Царь кир и падение вавилона. Падение вавилонского царства


1.ВВЕДЕНИЕ

2.ЗАВОЕВАНИЕ ЗОЛОТОГО ВАВИЛОНА

2.1Начало истории

2.2Из плена – на родину

2.3Сады и блистающий дворец

3.ПАДЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ГОРОДА-ЗАКОНОДАТЕЛЯ

3.1Как Вавилон добился своего величия

3.2Когда Навуходоносор правил Вавилоном

3.3Свод Законов Хаммурапи

3.4Каким богам поклонялись в Вавилоне

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ВВЕДЕНИЕ

В оборонительной системе Вавилона был один недостаток: через центр города протекал Евфрат. Кир же сразу понял, что река может стать дорогой в самое сердце Вавилона. Когда глубина стала лишь по бедро взрослому человеку, персы вброд по дону пробрались внутрь городских стен, в самое сердце Вавилона. Его встретили радушно.

Однако библейский пророк Даниил, очевидец падения города, счел это божественным возмездием.

С падением Вавилона Кир становится единовластным правителем не только Месопотамии, но и Сирии и Палестины, подвластных Вавилону.

Кир освободил из вавилонского плена евреев, отправив их в Иудею для восстановления Иерусалима и священного храма Соломонова. Вавилон был крупнейший в мире город, раскинувшийся на 4000 га земли, со времен царя Навуходоносора пребывавший в славе.

В северной части древнего города, возвышаясь над Евфратом, стоял дворец. Неподалеку от него находилось одно из Семи чудес света – висячие сади Семирамиды. Эти Сады были построены при правлении царя Вавилона Навуходоносора II.

Падение Вавилона ознаменовало закат славы города, хотя при правлении преемников Кира Вавилон стал столицей богатейшей провинции Персидской империи.

Город Вавилон поздно встал в ряд государств Центральной Азии. Первый из его великих царей, полулегендарный Хаммурапи, правил примерно с 1792 по 1750 г.до н.э. Хаммурапи создал свод законов, просуществовавшей почти 1000 лет и еще долго сохранявший влияние.

Вавилон был поднят из руин преемником Синахериба Ассархаддоном, и к концу VII в.до н.э. вновь обрел былую мощь.

Навуходоносор взошел на вавилонский трон в 605 г.до н.э. За 43 года своего правления он возродил Вавилонскую империю и практически заново отстроил ее столицу – великолепный город Вавилон.

Законы Хаммурапи, влиявшие на вавилонское общество и во времена Навуходоносора, уходили корнями к своду законов, высеченному в 1750 году до н.э. на базальтовой плите. Он высечен клинописью, способом письма, ранее использовавшимся на глиняных табличках. Законы охватывали все правовые сферы: от имущественных преступлений до порядка наследования, от врачевания больных до усыновления детей. Многие виды преступлений карались смертью.

Цель написанной работы – рассказать о правлении царей в Вавилоне; о завоевании и падении города.

Для написания контрольной работы использовалась следующая литература:

1.Когда, где, как и почему это произошло/Сост. Найджел Хоукс, Тим Хейли, Кейт Спенс и др.; Ред. Майкл Уорт Дэвисон, Йен Стюарт, Аза Бригс.; – Лон.: ЗАО «Изд. дом Ридерз Дайджест», 1998. – 448 с.

2.Моммзен Т. История Вавилона. М., 1943. 379 – 380 с.

3. Энцикл.: История/Сост. Н.В. Чудакова, А.В. Громов; Под ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 512 с.

4.Энцикл.: Страны и народы: Азия, Америка, Австралия, Африка/Авт.-сост. Л.А. Багрова; Под ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 592 с.

2. ЗАВОЕВАНИЕ ЗОЛОТОГО ВАВИЛОНА

2.1 Начало истории

вавилон семирамида хаммурапи

Всю весну и часть лета 539 г.до н.э. персидская армия Кира Великого стояла под мощными стенами Вавилона, надеясь, что голод заставит его жителей сдаться. До этого персы уже покорили Мидию и сказочно богатую Лидию. С падением Вавилона Кир становится единовластным правителем не только Месопотамии, но и Сирии и Палестины, подвластных Вавилону.

Вавилоняне загодя накопили в городе столько съестных припасов, что хватило бы на несколько лет. Но они не учли один небольшой недостаток в оборонительной системе Вавилона: через центр города протекал Евфрат. Кир же сразу понял, что река может стать дорогой в самое сердце Вавилона.

Кир повелел вырыть выше по течению канал для отвода воды Евфрата к близлежащим болотам. Уровень воды в реке понизился, а когда глубина стала лишь по бедро взрослому человеку, персы вброд по дону пробрались внутрь городских стен, в самое сердце Вавилона. Горожане отмечали какой-то праздник и ничего не заметили, пока персы не заполнили весь город.

Кир был тепло встречен вавилонянами. Он тоже благоволил им и даже присутствовал на церемониях поклонения наиболее почитаемому в Вавилоне божеству – Мардуку. Так пал Вавилон, согласно свидетельствам греческих историков Геродота и Ксенофонта. Однако библейский пророк Даниил, очевидец падения города, счел это божественным возмездием. Он поведал, как в то время, когда персы подходили к городу, Валтасар, которого Диниил называет царем вавилонским, хотя на самом деле тот правил только в отсутствие своего отца Набонида, устраивал пир для «тысячи вельмож своих». Гости пили вино из священных иудейских чаш, раннее вывезенных из Иерусалима воинством Навуходоносора II в качестве военных трофеев. И вдруг в разгар пира из воздуха возникла рука, начертавшая на стене слова: «Мене, текел, перес».

2.2 Из плена – на родину

Даниил узнал в этих словах названия трех иудейских мер веса, и истолковал их следующим образом: «Мене –исчислил Бог царство твое и положил конец ему, текел – ты взвешен на весах и найден очень легким, перес – разделено царство твое и дано мидянам и персам». И в соответствии с пророчеством Даниил персидское войско ворвалось в город, и в ту же ночь Валтасар бал убит, хотя, возможно, не Киром, а своими же возмущенными подданными.

Кир освободил из вавилонского плена евреев, отправив их в Иудею для восстановления Иерусалима и священного храма Соломонова. Пророк Ездра описывает, как Бог Израилев надоумил Кира вернуть иудеев на родину и отдать им священные сосуды числом «пять тысяч четыреста».

Греческие историки и библейские иудейские пророки единодушно отмечают мощь и размеры Вавилона, название которого означает «Врата Бога». Это был крупнейший в мире город, раскинувшийся на 4000 га земли, со времен царя Навуходоносора пребывавший в славе. Протяженность внешней линии двойных стен, окружавших город, достигала 17 км, через определенные промежутки они были укреплены сторожевыми башнями. Над оживленными речными пристанями возвышался огромный зиккурат – Вавилонская башня, упомянутая в Книге Бытия. Это было искусно выстроенное сооружение из глиняного кирпича высотой около 90 метров, хорошо видное за многие километры из долины Евфрата. Состояло оно из 8 башен, соединенных между собой лестницей, ведущей наверх. Вавилоняне называли башню Этеменанки, т. е. «Дом основы Небес и Земли». Неподалеку от нее располагался храмовый комплекс, именуемый Эсагила, «Дом Головы», где Кир сумел завоевать благосклонность вавилонян, поклоняясь Мардуку.

2.3 Сады и блистающий дворец

В северной части древнего города, возвышаясь над Евфратом, стоял дворец, в котором, возможно, Валтасар и устроил пир в ту роковую ночь. Неподалеку от него находилось одно из Семи чудес света – висячие сади Семирамиды.

