Достоевский преступление и наказание год. Анализ романа Достоевского «Преступление и наказание. Раскольников навещает Соню


Книга Достоевского «Преступление и наказание» затрагивает социальные и психологические вопросы, волновавшие людей того времени. Прямых ответов автор не даёт, но заставляет задуматься над ними читателей.

Он только попытался сделать анализ заблуждений и правоты главного героя и понять как зарождается мысль вырваться из дна системы и господствовать над толпой. Роман вышел в 1866 году.

Как возникла идея написать это произведение?

Задумка написать о личности, которую не будут мучить угрызения совести, так как будет считать себя «сверхчеловеком», у Достоевского возникла на каторге. Путь от написания до публикации книга прошла немалый. Сначала автор написал «Записки из Мёртвого дома», где этими «способностями» наделил каторжника Орлова.

Затем в романе «Пьяненькие» возникла сюжетная линия семьи Мармеладовых, которая в рассказе о Раскольникове будет занимать ведущее место. За границей в Италии Достоевский проиграл в казино все деньги и история обрела новые очертания. В Милане он начал писать новую книгу «Преступление и наказание», в которой соединил прежние мысли и добавил новые криминальные мотивы.

В романе он обращает внимание на внутренний мир убийцы и размышляет об устройстве жизни, в котором жил главный герой. Таким образом, книга расширилась до рамок социально-философского произведения. Местом действия автор выбрал Петербург.

Роман полностью является художественным вымыслом автора, однако, незадолго до публикации в газетах появилась новость о том, что некий студент Данилов убил ростовщика Попова и его прислужницу, случайно зашедшую через незапертую дверь. Когда вышла книга «Преступление и наказание», то она привлекла необычным совпадением и пользовалась в связи с этим большой популярностью.

Критика

  • Произведение настолько глубокое, что полностью истинный посыл автора читателям понимаешь только в зрелом возрасте.
  • Образ Родиона Раскольникова меняется на протяжении всего повествования, а вместе с ним мнение читателей о нём - от расчётливого убийцы до человека, обезумевшего от сознания, что он наделал.
  • Книга заставляет думать и анализировать, заставляя обращать внимание на множество оттенков и смыслов фраз героев.
  • Юных читателей книга научит добру и состраданию. Покажет, что становится с человеком, сознательно совершим преступление.

«Преступление и наказание» - краткое содержание

Бывший студент Родион Раскольников, живущий в бедном районе Петербурга, задумал убить старую ростовщицу Алёну Ивановну и относит ей в заклад ценную вещь. По дороге назад он зашёл в трактир, где увидел спившегося чиновника Мармеладова.

Тот рассказывает, что его вторая жена отправила падчерицу Соню зарабатывать проституцией из-за его беспробудного пьянства. Утром Родион получил письмо с уведомлением о скором приезде матери и младшей сестры Дуни в гости. Приезд связан со скорым замужеством сестры замуж за Лужина.

Мать надеется, что богатый жених поможет окончить университет Родиону. Все новости только убедили студента совершить злодеяние, ведь, по его мнению, это принесёт избавление от страданий его родных, которым не понадобится брак по расчёту и Соню, которая освободится от постыдного ремесла.

В то же время Раскольникову отвратителен вид крови, которую он видел в детстве, когда убивали невинную собачонку. Он всё-таки решился и убил. Не только старуху, но и её сестру Лизавету, которая зашла во время преступления. Украв вещи процентщицы, он на них даже не глянул и спрятал в первом попавшемся на глаза месте.

Раскольников от пережитого заболел и не хочет общаться с людьми, кроме товарища, с которым он вместе учился, Разумихина. От того он узнал, что в убийстве подозревают маляра Миколку. Раскольников терзается и готов уже сдаться властям, но этого не произошло. Читать «Преступление и наказание» нужно полностью, только так можно оценить это произведение.

Дорогие наши читатели, мы с радостью и удовольствием делимся с вами информацией о книгах и надеемся, что она будет полезной. Мы будем рады узнать ваши пожелания и отзывы о произведениях в ваших комментариях!

Творческая история создания романа «Преступление и наказание»

Предыстория романа

«Преступление и наказание» создало в 1865--1866 гг. Но вместе с тем это и итог многолетних, более ранних размышлений Достоевского. Из его писем к А.Н.Майкову и М. М. Достоевскому мы знаем, что еще на каторге в творческом сознании писателя складывалась «большая окончательная... повесть» (письмо А. Н. Майкову от 18 января 1856 г.). Замысел ее сменился рядом других романических замыслов, оставшихся неосуществленными или осуществленными по условиям жизни и писательской работы Достоевского 1850-х и начала 1860-х годов лишь в урезанном виде по сравнению с первоначальными, более широкими планами. Как можно думать, сюжет «Преступления и наказания» вобрал в себя множество элементов из этих более ранних, в свое время не осуществленных замыслов.

