Фидель (музыкальный инструмент). Значение слова фидель Фидель музыкальный инструмент


. книга гостей .

Фидель

(нем.Fiedel, фр. viele, от лат. fides - струна) - струнный смычковый инструмент. Относится к числу наиболее распространенных в странах средневековой Европы смычковых инструментов. Фидель раннего периода имел неглубокий лопатообразный корпус (~ 50 см в длину), изготовлявшийся вместе с короткой шейкой из одного куска дерева, круглую головку с вертикально расположенными колками, круглое резонаторное отверстие посреди верхней деки под струнами (вблизи струнной подставки), прямые плечи, 3-4 струны, специальную петлю вместо струнодержателя в нижней части. По-видимому, в X в. появился 5-струнный фидель с грушевидными, ромбовидными, овальными формами корпуса, с двумя сегментовидными резонаторными отверстиями по бокам струн.

Развитие смычкового исполнительства способствовало дальнейшему совершенствованию фиделя. Для удобства ведения смычка по бокам корпуса были сделаны так называемые перетяжки (напоминающие талию). Постепенно корпус фиделя принял 8-образную, а затем и гитарообразную форму; корпус склеивался из отдельных частей, деки изготавливались из хорошо обработанного тонкого дерева, своды делались различных очертаний. Шейку стали изготавливать как отдельную деталь, крепящуюся на корпусе, на шейку наклеивался гриф. Развитие мелодического начала в игре на фиделе, как и на других инструментах, привело к постепенному удлинению середины его корпуса и подчеркиванию "талии" в целях возможно большего соприкосновения смычка с отдельными струнами. В XIII в. окончатеьно утвердился 5-струнный классический тип фиделя - иногда с 1, реже с 2 бурдонными струнами вне грифа.

Варианты строя 5-струнного фиделя:

При игре фидель держали на левом плече или вертикально, упирая его о сидение (между коленями) или о левое колено. Высоко ценилось искусство бурдонного аккомпанемента, т.е. извлечение из бурдонных струн флажолетным способом консонирующих с одновременно получаемыми смычком мелодическими звуками квартовых, квинтовых и октавных интервалов.

Фидель применялся как сольный инструмент (на фиделе можно было исполнить любую песенную мелодию), для сопровождения пения и в инструментальном ансамбле (благодаря высоким звуковым качествам часто использовался как ведущий инструмент); в XIII-XV вв. встречались ансамбли из одних фиделей. Исполнителями были обычно бродячие жонглеры или менестрели.

фидель

ФИДЕЛЬ (нем. Fiedel)

    старинный музыкальный инструмент, предшественник виол и скрипок. Один из самых распространненых в средневековой Европе.

    Общее название средневековых струнных смычковых инструментов.

Фидель

(нем. Fiedel, от лат. fides √ струна), струнный смычковый музыкальный инструмент. Был распространён в 8 √ середине 14 вв. в Западной Европе среди бродячих музыкантов. В странах герм. языка термин «Ф.» в основном соответствует романским название виела, виола . Был лопатообразной, грушевидной и гитарообразной формы (последняя √ классический тип). Имел корпус с плоскими деками, прямыми плечами, 2 резонаторными отверстиями в форме скобок, гриф без ладов и плоскую головку с перпендикулярно расположенными колками (см. Струнные смычковые музыкальные инструменты). Количество струн 1√5; строй √ квартово-квинтовый.

Лит.: Струве Б. А., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959, с. 37√55.

Википедия

Фидель (музыкальный инструмент)

Фиде́ль (нем. Fiedel, Fidel; фр. viele, vielle; лат. viela, viella виела) - обозначение группы струнных смычковых инструментов, широко распространённых в средневековой Европе.

Древнейшие изображения фиделя датируются VIII-IX вв. (на книжном переплёте из слоновой кости в Лувре; в Утрехтской псалтири, датируемой ок. 860 г.). К IX веку относятся первые текстовые свидетельства. Нормативным считается вид, который фидель приобрёл в XII-XIII веках: овальный корпус, C-образные резонаторные отверстия, прямая шейка. В XIII-XIV веках в западной Европе фидель считался многофункциональным инструментом, пригодным и для сольной игры и для аккомпанемента. Иероним Моравский во второй половине XIII века описывает виелу как 5-струнный инструмент, который разными музыкантами настраивается по-разному: (1) G-d-g-d1-d1 (струна d описывается как бурдон); (2) G-d-g-d1-g1; (3) G-G-d-c1-c1 . Грокейо (ок.1300) располагает виелу на самом верху выстраиваемой им иерархии музыкальных инструментов, сопровождая своё теоретическое суждение «философскими» аргументами:

Среди всех рассмотренных нами струнных инструментов наиболее ценна виела. Ибо как разумная душа в силу присущей ей способности (virtualiter) содержит в себе другие естественные формы, [и как] четырехугольник [содержит в себе] треугольник, а большее число меньшее, так и виела в силу присущей ей особенности (virtualiter) объемлет другие инструменты. И хотя некоторые другие инструменты в большей мере способствуют движениям человеческой души, все же именно на виеле различие всех музыкальных форм ощущается более тонко (subtilius). <...> Настоящий мастер исполнит на виеле любую музыку, песню и вообще любую музыкальную форму.

