Анна Павловна Павлова. Биографическая справка. Анна павлова-удивительная балерина - история в фотографиях


Русская балерина, педагог, постановщик Анна Павловна (по другим источникам, Матвеевна) Павлова родилась 12 февраля (31 января по старому стилю) 1881 года в Петербурге в семье солдата и прачки. По некоторым источникам, она была внебрачной дочерью еврейского банкира.

В 1891 году поступила на балетное отделение Петербургского театрального училища (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой), где занималась у Екатерины Вазем и Павла Гердта.

В 1899 году по окончании училища Павлова была принята в труппу кордебалета Императорского балета Мариинского театра.

Дебютировала в маленькой роли в балете "Тщетная предосторожность", затем в "Баядерке" Людвига Минкуса. В 1903 году ей была доверена партия Жизели в одноименном балете Адольфа Адана, где молодая балерина смогла поразить публику глубиной психологической трактовки образа и красотой танца. Вслед за этим успехом Павлова получила главные роли в "Наяде и рыбаке" Цезаря Пуни, "Пахите" Эдуара Дельдевеза, "Корсаре" Адана, "Дон Кихоте" Людвига Минкуса.

В 1906 году Анна Павлова стала балериной Императорской сцены .

Легенды Анны Павловой Есть фотография с двумя лебедями, "бессмертным" и живым. Первый лебедь - Анна Павлова, царственная, болезненная, деспотичная, хрупкая великая балерина, исполнительница "лебединой" балетной миниатюры Михаила Фокина на музыку Сен-Санса. Второй лебедь - любимая птица Павловой в ее усадьбе под Лондоном...

Индивидуальность балерины, стиль ее танца, парящий прыжок натолкнули ее партнера, будущего известного хореографа Михаила Фокина, на создание на музыку Фридерика Шопена "Шопенианы" (1907) - стилизации в духе ожившей гравюры эпохи романтизма. В этом балете она танцевала мазурку и Седьмой вальс с Вацлавом Нижинским. Летящий арабеск Павловой художник Валентин Серов увековечил на афише к первым "Русским сезонам" в Париже (1909).

Всероссийскую славу принесли балерине гастроли с труппой Фокина в Москве в 1907 году. Для нее Фокин поставил концертный (позже "Умирающий лебедь") на музыку Камиля Сен-Санса, ставший впоследствии поэтическим символом русской хореографии и самой балерины.

Павлова также в 1907 году танцевала постановках Фокина "Павильоны Армиды" на музыку Николая Черепнина и "Египетские ночи" на музыку Антона Аренского.

23 января 1931 года Анна Павлова скончалась в Гааге (Нидерланды). Ее прах был захоронен на кладбище "Гольдерс-Грин" недалеко от ее дома "Айви-Хауз" в Лондоне.

На протяжении долгого времени личные отношения связывали Анну Павлову с горным инженером Виктором Дандре, который в 1910 году был обвинен властями Петербурга в растрате средств, выделенных на строительство Охтинского моста. Анне Павловой пришлось заплатить залог, чтобы его освободили из тюрьмы. Несмотря на подписку о невыезде, Дандре бежал из России и многие годы жил без паспорта. За границей Дандре стал импрессарио и администратором труппы балерины. В 1932 году в Лондоне была издана книга Дандре "Анна Павлова. Жизнь и легенда".

Балерине посвящены художественные и документальные фильмы "Анна Павлова" (1983 и 1985). Французский балетмейстер Ролан Пети поставил балет "Моя Павлова".

В усадьбе "Айви-Хауз", где в настоящее время размещается лондонский Еврейский культурный центр, холл первого этажа превращен в мемориальный музей балерины. На территории "Айви-Хауз" установлены два памятника Анне Павловой - один находится у озера, другой, представляющий балерину в облике стрекозы, - у террасы ее дома.

Приз Петербургской международной балетной премии Dance Open - хрустальный пуант, созданный в 1913 году художником Борисом Фредманом-Клюзелем со балерины Анны Павловой, является одной из уважаемых наград балетного искусства.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Биография и эпизоды жизни Анны Павловой. Когда родилась и умерла Анна Павлова, памятные места и даты важных событий ее жизни. Цитаты балерины, фото и видео.

