • Виолончели – 12 человек . В том числе заслуженный артист России Мессерман Вадим. Он же является концертмейстером оркестра

Залы

В Государственной академической капелле есть 2 концертных зала.

Концертный зал

Главным помещением Капеллы считается Концертный зал .

Он был спроектирован архитектором Бенуа в 1889 году во время перепланировки здания


Зал поистине считается произведением искусства, а по некоторым данным и эталоном помещения с идеальным акустическим решением
Кессонный потолок из дерева он подвесил к перекрытиям из металла

В центральной части сцены было подготовлено место под орган, который привезли и установили лишь к 30м годам ХХ века из церкви в Голландии. Именно он сейчас является настоящей гордостью Капеллы.

Декор зала в виде лепнины выполнил И. П. Дылев

В 2005 году была проведена реставрация Концертного зала . Мастера постарались на славу: было восстановлено абсолютно все – лепнина, позолота, декор и мебель . И вот 1 октября прошло торжественное открытие , в котором приняли участие Хор Капеллы, Оркестр и Хор мальчиков.

Камерный зал

Еще один зал Государственной академической Капеллы – Камерный зал. Он гораздо меньше Концертного зала – всего 80 мест, при этом играет не менее важную роль в жизни Капеллы. Впервые он был открыт в 2008 году. В 2011 году в нем провели капитальный ремонт, и в ноябре открыли праздничным концертом.

Благодаря его появлению появилась отличная возможность расширить репертуар Капеллы . Здесь выступают ведущие солисты Хора, Симфонического и Камерного оркестров, экспериментальные концерты и выступления молодых и талантливых музыкантов.

Именно в Камерном зале можно послушать джаз и фолк, а так же посетить литературные вечера и различные мероприятия, в том числе и разного рода конференции

Здесь же проходят просветительские концерты классической музыки для детей.

Фестивали

На регулярной основе в Капелле проходят фестивали.

Один из наиболее популярных носит название Музыкальный Олимп

Как правило, он проводится в мае или июне на лучших площадках города . К участию допускаются только самые-самые – лауреаты крупнейших международных конкурсов, поэтому попасть на него так ценно для любителей классической музыки. Так же коллектив Капеллы принимает участие в разных фестивалях , в том числе и в международных.

Концерты

В Государственной академической капелле проходят концерты, где выступают:

  • солисты
  • Хор и Симфонический оркестр самой Капеллы
  • приглашенные музыканты из разных городов и стран с мировыми именами

Выступление в этом месте настоящая честь для каждого. Так же здесь могут проходить отчетные концерты воспитанников музыкальных образовательных учреждений.

Репертуар Капеллы в основном составляют произведения классической музыки, известной во всем мире. Но есть и концерты по современным произведениям или специально приуроченные к какой-либо дате

Например, 10 мая в 19:00 состоялся концерт, организованный Домом народного творчества и досуга под названием Поклонимся великим тем годам.

Информацию о дате и времени проведения того или иного концерта можно уточнить на сайте в соответствующем разделе

Выставки

Помимо музыкальных мероприятий, в галереи Капеллы проводятся художественные выставки . Зрителю могут быть представлены работы в области живописи, графики, скульптуры и фотографии , объединенные какой-либо одной темой.

Афиша таких мероприятий так же размещена на сайте Капеллы в специальном разделе

Экскурсии

Некоторые туристические компании предлагают посетить Государственную академическую капеллу в составе экскурсионной группы .

