Древнерусская деревня. Как жили и чем питались наши предки. Конспект занятия «Как жили наши предки-славяне» (старшая группа)


МБОУ СОШ № 3

Конспект урока окружающего мира

В 3 «В» классе

подготовила и провела учитель начальных классов

Шаркова Светлана Александровна

г. Сасово, 2017 г.

План-конспект урока окружающего мира в 3 «В» классе

«Как жили наши далекие предки».

Тип урока : изучение новых знаний.

Цель : создание условий на уроке для формирования представлений о том, кто были наши предки славяне, как была организована жизнь наших далеких предков.

Задачи :

Предметные :

Формировать общее представление о наших предках;

Рассмотреть характерные качества славянина.

Личностные :

Формировать интерес к познанию окружающего мира;

Воспитывать предпосылки готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности;

Воспитывать уважение к старине, к своим предкам, желание следовать нравственным принципам наших предков, гордость за свой народ.

Метапредметные :

1) регулятивные : следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения учебной задачи;

2) коммуникативные : учить ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

3) познавательные : создать условия для развития у школьников умения строить небольшие сообщения в устной форме, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Оборудование : мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал, презентация к уроку Power Point.

Ход урока.

Самоопределение к деятельности.

Взаимное приветствие.

У. – Ребята, зачем вы сюда пришли?

– Мы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.

У. – Я рада этому, но чтобы ваши старанья не пропали даром, нам нужно подготовиться к работе. Сели за партой удобно, настраиваемся на работу.

1. Актуализация знаний.

Этап проверки выполнения домашнего задания.

А теперь, давайте проверим домашнее задание.

1) Почему листья осенью меняют свою окраску?

2) Почему опадают листья?

3) Как осенью меняется жизнь животных и птиц?

4) Как звери проводят зиму?

5) Что нужно делать в случае обморожения?

6) Как меняется жизнь животных и растений весной?

7) Составь несколько пищевых цепей.

2. Постановка проблемы и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Звучит отрывок из стихотворения И. Никитина «Русь» .

Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу - даль степей
Зеленеется,

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Вы правы, речь пойдет о жизни людей нашей страны в былые времена.

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в прошлое.

Знаете ли вы, как раньше, в древние времена называлась наша страна? (Русь)

Как вы думаете, а нужно ли нам потомкам, знать, как жили наши древние предки? Зачем?

Целевая установка.

Давайте заглянем в древний славянский поселок. Как правило, он невелик - от одного до пяти дворов. Поселки в несколько десятков домов были, по-видимому, редким исключением. (Слайд)

Прочитайте название темы.(«Как жили наши далекие предки» .)

Цель нашего урока - узнать, как жили наши далекие предки.

Сформулируйте другие вопросы по данной теме, используя следующие вопросительные слова: (Слайд)

Кто? (Кто были наши далекие предки?)

Где? (Где они жили?)

Какие? (Какие они были?)

Как? (Как вели своё хозяйство?)

Поиском ответов будет посвящен сегодня урок.

- Ребята, а как вы думаете, как мы поймем, что достигли цели? (Если мы сможем ответить на поставленные вопросы).

3.Построение проекта выхода из затруднения.

1. Работа в группах.

С сегодняшнего урока мы начинаем изучение большого раздела курса истории. Для того, чтобы лучше понять смысл названия раздела, необходимо выяснить значение входящего в это название ключевого слова. С этой целью давайте выполним ряд заданий.

Задание 1: (Слайд) -Найдите корень в следующих словах и сделайте предположение о лексическом значении этих слов.

В слове « предки », корень –пред-, он означает предшествовать чему-либо. Предки - это люди, которые жили перед нами.

В слове « современники » корень –врем-, так называют людей, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время.

В слове « потомки » корень –потом-, так называют людей, которые будут жить после нас.

Задание 2: На линии времени обозначен год, в котором мы живем и наши современники. Покажите на линии времени части схемы, соответствующие времени жизни наших предков и потомков. (Слайд)

2. – Давайте посмотрим, где расселялись древние славяне.

