Что такое скоморохи определение. Кто такие скоморохи? Скоморохи на Руси: костюм, репертуар, инструменты. Как одевался скоморох


Веселье и пьянство на Руси всегда были актуальны. Существует предание, что в свое время Киевская Русь приняла христианство, потому что ислам запрещал употреблять спиртные напитки. Веселье - тоже необходимый атрибут радости и счастья русского человека.

Кто такие скоморохи? Предстоит узнать в этой статье.

Скоморохи на Руси - кто это?

Прежде всего, скоморохи - это нестандартные люди своего времени. Среди некоторых ученых бытует мнение, что скоморохи - это отдельный класс народа Руси. Есть дворяне, мещане, крестьяне. Но кто такие скоморохи? На этот вопрос мы попробуем найти ответ в данной статье.

Русский скоморох - это актер, который передвигался и веселил людей. Такой себе странствующий представитель, у которого музыка Древней Руси была уникальной.

Эти люди выступали как певцы, музыканты, покорители душ и настроения народа. Они могли одновременно пускаться в пляс, играть на музыкальных инструментах и петь протяжные и веселые песни.

Народное Руси - это скоморохи. Именно они являются главными носителями народного творчества. Кроме пения, танцев и игры на музыкальных инструментах, они могли показывать разнообразные фокусы, выступать в масках и потешать публику. Это были лучшие таланты своего времени, которые отдали душу народу.

Но весь ли это ответ на вопрос «кто такие скоморохи»? Нет.

Скоморохи на Руси были еще и учителями, которые передавали свои умения и науку смеха молодым.

Они часто принимали приглашения на различные праздничные мероприятия. На русской свадьбе веселый скоморох - это аналог нашего понятия «тамада». Присутствие этих представителей мира, радости и смеха всегда делало любое празднование еще более веселым и ярким.

Происхождение слова

Слово «скоморох» в разных источниках трактуется по-разному. Однако все они имеют общую суть. Понять, кто такие скоморохи можно через слово «смех». Именно так переводится это название с арабского и греческого языков.

«Шутка, смех, насмешка, мастер шутки» - вот приблизительные значения слова с разных языков мира.

Слово «скоморох» пришло на Русь из Франции, где бродячие музыканты и шуты назывались «scaramouche». Без них не обходилось ни одно празднование, поэтому их с радостью встречали как местные, так и приезжие зрители.

История. Начало

Точно неизвестно, когда на Руси появились скоморохи. Ученые спорят на этот счет и приводят в качестве доводов разные факты.

Однако наиболее распространенная версия говорит о том, что скоморохи появились на Руси в середине XI века. Многие делают такой вывод из-за фресок, которые были обнаружены в Это был 1037 год. На фресках можно отчетливо увидеть, что там изображены люди, которые с помощью различных инструментов и нарядов веселят толпу.

Скоморохи постоянно выступали на узких улочках и широких площадях. Они не только самостоятельно проводили представления, но и вовлекали в этот процесс зрителей, которые наблюдали за ними. Выступление скомороха для крестьянина древней Руси - это всегда праздник, на который приходила поглазеть вся семья.

Скоморохов часто приглашали в свои дворы князья и бояре за отдельную плату. Они были очень популярны при дворе. Князья и бояре любили обсуждать не только дела, но и посмеяться с песен и частушек скоморохов.

Они были настолько востребованы, что со временем получили свое отражение даже в искусстве и литературе. Искусство - это фрески и множество картин художников, которые изображают скомороха и смеющихся вокруг людей.

Даже сам Добрыня Никитич явился на пир своей жены. Он переоделся в костюм скомороха, чтобы туда попасть.

Домра - инструмент скомороха

В статье упоминалось, что скоморохи использовали специальные инструменты для музыки, которые делали их представления более яркими и насыщенными.

Основной инструмент скомороха - это домра, которая относится к классу щипковых и имеет овальный деревянный корпус. Она бывает двух видов: трехструнная и четырехструнная.

Трехструнная - это более ранняя модель домры. Она как раз и использовалась скоморохами Древней Руси. Четырехструнный же инструмент появился гораздо позже.

История домры и история Руси пересекаются как раз на скоморохах. Этот инструмент уникален тем, что в то время использовался исключительно скоморохами и никем больше. Сейчас бы сказали, что это была исключительно их «фишка», которая и стала отличительной чертой странствующих артистов.

