Что такое характеристика героя в литературе. Описание внешности литературного героя



Характер – это совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.

Характер героя выражается не только в прямой авторской характеристике, он проявляется в высказываниях героя, в его поведении, в отношении к окружающим, в образе жизни, в обстановке, которая его окружает, в событиях, какие с ним происходят, в его манерах, внешности, речи и т. д.

Дать характеристику героя в сочинении – это значит рассмотреть поступки и поведение героя в различных обстоятельствах, показать его внутренний мир.

Примерный план характеристики героя

I. Вступление. Место героя в произведении.

II. Главная часть. Характеристика героя.

1. Возраст героя, его социальное и материальное положение.

2. Внешний облик.

3. Занятия героя, его интересы, склонности, привычки.

4. Поведение и поступки героя.

5. Как герой относится к окружающим.

6. Как относятся окружающие к герою.

7. В чем особенности его внутренних переживаний.

10. Какие черты личности героя выявляются в произведении.

III. Заключение. Ваше отношение к герою.

Обновлено: 2012-02-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Как написать характеристику героев

Групповая характеристика героев.

1. Вступление (место героев в произведении).

2. Основная часть. Характеристика героев как определенного социального типа.

2.1. Внешний облик.

2.2.Социальное и материальное положение героев;

2.3. Мировоззрение, круг умственных интересов героев:

Профессия, занятия;

Цель в жизни;

Уровень развития.

2.4. Мир чувств героев:

Внутренние переживания, чувства, эмоции героев.

С помощью портрета;

В речевой характеристике героев;

Через поступки героев;

С помощью предыстории и биографии героев;

3. Заключение. Зачем созданы данные образы, какие вопросы, проблемы они помогают решать в произведении.

Индивидуальная характеристика героя.

1. Вступление (место героя в произведении).

2. Основная часть. Характеристика героя как определенного социального типа.

2.1. Внешний облик.

2.2.Социальное и материальное положение героя;

2.3. Мировоззрение, круг умственных интересов героя:

Профессия, занятия героя;

Цель в жизни;

Уровень развития героя.

2.4. Мир чувств героя:

Отношения с окружающими людьми;

Внутренние переживания, чувства, эмоции героя.

2.5. Какие черты личности выявляются в произведении:

С помощью портрета;

В речевой характеристике героя;

Через поступки героя / героев;

С помощью предыстории и биографии героя;

Через окружающую обстановку;

Через характеристику других действующих лиц;

3. Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении.

Сопоставительная характеристика героев.

1. Какие герои сопоставляются, почему сравниваются именно они.

2. Что общего между героями:

3. Что отличает двух героев.

Сравнительная характеристика героев.

1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они.

2. Что общего между героями:

В умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);

В эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);

В социальном (материальном, профессиональном) плане;

В отношении с окружающими людьми.

3. Что отличает двух героев.

6. Ваше отношение к данным персонажам.


Вам может быть предложено написать сочинение, в котором вы сравниваете двух героев одного произведения (Наташа Ростова и Мари Болконская, Пьер Безухов и Андрей Болконский) или героев разных произведений (Анна Каренина и Наташа Ростова, Евгений Онегин и Григорий Печорин).

Сначала сравните самые простые, "очевидные", характеристики героев: возраст, происхождение, образование, социальный статус, материальный достаток.

Обратите внимание на черты характера. Один герой - веселый, романтичный, честный. Другой -циник, любит приврать.

Обязательно остановитесь на отношении к жизни и к людям, например, к окружающим. Один - "устал от жизни" (Евгений Онегин), другой до самого конца не устает ее познавать, действовать (Евгений Базаров). Один герой готов понять каждого человека (князь Мышкин), другой - думает только о себе (Раскольников).

Очень важно сравнить, как ведут себя герои произведений в одной и той же ситуации. Война: Андрей Болконский отправляется в действующую армию, Пьер Безухов уходит в ополчение.

