Андрей Платонов, "Котлован": анализ. "Котлован" Платонова: проблематика произведения. Сочинение на тему Анализ сцены раскулачивания (По повести Платонова «Котлован»)


Содержание повести раскрывается в трех притчах. Одна из них рождается из метафоры "работать, как зверь". Первоначально этот образ связан с реальным героем, кузнецом Михаилом, знающим свое дело и умеющим осмысленно работать. Что будет, если перестать думать и зациклиться только на поднимании и опускании молота? В таком случае можно превратиться в фантастического медведя-молотобойца, имеющего в умственном арсенале всего два качества: классовое чутье и усердное старание, то есть самое необходимое в эпоху массового энтузиазма. Его не надо было подгонять на работе, может быть, только ненароком напомнить, и медвежья услуга уже в действии. "Скорее, Миш, а то мы с тобой ударная бригада! - сказал кузнец. Но медведь и без того настолько усердно старался, что пахло паленой шерстью, сгорающей от искр металла, и медведь этого не чувствовал".

Вторая притча связана с проблемой любви в новую социалистическую эпоху. У двух разных героев - инженера Прушевского и рабочего Чиклина - оказались похожие судьбы, выразившиеся в историях несбывшейся любви. Ради великой цели - рытья котлована - Чиклин скрывает свои личные чувства, сама девушка, по его сознательному разумению, "ему не понравилась, точно была постыдным существом". Рабочий человек сумел распорядиться своими чувствами: "он прошел в то время мимо, не остановившись".

Такое же чувство любви испытывал в свое время и инженер Прушевский. Больше того, возникает даже предположение у Чиклина, что это была одна и та же девушка. Простые человеческие чувства преображают этих двух людей, они, кажется, подобрели не только по отношению друг к другу, но и ко всему миру. Их возвращение из мира добрых грез в революционную действительность лозунгов и приказов началась сразу же после реплики активиста Сафронова, который, "делая интеллигентную походку и задумчивое лицо", напомнил: "Я слышал, товарищи, вы свои тенденции здесь бросали, так я вас попрошу стать попассивнее, а то время производству настанет. А тебе, товарищ Чиклин, надо бы установку на Козлова взять - он на саботаж линию берет".

Так оба этих в общем-то неплохих человека вынуждены подчиниться запросам сурового времени - отказаться от воспоминаний, мечты ("тенденций"), не имеющих ничего общего с ударной работой по рытью котлована. Почему же все-таки имеется запрет на любовь? Ответ здесь простой: всякое отклонение от главного большого дела портит людей, лишает их целеустремленности и сосредоточения на основном. Какой же это работник социализма, если он начинает мечтать о чем-то? Ведь это интеллигентские штучки, которые могут привести в лагерь буржуазной идеологии. Странная смерть женщины, когда-то поцеловавшей Чиклина, еще более подчеркивает безнадежность землекопа, которому все-таки остались в знак его несломленности воспоминания.

Чтобы подольше сохранилась память, Чиклин завалил дверь в помещение, где лежала мертвая, кирпичами, "старыми каменными глыбами и прочим тяжелым веществом. Прушинский не помогал ему и спросил потом:

Зачем ты стараешься?

Как зачем? - удивился Чиклин. - Мертвые тоже люди.

Но ей ничего не нужно.

Ей нет, но она мне нужна. Пусть сэкономится что-нибудь от человека - мне так и чувствуется, когда я вижу горе мертвых или их кости, зачем мне жить!"

Иными словами, человеку не только нужны воспоминания о своем прошлом, но и понимание смысла бытия, "зачем мне жить!" Это осмысление у каждого homo sapiens может быть разным. Для Прушевского, например, смысл бытия сводился к наблюдениям над жизнью либо к писанию писем сестре. Большой праздник выпадал на его долю, когда он получал открытку от Анны, в которой сестра сообщала: "Христос воскресе, дорогой брат!.."