Эти Сады были построены при правлении царя Вавилона Навуходоносора II. В жены себе он выбрал красавицу Семирамиду, дочь царя горной страны Мидии. Она очень тосковала по своей родине, которая так не похожа была на пыльный и шумный город, где ей пришлось жить с мужем.

Навуходоносор любил свою жену, он решил сделать все, чтобы развеять ее печаль. По приказу царя в город были согнаны тысячи пленных, захваченных на недавней войне, и закипела работа.

Рядом с дворцом было построено четырехэтажное здание из камня и кирпича. На каждом этаже насыпали слой плодородной земли и посадили деревья и цветы. Этажи соединялись между собой лестницами.

Для поливки садов использовалось специальное водоподъемное устройство. Все это сооружение поддерживали мощные колонны, но издали казалось, что прекрасные сады висят прямо в воздухе – потому их и назвали «висячими садами».

К сожалению, это чудо света просуществовало недолго – около двух столетий. Сначала перестали ухаживать за садами, затем мощные наводнения разрушили фундамент колонн, и все сооружение рухнуло. Так погибло одно из чудес света.Доступ в город осуществлялся через 8 городских ворот, из них самыми роскошными были Ворота Иштар, сооруженные в честь богини плодородия и любви.

Падение Вавилона ознаменовало закат славы города, хотя при правлении преемников Кира Вавилон стал столицей богатейшей провинции Персидской империи. В 482 году до н.э. в городе вспыхнуло восстание против Ксеркса, который снес городские стены и храмы и расплавил золотую статую Мардука. В 331 г.до н.э. Вавилон был захвачен войсками Александра Македонского, а в 275 г.до н.э. практически всех горожан переселили в новую столицу на реке Тигр. И все же обдуваемые ветрами руины простояли еще более 2000 лет, пока в 1990 году правитель Ирака Садаам Хусейн, подготавливая площадку под строительство «Нового Вавилона», не сравнял с землей большую их часть.

3. ПАДЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ГОРОДА-ЗАКОНОДАТЕЛЯ

3.1 Как Вавилон добился своего величия

Город Вавилон поздно встал в ряд государств Центральной Азии. Он появился спустя столетия после зарождения первой – шумерской – цивилизации, однако к 1900 г.до н.э. уже стал столицей Вавилонского царства.

Первый из его великих царей, полулегендарный Хаммурапи, правил примерно с 1792 по 1750 г.до н.э. При нем Вавилон подчинил себе основную часть Месопотамии – плодородные земли между Тигром и Евфратом. Он сделал Вавилон центром процветающей империи. Хаммурапи создал свод законов, просуществовавшей почти 1000 лет и еще долго сохранявший влияние.

Величие и слава Вавилона привлекали к нему внимание многих захватчиков. В течение XVI в.до н.э. он находился под властью касситов, правивших примерно 400 лет. Тогда же бог Мардук, которому ранее поклонялись лишь вавилоняне, стал главным божеством всей Месопотамии.

Каждое пророчество исполнилось уникально. Взятые же вместе, библейские пророчества дают основание рассматривать историю как один многогранный процесс.

Одно из самых необычных пророчеств в Библии касается судьбы древнего города Вавилон. Судьба Вавилона поражает современных учёных.

Таинственный город Вавилон, столица древнего мира, центр Вавилонской империи, где процветали торговля, образование, культура и многое другое, также был предметом некоторых пророчеств.

Писания и датировка (Пророчества)

(783-704 гг. до Р.Х.)

Исайя 13:
19. И Вавилон, краса царства, гордость Халдеев,
Будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра.
20. Не заселится никогда,
И в роды родов не будет жителей в нём.
Не раскинет Аравитянин шатра своего,
И пастухи со стадами не будут отдыхать там.
21. Но будут обитать в нём звери пустыни,
И домы наполнятся филинами;
И страусы поселятся,
И косматые будут скакать там.
22. Шакалы будут выть в чертогах их,
И гиены - в увеселительных домах.

Исайя 14:
1. Близко время его, И не замедлят дни его.

Исайя 14:
23. И сделаю его владением ежей и болотом,
И вымету его метлою истребительною.
Говорит Господь Саваоф.

(626-586 до Р.Х.)

Иеремия 51:
26. И не возьмут из тебя камня для углов,
И камня для основания.
Но вечно будешь запустением,
Говорит Господь.
43. Города его сделались пустыми,
Землёю сухою, степью, Землёю, где не живёт
ни один человек,
И где не проходит сын человеческий.

Предсказания.

1. Вавилон будет подобен Содому и Гоморре (Ис. 13:19).
2. Никогда не будет вновь населён (Иер. 51:26; Ис. 13:20).
3. Арабы не будут разбивать там своих шатров (Ис. 13:20).
4. Там не будут пастись овцы (Ис. 13:20).
5. Звери пустыни населят развалины Вавилона (Ис. 13:21).
6. Камни Вавилона не будут использоваться для строительных работ (Иер. 51:26).
7. Мало кто будет посещать развалины (Иер. 51:43).
8. Вавилон будет покрыт болотами (Ис. 14:23).

Конкретное исполнение пророчеств

Вышеизложенная история Вавилона уже дала нам некоторые примеры конкретного исполнения библейских предсказаний.

Вавилон, действительно, был разрушен и стал „как Содом и Гоморра". Обратите внимание, что это предсказание (1 ) не говорит о том, что Вавилон погибнет так же, как эти два города, останавливаясь лишь на его судьбе после разрушения.

Остин Лейард даёт живую картину современного ему Вавилона, сравнивает его с Содомом и Гоморрой, а также вспоминает другие пророчества. „Место, где стоял Вавилон, стало голой и страшной пустыней.

Никогда не будет вновь населён (Иер. 51:26; Ис. 13:20). Предсказание (2)

Саддам Хусейн хотел восстановить древние дворцы, храмы и даже Вавилонскую Башню "Восстановление Вавилона является его целью в попытках контролировать не только Ирак, но, в конечном счете, и империю от Персидского залива до Средиземного моря.

Вавилон содействует объединению иракского народа вокруг него".И так понравилось Саддаму то, что получилось, что он решил построить рядом с Вавилоном один из своих дворцов. В форме зиккурата. А чтобы было лучше видно, приказал насыпать холм метров 50 высотой. И дворец уже сверху ставить. Стоит сейчас этот дворец без дела.

С редких деревьев взмывают в небо совы , и зловонный шакал скулит на заброшенной борозде. Истинно, настал для Вавилона день исполнения пророчества. Краса царства, гордость халдеев стал подобием Содома и Гоморры. В нём обитают звери пустыни, дома наполнились филинами, косматые существа скачут по окрестностям. Воют шакалы в покинутых домах, и змеи гнездятся в дворцах" (Ис. 13:19-22).

Звери пустыни населят развалины Вавилона

„В кустарниках вокруг Вавилона , - добавляет Лейард, - можно встретить стаи серых сов, достигающие ста или более птиц".Современные путешественники и археологи почти неизменно говорят о диких зверях вокруг развалин Вавилона.

„Какой контраст между уровнем древней цивилизации и нынешним запустением! - восклицает, в согласии с предсказанием 1 , известный археолог Керман Килпрект. - Дикие звери, кабаны, гиены, шакалы и волки, иной раз даже - вот кто населяет теперь заросли близ Вавилона" (Предсказание 5).

По рассказам путешественнико в

„По рассказам путешественников , - пишет Флойд Гамильтон, - в городе не живут даже бедуины. Различные суеверия не позволяют арабам разбивать там своих шатров; кроме того, на почве вокруг Вавилона не растёт трав, пригодных для выпаса овец".„Вокруг Вавилона нет ни одного овечьего пастбища", - указывает Стоунер.

