Архитектура междуречья. Примерные задания для олимпиады по МХК (11 класс) Храмовая башня святилище


I. Ответьте на вопросы.

1. Кто помог Тесею выбраться из лабиринта?

2. Назовите страну – родину шелка, фарфора, бумаги.

3. Какой образ древнеегипетского искусства явился эталоном женской красоты?

4. Напишите имена трех фараонов, в честь которых названы самые грандиозные пирамиды Египта.

6. Назовите главные храмы Московского Кремля, расположенные на Соборной площади?

7. В какой стране находится знаменитый Пизанский собор с падающей башней?

8. Кому из древнеегипетских богов посвящены храмы в Луксоре и Карнаке?

9. Кто является архитектором Исаакиевского собора в Петербурге?

10. В памяти о каком историческом событии был возведен русскими зодчими Бартой и Постником собор Покрова на Рву (иначе храм Василия Блаженного) в Москве?

II. Назовите термин.

1. Храмовая башня, святилище главного божества в архитектуре Двуречья, представляющая собой поставленные друг на друга высокие, наподобие усеченной пирамиды, террасы (от 3 до 7), сложенные из сырцового кирпича._____________________________________________________

2. Головной платок египетских фараонов, обычно полосатый, с длинными спускающими на плечи концами.____________________________________________________________________________

3. Песня под лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной._______________________________________________________________________

4. Каменные плиты или столбы, образующие в плане одну или несколько концентрических окружностей до 100 метров в диаметре.__________________________________________________

5.Заупокойные статуэтки слуг, которые располагались рядом с саркофагом фараона.____________

III. Впишите правильную букву (или буквы) вместо пропусков:

1. Т…т…нх…мон; 2.П…нт…мима; 3. Д...льм...ны; 4. Пер...пт...р; 5. М...м...р...альный.

6. М__за__ка; 7. М__р__нист;8. __кслибр__с;9. __кв__рель; 10. К__рам__ка

IV. Расположите перечисленные ниже эпохи, стили, направления в искусстве в хронологической последовательности.

Классицизм романский стиль эпоха Возрождения реализм готика античность романтизм модернизм импрессионизм

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

V. Укажите, по какому принципу составлен ряд:

1. Репин, Айвазовский, Шишкин, Перов, Серов.

2. Чайковский, Римский – Корсаков, Мусоргский, Глинка.

3. Станиславский, Щепкин, Немирович – Данченко, Ермолова.

4. Мей, Тютчев, Майков. Дельвиг.

VI. Найдите лишнее слово в ряду. Кратко обоснуйте выбор.

1. Классицизм, романтизм, сентиментализм, кубизм.

2. Трагедия, комедия, драма, фарс, роман.

3. Оперетта, кантата, симфония, сонет, соната.

4. Прокофьев, Шостакович, Чайковский, Хачатурян.

VII. Узнайте произведение искусства по словесному описанию и напишите его название.

1. Ее имя в переводе с древнего языка означает "прекрасная пришла". О ее портрете в царском сказано, что это одно из самых восхитительных и поэтичных женских изображений, не менее знаменитых, чем Венера Милосская или "Джоконда" Леонардо. Археолог, нашедший этот портрет, записал в своем дневнике: "Описывать бесцельно – смотреть!" Сама жизнь светится в этом дивном изваянии.____________________________________________

2. Это храм богов, покровителей императорского дома, прославляющий гордую объединительную мечту империи… Величавая мощь, изнутри озаренная ярким светом. Ни до, ни после в античном мире не сооружались такие грандиозные купольные своды… Некоторая тяжеловесность искупается небывалым простором, открывающимся перед изумленным посетителем внутри храма. Подлинно – царство света!_________________________________________________________

3. Когда оказываешься непосредственно перед богиней, только что спустившейся из голубизны небес на мраморный постамент, изображающий нос корабля, то как бы слышишь свист воздуха, рассекаемого взмахом упругих крыльев, и шум отбрасываемой ветром драпировки тяжелого плаща, и легкий шелест беспокойно струящихся складок полупрозрачного пеплоса, облегающего упругие формы ее стройного тела… О подножие скалы-постамента с шумом разбивались волны, морской ветер звенел, развевая складки плаща торжествующей победу богини._________________________________________________________________________

4. Это лучезарное воплощение творческой человеческой воли и человеческого разума, утверждающих стройный порядок в хаосе природы… Холм, на котором воздвигались памятники, не ровен по своим очертаниям, и уровень его не одинаков. Строители не вступили в конфликт с природой, но, приняв природу, какая она есть, пожелали облагородить и разукрасить ее своим искусством, чтобы под светлым небом создать столь же светлый художественный ансамбль, четко вырисовывающийся на фоне окрестных гор.____________________________________________

5. Туловище его высечено из гранита целиком, приставлены только голова и плечи. Грудь обита, плоска, слоиста. Лапы обезображены. И весь он, грубый, дикий, сказочно-громадный, носит следы жуткой древности и той борьбы, что с незапамятных времен суждена ему, как охранителю Страны жизни от бога смерти. Он весь в трещинах и кажется покосившимся от песков. _______________

