Chucho Valdés "Его главные мечты исполнились, но он продолжает мечтать". Фотографии Павла Корбута


Многократный лауреат премий «Грэмми», кубинский пианист, композитор, аранжировщик и бэндлидер Чучо Вальдес является ключевой фигурой афро-кубинского джаза за последние 50 лет.

Многократный лауреат премий «Грэмми», кубинский пианист, композитор, аранжировщик и бэндлидер Чучо Вальдес является ключевой фигурой афро-кубинского джаза за последние 50 лет.

Чучо (настоящее имя Хесус Дионисио Вальдес) родился в 1941 году в небольшом кубинском городке Кивикан. Его отец Рамон «Бебо» Вальдес был известным пианистом и руководителем знаменитого оркестра гаванского клуба «Тропикана». Уже в 3 года Чучо подбирал по слуху мелодии, которые слышал по радио. В 14 лет он окончил Гаванскую консерваторию, а через год выступил со своим первым джазовым трио. Музыкальными университетами для юноши стали многочисленные концерты с оркестром Sabor de Cuba, которым руководил его отец.

С 1964 года Вальдес начал записываться в качестве солиста и лидера группы, в которую входили саксофонист Пакито де Ривера, тромбонист Альберто Гираль, флейтист Хулио Венто, гитарист Карлос Эмилио Моралес, контрабасист Кике Эрнандес, перкуссионисты Эмилио дель Монте и Оскар Вальдес-младший. В 1967 году Чучо и некоторые из участников ансамбля стали основателями знаменитого джазового коллектива – Orquesta Cubana de Música Moderna.

В 1972 году Чучо выпускает альбом Jazz Batá, где африканские ритмы смешиваются с кубинской танцевальной музыкой. Это сочетание станет стилистической основой для новой группы музыканта – культового джаз-бэнда Irakere. С созданием в 1973 году этого коллектива вся история афро-кубинского джаза разделяется на время «до» и «после». Представляя собой небольшой биг-бэнд с яркой смесью джаза, рока, классики, афро-кубинской и традиционной кубинской музыки, Irakere была открыта в 1977 году Диззи Гиллеспи во время посещения им Гаваны. В 1978 году влиятельный американский продюсер Брюс Лундвалль подписывает контракт с группой, и уже через год музыканты получают первую «Грэмми» за альбом под названием Live at Newport. Впоследствии группа создала уникальную дискографию, включившую такие популярные записи, как Tierra En Trance (1983), Misa Negra (1987), Homenaje a Beny More (1989), Babalu Aye (1999). На протяжении более 30 лет Чучо был пианистом, дирижером, композитором и аранжировщиком этого легендарного ансамбля.

В 1998 году Чучо Вальдес получает вторую премию «Грэмми» за альбом под названием Havana (в ансамбле с трубачом Ройем Харгроувом и группой Crisol), куда вошли авторские композиции Чучо – Mambo para Roy и Mr. Bruce. Третья премия была получена за альбом Live at the Village Vanguard (2000).

Начиная с 2005 года, он сосредоточился на сольной карьере, выступая как пианист и руководитель небольших коллективов. Очередные «Грэмми» он получил за альбом Juntos Para Siempre (Calle 54, 2007), записанный в дуэте со своим отцом «Бебе» Вальдесом, и диск Chucho"s Steps (Comanche, 2010), в котором была представлена его новая группа Afro-Cuban Messengers. Последней по времени «Грэмми» он удостоился в 2017 году за диск Tribute to Irakere, посвященный 40-летию легендарной группы.

На московском концерте, входящем в мировое турне музыканта, величайший Маэстро представит программу всего лучшего, что накопилось за более чем сорокалетнюю карьеру, и с успехом продемонстрирует свою феноменальную технику.

Он начал учиться играть на пианино с трёх лет и с раннего детства слушал джаз, прежде всего Арта Тейтума и Телониуса Монка , Дюка Эллингтона , Гленна Миллера .

«Я был привилегирован. Благодаря отцу я лично познакомился с Эрроллом Гарнером, Сарой Вон, Нэтом Кингом Коулом… Это было просто волшебно, представляете, как эти встречи изменили мою жизнь?»

Будучи ещё подростком, он собрал своё первое джазовое трио, с которым постоянно выступал на клубных сценах Гаваны, которая в те времена располагала богатой ночной жизнью. Чучо играл в том числе и в оркестре «Sabor de Cuba» , которым руководил его отец.

