Галерея помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души» (Гоголь Н. ). Сочинение по литературе на тему: "Галерея помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"(9 класс,Лобанова Александра) Гоголь мертвые души галерея помещиков


В поэме Мертвые души Н. В. Гоголь ставит перед собой цель не столько раскрыть суть аферы главного героя, сколько показать широкую панораму жизни России, характер русского ҹеловека, дальнейшую судьбу русского общества. Поэтому форма путешествия , предоставляющая писателю именно такую возможность, наиболее удобна для повествования.

Герой, Павел Ивановиҹ Чиҹиков, приезжает в город N, где заводит выгодные знакомства, в том числе и с помещиками, от которых зависит осуществление его преступного плана, и полуҹает от них приглашения посетить их усадьбы. Это первая глава, являющаяся своеобразным вступлением. А далее следуют пять глав, в которых писатель изображает визиты Чиҹикова к помещикам, олицетворяющим собой благородное сословие России, «хозяев жизни».

Рисуя характеры героев, автор стремится доказать ҹитателю, ҹто они типиҹны для русского общества того времени. Как писатель-реалист, Гоголь создает типиҹеские характеры, но при этом умеет найти и выделить неповторимую ҹерту облика персонажа, раскрывающую его внутреннее содержание. Еще один аспект авторского замысла показать омертвление души , поэтому писатель подробно характеризует их быт усадьбу, интерьер,образ жизни. И наконец, важную роль в характеристике персонажей играет сцена продажи мертвых душ, так как в ней еще глубже раскрывается не только образ героя, но и абсурдность того мира, в котором живет каждый из них.

Манилов, первый из персонажей галереи представляет собою пародию на героя сентиментальных романов. В приятность его лица ҹересҹур было передано сахару, от него не дождешься никакого... живого слова... он изъясняется слащавыми, любезными фразами. Приезд Чиҹикова, по его словам, майский день... именины сердца. Слащавость, сентиментальность составляютсущность характера прекраснодушного меҹтателя Манилова, проводящего жизнь в праздности и бездействии . Его усадьба неуютна, хозяйство шло как-то само собою, он не знает состояния дел в своем имении, все его меҹты одна нелепее другой. Он поражен предложением Чиҹикова, но красивые фразы о законности сделки быстро успокоили его. Вещи, окружающие Манилова, свидетельствуют о его неприспособленности, оторванности от жизни, о безразличии к реальности: господский дом стоит на юру, «открытом всем ветрам»; Манилов проводит время в беседке с надписью «Храм уединенного размышления», где ему приходят в голову разные фантастические проекты, например, провести подземный ход от дома или выстроить через пруд каменный мост. В кабинете Манилова два года подряд лежит книга с закладкой на 14-й странице; в картузах, табачнице рассыпан пепел, горки выбитой из трубки золы аккуратно расставлены на столе и окнах – именно это и составляет досуг Манилова. Манилов, погруженный в заманчивые размышления, никогда не выезжает на поля, а между тем мужики пьянствуют, у сереньких изб деревни Манилова ни одного деревца - «только одно бревно»; хозяйство идет как-то само собой; ключница ворует, слуги спят и повесничают. Семейные отношения Манилова и его жены пародийно-сентиментальны. Герои носят друг другу конфетки и лакомые кусочки со словами: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек». Но, может, кому-то такая любовь и кажется искренней. Портрет Манилова построен по принципу нагнетания восторженности, гостеприимства до крайнего избытка, переходящего в отрицательное качество. Он никому не доставил пользы и жил пустяками. Жизни он не знал, реальность заменялась пустыми фантазиями.

К Коробоҹке Чиҹиков попадает слуҹайно, заблудившись по дороге к Собакевиҹу. Это также обобщенный образ, а ее фамилия ясно выражает сущность характера героини - накопительство. Мелочность Коробочки, ограниченность ее интересов заботами о собственном хозяйстве подчеркивается птичье-животным антуражем вокруг нее: соседи-помещики Бобров, Свиньин; «индейкам и курам не было числа...». Вещи в доме Коробочки, с одной стороны, отражают ее наивное представление о пышной красоте, с другой - ее желание окружить себя всякими вещами. У нее крепкое, ухоженное хозяйство, она угощает Чиҹикова вкусными яствами, думая, ҹто он покупщик, решив его задобрить. Но суть сделки, предложенной Чиҹиковым, недоступна ее пониманию, ее ограниҹенному, убогому уму. «Дубинноголовая» Коробоҹка боится только того, чтобы ҹтобы ее не обманули в цене, и долго не может уяснить себе, заҹем Чиҹикову «кости и могилы». Коробочка поначалу полагает, будто Чичиков намерен выкапывать мертвых из земли. Она собирается подсунуть Чичикову вместо «мертвых душ» пеньку и мед, цены на которые она знает, в отношении же «душ» Коробочка заявляет: «лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам». Коробочка решается продать «души» со страху и из суеверия, ибо Чичиков посулил ей черта и чуть не проклял («да пропади и околей со всей вашей деревней!») Успокоило ее только обещание Чиҹикова закупить у нее продукты. Но успокоило, как выяснилось, ненадолго: ведь именно Коробоҹка потом приехала в, город выяснять, «поҹем теперь мертвые души». Коробочка – обобщенный образ бережливых, а следовательно и живущих в довольстве, вдов-помещиц, туго соображающих, но умеющих не упустить свою выгоду.