(Видеофрагмент)

Историки считают, что с давних времён восточные славяне поселились в среднем течении реки Днепр, примерно там, где сейчас находится город Киев. (Слайд)

Изучение нового материала.

1.Чтобы представить себе, как жили славяне, чем занимались, мысленно перенесемся в те далекие времена в один из славянских поселков. Закройте глаза и представьте.

Дремучий лес. Пахнет смолой, медом, черемухой. У крутого берега реки, на поляне, расположился небольшой поселок, огороженный частоколом. Из-за частокола виднеются деревянные и соломенные крыши домов. На самом высоком дереве в городище устроена сторожевая вышка. Там находится внимательный дозорный, он должен вовремя предупредить о появлении врагов.

В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Территорию европейской части страны почти сплошь покрывали леса. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь болота. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи.

(Слайд) - Как вы думаете, почему славяне селились по берегам рек?

2.- Опишите, как вы себе представляете землянку славян. Сравните свое описание с иллюстрацией на экране. (Слайд)

Найдите описание жилища в тексте (с.128), прочитайте и сравните свои предположения с описанием.

В домах славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев - жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связаны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы.

Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней готовили еду. Печь топилась по-черному - это значит, что дымовой трубы не было, и весь дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме все свободное место занимали стол и 2-3 лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами, - это постели.

3.- Что можете сказать на основе картины о занятиях восточных славян?

Учитель раздает детям карточки с заданиями изобразить виды деятельности славян:

Женщину, которая шьет, лепит посуду, готовит пищу, доит корову, кормит птиц;

Мужчину, который: ловит рыбу, рубит дрова, охотится с помощью лука, пашет землю. Один учащийся изображает, а остальные называют эти занятия.

(Слайд) - Славяне были мирные и трудолюбивые люди. Они занимались земледелием - сеяли и выращивали рожь, просо, горох, ходили на охоту. Зверя (лисиц, зайцев, волков, медведей) в лесах было много. Охотились без оружия: расставляли сети, делали облаву, на злого зверя выходили с дубинами. Охотой добывали и пищу, и одежду. Шкурами зверей укрывались от холода. Позднее славяне научились выделывать шкуры - снимали с них жир, мяли, сушили. И из шкур шили одежду - тулупы, шубы, шапки.

Рядом с поселком поле. Нелегко было его возделывать. Сначала пришлось вырубить большой участок леса. Несколько месяцев трудились все жители поселка. Не так-то просто топором да ножом-косарем валить вековые деревья, корчевать пни и вырубать густой кустарник.

Прикрепите карточки в соответствии с занятием.(Развешиваются по классу).

Прочитайте в учебнике на с. 126-127 о занятиях древних славян.

Игра.

Одним из основных занятий древних славян было земледелие. Как каравай попадал на стол? Давайте составим цепочку из картинок в таком порядке, какой потребуется, чтобы из колосьев пшеницы получился каравай.

(Колос, серп, мельница, мука, вода, дрожжи, соль, печь, дрова, каравай)

Что нужно земледельцу из предложенных предметов? (Серп.)
Земледелец. Я в тенечке не лежал,

А хлеба растил и жал.

Что нужно мельнику? (Мельница.)
Мельник. Не молол я чепуху,

А смолол зерно в муку.

Что нужно пекарю? (Печь, квашня, вода, мука, дрожжи, соль дрова.)

Пекарь. Я не грел у печки бок - каравай ребятам пек.

В печь - перепелкой, из печи - коростелкой.

Пекарь, мельник, землепашец (вместе).

Мы работы не стыдились.

Мы работою гордились.

А награда - урожай.

Всех на праздник приглашай!

Задание. Опираясь на рисунки, смоделируйте типичный вид славянина.

- (Слайд) Славяне, по описанию, были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах.