Ниже приведены некоторые из предлагаемых на текущий момент вариантов

Фирма-гид Время экскурсии Стоимость Что входит в цену Программа
Туроператор «Прогулки» 2 часа От 790 рублей Экскурсионное обслуживание

Сопровождающий

  • Осмотр комплекса зданий Капеллы
  • Посещение репетиции оркестра
  • Осмотр выставочных экспозиций, которые размещены в галерее
Уточняется при бронировании Уточняется при бронировании Уточняется при бронировании
  • Осмотр комплекса зданий Капеллы снаружи и изнутри
  • Осмотр двух концертных залов
  • Посещение галереи и Царского павильона
  • Знакомство с историей Капеллы
Компания «ПитерГидТур» 3 — 5 часов При наборе группы 18+1 – 1240 руб. за ребенка

При наборе группы 30+2 – 1190 руб. за ребенка

При наборе группы 45+2 – 1090 руб. за ребенка

Транспортное обслуживание

Экскурсионное обслуживание

Входные билеты

  • Детская экскурсия
  • Знакомство с историей Капеллы
  • Осмотр интерьеров
  • Посещение Царского павильона

Афиша

С афишей Государственной академической капеллы вы можете ознакомиться на сайте на сайте Капеллы

Название Дата
Стихи и песни военных лет 7 мая
Месса мира Вооруженный человек 8 мая
Поклонимся великим тем годам 10 мая
Государственный академический оркестр имени Андреева 11 мая, 4 июня
Путеводитель по оркестру 12 мая
Отчетный концерт 13 мая
Царственные страстотерпцы 14 мая
Счастливчик Пушкин 16 мая
Ночь музеев 2019 18 мая
Путь к Парнасу. Концерт преподавателей 19 мая
Юные дарования 19 мая
Симфонические премьеры 22 мая
Органный вечер. Александр Фисейский 23 мая
Терем-квартет. Программа В путь 24 мая
Оркестровая лаборатория. Концерт-закрытие фестиваля 25 мая
Хоровое училище имени Глинки 28 мая
Великий классик-романтик Феликс Мендельсон 28 мая
23 Международный фестиваль Музыкальный Олимп 29 мая
Концерт цикла Навстречу конкурсу имени Чайковского 30 мая
Даниил Гранин: Вечера с Петром Великим 1 июня
Конкурс юных музыкантов Щелкунчик 2 июня
Музыка барокко. Ансамбль Vivamuse 5 июня
Симфонический оркестр Капеллы 6 июня
Шекспир в музыке. Сон в летнюю ночь 7 июня
К 110-летию Бенни Гудмена 8 июня
Вечер музыки Брамса. Двойной концерт и 3 симфония 12 июня
Памяти Равиля Мартынова 13 июня
Сергей Зыков. Сольный концерт с русским оркестром 17 июня
Короли клавиатуры 27 июня
Молодежный симфонический оркестр Чикаго 28 июня
Россия – Корея. Концерт дружбы 29 июня

Билеты и абонементы в 2019

Билеты в Государственную академическую капеллу можно приобрести:

  • 30% скидка для студентов высших учебных заведений страны
  • 50% скидка на билеты текущего концерта, приобретенные в кассе Капеллы с 18:00 до 19:00, стоимость которых выше 400 рублей. Распространяется только для льготной группы граждан и на концерты, организованные Капеллой
  • Так же ежегодно Капелла предлагает абонемент на будущий сезон.

    2019-2020 – юбилейный сезон – 540 лет с даты основания Капеллы

    Зрителям предлагается 14 разнообразных абонементов . Есть классические варианты, включающие посещение концертов Певческой Капеллы и Симфонического оркестра . Так же можно выбрать абонемент, где Хор и Симфонический оркестр выступают вместе . Для любителей музыкально-литературных композиций есть специальный абонемент Музыка и слово .

    Адрес

    Набережная реки Мойки, 20

    Метро

    Ближайшие станции:

    • «Адмиралтейская»
    • «Невский проспект»
    • «Гостиный Двор»

    Как добраться

    Ближе всего расположена станция Адмиралтейская – менее 1 километра:

    • выйти на Невский проспект, перейти дорогу, повернуть направо и идти до Большой Морской улицы
    • там повернуть налево и двигаетесь прямо до Дворцовой площади
    • обойти ее с правой стороны до ближайшего ответвления направо
    • свернуть туда и идти до реки Мойки
    • перейти ее по Певческому мосту — там находится Капелла

    От станции метро Невский проспект до Капеллы около 1 километра:

    • выйти из метрополитена, перейти канал Грибоедова
    • идти по проспекту до реки Мойки
    • там повернуть направо и двигаться вдоль воды до Певческого моста – Капелла окажется справа

    Чуть дольше идти от станции метро Гостиный Двор. Нужно также выйти на Невский проспект, перейти дорогу и идти по проспекту в сторону Казанского собора. Далее путь будет точно таким же, как от метро Невский проспект.

