Где встречается доктор в эпизоде в церкви. Эпизоды, наиболее важные для раскрытия характера Андрея Соколова «Судьба человека Значение эпизода в церкви судьба человека


Имя Михаила Александровича Шолохова известно во всем мире. Он сыграл выдающуюся роль в мировой литературе 20 века. Во время Великой Отечественной войны перед писателем встала задача: уничтожать своим полным ненависти словом врага и укреплять любовь к Родине у советских людей. Ранней весной 1946 года, т.е. в первую послевоенную весну, Шолохов случайно встретил на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет обдумывал писатель идею произведения, события тем временем уходили в прошлое, апотребность высказаться

Все увеличивалась. И вот в 1956 году за несколько дней был завершен рассказ-эпопея «Судьба человека». Уже само название рассказа производит огромное впечатление на читателя, поскольку слово «судьба» в то время было нежелательным из-за того, что оно пропитано мистикой и указывало на предначертание человеческой жизни, на власть фатальных обстоятельств над людьми. Это рассказ о большой стойкости и огромных страданиях простого советского человека. В главном герое, Андрее Соколове, воплощены с любовью черты русского характера, обогащенные советским образом жизни: стойкость, терпение, скромность, ощущение человеческого достоинства, которое слилось с ощущением советского патриотизма, с большой чуткостью к чужой беде.

Итак, автор рисует перед читателем картину «первой послевоенной весны», символизирующей собой расцвет жизни; наиболее полно это иллюстрирует торжество природы («Подули теплые ветра, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом балки и, сломав лед, бешено взбудоражились степные речки, и дороги стали почти совсем непроезжими, от воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей, которые тонули в сиреневой вуали тумана, легкий ветерок нес вечно юный, едва уловимый аромат земли, которая недавно освободилась из-под снега»). При этом можно сравнить последние слова («аромат земли, которая недавно освободилась из-под снега") с освобождением русской земли от фашистского гнета.

Но возвратимся к рассказу. Дальше автор знакомит нас с двумя товарищами, которые направляются в станицу Букановскую. Когда один из друзей переправляется через речку Гланку, то он встречает старого воина-шофера. На этом заканчивается первая часть рассказа, т.е. подготовка автором читателя к личной истории Андрея Соколова; за два часа рассказа перед нами проносится целая жизнь, а сжатость рассказа лишь усиливает драматизм. Судьба Соколова полна таких трудных испытаний и страшных потерь (погибла вся его семья), что кажется невозможно человеку вынести столько горя, что навалилось на него и не сломаться, не пасть духом.

А что же читатель узнает из первых строк об этом человеке: «В скором времени я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту – лет пяти-шести, не больше.

Особое внимание автор обращает на глаза Соколова: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало как-то неловко. Видели вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой смертной тоской, что в них тяжело смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».

Плавно автор переносит нас в прошлое главного героя, в котором мы узнаем о его счастливой довоенной семейной жизни: жена – «смирная, веселая, угодливая, умница» и, как признается Андрей Соколов: «не было для меня красивее и желаннее ее, не было на миру и не будет», а дети – радовали: «все трое учились на «отлично», а старший Анатолий оказался таким способным к математике, что о нем даже в центральной газете писали».

До войны жизнь Андрея Соколова лишена каких-то подвигов и свершений, зато она пронизана обычным человеческим счастьем: жена, дети, дом, работа – ценности, которые воспитали в герое ощущение ответственности за тех, кто находится рядом.

Все, казалось бы, хорошо и жизнь славно идет своей чередой, но все – таки огромной черной полосой проходит в рассказе героя война. При этом наиболее драматической сценой является сцена прощания Андрея, который идет на фронт, с домом и семьей. «Провожали меня все четверо: Ирина, Анатолий, дочь Настенька и Олюшка. Все держались по-молодецки», «- Скажи хотя слово на прощание». «Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: – Родненький мой, Андрюша, не увидимся мы с тобой на этом миру». Оттолкнул я ее легенько в плечи и кричу ей: – И разве так прощаются? Что ты меня раньше времени хоронишь?!», «До самой смерти, к последнему моему часу, умирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!»

Война сломала все надежды и мечты. Главный герой идет на фронт, где проявляет настоящие мужские качества. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому потребность позвала». Меньше года служил Андрей Соколов, а уже был дважды легко ранен, но это не остановило его: в мае 1942 г. он проявляет отвагу, когда старается доставить боеприпасы для батареи. На этот раз удача отвернулся от героя – его машина подорвана снарядом, сам он без сознания, а когда приходит в сознание, то с удивлением обнаруживает, что он уже в плену у фашистов.