Третья притча связана с коллективизацией на селе, с судьбой Организационного двора колхоза имени Генеральной Линии. Впервые о политике ликвидации кулачества было заявлено в верхних эшелонах власти на ноябрьском пленуме ЦК ВКП(б) 1929 г., а до широких народных масс это известие довели через газету "Правда" 11 января 1930 г. Некоторые крестьяне с восторгом восприняли изменения, приноровились к новой власти, другие, побогаче, заранее готовились к смерти. У мужика забрали лошадь, и он, потерявши из-за этого дар речи, лежал лицом вниз на лавке и не вставал. В Генеральной Линии выполнялось Постановление партии о ликвидации кулачества как несознательного класса неукоснительно. В списки раскулачиваемых попали вместе с настоящими кулаками и середняцкие элементы. Такая политика правительства зачастую была непонятна массам, ради которых старались Чиклины и Жачевы. Надолго запоминается страница повести, где рассказывается, как Жачев и колхозники радостно провожают "ликвидированных кулаков", уплывающих по реке на плотах. Никто из провожающих так и не пожалел своих, теперь уже бывших, сельчан. А они смотрели с плота только в одну сторону, туда, где стояли их дома, где оставалась их родина; они так бы хотели навсегда запомнить отчие места" и последнего счастливого человека на ней. Однако долго не будет здесь больше счастья, не поможет его возрождению выставленный активистом на крыльцо Оргдома рупор радио, из которого доносились звуки марша великого народа. Радость топтавшихся на месте мужиков тоже была наносной.

Тяжко живется на селе, члены колхоза больше слушают речи активиста да готовят гробы для своих похорон, в кузне они сожгли весь уголь, "починили всякий мертвый инвентарь и с тоскою, что кончился труд и как бы теперь колхоз не пошел в убыток, оставили заведение". Дурно проводимая коллективизация лишала настоящих тружеников радости. "Мужик с желтыми глазами" еще совсем недавно чувствовал сытость в желудке, а теперь с тоской вспоминал конфискованную мельницу в деревне. Такие, как он, смирились со свой участью. Тем более, что политику партии в деревне проводят медведи-молотобойцы, за версту чувствующие классового врага.

Дело усугублялось еще и тем, что руководители на селе, страдавшие отсутствием ума, не знали ни сиюминутных целей, ни отдаленных перспектив. Руководствовались только директивами, доставляемыми всадником "на трепещущем коне" из района. Как и в других регионах России, здесь наблюдались типичные ошибки в коллективизации. В частности, областной комитет, планируя работу колхоза, отмечал "маложелательные явления перегибщины, забеговщества, переусердщины и всякого сползания по правому и левому откосу с отточенной остроты четкой линии".

Колхозники спокойно отреагировали на смерть своего местного вождя, не имея к нему жалости, но и не радуясь особенно. Такая реакция вполне обоснована, так как он, хотя и говорил всегда правильно, но добрых дел никаких не свершил, даже общество не могло его "оженить" так, как это полагается в нормальных коллективах.

Похожие материалы:

Несмотря на разнообразие тем произведений А.П. Платонова, которого волновали проблемы электрификации и коллективизации, гражданской войны и строительства коммунизма, все их объединяет стремление писателя найти путь к счастью, определить, в чем радость «человеческого сердца». Платонов решал эти вопросы, обращаясь к реалиям окружающей его жизни. Повесть «Котлован» посвящена времени индустриализации и начала коллективизации в молодой Советской стране, в светлое коммунистическое будущее которой автор очень верил. Правда, Платонова все больше и больше начинало волновать, что в «плане общей жизни» практически не оставляли места конкретному человеку, с его думами, переживаниями, чувствами. И своими произведениями писатель хотел предостеречь чересчур усердных «активистов» от роковых для русского народа ошибок.

