Хронологическая таблица мусоргского. Модест Петрович Мусоргский: биография, интересные факты, творчество. Последние годы жизни


Едва ли кто-то из русских классиков сравним с М.П.Мусоргским, гениальным композитором-самоучкой, в оригинальности, дерзновенности и самобытности путей воплощения идей, во многом предвосхитивших музыкальное искусство ХХ века.

Даже среди единомышленников он выделялся смелостью, устремленностью и последовательностью в отстаивании идеалов

Вокальное творчество Мусоргского

Вокальная музыка занимает определяющее место в творческом наследии композитора. В сборнике «Юные годы» (50-60-е гг.) он продолжает развивать линию А.Даргомыжского с тенденцией к усилению. Сборник ознаменовал наступление творческой зрелости композитора и определил круг образов и настроений (за исключением сатирических, которые появятся позднее); большая роль принадлежит образам крестьянской жизни, воплощению характеров персонажей-представителей народа. Неслучайно кульминацией сборника считаются романсы на слова Н.Некрасова(«Калистрат», «Колыбельная Еремушке»).

М.П.Мусоргский

К концу 60-х гг. произведения композитора наполняются сатирическими образами (целая галерея сатир воплощена в «Райке»). На грани зрелого и позднего периодов появляется цикл «Детская» на собственный текст, представляющий собой ряд психологических зарисовок (мир глазами ребенка).

Позднее творчество Мусоргского отмечено циклами «Песни и пляски Смерти», «Без солнца», балладой «Забытый».

Вокальные произведения Модеста Петровича в целом охватывают следующий круг настроений:

  • лирика , присутствующая в самых ранних сочинениях и окрашивающаяся впоследствии во все более трагические тона. Лирико-трагической кульминацией этой линии выступает вокальный цикл «Без солнца» (1874);
  • линия «народных картинок», зарисовок, сценок крестьянской жизни («Калистрат», «Колыбельная Еремушке», «Сиротка», «Цветик Савишна»), приводящая к таким вершинам, как баллада «Забытый» и «Трепак» из цикла «Песни и пляски Смерти»;
  • линия социальной сатиры (романсы 60-70х гг.: «Семинарист», «Классик», «Козел» («Светская сказочка»), кульминация – «Раек»).

Отдельную группу произведений, не относящихся ни к одной из вышеперечисленных, составляют вокальный цикл «Детская» (1872) и «Песни и пляски Смерти» (кроме «Трепака»).

Развиваясь от лирики через бытовое начало, сатирические или социальные зарисовки, вокальная музыка композиторп Мусоргского все более наполняется трагическими настроениями, которые становятся едва ли не определяющими в позднем творчестве, со всей полнотой воплотившись в балладе «Забытый» и «Песнях и плясках Смерти». Иногда более, иногда менее отчетливо, но трагическая тема звучала и ранее – уже в «Калистрате» и «Колыбельной Еремушке» ощутим остродраматический надрыв.

Он переосмысливает семантическую суть колыбельной, сохраняя лишь внешние признаки жанра. Так, и «Калистрат», и «Колыбельная Еремушке»

(которую Писарев назвал «мерзкой колыбельной»)

— не просто убаюкивание; это – мечта о счастье для ребенка. Однако остро звучащая тема несопоставимости реальности и мечты превращает колыбельную в плач (кульминацию этой темы представит цикл «Песни и пляски Смерти»).

Своеобразное продолжение трагической темы наблюдается

  • в « Сиротке» (крошечный ребенок, просящий милостыню),
  • « Светик Савишна» (горе и боль отвергнутого купчихой юродивого, – образ, наиболее полно воплотившийся в Юродивом из оперы «Борис Годунов»).

Одной из трагических вершин музыки Мусоргского выступает баллада «Забытый» — произведение, объединившее таланты Верещагина (в написанной им антивоенной серии, увенчанной «Апофеозом войны», есть картина «Забытый», что легла в основу идеи баллады), Голенищева-Кутузова (текст). Композитор вводит в музыку также образ семьи солдата, используя прием контрастного сопоставления образов: наивысшая степень трагизма достигается сопоставлением на фоне колыбельной обещаний матери, баюкающей сына и говорящей о скором возвращении отца, и финальной фразы:

«А тот забыт – один лежит».

