Доктор фауст. Чародей доктор фауст Фауст в России


Из глубины столетий к нам пришло предание о человеке, который с помощью сатаны - ангела, низвергнутого в ад из-за гордыни и желания сравняться в могуществе с Создателем - также решил бросить вызов Богу, овладев тайнами мира и собственной судьбой. Он не пожалел ради этого даже своей бессмертной души, обещанной хозяину преисподней в уплату за этот союз. Это один из "вечных образов" мировой литературы. В эпоху Возрождения он нашел свое воплощение в лице доктора фауста - героя немецкой средневековой легенды, ученого, заключившего союз с дьяволом ради знаний, богатства и мирских наслаждений.

У этого героя были свои прототипы. Как сообщает "Исторический лексикон", записи в немецких церковных книгах, строки из писем, заметки путешественников свидетельствуют, что в 1490 году в городе Книтлингене (княжество Вюртемберг) родился некий Иоганн Фауст.

Имя Иоганна Фауста, бакалавра теологии, числится в списках Гейдельбергского университета за 1509 год. Иногда он упоминается как Фауст из Зиммерна, иногда - как выходец из городка Кундлинг, учившийся магии в Кракове, где в то время ее преподавали открыто. Известно, что Фауст занимался магическими трюками, знахарством, алхимией, составлял гороскопы. Понятно, что у добропорядочных граждан это одобрения не вызывало. Фауста изгоняли из Норнберга и Ингольштадта. Он вел беспорядочный образ жизни и неожиданно, будто призрак, появлялся то тут, то там, смущая и возмущая публику. То немногое, что известно о Фаусте, свидетельствует о большой уязвленной гордыне этого человека. Он любил именовать себя "философом из философов".

Еще при жизни об этой странной личности стали складываться легенды, в которых переплелись старинные предания о магах, анекдоты о бродячих школярах, мотивы раннехристианских житий и средневеков демонологической литературы. Причем в народной среде к Фаусту от сились не всерьез, а скорее, с сожалением и насмешкой:

"Выехал Фауст, держась за бока, Из Ауэрбаховского погребка, Сидя верхом на бочке с вином, И это видели все кругом. Постигнул черную магию он, И чертом за это был награжден".

Церковь относилась к Фаусту более сурово. В 1507 году аббат Шло: геймского монастыря Иоганн Тритемий писал придворному астрологу математику курфюрста Пфальцекого: "Человек, о котором ты мне п^ шешь... имеющий дерзать называть себя главой некромантов - бродягу пустослов и мошенник. Так, он придумал себе подходящее, на его взгляд, звание "магистр Георгий Сабелликус Фауст младший, кладезь некроман тии, астролог, преуспевающий маг, хиромант, аэромант, пиромант и вы дающийся гидромант". Рассказывали мне еще священники, что он хвас тался таким знанием всех наук и такой памятью, что если бы все труд1 Платона и Аристотеля и вся их философия были начисто забыты, то о) по памяти полностью восстановил бы их и даже в более изящном виде. t явившись в Вюрцбург он не менее самонадеянно говорил в большом собрании, что ничего достойного удивления в чудесах Христовых нет, что он сам берется в любое время и сколько угодно раз совершать все то, чт(совершил Спаситель". Правда, похвальбы Фауста остались похвальбами - ничего выдающегося совершить он не сумел.

Говорили, что Фауст пользовался покровительством мятежного имперского рыцаря Франца фон Зиккенгена и князя-епископа Бамбергекого и что его всегда сопровождал "пес, под личиной которого скрывало^ дьявол". На окраине города Виттенбергадо сих пор сохранились развалит" ны замка, которые называют "домом Фауста". Здесь еще много лет послД смерти Фауста работали алхимики, среди которых выделялся Кристофор? Вагнер, называвший себя учеником Фауста. Виттенбергские алхимик" изготавливали различные магические предметы, в частности - загадочные "черные зеркала". Здесь же проходили обучение разные отчаянные люди, жаждавшие приобщиться к магии.

Реальный Фауст умер в 1536 или 1539 году в городе Штауфере (Брайсгау). А во второй трети XVI века народные рассказы о докторе среди множества переложений, переделок и переводов этой книги, наводнивших Европу, специалисты выделяют книги французского доктора богословия Виктора Кайе (1598), нюрнбергского врача Николауса Пфитцера (1674), впервые рассказавшего о любви Фауста к некоей "красивой, но бедной служанке", и анонимную книгу "Верующий христианин" (1725).

Но самый большой успех ждал драму англичанина Кристофера Марло "Трагическая история доктора Фауста", впервые изданную в 1604 году. Сам Марло утверждал, что в основу его драмы легла какая-то старинная рукопись, найденная им в одном из шотландских замков, но известно, что Марло был склонен к мистификациям и, кроме того, эту историю к тому времени уже хорошо знали в Европе. Но подлинно бессмертным имя Фауста сделал, конечно, Гёте. Под его пером образ Фауста стал символом всей современной западной цивилизации, под влиянием гностических учений отказавшейся от Бога и свернувшей на технократический путь развития во имя овладения тайнами мира, во имя знаний, богатства и мирских наслаждений. Цена этого поворота известна - отказ от бессмертия. И конец этого пути также известен:

"Нет Фауста. Его конец ужасный Пускай нас всех заставит убедиться, Как смелый ум бывает побежден, Когда небес преступит он закон",

След его теряется.

«Фауст» Гёте

Доктор Фауст

Наиболее мощного своего художественного выражения тема о Фаусте достигает в трагедии Гёте . В трагедии со значительной рельефностью отразилась вся многогранность Гёте, вся глубина его литературных, философских и научных исканий: его борьба за реалистическое мировоззрение, его гуманизм и пр.