Пример. Татьяне Лариной 18 лет, она родилась в помещичьей семье, выросла в деревне. Татьяна воспитана няней, которая ее очень любила. Татьяна красива, романтична, задумчива, наивна, так как мало знает жизнь, но много читает французских романов. Княжна Мери - молодая девушка аристократического происхождения. Ей доводилось бывать в свете, встречаться с разными людьми, но она также наивна и доверчива. Обе девушки быстро влюбляются, стоит им только встретить человека, непохожего на тех, что они привыкли видеть в своем окружении. Обе не скрывают своей любви и готовы идти за своим избранником.

Вы также можете сравнить как ведут себя герои в похожих ситуациях. Татьяна Ларина осталась верна своему мужу, даже когда Евгений Онегин предложил ей свою любовь: "Но я другому отдана; Я буду век ему верна". Этот выбор помог ей сохранить честь и достоинство. Анна Каренина посчитала любовь важнее супружеской верности нелюбимому мужу и это сгубило ее. Катерина не выдержала жизни с человеком, которого не любила и покончила с собой.

Важно не упустить сравнения убеждений героев, их философской позиции. Раскольников рассуждает о том, имеет ли он права на поступок и идет на преступление. Базаров считает, что человек сам хозяин своей судьбы и главное - труд.

Стоит обратить внимание и на отношения героев с другими персонажами.

Наконец определите, как к этим героям относитесь вы.

Сегодня речь пойдет о составлении подробной карточки персонажа. В предыдущей статье " " я объяснял, как пишется план литературного произведения, и особо подчеркивал важность составления карточек персонажей. Ведь чем больше мы знаем о своих героях, тем проще изобразить характеры объемными и запоминающимися, неотличимыми от реальных людей со своими целями и мечтаниями, привычками и чудачествами, стилем одежды и повадками.
Сегодня я продолжу эту важную тему и приведу для вас перечень, который рекомендует в своей книге «Кино между адом и раем » небезызвестный нам кинорежиссер и сценарист Александр Митта . Почему я выбрал именно этот перечень? Данный список мне кажется самым полным из тех, что мне приходилось видеть, идеально подходящим для крупной масштабной прозы. Разумеется, если вы пишете миниатюру или рассказ, продумывать все нижеприведенные пункты не нужно. Однако для повести или романа перечень однозначно окажется чрезвычайно полезен. Совершенно точно через него следует пропустить главного героя и все роли второго плана.

Определение облика характера от А. Митты.

  1. Интеллект – как герой принимает решения. Он может быть вспыльчив или нерешителен, хитроумен или откровенно глуп. Вариантов масса, но любой из них, будучи озвученным, однозначно придаст вашему персонажу «объемности».
  2. Физиология – здоровье, возраст, отклонения от нормы, болезни, отношение к спорту.
  3. Социальная база – происхождение, класс, религия, партия.
  4. Экономическая база – насколько богат, или в долгах, или нищий, или вор.
  5. Талант – что отличает персонаж от других: художник, мошенник, спортсмен. Зачастую совпадает с его работой, иногда – нет. Пока не придумано имя героя, я в своем плане именую его именно по этому пункту: студент, пекарь, бизнесмен и т.д. Очень удобно.
  6. Посторонние интересы – хобби или пристрастия героя, степень его увлеченности. У каждого есть какие-то увлечения. Даже ежевечернее пролеживание дивана – заметная черта, характеризующая персонажа.
  7. Сексуальная жизнь – в семье, на стороне, есть ли какие-то проблемы.
  8. Семья – жена, родители, дети; как персонаж с ними связан; как женился; какие отношения.
  9. Образовани е – какое, где получал, с каким успехом. Если герой – самоучка, это тоже важный штрих.
  10. Неприязни – это то, чего герой на дух не переносит, чего боится. Эти сведения можно использовать и в качестве небольших штрихов, а можно построить на них целый психологический триллер. Ведь герой в ходе конфликта должен сталкиваться с самыми суровыми испытаниями, верно?