Годы жизни Анны Павловой:

родилась 31 января 1881, умерла 23 января 1931

Эпитафия

«Минуточку постой,
Бегущий неустанно,
Чтоб поклониться той,
Что называлась Анной».
Из стихотворения Эрика Виллиса памяти Анны Павловой (в переводе Т. Юфит)

Биография

Она посвятила свою жизнь балету и прославилась на весь мир. Удивительно, но первые ее педагоги были уверены, что девочка не создана для тяжелой балетной школы, но Анна сумела доказать всем - если усердно трудиться и жить тем, что ты любишь, успех неизбежен. Биография Анны Павловой - история жизни великой женщины, имя которой известно любому поклоннику балета.

В детстве жизнь Павловой была непростой - она даже не знала, кто ее отец, а мать еле сводила концы с концами. Но несмотря на тяжелое положение, однажды, чтобы порадовать дочь, мать Павловой повела ее на «Спящую красавицу» в Мариинский театр. Позже в своей автобиографии Павлова вспоминала, что замерла с первых же нот - балет очаровал ее. В тот вечер она поняла, чем хочет заниматься всю жизнь. Первым, кто увидел в Павловой талант, стал великий балетмейстер Мариус Петипа: «Пушинка на ветру - она будет летать на сцене». Сразу же после окончания училища Павлова была принята в Мариинский театр, который когда-то решил ее судьбу, и вскоре стала его ведущей танцовщицей. Когда на благотворительном вечере она впервые исполнила миниатюру «Лебедь» («Умирающий лебедь»), то не могла даже догадываться, что эти 130 секунд танца станут позже символом русского балета. Сам композитор Камиль Сен-Санс, автор сюиты «Карнавал животных», на пьесу из которой был поставлен «Лебедь», пожелал встречи с Павловой, чтобы сделать признание: «Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!». Мировая известность в жизнь Павловой пришла вместе с ее участием в «Русских сезонах», которые устроил в Париже Сергей Дягилев, русский театральный деятель. Вскоре Анна отправилась гастролировать по всему миру с собственной труппой. Когда же в России произошла революция, а затем началась гражданская война, Павлова решила больше не возвращаться на родину.

К тому времени, когда Павлова окончательно перебралась за границу, у нее уже был любимый человек, Виктор Дандре. Павлова давно любила его, но богач и аристократ не отвечал ей взаимностью. Когда Дандре ввязался в неприятности и потерял все свои деньги, Павлова, по слухам, и решила подписать контракт с нью-йоркским театром. Она вызволила своего любимого из тюрьмы, а он, наконец, увидел в ней любящую женщину и также искренне полюбил ее. Павлова и Дандре купили дом в пригороде Лондона, в пруду которого плавали белые лебеди, один из которых, по имени Джек, всегда ждал свою хозяйку из ее длительных гастролей.

Гастролировала же русская балерина неустанно. За свою жизнь Анна Павлова объездила почти весь мир, побывав в Америке, Китае, Японии, Индии, на Филиппинах и даже в Австралии. Костюмы к ее спектаклям создавали самые известные художники, женщины подражали ее манере одеваться, а гонорары ей назначались баснословные. А она продолжала тосковать по России. И хотя не могла туда вернуться, постоянно отсылала деньги труппам российских театров и продукты голодающим соотечественникам.

Смерть Павловой наступила во время ее очередных гастролей - в Гааге. Причиной смерти Павловой стала пневмония. Похороны Анны Павловой состоялись в Лондоне - сначала прошло отпевание тела Павловой в русской церкви, затем оно было сожжено в лондонском крематории. Могила Павловой в соответствии с ее завещанием должна была находиться в России. Но муж воспрепятствовал исполнению воли балерины, заявив, однако, что не против захоронения Павловой на родине, если ему пообещают создать для этого должные условия. Так или иначе, но урна с прахом Павловой до сих пор хранится в колумбарии английского крематория.

Миниатюра «Умирающий лебедь» в исполнении Павловой стала классикой мирового балета

Линия жизни

31 января 1881 г. Дата рождения Анны Павловны (Матвеевны) Павловой.
1889 г. Окончание императорского театрального училища, поступление в труппу Мариинского театра.
1906 г. Ведущая танцовщица труппы.
1907 г. Первое исполнение Павловой миниатюры «Лебедь», ставшей позже одним из символов русского балета.
1909 г. Участие Павловой в «Русских сезонах» в Париже.
1910 г. Гастроли Павловой за рубежом с собственной труппой.
1913 г. Последнее выступление Павловой в Мариинском театре.
1914 г. Последнее выступление Павловой в России.
1921-1925 гг. Гастроли по США, выступление в Индии.
23 января 1931 г. Дата смерти Павловой.
29 января 1931 г. Похороны Павловой.

