Эссе маленький человек в наше время. Жив ли в современной литературе образ "Маленького человека"? Сочинения по темам


напишите сочинение на тему актуальна ли проблема маленького человека в наши дни

  • Эта проблема актуальна во все времена.Тема «маленького человека» впервые была затронута в творчестве
    А.С.Пушкина («Станционный смотритель»), Н.В.Гоголя («Шинель»),
    Герои произведений этих выдающихся писателей стали нарицательными, а тема прочно вошла в литературу.
    А.С.Пушкин обратил свой взор не на образ коленопреклоненного, а на судьбу несчастного человека, показывая нам его чистую, неиспорченную богатством и благополучием душу, умеющего радоваться, любить, страдать. Евгений, герой «Медного всадника» не строит великих планов на будущее, его устраивает тихая, незаметная жизнь. Он тоже надеется на свое личное, пусть маленькое, но так нужное ему семейное счастье. Но все его мечты тщетны, потому что злой рок врывается в его жизнь: стихия губит его возлюбленную. Евгений не может противиться судьбе, он тихо переживает свою утрату. И только в состоянии безумия грозит Медному всаднику, считая виновником своего несчастья человека, построившего город на этом гиблом месте.
    В жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, унижающие и оскорбляющие достоинство других людей, нередко выглядят более жалкими и ничтожными, чем их жертвы. Такое же впечатление духовной мизерности и утлости от обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина остается у нас после прочтения повести Гоголя «Шинель». Акакий Акакиевич — настоящий «маленький человек». Почему? Во-первых, он стоит на одной из самых низших ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе незаметно вообще. Во-вторых, мир его духовной жизни и человеческих интересов до крайности сужен, обеднен, ограничен. Сам Гоголь характеризовал своего героя как бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика документов одного из департаментов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Поэтому, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь». Духовная жизнь Башмачкина тоже ограничена. Собирание денег на новую шинель становится для него смыслом всей его жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража новой шинели, приобретенной путем таких лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие посмеялись над его бедой, и никто не помог ему. «Значительное лицо» так накричало на него, что бедный Акакий Акакиевич потерял сознание. Почти никто не заметил его смерти. Несмотря на уникальность образа, созданного писателем, он, Башмачкин, не выглядит в сознании читателей одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же униженных, разделяющих удел Акакия Акакиевича. Гоголь был первым, кто заговорил о трагедии «маленького человека», уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образования и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичночть общества по отношению к «маленькому человеку» и впервые призвал это общество обратить внимание на незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первый взгляд, людей. Не их вина, что они не очень умны, а порой и вовсе не умны, Но они никому не делают зла, а это очень важно. Так за что же тогда над ними смеяться? Может быть, к ним нельзя относиться с большим уважением, но нельзя их обижать. Они, как и все остальные, имеют право на достойную жизнь, на возможность чувствовать себя полноправными людьми.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Теме "маленького человека" русские классики отдали дань сполна. Самсон Вырин Пушкина, Акакий Акакиевич Гоголя, Макар Девушки и Достоевского - самые известные "маленькие люди". Наверное, в ту эпоху с большим вниманием относились к человеку вообще, поэтому с таким сочувствием писали о жалких, ничтожных людях, у которых есть свои "маленькие" мечты, потребности, желания.

В XX веке гораздо большее внимание уделялось глобальным вопросам. Это неудивительно: XX век в России - эпоха двух мировых войн, трех революций, гражданских войн, коренной перестройки общества. Конечно же, писатели, следуя духу времени, решали вопросы мирового масштаба, а в сфере их внимания находились в основном сильные, выдающиеся личности.

Однако даже в дни великих перемен на земле продолжают рождаться люди. Совершенно обычные люди. Они хотят работать, строить свой дом, воспитывать детей. Им нет дела до великих перемен. Или, наоборот, они очень хотели бы участвовать в этих переменах, но никто не обращает внимания на их душевные порывы. Для "маленьких людей" весьма характерно то, что на них редко обращают внимание, их ие ценят, смеются и даже издеваются над ними. Часто даже не окружающие, а сама жизнь не знает пощады к "маленьким людям". Об этом писали такие известные современные авторы, как А. И. Солженицын и В. М. Шукшин.

