Что значит мещанка. Переселенцы и учреждение «местечек». Настоящее время - что изменилось


Низший разряд городских обывателей. Мещане относились к податным сословиям, несли рекрутскую и податную повинность, могли подвергаться телесным наказаниям.

Мещанство берёт начало от посадских (жителей городов и посадов) Московской Руси, в основном - ремесленников, мелких домовладельцев и торговцев. Считается, что название происходит от польского и белорусского названия небольших городов - «местечко». Официально сословие мещан было оформлено в Жалованной грамоте городам Екатерины II, в 1785 году. Наименование «мещане» в ней было определено как: «городовые обыватели», «среднего рода люди», мелкие торговцы и ремесленники. Мещанское сословие по положению стояло ниже купеческого . Именно мещанам принадлежала бо́льшая часть городского недвижимого имущества. Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане, наряду с купцами, относились к категории «правильных городских обывателей».

Мещане города объединялись в «мещанское общество». Принадлежность к мещанству оформлялась записью в городовой обывательской книге, то есть всякий мещанин был приписан к определённому городу. Покинуть на время населённый пункт своего проживания мещанин мог только по временному паспорту, а перейти в другой - с разрешения властей (которое, впрочем, обычно давалось). Звание мещанина было наследственным. Записаться в мещане мог любой городской житель, который имел в городе недвижимую собственность, занимался торговлей или ремеслом, платил подати и исполнял общественные службы. Исключить мещанина из сословия мог только суд или мещанское общество. Мещанин платил подушную подать, внутренние городские сборы, отбывал рекрутскую повинность. Мещане имели право корпоративного объединения и сословного самоуправления (которое реализовывалось через мещанские управы). Для них существовал отдельный, мещанский суд. В середине XIX века мещане были освобождены от телесных наказаний, с 1866 года - от подушной подати.

Мещане-ремесленники переходили в разряд цеховых: всякий, кто постоянно занимался каким-либо ремеслом, обязан был записываться в цех. Ремесленники по званию делились на мастеров и подмастерьев. Мастером мог сделаться только подмастерье, пробывший в этом звании не менее трех лет.

Литература

  • Ю. Степанов. Мещанство // Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: 3-е изд. - М.: Академический проект, 2004, с. 679-683
  • М. Горький Заметки о мещанстве

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мещанство (сословие)" в других словарях:

    Мещанство (от польск. mieszczanin горожанин) многозначный термин. Мещанство сословие в Великом княжестве Литовском, Речи Посполитой и России до 1917 года. Мещанство звание (статус) мещанина, представителя мещанского… … Википедия

    К числу книжных славянизмов, вошедших в активный состав русского литературного языка в период так называемого «втор ого южнославянского влияния» (XIV XVI вв.), относится слово сословие. А. Г. Преображенский думал, что оно представляет собою,… … История слов

    МЕЩАНСТВО, мещанства, мн. нет, ср. 1. Сословие мещан, мещанское звание (дорев.). Приписаться к мещанству. || собир. Мещане, члены этого сословия (дорев.). Богатое мещанство. 2. перен. Психология и идеология мещанина (во 2 знач.), проявление этой… … Толковый словарь Ушакова

    Современная энциклопедия

    СОСЛОВИЕ, сословия, ср. 1. Сложившаяся на основе классовых отношений феодализма общественная группа, классовая организация с закрепленными законом наследственными правами и обязанностями (ист., дорев., загр.). «Значение каждого лица в государстве … Толковый словарь Ушакова

    Сословие - СОСЛОВИЕ, социальная группа многих докапиталистических обществ, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации общества, обычно включающей несколько сословий,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Большой Энциклопедический словарь

    Социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и… … Политология. Словарь.

    МЕЩАНСТВО, а, ср. 1. В царской России: сословие мещан, мещанское звание. 2. Психология и поведение мещанина (во 2 знач.). | прил. мещанский, ая, ое. Мещанское звание. Мещанские взгляды. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

    В истории феодальной Европы социальная группа, обладающая закрепленными в законе или обычае и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации характерна иерархия. В России со второй половины XVIII в. утвердилось… … Юридический словарь

Мещане (от западнославянского mieszczanin — городской житель) — горожане, жители города.
Понятие «мещанство», «мещане» имеет две категории

В словаре В. Даля «мещанин - горожанин низшего разряда, состоящий в подушном окладе и подлежащий солдатству; к числу мещан принадлежат также ремесленники, не записанные в купечество»
В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона:
«горожане, занимавшие низшее место в среде городских жителей (мелочные торговцы, ремесленники, поденщики)»
В бытность правления мещанами обозначились все городские жители: банкиры, знатные купцы, врачи, аптекари, шкиперы купеческих кораблей, ювелиры, иконники и живописцы; мелкие тороговцы и ремесленники (Регламент Главного магистрата 1721 года)

В 1767 году практически повторила мысль своего великого предка: «В городах обитают мещане… К сему роду людей причесть должно всех тех, кои, не быв дворянином, ни хлебопашцем, упражняются в художествах, в науках, в мореплавании, в торговле и ремеслах»

«В городах обитают мещане, которые упражняются в ремеслах, в торговле, в художествах и науках… и от которого государство много добра ожидает (Екатерина Вторая)

В первые десятилетия ХIХ века понятие «мещанин» не несло никакого негативного смысла:
А. С. Пушкин «Моя родословная»

«Смеясь жестоко над собратом,
Писаки русские толпой
Меня зовут аристократом.
Смотри, пожалуй, вздор какой!
Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор;
Я просто русский мещанин

Понятна мне времен превратность,
Не прекословлю, право, ей:
У нас нова рожденьем знатность,
И чем новее, тем знатней.
Родов дряхлеющих обломок
(И по несчастью, не один),
Бояр старинных я потомок;
Я, братцы, мелкий мещанин

Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В князья не прыгал из хохлов,
И не был беглым он солдатом
Австрийских пудреных дружин;
Так мне ли быть аристократом?
Я, слава богу, мещанин
……………………»

Семья мещан за праздничным столом

Мещане были официальным сословием на Руси. Для причисления в это сословие необходимо было иметь в городе некоторую недвижимость, заниматься торговлей и ремеслом, нести податные обязанности и исполнять городские общественные обязанности. Принадлежность к мещанству оформлялась записью в городовой обывательской книге. Это звание было наследственным и потомственным

Вызвана она была изменением состава городского населения, притоком в города крестьян, ростом пролетариата, увеличением количества разночинцев — передового отряда нарождающейся интеллигенции, которая требовала перемен в обществе (каких — она и сама не знала). И мещане по мнению интеллигенции (этой определяющей общественное мнение прослойки общества) мешали этим переменам, потому что тяготели к стабильности, порядку, были безразличны к интересам социума

