Деревянная мельница в хохловке рассказ. Хохловка (Пермский край). Деревянный Урал. Как добраться и режим работы


Недалеко от города Пермь у села Хохловка под открытым небом расположен одноименный музей Хохловка — архитектурно-этнографический филиал Пермского краевого музея.

Расположением Пермского края, который еще называют Прикамье или Западный Урал, на географической границе Европы и Азии было обусловлено, что по этой территории пролегали маршруты торговых путей, связывавших Восток и Запад. Здесь селились и жили древние племена славян, тюркские и финно-угорские народы. Курганы, могильники, городища и другие археологические памятники былых времен являются свидетельством богатой истории Западного Урала.

Культурные традиции региона известны далеко за пределами его границ наравне со знаменитыми природными богатствами. В 1890 году Уральским обществом любителей естествознания был основан краеведческий музей, который открылся для посетителей в 1894 году. Музей стал своего рода центром культуры и науки Пермского края. Во второй половине XX века началась работа по организации филиала музея в Хохловке — архитектурно-этнографического музея деревянного зодчества, который стал первым музеем подобного типа на Урале.

Музей Хохловка

Более 40 гектаров занимает музейный комплекс Хохловка -это один из самых больших музеев в Прикамье. Местом для расположения памятников архитектуры был выбран полуостров Варнач. Экспонаты деревянного зодчества гармонично вписались в окружающий пейзаж и позволяют с наслаждение провести уикэнд, любуясь сочетанием природных и рукотворных шедевров.

С 1969 года в музей несколько десятилетий со всего Западного Урала собирали деревянные постройки XVII-XIX веков.

И в 1980 году посетителям открылась сказочная деревенька похожая на Берендеево царство, где есть церкви и колокольня, ветряная мельница и пожарная башня, крестьянские избы и усадьбы.

Здесь достаточно наглядно можно узнать, как жили наши предки.

Музейный комплекс деревянного зодчества объединяет 23 архитектурно-исторических памятника нескольких столетий, представляющих традиции и культуру народов Прикамья.

На территории музея выделены три зоны: Южное Прикамье, Северо-Западное (Коми-Пермяцкий округ), Северное Прикамье. Обособление секторов было связано с характерными особенностями архитектурных традиций выделенных районов Прикамья.

Каждое из деревянных строений было привезено с разных уголков Прикамья, многие из них имеют возраст не менее двух столетий. Например, Церковь Преображения начала XVIIIв. была перевезена из села Янидор Чердынского района. Из Суксунского района в музей переместили Богородицкую церковь конца XVIIв. — из села Тохтарёво, Колокольню конца XVIIIв. — из деревни Сыра, а сторожевую башню XVIIв. — из села Торговище. Пожарное депо 30-х годов прошлого столетия привезли из деревни Скобелевка Пермского района.

Главный экспонат

Богородицкая церковь является самым старым строением. Вход в здание предшествует довольно высокая лестница, ведущая сразу на второй этаж. Нижний ярус использовался для хранения зерна и церковной утвари.

Рядом с церковью на самой высокой точке полуострова располагается колокольня, которая вместе с крестом достигает тридцатиметровой высоты. Это единственная в Пермском крае деревянная колокольня, сохранившейся до наших дней.

Интерьеры и экспозиции

Большинство построек открыты для осмотра изнутри (иногда могут закрываться на реставрацию).

Внутри размещены стилизованные интерьеры прошедшей эпохи.

Можно увидеть, как жили прикамцы в прошлом и позапрошлом столетии, как они вели хозяйство и быт, где молились, где работали. Множество предметов быта наглядно показывает уровень развития технологий в те времена.

Не смотря на достаточно простые технологии, используемые в те времена при строительстве деревянных домов, они выглядят вполне уютно.

Вниманию посетителей представлена хозяйственная утварь, посуда, мебель и одежда. В этом уникальном музее разрешено не только смотреть на экспонаты, но и изучить их в действии.

