Гуманизм в рассказе дети подземелья отрывок. Аргументы для текстаегэ


Сочинение

Милосердие - это когда ты понимаешь других, ког­да приходишь в нужную минуту им на помощь, когда го­тов пожертвовать своей выгодой ради блага других.

Именно таков главный герой рассказа Вася. Пере­живший в шесть лет страшную трагедию - потерю матери, лишенный отцовской ласки, предоставленный сам себе, мальчик, однако, не черствеет душой, а, на­оборот, становится очень чувствительным к чужому горю. Вася - сын известного в городе судьи. Но это не мешает ему дружить с нищими бездомными детьми подземелья. Более того, мальчик дорожит этой друж­бой. Вася не просто играет с детьми, он проникается их проблемами и старается, чем может, помочь обездо­ленным. Каждый раз, тайно приходя в заброшенную часовню, мальчик приносит друзьям яблоки из своего сада, а иногда и другие лакомства.

А эпизод с куклой - разве это не проявление мило­сердия в высшей степени. Зная, как дорожит куклой, по­даренной когда-то мамой, его младшая сестренка Соня, Вася все же упрашивает девочку одолжить на время иг­рушку больной, умирающей Марусе. Вася надеется, что игрушка немного развеселит грустную Маню.

Жалея бедную Марусю, мальчик готов вынести лю­бые наказания, только бы девочке стало лучше. Поэто­му-то он и не смог вовремя забрать куклу, хоть тучи над ним уже сгущались. На вопрос отца, где кукла, Ва­ся молчит. А ведь это молчание достается ему очень нелегко. Мальчику ни за что не хочется обманывать отца. Обман - это не в его правилах. Просто Вася бо­ится, что правда ухудшит и без того тяжелое положе­ние обездоленных людей и отнимет последнюю в жиз­ни радость у умирающей Маруси.

Милосердие проявляет и отец Васи по отношению к Тыбурцию. Как судья, отец Васи мог бы сообщить о Тыбурцие полиции. Но проникшись сочувствием к его судьбе, оценив благородное стремление бродяги засту­питься за Васю, судья не делает этого. Более того, он просит, чтобы Тыбурций взял у него деньги.

Аргументы к написанию сочинения ЕГЭ 11 класс

1 проблема веры в безграничные возможности человека, в его способность противостоять любым жизненным трудностям: Дж. Олдридж «Последний дюйм» Десятилетний Дэви не растерялся в тяжёлые минуты, когда его отец после нападения акул чудом остался в живых. Мальчик, преодолевая страх и ужас, сумел перевязать раны отца и вести самолёт по его указке. Так они благополучно добрались до аэродрома в Каире, и врачи сумели спасти Бену жизнь. Трудности, совместно преодолённые испытания сплачивают и объединяют людей, даже если между ними лежит целая пропасть. Рассказ Олдриджа – это ещё один яркий пример веры в безграничные возможности человека, в его способность противостоять любым жизненным трудностям, если рядом есть товарищ, на которого можно положиться.

2 Проблема подлинных и мнимых ценностей: И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» Безымянный герой из Сан-Франциско умирает в ресторане первоклассного отеля на побережье тёплого моря. А те люди, которые ещё недавно стремились ублажить любую прихоть господина, стремятся избавиться от тела как можно быстрее и во что бы то ни стало. Назад господин едет уже не пассажиром первого класса, а обременяющим грузом, небрежно брошенным в чёрном трюме. Могущество господина из Сан-Франциско, как утверждал А.Т. Твардовский, оказывается эфемерным перед лицом одинакового для всех смертного итога.

3 Проблема милосердия, сострадания, отзывчивости, бескорыстия, взаимопомощи: «Юшка» Безответностью и миролюбием обладал и герой рассказа А.Платонова «Юшка». На праведности Юшки держалось все село. Он делился любовью со всеми окружающими, позволял вымещать на себе злость, накопившуюся в людях, чтобы она не направлялась на других. Юшка, как и Матрена, не гнался за материальным благополучием и все заработанные деньги отдавал сиротке на проживание и обучение. Но селяне, с которыми он прожил бок о бок многие и многие годы, почувствовали, насколько Юшка им необходим, только после его смерти.