У вас на столах детали одежды, которую носили древние славяне. Рассмотрите. Что вы можете сказать?

Итог урока. Рефлексия.

Давайте вернёмся к вопросам, которые задали в начале урока. Мы ответили на них? (Слайд)

Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке?

Что вам больше всего запомнилось сегодня на уроке?

Встаньте те, кто доволен своей работой.

Перспектива.

Ну а те, у кого сегодня не все получилось, не расстраивайтесь. У нас впереди еще много уроков, и я уверена, что вы покажете себя с лучшей стороны. Всем большое спасибо.

Домашнее задание .

Домашнее задание у вас будет творческим.

Представьте, что вы живете в одном из племен древних славян. Опишите жизнь в вашем племени, нарисуйте ваше жилище, чем занимаетесь.

Наш урок я хотела бы закончить такими строчками:

« Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». А.С. Пушкин.

Подписи к слайдам:

История-это не только дела давно минувших дней. Она в нас и вокруг нас, наполняет нашу жизнь, связывает множеством нитей прошлое и настоящее. Встреча с историей.

Жизнь наших далёких предков Кто? Как? Где? Какие? Кто были наши предки? Как вели своё хозяйство? Где они жили? Какие они были?

ПРЕДКИ СОВРЕМЕННИКИ ПОТОМКИ

Проверь себя! Время жизни наших предков и потомков. 2017 год предки потомки

Расселение древних славян

Поселение древних славян

Задание. Прочитайте текст и объясните, почему славяне селились по берегам рек. В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Территорию европейской части страны почти сплошь покрывали леса. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь болота. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи.

Жилища древних славян Топилась изба по - чёрному, без трубы. Стёкол не было. В доме были деревянные лавки, столы, печь.

Предметы быта Посудой служили глиняные горшки и чашки

Занятия древних славян.

Смоделируйте типичный вид славянина.

ВНЕШНИЙ ВИД СЛАВЯН Славяне, по описанию, были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах.

Праздничный девичий сарафан

Свадебный костюм

Украшения

повторил знаю узнал задумался удивился Я

Спасибо за внимание!


Историки считают, что с давних времён восточные славяне поселились в VI веке в среднем течении Днепра, примерно там, где сейчас находится город Киев. Расселение славянских племён шло вверх по течению Днепра и его притокам.
Здесь начинались густые леса - сначала лиственные, а севернее - смешанные и хвойные (об этой природной зоне мы с вами говорили ) . Переселенцы попадали в непривычные условия.

На новом месте славяне селились обычно по берегам рек и озёр несколькими большими семейными группами. Правда, семьи тогда были по 15-20 человек: глава семьи с женой, их взрослые сыновья с жёнами, их дети, а иногда и внуки. Три - четыре двора селились вместе.
В домах славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев - жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связаны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы.
В углу находилась сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней готовили еду. Печь топилась по-черному - это значит, что дымовой трубы не было, и весь дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле.Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было.
В доме все свободное место занимали стол и 2-3 лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами, - это постели.
Жизнь переселенцев была нелёгкой. Как и все первобытные народы, славяне занимались собирательством и охотой . Они собирали мёд, ягоды, грибы, орехи, охотились на кабанов, лосей, медведей, в реках ловили рыбу. Сейчас мы тоже ходим в лес по грибы-ягоды, ловим рыбу. Но для нас это отдых, а для наших предков это был огромный труд, и нелёгкий. Ведь продуктов нужно было заготовить на весь род.
С давних времён славяне занимались земледелием . Пахали деревянными сохами на быках. Сеяли рожь, пшеницу.

Однако в дремучем лесу пригодные для земледелия поляны встречаются редко, да и земли малоплодородные. приходилось выжигать леса, чтобы очистить место для пашни и удобрить землю золой. Кроме того, постоянно угрожали лесные хищники и "лихие люди" - грабители.
Кроме того, у древних славян было развито бортничество (пчеловодство) . Откуда произошло это слово? Мёд с древнейших времён был товаром, лекарством и одним из главных лакомств. Но добыть его было очень трудно. Славяне приманивали пчёл мёдом, а затем прослеживали их путь до дупла. Наконец придумали борть - обрубок дерева с дуплом или выдолбленный чурбан.