О том, что одна из центральных идей романа вполне сложилась уже к 1863 г., свидетельствует дневник А. П. Сусловой. Здесь под 17сентября 1863 г. А. П. Суслова, находившаяся в это время вместе с Достоевским в Италии, в Турине, сделала следующую запись: «Когда мы обедали (в гостинице), он (Достоевский), смотря на девочку, которая брала уроки, сказал: „Ну вот, представь себе, такая девочка с стариком, и вдруг какой-нибудь Наполеон говорит: «Истребить весь город»". Всегда так было на свете».

Эта запись -- первое документальное свидетельство, вводящее нас в круг основных философских идей будущего «Преступления и наказания». Однако к творческой работе над романом и к обдумыванию его сюжета Достоевский обратился позднее. Мурашова, О.А. Тема греха и наказания, или “Психологический отчёт одного преступления”. Литература в школе. - 2006. - №9. - С. 25-28

Существенным этапом на пути, приблизившим автора к «Преступлению и наказанию», явилась работа над «Записками из подполья». Трагедия мыслящего героя-индивидуалиста, его горделивое упоение своей «идеей» и поражение перед лицом «живой жизни», в качестве воплощений которой в «Записках» выступает прямая предшественница Сони Мармеладовой, девушка из публичного дома, образ которой в «Записках», однако, не несет еще той глубокой философско-этической нагрузки, какую несет образ Сони, -- эти основные общие контуры «Записок» непосредственно подготавливают «Преступление и наказание».

Следующее известное нам звено в истории разработки замысла «Преступления и наказания» -- план романа «Пьяненькие», задуманного в 1864 г. Единственная дошедшая до нас заметка к нему -- в записной книжке 1861-1864 гг.

Еще в 1847 г. в «Петербургской летописи» Достоевский писал о «жажде деятельности» и об отсутствии для нее предварительных условий как о характерном для русского послепетровского общества болезненном явлении. Эта тема получила дальнейшее развитие в статьях Достоевского периода «Времени», где разъединение в России образованного общества и народа после петровской реформы стало для Достоевского центральным трагическим узлом русской жизни. Она же должна была явиться одной из основных и в романе «Пьяненькие». В наброске в нему говорится, что упадок «нравственности» в России связан с отсутствием «дела» уже 150 лет, т. е. со времен Петра I.

В июне 1865 г. Достоевский предложил задуманный роман издателю «Санкт-Петербургских ведомостей» В. Ф. Коршу и в «Отечественные записки» А. А. Краевскому. Он писал Краевскому 8 июня: «Я прошу 3000 руб. теперь же, вперед за роман, который обязуюсь формально доставить в редакцию „Отечественных записок" не позже первых чисел начала октября нынешнего года. Роман мой называется „Пьяненькие" и будет в связи с теперешним вопросом о пьянстве. Разбирается не только вопрос, но представляются и все его разветвления, преимущественно картины семейств, воспитание детей в этой обстановке и проч. и проч. -- Листов будет не менее 20, но может быть и более. За лист 150 руб. ... (За «Мертвый дом» я получал в «Русском мире» и во «Времени» по 250 р.)». А. А. Краевский ответил 11 июня отказом -- ввиду отсутствия у редакции денег и большого запаса беллетристики. Корш еще раньше, 5 июня, написал сразу два письма, личное и официальное, -- также с фактическим отказом.

Не подлежит сомнению, что Достоевский предлагал ещё не написанную, да вряд ли и начатую вещь. Почти одновременно с обращением к А. А. Краевскому он писал председателю Литературного фонда Е. П. Ковалевскому, ходатайствуя о 600 рублях до 1 февраля 1866 г. и рассказывая о своей тяжелой работе по журналу «Эпоха» после смерти брата: «... за этими трудами я не успел написать почти ни строчки. Я начал теперь одну работу, за которую могу взять деньги только осенью. Окончить эту работу как можно скорее необходимо, чтоб начать, получив деньги, уплату долгов».

Возможно, Достоевский делал, как обычно, записи к роману в записной тетради первой половины 1865 г., впоследствии утраченной. Об этой потере он сообщал 9 мая 1866 г. своему приятелю А. Е. Врангелю, прося напомнить сумму прошлогоднего долга: «...записную книжку мою я потерял и помню мой долг приблизительно, но не точно».