Вот некоторые отрывки из письма, написанного Эдвардом Чиерой из мест, где стоял Вавилон:„Солнце только что село, и пурпурное небо улыбается, не думая о заброшенности этих краёв...Мёртвый город! Я бывал в Помпеях и Остре, но те города были не мертвы, лишь временно покинуты. В них слышен лепет жизни, и сама она цветёт в их окрестностях...Смерть - единственная реальность здешних мест.

Хотел бы я знать причину всего этого запустения. Почему цветущий город, столица империи, должен был полностью исчезнуть? Или просто исполнилось пророчество о превращении дивного храма в обиталище шакалов?"„Уханье сов и завывания львов до сих пор слышны в окрестностях Вавилона", - пишет Нора Куби. Она пишет также, что рабочие, нанятые археологом Лэйардом, „отказались разбить свои палатки близ покинутых руин Вавилона. Тайна и ужас, казалось, висели над осыпающимися кучами кирпичей и песка..."

Говоря о предсказании 6

Говоря о предсказании 6, гласящем, что „камни Вавилона не будут использоваться при строительстве", Питер Стоунер указывает, что „кирпичи и другие строительные материалы из развалин Вавилона применялись при строительстве окрестных городов, однако камни, те самые, что были ценой значительных затрат привезены в Вавилон из дальних мест, не использовались никогда, и остались на своих местах".

Разобраться в исполнении пророчества 6 не так просто. Во-первых, пророчество Иеремии 51:26 не говорит о том, кто именно „не возьмёт" камня для углов и камня для основания. Если речь идёт о завоевателях, то, действительно, в случае завоевателя Вавилона царя Кира Персидского, пророчество исполняется, как мы убедились выше.

Однако кирпичи из Вавилона можно обнаружить в других городах. Как это объяснить? Здесь стоит задаться таким вопросом: можно ли считать кирпич „камнем"? Или Иеремия буквально имел в виду камни, которые использовались для закладки фундаментов? Более вероятно, видимо, второе.

Предсказание 7

Мало кто будет посещать эти развалины, гласит предсказание 7 . Стоунер отмечает в связи с этим, что, в отличие от большинства других древних городов, Вавилон до сих пор лежит в стороне от популярных туристических маршрутов, и посещают его мало.

Предсказание 8

Согласно предсказанию 8 , город будет покрыт болотами. И действительно, пишет „Британская энциклопедия", „значительная часть города до сих пор не обнаружена, поскольку скрывается под толстым слоем ила. Что же до Вавилона Хаммурапи, то от него остались лишь незначительные следы, а сам он ныне скрывается под водой".

„Значительная часть территории под древним Вавилоном уже несколько лет представляет собой одно гигантское болото, - указывает Лейард. - Речные набережные, за которыми никто не следил, разрушились, и воды затопили окрестные земли" (Ис. 21:1).

„Ни одна былинка не произрастает из этой почвы, словно отравленной смертельным ядом, - пишет Нора Куби о затопленной части Вавилона, - и тростниковые топи, окружающие развалины города, источают испарения лихорадки... Лейард, - продолжает она, - увидел перед собой малярийные болота, которые арабы называли „водяной пустыней"... После падения города великие инженерные сооружения Вавилона пришли в упадок, оросительные каналы засорились, и реки вышли из берегов".

Вероятность случайного исполнения пророчеств

Вавилонскому народу было суждено исчезнуть, египетскому - продолжать играть важную роль в древнем мире, что и произошло. Как вышло так, что оба эти маловероятных события случились в точности согласно пророчествам, а не наоборот?"

Питер Стоунер оценивает вероятность случайного исполнения пророчеств 1-7 , перемножая соответствующие вероятности для каждого предсказания: „1/10 (разрушение Вавилона) х 1/100 (никогда не будет вновь населён) х 1 / 200 (арабы не будут разбивать там своих шатров) х 1 / 4 (отсутствие овечьих пастбищ) х 1/5 (дикие звери будут обитать в развалинах) х 1/100 (камни не будут использоваться при строительстве других зданий) х 1 /10 (люди не будут проходить мимо останков города). Это приводит нас к вероятности, составляющей один шанс из пяти миллиардов".

Археолог писал: „ Мёртвый город! Я бывал в Помпеях, бывал в Остии, бродил по пустым коридорам Палатина. Но те города были не мёртвыми, всего лишь временно оставленными. Там разносился гул жизни, и сама она цвела вокруг. Эти города были шагом в развитии цивилизации, получившей от них свою долю и ныне продолжающей существовать на их глазах. А здесь - настоящее царство смерти.

Любопытное замечание делает Келлер. „Вавилон был не только торговым, но и религиозным центром. Об этом свидетельствует одна древняя надпись, гласящая, что „В общей сложности есть в Вавилоне 53 храма верховных богов, 55 храмов Мардука, 300 молелен для земных богов, 600 - для небесных богов, 180 алтарей богини Иштар, 180 -богов Нергала и Адада, и 12 алтарей, посвящённых различным другим божествам".

В древнем мире было немало центров религиозного поклонения, таких, например, как Фивы и Мемфис, Вавилон, Ниневия и Иерусалим. Языческие божества, которые, согласно верившим в них, были столь же могущественны, как Бог, в конце концов стали терять популярность, в особенности после рождения Иисуса. В то же время Бог никогда не соглашался, чтобы его даже рассматривали рядом с языческими богами, более того, проклинал те города, где им поклонялись.

На следующем фото дорога, с сохранившимся оригинальным асфальтовым покрытием. Этому асфальту 4 000 лет.

Падение Вавилона

После этого я увидел другого ангела, сходившего с неба. Великая была у него власть, и земля озарилась сиянием славы его. 2 Ангел же возвестил громко:

«Пал, пал Вавилон великий!

Стала столица развратная обиталищем бесов

и пристанищем всякого нечистого духа,

пристанищем всякой птицы нечистой

и всякого нечистого зверя, ненавистного.

3 От вина блудной страсти ее опьянели все народы;

даже цари земли блудили с ней;

купцы же разбогатели от безудержного роскошества ее».

«Выйди из нее, народ Мой,

чтобы не быть тебе соучастником в грехах ее

и не подвергнуться каре, ее ожидающей .

5 До небес выросла гора грехов ее –

все их припомнил Бог, все неправды ее.

6 Воздайте же ей, как она воздавала,

и вдвое воздайте за дела ее.

В чаше, в той самой , в которой она подавала вино,

дайте и вы ей теперь, но больше вдвое.

7 Сколько превозносила она себя и роскошествовала,

столько же воздайте ей мучением и скорбью;

за то воздайте , что в сердце своем она говорит:

«Сижу, как царица, я не вдова и мне не скорбеть».

8 Но обрушатся на нее однажды кары, смерть, скорбь и голод;

будет сожжена она огнем,

велика ведь сила Господа Бога, приговорившего ее.

9 А цари земные, в блуд и роскошь впадавшие с нею, станут бить себя в грудь, возрыдают о ней , когда увидят дым от пожара, в котором сгорит она. 10 Со страхом будут смотреть они издали на мучения ее и тогда возопят:

«Горе, горе тебе , великая столица,

могущественный город Вавилон!

В час единый свершился суд над тобой!»