Борть
Так появилось бортничество. Сейчас борть заменили ульем.
С древнейших времён на Руси торговали избытками урожая, вывозили их в греческие города на побережье Чёрного моря (на уроке кубановедения мы с вами говорили о них очень подробно).
По Днепру проходил знаменитый в древности торговый путь "из варяг в греки". Варягами на Руси называли воинственных людей с побережья и островов Балтийского моря. Почему вдоль торгового пути возникали города? Посмотрите на карту.
Путь "из варяг в греки"
Дальше путь лежал до Киева, где собирался караван ладей, а затем в Византию, куда везли меха, зерно, мёд, воск.С берегов Балтийского моря купцы по реке Неве плыли в Ладожское озеро, затем по реке Волхов - в озеро Ильмень и дальше до истока реки Ловать. Отсюда до Днепра ладьи перетаскивали посуху волоком. Пострадавшие от волока ладьи на берегу Днепра смолили. На этом месте возник город Смоленск.

Караван сопровождала сильная охрана. В низовьях Днепра были речные пороги, приходилось вновь вытаскивать ладьи на берег и вновь волочить их. Здесь и поджидали караваны степные кочевники, которые грабили купцов, брали в плен путников.
Миновав пороги, караван выходил в Чёрное море и плыл к городу Константинополь (Стамбул).
Вдоль торгового пути возникали новые города, различные производства, к ним тянутся окрестные жители. А путешественники знакомят население с новыми товарами, с культурой других народов, с новостями в мире.
Заселяя новые земли, люди давали названия новым рекам, городам, посёлкам, горам.
Расселение Восточных славян по Восточной Европе носило мирный характер, однако на них часто нападали племена кочевников. Поэтому славяне были вынуждены осваивать науку войны. Высокие крепкие славяне были известны как храбрые воины. Сражаясь с врагами, они заманивали их в непроходимые лесные дебри и болота.
Постоянная борьба с кочевниками уносила тысячи жизней и отвлекала от мирного труда. И всё же славяне медленно, но упорно двигались по пути образования государства.

А теперь предлагаю проверить усвоенные знания, ответив на вопросы викторины.

Вспомним, как жили наши предки, чем питались и во что одевались. Если кто-то думает, что жилось в то время сладко, то сильно ошибается.

До этого жизнь простого русского крестьянина была совсем иной.
Обычно человек доживал до 40-45 лет и умирал уже стариком. Взрослым мужчиной с семьей и детьми он считался лет в 14-15, а она и того раньше. Замуж выходили отнюдь не по любви, сватать невесту сыну ходил отец.

Времени на праздный отдых у людей не было вовсе. Летом абсолютно все время занимала работа в поле, зимой заготовка дров и домашняя работа по изготовлению инструмента и домашней утвари, охота.

Давайте посмотрим на русскую деревню 10-го века, которая, впрочем, мало чем отличается от деревни как века 5-го, так и века 17-го...

В историко-культурный комплекс "Любытино" мы попали в рамках автопробега, посвященного 20-летию группы компаний "Автомир". Он не зря носит название "Одноэтажная Россия" — посмотреть, как жили наши предки, было очень интересно и познавательно.
В Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью.

Начнем мы с обыкновенной славянской избы. Изба рублена из бревен и покрыта берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам дом служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.

Кстати, перед входом в дом крытая площадка — это те самые сени из песни про "сени новые, кленовые".

Топится изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имеет, дым выходит через маленькое оконце под крышей и через дверь. Нормальных окон тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы.

При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке "по черному" есть один большой плюс — в таком доме нет грызунов и насекомых.

В амбаре были устроены сусеки, помните — "по сусекам поскребла..."? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось.

