Единство музыкального произведения. Презентация на тему ""магическое единство" музыкального произведения". Вальс из оперы «Евгений Онегин»


РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ НА ТЕМУ:

«Единство музыкального произведения»

Цель урока: Создание условий для определения целостности музыкального произведения.

Задачи:

Знать средства музыкальной выразительности, виды ритмов.

Учить аргументировать свою точку зрения по поводу муз-ных произведений.

Формировать вокально-хоровые навыки.

Ход урока

Организационный момент

( самоопределение к деятельности )

Учитель:

Я предлагаю наш сегодняшний урок провести под девизом:

«Ученику- удача, учителю -радость!»

Что является одной из главных форм деятельности на уроках музыки?

Ответы: (слушание музыки, музыкальных произведений)

Мы уже много знаем о классических произведениях, о композиторах, сочинивших эту музыку.

Давайте повторим, а что такое музыкальное произведение?

Ответы: (разные варианты)

Музыкальное произведение - сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.
Музыкальное произведение - это может быть любая музыкальная пьеса, в том числе, народная песня или инструментальная импровизация .

Музыкальное произведение- это единое целое, как и любое художественное произведение.

Актуализация знаний .

Вопрос:

Из чего состоит это целое?

Какие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение?
Ответы:

Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются мелодия, гармония, ритм, лад, тембр.

Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу - создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение.

Учитель-

Музыкальное произведение мы обычно воспринимаем целиком, то есть, в единстве всего, из чего оно состоит.

Трудно, а порой невозможно выделить в его звучании что-то одно- мелодию, ритм или тембры.

Чтобы понять музыкальное ное произведение, мы обращаемся обычно к двум сторонам- традиции , в которой оно возникло, и неповторимому почерку его автора. Нам надо узнать, что кроме знания традиций, новаторства и неповторимости, помогает лучше понять и узнать муз-ное произведение?

Как будет звучать тема сегодняшнего урока?

(обращается внимание на записанное на доске слово- ЕДИНСТВО)

Единство музыкального произведения

(запись в тетради)

Постановка учебной задачи.

Какая цель сегодняшнего урока?

Ответы учащихся- узнать, в чём единство музыкального произведения.

Что мы должны ещё узнать и вспомнить, чтобы достичь этой цели?

Ответы:

Вспомнить средства муз-ной выразительности, узнать, чем достигается единство содержания и формы музыкального произведения.

Открытие нового знания.

Работа в группах.

Чтобы ответить на все вопросы, мы поработаем в группах.

Вспомним девиз нашего урока.

Удачи вам, ребята!

1 группа - учебник на стр 35,36- ответит на вопрос:

Что образует единство музыкального произведения?

2 группа - учебник на стр 37, 38- ответит на вопрос:

Что, кроме знания традиции и новаторства помогает нам лучше узнать музыкальное произведение?

3 группа- впишут в текст карточек термины, которые характеризуют главные средства муз-ной выразительности.

(группе предлагаются 5 карточек и отдельно 5 названий муз-ных терминов)

Мелодия -

Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит ………. Греческое слово ………. состоит из двух корней: melos и ode, что означает « пение песни». …….. - это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.

Гармония . -

Это слово тоже пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». ……….. дополняет мелодию новыми эмоциональными красками, насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон. Между мелодией и ……….. нерасторжимая связь. ………….. имеет 2 смысла:
а) приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;
б) объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.
3. Ритм

Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ……….

……… в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.……… - тоже греческое слово и переводится как «мерное течение». ……….. обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки.

Благодаря ……… мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д.

………существует не только в музыке, но и в природе, быту. Мы чувствуем его всегда, потому, что он заложен в основе нашей жизни. Ритмично бьется сердце человека, ритмично отстукивают часы, ритмично происходит смена дня и ночи, времен года. Мы ритмично шагаем, ритмично дышим.
4. Лад
……. в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным.

……. - славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие ». В музыке …….. означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Сочетания звуков воспринимаются по-разному. Одни устойчивые, на них можно остановиться или вообще закончить движение. Другие неустойчивые и требуют движения дальше. Самый устойчивый звук ……… называется тоникой. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.
5. Тембр

……… в переводе с французского означает «окраска звука».

……….. - это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. Любую мелодию мы воспринимаем в определенной звуковой окраске. Человеческий голос тоже обладает своим ………

В вокальной музыке различают два женских голоса (сопрано, альт) и два мужских (тенора, басы).
Каждый музыкальный инструмент тоже имеет свой …….., по которому мы его узнаём.
4 группа - из множества разных предложенных музыкальных терминов, должны выбрать те, которые относятся к средствам муз-ной выразительности.