Домра считалась спутницей народных актеров и музыкантов, которые ходили по домам, улицам, площадям и веселили народ. Музыка Древней Руси была неразрывно связана с этим уникальным инструментом. На сегодняшний день с домрой успешно спелись гусли, бубны и волынка. Их совместное звучание является очень гармоничным и неповторимым.

Как одевался скоморох?

Разобравшись с образом скомороха, хочется узнать о том, как они одевались. Ведь это не должна быть случайная и первая попавшаяся одежда.

Скоморохи - это публичные люди, основная цель которых веселить народ. Значит, одеты они должны быть просто, весело и соответственно сценическому образу.

Скоморохи были одеты в тунику с полосами. У них всегда был длинный и яркий кафтан. Он подпоясывался специальным поясом из ниток, который считался обязательным атрибутом. Без такого пояса ходить на Руси для мужчины считалось самым настоящим позором! Женщин в рядах скоморохов не было.

Пояс защищал человека от невзгод, плохих и злых сил, которые могли навредить его жизни, и обозначал, что мир принял этого человека к себе.

Колпак скомороха - это отдельная часть имиджа, которая считалась увеселительной. Он был продолговатым и всегда болтался в разные стороны. Шапка скомороха придавала своему хозяину нелепый вид, что давало возможность людям смеяться не только с его шуток, но и с имиджа.

Творчество скомороха

У каждой группы скоморохов, которые действовали вместе, была своя программа и репертуар. Наиболее распространенными жанрами творчества таких артистов являлись шутки, песни, пьесы, постановки, частушки и различные сценки из жизни. В частности, изображались простые и смешные будничные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни между отцом и сыном, мужем и женой, родственниками и друзьями.

В их творчестве львиную долю занимал юмор и шутки. Именно скоморохам приписывают создание многих былин и сказок. Считалось, что эти люди были связаны с древним язычеством. Они не были подданы церковному влиянию и полагали, что главное быть озорными духом без участия церкви в жизни простых людей.

Расцвет

Наибольшего расцвета скоморохи добились в самом начале своей деятельности. Приблизительно в XII-XIV веках.

Это был период, когда скоморохи беспрепятственно ходили по улицам и выступали со своими номерами. Они оказывали влияние на умы людей через призму представлений и юмора. Чаще всего встречались скоморохи на ярмарке, где было много народа. Там они давали свои лучшие концерты. Пляска скоморохов - отдельный элемент, который делал их выступления более впечатляющими.

Со временем к искусству и творчеству скоморохов у власти и церкви появились вопросы.

Упадок

Постепенно музыкальное и увеселительное движение скоморохов пришло в упадок. На то было несколько причин.

Во-первых, церковь была настроена против скоморохов, потому что они были связаны с язычеством. Большинство церковных поучений горит о том, что увеселение - это грех, который производят люди на земле. Праздность - это не самый лучший способ отдать богу должное за жизнь и счастье, которое имеешь.

Выступления скоморохов на Руси считалось «богомерзким». Господь не признает такие публичные увеселения. Сатира признавалась вне церкви.

Во-вторых, шутки и веселые песни скоморохов часто были связаны с церковью и царем. Скоморохи всячески высмеивали официальную христианскую церковь на Руси. Царь тоже не оставался в стороне. Скоморохи шутили про него. Царь такие увеселения воспринимал на свой счет.

В-третьих, скоморохи часто занимались не только весельем и представлениями. Объединившись в группы, они ходили развлекать народ с целью ограбления. В летописях есть сведения о бесчинствах бродячих артистов на Руси.

Все эти причины начали приводить движение скоморохов к упадку. Через время они передали эстафету балаганам и райкам, которые сохранили некоторые традиции искусства своих предшественников.

Противостояние церкви

Скоморохи из-за вмешательства в их творчество церкви пришли в упадок до XV века. Однако официально они отменены не были. В разных областях Руси они возникали и продолжали веселить народ.

Только в середине XVII столетия знаменитый архиепископ Никон добился того, что такое народное искусство Древней Руси, как скоморошество, было запрещено официальным указом. Это стало одним из главных событий в искусстве того времени. В царских указах об отмене скоморошества на Руси говорилось, что «скоморохов и слушателей их надобно бить батогами и уничтожать инвентарь».

После этого приказа вольные артисты официально исчезли со страниц истории Руси. Однако их шутки и быт оставались в традициях восточнославянских народов еще долгое время.

Со временем появились и последователи скоморошьего движения на Руси, которые с удовольствием перенимали технику и задорно шутили.