В рассказе "Матренин двор" Солженицына говорится об одинокой старухе Матрене. Личная жизнь ее не удалась (это так характерно для "маленького человека"!): вышла замуж за нелюбимого, потеряла шестерых детей. Однако это не озлобило Матрену. Не озлобило ни потребительское отношение соседей, ни то, что ей не платили за работу в колхозе. Поразительно, но, как бы плохо ни приходилось Матрене, она всегда добра, участлива, услужлива. И погибает она именно от того, что в очередной раз кинулась помогать людям, хотя и не просили ее. Всю жизнь свою Матрена прожила тихо, скромно, ни у кого не прося помощи, всегда помогая другим. Она была несчастна, но никогда не жаловалась. В этом было ее величие, особое величие "маленького человека". Матрена - тот праведник, без которого "не стоит земля". Обычно мы не замечаем этих скромных людей, проходим мимо. Еще бы: они не кричат о том, что держат землю; они и сами не знают об этом. А если бы кто-нибудь сказал им об этом, удивились бы и не поверили.

В. М. Шукшин - автор, герои которого, по преимуществу, - "маленькие люди". Какой бы рассказ Шукшина мы ни открыли, непременно встретим чу-дака-изобретателя, вдохновенного рассказчика-лгуна, художника-самоучку, безграмотного писателя. Обо всех них автор говорит с большой любовью, называя их "светлыми душами". Пусть они ничего не сделали для человечества, но сами их мечты уже характеризуют этих людей как прекрасных, светлых и чистых.

Например, Бронька Пупков из рассказа "Миль пардон, мадам!" Смешное имя - весьма распространенный признак "маленького человека". Вспомним Акакия Акакиевича Башмачкина или Макара Девушкина. Бронька с истинно авторским вдохновением из года в год рассказывает изумленным слушателям одну и ту же историю о том, как он чуть не застрелил Гитлера. История выдумана от начала до конца. Но, когда жена в очередной раз напоминает Броньке про это, он начинает злиться. И не просто злиться, а еще и страдать и переживать. Почему он рассказывает эту историю со слезами на глазах? Да потому, что он не просто говорит, а "проживает" ее. В его душе живет жажда подвига, жажда чего-то большого, прекрасного, необычного, что так не похоже на его повседневную жизнь. Но трагедия его заключается в том, что он, "маленький человек", никогда не сможет жить той светлой прекрасной жизнью, которую выдумал себе. Поэтому он и пытается сам поверить в свою историю. Ему так легче. В рассказах Шукшина подобные "странные люди" встречаются на каждом шагу. Это и Андрей Ерин с его микроскопом и жаждой спасти человечество от ужасных микробов, и Константин Смородин с картиной "Самоубийца", и столяр Семка Рысь с мечтой отреставрировать старую церковь.

Но, наверное, самую острую жалость вызывает Иван Петин ("Раскас"). Когда от него уходит жена, он пытается выразить свои чувства на бумаге, что получается у него весьма неуклюже. В этом Иван не столько смешон, сколько трогателен. За малограмотными фразами "раскаса" скрывается целая человеческая трагедия. Человек может не уметь выразить свои мысли, но зато любить и страдать гораздо больше, чем и ной образованный человек.

"Маленький человек" - литературный персонаж, характерный для эпохи реализма. Такой герой в художественных произведениях мог быть мелким чиновником, мещанином или даже бедным дворянином. Как правило, основная его особенность - низкое социальное положение. Этот образ встречается в произведениях как отечественных, так и зарубежных авторов. Тема маленького человека в русской литературе занимает особое положение. Ведь этот образ получил особенно яркое выражение в творчестве таких писателей, как Пушкин, Достоевский, Гоголь.

Великий русский поэт и писатель показал читателям чистую и неиспорченную богатством душу. Главный герой одного из произведений, входящих в цикл «Повести Белкина», умеет радоваться, сочувствовать и страдать. Однако жизнь пушкинского персонажа изначально складывается нелегко.

Словами о том, что станционных смотрителей проклинает каждый, начинается знаменитая повесть, без анализа которой невозможно рассмотрение темы «Маленький человек в русской литературе». Пушкин изобразил в своем произведении спокойного и счастливого персонажа. Самсон Вырин остался человеком добродушным и беззлобным, несмотря на многолетнюю тяжелую службу. И только разлука с дочерью лишила его душевного спокойствия. Самсон может пережить тяжелый быт и неблагодарную работу, однако существовать без единственного на свете близкого человека он не в состоянии. Станционный смотритель умирает от тоски и одиночества. Тема маленького человека в русской литературе многогранна. Герой повести «Станционный смотритель», пожалуй, как никакой другой способен вызвать у читателя сострадание.