Таким образом, Соколов попал в плен. Ему пришлось испытать нечеловеческие физические и духовные мучения, тягости («Перед войной я весил восемьдесят шесть килограмм, а к осени тянул уже не больше пятидесяти. Одна кожа осталась на костях, и ноги то свои носить было не по силам. А работу давай, и слова не скажи, и такую работу, которая тягловому коню и то не в пору»). Два года герой испытывал на себе ужасы фашистского плена. Особое место в романе занимает эпизод в церкви, которая стала тюрьмой для пленных в первую ночь. Образ полуразрушенного храма, описанный Шолоховым, емко отображает степень разрушений, принесенных двадцатым столетием на русскую землю. Здесь читатель встречает четырех героев, которые воплощают собой четыре варианта поведения человека в плену: предателя Крыжнева, который старается купить себе жизнь, выдав своего командира, и самого взвода, который покорно ждет своей судьбы, и ревностно верующего солдата-христианина, который невольно стал причиной гибели еще четырех мужчин. Этим трем героям противопоставляется четвертый – военный врач, который не отступает от своих жизненных принципов и навыков профессии, стараясь облегчить хотя немного страдание пленных («и он дальше пошел в тьме. Потихоньку спрашивает: «Раненые есть?». Вот что означает настоящий доктор! Он и в плену, и во тьме свое большое дело делал»).

Действия Соколова в данной ситуации очевидные – он убивает предателя и спасает жизнь взвода. Крыжнев – первый, кого убил главный герой, ему сложно понять причину своего поступка, а единым верным оправданием является то, что в миг, когда для спасения необходимо быть, с другими заодно, Крыжнев противопоставляет себя всем, обрекая себя тем самым на гибель.

Соколов терпеливо переносил удары судьбы, проявляя таким образом редчайшую стойкость, уверенность в своих силах. Но главное, что помогало выжить Андрею в таких трудных для него условиях – это мысли о родной семье, о доме, о том, что он возвратится и снова будет жить как раньше. Герой не покорился и старается бежать с Познанского лагеря военнопленных, куда Соколова в скором времени переводят. Бегство оказывается неудачным, Андрея ловят («Голого, всего в крови привезли в лагерь. Отсидел в карцере за бегство, но все-таки живой я остался»). В начале сентября из лагеря под городом Кюстрином перебросили сто сорок два человека, включая главного героя, в лагерь В-14, недалеко к Дрездена. В скором времени от ста сорока двух человек осталось лишь пятьдесят семь..» Очень интересен психологический поединок между Соколовым и лагерфюррером Мюллером; здесь с большой наглядностью, раскрывается ощущение собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка. Все эти качества приводят в восхищение коменданта концлагеря, создается впечатление, что Мюллер даже завидует Соколову. Главный герой выходит из поединка, сохранив достоинство русского человека, с честью, не умоляя врага о пощаде, но и не губя жизнь безрассудно. Можно провести параллель между банкетом немцев по поводу взятия Сталинграда и этической победой Соколова. Выводом является то, что глубокий образ Соколова, который вмещает у себя весь русский народ, берет победу.

«В 1944 году вывернули Германии скулу набок, и фашисты перестали пленными брезгать». Именно по этой причине Соколов становится шофером у немецкого инженера, заведующего сооружениями укреплений («Недели две возил я своего майора из Потсдама в Берлин и назад, а потом послали его в прифронтовую полосу на строительство оборонительных рубежей против наших. И здесь я спать окончательно разучился: ночи беспрерывно думал, как бы мне к своим на Родину убежать»). Соколов придумывает хитроумный план бегства и в один прекрасный момент он видит, что ждать больше нельзя ни минуты, выполняет свою задумку, Соколов переходит границу боев вместе с немецким инженером, который находится без сознания. При этом возникает интересная сцена, когда молодой солдат не признает Соколова за своего.

В скором времени главный герой узнает о смерти жены и дочерей, а что оставшийся в живых Анатолий отправился добровольцем на фронт. Андрей винит себя в смерти близких ему людей, не учитывая при этом власти над ним «слепой судьбы». Все, что строилось на протяжении многих лет разрушилось для него в один миг.

После убийства сына Андрея немецким снайпером, абсолютно одинокий он едет в Урюпинск и там обустраивается. Главный герой ведет беспрерывную борьбу с собой и выходит из нее победителем. Несмотря на свое горе,

Соколов не сломался сам и дарит счастье маленькому мальчику Ванюшке, усыновляя его.

С этой минуты читатель понимает, что воссоединились две половинки, две одинокие души. На этом рассказ главного героя постепенно заканчивается и начинается третья часть рассказа – завершение автором своего произведения.

Мальчик – сирота, которого поселил у себя Андрей Соколов, не просто заменяет ему сына, а становится единственным смыслом его искалеченной жизни. Обрамляет рассказ символическая картина пути, по которому идут отец и сын к своему будущему дому, – и каждый из этих образов говорит о вечности жизни. Пока жива в человеке способность любить – народ бессмертный!

Глубокой, светлой верой пронизан рассказ М. А. Шолохова, писатель сознает себя обязанным рассказать миру суровую правду о том, какой огромной ценой советский народ смог обеспечить будущее всего человечества. Всем этим обусловлена выдающаяся роль этого небольшого рассказа.