Споры о скоморохах

Скоморохи оставили истории свои музыкальные инструменты, быт и творческое наследие. Они интересны не только как придворные шуты и свадебные увеселители, но и как деятели, которые пошли против официальной власти на Руси.

Мнение о скоморохах неодинаковое. Некоторые считают, что это люди, которые пошли против церкви, царя и православия, которые на то время были неотделимы. Простые шутки против монарха и православия вызывали гнев среди высших слоев общества. В то же время сами бояре и царь были не против послушать и посмотреть выступления лучших скоморохов на Руси.

Однако противоречия между церковью, царем, православием и странствующими артистами возникло тогда, когда скоморохи были не только шутами и весельчаками, но и настоящими народными проповедниками, которые не в лучшем свете шутили про монарха и святыню. Мнение скоморохов эмоциональным юмором передавалось и народу.

Именно это не нравилось церкви и царю. Против них начались гонения и преследования.

Можно даже сказать, что скоморохи - это первая оппозиция на Руси, которая пыталась показать свое народное альтернативное мнение.

Вклад в развитие культуры и творчества скоморохов огромен. Они не только веселили народ своими шутками, но и передавали свое творчество следующим поколениям, которые запечатлели в летописях деятельность своих предков.

СКОМОРОХИ, странствующие актеры Древней Руси – певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Их развернутую характеристику дает В.Даль : «Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чудочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут». Известны с 11 в., особую популярность получили в 15–17 вв. Подвергались гонениям со стороны церкви и гражданских властей. Популярный персонаж русского фольклора, главный герой множества народных поговорок: «У всякого скомороха есть свои погудки», «Скоморохова жена всегда весела», «Скоморох голос на гудки настроит, а житья своего не устроит», «Не учи плясать, я сам скоморох», «Скоморошья потеха, сатане в утеху», «Бог дал попа, черт скомороха», «Скоморох попу не товарищ», «И скоморох в ину пору плачет» и др. Время появления их на Руси неясно. Они упоминаются в первоначальной русской летописи как участники княжеской потехи. До сих пор не выяснено значение и происхождение самого слова «скоморох». А.Н.Веселовский объяснял его глаголом «скомати», что означало производить шум, позже он предположил в этом названии перестановку от арабского слова «масхара», означающего замаскированный шут. А.И.Кирпичников и Голубинский считали, что слово «скоморох» происходит от византийского «скоммарх», в переводе – мастер смехотворства. Эту точку зрения отстаивали ученые, которые считали, что скоморохи на Руси первоначально пришли из Византии, где «потешники», «глупцы» и «смехотворцы» играли видную роль в народном и придворном обиходе. В 1889 вышла книга А.С.Фаминцына Скоморохи на Руси . Определение, данное Фаминцыным, скоморохам как профессиональным представителям светской музыки в России с древнейших времен, которые часто бывали одновременно певцами, музыкантами, мимами, танцорами, клоунами, импровизаторами и пр., вошло в Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона (1909).

В средние века при дворах первых германских властителей были потешники, паяцы и дураки, носившие разнообразные греко-римские клички, их чаще всего звали «жонглерами». Они стали собираться в труппы – «коллегии», во главе которых стояли архимимы. Часто их отождествляли с шарлатанами, кудесниками, знахарями, нищенствующими жрецами. Обычно они являлись участниками пиров, свадебных и погребальных обрядов, различных праздников. Отличительной особенностью византийских и западных глумотворцев был бродячий образ жизни. Все они были люди перехожие, скитающиеся с места на место, в связи с чем приобретали в глазах народа значение людей опытных, многознающих, находчивых. Во время своих скитаний по белу свету как византийские, так и западные «веселые люди» заходили в Киев и другие русские города. О скоморохах как одаренных певцах, сказочниках сохранилось немало свидетельств в древней письменности. В частности, о них упоминается в Повести временных лет (1068). На Руси, как в Византии и на Западе, скоморохи составляли артели, или дружины, и бродили «ватагами» для своего промысла. «Независимо от того, пришло ли искусство скоморохов России из Византии или с Запада, – подчеркивал Фаминцын, – оно уже в 11 в. укоренилось в обиходе русской народной жизни. С этой поры оно может рассматриваться как явление, акклиматизировавшееся и принявшее здесь самостоятельное развитие с учетом местных условий и характера русского народа». Кроме скоморохов бродячих, были скоморохи оседлые, в основном боярские и княжеские. Именно последним многим обязана народная комедия. Скоморохи являлись также в виде кукольников. Представления кукольной комедии, постоянно сопровождавшиеся показыванием медведя и «козы», которая била все время в «ложки», давались на Руси с давних пор. Комедиант надевал юбку с обручем в подоле, затем поднимал ее кверху, закрывая голову, и из-за этой импровизированной занавески показывал свое представление. Позже кукольники инсценировали бытовые сказки и песни. Таким образом, кукольная комедия, как и разыгрывание ряжеными бытовых фарсов, была попыткой оригинальной переработки разнообразных элементов драмы, заключающихся в русской народной поэзии или занесенных извне. «У нас тоже были свои «лицедеи»-скоморохи, свои мейстерзингеры-«калики перехожие», они разносили по всей стране «лицедейство» и песни о событиях «великой смуты», об «Ивашке Болотникове», о боях, победах и о гибели Степана Разина» (М.Горький , О пьесах , 1937).