Памятные места

1. Лигово, где родилась Павлова.
2. Дом Павловой в Санкт-Петербурге, где она жила в 1910 году и где сегодня установлена мемориальная доска Павловой. Итальянская улица, д. 5.
3. Дом Павловой в Лондоне (Ive House), в котором она жила в 1912-1931 гг.
4. Академия русского балета имени А. Я. Вагановой (бывшее императорское театральное училище), где училась Павлова.
5. Мариинский театр, в труппе которого танцевала Павлова.
6. Театр Метрополитен-опера в Нью-Йорке, с которым Павлова работала по контракту.
7. Театр Шатле в Париже, где Павлова выступала во время участия в «Русских сезонах».
8. Крематорий Голдерс-Грин в Лондоне, где похоронена Павлова (урна с прахом хранится в колумбарии крематория).

Эпизоды жизни

Анна Павлова дружила с Чарли Чаплином. Поговаривали, что великий комик и режиссер был влюблен в балерину и мечтал сделать ей предложение, но так и не решился. Когда они встречались, то Чаплин бронировал для Павловой целый ресторан. Он также выступал в роли консультанта балерины, когда ей было необходимо записать свои номера на кинопленку.

Умирая, Павлова попросила всех уйти из комнаты, с ней осталась только служанка. Балерина кивнула девушке на платье, которое купила недавно у модного парижского кутюрье, и сказала: «Лучше бы я потратила эти деньги на моих детей». Детей у Павловой никогда не было, она говорила о русских девочках-сиротах, которых давно взяла на содержание. Женский приют она организовала в Сен-Клу, поселив детей в особняке. С тех пор большая часть ее заработков шла на то, чтобы дать девочкам не просто кров и еду, но и образование. Она также заботилась, чтобы каждая из ее воспитанниц могла после выхода из приюта получить достойную работу.

Когда 23 января стало известно о смерти Анны Павловой, в лондонском театре «Аполлон» во время представления решили почтить ее честь. В зале выключили свет, и луч прожектора в темноте под музыку Сен-Санса прочертил тот путь, что балерина проделывала в своей миниатюре «Умирающий лебедь». Весь зал молча встал - весь мир уже знал о смерти великой балерины.

Завет

«Если вы преследуете одну и ту же цель, вы обязательно откроете тайну успеха».


Документальный фильм памяти Анны Павловой из цикла «Жизнь и легенды»

Соболезнования

«Если мы посмотрим ее знаменитую запись „Умирающего лебедя“, то можем, конечно, заметить, что сейчас балерины более техничны, быть может, даже более красивы, выглядят по-другому… Но вот того трепета, который был присущ Анне Павловой, я думаю, сегодня нет ни у одной балерины. Даже из числа самых великих и знаменитых. Ей удалось передать и эпоху, и какое-то одухотворенное внутреннее состояние в своем танце. И я уверена, что любая балерина, посмотрев сегодня ее записи и сравнив со своим танцем, поймет, что все же чего-то не хватает. А это „что-то“ — нечто неуловимое, какая-то внутренняя сила, которая была присуща только этой балерине. Так что, несмотря на весь прогресс, есть что-то необъяснимое в танце людей прошлого, чего нам, к сожалению, возможно, уже не обрести…»
Евгения Образцова, балерина

«Искусство Анны Павловой рождалось и умирало вместе с ней — чтобы танцевать, как Павлова, нужно было быть Павловой».
Андрей Левинсон, балетный критик

«Павлова сумела поднять живой танец на высоту, куда обычно воспаряет только дух».
Марина Цветаева, поэтесса

Б алерина, афиши для которой рисовал сам Валентин Серов. Главное лицо Русских сезонов в Париже. Самая загадочная танцовщица ХХ века.

Биография, подлинность которой была известна лишь самой балерине. Матвеевна или Павловна? Дочь отставного солдата Преображенского полка Матвея Павлова или крупного московского банкира Лазаря Полякова? Великая танцовщица написала автобиографию, но все больше не о том, что родилась в дачном поселке Лигово под Петербургом, и своем детстве, главное впечатление которого - походы в Мариинский театр. Анна Павлова писала о главном в своей жизни - ожившем вдохновении, имя которому - балет.