Акакий Акакиевич

Менее привлекательным персонажем является герой повести «Шинель». Гоголевский персонаж - собирательный образ. Подобных Башмачкину множество. Они повсюду, но люди их не замечают, поскольку не умеют ценить в человеке его бессмертную душу. Тема маленького человека в русской литературе из года в год обсуждается на школьных уроках литературы. Ведь благодаря внимательному прочтению повести «Шинель» юный читатель может по-иному взглянуть на людей, которые его окружают. Развитие темы маленького человека в русской литературе началось именно с этого полусказочного произведения. Не зря великий классик Достоевский однажды произнес знаменитую фразу: «Все мы вышли из "Шинели"».

Вплоть до середины XX века образ маленького человека использовали писатели русские и зарубежные. Он встречается не только в произведениях Достоевского, но и в книгах Герхарта Гауптмана, Томаса Манна.

Максим Максимович

Маленький человек в творчестве Лермонтова - это незаурядная личность, страдающая от бездействия. Образ Максима Максимовича впервые встречается в повести «Бэла». Тема маленького человека в русской литературе благодаря Лермонтову стала служить литературным приемом для критического изображения таких пороков социального общества, как коленопреклонение, карьеризм.

Максим Максимович - дворянин. Однако он принадлежит к обедневшему роду, к тому же не обладает влиятельными связями. А потому, несмотря на свой возраст, все еще находится в чине штабс-капитана. Однако Лермонтов изобразил маленького человека не оскорбленным и униженным. Его герой знает, что такое честь. Максим Максимович - порядочный человек и старый служака. Во многом он напоминает пушкинского из повести «Капитанская дочка».

Мармеладов

В маленький человек жалок и ничтожен. Мармеладов осознает свою бесполезность и ненужность. Рассказывая Раскольникову историю своего нравственного падения, он едва ли способен вызвать симпатию. Он утверждает: «Бедность не порок. Нищета - порок». И эти слова словно оправдывают слабость и бессилие Мармеладова.

В романе «Преступление и наказание» особое развитие получает тема маленького человека в русской литературе. Сочинение по произведению Достоевского - стандартное задание на уроке литературы. Но, независимо от того, какое название имеет это письменное задание, выполнить его, не составив предварительно характеристику Мармеладова и его дочери, невозможно. Вместе с тем следует понимать, что Соня, хотя и является также типичным маленьким человеком, существенно отличается от прочих «униженных и оскорбленных». Она не в состоянии что-либо поменять в своей жизни. Однако эта хрупкая девушка обладает огромным духовным богатством и внутренней красотой. Соня - олицетворение чистоты и милосердия.

«Бедные люди»

В этом романе также речь идет о «маленьких людях». Девушкин и Варвара Алексеевна - герои, которых Достоевский создавал с оглядкой на гоголевскую «Шинель». Однако образ и тема маленького человека в русской литературе начались именно с произведений Пушкина. И они с романами Достоевского имеют немало общего. История станционного смотрителя рассказана им самим. «Маленькие люди» в романах Достоевского также склонны к исповеди. Они не просто осознают свою ничтожность, но и стремятся осмыслить ее причину, выступают в роли философов. Достаточно лишь вспомнить пространные послания Девушкина и долгий монолог Мармеладова.

Тушин

Система образов в романе «Война и мир» чрезвычайно сложна. Персонажи Толстого - герои из высшего аристократического круга. Ничтожного и жалкого в них мало. Но почему о великом романе-эпопее вспоминают тогда, как обсуждается тема маленького человека в русской литературе? Сочинение-рассуждение - это задание, в котором стоит привести характеристику такого героя, как из романа «Война и мир». На первый взгляд он смешон и неуклюж. Однако это впечатление обманчиво. В бою Тушин проявляет свою мужественность и бесстрашие.

В огромном произведении Толстого этому герою отводится всего несколько страниц. Однако тема маленького человека в русской литературе 19 века невозможна без рассмотрения образа Тушина. Характеристика этого персонажа очень важна для понимания взглядов самого автора.