Если в «Прафаусте» (1774-1775) трагедия носит ещё фрагментарный характер, то с появлением пролога «На небе» (написан 1797, изд. 1808) она усваивает грандиозные очертания своего рода гуманистической мистерии, все многочисленные эпизоды которой объединены единством художественного замысла. Фауст вырастает в колоссальную фигуру. Он - символ возможностей и судеб человечества. Его победа над квиетизмом, над духом отрицания и гибельной пустоты (Мефистофель) знаменует триумф творческих сил человечества, его неистребимой жизнеспособности и созидательной мощи. Но на пути к победе Фауста суждено пройти ряд «образовательных» ступеней. Из «малого мира» бюргерских будней он входит в «большой мир» эстетических и гражданских интересов, границы сферы его деятельности все расширяются, в них включаются все новые области, пока перед Фаустом не раскрываются космические просторы финальных сцен, где ищущий творческий дух Фауста сливается с созидательными силами мироздания. Трагедия пронизана пафосом творчества. Здесь нет ничего застывшего, незыблемого, здесь все - движение, развитие, непрестанное «нарастание», могучий творческий процесс, воспроизводящий себя на все более высоких ступенях.

В этом отношении знаменателен самый образ Фауста - неутомимого искателя «верного пути», чуждого желанию погрузиться в бездейственный покой; отличительной чертой характера Фауста является «недовольство» (Unzufriedenheit), вечно толкающее его на путь неустанного действия. Фауст погубил Гретхен, так как он отрастил себе орлиные крылья и они влекут его за пределы душной бюргерской горницы; он не замыкает себя и в мире искусства и совершенной красоты, ибо царство классической Елены оказывается в итоге всего лишь эстетической видимостью. Фауст жаждет великого дела, осязаемого и плодотворного, и он кончает свою жизнь вождем свободного народа, который на свободной земле строит свое благополучие, отвоевывая у природы право на счастье. Ад теряет над Фаустом свою силу. Неутомимо деятельный Фауст, нашедший «верный путь», удостаивается космического апофеоза. Так под пером Гёте старинная легенда о Фаусте принимает глубоко гуманистический характер. Следует отметить, что заключительные сцены «Фауста» писались в период стремительного подъема молодого европейского капитализма и частично отражали успехи капиталистического прогресса. Однако величие Гёте в том, что он уже видел темные стороны новых общественных отношений и в своей поэме пытался возвыситься над ними.

Образ Фауста в эпоху романтизма

В начале XIX в. образ Фауста своими готическими очертаниями привлекал романтиков . Фауст - странствующий шарлатан XVI в. - выступает в романе Арнима «Die Kronenwächter», I Bd., 1817 (Стражи короны). Легенду о Фаусте разрабатывали Граббе («Don Juan und Faust», 1829, русск. перев. И. Холодковского в журнале «Век», 1862), Ленау («Faust», 1835-1836, русский перев. А. Анютина [А. В. Луначарского], СПБ, 1904, то же, пер. Н. А-нского, СПБ, 1892), Гейне ["Фауст" (поэма, назначенная для танцев, «Der Doctor Faust». Ein Tanzpoem…, 1851) и др.]. Ленау, автор наиболее значительной после Гёте разработки темы о Фаусте, изображает Фауста двойственным, колеблющимся, обреченным бунтарем.

Тщетно мечтая «соединить мир, бога и себя», Фауст Ленау падает жертвой происков Мефистофеля, в котором воплощены силы зла и разъедающего скепсиса, роднящие его с Мефистофелем Гёте. Дух отрицания и сомнения торжествует над бунтарем, порывы которого оказываются бескрылыми и никчемными. Поэма Ленау знаменует начало распада гуманистической концепции легенды. В условиях зрелого капитализма тема о Фаусте в её ренессансно-гуманистической трактовке не могла уже получить полноценного воплощения. «Фаустовский дух» отлетал от буржуазной культуры, и не случайно в конце XIX и XX вв. мы не имеем значительных в художественном отношении обработок легенды о Фаусте.

Фауст в России

В России легенде о Фаусте отдал дань А. С. Пушкин в своей замечательной «Сцене из Фауста». С отзвуками гётевского «Фауста» мы встречаемся в «Дон-Жуане» А. К. Толстого (пролог, фаустовские черты Дон-Жуана, томящегося над разгадкой жизни - прямые реминисценции из Гёте) и в рассказе в письмах «Фауст» И. С. Тургенева .

Фауст у Луначарского

В XX в. наиболее интересное развитие темы о Фаусте дал А. В. Луначарский в своей драме для чтения «Фауст и город» (написано в 1908, 1916, изд. Наркомпроса, П., в 1918). Исходя из заключительных сцен второй части гётевской трагедии, Луначарский рисует Фауста просвещенным монархом, господствующим над страной, отвоеванной им у моря. Однако опекаемый Фаустом народ уже созрел для освобождения от уз самовластия, происходит революционный переворот, и Фауст приветствует происшедшее, видя в нём осуществление своих давних мечтаний о свободном народе на свободной земле. В пьесе отражено предчувствие социального переворота, начала новой исторической эры. Мотивы фаустовской легенды привлекали В. Я. Брюсова , оставившего полный перевод «Фауста» Гёте (ч. 1 напечатана в ), повесть «Огненный ангел» ( -1908), а также стихотворение «Klassische Walpurgisnacht» ().

Список произведений

  • Historia von Dr. Iohann Fausten, dem weitbeschreiten Zauberer und Schwartzkünstler etc. (История о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике) , (1587)
  • Г. Р. Видман (Widman), Wahrhaftige Historie etc. , (1598)
  • Ахим фон Арним «Die Kronenwächter» (Стражи короны) , (1817)
  • Генрих Гейне : Фауст (Der Doktor Faust. Ein Tanzpoem) , поэма, назначенная для танцев (1851)
  • Теодор Шторм : Поле-Кукольник (Pole Poppenspäler) , новелла (1875)
  • Генрих Манн : Учитель Гнус (Professor Unrat) , (1904)
  • Томас Манн : Доктор Фаустус (Doktor Faustus) (1947)
  • Роджер Желязны , Роберт Шекли : "Коль с Фаустом тебе не повезло" (Roger Zelazny & Robert Sheckley: "If at Faust you don"t succeed") (1993)
  • Майкл Суэнвик : Джек\Фауст (Jack Faust) (1997)
  • Roman Möhlmann: Faust und die Tragödie der Menschheit (2007)