11 Купцы земные восплачут и будут скорбеть о ней, потому что никто уже не купит товаров у них, 12 золотых товаров и серебряных, камней драгоценных и жемчуга, тончайшего льна, пурпура, шелка и багряницы; разных благовонных деревьев и из кости слоновой различных изделий не купит никто ; и утвари всякой из дерева дорогих пород и меди, железа и мрамора тоже не купят . 13 И корицы не купят больше и пряностей, фимиама не купят и мира, и ладана; вина и елея, крупчатки, пшеницы не купят; не купят крупного скота и овец, коней, колесниц, и тел, и душ человеческих 14 (будет сказано о том : «Спелых плодов, которых жаждет душа твоя, не стало у тебя, вся роскошь и весь блеск твой пропали, ничто уже не вернется к тебе»).

15 Страх охватит торговавших всем этим и разбогатевших через великую блудницу купцов, когда увидят они все мучения ее. В ужасе отвернутся они и восплачут отчаянно:

16 «Горе, горе, столица великая,

в тончайший лен одетая, в пурпур и багряницу,

золотом, драгоценными камнями и жемчугом блистающая!

17 В миг единый в ничто обратилось богатство твое!»

И все, кто живет от моря, кормчие все и матросы, мореплаватели - все они стали поодаль 18 и кричали, глядя на дым, что поднимался над пожарищем: «Какой город сравнится с городом этим великим?» 19 Пеплом посыпали они головы свои и кричали, скорбя и рыдая:

«Горе, горе тебе , столица великая!

У кого были корабли на море,

твоими они все обогащались драгоценностями –

вот во мгновение ока в ничто превратилась ты!»

20 А вы, небеса, ликуйте!

И вы, народ Божий, апостолы и пророки, ликуйте!

Взыскал Бог с нее за вас!»

21 Взял тогда один могучий ангел большой, размером с мельничный, камень и, бросив его в море, сказал:

«С такой вот силой будет повержена великая столица Вавилон

и не будет уже найдена после того .

22 Не услышат более в тебе ни звуков кифары, ни пения;

не прозвучат на улицах твоих флейты и трубы;

не найдут у тебя ни одного человека,

который продолжал бы заниматься ремеслом своим;

и шума жерновов не услышат более в тебе.

23 Не будут уже светильники светить в тебе,

И всё потому, что выше всех считали себя

купцы твои на земле,

потому что чародейством твоим обмануты были все народы.

24 Будет, будет наказан Вавилон ,

потому что кровь пророков на нем,

кровь всех людей Божьих и вообще всех на земле невинно убиенных».

Из книги Апокалипсис Иоанна автора Булгаков Сергей Николаевич

ГЛАВА XVIII ПАДЕНИЕ ВАВИЛОНА Эта глава всецело посвящена эпизодическому раскрытию одной темы, которая уже намечалась выше (XVI, 19): суду Божию над Вавилоном и его гибели. Она раскрывается в ряде картин и образов. Глава эта отличается пространным и даже несколько многословным

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 2 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

39:1-8 Послы из Вавилона См. более подробный коммент. к 4 Цар. 20:12–19.Вера царя Езекии, проявленная во время тяжелейшего удара, не устояла перед лестью (отметим его восторженный рассказ в ст. 3-4), еще один пал жертвой мирской дружбы. Из истории достаточно известно о

Из книги Вавилон [Расцвет и гибель города Чудес] автора Веллард Джеймс

21:1-14 Нет спасения от Вавилона В служении Иеремии наступает критический момент. Отныне изменится сам характер его пророчеств. У нас есть несколько указаний на время, когда были записаны различные отрывки. Данный отрывок отсылает нас к периоду правления последнего

Из книги Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова автора (Таушев) Аверкий

25:1-14 Время Вавилона Четвертым годом правления Иоакима и двадцать третьим годом пророческого служения Иеремии (считая включительно, см.: 1:2) был 605 г. до н. э. В этот год Вавилон под управлением Навуходоносора нанес египетскому фараону Нехао сокрушительное поражение в

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

50:1 - 51:64 Против Вавилона Пророчества о различных языческих народах заканчиваются длинной чередой предсказаний о судьбе Вавилона–разрушителя, размышлениям о котором посвящена вся книга. Значение его как орудия Божьего гнева, направленного на неверный Богу народ,

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Глава восемнадцатая. ПАДЕНИЕ ВАВИЛОНА – ВЕЛИКОЙ БЛУДНИЦЫ В этой главе чрезвычайно живо и образно рисуется гибель Вавилона – великой блудницы, которая сопровождалась, с одной стороны, плачем царей земных, блудодействовавших с нею, и купцов земных, продававших ей разного

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

19. Запустение Вавилона 19. И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, 19-22. Вавилон после разрушения его мидянами, совершенно запустеет. Никто не захочет поселиться на тех местах, какие занимал этот обширный город, и только дикие

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Глава 47 1. Падение гордого Вавилона Настоящая глава является непосредственным продолжением предыдущей: в той говорилось о низвержении божества Вавилона, в этой идет речь о падении самого города. Но подобно тому, как в предшествующей главе божества Вавилона брались не

Из книги История мировых религий автора Горелов Анатолий Алексеевич

Падение Вавилона После этого я увидел другого ангела, сходившего с неба. Великая была у него власть, и земля озарилась сиянием славы его. 2 Ангел же возвестил громко:«Пал, пал Вавилон великий!Стала столица развратная обиталищем бесови пристанищем всякого нечистого

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Падение Вавилона 1 - Сойди, сядь в пыли,девственная дочь Вавилона a;сядь на землю, не на трон,дочь вавилонян.Больше не назовут тебянежной и утончённой.2 Возьми жернова, мели муку;сними своё покрывало.Подбери свои юбки, оголи свои ноги,переходи через реки.3 Пусть обнажится

Из книги автора

Падение Вавилона 1 После этого я увидел ещё одного ангела, сходящего с небес и обладающего великой властью; вся земля была озарена его славой. 2 Он произнёс могучим голосом:- Пала, пала великая блудница Вавилон aи стала жилищем демонов,пристанищем для всякого нечистого

Из книги автора

Падение Вавилона 1 - Сойди, сядь в пыли,девственная дочь Вавилона a;сядь на землю, не на трон,дочь халдеев.Больше не назовут тебянежной и утонченной.2 Возьми жернова, мели муку;сними свое покрывало.Подбери свои юбки,оголи свои ноги,переходи через реки.3 Пусть обнажится твоя

Из книги автора

Реки Вавилона Псалом 136 имеет явное происхождение в период плена: Пс., 136: 1. При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе. Вавилон находится на реках Евфрат и Тигр, примерно в сорока милях на восток. Изгнанные иудеи, распространившись по всему этому

Из книги автора

Мифология Вавилона Основные сюжеты ближневосточной литературы выходят из шумерских. Аккадцы, завоевав шумеров, восприняли их культуру, которая потом прошла через Вавилон и Ассирию. Мифы вавилонян и ассирийцев связаны с их шумерскими прототипами. Два из них – «Сошествие

Из книги автора

XLVIII Падение Вавилона. Положение иудеев при Кире. Манифест об освобождении пленников. Летосчисление Древние восточные монархии, как основанные на завоевании и угнетении, не имели в себе задатков прочности и жизненности. Это были большей частью насильственно сплоченные

Достаточно было иногда надлежащей диеты, стакана воды, кровопускания, чтобы спасти от гибели царства.

Гольбах «Система природы»

Маленький фрагмент одной из моих книг .

В чем причина гибели Вавилона?

Этот город в течение полутора тысяч лет был культурной и экономической столицей Ближнего Востока. Его название (Баб-Элои) переводится как «Врата Бога», а его население составляло более миллиона человек. Вавилон – один из самых великих и могущественных древних городов.

До сих пор историки спорят о том, что же было причиной гибели этого города, бывшего в течение полутора тысяч лет культурной и экономической столицей Ближнего Востока. Основную вину за гибель этого прекрасного города обычно возлагают на завоевателей. Однако все не так просто. Вполне вероятно, что это заблуждение .

