Дневник духовный булгаков сергей николаевич читать, дневник духовный булгаков сергей николаевич читать бесплатно, дневник духовный булгаков сергей николаевич читать онлайн. О нервах и гипнозе


"Чрезмерно часто стирала белье; ходила сама и водила детей в театры; похотно жила с мужем, допускала плотские удовольствия" - длинные перечни женских грехов можно обнаружить и в многочисленных брошюрах "Лекарство от греха", и в интернете. Появились даже специальные компьютерные программы для подготовки к исповеди - отвечаешь на вопросы и получаешь распечатку собственных грехов. Но, как говорят богословы, подобная практика зачастую вводит людей в заблуждение.

Цель оправдывает средства?

Что же такое грех? На первый взгляд ответ прост - нарушение божественных заповедей. Однако жизнь показывает, что все гораздо сложнее.

Сказано - "не убий". Однако и христиане, и мусульмане, и иудеи при некоторых обстоятельствах допускают убийство на войне или при защите чужой жизни.

Сказано - "не лги". Праотец Авраам, попав на территорию фараона, испугался, что его убьют, чтобы отнять для властителя красавицу-жену Сару (так в Египте тогда было принято), и сказал, что она его сестра. Всевышний наказал фараона за попытку присвоить чужое, Авраам же на упреки фараона во лжи ответил - думал, мол, что законов тут никаких не соблюдают, поэтому и назвал жену сестрою. И потом поступил так же с другим библейским персонажем - Авимелехом. Комментатор Торы, главный раввин Британской империи Ионатан Сакс никакого греха в этом не видит - человек обязан верить в Бога, но, не рассчитывая на Его вмешательство, сделать все для спасения своей жизни. Профессор Московской духовной академии Алексей Осипов также не видит греха в поступке праотца: "Надо оценивать мотив. Авраам не преследовал цели специально навредить кому-то, ни фараону, ни Авимелеху. Важен мотив, а он не был злым".

То же самое и в исламе, где важен не только сам поступок, но и его цель.

Иисус Христос кнутом изгонял торговцев из храма и, надо полагать гневался при этом, - предполагает профессор Осипов. - Мать, отбирающая срамные картинки у сына-подростка, тоже испытывает гнев. Гнев любви. Гнев - естественное состояние человека. В разных ситуациях он может стать грехом, а может - и благом.

"Черные" списки

Процитированный в самом начале перечень "женских грехов" может показаться шуткой. В подобных сборниках есть еще немало того, над чем можно посмеяться: "Нежила плоть душем и ванной". Где это, интересно, сказано, что мыться не надо? Осипов считает, что грех - это то, что приносит вред, ранит, носит противоестественный характер: "Православный должен есть, пить, спать, мыться, заботиться о своем здоровье - "никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее" (Еф. 5. 29). Другое дело, что нельзя в такой заботе видеть смысл жизни. Ничего плохо нет во вкусной еде. Грех начинается, когда хочешь есть лишь "соловьиные язычки" и запивать "птичьим молоком".

И все же в Московском Патриархате говорят, что "Лекарство от греха", "Список женских грехов" и другие подобные "памятки" появились в годы советского богоборческого режима, когда ощущалась острая нехватка религиозной литературы и люди переписывали те немногочисленные пособия, что были тогда доступны, и создавали свои. Естественно, такие "книги" миновали церковную цензуру. И, как это водится при "самиздате", каждый переписчик, а чаще, судя по всему, переписчица добавляли что-то свое, сообразуясь с собственным опытом духовной жизни и не всегда высоким уровнем церковной культуры. Так считает заведующий службой коммуникации отдела внешних церковных связей священник Михаил Прокопенко. А профессор Осипов добавляет, что жизнь подобным спискам грехов дают и не обладающие необходимым духовным опытом лжедуховники, лжестарцы, коих развелось немало.

О "единомыслии телес"

Как явствует из такого рода "пособий", особый и явно нездоровый интерес авторы обычно проявляют к сексуальной жизни кающихся.