Пьесы

Рембрандт. «Фауст», гравюра

  • Кристофер Марло : Трагическая история доктора Фаустуса (Tragicall History of Doctor Faustus) , (1590)
  • John Rich: The Necromancer (1723)
  • Гете :
    • Прафауст (Urfaust)
    • Фауст , ч. 1 (Faust I)
    • Фауст, ч. 2 (Faust II)
  • Фридрих Максимилиан Клингер : Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад (Fausts Leben, Thaten und Höllenfahrt) (1791)
  • Эрнст Август Клингеманн (Ernst August Klingemann): Фауст (Faust) (1816)
  • Христиан Дитрих Граббе : Дон Жуан и Фауст (Don Juan und Faust) (1828)
  • А. С.Пушкин . Сцена из «Фауста»
  • Николаус Ленау : Фауст (Faust) (1836)
  • И. Тургенев . Фауст , (1856)
  • Фридрих Теодор Фишер: Фауст. Трагедия в двух частях (Faust. Der Tragödie dritter Teil) (1862)
  • А. В. Луначарский : Фауст и город , 1908
  • Мишель де Гельдерод . Смерть доктора Фауста , 1926
  • Дороти Сэйерс : (The Devil to Pay) (1939)
  • Wolfgang Bauer: Herr Faust spielt Roulette (Герр Фауст играет в рулетку) (1986)
  • Günther Mahal (Hrsg.): Doktor Johannes Faust - Puppenspiel (Доктор Иоанн Фауст - Кукольный театр).
  • Werner Schwab: Faust: Mein Brustkorb: Mein Helm . (1992)
  • Pohl, Gerd-Josef: Faust - Geschichte einer Höllenfahrt Textfassung für die Piccolo Puppenspiele , 1995

Фауст в изобразительном искусстве

Фауст в кино

  • Гонсало Суарес : Странная история доктора Фауста ()
  • Брайан Юзна : Фауст - князь тьмы ()

Другое

Именем Фауста назван персонаж компьютерной игры Фауст: Семь ловушек для души - играющий за Фауста должен распутать несколько историй, персонажем которых был демон Мефистофель

Также Фауст встречается и в серии файтингов в стиле аниме Guilty Gear. Однако, в отличии от настоящего Фауста, данный персонаж никак не связан с Мефистотелем, хотя тоже был доктором. По легенде игры, однажды во время операции умерла девочка, и Фауст сошел с ума. Одев пакет на голову и взяв с собой свой скальпель, он начал бороться с Гиарами, пытаясь защитить какие-то свои бредовые идеи и принципы.

Библиография

  • Faligan Z., Histoire de la légende de Faust, P., 1888;
  • Fischer K., Goethes Faust, Bd I. Die Faustdichtung vor Goethe, 3. Aufl., Stuttgart, 1893;
  • Kiesewetter C., Faust in der Geschichte und Tradition, Lpz., 1893;
  • Frank R., Wie der Faust entstand (Urkunde, Sage und Dichtung), B., 1911;
  • Die Faustdichtung vor, neben und nach Goethe, 4 Bde, B., 1913;
  • Gestaltungen des Faust (Die bedeutendsten Werke der Faustdichtung, seit 1587), hrsg. v. H. W. Geissler, 3 Bde, München, 1927;
  • Bauerhorst K., Bibliographie der Stoff- und Motiv-Geschichte der deutschen Literatur, B. - Lpz., 1932;
  • Корелин М., Западная легенда о докторе Фаусте, «Вестник Европы», 1882, кн. 11 и 12;
  • Фришмут М., Тип Фауста в мировой литературе, «Вестник Европы», 1887, кн. 7-10 (перепеч. в кн.: Фришмут М., Критические очерки и статьи, СПБ, 1902);
  • Белецкий А. И., Легенда о Фаусте в связи с историей демонологии, «Записки Неофилологического об-ва при СПБ университете», вып. V и VI, 1911-1912;
  • Жирмунский В., Гёте в русской литературе, Ленинград, 1937.

См. также статьи, посвященные писателям, упомянутым в настоящей статье.

В начале XVI века по городам Германии разъезжал некий ученый человек по имени Иоганн Фауст, который выдавал себя за всесведущего доктора. О нем говорили, что на самом деле он чернокнижник, чародей, алхимик, астролог, короче, дьявол. Фауст не отрицал этого, похвалялся тем, что для него открыты все тайны природы. Он якобы может из свинца делать золото, вылечивать любые болезни, по звездам определять судьбу человека, а главное, знает секрет изготовления эликсира бессмертия.

В реальности Фауст после учебы в университете не хотел заниматься лечебной практикой. Пользуясь невежеством и доверчивостью богатых людей, он выуживал золото из их кошельков. Фауст был образованным шарлатаном, и о нем распространилась слава как о великом чудодее.

Постепенно сложились легенды о необыкновенном докторе, волшебнике и маге, который якобы вступил в сговор с дьяволом, продал ему свою душу и за это получил бессмертие. Иоганн Вольфганг Гёте, хорошо знавший историю «доктора», написал на эту тему поэму-трагедию, которую назвал «Фауст».

След реального доктора Фауста затерялся в европейской истории. Никто толком не знал, что с ним произошло, куда он делся. Хотя известна дата его смерти, 1540 год, многие считали, что он не умер, а действительно попал под власть дьявола, целиком подчинился ему и выполнял все его поручения. Он жил в преисподней, но иногда принимал человеческий облик и вылетал оттуда. У него длинный черный плащ, на голове шляпа с полями и страусиными перьями. У него густая черная борода и очень живые глаза. Если кто посмотрит в них, то начнет подчиняться его воле и станет его слугой. Доктора Фауста не раз видели верхом на лошади, рядом с ним бежала собака. Считалось, что его животные - бывшие люди, ставшие бесами, которые могли превращаться в кого угодно.

