Формы рационального знания. Границы рационального познания. Основные направления в теории познания


Хорошо себя зарекомендовали идеализация и формализация; аксиоматический метод; гипотетико-дедуктивный метод; единство исторического и логического, а также многие другие специальные методы познания. Идеализация представляет собой особое гносеологическое отношение, где субъект мысленно конструирует объект, прообраз которого имеется в реальном мире, но принципиально не осуществимых в действительности ("точка", "идеальный газ", "абсолютно черное тело" и т.п.). Формализация - отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке). Создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), что связано с построением искусственных языков (язык математики, логики и т.п.). Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения - аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства. Основные требования аксиоматического метода – непротиворечивость; полнота и независимость аксиом; а также необходимость неопределяемых понятий. Гипотетико-дедуктивный метод - метод научного познания, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь вероятностный характер. Гипотетико-дедуктивный метод имеет следующие этапы:

а) выдвижение догадки (гипотезы, предположения) о причинах и закономерностях данных явлений с помощью разнообразных логических приемов;

б) оценка основательности и серьезности предположений и отбор из множества из них наиболее вероятного;

в) выведение из гипотезы (обычно дедуктивным путем) следствий с уточнением ее содержания;

г) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий. Тут гипотеза или получает экспериментальное подтверждение, или опровергается. Однако подтверждение отдельных следствий не гарантирует ее истинности (или ложности) в целом. Лучшая по результатам проверки гипотеза переходит в теорию.

В единстве исторического и логического историческое дает возможность исследовать процесс становления и развитие объекта, а логическое – обеспечивает теоретическое воспроизведение развивающегося объекта во всех его закономерных связях и отношениях.


К общелогическим приемам познания относят: анализ и синтез; абстрагирование; обобщение; индукцию и дедукцию; аналогию и моделирование. Анализ - реальное или мысленное разделение объекта на составные части и синтез - их объединение в единое органическое целое. Результат синтеза может быть совершенно новым образованием. Абстрагирование - процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих). Обобщение - процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связано с абстрагированием. При этом, могут быть выделены любые признаки (абстрактно-общее) или существенные (конкретно-общее). Индукция – логический прием построения общего вывода на основе частных посылок и дедукция – прием, обеспечивающий переход от общего к частному, когда из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера. Поскольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы всегда имеют проблематичный (вероятностный) характер. Характерная особенность дедукции заключается в том, что от истинных посылок она всегда ведет к истинному, достоверному заключению, а не к вероятностному (проблематичному). Аналогия - это такой прием, с помощью которого на основе сходства объектов по одним признакам делают вывод об их сходстве и по другим признакам. Моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте - модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) - оригинала модели.

Названные методы потому и называются общенаучными, что применяются во всех науках, но обязательно с учетом особенностей предмета каждой науки или научной дисциплины и специфики познания природных, социальных и духовных явлений.

Особый статус предмета философии обусловливают специфику методов философского освоения мира, они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (а также соответствующих методов).

Материал написан на основе работ , . Более подробно см. и .

«Главным методом философского познания является метод рефлексии . Рефлексия означает критический анализ собственного психического состояния и собственной жизнедеятельности. Только философская рефлексия является основанием обретения человеком своей адекватности.

Хорошо зарекомендовал себя диалектический метод . История его становления и развития начинается в античности и продолжается в классической немецкой философии, а также в философии марксизма. Он продуктивно работает в пределах освоения объективной реальности.

Заявил о себе и метод герменевтики . Как метод, герменевтика начала складываться в философии жизни во второй половине XIX в. Это метод понимания и интерпретации текстов. Аксиомой герменевтики является единичность текста и плюрализм его интерпретаций. Последнее актуализирует проблему адекватной интерпретации текста. Метод герменевтики плодотворен и в работе с субъективной реальностью, примером которой могут быть отношения людей в обществе.

В арсенал философских методов XX века вошел феноменологический метод . Этот метод обеспечивает возможность «чистить» наше сознание, очищать мысль о предмете познания от различных искажений со стороны нашей субъективности.

Арсенал философских методов пополнил и метод синергетики , продуктивно работающий при исследовании самоорганизующихся систем». .

