Александр Порфирьевич Бородин. Романсы. Александр Порфирьевия Бородин. Музыкальный справочник: Композиторы Самые известные мелодии композитора бородина


Не столь обширное, как можно ожидать от композитора мирового уровня. Ему ведь приходилось быть не только композитором, но и ученым-химиком, а также медиком и врачом, совмещая весь этот винегрет с преподавательской деятельностью. Но правду ведь говорят, когда утверждают, что талантливый человек – талантлив во всем.

Писать музыку Бородин начал во время обучения в Медико-хирургической Академии. Точнее, интерес к написанию музыки он проявлял еще раньше, но именно в студенческие годы он стал писать романсы и фортепианные пьесы. Это вызывало неудовольствие его научного руководителя, который считал, что его ученик стал слишком отвлекаться от научной деятельности.

Так и сложилось, что во время своей заграничной стажировки Бородин предпочел скрывать свой интерес к написанию музыки. Он просто не хотел вызвать неудовольствие коллег. Когда же в 1862-м году вернулся в Россию, то познакомился с и стал членом его кружка. Того самого, который в последующие годы получил название « ».

Стоит ли говорить, кто с этого времени влиял на музыкальные предпочтения Бородина? Он стал приверженцем русской национальной школы, а также последовал духу творческого наследия Михаила Глинки. Позже Бородин также стал активным участником беляевского кружка.

Свое основное произведение, которое и принесло своему автору мировую известность, он так и не смог закончить при своей жизни. Оперу “Князь Игорь» Бородин писал более, чем в течении восемнадцати лет.

Самое грандиозное свое произведение Александр Бородин основал на исторической работе «Слово о полку Игореве». Его идею Бородину как-то подсказал , они как раз были тем вечером на музыкальной встрече у Шестаковой. Александру пришлась по вкусу эта идея, и он с энтузиазмом принялся за работу.

Он так и не успел дожить до окончания своей оперы. Поэтому Глазунов и Римский-Корсаков решили закончить за него эту работу. Есть мнение, что Глазунов самостоятельно восстановил увертюру, которую когда-то слышал в исполнении автора. Впрочем, сам Глазунов это всячески отрицал. Но целиком и полностью достоверно известно, что он самостоятельно сочинил и оркестровал третью часть «Князя Игоря».

«Князь Игорь» продолжает традиции произведения Глинки «Жизнь за царя». Она точно также насыщена мощными звуками хора и грандиозными народными сценами.

Идея этого произведения, как и желание почтить усопшего, побудили нескольких музыкантов объединиться с тем, чтобы написать за него его же произведение. И стоит отметить, что именно благодаря этому редкостному духу единства это произведение получилось таким целостным.

Памятник, установленный в 1889 году на могиле Бородина (скул. И.Я. Гинцбург, арх. И.П. Ропет) на общественные пожертвования. На памятнике была воспроизведена цитата из “Богатырской” симфонии

Впрочем, некоторые критики утверждают, что эти авторы взяли уже полностью готовое произведение Бородина и выдали его за свое, или же полностью переписали некоторые его части. В любом случае, это произведение, которое было поставлено в 1890-м году, стало вершиной творчества композитора и воплощением монументальной целостности оперы, а также кульминацией русского симфонизма.

Но его творчество отмечается сильным влиянием не только русской народной музыки, но и музыки наров Востока.

Нежно любивший свою жену, он часто служил подле нее и врачом, и сиделкой. Та страдала от астмы, что не мешало ей быть страстной курильщицей и курить без всякого зазрения совести. Ко всему прочему она еще и мучилась от бессонницы. Муж, естественно, тоже недосыпал.

Последний год своей жизни он все жаловался на боли в груди. 15 февраля 1887-го года он был в гостях у своих друзей. Там он внезапно потерял сознание. Привести его в чувство не удалось. Впоследствии была установлена причина смерти: разрыв сердца.

Список произведений Бородина:

Произведения для фортепиано

  • Hélène-Polka (1843)
  • Реквием
  • Маленькая сюита (1885; оркестрована А. Глазуновым)
  • В монастыре
  • Интермеццо
  • Мазурка
  • Мазурка
  • Грёзы
  • Серенада
  • Ноктюрн
  • Скерцо ля бемоль мажор (1885; оркестровано А. Глазуновым)

Произведения для оркестра

  • Симфония № 1 ми бемоль мажор
  • Adagio. Allegro
  • Scherzo. Prestissimo
  • Andante
  • Allegro molto vivo
  • Симфония № 2 си минор «Богатырская» (1869-1876; отредактирована Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)
  • Allegro
  • Скерцо. Prestissimo
  • Andante
  • Финал. Allegro
  • Симфония № 3 ля минор (написаны только две части; оркестрована А. Глазуновым)
  • Moderato assai. Poco piu mosso
  • Scherzo. Vivo
  • В Средней Азии (В степях Центральной Азии), симфонический эскиз