При обороне от неприятеля основой экипировкой воина была кольчуга, шит, шлем. Из оружия — копье, топорик, меч. Кольчуга не сказать, что легкая, но в отличие от лат, в ней можно бегать. Ну и мы побегали немного.

Обычно славянские поселения селились в тех местах, где была возможность заниматься земледелием. Излюбленными местами для ведения основного вида деятельности и быта они выбирали берега рек. На полях этот народ возделывал разнообразные злаковые культуры, растил лен и разводили множество овощных культур.

А те народы, что проживали на территориях, покрытых лесами, земледелием можно было заниматься только способом, который назывался подсечно-огневым. При таком варианте распахивания и предварительной обработке плодородного слоя земли в первый год приходилось вырубать лес, затем ждать пока он хорошо высохнет, а потом надо было все пни выкорчевать и все, что невозможно было использовать в качестве дров, сжигали до пепла. Золу тщательно собирали, так как это было хорошим удобрением. Во время посевных работ, проводимых обычно на следующий сезон, после расчистки территории от зеленых насаждений, ее перемешивали с землей. Такой участок можно было засаживать не менее 3-5 лет, а затем общины вынуждены были сворачивать свою стоянку и искать новые незаселенные земли и снова расчищать их от растительности. Естественно, такой способ земледелия требовал больших площадей и поэтому славяне селились небольшими группами.

Социальные отношения и развитие земледелия

Отношения между людьми менялись по мере развития возделывания плодородных земель. Из-за ведения подсечного возделывания почвы, для которого требовался коллективный труд и частая смена места проживания, началось зарождение распада родовых поселений. В те века семьи были очень большими и в основном это были близкие родственники. Мужской состав занимался трудоемкими видами земледелия, а женщины вели общее подсобное хозяйство. Так было до того момента, пока родовое общее хозяйство стали разделять на небольшие частные участки, переходившие в руки отдельных семей или семейным парам. Теперь в собственности общины могли только находиться земельные наделы, но и они делились между всеми проживающими на этой территории. Естественно образование собственности, сосредоточенной в частных руках, неизбежно приводило к появлению разного сословия людей. Кто-то становился богаче, а кто-то беднее.
Жилье в основном состояло из деревянных изб, окруженными частоколом или как его называли в то время тыном. И вот такие укрепительные районы, обнесенными высокими деревянными остроконечными кольями назывались городищами.

Быт и виды деятельности славян, проживающих на теплых южных равнинах

Хозяйство восточных славян, живущих на южных землях, в корне отличалось от возделывания пашен северных сородичей, благодаря теплому климату и большой порции осадков. Самым передовым способом ведения земляных работ в этих местах был перелог. При этом варианте земляные угодья засевали на протяжении нескольких лет подряд, а когда ресурсы плодородной почвы истощались, переходили на новые необжитые места. Для облегчения тяжелого сельского труда применяли плуг (соха), а вот жителям северных районов это орудие было не известно.

Но не только распахиванием земель и выращиванием сельскохозяйственных культур занимались восточные славяне. Наряду с основным видом жизнедеятельности, у них неплохо получалось разводить домашних животных. Этот факт стал известен при проведении раскопок на местах поселения этой народности, где археологам удалось найти кости лошадей, коров, свиней, овец, а также останки птичьих скелетов. Коней использовали для тяжелых посевных работ, а их мясо, после того как животное отживало свой срок, употребляли в пищу.

Территория Восточной Европы в средние века была покрыта густыми лесами, в коих в изобилии водились разные звери. Реки, как и лесные насаждения, были на большей части этого региона. В них водилось разновидностей рыб. Поэтому предприимчивые жители этих мест часто охотились на крупного и среднего зверя и занимались рыболовством. Оружием охотника служили копья и стрелы, а вот рыболовы брали с собой сети, неводы и крюки. В ходу у людей, кто занимался промыслом рыбы, были специальные плетеные приспособления.