Вокальный цикл «Песни и пляски Смерти» (1875) — кульминация вокального творчества Мусоргского.

Исторически в музыкальном искусстве образ смерти , подстерегающей и отбирающей жизнь зачастую в самые неожиданные моменты, выражался в двух основных ипостасях:

  • мертвой статикой, застылостью (в эпоху Средневековья таким символом стала секвенция Dies irae);
  • изображение смерти в Dance macabre (пляски смерти) – традиция, идущая от испанских сарабанд, где похороны проходили в движении, торжественном траурном танце; находит отражение в творчестве Берлиоза, Листа, Сен-Санса, т.д.

Новаторство Мусоргского в связи с воплощением данной тематики заключается в том, что Смерть теперь не только «пляшет», но и поет.

Масштабный вокальный цикл состоит из 4-х романсов, в каждом из которых смерть подстерегает жертву:

  • 1 ч. «Колыбельная». Смерть поет колыбельную над кроваткой ребенка;
  • 2 ч. «Серенада». Принимая облик странствующего рыцаря, Смерть поет серенаду под окном умирающей девушки;
  • 3 ч. «Трепак». Крестьянин замерзает во вьюжной, морозной степи, а Смерть поет ему свою песню, обещая свет, радости и богатство;
  • 4 ч. «Полководец». Грандиозный финал, где Смерть появляется на поле битвы как полководец, обращаясь к павшим.

Идейная суть цикла – протест и борьба против всесилия смерти с целью изобличить ее ложь, что подчеркнуто «фальшивостью», неискренностью в использовании каждого из бытовых жанров, что лежат в основе его частей.

Музыкальный язык М.П.Мусоргского

Речитативную интонационную основу и мастерски разработанную фортепианную партию вокальные произведения композитора реализуют посредством форм, зачастую отмеченных признаками индивидуального авторского стиля.

Оперное творчество

Так же, как и вокальная музыка, оперный жанр у Мусоргского ярко раскрывает самобытность и композиторскую силу таланта так же, как и его передовые взгляды, идейные и эстетические устремления.

Завершенными в творческом наследии являются 3 оперы

«Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка»;

нереализованными остались

«Саламбо» (исторический сюжет),

«Женитьба» (есть 1 действие),

ряд замыслов, вообще неосуществленных.

Объединяющим моментом для опер (кроме «Женитьбы») является наличие народных образов в качестве основополагающих, причем они используются:

  • индивидуализированное представление отдельных героев-представителей народа.

Важным для композитора было обращение к народным сюжетам. Если в замысле «Саламбо» лежала история столкновения Карфагена с Римом, то в других операх его волнует не древняя история, но – Русь в моменты наивысших потрясений, в наиболее смутное время своей истории («Борис Годунов», «Хованщина»).

Фортепианное творчество Мусоргского

Фортепианное творчество у этого композитора представлено единственным циклом «Картинки с выставки» (1874), вошедшим, тем не менее, в историю музыки как яркое, выдающееся произведение русского пианизма. В основе замысла – произведения В.Гартмана, его же памяти посвящен цикл, состоящий из 10 пьес (« Гном», «Старый замок», «Тюильрийский парк», «Быдло», «Балет невылупившихся птенцов», «Два еврея», «Лиможский рынок», «Катакомбы», «Баба-Яга», «Золотые ворота» или «Богатырские ворота»), периодически чередующихся с особого значения темой – «Прогулкой». С одной стороны, она изображает самого композитора, прогуливающегося по галерее работ Гартмана; с другой, олицетворяет русское национальное начало.

Жанровое своеобразие цикла, с одной стороны, отсылает к типичной программной сюите, с другой – к рондальной форме, где «Прогулка» выступает рефреном. А с учетом того, что тема «Прогулки» ни разу не повторяется в точности, проявляются черты вариационности.

Кроме того, « Картинки с выставки» вбирают выразительные возможности фортепиано:

  • колористические, благодаря чему достигается «оркестральность» звучания;
  • виртуозность;
  • в музыке цикла ощутимо воздействие вокального стиля композитора (как песенности, так и речитативности и декламационности).