На территории музея регулярно проходят различные праздничные мероприятия, например:

  • в период новогодних и рождественских каникул — Новогодние забавы
  • в феврале или марте — Проводы Масленицы
  • летом — Троица и Яблочный спас
  • фестиваль хоров «Певчевское поле Прикамья»
  • музыкальный фестиваль «Движение»
  • этнофутуристический фестиваль «Камва»

«Пермяк - солены уши»

Особого внимания заслуживает солепромышленный комплекс, привезенный в музей Хохловка из Соликамска.

Вплоть до XVII века в России соль стоила дорого, так как из-за нехватки разведанных месторождений ее приходилось закупать за границей. А в Прикамье грунтовой воды, насыщенные солью, выходили прямо на поверхность. Выварка соли стала ведущим производством Пермского края. Но условия труда на таком производстве были очень тяжелыми. Соль была везде, стояла в воздухе. Нередко у рабочих даже разъедало уши. Так и появилась поговорка. В окрестностях Соликамска и Усолья и сегодня можно встретить родники, берега которых покрыты кристалликами соли.

Спускаясь к солепромышленному комплексу нельзя не остановиться у экспозиции «Охотничье становье», представляющей промысел североприкамских охотников. Тишина и лесной полумрак создают удивительное впечатление, словно находишься в глухой тайге. Небольшой домик был пристанищем для уставших охотников, в полушалаше можно было развести костер и укрыться от ветра, а в подвесном лабазе спрятать от животных припасы.

Как добраться

К Музею ведет асфальтированная дорога, поэтому добраться до Хохловки можно как на личном транспорте, так и на рейсовом автобусе. От Перми до комплекса чуть более 40 километров, а это меньше часа езды на автомобиле.

Рейсовый автобус до Хохловки №340 ходит с центрального автовокзала. Также действует транспортное сообщение из Верхних Муллов через Центральный рынок (автобус №487). Маршруты ходят не часто, поэтому лучше заранее уточнить время их отправления.

Архитектурно — этнографический музей Хохловка Пермь

Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодня наш рассказ об уникальном Архитектурно — этнографический музей Хохловка, который находиться в 43 км. от города Пермь недалеко от села Хохловка, на живописном берегу Камского водохранилища.

Хохловка — музей деревянного зодчества Пермского края под открытым небом, насчитывающий более 20 шедевров деревянной архитектуры региона. Музей был основан в 1969 году. Для посещений музей открыт 17 сентября 1980 года.

Так как деревянная архитектура Прикамья в каждом районе имела свои уникальные черты, музей разделен на несколько разных секторов: Коми-Пермяцкий, Северное и Южное Прикамье, а так же архитектура солепромышленных комплексов.

Первым на маршруте разместилась «Усадьба П.И. Кудымова » XVIII века привезена из деревни Яшкино, Юсьвинского района. В состав усадьбы входит главный дом и двор. Жилая часть разделена на три зоны «изба-сени-изба». Во дворе размещался хлев, конюшня, амбар, баня. В избе собраны некоторые предметны быта того времени.

Усадьба П.И. Кудымова

Усадьбы Светлакова

Церковь Преображения , 1707 г. привезена из села Янидор, Чердынского района. Уникальный памятник деревянного зодчества выполнен в виде «корабля». Церковь разделена на три части: трапезная, храм и алтарь.

Церковь Преображения

Сторожевая башня , XVII в. привезена из села Торговище, Суксунского района. Копия оригинала. Башня сгорела в 1899 году. Была восстановлена местными крестьянами.

Сторожевая башня

Колокольня , 1781 г. привезена из деревни Сыра, Суксунского района. Высота колокольни вместе с крестом около 30 метров. Единственное сооружение такого типа сохранившиеся на территории края.


Колокольня

Церковь Богородицкая , 1694 г. привезена из села Тохтарёво, Суксунского района. Жемчужина Прикамского деревянного зодчества , так же разделена на три части и поднята на высокий подклет.

Церковь Богородицкая

Изба Игошева , конец XIX в. привезена из деревни Грибаны, Уинского района.

Изба Игошева

1930-е гг. привезено из деревни Скобелевка, Пермского района.

Никольская солеварня , 1880-е гг. привезена из города Соликамска.

Никольская солеварня

Амбар для зерна , 1906 г. село Хохловка, Пермского района.