Концерты

  • Концерт для флейты и фортепиано с оркестром (1847), утрачен

Камерная музыка

  • Соната для виолончели и фортепиано си минор (1860)
  • Фортепианный квинтет до минор (1862)
  • Фортепианное трио ре мажор (1860-61)
  • Струнное трио (1847), утрачено
  • Струнное трио (1852-1856)
  • Струнное трио (1855; неокончено)
  • Andantino
  • Струнное трио (1850-1860)
  • Струнный квартет № 1 ля мажор
  • Moderato. Allegro
  • Andante con moto
  • Scherzo. Prestissimo
  • Andante. Allegro risoluto
  • Струнный квартет № 2 ре мажор
  • Allegro moderato
  • Scherzo. Allegro
  • Notturno. Andante
  • Finale. Andante. Vivace
  • Скерцо для струнного квартета (1882)
  • Serenata alla spagnola для струнного квартета (1886)
  • Квартет для флейты, гобоя, альта и виолончели (1852-1856)
  • Струнный квинтет фа мажор (1853-1854)
  • Секстет ре минор (1860-1861; сохранились только две части)

Оперы

  • Богатыри (1878)
  • Царская невеста (1867-1868, наброски, утрачены)
  • Млада (1872, IV действие; Остальные действия написаны Ц. Кюи, Н. А. Римским-Корсаковым, М. Мусоргским и Л. Минкусом)
  • Князь Игорь (отредактирована и окончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)
  • Наиболее известный номер - Половецкие пляски

Романсы и песни

  • Арабская мелодия. Слова А. Бородина
  • Для берегов отчизны дальной. Слова А. Пушкина
  • Из слез моих. Слова Г. Гейне
  • Красавица-рыбачка. Слова Г. Гейне (для голоса, виолончели и фортепиано)
  • Море. Баллада. Слова А. Бородина
  • Морская царевна. Слова А. Бородина
  • Отравой полны мои песни. Слова Г. Гейне
  • Песня темного леса (Старая песня). Слова А. Бородина
  • Разлюбила красна девица… (для голоса, виолончели и фортепиано)
  • Слушайте, подруженьки, песенку мою (для голоса, виолончели и фортепиано)
  • Спесь. Слова А. К. Толстого
  • Спящая княжна. Сказка. Слова А. Бородина
  • У людей-то в дому. Песня. Слова Н. Некрасова
  • Фальшивая нота. Романс. Слова А. Бородина
  • Что ты рано, зоренька… Песня
  • Чудный сад. Романс. Слова C. G.

Музыка Бородина... возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живешь.
Б. Асафьев

А. Бородин является одним из замечательных представителей русской культуры второй половины XIX в.: гениальный композитор, выдающийся ученый-химик, активный общественный деятель, педагог, дирижер, музыкальный критик, он проявил также и незаурядное литературное дарование. Однако в историю мировой культуры Бородин вошел прежде всего как композитор. Им создано не так уж много произведений, но их отличает глубина и богатство содержания, разнообразие жанров, классическая стройность форм. Большинство из них связано с русским эпосом, с повествованием о героических подвигах народа. Есть у Бородина и страницы сердечной, задушевной лирики, не чужды ему шутка, мягкий юмор. Для музыкального стиля композитора характерны широкий размах повествования, мелодичность (Бородин обладал способностью сочинять в народно-песенном стиле), красочность гармоний, активная динамическая устремленность. Продолжая традиции M Глинки, в частности его оперы «Руслан и Людмила», Бородин создал русскую эпическую симфонию, а также утвердил тип русской эпической оперы.

Бородин родился от неофициального брака князя Л. Гедианова и русской мещанки А. Антоновой. Свою фамилию и отчество он получил от дворового человека Гедианова - Порфирия Ивановича Бородина, сыном которого его записали.

Благодаря уму и энергии матери мальчик получил прекрасное домашнее образование и уже в детстве обнаружил разносторонние способности. Особенно привлекала его музыка. Он научился играть на флейте, фортепиано, виолончели, с интересом слушал симфонические произведения, самостоятельно изучал классическую музыкальную литературу, переиграв в 4 руки со своим товарищем Мишей Щиглевым все симфонии Л. Бетховена, И. Гайдна, Ф. Мендельсона. Рано проявился у него и композиторский дар. Его первыми опытами стали полька «Helene» для фортепиано, Концерт для флейты, Трио для двух скрипок и виолончели на темы из оперы «Роберт-дьявол» Дж. Мейербера (1847). В эти же годы у Бородина проявилась страсть к химии. Рассказывая В. Стасову о своей дружбе с Сашей Бородиным, М. Щиглев вспоминал, что «не только его собственная комната, но чуть не вся квартира была наполнена банками, ретортами и всякими химическими снадобьями. Везде на окнах стояли банки с разнообразными кристаллическими растворами». Близкие отмечали, что уже с детских лет Саша всегда был чем-нибудь занят.