Девятилетняя Аня словно проснулась после премьеры «Спящей красавицы» в постановке Петипа. Застенчивая и мягкая от природы девочка чуть ли не впервые высказала твердое решение - посвятить свою жизнь танцу.

Сгорбленная спина, малокровие, хрупкое здоровье. В Императорском балетном училище никак не могли предположить, что этот «нежный цветок» выживет в суровой школе балета. «Пушинка, легкость, ветер», - сказал на просмотре прославленный Мариус Петипа. Комиссия девочку зачислила, у педагогов Екатерины Вазем и Александра Облакова она стала любимой ученицей. Екатерина Оттовна поила рыбьим жиром, добивалась твердых ног и «говорящих» рук.

«Танцором рождаются. Никакой учитель не сотворит чуда, никакие годы занятий не сделают хорошего танцора из бесталанного ученика. Можно обрести определенные технические навыки, но никто никогда не сможет «обрести исключительный талант». Я никогда не тешил себя тем, что у меня есть необычайно одаренный ученик. У Павловой один учитель - Бог».

Джордж Баланчин

Первый выход на сцену Мариинки - уже во второй год обучения в дивертисментах и небольших вариациях. Анна Павлова уступала в технике Матильде Кшесинской, Ольге Преображенской, Тамаре Карсавиной. Но в прыжках и арабесках с непредсказуемой импровизацией хрупкой балерине не было равных.

Выпускной спектакль стал пропуском на большую сцену. Практически сразу Павлова получила сольные партии в «Спящей красавице», «Эсмеральде», «Жизели». Молодая балерина работала с Мариусом Петипа , столь благосклонно принявшим первое выступление на публике - перед приемной комиссией.

Анна Павлова. Фотография: marieclaire.ru

Анна Павлова в балете «Сильфида». Фотография: radikal.ru

Анна Павлова. Фотография: images.aif.ru

Начинающая артистка не боялась спорить с мэтром. В балете «Тщетная предосторожность» Павлова предложила Петипа заменить привычную юбочку-кринолин на тунику ниже щиколотки и получила согласие. «Это было смелостью с моей стороны: обычай не допускал никаких вольностей с юбкой еще со времен самой знаменитой Камарго - любимицы Вольтера!» - вспоминала впоследствии балерина.

«Павлова - это облако, парящее над землей», - писала пресса. А танцовщица лишь поражала вновь и вновь. Она словно плыла по сцене в самой пронзительной своей роли. Лебедь. Образ, что подарил балерине бессмертие. Балетмейстер Николай Фокин поставил миниатюру на музыку Сен-Санса. Буквально экспромтом. Анна превратила безмятежность в трагедию. Безвременную кончину грациозного создания, и словно рана - рубиновая брошь.

«Обаяние ее личности было настолько велико, что в каком бы танце Павлова ни появлялась, она производила на публику неизгладимое впечатление. Этим до известной степени и объясняется тот факт, что ее репертуар состоял из спектаклей, в которых не было ничего новаторского. Павлова не задавалась целью создать нечто сенсационное - она сама была сенсацией, хотя вряд ли это сознавала».

Лаврентий Новиков, партнер по сцене

«Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!» - воскликнул Сен-Санс, увидев «Умирающего лебедя». Танец стал символом Русских сезонов, а Анна Павлова в образе Лебедя кисти Валентина Серова - эмблемой известной на весь мир антрепризы. Художнику на создание знаменитой афиши потребовалось 11 сеансов. Балерина чуть ли не ежеминутно застывала в арабеске, чтобы живописец поймал мимолетное движение и передал на бумаге.

Оценить сходство европейская публика смогла благодаря опять же Павловой. Именно по предложению признанной уже на тот момент балерины Дягилев добавил в Русские сезоны к оперным спектаклям балет. Импресарио сомневался, что французам придется по вкусу русское балетное искусство. Но с легкой руки Павловой, участие которой в гастрольном туре отдельно оговаривалось в контракте, балет все же стал неотъемлемой частью Сезонов.