Первые камни в основание города были заложены еще шумерами в начале III тысячелетия до н.э. Столицей же государства Вавилон стал в 19 веке до н. э., когда в Двуречье вторглись племена амореев. Немногим позже при царе Хаммурапи, в XVIII веке до н.э., Вавилон превратился в крупнейший политический и культурный центр во всей Передней Азии. В 7 веке до н. э. его завоевали ассирийцы, а в 612 году до н. э. разгромив Ассирию хозяевами Вавилона стали халдеи. К этому времени население города достигало миллиона жителей, хотя среди них было очень мало потомков древних вавилонян. И, несмотря на все кровавые завоевания, культура и экономика города пережили своих создателей, продолжая функционировать так, как это было задумано многие столетия назад.

Однако в 6 веке до нашей эры все изменилось. То, что не в состоянии были сделать многочисленные завоеватели, оказалось под силу хрупкой женщине, причем руководствовалась она, само собой разумеется, только благими пожеланиями. А началось все с того, что царь Вавилонии Навуходоносор решил жениться (по другим данным он решил оженить своего старшего сына).

Надо сказать, что Навуходоносор правителем был весьма воинственным. Он захватил и разрушил Иерусалим, покорил Сирию, Палестину и Египет. Чтобы укрепить союз с покоренным Египтом решено было устроить династический брак.

О том, к чему все это привело, рассказывает Лев Николаевич Гумилев: «Хозяйство Вавилонии базировалось на системе ирригации междуречья Тигра и Евфрата, причем избыточные воды сбрасывались в море через Тигр. Это было разумно, так как воды Евфрата и Тигра во время половодий несут много взвеси с Армянского нагорья, а засорение плодородной почвы гравием и песком нецелесообразно. Но в 582 г. до н. э. Навуходоносор скрепил мир с Египтом женитьбой на царевне Нитокрис, впоследствии перешедшей к его преемнику Набониду. Вместе с царевной в Вавилон прибыла ее свита из образованных египтян. Нитокрис предложила своему мужу, очевидно, не без консультации со своими приближенными, построить новый канал и увеличить орошаемую площадь. (ключик) Царь-халдей принял проект царицы-египтянки, и в 60-х годах 6 в. был сооружен канал Паллукат, начинавшийся выше Вавилона и оросивший крупные массивы земель за пределами речных пойм. Что же из этого вышло?

Евфрат стал течь медленнее, и аллювий оседал в оросительных каналах. Это увеличило трудовые затраты на поддержание оросительной сети в прежнем состоянии. Вода из Паллуката, проходившего через сухие территории, вызвала засоление почв. Земледелие перестало быть рентабельным, но процесс этот тянулся долго. В 324 г. до н. э. Вавилон еще был столь крупным городом, что романтический Александр Великий хотел сделать его столицей. Но более трезвый Селевк Никатор, овладевший Вавилоном в 312 г. до н. э. предпочел Селевкию – на Тигре и Антиохию – на Оронте. Вавилон пустел и в 129 г. до н. э. стал добычей парфян. К началу н. э. от него остались руины, в которых ютилось небольшое поселение иудеев. Потом исчезло и оно».

Как отмечает Гумилев, было бы не совсем справедливо винить в гибели огромного города и процветающей страны одну лишь капризную царицу. Скорее всего, ее роль была далеко не решающей. Ведь от ее предложения можно было отказаться, и, наверное, будь царем в Вавилоне местный житель, разбирающийся в столь важной для страны системе мелиорации (или, имеющий толковых советников), то так бы и произошло. Однако как пишет Л.Н. Гумилев: «… царь был халдей, его войско составляли арабы, советники были евреи, и все они даже не задумывались над вопросами географии покоренной и обескровленной страны. Египетские же инженеры перенесли свои приемы мелиорации с Нила на Евфрат механически. Ведь Нил несет в половодье плодородный ил, а песок ливийской пустыни дренирует любое количество воды, так что в Египте опасности засоления почв нет. Самое опасное – это даже не ошибка, а отсутствие постановки вопроса там, где его необходимо поставить. Жителям Вавилона, сменившим убитых и разогнанных вавилонян, все казалось столь ясным, что и думать-то не хотелось. Но последствия очередной «победы над природой» погубили их потомков, которые тоже не сооружали город, а просто поселились в нем».

Отметим, что в истории человечестве есть и множество примеров того, как люди жил в гармонии с природой, на практике осуществляя то, к чему сегодня призывают экологи. Например, вдумчиво подходили к какому-либо воздействию на природу в Древнем Китае. Китайские мудрецы отмечали важность естественной взаимосвязи всех природных явлений и предупреждали об опасностях, которыми чреваты любые нарушения естественного порядка, установившегося в природе. И когда в 549 году до н. э. чжоуский правитель Ли-Ван намеревался провести ирригационные работы на двух реках, бурное течение которых угрожало разрушить стены царского дворца, то принц Цзинь запретил делать ему это. Он сказал: «Я слыхал, что в древности те, кто способствовал процветанию народа, не разрушали горы. Не поднимали низину. Не останавливали реки, не углубляли озера…”. В то далекое время принц Цзинь считал, что благополучие людей зависит от сохранения естественного состояния природы. Этой, казалось бы, современной мысли, две с половиной тысячи лет…

В то же время в истории человечества есть и множество примеров того, как «хотели как лучше, а получилось, как всегда». Не удержусь, чтобы не привести здесь одну из классических историй подобного рода. В середине семнадцатого века в Японии распространились слухи по поводу того, что над одним детским кимоно довлеет злой дух. Рассказывали, что все три девочки-подростка, которым его дарили или покупали, умирали, так и не надев его ни разу. Поэтому никто особо не удивлялся, когда в феврале 1657 года один японский священник решил сжечь «проклятое» кимоно. Но как только он его поджег, невесть откуда взявшийся сильный порыв ветра раздул огонь так, что остановить его уже было невозможно. Выгорело три четверти всего Эдо (Токио), было уничтожено 300 храмов, 500 дворцов, 9000 торговых лавок и 61 мост. Погибло 100 тысяч человек…

Сегодня история имеет больше знаний о прошлом, чем раньше. Количество этих знаний растет как снежный ком: с каждым годом больше и больше. Казалось бы, имея такой огромный исторический опыт, человечество сможет избавиться от любого кризиса. Но так ли оно получается на самом деле? Угроза термоядерной, химической, биологическойкатастроф, постоянное увеличение числа голодающих по всему миру, рост числа войн и межнациональных конфликтов, гловальное загрязнение атмосферы, - все это и многое другое подобно домокловому мечу над головами человечества. Мы являемся свидетелями того, что кризисные явления отдельных государств не только не прекращаются, но и еще больше умножаются, постепенно перерастая во всеобщий мировой кризис. Из разных источников информации мы черпаем знание о том, что не сегодня, так завтра наш мир может истощиться окончательно в энергоресурсах, утонуть в нарастающей волне преступного мира или погибнуть от экологического взрыва или эпидемии.

Неужели мир наш стал неуправляем? Все до одной революции «разума», начиная от грехопадения до наших дней обвенчались полным поражением. Наиболее яркий пример тому, последний этап Французской революции 1789 года, который отмечен лозунгом 1793 года: «Долой Бога! да здравствует разум!» И бурной рекой полилась кровь невинных людей по улицам Франции. Изобретенная в то время гильотина не успевала «справляться со своей работой». Благодаря узаконенному «таинству прелюбодеяния» были разрушены многие счастливые семьи. Лучшие умы Франции бежали за границу, а 7000 знатных особ в один день лишились своих дворцовых титулов. Конечно же это далеко не полный перечень последствий возрождения религии атеизма или, как ее любят называть светские умы, религии разума.