Вася, главный герой произведения В. Короленко «В дурном обществе», изменился после встречи с «детьми подземелья». Эти изменения повернули его к людям, превратили в доброго и сострадательного человека. Дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом. История, рассказанная В.Г. Короленко, - урок милосердия и любви к людям.

Многие современники А.П. Чехова в своих воспоминаниях отмечали такие черты натуры писателя, как сострадание, милосердие. Проявлялись они в том, что Антон Павлович делал подарки людям, которые в чём-либо нуждались. И делал он это тайно, чаще всего посылая их в виде сюрпризов по почте. А буквально на смертном одре Чехов хлопотал о переводе какого-то студента, сына дьякона, из одного университета в другой. Пожалуй, это единственная просьба, оставшаяся невыполненной, да и то по причине вполне уважительной: Чехов умер.

Антон Павлович Чехов, презиравший самодовольное счастье мещанина, писал: "Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда... и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других..."

О человеческом бездушии, равнодушии к чужой беде с необыкновенной открытостью и силой трагического переживания книга Валентина Распутина «Деньги для Марии». Недостача в 1000 рублей становится бедой для семьи Марии и Кузьмы. Всех персонажей произведения можно сгруппировать по признаку их отношения к беде Кузьмы и Марии: люди, готовые оказать помочь и и люди завистливые, корыстные, жадные. Таким образом, повестью «Деньги для Марии» В.Г. Распутин воспитывает в нас, своих читателях, нравственные чувства. Как он писал в одной из своих статей, что « еще Аристотель говорил: «Если мы идем вперед в знании, но уступаем в нравственности, мы идем назад, а не вперед». Идеал человека – доброта. Плюс желание помочь друг другу. Пусть это звучит банально, но если избу вашего друга заносит снегом, а вы не поможете ее откопать. Мне не о чем с вами разговаривать»

4 проблема нравственного выбора: В финале драмы Ф. Шиллера «Разбойники» Карла Моора охватывают тяжёлые сомнения. Он задаётся вопросом: правильный ли путь он выбрал? Карл. Понимает, что ошибся. За свой благородный разбой ему приходится платить смертью отца и Амалии. Крл понимает, что высокой мести и благородного убийства не существует. Наконец он видит, что разбойники корыстолюбивы и жестоки. Карл Моор желает добровольно сдаться властям. Автор изобразил противостояние двух братьев, столкновение Карла с законом, задавшись вопросом: если против насилия бороться насилием, то не станет ли благородный мститель благородным преступником? Драматург приходит к выводу, что расплата неизбежна для каждого, кто нарушит неписаные нравственные законы и мотивы преступления не имеют никакого значения.

5 Проблема (запоздавшего)раскаяния человека: В рассказе «Цифры» И.А. Бунин выступает замечательным психологом, повествуя о человеке, которого много лет мучит воспоминание и стыд за свою ошибку. С горечью говорит дядя о своей гордости, раздражении, которые погасили радость маленького мальчика, беспощадно анализирует своё поведение, не пытаясь прикрыться словами о воспитании, о том, что детей нельзя баловать. Грустная и поучительная история, ведь большинство взрослых даже не задумываются, как много боли они мимоходом причиняют детям, как мало настоящей любви и желания понять другого в их отношениях.

6 проблема выбора жизненной позиции, призыв к гражданской активности:

Ф. Кривин «Два камня» Осуждение пассивности мы находим в сказке Салтыкова-Щедрина «Примудрый пискарь», главный герой которой – «умеренно-либеральный пискарь» - всю жизнь просидел в своей норе, не сделав ничего полезного. В этой сказке, как и в произведении Ф. Кривина, следует видеть не только политический подтекст, но и общечеловеческий смысл.

В «Премудром пискаре» М.Е. Салтыкова-Щедрина столетний пескарь, проживший свою жизнь в одиночестве, никому не доверявший, боявшийся всех и вся, так и не решился хотя бы раз совершить какой-либо стоящий поступок, он, больной и умирающий, без друзей и родных, бессмысленно проживший жизнь, исчезает неизвестно куда. А жил ли вообще когда-нибудь этот пискарь? Никто с ним не общался, не видел его, советы «премудрого» никому не нужны. Его жизнь прошла серо и уныло, и прожить сто лет, зарывшись в собственной норе, никому не интересно. Пусть жизнь протечёт бурно, ярко, интересно, но лучше погибнуть в зубах щуки, зная, что о тебе кто-нибудь вздохнёт или заплачет.