Но все эти фантастические рассказы отнюдь не пугали, а, наоборот, делали образ доктора Фауста привлекательным. Многие жители Германии, особенно из числа зажиточных, искали встречи с ним. Некоторые влиятельные курфюрсты, феодалы готовы были платить немалые деньги, чтобы принять его у себя дома, послушать его рассказы о потустороннем мире, о бессмертии, посмотреть его опыты.

В 1587 году во Франкфурте-на-Майне вышла народная книга Иоганна Шписа, в которой он изложил сведенные воедино многие легенды об Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике, которого описал как безбожника, неправедного человека, опасного для людей.

Согласно записям Шписа, доктор Фауст чрезмерно увлекся познанием окружающего мира. Он большую часть времени проводил в своей лаборатории, где ставил разные магические опыты. Но многие загадки природы разгадать так и не сумел. Он был очень раздосадован. Именно жажда познания и собственное бессилие привели к тому, что ради открытия разных секретов, постижения тайн небес и земли он согласился продать свою душу дьяволу.

Едва он подумал о сговоре с нечистой силой, как перед ним тотчас появился странный человек не от мира сего. В коротком плаще, с хитрой улыбкой и едва заметными в волосах рогами. Это был дух зла Мефистофель.

Между ними завязался оживленный разговор. Фауст хотел знать об окружающем мире все, его интересовал круговорот в природе, устройство Вселенной. Ему хотелось знать смысл восхода солнца, его заката, смысл смены дня и ночи, появления звезд на небе. Мефистофель старался удовлетворить любознательность доктора, но и ему не хватало познаний. Тогда он предложил Фаусту самому заняться исследованием. С этой целью Мефистофель отдал ему волшебную повозку, запряженную двумя драконами, на которой Фауст мог подняться наверх, к небесам, и оттуда обозреть Вселенную и всю землю. А после возвращения он и Фауст могли бы вместе проехать по всей земле и посмотреть другие страны и города.

Они заключили договор, и каждый занялся своим делом. Поднявшись над землей, Фауст убедился, что солнце, которое с земли кажется размером с золотой талер, на самом деле гораздо больше земли. И приближаться к нему опасно. Спустившись на землю, он вместе с Мефистофелем отправился в поездку по разным странам и городам.

Как-то раз Фауст повстречал торговца свиньями и решил обмануть его. Напустив на торговца свои колдовские чары, он продал ему вязанку соломы, которую тот принял за породистую свинью и заплатил золотом.

В другой раз Фауст столкнулся на дороге с крестьянином, который вез на продажу сено. Между ними возникла перебранка, никто не хотел уступать другому дорогу. Тогда Фауст пригрозил крестьянину немедленной страшной карой, сказал, что съест его вместе с лошадью, если тот не уберется с дороги. Крестьянин не испугался и сказал, пусть только попробует. И тут Фауст открыл рот, который стал расширяться и расширяться. В него могла бы поместиться не одна повозка.

Крестьянин в ужасе побежал за помощью, встретил бургомистра и рассказал ему об увиденном. Когда вместе со стражей они прибежали на место, то повозка крестьянина с лошадью, с сеном, как и прежде, стояла на дороге. Фауста рядом конечно было. Крестьянин стал оправдываться, приводил в свидетели Бога, говорил, что это Фауст его околдовал. Его надо поймать и прилюдно наказать.

По другой легенде, Фауст называется профессором Лейпцигского университета. Профессор демонстрировал студентам разные фокусы, вместе с ними пировал, пил вино и продолжал удивлять их своими необыкновенными чудесами.

Для пиршеств был избран винный подвальчик владельца Ауэрбаха, который и сегодня существует в Лейпциге и называется Ауэрбахс-келлер. В нем доктор Фауст демонстрировал свои магические силы. Он заставлял бочку с вином скакать по ступенькам. Эта же бочка сама наполняла бокалы студентов вином. Фауст пригласил в погребок обезьян, которые танцевали на полу и на столах столь уморительно, что некоторые студенты падали на пол от смеха, глядя на их ужимки.

В этом же погребке Фауст рассказал студентам историю Троянской войны и по их просьбе вызвал образ Елены Прекрасной. Девушка была настолько хороша, что профессор сам влюбился в нее, сделал
своей женой, и она родила ему сына. В этот погребок наведывался и Мефистофель. Из этого погребка сам Фауст на бочке выскочил на улицу.

С приближением смерти легендарный Фауст стал задумываться о смысле собственной жизни, о своей связи с дьяволом. Он начал понимать, что приобретенные им знания мало что ему дали, за них он заплатил слишком дорогую цену, потеряв свою душу. Он раскаивался в содеянном и сожалел о своей погубленной душе. Мефистофель ему ответил, что Фауст сам виноват во всем, и неожиданно исчез. Ночью на дом Фауста налетела буря, в комнатах раздалось шипение змей. Наутро Фауста нашли мертвым.

Буккер Игорь 13.06.2019 в 14:33

Имя доктора Фауста слышали все. Ставший культовым героем литературы еще в XVI в еке, он навеки остался в памяти потомков. Вот только реальный человек по имени Фауст имеет мало общего со своим прославленным образом, да и о нем мало что доподлинно известно.

По достоверным источникам, Иоганн Георг Фауст (Johann Georg Faust), или Георг Фауст, родился около 1480 года в Книттлингене, а скончался в 1540 (1541) году в городе Штауфен-им-Брайсгау (Staufen im Breisgau) или около него. Вся его жизнь прошла приблизительно в одном географическом месте - немецкой земле Баден-Вюртемберг. Фауст совмещал в себе сопряженные таланты алхимика, мага, целителя, астролога и предсказателя.

Если вы случайно увидите на прилавке книжного магазина пухлый том, посвященный биографии Фауста, - не верьте глазам своим. Нет, вас не водят за нос: в той гипотетической книжке может быть подробно изложены повседневная жизнь в конце XV - первой половине XVI столетия, литературный и художественный образ Фауста и много еще чего интересного. В фолианте не будет биографии Фауста, поскольку даже полнейшая и скрупулезная биография вполне уместится на нескольких листках формата А4 и при этом далеко не все написанное на них будет правдой.