На самом деле, влечение мужчины к женщине - явление нормальное, - говорит Осипов, - и ограничено оно лишь брачными узами. Более того, нигде нет указаний, что интимные отношения допустимы лишь для рождения детей и должны прекращаться, если женщина не может родить.

Такого же мнения придерживается и отец Михаил:

Отвечая на вопрос, являются ли грехом близкие отношения людей "в чистом виде", нужно помнить: таких отношений "в чистом виде" не бывает. Есть сферы жизни, которые Церковь не считает нужным детально регламентировать и оставляет на усмотрение христианской совести людей. В частности, интимные отношения супругов. Совершенно недопустимыми являются супружеская измена и близкие отношения вне брака. А что касается отношений мужа и жены, то их радость друг о друге, "единомыслие душ и телес", как говорится в одной из молитв, читаемых на венчании, является естественным следствием христианского брака. Однако тут стоит напомнить о двух обстоятельствах. Первое: Бог разделил людей на мужчин и женщин, чтобы они соединялись в любви, а также могли участвовать в сотворении новой жизни человека - венца Божия творения. Праведно ли растратить эти дары исключительно на угождение эгоистичным сиюминутным удовольствиям, пусть даже и в контексте семьи? И второе: христианская семья - это церковь малая, создаваемая по образу Церкви Христовой. "Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь", - говорит апостол Павел (Еф. 5. 25). Так вот, должно ли быть в таких высоких отношениях место сугубо плотскому эгоизму и затмевающему все влечению к удовольствию любой ценой?

Отметим, что в исламе и иудаизме точно так же, как и в православии, грехом считаются сексуальные отношения вне брака, в том числе и рукоблудие. И точно так же рождение ребенка не считается единственной целью интимных отношений супругов.

Но списки грехов куда обширнее. Однако формализация нравственной жизни, сведение грехов в какой-то специальный список, по словам отца Михаила, вообще чуждо православию:

Внутренняя жизнь человека определяется единой целью - обретением единства с Богом, которое разрушается грехом. Если забыть об этой цели, то заповеди превращаются в набор бессмысленных ограничений. Вообще, формализм - вещь недопустимая в отношениях с Богом. Человек в самой глубине своего существа понимает, что грешит. Ему не списки подсказывают, а совесть, упреки близких людей, обстоятельства жизни.

В одиночку не спастись

И православные, и иудеи, и мусульмане должны каяться в своих грехах.

Православные допускаются к Таинству покаяния (исповеди), как правило, с 7 лет. Священник Михаил Прокопенко подчеркивает:

Во время исповеди недопустимы три вещи: оправдываться, обвинять других и утаивать свои грехи. Часто спрашивают - зачем каяться в церкви, ведь Господь и так все видит. Да, Господь все видит, однако именно в Церкви верующий получает благодать Божию, Его помощь в борьбе с грехом. Справиться с грехом самому без этой помощи невозможно - слаб человек. Это все равно как пытаться вытащить себя за волосы из болота. И надо помнить, что вне Церкви, вне общества верующих, в одиночку спасаться невозможно - сосредоточившись лишь на своих грехах и своем личном совершенстве, человек неизбежно впадает в грех гордыни. Сам мотив его духовной жизни становится скверным.

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Всеволод Чаплин неоднократно возмущался тем, что прихожане приносят священникам списки своих грехов. Но дело не только в форме покаяния, а в том, что на следующей неделе священнику приносят точно такой же список, и так не раз, и не два. Смысл же покаяния не в том, чтобы получить в храме "отпущение" за проступок и поскорее сделать его снова, а в недопущении греха вновь, в борьбе с ним.

"В иудаизме грех, совершенный против человека, считается более тяжким, чем грех против Бога, - говорит руководитель департамента общественных связей Федерации Еврейских общин России Борух Горин. - Воровство, обман - хуже, чем нарушение святости Субботы. В Йом-Кипур (Судный день) Бог готов принять наше раскаянье в грехах по отношению к Нему. А прежде чем каяться за грехи перед людьми, надо постараться загладить причиненный ущерб. И даже если загладил, грех против людей все равно осуждается".

