Фома гордеев история написания. Роман «Фома Гордеев. Другие сочинения по этому произведению


Прежде всего, в знаменитом произведении «Фома Гордеев» известный русский литератор – Горький представляет перед читателем пороки общества. Ведь эта тема очень цепляла писателя. Он был обеспокоен порядком в обществе. Он боялся нарастающего правления «хозяев». Он осознавал, что это разваливает целостность общества изнутри. Эту проблему в произведении «Фома Гордеев» писатель показывает в подробностях на примере семьи Гордеевых.

Один из главных героев произведения – Игнат Гордеев представляет собой основателя дела. Этот человек начинал свою деятельность с водолива, работая на бирже богатого Заева. В сорок лет Гордеев стал владельцем трех пароходов. Игнат представляет собой очень мощную и в то же время противоречивую личность. В этом образе уживался в одно время и неистовый человек, и жадный человек, и безумный гуляка. Этот человек может спокойно смотреть на крах его барж, во время ледохода, Игнат может рискнуть всем, что у него есть из-за ярко выраженного чувства азарта. Ради азарта он не пожалеет ничего. В таких случаях этот лирический образ рассуждал достаточно философски. Оно говорил «Волга дала, она же и забрала».

В повести «Фома Гордеев» Горький продолжил традиционную тему русской классической литературы - разоблачение античеловеческого характера власти денег (А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.). Работу над повестью он считал «переходом к новой форме литературного бытия». Джек Лондон назвал произведение «большой книгой»: «...в ней не только простор России, но и широта жизни». Это «целительная книга», ибо «она утверждает добро». Повесть была подготовлена развитием русского реализма второй половины XIX века. Её тема - внутреннее разложение буржуазного класса, историческая обречённость миропорядка. Среди «хозяев жизни» особое, возможно, важнейшее место занимают буржуа новой формации, такие, как Яков Маякин - «идеолог» нового купечества. Однако повесть называется «Фома Гордеев». Почему? Горький отвечает: «Эта повесть... должна быть широкой, содержательной картиной современности, и в то же время на фоне её должен бешено биться энергичный здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии. Ему тесно. Жизнь давит его, он видит, что героям в ней нет места, их сваливают с ног мелочи, как Геркулеса, победившего гидр, свалила бы с ног туча комаров». Фома не совместим с миром собственников и должен «выломиться» из него. Этот образ явно романтизирован писателем.

4. На дне

Сам жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое ночлежка и отсутствие дома. Пьесу М. Горького «На дне» определяют как социально-философскую драму. Драматизм произведения определяется наличием в нем острого конфликта, затрагивающего отношения человека со средой, с обществом.

Среди особенностей пьесы назовем наличие в ней сразу нескольких в разной степени выраженных конфликтов. Так, присутствие среди героев людей разных слоев общества обусловливает развитие социального конфликта. Однако он малодинамичен, так как у хозяев ночлежки Костылевых социальное положение не намного выше, чем у ее обитателей. Но у социального конфликта в пьесе существует еще одна грань: каждый из ночлежников несет в себе массу противоречий, связанных с их местом в обществе, внутри каждого героя есть свой социальный конфликт, выбросивший их на «дно» жизни.

Развитие любовного конфликта связано с отношениями между Васькой Пеплом и Наташей, в которые вмешиваются притязания на любовь Василисы и ее мужа. Васька Пепел без малейших сомнений оставляет изменявшую с ним мужу Василису ради по-настоящему высокого чувства к Наташе. Героиня словно возвращает вора Ваську к истинным жизненным ценностям, отношения с ней, безусловно, обогащают его внутренний мир и пробуждают мечты о честной жизни. Но зависть старшей сестры мешает благополучному исходу этой любовной истории. Кульминацией становится грязная и жестокая месть Василисы, а развязкой – убийство Костылева. Таким образом, любовный конфликт разрешается триумфом отвратительной Василисы и поражением двух влюбленных сердец. Автор показывает, что на «дне» нет места истинным чувствам.

Философский конфликт в драме является основным, он в той или иной мере затрагивает всех героев произведения. Его развитие провоцирует появление в ночлежке странника Луки, который приносит новый взгляд на мир обитателям «дна». В противоречие вступают две жизненные позиции: ложь во спасение и правда без прикрас. Что же оказывается нужнее людям? Лука проповедует жалость и сострадание, он вселяет надежду на возможность иной, лучшей жизни. Те герои, которые ему поверили, опять стали мечтать, строить планы, у них появился стимул жить дальше. Вот только не рассказал им старик о трудностях, которые неизбежны на пути к светлому будущему. Он как бы дает толчок к началу новой жизни, но дальше человек должен идти сам, а вот хватит ли ему для этого сил? Всегда ли иллюзии могут стать поддержкой в трудностях? Герой-антипод Сатин считает, что жалость унижает человека, для жизни человеку нужна правда, какой бы жестокой она ни казалась.

Все философские мысли в пьесе высказываются героями в прямых диалогах и монологах. Горький не дает прямой оценки слов своих героев.

В финале драмы происходит одно убийство и одно самоубийство. Но автор не выносит приговор ни одной из жизненных философий, лежащих в основе пьесы. Скорее, можно почувствовать общее сожаление о пассивности и слабости людей, оказавшихся на «дне», увидеть их собственную вину в случившемся и осознать тщетность помощи тому, кто сам к ней не готов. Неоднозначность и многоплановость пьесы связаны с глубиной поднятых проблем. Нельзя видеть в Луке дурацкого «лукавого» старичка, который все время врет, но нельзя и идеализировать его сострадательную любовь. В то же время, Сатин, на первый взгляд, произносит свой монолог, как в бреду, в его воспаленном мозгу всплывают фразы, которых он понахватался из разных мест. Но своим восторгом он пытается заразить народ, поднять на революцию. Хотя в его словах очевидна подмена ценностей. И может быть, этим образом Горький предупреждал нас об извечно существующей в революции подмене ценностей, в чем и заключается ее трагедия.

Билет 18. Проблема человека и среды в произведениях Горького (Фома Гордеев, Трое).