Другая версия о происхождении термина «скоморох» принадлежит Н.Я.Марру . Он установил, что, согласно исторической грамматике русского языка, «скоморох» – множественное число слова «скомороси» (скомраси), которое восходит к праславянским формам. Далее он прослеживает индоевропейский корень этого слова, общий для всех европейских языков, а именно слова «scomors-os», которым изначально именовался бродячий музыкант, плясун, комедиант. Отсюда идут истоки самостоятельного русского термина «скоморох», существующего параллельно в европейских языках при обозначении народных комических персонажей: итальянское «скарамучча» («scaramuccia») и французское «скарамуш». Точка зрения Марра полностью совпадает с принятым в искусствоведении положением о том, что мимы – явление международного порядка. Применительно же к русским скоморохам, концепция Марра позволяет говорить о самобытном возникновении их на основе профессионализации участников языческих религиозных обрядов древних славян, неизменно сопровождавшихся музыкой, пением, плясками.

Скоморохи упоминаются в различных русских былинах. Византийский историк 7 в. Феофилакт пишет о любви северных славян (венедов) к музыке, упоминая изобретенные ими кифары, т.е. гусли. О гуслях как непременной принадлежности скоморохов упоминается в старинных русских песнях и былинах Владимирова цикла. В историческом аспекте скоморохи известны прежде всего в качестве представителей народного музыкального искусства. Они становятся постоянными участниками деревенских праздников, городских ярмарок, выступают в боярских хоромах и даже проникают в церковную обрядность. Как свидетельствует направленное против скоморохов постановление Стоглавого собора 1551, их ватаги достигают «до 60–70 и до 100 человек». Княжескую потеху изображают фрески Софийского собора в Киеве (1037). На одной из фресок – три пляшущих скомороха, один соло, двое других в паре, причем один из них либо пародирует женскую пляску, либо исполняет нечто подобное пляске «кинто» с платком в руке. На другой трое музыкантов – двое играют на рожках, а один – на гуслях. Тут же два акробата-эквилибриста: взрослый стоя поддерживает шест, по которому поднимается мальчик. Рядом музыкант со струнным инструментом. На фреске представлены травля медведя и белки или охота на них, бой человека с ряженым зверем, конные состязания; кроме того, ипподром – князь и княгиня и их свита, публика в ложах. В Киеве, по-видимому, ипподрома не было, но происходили конные состязания и травля зверей. Ипподром художник изобразил, желая придать своей фреске большую пышность и торжественность. Таким образом, представления скоморохов объединяли разные виды искусств – и драматические, и цирковые. Известно, что еще в 1571 набирали «веселых людей» для государственной потехи, а в начале 17 столетия скоромошья труппа состояла при Потешной палате, сооруженной в Москве царем Михаилом Федоровичем. Тогда же в начале 17 в. скоморошьи труппы были у князей Ивана Шуйского, Дмитрия Пожарского и др. Скоморохи князя Пожарского часто ходили по деревням «для своего промыслишку». Как средневековые жонглеры делились на жонглеров при феодалах и жонглеров народных, так же были дифференцированы и русские скоморохи. Но круг «придворных» скоморохов в России остался ограниченным, в конечном счете их функции свелись к роли домашних шутов.