Как заметил современный немецкий историк литературы Гюнтер Махаль (Günther Mahal), "дебри из вопросительных знаков окружают историческую фигуру Фауста".

Во всех свидетельствах современников о Фаусте, его величают Георг, или Йорг (Jörg). Имя Иоганн впервые всплывает через два десятилетия после смерти алхимика. Знахаря и целителя, Фауста в конце прошлого века назвали бы в России экстрасенсом. В отличие от Кашпировского или Чумака, Фауст не имел громадной телевизионной аудитории, зато его имя преодолело границы не только Германии, но и Европы и осталось в памяти потомков.

В отличие от семи древнегреческих городов, которые вели между собой спор, как о месте рождения великого Гомера, лишь три немецких местечка претендуют быть колыбелью знаменитого Фауста: уже названный выше Книттлинген, Хельмштадт около Гейдельберга и упоминаемое только в предании местечко Рода в Тюрингии. Победу одержал Книттлинген, в котором сегодня существует Музей Фауста и его архив. Собственно говоря, победитель определился благодаря сохранившемуся до наших дней документу о приобретении магом недвижимости в здешних краях. Он датирован 1542 годом.

К сожалению, до настоящего времени уцелела только копия этого документа, сделанная карандашом Карлом Вайзертом (Karl Weisert) в 1934 году. Оригинал сгорел во время Второй мировой войны. Подлинность архивного документа, написанного от руки школьным учителем, официально заверена подписью с печатью тогдашнего бургомистра города Ленера от 3 марта 1934 года. Кроме этой бумаги, сохранилось свидетельство Иоаганна Манлиуса. В письме к своему учителю, написанном в 1563 году, он упоминает о знакомстве с Фаустом из Книттлингера, которого назвал "выгребной ямой, полной чертей", (Scheißhaus vieler Teufel) .

Учителем этого свидетеля был знаменитый теолог и реформатор, сподвижник Лютера, прозванный Учителем Германии (Praeceptor Germaniae) гуманист Филипп Меланхтон. А Фауста он именовал принятым во времена Ренессанса латинизированным псевдонимом Фаустус, что в переводе означало "счастливец".

По прошествии стольких веков весьма трудно судить о том, кем на самом деле был упомянутый Фауст. Некоторые видели в нем обманщика, шарлатана и авантюриста, а другие - философа, алхимика, предсказателя, хироманта и целителя. В некоторых источниках о Фаусте оскорбительно отзываются как о "бродяге, пустом болтуне и босяке-обманщике". По всей видимости, речь шла о бродячем фокуснике.

К слову стоит заметить, что и в наши дни некоторые люди негативно настроены по отношению к экстрасенсам (при этом они не приближались к ним даже на пушечный выстрел), другие были осторожны из зависти к их успехам и т.д. Вдобавок, до 1506 года нет ни единого документа, в котором бы освещалась деятельность доктора Фауста.

В одном из писем нашего героя аттестуют следующими словами: "Магистр Георг Сабелликус Фауст-младший (Georg Sabellicus Faust der Jüngere) - кладезь для некромантов, астролог, второй из магов, хиромант, аэромант, пиромант, второй из гидромантов". Возможно, это пример успешного "пиара" волхва, выдававшего себя за специалиста по чтению линий на руке, по облакам, туману и полету птиц (ауспиции), а также могущего предсказывать и гадать по огню, воде и дыму.

В библиотеке Ватикана сохранилось письмо бенедиктинского аббата из Вюрцбурга Иоганна Тритемия (Iohannes Trithemius), отправленное им 20 августа 1507 года математику и придворному астрологу в Гейдельберге Иоганну Фирдунгу (Johann(es) Virdung, 1463-1535), в котором каббалист Тритемий описывает шашни Фауста с мальчиками. По словам этого ученого человека, когда педофилу Фаусту стало грозить разоблачение его гомосексуальных пристрастий, он скрылся. Великим содомитом и некромантом называли доктора Фауста в документах, которые хранятся в архивах города Нюрнберга.

По словам аббата Тритемия, Фауст похвалялся таким знанием всех наук и такой памятью, что если бы все труды Платона и Аристотеля и вся их философия были начисто забыты, то он, "как новый Ездра Иудейский, по памяти полностью восстановил бы их даже в более изящном виде". А также, как не раз говорил Фауст, он "берется в любое время и сколько угодно раз совершить все то, что совершил Спаситель", сообщает Тритемий.

Неизвестно, был ли Тритемий посвященным, но некоторые утверждали, что он предсказал церковный раскол за два года до появления Лютера, английский переводчик его произведений объявил в 1647 году о пожаре в Лондоне, который опустошит столицу этого острова спустя 19 лет.

Натурфилософ Иоганн Тритемий, учениками которого были небезызвестные Агриппа Неттесгеймский и Теофраст Парацельс, довольно пренебрежительно отзывался о Фаусте и его способностях, что невольно заставляет задуматься, а не зависть ли водила его пером и не возводит ли он напраслину на собрата по ремеслу.

Однако гораздо больше рассказывали о других способностях мага и волшебника, которые напоминали скорее цирковые трюки, нежели игривые похождения с мальчиками. Во время очередной здравицы в честь собутыльника, Фауст в харчевне проглотил мальчишку-прислужника, перелившего вино через край кружки. А будучи однажды на ярмарке, Фауст накрыл своим плащом корзину с куриными яйцами, и из нее тут же вылупились цыплята. В "Лейпцигской хронике" Фогеля записано: "В народе ходят слухи, будто однажды, когда погребщикам в Ауэрбаховском винном погребе никак не удавалось выкатить непочатую бочку с вином, знаменитый чернокнижник доктор Фауст сел на нее верхом и силою его чар бочка сама поскакала на улицу".