В романах показано внутреннее разложение буржуазного класса, историческая обреченность существующего миропорядка. «Фома Гордеев» первый роман о судьбе поколений. вереница первонакопителей, которые стали «хозяевами жизни». на первый план выведены буржуа новой формации, наследовавшие деньги отцов и воспринявшие новые методы обращения с капиталом. Яков Маякин – «идеолог» и руководитель нового купечества, рвущийся к власти, общественному влиянию. Он славит буржуазный прогресс, купеческое сословие - это животворная сила русской экономической и культурной жизни. Маякин требует для купечества жизненного «простора», доли в управлении страной. Горький не возлагал надежд и на молодое поколение купечества. Тарас Маякин, Африкан Смолин, Любовь Маякина не внесут в жизнь ничего нового. По крови и духу они дети Маякина, которые отошли от него лишь на время, а затем возвращаются в отчий дом. (идет по пути предпринимательства Тарас, бывший революционер; Любовь вступает в выгодный брак со Смолиным, единение старых и молодых Маякиных в деле «Тарас Маякин и Африкан Смолин» в конце). противоречивость социальной психологии Ежова (журналист) и интеллегенции. Выходец из народа, он не выполняет своего призвания–служения народным интересам, не соглашаясь с порядком «хозяев», не знает, «к чему прилепиться душой». Это интеллигент на идейном распутье. Особенность композиции – роман хроника, семейный роман. Отец Фомы Игнат копит деньги, но в нем остается широта души, последующие купцы широту души утрачивают. Игнат Гордеев ощущал еще радость творческого труда, красоту жизни и начинал понимать, что становится «не хозяином своего дела, а низким рабом его». Фома больше берет от мамы и няни. Показано как он формируется: разрывается своей средой. Живет у якова макина – или всех грызи, или лежи в грязи. Фома гордеев – с чистой душой, человек правды, а В купеческой среде к богатству приходят все через преступления. Фома не накопитель. Внутренняя тема Фомы – познание людей, себя, мысль о несвободе, желание понять, как жить. Образ Совы – слепа днем, натыкалась. Фома также не находит ответа на свои вопросы, но восстает против купцов. Это энергичный здоровый человек, ищущий дела по силам, простора своей энергии. Жизнь давит его, он видит, что героям в ней нет места. Горький противопоставил Фому Гордеева и старому и молодому поколению купечества. он типичен как носитель морального идеала, перед которым открылась несовместимость человеческого и собственнического начал жизни. Субъективные попытки его совместить человеческое и собственническое – заранее обречены, как обречен на поражение его бунт, протест одиночки против «хозяев жизни». Фома обнаруживает, что в окружающем его мире извращены все человеческие ценности. Чувство Медынской оказывается фальшивым, естественное требование человечности, с которым Фома обращается к людям, воспринимается в мире собственников как нечто ненормальное – «хозяева» объявляют Фому сошедшим с ума.

Фома ничего не может противопоставить аморальной силе этого мира, бунт его обречен, это бунт слабого одиночки. Драма Фомы показана Горьким на широком фоне русской народной жизни, которая и несет животворящие начала мира. В народной массе ищет Фома носителей нравственных идеалов, смысл жизни. Пейзаж - Опоэтизированная народом Волга, на фоне которой развертывается действие, вырастает здесь в символ народной жизни. «Трое». заостряется проблема несоответствия существующих социальных и нравственных норм жизни стремлению человека «жить по-человечески. история жизни трех молодых людей одной трудовой среды, каждый из которых ищет «правду». В центре судьба Ильи Лунева, через нее жизненные события и душевный мир других героев. Судьбы трех друзей типичны для мелкобуржуазной городской среды того времени. В людях этой среды здоровые чувства и стремления уживались с собственническими мечтами. характер Лунева, в котором борются чувства хозяина и труженика. Первый этап жизненного пути Ильи – путь в «люди». С юных лет мечтает он, видя тяготы окружающего, о жизни обеспеченной и стремится к обогащению, смутно понимает, что путь этот связан с моральным падением. И чем ближе Илья к своему идеалу, тем ниже морально падает он сам. Кульминация повести–убийство Луневым купца Полуэктова. Своей собственной жизнью он хотел ответить на вопрос как жить? Илья понимает, что он и его друзья в тупике: подругу детства продали старому мужу, яков в попытках объяснить жизнь волей божественного промысла и медленно угасает, замученный своим отцом – кабатчиком, Любимая Луневым женщина становится содержанкой богатого купца Полуэктова. Полуэктов стал для Ильи воплощением того зла жизни, что обрушилось на них. Илья убил его не из ревности, не с целью грабежа: это взрыв ненависти к тем, кто «душит» их, это вызов судьбе. На деньги Полуэктова Илья открыл мелочную лавочку - еще один шаг к разрушению иллюзий о чистоте жизни «хозяев». чистота и благообразие – маска, которой прикрыты аморальность, обман, преступление. Илья бунтует против мира «благополучных» «хозяев». Финал повести, сцена вечеринки, на которой он признается в убийстве, обличая социальную и нравственную философию мещан,–-своеобразная вариация сцены на пароходе из «Фомы Гордеева». Но бунт Лунева так же безрезультатен, как и бунт Фомы. Это признает он сам: «Кабы знал я, какой силой раздавить вас можно! Не знаю!» В этом –драма Ильи. Мечта о достижении человеческого счастья в рамках существующего миропорядка оказалась несостоятельной. В повести каждый из трех героев проходит свой путь в поисках правды жизни: Яков Филимонов - носитель своеобразного учения о непротивлении, христианского гуманизма, нет воли к сопротивлению, но эта позиция приводит к оправданию зла (яков осознает неправду жизни отца, грабящего людей, но подчиняется ему, так же грабит за трактирной стойкой), Павел Грачев - Под влиянием социалистических идей в герое пробуждается общественное сознание, которое определит его дальнейшую судьбу – путь в революцию. Горький утверждает возможность и право человека понять законы, по которым развивается человеческая жизнь, найти основанный на разуме, а не на религии выход из ее социальных тупиков.