А. П. Чехов «Ионыч» гибнет в Ионычечеловек , призванный служить народу, помогать страдальцам: он утрачивает прежде всего человеколюбие. И в этом основа его нравственного падения. Деньги, а не облегчение человеческих страданий, стали целью его деятельности. Грубость, раздражительность, бесцеремонность Ионыча, как и его ожирение, собственные дома, его тонкий и резкий голос, его тупая, бессмысленная речь – все это внешние проявления омертвевшей души, лишенной человечности и сострадания. Теперь он вполне свой среди «мертвых душ». Теперь он, несмотря на свою нелюдимость, раздражительность, тяжелый характер, уже не пугает обывателей. И его перестали звать «поляк надутый», а зовут по-родственному – «Ионыч».

Рассказ учит вырабатыванию в себе силы сопротивления обстоятельствам, наглядно показывает, что может стать с человеком, поддавшимся губительному влиянию уродливой среды.

Сочинение по произведению В.Г.Короленко Дети подземелья

План

1.О творчестве В.Короленко

2.Жизнь в заброшенном замке

3.Новые друзья Васи

4.Болезнь Маруси

5.Значение повести «Дети подземелья»

Русский писатель В.Г.Короленко является автором огромного количества замечательных повестей, рассказов, очерков. В своем произведении «Дети подземелья» писатель рассказывает о трудной жизни бедных людей, о детской дружбе, а также протестует против неравенства и несправедливости. Владимир Галактионович и сам не понаслышке знал, что такое нужда, когда в возрасте пятнадцати лет перенес смерть отца.

Всю свою жизнь Короленко боролся за правду, против зла и насилия. Повесть «Дети подземелья» я читала с большим волнением. По названию повести мне показалось, что она о каких-нибудь увлекательных приключениях где-то в заброшенном замке. На деле же все оказалось очень грустно.

Заброшенный замок в повести стал домом для многих бездомных людей. Страшно, когда у человека нет дома. Этим людям приходилось каждый день бороться за свою жизнь, добывая себе пропитание. В числе жителей замка оказались герои произведения мальчик Валек, четырехлетняя малышка Маруся и взрослый мужчина Тыбурций.

Встреча с ними навсегда изменила сознание жителя Княж-городка сорванца Васи, а также, восстановила его отношения с отцом, которые разладились после смерти мамы Василия. Эта тяжелейшая утрата оттолкнула друг от друга отца и сына. Каждый из них по-своему переживал свое горе. Мальчику хотелось любви и внимания отца, но при виде угрюмого и строгого лица последнего, ребенок замыкался в себе и робел.

С маленькой сестренкой Васе не разрешала играть нянька, и мальчик, никому не нужный, начал бродяжничать. Дружба с Вальком и Марусей заменила Васе общение с семьей. Ему хотелось хоть чем-то помочь новым знакомым, и он носил им яблоки из сада и другие лакомства. Мальчик сравнивал Марусю со своей сестрой, и не мог понять, почему малышка такая худенькая и бледная, почти не смеется, не бегает и не играет. Ему очень хотелось развеселить её, но она только плакала. Василия очень удивили слова Валька о том, что «серый камень высосал из Маруси жизнь».

Когда девочка заболела очень серьезно, Вася от отчаяния и беспомощности решается принести ей куклу сестры. И это действительно помогло, но ненадолго. Когда читаешь строчки про болезнь Маруси, так хочется, чтобы произошло чудо, и девочка выздоровела, но чуда не произошло. Отец Василия был честным и справедливым судьей, но только после слов Тыбурция мальчик понял это. И только благодаря этому же человеку пан судья узнал, что его сын - добрый и хороший мальчик, сочувствующий несчастным людям.

Повесть «Дети подземелья» написана В.Г.Короленко очень давно, но и в наше время существуют люди, у которых по каким-либо причинам нет дома. Писатель осуждает общество равнодушных к чужому горю людей. Он призывает оглянуться вокруг и помочь тем, кто нуждается в помощи. Ведь и Марусе наверно можно было помочь, вылечив ее, но жители города жили своей жизнью, им не было дела до несчастных жителей заброшенного замка.