«Мой отец научил меня всему, что касается кубинской, южноамериканской музыки, джаза, а ещё он научил меня работать в оркестре».

Но после революции 1959 года ночная жизнь прекратилась, эмигрировал (с ним он встретится только через 18 лет). Чучо погрузился в исследования кубинской музыки и музыкальной классики в Университете Искусств в Гаване. В течение 1960-х годов, работая в том числе в оркестре Гаванского музыкального театра, он сформировал свой уникальный стиль, в котором классика, Куба и джаз сливаются в непротиворечивом единстве. В 1970-м его ансамбль стал первым базирующимся на Кубе джазовым коллективом, официально выступившим вне Острова Свободы (на фестивале «Jazz Jamboree» в Варшаве).

В отдельном окне

Параллельно Чучо работал в «Orquesta Cubana de Musica Moderna» , молодёжном академическом оркестре, игравшем многочисленные премьеры работ современных кубинских композиторов. И в 1973 году два этих направления для него слились: вместе с саксофонистом Пакито Д’Ривера он, в возрасте 32 лет, стал сооснователем первого состава легендарного ансамбля «Irakere», вышедшего из участников «Кубинского оркестра современной музыки». Новаторский сплав кубинской традиционной и современной музыки, джаза, джаз-рока и изощрённой современной гармонии сделал этот коллектив едва ли не главным «экспортным товаром» кубинской культуры второй половины 70-х.

В 1980 году в составе «Irakere» Вальдес получил свою первую премию «Grammy». Звёзды первого состава группы давно её покинули: Д’Ривера эмигрировал в США, трубач создал собственный коллектив и тоже эмигрировал, но Чучо Вальдес продолжает оставаться лидером «Irakere» и всё ещё время от времени выступает и записывается с этим прославленным коллективом.

В отличие от других кубинских звёзд, Чучо Вальдес никогда не бросал родную страну и по-прежнему живёт в Гаване, где руководит ежегодным джазовым фестивалем и вообще много работает. При этом он умудряется сохранять заметное присутствие на мировой сцене, много гастролирует по всему свету и выпускает джазовые альбомы на крупных лейблах: так, с 1998 по 2008 годы его пластинки выходили на «Blue Note». Чучо становился также лауреатом «Latin Grammy» (2009) с альбомом «Juntos Para Siempre» , записанным совместно с отцом, Бебо Вальдесом. К отцу он относится с большим трепетом: «Он всегда останется моим кумиром…»

Чу́чо Вальде́с [исп. Chucho Valdés, полное имя Хесу́с Диони́сио Вальде́с (исп. Jesús Dionisio Valdés); род. 9 октября 1941, Кивикан, Куба - кубинский пианист, композитор и аранжировщик.

Музыкант родился на Кубе. Его отец - знаменитый пианист Бебо Вальдес, который эмигрировал из страны сразу после революции и смены режима. Отец и сын не виделись 18 лет, а после встречи начали совместную работу: давали концерты и записали альбом «Вместе навсегда» («Juntos para siempre», 2008). Эта пластинка получила «Грэмми» в 2009 году.

__________________

"В его 76 лет у великого афро-кубинского джазового пианиста Чучо Вальдеса, множество проектов и надежд, иногда неожиданных, например, «провести целый год, исполняя только классическую музыку».

«Это не моя стезя, но это доставило бы мне огромное удовольствие», - утверждает в интервью испанскому агентству EFE создатель и вдохновитель знаменитой группы «Иракере», которую он оставил несколько лет назад для того, чтобы заняться сольной карьерой.

Чучо Вальдес приехал в Москву. Сегодня вечером он даст здесь концерт, организованный агентством RAMMUSIC. Этот концерт проходит в рамках гастролей маэстро по Европе, и является, в какой-то степени, возвращением к истокам, так как именно в этом городе началась международная музыкальная карьера Чучо Вальдеса полвека тому назад.

«Ровно 50 лет назад состоялся мой первый визит в Москву. Это случилось в августе 1968 года. Моя международная карьера началась здесь. Именно сюда я в первый раз выехал с Кубы», - говорит великий джазмен.

«Играть в этом зале, в котором выступали великие пианисты, которыми я восхищаюсь, мои кумиры, это просто исполнение мечты», - утверждает он, поднимаясь на сцену.