После мещанство как сословие было упразднено, но мещанство, как образ жизни, осталось, и было подвергнуто остракизму. Конечно, тут такие дали: мировая революция, построение коммунизма, все люди братья, «раньше думай о родине, а потом о себе». А тому, кто борьбы не желал, кто просто обитал в своем маленьком мирке, позор и презрение

«О мещанстве Иван Петрович имел особое мнение. Он крайне резко и зло отзывался об этой накипи нэпа. Не любил он этой житейской плесени.
- Для меня, - говорил Иван Петрович, - нету ничего хуже, как это мещанство. Потому через это вся дрянь в человеке обнаруживается… Давеча, например, я Васькино пальто накинул. За керосином побежал в лавку. Так Васька сразу в морду лезет. Дерется. Зачем ему, видите ли, пальто керосином залил.
- Воняет, говорит.
- Да брось, говорю, ты, Вася, свои мещанские штучки! Ну залил и залил, сегодня я залил, завтра ты заливай. Я с этим не считаюсь. А если, говорю, воняет - нос зажми. Пора бы, говорю, перестать запахи нюхать. Мещанство, говорю, какое.
Так нет, недоволен, черт сопатый. Бубнит чтой-то себе под нос. Или, например, хозяйка. Квартиру держит. И чуть первое число наступает - вкатывается в комнату. Деньги ей, видите ли, за квартирную площадь требуются.
- Да что вы, говорю, гражданка, объелись? Да что, говорю, я сам деньги делаю? Оставьте, говорю, при себе эти мещанские штучки. Обождите, говорю, месяц.
Так нет - вынь да положь ей за квадратную площадь.
Ну да когда старый паразит в мещанстве погрязши, это еще куда ни шло. А вот когда молоденькая в мещанство зарывается - это больно и обидно.Например, Катюшка из трепального отделения. Довольно миленькая барышня, полненькая. По виду никогда не скажешь, что мещанка. Потому поступки видны, идеология заметна, ругаться по матери может. А поближе тронешь - мещанка. Не подступись к ней. Давеча в субботу после получки говорю ей запросто, как дорогой товарищ дорогому товарищу:
- Приходите, говорю, Катюша, ко мне на квартиру. У печки, говорю, посидим. После фильму пойдем посмотрим. За вход заплачу. Не хочет. Спасибо ребята срамить начали.
- Да брось ты, говорят, Катюшка, свое мещанство. Любовь свободная.
Ломается. Все-таки, поломавшись, через неделю зашла. Зашла и чуть не плачет, дура такая глупая.
- Не могу, говорит, заходить. Симпатии, говорит, к вам не ощущаю.
- Э, говорю, гражданка! Знаем мы эти мещанские штучки. Может, говорю, вам блондины эффектней, чем брюнеты? Пора бы, говорю, отвыкнуть от мещанской разницы.
Молчит. Не находит чего сказать.
- Пущай, говорит, мещанство лучше, а только не могу к вам заходить. В союз пойду жалиться.
Я говорю:
- Да я сам на тебя в Петросовет доложу за твои мещанские штучки.
Так и махнул на нее рукой. Потому вижу, девчонка с головой погрязши в мещанство. И добро бы старушка или паразит погрязши, а то молоденькая, полненькая, осьмнадцати лет нет. Обидно» (М. Зощенко «Мещанство» )

социально-психологический тип личности и система ценностей, генетически связанные с образом жизни и сознанием мелкого буржуа. В центре мещанских ценностей лежит желание обогатиться методичным, каждодневным трудом, благодаря трудолюбию, следованию намеченному плану, солидности, добровольной бережливости, терпению и упорству, осторожности. С развитием крупного капитала классические мещанские добродетели объективируются, становятся свойством не человека, а предприятия. Некогда единый буржуазный идеал раздваивается на противоположные образы: с одной стороны, человек, сделавший сам себя, предприниматель (В. Зомбарт), натура господская (М. Шелер), а с другой - мещанин. Их сочетание и формирует капиталистический дух, тем не менее образ мешанина все более принимает на себя роль антиидеала, сгустка всего отвергаемого в ценностном мире буржуа: он становится образцом недоверчивости, понимания счастья как состояния насыщения, застоя, прозаичности, ориентации на среднее, стремления к видимости добродетели, которая измеряется исключительно полезностью. Мещанство в качестве антиидеала - это порожденные серостью и бесцельностью существования приземленность притязаний и ненависть ко всему возвышающемуся над нормой, невосприимчивость к эстетической культуре («полезное, как правило, враждует с прекрасным» - Э. Шпрангер) и категоричность суждений о мире. Мещанство противостоит как аристократизму, так и революционной морали, его ценностное содержание выявлялось в ходе антикапиталистической критики (с дворянской, пролетарской, революционно-буржуазной позиций), полемики с консервативными взглядами в искусстве (романтизм, антимещанская волна в культуре 19 в.), критики со стороны «геройствующих» идеологий (фашизм). Поскольку мысль мещанина не переступает границ, которых не преступает жизнь мелкого буржуа (К. Маркс), ей противостояли самые разные, порой противоположные по содержанию, но возвышенные идеалы (социальные, нравственные и художественные). Ж. Сорель называл мещанство «идеалом моралиста», т. к. в нем мораль, опошлившись, воссоединяется с повседневностью, Лит.: Оссовская М. Рыцарь и буржуа. M., I987.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МЕЩАНСТВО

моральное качество, в общей форме характеризующее образ жизни и мышления, к-рому присущи ограниченность жизненных идеалов узко личными интересами, проявление трусости и приспособленчества в политическом отношении, ханжества в морали, вульгарности во вкусах; близко по значению к пошлости. Первоначально понятие М. имело лишь социально-экономический смысл (в дореволюционной России так называлась городская мелкая буржуазия). Но уже с середины XIX в. под влиянием комедии Ж. Б. Мольера, рус. перевод к-рой был озаглавлен «Мещанин во дворянстве», в этот термин стали вкладывать определенный морально-эстетический, а затем и идейно-политический смысл, характеризуя им миропонимание и поведение, типичные для данной прослойки. М. метко охарактеризовал В. Г. Белинский: «...есть еще середина, которая... часто бывает хуже крайностей...» Это сословие, «которое на низшее смотрит с благородным презрением и чувством собственного достоинства, а на высшее с благоговением. Оно изо всех сил хлопочет быть их верною копиею; но назло себе остается каким-то средним пропорциональным членом, с собственною характеристикою, которая состоит в отсутствии всякого характера, всякой оригинальности и которую всего вернее можно выразить мещанством во дворянстве». С тех пор под М. стали понимать сужение жизненных интересов стремлением к личному счастью (т. наз. «мещанское счастье»), хамское презрение к низшим по социальному положению людям и раболепство перед высшими слоями об-ва, вульгарность во вкусах. Против М. в его волитическом и моральном смысле активно выступали в своих статьях прогрессивные деятели культуры России и Запада, а с конца XIX в. - В. И. Ленин и М. Горький. В лексиконе социалистического об-ва термин «М.» означает стремление «устроить жизнь» любыми средствами, приспособиться к обстановке и найти пути к «успеху по службе» и личному процветанию, рабскую подражательность во вкусах или приверженность тому, что считается «стильным», попытки внешне выделиться среди массы людей, доказать свое превосходство и оригинальность, трусливую беспринципность в общественно-политической жизни. Коммунистическая нравственность осуждает всякие проявления М. Важнейшей формой борьбы с ним является воспитание у людей коммунистической сознательности, духовной культуры и высоких эстетических вкусов.