6. По преданию, построил этот храм «на лугу» владимирский князь недалеко от своих палат после кончины любимого сына – в память о нем и в умиротворение своей печали. Водная гладь, заливные луга и, словно свеча, стоит этот храм, сверкающий ослепительной белизной, чудесно вырастающий над их простором. Поэма, запечатленная в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и созерцания. ________________________________________________________________

VIII. Соотнесите рисунки и названия памятников древнерусского зодчества.

1. Благовещенский собор Московского Кремля. ______

2. Храм Покрова на Нерли.______

3. Церковь Вознесения в с. Коломенском._______

А) Б) В)

1) Донателло а) станцы папы Юлия II в Ватикане

2) Питер Брейгель Старший б) «Четыре всадника» из серии «Апокалипсис»

3) Альбрехт Дюрер в) Статуя «Давид»

4) Филиппо Брунелески г) «Страна лентяев»

5) Рафаэль Санти д) купол собора Санта Мария дель Фьоре

6) Микеланджело Буонарроти е) «Рождение Венеры»

7) Сандро Боттичелли ж) фреска «Страшный суд»

X. Творческое задание.

Какие традиции народной культуры поддерживаются в Вашей семье? Являются ли они привлекательными для Вас? Считаете ли Вы важным для себя содействием в их сохранении? Почему?

Попытайтесь убедительно доказать свою точку зрения в развернутом высказывании, отвечая на поставленные опросы.

Город, поселение гражданского коллектива, возник в итоге многократных объединений и сселений в одно место целого ряда мелких, первоначально ро-доплеменных, общин. Каждая из них имела своего бога и переселялась в город вместе с ним. Так создавался городской пантеон. По мере политического объединения страны и этнической консолидации ее населения пантеон разрастался и усложнялся. Появлялся верховный бог в каждом городе и верховный бог всего народа. Политеизм (т. е многобожие) - характерная черта всех языческих религий.

В описываемую эпоху главой вавилонского пантеона считался царь богов Бэл-Мардук, владыка Вавилона. Его священным животным был знаменитый Дракон Вавилона, его небесным светилом - планета Юпитер, а днем недели - четверг (по-французски jeudi - «день Юпитера»). Культ бога Мардука вырос вместе с Вавилоном. Когда Вавилон возглавил страну, вавилонский бог Мардук был отождествлен с древним шумерийским верховным богом Энлилем (по-вавилонски Эллиль, или Бэл - «Господь»), богом воздуха, который чтился в Ниппуре, где находился его храм Экур («Дом горы»). Так возникло двойное имя вавилонского бога - Бэл-Мардук («Господь Мардук»).

Бэл-Мардук возглавлял семерку верховных богов вавилонского пантеона, каждый из которых имел свой город, свой храм-жилище, свои функции, свое небесное светило и свой день недели. Кроме Бэла-Мардука, в эту семерку входили: бог мудрости Набу - город Барсиппа, храм Эзида, планета Меркурий, среда (по-французски mercredi - «день Меркурия»); бог солнца и справедливости Шамаш - город Сиппар, храм Эбаббарра, воскресенье (по-немецки Sonntag - «день солнца»); бог луны и знаний Син - город Ур, храм Эгишширгаль, понедельник (по-французски lundi - «день луны»); бог кровопролитной войны и владыка преисподней Нергал - город Кута, храм Эмешлам, планета Марс, вторник (по-французски mardi - «день Марса»); бог счастливой войны, витязь богов Забаба, или Нинурта, - город Киш, храм Эпатутила, планета Сатурн, суббота (по-английски Saturday - «день Сатурна»); богиня любви и красоты Иштар (она же Бэлит - «Госпожа», Царпаниту - супруга Мардука, Анунит, Нана, Иннина) - город Урук, храм Эанна, планета Венера, пятница (по-французски vendredi - «день Венеры»).

Эта семерка богов воплощала единство Вавилонии, федерацию ее семи главных городов, семь видимых невооруженным глазом светил солнечной системы, семь дней недели. Через посредство греков, римлян, евреев и арабов священная вавилонская семерка и некоторые связанные с нею представления вошли в культурную традицию всех христианских и мусульманских народов, т. е доброй половины всего человечества.

Вокруг верховной семерки группировалось множество великих и малых, высокочтимых и полузабытых божеств. Каждое из, которых имело свой храм, целлу или алтарь. В Вавилоне, религиозном центре страны, по данным самих вавилонян, насчитывалось 53 храма, не менее 955 целл и 384 уличных алтаря, не считая всех алтарей домашних.

Вавилонский бог Мардук

Главным храмом Вавилона и всей страны была Эсагила (по-шумерийски «Дом, в котором поднимают голову»), жилище бога Бэла-Мардука и его обширного божественного семейства. Мардук был богом города Вавилона, а Бэл - главой всего вавилонского пантеона, воплощением единства вавилонских граждан, владыкой Вавилона и всей страны. Его храм, как главный храм города, имел храмовую башню-зиккурат - знаменитую Вавилонскую башню, Этеменанки (по-шумерийски «Дом краеугольного камня неба и земли»). Эсагила находилась в самом центре Вавилона. Ее развалины покрыты холмом Амран ибн Али, который Р. Кольдевею не удалось раскопать полностью. Однако план и облик этого величественного святилища с помощью описаний, оставленных Навуходоносором II и Геродотом, установлены полностью.