Всего несколько дней назад маэстро восхищал публику, играя в четыре руки в Вене и Гамбурге вместе с другим великим кубинским музыкантом – Гонсало Рубалькаба , который вместе с ним гастролирует по Европе. Но сегодня в Москве Чучо Вальдес за роялем один, перед более чем 1500 зрителями, играет свой единственный сольный концерт.

«Я совершу экскурс в историю музыки через импровизацию с классикой, афро-кубинской музыкой и джазом. Это будет музыка Монка, Дюка Эллингтона , моя собственная, Шопена, русских композиторов, таких как Римский-Корсаков или Чайковский, и кубинская румба».

Играть все это для него – исполнение мечты. А в голове у Чучо Вальдеса, обладателя девяти премий Грэмми, уже вертятся два новых проекта.

«В течение ближайших двух лет я планирую выпустить новый диск и серию презентаций джаза-бата, это что-то типа афро-кубинского джаза, музыка с оригинальным ритмом и влиянием песнопений йоруба. А в 2020 я сделаю проект под названием «Чучо и симфоническая музыка», концерт с симфоническим оркестром – это еще одна мечта, которая должна сбыться».

Кажется, что маэстро никогда не нуждается в отдыхе. Его интерес к жизни, кипящая энергия и разносторонность интересов невероятны. И поэтому еще один план – это «посвятить какое-то время, например, год только концертам классической музыки».

«У меня еще нет точной даты, это мечта, которую я надеюсь исполнить, когда разберусь с первыми двумя проектами. Только классика: Бетховен, Шопен, Лист, Равель… Я учился именно этой музыке в детстве, и теперь я по ней скучаю», - смеется музыкант.

Действительно, классика всегда присутствовала в жизни Вальдеса, как, например, в историческом концерте, который он дал в октябре 2015 года на Соборной площади в Гаване вместе с китайским пианистом Ланг-Лангом и Национальным симфоническим оркестром Кубы.

Но если будущие проекты Чучо разнообразны и многочислены, то главное дело его прошедшей жизни сводилось к одному:

«Диск, который мы записали вместе с моим отцом, Бебо Вальдесом – «Вместе навсегда». Это был последний диск в его жизни, и эта была наша совместная главная мечта, которую нам удалось исполнить».

Этот диск вышел в 2007 году и стал кульминацией невероятного воссоединения Чучо и его отца после нескольких десятилетий разлуки, в которой они оказались после того, как Бебо Вальдес был вынужден покинуть Кубу в 1960 году.

«Это невероятный диск. Отношения отца и сына, учителя и ученика, нечто очень глубокое для нас обоих. Мы встретились после разлуки и принялись за работу», - говорит маэстро об альбоме, который получил мировую премию Грэмми и Грэмми Латинской Америки.

«Мы дали множество концертов, играли дуэтом, а иногда и вместе с моим квартетом. Работать с отцом для меня было наградой», - с ностальгией вспоминает сын легендарного Бебо, скончавшегося в 2013 году в возрасте 94 лет.

«Я всегда помню о нем, иногда я ощущаю его присутствие рядом… Это был удивительный человек, и я горжусь тем, что я его сын».

На вопрос, можно ли сравнить Бебо с кем-то как музыканта и как человека, Чучо, не задумываясь, отвечает: «Никто даже близко не может с ним сравниться».

Чучо также гордится и собственными детьми, которые, разумеется, унаследовали семейный талант к музыке.

«Самый старший, Чучито, потрясающий пианист. Эмилио очень талантливый ударник. Яуси, моя старшая дочь, изучала хоровое дирижирование, к тому же она тоже играет на ударных. Моя дочь Лейанис – пианистка, мой сын Джесси – композитор и ударник, а Хулиан – самый младший, которому 11 лет, - хочет играть реггетон».

Чучо пожимает плечами: «Ну, если ему так хочется… Я ничего не могу сказать против реггетона», - говорит он, улыбаясь.

После Москвы и небольшого отдыха в своем доме в Малаге, где маэстро проведет пару дней с женой Лореной, Чучо Вальдес продожит гастроли в Мадриде (19 марта состоится концерт в зале Аудиторио Насьональ) и Севилье (20 марта, театр Лопе де Вега). После этого он отправится в Италию."

Текст предоставлен организаторами гастролей http://www.rammusic.ru/

Фотографии Павла Корбута

Выбор редакции
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...

В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...
Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...
Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...