Метод многомерного постижения действительности (интервальный метод ) обеспечивает исследование изучаемого предмета в целом – с учётом всех аспектов, отдельных черт и граней его многомерной сущности.

Общенаучные методы приобретают характерную специфику и продолжают формироваться по мере своей востребованности в конкретных науках. Частнонаучные методы - совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

К методам, разработанным в предметном поле культурологии , относятся: метод реконструкции культурных полей ; метод моделирования культурных объектов ; социокультурный историко–генетический метод; метод мозаичных реконструкций ; метод социокультурных наблюдений ; метод социопсихологических и социокультурных инверс ий и др.

· Метод социокультурных наблюдений приобретает свою специфику таким образом, что в условиях его применения задаются те признаки и свойства, по которым можно узнавать и атрибутировать культуру с целью ее последующего углубленного изучения.

· Метод социокультурной рефлексии предполагает предварительное знание свойств и особенностей культуры, его спецификой является конструирование понятия «культура» на основе данных, полученных в результате социокультурных наблюдений .

· Метод культуральной классификации, в основе которого лежит группирование различных форм проявления культуры и создание типологии культурных объектов как специфических форм проявлений духовной жизни человека и общества.

· Метод мозаичных реконструкций, сущность которого заключается в том, чтобы улавливать и фиксировать различные формы проявления культуры в качестве относительно обособленных идеальных систем, с тем чтобы затем, последовательно сопоставляя и связывая их друг с другом, выстраивать некое общее поле этих систем как единого социокультурного пространства. Это дает возможность увидеть в культуре общность функциональных связей и зависимостей при различных строениях и структурных характеристиках ее отдельных форм.

· Метод реконструкции культурных полей, сущность которого определяется стремлением представить культуру как некое культурное поле, в которое погружена та или иная группа людей. Культурное поле в данном случае представляет собой систему, состоящую из множества мелких подсистем, которые обусловливают культурную общность людей, социальных групп и объединений как внутри себя, так и между собой. Метод реконструкции культурных полей предполагает систему наблюдений и фиксаций отдельных проявлений культурного поля.

· Социокультурный историко–генетический метод является наиболее значимым в системе генетических исследований. В его основе лежат три важных положения: генезис любого культурного явления или объекта обусловлен причинами, лежащими в области социальных изменений (поскольку культура принадлежит к классу социальных явлений); процессы формирования отдельных признаков и свойств культурных явлений или объектов протекают в исторической последовательности (т.е. не даны в «готовом» виде); наблюдаемое явление зарождается и постепенно обособляется в ином явлении, которое можно считать материнским лоном культурного объекта.

· Метод культурогенеза также используется для решения вопросов, связанных с развитием культурных явлений и рассматривает их как беспрерывно возникающие и обновляющиеся формы. Используя метод культурогенеза, следует начинать не с истоков, а с фиксирования самого объекта в том времени, которое наблюдает исследователь, с тем, чтобы произвести сравнение с его прошлым состоянием или с состоянием, которое еще будет.

· Реконструктивный метод относится к методам, задача которых состоит в воспроизводстве тех или иных культурно–исторических фактов. В ходе его использования встает задача сбора максимального количества данных о ранее существовавшем или частично разрушенном культурно–историческом объекте. На основе этих данных по определенным принципам восстанавливается приблизительный облик целостного объекта.

Подробнее см.: .

Общенаучные методы получили в политологии следующую специфику (например, см.: ):

· институциональный метод , который предполагает, что в центре исследования должны находиться политические структуры, их свойства и взаимосвязи, а также фиксированные нормы, на основе которых функционируют эти институты;

· исторический метод , рассматривающий политические явления в процессе их становления в прошлом и развития в настоящем;

· сравнительный метод , предполагающий сопоставление однотипных объектов (политических систем или ее отдельных структурных компонентов, моделей политических режимов в разных странах) у разных народов с целью выявления сходства и различий;

· системный метод , который применяется при исследовании сложных многоуровневых объектов (политические системы, институты). Сам объект рассматривается как целостность, формируемая взаимодействием элементов и находящаяся в многообразных связях с внешней средой;

· структурно-функциональный метод , который состоит в рассмотрении внутренней структуры системы с позиции функционального назначения каждого ее элемента;

· психологический метод, направленный на изучение психологических механизмов политического поведения;

· бихевиоралистский метод , рассматривающий политику как поведение индивидов и групп, имеющих определенную мотивацию и установки. Этот подход требует эмпирической проверки всех выводов;

· нормативно-ценностный метод оценивает политические процессы с точки зрения оптимального варианта, идеала (только в полит.философии).