2 июля 1865 г. Достоевский, испытывая тяжелую нужду, вынужден был заключить условие с издателем Ф. Т. Стелловским. За то же три тысячи рублей, которые Краевский отказался выплатить за роман, Достоевский продал Стелловскому право на издание полного собрания своих сочинений в трех томах и, кроме того, обязан был написать для него новый роман объемом не менее десяти листов к 1 ноября 1866 г. Договор был кабальный, но он позволил выплатить первоочередные долги и на лето уехать за границу. Спустя три месяца Достоевский заметил в письме к А. Е. Врангелю, что он «выехал за границу, чтоб поправить здоровье и что-нибудь написать». Он добавлял: «Написать-то я написал, а здоровье стало хуже». Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». М., Просвещение, 1984, с. 237-245

Оставив «Пьяненьких», Достоевский за границей задумал повесть, замысел которой явился зерном будущего «Преступления и наказания». В сентябре 1865 г. он предложил ее издателю «Русского вестника» М. Н. Каткову. До этого писатель никогда не печатался в журнале Каткова. Самую мысль обратиться теперь в «Русский вестник» подала, по всей вероятности, княжна Н. П. Шаликова, писательница (псевдонимы Е. Нарекая и П. Горка), дальняя родственница Каткова. В позднейшем письме к Достоевскому (1873 г.) она вспоминала «встречу в Висбадене у о. Янышева» (тамошнего священника) и «непродолжительную, по полную искренности беседу в аллеях Висбадена».

Достоевский не сразу решился обратиться в «Русский вестник». В августе 1865 г. он еще надеялся получить аванс за повесть и за обещанные «Письма из-за границы» от „Библиотеки для чтения". Соиздатель журнала II. Н. Воскобойников (издателем был П. Д. Боборыкин) писал 12 (24) августа в Висбаден: «От редакции „Библиотеки для чтения" нельзя ждать денег раньше конца русского августа. Когда получатся, поспешу выслать их Вам, а Вас покорнейше прошу облегчить мне это либо Вашею повестью, либо Вашими письмами, а еще лучше тем и другим. Всё это было бы приобретением для нас, а для меня лично еще великою радостью… В заключение покорно прошу Вас дозволить мне прислать Вам хотя бы сто франков, до 26-го августа, если бы они скопились у нас, на что, впрочем, малонадежны». Не получив денег от «Библиотеки для чтения», Достоевский в начало сентября из Висбадена написал своему давнему знакомому (еще со времен кружка Петрашевского) Л. П. Милюкову. Письмо не сохранилось, но в воспоминаниях Милюков рассказывает его содержание и приводит цитаты: «Сижу в отеле, кругом должен, и мне грозят; денег ни гроша»; сюжет задуманной повести «расширился и разбогател». Затем следовала просьба «запродать повесть хоть куда бы пи было, но только с условием выслать немедленно 300 рублей». Милюков обошел редакции «Библиотеки для чтения», «Современника», «Отечественных записок»; везде получил отказ. Альми И.Л. Об одном из источников замысла романа “Преступление и наказание”. Литература в школе. - 2001. - №5. - С. 16-18.

Беловой текст письма Достоевского к Каткову неизвестен. Но письмо было отправлено, так как в октябре 1865 г. просимые деньги были посланы Достоевскому редакцией «Русского вестника». Позднее, в ноябре -- декабре, когда в ходе работы замысел преобразился и повесть превратилась в роман, из-за размера гонорара возникли осложнения, по вначале 300 рублен аванса за повесть были высланы автору сразу. Правда, денег этих Достоевский своевременно не получил. Они пришли в Висбаден, когда писатель уже уехал оттуда, и были пересланы ему И. Л. Янышевым в Петербург.

Своему письму к издателю «Русского вестника» Достоевский придавал большое значение: в записной тетради с подготовительными материалами к роману находится его черновик. Эти несколько страниц имеют первостепенную важность для датировки начальных стадий работы и для представления о ее характере. Достоевский писал Каткову:

«Могу ли я надеяться поместить в Вашем журнале Р(усский)В(естник)" мою повесть?

Я пишу ее здесь, в Висбадене, уже 2 месяца и теперь оканчиваю. В ней будет от пяти до шести печатных листов. Работы остается еще недели на две, даже, может быть, и более. Во всяком случае, могу сказать наверно, что через месяц, и никак не позже, она могла бы быть доставлена в редакцию „Р(усского) В (естни)ка". Альтман М.С. Достоевский. По вехам имён. М., 1975, с. 67-68

Идея повести не может, сколько я могу предполагать, ни в чем противоречить Вашему журналу; даже напротив. Это -- психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, но шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным, „недоконченным" идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. „Она никуда не годна", „для чего она живет?", „полезна ли она хоть кому-нибудь?" и т. д. -- эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства -- притязаний, грозящих ей гибелью, -- докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении „гуманного долга к человечеству" -- чем уже, конечно, «загладится преступление", если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живет на свете, и которая через месяц, может, сама собой померла бы. Кунарев, А.А. Родион Романович Раскольников, или Тайна “бывшего студента”. Русский язык. - 2002. - №1. - С. 76-81

Несмотря на то, что подобные преступления ужасно трудно совершаются-- т. е. почти всегда до грубости выставляют наружу концы, улики и проч. и страшно много оставляют на долю случая, который всегда почти выдает виновного, ему -- совершенно случайным образом -- удается совершить свое предприятие и скоро, и удачно.