Существует немало произведений о Великой Отечественной войне, один из них – рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека», краткое содержание которого представлено ниже.

Сюжет этого произведения не содержит описания боевых действий или подвигов в тылу, здесь идет речь о человеке, попавшем в плен, и о том, какой след война в целом оставила в его жизни.

Анализ этого произведения и его сжатое изложение поможет проникнуть в суть рассказа.

О рассказе «Судьба человека»

Произведение описывает сложные перипетии жизни простого советского солдата, который видел ужасы войны, пережил тяготы немецкого плена, лишился семьи, множество раз был на грани жизни и смерти, но, несмотря на все это, сохранил в себе человечность и нашел силы жить дальше.

«Судьбу человека» с точки зрения жанровой принадлежности принято считать рассказом. Однако в этом произведении присутствуют признаки разных жанров.

По своему объему произведение маленькое, а значит больше похоже на рассказ. Однако, здесь описывается не отдельный случай, а большой отрезок времени, длиной в несколько лет, что позволяет назвать эту книгу повестью.

Кто автор рассказа «Судьба человека»

Михаил Александрович Шолохов – один из величайших писателей своего времени, а также видный общественный деятель.

Он был удостоен звания академика, дважды Героя Социалистического труда, а в 1965 году стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.

Среди самых известных его произведений такие романы, как «Поднятая целина», роман-эпопея «Тихий Дон», «Они сражались за Родину» и конечно, рассказ «Судьба человека».

Год написания рассказа «Судьба человека»

Рассказ «Судьба человека» был написан в 1956 году. Война закончилась больше 10 лет назад, но она по-прежнему волновала М. Шолохова.

Именно в это время произошло переосмысление автором образа героической Победы.

В 1953 году умер И.В. Сталин. Шолохов критически взглянул на многое, в том числе на действия почившего главы государства.

В небезызвестном приказе Сталина № 270 говорилось о том, чтобы всех, сдавшихся в плен врагу, считать дезертирами и изменниками Родине. Они должны были быть уничтожены, а их семьи лишены любой государственной поддержки.

Рассказ Шолохова «Судьба человека» открыл новую страницу в военной литературе тех лет. Описанные в рассказе ужасы плена, которые пришлось пережить миллионам солдат, стали отправной точкой для изменения отношения к людям, попавшим в такую ситуацию.

История создания рассказа «Судьба человека»

В основе произведения лежит реальная история человека, которого Шолохов встретил на охоте на Верхнем Дону примерно через год после окончания войны.

В непринужденной беседе писатель услышал рассказ, который потряс его до глубины души. «Обязательно, обязательно напишу об этом», – подумал Шолохов.

Только спустя 10 лет писатель решил воплотить свой замысел в жизнь. В это время он читал произведения Хемингуэя и , главные герои которых представляют собой бессильных, никчемных людей, потерявших смысл жизни после возвращения с войны.

Тогда он вспомнил о своем случайном знакомом и решил, что пришло время написать его историю, историю лишений, тяжелых испытаний и вере в жизнь несмотря ни на что.

Шолохову понадобилось всего семь дней, чтобы написать текст рассказа. 31 декабря 1956 года – дата написания и публикации рассказа в газете «Правда».

Произведение нашло большой отклик в писательской среде, в том числе за рубежом. Немного спустя рассказ был прочитан по радио известным актером С. Лукьяновым.

Главные герои рассказа М. Шолохова «Судьба человека»

Главный герой в рассказе один – это Андрей Соколов, человек железной воли, но при этом не лишенный мягкости сердца.

В этом герое воплощены главные черты настоящего русского характера – сила воли, любовь к жизни, патриотизм и милосердие.

От его лица ведется повествование.

Другие персонажи «Судьбы человека» М.А. Шолохова

Об остальных действующих лицах мы узнаем из воспоминаний главного героя.

Он с теплом говорит о своих родных: о жене Ирине и детях – Анатолии, Настеньке и Олюшке.

В эпизодах встречаются герои, которым симпатизирует рассказчик – это военврач, помогавший русским солдатам в плену, командир роты, спасенный Соколовым от доносчика, и урюпинский приятель, который приютил героя у себя дома после войны.

Есть и отрицательные персонажи: предатель Крыжнев, комиссар лагеря Мюллер, немецкий майор-инженер.

Единственный персонаж, которого мы видим в настоящем героя – это его приемный сын Ванюша, маленький мальчик, свято верящий, что Соколов его настоящий отец.

«Судьба человека» — краткое содержание

Рассказ ведется не по главам, а идет сплошным текстом, но для пересказа в сокращении удобно разделить его на небольшие отрезки.

Андрей Соколов

По своей структуре произведение представляет собой рассказ в рассказе.

Дорога предстояла нелегкая, а на середине пути пришлось им переплывать реку, раскинувшуюся на целый километр. На переправе их ждала худая дырявая лодочка, которая могла перевезти только двоих за раз. Первым лодочник переправил рассказчика.