В политологии применяются многочисленные эмпирические методы сбора и анализа информации, которые также приобрели свою специфику. К наиболее распространенным в политических исследованиях методам относят:

· качественный анализ нормативно-правовых, масс-медийных и т.п. документов;

· наблюдение;

· статистические методы (кластерный анализ; факторный анализ и др.)

· метод моделирования;

· методы экспертных оценок: очные (метод «мозгового штурма», метод синектики) и заочные (метод Дельфи, метод ПАТТЕРН);

· ивент-анализ;

· контент-анализ;

· дискурс-анализ;

· метод эксперимента и квазиэксперимента и др.

Научная новизна полученных результатов

Желательно, чтобы к завершению своего обучения, студент демонстрировал самостоятельную творческую работу, сформулировав один или два пункта научной новизны. Пунктов не должно быть более четырех, так как подобное исследование окажется на уровне кандидатской диссертации. Весьма сомнительно, чтобы студент действительно на должном уровне смог выполнить подобную работу. Если же такой факт имеет место, оставьте часть наработанного материала для написания кандидатской диссертации.

Научная новизна обязательна в магистерской, приветствуется в дипломной, и не требуется в курсовых работах.

«Научную новизну полученных результатов необходимо подавать в виде короткой аннотации новых положений (решений), предложенных исследователем лично. Необходимо показать отличие полученных результатов от известных раннее, описать степень новизны (впервые получено, усовершенствовано, получило дальнейшее развитие). Каждое научное положение нужно четко формулировать, выделяя его основную суть и сосредотачивая внимание на уровне полученной при этом новизны. Сформулированное научное положение должно читаться и восприниматься легко и однозначно (без нагромождения подробностей и деталей, которые затемняют суть)» .

Практическое значение полученных результатов

Укажите возможные сферы применения полученных знаний. В работах студентов специальности «Политология» этому пункту придается особое значение.

Апробация результатов работы и публикации

Уровень работы значительно повысится, если Вы представите и обсудите ее результаты на семинарах, студенческих и научных конференциях, так как при обсуждении вскрываются многие плохо отработанные фрагменты исследования.

Если апробация или публикация результатов имела место, этот факт необходимо отметить во введении, указав название, место и время проведения конференции (фамилия и название доклада должны быть указаны в программе конференции). Если статья написана в соавторстве, студент должен обозначить свой личный вклад.

Для дипломных работ специалистов публикация желательна, для магистерских дипломных работ – обязательно наличие хотя бы одной публикации.

Согласно решению Ученого Совета философского факультета результаты магистерского и дипломного исследования должны иметь апробацию в виде научной публикации.

Рациональное познание представляет собой совокупность методов и знаний о мире. Рациональное познание свойственно только человеку. Лишь человеческой природе подвластны размышления о времени, пространстве, происходящих событиях и явлениях. Люди в обыденной и профессиональной жизни опираются на научные, философские, религиозные представления о мире. Рациональное познание по своей сути невозможно без анализа происходящих событий, умения сравнивать и обобщать. В данной статье будут рассмотрены формы рационального познания, его отличие от чувственного.

Характеристика рационального познания

Рациональное познание основывается, прежде всего, на логическом подходе. Главное отличие от чувственного познания заключается в том, что рациональное познание опирается на абстрактное мышление, помогает личности выйти за рамки испытываемых чувств. Опираясь на рациональное познание, легче принимать ответственные решения. Дело в том, что люди избегают основывать свои выводы только на чувствах, ведь так возрастает вероятность оказаться обманутым, введенным в заблуждение. Чувства имеют свойство меняться, поэтому только на них полагаться не стоит. У одного и того же человека в разное время суток может меняться настроение, а эмоции способны сильно исказить реальную картину видения мира. Скажем, если вы пребываете в мрачном расположении духа, то все вокруг будет казаться пугающим и ужасающим. Рациональное познание при грамотном и ответственном подходе помогает людям обезопасить себя от совершения множества ошибок, предупредить различные неожиданности.