Слава, Слава, Слава героям!!!

Впрочем,

им

довольно воздали дани.

Теперь

поговорим

о дряни.

Утихомирились бури революционных лон.

Подернулась тиной советская мешанина.

Ивылезло

из-за спины РСФСР

мурло

мещанина…

(В.Маяковский, О дряни, 1921)

Мещанство: Определение и развитие понятия

Название современного способа производства, который принято уже два столетия называть буржуазным, не подходит для ясного понимания процесса его возникновения, развития и отмирания. Гороздо точнее и понятнее для русского слуха и сознания слово «мещанский», которое собственно и определяет однозначно и прочно жизнь и судьбу данного способа производства.

Почему это так?

Рассмотрим слово мещанин в его историческом контексте, с точки зрения логики и истории его появления в русском языке, на российской почве, в частности и в мировом словарном и понятийном обиходе, в целом.

Согласно Толковому словарю под редакцией C.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, мещанин в первом значении слова, в царской России: лицо податного сословия, состоящего из мелких домовладельцев, торговцев, ремесленников. Городской мещанин. Служащий из мещан. Второе значение – человек с мелкими, сугубо личными интересами, с узким кругозором и неразвитыми вкусами, безразличный к интересам общества.

В Толковом словаре В.И.Даля мещанин – это горожанин низшего разряда, состоящий в подушном окладе и подлежащий солдатству; к числу мещан принадлежат также ремесленники, не записанные в купечество. Мещанка – жена мещанина, или женщина этого сословья. Мещанство, соответственно – состоянье мещанина; сословье мещан.

Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова дает следующие определения мещанина : 1) Человек, принадлежавший к городскому ремесленно-торговому слою населения, а с 1775 года официальное название лиц, главным образом из городской мелкой буржуазии, составлявших в дореволюционной России особое сословие, ниже купеческого; 2) Человек с мелкими, ограниченными, собственническими интересами и узким идейным и общественным кругозором.

Словарь синонимов Н.Абрамова сообщает, что мещанин – это горожанин, городской обыватель (житель), гражданин, а также буржуа (буржуй). Противоположные значения – джентльмен, барин, рыцарь.

А понятие «мещанство» обобщается так: собирательное от мещанин, м ѣ щанинъ буквально, житель места, то есть житель посада. Мещанами уже в московской Руси назывались иногда «черные градские люди» (см. черная сотня), то есть низший разряд городских жителей (мелочные торговцы, ремесленники, поденщики), более распространенным названием которых было «посадские».

Большая Советская энциклопедия определяет его так: «Мещанство – это понятие, которое в России с 1775 по 1917 годы показывало официальный статус мещан как обозначение одного из пяти российских сословий (наряду с дворянством, духовенством, купечеством и крестьянством). Сословная характеристика мещанства была особой, а принадлежность к нему признавалась наследственной. По своему хозяйственно-экономическому положению мещанами именовались люди, которые относились к мелким землевладельцам (преимущественно в городах) и занимались ремеслом с торговлей. Мещанство каждого города, посада или местечка (поселения) образовывало мещанское общество». Именно в таком смысле оно было зафиксировано в метриках и паспортах миллионов жителей царской России.

Итак, имеются два основных определения мещанина, одно из которых обозначает принадлежность к социальной группе, или сословию, существовавшему в России до октября 1917 года, другое имеет негативный оттенок и обозначает ограниченного человека с собственническими интересами, замкнутого на себя. Если первое определение уже утратило свою актуальность для нашего времени, то второе еще беспокоит людей, поскольку с возвратом к капитализму в новой России наблюдаются и логичные попытки реабилитировать положительный смысл слов мещанин, обыватель, буржуа.

Нас в данном контексте интересуют понятия мещанин, мещанский как бесспорно указывающие на содержание современного способа производства и обмена в большинстве стран мира, а также на основных «носителей» идеологии и повседневной жизни этого экономического строя, который на русском языке должен был бы звучать как мещанский способ производства.

Этимология слова «мещанин»

Из историко-этимологического словаря современного русского языка под редакцией П.Я.Черных мы узнаём, что понятие «мещанство», согласно морфологическим признакам, происходит от слова «мещанин». Производное от «мещан» слово «мещанство» – более позднее образование на русской почве. В словарях русского языка 70-80-хх годах XVIII века оно уже упоминается в прямом смысле как «сословие мещан». Прилагательное «мещанский» стало неоднократно употребляться в переводах с литовского языка с середины XVII века. В русском языке слово мещанин в смысле «горожанин», «житель города» сначала появилось в западнорусских памятниках письменности XIV веке, позже, в XVI веке – в русских, относящихся к Смоленскому краю.

Профессор, доктор философских наук А.И.Новиков в своём исследовании «Мещане и мещанство» подтверждает: «Слово «мещанство» родилось в западных губерниях России. «Място» – по-польски город, мещанин – городской житель, в отличие от крестьянина и помещика-дворянина. В XIV-XVII веках мещанами официально именовались жители городов западной и южной Руси, входивших тогда в состав польско-литовского государства». Исходя из этого значение «мещанство», пришедшее в царскую Россию с Запада (Польши, Литвы, Украины, Белоруссии), ассоциируется в тогдашней России с понятием «западничество».

В архивах имеются исторические записи о том, что войска Богдана Хмельницкого при воссоединении Украины с Россией состояли из множества мещан, то есть горожан.

Из «Чтений и рассказов по истории России» С.М.Соловьёва, мы также можем узнать, что понятие «мещане» пришло в Россию из Польши. «Вследствие войны с Польшей в Москве оказалось много пленных белорусов, мещан – имя, до сих пор неизвестное, не звучавшее в Великороссии. По Андрусовскому перемирию эти пришлые люди получили свободу, но пожелали остаться в Москве. Сперва их раздали в тягло по чёрным сотням и слободам, но в 1671 году велено за Сретенскими воротами построить для них новую слободу, которая получила название Мещанской, и мещане взяты в ведомство Малороссийского приказа». По-видимому, через украинскую и белорусскую языковую и культурную среду понятие «мещане» пришло к нам из польского языка. Кроме этого такая точка зрения согласуется с выяснением исторических данных о понятии «местечко».