Основной массив русских скоморохов составили народные потешники. Их внешний вид говорил о занятиях «бесовским» промыслом, они одевались в короткополые кафтаны, а ношение короткополой одежды в Руси считалась грехом. Также в своих выступлениях они часто прибегали к маскам, хотя еще в 9 в. маскирование встретило резкое осуждение церкви, в своих выступлениях сквернословили. Всем своим житейским поведением скоморохи противопоставляли себя общепринятому укладу старой Руси, в своем творчестве были проводниками оппозиционных настроений. Гусельники-скоморохи не только играли на своих инструментах, но одновременно «сказывали» произведения русской народной поэзии. Выступая в качестве певцов и плясунов, они вместе с тем забавляли толпу своими выходками и завоевывали репутацию шутов-острословов. По ходу своих выступлений они также вводили «разговорные» номера и становились народными сатириками. В этом качестве скоморохи сыграли огромную роль в процессе формирования русской народной драмы. Немецкий путешественник Адам Олеарий, побывавший в России в 1630-х годах, в своем знаменитом Описании путешествия в Московию... рассказывает о скоморошьих забавах: «Срамные дела уличные скрипачи воспевают всенародно на улицах, другие же комедианты показывают их в своих кукольных представлениях за деньги простонародной молодежи и даже детям, а вожаки медведей имеют при себе таких комедиантов, которые, между прочим, тотчас же могут представить какую-нибудь шутку или шалость, как... голландцы с помощью кукол. Для этого они обвязывают вокруг тела простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой нечто вроде сцены, с которой они и ходят по улицам и показывают на ней из кукол разные представления». К рассказу Олеария приложена картинка, изображающая одно из таких представлений кукольных комедиантов, в котором можно узнать сценку «как цыган продавал лошадь Петрушке». Скоморохи как действующие лица выступают во многих былинах Севера. Известна былина Вавило и скоморохи , сюжет которой в том, что скоморохи зовут с собой скоморошить пахаря Вавилу и сажают его на царство. Исследователи былин приписывают скоморохам значительную долю участия в сложении былин и относят к их творчеству многие, особенно потешные скоморошьи истории. Следует отметить, что наряду со скоморохами-игроками по профессии в былинах упоминаются и певцы-любители из среды знатных особ княжеских и боярских родов. Такими певцами были упоминаемые в былинах Добрыня Никитич, Ставр Годинович, Соловей Будимирович, Садко.

Игра на музыкальных инструментах, песни и пляски увязывались с обычаями народного маскарада. Обрядное переодевание мужчин в женщин и наоборот известно с древности. Народ не отказывался от своих привычек, от любимых святочных увеселений, заводилами которых являлись скоморохи. Царь Иван Грозный во время своих пиров любил маскироваться и плясать вместе со скоморохами. В течение 16–17 вв. при дворе появились органы, скрипки и трубы, исполнение на них было освоено и скоморохами. Около середины 17 в. бродячие ватаги постепенно сходят со сцены, а оседлые скоморохи более или менее переквалифицируются в музыкантов и сценических деятелей на западноевропейский лад. Скоморох с этого времени становится отжившей фигурой, хотя отдельные виды его творческой деятельности продолжали жить в народе еще очень долго. Так, скоморох-певец, исполнитель народной поэзии, уступает место представителям зарождающейся с конца 16 в. поэзии; живая память о нем сохранилась в народе – в лице рассказчиков былин на Севере, в образе певца или бандуриста на Юге. Скоморох-гудец (гусельник, домрачей, волынщик, сурначей), игрок для плясок превратился в музыканта-инструменталиста. В народе же его преемниками являются народные музыканты, без которых не обходится ни одно народное гулянье. Скоморох-плясун превращается в танцора, оставив в свою очередь следы своего искусства в народных разудалых плясках. Скоморох-смехотворец превратился в артиста, но воспоминание о нем уцелело в форме святочных потех и шуток. Свою книгу Скоморохи на Руси Фаминцын заключает словами: «Как бы ни было грубо и элементарно искусство скоморохов, но не должно упускать из виду, что оно представляло единственную соответствовавшую вкусам народа в течение многих веков форму развлечений и утехи, заменявшую ему вполне новейшую литературу, новейшие сценические зрелища. Скоморохи... были древнейшими в России представителями народного эпоса, народной сцены; они же вместе с тем были и единственными представителями светской музыки в России...»

СКОМОРОХ

Русский средневековый странствующий актер, бывший одновременно певцом, плясуном, музыкантом, акробатом и т.д. и автором большинства исполнявшихся им драматических сценок.