Амбар для зерна

Усадьба Баяндиных-Боталовых , конец XIX в. Копия оригинала из деревни Дмитриево, Юсьвинский район. Усадьба зажиточного коми-пермяцкого крестьянина. Двухэтажная жилая часть – особенность этой усадьбы. На первом этаже находилась теплая изба с русской печью, клеть для ранения домашней утвари, торговая лавка и синильная мастерская по окраске холстов. На втором этаже располагалась горница с «голландской» печью, кухня, клеть.

Усадьба Баяндиных-Боталовых

Так же на территории музея Хохловка можно увидеть: Михайловский соляной ларь, 1880 годы г. Соликамск; Ветряная мельница, XIX в. д. Шихари Очёрского района; Рассолоподъёмная башня, XIX в. г. Соликамск; Никольский соляной амбар, 1880 годы г. Соликамск; Охотничье становище.

Стоит отметить то, что на территории Музея Хохловка проходят различные этнические и культурные фестивали и праздники, один из самых массовых «Международный фестиваль современных этнических культур KAMWA»

В 2016 году «Международный фестиваль KAMWA » состоится 5-7 августа. Подробнее об фестивале можно почитать здесь: http://www.kamwa.ru/projects/международный-фестиваль-kamwa-2016.html

Адрес архитектурно-этнографического музея «Хохловка»:

Пермский край, Пермский район, с. Хохловка


Уважаемые, друзья! Если статья оказалась вам полезной, будем признательны за рекомендацию нашего проекта своим друзьям и знакомым. Воспользуйтесь кнопками социальных сетей которые находятся вверху статьи.
Вы можете оказать нам посильную финансовую помощь (деньги пойдут на оплату хостинга, раскрутку в сети и новый более современный дизайн).


До новых встреч на страницах нашего сайта "Усадьбы Дворцы Особняки".
Оставляйте свои комментарии, подписывайтесь на обновления: RSS Email или

В 45 км от г. Перми, возле села Хохловка, на живописном высоком мысу, с трех сторон

Омываемом водами Камского водохранилища, расположен причудливый деревянный городок – это

Пермский архитектурно-этнографический музей-заповедник под открытым небом. Здесь, на площади

В 42 гектара, перед посетителями предстают 19 памятников деревянной архитектуры Пермской

Области конца XVII - начала XX вв. Во многих из них размещаются интерьеры и выставки,

Создаваемые научными сотрудниками музея.
Идея создания архитектурного музея под открытым небом была предложена ещё в 1966 году

Известным пермским архитектором А.С. Терехиным. В 1968 г. главный архитектор области Н.Н.

Кукин предложил разместить музей деревянного зодчества около с. Хохловка. Для окончательного

Решения из Москвы выезжала комиссия во главе с архитектором В.В. Маковецким. В результате

Пермский облисполком в апреле 1969 года принял постановление о создании около Хохловки музея

Деревянного зодчества, строительство которого поручили Пермским специализированным

Научно-реставрационным мастерским. Все работы по созданию музея финансировали Всероссийское

Общество охраны памятников истории и культуры, затратившее в 70-80-е гг. свыше 2 млн. руб.,

И областное управление культуры. В марте 1971 года Министерство культуры РСФСР утвердило

Эскизный проект музея разработанный архитекторами Г.Л. Кацко, Г.Д. Канторовичем и А.С.

Терехиным. По этому проекту, Пермскими реставраторами перевезены и восстановлены на

Территории музея 12 памятников архитектуры.
В начале 80-х годов был рассмотрен эскизный вариант генерального плана выполненный

Архитекторами Пермгражданпроекта Н.Д. Зелениной и Ф.Н. Нигматуллиной.

В 1981 году для детализации генерального плана музея "Хохловка" были привлечены специалисты

Московского проектного института. Они предложили выделить в составе музея три территориально

Этнографические зоны - Коми - Пермяцкий сектор, Северное и Южное Прикамье, и два

Комплекса: солепромышленный -сооружения Усть-Боровского завода из г. Соликамска

(технологическая ячейка) и сельскохозяйственный с амбарами, овином, гумном, мельницами,

Полями. В основу экспозиции каждого из секторов было положено характерное для того или иного

Народа, края типологическое поселение, а также объекты, связанные с традиционными занятиями

Народов: земледелием, охотой, рыболовством, различными промыслами по обработке дерева,

Камня, металла, глины, кож и т.д. Проведенные исследования позволили архитекторам

Разработать несколько вариантов размещения будущих секторов и комплексов на территории музея

"Хохловка", которые были рассмотрены на научно-реставрационном совете объединения

"Росреставрация" в Москве.