Русский санскрит?

Если взглянуть на более глубокие корни русского языка, то по корню «место», «местечко», близким к мещанам, можно обнаружить следующие параллели.

Вероятнее всего, слово «мещанин» происходит от разговорной формы, обозначающей жителя местечка – «местчанина» или «мещанина». Благодаря необычайной близости русского языка и санскрита (учёные называют это «лингвистическим чудом») мы имеем возможность при помощи санскрита объяснять непонятные ныне русские названия. При рассмотрении ключевого слова «мещёра», по мнению А.И.Нестерова, эта связь очевидна.

Так, при взгляде на Русскую равнину находим: в Новгородской области протекает река Мста, во Владимирской области есть населенный пункт Мстёра. Раньше в русском языке действовал закон открытого слога : и Мста, и Мстёра звучали соответственно как «Места» и «Местёра». Этот же корень лежит в основе топонима Мещёра. Чередование ст/щ – типичное в русском языке. Простой пример: разМЕСТиться – разМЕЩаться; поМЕСТье – поМЕЩик. На украинском языке со времен Киевской Руси слово «мюто» (место) и до наших дней означает «город», По данной цепочке также возможно было появление и закрепление названия горожан – мещане.

«Место» индоевропейское

Версия понятия «место» отсылает нас к древнему образованию на индоевропейской почве, которое подразумевает приручение коров, издающих звук [м], и переход к устойчивому животноводству и земледелию вместо кочевого и подвижного собирательства или охоты.

Поэтому в отличие от кочевого значения стоянка – временная остановка, однокоренное слово «место » означает людей остановившихся на новой территории прочно, постоянно, на всю оставшуюся жизнь. В отношении занимаемого и освобождаемого места в пространстве житель места , мещанин (мест-чанин) относится к понятию «простолюдин».

Простолюдин в сословном обществе – человек, принадлежавший к непривилегированному сословию (крестьянин, мещанин). Происходит от словосочетания просто + люд и -ин (суффикс). Слово обозначает – пространство, занятое людьми. Согласно толкового словаря живого великорусского языка В.И.Даля мы узнаём, что русское слово «пространство» происходит от наречия «просто» – порожний, пустой, ничем не занятый, например: «Нет ли простой посудины? Руки не просты, полны (заняты). Закрома просты, простого места многа». Слово характеризует занятость или пустоту определённого места , заполнения его, то есть пребывания или убытия из него, оставление его пустым – незаполненным.

«Место» в Киевской Руси

С точки зрения происхождения термина «мещанство» весьма интересна концепция появления городов в Киевской Руси. Академик Б.Д.Греков в своём исследовании «Киевская Русь» замечает, что некоторые города, розданные Рюриком своим дружинникам, назывались «местами». Вследствие того, что «мужи», рассаженные им в укрепленных поселениях, находились там с целью поддержания власти на местах. Эти города (Полоцк, Ростов, Белоозеро и другие), безусловно, были центрами значительных местных территорий, то есть укрепленными политическими пунктами, где в определенном месте находились представители княжеской власти – намест ники (посадники) и от имени князя властвовали над местным населением. В период правления княгини Ольги такие поселения в летописях уже официально называют местами. В этом смысле «место» есть город, населённый пункт, в котором сосредоточено промышленное и торговое местное население, в той или иной мере оторванное от земледелия.

Из концепции Б.Д.Грекова «О происхождении городов в Киевской Руси», мы также узнаём, что мещане как жители «мест» принадлежали княжескому посаднику и назывались посадскими. Живший на месте ремесленный люд в Древней Руси размещался вокруг крепостных стен – посада. Посад – торгово-ремесленная часть города вне городской стены; пригород, предместье или поселок городского типа». В тот момент времени под «местами» подразумеваются поселения, которые в Киевской Руси назывались «посадами», соответственно люди, проживающие там, были посадскими, но еще не назывались «мещанами». Слово посад, скорее всего, доминировало над понятием место, а «место» только позднее стало определяться и ассоциироваться с отдельной территорией, местом, местечком, на котором обособлялись «пришлые люди», а не посадские, постоянно проживающие в данном месте. Таким образом, жители городов-мест Киевской Руси до XIV века и позже это посадские люди, а не мещане.

Переселенцы и учреждение «местечек»

В еврейской энциклопедии Ф.А.Брокгауза и И.А.Эфрона, говорится о том, что образование значения «мещане» связано с созданием местечковых еврейских поселений – «местечек» – особого рода населенных мест, встречающихся на Кавказе, в Прибалтийском и Западном крае. Особенно многочисленны и типичны местечки в местах постоянного жительства евреев, то есть губерниях, прежде находившихся в составе польского королевства. Здесь «местечки» с давних пор (начиная с XII века) учреждались королями и магнатами.

Именно «обратное заимствование» слова горожанин (mieszczanin) из польского языка объясняет присутствие в русском языке прямой кальки этого слова «мещанин» из польского и/или западно-украинского. Связь доказывается и однокоренными польскими словами: место (miejsce), город (miasto), житель (mieszkaniec), а также однокоренным чешским, словацким и литовским словом «горожанин», соответственно – měšťák, meštiak, m ieszczanin. Взаимная «диффузия» родственных языков (территорий и культур) только подтверждает, что в языке, или через язык отражаются реальные исторические процессы. В данном случае речь о культурной и социальной адаптации переселенцев в Россию из Центральной и Восточной Европы, обособленных в учреждаемых местной властью «местечках».

Документальное подтверждениестатуса «мещан», замещающего со временем понятие «посадские», появилось при Петре I. Фактом становления сословия мещан стала организация сословий при Петре I, когда все городские обыватели («регулярные граждане») получили общее наименование «мещане». Принадлежность к мещанству оформлялась записью в городовой обывательской книге. Звание мещанина было наследственным и потомственным. Мещане по регламенту Главного магистрата 1721 года были разделены на две гильдии и цехи. К первой гильдии были отнесены банкиры, знатные купцы («гости»), городские доктора, аптекари, лекари, шкиперы купеческих кораблей, ювелиры, иконники и живописцы; ко второй – все те, «которые мелочными товарами и харчевыми редкими припасами торгуют, а также рукомесленные: резчики, токари, столяры, портные, сапожники и им подобные». Ремесленники, входившие в состав второй гильдии, подразделялись, в свою очередь, на цехи, созданные по профессиональной принадлежности.