Встреҹа с Ноздревым тоже слуҹайная, по дороге в трактир. Ноздрев возвращается с ярмарки и увлеҹенно хвастается тем, как они там кутили и сколько он проиграл. Такие люди, как опять обобщает автор, слывут разбитными малыми, скоро знакомятся со всеми. Но ҹем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал сплетни, расстраивал свадьбу или торговую сделку, но при этом Ноздрев не ҹувствовал за собою никакой вины. Главная страсть Ноздрёва – «нагадить ближнему». Его образ жизни - развлеҹения, игра, веселье, бесцельная активность, готовность заняться ҹем угодно, при этом никаких нравственных принципов. Он врет и подлиҹает, его появление всегда предвещает скандал. Автор ирониҹески называет Ноздрева историҹеским ҹеловеком. Сделку с Чиҹиковым он предлагает превратить в мену, затем в игру, в результате Чиҹикова едва не побили. Чиҹиков горько пожалел о том, ҹто связался с Ноздревым, тем более ҹто Ноздрев позже распустил слухи по всему городу о небывалых сделках героя. Ноздрёв неугомонный, озорной, буйный, готовый в любой момент без всякой причины напакостить или совершить нечто непредвиденное и необъяснимое.

После целой ҹереды слуҹайностей Чиҹиков доехал, наконец, до Собакевиҹа . Этот помещик, по определению автора, похож на средней велиҹины медведя, так же неуклюж и неповоротлив. Грубость и неуклюжесть - суть портрета Собакевича. Он крепкий хозяин, и все в его доме такое же массивное и проҹное. Угощение простое, по русскому обыҹаю, но зато обильное. И в суть предложения Чиҹикова не вдается, сразу заломив неслыханную цену, так как немедленно смекнул, ҹто Чиҹиков в покупке мертвых душ преследует какую-нибудь выгоду. Он расхваливает своих крестьян так, словно это живые люди. Собакевич ругает всех подряд, видит во всех мерзавцев и мошенников. Губернатор - «первый разбойник в мире», «за копейку зарежет». Весь город - «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет... один там только и есть порядочный человек: прокурор, да и тот, если сказать правду, свинья». Животная сущность Собакевича обнаруживала звериную жестокость и хитрость.

Завершает эту галерею Плюшкин , единственный герой, о котором известна история его деградации. Когда-то он был просто бережливым хозяином, у которого была семья и дом полная ҹаша. Но шло время, жена и младшая доҹь умерли, старшая доҹь сбежала с офицером, и хозяин остался один сторожем, хранителем и владетелем своих богатств. Развившиеся в нем скупость и подозрительность униҹтожили все ҹеловеҹеские ҹувства, и перед Чиҹиковым предстает странное существо, ҹей даже пол сразу угадать невозможно. Он скуп до крайности, экономит каждую бумажку, перышко или сургуҹик. Но при этом у него пропадают хлеб и сено, гниют продукты, и он уже и сам не помнит, сколько у него было ҹего, следя только, ҹтобы из графинҹика остатки настойки никто воровским образом не выпил. Плюшкин утратил представление о реальной ценности вещей и представляет собой абсурдного скупердяя, прореху на ҹеловеҹестве. Гоголь сҹитает такую деградацию вполне реальной. Эволюция Плюшкина от некогда живого ҹеловека к самому отвратительному облиҹию мертвой души кульминация и завершение галереи образов помещиков . Плюшкин - это живой мертвец, человеконенавистник.

Таким образом, Гоголь на протяжении нескольких глав дает типиҹеские портреты помещиков, обобщая в них то, ҹто звуҹит в названии поэмы: нравственную пустоту и омертвление души, неспособность к деятельности на благо общества, бесцельность и бесполезность существования. И по сути Чичиков является зеркальным отражением мёртвых душ помещиков, с которыми контактирует и заключает сделки.