Билет 19. Споры о пьесе Горького «На дне»

Споры касаются образа Луки и авторской оценки героя: лжец или врачеватель душ. Споры о правде Луки, Сатина, о бескрылой правде обитателей ночлежки, жанре пьесы. Основной вопрос горького: что лучше истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Л. Колобаева : Горький улавливал склонность сострадания к иллюзиям, внутреннюю готовность жалости к сговору с ложью, утверждал идеал сильного добра, способного опереться на безжалостную правду. Попов «Человек все может»: в Луке схвачено существенное сострадание, доброта, милосердие, независимость, но он не боец. Но проповедь добра не была бесполезной, если пробуждала на дне, в самосознании героев желание лучше жить, чувство собственного достоинства. Но жизнь не дает возможность воплотиться этим советам. Долженков «существует только человек»: Лука делает ставку не на внутренние силы человека, а ищет поддержи вне его. Лука представитель сострадания и лжи, соблазнаяет людей надежной и губит их. Ночлежка ад – бес – Лука, лукавый, Сатана – Сатин, который не принимает окружающих такими, какие есть, а воспевает человека с большой буквы. Сатин говорит правильные вещи, но сам не таков, а Лука не верит в человека. Жанр – социально-философская драма (см билет 11). + Луки: Анна начинает верить в то, что со смертью тела душа отходит в лучший мир, и умирает спокойно. Актер верит выдуманным рассказам Луки о лечебнице где лечат от алкоголизма. Наташа и Пепел верят в возможность их совместной чистой жизни в Сибири. Для Луки главное, чтобы в человеке жила вера и надежда, а каким путем это будет достигнуто - неважно. Антипод: Бубнов признает только голый факт, все остальное для него вранье. Правда Бубнова жестокая, безжалостная она основана на равнодушии к людям, она исключает всякую надежду на изменение человека. – Луки: Потеря веры может обернуться трагедией для человека, притча о праведной земле, Актер – тоже самое. Лука исчезает из ночлежки в самый важный для ее обитателей момент, когда у многих из них зародилась вера во что-то лучшее. Герои теряют веру. Актер кончает жизнь самоубийством, Пепла сажают в тюрьму, Наташа попадает в больницу. как только исчезает человек, утешавший их, заставлявший их верить, они сразу же теряют эту веру и опускаются снова. + Луки: изменил многих обитателей ночлежки в лучшую сторону, застав их задумать о своей жизни. Повлиял на Сатина. Из философии Луки Сатин берет веру в человека («Человек - вот правда! Он это понимал...»), но веру без жалости и милосердия. Человека надо уважать, а не жалеть, надо верить в собственные силы человека, для сильного, гордого человека не нужны жалость и милосердие, они нужны только для слабых – резонер.

Повесть "Фома Гордеев" (1899) - первое крупное произведение Максима Горького. Она стала значительным явлением в литературной жизни конца 90-х годов XX века и принесла большой успех писателю. Внимание читателей и критики привлекли острое социальное содержание произведения, яркие характеры.

Возможно, мысль о необходимости создать крупное произведение о русском купечестве возникла у Горького в 1896 г., когда он находился на нижегородской Всероссийской промышленной выставке в качестве журналиста. В его публицистических заметках об этом событии встречаются наблюдения и размышления о судьбе русского купечества, которые потом нашли отражение в повести.

"М. Горький долго работал над совершенствованием образа главного героя. Стремясь вывести на первый план борьбу Фомы Гордеева с враждебным миром насилия и наживы, что его окружает, М. Горький устраняет всё то, что могло бы увести читателя в сторону от основного конфликта: вопросы религии, встречу главного героя с деклассированными элементами, усиливая ведущие черты героя, уточняя его идейно-психологическую сущность" .

Фома Гордеев - первый трагический, "выламывающийся из жизни" герой Горького. Образ Фомы сложен и многогранен. В нем мы видим жадность к жизни, стремление к безграничной свободе, как и у всех героев Максима Горького, то же фатальное одиночество и отверженность.

В становлении героя важную роль играет среда, в которой он рос. Отец Фомы, Игнат Гордеев, умный, сильный, энергичный человек. Однако всю свою силу направлял для достижения наживы: "Эта страсть горела в нем дни и ночи, он всецело поглощался ею и, хватая всюду сотни и тысячи рублей, казалось, никогда не мог насытиться шелестом и звоном денег. Он метался по Волге вверх и вниз, укрепляя и разбрасывая сети, которыми ловил золото: скупал по деревням хлеб, возил его в Рыбинск на своих баржах; обманывал, иногда не замечал этого, порою - замечал, торжествуя, открыто смеялся над обманутыми и, в безумии жажды денег, возвышался до поэзии". Мать - уральского казака-старообрядца. Если от отца Фома перенял буйство и безудержность, то от нее - безразличие к окружающему богатству, презрение к образу жизни Игната и ему подобных, умение остро чувствовать фальшь.

Воспитывает Форму Гордеева его крестный, Яков Маякин. Он весь - воплощенная корысть, не освященная никакой этикой, никакими проблемами совести. Сам Горький описывает атмосферу его дома "сумрачной, душной и тяжелой". Маякин считает купцов первой силой в государстве, он также хитер, расчетлив и циничен. Он делит людей на хозяев и на бессловесную массу - простые кирпичи, строительный материал в руках хозяев.

Фома не получает должного образования. В школе, на уроках, он невнимателен и задается уже тогда вопросами неравенства сословий. Он сравнивает себя, Смолина, сына бедняка Ежова. Читал он также неохотно, да и желания читать не обнаруживал. Однако был так поглощен движениями своего поколения, наслушался таких речей, насмотрелся таких купеческих безобразий, что получил отвращение ко всему купеческому делу как к чему-то бессовестному и нечестному. Это все и привело к таким рассуждениям: "Работа - еще не всё для человека… - говорил он скорее себе самому, чем этим людям. - Это неверно, что в трудах - оправдание. Которые люди не работают совсем ничего всю жизнь, а живут они лучше трудящих. Это как? А трудящие - они просто несчастные лошади! На них едут, они терпят. больше ничего!. Но они имеют пред богом свое оправдание. Их спросят: "Вы для чего жили, а?" Они скажут: "Нам некогда было думать насчет этого. мы всю жизнь работали!" А я какое оправдание имею? И все люди, которые командуют, чем они оправдаются? Для чего жили? А я так полагаю, что непременно всем надо твердо знать - для чего живешь?" .