Маленькие люди в творчестве Лескова

Тема маленького человека в русской литературе 18-19 века раскрыта максимально. Лесков в своем творчестве также не обошел ее. Однако его герои значительно отличаются от образа маленького человека, который можно видеть в повестях Пушкина и романах Достоевского. Иван Флягин - богатырь обликом и душой. Но этого героя можно отнести к разряду «маленьких людей». Прежде всего потому, что на его долю выпадает немало испытаний, однако он не сетует на судьбу и не плачется.

Образ маленького человека в рассказах Чехова

Подобный герой нередко встречается на страницах произведений этого писателя. Особенно ярко образ маленького человека изображен в сатирических рассказах. Мелкий чиновник - типичный герой произведений Чехова. В рассказе «Смерть чиновника» присутствует образ маленького человека. Червяковым управляет необъяснимый страх перед начальником. В отличие от героев повести «Шинель», персонаж из рассказа Чехова не страдает от притеснения и издевательств со стороны коллег и начальника. Червякова убивает страх перед высшими чинами, вечное преклонение перед начальством.

«Торжество победителя»

Тему преклонения перед начальством Чехов продолжил в этом рассказе. Однако маленькие люди в «Торжестве победителя» изображены в куда более сатирическом свете. Отец, дабы выхлопотать для своего сына хорошую должность, унижает себя заискиванием и грубой лестью.

Но в низких мыслях и недостойном поведении виновны не только люди, выражающие их. Все это является результатом порядков, царящих в социальном и политическом строе. Червяков не стал бы так рьяно просить прощения, если бы не знал о возможных последствиях допущенной оплошности.

В творчестве Максима Горького

Пьеса «На дне» повествует об обитателях ночлежки. Каждый из персонажей этого произведения - маленький человек, лишенный самого необходимого для нормальной жизни. Изменить что-либо он не способен. Единственное, на что он имеет право - верить в небылицы странника Луки. Сочувствие и тепло - это то, что нужно героям пьесы «На дне». Автор призывает читателей к состраданию. И в этом взгляды его совпадают с точкой зрения Достоевского.

Желтков

«Гранатовый браслет» - повесть о большой любви маленького человека. Желтков однажды влюбляется в замужнюю женщину, и этому чувству он остается верен до последних минут своей жизни. Между ними пропасть. И на ответное чувство герой произведения «Гранатовый браслет» не надеется.

Желтков обладает характерными чертами маленького человека не только потому, что занимает невысокое социальное положение. Он, так же как и Башмачкин, и станционный смотритель, остается один на один со своей болью. Чувства Желткова служат почвой для шуток и иронических зарисовок князя Шеина. Оценить глубину страдания «маленького человека» другие герои способны лишь после его смерти.

Карандышев

Образ маленького человека в имеет общие черты с подобными героями в произведениях Достоевского и Чехова. Однако униженный Карандышев в пьесе «Бесприданница» не вызывает ни жалости, ни симпатии. Он всеми силами стремится попасть в общество, в котором его не ждут. А за оскорбления, которые он выносит многие годы, он готов мстить.

К категории маленьких людей относятся также и и Катерина Кабанова. Но эти героини представляют собой личности цельные, а потому приспосабливаться и изворачиваться не умеют. Смерть для них становится единственным выходом из положения, в котором они оказались в силу косности общественного строя.

Образ маленького человека в литературе получил развитие в девятнадцатом веке. Однако в современной литературе он уступил место другим героям. Как известно, многие зарубежные авторы находились под влиянием русской литературы. Доказательством того служат произведения писателей XX, в которых нередко встречаются персонажи, напоминающие чеховских и гоголевских героев. Примером может служить «Маленький господин Фридеманн» Томаса Манна. Герой этой новеллы проживает свою недолгую жизнь незаметно и погибает так же, от равнодушия и жестокости окружающих.

Образ «маленького человека» - это своего рода обоб­щенный портрет не знатного или родовитого, но бедного, оскорбляемого высшими по чину сослуживцами мелкого чиновника. Это бесправный человек, который бессилен пе­ред жизнью и ее обстоятельствами. Порабощенный го­сударственной машиной и вечной нуждой, порой он спосо­бен на протест. Однако бунт «маленького человека» зачас­тую имеет для него трагические последствия - безумие, падение, смерть.

Впервые образ «маленького человека» встречается на страницах знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева. Этот образ мы находим также в бас­нях и пьесах И. Крылова. Стоит вспомнить хотя бы образы царевны Подщипы и принца Слюняя. Не обошел его своим вниманием и А. Пушкин («Медный Всадник», «Станционный смотритель»).