Атаманов Дмитрий, обучающийся МОАУ "Гимназия №2" Балаково

Данный материал является дополнительным для подготовки к уроку литературы при изучении творчества Н.В.Гоголя

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Галерея помещиков Н.В.Гоголь «Мертвые души»

«Мёртвые ду́ши » - произведение русского писателя Николая Васильевича Гоголя, жанр которого сам автор обозначил как поэма. Изначально задумано как трёхтомное произведение. Первый том был издан в 1842 году. Практически готовый второй том уничтожен писателем, сохранились только отдельные главы в черновиках. Третий том был задуман и не начат, о нём остались отдельные сведения.. Идею «Мёртвых душ» подал А. С. Пушкин, сам узнавший её во время своей кишинёвской ссылки. Пушкину якобы рассказали, о чём свидетельствовал полковник Липранди, что в местечке Бендеры(где Пушкин был дважды) никто не умирает. Дело в том, что в начале XIX века в Бессарабию бежало достаточно много крестьян из центральных губерний Российской империи. Полиция обязана была выявлять беглецов, но часто безуспешно - они принимали имена умерших. В результате в Бендерах в течение нескольких лет не было зарегистрировано ни одной смерти. Началось официальное расследование, выявившее, что имена умерших отдавались беглым крестьянам, не имевшим документов. Много лет спустя похожую историю Пушкин, творчески преобразовав, рассказал Гоголю. Документированная история создания произведения начинается 7 октября 1835 года. В письме Пушкину, датированном этим днём, Гоголь впервые упоминает «Мёртвые души »: «Начал писать Мёртвых душ. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. » Н. В.Гоголь « Мертвые души»

Манилов при первом знакомстве производит приятное впечатление культурного деликатного человека. Но уже в этой беглой характеристике слышится знаменитая гоголевская ирония. Об этом говорит и книга, два года заложенная закладкой на четырнадцатой странице, и сравнение его глаз с сахаром. В облике этого героя явственно проступает приторная слащавость. Склонность Манилова к изысканным, витиеватым оборотам речи говорит о его стремлении казаться просвещенным, высококультурным человеком. Но эти внешние обходительные манеры не могут скрыть пустоты его души. Все занятия Манилова состоят в бессмысленных мечтаниях, глупых и неосуществимых проектах. На эту мысль наводит и описание его усадьбы, которое является у Гоголя важнейшим приемом характеристики помещиков. Каков хозяин, такова и усадьба. У Манилова в деревне царят беспорядок и разорение. Это впечатление усугубляется описанием пейзажа с преобладанием неопределенного, серого цвета. Невольно вспоминается авторская характеристика людей типа Манилова: "ни то ни се", "ни в городе Богдан ни в селе Селифан ". Помещик Манилов

Характер Манилова во всей полноте выражается в его речи и в том, как он ведет себя во время сделки с Чичиковым. Гоголь смешно описывает растерянность Манилова. Понимая, что предложение милейшего гостя явно противоречит закону, он не в силах отказать такому приятнейшему человеку. Его озабоченность находит выражение в размышлении о том, "не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?" Комизм ситуации заключается в том, что заботу о политике государства проявляет человек, не знающий, сколько крестьян у него умерло, не умеющий наладить свое собственное хозяйство. И такие люди являются правящим классом России! Помещик Манилов

Другой тип помещицы предстает перед нами в образе Коробочки. Фамилия Коробочка метафорически выражает сущность ее натуры: бережливой, недоверчивой, боязливой, скудоумной, упрямой и суеверной. Имя и отчество Коробочки - Настасья Петровна - напоминает сказочную медведицу и указывает на «медвежий угол», куда забралась Коробочка, замкнутость, недалекость и упрямство помещицы. Мелочность Коробочки, животная ограниченность ее интересов исключительно заботами о собственном хозяйстве подчеркивается птичье-животным антуражем вокруг Коробочки. Помещики, живущие рядом с Коробочкой, - Бобров, Свиньин. В фольклорной традиции птицы, упоминаемые в связи с Коробочкой (индюки, куры, сороки, воробьи), символизируют глупость, бессмысленную хлопотливость. В отличие от Манилова она хозяйственна и практична. Она хорошо знает цену "копейке". Поэтому она так боится продешевить, продавая Чичикову необычный товар. Все доводы предприимчивого дельца разбиваются о ее несокрушимую " дубинноголовость " и жадность. Помещица Коробочка Настасья Петровна

Боязнь обмана продешевить вынуждает Коробочку отправиться в город узнавать цену на «мертвые души», снарядив тарантас, «скорее похожий на толстощекий выпуклый арбуз, поставленный на колеса... Арбуз-тарантас Коробочки - еще один аналог ее образа, наряду с комодом, шкатулкой и пестрядевыми мешочками, полными денег. Коробочка решается продать «души» со страху и из суеверия, ибо Чичиков посулил ей черта и чуть не проклял («да пропади и околей со всей вашей деревней!»), тем более что черт ей привиделся во сне: «гадкий, ... а рога-то длиннее бычачьих». Вещи в доме Коробочки, с одной стороны, отражают наивные представления Коробочки о пышной красоте; с другой - ее скопидомство и круг домашних развлечений (гадание на картах, штопанье, вышивка и стряпня). П ри всех индивидуальных особенностях она отличается такой же пошлостью и " мертводушием ", как Манилов. Помещица Коробочка Настасья Петровна