В 1850 г. Бородин успешно выдержал экзамен в Медико-хирургическую (с 1881 г. Военно-медицинская) академию в Петербурге и с увлечением отдался занятиям медициной, естествознанием и особенно химией. Общение с выдающимся передовым русским ученым Н. Зининым, который блестяще читал в академии курс химии, вел индивидуальные практические занятия в лаборатории и видел в талантливом юноше своего преемника, оказало большое влияние на становление личности Бородина. Увлекался Саша и литературой, особенно любил он произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, работы В. Белинского, читал философские статьи в журналах. Свободное от академии время отдавалось музыке. Бородин часто посещал музыкальные собрания, где исполнялись романсы А. Гурилева, А. Варламова, К. Вильбоа, русские народные песни, арии из модных тогда итальянских опер; постоянно бывал на квартетных вечерах у музыканта-любителя И. Гаврушкевича, нередко участвуя в качестве виолончелиста в исполнении камерно-инструментальной музыки. В эти же годы он познакомился с произведениями Глинки. Гениальная, глубоко национальная музыка захватила и увлекла юношу, и с этих пор он становится верным поклонником и последователем великого композитора. Все это побуждает его к творчеству. Бородин много самостоятельно работает над овладением композиторской техникой, пишет вокальные сочинения в духе городского бытового романса («Что ты рано, зоренька»; «Слушайте, подруженьки, песенку мою»; «Разлюбила красна девица»), а также несколько трио для двух скрипок и виолончели (в т. ч. на тему русской народной песни «Чем тебя я огорчила»), струнный Квинтет и др. В его инструментальных произведениях этой поры еще заметно сказывается влияние образцов западноевропейской музыки, в частности Мендельсона. В 1856 г. Бородин отлично сдал выпускные экзамены и для прохождения обязательной врачебной практики был прикомандирован врачом-ординатором ко второму Военно-сухопутному госпиталю; в 1858 г. он успешно защитил диссертацию на ученую степень доктора медицины, а через год был отправлен академией за границу для научного усовершенствования.

Бородин обосновался в Гейдельберге, где к тому времени собралось немало молодых русских ученых разных специальностей, среди которых были Д. Менделеев, И. Сеченов, Э. Юнге, А. Майков, С. Ешевский и другие, ставшие друзьями Бородина и составившие так называемый «Гейдельбергский кружок». Собираясь, они обсуждали не только научные проблемы, но и вопросы общественно-политической жизни, новости литературы и искусства; здесь читали Колокол и Современник, здесь звучали идеи А. Герцена, Н. Чернышевского, В. Белинского, Н. Добролюбова.

Бородин интенсивно занимается наукой. За 3 года пребывания за границей он выполнил 8 оригинальных химических работ, принесших ему широкую известность. Он использует любую возможность для поездок по странам Европы. Молодой ученый знакомился с жизнью и культурой народов Германии, Италии, Франции, Швейцарии. Но и музыка всегда сопутствовала ему. Он по-прежнему с увлечением музицировал в домашних кружках и не упускал возможности побывать на симфонических концертах, в оперных театрах, познакомившись таким образом со многими произведениями современных западноевропейских композиторов - К. М. Вебера, Р. Вагнера, Ф. Листа, Г. Берлиоза. В 1861 г. в Гейдельберге Бородин встретился со своей будущей женой - талантливой пианисткой и знатоком русской народной песни Е. Протопоповой, горячо пропагандировавшей музыку Ф. Шопена, Р. Шумана. Новые музыкальные впечатления стимулируют творчество Бородина, помогают ему осознать себя русским композитором. Он настойчиво ищет в музыке свои пути, свои образы и музыкально-выразительные средства, сочиняя камерно-инструментальные ансамбли. В лучшем из них - фортепианном Квинтете до минор (1862) - уже ощущается и эпическая сила, и напевность, я яркий национальный колорит. Это сочинение как бы подводит итог предшествующему художественному развитию Бородина.

Осенью 1862 г. он вернулся в Россию, был избран профессором Медико-хирургической академии, где до конца своей жизни читал лекции и вел практические занятия со студентами; с 1863 г. некоторое время преподавал и в Лесной академии. Начал он и новые химические исследования.