Этимологически слово скоморох связано, по одним предположениям, с арабским масхара (замаскированный шут), по другим - с греческим скоммарх (мастер смехотворства). Возникновение скоморошества на Руси , возможно, связано с языческими (см. ) религиозными обрядами, сопровождавшимися музыкой, пением, плясками. Бродячие скоморохи всегда оставались популярными в народной среде. В своих странствиях от селения к селению они чаще всего собирались в группы (ватаги ), которые насчитывали иногда до 100 человек. Это были мужчины, одетые в короткие кафтаны, во время представлений они пользовались масками и без смущения сквернословили. это считала грехом, поэтому резко осуждала и преследовала скоморошество как бесовство. Репертуар бродячих скоморохов составляли шуточные песни, драматические сценки, а также специальные сатирические представления, так называемые глумы , которые исполнялись под шумный аккомпанемент домры, волынки и бубна. Главным героем представлений чаще всего бывал веселый, умный, хитрый мужик, принимавший на себя вид и маску простака. В представлениях принимали участие и дрессированные медведи (см. ). Сценическим решением могла быть как живая игра актеров, так и кукольное представление, которое пользовалось в народе большой популярностью. Одним из традиционных персонажей скоморошьего кукольного театра был Петрушка - перчаточная кукла, остряк в красном кафтане и в красном колпаке, непременный участник сатирических сцен. В ходе представления скоморох всегда напрямую общался с публикой и часто бывал проводником оппозиционных и свободолюбивых настроений в народе. С ХI в. скоморохи упоминаются в русских письменных источниках, самый известный из них - «Повесть временных лет» (см. ).
Кроме странствующих («бродячих»), в Древней Руси были и оседлые скоморохи. Они жили при княжеских (см. ) и боярских (см. ) дворах (см. ). Именно княжеские скоморохи изображены на фресках Софийского собора в Киеве (1037 г.). В ХV–XVI вв. искусство таких скоморохов стало настолько популярным, что их набирали для государственной «потехи», а царь сам любил плясать со скоморохами во время пиров. Число придворных скоморохов было невелико, и чаще всего им приходилось выступать в роли домашних шутов. К XVIII в. придворные скоморохи стали постепенно превращаться в профессиональных придворных актеров и музыкантов-исполнителей.
В середине XVII в. не только церковная, но и гражданская власть Древней Руси активно выступила против скоморошества: указами 1648 и 1657 гг. оно было официально запрещено и к XVIII в. постепенно угасло.
Искусство скоморохов стало основой русской народной драмы, народной музыки и песни, легло в основу народного кукольного театра. Скоморохи остались героями некоторых русских былин (см. ) - например, «Вавило и скоморохи», героями популярных лубочных картинок (см. ).
В новейшем российском искусстве самый выразительный образ русского скомороха был создан актером Роланом Быковым в фильме А.А. Тарковского «Андрей Рублев».
Слово скоморох продолжает, хотя и редко, употребляться в некоторых поговорках и пословицах (например, Не учи плясать, я сам скоморох ). Склонного к шутовству и шумному балагурству человека и в наше время могут назвать скоморохом .
Летописная миниатюра. «Языческие пляски скоморохов»:

Маска скомороха. Кожа. Вторая половина XIII в.:


Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Синонимы :

Смотреть что такое "СКОМОРОХ" в других словарях:

    СКОМОРОХ - муж. скомрах церк. скоморошка жен. (швед.?) музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляской, песнями, штуками, фокусами; потешник, ломака, гаер, шут; зап. медвежатник; комедиант, актер и пр. Скоморох с… … Толковый словарь Даля

    СКОМОРОХ - СКОМОРОХ, скомороха, муж. 1. В древней Руси певец музыкант и актер, исполнявший шутовские и акробатические номера, а также и серьезные поэтические произведения. «Всяк спляшет, да не так, как скоморох.» посл. «И скоморох ину пору плачет.» старин.… … Толковый словарь Ушакова

    скоморох - См. шут... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. скоморох актер, шут; буффон, ера, шпильман, арлекин, фарсер, балясник, музыкант, фигляр, острослов, гаер, кривляка, бадхан,… … Словарь синонимов

    СКОМОРОХ - СКОМОРОХ, а, муж. 1. В Древней Руси: певец музыкант, бродячий комедиант, острослов и акробат. Всяк спляшет, да не как с. (стар. посл.). 2. перен. Несерьёзный человек, потешающий других своими шутовскими выходками (разг. неод.). | прил. скомороший … Толковый словарь Ожегова

    СКОМОРОХ - Ивашко Скоморох, крестьянин. 1495. Писц. I, 152. Якуш Скоморох, крестьянин. 1495. Писц. II, 548. Гридко Скоморох, крестьянин. 1495. Писц. II, 43. Микитка Скоморох, крестьянин. 1495. Писц. I, 156. Олфимко Скоморох, крестьянин. 1495. Писц. I, 550.… … Биографический словарь