    Правила посещения филармонии

    Каких-то особенных правил посещения Капеллы нет. Все весьма стандартно:

    • прийти заблаговременно
    • иметь при себе билет
    • не входить в зал в верхней одежде
    • во время концерта нельзя громко разговаривать
    • нельзя пользоваться мобильными телефонами

    Все остальное – на усмотрение зрителей. Здесь нет какого-то дресс-кода , и многие посетители приходят в обычной повседневной одежде.

  • Самый близко расположенный мост к Капелле назвали в ее честь – Певческий
  • В первой половине XIX века Капелла была настолько популярна, что король Пруссии Фридрих-Вильгельм III специально отправил в Санкт-Петербург своего человека , чтобы тот все изучил, и король смог реорганизовать полковые хоры и хор Берлинского собора таким же образом
  • Когда капельмейстером был Глинка , он лично поехал на Украину и привез оттуда 19 талантливых молодых певчих и 2 басов. Среди них был С. С. Гулак-Артемовский
  • Известнейший дирижер Димитриос Митропулос назвал Капеллу в период деятельности в ней М. Г. Климова восьмым чудом света
  • Во время войны , а именно с сентября 1941 года по июль 1943 года, Капелла дала более 500 концертов
  • Ступени главной лестницы в Капелле выполнены таким образом, чтобы светские дамы могли без проблем передвигаться по ним в своих длинных одеяниях
  • Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых участвует Государственная капелла Москвы имени Вадима Судакова. На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2020 г. с участием Государственной капеллы Москвы имени Вадима Судакова и купить билет на удобную вам дату.

    Художественный руководитель и главный дирижер Заслуженный артист России Лауреат премии Правительства Москвы Анатолий Судаков.

    Государственная капелла Москвы организована в 1991 году выдающимся отечественным хоровым дирижером В.А. Судаковым, создавшим за свою творческую карьеру не один хоровой коллектив (Московская хоровая капелла мальчиков (1957 г.), Хоровая капелла Абхазии (1973 г.) и др.)
    Коллектив возрождает смысл понятия капеллы (сложившийся к XVIII веку) как ансамбля, объединяющего певцов и инструменталистов. Отсюда особенности артистического состава: два равноправных ансамбля – вокальный, состоящий из высококлассных солистов и камерно-инструментальный состав, что расширяет репертуарные возможности коллектива.
    Капелла сотрудничает с такими известными исполнителями, как Н. Бабкина, И. Кобзон, С. Трофимов, А. Литвиненко, солистами Московских оперных театров А. Науменко, В. Почапский, В. Ладюк и известными коллективами России, такими как Хоровая капелла им. А.А. Юрлова, Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова, Академический Большой хор «Мастера хорового пения», Камерный оркестр «Солисты Москвы» п/у Юрия Башмета и Национальный филармонический оркестр России п/у В. Спивакова.
    Коллектив Государственной капеллы Москвы принимает участие на постоянной основе в значимых постановках Московского музыкального театра им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко (С. Прокофьев «Война и Мир», М. Мусоргский «Хованщина» - режиссер А. Титель; Дж. Верди «Аида» - режиссер П. Штайн). У коллектива капеллы есть совместные литературно-музыкальные проекты с В. Бариновым, В. Лановым на концертных площадках галерей З. Церетели и И. Глазунова. В исполнении капеллы сделана эталонная аудиозапись Гимна Москвы, хранящаяся ныне в Музее столицы.
    Концерты Государственной капеллы Москвы имени Вадима Судакова, участие ее в оперных спектаклях за пределами Российской Федерации, всегда имеют успех у слушателей. За последние пять лет коллектив капеллы выступил на ведущих концертных площадках в Китае, Катаре, Республике Абхазия. Государственная капелла Москвы под руководством Анатолия Судакова принимает участие в ряде крупных проектов города Москвы: цикл Международных фестивалей современной музыки «Московская осень», ежегодный Московский Пасхальный фестиваль под руководством Валерия Гергиева, Московский музыкальный фестиваль «Светозвоны», Музыкальный фестиваль Благотворительного фонда им. Мейерхольда «Как прекрасен этот мир!», Фольклорное мультимедийное шоу «Троица. Ожившая история» в Храме Христа Спасителя.
    Особое место в деятельности Государственной капеллы Москвы имени Вадима Судакова занимают благотворительные концерты для детей-сирот, пенсионеров, инвалидов. Один из ярких примеров – участие капеллы в фестивале для инвалидов «Мир стал заманчивей и шире». Коллектив капеллы под управлением Анатолия Вадимовича Судакова регулярно принимает активное участие в городских акциях на безвозмездной основе, таких как «Ночь искусств», «Ночь в музее», в мероприятиях в рамках празднования Дня города, Дня Победы, Дня работника культуры. Государственная капелла Москвы под руководством А.В. Судакова неоднократно участвовала в праздничных и торжественных мероприятиях города Москвы на сцене Московского международного Дома музыки, Концертного зала им. П.И. Чайковского, Большого зала консерватории, Государственного музея А.С. Пушкина, Кафедрального Собора Святых Петра и Павла, Концертного зала «Россия», Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, Театр Российской Армии, Большого концертного зала Государственного Кремлевского Дворца, Государственного Академического Большого Театра России.