Окончательное оформление мещанского сословия происходит путем узаконений Екатерины II, касающихся управления городов. 30 июля 1767 года Екатериной Второй был дан Наказ Комиссии о сочинении проекта Нового Уложения. Глава 16 называется: «О среднем роде людей». В статье сказано: «В городах обитают мещане, которые упражняются в ремеслах, в торговле, в художествах и науках. Сей род людей, о котором говорить надлежит, и от которого государство много добра ожидает, если твердое на добронравии и поощрении к трудолюбию основанное положение получит, есть средний. Оный, пользуясь вольностью, не причисляется ни ко дворянству, ни к хлебопашцам. К сему роду людей причесть должно всех тех, кои, не быв дворянином, ни хлебопашцем, упражняются в художествах, в науках, в мореплавании, в торговле и ремеслах». Записаться в мещане мог любой городской житель, который имел в городе недвижимую собственность, занимался торговлей или ремеслом, платил подати и исполнял общественные службы.

Манифест от 17 марта 1775 года назвал мещанами уже всех посадских и слободских обывателей, которые не владели капиталом в 500 рублей и не могли быть записаны в купечество.

Жалованная грамота 1785 года присваивала шестой разряд посадским городским обывателям, а именно тем из проживающих там ранее, или поселившихся, или родившихся в городе, которые не были внесены в первые пять частей городской обывательской книги (то есть не отнесены ни к купечеству, ни к цеховым ремесленникам). «Городовое положение 1785 года» называет мещанами всех вообще представителей третьего сословия («среднего рода людей» или мещан название есть следствие трудолюбия или добронравия, чем и приобрели отличное состояние), именуя посадских мещанами из тех городских обывателей, которые не принадлежат ни к именитому гражданству, ни к купечеству, ни к цехам, а кормятся в городе промыслом, рукоделием или работой».

Позднее «местечки» учреждались в XIX столетиирусским правительством, по ходатайству владельцев. По своему экономическому значению, по преобладанию среди жителей (преимущественно евреев) торгово-промышленных занятий, поселения эти приближаются к городскому типу. Жители местечек считаются мещанами, согласно словарю Брокгауза и Ефрона.

Таким образом, мещане – это в историческом плане в основном переселенцы в Россию, расселявшиеся в российских городах и пригородах и получавшие соответствующий статус, название и обозначение которых со времен Петра I становилось общим для всего «третьего сословия».

Переселенцы с Запада в Россию – евреи и католики-христиане были иностранцами. В отличие от православного русского народа, они придерживались другой веры и уклада жизни, поэтому их селили отдельно от других россиян, а их местечковые поселения получали особый социальный статус. «По разъяснению правительственного сената к городским поселениям принадлежали лишь те из мещан, которые имели особое мещанское управление или были приписаны к ближайшим городам. По закону от 29 апреля 1875 года («Закон о состоянии») в местечках западных губерний, изъятых из ведения городских учреждений, при известной численности населения (не менее 10 дворов или домохозяев) местные обыватели – христиане и евреи – образуют самостоятельные мещанские общества. В местечках менее 10 дворов или домохозяев, местные мещане приписывались к мещанским обществам городов или других местечек, где уже существовали мещанские общества».

В поздних указаниях, особенно в «Своде Законов», название «посадские обыватели» вытесняется термином «мещане». Иначе говоря, наименование пришлых иностранцев, например, евреев и католиков, проживавших в обособленных «местечках», становится общим названием для всех граждан третьего сословия. «Мещане каждого города, посада или местечка образуют особое мещанское общество – мещанство».

Таким образом, основной признак мещанства в дореволюционной России, который в свою очередь связан с мещанским сословием (мелкие городские торговцы, городские ремесленники, городские низшие служащие и т.п.) – его обязательная принадлежность к городскому населению, имеющему официальный, зафиксированный в городской книге, статус законопослушных налогоплательщиков.

Город мещан

Слово «город» теперь накрепко связывается с посадскими людьми, третьим сословием, которому предстоит вскоре обрести обобщение по именем «мещанство».

«Город» представляет собой древнерусское (с дописьменного периода) преобразование слов «ограда», «огород» «укрепление», «крепость». Слово имеет и более старинное значение – «огороженное место». Слово, возможно, происходит от древнеиндийского корня «grhah», обозначающего «слуга», «дом», «хозяин дома», «обитающий дома», «семья, люди, живущие вместе».

«Древнерусское слово «домъ» обозначает «жилище», «хозяйство», «семья», «род», «храм»... происходит от древнегреческого domos – «дом», «постройка», «здание», «комната», «семья», образуется на основе корня dom – «строить»».

В некоторых славянских языках (болгарском и словацком) «гора» означает лес. Известно, что в лесных и лесостепных районах дома, как правило, строились из дерева. Если рассматривать устройство средневекового русского города, то очевидно, что строения «были в нем не каменные, а деревянные, поэтому существовало выражение «срубить город». Следовательно, город – это постройки из дерева (леса) – прежде всего деревянные дома, где проживал род, семья. Отсюда и происходят русские понятия «деревня» и более древнее праславянское оставшееся нам от волжских булгар – «город», то есть постройки из дерева, леса.

Любопытно, чтослово горожанин, как и гражданин (житель города) отпечаталось в некоторых языках южноевропейских славян в виде однокоренного к словам «дерево», «деревня» и «держава». Так, в словенском языке слова горожанин и гражданин совпадают и пишутся одинаково – državljan.

Понятно, что в других славянских языках слова горожанин и гражданин прямо указывают на связь с «градом», «городом» и «местом». Независимо от кириллицы или латиницы, много общего:

ГОРОЖАНИН:

ГРАЖДАНИН:

МЕЩАНИН:

Белорусский:

гараджанін

грамадзянін

мешчанін

Болгарский:

съгражданин

гражданин

еснаф

Боснийский:

mještanin

građanin

sitničav

Македонский:

градот жител

граѓанин

малограѓански

Польский:

mieszczanin

obywatel

filister

Сербский:

грађанин

грађанин

филистињанин

Словацкий:

meštiak

občan

filister

Словенский:

državljan

državljan

Filistejca

Украинский:

городянин

громадянин

міщанин

Хорватский:

gradovi

građanin

Filistarski

Чешский:

měšťák

občan

šosák

Таким образом, «понятийное облако» мещанина и мещанства ограничивается такими значениями и смыслами как: место, земля, владение, частный, город [бург], крепость, житель, мещанин [бюргер, буржуа], огороженное место, защищенное место, войско, налоги, защита собственности [земли, имущества] а также – торговля, рынок, ремесла, мастеровые.

Город, как торговое укрепленное место, предполагал наличие городского управления, городской стражи и бюджета, с помощью которого финансировались общегородские функции, из которых главной в то время была организация безопасной торговли, обмена товарами внутри городских стен.