Территория Эсагилы представляла собой прямоугольник, ориентированный по вавилонским странам света, длиной около 650 м (с севера на юг) и шириной около 450 м (с запада на восток). На западе она была ограничена набережной Евфрата, а на востоке - главным городским проспектом Айбуршабум. Улица, отходившая от проспекта под прямым углом и ведшая к мосту через Евфрат, рассекала территорию Эсагилы на две части. В южной (450 х 250 м; по Геродоту, квадрат со стороной в 2 стадии - 370 м) находился собственно храм, а в северной (450 х 400 м) - Вавилонская башня. Каждую из частей окружала стена с медными воротами.

Центральное место в южной части храмовой территории занимало святилище бога Мардука - «Так называемый Нухар», прямоугольник размером 79,3 х 85,5 м. Все его четыре стороны имели ворота; у ворот при царе Нергал-шарру-уцуре были поставлены бронзовые изваяния полузмей-полугрифов. Внутри Нухара находился большой двор (31,3 х 37,6 м), вокруг которого располагались капеллы: Экуа - святая святых бога Мардука; Кахилисуд - святая святых богини Царпаниту, его супруги; Эзида - покои бога Набу, сына Бэла-Мардука, где помещался идол этого божества, когда его доставляли во время празднования Нового года из барсиппского храма Эзиды.

«В вавилонском святилище есть внизу еще другой храм, в котором находится большое золотое изображение сидящего Зевса (т. е бога Мардука), - рассказывает Геродот об Экуа. - Перед ним стоит большой золотой стол, золотая скамеечка и такой же стул. Все это сделано, как говорят халдеи, из 800 талантов (около 24 т) золота. Подле храма есть золотой жертвенник. Есть еще и другой жертвенник, большой, на котором приносится в жертву взрослый мелкий скот. На золотом же жертвеннике можно приносить в жертву только сосущих еще животных. Кроме того, на большом жертвеннике халдеи ежегодно возжигают тысячу талантов (около 30 т) ладана во время праздника этого божества» 5 .

Мраморные стены капеллы были украшены золотом и лазуритом, ее потолок из кедрового дерева покрыт чистым золотом. В пределах Нухара стояла массивная золотая статуя бога Бэла высотой 12 локтей (6 м) - палладий; Вавилона. Вокруг Нухара находилось много других дворов, капелл второстепенных божеств, хозяйственных и жилых помещений для жрецов и паломников.

В северной части храмовой территории возвышалась Вавилонская башня - Этеменанки. Ступенчатая храмовая башня-зиккурат являлась непременным украшением главного храма каждого ассиро-вавилонского города- mahazu. Шумерийцы, религия которых была воспринята вавилонянами и ассирийцами, на своей прародине поклонялись богам на вершинах гор. - Переселившись в низменное Двуречье, они не изменили своему обычаю и стали возводить искусственные горы-насыпи. Так появились зиккураты, соединявшие, но мнению вавилонян, небеса и землю. Именно так поняли и истолковали назначение Вавилонской башни пленные иудеи, впервые увидевшие столь грандиозное творение рук человеческих. Эти впечатления описаны в знаменитом отрывке книги Бытия о Вавилонском столпотворении:

«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, (люди) нашли в земле Сен-наар (т. е в Двуречье. - В. Б.) равнину и поселились там. И сказали друг другу: «Наделаем кирпичей и обожжем огнем». И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: «Построим себе город и башню высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу всей земли». И сошли боги посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. И сказали боги: «Вот, один народ, и один у всех язык. И вот что они надумали делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там их язык, так чтобы один не понимал речи другого». И рассеяли их боги оттуда по всей земле. И они перестали строить город. Посему дано ему имя «Вавель» (по-еврейски «Врата божьи». - В. Б.), ибо там смешали боги язык всей земли и оттуда рассеяли их боги по всей земле» 6 .

Искусство Древней Месопотамии
Месопотамия - район между Тигром и Евфратом. Двуречье - район цивилизаций Шумера, Аккада, Старого и Нового Вавилона и Ассирии.
Шумеры - древнейшие обитатели Месопотамии создали клинопись, представлявшую собой идеограммы, обозначающие целые слова, слоги (600 знаков). Тематика шумерских текстов охватывает широкий диапазон: от административных актов до литературных произведений. Со временем аккадский язык стал вытеснять шумерский.
Месопотамия была бедна не только деревом, но и камнем. Поэтому материалом для строительства монументальных зданий служила глина. Для монументальных храмовых сооружений характерны цоколи на высоких искусственных платформах, отсутствие окон, использование отдушин под потолком, группировка помещений вокруг внутренних дворов, глухие фасады с выступающими лопатками-контрфорсами. Интерьеры украшались геометрическим орнаментом, стены расписывались.

Искусство Шумера и Аккада
Города-государства Эриду, Ур, Урук, Ниппур основываются прибывшими с севера семитскими племенами. Центром городов был храм, который из-за частых наводнений, иногда носивших катастрофический характер, возводили на холмах - теллях. Холмы были прямоугольными или овальными в плане, имели открытый двор, в глубине которого находилась статуя храмового божества. В конце 3 тыс. до н.э. появляются новые типы храмов - зиккураты. Зиккурат города Ура стоял на платформе, поднятой над уровнем долины на 10 м. Его прямоугольное в плане основание имело площадь 65 на 34 м, общая высота около 21 м. Наклонные стены были облицованы кирпичом, расчленены вертикальными выступами-лопатками и нишами. Зиккурат имел четыре яруса, каждый ярус определенного цвета: нижний был облицован битумом, следующий - красным кирпичом, третий - побелен, верхний покрыт глазурованным голубым кирпичом. Внутри зикккурата нет помещений, он не предназначался для посещения верующими, а был домом божества.