На другом берегу, ожидая своего товарища, автор встретил мужчину с мальчиком лет 4-5. Завязалась беседа. Мужчина ошибочно предположил, что рассказчик той же профессии, что и он – шофер. Возможно, именно поэтому ему вдруг захотелось излить душу, поведать историю своей нелегкой жизни.

Он сразу не представился, но по ходу повествования мы узнаем, что зовут его – Андрей Соколов. Теперь рассказ ведется от его имени.

Довоенное время

С самого начала жизненного пути Андрея Соколова преследовали трудности и лишения.

Родился он в 1900 г. в Воронежской губернии. Прошел Гражданскую войну, в голодный 1922 г. оказался на Кубани, только так и выжил. А его родные – отец, мать и две сестренки – умерли с голоду на родине.

Во всем мире не осталось у него родного человека. Вернувшись с Кубани, переехал в Воронеж, где поступил на работу плотником, потом трудился на заводе, освоил слесарное мастерство.

Вскоре завел семью. Женился на скромной девушке-сиротке по большой любви. После потери близких стала она для него отрадой – умница, веселая и при этом мудрая. Жизнь начала налаживаться: появились дети – сын Анатолий и две дочурки, Настя и Оля – все сплошь отличники и гордость отца.

Герой освоил новую профессию шофера, стал неплохо зарабатывать и отстроил дом с двумя комнатами. Только расположение дома было неудачное – возле авиазавода. Не знал он тогда, какую роковую роль это сыграет в его жизни.

Война и плен

Новая война внезапно ворвалась в жизнь Андрея Соколова. Уже на третий день вся семья собралась провожать его на вокзал.

Прощание с семьей оказалось для него тяжелым испытанием. Всегда спокойная и тихая жена вдруг пришла в исступление, не отпускала его, а только твердила, что не придется им больше свидеться.

Обидно стало ему, что заживо его хоронят, и оттолкнул жену, о чем после каждый день себя упрекал.

Начались для Андрея Соколова военные будни: работал шофером, получил два легких ранения. Своим родным письма писал нечасто и всегда очень коротко, никогда не жалуясь. В этом впервые проявилась его особая мужская выдержка: не терпел он солдат, посылающих слезные письма родным, которым в тылу и так было тяжело.

Самое большое испытание настигло его в мае 1942 г. Шел ожесточенный бой под Лозовеньками. Боеприпасы кончались и Андрею Соколову предстояло доставить их под огнем батарее солдат. Но до пункта назначения он не доехал. Взрывная волна отбросила его в сторону и на время отключила.

Когда он пришел в себя, то обнаружил, что находится во вражеском тылу. Он сначала пытался притвориться мертвым, только бы не сдаваться, но проходившие мимо немцы обнаружили его. Тогда Соколов собрал остатки сил, чтобы встать и достойно встретить смерть. Один немец поднял было автомат, но другой отдернул его, поняв, что Соколов еще может пригодиться для работы.

Соколова вместе с другими пленными погнали на запад. Немцы обращались с ними, как со скотиной: всех раненых пристреливали на месте, также поступали с пытавшимися бежать, и били – били просто так, от злости.

Особое значение в рассказе имеет эпизод в церкви. В одну из первых ночей немцы загнали солдат в церковь.

Здесь Соколову удалось ближе узнать, кто вместе с ним попал в плен. Его удивило, что военный врач, который тут же вправил ему плечо, даже в такой ситуации самоотверженно продолжал делать свою работу.

Потом он случайно подслушал разговор и тут его поразило другое: солдат собирался выдать своего командира, которому грозила смерть за приверженность коммунистической партии. Соколов решил задушить предателя, он впервые убил человека, при этом «своего», но для него он был хуже врага.

В церкви случился еще один знаковый инцидент: немцы расстреляли пленного, который не захотел осквернять святое место, справляя малую нужду.

Всю дорогу до лагеря Соколов думал о побеге, и вот появился случай. Пленных послали в лес рыть могилы для своих же, охранники отвлеклись и Соколову удалось бежать.

Но через четыре дня немцы с собаками догнали изможденного солдата. Живого места не осталось на нем от побоев нацистов и укусов собак, целый месяц он провел в карцере, но выжил и был переправлен в Германию.

Пол-Германии исколесил Андрей Соколов, работал на заводах и в шахтах в Саксонии и Тюрингии. Условия были такие, что легче было бы умереть.

Пленных постоянно били, жестоко, до полусмерти, кормили крошечным куском хлеба с опилками и похлебкой из брюквы, заставляли работать до потери пульса. Соколов вспоминает, что когда-то весил почти девяносто килограмм, а теперь не дотягивал и до пятидесяти.

На волоске от гибели

Один из кульминационных моментов рассказа – случай в Дрездене. В это время Соколов работал в каменном карьере.

Работа была крайне тяжелой, и Соколов, не выдержав, как-то проговорился: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». Эта его фраза дошла до коменданта.

