«Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (1). О любви и сострадании в повести «Шинель Шинель н в гоголь равнодушие


Н. В. Гоголь считается самым мистическим писателем в русской литературе. Его жизнь и творчество полно тайн и загадок. Повесть Гоголя “Шинель” изучают на уроках литературы в 8 классе. Полноценный анализ произведения требует знакомства с творчеством и некоторыми биографическими сведениями автора.

Краткий анализ

Год написания – 1841.

История создания – повесть создана на основе анекдота с аналогичным сюжетом.

Тема – тема “маленького человека”, протест против общественных порядков, которые ограничивают личность.

Композиция – повествование построено по принципу “бытия”. Экспозиция – краткая история жизни Башмачкина, завязка – решение о необходимости поменять шинель, кульминация – кража шинели и столкновение с безразличием властей, развязка – болезнь и смерть главного героя, эпилог – известия о призраке, ворующем шинели.

Жанр – повесть. Немного перекликается с жанром “жития” святых. Многие исследователи находят сходство сюжета с житием преподобного Акакия Синайского. На это указывают многочисленные унижения и скитания героя, его терпение и отказ от мирских радостей, смерть.

Направление – критический реализм.

История создания

В “Шинели” анализ произведения невозможен без предыстории, которая подтолкнула автора к созданию произведения. Некто П. В. Анненков в своих воспоминаниях отмечает случай, когда в присутствии Николая Васильевича Гоголя был рассказан “канцелярский анекдот” про мелкого чиновника, потерявшего своё ружьё, на покупку которого он долго копил средства. Все нашли анекдот очень смешным, а писатель помрачнел и глубоко задумался, это было в 1834 году. Спустя пять лет сюжет всплывёт в гоголевской “Шинели”, художественно переосмысленный и творчески переработанный. Такая предыстория создания кажется очень правдоподобной.

Важно отметить, что написание повести давалось писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 году, благодаря давлению М. В. Погодина, известного издателя, историка и учёного.

В 1843 году повесть была опубликована. Она относится к циклу “Петербуржских повестей”, становится заключительной и самой идейно насыщенной. Имя главного героя автор менял на протяжении работы над произведением Тишкевич – Башмакевич – Башмачкин).

Название же самой повести претерпело несколько изменений (“Повесть о чиновнике, крадущем шинели”) прежде чем до нас дошёл окончательный и самый точный вариант – “Шинель”. Критика приняла произведение спокойно, при жизни автора оно не было особо отмечено. Только через столетие стало понятно, что “Шинель” оказала огромное влияние на русскую литературу, на историческое понимание эпохи и формирование литературных направлений. Гоголевский “маленький человек” отразился в творчестве многих писателей и поэтов, создал целую волну подобных, не менее гениальных, произведений.

Тема

Произведение построено таким образом, что мы прослеживаем всю жизнь главного героя, начиная от момента рождения (где упоминается история о том, почему его назвали Акакием) и до самой трагической точки – смерти титулярного советника.

Сюжет построен на раскрытии образа Акакия Акакиевича, его столкновением с общественными порядками, властью и безразличием людей. Проблемы ничтожного существа не волнуют сильных мира сего, его жизнь, и даже смерть никто не замечает. Только после гибели справедливость восторжествует в фантастической части повествования – о ночном призраке, отбирающем шинели у прохожих.

Проблематика “Шинели” охватывает все грехи сытого бездушного мира, заставляет читателя оглянуться вокруг и заметить тех, кто так же “мал и беззащитен”, как главный герой. Основная мысль повести – протест против бездуховности общества, против порядков, которые унижают человека морально, материально и физически. Смысл фразы Башмачкина “Оставьте…, зачем вы меня обижаете?

” – содержит и нравственный и духовный и библейский контекст. То, чему учит нас произведение: как нельзя относиться к ближнему своему. Идея у Гоголя в том, чтобы показать бессилие маленькой личности перед огромным миром людей, которые безразличны к чужому горю.