От укрепленного и охраняемого места-местечка-города можно перекинуть мостик к понятиям государства (государя), армии, правосудия, первооснова которых есть вооруженное насилие над местным населением собственника земли, на которой трудятся крестьяне. Земля, арендованная у землевладельцев для производства зерновых и для пастбищ выращиваемого скота, то есть для производства скота и зерна в пищу, является условием зависимого положения крестьян в данных производственных отношениях феодального способа производства. Первичная продукция сельского хозяйства обеспечивала условия для полноценной торговли в городах, поскольку всем жителямгородов, мест и местечек (и производящим продукты, и праздным классам) нужна пища.

Излишки производимой продукции являются предпосылкой обмена их на другие продукты, то есть к торговле. Торговля стимулирует накопление, образование богатства, которое способно воспроизводить себя с помощью насилия, то есть войска с оружием на стороне собственника. Собственник по мере роста накоплений стремится узаконить свои правила для сохранения создаваемого неравновесия, то есть сделать Законом концентрацию имущества, собственности у одних и обнищание у других жителей места, местечка, «города». Здесь, в Городе, вводят налоги, подати, повинности, казни за нарушение правил («законов»). Здесь же, в Городе, вооруженный войском землевладелец обеспечивает соблюдение своих законов.

Мещане – жители города, места, местечка. В России, крестьяне, ремесленники, подмастерья, чиновники, служащие и прочие – все они мещане , жители места, местечка или города.

Немецкий аналог русского мещанства – бюргер, бюргерство (немецкое der Bürger, die Bürgerschaft) имело совсем другую историю. По происхождению, это германское слово вполне аналогично другому, русскому «город-посад» (торговый). Оно возникло, по-видимому, из соединения двух слов: исконно германского berg- «возвышенность на местности, гора» (того же корня, что древнерусское «брегъ», или русское«берег») и латинского burgus. Последнее, в свою очередь, возможно, заимствовано из греческого πύργος и означало «башню, укрепление». Хотя возможно и «обратное заимствование» в древнегерманский язык из древнерусского.

Очень показательны для устройства древнего германского города, во многом также похожего на древне-русский, слово, сложенное из готских baurgs-waddjus, «городская стена», mid-gardi-waddjus«средняя, разделяющая город стена». Причем слово – waddjusмужского и женского рода первоначально означало «деревянная ограда, плетень».

В новое время немецкое слово Bürger «горожанин, мещанин, бюргер» приобретает также значение «гражданин» и, соответственно, бюргер близко соседствует с английским и французским «буржуа».

Мещанин в русском языке – это буквальный повтор польского слова mieszczanin , то есть горожанин. Аналогично чешское слово měšťan (мещтян), в переводе – житель города (так же называли члена городской общины). И слово, производное от «жителя города» – měšťanský (мещтянский), или городской, то есть присущий образу жизни законных горожан . «Законные горожане», жители места, местечка – это жители, послушные закону собственника земли, исправные налогоплательщики, соблюдающие нормы и правила мещанского способа производства, исполняющие церковные ритуалы. Они связаны с установленной (насильственно) системой права, моралью, религией, которые сформулированы собственником земли, как основного средства производства в тот момент.

Неудивительно поэтому, что в польском языке слово miasto – город – очень похоже на чешское слово město – городской населенный пункт. Русскоеслово «город» говорит о способе организации такого «места»: город – огороженное (стенами) место проживания «горожан»; в чешском языке это hrad – крепость, кремль (как старославянское град, город).

В зависимости от регионов, времени и политических обстоятельств, обусловивших параметры формирования и строительства, города возникали в каждой местности по-разному. В одних случаях города первоначально могли возникнуть как пункты обороны. Как таковые они сразу притягивали к себе нуждающихся в защите ремесленников и торговый люд. В других случаях города создавались как управленческие центры, но и в этом качестве они должны были привлекать к себе ремесленников и торговцев, находивших в таких поселениях состоятельных покупателей и благоприятные условия для рыночного обмена.

Города зарождались часто сами по себе в местах или местечках, где вдоль рек и водоемов поселялся промысловый и ремесленный люд. Особенно часто такие города появлялись на перекрёстках торговых путей. Разнотипность городов по происхождению подтверждается, в частности, историей России. «Если в городах Киевской Руси уровень развития ремёсел был довольно высок уже в Х веке, то такого нельзя сказать о городах Северо-Восточной Руси, где даже в XIV-XV веках еще не было ремесленных цехов».

Мещанин-горожанин-гражданин-буржуа

Теперь о том, как связаны между собой мещанин, горожанин, гражданин, обыватель и буржуа.

Для этого перекидываем мостик от славянского слово «мещанин» к его аналогам в романских языках. Кто такой мещанин здесь? Например, b ürger , немецкое слово. Оно имеет целый ряд связанных между собой значений: гражданин, городской житель, горожанин. Мещанин, буржуа, или бюргер; представитель третьего сословия. Для краткости, это человек, еще не богатый, но уже не лакей – налогоплательщик. Он же обыватель. Устаревшее значение – житель замка [крепости].

Таково же значение французского слова bourgeois : буржуа, мещанин; обыватель. Еще одно значение (устаревшее) – горожанин; гражданин (привилегированного города), или разговорное слово – хозяин (заведения, предприятия).

Английское слово bourgeois также означает: буржуа; историческое значение – бюргер, горожанин, городской житель.

В итоге получается: мещанин, обыватель, он же бюргер и буржуа, проживающий в каком-то «месте», являющимся, согласно значениям исходных слов, городом. Интересно, что на связь с городом указывают и другие синонимы слов обыватель, мещанин, буржуа, бюргер.

Английское слово citizen – гражданин (законный житель какого-либо государства); горожанин, городской житель, гражданское лицо, штатский – все они связаны корнем со словом город, city . Значит, граждан, исторически, – это горожанин, житель города, места, местечка. Он же мещанин, обыватель, налогоплательщик.

Итальянское слово cittadino , как прилагательное «городской». Как существительное – горожанин, городской житель (какого-либо города), гражданин, а также гражданин (государства, поскольку город в средние века и раньше был государством), подданный государства-города. Слово также имеет общий корень со словом город, citta .

Испанское ciudadano , в качестве прилагательного, переводится как гражданский, городской. Существительное, гражданин, а также устаревшее, простолюдин содержан в себе корень слова город, ciudad.

Аналогичное французское слово citoyen,citoyenne – гражданин, устаревшее житель города, горожанин, вдобавок, разговорное пренебрежительное – тип, человек.