Последний раз публика в Мариинке видела выступление Павловой в 1913 году, год спустя она обосновалась в Англии. Во время Первой мировой войны балерина устраивала выступления в пользу Красного Креста, а в послевоенные годы сборы от спектаклей в Метрополитен-опера отправляла в Россию для нуждающихся артистов Москвы и Петербурга.

«Как мне всегда было жаль, что не могла зарисовать ее танца! Это было что-то неповторимое. Она просто жила в нем, иначе не скажешь. Она была самой душою танца. Только вот вряд ли душа выразима словами!»

Наталья Труханова, балерина

Мир принимал великую балерину не только как часть Русских сезонов. Анна Павлова со своей труппой принесла классический балет в самые отдаленные уголки мира: Египет, Китай, Японию, Бирму, Филиппины, - всей своей жизнью доказывая, что любовь к искусству не знает границ.

Голландцы вывели в честь Анны Павловой сорт тюльпанов, мексиканцы в знак восхищения бросали к ногам сомбреро, индусы осыпали цветами лотоса, в Австралии именем удивительной танцовщицы назвали торт, в Нидерландах - один из самолетов. Утонченная русская балерина диктовала европейским модницам стиль. А-ля Павлова: изысканный атлас и манильские шали с кистями. Но есть образ неповторимый...

«Приготовьте мой костюм Лебедя!» - по легенде, последние слова великой Анны Павловой. Умерла балерина в Гааге, хотя всю жизнь хотела жить «где-нибудь в России».

Хрупкая девушка, которую не хотели брать в балетную школу, Анна Павлова в свое время - да и, пожалуй, сегодня - является самой известной балериной в мире. Павлова была первой танцовщицей организовавшей мировые балетные туры. Её образ стал синонимом русского балета ХХ века. И самой известной ролью в репертуаре примы была чувственная 130-секундная миниатюра «Умирающий лебедь» под музыку Камиля Сен-Санса.

родилась 12 февраля 1881 года в посёлке Лигово под Санкт-Петербургом. Несмотря на то, что мама будущей балерины, Любовь Федоровна, воспитывала Анну самостоятельно и не имела достаточных средств, она всё равно старалась по возможности радовать дочь. И вот однажды, когда Анне было 8 лет, мама повела её в Мариинский театр на балет «Спящая красавица». Девочка, у которой было врожденное тонкое чувство красоты, мгновенно влюбилась в искусство балета и поняла, что хочет стать балериной.

Любовь Федоровна поддержала желание дочери, но Анна была слишком мала для поступления в балетное отделение Петербургского театрального училища, поэтому приняли её туда лишь через два года. И поначалу многим преподавателям она не внушала особых надежд, так как была чересчур уж хрупкого телосложения, что придавало ей болезненный вид. Но жила балетом и делала всё возможное, чтоб достичь совершенства.

Во время учёбы Анна отличалась от других учениц своим стройным телом и длинными ногами. Сегодня такая фигура была бы только на руку современной балерине, но во времена Павловой классические танцовщицы были маленькими и имели более компактное тело. Несмотря на врожденный талант, классический балет давался Павловой с трудом, так как у неё были слабые лодыжки и очень негибкие ноги. В конце концов, она решила эту проблему, добавив на подошву кусок твердого дерева для стойкости. Это помогало ей становиться на пуанты, так как уменьшало боль.

Николай Легат и Анна Павлова

В 18 лет окончила балетную школу, и была принята в кордебалет Мариинского театра. Вскоре ей стали доверять более ответственные партии. Павлова танцевала в таких классических балетах как «Щелкунчик», «Конёк-Горбунок», «Раймонда», «Баядерка» и «Жизель». А спустя 7 лет работы в Мариинском в 1906 году стала ведущей балериной театра.

Огромное влияние оказал на Анну Павлову основатель романтического балета Михаил Фокин. Она танцевала в его балетах «Шопениана», «Павильон Армиды» и «Египетские ночи». Но их главной совместной работой стала хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь», впервые представленная в 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре.

Это образ родился у Фокина и Павловой буквально из воздуха. Михаил Фокин придумал для Анны концертный номер на музыку Сен-Санса буквально за несколько минут, импровизируя вместе с нею. Так родился образ лебедя, плавно плывущего по воде. Впоследствии эта роль стала символом русского балета ХХ века.

«Павлова - это облако, парящее над землей, Павлова - это пламя, вспыхивающее и затухающее, это осенний лист, гонимый порывом ледяного ветра…», — написал один из критиков.