Почти месяц он проводит после того до окончательной катастрофы, никаких на него подозрений нет и не может быть. Тут-то и развертывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое, убили убеждения, даже без сопротивления). Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить свое дело. Впрочем, трудно мне разъяснить вполне мою мысль.

В повести моей есть, кроме того, намёк на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует.

Это видел я даже на самых неразвитых людях, на самой грубой случайности. Выразить мне это хотелось именно на развитом, на нового поколения человеке, чтобы была ярче и осязательнее видна мысль. Несколько случаев, бывших в самое последнее время, убедили, что сюжет мой вовсе не эксцентричен, именно что убийца развитой и даже хороших накл(онностей) м(олодой) человек. Мне рассказывали прошлого года в Москве (верно) об одном студенте, выключенном из университета после Московской студент(ской) истории, -- что он решился разбить почту и убить почтальона. Есть еще много следов в ваших газетах о необыкновенной шатости понятий, подвигающих на ужасные дела. (Тот семинарист, который убил девушку по уговору с ней в сарае и которого взяли через час за завтраком, и проч.). Одним словом, я убежден, что сюжет мой отчасти оправдывает современность.

Само собою разумеется, что я пропустил в этом теперешнем изложении идеи моей повести весь сюжет. За занимательность ручаюсь, о художественности исполнения -- не беру на себя судить. Мне слишком много случалось писать очень, очень дурных вещей, торопясь, к сроку и проч. Впрочем, эту вещь я писал не торопливо и с жаром. Постараюсь, хотя бы для себя только, кончить ее как можно лучше».

Совсем не касаясь того, что составляло особенную трудность в работе -- поиски нужного тона, художественной формы, Достоевский подробно определил в письме содержание и главную идею повести. «Психологический отчет» о преступлении, которое родилось под воздействием современных «недоконченных идей», и о нравственном раскаянии преступника, убедившегося таким образом в несостоятельности этих идей, -- таков основной смысл повести. В ней не предполагался еще на этой стадии работы тот огромный социальный фон, какой присутствовал в замысле «Пьяненьких» и вошел в роман «Преступление в наказание» с линией Мармеладова. Названия повести в письме нет; поскольку запись ее начала в тетради утрачена, оно остается нам неизвестным. Возможно, в ту пору его еще не было. Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч. в 30-ти т. Л., 1972-1990, т. 7, с. 387-399

Кроме письма к Каткову, сохранились два сентябрьских письма к А. Е. Врангелю со свидетельствами о работе над повестью. 10 (22) сентября, рассказывая о бедственном своем положении и прося в долг 100 талеров, Достоевский писал: «Надеялся я на мою повесть, которую пишу день и ночь. Но вместо 3-х листов она растянулась в 6, и работа до сих пор не окончена. Правда, мне же больше денег придется, но во всяком случае раньше месяца я их не получу из России. А до тех пор? Здесь уже грозят полицией. Что же мне делать?» Через шесть дней, в письмо от 28 сентября 1865 г., Достоевский благодарил Врангеля за присланные деньги, рассказывал про письмо к Каткову и про свою работу: «А между тем повесть, которую я пишу теперь, будет, может быть, лучше всего, что я написал, если дадут мне время ее окончить. О друг мой! Вы не поверите, какая мука писать на заказ».

На этом исчерпываются эпистолярные и мемуарные свидетельства, относящиеся к первому -- заграничному -- периоду работы. Наиболее cущественная, внутренняя, творческая ее сторона раскрывается авторскими рукописями. Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч. в 30-ти т. Л., 1972-1990, т.7, с. 410-412

Предпосылки создания

Федор Михайлович Достоевский – один из самых известных русских писателей. Когда он был на каторге в Сибири, он часто думал о Боге, о жизни, о судьбах людей; там он встретил тех, кто считал себя выше других, и именно там у него родилась идея написания романа «Преступление и наказание».

Главный герой — Родион Раскольников


Главный герой произведения – бедный студент Родион Раскольников. Он придумывает теорию о том, что люди подразделяются на две категории: «тварей дрожащих» и «право имеющих». Вторые в его взглядах предстают сильными личностями, вершителями истории, которые могут распоряжаться чужими жизнями ради высоких целей и достижения каких-либо идеалов. Первые же не способны ни на что и должны полностью подчиняться тем, кто «имеет право». Однако эта теория возникла в голове молодого человека лишь по стечению обстоятельств: на это повлияли проблемы с деньгами, уже давно испытываемые им, и его гордость; отдельную роль сыграла и атмосфера той части города, где живет главный герой. В ней все пропитано духом мрачной безысходности; серые и желтые пыльные здания давят на людей, повсюду встречаются нищие, пьяницы и падшие женщины. На самом деле в характере Родиона Раскольникова больше благородных, хороших черт: он способен на сострадание и на любовь к ближним. Это подтверждается во многих сценах романа: например, Раскольников отдал свои деньги для похорон едва знакомого ему Мармеладова, спасал детей при пожаре. Особенно ярко способность героя к проявлению сочувствия и жалости проявляется во время описания его сна с эпизодом из детства, когда Родиону было невыносимо больно видеть забитую камнями лошадь.