По словам первого заместителя муфтия Татарстана Валиуллы хазрата Якупова, в исламе для покаяния существуют специальные молитвы. Но прежде всего мусульманин обязан сожалеть о совершенном, прекратить грешить.

Главные греховные страсти в православии

1. Чревоугодничество

3. Сребролюбие

5. Печаль (связана с утратой чего-либо, предмета или служебного положения)

6. Уныние (Общая потеря духовной энергии и жизненного тонуса. Крайней степенью уныния считается отчаяние и попытка суицида)

7. Тщеславие

8. Гордыня

Большие грехи в исламе

1. Куфр (неверие)

2. Убийство

3. Обвинение в прелюбодеянии невиновного

4. Дезертирство с фронта во время войны в защиту ислама

5. Ростовщичество

6. Использование денег детей-сирот в личных целях

7. Совершение большого греха в главной мечети

8. Причинение страданий родителям

Тягчайшие грехи в иудаизме

1. Убийство

2. Прелюбодеяние

3. Идолопоклонство

http://www.izvestia.ru/weekend/article3101413/

«<…> Миша настаивает, чтобы я вела этот дневник. Сам он, после того как у него в 1926 году взяли при обыске его дневники, дал себе слово никогда не вести дневника. Для него ужасна и непостижима мысль, что писательский дневник может быть отобран».

В мае 1926 года агенты ОГПУ изъяли у Булгакова дневник, а вернули лишь в конце 1929-го (предварительно с рукописи сняли машинописную и фотогра-фи-ческую копии). Писатель уничтожил текст и сам больше не вел дневник, попросив жену делать записи вместо него.

2. О пунктиках

«<…> Для М. А. „квартира“ — магическое слово. Ничему на свете не завидует — квартире хорошей! Это какой-то пунктик у него».

Рабочий кабинет Михаила Булгакова в квартире на Большой Пироговской. Конец 1920-х - начало 1930-х годов

Квартира Михаила и Елены Булгаковых в Нащокинском переулке. Вторая половина 1930-х годов ©

Часто герои булгаковских текстов — интеллигенты, потерявшие дом и попав-шие в атмосферу коммуналь-ной квартиры. Как и он сам. С начала 1920-х годов писатель жил в комму-нал-ках, и только в 1927 году он смог снять отдельную квартиру в доме 35А по Большой Пироговской улице в Мо-скве. Там он прожил до 1934 года До осени 1932 года со своей второй женой Любовью Белозерской, а потом с Еленой Сергеевной, ставшей его третьей женой. , а в феврале Булгаковы поселились в доме № 3 в Нащокинском переулке (тогда улица Фурманова). Отдельные квартиры, увы, тоже имели минусы: на Пироговской было сыро, на Фурманова работать мешала чудовищ-ная слышимость. 1 октября 1935 года в письме ответственному секретарю Союза писателей Щербакову Булгаков сообщал об этих недостатках и просил заменить квартиру на четырехкомнатную, в строящемся писательском доме в Лаврушинском переулке. Однако в этой просьбе ему было отказано.

3. О нервах и гипнозе

«У М. А. плохо с нервами. Боязнь пространства, одиночества. Думает, не обратиться ли к гипнозу».

Советская медицина часто использовала распространенное до революции гипнотическое внушение. В записях, сделанных с октября 1934-го по февраль 1935 года, Елена Сергеевна несколько раз упоминает Семена Мироновича Берга, лечившего писателя с помощью гипноза. Так, 9 февраля 1935 года Берг признался ей, что «…счастлив, что ему удалось вылечить именно М. А.». Писатель, по его собственному определению страдавший «тяжелой формой нейростении», поблагодарил специалиста 30 апреля 1935 года: «Коротко говоря, я чувствую себя очень хорошо. Вы сделали так, что прокля-тый страх не мучит меня. Он далек и глух» Цит. по: М. О. Чудакова. Жизнеописание Михаила Булгакова. С. 559. .