    Государственная академическая симфоническая капелла России – уникальный коллектив, насчитывающий свыше 200 артистов. Он объединяет хор, оркестр и солистов-вокалистов, которые, существуя в органичном единстве, сохраняют в то же время определенную творческую самостоятельность.

    Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским.

    Оба коллектива прошли славный творческий путь. Оркестр возник в 1957 году и до 1982 года был оркестром Всесоюзного радио и телевидения, с 1982 года – Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР. В разное время им руководили С. Самосуд, Ю. Аранович и М. Шостакович. Камерный хор был создан В. Полянским в 1971 году. С 1980 года коллектив получил новый статус и стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР.

    С хором Валерий Полянский объездил все республики СССР, стал инициатором фестиваля в Полоцке, в котором участвовали Ирина Архипова, Олег Янченко, Ансамбль солистов Большого театра СССР… В 1986 году, по приглашению Святослава Рихтера, Валерий Полянский и его хор представили программу из сочинений П. И. Чайковского на фестивале «Декабрьские вечера», а в 1994 году – «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. В то же время Государственный камерный хор заявил о себе и за рубежом, триумфально выступив с Валерием Полянским на фестивалях «Поющий Вроцлав» (Польша), в Мерано и Сполето (Италия), Измире (Турция), в Нардене (Голландия); памятно участие в знаменитых «Променад-концертах» в Альберт-холле (Великобритания), выступления в исторических соборах Франции – в Бордо, Амьене, Альби.

    День рождения Госкапеллы – 27 декабря 1991 года: тогда в Большом зале Консерватории прозвучала кантата Антонина Дворжака «Свадебные рубашки» под управлением Геннадия Рождественского. В 1992 году художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский. Деятельность хора и оркестра Капеллы осуществляется как в совместных выступлениях, так и параллельно. Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории и Московского международного Дома музыки, выступали с финалистами международных конкурсов имени Чайковского и имени Рахманинова. Капелла с триумфом гастролировала в США, Англии, Италии, Германии, Нидерландах, в странах Юго-Восточной Азии.

    Основу репертуара коллектива составляют кантатно-ораториальные жанры: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей - Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский постоянно проводит монографические симфонические циклы, посвященные Бетховену, Брамсу, Рахманинову, Малеру и другим великим композиторам.