Когда вызвали к коменданту Мюллеру, Соколов заранее попрощался с товарищами, так как знал, что идет на смерть. Мюллер прекрасно владел русским языком и не нуждался в посреднике в беседе с русским солдатом. Он сразу сказал, что сейчас лично расстреляет Соколова. На что тот ответил: «Воля ваша».

Мюллер был немного пьян и навеселе, а на столе стояла бутылка и разные закуски, тогда он налил полный стакан шнапса, положил на него кусок хлеба с салом и все это протянул Соколову со словами: «Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия».

Конечно, Соколова не устроил такой тост, и он предпочел отказаться, притворившись не пьющим. Тогда Мюллер предложил выпить ему «за свою погибель». Соколов взял стакан и выпил его залпом, не закусывая.

Мюллер указал на хлеб, но Соколов пояснил, что после первой не закусывает. Тогда комендант налил ему второй стакан. Соколов также проглотил его, но хлеба не взял.

Несмотря на сильный голод, ему хотелось показать, что не выбили из него еще человека, и он не будет набрасываться на немецкую подачку. Вслух же сказал, что и после второй не привык закусывать.

Мюллера это очень позабавило, он налил третий стакан. Его Соколов выпил медленно и надломил только маленький кусочек хлеба. Такое достоинство поразило коменданта, он признал в Соколове храброго солдата и отпустил его, дав с собой буханку хлеба с салом.

Освобождение от плена

В 1944 году произошел переломный момент в войне и немцам стало не хватать людей. Понадобились шоферы, и тогда Соколова приставили к немецкому майору-инженеру.

В какой-то момент майора отправили к линии фронта. Соколов впервые за два года оказался вблизи советских войск.

Это был его шанс. Он придумал план, по которому должен был бежать, захватив с собой майора с чертежами, чтобы сдать его своим.

Так он и сделал: во время объезда немецких укреплений он оглушил майора, переоделся в заранее подготовленную немецкую форму, чтобы обмануть блокпост, и под пулями, несущимися с обеих сторон, «сдался» своим же.

Соколова приняли как героя и обещали представить к награде. Его отправили в госпиталь поправить здоровье. Он тут же написал письмо домой, но ответ долго не приходил.

Наконец, он получил весточку, но не от родных. Писал его сосед, он сообщил трагическую новость: при бомбежке авиазавода большой снаряд попал в дом, где в это время были жена и две дочери Соколова, а сын, узнав о гибели семьи, добровольно отправился на фронт.

Получив месячный отпуск, герой съездил в Воронеж, но почти сразу вернулся в дивизию: так тяжело ему было на душе.

Сын Анатолий

Через несколько месяцев герой получает письмо от сына, который вкратце рассказал о своей жизни: он служит недалеко от отца и уже командует батареей.

Гордость переполняет Соколова. Он уже мечтает, как они вместе будут жить после войны, как сын женится, а он станет нянчиться с внуками, все наладится.

Но этим чаяниям не суждено было сбыться. Утром 9 мая в День Победы Анатолия убивает немецкий снайпер.

Послевоенное время

Война закончилась. Соколову было тошно возвращаться в родной город, и он поехал в Урюпинск к своему знакомому, который давно звал его к себе.

Там герой снова устроился работать шофером, начались рабочие будни.

Как-то Соколов заприметил беспризорного мальчишку возле чайной, где всегда обедал. Оказалось, что мать Ванюши погибла при обстреле поезда, а отец – на фронте.

Какое-то тепло почувствовал Соколов в груди, глядя на этого чумазого малыша с яркими, как звездочки, глазами. Не выдержал, подозвал к себе и назвался его отцом. Так соединились два осиротевших сердца.

Из-за аварии у Соколова отобрали шоферскую книжку, и он решил уехать из Урюпинска вместе со своим новым сыном. В дороге и застал их наш рассказчик.

Заключение

Рассказ Шолохова «Судьба человека» заставляет задуматься о многих вещах: о воли к жизни и патриотизме, о настоящих мужских поступках и милосердии к слабому, о бесстрашии перед смертью и подвиге во имя близкого и страны.

Но главная мысль такова: война – это самое страшное, что может случиться с человеком, она не только истребляет людей, но и ломает судьбы тех, кто остался жив.

