Гудок народный музыкальный инструмент. Гудок (музыкальный инструмент). Гудок в истории белорусской музыки


Один из самых интересных музыкальных инструментов древнего Новгорода, но в дополнение к этому не могу умолчать о другом интереснейшем инструменте, который непосредственно имеет отношение к нашей большой постановке «Аскольдовой могилы» . В ней есть персонаж Торопка (больше всех поёт, кстати), а главный герой Всеслав вообще ни одной арии не имеет), который в либретто указывается как «гудочник». А вы вообще знаете кто это? А вот сейчас узнаете.

Гусли, безусловно, популярный древнерусский музыкальный инструмент, но далеко не единственный. Среди новгородских древностей не менее часто встречается и так называемый гудок - трехструнный смычковый инструмент. Его история интересна не только для людей, пытающихся разобраться, как же выглядел древнерусский музыкальный ансамбль, но и для музыковедов, которые хотят понять, что послужило истоками современного скрипичного искусства.Хорошо известно, что в современном оркестре смычковые занимают особое место. Предки данных инструментов появились ещё в конце первого тысячелетия нашей эры. Ученые полагают, что первые в мире смычковые инструменты, которые давали непрерывный скользящий звук со всем богатством полутонов, родились в Средней Азии. В ХI веке смычковые инструменты попали в Европу и мгновенно распространились по всему континенту. В то время они уже были известны в Испании, Италии, Франции, Англии. Разумеется, после появления этих инструментов в музыке произошли серьёзнейшие изменения. Музыка Средневековья, ограниченная отдельными тонами и звуками, благодаря смычковым инструментам сумела стать более певучей и мелодичной. К концу Возрождения в музыке утверждается гомофонный (мелодический) стиль. В ХI веке смычковые инструменты успешно добираются и до Руси.

Все гудки, обнаруженные в Новгороде представляли собой трёхструнные смычковые инструменты. Сначала учёные не могли решить, к какого рода инструментам они относятся: щипковым или смычковым. Для этого они решили сравнить археологические находки с большим количеством иконографических памятников, включая изображения музыкальных инструментов на средневековых миниатюрах Западной Европы.

Аналоги новгородских находок были обнаружены на многочисленных изображениях, найденных Н.И. Приваловым - большим специалистом по русским народным инструментам. На этих изображениях музыкант одной рукой держит гудок за шейку, оперев его на ногу, а другой - смычок. Более близкие аналогии можно увидеть ещё и на миниатюрах и фресках Западной Европы. Такие трёхструнные фидели были найдены на миниатюре английской псалтыри, датируемой второй четвертью XII века, специалистами в Кембридже, а также на миниатюре Страсбургского календаря 1154 года и даже на миниатюре из Библии в Национальной Парижской Библиотеке.В словаре Даля значение слова «гудок» трактуется, как род скрипки без выемок по бокам с плоским дном и покрышкою, в три струны. В отличие от тех же гуслей, в древнерусских письменах гудок не упоминается до середины XVII века. Вместо него в разных летописях XVI века упоминается инструмент «смык». Скорее всего, именно так гудок назывался ранее.
К слову, гудок, вообще-то не особенно поощрялся церковью. Например, в списках «Кормчей книги» - своде законов, православной церкви - говорится о невозможности «гудения лучцом». Отмечу, что в основу этих церковных документов легли византийские оригиналы, переведены на церковнославянский язык.Это не мешало гуду активно использоваться в светской жизни. В Новгороде этот инструмент был обнаружен на территории усадьбы, принадлежавшей боярскому роду Мишиничей. В то время, когда гудок был в употреблении, там могли жить посадник (глава города, назначенный князем) Онцифор Лукич и его дети Юрий, Максим и Афанасий (впоследствии Юрий Онцифорович также стал знаменитым посадником - о нём можно почитать отдельно).

Благодаря находке нескольких заготовок гудков XIV-XV веков учёные также установили, из чего делали струны для этих инструментов. Предполагается, что для этого использовали кишки. Они крепились с одной стороны к костяному струнодержателю с тремя отверстиями. Сам струнодержатель крепился к низу корпуса деревянным штифтом. С другой стороны струны вставлялись в щели колков и затягивались.Смычки для гудков бывали самых разнообразных форм и размеров, судя по западноевропейским изображениям. Они могли быть сильно изогнутыми, полукруглыми, напоминающие лук, плоскими, круто изогнутыми с одного конца и пр. Вариантов бесчисленное множество и все они существовали одновременно. Стандарта не существовало. Обычно длинна смычка колебалась от 30 до 70 см. На него натягивали конский волос, как и на современные смычки, правда, если в Древней Руси обходились 3-10 волосами, сегодня нужно уже 100.