Формы рационального познания

Существует несколько форм рационального познания. Каждая форма представляет собой способ получения новых знаний, благодаря чему у человека формируется основная база представлений о мире. Формы познания позволяют изучать окружающую действительность и делать собственные выводы о том или ином объекте или явлении.

Понятие

Понятие – это форма познания, которая основана на абстрактном представлении человека. Понятие включает в себя две основные характеристики: объем и содержание. Первое представляет собой описание множества объектов в широком смысле. Например, к понятию «книга» относится и книга в прошлом, и современная книга. Содержание понятия – это отличительные признаки, по которым любой человек может определить, какой предмет находится перед ним. К примеру, все знают, что такое фарфоровая чашка, как она выглядит внешне.

Суждение

Суждение представляет собой такую форму познания, которая связывает воедино несколько понятий. По сути, это субъективное мнение человека по какому-то вопросу, которое у него сформировалось в результате каких-то жизненных обстоятельств или событий. Суждение складывается на основе понятий человека об окружающей действительности и себе самом. Суждение состоит из субъекта и предиката. Субъект – это тот или то, о чем говорится в суждении. Предикат – это само послание или мысль, о котором идет речь.

Умозаключение

Умозаключение представляет собой самый высокий уровень рационального познания. Умозаключение связывает вместе несколько суждений. Говоря иными словами, это окончательный вывод, к которому приходит субъект познания. Основной характеристикой умозаключения является то, что если посылки истинны, то правдивы и сами умозаключения. В противном случае они будут называться ложными.

Таким образом, рациональное познание основано, прежде всего, на разумном подходе. Здесь определяющая роль принадлежит абстрактному мышлению и логике.

Познание есть сложный процесс, в котором можно выделить два уровня: чувственный и рациональный.

Рациональное познание есть процесс познавания окружающего мира посредством естественного восприятия и мыслительной деятельности. Формы рационального познания обладают несколькими общими характеристиками:

  • отражают некие общие признаки и свойства познаваемых объектов;
  • абстрагированы от единичных особенностей объектов;
  • обусловлены точкой зрения субъекта на познаваемую реальность (а также конфигурацией системного аппарата эмпирического познавания и применяемыми познавательными средствами, такими как наблюдение, экспериментирование и обработка информации);
  • непосредственно связаны с языком (в широком понимании) выражения мысли.

Основные формы рационального познания

К основным формам рационального познания относят следующие виды мыслительной деятельности: понятие, суждение и умозаключение, а также более сложные формы, гипотезы и .

  1. Понятие посредством абстрагирования обобщает предметы некоего рода, вида или класса по совокупности признаков. В понятиях отсутствует чувственное и наглядное.
  2. В суждении утверждается что-либо или отрицается посредством связи понятий.
  3. Умозаключение есть результат рассуждения, в процессе которого из одного или нескольких суждений логически выводится новое.
  4. Гипотеза возникает как предположение, выраженное в понятиях и дающее возможное или невозможное предобъяснение какому-либо факту (или сумме фактов). Гипотезы, подтвержденные практическим знанием, составляют основы теории.
  5. Теория есть высшая форма организации рационального знания. Теория отражает систему целостных представлений о существовании и связях того или иного объекта или явления.

Формы рационального познания

В рациональном познании можно выделить особые способы или методы, вполне определенные. Метод в целом есть система правил, требований и указаний, дающих возможность исследовать, определенным образом, какой-либо объект.

Сумму применяемых методов можно определить как методологию.

Следует понимать, что к рациональным методам можно относить как теоретические, так и эмпирические.

К эмпирическим методам относятся:

  • ощущение;
  • восприятие;
  • представление;
  • наблюдение (целенаправленное действие без вмешательства наблюдающего);
  • эксперимент (явления изучаются в условиях специально созданных);
  • измерение;
  • сравнение.

Применение эмпирических методов в рациональном познании невозможно, поскольку даже для наблюдения необходимы первичные теоретические основания, хотя бы для выбора объекта.

К теоретическим методам можно отнести:

  • анализ;
  • синтез;
  • классификацию;
  • абстрагирование;
  • формализацию (то есть, отображение информации в символическом виде);
  • аналогию;
  • моделирование;
  • идеализацию;
  • дедукцию;
  • индукцию.