В 1520 году Фауст составил гороскоп рождения влиятельному Бамбергскому архиепископу-курфюрсту Георгу III. Нужно отметить, это знак немалого признания заслуг чародея, так как Его высокопреосвященство был одним из наивысших церковных иерархов в немецкоязычных странах. "Также Х гульденов дадено и послано доктору фаустусу философу", - именно так строчными буквами педантично засвидетельствовал камердинер архиепископа-курфюрста. Десять гульденов по тем временам были княжеской платой.

Так, прожолжая тему,

Решила сделать небольшую подборку по самому известному в мире доктору и

По совместительству чернокнижнику Фаусту.

Иоганн Фауст (примерно 1480-1540)

Доктор, чернокнижник, живший в первой половине XVI в. в Германии,

Легендарная биография которого сложилась уже в эпоху Реформации и на

Протяжении ряда столетий является темой многочисленных произведений

Европейской литературы

Михаил Врубель.

Полет Фауста и Мефистофеля

Портрет Фауста анонимного немецкого художника XVII столетия



Легенда

О докторе Фаусте, ученом-чернокнижнике, продавшем душу дьяволу,

Возникла в Германии в XVI веке.Иоганн Фауст -личность историческая.

С1507 по 1540 год его имя неоднократно встречается в различных

Документах.В 1909 году Фауст упоминается в числе студентов философского

Приходно-расходной книге епископа Бамбергского отмечается: "Назначено и

Пожаловано философу доктору Фаусту 10 гульденов за составление

Гороскопа".

Фауст и Вагнер замечают пуделя (воплощение Мефистофеля).


Тем на менее конкретных биографических данных о Фаусте

Очень мало. Существует предположение, что он был так называемым

"бродячим школяром", то есть одним из представителей средневековой

Интеллигенции, получивших университетское образование, но не имевших

Постоянной службы и переезжавших из города в город в поисках временного

Заработка.Фауст прославился как знаток оккультных наук, предсказатель и

Составитель гороскопов.


Рембрандт, гравюра "Фауст"


Легенда

О том, что Фауст продал душу дьяволу, возникла еще при его жизни. Сам

Фауст не опровергал этих слухов, а, напротив, поддерживал. Один из

Современников Фауста, знавший его лично врач Иоганн Вир, пишет: "Есть у

Меня один знакомый, борода у него черная, лицо темноватое,

Свидетельствующее о меланхолической конструкции (вследствие болезни

Селезенки).

Иллюстрация Л.Д. Гончарова


Когда он как-то

Повстречался с Фаустом, тот сразу же сказал: "До того ты похож на моего

Куманька, что я даже посмотрел тебе на ноги, не увижу ли длинных

Когтей". Это он принял его за дьявола, которого поджидал к себе и

Обычно называл куманьком.Реальность сделки с дьяволом в то время ни у

Кого не вызывала сомнений. Другой знакомый Фауста, ученый-богослов

Иоганн Гаст, писал: "Были у него собака и конь, которые, полагаю, были

Бесами, ибо могли выполнять все, что угодно. Слыхал я от людей, что

Собака иной раз оборачивалась слугой и доставляла хозяину еду".


Фауст

Скончался в 1540 году. В одной из исторических хроник, написанных

Спустя двадцать семь лет после его смерти, говорится: "Этот Фауст за

Свою жизнь совершил так много чудесных дел, что их хватило бы на

Сочинения целого трактата, но в конце концов нечистый все же удушил

Его".И при жизни Фауста, и после его смерти в народе ходило множестве

Рассказов о нем. Они бытовали как в устной, так и в письменной форме,

Причем эти записи считались заметками самого Фауста.В1587 году во

Франкфурте-на- Майне книгоиздатель Иоганн Шпис выпустил книгу под

Названием "История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и

Чернокнижнике", в подзаголовке которой указывалось: "Большей частью

Извлечено из его собственных посмертных сочинений".

Итак...Образ

Легендарного Фауста существенно отличается от своего исторического

Прототипа. В книге Шписа впервые отчетливо прозвучала основная идея

Легенды о докторе Фаусте - жажда познания, для удовлетворения которой

Ученый готов пожертвовать своей душой, отречься от Бога и предаться

Приверженный науке", и "окрылился он, как орел, захотел постигнуть все

Глубины неба и земли". Для этого Фауст заключил союз с дьяволом, и тот

Приставил к нему нечистого духа по имени Мефистофель, который должен

Был исполнять все желания ученого и отвечать на все его вопросы.

Фауст и Мефистофеь. Художник Э. Делакруа.

«Народная книга»

Титульная

Страница «Народной книги»В эпоху Возрождения, когда ещё была жива вера

В волшебство и чудесное, а, с другой стороны, выдающиеся победы

Одерживала раскрепощенная от уз схоластики наука, многим рисовавшаяся

Плодом союза дерзновенного ума с нечистой силой, фигура доктора Фауста

Быстро приобрела легендарные очертания и широкую популярность. В 1587 в

Германии в издании Шписа появилась первая литературная обработка

Легенды о Фаусте, так называемая «народная книга» о Фаусте: «Historia

Von Dr. Iohann Fausten, dem weitbeschreiten Zauberer und

Schwartzkünstler etc.» (История о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике

И чернокнижнике). В книгу вплетены эпизоды, приуроченные в свое время к

Различным чародеям (Симон Волхв, Альберт Великий и др.) и отнесенные в

Ней к Фаусту. Источником книги помимо устных сказаний служили

Современные сочинения по ведовству и «тайным» знаниям (книги теолога

Лерхеймера, ученика Меланхтона: «Ein Christlich Bedencken und

Erinnerung von Zauberey», 1585; книга И. Вира, ученика Агриппы

Неттесгеймского: «De praestigiis daemonum», 1563, нем. перевод 1567, и

Нечестивцем, вступившим в союз с дьяволом ради приобретения великого

Знания и силы («Фауст отрастил себе орлиные крылья и захотел проникнуть

И изучить все основания неба и земли». «В его отпадении сказывается не

Что иное, как высокомерие, отчаяние, дерзость и смелость, подобная тем

Титанам, о которых повествуют поэты, что они громоздили горы на горы и

Хотели воевать против бога, или похожая на злого ангела, который

Противопоставил себя богу, за что и был низвергнут богом как дерзкий и

Тщеславный»). Заключительная глава книги повествует о «страшном и

Ужасающем конце» Фауста: его разрывают бесы, и душа его идет в ад.