Ответ от Дамир Данканич[гуру]
это трудно. Шолохов - только с виду простой и понятный, но это - писатель "многослойный", его произведения глазами не пробежишь - надо думать. своего читателя автор всегда ставит перед выбором. даже так: перед ВЫБОРОМ. этот эпизод - пожалуй, самый нравственно сложный во всей повести. ну, на мой взгляд. можно ли выжить на войне? можно. вся повесть об этом. можно ли выжить на войне и остаться ЧЕЛОВЕКОМ? вот тут - не просто сложно, а очень сложно.
повреждённая артобстрелом церковь, куда на ночь загнали пленных. пленные всегда на всех войнах были. воинская древняя традиция - забирать пояс (символ воинской доблести и силы) . потому все пленные - без ремней. их ремни (воинские пояса) - теперь трофеи тех, кто победил в бою. победители - в воинских поясах, на их пряжках надпись "Готт мит унс" ("Бог с нами"). трофеи - пояса с пятиконечной звездой на пряжке. как бы, бог помог победить тем, кто с именем божьим, как с оберегом, шёл в бой. а красноармейцы - безбожники, потому побеждены. НО! ! люди с именем бога на воинском поясе загоняют пленных, как скот, в ХРАМ БОЖИЙ. гитлеровцы - христиане, потому любой храм, где поклоняются богу по имени Иисус Христос, должен быть для христианина по умолчанию - обителью бога. гитлеровцы такими вещами не морочатся - для них христианский храм есть всего лишь просторное помещение, куда можно загнать большую группу пленных и которое довольно легко охранять. бог у них - на пряжках, а не в душе.
состояние пленных - практически все подавлены. они проиграли бой на своей земле, не защитили. это раз. два - они все, по умолчанию, преступники перед страной, глава которой, товарищ Сталин, провозгласил: "у СССР нет пленных - есть только предатели". то есть, не важно, добровольно ты сдался в плен или ранен был, находился без сознания (как герой повести Соколов) - для родины ты предатель. смута в душе такая, что словами не описать. кто-то тупо лежит с закрытыми глазами, кто-то планы побега строит, кто-то себя корит. короче, каждый наедине с собой, с совестью, с душой своей. и - один человек, не менее других уставший, переходит от одного пленного к другому - ищет раненых, чтобы оказать посильную помощь. военврач, у которого врачебный долг превыше всего остального. "делай, что должен - пусть будет, как будет".
мордатый иуда по фамилии Крыжнев тоже сделал свой выбор - на утренней перекличке непременно выдать своего взводного командира-коммуниста. "я за тебя отвечать не намерен". хотя - никто его "отвечать" не заставляет. можно просто промолчать - но вот эта подлая нота, нота власти над своим бывшим командиром, даёт Крыжневу такой кураж. в принципе - уже готовый полицай. Соколов приговаривает предателя Крыжнева, по внутреннему своему убеждению: предатель жизни не достоин! Соколов - прокурор, судья и исполнитель приговора в одном лице. иуде - иудина смерть. и предателя Соколов душит (Иуда - повесился сам, под осознанием тяжести своего греха, это был его выбор, согласно библейскому преданию) . вроде, всё верно, НО. . всё происходит под куполом храма. и "не убий", и "не судите, да несудимы будете" - не уравновешены с "иуде и смерть иудина". .
и вот ЧЕЛОВЕК, над которым смеются и которого бранят все пленные - верующий, не желающий осквернять храм божий (пусть и разбитый, поруганный, осквернённый) . не хочет добавлять каплю скверны в уже существующее море скверны. он не просто не может позволить себе отправлять в храме естественные надобности - для него это равносильно нагадить в душу, и не только свою. это - сделать мир грязнее. и ЧЕЛОВЕК идёт на смерть, чтобы мир хоть на чуточку оставался чище.
и Соколов помнит врача - тот ему помог, помнит Крыжнева-иуду - это первый убитый им человек, к тому же - не враг, а свой, русский. и - "богомольца", преподавшего нравственный урок, урок истинной человечности: нельзя срать в храме! ни в каком!

Разделы: Литература

Цель: учить постигать идейный замысел произведения путём анализа текста.

Задачи: формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, развивать навыки анализа художественного произведения, показать роль антитезы в тексте, воспитывать неприятие войны.

Оборудование: портрет М. А. Шолохова, текст произведения, запись фильма

С. Бондарчука “Судьба человека”, иллюстрации к рассказу Б. Алимова и

О. Верейского.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Вступительное слово учителя.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни - это, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. На сегодняшнем нашем уроке мы обратимся к одному из самых важных событий в истории нашей Родины. Это Великая Отечественная война.

Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на неё глазами Михаила Александровича Шолохова. И поможет нам в этом его рассказ “Судьба человека”. Проследив жизненный путь Андрея Соколова, Главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос о том, что значила для него Родина, и, надеюсь, научимся у него беззаветно любить свою Отчизну так же прямо, открыто и беззаветно.

IV. Основная часть урока. Работа с текстом рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека”.

1. История создания произведения.

(Сообщение, подготовленное учеником).

В первый послевоенный год на охоте с Шолоховым произошёл такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за “своего брата-шофёра”, рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через 10 лет обратился к этому сюжету и за неделю написал Судьбу человека”. В 1956 году, под самый Новый год, “Правда” напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года - его окончание. Это стало событием в жизни страны. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую.

2 .Слово учителя.

Так в чём же смысл популярности этого произведения? Чем этот рассказ привлёк внимание многих читателей? О чём он?

(ответы учащихся).

От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова?