Зато какой неукротимой энергией, активностью, бойкостью, стремительностью веет от Ноздрева, этого кутилы, лихача, известного в городе "исторического человека". Его совершенно не занимают мелочные заботы о накоплении денег. Нет, у него другая, противоположная страсть - бездумно и легко тратить деньги на кутежи, картежные игры, покупку ненужных вещей. Каков же источник его доходов? Он тот же, что и у других помещиков - крепостные крестьяне, которые обеспечивают своим господам праздную и беззаботную жизнь. Именно на этой благодатной почве буйно расцветают такие качества Ноздрева, как наглое вранье, хамское отношение к людям, нечестность, бездумье. Это отражается в его отрывочной, быстрой речи, в том, что он постоянно перескакивает с одного предмета на другой, в его оскорбительных, бранных, циничных выражениях типа "скотовод эдакой", "свинтус ты за это", "такая дрянь ". Говоря об одном герое, автор вместе с тем дает характеристику подобным ему людям. Ирония автора заключается в том, что в первой части фразы он аттестует таких ноздревых как "хороших и верных товарищей", а затем добавляет: "... и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы". За что? Конечно, за их страстишку нагадить ближнему. Усадьба Ноздрева помогает лучше понять и его характер, и жалкое положение его крепостных, из которых он выколачивает все, что возможно. Поэтому нетрудно сделать вывод о бесправном и нищенском положении крепостных Ноздрева. Помещик Ноздрев

У Собакевича в противоположность Манилову и Ноздреву все отличается добротностью и прочностью. Собакевич по-своему проницателен, наделен трезвым взглядом на вещи. При описании внешности этого героя писатель сравнивает Собакевича со "средней величины медведем". Это позволяет читателю не только зримо представить себе облик героя, но и увидеть его животную сущность, отсутствие высшего духовного начала. Помещик озабочен лишь сохранением своего достатка да изобилием стола. Больше всего он любит хорошо и вкусно поесть, не признавая иностранных диет. Если Манилов хотя бы пытался усвоить внешние манеры интеллигентного гуманного человека, то Собакевич не скрывает своего глубокого презрения к просвещению, определяя его словом "фук ". Собакевич - ярый крепостник, который никогда не упустит своей выгоды, даже если речь идет об умерших крестьянах. Позорный торг из-за "мертвых душ" обнаруживает определяющую черту его характера - неудержимое стремление к наживе, алчность, стяжательство. При обрисовке образа Собакевича писатель широко использует прием гиперболизации. Достаточно вспомнить его чудовищный аппетит или портреты полководцев с толстыми ногами и "неслыханными усами", украшавшими его кабинет. Помещик Собакевич Михаил Семенович

Ирония и сарказм в характеристике Манилова, Коробочки, Ноздрева и Собакевича сменяются гротескным изображением Плюшкина. Он, безусловно, наиболее омертвелый среди "мертвых душ", так как именно в этом герое Гоголь показал предел душевной опустошенности. Он даже внешне потерял человеческий облик, ибо Чичиков, увидя его, не мог понять, какого пола эта фигура. Наглость и хамство Ноздрева, его стремление напакостить ближнему все-таки не мешали ему появляться в обществе и общаться с людьми. Плюшкин же полностью замкнулся в своем эгоистическом одиночестве, отрезав себя от всего мира. Ему безразличны судьбы своих детей, его тем более не трогает судьба мрущих от голода крестьян. Все нормальные человеческие чувства полностью вытеснены из души Плюшкина страстью к накопительству. Но если у Коробочки и Собакевича собранные деньги шли на укрепление хозяйства и тратились осмысленно, то маразматическая скупость Плюшкина перешла все пределы и обратилась в свою противоположность. Занятый собиранием всякой дряни, вроде черепков и старых подошв, он не замечает того, что разрушается его хозяйство. Судьба крепостных Плюшкина особенно впечатляюще говорит о трагической участи русского народа, которым правят алчные, жадные, пустые, расточительные и выживающие из ума люди. Поэтому гоголевская поэма неизбежно заставляет задуматься о том, каким страшным злом России на протяжении веков было крепостное рабство, как оно калечило и ломало судьбы людей, тормозило экономическое и культурное развитие страны. Помещик Степан Плюшкин

Спасибо за внимание!

Галерея образов помещиков . В поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголь ставит перед собой цель показать широкую панораму жизни России, характер рус­ского человека, дальнейшую судьбу русского общества. Поэтому форма путешествия, предоставляющая писателю именно такую возможность, наиболее удобна для повествования. Герой, Павел Иванович Чичиков, приезжает в город N, знакомится с чиновни­ками и получает от них приглашения посетить их усадьбы. Это первая глава, являющаяся своеобразным вступлением. А далее следуют пять глав, в которых писатель изображает визиты Чи­чикова к помещикам, олицетворяющим собой «благородное» со­словие России, «хозяев жизни».