С другой стороны, весьма примечателен тот факт, что тот народ, который оставался верным Богу, всегда имел успех в своих праведных делах. Он не погиб во время потопа, не был уничтожен в Египетском рабстве, несмотря на указ фараона об уничтожении всех еврейских новорожденных мальчиков. Божий народ не погиб и вместе с мировыми державами, под властью которых он находдился, и которые сами погибли в период своего наибольшего расцвета. И более того, тот же самый Библейский Бог не двусмысленно обещает, что при скором полном всеземном кризисе Его народ не только не погибнет, но и получит вечную жизнь одновременно со всеми воскресшими праведниками всех веков.

Итак, рассмотрим мехнизм: каким же образом действует рука Божья в мировой истории, если она действует вообще? Какие следы для нас оставила сама история? Попробуем показать действие Божьего провидения на примере той части земли, где некогда родилась, процветала и погибла такая самая богатая из всех известных в истории мировая сверхдержава, как Вавилонское царство. Обратим внимание на рождение Вавилона, как участка местности. Рассмотрим, что представляло собой государство Вавилон вообще. Потом посмотрим на рождение Вавилона, как мировой державы, под действием руки Божьей, то есть на возникновение второй Вавилонской монархии, политическое могущество которой продолжалось всего несколько десятков лет и было непосредственно связано с именем известного царя Навуходоносора. Особенный акцент в наших рассуждениях мы сделаем на падении Вавилона и смене его новым мировым государством.

В наших рассуждениях мы будем использовать различные источники, говорящие правду о рождении, возвышении и крушении Вавилонской империи. Среди этих источников, Книга, писавшаяся еще до рождения Вавилона, пророчески описывающая это событие, и продолжавшая писаться во время существования Вавилона и его гибели. Эта Книга – Библия. Возьмем вл внимание подробный комментарий к событиям описываемым в Библии – книги Е.Г. Уайт «Патриархи и Пророки» и «Пророки и Цари». Также в качестве дополнительной информации используем учебник «Всеобщая история государства и права» под редакцией К.И. Батыра, и монографию харьковского исследователя А.А. Опарина «Библейские пророчества и всемирная история».

2.1. Рождение Вавилона

«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они (люди, потомки сыновей Ноя) нашли в земле Сенаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» .

Это был тот период, когда земля еще не была разделена на материки после великого потопа. Весь народ тогда жил вместе. Но вскоре надлежало образоваться трем великим народностям или расам. По имени трех сыновей Ноя Сима, Хама и Иафета образовались три народности: симты – народы Востока, афениты – народы Европы и хамиты – народы Африки.

«Некоторое время потомки Ноя продожали жить среди гор, где остановился ковчег, но вскоре отступничество привело умножившийся народ к разделению. Тех, кто желал оставить Творца и выйти из повиновения Его закону, постоянно раздражала богобоязненная жизнь их собратьев, наставления, которыми пытались обратить их; спустя некоторое время они решили отделиться от детей Божьих. И они двинулись к Сеннарской равнине, расположенной на берегах Евфрата. Их привлекали прекрасное расположение этих мест и плодородная почва, и в этой долине они решили обосноваться.

Они задумали построить здесь город и башню - столь огромную, чтобы она стала чудом мира. Все это было предпринято для того, чтобы удержать народ от рассеяния. Бог повелел людям рассеяться по всей земле, осваивать и заселять ее. Но строители Вавилонской башни намеревались создать монархическую форму правления, чтобы впоследствии подчинить себе всю землю. Таким образом, их город стал бы центром империи, его слава вызывала бы всеобщее восхищение и преклонение всего мира и принесла бы известность его основателям. Величественная башня, возвышающаяся до небес, должна была стать памятником могущества и мудрости ее строителей, увековечивая их славу во всех грядущих поколениях…

Сооружение башни преследовало единственную цель - иметь убежище на случай другого потопа. Воздвигая огромнейшей высоты башню, которой были бы не страшны воды потопа, люди желали застраховать себя от грядущей опасности. Считая для себя вполне реальным проникнуть в заоблачные сферы, они надеялись выяснить причины потопа. Это должно было еще больше возвысить гордость строивших башню и отвлечь мысли будущих поколений от Бога, обращая их к идолопоклонству.

Еще до полного завершения башни часть ее отвели под жилище для строителей, а другая часть, роскошно обставленная и украшенная, была посвящена идолам. Люди радовались своим успехам и восхваляли серебряных и золотых богов, бросая таким путем вызов Владыке неба и земли. Вдруг успешно продвигавшаяся работа была внезапно прервана. Посланные с неба ангелы получили задание разрушить планы людей. Башня достигала уже необыкновенной высоты, и строители, находившиеся вверху, не могли прямо обращаться к тем» кто работал внизу. Поэтому на всех ярусах башни стояли в различных местах люди, которые передавали по цепочке.приказы относительно необходимого материала или указания по работе. Когда таким образом рабочие сообщали друг другу различные указания, вдруг оказалось, что все говорят на разных языках. Снизу посылали то, что не нужно было, указания зачастую выполнялись наоборот. Воцарились замешательство и тревога. Работа остановилась. Не могло быть и речи о совместном труде. Будучи не в состоянии объяснить возникшее недоразумение, люди в гневе и досаде упрекали друг друга. Их общее дело окончилось раздором и кровопролитием. Небесные молнии, как свидетельницы Божьего гнева, разрушили верхнюю часть башни, и она рухнула…

Жители Вавилона хотели установить не зависимое от Бога правление. Среди них, однако, были люди, испытывавшие страх Божий, но и они оказались обмануты притворными действиями нечестивых и вовлечены в их планы. Ради этих верных Господь медлил со Своими судами и дал людям время обнаружить свои истинные стремления» .

2.2. Вавилон – мировая держава

Через несколько столетий «…между Тигром и Евфратом сложились десятки небольших городов-государств (номов). Они долго еще сохраняют черты первобытной демократии. Во главе такого государства стоял правитель, носивший в разных общинах разные титулы: верховный жрец (эн), жрец-строитель (энси), большой человек (лугаль, царь). Власть правителя сначала не была наследственной, так как он был избранником народа. Опираясь на свою дружину и поддержку родоплеменной знати, лугаль со временем сосредотачивает в своих руках все большую власть и она становится наследственной. Часть общинной земли оказывается в руках правителя.

Уже в глубокой древности существовал союз месопотамских «номов» с центром в Ниппуре (около середины III тысячелетия до н. э.). В это время наблюдается борьба отдельных номовых центров за гегемонию над всем Двуречьем. Такими претендентами были Ур, Урук, Лагаш, Ульма.

Несколько столетий характеризуются поочередным преобладанием крупных государств - семитского Аккада (на севере) и шумерского Ура. В условиях непрерывных войн победители обогащались, а побежденные города подвергались беспощадному ограблению. Переменчивое военное счастье выдвигало то одного, то другого победителя.

Первым, кому удалось создать первую «великую державу», охватывающую всю Месопотамию, был Сарагон Древний, человек незнатный, но сумевший выдвинуться на военной службе. С начало он захватил городок Аккад, а затем ему повиновалась вся Южная Месопотамия. Номовая структура сохранилась, но теперь правители номов стали не более как чиновники, назначаемые царем. Сарагон ввел по всей Месопотамии единую систему мер и весов. Однако сопротивление старых номов было еще сильным. Сказывалось и противостояние шумеров, находящихся на более высоком культурном уровне. Неслучайно государственным языком оставался шумерский язык.