Внутренний конфликт

Однако под влиянием собственных убеждений и трудного финансового положения такой человек решается на убийство старухи-процентщицы, планируя использовать ее деньги для помощи талантливым, но бедным молодым людям. Но случается так, что во время совершения преступления молодому человеку приходится убить и свидетельницу – ни в чем не повинную сестру старухи. Из-за этого его дальнейшая жизнь превращается в кошмар: Раскольников боится разоблачения и живет в постоянном напряжении, обманывая близких ему людей. Он не может воспользоваться деньгами и вещами старой процентщицы и старается как можно лучше их спрятать. Молодой человек испытывает муки совести, хоть и пытается скрыть это от себя самого. Однако в конце произведения, благодаря терпению, любви и искренней вере Сони Мармеладовой, Раскольников смог по-настоящему раскаяться в содеянном и начать новую жизнь, отвергнув свою жестокую теорию. Принятие ложных и абсурдных идей неминуемо ведет к трагедии; во время признания в содеянном Соне Родион и сам понял это, сказав, что убил не старушку, а себя самого.

Идеи и смысл романа «Преступление и наказание»

В романе ярко иллюстрируется, насколько тяжело становится тем, кто переступает через нормы морали и нравственности. На примере Раскольникова видно, что путем насилия и смерти нельзя достичь ничего. Даже самые добрые и высокие намерения не могут окупить цену человеческой жизни, которую никто не вправе отнимать по своему желанию. Человек, который все же делает это, наказывает сам себя, и это наказание в виде душевных страданий и отдаленности от близких намного страшнее и тяжелее, чем заключение или каторга. Именно это осознал Родион Раскольников после совершения убийства: он ощутил себя полностью отрезанным от всего мира, и до момента признания вся его жизнь наполнилась переживаниями и страхом. Писатель тщательным образом описывает все страдания такого существования, что несомненно вызывает у читателя жалость к главному герою. Роман отражает взгляды самого Федора Михайловича Достоевского, считающего, что насилие не может привести к счастью и добру; только через гуманные и светлые поступки люди могут делать этот мир лучше.

«Преступление и наказание» – роман, который начинает собою так называемое великое пятикнижие Достоевского, пять великих романов, которые выстраиваются друг за другом. «Преступление и наказание» – первый из этих романов. В свое время Борис Пастернак, вернее, его герой доктор Живаго с удивлением говорил, что самое поразительное в «Преступлении и наказании» даже не философские какие-то мотивы, а наличие искусства. Это действительно гармонично сложенный, может быть, самый выстроенный из романов Достоевского. Давайте посмотрим, о чем и как говорит здесь Достоевский.

Начало романа: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С–м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к Калинкину мосту». Мы не знаем, что это за молодой человек, зачем он вышел. И до конца первой части – если уж говорить об искусстве Достоевского – мы только догадываемся, зачем этот молодой человек (еще даже он не назван здесь по имени, Родион Романович Раскольников) и куда он пошел. Достоевский очень хотел, чтобы его вещи были занимательными. Он очень хотел, чтобы читатель увлекся загадкой Раскольникова – что и зачем этот молодой человек собирается совершить? И он так выстраивает первую часть, что мы всё время теряемся в догадках и только в конце узнаем, что он ходил «пробовать» какую-то идею, репетировать ее.

А о самой идее в первом приближении мы узнаем только в конце первой части из подслушанного разговора студента и офицера: что вот, дескать, есть такая старушонка-процентщица, и если убить и ограбить ее, то за это можно простить, потому что на эти деньги сделаешь сто добрых дел. Вот такая арифметика, как сказано в романе. И Раскольников, услышав этот разговор, поразился, что точно такие же мысли приходили и ему в голову.

Что хочет этим сказать Достоевский? Что идея, которую мы называем наполеоновской, носится в воздухе. Она захватила многих, особенно молодых людей переломной эпохи. Идея Раскольникова – не его личное изобретение, не какой-то плод индивидуального творчества. Это идея, которая приходит в голову многим и многим людям. Почему-то именно в это время.

Отметим одно странное совпадение: роман печатался в 1866 году в журнале «Русский вестник». Странность в том – и, пожалуй, это единственный случай в мировой литературе, – что в одном и том же журнале на соседних страницах поместились два величайших романа. «Преступление и наказание» Достоевского и «1805 год» Льва Толстого (под таким названием начал печататься роман «Война и мир»).

Начало толстовского романа – разговор о Наполеоне в салоне Анны Павловны Шерер, о том, что Наполеон санкционировал убийство герцога Энгиенского, и это не нравится русским аристократам, потому что все-таки герцог. Но Бонапарта оправдывают два героя: это Пьер Безухов и потом Андрей Болконский. Вы посмотрите: два не самых плохих героя Толстого пришли к мысли, что убийство – нормальная вещь, если она продиктована какими-то высокими соображениями. У Достоевского это именуется правом «крови по совести».