4. О елке и домашних спектаклях

«Елка была. Сначала мы с М. А. убрали елку, разложили под ней всем подарки. Потом потушили электричество, зажгли свечи на елке, М. А. заиграл марш, — и ребята влетели в комнату. Потом — по программе — спектакль. М. А. написал две сценки (по „Мертвым душам“). Одна — у Собакевича. Другая — у Сергея Шиловского Сергей и Евгений Шиловские — сыновья Елены Сергеевны от второго брака с Евгением Александровичем Шиловским. . Чичиков — я. Собакевич — М. А. Потом — Женичка — я, Сергей — М. А.
Гримировал меня М. А. пробкой, губной помадой и пудрой.
Занавес — одеяло на двери из кабинета в среднюю комнату. Сцена — в кабинете. М. А., для роли Сергея, надел трусы, сверху Сергеево пальто, которое ему едва до пояса доходило, и матроску на голову. Намазал себе помадой рот. <…>
Успех. Потом ужин рождественский — пельмени и масса сластей».

Михаил Булгаков в гриме. Москва, 1934 год Музей Михаила Булгакова / Google Arts & Culture

Булгаков всю жизнь, с детства, участвовал в домашних спектаклях. Вот как вспоминала об этом его сестра Надежда Земская: «<…> В доме у нас все время звучали музыка и пение и — смех, смех, смех. Много танцевали. Ставили шарады и спектакли. Михаил Афанасьевич был режиссером шарадных поста-новок и блистал как актер в шарадах и любительских спектаклях». В юности он играл в спектаклях «Царевна Горошина», «По бабушкиному завещанию», «Юбилей», «Предложение» и других постановках. А вот как вспоминала домаш-ний маскарад, в котором писатель участвовал в 1929 году, Владимира Уборевич, дочь друзей Булгаковых: «<…> …на нашем большом дубовом буфете (если быть точной — на казенном буфете) сидит Михаил Афанасьевич в халате, в чалме по-турецки, а все гости безудержно хохочут. В Ташкенте я спросила у Елены Сергеевны, что это была за игра. Она сказала, что Булгаков затеял шарады и было безумно весело» В. И. Уборевич. 14 писем Елене Сергеевне Булгаковой. М., 2008. .

5. О Станиславском и его системе

«М. А. приходит с репетиций у К. С. измученный. К. С. занимается с актерами педагогическими этюдами. М. А. взбешен — никакой системы нет и не может быть. Нельзя заставить плохого актера играть хорошо.
Потом развлекает себя и меня показом, как играет Коренева Мад-лену. Надевает мою ночную рубашку, становится на колени и бьет лбом о пол (сцена в соборе)».


Булгаков и Станиславский. Карикатура Кукрыниксов из журнала «Комсомолия». № 12, 1926 год Музей Михаила Булгакова / Google Arts & Culture

Если в 1920-е годы, когда во МХАТе ставились «Дни Турбиных», у руководив-шего театром Станиславского и Булгакова были хорошие отношения, то после четырех с лишним лет репетиций спектакля «Мольер» они заметно охладели друг к другу. В апреле 1935 года Булгаков был неприятно удивлен тем, что Стани-славский «всю пьесу собирается ломать и сочинять наново» Е. С. Булгакова. Дневник. Запись от 22 апреля 1935 года. , а три года спустя называл его знаменитую систему шаманством. В записи, сделанной в ноябре 1938 года, Елена Сергеевна цитирует слова писателя: «Система Ста-нислав-ского — это шаманство. Вот Ершов, например. Милейший человек, но актер уж хуже не выдумать. А всё — по системе. <…> А Тарханов без всякой системы Станиславского — а самый блестящий актер!»

6. О шутках и шахматах

«<…> Вечером Дмитриев Владимир Владимирович Дмитриев — театральный художник. . М. А. мистифицировал его, сказал, что он — второго класса игрок по шахматам, предложил Дмитриеву фору. Дмитриев бледнел при каждом ходе, хотя играет прекрасно. Конечно, обыграл М. А. вдребезги, но выкурил от волнения пачку папирос. Когда М. А. признался ему — дико хохотал».