Конфликт Фомы Гордеева состоит в неприятии существующего порядка жизни окружающего его купечества. С детства он находится под влиянием властного отца и крестного, которые исповедуют прагматическую философию жизни, смысл которой в том, чтобы быть "хозяином жизни" и преумножать капитал. Фома же не может найти себе места в такой жизни. Мир собственнических отношений для него тюрьма:". Душно мне. Ведь разве это жизнь? Разве так живут? Душа у меня болит! И оттого болит, что - не мирится!" "Не жизнь вы сделали - тюрьму. Не порядок вы устроили - цепи на человека выковали. - говорит Фома купцам. - Душно, тесно, повернуться негде живой душе. Погибает человек!. Вы не жизнь строите - вы помойную яму сделали! Грязищу и духоту развели вы делами своими. Вы испортили жизнь! Вы все стеснили. от вас удушье. от вас" .

Ему приходится стать наследником огромного состояния, хотя он вовсе не стремился к этому. Богатство и жажда не приносят ни радости, ни спокойствия Фоме. Он ищет себе дело по силе, широкий простор для свободной и честной жизни. Обладая практически сверхчеловеческой энергией и силой, он не желает направлять эту мощь лишь для обогащения. Он стоит особняком от купечества, так как испытывает вину перед обществом. Он не приемлет бессердечность других купцов.

Редчайшие качества характера, необычные поступки, предельно заостренные жизненные ситуации, жизнь героя в переломные моменты своей судьбы, в моменты самоопределения в жизни - всё это позволяет сблизить Фому с ницшеанским Сверхчеловеком. В иерархии Ф. Ницше - "зверь - человек - Сверхчеловек" Фома Гордеев занимает место после человека, хотя еще и не совпадает с последним. После человека, так как философ противопоставлял "стадо" - массу и сильную личность. Так же и Фома Гордеев "выламывается" из мира собственников, и воспринимается купечеством как угроза, как отклонение от всего привычного и естественного для их существования. Как ницшеанский герой, он призван разрушить сонное прозябание мира. Главный герой чувствует это, и осознает свою жизнь как проблему, которая требует решения .

Фома Гордеев - человек, исключительно сильный физически и духовно. Эпитеты "сила", "величие", "мощь" являются наиболее употребляемыми в характеристике главного героя. Эту силу не только констатирует автор, осознает сам герой, но и ощущают все окружающие - он утопил свою баржу - хотел сам почувствовать силу реки руля, участвовал в "спасении" затонувшей баржи с рабочими - так страстно захотелось влиться в эту работу.

С первых же страниц герой проявляет самостоятельность и независимость в суждениях: "Неужто затем человек рождается, чтобы поработать, денег зашибить, дом выстроить, детей народить и - умереть? Нет, жизнь что-нибудь означает собой. Человек родился, пожил и помер - зачем? Нужно сообразить - зачем живем? Толку нет в жизни нашей. Потом - не ровно всё - это сразу видно! Одни богаты - на тысячу человек денег у себя имеют. и живут без дела. другие - всю жизнь гнут спину на работе, а нет у них ни гроша. А между тем разница в людях малая. Иной - без штанов живет, а рассуждает так, ровно в шелки одет." . Самость героя, самостоятельность его суждений, осознание собственного величия, независимость взглядов, неистребимая вера в себя - все это роднит героя с ницшеанским типом личности

Он "исходя из личного, эгоистического (и даже несознательно-инстинктивного) недовольства "прозой жизни", доходит до вполне конкретных публичных демонстраций quasi-анархического, quasi-социалистического толка" . "Неужто затем человек рождается, чтобы поработать, детей народить и умереть? Нет, жизнь что-нибудь означает собой…" . Затем Фома опознает и конкретных виновников "неудобства жизни" - купцов, на которых и обрушивается с разрушительной силой своих речей.

Фома Гордеев был задуман как титан, сокрушающий мировую несправедливость. Он должен был найти в жизни своего Бога, который, как считал ранний Горький, есть часть "сердца и разума" человека. Он писал К.П. Пятницкому, уже предчувствуя неудачу первого романа: "Знаете, что надо написать? Две повести: одну о человеке, который шел сверху вниз и внизу, в грязи, нашел - Бога! - другую о человеке, который шел снизу вверх и тоже нашел - Бога! - и Бог сей бысть один и тот же…" . Однако, следуя логике развития образа Гордеева, Горький как писатель-реалист, в конце концов, понял, что Фоме, запутавшемуся в современной морали, не под силу выполнить возложенную на него задачу. В образе Фомы Горький подчеркивает скорее дионисийское бунтарство, чем аполлоническую рассудочность.

Однако эту свою неудовлетворённость он разменивает на разгул. Но ни кутежи, ни женщины не способны помочь ему. Это всего лишь попытка бунта, проявление недовольства. Но бунт его обречен, ведь это бунт одиночки. Трагедия же Фомы в том, что он осознает, что он один и ему нечего противопоставить бесчеловечному миру: "Я пропал… знаю! - Только - не от вашей силы… а от свое слабости…да!" .

Фома не смог подняться выше индивидуального протеста. Он знает, что все вокруг - скверна, но не может ни исправить зло, ни объяснить его. Он может лишь обличать и крушить. Такой способ протеста непродуктивен: он губит себя, пьянствуя и проматывая богатство. Уже заклейменный позором, он запоздало взрывается, выдвигая обоснованные обвинения против своих собратьев. Его бунт против социальной несправедливости мира волжских купцов силен, но не конкретен, и, в конечном счете, уничтожает его самого. Действиями Фомы управляет слепая страсть. В отличие от трагического героя Ницше, обладающего ясной аполлонической мечтой о новом порядке, Фоме как чисто дионисийскому характеру не хватает воображения и разума, чтобы направить свою страсть в нужное русло и постичь, как можно усовершенствовать социальное устройство.