Рисуя характеры героев, автор стремится доказать читателю, что они типичны для русского общества того времени. Как писа­тель-реалист, Гоголь создает типические характеры. Он обладает даром ярко выставлять пошлость жизни, используя для этого разные приемы. Например, в первой главе Гоголь как бы мимо­ходом набрасывает портреты чиновников. Толстых и тоненьких, приобретателей и расточителей. Толстые - люди серьезные, солидные, «наружного блеска не любят», «зато в шкатулках бла­годать божия». Купив себе то дом на имя жены, то деревеньку, затем и «село со всеми угодьями», толстые, заслужив «всеобщее уважение», выходят в отставку и становятся хлебосольными рус­скими помещиками. А тоненькие - люди легкомысленные, заня­ты больше тем, что развлекаются и ухаживают за дамами, поэто­му «у тоненького в три года не останется ни одной души, не зало­женной в ломбард», это те самые «наследники», что проматывают накопленное толстыми.

Образы помещиков даны Гоголем в том же ключе: приобрета­тели и расточители чередуются в поэме. Но у каждого героя есть еще и свои типические черты: Гоголь умеет найти и выделить не­повторимую черту облика персонажа, раскрывающую его внут­реннее содержание. Еще один аспект авторского замысла - по­казать «омертвление» души, поэтому писатель подробно харак­теризует их быт: усадьбу, интерьер, образ жизни. И наконец, важную роль в характеристике персонажей играет сцена прода­жи мертвых душ, так как в ней еще глубже раскрывается не только образ героя, но и абсурдность того мира, в котором живет каждый из них.

Манилов - первый из персонажей галереи - представляет собою пародию на героя сентиментальных романов. В «прият­ность» его лица «чересчур было передано сахару», «от него не дождешься никакого… живого слова…» - он изъясняется сла­щавыми, любезными фразами. Приезд Чичикова, по его словам, «майский день… именины сердца». Слащавость, сентименталь­ность составляют сущность характера прожектера, «прекрасно­душного мечтателя» Манилова, проводящего жизнь в празднос­ти и бездействии. Его усадьба неуютна, «хозяйство шло как-то само собою», он не знает состояния дел в своем имении, все его мечты одна нелепее другой. Он поражен предложением Чичико­ва, но красивые фразы о законности сделки быстро успокоили его. А проводив Чичикова, Манилов снова утопает в бесплодных мечтах о том, как хорошо бы выстроить дом с таким высоким бельведером, «что можно оттуда видеть даже Москву». Окру­жающие вещи, весь уклад жизни, мысли, чувства и поступки ге­роя красноречиво говорят о том, что Манилов - человек «так се­бе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

К Коробочке Чичиков попадает случайно, заблудившись по дороге к Собакевичу.

Коробочка - «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки», а между тем копят по­немногу деньги, пряча их по ящикам комодов. Это также обоб­щенный образ, а ее фамилия ясно выражает сущность характера героини - накопительство. У нее крепкое, ухоженное хозяйст­во, она угощает Чичикова вкусными яствами, думая, что он «по­купщик», решив его задобрить. Но суть сделки, предложенной Чичиковым, недоступна ее пониманию, ее ограниченному, убо­гому уму. «Дубинноголовая» Коробочка боится только одного: чтобы ее не обманули в цене, и долго не может уяснить себе, зачем Чичикову кости и могилы. Успокоило ее только обещание Чичикова закупить у нее продукты. Но успокоило, как выясни­лось, ненадолго: ведь именно Коробочка потом приехала в город выяснять, почем теперь мертвые души.

Встреча с Ноздревым - тоже случайная, по дороге в трактир. Ноздрев возвращается с ярмарки и увлеченно хвастается тем, как они там кутили и сколько он проиграл. Такие люди, как опять обобщает автор, слывут «разбитными малыми», скоро зна­комятся со всеми. Но «чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал»: распускал сплетни, расстраивал свадьбу или торговую сделку, но при этом Ноздрев не чувствовал за со­бою никакой вины. Его образ жизни - развлечения, игра, ве­селье, бесцельная активность, готовность заняться чем угодно, при этом никаких нравственных принципов. Он врет и подличает, его появление всегда предвещает скандал. Автор иронически называ­ет Ноздрева «историческим человеком». Сделку с Чичиковым он предлагает превратить в мену, затем в игру, в результате Чичико­ва едва не побили. Чичиков горько пожалел о том, что связался с Ноздревым, тем более что Ноздрев позже распустил слухи по всему городу о небывалых «негоциях» героя.

После целой череды случайностей Чичиков доехал наконец до Собакевича. Этот помещик, по определению автора, похож «на средней величины медведя», так же неуклюж и неповорот­лив. Он крепкий хозяин, и все в его доме такое же массивное и прочное. Угощение простое, по русскому обычаю, но зато обиль­ное. Еда занимает важное место в жизни Собакевича. Плохо отзываясь обо всех чиновниках города, он критикует их при­страстие к французской кухне, понимая это как «просвещенье». И в суть предложения Чичикова не вдается, сразу заломив неслыханную цену, так как немедленно смекнул, что Чичиков в покупке мертвых душ преследует «какую-нибудь выгоду». Он расхваливает своих крестьян так, словно это живые люди, и по мере его восхваления происходит чудо: читатель забывает, что эти герои уже мертвы, и они представляются ему более живыми, чем их хозяева, погрязшие в мире вещей и меркантильных инте­ресов. «Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь», - за­ключает Чичиков.