Памятников изобразительного искусства от раннего периода осталось немного. Необыкновенное развитие получила глиптика - резьба на каменных печатях.
К XXIV веку власть приходит к семиту, который взял тронное имя Саргон (это имя было тронным у нескольких царей Месопотамии), сделавшему город Аккад своей столицей. Памятников искусства от этого времени сохранилось немного, они сильно отличаются от шумерских. Так, в скульптурных портретах точно передается этнический тип, а облик портретируемых героизирован и идеален.

В отличие от храмов Южного Двуречья зиккурат не занимал центрального положения в храмовом комплексе. Тип дворцовых построек - так называемый Бит-хилани, известный также хеттам. Бит-хилани - тип сооружений с длинными узкими помещениями, параллельными фасаду. Первое представляло собой портик с 1 или 3 колоннами, с двух боков от которых располагались выступы-башни, а к ним вела лестница. Вторая комната представляла тронный зал, к нему примыкали жилые помещения.

Искусство Ассирии (XIII-VII вв. до и.э.)
Искусство Ассирии выросло на фундаменте, заложенном культурой Древнего Вавилона. Ассирийские города, расположенные по среднему течению Тигра, на важных торговых путях, начали возвышаться с XIV века до н.э. Город Ашшур стал крупным центром ассирийского государства. Со временем Ассирия стала крупной военной державой. Мощь государства, захватившего огромные территории Передней Азии и Египта, возвеличивание царской власти способствовали формированию искусства, прославляющего силу победителей, воинскую доблесть. Ассирийские владыки стремились превзойти все, что было создано до них. Ассирийские дворцы поражали роскошью, включали в себя и храмы, и зиккураты.

Бит-хилани
(общесемитск. - дом-галерея) - здание с портиком между двумя башнями или выступами, под которым располагается балкон или галерея

Так, храмовый ансамбль Ашшура состоял из большого двора, обнесенного массивной стеной с воротами и двумя зиккуратами, напоминающими горные вершины. Дворец включал в себя 200 помещений, богато украшенных рельефами, росписями, поливными изразцами.
Сумрачные высокие залы были превращены в музеи, летописные своды военных походов, битв. Рельефы и росписи, сюжетно связанные между собой, фиксировали жизнь и быт дворца. Яркость цветов, четкость контуров делали рельефы легко читаемыми.

Ниневия, о которой Библии говорится: «Из сей земли вышел Асур и построил Ниневию», «И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы» (Иона 3:3). Его основателем считается Синна-ххериб, который перенес столицу Ассирии из Дур-Шаррукина в Ниневию, обустроив город с невиданным доселе размахом.

Во дворце Ашшур-бана-пала в Ниневии рельефы изображали мчащихся коней, сцены царской охоты. Смелость и простота приемов, укрупненность силуэтов и форм раскрывали напряженность действий.

Круглая скульптура играла в ассирийском искусстве незначительную роль. Немногочисленные скульптуры царей передают спокойствие, могущество власти. Черты лиц идеализированы, мощь тела преувеличена. Статуи устанавливались в храмах и предназначались для воздаяния почестей. Дворцовое убранство включало и рельефы из алебастра и известняка с изображением мифологических сцен, сцен придворной жизни. Рельефы располагались фризами. Они создавались, как полагают, по специальным трафаретам. Для них характерна особая физическая мощь, проработка мощной мускулатуры. Монументальная живопись была представлена росписями и многоцветными панно, украшавшими ворота и дворцовые стены. Применялись орнаментальные фризы из полихромного глазурованного кирпича, украшения из металла. В 612 г. до н.э., завоеванная Мидией и Вавилоном, Ассирия пала.

Искусство Вавилона

Искусство Вавилона мало изучено из-за частых разрушений.
Центральная часть Вавилонии располагалась вниз по течению Евфрата от того места, где Евфрат и Тигр сближаются. Развалины Вавилона находятся в 90 км от столицы Ирака Багдада. О Вавилоне в Библии сказано: стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой. (Откровение Иоанна Богослова 18:10). В VII в. до н.э. Вавилон был самым большим и богатым городом Древнего Востока.

Его площадь равнялась 450 га, прямые улицы с двухэтажными домами, системой водопровода и канализации, каменным мостом через Евфрат. Город окружало двойное кольцо крепостных стен толщиной до 0,5 м, через которые в город вели восемь ворот. Самыми важными были двенадцатиметровые ворота богини Иштар, напоминавшие по форме триумфальную арку, сложенные из бирюзового глазурованного кирпича с орнаментом из 575 львов, драконов и быков. Весь город пересекала дорога процессий, идущая через северные ворота, посвященные богине Иштар. Она шла вдоль стен цитадели к стенам храма Мардука. Посреди ограды высилась 90-метровая ступенчатая башня, которая вошла в историю под названием «Вавилонской башни». Она состояла из семи разноцветных этажей. В ней находилась золотая статуя Мардука.