Итак, два наших великих писателя в 1866 году пришли к одной и той же идее. И эта идея, как бы сказать, антинаполеоновская. Только Толстой посмотрел с исторической точки зрения и разрушил миф о Наполеоне, решительно, может быть, даже чересчур, а Достоевский подошел к этому мифу с современной точки зрения. Миф о Наполеоне захватывает сознание человека уже другого времени, когда и Наполеона самого нет. А молодые люди заново проходят тот же самый путь, и те же самые идеи приходят им в голову.

Но почему именно в это время? Достоевского всегда поражали идеи, которые поначалу лишь витают в воздухе, а потом находят свою реализацию. Достоевский тем самым как бы предугадывал надвигающиеся события (что особенно поразительно в «Бесах»). И здесь тоже произошло нечто предугаданное писателем.

Уже были написаны первые части «Преступления и наказания», когда 4 апреля 1866 года студент Каракозов совершил первое публичное покушение на царя, он стрелял в Александра II. Неудачно, но именно с этого события покатилось, по выражению Солженицына, «красное колесо». Идея террора пришла в Россию и захватила молодые умы.

Конечно, между Раскольниковым и Каракозовым есть существенная разница. Раскольников не заговорщик, не революционер. Хотя стоит отметить, что в черновиках романа Достоевский не раз обращается к истории Великой французской революции и провозглашенному ею праву на пролитие крови. В подтексте романа, я думаю, это осталось: вот куда движется молодая Россия. Идею Раскольникова в этом смысле хорошо понял Разумихин: «Родя, ты ведь кровь по совести разрешаешь. Это даже куда страшнее, чем просто какое-то убийство». Страшно, что можно переступить и это будет нравственно оправдано. Вот идея, которая лежала в основании террора и Великой французской революции, и английской, и потом русской. Да, собственно говоря, и сейчас питает опухоль террора в современном мире.

Голос реальности и голос совести

Родион Раскольников не желает быть «праздно болтающим», как этот вот студент и офицер в трактире. Он решился идею реализовать. Если посмотреть на первую часть романа, мы увидим, что эпизоды выстраиваются так, что один эпизод толкает его к идее, а другой, наоборот, отталкивает от нее. Отрицательный результат дает «проба», когда он сходил к старушонке, как бы прорепетировал, как это будет выглядеть, как он будет скользить в крови. Ему стало противно: «Неужели я мог»… и т. д.

Но что происходит дальше? Он встречает в трактире Мармеладова, узнает от него историю Сонечки, и эта история неотвратимо возвращает его к идее. Он бы не хотел, может быть, но вот жизнь, реальность, вот эта страшная история – или надо терпеть или решиться… Он же не приемлет социальной арифметики: столько-то человек должны по статистике попасть в разряд Мармеладовых. То есть сама реальность подталкивает его к идее.

Смотрите, что дальше: он получает письмо матери и узнает, что и сестра Дунечка в такой же ситуации, вынуждена продавать себя, и он или должен с этим согласиться, или что-то радикальное предпринять, чтобы выйти из этой ситуации. Письмо матери – еще один знак реальности, ведущей в направлении к идее.

Что дальше? Вроде бы проходной эпизод: девочка на бульваре. Он видит девочку, которой какая-то пьяная компания уже воспользовалась, она полупьяная и полуодетая, обесчещенная, бредет. И Раскольников отдает последние свои пятаки городовому, чтобы тот довел ее до дому. А потом злится на собственную бессильную жалость. Такая вот мысль: или ты всё это терпишь, соглашаешься, или ты должен что-то сделать немедленно, как-то разрушить эти правила игры, выйти из этого сложившегося мира. Вот, смотрите, сразу три эпизода идут друг за другом. И, обращаю ваше внимание, все эти три эпизода – это как бы толчки самой реальности. Реальность толкает к идее.

А дальше ноги несут его… к Разумихину. Достоевский как повествователь не всегда всё нам объясняет. И здесь какая-то загадка мотивации. Он сам удивился: «Почему я пошел к Разумихину?» Кто такой Разумихин? Разумихин – это молодой человек, тоже студент, который по бедности временно вышел из университета и находится в положении еще более критическом, чем Раскольников. Но он, как подчеркивает автор, находит какие-то способы выживания, но не преступлением, а приспособлением, встраиваясь в жизнь, какая она есть. И когда Раскольников идет к Разумихину, у него подспудно срабатывает какое-то желание: а может быть, все-таки еще можно обойтись без убийства? Может быть, все-таки как Разумихин, не ломать обстоятельства, а встраиваться в них? И вот это подспудное желание приводит его к другу. Правда, потом он все же решает теперь не заходить, а прийти «после того». То есть после убийства. Интересно, что Достоевский нам опять не объясняет, а почему после надо прийти. Но к Разумихину я еще вернусь.