Завершает эту галерею Плюшкин - единственный герой, о котором известна история его деградации. Когда-то он был просто бережливым хозяином, у которого были семья и дом - полная чаша. Но шло время, жена и младшая дочь умерли, стар­шая дочь сбежала с офицером, и хозяин остался один «сторо­жем, хранителем и владетелем своих богатств». Развившиеся в нем скупость и подозрительность уничтожили все человече­ские чувства, и перед Чичиковым предстает странное существо, чей даже пол сразу угадать невозможно. Он скуп до крайности, экономит каждую бумажку, перышко или сургучик. Но при этом у него пропадают хлеб и сено, гниют продукты, и он уже и сам не помнит, «сколько у него было чего», следя только, что­бы из графинчика остатки настойки никто «воровским образом не выпил». Плюшкин уже не приобретатель и не расточитель - он и то и другое одновременно, так как утратил представление о реальной ценности вещей и представляет собой апофеоз абсур­да, «прореху на человечестве». Гоголь считает такую деграда­цию вполне реальной. «И до такой ничтожности, мелочности, га­дости мог снизойти человек! - восклицает он в своем лирическом отступлении. И сам же отвечает по-философски обобщенно: - Все похоже на правду, все может статься с человеком». Эволю­ция Плюшкина от некогда «живого» человека к самому отврати­тельному обличию «мертвой» души - кульминация и заверше­ние галереи образов помещиков.

Таким образом, Гоголь на протяжении нескольких глав дает типические портреты помещиков, обобщая в них то, что звучит в названии поэмы: нравственную пустоту и омертвление души, неспособность к деятельности на благо общества, бесцельность и бесполезность существования.

Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души”, написанная в 1841 году, стала одним из замечательных произведений не только русской литературы XIX века, но и последующего времени. Несомненно, что по силе и художественному мастерству, по глубине идей и мастерству их воплощения, бессмертное творение великого русского писателя стоит в одном ряду с такими шедеврами русской литературы, как “Горе от ума” А. С. Грибоедова, “Евгений Онегин” А. С. Пушкина и “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова.
В своей незавершенной поэме автор хотел показать всю Русь, все ее пороки, недостатки и достоинства. Известно, что художественный замысел был “подарен” Гоголю Пушкиным. Нельзя говорить о том, что автору удалось нарисовать картину жизни Руси “лишь с одного боку”, создав галерею помещиков, образы чиновников губернского города и крепостных крестьян.
Образы помещиков нарисованы Гоголем наиболее полно и многогранно. Их описанию посвящены пять глав (со второй по шестую). В них автор создал пять различных портретов, столь непохожих друг на друга, хотя черты типичного российского помещика

Проступают в каждом из них.
При описании каждого из помещиков Гоголь идет следующим путем: описание деревни, господского дома, портрет хозяина, интерьер, в котором наиболее точно проявляется сущность помещика.
Первым владетелем крепостных, к которому приезжает Чичиков, оказывается Манилов. Уже в его фамилии проступают черты его характера. Как пишет Гоголь, “черты его были не лишены приятности, но в эту приятность… чересчур было передано сахару”. Манилов – человек сентиментальный, живущий в мире своих мечтаний и фантазий, далекий от реальной действительности.

В его воображении жизнь является некоей идиллией, картиной довольства с разнообразными “храмами уединенного размышления”.
Когда-то в молодости Манилов слыл в армии образованным человеком, между тем в его кабинете лежит книга, заложенная на четырнадцатой странице уже два года. Манилов представляет собой пародию на героя сентиментальных романов, а его беспочвенные мечтания и “прожекты” (к примеру, о постройке моста) дают повод Гоголю сравнить помещика со “слишком умным министром”. Подобное сравнение означает, что иной министр может и не слишком отличается от мечтательного и бездеятельного Манилова, а “маниловщина” является типичным явлением этой пошлой жизни.

Ирония Гоголя вторгается в запретные зоны.
Впрочем, Манилов – далеко не самый отрицательный персонаж поэмы, так как излишняя слащавость, сентиментальность, пошлость не являются худшими чертами человеческого характера. У этого помещика нет сумасбродства Ноздрева, торгашества Собакевича, прижимистости Коробочки, скупости Плюшкина.
Надо заметить, что при описании помещиков Гоголь идет от лучшего к худшему: от Манилова к Плюшкину, “прорехе на человечестве, обладающему самой омертвелой душой “.
После встречи с Маниловым Чичиков отправляется к Собакевичу, но, заблудившись в пути, оказывается у Коробочки. Описывая Коробочку, автор сравнивает ее с “одной из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи,., а между тем набирают понемногу деньжонок”. Основной жизненный принцип “дубинноголовой” Коробочки (так характеризует ее Чичиков) – “не продешевить”.