В произведении «Дети подземелья» писатель Короленко поднимает важные вопросы. Автор размышляет о безразличии, бедности и душевной черствости. Но вместе с этим писатель указывает на положительные качества характера – милосердие, мужество, сострадание. Именно добром нужно искоренять зло из сердец людей.

Духовные ценности героев

Социальные проблемы возникают там, где наблюдается падение моральных ценностей. В произведении «Дети подземелья» мы видим большое полноценное общество, внутри которого прячется более мелкая группа людей. Они являются бродягами. Остальные успешные люди их отвергали и презирали.

К бродягам относится Валек и Маруся. Для выживания ребята ведут асоциальный образ жизни – воруют и просят милостыню. Бродяги на своем жизненном пути встретили Василия. Это совсем другой представитель общества. Он ведет спокойную и размеренную жизнь, не переживая о завтрашнем дне. Но мальчик вынужден был рано повзрослеть, так как потерял маму. Отец при этом замкнулся в себе и не уделял времени сыну. Он полностью лишит Васю своего внимания. Мальчик начинает бродяжничать и обретает новых друзей. Эта связь отлично демонстрирует, что истинное понимание не зависит от социальных классов. Разделение на слои не должно указывать человеку, с кем дружить и общаться.

В обществе бродяг Василий понимает ценность настоящих человеческих качеств. Он демонстрирует милосердие и доброту. Мальчик помогает своим новым знакомым. Он ничего не ждет взамен, делая все от чистого сердца. Вася был одинок в собственной семье, а тут он обретает верных и хороших товарищей, которые дарят ему необходимое душевное тепло.

Как решить социальные проблемы

Доброе сердце Василия толкает его на хорошие поступки. Он отдает Марусе куклу сестры, которую подарила мать перед смертью. Девочка тяжело болела, и сын судьи стремился облегчить ее муки. Этот поступок меняет семейные отношения между отцом и сыном. Судья замечает пропажу и выясняет, чем занимается его сын и в каких кругах вращается. Он видит в сыне свое отражение и полностью меняет мнение о нем. Отец видит доброту, смелость и милосердие в своем сыне. Он своевременно понял, что ошибался и исправляет ситуацию.

Писатель отлично показал, как внутренние проблемы общества отражаются на внешних. Пока люди лишены элементарных человеческих чувств, то общество обречено. Люди не должны забывать о доброте и милосердии. Они должны стараться искоренить нищету, ведь это национальная проблема.

Теме милосердия посвящен рассказа В. Короленко «В дурном обществе» (сокращенный вариант носит название "Дети подземелья"). В этом произведении идет речь о том, как сострадание, зародившись в детском сердце, нашло отклик даже в очерствевших душах взрослых людей. Сочинение на тему «В дурном обществе» - одно из творческих заданий, способных заложить фундамент в гуманистическом мировоззрении школьника.

Сюжет произведения

В центре повествования - мальчик Вася, лишенный отцовского внимания. Он предоставлен самому себе и проводит большую часть своего времени на улице, среди неблагополучных социальных элементов. Отец его является вполне успешным членом общества, однако горе от потери горячо любимой жены поглощает его всецело. И если на дочь, которая похожа на мать как две капли воды, он в своем сердце находит немного нежности и внимания, то сын растет как трава. Где он пропадает целыми днями и в чем заключается причина его радостей и печалей, никого не интересует.

Мальчик тем временем изучает окружающую жизнь, начиная со знакомства с обитателями полуразрушенного замка. Живут в этих развалинах нищие. Примечательно, что даже в мире этих людей, лишенных всего необходимого для полноценной жизни, находится место жестокости и несправедливости. В замке происходит раскол. Некий Януш, в прошлом графский слуга, обладает правом решать, кому жить в развалинах, а кто должен покинуть эти «славные» стены. Вследствие этого образовывается новый слой бездомных, которым ничего не остается, как поселиться в подземелье.

Пристанище изгнанников находится под склепом разрушенной часовни. Об этом месте никто не знает, пока его случайно не обнаруживает Вася. Сочинение на тему «В дурном обществе» следует писать на основе событий, которые следуют за этим открытием.