Но наиболее ярко, полно и широко тема «маленького человека» зазвучала в творчестве Н. Гоголя. И мы вряд ли ошибемся, если скажем, что с творчества Н. Гоголя образ «маленького человека» начинает свое шествие по страни­цам произведений русской классики XIX века.

Не случайно цикл повестей в творчестве Н. Гоголя на­зывается «петербургским». Образ «маленького человека» яв­ляется порождением большого города. Если А. Пушкин от­крыл в бедном чиновнике новый драматический характер бунтаря и обличителя, то Н. Гоголь продолжил и углубил ту же тему в петербургских повестях «Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Ши­нель». В начале XIX века Петербург являлся одним из красивейших и богатейших европейских городов. Но при ближайшем и более внимательном рассмотрении была заметна двойственность российской столицы. С одной сто­роны, это был город роскошных дворцов, парков, мостов, фонтанов, архитектурных памятников и сооружений, ко­торым позавидовала бы любая европейская столица. С дру­гой стороны, это был город глухих и вечно темных дво­ров, жалких сырых лачуг, где проживали бедные чинов­ники, ремесленники и нищие художники.

Пораженный картиной глубоких и непреодолимых об­щественных противоречий, в своем творчестве Н. Гоголь ставит друг против друга, как бы сталкивает между собой две ипостаси столицы. Например, в повести «Невский про­спект» мы видим толпу чиновников с женами во время пре­добеденной прогулки. Но среди всей этой массы людей нет человеческих лиц, а только «бакенбарды… пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук, бакенбарды атласные, черные как соболь или уголь», усы «никаким пером, никакою кистью не изобразимые», ты­сячи разных шляпок и платьев. Возникает ощущение, что мы оказались на выставке туалетов, причесок и делан­ных улыбок. Все эти люди стремятся произвести друг на друга впечатление не своими человеческими качествами, а изысканной внешностью. Но за этой внешней изящнос­тью и блеском скрывается нечто низкое, бездушное и бе­зобразное. Н. Гоголь предупреждает: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче пла­щом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не гля­деть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!»

И среди всей этой самодовольной нарядной толпы мы встречаем скромного молодого человека - художника Пискарева. Он доверчив, чист и влюблен в прекрасное. На Нев­ском проспекте Пискарев встречает юную красавицу, ко­торая кажется ему идеалом доброты и нежности. И он сле­дует за красавицей, которая приводит его в свой дом. Но дом оказывается обыкновенным притоном, где пьянствуют и кутят те самые благообразные чиновники. Они выс­меивают высокие чувства Пискарева. Обманутый худож­ник погибает. Его гибель является трагическим результа­том столкновения с жестокой и грязной реальностью.

С презрением и пренебрежением относятся окружаю­щие и к мелкому чиновнику Поприщину из «Записок су­масшедшего». Ведь у него «нет ни гроша за душой», а потому он «нуль, более ничего». Работа Поприщина заклю­чается в ежедневной починке перьев для директора депар­тамента. Очарование роскошной жизни знати восхищает и подавляет мелкого чиновника. Но в генеральском доме к нему относятся, как к неодушевленному предмету. И это вызывает протест в сознании Поприщина. Он мечтает стать генералом «только для того, чтобы увидеть, как они будут увиваться…» Но и здесь торжествует трагедия - Поприщин сходит с ума.

Дикие нравы чиновничьего мира, где ценится не чело­век, а его положение и чин, показывает Н. Гоголь и на примере злоключений коллежского асессора Ковалева в повести «Нос» и в трагической истории переписчика бумаг Акакия Акакиевича Башмачкина в повести «Шинель».