Также исторические факты свидетельствуют о том, что хозяйство восточных славян дополнялось видом деятельности с названием бортничество - сбор меда из ульев диких пчел. Наши предки дупло в дереве называли бортью, и именно это название легло в основу вида деятельности. Кстати, и мед и воск в те времена хорошо продавались и имели неплохую стоимость.

Где жили наши предки, и как происходило разделение этого народа

Бескрайние степные равнины между Днепром и Одером заселялись изначально далекими предками славян. Позже, часть этих поселенцев отошла к югу - на Балканы и оставила в этих местах лишь небольшую группу южных сородичей (территория Болгарии и Югославии). Остальное население в результате миграции на северо-западные земли составило группу западных народностей. Их состав в большей степени представлен поляками, чехами и словаками. Оставшаяся небольшая третья часть выдвинулась на северо-восточные территории, и ее население составили русские, белорусы и украинцы.

Так, постепенно год за годом в средние века восточные славяне расселялись по земле и обустраивали свой быт и, усовершенствуя виды родового ведения хозяйства, разделялись на разные общинные строи. Причем многие из них жили не в изоляции, а в тесном контакте с соседями.

16 июля 2017 года в московском историческом парке Коломенское пройдет фестиваль "Битва Тысячи Мечей", где русские реконструкторы и гости из Болгарии, Польши, Чехии, Венгрии, Ирландии и других стран представят жизнь средневековой Руси и ее соседей. Это будет военный праздник, главным украшением которого станет, конечно же, Битва. Праздник пройдет на месте Дьяковского городища, древнего поселения V века. В преддверии фестиваля Агентство исторических проектов "Ратоборцы" специально для "Утра" подготовило несколько материалов о жизни наших предков.

Фото: агентство исторических проектов "Ратоборцы"

Мы сейчас живем в такое время, когда после нескольких десятилетий блужданий по миру многие начали возвращаться к вопросу "а мы-то кто?". Кому-то кажется, что вопрос риторический, и все ясно - вон, почитайте Карамзина. А кого-то этот вопрос и не волновал никогда, и никогда не будет. Но если спросить, откуда и когда пошла Русь, кто такие русские, то многие тут же начнут путаться. Надо этот вопрос разъяснить, решили мы. Как в книге "Generation П" сказал Вовчик Малой, чтобы можно было "любому из Гарварда просто объяснить: тыр-пыр-восемь-дыр, и нефига так глядеть".

Итак, начнем нашу повесть о Древней Руси. Как говорят ученые мужи, наша цивилизация на Земле не первая и не вторая, и не последняя. И народы расселялись по территории планеты в разные века и из разных стартовых точек. Смешивались этносы, образовывались и исчезали различные племена. Наступали природные катаклизмы, менялся климат, флора и фауна, даже полюса, говорят, перемещались. Таяли льды, повышался уровень океана, изменялся центр тяжести планеты, прокатывалась по материкам гигантская волна. Оставшиеся в живых собирались в кучки, образовывая новые племена, и всё начиналось снова. Все это происходило настолько медленно, что трудно себе представить. Сложнее было бы наблюдать, наверное, лишь как формируется уголь.

Так вот. В истории нашей цивилизации было такое время, которое у историков носит название Эпоха переселения народов. В IV веке нашей эры было вторжение гуннов в Европу и дальше пошло-поехало. Все забурлило и запередвигалось. Предки славян венеды, описанные Геродотом еще в V веке до н.э., проживали между реками Одер и Днепр. Расселение их происходило в трех направлениях - на Балканский полуостров, в междуречье Эльбы и Одера и на Восточно-Европейскую равнину. Так сформировались три ветви славян, которые существуют и по сей день: славяне восточные, западные и южные. Нам известны названия племен, сохранившиеся в летописях - это поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи, кривичи, дреговичи, дулебы, волыняне, хорваты, уличи, тиверцы, полочане, ильменские словене.

