Джазовые скрипачи. Скрипка в джазе. Особая сложность скрипки


Скрипка - инструмент, все возможности звучания которого в джазе неизвестны до сих пор. Однако самым заядлым скептикам теперь приходится признать: она может стать украшением ансамбля, позволяя создавать новые музыкальные формы, интонации, акценты.

Исполнители

24 фев

Дом (клуб-центр)

Алексей Айги

03 мар

Клуб Алексея Козлова

Феликс Лахути

30-е годы прошлого века. Скрипка буквально ворвалась в джазовую музыку. Три выдающихся джазмена-скрипача - Стафф Смит (14.08.1909 - 25.09.1967), Стефан Граппелли (26.01.1908 - 01.12.1997), Джо Венути (01.09.1904 – 14.08.1978) - восхищали слушателей удивительным звуком и импровизацией, но скрипичное соло звучало нечасто. Ведущую роль играли духовые инструменты. Позднее Дидье Локвуд и Жан-Люк Понти доказали, что скрипка способна успешно солировать в джазе.

Особая сложность скрипки

Учиться игре на инструменте нужно с детства, таково единое мнение педагогов, исполнителей, критиков. Рефлексы детей лучше усваивают нужные навыки. Обучение начинается с музыкальной школы, затем училище, консерватория… К этому времени музыканту обычно ужеи 25 лет.

Инструменталисты, получившие классическое образование, не готовы играть джаз. Этот жанр, сложившийся из африканских ритмов, европейской гармонии, афро-европейской мелодики, далек от классической гармонии, прививаемой скрипачам академическим образованием. Его характерная особенность – особая «пульсация» ритма (свинг). Ещё сложнее для музыканта-«классика» непосредственная связь, импульсивный ответ на реакцию слушателей, импровизационность исполнения (причём, ансамблевая). Всё это несвойственно классической музыке. Требуется многолетнее «погружение», иная музыкальная среда. Начать всё сначала, дожив до 25 – 30 лет, способен не каждый.

Корифеи

Стефан Грапелли – гениальный самоучка, принятый в консерваторию (1924 г. Париж, окончил в 1928). Он был тапёром в кинотеатрах. Играл в оркестрах на танцевальных вечерах. Когда «Горячий Клуб Франции» (1933 г.) провёл фестиваль джаза, он выступил с Джанго Рейнхардтом (гитара). Тогда-то Пьер Нури заметил их, предложил собрать струнный ансамбль. «Квинтет Горячего Клуба Франции» (три гитары, скрипка, бас) стал популярен. Записи, сделанные фирмами HMV, «Ультрафон», Decca, сделали известность Грапелли международной. Он и в 89 лет вызывал восторг публики своей игрой.

Стафф Смит – редкое исключение – научился скрипичной игре будучи около 20 лет от роду. Играл в трио с пианистом Джимми Джонсом и басистом Джоном Ливи. Регулярные выступления на площадке «Оникс Клаб» прославили их среди любителей джаза. Трио не имело ударника, но их свинг восхищал слушателей. Только фирма «Asch» делала записи ансамбля.

Дидье Локвуду любовь к скрипке привил отец, профессор консерватории. Слушая брата, джазового пианиста, Локвуд получил вкус к импровизации. Его считают продолжателем музыкальной стези Стефана Грапелли. Электроакустический инструмент позволил создать уникальный саунд, привлёкший интерес во всём мире. У Локвуда несколько «золотых» CD, он прекрасный исполнитель кельтской музыки, знает восточные музыкальные культуры. Он создал во Франции джазовый колледж, где музыканты-профессионалы улучшают навыки джазовой импровизации. Творчество Локвуда дало новый импульс отношению к скрипке как равноправному джазовому инструменту.

Ну и, конечно, наш живой классик и гордость жанра - народный артист Российской Федерации Давид Голощёкин! Он не просто скрипч, а джазовый мультиинструменталист и композитор. Давид Голощёкин окончил специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории. Впервые выступил как музыкант на джазовом фестивале «Таллин-1961». Работал в различных джазовых группах, в том числе у Эдди Рознера. В 1963 году в Ленинграде основал собственный джазовый «Ансамбль Голощёкина». В 1971 году во время гастролей Дюка Эллингтона в Ленинграде играл перед знаменитым джазменом, а после и вместе с ним! В 1977 году записал пластинку «Джазовые композиции», где исполнил практически все инструментальные партии. Как сообщает http://info-jazz.ru, в 1989 организовал 1-ю в стране Государственную филармонию джазовой музыки (Jazz Philharmonic Hall), постоянно предоставляя сцену лучшим коллективам города. В 1994 учредил ежегодный международный фестиваль «Свинг белой ночи», а также конкурс молодых джазовых музыкантов «Осенний марафон». Выступает на отечественных и зарубежных фестивалях.