Сцена раскулачивания в повести «Котлован» очень ярко и точно раскрывает суть проводимой в советской деревне коллективизации. Восприятие колхоза показано глазами ребенка – Насти. Она спрашивает Чиклина: «А ты здесь колхоз сделал? Покажи мне колхоз!» Это нововведение понимается как совершенно новая жизнь, рай на земле. Даже взрослые «нездешние люди» ждут от колхоза «радости»: «Где же колхозное благо – иль мы даром шли?» Эти вопросы вызваны разочарованием от истинной картины, открывшейся перед взором странников: «Посторонний, пришлый народ расположился кучами и малыми массами по Оргдвору, тогда как колхоз еще спал общим скоплением близ ночного, померкшего костра». Символическим выглядит «ночной, померкший костер» и «общее скопление» колхозников. За простой неустроенностью этих людей (сравним с «прочными, чистыми избами» «кулацкого класса») скрывается еще и их безликость. Поэтому главным их представителем показан медведь-молотобоец, получеловек-полуживотное. Он обладает способностью к производительному труду, но лишен самого главного – умения мыслить и, соответственно, говорить. Мышление подменено в медведе «классовым чутьем». Впрочем, ведь именно это и требовалось в новом советском обществе, мыслить за всех мог «один … главный человек». Неслучайно у Чиклина захватывает дыхание и он открывает дверь, «чтоб видна была свобода», когда «рассудительный мужик» призывает его обдумать целесообразность раскулачивания. Легче всего просто отвернуться от правды и предоставить другим решать за себя, переложив ответственность на безликих «мы». «Не твое дело, стервец! – отвечает Чиклин кулаку. – Мы можем царя назначить, когда нам полезно будет, и можем сшибить его одним вздохом… А ты – исчезни!». Но только вот почему-то кричит Чиклин «от скрежещущей силы сердца», наверное, внутри сам протестуя против отнятого у него права мыслить и самостоятельно принимать решения.

К молотобойцу как к «самому угнетенному батраку» проникаются сочувствием и Настя («Он ведь тоже мучается, он, значит, наш, правда ведь?»), и бюрократ Пашкин («Пашкин же и вовсе грустил о неизвестном пролетарии района и захотел как можно скорее избавить его от угнетения»). Вот только если девочка видит в медведе, прежде всего, существо страдающее и поэтому ощущает родство с ним, то представитель власти вместо благого желания «обнаружить здесь остаточного батрака и, снабдив его лучшей долей жизни, распустить затем райком союза за халатность обслуживания членской массы», спешно и в недоумении «отбыл на машине обратно», формально не видя возможности отнести медведя к угнетенному классу. Автор объективно изображает положение бедняков в деревне, вынужденных почти даром работать на зажиточных односельчан. Через образ медведя показано, как относились к таким, как он: «Молотобоец вспомнил, как в старинные года он корчевал пни на угодьях этого мужика и ел траву от безмолвного голода, потому что мужик давал ему пищу только вечером – что оставалось от свиней, а свиньи ложились в корыто и съедали медвежью порцию во сне». Однако ничто не может служить оправданием той жестокости, с которой происходило раскулачивание: «…медведь поднялся с посуды, обнял поудобней тело мужика и, сжав его с силой, что из человека вышло нажитое сало и пот, закричал ему в голову на разные голоса – от злобы и наслышки молотобоец мог почти не разговаривать».

Страшно, что на подобной ненависти воспитывались дети, которые должны были потом жить в стране, свободной от вражды. Однако заложенные с детства представления о своих и чужих вряд ли исчезнут во взрослой жизни. Настя изначально настроена против тех, кого медведь «чутьем» относит к кулакам: «Настя задушила на руке жирную кулацкую муху… и сказала еще:

– А ты бей их как класс!»

Про мальчика из кулацкой семьи она говорит: «Он очень хитрый», – видя в нем нежелание расставаться с чем-то своим, собственным. В итоге такого воспитания все отплывающие на плоту для ребенка сливаются в одно лицо – «сволочи»: «Пусть он едет по морям: нынче здесь, а завтра там, правда ведь? – произнесла Настя. – Со сволочью нам скучно будет!» Слова же Чиклина о партии, которая должна, по идее, стоять на страже интересов трудящихся, кажутся нам ироничными: «В лицо ты ее не узнаешь, я сам ее еле чувствую».