Булгаков достаточно часто играл в шахматы. Его противниками были лите-ратуровед Николай Лямин, театральный художник Сергей Топленинов, драматург Сергей Ермолинский, хирург Андрей Арендт и другие. Писатель научил играть в шахматы и своего пасынка: «<…> Миша выучил его играть, и когда выигрывал Сергей (сами понимаете, это надо было в педагогических целях), Миша писал мне записку: „Выдать Сергею полплитки шоколаду“. Подпись» Письмо Е. С. Булгаковой А. С. Нюренбергу от 23 февраля 1961 года. Цит. по: Е. С. Булгакова. Дневник. С. 328. .

7. О деньгах

Весна 1936 года была тяжелой: во МХАТе после нескольких показов были остановлены показы «Мольера», в Театре сатиры после генеральной репетиции запретили комедию «Иван Васильевич», в Вахтангова приостановили работу над пьесой «Александр Пушкин». В это время Булгаков работает над учебником истории СССР. В его архиве в Пушкинском Доме сохранилось несколько тетра-дей с черновыми набросками, которые Булгаков делал с марта по июнь. Сохра-нилось даже газетное объявление о конкурсе на лучший учебник для началь-ной школы по истории СССР и «с краткими сведениями по всеобщей истории». Победитель конкурса мог получить одну из четырех премий: в 25 000, 50 000, 75 000 и 100 000 рублей. Последняя цифра обведена красным карандашом (кстати, ровно столько выигрывает Мастер в лотерею).

8. Об ангине и скарлатине

«Заболел Сергей. Шапиро говорит — ангина».

«Ночью М. А. определил, что не ангина, а скарлатина. Шапиро, приехавший в семь часов утра, подтвердил диагноз М. А.».


Михаил и Елена Булгаковы с сыном Елены Сергеевны Сергеем Шиловским. 1940 год Библиотека имени Н. А. Некрасова

Несмотря на то что в начале 1920-х годов Булгаков перестал вести врачебную практику, он не утратил профессиональных навыков и сохранил интерес к меди-цине. В ноябре 1938 года Елена Сергеевна писала, что ставит банки сыну Сергею, как научил ее Булгаков. Пишет она и о том, как актриса Марика Чимишкиан просила писателя поставить банки ее мужу, Сергею Ермолин-скому. Последний вспоминал, что Булгаков менялся во внешности, когда возвращался к искусству исцеления: «…строгий, озабоченный, в руках чемо-данчик, из которого он извлекал спиртовку, градусник, банки. Затем усаживал меня, поворачивал спиной, выстукивал согнутым пальцем, заставлял раскрыть рот и сказать „а“…» Воспоминания о Михаиле Булгакове. С. 468. . Своему пациенту Булгаков рассказывал, что «самая подлая болезнь — почки. Она подкрадывается, как вор».

9. О смерти

«<…> …встретили Новый год: Ермолинский — с рюмкой водки в руках, мы с Сережей — белым вином, а Миша — с мензуркой микстуры. Сделали чучело Миши-ной болезни — с лисьей головой (от моей чернобурки), и Сережа, по жре-бию, расстрелял его».

В письме к Николаю Булгакову, брату писателя, от 5 января 1961 года Елена Сергеевна рассказывала, что в 1930-х Михаил Афанасьевич несколько раз делился с ней предчувствием, что будет тяжело умирать, однако рентген и анализы показывали норму. В сентябре 1939 года врачи обнаружили у Булга-кова нефросклероз. Судьба отмерила писателю полгода жизни — за это время он вносил правки в роман « », а также пытался делать наброски новых произведений. 10 марта 1940 года Елена Сергеевна записала в дневнике: «16.39. Миша умер».

Выбор редакции
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...

Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...

Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...

Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...
Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для молодой страны Советов. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и...
Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...
Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...
Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...
Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...