Почти у самой Камы, в наиболее живописном природном уголке музея, размещен уникальный

Архитектурный ансамбль промышленных сооружений, связанных с древним промыслом нашего края -

Солеварением.

История солеварения в Прикамье насчитывает свыше пяти веков. Первый промысел был основан еще

В начале XV века, а с XVI века пермская соль, или "пермянка", становится известной во многих

Районах Русского государства. Основными районами солеварения в Прикамье были Соликамск,

Пыскор, Дедюхин, Ленва, Усолье. Все постройки соляного комплекса вывезены из города

Соликамска с Усть-Боровского солеваренного завода, основанного в 1882 году промышленником

А.В. Рязанцевым - интересно, что "рязанцевские солеварни" закрылись недавно, в январе 1972

Здесь сосредоточен весь технологический процесс получения соли: от выкачивания рассола из

Скважины до погрузки. Рассол выкачивали из-под земли. Для этого сооружали скважину, бурение

Которой продолжалось от 3 до 5 лет. В землю загоняли трубу-матицу из соснового бревна

Диаметром "с край на край аршин без двух вершков" - 62 сантиметра! По ней бадьями поднимали

Рассол. С XVII в. стали применять насосы - над скважиной появился сруб рассолоподъемной

Башни, прототипом которой, как полагают некоторые исследователи, послужила башня крепостная.

Комплекс вывезен на барже из Усть-Боровского солеваренного завода Соликамска, где еще в XV

Веке варили знаменитую во всем мире соль-пермянку. Авторы проекта реставрации архитекторы

Г.Д. Канторович, Г.Л. Кацко, Т.К. Муксимов. Соляной комплекс включает несколько построек:

12-метровую рассолоподъемную башню, соляной ларь-отстойник, в который по деревянным трубам

Самотеком переливался рассол. Ларь весом более 100 т, по предложению пермских реставраторов,

Перевезен в музей без разборки. Из ларя рассол поступал в варницу, внутри которой

Расположена печь, а над ней на цепях укреплялся цирен - чугунная сковорода, где и

Выпаривался рассол. Длина соляного амбара составляет 28 м. Амбары ставили на "ряжи" -

Бревенчатые клети, которые предохраняли соль от намокания во время разлива реки, - и делили

На отсеки - закрома, куда соль загружали сверху.

В 1984 году состоялось обсуждение и утверждение проекта генерального плана развития

Архитектурно-этнографического музея плана детальной планировки Коми-Пермяцкого сектора, -

Разработанных группой архитекторов-реставраторов института "Спецпроектреставрация" под

Руководством Е.Ю. Барановского. Согласно проекту, Коми-Пермяцкий сектор размещается у

Входной зоны на месте нынешней д. Гора. В него входят 5-6 крестьянских усадеб, в том числе

Усадьба зажиточного крестьянина и изба бедняка, зимовье охотника и другие объекты.

Выше размещается сектор "Северное Прикамье" с уникальными деревянными постройками,

Замечательными образцами жилой архитектуры. В основу планировочной структуры русского

Поселения принята застройка с. Янидор Чердынского района. Здесь предусмотрен показ

Транспортных средств - лодок, барж, телег, саней, волокуш, которые широко применялись в

Хозяйстве северных народов.

Ядро сектора "Южное Прикамье" составляют колокольня, привезенная из с. Сыра, островерхий

Шатер которой виден издалека, и Богородицкая церковь из с. Тохтарево (рублена в 1694 году),

Покоряющая своей красотой и изяществом. Оба памятника вывезены из Суксунского района и

Установлены на самой высокой точке полуострова. Вокруг них разместятся усадьбы,

Хозяйственные сооружения. В этой части музея будут широко представлены крестьянские ремесла

И промыслы, найдут отражение культура и быт не только русского, но и татарского и других

Народов.