Государство вновь пришлось собирать. И эта доля выпала на III династию Ура шумерского происхождения. Она считала своим предком Гильгамеша, легендарного правителя города Урука (около XXVI в. до н. э.).

Политический хаос, возникший после падения династии Ура, продолжался около двух веков. Непрерывные войны между мелкими царствами, яростная вражда кланов привели к покорению всей Месопотамии воинственными племенами амореев. Эти пришельцы быстро усвоили местный язык и культуру.

Одна из аморейских династий утвердилась в Вавилоне - бывшей деревне, впоследствии выросшей в скромный провинциальный городок. В результате целеустремленной и гибкой политики этой династии Вавилон в конце царствования царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) превратился в столицу огромного царства, подчинившего себе территорию от Персидского залива на юге до Ниневии на севере.

Главным источником сведений о государстве и праве Вавилона явились сотни тысяч надписей на глиняных табличках, камне и металле, выполненных клинописью. Ключ к прочтению клинописных текстов удалось найти лишь в 1802 г. немецкому учителю Георгу Фридриху Гротенфенду. Это удивительное открытие позволило прочесть многие тексты законов и указов царей. По обычаю того времени основной сборник законов был высечен на базальтовом столбе и выставлен на главной площади для всеобщего обозрения и изучения. Он получил название кодекса царя Хаммурапи» .

В отличии от великих городов Древнего мира Вавилон кроме крупнейшего политического центра представлял собой на протяжении всей своей истории мировой духовный центр. И если политическое господство… Вавилон часто и на долгие сроки утрачивал, то господство религиозное он сохранял всегда. Этот город являлся столицей мирового жречества, куда съезжались жрецы Египта, Сирии, Элама, Ассирии, Тира, Персии, Сидона, Аравии, Мидии, Эфиопии, Ливии, Малой Азии и т. д., где они обучались жреческой науке, докладывали главному Жрецу тайны своих стран, получали от него приказы.

В центре Вавилона высился огромный храмовый комплекс Эсагила, местопребывание главного жреца и тайный центр всей тогдашней политики Древнего мира. Центральным сооружением Эсагилы была огромная храмовая башн Этеменанка, заложенная на месте знаменитой вавилонской башни и бросавшая вызов всем и вся, говоря о вечности Вавилона. Кроме Эсагилы в городе располагалось бесчисленное количество храмов, посвященных богам всего тогдашнего мира. Однако, особо почитываемыми богами Вавилона были Мардук, Иштар, Энлиль, Ан, Уту, Нанна, Таммуз. С именем последнего связана следующая история. У основателя Вавилона Нимрода была жена Семирамус, которая вела крайне разгульный образ жизни, усилившийся, особенно, после смерти Нимрода. Одним из ее незаконных детей был Таммуз. Его рождение царица объявила от бога и поэтому, когда молодой Таммуз случайно погиб, Семирамус возвела его в ранг богов и приказала праздновать его день 25 декабря. И именно поэтому и сегодняшнее рождество приходится на этот день Ибо день появления на свет Спасителя мира неизвестен, но чтобы удовлетворить многочисленную часть общества, император Константин, принимая христианство, приказал праздновать рождество в день, в который ранее праздновали праздник Таммуза-Митры, т е день солнца. В Вавилоне были также составлены первые книги по астрологии, гаданиям, разработаны приемы вызывания духов, т.е. заложены основы спиритизма. Учение древнего Вавилона быстро распространялись в разных странах, наполняя их народы сатанинской философией И сегодня вновь обрели огромную популярность гороскопы, астрологические прогнозы, колдуны, предсказатели, хилеры. Тезисы вавилонских жрецов о том, что для счастливой жизни как на земле, так и после смерти достаточно жертвовать большие деньги, сегодня тоже имеют больше распространение, не говоря уже о пышных церковных обрядах, весь принцип которых взят из Вавилона, вместо скромного Богослужения, которое проводил Христос и главный смысл которого сводился к проповеди» .

Но здесь очнь интерсно интерсно заметить, что несмотря на все наши старательныф еописания красоты Вавилона он не был мировой державой до того времени, пока Бог через свой ибранный народ не начал участвовать в политической жизни Вваилона. И это время началось в 605 г. до н.э., т.е. когда у власти встал царь Навуходоносор. Именно об этом периоде времени, растолковывая сон царя Навуходоносора II об истукане, у которого «голова была из чистого золота, грудь и руки – из серебра, чрево и бедра медные, голени железные, ноги частью железные, частью глинянные» , пророк говрит в лицо царю: «Ты царь, царь царей, которому Бог Небесный даровал царство, власть и силу и славу; И всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей зесныхи приц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими, ты – эта золотая голова! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего…» В другом пророчестве Вавилон сравнивается со львом с орлиными крыльями . Почему же именно в этот а не другой промежуток времени Вавилон имел мировое влияние? Почему другие державы становились мировыми, только когда Божий народ оказывал особое влияние на развитие этих государств (Примеры тому, Египет, Мидо-Персия, Греция, Рим, Разделнная Европа и Америка)? Почему все мировые державы падали, а народ Божий оставался избранным народом Божьим? Если мы внимательно, поподробнее рассмотрим описание падения Вавилона, о котором даже в наше демократическое время историки пытаются умалчивать, то думаю сами сможем дать ясные ответы на поставленные вопросы.

2.3. Падение Вавилона

Даже в наше время, имея за плечами огромный исторический опыт крушения крупнейших мировых цивилизаций, мы нередко смотрим на сегодняшние мировые державы с мыслями о том, что уж такое крепкое государство, как например, Соединенные Штаты Америки или Федеративная Республика Германия или ряд других «сверхдержав» никогда не могут придти к полнейшему кризису. Но, было бы глупо сомневаться в том, что именно так думали о Вавилоне и царь Навуходоносор, и его внук Валтасар, занявший престол самой мощной тогда державы в 539 г. до н.э.

«С юности допущенный к совместному управлению страной Валтасар гордился своей властью и восстал против Бога» . И это несмотря на то, что «он знал об изгнании своего деда из общества людей, которое произошло по Божьему повелению, и ему было известно о раскаянии Навуходоносора и его чудесном возвращении. Но любовь к удовольствиям и самопрославлению изгладила из сознания Валтасара уроки, которые он обязан был помнить всегда.

Незадолго до начала всех несчастий. Вавилон был осажден Киром, племянником Дария Мидийского и главно командующим союзных войск Мидии и Персии. Но находясь в неприступной, казалось, крепости, имеющей массивные стены и бронзовые ворота, защищенной рекой Ефрат и обладавшей большим запасом продовольствия, сластолюбивый монарх чувствовал себя в безопасности и проводил время в веселых пиршествах.

Гордый и надменный, беспечно не чувствуя опасности, «Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и пред глазами тысячи пил вино» … На том царском пиру среди гостей присутствовали и очаровательные женщины, и умнейшие высокообразованные мужи. Князья и сановники пили вино словно воду и веселились, одурманенные им…

В разгар пира он «приказал принесть золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор... вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его» . Царь хотел показать, что для него нет ничего настолько святого, чтобы он не мог этим воспользоваться по Своей прихоти. «Тогда принесли золотые сосуды... и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его,- пили вино и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных» .

Как мало думал Валтасар о том, что среди гостей присутствовал небесный Свидетель; что невидимый Божественный Страж наблюдал за этой сценой осквернения, слышал шум кощунственного веселья, видел идолопоклонство. Но вскоре незваный Гость обнаружил Себя... В самый разгар пира вдруг появилась рука и стала писать на стене дворца буквы, сверкающие подобно огню,-слова, непонятные для собравшихся, но являющиеся предзнаменованием участи, ожидающей мучимого совестью царя и его гостей.