Впоследствии она и приезжает в город узнать цены на мертвые души.
Характеризуя помещицу, Гоголь не может удержаться и не добавить, что “иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка”, тем самым подчеркивая типичность помещицы.
Совершенно другой тип помещика представляет собой Ноздрев, которого встречает в трактире по пути к Собакевичу Чичиков. Это “исторический человек”, “мастер лить пули”, шулер, картежник, готовый менять кого угодно на что угодно. Он – несусветный враль со своеобразной “широтой души”, имеющий “страстишку – нагадить ближнему”. Интересно то, что все об этом знают и тем не менее Ноздрева везде принимают.

Как едко замечает Гоголь, “такое на одной Руси могло случаться”. Ноздрев ведет себя вызывающе, даже агрессивно (чего только стоит сцена игры в шашки). Своим хозяйством он не занимается, единственное место, которое содержалось у него в образцовом порядке, – это была псарня, где он был “совершеннейший отец среди семейства”.

Он является родоначальником такого социального явления, как “ноздревщина”.
После чудесного спасения с помощью капитана-исправника Чичиков, наконец, добрался до деревни Собакевича. При описании характера данного персонажа Гоголь прибегает к приему одушевления неодушевленного. Уже сама деревня, построенная добротно, из массивных бревен (даже колодец срублен из бревен, которые идут только на мельницы и корабли), кажется, олицетворяет самого Собакевича.

Так же и интерьер господского дома: все массивно, прочно, тяжеловесно, кажется, что каждый предмет говорил: “И я тоже Собакевич”. Чичикову помещик напоминает “средней величины медведя “.
По своему характеру Собакевич является циником, не стыдящимся морального уродства ни в себе, ни в других. Общаясь с чиновниками города NN. играя с ними в вист, ведя с ними свои дела, он дает им крайне нелестные характеристики (губернатора он называет разбойником, полицмейстера – мошенником).
Этот помещик представляет собой тип помещика-торгаша, “кулака”. Из всего он пытается извлечь выгоду, даже из продажи “-мертвых душ”, в конечном итоге он подсовывает Чичикову некую Елизаветъ Воробей, выдавая ее за крепостного. Он и о своих крестьянах заботится постольку, поскольку это его крепостные, которые приносят ему прибыль.
Последним помещиком, которого посещает Чичиков, является Плюшкин. Он – единственный персонаж поэмы, прошлое которого нам показано (за исключением Чичикова). Собакевич, Манилов, Ноздрев, Коробочка – все они застыли в своем развитии, их образы статичны. Образ же Плюшкина динамичен, он претерпевает некую эволюцию, правда, от лучшего к худшему.

Ранее он был неплохим, рачительным хозяином, даже соседи ездили к нему поучиться хозяйствованию. Но жена умерла, старшая дочь вышла замуж за военного, сын стал делать карьеру в армии (Плюшкин крайне неприязненно относился к военным), вскоре умерла и младшая дочь, и он остался один. В результате началась та моральная деградация личности, которая сделала из хорошего хозяина “прореху на человечестве”, болезненного скрягу, собирающего всякий хлам, будь то старое ведро, листок бумаги или перо.

Плюшкин превратился в некое бесполое существо (Чичиков долго не может понять, кто перед ним, баба или мужик, наконец решает, что это ключница). Деревня и хозяйство помещика находятся в полном упадке, везде заметна “какая-то особенная ветхость”. Но все-таки даже этому помещику автор оставляет шанс на перерождение. Его душа напоминает сад возле дома: “Такая же мрачная, заросшая, заглохшая”.

Однако в саду Чичиков замечает, что солнце, каким-то образом проникшее в этот сад, освещает одну ветвь клена так, что она становится “прозрачной и огненной, чудно сиявшей в этой густой темноте”. Огненная ветвь клена в саду чем-то схожа с подобием чувства, промелькнувшего на лице Плюшкина при упоминании его школьного товарища. Вполне возможно, что в последующих частях поэмы автор хотел показать моральное перерождение не только Чичикова, но и Плюшкина, душа которого все-таки не умерла до конца (“на этом деревянном лице… выразилось… какое-то бледное отражение чувства”).
Но все-таки и помещики, и их быт неподвижны, они застыли все в своем развитии.
Гоголь в своей бессмертной поэме “Мертвые души” показал неприглядную картину жизни поместных дворян, их моральное вырождение, упадок. Галерея помещиков представляет собой галерею “мертвых душ”, “ока-менелостей”. Они уже не способны выполнять свое прямое предназначение – способствовать процветанию государства Российского.

Они мертвы не только морально, но и духовно.