Фома не в состоянии выносить гнетущую атмосферу этой жизни, но, не имея опоры в собственной твердой системе ценностей, вынужден остаться лицом к лицу с внутренней пустотой. Под кажущейся упорядоченностью жизни он чувствует бездну хаоса. "…Едет человек в лодке по реке", - пересказывает Фома Шопенгауэра и Ницше . "Лодка, может быть, хорошая, а под ней все-таки всегда глубина… Лодка - крепкая… Но ежели человек глубину эту темную под собой почувствует,… никакая лодка его не спасет…" . "Безумства храбрых", которого в избытке у Фомы, оказывается недостаточно, чтобы плодотворно завершить бунт.

Наконец, главного героя настигает самое обычное безумие. Его сумасшествие не утверждает жизнь, как божественное безумие трагического героя Ницше. "Фома Гордеев" заканчивается нотой отчаяния: героя заключают в сумасшедший дом. Его глумливо дразнят "пророком", вместо того, чтобы почитать как прорицателя . И тем не менее, роман Горького в конечном счете выражает убеждение в том, что люди нуждаются в зовущей мечте о лучшей жизни, чтобы действительно изменить мир к лучшему. И цель искусства - возбудить стремление к этой мечте и даже попытаться набросать ее контуры.

Выводы по первой главе

1. Учение Ф. Ницше о Сверхчеловеке можно свести к следующим положениям: человек - это "болезнь Земли", нужно создать подлинного, нового человека - "Сверхчеловека", который давал бы цель, был бы победителем "бытия и ничто" и являлся бы честным, в первую очередь перед самим собой. Ницше считает, что идея Сверхчеловека как цели, которую надо достичь, возвращает человеку утраченный смысл существования. Сверхчеловек есть личность, которая руководит собственным опытом, создает собственную судьбу, это "аристократ" духа. Человек толпы никогда не станет Сверхчеловеком. "Жизнь - это источник наслаждения, но там, где пьет толпа, все источники отравлены". Сверхчеловек не зависит от Бога, от общественных и исторических ограничений. Главная ценность для него - реализация личности, то, что стоит "по ту сторону добра и зла".

Ницше протестует против инстинктов жизни обывателя. Рождение его Сверхчеловека должно идти радостно, эстетично и героически, но и вне морали. Он должен преодолеть все мелочное и презренное, совершить прорыв к вершине человеческого духа. И это восхождение есть путь "навстречу своему высшему страданию и своей высшей надежде". Жизнь - постоянная борьба. Надо свободно идти навстречу жизни и мужественно заглянуть в лицо смерти. Цель жизни - в творческом труде, созидании, поиске истины, в преодолении самого себя. Но на это способны не все, а лишь те, кто наделен "волей к мощи".

2. Согласно свидетельствам современников, признаниям самого автора, М. Горький был знаком с таким произведениями Ф. Ницше, как "Так говорил Заратустра", "Рождение трагедии из духа музыки", "Несвоевременные размышления" (возможное в середине 1890-х гг. по статьям в журнале "Вопросы философии и психологии"). Горький сходился с Ницше, его идеей "Сверхчеловека" не столько потому, что испытывал прямое воздействие идей немецкого философа, сколько оттого что сам "воздух истории", резко продвинувшийся в остроте своих кризисов и переломов, порождал в чем-то сходные по типу жизнеощущения.

3. Образ Фомы Гордеева создан в русле концепции ницшеанской идеи Сверхчеловека. Ему присущи независимость и стремление к абсолютной свободе, гордость, отсутствие мук совести, жажда борьбы, протест. Он включен в среду несовершенных, жалких, с его точки зрения, людей. Фома Гордеев противопоставлен обществу как сильная личность и "стада" - масса. Философские идеи отражены и в суждениях главного героя, а также в его предназначении: как ницшеанский герой, Фома Гордеев призван разрушить сонное прозябание мира. Но в отличие от Ницше Горький связывает идею Сверхчеловека с проблемами сугубо социальными. Его герой скорее революционер, чем творец новой духовности.

30.03.2013 17358 0

Уроки 17–18
роман Горького «Фома Гордеев»:
проблемы и герои

Блицтурнир по роману Горького составлен на основе статьи учителя лицея № 1 г. Братска Т. И. Гавриловой (Литература в школе. – № 7. – 2006).

Цели : обсудить содержание романа; выяснить особенности проблематики и характеристики героев; развивать навыки анализа языка произведения; учить давать оценку поступкам и характерам героев с учетом исторического процесса, соответствующего времени действия произведения.

Ход уроков

Класс разбит на четыре группы, две из которых – группы игроков, одна группа – исследователи, которые готовят защиту проекта «Тема купечества в произведениях А. Н. Островского «Гроза» и М. Горького «Фома Гордеев», и группа экспертов, помощников учителя, которые оценивают работу игроков (3 человека, их учащиеся сами выбрали среди одноклассников).

I. Предварительное задание.

1. Подумайте над вопросами:

– Каким человеком был отец Фомы?

– В чем состояла суть отцовской науки?

– Как проявлялся характер Фомы в общении с разными людьми?

– Какова жизненная философия Якова Маякина?

– Проследите взаимоотношения Фомы с крестным отцом после смерти отца.

– Как складывается судьба Фомы после смерти отца?

– Почему Фома не пошел по следам отца?

2. Запомните выражения из текста, которые вам кажутся афористичными. Подготовьтесь пояснить их.

На доске (эпиграфы):

Купец в государстве – первая сила, потому что с ним миллионы.

Нет уж, я сам себе место выберу.

Что вы сделали? Не жизнь вы сделали – тюрьму... Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали. Душно, тесно, повернуться негде живой душе... Погибает человек!

1-я страница. Сын своего отца.

Учитель . В романе М. Горького «Фома Гордеев» представлена широкая картина русской жизни, современником которой был сам автор. М. Горький показывает купеческую среду на сломе веков. Герой необычен: он рвет со своим окружением, бурно и трагически протестует против лжи и лицемерия, пытается найти в жизни свою дорогу, свое «я». В конце концов спивается и может стать обитателем ночлежки, подобной той, которую автор показал в пьесе «На дне».