А потом следует сон, детское воспоминание, когда избивают до смерти лошадку. Родя жалеет, целует ее в плачущие глаза… Вообще в романе очень много снов. Они дают нам возможность увидеть душу героя, постичь глубокие тайны, скрытые, может быть, даже от него самого. Так вот, сон опять-таки вскрывает перед нами нежелание Раскольникова идти и убивать лошадку, символически говоря, т. е. совершать преступление. Обращаю внимание на то, что те мотивации, которые толкают его к преступлению, – это мотивации самой жизни. А те, которые его, наоборот, отталкивают – проба, история с Разумихиным, сон – это как бы голос его собственной натуры. Это голос сопротивляющейся человеческой природы, которой противно насилие над другим человеком. И вот, собственно, вся первая часть – это такое колебание между pro и contra, за и против. И ведь это колебание так ничем и не разрешается, как говорит сам Раскольников, сколько доводов за, столько же доводов и против, тут даже математически получается: три эпизода «за», три эпизода «против».

Как приговоренный к казни

И вот это равновесие приводит к тому, что сам Раскольников ничего не может решить. За него решает какая-то таинственная сила: он узнаёт, что в такое-то время старушонка будет одна. Ему показалось, что как будто клочок одежды попал в машину и его затягивает. То есть это как бы не его выбор, это чей-то выбор, того, кто сильнее его. Машина какая-то, что за машина? Очевидно, сила обстоятельств и сила захватившей его идеи. Ну, и там еще другое сравнение: как приговоренный к смертной казни. Достоевский дает Раскольникову свои собственные воспоминания о том, что чувствует приговоренный к смертной казни, когда уже нет никакого выбора. У Раскольникова нет никакого выбора, он идет на преступление, ведомый какой-то таинственной внешней силой, которая выразилась в случайности, – из случайно подслушанного разговора он узнал, что старуха будет одна. Как будто ему кто-то подставляет, кто-то его наводит…

Уже потом Раскольников скажет Соне: «Да это черт меня вел!» Черт во всем своем блеске потом явится в «Братьях Карамазовых». Черт, или какая-то сверхличная сила зла, перед которой герой почему-то оказывается бессильным. Понимаете, одно дело придумать идею, быть теоретиком… По существу, если бы не эта случайность, так бы Раскольников всю жизнь теоретизировал и не решился бы сам. А тут вот Достоевский создает ситуацию, когда идея захватывает человека и ведет его даже против его собственного желания. В этом очень большая мысль. Мы создаем идею, мы можем быть «чистыми» теоретиками и не осознавать, что наша идея может нас самих взять за шиворот и повести, куда ей надо. Мы ее создали, мы ее сформулировали, а потом она нас сформулирует, она нас поведет за собой. Вот что, если говорить о первой части романа, случилось с Раскольниковым.

Само убийство, конечно, описано в романе в страшных натуралистических подробностях. Конечно, сейчас уже трудно кого-то удивить такими подробностями, но тем не менее: когда он ударяет старуху по голове, «кровь хлынула, как из опрокинутого стакана». Чего стоит это сравнение! Оно очень визуально сильное. Это то, что с Раскольниковым, конечно, останется потом на всю жизнь – вот эти впечатления, эти воспоминания убийства. Как происходит убийство? Он действительно как бы на автомате всё совершает. Дверь не закрыл на крючок, вошла еще Лизавета, ему пришлось убивать и Лизавету, уж совсем незапланированно. Он-то, ощущая себя Наполеоном, сверхчеловеком, думал, что всё рассчитает и всё пройдет по плану, а все планы в одночасье рухнули. Действительно, его ведет какая-то сила, и он уже не принадлежит сам себе. Он идет не своими ногами… Страшная идея ведет его.

Да и ограбить-то не сумел! Схватил какие-то пустяковые вещи, а ценные бумаги остались в комоде. Какой он грабитель! Вот я говорил, что много снов в романе. Эта сцена убийства – тоже описана Достоевским как страшный сон. Но так или иначе, это произошло. И все последующие части романа – это обсуждение того, что же произошло. Обсуждение идеи. Формулировка наполеоновской идеи дана в романе очень поздно, это уже третья часть. Представляете, до третьей части теория Раскольникова остается нераскрытой! И любопытно, что создавалась третья часть после покушения Каракозова, молодого человека, решительно последовавшего своей идее. Видимо, это событие и подтолкнуло Достоевского к тому, чтобы идея Раскольникова была наконец сформулирована, как бы написана самой жизнью.

В зеркале «разумного эгоизма»

Но я все-таки обращаю внимание, что до этой третьей части есть часть вторая, где Раскольников встречается с разными героями: Лужин, По...