Вскоре после возвращения на родину в доме профессора академии С. Боткина Бородин познакомился с М. Балакиревым, который со свойственной ему проницательностью сразу оценил композиторский талант Бородина и заявил молодому ученому, что истинным его призванием является музыка. Бородин входит в кружок, который помимо Балакирева составляли Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков и художественный критик В. Стасов. Так завершилось формирование творческого содружества русских композиторов, известного в истории музыки под названием «Могучая кучка». Под руководством Балакирева Бородин приступает к созданию Первой симфонии. Законченная в 1867 г. она была с успехом исполнена 4 января 1869 г. в концерте РМО в Петербурге под управлением Балакирева. В этом произведении окончательно определился творческий облик Бородина - богатырский размах, энергия, классическая стройность формы, яркость, свежесть мелодий, сочность красок, самобытность образов. Появление этой симфонии знаменовало наступление творческой зрелости композитора и рождение нового направления в русской симфонической музыке.

Во второй половине 60-х гг. Бородин создает ряд романсов очень разных по тематике и характеру музыкального воплощения - «Спящая княжна», «Песня темного леса», «Морская царевна», «Фальшивая нота», «Отравой полны мои песни», «Море». Большая часть из них написана на собственный текст.

В конце 60-х гг. Бородин приступил к сочинению Второй симфонии и оперы «Князь Игорь ». В качестве сюжета оперы Стасов предложил Бородину замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». «Мне этот сюжет ужасно по душе. Будет ли только по силам?..» Попробую, - ответил Стасову Бородин. Патриотическая идея «Слова», его народный дух были особенно близки Бородину. Сюжет оперы как нельзя лучше отвечал особенностям его таланта, склонности к широким обобщениям, эпическим образам и его интересу к Востоку. Опера создавалась на подлинном историческом материале, и Бородину было очень важно добиться создания верных, правдивых характеров. Он изучает множество источников, связанных со «Словом» и той эпохой. Это и летописи, и исторические повести, исследования о «Слове», русские эпические песни, восточные напевы. Либретто оперы Бородин писал сам.

Однако сочинение продвигалось медленно. Главная причина - занятость научной, педагогической и общественной деятельностью. Он был в числе инициаторов и учредителей Русского химического общества, работал в Обществе русских врачей, в Обществе охранения народного здравия, принимал участие в издании журнала «Знание», входил в состав директоров РМО, участвовал в работе Петербургского кружка любителей музыки, руководил созданными им в Медико-хирургической академии студенческим хором и оркестром.

В 1872 г. в Петербурге открылись Высшие женские медицинские курсы. Бородин явился одним из организаторов и педагогов этого первого высшего учебного заведения для женщин, отдавал ему много времени и сил. Сочинение Второй симфонии было закончено лишь в 1876 г. Симфония создавалась параллельно с оперой «Князь Игорь» и очень близка ей по идейному содержанию, характеру музыкальных образов. В музыке симфонии Бородин достигает яркой красочности, конкретности музыкальных образов. По свидетельству Стасова, он хотел в 1 ч. нарисовать собрание русских богатырей, в Анданте (3 ч.) - фигуру Баяна, в финале - сцену богатырского пира. Название «Богатырская», данное симфонии Стасовым, прочно закрепилось за ней. Впервые симфония была исполнена в концерте РМО в Петербурге 26 февраля 1877 г. под управлением Э. Направника.

В конце 70-х - начале 80-х гг. Бородин создает 2 струнных квартета, став наряду с П. Чайковским основоположником русской классической камерно-инструментальной музыки. Особую популярность завоевал Второй квартет, музыка которого с большой силой и страстностью передает богатый мир душевных переживаний, обнажая яркую лирическую сторону дарования Бородина.

Однако главной заботой была опера. Несмотря на огромную занятость всевозможными обязанностями и воплощением замыслов других сочинений, «Князь Игорь» находился в центре творческих интересов композитора. В течение 70-х гг. был создан ряд основополагающих сцен, часть из которых исполнялась в концертах Бесплатной музыкальной школы под управлением Римского-Корсакова и нашла горячий отклик у слушателей. Большое впечатление произвело исполнение музыки Половецких плясок с хором, хоров («Слава» и др.), а также сольных номеров (песня Владимира Галицкого, каватина Владимира Игоревича, ария Кончака, Плач Ярославны). Особенно много удалось сделать в конце 70-х - первой половине 80-х гг. Друзья с нетерпением ждали завершения работы над оперой и всячески старались содействовать этому.

В начале 80-х гг. Бородин написал симфоническую партитуру «В Средней Азии », несколько новых номеров для оперы и ряд романсов, среди которых выделяется элегия на ст. А. Пушкина «Для берегов отчизны дальней». В последние годы жизни он работал над Третьей симфонией (к сожалению, не оконченной), написал Маленькую сюиту и Скерцо для фортепиано, а также продолжал работать над оперой.