При анализе произведений Платонова пристальное внимание приковывает к себе их язык. Это стиль поэта, сатирика, а главным образом, философа. Повествователь чаще всего является выходцем из народа, который еще не научился оперировать научными терминами и пытается ответить на важные, насущные вопросы бытия своим языком, будто «переживая» мысли. Поэтому и возникают такие выражения, как «от отсутствия своего ума не мог сказать ни одного слова», «без ума организованные люди жить не должны», «жил с людьми – вот и поседел от горя» и т.п. Герои Платонова мыслят теми языковыми средствами, которыми они владеют. Особая атмосфера 20-х годов ХХ века подчеркнута обилием канцеляризмов в речи платоновских героев («Чиклин и молотобоец освидетельствовали вначале хозяйственные укромные места»), лексики лозунгов и плакатов («…Пашкин решил во весь темп бросить Прушевского на колхоз как кадр культурной революции…»), идеологизмов («…указать ему самого угнетенного батрака, который почти спокон века работал даром на имущих дворах…»). Причем слова различных стилей беспорядочно перемешены в речи платоновских странников, зачастую ими плохо понимается значение употребляемых слов («Опорожняй батрацкое имущество! – сказал Чиклин лежачему. – Прочь с колхоза и не сметь более жить на свете!»). Складывается впечатление, что мысли, идеи словно сталкиваются между собой, притягиваясь и отталкиваясь. Так, следуя традициям русской литературы, Платонов использует пейзажи для передачи общего настроения изображаемого. Но и здесь мы ощущаем шершавость, корявость и соединение разностильных слов в описаниях: «Снег, изредка опускавшийся дотоле с верхних мест, теперь пошел чаще и жестче, – какой-то набредший ветер начал производить вьюгу, что бывает, когда устанавливается зима. Но Чиклин и медведь шли сквозь снежную секущую частоту прямым уличным порядком, потому что Чиклину невозможно было считаться с настроениями природы…».

Финал сцены отправления кулаков на плоту неоднозначен. С одной стороны, мы проникаемся симпатией к Прушевскому, который с сочувствием смотрит на «кулацкий класс», «как оторвавшийся». Но есть доля истины и в словах Жачева, замечающего об отплывающих: «Ты думаешь, это люди существуют? Ого! Это одна наружная кожа, до людей нам далеко идти, вот чего мне жалко!» Обратим внимание на местоимение «нам». Жачев и себя причисляет к «уставшим предрассудкам». Все свои надежды он возлагает на будущие поколения: «Жачев же пополз за кулачеством, чтобы обеспечить ему надежное отплытие в море по течению и сильнее успокоиться в том, что социализм будет, что Настя получит его в свое девичье приданое, а он, Жачев, скорее погибнет как уставший предрассудок». Однако, как мы убеждаемся, взгляд автора на будущее Насти достаточно пессимистичен. Даже детское счастье невозможно построить на чьих-либо страданиях.

«Платонов Возвращение» - Психологический рассказ. Нравственное прозрение Иванова (катарсис). «Обнажившееся сердце». Мотивы, звучащие в рассказе: Андрей Платонович Платонов (1899 – 1951). Домой в семью к жене и детям. Встреча с Машей. Решение скорее приняться за дело. Идея рассказа. Окончательное возвращение Иванова. Дети также ответственны за судьбы взрослых.

«Юшка» - Биография А. П. Платонова. Хотел ли весёлый прохожий смерти Юшки? Ваши комментарии. 4-я группа:Юшка и весёлый прохожий. "Свободное письмо": поразмышляйте, в чём смысл жизни Ефима Дмитриевича(Юшки)? 1-я группа:Юшка и дети. 1899 - 1951. Осмыслим прочитанное. Настоящая фамилия писателя – Климентов.

«Неизвестный цветок» - МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа». Сказка-быль «Неизвестный цветок». 2010 г. Бабина Н.А., учитель русского языка и литературы. Благоухание-. Аромат, приятный запах. Андрей Платонович Платонов. Презентация к уроку литературы в 6 классе по рассказу А. Платонова «Неизвестный цветок».

«Платонов биография» - Биография» a-platonov.narod.ru. Андрей Платонов с дочерью. Андрей Платонов 1923 год. Андрей Платонов в годы войны. Рисунок В. Куприянова к книге Платонова "Июльская гроза". Рисунок Платонова 40-е годы. Андрей Платонович Платонов. (1899-1951) Использован материал сайта «Всё об Андрее Платонове.

«Платонова Юшка» - 4. «Каждое лето…он уходил пешком в глухую дальнюю деревню». Зачем же нам друг друга обижать? Призыв к … Авторская идея рассказа А.П.Платонова «Юшка». 5. «А чего я тебе, чем я вам мешаю!». А.П.Платонов рассказ «Юшка» (7 класс) «Величие простых сердец». 6. «Девушка не ушла, однако, и молча ожидала чего-то».