Фото: агентство исторических проектов "Ратоборцы"

К VI веку н.э. славяне находились на этапе разложения первобытно-общинного строя, его место постепенно занимала так называемая военная демократия. Племена расширяли свои владения, и все большее значение приобретала военная сила каждого племени или союза племен. Дружина начала играть ключевую позицию в обществе, а во главе ее стоял князь. Соответственно, сколько дружин, столько и князей, а если племя расселилось широко да поставило несколько городов - так и князей там будет несколько. В IX веке мы уже можем говорить об устоявшихся границах княжеств, называть это образование Древней Русью с центром в городе Киев.

В интернет-поисковиках очень просто найти карты Руси IX-X веков. На них мы увидим, что территория Древней Руси не была локализована вокруг столицы. Она протягивалась с юга на север от Черного моря до Балтики и Онежского озера, а с запада на восток - от современного белорусского города Брест до Мурома. То есть, до границы финно-угорских племен, частично включив их в свой состав (вспомним, что Илья Муромец пришел к киевскому князю из села Карачарова).

Фото: агентство исторических проектов "Ратоборцы"

Территория огромная не только по тем временам, но и по временам нынешним. Сейчас нет ни одной европейской страны такого размера, не было ее и в то время. Одна проблема - все князья были между собой равны, признавая верховенство князя, который сидит в Киеве. Почему в Киеве? Потому что с древних времен славяне предпочитали селиться на берегах рек, а когда наладилась активная торговля, то богатели и привлекали к себе самый активный и творческий народ те поселения, которые стояли на торговых путях. Славяне активно торговали с югом и востоком, и "путь из варяг в греки" проходил как раз по Днепру.

Пара слов о дружине и о крестьянстве. Крестьянин в то время был свободен и мог менять место жительства, благо свободных глухих мест было полно. Способов закабаления его не было еще придумано, не те были социальные условия. Княжеские дружинники также были людьми свободными и никак не зависели от князя. Их интерес был в совместной военной добыче. Князь, который был для дружины, скорее, просто боевым вождем, мог враз потерять ее расположение, если военная удача ему не сопутствовала все время. Но за пару столетий эта система отношений поменялась. Дружинники стали получать от князя земельные наделы, обрастать хозяйством и своими собственными маленькими дружинками. Возникла потребность закрепить крестьян на своей земле. Дружина превратилась в поместное дворянское войско.

Фото: агентство исторических проектов "Ратоборцы"

Конечно, жизнь княжеств не была похожа на идиллию. Князья завидовали друг другу, ссорились, шли друг на друга войной, услаждая свои амбиции. Это происходило в первую очередь потому, что права наследства передавались не от отца к сыну, а вертикально - по братьям. Князья плодились, рассаживая сыновей по престолам в разных городах и городишках. Так большие княжества дробились на так называемые удельные. Каждому брату давался свой удел, которым он правил, защищал, собирал с народа дань и отдавал ее часть Великому князю. Так князья начинали соперничать.

Это все продолжалось долго, покуда в XIII веке не начался обратный процесс собирания мелких княжеств в большие. Это происходило из-за внешних факторов - во-первых, потребность дать отпор внешнему врагу, которым и для Европы, и для Руси стали ордынские монголы. Во-вторых, смещались торговые и политические центры. Торговля по Днепру угасала, открывались новые торговые маршруты, например, по Волге. Древняя Русь дала жизнь таким политическим образованиям как Киевская, Владимиро-Суздальская и Новгородская Русь. В результате все свелось к противостоянию двух больших государственных объединений - Великого Княжества Московского и Великого Княжества Литовского. Но это уже совсем другая история.

Выбор редакции
Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...

К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...

Третье июня – особый день для верующих христиан. Эта дата отмечена в церковном календаре как день царя Константина равноапостольного и...

Романтический образ средневековой эпохи, рыцарских турниров и прекрасных дам, рожденный беллетристикой, сменился радикальным...
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...
Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...
Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...