Характерно при этом, что Фаусту приданы черты гуманиста. Эти черты

Заметно усилены в издании 1589.

Фауст и Мефистофель

Фауст у Кайе

В 1603 Пьер Кайе публикует французский перевод народной книги о Фаусте.


Фауст

Читает лекции о Гомере в Эрфуртском университете, по просьбе студентов

Вызывает тени героев классической древности и пр. Пристрастие

Гуманистов к античности олицетворено в книге как «безбожная» связь

Похотливого Фауста и Прекрасной Елены. Однако, несмотря на стремление

Все же овеян известным героизмом; в его лице находит свое отражение вся

Эпоха Ренессанса с присущей ей жаждой безграничного знания, культом

Неограниченных возможностей личности, мощным бунтом против

Средневекового квиетизма, обветшалых церковно-феодальных норм и устоев.




Фауст у Марло

Народной

Книгой о Фаусте воспользовался английский драматург XVI в. Кристофер

Марло, перу которого принадлежит первая драматическая обработка

Легенды. Его трагедия «The tragical history of the life and death of

Doctor Faustus» (изд. в 1604, 4-е изд., 1616) (Трагическая история

Доктора Фауста, русский перевод К. Д. Бальмонта, Москва, 1912, ранее в

Жаждой знания, богатства и мощи. Марло усиливает героические черты

Легенды, превращая Фауста в носителя героических элементов европейского

Ренессанса. От народной книги Марло усваивает чередование серьёзных и

Комических эпизодов, а также трагический финал легенды о Фаусте, -

Финал, который связан с темой осуждения Фауста и его дерзновенных

Порывов.


Фауст у Видмана

Народная

Книга лежит также в основе пространного сочинения Г. Р. Видмана о

Фаусте (Widman, Wahrhaftige Historie etc.), вышедшего в Гамбурге в

1598. Видман в противоположность Марло усиливает моралистические и

Клерикально-дидактические тенденции «народной книги». Для него история

О Фаусте в первую очередь - повествование об «ужасных и отвратительных

Грехах и проступках» прославленного чернокнижника; свое изложение

Легенды о Фаусте он педантически уснащает «необходимыми напоминаниями и

Превосходными примерами», долженствующими служить ко всеобщему

«поучению и предостережению».




Фауст в XVIII в.

По стопам Видмана пошёл Пфицер (Pfitzer), выпустивший в 1674 свою обработку народной книги о Фаусте.


Исключительную

Популярность тема о Фаусте получает в Германии во второй половине XVIII

В. в среде писателей период «бури и натиска» [Лессинг - фрагменты

Неосуществленной пьесы, Мюллер-живописец - трагедия «Fausts Leben

Dramatisiert» (Жизнь Фауста, 1778), Клингер - роман «Fausts Leben,

Thaten und Höllenfahrt» (Жизнь, деяния и гибель Фауста, 1791, русский

Перев. А. Лютера, Москва, 1913), Гёте - трагедия «Фауст» (1774-1831),

Русский перевод Н. Холодковского (1878), А. Фета (1882-1883), В.

Брюсова (1928) и др.]. Писателей-штюрмеров Фауст привлекает своим

Дерзновенным титанизмом, своим бунтарским посягательством на

Традиционные нормы. Под их пером он приобретает черты «бурного гения»,

Попирающего во имя неограниченных прав личности законы окружающего

Мира. Штюрмеров привлекал также «готический» колорит легенды, её

Иррациональный элемент. При этом штюрмеры, особенно Клингер, сочетают

Тему о Фаусте с резкой критикой феодально-абсолютистского порядка

(например картина злодеяний старого мира в романе Клингера: произвол

Феодала, преступления монархов и духовенства, развращенность

Господствующих сословий, портреты Людовика XI, Александра Борджиа и



«Фауст» Гёте

Наиболее

Мощного своего художественного выражения тема о Фаусте достигает в

Трагедии Гёте. В трагедии со значительной рельефностью отразилась вся

Многогранность Гёте, вся глубина его литературных, философских и

Научных исканий: его борьба за реалистическое мировоззрение, его

Гуманизм и пр.


Если в «Прафаусте»

(1774-1775) трагедия носит ещё фрагментарный характер, то с появлением

Пролога «На небе» (написан 1797, изд. 1808) она усваивает грандиозные

Очертания своего рода гуманистической мистерии, все многочисленные

Эпизоды которой объединены единством художественного замысла. Фауст

Вырастает в колоссальную фигуру. Он - символ возможностей и судеб

Человечества. Его победа над квиетизмом, над духом отрицания и

Гибельной пустоты (Мефистофель) знаменует триумф творческих сил

Человечества, его неистребимой жизнеспособности и созидательной мощи.

Но на пути к победе Фауста суждено пройти ряд «образовательных»

Ступеней. Из «малого мира» бюргерских будней он входит в «большой мир»

Эстетических и гражданских интересов, границы сферы его деятельности

Все расширяются, в них включаются все новые области, пока перед Фаустом

Не раскрываются космические просторы финальных сцен, где ищущий

Творческий дух Фауста сливается с созидательными силами мироздания.

Трагедия пронизана пафосом творчества. Здесь нет ничего застывшего,

Незыблемого, здесь все - движение, развитие, непрестанное «нарастание»,

Могучий творческий процесс, воспроизводящий себя на все более высоких

Ступенях.


Этом отношении знаменателен самый образ Фауста - неутомимого искателя

«верного пути», чуждого желанию погрузиться в бездейственный покой;

Отличительной чертой характера Фауста является «недовольство»

(Unzufriedenheit), вечно толкающее его на путь неустанного действия.