Источник фото и текста.

· 09.01.2016

Текст статьи обновлён: 28.03.2019

Четвертую часть отчета о грандиозном мероприятии на новогодние выходные – о поездке на машине по интересным местам Пермского края, мы закончили на невеселой ноте: рассказе об экскурсии в мемориальный комплекс жертв политических репрессий «Пермь-36». Что же, постараемся отбросить печальные мысли и поедем дальше. Из первой части отзыва о путешествии мы помним карту маршрута, и знаем, что следующая остановка – деревня Хохловка. Здесь 17 сентября 1980 года открылся филиал Пермского краеведческого музея – архитектурно-этнографическая экспозиция, представляющая образцы деревянного зодчества Южного и Северного Прикамья, построенных начиная с 17-го века. Мне давно уже приходилось слышать восторженные отзывы об этой достопримечательности, поэтому решено было включить посещение её в программу нашего новогоднего тура.

Отзыв об экскурсии в архитектурно-этнографический музей «Хохловка»

Находится экспозиция на окраине деревни Хохловка, в 45-ти километрах от Перми или в 143-х километрах от села Кучино Чусовоского района, где мы посещали колонию политзаключенных. По пути пересекли мосты с живописнейшим видом на Камское водохранилище через реку Чусовая и Кама, потом блуждали по какому-то поселку и, наконец, подъехали к центральным воротам музея. Пришлось немного покружить в поисках места для стоянки автомобиля.

На территорию зашли в 15:40, а солнце должно было зайти за горизонт в 16:40, поэтому быстренько купили билеты и отказались от настойчивого предложения экскурсовода осмотреть сначала усадьбу зажиточного уральского крестьянина – нам хотелось успеть сфотографировать деревянные строения Хохловки в режимном свете. Пошли бродить по дорожкам самостоятельно.

Сначала заглянули в гумно, где можно увидеть крестьянские телеги и предметы, используемые для молотьбы зерна.

Построили его в конце 1920-х годов в селе Ошиб Кудымкарского района. В музей под открытым небом строение перевезли в 1981 году.

Следующий объект – деревянная Церковь Преображения 1707 года постройки, доставленная в Хохловку в 1983 году из села Янидор Чердынского района.

Здание церкви было реконструировано в 1960-1962 году по месту нахождения. Второй раз реставрационные работы проводились в 1984-1985 годах уже после «переселения» в музей.

В храм можно зайти. Вот как он выглядит внутри.

Конечно, посетителей привлекает издалека и старинная ветряная мельница.

Фото 7. Ветряная мельница в музее под открытым небом «Хохловка». Куда поехать на выходные из Перми. 1/80, 0.33, 320, 24.

Раньше она принадлежала мельнику по имени Сафрон Кузьмич Рахманов, проживавшему в деревне Шихари Нововознесенского сельсовета Очерского района. В 1931 году мельница перешла в собственность колхоза, а в 1950-м во время урагана с нее сорвало крылья. Но до 1966 года на ней продолжали молоть, использовав в качестве привода тракторный двигатель. В музей Хохловка деревянная реликвия попала из Шихарей в 1977 году.

Интересно, в скворечниках по весне селятся птицы?

Если да, представляю, как здесь интересно наблюдать за пернатыми, когда, наверное, вся округа наполняется чириканьем птенцов!

Музейный комплекс располагается на живописном берегу Камского водохранилища на полуострове Варнач. Опытные туристы говорят, что лучше сюда приезжать летом, будет намного красивее.

Представляю: зелень вокруг и голубое «Камское море» до горизонта, берег изрезан.

Еще один интересный экспонат – сторожевая башня из села Торговище Суксунского района.

Село Торговище основано на одной из остановок водного пути по реке Сылва еще во времена Ивана Грозного. Для защиты от кочевников (башкиры, наверное, имеются ввиду) был построен острог с 8-ю башенками, огороженный рвом с водой. Деревянная крепость простояла до конца 18-го века. Сторожевая башня «Спасская проезжая» была построена в XVII веке, в 1899-м году сгорела. Селяне построили уменьшенную копию, которую в 1971-м и перевезли в музей «Хохловка».