По приказу Навуходоносора для его жены Амитис были разбиты «висячие сады». Дворец Навуходоносора был воздвигнут на искусственной платформе, на насыпных террасах разбиты висячие сады. Этажи садов поднимались уступами и соединялись пологими лестницами.
Для нововавилонской архитектуры характерно соблюдение древних традиций зодчества. Все постройки возводились из сырцового кирпича.

На Ближнем Востоке в IVтыс. до н.э. между реками Тигр и Ефрат, возникла цивилизация Месопотамии, или Двуречья. В ее историческом развитии можно выделить периоды существования трех древних государств, которые последовательно сменяли друг друга в этом регионе:Шумер, Вавилон и Ассирия.

Шумеро-аккадская культура XXVII-XX вв. до н.э.

Шумеры заложили фундамент цивилизации Месопотамии.Через полторы тысячи лет шумерскую культуру сменила аккадская. В начале II тысячелетия до н. э. в Месопотамию вторглись полчища семитских племен. Завоеватели усвоили более высокую местную культуру, но не отказались и от своей. История Месопотамии становится историей не только шумерских, но и аккадских народов.

Духовная культура Шумера была пронизана религиозным мировоззрением, и это всецело определило развитие зодчества и изобразительного искусства Древнего Двуречья.

Центральное место в городе занимал храм-дворец божества-покровителя. Обычно его строили из необожженного кирпича-сырца на высоком искусственном холме.Массивные стены здания расчленялись по вертикали чередующимися выступами и нишами. Внутри храма находился открытый дворик, откуда можно было попасть в узкие и длинные залы со сводчатыми перекрытиями.

В Эриду (совр. Абу-Шахрайн) были обнаружены руины наиболее раннего из известных в настоящее время южношумерских храмов (2-я пол. IV тыс. до н.э.). Его здание было возведено на высокой платформе, к которой с двух сторон вели лестницы, или пандусы. Святилище с небольшим открытым двориком находилось ближе к краю платформы. В стенах храма,внутри и снаружи, размещались многочисленные узкие прямоугольные ниши.Такого же типа храмы, были обнаружены в Телль-Укайре (конец IV тыс. до н.э.) и Уруке, т.н. Белый храм (V тыс. до н.э.).

Храм богини плодородия Инанны в Уруке. Отделка храма -известковая, белого цвета, отсюда и название-«белый». IV- начало III тыс. до н.э.

Для защиты территории от вторжения неприятелей, города и другие поселения укреплялись оборонительными стенами сложной конструкции и значительной толщины.В конце III тыс. до н.э. древнейшей столицей Месопотамии — объединенного государства Шумер и Аккад — становится город Ур. Комплекс дворцовых и храмовых зданий в центре города был защищен крепостной стеной, вокруг которой размещались остальные городские постройки, которые так же были окружены мощными стенами с выступающими башнями и бастионами. Город был неприступной цитаделью.

К концу III тыс. до н.э. наряду с храмом на платформе появился новый тип храма- зиккурат, ставший характерным культовым сооружением Древнего Двуречья. Зиккурат oзначает «дом горы», высокое ступенчатое сооружение, похожее на холм. На его вершине располагался храм, который, видимо, служил также обсерваторией. Верховный правитель Ура, царь Шумера и Аккада - Ур-Намму, правивший приблизительно в 2112 - 2094 годах до н. э.- начал строить огромный зиккурат, прославляющий Нанну, бога Луны. Завершил строительство его сын Шульги, который правил приблизительно в 2094 - 2046 годах до н. э

Зиккурат в Уре Возведён в XXI веке до н. э

В главном зале храма помещали статую бога, изготовленную из ценных пород дерева и покрытую пластинками из золота и слоновой кости; статую одевали в пышные одежды и венчали короной. Доступ в священный зал имел лишь узкий круг жрецов. Рядовые шумеры могли лицезреть божество только во время праздничных церемоний, когда статую проносили по улицам города.

Зиккурат в Уре имеет основание 64 на 46м, высоту до 30м. Это сверкающая террасами храмовая постройка. В верхней башне находилось святилище. Оно считалось жилищем бога, который почивал в нем по ночам.

Вокруг центрального дворцово-храмового комплекса лепились городские застройки: глинобитные прямоугольные жилые дома, без окон, с плоской крышей и внутренним двором. Жилища зажиточных горожан начала II тыс. до н.э. были одно- и двухэтажными, внутренний двор окружала деревянная галерея.

Архитектура Вавилона

Культура Вавилонии приняла эстафету у шумеро-акадской культуры и цивилизации.Крушение Шумеро-Аккадского царства на рубеже III-II тыс. до н. э. сопровождалось переселением на земли Древней Месопотамии многочисленных полукочевых общин амореев (кочевой западносемитский народ древней Передней Азии). Созданное амореями Вавилонское царство изначально было небольшим и занимало территорию вдоль каналов Ара́хту и Апка́ллату (западные ответвления Евфрата). Основное население этих мест - потомки шумеров и аккадцев - постепенно слились в единую народность вавилонян и ассимилировали завоевателей-амореев.