(ключевые понятия- ритм, мелодия, гармония, аккомпанемент, динамика, лад, темп, фактура, регистр)

4.Закрепление первичного материала.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, запись в тетради основных терминов урока.-

Все эти компоненты музыкального произведения и создают его целостность, каждый композитор применяет их по-своему.

Учитель. Молодцы! Я очень довольна вашими ответами! Вы доставили мне радость и удовольствие от полученных вами знаний работы в группах.

Слушание музыки

«Мазурка» Ф. Шопена.

Вальс « Сказки венского леса» И. Штраус.

Вопросы:

Что общего между произведениями? Чем различны? Почему так решили? Назвать средства муз-ной выразительности, с помощью которых композиторы помогли нам лучше узнать свои произведения.

Охарактеризовать особенности ритма, лада, мелодии, тембра, динамики в танцах.

Исполнение «Всюду музыка живёт»

Итог урока.

Музыка говорит с нами ярким выразительным языком. И его необходимо знать и понимать. Вот тогда искусство станет для нас близким и доступным. И мы, слушая музыкальные произведения, сможем восхищаться виртуозностью показа отдельных выразительных средств произведения: чувствовать эмоциональность мажора или минора, любоваться красотой гармоний, многоцветной палитрой тембров, неповторимым многообразием ритмических рисунков.

Рефлексия

Какие знания вы открыли для себя на уроке?

Какие элементы урока вам понравились?

Предлагаю группам дать оценку своей работы.

9. Домашнее задание .

Учебник - стр. 38. Ответить на 4 вопрос.

Источники

Детская музыка, создаваемая композиторами, или народная, всегда должна быть яркой, образной, пре­дельно приближенной к переживаниям и интересам ребенка, чтобы обогащать его в познавательном и эмоциональном отношении. Войти в мир музыки -значит научиться понимать особенный «музыкальный язык» (мело­дические интонации, гармонические сочетания, ладовую окраску), который в современных условиях приобретает новое своеобразное звучание. Вместе с тем форма произведений (понимаемая в широ­ком смысле, как комплекс всех музыкальных средств) не должна быть громоздкой, сложной.

Ребенок воспринимает музыку, ее образы в единстве со сред­ствами музыкальной выразительности. Так, если исполнить только фортепианное сопровождение (без пения) песни «Пограничники» В. Витлина, то дети способны почувствовать выразительность музы­кального вступления, звучащего чуть таинственно, настороженно - паузы, низкий регистр усиливают это ощущение. Затем напряжен­но-сдержанный характер запева («Притаился у границы погранич­ников отряд») сменяется на уверенный динамичный характер при-

Стр. 26

пева («Наше море, нашу землю, наше небо сторожат»). В единстве формы и содержания создан запоминающийся музыкальный об­раз, достигнута высокая художественность произведения, что явля­ется основным требованием при отборе произведений для детей.

Соответствие репертуара видам музыкальной деятельности

Программе музыкального воспитания по слуша­нию музыки, пению, ритмике должен соответство­вать и репертуар.

Для слушания подбирается вокальная и инстру­ментальная музыка, чаще всего программная (имею­щая конкретную программу, тематику, часто определенную в названии, например пьесы П. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла»). Предусматриваются произведения, разно­образные по тематике, жанру, характеру.

Из народно-песенного творчества отбираются колыбельные, игровые, хороводные, шуточные песни и танцы. Они просты, выра­зительны, разнообразны - ласковые и напевные, веселые и подвиж­ные. Такие произведения (русские, украинские, белорусские, литов­ские, эстонские, армянские, грузинские, азербайджанские, татар­ские и др.) включаются в сборники и издаются для детей во всех республиках нашей страны.

К детской музыке можно отнести высокохудожественные про­изведения русских и западноевропейских классиков, слушание которых обогащает духовный мир ребенка. Назовем «Детский аль­бом» П. Чайковского, польки М. Глинки, С. Рахманинова, отдельные фрагменты из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского, из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, некоторые произ­ведения Э. Грига, Ф. Шуберта, Р. Шумана.

Много произведений для детей создано и создается советскими композиторами: С. Прокофьевым, Д. Кабалевским, ан. Алек­сандровым, А. Островским, Е. Тиличеевой, М. Раухвергером, М. Иор­данским, Т. Попатенко, А. Филиппенко, 3. Левиной, В. Герчик, Н. Леви и др.