«Писатель Платонов» - Рано проявляет интерес к техническому изобретательству и одновременно - к литературе. Тридцатые годы. В 1922-1926 годах Платонов работает мелиоратором в Воронежской губернии и на строительстве электростанции. Фильм получил приз жюри "Бронзовый леопард" МКФ в Локарно-87. В. Куприянова к книге Платонова "Июльская гроза.

Всего в теме 38 презентаций

Несмотря на разнообразие тем произведений А.П. Платонова, которого волновали проблемы электрификации и коллективизации, гражданской войны и строительства коммунизма, все их объединяет стремление писателя найти путь к счастью, определить, в чем радость «человеческого сердца». Платонов решал эти вопросы, обращаясь к реалиям окружающей его жизни. Повесть «Котлован» посвящена времени индустриализации и начала коллективизации в молодой Советской стране, в светлое коммунистическое будущее которой автор очень верил. Правда, Платонова все больше и больше начинало волновать, что в «плане общей жизни» практически не оставляли места конкретному человеку, с его думами, переживаниями, чувствами. И своими произведениями писатель хотел предостеречь чересчур усердных «активистов» от роковых для русского народа ошибок.

Сцена раскулачивания в повести «Котлован» очень ярко и точно раскрывает суть проводимой в советской деревне коллективизации. Восприятие колхоза показано глазами ребенка – Насти. Она спрашивает Чиклина: «А ты здесь колхоз сделал? Покажи мне колхоз!» Это нововведение понимается как совершенно новая жизнь, рай на земле. Даже взрослые «нездешние люди» ждут от колхоза «радости»: «Где же колхозное благо – иль мы даром шли?» Эти вопросы вызваны разочарованием от истинной картины, открывшейся перед взором странников: «Посторонний, пришлый народ расположился кучами и малыми массами по Оргдвору, тогда как колхоз еще спал общим скоплением близ ночного, померкшего костра». Символическим выглядит «ночной, померкший костер» и «общее скопление» колхозников. За простой неустроенностью этих людей (сравним с «прочными, чистыми избами» «кулацкого класса») скрывается еще и их безликость. Поэтому главным их представителем показан медведь-молотобоец, получеловек-полуживотное. Он обладает способностью к производительному труду, но лишен самого главного – умения мыслить и, соответственно, говорить. Мышление подменено в медведе «классовым чутьем». Впрочем, ведь именно это и требовалось в новом советском обществе, мыслить за всех мог «один … главный человек». Неслучайно у Чиклина захватывает дыхание и он открывает дверь, «чтоб видна была свобода», когда «рассудительный мужик» призывает его обдумать целесообразность раскулачивания. Легче всего просто отвернуться от правды и предоставить другим решать за себя, переложив ответственность на безликих «мы». «Не твое дело, стервец! – отвечает Чиклин кулаку. – Мы можем царя назначить, когда нам полезно будет, и можем сшибить его одним вздохом… А ты – исчезни!». Но только вот почему-то кричит Чиклин «от скрежещущей силы сердца», наверное, внутри сам протестуя против отнятого у него права мыслить и самостоятельно принимать решения.

К молотобойцу как к «самому угнетенному батраку» проникаются сочувствием и Настя («Он ведь тоже мучается, он, значит, наш, правда ведь?»), и бюрократ Пашкин («Пашкин же и вовсе грустил о неизвестном пролетарии района и захотел как можно скорее избавить его от угнетения»). Вот только если девочка видит в медведе, прежде всего, существо страдающее и поэтому ощущает родство с ним, то представитель власти вместо благого желания «обнаружить здесь остаточного батрака и, снабдив его лучшей долей жизни, распустить затем райком союза за халатность обслуживания членской массы», спешно и в недоумении «отбыл на машине обратно», формально не видя возможности отнести медведя к угнетенному классу. Автор объективно изображает положение бедняков в деревне, вынужденных почти даром работать на зажиточных односельчан. Через образ медведя показано, как относились к таким, как он: «Молотобоец вспомнил, как в старинные года он корчевал пни на угодьях этого мужика и ел траву от безмолвного голода, потому что мужик давал ему пищу только вечером – что оставалось от свиней, а свиньи ложились в корыто и съедали медвежью порцию во сне». Однако ничто не может служить оправданием той жестокости, с которой происходило раскулачивание: «…медведь поднялся с посуды, обнял поудобней тело мужика и, сжав его с силой, что из человека вышло нажитое сало и пот, закричал ему в голову на разные голоса – от злобы и наслышки молотобоец мог почти не разговаривать».