Изменение общественно-политической обстановки в России 80-х гг. - наступление жесточайшей реакции, гонения на передовую культуру, разгул грубого бюрократического произвола, закрытие женских медицинских курсов - действовало на композитора подавляюще. Все труднее становилось бороться с реакционерами в академии, увеличилась занятость, стало сдавать здоровье. Тяжело переживал Бородин и кончину близких ему людей - Зинина, Мусоргского. Вместе с тем большую радость ему доставляло общение с молодежью - учениками и коллегами; значительно расширился и круг музыкальных знакомств: он охотно посещает «беляевские пятницы», близко знакомится с А. Глазуновым, А. Лядовым и другими молодыми музыкантами. Большое впечатление произвели на него встречи с Ф. Листом (1877, 1881, 1885), который высоко оценил творчество Бородина и пропагандировал его произведения.

С начала 80-х гг. известность Бородина-композитора растет. Его произведения исполняются все чаще и получают признание не только в России, но и за рубежом: в Германии, Австрии, Франции, Норвегии, Америке. Триумфальный успех его сочинения имели в Бельгии (1885, 1886). Он стал одним из самых известных и популярных русских композиторов в Европе конца XIX - начала XX в.

Сразу же после внезапной смерти Бородина Римский-Корсаков и Глазунов решили подготовить к печати его незаконченные произведения. Они завершили работу над оперой: Глазунов воссоздал по памяти увертюру (как она намечалась Бородиным) и сочинил на основе авторских эскизов музыку III акта, Римский-Корсаков инструментовал большую часть номеров оперы. 23 октября 1890 г. Князь Игорь был поставлен на сцене Мариинского театра. Спектакль вызвал горячий прием у публики. «Опера „Игорь“ во многом, прямо родная сестра великой оперы Глинки „Руслан“», - писал Стасов. - «в ней та же мощь эпической поэзии, та же грандиозность народных сцен и картин, та же изумительная живопись характеров и личностей, та же колоссальность всего облика и, наконец, такой народный комизм (Скула и Ерошка), который превосходит даже комизм Фарлафа».

Творчество Бородина оказало огромное влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов (и их числе Глазунов, Лядов, С. Прокофьев, Ю. Шапорин, К. Дебюсси, М. Равель и др.). Оно составляет гордость русской классической музыки.

Произведения для фортепиано

* Helene-Polka (1843)
* Реквием
* Маленькая сюита (1885; оркестрована А. Глазуновым)
1. В монастыре
2. Интермеццо
3. Мазурка
4. Мазурка
5. Грёзы
6. Серенада
7. Ноктюрн
* Скерцо ля бемоль мажор (1885; оркестровано А. Глазуновым)

Произведения для оркестра

* Симфония № 1 ми бемоль мажор
1. Adagio. Allegro
2. Scherzo. Prestissimo
3. Andante
4. Allegro molto vivo
* Симфония № 2 си минор «Богатырская» (1869-1876; отредактирована Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)
1. Allegro
2. Скерцо. Prestissimo
3. Andante
4. Финал. Allegro
* Симфония № 3 ля минор (написаны только две части; оркестрована А. Глазуновым)
1. Moderato assai. Poco piu mosso
2. Scherzo. Vivo
* В Средней Азии (В степях Центральной Азии), симфонический эскиз

Концерты

* Концерт для флейты и фортепиано с оркестром (1847), утрачен

Камерная музыка

* Соната для виолончели и фортепиано си минор (1860)
* Фортепианный квинтет до минор (1862)
* Фортепианное трио ре мажор (1860-61)
* Струнное трио (1847), утрачено
* Струнное трио (1852-1856)
* Струнное трио (1855; неокончено)
o Andantino
* Струнное трио (1850-1860)
* Струнный квартет № 1 ля мажор
1. Moderato. Allegro
2. Andante con moto
3. Scherzo. Prestissimo
4. Andante. Allegro risoluto
* Струнный квартет № 2 ре мажор
1. Allegro moderato
2. Scherzo. Allegro
3. Notturno. Andante
4. Finale. Andante. Vivace
* Скерцо для струнного квартета (1882)
* Serenata alla spagnola для струнного квартета (1886)
* Квартет для флейты, гобоя, альта и виолончели (1852-1856)
* Струнный квинтет фа мажор (1853-1854)
* Секстет ре минор (1860-1861; сохранились только две части)

Оперы

* Богатыри (1878)
* Царская невеста (1867-1868, наброски, утрачены)
* Млада (1872, IV действие; Остальные действия написаны Ц. Кюи, Н. А. Римским-Корсаковым, М. Мусоргским и Л. Минкусом)
* Князь Игорь (отредактирована и окончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)
Наиболее известный номер - Половецкие пляски.