Я ждал этой встречи полжизни… Ещё в 80-х, когда преподавал в знаменитой джазовой школе «Москворечье», я помню, как на концертах вслушивался в колдовство, которое творил Давид Голощекин на скрипке, играя «Звёздную пыль» (STARDUST)…

Я прекрасно помню, как зал цепенел, а потом взрывался бешеными аплодисментами, когда затихало эхо последней ноты, сыгранной смычком Мастера.

И вот мы сидим с ним, друг напротив друга, я слушаю эмоциональный рассказ маэстро о пройденном в джазе пути. Мы говорим о скрипке, и он, этот блестящий джазовый скрипач вдруг сообщает мне, что скрипка… не джазовый инструмент!!!

Это было откровение Мастера, и походило на жалобу коллеге по цеху (я - джазовый виолончелист…). И как мне понятны эти слова! Ведь для того, чтобы извлечь из смычкового инструмента первый «джазовый звук», надо не только «выпиливать смычком по дереву» по 12 часов в день, но и… перестроить полностью мозги: отречься от академических стереотипов, которым учат в музыкальной школе, потом в училище, а потом и в консерватории! Голощекин жаловался, что «нет скрипачей»! И правда, во всём мире известных джазовых скрипачей можно по пальцам пересчитать. Это Стефан Граппелли, Свенд Асмуссен, Джо Венути, Стафф Смит, Жан-Люк Понти, Дидье Локвуд… и, конечно, Давид Голощекин! Мы видим, что их количество несравнимо с количеством «звёздных» американских и европейских музыкантов, играющих на других - «джазовых» инструментах. Я был поражён, когда узнал, что Давид Семёнович лично знаком с Дидье Локвудом, игра которого всегда была для меня, как для виолончелиста, образцом «фирменного джаза». Да и кого Голощекин не знает? С кем он не играл? Он играл с самим Диззи Гиллеспи - легендой американского джаза!

А он всё продолжал «жаловаться»: «Ко мне толпами приходят хорошие классические скрипачи и утверждают, что играют джаз, но все они - бледная тень все того же Граппелли, только значительно хуже! Они не знают гармонии!..»

…Я понимаю, что он имеет ввиду, поддакиваю, вспоминаю свою собственную «виолончельную судьбу»… Когда меня спрашивают, почему на скрипках и виолончелях не играют джаз, я всегда отвечаю: есть две причины!

Одна из них, - что это технически наисложнейшие инструменты. Для сравнения - достаточно года три «подуть» в саксофон, и вы уже можете прилично заиграть! Со скрипкой дело обстоит не так! Чтобы научиться профессионально играть на скрипке, надо сначала учиться в музыкальной школе, потом в училище, потом в консерватории. Короче - вынь да положь лет 15 на музыкальное образование! А к этом времени Вам уже за 25!.. Но главное не в этом. Парадокс состоит в том, что человек, получивший хорошее «скрипичное» образование, абсолютно беспомощен в джазе, и вся его «инструментальная мощь» всего лишь иллюзия, мешающая ему освоить джаз! При этом немногие из скрипачей понимают, что джаз - это такая «бездна», которую не перепрыгнуть «сходу», и никакое классическое образование тут не поможет, наоборот: академические стереотипы страшно мешают, приходится начинать всё «с нуля», как в первом классе музыкальной школы. А это ещё 10-15 лет обучения, и старость не за горами! Поэтому немногие способны встать на этот тернистый путь с туманными перспективами. А перспективы самые безрадостные. Представьте: Вы - талантливый выпускник консерватории, лауреат многочисленных конкурсов, с трудом заняли место скрипача за первым пультом престижного симфонического оркестра, а это означает, что и оклад у Вас приличный, но… Вы мечтаете о джазе… Что же Вас ждёт? Карьера ресторанного «лабуха», вместо престижных международных поездок с оркестром? Ведь джазовый музыкант свободен, как птица, и его жизнь подобна птичьей: здесь поиграл, там поиграл, ни постоянной работы, ни семьи (семья требует стабильной зарплаты!). Тут есть, о чём задуматься, не каждый решится на такой «гражданский подвиг»! Мне захотелось рассказать Давиду Семёновичу об одном человеке, который… решился !

Это мой ученик Константин Ильицкий. Прекрасный профессиональный скрипач, очень талантливый, с большим опытом сольной концертной работы, он перешагнул «опасную черту» от классики к джазу, и занялся джазом серьёзно, когда ему уже было за 30! С нуля! За три года, благодаря титаническому труду, он прилично изучил джазовый язык, играет теперь с лучшими московскими джазменами, да что долго рассказывать, когда можно увидеть и услышать: осенью в Москве и Петербурге состоится серия концертов ансамбля “VIOLIN JAZZ BAND”, руководит которым скрипач Константин Ильицкий. Программа будет посвящена современным джазовым корифеям: Чику Кориа, Жану Люку Понти и др., вы оцените уровень его мастерства!

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...