Применение в рациональном познании только теоретических методов не дает объективного отражения исследуемого явления, а лишь выстраивает некую абстрактную модель.

Теоретические и эмпирические методы рационального познания возможны в единстве и взаимодополнении.

В более широком смысле методы как подходы понимают как общее направление и способ решения неких конкретных задач (например, структурно-функциональный метод, феноменологический, культурно-исторический, формалистический, прагмасемантический, герменевтический и др.).

Философские методы познания являются предельно общими подходами, к ним относятся метафизический и диалектический. Каждая наука или область знания применяет свои методы и формы рационального познания (или условно рационального). В категориально-понятийном аппарате разных областей знания те или иные методы познания (познавания) могут носить частные названия, что для них не отменяет действенности данной классификации.

Рациональное познание - это мышление человека, дающее возможность проникнуть в сущность предметов, вещей и явлений. Мышление позволяет расширить границы чувственного познания, так как закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они постигаются только мышлением.

Формы рационального познания (мышления) - понятие, суждение и умозаключение.

Понятие является исходной формой рационального познания. Понятие - такая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений. Образование понятия - сложный процесс, включающий в себя несколько мыслительных операций: сравнение, обобщение, абстрагирование. Сравнение позволяет мысленно сопоставить один предмет с другим, выявить признаки сходства и различия между ними. Обобщение даёт возможность на основе тех или иных общих признаков мысленно объединять однородные предметы.

Абстрагирование - операция, позволяющая пренебречь несущественными, второстепенными свойствами предметов и явлений во имя существенных свойств. Все эти логические приемы тесно связаны между собой, так как участвуют в едином процессе образования понятия. Вырабатывая, например, понятие «дерево», люди, с одной стороны, отвлекаются от несущественных для этого понятия признаков, таких как форма листьев, их цвет и т. п., а с другой стороны, выделяют те общие и существенные признаки, которые определяют содержание этого понятия. Этими свойствами, в частности, являются наличие ствола и кроны. Итак, дерево - это растение, имеющее ствол и крону.

Понятия выявляют не только содержание предметов, но также их свойства и отношения между ними. Примером понятий, выражающих свойства предметов, являются понятия «большой», «маленький», «красивый», «безобразный», «сильный», «слабый» и т. п.

Образование новых понятий - свидетельство того, что познание сопровождает человечество на всех его этапах. Особенно это заметно в связи с возникновением новых понятий в сфере науки. Выявление новых свойств объектов познания, а также отношений между ними приводит к появлению новых научных понятий. Любая наука характеризуется наличием своего особого понятийного аппарата. В понятийный аппарат философии, например, входят такие понятия, как «бытие», «материя» и др. К понятийному аппарату химии относятся понятия «элемент», «реакция», «валентность» и др. В основе социально-экономических наук лежат понятия «общество», «производство», «потребление» и целый ряд других понятий, отражающих экономическую жизнь и социально-экономическое развитие общества.


Научные понятия имеют различные сферы своего использования. Одни понятия применяются лишь в рамках одной науки, другие же успешно используются в различных науках. Например, понятия «пространство» и «время» используются не только в философии, но также в физике, астрономии и др.

Для современной науки характерно наличие интеграционных процессов, что обусловливает существование так называемых общенаучных понятий «на стыке» различных наук (примером такого рода понятий является понятие «информация»). Появление общенаучных понятий также объясняется широким взаимодействием между естественными, техническими и социальными науками. Это привело к появлению понятий, имеющих общенаучный характер к которым, в частности, можно отнести понятия «система», «организация», «управление».

Более сложной формой мышления (в сравнении с понятием) является суждение. Суждение - это такая форма мысли, благодаря которой устанавливается связь между понятиями. Объективной основой суждения являются связи и отношения, которые существуют между предметами. Эти связи могут быть между двумя отдельными предметами, между предметом и группой предметов и т. п. Посредством суждения раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами. Например, наукой установлено, что медь обладает теплопроводностью. Наличие этой связи между медью и её свойством позволяет сделать суждение: «медь теплопроводна». Наряду с суждениями, в которых утверждается наличие того или иного свойства предмета, возможны суждения, отрицающие наличие определённого свойства у предмета мысли. Примером такого рода суждений является следующее суждение: «медь не пропускает солнечный свет».