Все эти черты делают «Картинки с выставки» уникальным в истории музыки произведением.

Симфоническая музыка М.П.Мусоргского

Показательным произведением в области симфонического творчества является «Иванова ночь на Лысой горе» (1867) — шабаш ведьм, продолжающая традицию Берлиоза. Историческое значение произведения – в том, что это один из первых в русской музыке образцов злой фантастики.

Оркестровка

Новаторство М.П.Мусоргского как композитора в подходе к оркестровой партии не было понято сразу: открытие новых горизонтов воспринималось рядом современников как беспомощность.

Главным принципом для него являлось достижение максимальной экспрессии в выражении при минимальном использовании оркестровых средств, т.е. его оркестровка приобретает природу вокала.

Суть новаторского подхода к использованию музыкально-выразительных средств музыкант формулировал примерно так:

«…создавать экспрессивные формы речи, а на их основе – новые музыкальные формы».

Если сравнить Мусоргского и , великих русских классиков, в чьем творчестве одним из главных является образ народа, то:

  • в отличие от Глинки, для которого характерен портретный метод показа, для Модеста Петровича главное – показ народных образов в развитии, в процессе становления;
  • Мусоргский, в отличие от Глинки, выделяет из народной массы индивидуальные персонажи, представляющие народ. Кроме того, каждый из них выступает носителем определенного символа (например, Пимен из «Бориса Годунова» — не просто мудрец, но – олицетворение самой истории).
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Продолжаю рассказ о туристической поездке на юг Псковской области, которая состоялась 11 февраля этого года. В первой части был фотоотчет о посещении , (п.Полибино Великолукского района), а сегодня - фотоэкскурсия по музею-усадьбе Модеста Петровича Мусоргского, расположенного в пос.Наумово Куньинского района. Великий русский композитор родился в этих краях, здесь прошли детские годы его жизни.


Два небольших села - Карево и Наумово, которые расположены на юге Псковской области практически на границе с Тверской областью, считаются родиной М.П.Мусоргского. Его родители Петр Алексеевич Мусоргский и Юлия Ивановна, урожденная Чирикова, происходили из древних дворянских родов. Их семьи жили по соседству в своих родовых имениях. Усадьба в селе Карево принадлежала Мусоргским, а расположенная неподалеку усадьба в Наумово, с 17 века являлось владением рода Чириковых. Усадьбы разделял лишь погост Пошивкино, где стояла церковь Одигитрии, "общая" для обеих помещичьих семей.

М.П.Мусоргский родился 21 марта 1839 года в селе Карево. К великому сожалению, от барской усадьбы в Карево ничего не осталось кроме фундамента. А вот дом в Наумово, построенный в 19 веке, каким-то чудом уцелел. Поэтому музей композитора был открыт именно здесь, в главном доме усадьбы Чириковых, где маленький Модест часто бывал у бабушки с дедушкой, ночевал в детской на втором этаже, играл на пианино в одном из залов, гулял в парке, проводил время на прудах и на Жижицком озере, до которого от дома рукой подать.

Интересно, что музей Мусоргского сначала возник как народный музей. Он был открыт в 1968 году по инициативе директора Жижицкой средней школы и его экспозиция занимала два класса. Через два года было принято решение об открытии музея в усадьбе Наумово и в 1972 году в здании бывшего барского дома открыли первую экспозицию, посвященную жизни и творчеству М.П. Мусоргского. С тех пор музейные экспозиции значительно расширились, а фонд музея пополнился большим количеством экспонатов из разных источников. В настоящее время музей Мусоргского является филиалом Псковского музея-заповедника.

Бюст композитора работы скульптора А.Измалкова был установлен перед усадебным домом в 1973 г. (Еще один памятник Мусоргскому установили в 1989 году в Карево на месте дома, где родился композитор, но сфотографировать его не получилось из-за того, что и памятник, и подступы к нему были завалены снегом)

Помимо барского дома в усадьбе сохранились парк в английском стиле, пруды с насыпными островами и несколько хозяйственных построек.