Страшно, что на подобной ненависти воспитывались дети, которые должны были потом жить в стране, свободной от вражды. Однако заложенные с детства представления о своих и чужих вряд ли исчезнут во взрослой жизни. Настя изначально настроена против тех, кого медведь «чутьем» относит к кулакам: «Настя задушила на руке жирную кулацкую муху… и сказала еще:

– А ты бей их как класс!»

Про мальчика из кулацкой семьи она говорит: «Он очень хитрый», – видя в нем нежелание расставаться с чем-то своим, собственным. В итоге такого воспитания все отплывающие на плоту для ребенка сливаются в одно лицо – «сволочи»: «Пусть он едет по морям: нынче здесь, а завтра там, правда ведь? – произнесла Настя. – Со сволочью нам скучно будет!» Слова же Чиклина о партии, которая должна, по идее, стоять на страже интересов трудящихся, кажутся нам ироничными: «В лицо ты ее не узнаешь, я сам ее еле чувствую».

При анализе произведений Платонова пристальное внимание приковывает к себе их язык. Это стиль поэта, сатирика, а главным образом, философа. Повествователь чаще всего является выходцем из народа, который еще не научился оперировать научными терминами и пытается ответить на важные, насущные вопросы бытия своим языком, будто «переживая» мысли. Поэтому и возникают такие выражения, как «от отсутствия своего ума не мог сказать ни одного слова», «без ума организованные люди жить не должны», «жил с людьми – вот и поседел от горя» и т.п. Герои Платонова мыслят теми языковыми средствами, которыми они владеют. Особая атмосфера 20-х годов ХХ века подчеркнута обилием канцеляризмов в речи платоновских героев («Чиклин и молотобоец освидетельствовали вначале хозяйственные укромные места»), лексики лозунгов и плакатов («…Пашкин решил во весь темп бросить Прушевского на колхоз как кадр культурной революции…»), идеологизмов («…указать ему самого угнетенного батрака, который почти спокон века работал даром на имущих дворах…»). Причем слова различных стилей беспорядочно перемешены в речи платоновских странников, зачастую ими плохо понимается значение употребляемых слов («Опорожняй батрацкое имущество! – сказал Чиклин лежачему. – Прочь с колхоза и не сметь более жить на свете!»). Складывается впечатление, что мысли, идеи словно сталкиваются между собой, притягиваясь и отталкиваясь. Так, следуя традициям русской литературы, Платонов использует пейзажи для передачи общего настроения изображаемого. Но и здесь мы ощущаем шершавость, корявость и соединение разностильных слов в описаниях: «Снег, изредка опускавшийся дотоле с верхних мест, теперь пошел чаще и жестче, – какой-то набредший ветер начал производить вьюгу, что бывает, когда устанавливается зима. Но Чиклин и медведь шли сквозь снежную секущую частоту прямым уличным порядком, потому что Чиклину невозможно было считаться с настроениями природы…».

Финал сцены отправления кулаков на плоту неоднозначен. С одной стороны, мы проникаемся симпатией к Прушевскому, который с сочувствием смотрит на «кулацкий класс», «как оторвавшийся». Но есть доля истины и в словах Жачева, замечающего об отплывающих: «Ты думаешь, это люди существуют? Ого! Это одна наружная кожа, до людей нам далеко идти, вот чего мне жалко!» Обратим внимание на местоимение «нам». Жачев и себя причисляет к «уставшим предрассудкам». Все свои надежды он возлагает на будущие поколения: «Жачев же пополз за кулачеством, чтобы обеспечить ему надежное отплытие в море по течению и сильнее успокоиться в том, что социализм будет, что Настя получит его в свое девичье приданое, а он, Жачев, скорее погибнет как уставший предрассудок». Однако, как мы убеждаемся, взгляд автора на будущее Насти достаточно пессимистичен. Даже детское счастье невозможно построить на чьих-либо страданиях.