Суждение - одна из ведущих форм мышления и в научном познании. Все научные утверждения (в том числе формулировки законов науки) имеют форму суждений.

Еще более сложной формой мышления, чем суждение, является умозаключение . Оно содержит в своем составе суждения (а, следовательно, и понятия). Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодолевают ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-либо явления. Умозаключение широко используется в повседневном и научном познании.

Чтобы уяснить сущность умозаключения как формы мысли, сравним две разновидности знаний, которыми человек пользуется в своей жизнедеятельности. Это знания непосредственные и опосредованные. Знания, которые получены человеком с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т. д., называют непосредственными. Они могут быть выражены следующими суждениями: «студенты записывают лекцию», «идёт дождь», и т. п.

В науке большое значение имеют опосредованные знания. Это такие знания, которые получены путем выведения из других знаний. Умозаключение - это такая форма мысли, благодаря которой происходит вывод нового знания. Иными словами, под умозаключением понимается форма мышления, посредством которой из известных знаний, выраженных определёнными суждениями, выводится новое знание.

Всякое умозаключение представляет собой логический вывод одних суждений из других. В зависимости от характера этого вывода выделяются следующие два типа умозаключений: индуктивные и дедуктивные.

Индуктивные умозаключения позволяют сделать общий вывод на основании частных посылок. Другими словами, это есть движение нашего мышления от частного к общему. Родоначальником классического индуктивного метода познания является Ф. Бэкон , который трактовал индукцию как важнейший методом открытия новых истин в науке.

Индукция широко применяется в научном познании для нахождения эмпирических зависимостей между экспериментально наблюдаемыми свойствами объектов и явлений. Например, на основании многочисленных единичных опытов по электропроводности отдельных металлов в физике был сделан общий вывод об электропроводности всех металлов.

По мере развития естествознания становилось все более очевидным, что методы классической индукции далеко не всегда могут рассматриваться как универсальное средство в научном познании, которую им приписывали Ф. Бэкон и его последователи вплоть до конца XIX в.

В науке Нового времени начинает осознаваться роль дедуктивного метода в познании. Его основоположником является математик и философ Р. Декарт . Дедуктивная методология Декарта была прямой противоположностью эмпирическому индуктивизму методу Бэкона. Декарт преувеличивал роль интеллектуальной стороны познания за счёт опытной.

Дедуктивные умозаключения характеризуют процесс получения частных выводов на основе знания каких-то общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному, единичному. Например, из общего положения, что все металлы обладают электропроводностью, можно сделать дедуктивное умозаключение об электропроводности конкретной железной проволоки (зная, что железо - металл).

Получение новых знаний посредством дедукции существует во всех естественных науках, но особенно большое значение дедуктивный метод имеет в математике. И математика является, пожалуй, единственной собственно дедуктивной наукой.

Но, несмотря на имевшие место в истории науки и философии попытки оторвать индукцию от дедукции, противопоставить их в реальном процессе научного познания, эти два метода не применяются как изолированные, обособленные друг от друга. Каждый из них используется на соответствующем этапе познавательного процесса.

Это обусловило тот факт, что разграничение дедуктивной и индуктивной логики продержалось до XIX в. С этого периода времени дедуктивная и индуктивная логика рассматривались как две взаимосвязанные части.

Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и являются двумя основными сторонами познавательного процесса. При этом указанные стороны познания не существуют изолированно друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом; разум же функционирует на основе той исходной информации, которую поставляют ему органы чувств. Поскольку чувственное познание предшествует рациональному, то можно в известном смысле говорить о них как о ступенях, этапах процесса познания. Каждая из двух этих ступеней познания, как было уже отмечено, имеет свою специфику и существует в своих формах.

Иной взгляд на соотношение роли чувств и разума в познании представлен в сенсуализме и рационализме.

Сенсуализм (от лат. чувство, ощущение) - теоретико - познавательное направление, выводящее все знания из чувственных восприятий. В античной философии сенсуалистами были эпикурейцы . В Новое время основы сенсуализма представлены в известном выражении Локка: нет ничего в разуме, чего бы ранее не было в чувствах. Систематическое обоснование сенсуализм получил у французских просветителей. Противоположная сенсуализму позиция - рационализм.