Композиция

Композиция построена по принципу жития или “хождений” святых и мучеников. Вся жизнь главного героя, от рождения до самой смерти, является тем самым мучительным подвигом, сражением за правду и испытанием на терпение и самопожертвование.

Вся жизнь героя “Шинели” – пустое существование, конфликт с общественными порядками – единственный поступок, который он попытался совершить за свою жизнь. В экспозиции повести мы узнаём краткие сведения о рождении Акакия Башмачкина, о том, почему его так назвали, о работе и внутреннем мире персонажа. Суть завязки в том, чтобы показать необходимость приобретения новой вещи (если смотреть глубже – новой жизни, разительных смелых перемен).

Кульминация – нападение на главного героя и его столкновение с безразличием властей. Развязка – последняя встреча с “значительным лицом” и смерть персонажа. Эпилог представляет собой фантастическую (в любимом гоголевском стиле – сатирическую и ужасающую) историю о призраке, который отбирает шинели у прохожих и в конце концов добирается до своего обидчика. Автор подчёркивает бессилие человека изменить мир и добиться справедливости. Только в “другой” реальности главный герой силён, наделён властью, его боятся, он говорит смело в глаза обидчику то, что не успел сказать при жизни.

Главные герои

Жанр

Рассказ о титулярном советнике построен по принципу жития святых. Жанр определён как повесть, благодаря масштабности содержательного плана произведения. Повествование о титулярном советнике, влюблённом в свою профессию, стало своеобразной притчей, обрело философский подтекст. Едва ли произведение можно считать реалистическим, учитывая концовку. Она превращает произведение в фантасмагорию, где пересекаются причудливые нереальные события, видения, странные образы.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 2112.

Сочинение

Творчество Н. В. Гоголя оказало большое влияние на русскую литературу. Демократизм и гуманизм его произведений, обращение к повседневным явлениям жизни, создание ярких типичных характеров, соединение лирических и сатирических мотивов сделало его наследие по-настоящему бесценным. Так, огромным социальным и гуманистическим содержанием наполнена его повесть «Шинель», где он развивает давно волновавшую его тему беззащитности человека в окружающем несправедливом и жестоком мире. Основной мыслью произведения становится мысль о «маленьком» человеке, искалеченном и обворованном государством.

История Акакия Акакиевича Башмачкина, «вечного титулярного советника», - это история жизни и гибели человека под властью социальных обстоятельств. Бюрократическая система доводит героя до полного отупения, ограничивая весь смысл его существования переписыванием нелепых казенных бумаг. Не удивительно, что Башмачкин, поставленный в такие условия, переживает своего рода «озарение» в истории с шинелью, которая стала его «идеальной целью», наполнила смыслом его существование. Голодая, чтобы скопить деньги на пошив шинели, он «зато питался духовно, неся в мыслях своих вечную идею». Шинель была светом его жизни. Каким же ударом стало для героя то, что его лишили этой ценности, этого света. «Нестерпимо обрушивается несчастье» на голову бедного человека. Злая, равнодушная стихия надвигается на Башмачкина: пустынные улицы становятся глуше, фонари на них мелькают реже. Акакий Акакиевич терпит бедствие из-за разгула стихии и хочет найти защиту у Государства. Не желая мириться с необходимостью делать шаг назад и возвращаться к бессмысленному существованию, он решает бороться. Башмачкин идет к «частному лицу», а потом и прямо к генералу- «значительному лицу». Однако в своем старом «капоте» он вызывает недовольство и подозрение генерала: уж очень не соответствует внешность потерпевшего заявлению о богатой шинели. Своим «распеканьем» он поставил героя на место, чего тот вынести не мог. Таким образом, в лице служителей закона герой сталкивается с полным равнодушием к своей судьбе. Его просьба о защите лишь распалила горделивую спесь генерала: «Знаете ли вы, кому это говорите? понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это, понимаете ли это? я вас спрашиваю». После подобного отношения Башмачкину сделалось плохо. Равнодушие «значительного лица» слилось со злым холодом природы, и домой он вернулся совсем обессиленный и больной.