Фауст погубил Гретхен, так как он отрастил себе орлиные крылья и они

Влекут его за пределы душной бюргерской горницы; он не замыкает себя и

В мире искусства и совершенной красоты, ибо царство классической Елены

Оказывается в итоге всего лишь эстетической видимостью.

Фауст жаждет

Великого дела, осязаемого и плодотворного, и он кончает свою жизнь

Вождем свободного народа, который на свободной земле строит свое

Благополучие, отвоевывая у природы право на счастье. Ад теряет над

Фаустом свою силу. Неутомимо деятельный Фауст, нашедший «верный путь»,

Удостаивается космического апофеоза. Так под пером Гёте старинная

Легенда о Фаусте принимает глубоко гуманистический характер. Следует

Отметить, что заключительные сцены «Фауста» писались в период

Стремительного подъема молодого европейского капитализма и частично

Отражали успехи капиталистического прогресса. Однако величие Гёте в

Том, что он уже видел темные стороны новых общественных отношений и в

Своей поэме пытался возвыситься над ними.


Ary Scheffer (1798-1858)

Фауст и Маргарита в саду, 1846

Фрэнк Кадоган Купер "Фауст" - Маргарита, одержимая злым духом в соборе

Образ Фауста в эпоху романтизма

Начале XIX в. образ Фауста своими готическими очертаниями привлекал

Романтиков. Фауст - странствующий шарлатан XVI в. - выступает в романе

Арнима «Die Kronenwächter», I Bd., 1817 (Стражи короны). Легенду о

Фаусте разрабатывали Граббе («Don Juan und Faust», 1829, русск. перев.

И. Холодковского в журнале «Век», 1862), Ленау («Faust», 1835-1836,

Русский перев. А. Анютина [А. В. Луначарского], СПБ, 1904, то же, пер.

Н. А-нского, СПБ, 1892), Гейне ["Фауст" (поэма, назначенная для танцев,

«Der Doctor Faust». Ein Tanzpoem…, 1851) и др.]. Ленау, автор наиболее

Значительной после Гёте разработки темы о Фаусте, изображает Фауста

Двойственным, колеблющимся, обреченным бунтарем.

Фауст и Маргарита. Э. Делакруа.


Тщетно

Мечтая «соединить мир, бога и себя», Фауст Ленау падает жертвой

Происков Мефистофеля, в котором воплощены силы зла и разъедающего

Скепсиса, роднящие его с Мефистофелем Гёте. Дух отрицания и сомнения

Торжествует над бунтарем, порывы которого оказываются бескрылыми и

Никчемными. Поэма Ленау знаменует начало распада гуманистической

Концепции легенды. В условиях зрелого капитализма тема о Фаусте в её

Ренессансно-гуманистической трактовке не могла уже получить

Полноценного воплощения. «Фаустовский дух» отлетал от буржуазной

Культуры, и не случайно в конце XIX и XX вв. мы не имеем значительных в

Художественном отношении обработок легенды о Фаусте.



Татьяна Фёдорова «Фауст и Мефистофель» 1994г

Фауст в России

России легенде о Фаусте отдал дань А. С. Пушкин в своей замечательной

«Сцене из Фауста». С отзвуками гётевского «Фауста» мы встречаемся в

«Дон-Жуане» А. К. Толстого (пролог, фаустовские черты Дон-Жуана,

Томящегося над разгадкой жизни - прямые реминисценции из Гёте) и в

Рассказе в письмах «Фауст» И. С. Тургенева.



Фауст у Луначарского

XX в. наиболее интересное развитие темы о Фаусте дал А. В. Луначарский

В своей драме для чтения «Фауст и город» (написано в 1908, 1916, изд.

Наркомпроса, П., в 1918). Исходя из заключительных сцен второй части

Гётевской трагедии, Луначарский рисует Фауста просвещенным монархом,

Господствующим над страной, отвоеванной им у моря. Однако опекаемый

Фаустом народ уже созрел для освобождения от уз самовластия, происходит

Революционный переворот, и Фауст приветствует происшедшее, видя в нём

Осуществление своих давних мечтаний о свободном народе на свободной

Земле. В пьесе отражено предчувствие социального переворота, начала

Новой исторической эры. Мотивы фаустовской легенды привлекали В. Я.

Брюсова, оставившего полный перевод «Фауста» Гёте (ч. 1 напечатана в

1928), повесть «Огненный ангел» (1907-1908), а также стихотворение

«Klassische Walpurgisnacht» (1920





Фауст Александры Жумайловой-Дмитровской


Феона-Доктор Фауст

КНИГА ИОВА. Уильям Блейк.

Художник И. Тишбейн. Портрет И.В. Гете.




Выбор редакции
Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) - русский советский поэт, драматург, переводчик, литературный критик. Лауреат Ленинской (1963) и...

Леонид Григорьевич Петровский родился 12 июня 1897 года (по другим данным 1902 года) в посёлке Щербиновский рудник, ныне город Дзержинск...

Вальтер Венк Венк, Вальтер (Walter Wenk; 1900-1982) - немецкий военный деятель; генерал танковых войск (1945). Уроженец Виттенберга....

Внушала русскому обществу веру в неподвижные идеалы старины; это была вера чисто консервативная. Первые славянофилы проповедовали...
«Церковь не лишится Благодати, пока будет приноситься Безкровная Жертва и Евхаристия будет совершаться без отклонений… В последние...
Мы продолжаем знакомить наших читателей с программой телеканала «Спас» «Мой путь к Богу», в которой священник Георгий Максимов...
Каждый приходит к Богу своим путем. Мне повезло: мой путь начался в семье. Отца и матери в моих детских воспоминаниях почти нет. Они...
Любвеобильного и милосердного епископа всегда будет помнить народ и вереница почитателей его памяти, притекающих к святой могиле, никогда...
С известной православной писательницей Наталией Сухининой я познакомился в Кирове на Трифоновских чтениях. Наталию Евгеньевну пригласили...