(О судьбе Андрея Соколова мы узнаём от него самого. Он рассказывает историю своей жизни автору, с которым встретился случайно на переправе).

А весь ли рассказ ведётся от лица главного героя?

(Нет. В начале и в конце рассказа повествование ведётся от лица автора).

В чём своеобразие композиции рассказа?

З. Сообщение учащегося.

Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками - Андреем Соколовым и Ванюшкой - и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя, что позволяет не только проследить за событиями его жизни, но и увидеть их его глазами, осмыслить его собственную оценку совершённых им поступков, понять его переживания.

(выразительное чтение эпизода)

Мы узнаём, что мужчина идёт с мальчиком. Что заинтересовало автора в этой паре? (В одежде мальчика всё выдаёт материнскую заботу, а мужчина выглядит неухожено).

Глаза. “Глаза словно, присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них даже трудно смотреть”.

Глаза - это зеркало души. Что можно сказать о нашем герое? Почему у него именно такие глаза?

(Автору “стало не по себе” от таких глаз. Они явно говорили о нелёгкой, трагической жизни его собеседника, который решил рассказать о себе своему “брату-шофёру”. давайте и мы с вами проследим за судьбой Андрея Соколова вслед за Шолоховым).

5.Слово учителя.

На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей жизни?

(На три части: до войны, война, после войны).

Как жил до войны наш герой? В чём же видит своё счастье Соколов в довоенной жизни?

(Довоенная жизнь героя небогата событиями. Гражданская война, голодная юность, работа в плотницкой артели, а потом на заводе и за баранкой машины, женитьба, дети, домишко о двух комнатах - всё это приметы самой обычной биографии человека того поколения, к которому принадлежал Андрей Соколов. Но именно в этой хоть и небогатой, но вполне устроенной жизни видит герой простое человеческое счастье: “Чего ещё надо? дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, всё в порядке”.

Как рассказывает Андрей о себе и как - о своих близких?

(Рассказывая о счастливых годах довоенной жизни, герой с воодушевлением говорит о жене, о детях, а о себе - скупо, при этом, не скрывая своих слабостей, например грубости по отношению к жене, пристрастия к выпивке. Более того, он чувствует себя виноватым за то, за что винить никак нельзя.)

Что происходит с Андреем Соколовым на фронте?

(На фронте Андрей Соколов - шофёр, возит снаряды для артиллерийской батареи. В мае 1942 он едет на передовую, торопится, потому что его товарищи погибают без снарядов. На минном поле его грузовик подрывается, Соколова контузило. Когда он очнулся, то оказался в тылу у немцев. Так он оказался в плену.)

6. Анализ эпизода в церкви.

Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене (солдат - христианин, Крыжнёв, взводный, доктор)? Какая позиция ближе Соколову?

(В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловеческих обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. Но только позиция доктора, “который и в плену и в потёмках своё великое дело делал”, вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу - это и позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнёва, чтобы спасти взводного. Нелегко даётся Соколову убийство, тем более убийство своего. Тяжко у него на душе. Но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасении).

7.Анализ эпизода поединка Андреи Соколова с лагерфюрером Мюллером.

(Выразительное чтение эпизода).

О чём думает Соколов, готовясь к смерти?

Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время

торжественного ужина?

Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?

Почему он соглашается выпить, а отказывается от закуски?

Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод?

Кто и в какой момент побеждает в этом поединке? В чём смысл этой победы?

Как расширяется за счёт этой параллели содержание образа главного героя?

В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека. Мужчины. Солдата?

(Диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова - события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная. Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. Фашизму противопоставляет герой и великую силу терпения, столь свойственному русскому народу. Готовность выстоять, “выдюжить” становиться жизненным кредо Соколова: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала”.)

8.Слово учителя.

Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?

(Самым страшным стала для Соколова потеря близких. Дважды он прерывает свой рассказ, и оба раза - когда вспоминает с погибшей жене и детях.Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки: “Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы”; “Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже другим, прерывистым голосом: “Давай, браток, перекурим, а то меня что-то удушье давит”. Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” на столько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение (“...А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.”)

Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.

9. Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”. Встреча Соколова с Ванюшкой.

(Анализ эпизода).

Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?

После встречи с мальчишкой, у которого “ глазёнки - как звёздочка после дождя”, у Соколова “сердце отходит, становится мягче”, “на душе стало легко и как-то светло” Как видите, отогрел. Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл”.

Итак. Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем?(Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку - школа).

10. Слово учителя.

Осталось сомнение в том, что ждёт впереди наших героев. А как думаете вы? Выдюжит ли Андрей Соколов? Что ждёт их впереди?

(“ Да, справится. Впереди - жизнь, семья, внуки. Потому что доказал своей жизнью Соколов, что он несгибаемый человек. И поможет ему в этом Ваня.”)

V.Подведение итогов.

Любовь к Родине - это не отвлечённое понятие, У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново.

Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. И тогда уже после мировых катаклизмов по весенней русской земле навстречу Будущему будут шагать русский человек несгибаемой воли и маленький мальчик с символичным русским именем Иван. А за ними вслед пойдёт весь русский народ, вся Россия.

VI. Домашнее задание. (По выбору учащихся).

Написать отзыв на прочитанную книгу.

Использованная литература.

1. Шолохов в школе: Книга для учителя! Авт.-сост.М. А. 1-Iянковский.- М. :дрофа, 2001.

2. Шолоховская весна: Учебно-методич. Пособие / Сост. Л. И. Пугаченко, В.В, Васильев, Н. И. Иващенко.-Воронеж-2006.

З. М. А. Шолохов “Судьба человека”- Москва, 1986.

Сегодня на уроке мы продолжили изучать творчество Шолохова и рассмотрели его рассказ эпопею под названием . Знакомясь с рассказом, мы возвратились к трагическим событиям, что происходили в нашей стране, а именно, вернулись в годы Великой Отечественной войны. В работе мы следим за судьбой Андрея Соколова. При этом, описывая его судьбу, автор описывал судьбу всего народа, что выстоял в войне. Народа, который выявил все свои сильные стороны в своем характере, что раскрылись в трудный жизненный период.

Прочитав произведение Шолохова, мы можем выделить главного героя, дав ему полную характеристику. Теперь мы можем описать характер Андрея Соколова из рассказа Судьба человека, выделяя отдельные эпизоды из жизни героя, которые наиболее ярко раскрывают судьбу и образ персонажа.

Как вы уже поняли, главным героем работы Шолохова является Андрей Соколов — обычный русский работяга, у которого была жена, дети, то есть полноценная семья. Была крыша над головой, обычные будни. Во всем этом он видел свое счастье, а в семье он видел смысл жизни. Но нагрянула война, и все изменила.

На долю героя выпали настоящие испытания пленом. Однако Андрей не сломился, он оставался до конца истинным , сильным, смелым и мужественным. Очень сильно запомнился эпизод при чтении рассказа о том, как не смог он закрыть глаза на предательство. Зная, что один из солдат собирается предать своего командира и выдать его врагам, он идет на убийство. Этот эпизод показывает силу воли героя, его справедливость. Нельзя не отметить эпизод, когда Андрей Соколов получил буханку хлеба и кусок сала. Он не съел все самостоятельно, он по-товарищески разделил каждый кусочек еды между остальными пленными. Это говорит о его заботе о ближнем, о его щедрой душе.

Вспоминается и его эпизод побега, где Соколов проявляет себя смелым и мужественным.

Однако не плен стал для него сильнейшим испытанием. Его он выдержал, как и выдержал другое известие. Он узнал, что война забрала не только дом, но и жизни его родных, забрала жену и сына. Она забрала смысл его жизни.

Его душа опустошена. Он возвращается с войны в места, где его уже никто не ждет и эту боль невозможно до конца почувствовать. Можем только ее представить. Соколов теперь не живет, а существует. Он ходит на работу, стал выпивать. Однако не спился, как это часто происходило. Нашел в себе силы не упасть лицом в грязь. Читая работу, мы видим герой несмотря ни на что, не очерствел. Ему встретился мальчишка, которого война также сделала сиротой. Андрей берет мальчика к себе на воспитание и это говорит о его человечной натуре, о его сердечности и доброте. Теперь у него новый смысл жизни — вырастить этого человечка достойным того будущего, за которое он проливал свою кровь во время войны.

Эпизоды, наиболее важные для раскрытия характера Андрея Соколова «Судьба человека»

А какую оценку поставите вы?


Сочинение на тему: «Судьба человека» М. Шолохова Сочинение на тему: Проблема человека и власти в прозе А. И. Солженицына

Выбор редакции
Истинное значение физической величины определить абсолютно точно практически невозможно, т.к. любая операция измерения связана с рядом...

Сложность жизненного уклада муравьиной семьи удивляет даже специалистов, а для непосвященных вообще представляется чудом. Трудно поверить...

В разделе на вопрос хромосомная пара 15 заданный автором Арина лучший ответ это Считают, что 15 пара несёт ответс. за онкологические...

Они хоть и маленькие, но очень сложные существа. Муравьи способны создать сложные дома с туалетом для себя, использовать лекарства для...
Тонкость Востока, современность Запада, теплота Юга и загадочность Севера – все это о Татарстане и о его людях! Представляете, насколько...
Хуснутдинова ЕсенияИсследовательская работа. Содержание: введение, народные промыслы и ремесла челябинской области, народные промыслы и...
Во время круиза по Волге мне удалось посетить самые интересные места на теплоходе. Я познакомился с членами экипажа, побывал в рубке...
В 1948 году в Минеральных водах скончался батюшка Феодосий Кавказский. Жизнь и смерть этого человека была связана со многими чудесами,...
Божья и духовная власть Ч то такое власть? Откуда она взялась? Вся ли власть от Бога? Если да, то почему в мире столько злых,...
Новое