Страшное душевное потрясение от человеческой несправедливости и жестокости приводит к тому, что герой заболевает и умирает: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное». Но в предсмертном бреду он переживает еще одно «озарение», произносит никогда не слыханные от него ранее «самые страшные слова».

Со смертью героя сюжет повести не обрывается. Теперь начинается возмездие, бушуют вышедшие на поверхность жизни стихии. Умерший Башмачкин превращается в мстителя и срывает шинель с самого генерала. Автор прибегает здесь к фантастике для того, чтобы глубже раскрыть протестующее, бунтарское начало, таившееся в робком и запуганном человеке, представителе «низшего класса» общества.

Повесть Гоголя наполнена символическими образами, помогающими наиболее ярко раскрыть основную идею произведения - черствость, равнодушие, бездеятельность властей по отношению к простому человеку. Так, символичен образ генерала, изображенного на табакерке Петровича, «генерала, какого именно, неизвестно, потому что место, где находилось лицо, было проткнуто пальцем и потом заклеено четвероугольным лоскуточком бумажки». Это символ власти, потерявшей лицо, утратившей «образ Божий». Характерным является и образ будочника, который видел собственными глазами, «как показалось из-за одного дома привидение... он не посмел остановить его, а так шел за ним...» Этот образ - образ блюстителя власти на самом низшем, но и самом беспокойном ее уровне, пассивно бредущего за разбушевавшейся стихией - также глубоко символичен.

Основную мысль этой повести Гоголь позже развивает в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Это помогает нам глубже понять замысел произведения: «...у редкого из нас доставало столько любви к добру, чтобы он решился пожертвовать из-за него и честолюбием, и самолюбием, и всеми мелочами легко раздражающегося своего эгоизма и положил самому себе в непременный закон - служить земле своей, а не себе, помнить ежеминутно, что взял он место для счастия других, а не для своего». Таким образом, этот вывод, заключенный в подтексте «Шинели», касается не только маленького человека, мелкого чиновника, не только «значительного лица», но и всего Российского Государства во главе с самим Государем.

Другие сочинения по этому произведению

Маленький человек" в повести Н. В. Гоголя "Шинель Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель» Значение образа шинели в одноименной повести Н. В. Гоголя Идейно-художественный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель» Образ «Маленького человека» в повести Гоголя «Шинель» Образ "маленького человека" (по повести \"Шинель") Образ “Маленького человека” в повести Н. В. Гоголя "Шинель" Образ Башмачкина (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») Повесть "Шинель" Проблема "маленького человека" в творчестве Н. В. Гоголя Ревностное отношение Акакия Акакиевича к «выписываемым завитушкам» Рецензия на повесть Н. В. Гоголя «Шинель» Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Роль образа «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя "Шинель\" Тема \"маленького человека" в повести \"Шинель" Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя Трагедия "маленького человека" в повести \"Шинель" Характеристика образа Акакия Акакиевича (Н.В.Гоголь «Шинель») Тема «Маленького человека» в повести Н.В Гоголя «Шинель» Характеристика образа Башмачкина Акакия Акакиевича Трагедия маленького человека в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя Тема «маленького человека» в произведениях Н. В. Гоголя («Шинель», «Повесть о капитане Копейкине»)

Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н.В. Гоголя «Шинель»)

К теме «маленького человека» обращались многие писатели и художники. Первым писателем, который затронул в своих работах эту тему, считается А.С. Пушкин. Именно его «Повести Белкина» являются началом развития «маленького человека» и представителем нового, реалистического подхода к изображению «простого» героя.

Произведение Н.В. Гоголя «Шинель» связано с повестью Пушкина, которая была написана десятилетием раньше. Гоголь в своей повести показал воочию, проведя своего героя через мытарства и бюрократическую волокиту. Он будто столкнул маленького человека Акакия Акакиевича Башмачкина с государственной машиной и показал, насколько она враждебна его интересам.