    Скоморох - У этого термина существуют и другие значения, см. Скоморохи (значения) … Википедия

    скоморох - (потешник, фокусник, гаер, гусляр) Скоморох с пресни наигрывал песни. Бог дал попа, черт скомороха. Ср. Стал (я) по городу скоморохом ходить, по копеечке собирать, шута из себя разыгрывать, прибаутки рассказывать, артикулы разные выкидывать...… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    скоморох - СКОМОРО´Х (чудец, игрец, потешник, веселый молодец) в древней Руси название поэта певца, исполнявшего свои обычно веселые произведения под аккомпанемент народного музыкального инструмента, а порой и плясавшего в такт мелодии. Репертуар С.… … Поэтический словарь

    скоморох - Бесспорного объяснения не существует. Наиболее вероятным пока представляется объяснение сущ. скоморох как переоформления греч. skōmmarchos «мастер шутки», восстанавливаемого из сложения skōmma «шутка, насмешка» и archos «начальник, вождь» … Этимологический словарь русского языка

При упоминании слова скоморох, первый образ, который возникает в голове – ярко раскрашенное лицо, смешная непропорциональная одежда и обязательный колпак с бубенчиками. Если еще подумать, то можно представить рядом со скоморохом какой-нибудь музыкальный инструмент, вроде балалайки или гуслей, не хватает еще медведя на цепи. Впрочем, такое представление вполне оправдано, ведь еще в четырнадцатом веке именно так изобразил скоморохов монах-переписчик из Новгорода на полях своей рукописи.

Истинных скоморохов на Руси знали и любили во многих городах – Суздале, Владимире, Московском княжестве, по всей Киевской Руси. Однако, наиболее привольно и вольготно жилось скоморохам в Новгороде и новгородских областях. Здесь никто не наказывал весельчаков за излишне длинный и язвительный язык. Скоморохи прекрасно плясали, раззадоривая народ, превосходно играли на волынках, гуслях, стучали в деревянные ложки и бубны, дудели в гудки. Народ называл скоморохов «веселыми молодцами», сочинял про них истории, пословицы и сказки.

Однако, несмотря на то, что народ приветливо относился к скоморохам, более знатные слои населения – князья, духовенство и бояре, на дух не переносили веселых насмешников. Может, это было связано как раз с тем, что скоморохи их с удовольствием высмеивали, переводя в песни и шутки самые неблаговидные дела знати и выставляя простому народу на посмешище.


Скоморошье искусство стремительно развивалось и вскоре скоморохи не только плясали и пели, но также становились актерами, акробатами, жонглерами. Скоморохи стали выступать с дрессированными животными, устраивать кукольные спектакли. Однако, чем больше высмеивали князей и дьячков скоморохи, тем больше усиливались гонения на это искусство. Вскоре даже в Новгороде «веселые молодцы» не могли себя чувствовать спокойно, город начал терять свою свободу и вольность. Новгородских скоморохов стали притеснять по всей стране, некоторые из них хоронились в глухих местах под Новгородом, кто-то уезжал в Сибирь.

Скоморох – это не просто шут или клоун, это человек, который разбирался в социальных проблемах, и в своих песнях и шутках высмеивал людские пороки. За это, кстати, на скоморохов и начались гонения в эпоху позднего средневековья. Законами того времени предписывалось скоморохов сразу смертельно избивать при встрече, и они не могли откупиться от экзекуции. Теперь не кажется странным, что постепенно
все скоморохи на Руси повывелись, а вместо них появились бродячие шуты из других стран. Английских скоморохов называли вагрантами, немецких скоморохов – шпильманами, а французских и итальянских – жонгерами. Искусство бродячих музыкантов на Руси сильно изменилось, но такие изобретения, как кукольный театр, жонглеры и дрессированные животные остались. Точно также, как и остались бессмертные частушки и былинные сказания, которые сочиняли скоморохи.

Музыканты и скоморохи. Прорись с фрески Софийского собора в Киеве. 1037 г.

Адам Олеарий. Кукольник. 1643

А. П. Васнецов. Скоморохи. 1904.

Скоморо́хи (скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди ; др.-рус. скоморохъ ; церк.-слав. скомра́хъ ) - в восточнославянской традиции участники праздничных театрализованных обрядов и игр, музыканты, исполнители песен и танцев фривольного (иногда глумливого и кощунственного) содержания, обычно ряженые (маски, травести). Практиковали обрядовые формы «антиповедения» .