Рационализм (от лат. разум, разумный) - направление в философии, утверждающее неограниченные возможности разума в познании. Как целостная гносеологическая система рационализм сложился в Новое время и представлен в работах Декарта, Спинозы , Лейбница и др. В рационалистических учениях недооценивается роль чувств в познании мира. Кант пытался примирить идеи сенсуализма и рационализма. Он полагал, что всякое наше знание начинается с чувств, а заканчивается в разуме.

Одним из важнейших вопросов философии с античных времен является вопрос о способах и методах познания. Какие пути дают мыслителю наиболее ясную и объективную картину мира? Многообразие этих путей рождало бесчисленные философские течения и взгляды на вселенную в целом и отдельные вопросы, ее касающиеся. Возникали такие направления как солипсизм, скептицизм, субъективный и объективный индивидуализм,

агностицизм, гностицизм, эмпиризм, сенсуализм, рационализм и многие другие. Разберемся, прежде всего, в том, что такое рациональное познание. А так же рассмотрим оппонирующий этому сенсуализм.

Суть чувственного познания

Эти два течение фактически порождены друг другом и с эпохи седой Античности являются конкурирующими в вопросе о наиболее эффективном пути философа. Чувственное познание - это такой путь осознания окружающей действительности, который опирается не столько на мыслительный анализ свойств окружающей природы, сколько на чувственные ощущения, получаемые посредством соответствующих органов.

Формы чувственного восприятия

Основными его формами являются ощущение и восприятие. Если говорить об ощущениях, то характеристиками предмета выступают те его свойства, которые можно получить при помощи органов чувств: вкус, цвет, запах, тактильное чувство при прикосновении, звук. Восприятие - более высокая форма познания сенсуализма, в которой отдельные ощущения от предмета трансформируются в совокупную его интерпретацию, как единого целого.

Определение рационального познания окружающего мира

Рациональное познание - это процесс познания действительности, которая нас окружает посредством исключительно мыслительных процессов. В отличие от сенсуализма, важность чувств здесь исключается, а подчас признается вредной. Рациональное познание опирается на:

  • язык, как выразитель мысли;
  • обобщаемость, то есть познание сути вещей в их совокупности, а не единичности.

Другие способы познания объявляются необъективными и игнорируются.

Рациональное познание и его формы

Основными формами такого способа познания являются следующие составляющие:

В результате мыслительного процесса создается набор фактов, присвоенных мыслью предмету. То есть, возникает новое суждение о предмете. Рациональное познание в качестве дополнительных форм, иногда еще выделяемых исследователями, имеет гипотезу и теорию. Первая - это первичное предположение, которое имеет своей целью составить начальное объяснение сути вещей, при полном пока еще отсутствии фактов. Когда появляются факты, подтверждающие гипотезу, она превращается в теорию. Эта категория, в свою очередь, уже способна всесторонне объяснить закономерности и процессы окружающей действительности, а также является высочайшей формой знаний.

Выбор редакции
Ну что товарищи танкисты дождались, действующий бонус-код который можно вводить как тем, кто давно не играл или нагибает каждый день. При...

Попробуем вместе разучить некоторые основные движения польки, которые используются во многих бальных и народных танцах. Этот танец часто...

Елена Логвинова Паспорт логопедического кабинета ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ КАБИНЕТОМ Влажная уборка кабинета производится 5...

Ы нас будешь дарить - мы будем хвалить, а не будешь дарить - мы будем корить! Коляда, коляда! Подавай пирога!Маленький мальчик сел на...
Конфигурация предоставляет удобные средства для составления финансовых планов. Движения денежных средств предприятия планируются путем...
Если Вас интересует автоматизация бюджетирования, внедрения казначейства или учета по МСФО — ознакомьтесь с нашим . В рамках системы...
Какие формы нужно разработать для ведения раздельного учета, подскажите?4. Из средств участников долевого строительства можно произвести...
01.06.2018 Как в типовой конфигурации "1С:Бухгалтерия предприятия" редакция 3.0 настроить права доступа пользователей таким образом,...
На рынке все чаще встречаются ситуации, когда одна компания приобретает другую. Происходит это по разным причинам. Кто-то таким способом...