Для Гоголя «маленький человек» – это человек в маленьком социальном плане, потому что он не богат, не имеет голоса в обществе, ничем не выделяется: «Что касается до чина (ибо у нас, прежде всего, нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник…». Гоголевский персонаж всего лишь мелкий чиновник с мизерной зарплатой. «Маленьким» он является еще потому, что его внутренний мир довольно ограничен. Акакий – очень старательный и исполнительный работник, но при этом он даже не задумывается о том, что он делает. Кроме того, герой настолько разуверился в себе, что даже не пытается что-то изменить, совершенствоваться.

Единственным смыслом Акакия Акакиевича является сбор денег для покупки шинели. Он становится счастливее даже от одной мысли об исполнении этой мечты: «С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним». Поэтому, неудивительно, что кража чудесной шинели, которую он приобрел с таким трудом, стала для Башмачкина трагедией всей его жизни. Окружающие его люди только посмеялись над его утратой. Никто даже не пытался понять этого человека, что уже говорить о помощи. Но самое страшное и ужасное было в данной истории то, что даже никто не заметил его смерти, и никто уже не вспоминал о нем после.

Также запоминается эпизод воскресения главного героя в эпилоге повести. Теперь он блуждает улицами Петербурга и срывает с прохожих шинели и шубы. Такова его месть. Успокаивается персонаж только тогда, когда ему удается сорвать шинель со «значительного лица», который сильно повлиял на его жизнь: «А! так вот ты, наконец! наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно! не похлопотал о моей, да еще и распек, — отдавай же теперь свою!». Только после этого Акакий Акакиевич вырастает в собственных глазах.

Автор уверен, что в жизни даже самого ничтожного человека есть минуты, когда он может стать сильной личностью, которая может постоять за себя. Своим произведением он призывает нас относиться к таким людям с пониманием и сочувствием. Поэтому, можно сказать точно то, что писатель выражает боль за человека, но никак не смеется над ним.

Все мистические произведения Николая Гоголя имеют огромнейшее значение для русской литературы. В своих сюжетах автор обращается к различным явлениям жизни, которые помогают ему создавать типичные характеры того времени. В них соединяются лирические и сатирические мотивы, делая их бесценными. К таким выдающимся произведениям писателя относится сюжет «Шинели», где автор показывает жалкого и беззащитного человека, который старается выжить в жестком мире, где совсем нет справедливости и правды.

Основной мыслью и идеей является идея о том, что государство искалечено, рождает «маленьких» людей, которые зачастую так и не находят все-таки себя в этом мире. Они вынуждены влачить свое существование.
В повести подробно рассказывается вся обыкновенная и удивительные история жизни и мистической гибели Акакия Башмачкина, которого автор делает основным и, пожалуй, единственным, персонажем небольшой повести. Всю свою жизнь гоголевский Акакий Акакиевич проработал обычным советником самого низшего ранга. То общество, в котором живет гоголевский персонаж, погрязло в бюрократии.

Именно такая бюрократическая система доводить героя до отупения, не желая радоваться жизни. Весь смысл его жизненного существования заключается в переписывании и копировании каких-то совершенно нелепых и совсем ненужных документов и бумаг. Башмачкин, который находится в таком обществе, сам становится его частью, и только новая шинель еще может родить в его голове какие-то чувства и желания.

Только шинель становится его смыслом. Герой голодает, чтобы собрать деньги на новое приобретение. Главным для него становится пошив новой шинели. Шинель - это основной и важный смысл всей жизни гоголевского героя. И настоящим ударом для него становится, что неожиданно он вдруг ее лишается. Стихия равнодушия и зла обрушилась на Башмачкина. Он видит, как зло и недобро горят фонари на улице, какими пустынными становятся улицы.

Гоголевский Акакий Акакиевич совсем не может найти защиты для себя, государство отвергает его, как и общество. Но смириться с кражей шинели означало для героя вернуться назад в прошлое, где существование его не имело никакого смысла. Поэтому гоголевский герой решает бороться, отстаивая свою жизненную цель.