Тема «маленького человека» в современном мире не утратила своего значения. Наоборот, в сегодняшних условиях она обогащается новыми смысловыми оттенками, преломляется не только в литературе и искусстве, но и в журналистике, заявляет о себе и на телевидении. Конституция как главный закон нашего общества тоже опирается на «маленького человека», т.е. на конкретного гражданина страны, гарантируя ему, в противовес гоголевской России, права и свободы в демократическом государстве.
Обобщая наблюдения философов, выводы психологов, искусствоведческие теории на уроках обществознания, истории, биологии, литературы, православия, замечаю следующее. Удивительным образом, в каждом из нас, в «маленьком человеке», природа заложила два начала, две противоположности, эту неделимую пару генных комплексов, которые приводят в движение личность, направляя ее на пути самореализации. С одной стороны, это «комплекс неполноценности», «образ маленького человека», «Я-концепция». С другой, - «самовлюбленный Нарцисс», «сверхчеловек Ницше», Эдипов (или Наполеонов) комплекс». Они сосуществуют в каждом из нас, но проявляются по-разному или до поры до времени молчат. И в различных исторических условиях они приобретают своеобразные признаки, несомненно, ориентируясь при этом на нормы морали и принадлежность к религии.
Человеческий эмбрион прошел путь развития от слияния двух клеток до креативно мыслящего современного человека, владеющего нанотехнологиями. Это и есть, на мой взгляд, биоинтеллектуальное развитие «маленького человека», который, пользуясь уже изобретенным колесом, пробуждает в себе сверхчеловека, способности к новым открытиям.
Есть еще и социо-историческое движение общества, и нравственный выбор конкретного человека. Иллюстрацией этого может служить следующий пример.
Райский сад Эдема перестал быть идиллией для «маленьких людей» в нем – Адама и Евы. Пройдя путь испытаний и лишений, Божьей кары, Божьих заповедей и людского покаяния, человек превратился в венец природы. (С теорией Ч.Дарвина мы спорить здесь не будем). Но как только преступалась грань сверхчеловека, царям земли напомнить и Христе спешила Совесть, та моральная категория, что отличает «животных о двух ногах» от четвероногих.
Разве каждый из нас не осознавал себя хоть однажды маленькой частицей всеобщего мироздания, не задумывался о своей крохотной юдоли в огромном океане событий?!
И разве, подобно Гоголю, мы не стараемся познать свое предназначение, терзаемся сомнениями, ищем идеал в жизни, разочаровываемся, обращаемся к Богу, живем надеждой, мыслим о будущем России и о судьбе собственной?!
Иным и жизни не хватает понять ее смысл. Другие, смиряясь с судьбой, безропотно, но честно и праведно несут свой крест «маленького человека». Некоторые находят в себе силы кардинально измениться или достичь «степеней известных». И лишь немногие остаются при этом достойными звания Человека. Эта тематика стара, словно мир, и одновременно остра, актуальна в любом развивающемся обществе и в отдельно взятой стране.
Меня шокируют цифры социологического опроса, проведенного в 19 странах мира. За последние 10 лет стали обманывать (как признаются рядовые граждане) на 10% больше, и в России в частности.
Быть честным неудачником или обогатить себя любым способом? В современном мире все чаще выбирают последнее.
Да, человек создан для счастья, по словам Короленко, как птица для полета. И даже самый «маленький человек».
Судьба любому из нас предоставляет шанс проявить трудолюбие, настойчивость, упорство, предприимчивость, чтобы стать успешным и знаменитым; государство помогает и поддерживает «маленьких людей» в малом бизнесе.
Но впустить ли луч света в свою душу ли поклоняться Князю Тьмы – выбираем мы сами. И это, на мой взгляд, главное противоречие сегодняшнего «маленького человека». Оно как нельзя лучше высвечено в отечественных кинофильмах «Ночной дозор» и «Дневной дозор».
Многих героев «Севильского цирюльника», а также «маленького человека» Фандорина (кинофильм «Турецкий гамбит») судьба России волнует куда сильнее своей собственной. При всех противоречиях «маленький человек», даже недостаточно обласканный своей родиной, все же остается ее истинным патриотом. В этом я вижу некий парадокс современности.