Известны с XI века. Особую популярность получили в XV-XVII вв. Подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских властей.

Этимология

Точного объяснения этимологии слова «скоморох» нет. Существуют версия происхождения этого слова: «скоморох» - переоформление греч. *σκώμμαρχος ‘мастер шутки’, восстанавливаемого из сложения σκῶμμα ‘шутка, насмешка’ и άρχος ‘начальник, вождь’ .

В сочинении Адама Олеария, секретаря голштинского посольства, трижды в 30-е годы XVII века побывавшего в Московии, мы находим свидетельство о волне повальных обысков в домах москвичей на предмет выявления «бесовских гудебных сосудов» - музыкальных инструментов скоморохов - и их уничтожения.

В домах, особенно во время своих пиршеств, русские любят музыку. Но так как ею стали злоупотреблять, распевая под музыку в кабаках, корчмах и везде на улицах всякого рода срамные песни, то нынешний патриарх два года тому назад сперва строго воспретил существование таких кабачьих музыкантов и инструменты их, какие попадутся на улицах, приказывал тут же разбивать и уничтожать, а потом и вообще запретил русским всякого рода инструментальную музыку, приказав в домах везде отобрать музыкальные инструменты, которые и вывезены были… на пяти возах за Москву реку и там сожжены.

Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию... - М. , 1870 - с. 344.

В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился царских указов о полном запрещении скоморошества, в которых говорилось о битье батогами скоморохов и их слушателей, уничтожении скоморошьего инвентаря. После этого «профессиональные» скоморохи исчезли, но традиции скоморошества сохранились в традиционной культуре восточных славян, повлияли на сложение былинных сюжетов (Садко , Добрыня , переодетый скоморохом на свадьбе своей жены и др.), обычаев ряжения , народного театра («Царь Максимилиан»), свадебный и календарный фольклор .

Со временем скоморохи превратились в медвежатников , кукольников , яpмарочных yвеселителей и балаганщиков .

Репертуар и творчество

Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка , гуслей , жалейки , домры , волынки , бубна . За каждым персонажем был закреплён определённый характер и маска, которые не менялись годами.

В их творчестве была значительная доля сатиры, юмора, шутовства. Скоморохам приписывается участие в сложении былины «Вавило и скоморохи », баллад сатирического и комического характера (например, «Гость Терентище »), сказок, пословиц. Искусство скоморохов было связано с древним язычеством, свободное от церковного влияния, проникнутое «мирским» духом, весёлое и озорное, с элементами «непристойности».

В ходе представления скоморох напрямую общался с публикой и нередко представлял сатирическими персонажами купцов, воевод, представителей церкви.

Кроме общественных праздников, свадеб и родин, скоморохов, как знатоков традиций, приглашали и на похороны.

Hет сомнения, что здесь скоморохи, несмотря на свой комический характеp, осмеливались являться на гpyстные жальники по старой памяти о каком-то некогда всем понятном обряде поминок с плясками и играми. Hет сомнения, что и народ допускал их на могилы и не считал неприличным увлекаться их песнями и играми, по той же старой памяти.

- Беляев И. О скоморохах // Временник общества истории и древностей российских - М. , 1854 Кн. 20

Отношение церкви

Большинство церковных, а затем, под влиянием церкви и государственных свидетельств, проникнуты духом нетерпимости к народным увеселениям с песнями, плясками , шутками, душою которых нередко были скоморохи. Такие праздники назывались «скаредными», «бесовскими», «богомерзкими». В поучениях повторялись из века в век заимствованные из Византии, раздававшиеся там с первых веков христианства порицания и запрещения музыки, пения, плясок, переряживания в комические, сатирские или трагические лица, конных ристаний и иных народных увеселений, в Византии тесно связывавшихся с языческими преданиями, с языческими культами. Византийские взгляды переносились на русские обстоятельства, лишь некоторые выражения византийских подлинников иногда переиначивались, пропускались или пополнялись, соответственно условиям русской жизни.

Пословицы и поговорки

  • Всяк спляшет, да не так, как скоморох.
  • Не учи плясать, я сам скоморох.
  • У всякого скомороха свои погудки.
  • Скоморохова жена всегда весела.
  • Скоморох голос на гудке настроит, а житья своего не устроит.
  • И скоморох ину пору плачет.
  • Скоморох попу не товарищ.
  • Бог дал попа, чёрт скомороха.

См. также

Выбор редакции
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...