Вопросы командам .

1. М. Горький начинает роман с рассказа об отце Фомы – Игнате Гордееве. Почему? Расскажите о нем (происхождение, социальное положение, образ жизни, отличительные черты характера).

2. Как складываются отношения Фомы с отцом? «Надо учить тебя жить-то...» – часто говорил отец сыну. Какой была отцовская наука жизни, которую он преподал Фоме?

Назовите отцовские наставления:

– ты им хозяин, они твои слуги, так и знай;

– ты хозяин и потому волен делать, что хочешь;

– ум имей хоть маленький, но свой;

– нужно с разумом жалеть... и т. д.

Таким образом, главное, чему учил отец Фому, – быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства.

3. В каких еще произведениях русской литературы мы знакомимся с отцовскими наставлениями (вспомним наставления отца Молчалина (Грибоедов. «Горе от ума»); уроки чести офицера Гринева (Пушкин. «Капитанская дочка»); отцовские наставления Чичикова (Гоголь. «Мертвые души»))?

4. Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?

– Взаимоотношения с первыми школьными друзьями (Ежов, Смолин).

– Пренебрежительное отношение к бедным.

– Первое ощущение власти над людьми и силы денег (случай с воровством яблок).

– Странности характера (мечтательность, «самокопание»).

– Стремление жить не по указке (поиски себя и своего места в жизни).

Обобщение . Фома – белая ворона в своей среде: «Я сам себе место выберу».

2-я страница. «Душно, тесно, повернуться негде живой душе...»

Итак, во второй части романа мы узнаем, что Фома, отвергая устоявшиеся, прежние жизнь и правила, начинает поиски своего места в жизни.

Вопросы командам .

1. Каких жизненных принципов придерживается крестный отец Фомы, Яков Маякин, чему он учит крестника?

«Буду я тебя, Фома, учить: самую настоящую верную науку преподам я тебе... и ежели ты ее поймешь – будешь жить без ошибок».

– Жизнь, брат Фома, очень просто поставлена: или всех грызи, или лежи в грязи».

2. «А умен... умнее отца... умнее, но – хуже», – думает Фома о Якове Тарасовиче. Почему?

3. Как и чем заканчиваются их отношения и вместе с этим купеческая деятельность Фомы?

4. Какое значение для понимания идейного содержания романа имеет сцена гуляния на новом пароходе купца Кононова?

Зачитываются речи Я. Маякина и Фомы Гордеева.

5. Каким в словах Фомы предстает купечество?

3-я страница. Купеческая молодежь. (Домашняя подготовка.)

Учитель . В романе, помимо Фомы, Горький рисует образы еще нескольких молодых людей, ровесников главного героя, выходцев из этой же купеческой среды. Зачем, по-вашему, автор рассказывает о них?

Группы готовили по 2 сообщения (на 2–3 минуты):

1. Люба Маякина.

2. Африкан Смолин.

3. Тарас Маякин.

4. Николай Ежов.

Обобщение учителя . Все эти образы даны для сопоставления с главным героем. Одни из них примирились с окружающей действительностью. Их неудовлетворенность жизнью – явление временное, дань моде. Они более образованны (Тарас Маякин, Африкан Смолин), хищническая их натура прикрыта хорошими манерами и европейскими одеждами, но суть их жизненной философии та же: «Или всех грызи, или лежи в грязи».

Ежов – пустозвон, он очень далек от народа, который его не понимает, да и он его тоже. Фома это увидел.

Только Фома Гордеев в своем протесте против волчьих законов своей среды пошел до конца. Романтические, сказочные представления о жизни очень скоро натолкнулись на совершенно другую, реальную жизнь, где свои законы, которые он не может понять и объяснить и по которым не хочет жить. Гневно, как умеет, протестует он против лжи, лицемерия, пытается найти свое место в жизни, чтобы чувствовать себя человеком.

Мечется в поисках людей , которые живут и думают по-другому. Не найдя, заливает вином страдающую душу, не видит выхода из жизненного тупика, разуверившись во всем.

4-я страница. Возможное будущее Фомы.

Попробуйте представить и рассказать, как в будущем сложится судьба главного героя.

Предупредить учащихся, что их предположения должны строиться с учетом исторического процесса этого периода.

5-я страница. Анализ языка романа.

Учитель . Языку романа свойственна яркая образность, афористичность. Какие интересные высказывания вы запомнили, читая произведение?

Учащиеся называют запомнившиеся выражения, некоторые из них можно предложить для обсуждения:

– Совесть непобедима лишь для слабых духом.

– А на земле всегда хорошим (людям) хуже, чем дурным.

– Правду только подслушать можно.

– Нет на земле человека, гаже и противнее подающего милостыню, нет человека несчастнее, принимающего ее.

6-я страница. Творческий отчет группы исследователей.

Защита проекта «Тема купечества в произведениях Островского «Гроза» и Горького «Фома Гордеев» (отчетный материал может быть представлен в форме реферата, плаката, это может быть и видеопроект).

Вопросы к командам игроков.

1. Сопоставьте времена Островского и Горького. Что-нибудь изменилось в купеческой среде спустя 30 лет?

2. Что роднит Игната Гордеева с Диким и Кабановой из пьесы «Гроза»? Увидели ли вы разницу между ними?

3. С кем из героев можно сравнить Фому?

II. Подведение итогов турнира.

Слово дается экспертам.

Домашнее задание. (Эту работу можно провести и в классе, если останется время.)

Учитель . Этот роман, как и все произведения Горького, многогранен по проблематике. Закрывая последнюю страницу, вдумчивый читатель задает себе не один вопрос. Вот и вы ответьте на один из них: «Что нужно делать, чтобы спокойно жить, то есть чтобы собой быть довольным?» (Для этого нужно жить беспокойно и избегать, как дурной болезни, даже возможности быть довольным собой. Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь недоступное себе. Человек становится выше ростом оттого, что тянется кверху.)