Название «гудок» встречается в письменных источниках с начала XVII века. В источниках XI-XVII веков музыкальный инструмент носил название «смык » .

Во время археологических раскопок на территории Новгорода были найдены фрагменты инструментов XI-XIV веков, считающиеся наиболее старыми вариантами гудков. Наиболее ранний целый экземпляр из найденных относится к середине XIV века .

Гудок был распространён как инструмент скоморохов и служил для развлечения простонародья. На нём исполняли танцы и песни, аккомпанировали пению. В XVII веке гудошники содержались в Потешной палате .

В конце XIX века гудок полностью вышел из употребления. Не сохранилось ни одного экземпляра инструмента (за исключением найденных при раскопках). В 1900-х годах композитор Н. П. Фомин на основании старинных рисунков и описаний предпринял попытку реконструировать гудок. Им было создано семейство инструментов (по типу струнного квартета) - гудочек , гудок , гудило и гудище . Однако возродить ансамблевую игру на гудке не удалось .

В 1970-х годах Н. Л. Кривонос реконструировал инструменты на основании археологических находок (см. фотографии) .

Описание

Гудок имеет деревянный выдолбленный или клеёный корпус, как правило овальной или грушевидной формы, а также плоскую деку с резонаторными отверстиями. Гриф у гудка имеет короткую шейку без ладов, удерживающую 3 струны (иногда 4). Головка прямая или слегка отогнута назад. Длина инструмента - 300-800 мм .

Гудок в истории белорусской музыки

Гудок – старинный русский струнный смычковый музыкальный инструмент с корпусом овальной формы без боковых выемок. Специального грифа на шейке инструмент не имеет. На верхней деке иногда встречаются резонансные отверстия в виде полукруглых скобок, однако на большинстве изображений они отсутствуют. Наибольшее распространение гудок получил в XVII-XVIII веках. В конце XIX века полностью вышел из употребления.

Первоначально, как об этом свидетельствуют археологические экземпляры гудков, корпус инструмента выдалбливался из цельного куска дерева и имел сравнительно небольшие размеры (20-30 см). Позднее гудки стали изготовлять не только с долбленым, но и клееным корпусом.

Во время игры гудок держали в вертикальном положении, опирая его о колено, при игре сидя или о корпус – при игре стоя. Для игры на гудке применялся, судя по изображениям, короткий, лукообразный смычок без колодки. Гудок использовался как инструмент, сопровождавший пение или пляску. Имеются упоминания о совместной игре нескольких гудошников, для чего уже в XVI-XVII веках, а возможно и раньше, инструменты изготавливались разных размеров и звукового диапазона: высокого (гудочек), среднего (гудок) и низкого (гудище).

Характер звучания инструмента гнусавый, скрипучий. Три его струны настраивались по квинтам. Плоская подставка позволяла извлекать звук смычком одновременно из всех трех струн, однако этим исполнение на гудке не ограничивалось. Техника игры была довольно простой, что не исключало, естественно, возможности искусной игры на инструменте. Как отметил Штелин, «играют на гудке общераспространенные мелодии, причем пальцами перебирают редко более одной струны, другие же две проводятся смычком впустую (по открытым струнам) и всегда сильно, так, что звучат скрипуче и назойливо, как на лире». «На высокой крайней струне разыгрывается какой-нибудь народный мотив, а прочие две струны, настроенные квинтою вниз, служат аккомпанементом для сопровождения мелодии» . Прижимая большим пальцем левой руки две нижние струны, можно было менять звуковысотное положение выдержанного квинтового баса. Это позволяло изменять тональность исполняемого на верхней струне наигрыша.