Понятия эти также схожи с немецким словом Bürger , означающим, человека, живущего в пределах Бурга (замка-города); «живущего в граде», «в ограде», то есть за сенами города, – словом, бюргера.

Смысловые параллели таковы: ограда – огород – ограждение – граждане (города или места). Например, немецкое Zaun – ограда, - в нем лишь одна буква отличает его произношение от английского слова город, t own.

Местное проживание людей можно также определить как пребывание на месте. Согласно с этими данными В.И.Даль даёт понятию «мещанин» следующее разъяснение. В его характеристике мещанства присутствует еще одно значение этого термина – обыватели . Мещанин – это также «обыватель». Это слово происходит от смыслового значения глагола бывать, точнее – быть, то есть жить, существовать, проживать, обитать, существовать именно здесь, в этом месте; жить оседло, постоянно. Обыватель – мещанин, житель на месте, всегдашний житель, поселённый прочно; владелец места или дома. «Обыватели в этом смысле – это горожане, посадские люди, слобожане, жители местечка».

Перечисленные синонимы и понятия, включая и обывателя, соединяются в мещанине, несущем в себе признаки «третьего сословия», или среднего класса, как его называли до становления «широкого класса буржуазии» при капитализме. Мещане, обыватели, буржуа – это массовые представители эпохи, капитализма, его мощнейший фундамент и опора.

Итак, мещанин это – городской обыватель (в России до 1917 года), человек, входящий в мещанское сословие, состоявшее из мелких домовладельцев, горожан и ремесленников. Он же плательщик налогов и в известной степени законопослушный гражданин.

В это же время в Европе и США это уже не мещанин, представитель третьего сословия, ачасть массового социального класса буржуазии, если иметь в виду не только высшую его часть, среднюю и крупную буржуазию, но также и мелкую буржуазию и мещан, лишенных пока собственности. Все они вместе составляют многомиллионный «людской раствор» мещанского способа производства периода капитализма. При этом мелкиеи мельчайшие мещане, как правило, без собственности являются мощным «планктоном» воспроизводства мещан-капиталистов.

Другое значение слова мещанин, в переносном смысле, который постепенно вытесняет исходный смысл принадлежности к сословию, – это человек, для которого характерны мелкие, сугубо личные интересы, узкий кругозор, неразвитый вкус, безразличие, или равнодушие к интересам общества.

От мещанина мы по цепочке значений словподходим к схожему понятию –«обыватель». Обыватель, в устаревшем значении, – постоянный житель какой-либо местности; с оттенком неодобрительным – человек, лишенный общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами.

Другое значение слова «обыватель» (в царской России) – это городской житель (купец, мещанин, ремесленник), а также вообще житель, относящийся к податным сословиям. Представитель этого сословия, плативший подати [налоги] и выполнявший повинности, и назывался обывателем, городским или сельским. Так же называли человека, лишенного общественного кругозора, живущего собственными эгоистичными интересами, ограниченный, замкнутый на себя, на свою собственность и так далее.

Мещане – строительный материал эпохи Собственности

Отношения собственности складываются вокруг производства и распределения материальных благ. В зависимости от того, в чьих руках собственность на условия и результаты (продукты) труда, тот и дает название способу производства, экономическому строю.

На сегодня капитал представляет собой высшую форму развития отношений собственности, более сложную, разветвленную и более эффективную, существующую как общемировое явление. Существование капитала возможно при частной собственности на средства производства, из которых первейшее – земля. Работа, или функционирование капитала состоит в маниакальном стремлении к самовозрастанию через присвоение неоплаченного прибавочного времени наемных рабочих. Другое название прибавочного рабочего времени – прибавочная стоимость. Основа стоимости – труд наемных рабочих в материальном производстве.

Стоимость, буквально, это их труд, или их рабочее время. Рабочее время материализуется в продукте труда. Продукт труда, вступающий в обмен, в торговлю, продается, – и собственнику возвращаются понесенные им материальные затраты, а также затраченное время рабочих в виде заработной платы (необходимого труда, или необходимого времени) и прибыли (прибавочного труда, или прибавочного времени. Зарплата и прибыль – это те «субстанции» стоимости, которые создаются трудом наемных рабочих. Этих субстанций не было до начала процесса производства. Именно эти два элемента служат условием самовозрастания стоимости, роста собственности , то есть являются условием существования отношений капитала.

Такие отношения капиталистической собственности, по сравнению с рабовладельческими или феодальными являются внешне более свободными, и даже циничными в своей откровенности (человек сам себя продает как товар), а внутренне – более изощренными в своей жестокости и безнравственности. Товар «рабочая сила» не может быть человеком, а только придатком машины, и сам, добровольно отдается в руки капиталиста-собственника, движимый инстинктом самосохранения, как зверь. Рабочий еще меньше человек, чем раб периода рабовладения, или крестьянин периода феодализма.

Одновременно с уменьшением Человека в Рабочем происходит объективное сокращение количества наемных рабочих в мировой экономике в силу действия закона капиталистического накопления и изменения органического строения капитала в сторону сжатия в нем количества живого труда. Вот тут-то мещанин становится поистине тотальным человеком финального этапа капитализма.

Самый массовый собственник периода капитализма, основание гигантской пирамиды данного способа производства – это обыватель, мещанин. Мещанин или уже является собственником, или потенциально может стать им, мелким, средним, крупным владельцем капитала.

Даже рабочий, антипод капиталиста, тоже вырастает в среде мещанской цивилизации и пропитывается ее идеями. Поэтому он редко может выйти за ее рамки цивилизации Собственности. Рабочий без собственности, собственник своей рабочей силы, он словно малюсенький капиталист. Даже если бунтует против одного капиталиста или всей системы в целом, он способен лишь заменить одного капиталиста на другого, одну разновидность системы безжалостной эксплуатации на другую. Чаще без особого успеха.

За несколько тысячелетий эпохи Собственности суть мещанина, мещанства, появлявшегося на исторической сцене под разными именами, не менялась. Отношения владения-пользования-распоряжения завоевывали мировое хозяйство, а мещанин заполнял собою все поры общественных отношений, делал себя тотальным агентом Собственности.

В свое время Горький высказал мнение, что мещанство - это искаженно сформировавшееся чувство собственности. С этим вполне можно согласиться. Ведь нельзя стремиться только к собственному покою, опасаясь, что в какой-то момент он рухнет. Многие классики презирали мещанство. Определение, которое дал Чехов этому явлению, кажется несколько шире. Он писал о том, что оно не несет никакого развития и прогресса для людей.

Социальный кризис

В 19 веке Николай Васильевич Гоголь писал о том, что жизнь находится во власти мелочей, и это явление приобретает угрожающие масштабы. В то же самое время и Чехов высказался о том, что мещанство - это страшное зло. Проникая в суть этого образа жизни молодежи той эпохи, писатель содействовал борьбе за его кардинальное изменение.