Хореография Михаила Фокина, музыка Сен-Санса и исполнение Анны Павловой создали роль, наполненную агонией последнего полета лебедя. Публику пленяли нежные движения Павловой и напряженное выражение лица, когда балерина пыталась передать в танце всю хрупкость жизни. Именно роль «Умирающего лебедя» стала коронной в репертуаре Павловой и прославила её на весь мир.

Единственная запись Анны Павловой

Слава Павловой росла. В 1909 году балерина приняла участие в кампании «Русский сезон» Сергея Дягилева в Париже, после чего она стала его символом, и об Анне Павловой узнал весь мир. Уже спустя год балерина создала собственную труппу и отправилась в турне по основным городам Европы, включая Берлин, Копенгаген и Прагу. На протяжении 20 лет гастролировала по всему миру, охватив также Великобританию и США. Особенно она любила Австралию, которую посещала достаточно часто, повлияв во многом на австралийскую культуру танца. Именно Павлова вдохновила Фредерика Эштона, который позже стал танцором и главным хореографом Королевской балетной школы в Лондоне.

«Гибкая, грациозная, музыкальная, с полной жизни и огня мимикой, она превосходит всех своей удивительной воздушностью. Как быстро и пышно расцвел этот яркий, разносторонний талант», — так отзывались о балерине в прессе.

В 1912 году приобрела дом «Айви-Хауз» в Лондоне, где проводила свои немногочисленные отпуска. Она очень любила животных и птиц, поэтому в её поместье их было много. Особенно радовали глаз балерины два прекрасных белых лебедя. Последнее выступление Анны Павловой в Санкт-Петербурге состоялось в 1913 году, после чего балерина уже никогда не возвращалась в Россию.

Талант — это дар, а тяжелый труд — выбор. прекрасно это знала, и если одна половина её жизни была проведена под яркими огнями сцены, то другая — за сценой, в ежедневных тренировках возле станка. Она знала, что без самосовершенствования она никогда не станет великой балериной. «Своим успехам я обязана непрерывному труду и моим достойным учителям», — написала в книге «Страницы моей жизни». Благодаря неустанным выматывающим тренировкам, родилась великая балерина, затмившая весь танцевальный мир.

В 1983 году о жизни Анны Павловой был снят пяти серийный телефильм режиссёра Эмиля Лотяну . Сюжет этой картины охватывает жизнь балерины с момента её первого знакомства с балетом и до последнего дня жизни.

Галина Беляева в роли Анны Павловой

Измученная турами и постоянным стрессом выступлений, умерла 23 января 1931 года в Гааге от пневмонии. Балерине был 49 лет. Если верить легенде, то последние её слова перед смертью были обращены к её костюмеру: «Приготовьте мой костюм лебедя!».

В отличие от многих других балерин, не оставила после себя наследницу. И это не потому, что прима не хотела ни с кем делиться своим мастерством, напротив, у неё даже была своя балетная школа в Англии, и ученицам она всегда уделяла всё свободное время и любовь. Просто, как сказал критик Андрей Левинсон: «Её искусство рождалось и умирало вместе с ней - чтобы танцевать, как Павлова, нужно было быть Павловой».

«Артист должен знать всё о любви и научиться жить без неё.»
Анна Павлова

Её называли «Божественной» и «Восхитительной». Говорили, что она - «Белый Лебедь» и даже «Фея лебединой стаи». Одна девочка написала родителям: «Помните, вы рассказывали: тот, кто увидит фею, будет счастлив всю жизнь. Я видела живую фею - её зовут Анна Павлова».

Гениальная русская балерина Анна Павлова стала легендой ещё при жизни. Журналисты соревновались друг с другом в сочинении историй о ней. Она читала в газетах мифы о себе - и смеялась. Легенды окружают её имя до сих пор.



Она никогда не рассказывала о своей личной жизни, в которой был один-единственный мужчина. Вся её жизнь - истинная, настоящая, известная и открытая каждому - была в танце. И она успела умереть до того, как ушла со сцены…

Самая знаменитая балерина ушедшего столетия, Анна Павлова (1881-1931), жизнь которой была полностью посвящена балету, о которой ходило немало слухов и легенд, пожелала оставить всё, что не касалось её работы, в тайне. О её личной жизни ничего не было известно. И лишь после её смерти в мире узнали о прекрасной и трагической истории любви, тайну которой легендарная балерина хранила в своём сердце долгие тридцать лет.