История Вавилонского царства делится на два периода: Старовавилонское царство XIX-XVI в.в. до н.э. и Нововавилонское царство VII-VIв.в. до н.э. Столицей царства был город Вавилон, по которому оно получило название.

Вавилон (происходит от слова “Бабилу”“-врата бога”) впервые упоминается в III тысячелетии до н.э. в период правления Аккадского царя Саргона (2369-2314 гг. до н.э.). Во времена I Вавилонской династии (1894-1595 гг. до н.э.) Вавилон стал крупным городом, а особого расцвета он достиг в правление царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.).

Нововавилонское царство — это второй период, который наступил спустя тысячу лет после того, как рухнула империя Хаммурапи. В 612 г. до н.э. вавилоняне в союзе с Мидией низвергли ассирийскую империю и взяли под свой контроль большую часть региона. Выдающейся фигурой этого времени был халдейский царь Вавилона Навуходоносор II, который был не только завоевателем, но и отличным строителем. В период правления Навуходоносора (604-562 г. до н.э.)Вавилон достигает особого блеска и становится центром мировой торговли с населением свыше 1 млн. человек; за городом закрепляется слава священного. Это тот город, который был описан Геродотом и тот город, который был раскопан и частично реконструирован.

Реконструированные остатки Вавилона в 2005 году

Город окружали глубокий ров и двойное кольцо мощных стен с укрепленными семью воротами.Пространство между первыми двумя стенами в свое время было заполнено землей, превратившей две стены в один неприступный и совершенно непробиваемый крепостной вал, его ширина позволяла свободно разъехаться двум колесницам. Hа внутренней стене через каждые 50 метров стояли сторожевые башни. Всего на внутренней стене их было 360, а на внешней 250.Одни из ворот, через которые проходила дорога к храму Мардука, назывались воротами богини Иштар. Они знамениты своими великолепными рельефами из цветного глазурованного кирпича с изображениями львов и драконов.

У ворот брала начало Дорога процессий, по ней на Новый год устраивалось большое шествие во главе с золотым изваянием Мардука.

Немецким ученым удалось восстановить ворота в оригинальном размере из настоящих вавилонских кирпичей. Сейчас ворота Иштар находятся в музее Пергамон в Берлине. Здесь же есть и восстановленная часть Дороги процессий. Более мелкие восстановленные части вавилонского наследства выставлены на обозрение во многих музеях мира.

Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне с традицией строительства в Древней Месопотамии храмов-зиккуратов. Самый высокий зиккурат находился именно в Вавилоне. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землёю». Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792-1750 до н. э.). Вавилонский зиккурат- монументальное сооружение высотой около 90 метров, на вершине которого находилось покрытое голубой глазурью святилище Мардука. Семь ярусов вело к этому святилищу: нижний ярус был светлый, второй ярус высотой 18 м был черного цвета, верхние ярусы чередовались по цвету — красный, синий, красный, серебристый и голубой с золотом. Все эти цвета соответствовали символическому обозначению небесных светил. Зиккурат был сложен из сырцового и обожженного кирпича, составлявшего внешнюю оболочку толщиной в несколько метров.

Реконструкция зиккурата Этеменанки (Вавилонская башня)

Висячие Сады Семирамиды

В южной части Вавилона находились знаменитые Висячие Сады Семирамиды (одно из семи чудес света), которые были устроены на берегу реки на нескольких террасах, поднимавшихся уступами одна над другой на высоту более 40 метров. Навуходоносор создал эти Сады для своей молодой жены Амитис, скучавшей по родным местам горной Мидии.

Множество прохладных комнат были обильно украшены растениями, саженцы и семена которых привозили в Вавилон из всех стран мира. Растения поливались с помощью специального водоподъемника, несколько сотен рабов круглыми сутками вращали колесо с ведрами из кожи, наполненными водой. Своды здания на каждом уровне подпирали 25-метровые колонны. Террасы выкладывались плиткой, заливались асфальтом и засыпались слоем земли, достаточным для выращивания даже деревьев.

Зимой 323 года до н.э Александр Македонский остановился в Вавилоне, он был покорен великолепием Вавилона и предполагал, что это будет одна из его столиц, но неожиданно заболел. После 10 дней жестокой лихорадки 13 июня 323 года до н.э. Александр Великий скончался в Вавилоне в возрасте 32 лет.

Архитектура Ассирии

Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы, которые подчинили себе Вавилонское царство в XIV веке до н. э. Это был совсем иной тип культуры, основанный на героизме, прославлении силы и культе оружия.

Военизированный характер государства проявился и в духе зодчества. Ассирийские города были мощными крепостями. Грандиозные крепости, великолепные дворцы, изображения несущихся колесниц и суровых воинов, сцен охоты и животных в монументальных, полных драматизма рельефах характеризуют ассирийское искусство.

Характерный пример дворцового строительства Ассирии представляет Дур-Шаррукин – одна из резиденций ассирийских царей, предпочитавщих в целях безопасности строить себе изолированные от города цитадели. Город окружала крепостная стена высотой 14м и толщиной 23м.

Дур-Шаррукин переводится с акадского как -Крепость Саргона. Саргон II был царём Ассирии в 722-705 годы до н. э.Город был построен по его проекту в период с 713 по 707 годы до н. э. Но в результате неожиданнойсмерти царя в сражении строительство было прекращено, и столица была перенесена в Ниневию.