Разделы: Литература

Класс: 11

Цель: нравственные поиски смысла жизни главным героем повести Горького «Фома Гордеев»;

Задачи:

  • отражение исторической обстановки в повести Горького; картины купеческой жизни;
  • «лишние» люди, их ограниченность и «туподушие», «они указали, чем я не должен быть…»;
  • развивать интерес к исследовательской работе, уметь самостоятельно делать выводы, обобщения, сравнивать.

Оборудование:

1) М.Горький. «Фома Гордеев».Москва 1977год. (тексты).
2) Презентация к уроку.
3) Проектор.
4) Иллюстрации к произведению.
5) Русская литература 20 века. 11класс.Практикум для общеобразовательных учреждений. Под ред. Ю.И. Лыссого. М. Мнемозина, 1998 год.

Что вы сделали? Нет, не жизнь вы сделали, а тюрьму…
Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали.
Душно, тесно, повернуться негде живой душе.
Погибает человек!

Горький М. «Фома Гордеев»

Нет уж, я сам себе место выберу.

Горький М. «Фома Гордеев»

ХОД УРОКА

– Раскрывая тему урока, доказывая правильность выбранных эпиграфов, определите цель урока. (Поиски смысла жизни, своего «я», своего места в ней)

– В повести Горького «Фома Гордеев» (1899) представлена широкая картина русской жизни, современником, которой был сам автор. Писателя всегда волновали человеческие запросы. Самое главное – ему близко стремление к полнокровной счастливой жизни. Большинство героев не осуществляет это стремление. Это воспринимается как драма личности. Стремление героя к полнокровной жизни воплощено Горьким в повести «Фома Гордеев».
Герой протестует против лжи и лицемерия, его давит «тесная» жизнь, он ищет дела по силам, пытается найти в жизни свою дорогу, свое «я». В конце концов, спивается и очень просто может стать обитателем ночлежки, похожей на ту, которую показал Горький в пьесе «На дне».

– Каждая группа провела свои поиски, сделала выводы по повести в рамках темы и теперь вам предоставляется право защитить свои задания.

1 группа – гл. 1, стр.47-49 (ученик Кузнецов)

– Горький начинает свою повесть с рассказа об отце Фомы – Игнате Гордееве.
Почему? Что это дает для понимания образа главного героя?
– Расскажите о нем (об отце) (происхождение, соц.положение, образ жизни, отличительные черты характера) и о матери.
– Что роднит Игната Гордеева с Диким и Кабановой из пьесы Островского «Гроза»? Какую разницу вы увидели?
Мятежный дух родителей в большей степени проявился в Фоме. Родители еще не осознавали того, что их беспокоит. Происходящее вокруг заставляет задуматься Фому над тем, какое же место ему в жизни уготовано, т.е. каково его собственное «я» в жизни. Мучительный вопрос о смысле жизни мог бы встать перед отцом и матерью, если бы жили
они в другое, более позднее время.

Ответ к вопросу 2. Первые уроки жизни Фоме дал отец. Часто он говорил Фоме: «Надо учить тебя жить».
Однажды мечтательный мальчик попал с отцом на пароход, где перед ним развернулась новая жизнь. На все смотрел он широко раскрыв глаза, ему казалось, что он движется по широкой тропе в чудесную страну сказок. Обо всем он спрашивал отца, тот как умел, объяснял ему. Однажды мальчик передал разговор лоцмана с командой об отце. И Игнат тогда решил, что пора
учить сына жизни.

В рассказах отца было что-то ясное, понятное, Фоме нравилось, что отец его сильный, ловкий. Сердце его забилось сильно и горячо. С тех пор он стал более внимательным к окружающему, чувствовал все обостренно, все, волновавшее душу, возбуждало в нем новые смутные ощущения и желания. Ко всему относился Фома серьезно, вдумчиво. Неопределенностью характера, мечтательностью, любопытством, задумчивостью он походил на мать. Он чувствовал в себе что-то особенное, отличавшее его от сверстников, но тоже не мог понять – что это такое? И подозрительно следил за собой. Это повлияло на него, но не определило жизненного пути четко, определенно.

Уже первые уроки жизни заставляют Фому задуматься о собственном назначении, вызывают стремление жить не по указке.
– Кто дает Фоме первые серьезные уроки жизни? (Отец)
– Какой была наука жизни, преподанная Фоме отцом? Смог ли юноша принять ее?

Обобщение. Главное, чему учил отец Фому, – быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства. Мечтательный и вдумчивый Фома, отвергая устоявшиеся жизненные правила, начинает поиски своего места в жизни.

– В каких произведениях мы встречались с уроками отцов? Чему они учили? (Пушкин А.С. «Капитанская дочка» – «Береги честь смолоду», Гоголь Н.В. «Мертвые души» – «копи копейку…».)
– Близка ли мораль Игната Фоме? (Он прислушивался, стал более внимательным. Протестует, хотя протест еще стихийный).

Задание 2-ой группе.

Уроки жизни продолжаются.
– Кто же еще имел сильное влияние на Фому? Кто пытался по-своему повернуть Фому? (Крестный, Яков Маякин) .
– Чему же учил крестника Яков Маякин?

Дополняем схему «Буду я тебя, Фома, учить»
– гл. Ш, 1У, У, Х., гл.4 стр.76,78,80,90,93, гл.5 стр. 93-94,95
– Чем заканчиваются отношения Якова Маякина и Фомы Гордеева и вместе с тем купеческая жизнь, деятельность Фомы? Нарастание неприязни между ними.
– Принимает ли Фома уроки жизни Якова? (Отвергает. Фоме, как он говорил, хотелось быть похожим на человека. Он чувствовал глухую неприязнь к Маякину,т.к. не принимает его жизненных принципов. Никакой радости ни от денег, ни от своей деятельности он не чувствовал. Вначале происходит внутренний разрыв, а после встречи на пароходе – окончательный, открыто. Он чувствует себя сильным, способным на что-то большое.)

4. Какое значение для понимания идейного содержания повести имеет сцена купеческого гуляния на пароходе купца Кононова?

– Каким предстает купечество? Чему они Фому учат?
– Принесло ли это удовлетворение Фоме?