Противостояние в литературе

В 1903-м году Чехов написал рассказ "Невеста". Сюжет истории достаточно прост. Московский художник Саша уговаривает девушку Надю бежать из дома практически из-под венца. Героиня, благодаря этому обреченному и больному человеку увидела всю тусклую жизнь, окружающую ее. Надя, поддавшись уговорам, уезжает учиться. Вернувшись на каникулы, героиня совершенно не сожалеет о поступке. Саша, удивительный человек, светлый изнутри, помог ей вырваться из узкого, душного и себялюбивого мещанства, обрести себя, избавиться от пошлости. Его слова призвали героиню к личному росту.

Мещанство: значение слова

Термин имеет польские корни и происходит от понятия mieszczanin - горожанин. До 1917 года в России мещане составляли низший разряд обывателей. Они несли податную и рекрутскую повинность, на них распространялись телесные наказания.

История возникновения

Мещанство - это сословие, которое берет начало от торговцев, мелких домовладельцев, ремесленников. Официально оно было закреплено в Жалованной грамоте Екатерины Второй в 1785 году. В ней же было дано разъяснение понятия. В Грамоте было указано, что мещанство - это "сословие городовых обывателей", "люди среднего рода", ремесленники и мелкие торговцы. По положению они стояли ниже купцов. Мещанам принадлежала львиная доля недвижимого имущества города. Поскольку они, вместе с купцами, выступали в качестве основных плательщиков податей и налогов, то считались "правильными городскими обывателями".

Вступление в сословие

Городские мещане объединялись в "общество". Принадлежность к сословию оформлялась соответствующей записью в обывательской книге города. Таким образом, каждый мещанин приписывался к определенному населенному пункту. Временно покинуть территорию своего города мещанам разрешалось только при наличии временного паспорта. Переехать же в другой населенный пункт допускалось с разрешения власти.

Звание мещанина переходило по наследству. Записаться в сословие мог совершенно любой житель города, имевший какую-либо недвижимость, занимавшийся торговлей или ремеслом, исполнявший общественные службы и плативший подати. Исключить из мещанства человека могло "общество" или суд. На мещан распространялись подушная подать, внутренние сборы города. Они обладали правом на корпоративное объединение, сословное самоуправление. Последнее реализовывалось посредством управ. Кроме этого, для мещан был сформирован отдельный суд. В середине 19 столетия сословие было освобождено от телесных наказаний. В 1866 мещане прекратили платить подушную подать. Ремесленники, принадлежавшие к этому сословию, переходили в категорию цеховых. Все, кто постоянно занимался каким-нибудь делом, должен был записаться в цех. По званиям ремесленники подразделялись на подмастерьев и мастеров. Перейти из первой группы во вторую можно было только в случае пребывания в звании подмастерья на протяжении трех лет. В мещане зачастую переходили и отставные военнослужащие. При этом они получали определенные льготы, в числе которых было и освобождение от податей.

Связь с купечеством

Мещанство - это одно из сословий, тесно взаимодействовавшее с купцами. Развившие свои предприятия, разбогатевшие обыватели переходили в эту категорию. Вместе с этим, обедневшие купцы становились мещанами. В 1863-м году были проведены городские реформы. В результате них была отменена третья (низшая) гильдия купечества. Все, кто был приписан к ней, перешли в мещанство.

Возможности крестьянства

Мещанство принимало и государственных, а после отмены крепостничества - всех крестьян. Однако при этом должны были соблюдаться условия. Крестьяне могли перейти в мещанство при выходе из сельской общины и с разрешения власти. После отмены крепостничества мещанство пополнилось значительным количеством освобожденных. Однако, как свидетельствуют записи, считалось, что крестьяне переходили в новое сословие исключительно ради того, чтобы быть освобожденными от податей. На самом же деле они не занимались ни ремеслами, ни торговлей. Приобретя в городе дом и взяв в аренду участок, они продолжали работать на земле. Некоторые мещане, получив образование, становились разночинцами.

Статистика

Согласно данным по 1811 году, в России было порядка 950 тысяч мещан. Это составляло 35% от всего населения города. По данным переписи, проведенной в 1897-м, в стране было около 13 400 000 мещан. По своей численности это сословие находилось на втором месте после крестьянства. Несмотря на то что формально у мещанства было собственное самоуправление, оно в незначительной степени служило на благо обывателям. По своей сути, оно выступало в качестве бесплатного (для государства) финансово-полицейского органа управления. Мещанство вместе с прочими званиями и сословиями было отменено после революции 1917 года.

Ограничение перемещения

В начале ХХ столетия паспортная система в стране не была строгой. Однако несмотря на это, перемещение мещан было ограничено. Дела, касавшиеся выдачи паспортов, зачастую доходили до "схода". Но такие собрания проходили довольно редко, закон не определял их состава. В этой связи решения, принимавшиеся на "сходах" были весьма неустойчивы.

Либерализм - это идеология мещанства

В широком смысле данное явление характеризует не только жизнь обывателей, но и их мышление. Проблема мещанства состояла в ограниченности взглядов исключительно личными интересами, вульгарности во вкусах, трусости. Поведение и мировоззрение человека заключалось в том, что на высшие слои общества он смотрел с благоговением, а на низшие - с явным презрением. Мещанин всеми силами старался приблизиться к элите, но это ему плохо удавалось. В результате такие люди оставались средними членами общества. Мещане всегда старались обустроить жизнь, приспосабливаясь к обстоятельствам. Зачастую они не имели личного мнения, слепо подражали всему, что считалось модным и престижным.

Настоящее время - что изменилось?

Современное мещанство мало изменилось с дореволюционных времен. Сегодня не существует сословий и званий, но по поведению людей можно причислить их к той или иной категории. Мещанами в настоящее время можно назвать тех, кто ограничен стереотипными суждениями, живет по сценарию, навязанному обществом, опасаясь даже незначительно отклониться от заданной траектории. Таким людям свойственны узколобость, отсутствие гибкости и широты мышления. Они живут без каких-либо убеждений и приоритетов. Таким личностям свойственны заботы только о материальном благе. Современные мещане - это мелочные и очень скупые люди. При этом сегодня такое поведение характерно не только для граждан со средним достатком, но и для тех, кто имеет миллионный доход. Мировоззрение мещанина крайне редко меняется, даже если ему удалось разбогатеть. Такие люди любят сплетни. При встрече в первую очередь они будут выведывать у человека подробности его личной жизни: женат ли (замужем ли), есть ли дети, какая работа и так далее. Главными особенностями мещанина являются отсутствие цели и ограниченность взглядов.

Выбор редакции
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...

Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...

Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....

Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...