Дворец Саргона II, обнесенный стенами, как и весь город, возвышался на искусственно возведенной насыпи (высотой 14м). Он был разделен на три части, включая парадные, жилые и религиозные помещения, группирующиеся вокруг открытых внутренних дворов.

По сторонам огромных ворот располагались фигуры крылатых быков - «шеду». Изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков с надменными человеческими лицами.В состав дворца входил зиккурат высотой 40 м со спиральным пандусом и большой сад, орошение которого осуществлялось системой водоподъемных устройств.

Ниневия

Ниневия, столица Ассирии, соперничала с Вавилоном богатством и роскошью дворцов и храмов. К сожалению, нельзя судить о планировке столицы IX-VII вв. до н.э. , по-скольку в 612 г. до н.э. Ниневия была стерта с лица земли царем Набопаласаром из Вавилона. Известен лишь украшенный барельефами северный дворец Ашшурбанипала.

Компьютерная реконструкция Ниневии времен царя Ашшурбанапала.

Задания олимпиады по МХК (школьный тур) 11 класс

2017-2018 год

Максимальное количество баллов- 170 баллов

Время выполнения – 3 часа

Задание 1. Назовите термин.

1. Храмовая башня, святилище главного божества в архитектуре Двуречья, представляющая собой поставленные друг на друга высокие, наподобие усеченной пирамиды, террасы (от 3 до 7), сложенные из сырцового кирпича._____________________________________________________

2. Головной платок египетских фараонов, обычно полосатый, с длинными спускающими на плечи концами.____________________________________________________________________________

3. Песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной._______________________________________________________________________

4. Каменные плиты или столбы, образующие в плане одну или несколько концентрических окружностей до 100 метров в диаметре.__________________________________________________

5.Заупокойные статуэтки слуг, которые располагались рядом с саркофагом фараона.____________

Задание 2: Впишите правильную букву (или буквы) вместо пропусков.

1. Т…т…нх…мон; 2.П…нт…мима; 3. Д...льм...ны; 4. Пер...пт...р; 5. М...м...р...альный.

6. М__за__ка; 7. М__р__нист; 8. __кслибр__с; 9. __кв__рель; 10. К__рам__ка

Задание 3: Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните.

1. Лувр, Колизей, Эрмитаж, Третьяковская галерея.

2. Коровы Гериона, Кербер, Троянский конь, яблоки Гесперид.

3. Ваяние, зодчество, литье, резьба.

4. Красный, зеленый, синий, желтый.

5. Гравюра, офорт, рисунок, эстамп.

Задание 4: Закончить предложения.

1. Модернистское течение в изобразительном искусстве начала XX в., которое выдвинуло на первый план формальную задачу конструирования объёмной формы на плоскости, получило название …

2. Одним из основоположников абстракционизма стал русский живописец, график, теоретик искусства …

Задание 5:

Расположите перечисленные ниже эпохи, стили, направления в искусстве в хронологической последовательности (проставьте цифры от 1 до 10).

1 классицизм 6 барокко

2 романский стиль 7 эпоха Возрождения

3 реализм 8 готика

4 античность 9 романтизм

5 модернизм 10 импрессионизм

Задание 6: Перед вами названия музыкальных произведений:

«Ленинградская», «Реквием», «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Форель», «Детский уголок».

1). Определите жанровую принадлежность каждого из них.

2). Укажите номер иллюстрации с изображением автора.

3). Приведите пример произведения и его автора в оставшейся строке.

4). Заполните таблицу

Музыкальный жанр

Название произведения

Сюита

Симфония

Опера

Балет

Месса

Песня

Серенада

1. 2. 3.

Д.Д. Шостакович Ш.Ф. Гуно В.А. Моцарт

4. 5. 6.

С.С. Прокофьев Ф.П. Шуберт А.К. Дебюсси

Задание 7:

Перед Вами 10 архитектурных произведений .

1. Расположите их в хронологическом порядке. Напишите название работы, если возможно – ее местоположение, автора, стиль или эпоху, время создания.

2. Предложите принципы классификации (не более 5), объясните принцип группировки. Ответы запишите в таблицы.

5.

Заполните таблицу:

Название

Дополнительно

Принципы группировки:

Номера

Принцип группировки

Задание 8:

Представьте в форме презентации материалы для телевизионной программы, посвященной влиянию культуры Древней Греции на русскую культуру в исторической проекции .

(Программа посвящена перекрестному году культуры России и Греции). В каждом слайде разместите изображения и составленный Вами текст (не более пяти предложений).

Предварительный просмотр:

Ключ к ответам олимпиадных заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК) для 11 класса 2017 -2018 год.

Максимальное количество баллов - 170 баллов

Задание 1:

5 баллов.

1)зиккурат; 2)клафт; 3)серенада; 4)кромлех; 5) ушебти

Задание 2:

За каждый верный ответ - по 1 баллу. Всего 10 баллов.

  1. Тутанхамон, 2)пантомима,3) дольмены,4 периптер,5) мемориальный, 6) мозаика, 7) маринист, 8) экслибрис, 9) акварель, 10) керамика

Задание3:

Всего 5 баллов.