К этому списку можно присовокупить и жизненное кредо героя . Девиз может стать яркой отличительной чертой, если наш персонаж, к примеру, всегда и все делает наперекор.
Этот перечень значительно шире того, что я обычно использую при написании рассказов. Однако в полноте его главное преимущество, и я советую вам не преминуть возможностью его опробовать.

Цели и мотивы.

Составляя карточки героев, не забывайте четко формулировать цели каждого из них. Чего герой хочет в общем (сквозная задача на весь текст) и в частности (последовательная цепочка локальных задач от сцены к сцене). Если вам и читателю понятны цели и мотивы персонажей, появляется эмоциональная оценка, а в идеале и сопереживание. Очень часто приходится видеть тексты, в которых совершенно непонятно, какими мотивами руководствуется герой. Он куда-то бежит, что-то делает, палит из всех орудий, безжалостно уничтожая врагов, но ради чего? Именно из-за этой сюжетной бессмысленности, бесцельности возникает странное ощущение, что события истории – не более чем спектакль заезжего кукольного театра, где безусый неопытный драматург, стоя за ширмой и краснея, дергает марионеток за ниточки. Ощущение не из приятных, но таких текстов в интернете полно. Поэтому задача автора как можно скорее показать читателю главную цель героя. Это может быть борьба с антагонистом, спасение собственной жизни, месть, желание воссоединиться с любимой и т.д, но читатель должен четко понять, чего же хочет герой. Советую вам подумать над этим моментом.

Следите за обновлениями блога. До скорых встреч!

Всем привет! Сегодня с вами я, Эльвира Барякина, и “Справочник писателя”.

Я расскажу вам об очень интересном литературном приеме: как представить героя и не потратить на это большое количество сил, слов и читательского времени.

Обозначаем персонажа

Для начала нам надо обозначить героя. Например, мы можем сказать, что в комнате сидит начальник пограничной заставы, и у читателей в головах сразу же сложится определенный образ. Это произойдет потому, что за самим определением “начальник заставы” тянется целый шлейф деталей, которые мы знаем из книг, фильмов и пр.

Обозначаем среду, в которой оказался персонаж

Например, мы можем поместить начальника пограничной заставы в его рабочий кабинет.

Нужны ли нам подробности - как именно выглядит эта комната? Наверное, нет. Самое важное - это описать свет и запахи. Например, комнату может заливать полуденное солнце, а воздух может пахнуть нагревшейся пылью. И больше уже не требуется ничего объяснять - образ и так создан.

Несвойственное действие или предмет

Как нам показать характер персонажа? Для этого существует хитрый трюк: мы можем дать герою предмет, который не вяжется с его образом, или заставить делать что-то ему несвойственное.

Пусть начальник заставы смотрит мультики: мол, ностальгия человека обуяла.

Новый персонаж

Вводим еще одного персонажа, и реакция первого героя как раз и будет определять его характер.

Допустим, в кабинет начальника заставы входит подчиненный. Указываем, какие отношения существуют между ними: плохие, хорошие, с какой-то особой спецификой и т.п.

Реакция героя

Теперь рассмотрим варианты действий начальника заставы:

* Выключить телевизор и принять важную позу. Так поступит человек, для которого важно, какое впечатление он производит.

* Оставить телевизор включенным - как есть. Так поступит человек, которому без разницы, что о нем подумает подчиненный.

* Смутиться и торопливо переключить на первый попавшийся канал - и ошибиться. Допустим, начальник хотел включить новости, а попал на порнофильм. Показываем реакцию на ошибку: начальник паникует, и в сюжете появляются комические нотки.

В любой из вышеперечисленных ситуаций начальник будет показывать себя совершенно по-разному: это будет другой характер и другое мироощущение. То есть реакция на внешние вызовы - даже самые незначительные - определит, что из себя представляет данный персонаж.

Выбор редакции
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...

Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...

Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...

Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...
Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...
Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...