Анна Павлова родилась в 31 января (12 февраля) 1881 года. Её отец умер очень рано, и девочка воспитывалась матерью. Хотя они жили в постоянной нищете, Любовь Фёдоровна, подрабатывая прачкой, старалась скрасить тяжёлое детство «любимой Нюры». На именины и Рождество девочку всегда ждали подарки, принесённые заботливой, щедрой рукой, а когда Анне исполнилось восемь, мать отвела её в Мариинский театр на балет «Спящая красавица».

Так будущая танцовщица навсегда влюбилась в это искусство, а через два года худенькая и болезненная девочка была принята на балетное отделение Петербургского театрального училища. Спустя восемь лет Павлова стала ведущей актрисой Мариинского театра, а после ошеломительного успеха в роли Никии в «Баядерке» её уже называли первой солисткой «Мариинки».

Газеты писали о начинающей балерине с восторгом: «Гибкая, музыкальная, с полной жизни и огня мимикой, она превосходит всех своей удивительной воздушностью. Когда Павлова играет и танцует, в театре особое настроение».

У неё появились поклонники, мужчины назначали ей свидания, дарили подарки, однако Анна отвергала всех, а щедрые дары отсылала назад растерянным ухажёрам. Она была горда, чувственна и непредсказуема. «Я — монахиня искусства. Личная жизнь? Это театр, театр, театр», — не уставала повторять Павлова.

Однако девушка лукавила. Именно в то время в сердце юной балерины разгоралось непонятное, неизведанное ещё чувство. Близкие знали, что всё свободное время она проводит с богатым красавцем Виктором Дандре (1870-1944). Новый знакомый был выходцем из аристократической семьи, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. Он занимал высокий пост советника в Сенате, был прекрасно образован, владел несколькими иностранными языками и всерьёз увлекался искусством. Покровительствовать начинающей балерине, как это делали до него члены императорской семьи, казалось Виктору престижным.

Молодой предприниматель стал покровителем молодой артистки, что, впрочем, было по тем временам достаточно модным. Однако жениться на ней Виктор и не думал. Он снял для Павловой квартиру, оборудовал одну из комнат под танцевальный зал, что для молодой балерины являлось в то время непозволительной роскошью. Каждый раз, встречая девушку после спектакля, Виктор преподносил ей роскошные подарки, возил по дорогим ресторанам, приглашал в компании обеспеченных, интеллигентных и известных людей, а вечером привозил её в квартиру, где часто оставался на правах хозяина до утра.

Но чем дальше узнавала Павлова нового знакомого, тем отчётливей понимала, что Дандре вовсе не нуждается в ней, а неравный брак со скромной девушкой для него невозможен. И она ушла от него, предпочтя одиночество унизительному положению содержанки. «Я поначалу боролась, — вспоминала Павлова, — начала с горя просто кутить, желая что-то ему доказать!» А потом, в который раз последовав своему девизу, вернулась к работе.

Она опять тренировалась, гастролировала вместе с труппой любимого театра и танцевала по восемь-десять раз в неделю. В то время в её судьбе произошла ещё одна встреча, которая многое изменила в жизни известной танцовщицы. Великий балетмейстер Фокин поставил для неё на музыку Камиля Сен-Санса «Умирающего лебедя», который навсегда стал коронным номером балерины и облетел весь мир. Намного позднее, когда композитор встретил Павлову, то, восхищённый её выступлением, воскликнул: «Мадам, благодаря Вам я понял, что написал восхитительную музыку!»

В 1907 году Мариинский театр отправился на гастроли в Стокгольм. Именно после этих гастролей в Европе впервые заговорили о блистательной молодой балерине, выступления которой имели такой стремительный успех, что даже император Оскар II, восхищённый талантом Павловой, на прощание вручил ей орден «За заслуги перед искусством». Восторженная толпа встречала балерину овациями. «Меня встретили целой бурей рукоплесканий и восторженных криков. Я не знала, что делать», — вспоминала Анна Павлова. Это был настоящий триумф. Анна стала известной, у неё появились деньги, она уже многое могла себе позволить. О Викторе балерина старалась не вспоминать.