Репертуар гудошников состоял из народных песен и плясок. Подлинные записи гудошных наигрышей сделаны не были. Некоторое представление о характере наигрышей, исполнявшихся на гудке, может дать дуэт для рожка и гудка из водевиля С.И. Давыдова «Семик или гулянье в Марьиной роще», написанного в 1815 году, когда игра на гудке была ещё широко распространена. Есть основания предполагать, что этот дуэт представляет собой запись, близкую к воспроизведению народного инструментального ансамблевого наигрыша. Широкое использование открытых струн, типичное для фольклорной практики игры на смычковых инструментах, подсказывает применяющуюся на гудке настройку открытых струн – е” – а’ – d’. По мнению Б.Ф. Смирнова, партия рожка в дуэте водевиля является «типичным рожечным народным наигрышем» , а звучание гудка изложено в манере, характерной «для вторы скрипичного дуэта» . Взаимодействие инструментальных голосов соответствует, по его мнению, также «подлинно народной традиции» .

Гудок был русским народным инструментом, распространённым не только среди скоморохов. Об этом свидетельствует, в частности, то широкое отражение, которое нашёл этот инструмент в устном народно-поэтическом творчестве. Указание на широкое распространение гудка встречается в литературе вплоть до середины XIX века: «Гудок… употребляется доныне в сельских пирушках и забавах» . Попытки отыскать гудошника или гудок в глухих сельских окраинах, неоднократно предпринимавшиеся в последние 50-80 лет, практически не увенчались успехом.

Стоит отметить поиски гудка, предпринятые по инициативе Н.И. Привалова. Он пишет, что одна старушка (сибирячка) сообщила ему, что в дни её молодости гудошники ходили играть по домам по нескольку человек с инструментами различной величины. В связи с этим Привалов поручает своему знакомому, служащему Путиловского завода, отправившемуся в 1897 году в командировку в Сибирь, отыскать там следы гудка. На одной из станций около города Златоуста ему посчастливилось встретить гудошника-слепца, инструмент которого был чуть меньше виолончели и имел четыре струны. Звук гудка был дребезжащим, напоминавшим игру на балалайке, поскольку гудошник во время игры всё время тремолировал смычком. Во время короткой остановки поезда он успел сыграть «Камаринскую» и «Что пониже было города Саратова». В 1937 году следы гудошника в Брянской области обнаружил Л.В. Кулаковский, но собрать какие-либо сведения ему не удалось.

В 1958 году экспедиция Пушкинского дома записала в деревне Кильца Мезенского района Архангельской области пение частой лирической песни «Ох, Сибирь матка, Сибирь матка» под аккомпанемент самодельной трёхструнной скрипки. Манера игры (исполнитель держал инструмент вертикально, упирая его в колено), количество струн и характер напева позволили Б.М. Добровольскому высказать предположение, что это – отголосок старинной гудошной традиции, а в 1975 году пермский фольклорист Н.С. Альбинский также обнаружил следы гудошной традиции.

Когда появился гудок? Откуда взялось слово «гудок»?

Почему гудок считается русским народным инструментом?

История создания инструмента «гудок» (доступное для детей).

Описание музыкального инструмента «гудок».

Гудок (музыкальный инструмент) · Близкие статьи · Примечания · Литература · Официальный сайт ·

Гудок (болг. гудулка ) - древнерусский смычковый инструмент, наиболее распространённый в XVII-XIX веках, среди скоморохов. Имеет деревянный выдолбленный кузов, как правило овальной или грушевидной формы, и, кроме этого, плоскую деку с резонаторными отверстиями. Гриф у гудка имеет короткую шейку без ладов, удерживающую 3-4 струны.

Судя по былинам и историческим песням, он сопровождал многолюдные народные торжества; непрерывное басовое гудение издавала при том верхняя «солирующая» струна, как, к примеру, при игре на лире... «Диавольским сосудом» заклеймили гудок церковники, «звончатым переладцем» нарекли его песельники-скоморохи. На нём исполняли они плясовые наигрыши, потешая народ.

На гудке можно играть как установив его вертикально, так и держа горизонтально (аналогично гитаре). При том верхняя струна строится выше остальных 2-3 (в отличие от гитары), с разницей в квинту или кварту. Во время игры верхняя струна служит для солирования, а остальные звучат постоянно.

Сохранились названия разновидностей гудка: гудочек, гудок, гудило, гудище. Родственные инструменты существовали на Западе - фидула (латынь), фидель (нем.).

Выбор редакции
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...

Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для молодой страны Советов. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и...

Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...

Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...
Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...
Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...
Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...
Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...