    С Капеллой сотрудничают многие российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывает коллектив с Геннадием Николаевичем Рождественским, который ежегодно представляет с Госкапеллой России свой персональный филармонический абонемент.

    За последние годы у коллектива выработалась своя схема в построении сезона. Его крайние точки посвящены выступлениям в малых городах. С 2009 года в Тарусе Капелла проводит фестиваль «Сентябрьские вечера» (совместно с фондом Святослава Рихтера), знакомит с шедеврами симфонической и хоровой музыки жителей Торжка, Твери, Калуги. В 2011 году прибавился Елец, где триумфально прошла мировая премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в постановке режиссера Георгия Исаакяна. «Не надо много слов о патриотизме, – сформулировал свою позицию В. Полянский, – молодежь просто должна слышать эту музыку, внушающую любовь к родине. Преступление, что есть города, где люди никогда не слышали живой симфонический оркестр, не видели оперных постановок. Мы стараемся исправить эту несправедливость».

    В репертуарной политике Госкапеллы находят отражение и важнейшие даты мировой истории. К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года состоялось концертное исполнение оперы «Война и мир» Прокофьева (в Торжке и Калуге), к 400-летию династии Романовых была приурочена мировая премьера оратории «Государево дело» А. Чайковского (2013, Липецк, Москва), а на Новой сцене Большого театра России прозвучала «Жизнь за царя» М. Глинки.

    Знаковым событием 2014 года стало концертное исполнение Госкапеллой редко звучащей оперы «Семен Котко» Прокофьева, которое состоялось на Новой сцене Большого театра и в Центральном академическом театре Российской армии и было приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны. На этих же площадках коллектив отметил 70-летие Великой Победы исполнением оперы К. Молчанова «А зори здесь тихие».

    Интенсивно протекает гастрольная деятельность Госкапеллы. Высочайшему исполнительскому мастерству оркестра аплодировала британская публика во время осеннего турне 2014 года. «Есть дирижеры, считающие Пятую симфонию Чайковского слишком известной и исполняющие ее как на автопилоте, но Полянский и его оркестр были просто великолепны. Музыка Чайковского, конечно, вошла в плоть и кровь этого коллектива; Полянский сыграл этот бессмертный шедевр так, как, уверен, его хотел бы слышать сам Чайковский», – отмечал британский критик и композитор Роберт Мэтью-Уокер.

    В 2015 году с триумфом прошли концерты коллектива в США, Белоруссии (фестиваль духовной музыки «Могутны Божа») и Японии, где публика по достоинству оценила интерпретации В. Полянским трех последних симфоний Чайковского.

    Выбор редакции
    В Пасхальную ночь трех монахов: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта Оптинские новомученики Во вторник пасхальной седмицы...

    В своей истории, православные торжества уходят в глубокую древность к далеким временам Ветхозаветных событий. Также нашей церковью...

    КАЛЕНДАРЬ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ И ПАМЯТНЫХ ДАТ НА 2016 ГОД ЮНЕСКО отмечает следующие международные десятилетия, объявленные Генеральной...

    Все верующие люди следят за особенными датами, коими полон православный календарь. Это и праздники, и посты, и дни поминовения усопших…...
    Большой и мощный, легенда русского флота - крейсер «Варяг». В быстроходности и техническом оснащении он не имел себе равных. На борту...
    Малина знакома многим с детства. Она не только вкусна и полезна, но и обладает лечебными свойствами. С ее помощью наши бабушки лечили...
    34 Летние кулинарные радости 09.08.2018 Дорогие читатели, сегодня мы встречаем пятую статью, которая участвует в конкурсе Летние...
    Приготовление: Перед приготовлением цукатов корочки мандаринов тщательно промываем, затем нарезаем небольшими квадратиками или...
    Соусы являются изюминкой традиционной японской кухни. Каждое горячее блюдо и холодную закуску в Японии подают к столу только вместе с тем...