3.1)Колизей; 2)Троянский конь; 3)зодчество; 4)зелёный; 5)рисунок

Задание 4:

За каждый верный ответ - по 1 баллу. Всего 3 балла.

1.Модернистское течение в изобразительном искусстве начала XX в., которое выдвинуло на первый план формальную задачу конструирования объёмной формы на плоскости, получило название кубизм .

2. Одним из основоположников абстракционизма стал русский живописец, график, теоретик искусства В.В. Кандинский .

3. Н.И. Забела-Врубель обладала удивительным голосом, вдохновившим Н.А Римского-Корсакова на создание “Царской невесты”, “Снегурочки”, “Сказки о царе Салтане”. Её облик воспет мужем-художником в картинах “Царевна-лебедь”, “Сирень”.

Задание 5: 4,2,8,7,6,1,9,3,10,5

За каждый верный ответ - по 1 баллу . Всего 5 баллов.

Задание 6:

За указание жанровой принадлежности – 1балл, подобранное соответствие на иллюстрации – 1 балл , свой пример – 2 балла ,

Всего баллов – 14 баллов.

Музыкальный жанр

Название произведения

Сюита

«Детский уголок»

Симфония

«Ленинградская»

Опера

«Ромео и Джульетта»

Балет

«Золушка»

Месса

«Реквием»

Песня

«Форель»

Серенада

«Маленькая ночная серенада»

В.А. Моцарт

Задание 7:

Название

Стиль (эпоха, время создания)

Примечание (пример)

балл

Собор в Вормсе (2)

Романский стиль. 1130-1181 гг. (XII в.) (2)

Нотр-Дам-де-Пари (Собор Парижской Богоматери) (2)

Готический стиль. 1163-нач. XIX в. (XII – XIX вв.) (2)

Арх.:Жак из Шеля, Пьер из Монтрейля, Пьер из Шеля, Рави Жан

Зимний дворец в Санкт-Петербурге (2)

Ф.Б. Растрелли (2)

Барокко. 1754-1762 гг. (сер. XVIII в.) (2)

Пантеон в Риме (2)

126 г. (нач. II в.) (2)

«Храм всех богов», построен в правление императора Адриана

Дольмен (2)

Первобытный мир (2)

Вид мегалитической архитектуры; встречается в Европе, на Кавказе, в Азии

Храм Христа Спасителя в Москве (2)

К.А. Тон. (2)

Эклектика (историзм) 1839 – 1883 гг., (XIX в.) (2)

в память о победе над наполеоновской армией, восстановлен в 1994 – 1997 гг.

Дом Пашкова в Москве (2)

В.И. Баженов. (2)

Классицизм. 1784 – 1786 гг. (2 пол. XVIII в.) (2)

Дом-мастерская арх. К.С. Мельникова в Москве (2)

К.С.Мельников (2)

Конструктивизм. 1927 – 1929 гг. (2)

Собор Святого Петра (Базилика Святого Петра) в Риме (2)

Осн. арх. Д. Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Делла Порта, да Виньола и др. (2)

Ренессанс (Возрождение). 1506 – нач. XVII в. (XVI – XVII вв.) (2)

Заупокойный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (2)

Сенмут (Сененмут) (2)

XV в. до н.э. Эпоха Нового царства (2)

1, 2, 4, 6, 9, 10

Храмы

4, 10

Языческие храмы

1, 2, 9

Католические храмы

1, 2, 4, 9

Европейская архитектура

3, 6, 7, 8

Русская архитектура

Критерии:

Участник…

  1. правильно записывает название работы, автора, стиль/время – по 2 балла за каждый элемент (см. таблицу, максимально 52 балла ).
  2. правильно располагает работы в хронологическом порядке – 6 баллов . При одной ошибке – 5 баллов ; при двух ошибках – 3 балла ; при трех ошибках и более баллы не начисляются
  3. За каждый принцип группировки начисляется 2 балла , при условии, что приведено не менее двух примеров-произведений (номеров) из предложенного ряда. Максимально 10 баллов .
  4. обоснованно расширяет свой ответ (называет местонахождение, стилевые, исторические, прикладные особенности, другие дополнительные сведения). По 1 баллу за каждый элемент, но не более 10 за весь ответ.

Максимально – 78 баллов.

Задание 8: Данное задание выполняется дома и сдаётся на проверку на следующий день после написания аудиторной части олимпиады.

Критерии оценки задания:

1. Участник точно выполняет предложенное техническое задание (изображение и 5 предложений). По 2 балла за каждый удачно составленный слайд. 10 баллов .

2. В презентации содержатся отсылки к мемориальным местам, музеям и коллекциям, в которых хранятся работы. По 2 балла за каждое значимое называние. Не более 10 баллов .

3. В презентации представлен диалог культур, рассмотрена связь русской культуры и Древней Греции. По 4 балла за каждое соотнесение. Не более 20 баллов.

4. В презентации уделяется внимание анализу произведений. По 2 балла за каждое замечание, связанное с анализом. Не более 10 баллов.

5. Участник находит интересные, редкие иллюстрации и факты. По 4 балла за каждый интересный и редкий и факт и иллюстрацию. Не более 12 баллов .

Максимальная оценка: 50 баллов.


Выбор редакции
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...

Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...

Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...

Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...
Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...
Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...