Сочинение на тему: «Галерея помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души”, написанная в 1841 году, одно из ярчайших произведений русской и мировой литературы. В своем незавершенном произведении автор хотел охватить всю Русь, ее недостатки и достоинства. Основной идеей поэмы является путешествие Павла Ивановича Чичикова по помещикам уездного городка и скупка мертвых душ. Гоголь не всем помещикам дает имена, отчества, а только «говорящие» фамилии и при создании их образов использует следующую схему: описание деревни, господского дома, портрет хозяина, интерьер, в котором наиболее точно проявляется сущность помещика.

Образом Манилова Гоголь начинает свою галерею помещиков. Уже в фамилии проступают черты его характера. Как пишет Гоголь, “черты его были не лишены приятности, но в эту приятность... чересчур было передано сахару”. Внешне Манилов описывается белокурым, с голубыми глазами и заманчивой улыбкой. Дом помещика расположен на невыгодном, открытом всем ветрам месте, хозяйство в упадке. «В доме его чего-нибудь вечно недоставало…». Сам по себе Манилов - человек пустой и пошлый. Уже два года в его кабинете лежит книжка с закладкой на четырнадцатой странице, хотя сам герой считает себя начитанным, а его дети носят странные греческие имена. Мечты героя о подземном ходе или о мостике через реку не воплощались в жизнь. Дома он говорил мало, и речь его была приторна и слащава . Узнав намерения Чичикова, убеждает его, что просьба эта незаконна, но не может отказать такому приятному человеку. Соглашается отдать крестьян бесплатно.

Вторым «портретом» в галерее является пожилая помещица Коробочка. Гоголь «дарует» ей большое имение, в котором хорошо ведется хозяйство, не одна вещь не проподает зря. Дом у помещицы маленький, внутри обставлен старинной мебелью. Коробочка представляется помещицей-накопительницей. Ее фамилия является говорящей, владелица все аккуратно и подотчетно бережет. Это характеристика хорошо раскрывается в момент купли-продажи мертвых крестьян, на них она смотрит, как на сало или пеньку: вдруг в хозяйстве пригодится, боится продешевить их. За это Гоголь называет Коробочку «дубиноголовой».

Следующий в галерее помещиков - Ноздрев. Кутила, картежник, пьяница, врун и скандалист - вот краткая характеристика героя. Он описывается белокурым, среднего роста, молодо выглядящим мужчиной. Беспорядочная натура Ноздрева отражается и в интерьере его комнат. Часть дома ремонтируется, мебель расставлена кое-как, зато конюшня и псарня в отличном состоянии. Попытка купить мертвые души едва не заканчивается для Чичикова трагично. Ноздрев предлагает сыграть в шашки на мертвых крестьян, а когда Павел Иванович возмущается нечестной игрой, хозяин зовет слуг, чтобы те избили несговорчивого гостя. Только появление капитана-исправника спасает Чичикова.

Четвертый помещик в цепочке приключений героя – Собакевич. Грубый, неуклюжий, настоящий тиран по отношению к своим крестьянам. Внешностью Собакевич был похож на медведя. «Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке». При постройке дома архитектор-педант боролся с практичным мнением хозяина, отчего дом оказался несуразным. Хозяйство Собакевича развивалось по принципу «неладно скроен, да крепко сшит». Из всех помещиков, с которыми имел дело Чичиков, Собакевич оказался самым сообразительным. Он сразу понял, для чего нужны мёртвые души, и с выгодой для себя совершил сделку.

Последним в списке Чичикова оказывается Степан Плюшкин, причем имя мы узнаем из отчества его дочери Александры Степановны. Он единственный помещик, прошлое которого нам описывает Гоголь. Когда Чичиков прибывает в имение, то не сразу понимает, кто его встречает. «Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины». Ранее Плюшкин был неплохим, рачительным хозяином, но жена умерла, старшая дочь вышла замуж, сын ушел в армию, умерла младшая дочь, и он остался один. В результате из бережливого помещика Плюшкин превращается в болезненного, скупого скрягу, собирающего разный хлам. Поместье приходит в упадок, крестьяне убегают из разваливающейся деревни. Предложение Чичикова изумило и обрадовало хозяина, потому что будет доход. Согласился продать семьдесят восемь душ по тридцать копеек.

Последовательно, от героя к герою, Н.В. Гоголь раскрывает одну из самых трагических сторон российской действительности. Он показывает, как под влиянием крепостного права гибнет человеческая душа. Именно поэтому справедливо считать, что, давая название своей поэме, автор имел в виду не души умерших крестьян, а «мертвые души» помещиков.

Выбор редакции
Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...

Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...

Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...

Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...
Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...
Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...
Лепить во сне пельмени означает наступление нужды, ухудшение самочувствия и погибшие надежды. Покупать пельмени в магазине – наяву...
Ну кто же не любит спелую сладкую черешню? Она является одним из самых долгожданных лакомств в летний сезон практически для каждого...