В общем, пока мы ходили по территории архитектурно-этнографического комплекса, солнце окончательно скрылось за горизонтом и внутрь крестьянской усадьбы мы уже не стали заходить (можно, как я понимаю, только с экскурсоводом туда попасть). А жаль! Смотрел фотографии других фотографов, съездивших в Хохловку – понравились «натюрморты» с деревенской утварью, снятые при естественном свете от окна.

Посмотрите видео, снятое с дрона, чтобы представить, что из себя представляет этот архитектурный музей.

Подводя итого экскурсии, могу сказать, что мы были не очень впечатлены. То ли повлияло подавленное настроение после музея «Пермь-36», то ли тот факт, что мы уже видели подобную экспозицию деревянного зодчества Урала под открытым небом в окрестностях Екатеринбурга: в деревне Нижняя Синячиха. Думаю, жителям Перми будет интересно побывать в Хохловке. А вот тем, кто живет в Свердловской области проще добраться в Синячиху. Кроме того, если не заходить внутрь строений, фотографировать у нас можно и бесплатно. Там тоже можно увидеть усадьбы XVII…XIX веков, принадлежавшие зажиточным крестьянам, деревянную мельницу, острог и пожарную башню. Лучше бы мы съездили в Белогорье и сфотографировали Свято-Николаевский мужской монастырь – зимой там все покрыто инеем, получаются просто волшебные фотографии.

Маршрут нашей автомобильной поездки по Пермскому краю на длинные новогодние выходные включал еще упомянутую Белую гору рядом с Кунгуром и, заодно, Ледяную пещеру. Но к вечеру погода испортилась: потеплело и стало пасмурно (не будет подходящего для фотографий света). Поэтому решено было пропустить Белогорье, поехали ночевать к родственникам в Красноуфимск. По пути заглянули в Пермь, чтобы удостовериться в одной простой мысли: «Счастье — не за горами!»

История музея-заповедника под открытым небом «Хохловка»

Очень трудно найти какие-либо документы в Интернете. Удалось только узнать, что открыть такую экспозицию деревянного зодчества Северного и Южного Прикамья предложил в 1966 году историк архитектуры Прикамья Александр Сергеевич Терехин. Через 2 года, в 1968-м главный архитектор Пермской области Николай Николаевич Кукин решил, что лучшая площадка для нее – окраина села Хохловка. Для согласования всех формальностей приезжала московская комиссия под руководством В.В. Маковецкого. По результатам всех этих действий в апреле 1969 года Пермский областной исполнительный комитет постановил создать здесь музей.

Хохловка. Как добраться на машине или на автобусе

Если вы решили доехать в Хохловку из Перми на автомобиле, то маршрут следующий: микрорайон Гайва (лучше ехать по Коммунальному мосту и потом через Сосновый бор). Тем, кто захочет добраться в музей из микрорайона Мотовилиха, проще ехать через Камскую ГЭС. Выезжаем на улицу Гайвинскую, проезжаем заводы «Камкабель» и «ЖБК №7» и на Т-образном перекрестке сворачиваем налево: на Ильский тракт. Через 9 километров увидим указатель «на Скобелевку» направо. Координаты GPS архитектурно-этнографического музея «Хохловка»: 58.258092, 56.260875.

А вот добраться сюда на автобусе – как всегда, мутный вопрос. Официальный сайт музея (http://www.museumperm.ru/filiali/muzey-khohlovka) сообщает, что доехать можно на пригородном маршруте №487 от остановки «Центральный рынок» (автовокзал). Но на различных форумах туристы пишут, что этот автобус иногда не приходит вовремя или, вовсе, рейсы отменяются, и поэтому лучше доехать на №340 (с автовокзала: 9:25, 14:05, 17:30, из Хохловки: 10:45, 15:10, 19:00). Думаю, проще позвонить в справочную музея или по телефонам на официальном сайте Хохловского сельского поселения (http://hohl.permraion.ru/page/transport).