Романсы и песни

* Арабская мелодия. Слова А. Бородина
* Для берегов отчизны дальной. Слова А. Пушкина
* Из слез моих. Слова Г. Гейне
* Красавица-рыбачка. Слова Г. Гейне (для голоса, виолончели и фортепиано)
* Море. Баллада. Слова А. Бородина
* Морская царевна. Слова А. Бородина
* Отравой полны мои песни. Слова Г. Гейне
* Песня темного леса (Старая песня). Слова А. Бородина
* Разлюбила красна девица… (для голоса, виолончели и фортепиано)
* Слушайте, подруженьки, песенку мою (для голоса, виолончели и фортепиано)
* Спесь. Слова А. К. Толстого
* Спящая княжна. Сказка. Слова А. Бородина
* У людей-то в дому. Песня. Слова Н. Некрасова
* Фальшивая нота. Романс. Слова А. Бородина
* Что ты рано, зоренька… Песня
* Чудный сад. Романс. Слова C. G.

Творчество А.П. Бородина позволяет охватить единым взглядом отличительные качества его натуры и кардинальные тенденции его творческого мышления. Это богатырская сила духа, желание с предельной объективностью высветить буквально в каждом сочинении все грани центрального художественного образа, словно бы окружая его кольцом музыкально-поэтических метафор, стремление подняться над конкретностью событий и обозреть их как бы с высоты птичьего полета, а также – весьма ценимое еще в старину искусство подлинно эпического повествования – умение в процессе неторопливого рассказа властно вести за собой слушателей, следуя вместе с ними от корней народной традиции через ствол главной мысли автора к ветвям, сучьям и листьям грандиозного древа песен .

А.П. Бородин – неповторимо своеобразный композитор, во многом продолжатель традиций М.И. Глинки. Замечательно характеризуют облик композитора слова В.В. Стасова: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенные с изумительной страстью, нежностью и красотой» .

Александр Порфирьевич Бородин создал не так много произведений, но их отличает глубина и богатство содержания, разнообразие жанров, классическая стройность форм. Большинство из них связано с русским эпосом, с повествованием о героических подвигах народа. Есть у Бородина и страницы сердечной, задушевной лирики, не чужды ему шутка, мягкий юмор. Для музыкального стиля композитора характерны широкий размах повествования, мелодичность (Бородин обладал способностью сочинять в народно-песенном стиле), красочность гармоний, активная динамическая устремленность . Основным средством музыкального высказывания у Бородина всегда является мелодия – широкая, песенная. Красочность, яркость присущи гармоническому языку Бородина. Здесь он выступает как новатор, создатель смелых и необычных аккордовых сочетаний. Все музыкально – выразительные средства используются гармонично и подчинены строгой логике развития .



Его композиторским наследием можно считать две симфонии и симфоническая картина «В Средней Азии», около 16 романсов, два струнных квартета, «Маленькая сюита» для фортепиано, а также опера «Князь Игорь», так и не завершенная. Однако все, что им создано, несет в себе тот знак самобытности, которым в искусстве отмечены только гении. Круг тем музыки Бородина простирается от «богатырских» образов до тонкой интимной лирики. Но все же ключевыми для постижения его музыки являются понятия «русский народ» и «русская история». В художественном мышлении композитора сплелись чуть отстраненный научный взгляд на историческое прошлое с глубоким пониманием героического русского национального характера.

Сущность стиля А.П. Бородина определяется категорией «музыкальный эпос». Музыковеды не случайно сравнивают композитора с певцом – сказителем Киевской Руси Баяном. Так же, как в древнерусских былинах, в его музыке воплощается мысль о богатырской мощи русского народа. С эпическим сказителем композитора роднит поразительное умение неторопливо и подробно осветить «дела давно минувших дней», рассказать о событиях прошлого объективно и ярко художественно .

Бородин как композитор быстро развивался. Уже в ранних камерных сочинениях угадывалась его самобытность. Общение с композиторами «Могучей кучки», которые особое внимание в своем творчестве уделяли развитию русской национальной музыки, посещение концертов Бесплатной музыкальной школы совершили переворот в художественном сознании молодого композитора. С малых лет он жил в Петербурге, где были все условия для приобщения к западноевропейской культуре. Теперь же он ощутил свое родство с народным творчеством, а результатом стало его умение воссоздать интонации русской песни с замечательной подлинностью. Соединение европейской элегантности музыкального письма с естественностью песенного стиля народной музыки, как русской, так и восточной, отличало творчество А.П. Бородина от его современников .

Особая, внутренне необычайно насыщенная область выражения музыкального гения А.П. Бородина – его камерно-вокальное творчество. Как и все «кучкисты», А.П. Бородин любил писать романсы. Некоторые сочинены на собственные слова композитора . Всего А.П. Бородиным было написано 18 романсов и песен на тексты А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, А.Н. Толстого, Г. Гейне. Большинство лучших произведений создано в 1867 – 1868 годах. Тогда родились романсы и песни «Спящая княжна», «Фальшивая нота», «Отравой полны мои песни», «Песня темного леса».