Тыбурций

Руководителем тех, кого изгнали из замка, является довольно колоритная личность. Зовут его Тыбурцием, и о его прошлом мало что известно. Этот человек имеет простонародную внешность и аристократические замашки. Он весьма образован и регулярно развлекает публику на городской ярмарке длинными цитатами из произведений античных авторов.

Те, кто остался жить в замке, считают изгнанников во главе с Тыбурцием представителями дурного общества. Главарь же является фигурой довольно противоречивой. При внешней грубости он обнаруживает тонкую чувствительную натуру. А потому в сочинение на тему «В дурном обществе» стоит включить характеристику этого персонажа. Тыбурций не является главным героем, но отношения Васи к нему дает представление о положительных качествах мальчика.

Дурное общество

В рассказе подробно описываются и другие персонажи. Это и полубезумный профессор, постоянно бормочущий себе под нос что-то, и свирепый штык-юнкер Заусайлов, и фантазер Лавровский. Пристальное внимание автора к этим героям не случайно. Повествование ведется от лица Васи. И он, рассказывая об этих людях, демонстрирует свои душевные качества. Его интересуют те, кому тяжелее всего. Страдание каждого из них хотя и скрыто под образом довольно неприглядным, не оставляет мальчика равнодушным.

Сочинение на тему «В дурном обществе» можно посвятить этим интересным персонажам, поскольку именно они послужили первым толчком к развитию в душе Васи таких важных человеческих качеств, как милосердие и сострадание.

Валек и Маруся

Вася узнает, что в подземелье живут дети Тыбурция. Мальчик никогда ранее не знал, что такое настоящая дружба. Имея отца и сестру, он был одинок. Общению с Соней препятствовала строгая няня. В отцовском доме считали, что Вася на сестру оказывает отрицательное влияние. Но знакомство с Валеком и Марусей открыло для мальчика новый, не веданный ранее мир. Он видит, что дети нуждаются и голодают, и стремится им помочь, принося из своего сада для них яблоки. И он счастлив оттого, что нужен им и доставляет им радость. Сочинение «В дурном обществе» - это творческая работа о настоящей дружбе между детьми на основе известного художественного произведения.

Столкновение двух миров

Жизнь новых друзей Васи ничего не имеет общего с той, к которой привык мальчик. Он видит, что Валек ворует еду. Но знает о том, что делает это сын Тыбурция ради своей сестры. Позже мальчик из благополучной семьи понимает, что все обитатели «дурного общества» живут за счет украденного. Но он не осуждает их, хотя открытие и оставляет в его душе неприятный осадок.

Главная идея письменной работы по этому произведению - сострадание превыше всего. Именно на этой мысли должно быть основано сочинение. Короленко в «дурном обществе» изобразил лишних людей, то есть личностей, которые вызывают в окружающих лишь презрение. Этот рассказ призывает к милосердию. А сочинение на тему «Дурное общество», написанное осмысленно, зародит, возможно, в школьнике лучшие чувства. Ведь почти в каждом классе присутствуют мальчики и девочки из так называемых Но редко встречаются педагоги, способные рассказать ученикам о сострадании, в котором нуждаются такие дети.

Кукла

Следует перечитать эту главу до того, как начать писать сочинение. Короленко («В дурном обществе») говорит о формировании душевного мира. Сострадание может зародиться в сердце ребенка, но не найдя отклика у взрослых, исчезнет и, возможно, никогда не вернется.

Куклу Вася взял у своей сестры. Он надеялся на то, что эта игрушка спасет смертельно больную Марусю. За этот поступок мальчик был наказан, но, несмотря ни на что, не признался в том, где обитают изгнанники. Весьма печальным событием, а именно смертью дочери Тыбурция, заканчивается рассказ «В дурном обществе». может быть написано на основе различных произведений. Русские писатели затрагивали ее не раз. Однако начинать следует именно с рассказа

Сочинение «В дурном обществе» побудит его автора взглянуть на себя со стороны и задать себе такие вопросы: «Смогу ли я сдержать слово, если это потребуется?»; «Способен ли я на настоящий поступок?» Это творческое задание позволит проанализировать главную идею автора рассказа. И это, быть может, предопределит его судьбу. Ведь не зря один из писателей назвал вовремя прочитанную книгу огромной удачей.

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...