Конечно, в период поздней весны-лета-осени здесь должно быть очень живописно. А в день нашего приезда все очень плотно покрывал снег. И еще здесь стояла какая-то нереальная тишина. Перед экскурсией по музейной экспозиции мы пробежались немного по близлежащей территории, насколько это позволяли расчищенные дорожки и пофотографировали, пока еще было светло.

Ну а теперь пройдемся непосредственно по дому, где нашим экскурсоводом была сотрудница музея Елена Петровна Заверняева. Она провела замечательную экскурсию.

Сначала мы попадаем в прихожую. Видно, что дом очень старый. (его, конечно, реставрировали, но это было очень давно - в 1979 году)

Здесь в витринах представлены уникальные вещи из семей Мусоргских и Чириковых

Из прихожей мы попадаем в столовую. Столовая в усадебном доме была центром всей жизни. Здесь, как правило собирались за столом соседи и родственники. В комнате кресла и полубуфет, которые привезли сюда из деревни Волок под Торопцем, из дома Кушелевых - родственников композитора по материнской линии, у которых он часто бывал. Тут же стоят кофейник, заварочный чайник и маслёнка в виде барана из семьи Мусоргских, которые подарили музею родственники композитора.

В витринах представлены материалы по родословным Мусоргских и Чириковых

а так же муляж Метрической книги церкви Одигитрии погоста Пошивкино с записью о рождении М.П.Мусоргского.

Дальше попадаем в "девичью". Здесь собирались дворовые девушки для занятия рукоделием или что бы попить чайку в свободную минутку

Буфет и диван в этой комнате - вещи мемориальные. Они стояли в этом доме при жизни Чириковых.

Далее попадаем в комнату матери. Надо сказать, что с матерью у Мусоргского были очень теплые отношения. Это она заметила в нем ранее увлечение музыкой, наняла ему учителя и всячески поощряла его занятия и музыкальное образование. Ее не стало, когда Модесту было двадцать пять лет и он очень тяжело переживал ее уход.

Комната матери замыкает женскую половину дома и она же открывает анфиладу парадной части дома. Здесь один из главных экспонатов - зеркальный туалетный столик из семьи Мусоргских. В музей его отдала внучатая племянница М.П.Мусоргского Татьяна Георгиевна Мусоргская (внучка старшего брата Модеста - Филарета).

На круглом столе ноты произведений композиторов, которых любил Мусорский - это Шуман, Шуберт, Лист

Еще в этой комнате можно увидеть Грамоту 1849 года на дворянство М.П.Мусоргского, с которой он получил право на поступление в военное училище (копия, конечно), а так же одни из самых ранних портретных изображения М.П.Мусоргского, относящиеся ко времени завершения учебы в школе гвардейских прапорщиков и службы в Преображенском полку - это карандашный рисунок и фотография в форме младшего офицера.

Дальше идем через анфиладу комнат. Экспонаты, представленные в Малой и Большой гостиных, рассказывают уже о петербургской жизни Мусоргского и о его творчестве. Семья Мусоргских переехала в Петербург в 1849 году, когда Модесту было 10 лет, а его старшему брату Филарету исполнилось 13 лет. В Петербурге мальчики должны были получить военное образование.

Они его и получили, но Модест, отслужив всего два года, ушёл в отставку, чтобы заниматься музыкой. В этот период он знакомится с молодыми композиторами - Бородиным , Римским-Корсаковым , Кюи , Балакиревым и художественным критиком Стасовым . Образовался музыкальный кружок "Могучая кучка". Правда, позднее, ему все-таки пришлось "вернуться на работу". Что бы обеспечивать свое существование он служил чиновником в Инженерном, а затем в Лесном департаментах.

Однако, музыкой он никогда не переставал заниматься. Работал много и плодотворно. За свою в общем-то недолгую жинь (он умер в 42 года), он написал две оперы "Борис Годунов" и "Хованщина". Еще три оперы остались незаконченными- это "Женитьба" и "Сорочинская ярмарка" (обе по произведениям Н.В.Гоголя), а так же "Саламбо" (по новелле Г.Флобера). Причем либретто к операм Мусоргский так же писал сам. Он сочинил ряд вокальных циклов для голоса и фортепиано - "Юные годы", "Детская", "Картинки с выставки", "Без солнца", "Песни и пляски смерти". Так же он создал музыкальные циклы для оркестра и хора, песни и романсы (на стихи Г.Гейне, А.А.Голенищева-Кутузова и др.)