А тем временем дела у Дандре шли неважно. Провернув неудачную сделку, предприниматель задолжал огромную сумму, погасить которую в положенный срок так и не сумел. Он попал в тюрьму, не найдя крупной суммы денег, которая требовалась для внесения залога и его освобождения на время длительного судебного процесса. Родственники средств собрать не смогли, а богатые друзья отвернулись от неудачливого партнёра. Для Дандре начался трудный период мучительного ожидания за решёткой в одиночестве и сомнениях.

А Анна блистала уже в Париже. Сергей Дягилев, который открыл во французской столице русский балетный театр, пригласив туда Павлову и Вацлава Нижинского, не просчитался. О русском театре заговорили, его стали посещать люди из высшего света, посмотреть на русскую балерину приезжали со всей Европы, театр приглашали в Австралию и Америку.

Будущее казалось таким заманчивым и ярким. Однако Павлова неожиданно покинула Париж и направилась в Лондон. Спустя несколько месяцев Дягилев узнал, что его любимая солистка подписала контракт с известным театральным агентством «Брафф», по условиям которого она должна была танцевать по два раза в день в трёх странах — Англии, Шотландии, Ирландии. За это танцовщица получила аванс — внушительную по тем временам сумму.

Собранные деньги она сразу же переправила в Россию для освобождения Виктора из тюрьмы. Спустя несколько дней, в 1911 году, он покидал Петербург и направлялся за границу. «В Париже я решила, что без Дандре жить не могу. Я сразу же вызвала его к себе, — вспоминала Павлова. — Мы обвенчались в церкви, под секретом. Он ведь мой, только мой, и я его обожаю».

С Виктором Дандре

Их брак оставался в тайне долгие годы. Виктор сдержал обещание, данное в день свадьбы Анне. Он поклялся молчать об их союзе. На великодушие бывший покровитель ответил сильнейшим чувством, которое вспыхнуло в его сердце, чтобы не угаснуть до последних дней.

Когда контракт подошёл к концу, Анна решила организовать свой театр и набрала труппу артистов. Так бывшая прима Мариинского театра стала хозяйкой небольшого театра. В тот же год она купила роскошный особняк близ Лондона, на берегу чистейшего озера, где плавали белые лебеди и вокруг росли экзотические растения, привезённые балериной из разных уголков мира. Казалось, судьба супругов не зависела больше ни от кого.

Павлова в своём особняке в Лондоне

Виктор взял на себя все хозяйственные заботы, обязанности бухгалтера и менеджера. Он отвечал на корреспонденцию, вёл деловые и личные переговоры, организовывал гастроли, следил за костюмами и декорациями, принимал и увольнял актёров. Однако Павлова всё чаще выражала неудовольствие. Она упрекала мужа, скандалила, кричала, била посуду и плакала.

После долгих истерик и слёз балерины супруги мирились, и, казалось, их семейной идиллии опять ничего не угрожало. Вновь Виктор решал все проблемы жены, а Анна бегала по дому и театрально кричала служанке: «Кто посмел вычистить ему ботинки? Кто в моём доме осмеливается заваривать ему чай? Это моё дело!»

Однако эмоциональная и темпераментная Павлова могла тотчас же изменить настроение и с новыми обидами броситься на Виктора. Друзья, часто становившиеся свидетелями этих ссор, спрашивали потом у Дандре, как он мог всё это терпеть и почему не ушёл от Анны. Тот молчал. Видимо, у него на это были свои причины, известные только им двоим.

Он боготворил её, благодаря за щедрость и великодушие. Она не могла забыть ему давней, нанесённой в юности обиды. Простила ли она его — вряд ли мы когда-нибудь узнаем. Но в искренности чувств Виктора Дандре сомневаться не пришлось. Когда его супруга скончалась 23 января 1931 года от воспаления лёгких, не дожив до своего пятидесятилетия всего несколько дней, Виктор, сломленный горем, долгое время не мог вернуться к обычной жизни.

Он не хотел верить, что Павловой больше нет. Создав клуб поклонников своей знаменитой жены, Виктор Дандре желал лишь одного — чтобы о великой балерине XX столетия помнили много лет. К сожалению, клубу не удалось просуществовать долго. Тем не менее имя русской балерины, легендарной Анны Павловой, навсегда вошло в историю мирового балета.

Выбор редакции
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...