Фидель (значения)

Фидель :

  • Фидель - обозначение группы струнных смычковых инструментов, широко распространённых в средневековой Европе.

Примеры употребления слова фидель в литературе.

А это -- члены лиги: Абеляр Гомес, Джейн Мюррей, Глен Сцилард, Колин Сцилард, Эмма Мейер и унтер-секретарь Фидель Накамура, дипломатический наблюдатель.

Партизанские сражения Второй Мировой войны и последующих годов в Индокитае и других странах, связанные с именами Мао Дзэ-дуна, Хо Ши Мина, Фиделя Кастро и Усамы бен Ладена, дают понимание того факта, что связь с почвой, с автохтонным населением и с географическим своеобразием страны - горы, лес, джунгли или пустыня - остается вполне актуальной.

Например, 27 февраля 1959 года Фидель принял первого крупного иностранного гостя - чилийского сенатора Сальвадора Альенде, прибывшего по приглашению революционного правительства познакомиться с ходом преобразований на Кубе.

Корреспондент Франс Пресс, сообщивший о приезде кубинского руководителя в Чили, увидев тысячи чилийцев, выстроившихся вдоль всего 30-километрового маршрута от аэропорта к его резиденции и скандировавших лозунги в его поддержку, поднимавших над головами кубинские и чилийские флаги, портреты Фиделя и Альенде, констатировал, что Ф.

Не хотелось бы ворошить историю, но, может быть, стоит напомнить убийство Патриса Лумумбы, обстоятельства гибели Сальвадора Альенде, подготовку покушения на Фиделя Кастро, поставки ракет для обстрела мирных афганских городов и т.

Трудной она была не только потому, что ему пришлось за короткое время исколесить всю огромную страну, вытянувшуюся на четыре тысячи километров с севера на юг, а Фидель побывал и на Огненной Земле, недалеко от Антарктиды, и в пустыне Атакама, на границе с Перу.

По завершении основной работы на территории США Фидель выехал на несколько дней на Багамские острова и там, в г.

Фидель , старая ты барбуда, отдай важнейшее из искусств народу, зачтется при самосуде, когда белые придут.

Фидель любил носиться босиком по полям вперегонки со своими собаками Ураганом, Наполеоном, Эскопетой и Гуарипой.

С тех пор Фидель и его партнеры использовали свои юридические знания главным образом для выколачивания долгов в пользу рабочих и ремесленников.

Уже с августа 1962 года Фидель Кастро начал намечать меры по выправлению положения в этой решающей для Кубы отрасли сельского хозяйства.

Фидель дал исторический анализ появления на Кубе гангстеризма как социального явления, проследил за социальным составом людей, втягиваемых в эту деятельность, подверг разбору причины, по которым политические деятели стали активно использовать это явление в своих интересах.

Через некоторое время после прибытия Фидель познакомился с аргентинским врачом Эрнесто Гевара, который после длительной одиссеи по странам Латинской Америки оказался в Гватемале в дни контрреволюционного переворота 1954 г.

Че Гевара оставил яркое описание одного из тогдашних судебных процессов с участием Фиделя Кастро.

Фидель , поддерживавший постоянный контакт с колоннами Че Гевара и Камило Сьенфуэгоса по радио, давал им четкие указания.

ФИДЕЛЬ , виела - струнный смычковый инструмент. Термином «фидель» обозначался не только собственно фидель, но и родственные смычковые инструменты, бытующие у многих народов. Собственно фидель относится к числу наиболее распространённых в странах средневековой Европы смычковых инструментов; появление фиделя – один из значительных этапов в формировании семейств виол и скрипок. Фидель, предположительно, известен с 8 века. В своём историческом развитии претерпел ряд изменений. Фидель раннего периода имел неглубокий лопатообразный корпус (длина – около 50 см), изготовлявшийся вместе с короткой шейкой из одного куска дерева, круглую головку с вертикально расположенными колками, круглое резонаторное отверстие посреди верхней деки под струнами (вблизи струнной подставки), прямые плечи, 3-4 струны, специальную петлю вместо струнодержателя в нижней части. По-видимому, в 10 веке появился 5-струнный фидель с грушевидной, овальной, ромбовидной и другими формами корпуса, с 2 сегментовидными резонаторными отверстиями по бокам струн. Развитие смычкового исполнительства способствовало дальнейшему совершенствованию фиделя. Для удобства ведения смычка по бокам корпуса были сделаны т. н. перетяжки (напоминающие талию). Постепенно корпус фиделя принял восьмёркообразную, а затем и гитарообразную форму; корпус склеивался из отдельных частей, деки изготавливались из хорошо обработанного тонкого дерева, своды делались различных очертаний. Шейку стали изготовлять как отдельную деталь, крепящуюся на корпусе, на шейку наклеивали гриф. Развитие мелодического начала в игре на фиделе, как и на других инструментах, привело к постепенному удлинению середины его корпуса и подчёркиванию «талия» в целях возможно большего соприкосновения смычка с отдельными струнами. В 13 веке окончательно утвердился 5-струнный классический тип фиделя – иногда с 1, реже с 2 бурдонными струнами вне грифа. Варианты строя 5-струнного фиделя:

При игре фидель держали на левом плече или вертикально, упирая его о сидение (между коленями) или о левое колено. Высоко ценилось искусство бурдонного аккомпанемента, т. е. извлечение из бурдонной струны флажолетным способом консонирующих с одновременно получаемыми смычком мелодическими звуками квартовых, квинтовых и октавных интервалов. Фидель применялся как сольный инструмент (на фиделе можно было исполнять любую песенную мелодию), для сопровождения пения и в инструментальном ансамбле (благодаря высоким звуковым качествам часто использовался как ведущий инструмент); в 13-15 вв. встречались инструментальные ансамбли из одних фиделей. Исполнителями были обычно бродячие жонглёры или менестрели. Среди родственных инструментов – танбур, ребек, кеманча. В начале 20 века предпринимались попытки возрождения фиделя для использования в любительском музицировании.

Фидель - (нем.Fiedel, фр. viele, от лат. fides - струна) - струнный смычковый музыкальный инструмент. Термином «фидель» обозначался не только собственно фидель, но и родственные смычковые инструменты, бытующие у многих народов. Собственно фидель относится к числу наиболее распространённых в странах средневековой Европы смычковых инструментов; появление фиделя - один из значительных этапов в формировании семейств виол и скрипок.

Устройство и звучание

В своём историческом развитии претерпел ряд изменений. Фидель раннего периода имел неглубокий лопатообразный корпус (длина - около 50 см), изготовлявшийся вместе с короткой шейкой из одного куска дерева, круглую головку с вертикально расположенными колками, круглое резонаторное отверстие посреди верхней деки под струнами (вблизи струнной подставки), прямые плечи, 3-4 струны, специальную петлю вместо струнодержателя в нижней части. По-видимому, в 10 веке появился 5-струнный фидель с грушевидной, овальной, ромбовидной и другими формами корпуса, с 2 сегментовидными резонаторными отверстиями по бокам струн. Развитие смычкового исполнительства способствовало дальнейшему совершенствованию фиделя. Для удобства ведения смычка по бокам корпуса были сделаны т. н. перетяжки (напоминающие талию). Постепенно корпус фиделя принял восьмёркообразную, а затем и гитарообразную форму; корпус склеивался из отдельных частей, деки изготавливались из хорошо обработанного тонкого дерева, своды делались различных очертаний. Шейку стали изготовлять как отдельную деталь, крепящуюся на корпусе, на шейку наклеивали гриф. Развитие мелодического начала в игре на фиделе, как и на других инструментах, привело к постепенному удлинению середины его корпуса и подчёркиванию «талия» в целях возможно большего соприкосновения смычка с отдельными струнами. В 13 веке окончательно утвердился 5-струнный классический тип фиделя - иногда с 1, реже с 2 бурдонными струнами вне грифа. При игре фидель держали на левом плече или вертикально, упирая его о сидение (между коленями) или о левое колено. Высоко ценилось искусство бурдонного аккомпанемента, т. е. извлечение из бурдонной струны флажолетным способом консонирующих с одновременно получаемыми смычком мелодическими звуками квартовых, квинтовых и октавных интервалов.

История и применение

Фидель, предположительно, известен с 8 века. Фидель применялся как сольный инструмент (на фиделе можно было исполнять любую песенную мелодию), для сопровождения пения и в инструментальном ансамбле (благодаря высоким звуковым качествам часто использовался как ведущий инструмент); в 13-15 вв. встречались инструментальные ансамбли из одних фиделей. Исполнителями были обычно бродячие жонглёры или менестрели. Среди родственных инструментов - танбур, ребек, кеманча. В начале 20 века предпринимались попытки возрождения фиделя для использования в любительском музицировании.

Фиде́ль (нем. Fiedel, Fidel; фр. viele, vielle; лат. viela, viella виела) - обозначение группы струнных смычковых инструментов, широко распространённых в средневековой Европе.