В Петербурге Мусоргский прожил 32 года, не имея собственной квартиры. Он снимал меблированные комнаты или жил у друзей.

Самым близким другом из всей "Могучей кучки" для Мусоргского был Н.А.Римский-Корсаков. Они как-то даже снимали квартиру на двоих, чтобы вечерами сочинять музыку. Но их дружба закончилась, когда Римский-Корсаков решил жениться. Мусоргский воспринял эту новость чрезвычайно остро, потому что был убеждён, что если у человека есть талант, то он обязан посвятить себя этому, а семья будет отнимать время от творчества. Сам Мусоргский никогда не был женат.

Старинный белый рояль фирмы Шрёдер, который можно увидеть в Белой зале не имеет непосредственного отношения к жизни Мусоргского. Но он попал в музей благодаря поддержке и участию известного оперного певца Евгения Нестренко, который был большим другом музея Мусоргского. На этом рояле играли лучшие исполнители, которые приезжали в музей. Здесь и сегодня проходят концерты и музыкальные мероприятия.

Традиционное фото с эффектом присутствия... :-)

Мусоргский краткая биография и интересные факты из жизни русского композитора и пианиста изложены в этой статье.

Модест Мусоргский краткая биография

Мусоргский Модест Петрович появился на свет 21 марта 1839 года в деревне Карево в семье смоленских дворян.

Еще в юном возрасте он учился игре клавишных инструментах. Переехав в Санкт-Петербург, Модест занимается с великим пианистом Герке. Учитель поощрил своего ученика к написанию музыки. Первая музыкальная работа Мусоргского – полька Porte-enseigne Polka, написанная в 1852 году.

По стопам семьи он в 1852 году поступает в Школу кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. В 1856 – 1858 годы служит в чине офицера лейб-гвардии в Преображенском полку.

На службе он встречается с композитором Александром Бородиным, Цезарем Кюи, Александром Даргомыжским, Владимиром Стасовым и Милием Балакиревым. Модест присоединился к «Новой русской музыкальной школе», которую те создали. Ее более широкое название – «Могучая кучка». Под влиянием Балакирева Мусоргский все свое время уделил композиции, уйдя в 1858 году со службы.

В период 1850-х-1860-х годов он создал много фортепианных и оркестровых сочинений, романсов и песен. Но некие обстоятельства заставили его вновь в 1863 году пойти на службу. По 1868 год Модест работает чиновником в Инженерном управлении. С 1868 года по 1879 год переходит на новое место службы – Лесной департамент, а еще спустя год – в Государственный контроль.

В 1879 году он как аккомпаниатор совершил концертное путешествие с певицей Леоновой по России. В период 1880-1881 годы работает аккомпаниатором в ее открытых Музыкальных классах.

Здоровье Мусоргского резко пошатнулось в феврале 1881 года. Его поместили в Николаевский военный госпиталь. Однажды к нему пришел посетитель Илья Репин и нарисовал его известный портрет. Умер композитор 28 марта 1881 года в этом же госпитале.

Произведения Мусоргского – «Саламбо», «Борис Годунов», «Женитьба», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», «Семинарист», «Козел», «Пирушка», «Спи-усни, крестьянский сын», «Гопак», «Светик Савишна», «Блоха», «Калистрат», «По грибы», «Колыбельная Еремушки», «Озорник», «Ночь на Лысой горе», «Интермеццо».

Модест Мусоргский интересные факты

С 6 лет занимался музыкой, под руководством матери.

Он имел прекрасную музыкальную память и мог сходу запомнить сложные оперы .

За свою недолгую жизнь (42 года), Мусоргский создал 5 опер (4 из которых не окончены), ряд симфонических сочинений, циклы вокальной и фортепианной музыки, множество романсов и хоров.