Но в минуту отчаяния, мне кажется, что гоголевская Россия и сегодняшняя разнятся только историческими декорациями. Чиновники по-прежнему завидуют друг другу и соперничают на поприще взяток, но берут их уже не борзыми щенками. В журнале «РФ сегодня» № 9, 2008г обнаружила удивительнейший факт: «Общая сумма взяток в 2005 году почти в 2 раза превышала доходную часть федерального бюджета Российской федерации!» Это означает, что если бы эти 326 миллиардов долларов не попали в кошельки взяточников-бюрократов, то можно было бы в 2 раза увеличить пенсии и зарплаты, удвоить расходы на науку и культуру, построить вдвое больше доступного жилья. Другими словами, проблем в стране в целом, а также у каждого среднестатистического «маленького человека» было бы значительно меньше.
Вот и может показаться, начитавшись подобного, что и теперь Россия – это один большой гоголевский «губернский город NN», где средний размер одной «деловой» взятки составляет 135 тысяч долларов; где в космос теперь мечтают полететь все чаще миллионеры; где с родителями будущих абитуриентов «маленькие люди» вузов заранее обговаривают сумму узаконенной «спонсорской помощи». Где любое совершеннолетнее лицо знает, сколько и кому надо заплатить, чтобы получить удостоверение водителя; где мошенники выдают себя за соцработников и цинично обворовывают одиноких пенсионеров. Подобная комедия давно переросла в трагедию «маленького человека». Уехавший из провинции на заработки в Москву, например, он пропадает, превращается в бомжа. И телепередача «Жди меня» оказывается единственной надеждой, чтобы заново обрести свою семью, дом, родину и даже память, свое «я», собственное лицо. Проблема гоголевского персонажа, потерявшего нос, кажется по сравнению с этим сущим пустяком.
А как же живуча гоголевская «Шинель»! На примере своих родителей знаю, что последние 2-3 года они мечтают обновить свои куртку и шубку. Но, по словам папы, это случится еще года через два, когда он будет окончательно денежно уверен в моем будущем. И сколько таких «шинелей» будут куплены с запозданием, в угоду экономическому кризису, а от скольких нужно будет отказаться, но сохранить человеческое достоинство… Может, и сейчас продолжается странный уродливый век?! Когда карьера, честь, благополучие семьи зависят от тех могущественных сил, которые карают и милуют, возносят высоко вверх и низвергают в бездну, сеют в «маленьком человеке» внешнее благоговение, трепет, страх, как в Башмачкине, и накапливает внутренний протест, обличение, презрение социального неравенства. Уверена, в отличие от Акакия Акакиевича, неспособного создать яркое, новое, творческое, сегодняшний «маленький человек» активен, неунывающ, отзывчив, жизнеспособен, умеет радоваться жизни, приносит истинную пользу обществу. А главное, богат Верой в Добро, даже если оно будет, как в русской поговорке, «с кулаками».
Н.В.Гоголь тоже верил в то, что существование человека небессмысленно. Но, говоря его словами, «раздробленность нашего юного и дряблого века, усиленная и обостренная русскими полицейско-бюрократическими порядками, на каждом шагу грозила опрокинуть эту веру».
Поверить в собственные силы, защитить «маленького человека» от чиновничьего произвола, обрести единомышленников, разбудить голос народа помогает сегодняшним телезрителям программа Алексея Пименова «Человек и закон», новая передача на НТВ «Честный понедельник».
Но, к сожалению, меркантильный мир рекламы отравляет души честных тружеников, которым не по карману турпоездки, косметические салоны, шикарная мебель и одежда, дорогостоящие авто и жилье. Иные фильмы попирают нравственность или являют собой бесконечно-безразмерные, безликие, начинающие раздражать «мыльные оперы». Они, хотя и делают попытки исследовать моральные устои, душевные качества разных социальных слоев, но форма мелодрамы в них уже бездейственна. Налицо стремление «маленького (неталантливого) режиссера», но обеспеченного, осуществить свой проект, розовую мечту, заработать на дешевой сенсации. Это ли не современная шинель Акакия, перелицованная временем, дорогостоящая, пиарная?! Ни тебе художественных достоинств, ни художественной мысли, одно оригинальничание.
России, на мой взгляд, как никогда нужен Гоголь со своей смелостью завязки, мастерством одной фразы, ошеломляющим впечатлением финала, глубоким чувством сцены. Гоголь, смех которого корректирует каждый поступок, взгляд, реплику. Гоголь, который не умирал. Который на современную сцену ввел бы «ситуацию ревизора», то есть подлинной Совести, явившейся к героям – коррупционерам, бюрократам, политикам и просто обывателям.
Глубочайший гуманизм Гоголя вижу в том, что, исполняя мечты «маленького человека» в своих «Петербургских повестях», писатель дарит им, ждущим и не находящим поддержки от общества, надежду на то, что когда-нибудь они будут счастливы, не будут нуждаться ни в чем. Грозно, предупреждающе звучит, продолжая эту мысль, тема возмездия, если вспомнить призрак Башмачкина, снимающего шинели с других. Очутившихся у власти денег, небезызвестных Мавроди и Березовского постигла не та ли участь современного возмездия?! Понимая скорбную иронию Гоголя, я смотрю в будущее с оптимизмом.