а) Все ярче рисует Горький картины того, как «бешено бьется», как «ищет дела по силам» человек, а его сваливают с ног мелочи». Фома Гордеев – личность, вступившая в борьбу со своей средой. Как в Гоголевском «Ревизоре» на теплоходе – сцене проходят образы всего цвета города. Речь Фомы, как на экране выувечивает сущность каждого.

б) – Зачитывают речь Маякина и Фомы (инсценировка) гл.13 стр.229-233
в) (ответ учащихся)
г) – Речь Фомы обличительная, он каждому говорит правду. А всегда ли правду приятно слушать? (нет)

Фома противопоставлен другим купцам, этим неблагородным собирателям денег. Он выше себе подобных, потому что он «протестует» и «обличает», а
не следует законам, их правде.
– Чему они учат? к вопросу 4

Мы зачитали финал повести – торжественный обед в честь спуска на воду парохода Кононова «Илья Муромец». Перед нами целая галерея образов купцов. Не ограничена власть хозяев города, откровенно говорящих о своей позиции, стремящихся везде быть первыми – Маякин, Кононов, Щуров, Гущин, Бобров и др., а некоторые и вовсе без имени и фамилии. Чувствуется какая-то тревога. И вот перед этими людьми Фома произносит свою обличительную речь. Его наполняют разноречивые чувства (сказать какие) гл.13. Но выплеснутая правда не приносит Фоме облегчения, она «раздавила» обличителя. И вместо моральной победы он казался сам себя теперь чужим и непонимающим того, что он сделал этим людям и зачем. Купцы не могут его понять, т.к. ими владеет только жажда наживы любыми способами, стяжательство, косность. Таким быть они учат Фому. Он оказался один. Купцы не понимают Фому, потому что их мораль Фомы. Он не находит ни одной живой души, способной понять его, дать ему хоть капельку любви.

5. В повести, помимо Фомы, Горький рисует образы еще нескольких молодых людей, выходцев из той же купеческой среды, ровесников Фомы. Зачем автор рассказывает о Любе М., Африкане Смолине, Николае Ежове?
– Пытаются ли они научить Фому чему-то?
– Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?
(ответ) Фома стремится максимально приблизиться к людям, вызывающим у него острый интерес.

Рассказы о ровесниках Фомы

Все они разные, во всех он разочаровывается, чувствует их опустошенность, а хочет видеть в них правду. Он пугается, что есть эта правда, что есть что-то такое неведомое. Фома пытается понять, зачем живет, но не находит ответа. Горький знал, что есть в человеке ценности, утрата которых есть нравственная гибель человека.
В общении с разными людьми. Характер Фомы проявляется по-разному. Он пренебрежительно относится к бедным, во время воровства яблоко он впервые ощутил власть над людьми и силу денег. Странности характера проявляются во многом, он мечтательный, любит заниматься самокопанием. Ему интересно и любопытно сравнивать встречающихся людей с собой. Все они пытаются чему-то учить Фому, а он стремится жить не по указке, а ищет «себя», свое место в жизни (вспомнить эпизод с собой).
Обобщение. Все эти образы даны для сопоставления с главным героем. Одни из них примирились с окружающей действительностью. Неудовлетворенность их жизнью – явление временное. Они более образованы, но их хищническая натура прикрыта дорогой одеждой, да хорошими внешними манерами. Но жизненные принципы, их философия остались теми же.
Пустозвона и Емелю Ежова Фома быстро понял, тот слишком далеко от народа, о котором он говорит постоянно.
Только Фома до конца пошел против волчьих законов своей среды. Романтические представления о жизни натолкнулись на реальную жизнь, законы которой он не может понять и объяснить, но жить по ним не желает.
Гневно, как умеет, он протестует против лжи и лицемерия, пытается найти свое место в жизни, свое «я», чтобы чувствовать себя человеком. Он пытается найти людей, которые живут и думают по-другому.
Не сумев найти таких, заливает вином страдающую душу, не видит выхода из тупика жизни, разуверился во всех и вся.
Таким образом, Фома пополняет галерею лишних людей.
– Назовите их. Кто они? (Мцыри, Евгений Онегин, Печорин, Базаров и др.)
– Предположите возможное будущее Фомы с учетом исторического процесса этого времени.
– Когда писалась повесть? Что это за время? (1899 г.)

Вывод: На рубеже веков, такой герой, как Фома – не типичен ни как купец, ни как представитель своего класса, он только здоровый человек, который хочет свободной жизни, которому тесно в рамках, современности. Так и не нашел он своей дороги, своего «я». На рубеже веков не нашлось человека, который бы помог Фоме найти свое «я» был единомышленником. Бросая вызов своему классу, обвиняя его в том, что там нет жизни живой душе, выбирая свой путь, Фома так и не нашел его (путь).

– Удалось ли Горькому показать такого человека?
– А почему? (Не учился, не читал, он ничего не делал)
– Знал ли Фома для чего живет? Для чего он создан? (Вот Ежов, Смолин нашли свое «я», у них не было такого восприятия жизни, как у Фомы.)

– Вы тоже сейчас стоите на пороге жизни, вы должны выбрать свой путь, свою дорогу жизни. Мы не должны быть такими, как Фома, нужно сразу ставить большую, яркую цель в жизни.

Рефлексия

Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Домашнее задание:

1. Составить таблицу схему «Образная система героев повести по отношению к главному действующему лицу.
2. Роман «Мать» читать.

Выбор редакции
Конфигурация предоставляет удобные средства для составления финансовых планов. Движения денежных средств предприятия планируются путем...

Если Вас интересует автоматизация бюджетирования, внедрения казначейства или учета по МСФО — ознакомьтесь с нашим . В рамках системы...

Какие формы нужно разработать для ведения раздельного учета, подскажите?4. Из средств участников долевого строительства можно произвести...

01.06.2018 Как в типовой конфигурации "1С:Бухгалтерия предприятия" редакция 3.0 настроить права доступа пользователей таким образом,...
На рынке все чаще встречаются ситуации, когда одна компания приобретает другую. Происходит это по разным причинам. Кто-то таким способом...
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...
Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...
Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...
Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...