УРОКПО ЛИТЕРАТУРЕВ11КЛАССЕ С ЭЛЕМЕНТАМИАНТИКОРРУПЦИОННОГОВОСПИТАНИЯ.

ТЕМА«ХАРАКТЕРНЫЕЧЕРТЫВРЕМЕНИ

ВПОВЕСТИА.ПЛАТОНОВА«КОТЛОВАН»

ЦЕЛЬ УРОКА: показать актуальность и вневременную ценность произведения А.Платонова; раскрыть связь ссовременной жизнью; развивать самостоятельную работу учащихся по поиску материала по теме.

ХОДУРОКА.

1. Проверка домашнего задания.

2. Сообщение ученика о писателе и его творческом пути.

3. Сообщение ученика о творческой истории повести «Котлован».

4. Беседа по тексту повести «Котлован».

«Котлован» написан Платоновым в 1929-30 годах, а опубликован только в 1987 году. Почему так задержалось на пути к читателю это произведение? Опубликовав в журнале «Октябрь», руководимом А.Фадеевым, рассказ «Усомнившийся Макар», Платонов подвергся резкой критике и на многие годы оказался закрытым для советской литературы. Критик Л.Авербах писал: «К нам приходят с пропагандой гуманизма, как будто есть на свете что-либо более человечное, чем классовая ненависть пролетариата». Ярлыки «кулак», «правоуклонист» Платонов получил вовсе не потому, что был против советской власти. А почему? Ответим на этот вопрос, когда попробуем выявить характерные черты времени в повести «Котлован».

ЗАДАНИЕ: Найти такие черты и подобрать эпизоды.

Характерные черты времени:

Разгромленная войной страна, нищета рабочих и крестьян. «Воздух ветхости и прощальной памяти стоял над потухшей пекарней»; «забор заиндевел мхом, наклонился, и давние гвозди торчали из него». Старую деревню покрывает «всеобщая ветхость бедности».

Грандиозные проекты, стройки коммунизма. Вспомним вечный образ Вавилонской башни. Вспомним хрустальный дворец из романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?». Вспомним проект строительства Дворца Советов на месте взорванного, кстати, позже написания повести Храма Христа Спасителя, строительство метрополитена, Беломорканала и т.д. Вспомним недавние планы поворота северных рек.

Раскулачивание крестьян, методы уничтожения крестьянства, начало коллективизации. «Двое – это уже вполне кулацкий класс и организация». «Активист пришёл на Двор совместно с передовым персоналом и, расставив пешеходов в виде пятикратной звезды, стал посреди всех и произнёс своё слово, указывающее пешеходам идти в среду окружающего беднячества и показать ему свойство колхоза путём призвания к социалистическому порядку, ибо всё равно дальнейшее будет плохо». «Он боялся, что зажиточность скопится на единоличных дворах и он упустит её из виду».

Энтузиазм «масс». «Жить ради энтузиазма». Рабочие верят «в наступление новой жизни после постройки больших домов».При этом они живут в сарае: «Внутри сарая спали на спине семнадцать или двадцать человек, припотушенная лампа освещала бессознательные человеческие лица. Все спящие были худы, как умершие». Козлов хотел «умереть с энтузиазмом, дабы весь класс его узнал и заплакал над ним».

Процветание бюрократии (коррупции, взяточничества). «Козлов прибыл на котлован пассажиром в автомобиле, которым управлял сам Пашкин. Козлов был одет в светло-серую тройку, имел пополневшее от какой-то постоянной радости лицо и стал сильно любить пролетарскую массу», «дополнительно к пенсии по первой категории он обеспечил себе и натурное продовольствие».

Как вы думаете, почему Козлов добился всего этого? (Он имел протекцию от высокопоставленных лиц, которым были нужны «не только ярость масс, но и качество яростных». Имея власть над другими людьми и возможность использовать служебное положение, занимали места в аппарате родственники и нужные им люди.)

Можно ли в наше время встретить такие случаи? (Коррупция развита в наше время, поэтому всё это можно видеть и в нашем обществе (льготы, когда зарплата за 100 тысяч рублей и т.д. Но в последнее время с коррупцией ведётся борьба)

Уничтожение религии и фанатичное поклонение новой «религии» (не атеизм, а безбожие). «Я был поп, а теперь отмежевался от своей души и острижен под фокстрот»; «Приходится стаж зарабатывать, чтоб в кружок безбожия приняли».