Определяю своим сознанием скрытый смысл «говорящих фамилий» современности: Путин, Медведев. Прихожу к выводу о том, что гоголевская и моя Россия идут своим неповторимым п-у-т-е-м. Но не соглашаюсь с мыслью писателя о том, что «будущее грозит стране еще большим раздроблением ее на малые интересы кучек людей», что проявлением человеческой общности выступает только страх «маленького человека». Прекрасный пример национальной общности, русского патриотизма являла собой единая Россия в трудные для нее времена, заслужив свой праздник Национального Единства. «Единая Россия» как лидирующая на сегодняшний день партия со своим чисто русским символом, м-е-д-в-е-д-е-м, поддерживает Президента страны, идущего во главе всех демократических преобразований в обществе.
Меня не оставляют равнодушной публикации в местной газете «Истоки» К.Кравченко о современной молодежи, ее отношении к родному языку, родной земле. Воспоминания о «маленьких людях» - солдатах России, медсестрах, отстоявших Сталининград, сломивших фашистский ад Курской дугой, вынесших плен, разруху, нищету, голод. Как важны для нас, юных, эти примеры стойкости и единения простых русских людей.
Безграничную веру в Россию и бесконечную гордость за ее «маленького человека» нахожу в патриотической лирике прохоровского поэта В.М.Чурсина:
«Устоит под грозами и ветрами
И из пепла возродится Русь…»,
«Лишь бы один под кручей бил бы ключ,
Одна березка на ветру звенела…
Возьмется Русь который раз за дело,
От нечисти очистит дух и тело,
Как мрак – вокруг не силится, колюч…»,
«У нашего парня
Есть столько веры и силы,
Что ахнет в испуге
Заморско-коварная рать»,
«Счастлив, что не превратился в хама
И не стал тряпицей половой,
Не предал, хоть предлагали, душу
Даже по завышенной цене».
Как актуально звучит фраза Гоголя о том, что «современная жизнь настолько заблудилась и сбилась куда-то в сторону, что всякая норма здесь должна восприниматься как странность, и всякая странность и аномалия – как норма».
Господа взрослые, имеющие власть над маленькими людьми, а вы (простите Гоголя за поддержку в моем вопросе) «не сбились ли куда-то в сторону»? Нет ли вашей персональной вины в том, что чьи-то родители или дети, наши врачи и учителя, работники полей и ферм (всех не перечислить) все чаще ощущают себя «не по заслугам униженными»?
Моя сознательная жизнь только начинается. Кем хочу стать по профессии, еще не определилась: переводчиком, юристом, психологом. Не за горами и выбор мой как «маленького человека» - какой стать? Я уверена, что не хочу растерять свои лучшие качества, не хочу состариться в бездействии и жить в страхе, знаю, что с бездушием и равнодушием окружающих, как и их несправедливостью, нельзя мириться. Люблю свой край и своих родителей, мечтаю быть полезной России и по-настоящему я благодарна Н.В.Гоголю, который помог мне, «маленькому человеку», переосмыслить великие ценности бытия и выделить в них главные. Честность, трудолюбие, веру и терпение – все, без чего «маленький человек» современности не имеет права называться гражданином, патриотом и просто Человеком ХХ1 века.
А еще хочется верить в то, что Великая Россия не оставит без ответа ни один насущный вопрос ни одного из своих «маленьких людей», преданных ей беззаветно.

Выбор редакции
Что делать, если диеты не помогают, а голодать не хватает силы воли и возможностей? Остается надежное и проверенное средство — заговор...

Детальное описание из нескольких источников: «молитва за поступление ребенка в вуз» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном...

При своевременно назначенном и эффективном лечении анализ крови СРБ покажет уменьшение концентрации белка уже через несколько дней....

У многих есть мечта: иметь доступ к неиссякаемому фонтану достатка и прибыли. Если получится, то на постоянной основе. А что вы можете...
Во всех клиниках «Медок» можно сдать анализы практически всех популярных типов. В том числе: общий анализ мочи; анализ на яйца остриц и...
Современный человек, живущий в большом городе, наполненном суматохой, шумом и соблазнами, не очень склонен верить в духовные чудеса. Но...
Всем невозможно нравиться. Даже если человек очень добрый и милый, это не дает ему стопроцентной защиты от зависти . А зависть - чувство...
Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...
К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...