В своем творчестве композиторы часто встречаются с трудностя­ми: создавая музыку для детей, они должны пользоваться весьма ограниченными средствами в песенной мелодии, гармонии, фактуре изложения и форме произведения.

Тематика всех произведений, предназначенных для слушания, посвящена явлениям, с которыми детей знакомят в процессе всей общевоспитательной работы, но жизненные впечатления, выражен­ные в музыкальных образах, по-новому окрашиваются, углубляют­ся. Слушая, например, песню «Пограничники» В. Витлина на слова С. Маршака, дети не просто узнают о том, что солдаты охраняют границы нашей Родины. Они хорошо чувствуют напряжение и бес­покойные интонации мелодии на слова «пограничники не дремлют у родного рубежа»:

Стр.27

[Не спеша]

И в то же время они чувствуют решимость, твердость, выраженные мелодией, пунктирным ритмом и паузами, когда поются сло­ва «наше море, нашу землю, наше небо сторожат»:

Песни, которые ребята учат и поют, должны иметь свою особен­ность - яркую мелодию. Чтобы выразительно исполнить песню, нужно не только почувствовать ее характер, но и правильно спеть. Например, в песне «Барабан» Е. Тиличеевой на слова Н. Найденовой мелодия исполняется не спеша, четко, с умеренной звучностью. При этом важно точно исполнить более сложный отрезок песни:

[Четко]

Здесь надо правильно передать ритмический рисунок, точно проинтонировать восходящий интервал (соль - до), отметить усиление и акцент на верхнем звуке до второй октавы.

Следовательно, отбирая песни, надо ясно представить, над какими навыками необходимо особенно потрудиться. Работая в старшей группе детского сада над формированием легкого, под­вижного звучания, можно выбрать из репертуара «Голубые сан­ки» М. Иорданского, а для выработки напевного звучания - Русскую народную прибаутку «Бай, качи-качи» в обработке М. Магиденко.

Репертуар для различных музыкальных игр, упражнений, хороводов и плясок является средством обучения музыкально-ритми-

Стр. 28

ческим навыкам и навыкам выразительного движений. Каждый извидов выполняет спои функции. Например, сюжетные игры и хороводы позволяют детям передать характерные движения раз­личных персонажей; упражнения дают возможность усвоить раз­нообразные элементы танца и т. д. Но в какую бы форму ни были облечены движения, они выполняют свою функцию - учат освоению программных навыков.


Похожая информация.


НАЧИНАЕМ

УРОК!


«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее.

Благодаря музыке, вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках»

Д.Д. Шостакович.


Музыкальная викторина

Определите жанр музыкального произведения.


Рихард Вагнер. Антракт из оперы «Лоэнгрин»


Вольфганг Амадей Моцарт. Маленькая ночная серенада


Франц Шуберт. Серенада.


Музыкальная викторина

Назовите музыкальное произведение и его автора.


1. П.Чайковский.

Вальс из оперы «Евгений Онегин»




4.Фридерик Шопен. В альс № 10


динамика

стаккато

серенада

Какие средства выразительности помогали вам определять жанр и характер музыки?

интонация


Сравни два изображения. Как мы воспринимаем музыкальное произведение?

Музыкальная



  • Что значит изучать музыкальную форму?
  • Означает изучать музыку, то, как она сделана, какими путями следует музыкальная мысль, из каких компонентов она складывается, образуя композицию и драматургию музыкального произведения.

Сравните два произведения, используя средства музыкальной выразительности.

Характер

Темп, мелодия

Звукоизобрази-тельность

Как исполняется



Ф.Шуберт. Поэт-В.Мюллер. «Шарманщик». Из цикла «Зимний путь»



В.Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»

Характер

Ф.Шуберт. «Шарманщик». Из цикла «Зимний путь»

Одно из самых жизнерадостных произведений в истории музыки. Он полон жизнелюбия и радости, к которым она устремлена.

Темп, мелодия

Полная отчуждённость и обречённость человека от жизни.

Темп – presto звучит стремительно и безудержно, сметая всё со своего пути. Воля к жизни. Непрерывная мелодия.

Звукоизобрази-тельность

В музыке царит ре-мажор, к. приобретает столь светлое и праздничное звучание, что слушателя охватывает чувство не замутнённой радости.

Сломленная воля теряет порыв к движению, прерывистые, угасающие фразы.

Ля минор несёт в себе одиночество и невообразимую тоску.

Шумная говорливая толпа во время карнавала и праздника.

Как исполняется

Подражание заунывной мелодии шарманки.