Цена билета на вход в музей – 120 рублей с человека. Официальный сайт утверждает, что время работы: с 10:00 до 18:00 без выходных (кроме последнего понедельника месяца, когда проводится санитарный день). Но на других площадках упоминается, что с 1 июня по 31 октября заведение открыто с 10 до 18-ти, с 1 ноября по 31 мая – с 9-ти до 17-ти. Во время нашей экскурсии 5 января они закрывались в пять часов вечера. В общем, проще позвонить и проконсультироваться.

За сим эпопею с рассказом о поездке по Пермскому краю на машине заканчиваю. Как уже сказал в первой части отзыва, нам путешествие понравилось не меньше, чем приключения в Гималаях в Индии в ноябре 2015 года, хотя денег на сие мероприятие затратили в 10 раз меньше. Особенно рекомендую, конечно, посетить природные достопримечательности из нашего маршрута: Каменный город, Усьвинские столбы, камни Полюд и Ветлан на Северном Урале. Карту с описанием маршрута и GPS координаты каждого интересного места, что мы постелили, можно увидеть в первой главе. Мы для себя поставили цель съездить в Пермский край еще и летом, заглянуть в Соликамск и Чердынь, где полно древних улочек и церквей, сходить на Помянный камень и к Жигаланским водопадам. Но, поживем – увидим. Удачных, вам друзья, путешествий по родной земле!

Архитектурно-этнографический музей Хохловка — один из интереснейших архитектурных музеев. Расположен он недалеко от Перми, прямо под деревней с одноимённым названием — Хохловка. Благодаря стараниям Московского проектного института, музей был разделён на этнографические зоны: Северное и Южное Прикамье, Коми-Пермяцкая зона. Из истории мы помним, что был богат на соляную промышленность (сейчас все вспомнили знаменитый памятник в Перми «Пермяк — солёные уши»), это нашло отражение и в этом музее — на берегу Камского водохранилища установлены солепромышленные сооружения.

Вообще, соль добывать начали несколько раньше, чем это стали делать в . Началось это где-то около пяти тысяч лет до нашей эры. А вот на Руси же солеварением начали заниматься позднее — в 12 веке уже нашей эры. В 17-м веке на заводе в Соликамске (в то время он назывался Соль Камская) вываривали до 7 миллионов пудов соли в год — это около семидесяти процентов от всего количества соли, что производили в . Один из таких соликамских солеварных комплексов и находится в музее.

История музея начинается в 1966 году, именно тогда поступило предложение о создании музея под открытым небом. Вообще, шестидесятые были насыщенными в плане архитектурных музеев. Тот же , «Витославлицы» в Великом Новгороде или «Костромская слобода» в — все они были основаны в одно время (ну, хорошо, Костромской музей на десяток лет раньше, но масштаб бедствия не столь велик, тем более для истории). По проекту, что утвердило Министерство культуры РСФСР в музей свезли десяток экспонатов и в 1980 году музей официально открылся.

Коми-пермяцкая изба 18-го века, принадлежавшая Павлу Кудымову. Перевезена из деревни Яшкино, что в Юсьвенском районе. В этом доме нет перегородок, разделяющих помещение на зоны (кухня, жилая зона), вся жизнь проходила на виду у всех. А семья в таком доме жила немалая.

Усадьба Баяндиных-Боталовых, 19-й век. Перевезена из того же района, что и изба Кудымова. Усадьба 19-го века — это не просто постройки, это целый комплекс, в который входит и сад и цветники. По сути, каждая усадьба может быть самостоятельным музеем — в стенах годами накапливаются исторические и художественные ценности.

Церковь Преображения 1702 года из села Янидор Чердынского района. Церковь имеет высокий подклет (нижняя часть постройки, которую использовали под хозяйственные нужды, хотя иногда он спасал и от наводнений), в нём когда-то хранили пушнину.

Церковь корабельная — все постройки выстроены в одну линию по типу корабля и при постройке не было использовано ни одного гвоздя.

Ещё одна церковь — Богородская, 1694 года из села Тохтарёво, что в Суксунском районе. В большом подклете хранилось зерно, орудия труда, а служба проходила этажом выше.