Замысел романа “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский вынашивал в продолжение шести лет: в октябре 1859 года он пишет брату: “В декабре начну роман. помнишь ли, я тебе говорил про одну исповедь – роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо

Пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту. ” – судя по письмам и тетрадям писателя, речь идет именно о задумках “Преступления и наказания” – роман изначально существовал в форме исповеди Раскольникова. В черновых тетрадях Достоевского встречается такая запись: “Алеко убил. Сознание, что он сам недостоин своего идеала, который мучает его душу. Вот преступление и наказание” (речь идет о пушкинских “Цыганах”).

Окончательный план формируется в результате больших потрясений, которые

Пережил Достоевский, и этот план объединил два первоначально различных творческих замысла.

После смерти брата Достоевский оказывается в страшной материальной нужде. Над ним нависает угроза долговой тюрьмы. Весь год Федор Михайлович вынужден был обращаться к петербургским ростовщикам, процентщикам и другим кредиторам.

В июле 1865 года он предлагает редактору “Отечественных записок” А. А. Краевскому новое произведение: “Роман мой называется “Пьяненькие” и будет в связи с теперешним вопросом о пьянстве. Разбирается не только вопрос, но представляются и все его разветвления, преимущественно картины семейств, воспитание детей в этой обстановке и проч. и проч.”. Из-за материальных затруднений Краевский не принял предложенный роман, и Достоевский уезжает за границу, чтобы вдали от кредиторов сосредоточиться на творческой работе, но и там история повторяется: в Висбадене Достоевский проигрывает в рулетку все, вплоть до карманных часов.

В сентябре 1865 года, обращаясь в журнал “Русский вестник” к издателю М. Н. Каткову, Достоевский так излагает замысел романа: “Это психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, “недоконченным” идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. с тем чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства – притязаний, грозящих ей гибелью, докончить курс, уехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении “гуманного долга к человечеству”, чем уже, конечно, “загладится преступление”, если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живет на свете и которая через месяц, может быть, сама собою померла бы.

Почти месяц он проводит до окончательной катастрофы. Никаких на него подозрений нет и не может быть. Тут-то и развертывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтоб хотя погибнуть на каторге, но примкнуть опять к людям, чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое. Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить свое дело. “

Катков немедленно высылает автору аванс. Ф. М. Достоевский работает над романом всю осень, однако в конце ноября сжигает все черновики: “. было много написано и готово; я все сжег. новая форма, новый план меня увлек, и я начал сызнова”.

В феврале 1866 года Достоевский сообщает своему другу А. Е. Врангелю: “Недели две тому назад вышла первая часть моего романа в январской книге “Русского вестника”. Называется “Преступление и наказание”. Я уже слышал много восторженных отзывов. Там есть смелые и новые вещи”.

Осенью 1866 года, когда “Преступление и наказание” почти готово, у Достоевского вновь начинается: по контракту с издателем Стелловским он должен был представить к 1 ноября новый роман (речь идет уже о “Игроке”), а в случае невыполнения контракта издатель получит право в течение 9 лет “даром и как вздумается” печатать все, что будет написано Достоевским.

К началу октября у Достоевский еще не начинал писать “Игрока”, и друзья советуют ему обратиться к помощи стенографии, которая в то время начинала только входить в жизнь. Приглашенная Достоевским молодая стенографистка Анна Григорьевна Сниткина была лучшей ученицей петербургских курсов стенографии, ее отличали незаурядный ум, твердый характер и глубокий интерес к литературе. “Игрок” был завершен вовремя и сдан издателю, а Сниткина вскоре становится женой и помощником писателя. В ноябре и декабре 1866 года Достоевский диктует Анне Григорьевне последнюю, шестую часть и эпилог “Преступления и наказания”, которые печатаются в декабрьском номере журнала “Русский вестник”, и в марте 1867 года роман выходит отдельным изданием.

Сочинения по темам:

  1. “Преступление и наказание” – роман Федора Михайловича Достоевского, впервые опубликованный в 1866 году в журнале “Русский вестник”. Летом 1865 года,...
  2. Когда Ф. М. Достоевский находился на каторге, он сталкивался там не только с политическими преступниками, но и с уголовниками –...
  3. Мир главных героев романа “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского – это мир потерянных в большом городе маленьких людей, которые...
  4. Роман Достоевского “Преступление и наказание” – произведение необычное. В нем нет авторского голоса, который указал бы читателям, в чем его...
  5. Гуманизм романа Достоевского “Преступление и наказание” раскрывается в разных аспектах. Прежде всего, все содержание романа пронизано гуманистической идеей сострадания. Оно...
  6. Библия – книга, известная всему человечеству. Ве­лико ее влияние на развитие мировой художественной культуры. Библейские сюжеты и образы вдохновляли писателей,...
  7. Общеизвестно, что роман “Преступление и наказание” в списке самых читаемых произведений на земле. Актуальность романа возрастает с каждым новым поколением,...
Выбор редакции
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...

Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для молодой страны Советов. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и...

Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...

Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...
Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...
Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...
Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...
Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...