Звучит Tutti (полный состав оркестра). Когда много, тогда весело!


  • Непрекращающееся музыкальное движение, которое «трепещет всюду и везде, то смеётся, то потихоньку хихикает, то торжествует; в стремительном полёте возникают всё новые его источники… всё мчится к ликующему концу… увертюра раскрывается апофеозом неистовой торжествующей жажды жизни, увлекательнее которого невозможно себе представить».

Так, воплощая свой замысел, композитор продумывает форму произведения, все её особенности – от общего строения до мельчайших деталей. Ведь в деталях и выражается главная сущность искусства, которое убеждает нас.

УРОК

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Музыка - это вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах, активно воздействующих на психику человека. Музыка играла и играет огромную роль в жизни человека. Одна из главных ее функций - объединять людей, поскольку язык музыки понятен без перевода. Откуда же появилась музыка? Раньше всего возникла народная музыка. Первоначально звуки первых инструментов (они были ударными) сопровождали утомительный и однообразный труд. Затем появилась военная и культовая музыка. Еще в Древней Греции музыканты подавали сигналы войскам и играли в храмах. Так постепенно сформировались две основных составляющих музыки - профессиональная и народная. Со временем к ним добавилось и деление музыки на культовую и светскую. Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение. Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются:мелодия гармония ритм лад тембр Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение. Средства музыкальной выразительности Мелодия Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия. Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни». Мелодия – это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы. Это слово пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». Гармония имеет 2 смысла: приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»; объединение звуков в созвучия и их закономерное последование. Гармония Ритм Ритмом в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.Ритм – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение». Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д. Лад Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным. Лад – славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие». В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор. Тембр Тембр в переводе с французского означает «окраска звука». Тембр – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. О каких музыкальных произведениях сложнее говорить? О музыкальных произведениях, никакой программы не содержащих. О музыкальных произведениях непрограммной музыки. Несмотря на отсутствие литературной программы, такие произведения имеют не менее богатое музыкальное содержание. Какие бывают музыкальные произведения непрограммной музыки Концерты;Симфонии;Сонаты;Этюды;Инструментальные пьесы… Что такое соната? Сона́та (итал. sonare - звучать) - жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта. Л. В. Бетховен «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках»Д.Д. Шостакович. Домашнее задание. Учебник музыка 7 класс. Темы 1 – 2.


Приложенные файлы

Тема: Единство музыкального произведения

Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.

Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение.

Из чего состоит это целое? Какие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение?

Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются мелодия, гармония, ритм, лад, тембр. Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение.

Давайте разберёмся в этих названиях.

1. Мелодия

Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия. Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни». Мелодия – это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.

2. Гармония .

Это слово тоже пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». Гармония дополняет мелодию новыми эмоциональными красками, насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон. Между мелодией и гармонией всегда нерасторжимая связь. Гармония имеет 2 смысла:

а) приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;

б) объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.

3. Ритм

Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ритма. Ритмом в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.

Ритм – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение».

Ритм обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки. Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д. Ритм существует не только в музыке, но и в природе, быту. Мы чувствуем его всегда, потому что он заложен в основе нашей жизни. Ритмично бьется сердце человека, ритмично отстукивают часы, ритмично происходит смена дня и ночи, времен года. Мы ритмично шагаем, ритмично дышим.

4. Лад

Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным. Лад – славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие». В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Сочетания звуков воспринимаются по-разному. Одни устойчивые, на них можно остановиться или вообще закончить движение. Другие неустойчивые и требуют движения дальше. Самый устойчивый звук лада называется тоникой. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.

5. Тембр

Тембр в переводе с французского означает «окраска звука». Тембр – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. Любую мелодию мы воспринимаем в определенной звуковой окраске. Человеческий голос тоже обладает своим тембром. В вокальной музыке различают два женских голоса (сопрано, альт) и два мужских (тенора, басы).

Каждый музыкальный инструмент тоже имеет свой тембр, по которому мы его узнаём.

Все эти компоненты музыкального произведения и создают его целостность, каждый композитор применяет их по-своему.

Музыка говорит с нами ярким выразительным языком. И его необходимо знать и понимать. Вот тогда искусство станет для нас близким и доступным. И мы, слушая музыкальные произведения, сможем восхищаться виртуозностью показа отдельных выразительных средств произведения: проникновенной, чувствовать эмоциональность мажора или минора, любоваться красотой гармоний, многоцветной палитрой тембров, неповторимым многообразием ритмических рисунков.

Выбор редакции
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...

В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...
Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...
Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...