Среди эпических романсов выделяется «Спящая княжна», написанная композитором на собственный текст. Самим автором «Спящая княжна» названа «сказкой» и посвящена Римскому – Корсакову. В нем выведены традиционные для народных сказок персонажи – спящая красавица и богатырь – освободитель, побеждающий злые чары. Эта сказка аллегорична: в центральном персонаже угадывается образ России, ждущей пробуждения . «Спящая княжна» - сочинение смелое и вдохновенное, в новой, оригинальной манере письма. Достаточно услышать «повисшие» секунды, которые повторяются, подчеркивая ритмическое раскачивание колыбельной и создавая картину зачарованного волшебного сна. Гармоническая красочность, подобная найденной в этом романсе, впоследствии возникнет у французских композиторов Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

«Песню темного леса» А.П. Бородин назвал старой песней. Романс близок песне – сказанию, эпическому сказу о богатырской сильной волюшке. Суровым характером, мужественным звучанием голоса и фортепиано, а также изменчивостью размера «Песня темного леса» сродни былинам. Композитор отказывается от привычного для европейской музыки деления на такты, заменяя его свободным чередованием пяти, трех, четырех, шести долей в такте, присущим былинам и народным русским песням.

Замечательны не только эпические романсы Бородина, но и его лирика, особенно на стихи Г. Гейне и А.С. Пушкина. Пушкинская элегия «Для берегов отчизны дальной» принадлежит к числу шедевров русской вокальной лирики. Романс посвящен жене композитора Е.С. Бородиной, но написан под впечатлением смерти М.П. Мусоргского. В скорбной и возвышенной музыке воплощены страстное признание в любви, щемящая боль утраты, горечь прощания . Среди юмористических вокальных зарисовок наибольшей популярностью пользуется романс «Спесь» (слова А.К. Толстого). Эта жанрово – бытовая сценка полна юмора. Она заставляет вспомнить комические персонажи «Князя Игоря», декламационные сатирические монологи А.С. Даргомыжского и песни М.П. Мусоргского.

Если романсы Бородин создавал довольно быстро, то работа над крупными сочинениями растягивалась на долгие годы, а иногда и десятилетия. Бородин работал над произведениями очень тщательно, кропотливо, как истинный ученый. Он сочинял много вариантов, отбирал лучшее. Но главная причина долгой работы была, по-видимому, в том, что он разрывался между музыкой, химией и общественной деятельностью и в довершение всего не имел хорошо налаженного быта .

Вот как описывал жизнь А.П. Бородина Н.А. Римский – Корсаков: «Всякий входил к нему в какое угодно время, отрывая его от обеда или чая, и милейший Бородин вставал, не доевши и не допивши, выслушивал всякие просьбы и жалобы, обещая хлопотать. Не считая воспитанниц, которые в их доме не переводились, квартира их часто служила пристанищем и местом ночлега для разных родственников, бедных или приезжих, которые заболевали в ней и даже сходили с ума, и Бородин возился с ними, лечил, отвозил в больницы, навещал их там. Частенько оказывалось, что играть на фортепиано нельзя, потому что в соседней комнате кто-нибудь спит» .

Заслуги А.П. Бородина как симфониста огромны: он основоположник эпического симфонизма в русской музыке и вместе с П.И. Чайковским – создатель русской классической симфонии. Сам композитор отмечал, что его «тянет к симфоническим формам». Причем, члены «Могучей кучки» во главе с В.В. Стасовым пропагандировали картинно-сюжетный, программный тип симфонической музыки берлиозовского типа или глинкинского образца; классический же 4-хчастный сонатно-симфонический тип считали «ожившим».

А.П. Бородин отдал дань этой позиции в своих критических статьях и в симфонической картине «В Средней Азии» – единственном программном симфоническом произведении. Но больше он склонялся к «чистому» симфоническому циклу, о чем свидетельствуют три его симфонии (последняя не окончена). В.В. Стасов сожалел об этом: «Бородин не пожелал стать на сторону коренных новаторов». Однако А.П. Бородин дал настолько своеобразную трактовку традиционной симфонии, что оказался в этом жанре еще большим новатором, чем иные «ниспровергатели» .

Отличительные черты эпического симфонизма А.П. Бородина:

· отсутствие конфликта между темами сонатной формы;

· вместо конфронтации – их контрастное сопоставление;

· опора на общие, коллективные, отстоявшиеся интонации, связь с русским песенным фольклором как традиционная особенность тематизма;

· преобладание экспонирования над развитием, приемов интонационного варьирования, подголосочной полифонии – над мотивной разработкой;

· постепенное усиление изначальной сущности основных образов, утверждение идеи целостности и постоянства, в которой заключен главный пафос эпоса;

· перемещение скерцо на второе место в симфоническом цикле, что объясняется дефицитом драматизма в первом сонатном Allegro (в связи с этим отпадает необходимость в рефлексии, передышке);

· конечная цель развития – синтез контрастного материала.