Сначала Башмачкин отправляется к некому частному лицу, который якобы мог бы ему помочь, но тот отказывает. Акакий Акакиевич не сдается и отправляется к генералу, который представлен в повести, как лицо значительное. Но его внешний вид уже не вызывает у генерала положительных чувств. Он недоволен таким посетителем, а когда он узнает, о каком деле пришел просить Акакий Акакиевич, то он сначала удивлен тому, что у такого бедного титулярного советника может быть богатая и новая шинель. Поэтому у него даже возникают подозрения о том, откуда у Башмачкина может взяться такая шинель.

И это «значительное» лицо решает выругать Башмачкина, что ведет себя так решительно и так смело, вызывающее. Он так сильно «распекал» Акакия Акакиевича, что тот не смог этого вынести. А важное лицо не думал, чтобы как-то помочь или защитить бедного чиновника, который потерял не только единственную радость в жизни, но потерял жизненную цель.

После посещения «значительного» и важного лица гоголевскому Акакию Акакиевичу вскоре стало очень плохо. Он вернулся домой униженным, слег в постель и заболел. Башмачкин через несколько дней умирает. Но такая неожиданная смерть действующего лица не ставит в этом гоголевском сюжете точку, так как теперь начинается новый этап - возмездие. Умерший герой превращается в призрак, который начинает мстить. Он срывает на мосту шинель с самого генерала.

В сюжете автор использовал большое число символов. Например, табакерка Петровича, который шил новую и желанную шинель для робкого и застенчивого Акакия. На ней изображен генерал, но только лицо его было стерто. И это символично, так власть уже давно потеряла свое лицо и ничем не помогла бедному чиновнику, а лишь только довела его до смерти. Не совсем-то случайно автор обязательно вводит в свое необычное произведение и образ булочника, так как он видит собственными глазами привидение и даже некоторое время идет за ним. И он тоже символ власти, который следит на таком низшем уровне за порядком.

Но все-таки основная и важная гоголевская мысль заключена в том, что этот мелкий чиновник, маленький и вроде бы ничтожный человек всю свою короткую жизнь потратил на то, чтобы служить другим людям. Никого при своей земной жизни не обидел Акакий, но всегда выдерживал мирно и робко все насмешки над собой. Он не был счастлив, но испытал минуты высшего наслаждения, когда появились мысли о желанной шинели, и это его блаженство от каждой примерке становилось все сильнее. Он изменился, стал немного другим, зажил, но только не бывает долгим счастье. Это узнал и главное действующее лицо.


Что такое равнодушие? Попробую над этим поразмышлять. Равнодушие - это одно из самых низких и подлых чувств, характеризующиеся полным отсутствием сострадания и понимания к другим людям. Мне кажется, что равнодушие можно отнести к основным признакам отсутствия гуманизма.

В подтверждение приведу пример из повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель». Над главным героем произведения, Акакием Акакиевичем Башмачкиным, который работает титулярным советником, постоянно издеваются его коллеги, ради смеха.

Бедный, робкий и причудливый Акакий Акакиевич все это терпит и может дать отпор лишь в том случае, если ему мешают работать. Чиновники не задумываются о том, какую боль, страдание и оскорбление они причиняют человеку, тем самым проявляется их равнодушие и бессердечность.

Пример равнодушия можно найти и в современном обществе. Все чаще в новостях, Интернете и социальных сетях появляются видео-ролики, на которых прохожие просто проходят мимо человека, которому стало плохо на улице, стараясь не обращать на него никакого внимания. Вся эта ситуация невероятно ужасна!!! Ведь человек может умереть, так как люди не предпринимают никаких мер для оказания помощи. И страшно то, что многие не осознают всей ответственности в такие сложные минуты. Увы, с течением времени безразличие все больше проникает в сердца людей.

Итак, можно сказать, что равнодушие – один их самых главных пороков человечества. Хочется верить, что в будущем люди станут добрее и отзывчивее друг к другу.

Обновлено: 2018-10-13

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Выбор редакции
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...

В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...
Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...
Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...