Массовое доносительство (даже поп): «Те листки (поминальные) я каждую полуночьличносопровождаю к товарищу активисту». «Жена Пашкина помнила, как Жачев послал в ОблКК заявление на её мужа и целый месяц шло расследование, - даже к имени придирались: почему и Лев и Ильич: Уж что-нибудь одно!»

Всеобщая подозрительность. Сафронов говорит: «Ты, Козлов, свой принцип заимел и покидаешь рабочую массу, а сам вылезаешь вдаль: значит, ты чужая вша, которая свою линию всегда наружу держит». Глаза матери Насти «были подозрительные, готовые ко всякой беде жизни, уже побелевшие от равнодушия».

Атмосфера бездуховности, грубости, хамства, бескультурья. Из радиорупора доносится: «Товарищи, мы должны мобилизовать крапиву на фронт социалистического строительства! Крапива есть не что иное, как предмет нужды заграницы… Мы должны обрезать хвосты и гривы у лошадей!». Сафронов: «Поставим вопрос: откуда взялся русский народ? И ответим: из буржуазной мелочи! Он бы и ещё откуда-нибудь родился, да больше места не было. А потому мы должны бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы и произошёл бы энтузиазм!..»

Попытки людей приспособиться к новой жизни. Вощев, увидев детей, «почувствовал стыд и энергию – он захотел немедленно открыть всеобщий, долгий смысл жизни, чтобы жить впереди детей…». Землекопы придумывают пути «будущего спасения»: «один желал нарастить стаж и уйти учиться, второй ожидал момента для переквалификации, третий же предпочитал пройти в партию и скрыться в руководящем аппарате».

Стремление обезличить людей, построить всеобщее счастье любым путём, отучить думать, сомневаться. «Люди нынче стали дороги, наравне с материалом». Вощев «устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нём и задумчивости среди общего темпа труда». Жачев знал, «что в СССР немало населено сплошных врагов социализма, эгоистов и ехидн будущего света, и втайне утешался тем, что убьёт когда-нибудь вскоре всю их массу, оставив в живых лишь пролетарское младенчнство и чистое сиротство».

ЗАДАНИЕ: Сопоставить черты времени, описанныев «Котловане», с романом Замятина «Мы».

Антиутопия. Осуществлённая мечта о всеобщем счастье. Крушение коммунистической идеи.

Самое страшное – слепая, бездумная вера, жизнь без прошлого, без души. Героя «Котлована» Вощева выгнали с работы за то, что он «думал среди производства»: «Ты, наверное, интеллигенция – той лишь бы посидеть да подумать», «Если мы все задумаемся – кто работать будет?». Умирающая мать пытается спасти Настю: «Никому не рассказывай, что ты родилась от меня, а то тебя заморят. Уйди далеко-далеко отсюда и там сама позабудься, тогда ты будешь жива…». Поп говорит: «Мне, товарищи, жить бесполезно. Я не чувствую больше прелесть творения – я остался без Бога, а бог без человека…»

5. Слово учителя.

Работа над «Котлованом» шла с декабря 1929-го по апрель 1030-го, почти синхронно с реальными событиями в стране: ноябрь 1929 г. – Пленум ЦК ВКП(б), где было заявлено о политике ликвидации кулачества как класса. 30 января 1930 года – Постановление Политбюро «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Платонов понимал, что с переходом к сплошной коллективизации и ликвидации кулачества страна возвращалась к «военному коммунизму», что крестьянство обречено на уничтожение. Платонов воспринял коллективизацию как отступление от революционных завоеваний народа и отчуждение человека от советской власти.

Почему же Платонова сочли врагом советской власти?

Мужик, раскулаченный Чиклиным, говорит: «Ликвидировали?! Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придёт один ваш главный человек!»

Платонов, как и его герой, Макар, усомнился. Как и Вощев, задумался. Этого ему и не простили.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Найти в тексте повести пространственно-временные характеристики, отметить их особенности .

Выбор редакции
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...

Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...

Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...

Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...
Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...
Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...