Самым выдающимся симфоническим сочинением А.П. Бородина является Вторая симфония («Богатырская»), ставшая классическим образцом эпического симфонизма. Симфония создавалась параллельно с «Князем Игорем» (1869-1876), и их образы тесно взаимосвязаны. Свое название «Богатырская» симфония получила с легкой руки В.В. Стасова, М.П. Мусоргский же называл ее «героической славянской».

Симфонию с ее удивительной конкретностью музыкальных образов можно отнести к сочинениям со скрытой программой. Относительно содержания предполагаемой программы у музыковедов нет единого мнения. Известны слова В.В. Стасова, утверждавшего: «Сам Бородин мне рассказывал, что в adagio он желал нарисовать фигуру "Баяна", в первой части - собрание русских богатырей, в финале - сцену богатырского пира, при звуке гусель, при ликовании великой народной толпы». Однако Б.В. Асафьев усомнился в правдивости этих слов: его смутила слишком большая степень конкретности программы. Музыковед предлагал не принимать ее за догму и рассматривать симфонию в более широком содержательном контексте. Думается, что прав современный исследователь, полагая, что «бородинская музыка воссоздает прежде всего образ исполинской силы, когда в чередовании разнохарактерных тем – напряженно-могучих или прихотливо-нежных, предельно лаконичных или намеренно растянутых – сталкиваются, перекрещиваются и проникают друг в друга миры Руси и Востока» .

В камерно – инструментальном наследии А.П. Бородина выделяется прекрасный чарующий своей лирической образностью Второй квартет (ре мажор). Он написан в 1880 – 1881 гг. и посвящен жене композитора – Е.С. Бородиной. Многообразные чувства, переданные в музыке, относятся к кругу достаточно субъективных переживаний мастера. В квартете заметно влияние лирико-психологического симфонизма, что выражается в цельности драматической концепции сочинения. Внутренние лирические состояния воплощаются в разнохарактерных по природе, но подчеркнуто родственных интонациях, среди которых и городской романс, и бытовой танец, и неожиданные пряные «восточные» обороты, и реминисценции bel canto.

Многогранное искусство Бородина, его музыкальный эпос выросли на почве многовековых духовных традиций русской культуры. Композитор воплотил нравственные заветы предков, переосмыслив их в духе времени силой своего выдающегося таланта и научного интеллекта .

Таким образом, на основе характеристики творчества А.П. Бородина, можно сказать, что произведения композитора написаны в различных жанрах. Это оперы, симфонии, симфоническая картина, квартеты, романсы, фортепианные пьесы. Тематика произведений – величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса.

Главные качества А.П. Бородина, как композитора – великая сила и ширина музыки, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с красотой и нежностью. К этим качествам можно добавить сочный и незлобливый юмор. Любимые герои А.П. Бородина – защитники родной страны. Это реальные исторические деятели или русские богатыри. Лирика А.П. Бородина воплощает возвышенные и цельные чувства, отличается жизнеутверждающим характером. Немалое место в творчестве занимают картины природы. Мелодический и гармонический язык А.П. Бородина отличается исключительной свежестью, прежде всего благодаря ладовому своеобразию.

Жанр романса был любим русскими композиторами XIX столетия, отдал ему дань и Александр Порфирьевич Бородин. На первый взгляд, творческое наследие его в этой области выглядит более чем скромным – всего шестнадцать произведений, в то время как у трех его товарищей по «Могучей кучке» количество романсов исчисляется десятками, а у Цезаря Кюи – даже сотнями. Но это тот самый случай, когда по количеству нельзя судить о качестве. В силу вечной занятости Бородина его наследие в других жанрах тоже невелико – например, оперу он написал только одну (да и ту не завершил сам), но этого оказалось достаточно, чтобы его имя было вписано в историю русской оперы. Так же обстоит дело и с его романсами: пусть их немного, зато каждый – шедевр.

Бородин в своем вокальном творчестве обращался к стихам разных поэтов – и не только русских. Им положены на музыку стихи Александра Сергеевича Пушкина, Генриха Гейне, Алексея Константиновича Толстого. Подобно , он иногда сам сочинял тексты для своих вокальных миниатюр. Жанровая основа романсов Бородина разнообразна. Некоторые из них восходят к типу «русской песни» – таков, например, романс на стихи Николая Алексеевича Некрасова «У людей-то в дому», представляющий собой жанрово-бытовую зарисовку.

В романсах Бородина находит выражение и стихия комедийности, даже сатиры. Замечательный пример – романс «Спесь», поэтической основой которого послужило сатирическое стихотворение Алексея Толстого. В основе сатиры тот же прием, что во многих романсах Даргомыжского (например, «Титулярный советник») – социальная типизация, но преломление ее иное, даже противоположное: если титулярный советник – это человеческий тип, конкретный представитель которого вполне мог жить по соседству, то в данном случае персонаж изначально обобщенно-аллегорический приобретает конкретные черты.

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...