Сторожевая башня, 17 век. Эта башня была первым экспонатом, что отреставрировали на территории музея. Она была привезена из села Торговище Суксунского района. Этот острожек ранее имел ров и частокол — набеги местных племён ещё имели место быть. В народе эта башня называется «Пугачёвской» — один из отрядов Емельяна сжег острожек, однако башня уцелела. Как и положено сторожевой башне, расположена она на высоком холме, с которого открывается вид на ближайшие земли.

Колокольня, 1781 год. Единственная уцелевшая на территории колокольня шатрового типа. Перевезена из деревни Сыра Суксунского района.

Сельское пожарное депо, 1930 года, перевезено из деревни Скобелевка, что находится всего в нескольких километрах от музея.

Изба Игошева, конец 19 века, из деревни Грибаны Уинского района.

Охотничье становище. Лабаз-чамья. Чамья (чамя) — кладовая, расположенная на высоком уровне. Делалось это для того, чтобы охотник мог оставить свою добычу и уйти на промысел дальше. Чамья оставалась недоступна для зверей и тем самым сохраняла добычу в сохранности. Кстати, чамья очень тесно пересекается с мифологией — вспомним избушку на курьих ножках и посмотрим на этот лабаз...

Дом охотника — пывзен. Внутри дома печь-каменка. По стенам дома установлены крюки для дичи и жерди для развешивания шкур.

А вот и часть музея, которая рассказывает о солеварении. Это — рассолоподъёмная башня 1880 года из Соликамска. Дело в том, что соль вываривали из рассола, а вот рассол ещё надо было поднять из скважины. Выкачивали рассол с помощью паровых машин. Рассолоподъёмные башни устанавливались только в Прикамье.

Рассол, поднятый с помощью рассолоподъёмной башни, хранился в соляном ларе. Поступал он туда самотёком по рассолопроводной трубе.

Михайловский соляной ларь.

Непосредственно соль получали уже в варнице, где вываривали рассол. Эта солеварня 1880 года тоже из Соликамска. Внутри расположена печь, над которой установлена жаровня — в неё и выпаривали рассол. Выше расположены полати, которые служили для просушки соли.

Готовая соль хранилась в соляных амбарах. Это самый крупный объект солепромышленного комплекса. Привезён был (откуда? правильно...) из Соликамска.

Залив Камы.

Общественный зерновой амбар — магазея, 1906 год. Из села Хохловка. Такие амбары строились всей деревней вскладчину (или же силами нескольких хозяев). Соответственно, и запасы, которые в нём хранились, принадлежали нескольким хозяевам. Такие амбары, как правило, были больше обычных, а иногда и в несколько этажей.

Гумно с овином, 1920 год, деревня Ошиб Кудымкарского района. И ещё раз. Гумно — это место для хранения убранного хлеба. Здесь же его и молотят. Овин — место, где сушится сено. Обычно это было два независимых сооружения, хоть и расположенных рядом, но иногда их совмещали под одной крышей.

Выбор редакции
В 1948 году в Минеральных водах скончался батюшка Феодосий Кавказский. Жизнь и смерть этого человека была связана со многими чудесами,...

Божья и духовная власть Ч то такое власть? Откуда она взялась? Вся ли власть от Бога? Если да, то почему в мире столько злых,...

Божья и духовная власть Ч то такое власть? Откуда она взялась? Вся ли власть от Бога? Если да, то почему в мире столько злых,...

Божья и духовная власть Ч то такое власть? Откуда она взялась? Вся ли власть от Бога? Если да, то почему в мире столько злых,...
«Царь грядет..." (Святитель Афанасий (Сидячий) в Харькове /51/). Прп. Анатолий (Потапов): «Судьба Царя - судьба России. Радоваться будет...
- В Библии сказано: «Несть власть , аще не от Бога . Сущие же власти от Бога учинены суть». Как правильно понимать эту фразу в контексте...
«Царь грядет..." (Святитель Афанасий (Сидячий) в Харькове /51/). Прп. Анатолий (Потапов): «Судьба Царя - судьба России. Радоваться будет...
Возможно, слово «майонез» произошло от французского слова «moyeu»(одно из значений – желток), а может быть по имени города Маон - столицы...
- Я люблю больше оливки! - А я предпочитаю маслины. Знакомый диалог? А знаете ли вы, чем отличаются оливки от маслин? Проверьте свои...