Мгновенно в зале водворилась тишина, и все, скованные ужасом, следили за рукой, пишущей таинственные знаки. Перед глазами людей проходила вся их греховная жизнь; им казалось, что они стоят на суде вечного Бога, могуществом Которого они только что пренебрегли Там, где лишь несколько мгновений назад царило беззаботное веселье и сыпались богохульные шутки, теперь виднелись мертвенно бледные лица и раздавались крики испуга...

Сильнее всех был напуган Валтасар. Он больше, чем кто-либо другой, отвечал за восстание против Бога, которое в ту ночь достигло своего апогея в Вавилонском царстве. В присутствии невидимого Стража, представителя Того, Чьей власти бросили вызов и Чье имя опозорили, царь был парализован страхом. Его совесть пробудилась. «Связи чресл его ослабели, и колена его стали биться одно о другое» . Валтасар дерзко восстал против небесного Бога и, полагаясь на свое могущество, не думал, что кто-либо осмелится спросить его: «Почему ты делаешь это?» Но теперь он осознал, что ему предстоит держать ответ за все совершенное им, за упущенные возможности, за свое вызывающее и не имеющее оправдания поведение.

Напрасно царь пытался прочесть горящие как огонь слова. По всему залу раздавались его дикие вопли, призывающие астрологов, халдеев и гадателей: «Кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его,-обещал он,-тот будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве» » . Но это был не сеанс оккультизма, как полагали по-началу мудрецы царя. Иначе бы они могли с легкостью объяснить это явление. «Все мудрецы царя... не могли прочитать написанного и объяснить царю значение его» . Они также были неспособны прочитать эти таинственные слова, как и в прошлом мудрецы не смогли объяснить сны Навуходоносора.

«Наконец царица-мать вспомнила о Данииле, который более пятидесяти лет назад рассказал Навуходоносору сон о большом истукане и истолковал его» . Она вошла в банкетный зал и упросила царя позвать Даниила. И через некоторое время перед всем собранием предстал почтенный старец с длинной бородой. Волосы его были белы, лицо в морщинах. но ум был ясен, как и раньше, и вера в Бога не померкла. Валтасар пообещал Даниилу ту же награду, что и мудрецам, если он скажет значение надписи на стене.

«Равнодушный к обещаниям царя, облеченный величавым спокойствием слуги Всевышнего, Даниил предстал перед охваченной ужасом толпой не для льстивых речей, но чтобы истолковать весть о гибели» . «Дары твои пусть останутся у тебя,- сказал он,-и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему» .

Наступило молчание; собравшиеся, напрягая слух, ожидали услышать важное откровение. Обращаясь к испуганному правителю пророк произнес: «Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу… Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей, … доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет. И ты,... Валтасар не смирил сердца твоего, хотя и знал все это; но вознесся против Господа небес, и сосуды Дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил. За это и послана от Него кисть руки и начертано это писание» .

Повернувшись к стене, на которой была написана небесная весть, пророк прочел: «МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН». Руки, начертавшей буквы, уже не было видно, но эти четыре слова продолжали гореть с ужасающей отчетливостью, и теперь все люди, затаив дыхание, слушали состарившегося пророка.

«Вот - и значение слов: МЕНЕ - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ТЕКЕЛ - ты взвешен на весах и найден очень легким; ПЕРЕС - разделено царство твое и дано Мидянам и Персам» .

Более чем за сто лет до этого события Господь предсказал, что «отрадная ночь», в которую царь и советники будут соперничать друг с другом в богохульстве, внезапно превратится в ночь страха и гибели. И теперь быстро разворачивающиеся события следовали одно за другим точно так, как было предсказано в пророчествах за много лет до появления на свет главных действующих лиц этой драмы .

Царь еще находился во дворце, окруженный теми, чья участь уже была решена, когда гонец сообщил ему, что «город его взят» врагами, которых он не опасался, что «броды захвачены... и воины поражены страхом» . Пока царь и его приближенные пили вино из священных сосудов Иеговы и превозносили своих богов, мидяне и персы, отведя воды реки Евфрат из русла, пробирались к сердцу неохраняемого города. Теперь войска Кира находились у стен дворца; город был наполнен воинами противника «как саранчою» , их торжест вующие крики заглушали отчаянные вопли изумленных участников пира.

«В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит» , и на престол мировой истории взошел монарх Дарий Мидянин «будучи шестидесяти двух лет» . Как и было предсказано в пророчестве, царство Мидо-Персов беднее Вавилонского, но обширней по территории, и представлено в виде серебрянной груди истукана их сна Навуходоносора или в виде медведя с тремя клыками. Это царство только становится на путь своего мирового господства Но Бог уже предсказал на будущее и его падение, и смену его медной Грецией, а ту, в свою очередь, железным Римом и разделенной Европой, которая ныне осуществляет свое мировое правление. А на месте Древнего величественного Вавилона, как и было предсказано библейскими пророками, до сих пор царит запустение.

Так «Вавилон, краса царства, гордость Халдеев», был «ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра. Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем. Не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены - в увеселительных домах». «И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф» .

«Взяв Вавилон, Кир не стал разрушать его, и все подумали, что Вавилон, центр мира, будет жить вечно. Однако, несмотря на выгодное географическое расположение, и более, чем 1500-летнюю историю, город, менее, чем за 350 лет, совершенно вымер. При Александре Македонском и ряде других правителей, предпринимались деятельные и усиленные попытки восстановить его. Однако, все они, по разным причинам, не удавались. Более того, к началу нашей эры, местные жители не могли уназать точно место, где находился город, ибо его захватила пустыня. Древняя же часть города, основанная еще Хаммурапи (1792-1750), оказалась полностью погребена под болотами и разлившимися реками. Даже жители этих мест, несмотря на давность лет, обходят за многие километры эту пустыню с остатками холмов, считая, что в них живут духи его старых обитателей» .

3. Заключение

Проведя тщательные исследования можем сделать некоторые выводы. Во-первых, Вавилон появился на том месте, где строилась в свое время Вавилонская башня. Из описания событий связанных со строительством, мы можем сделать вывод, что это строительство было допущено Богом, для того, чтоб ускорить рассеяние людей по земле, которые вместо того, чтоб выполнить добрую волю Бога решили сделать себе имя. Именно поэтому Господь вынужден был перемешать языки людей. Этим и обусловлено название башни «Вавилон», что значит «смешение». С этого времени Вавилонская башня стала памятником отступничества от Бога. Во-вторых, Господь допустил создание на этом месте величественного государства, достигшего своего превосходства во времена царя Навохудоносора II. И этто произошло только в тот момент, когда Бог начал свое управление государством через Божий народ, оказавшийся там в плену, но заслуживший особое расположение со стороны царя. Как известно из истории, Даниил был поставлен Навохудоносором главным управляющим во дворце. Так же мы увидели, что Вавилон в один день пал, когда чаша беззакония была переполнена царем Валтасаром и его народом. И очень важно заметить, что не смотря на все эти взлеты и падения мировой державы у Бога всегда оставался и есть Его народ, который не был и никогда не будет уничтожен ни славой, ни мечем. Этот народ есть у Бога и сегодня. И именно, благодаря ему мир еще не окончательно утонул во зле и пока не навлек на себя последних судов Божьих. Но как было в Древнем Вавилоне, когда каждый житель его мог сделать свой однозначный выбор: встать на сторону благочестивых мужей Божьих и остаться в живых или испытать минутное пьяное удовольствие и погибнуть с нечестивыми, так будет и в последнее время непосредственно перед вторым Пришествием Христа.


Выбор редакции
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...

В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...
Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...
Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...