Древнейшие изображения фиделя датируются VIII-IX вв. (на книжном переплёте из слоновой кости в Лувре; в Утрехтской псалтири , датируемой ок. 860 г.). К IX веку относятся первые текстовые свидетельства. Нормативным считается вид, который фидель приобрёл в XII-XIII веках: овальный корпус, C-образные резонаторные отверстия, прямая шейка. В XIII-XIV веках в западной Европе фидель считался многофункциональным инструментом, пригодным и для сольной игры и для аккомпанемента. Иероним Моравский во второй половине XIII века описывает виелу как 5-струнный инструмент, который разными музыкантами настраивается по-разному: (1) G-d-g-d1-d1 (струна d описывается как бурдон); (2) G-d-g-d1-g1; (3) G-G-d-c1-c1 (в этих настройках возможно нижняя по тесситуре струна - также бурдон). Грокейо (ок.1300) располагает виелу на самом верху выстраиваемой им иерархии музыкальных инструментов, (как обычно) сопровождая своё теоретическое суждение «философскими» аргументами:

Среди всех рассмотренных нами струнных инструментов наиболее ценна виела. Ибо как разумная душа в силу присущей ей способности (virtualiter) содержит в себе другие естественные формы, [и как] четырехугольник [содержит в себе] треугольник, а большее число меньшее, так и виела в силу присущей ей особенности (virtualiter) объемлет другие инструменты. И хотя некоторые другие инструменты в большей мере способствуют движениям человеческой души (как, например, на пирах, ристалищах и турнирах - тимпан и труба), все же именно на виеле различие всех музыкальных форм ощущается более тонко (subtilius). <...> Настоящий мастер исполнит на виеле любую музыку, песню и вообще любую музыкальную форму.

Напишите отзыв о статье "Фидель (музыкальный инструмент)"

Литература

  • Page C. Voices and Instruments of the Middle Ages: Instrumental Practice and Songs in France, 1100–1300. Berkeley, 1986
  • Сапонов М.А. Менестрели. М., 1996
  • Page C. Music and Instruments of the Middle Ages: Studies in Texts and Performance. Aldershot, 1997

Отрывок, характеризующий Фидель (музыкальный инструмент)

– Я знаю, кто вы... Я вас помню! Вы – знаменитая Венецианская Ведьма, с которой его святейшество ни за что не желает расставаться – тихо произнёс Джованни – О вас рассказывают легенды, мадонна! Многие в окружении Папы желают, чтобы вы были мертвы, но он никого не слушает. Зачем вы ему так нужны, Изидора?
Было видно, что разговор даётся ему очень непросто. На каждом вздохе кардинал хрипел и кашлял, не в состоянии нормально вздохнуть.
– Вам очень тяжело. Пожалуйста, позвольте мне помочь вам! – упорно не сдавалась я, зная, что после уже никто больше ему не поможет.
– Это не важно... Думаю, вам лучше будет отсюда побыстрее уйти, мадонна, пока не пришли мои новые тюремщики, или ещё лучше – сам Папа. Не думаю, что ему очень понравилось бы вас здесь застать... – тихо прошептал кардинал, и добавил, – А вы и, правда, необыкновенно красивы, мадонна... Слишком... даже для Папы.
Не слушая его более, я положила руку ему на грудь, и, чувствуя, как в перебитую кость вливается живительное тепло, отрешилась от окружающего, полностью сосредоточившись только на сидевшем передо мной человеке. Через несколько минут, он осторожно, но глубоко вздохнул, и не почувствовав боли, удивлённо улыбнулся.
– Не звали бы вы себя Ведьмой – вас тут же окрестили бы святой, Изидора! Это чудесно! Правда, жаль, что вы поработали напрасно... За мной ведь скоро придут, и, думаю, после мне понадобится лечение посерьёзнее... Вы ведь знакомы с его методами, не так ли?
– Неужели вас будут мучить, как всех остальных, Монсеньёр?.. Вы ведь служите его излюбленной церкви!.. И ваша семья – я уверена, она очень влиятельна! Сможет ли она помочь вам?
– О, думаю убивать меня так просто не собираются... – горько улыбнулся кардинал. – Но ведь ещё до смерти в подвалах Караффы заставляют о ней молить... Не так ли? Уходите, мадонна! Я постараюсь выжить. И буду с благодарностью вспоминать вас...
Я грустно оглядела каменную «келью», вдруг с содроганием вспомнив висевшего на стене, мёртвого Джироламо... Как же долго весь этот ужас будет продолжаться?!.. Неужели я не найду пути уничтожить Караффу, и невинные жизни будут всё также обрываться одна за другой, безнаказанно уничтожаемые им?..
Выбор редакции
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...

Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для молодой страны Советов. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и...

Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...

Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...
Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...
Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...
Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...
Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...