Композитор с 1863 года стал дописывать в своей фамилии букву «Г». До этого года все документы подписывались как Мусорский.

Илья Репин создал единственный портрет, написанный при жизни Модеста.

На месте захоронения великого композитора сейчас находится автобусная остановка.

В последние годы жизни Мусоргский испытывал тяжелую депрессию, из-за непризнания его творчества, одиночество, бытовые и материальные трудности.

Мусоргский страдал запойным пьянством. После очередной попойки у него началась белая горячка. Попав в больницу, ему строго – настрого запретили употреблять алкоголь. Но Модест подкупил работника и тот купил ему бутылку вина. А на следующий день композитора не стало.

2 марта 1881 года в двери столичного Николаевского военного госпиталя, расположенного на Слоновой улице в Песках, вошел необычный посетитель с холстом в руках. Он направился в палату своего давнего друга, которого привезли двумя неделями ранее с белой горячкой и нервным истощением. Положив холст на стол, открыв кисти и краски, Репин вглядывался в знакомое усталое и измученное лицо. Через четыре дня был готов единственный прижизненный портрет русского гения. Модест Петрович Мусоргский любовался своим изображением только 9 дней и умер. Он был вызывающе смелым и одним из самых фатальных музыкальных творцов XIX века. Гениальная личность, новатор, который опередил своё время и оказал значительное влияние на развитие не только русской, но и европейской музыки. Жизнь Мусоргского, так же как и судьба его произведений была сложна, однако слава о композиторе будет вечной, ведь его музыка пропитана любовью к русской земле и народу, который на ней проживает.

Краткую биографию Модеста Петровича Мусоргского и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Мусоргского

Модест Петрович Мусоргский появился на свет 9 марта 1839 года. Родовым гнездом ему стало имение в Псковской области, где он жил до 10 лет. Близость крестьянского быта, народные песни и простой деревенский уклад жизни сформировали в нем то миропонимание, которое впоследствии стало основной темой его творчества. Под руководством матери он рано начал играть на фортепиано. Мальчик имел развитую фантазию и, слушая сказки няни, порой не мог всю ночь заснуть от потрясения. Эти эмоции находили свое выражение в фортепианных импровизациях.


Согласно биографии Мусоргского в связи с переездом в 1849 году в Санкт-Петербург его музыкальные занятия совмещались с обучением в гимназии, а затем и в Школе гвардейских прапорщиков. Из стен последней Модест Петрович вышел не только офицером, но и великолепным пианистом. После непродолжительной военной службы в 1858 году он вышел в отставку, чтобы полностью сосредоточиться на композиторской деятельности. Такому решению немало способствовало знакомство с М.А. Балакиревым , обучившим его основам композиции. С приходом Мусоргского формируется окончательный состав «Могучей кучки ».

Композитор много работает, премьера первой оперы делает его знаменитым, но другие работы не находят понимания даже у кучкистов. В группе происходит раскол. Незадолго до этого Мусоргский из-за крайней нужды возвращается на службу в различных ведомствах, но здоровье его начинает сдавать. Проявления «нервной болезни» сочетаются с пристрастием к алкоголю. Он проводит несколько лет в имении брата. В Петербурге, находясь в постоянном денежном затруднении, живет у разных знакомых. Только однажды, в 1879 году, ему удалось вырваться в поездку по южным областям Империи с певицей Д. Леоновой в качестве ее аккомпаниатора. Воодушевления от этой поездки, увы, хватило ненадолго. Мусоргский вернулся в столицу, был отчислен со службы и вновь погрузился в апатию и пьянство. Он был тонко чувствующим, великодушным, но глубоко одиноким человеком. В день, когда его за неуплату выставили со съемной квартиры, с ним случился удар. Еще месяц Модест Петрович провел в госпитале, где и скончался ранним утром 16 марта 1881 года.

Интересные факты о Модесте Петровиче Мусоргском

  • Упоминая две версии «Бориса Годунова », мы имеем в виду – авторские. А ведь есть еще и «редакции» других композиторов. Их не менее 7! Н.А. Римский-Корсаков , живший с Мусоргским в одной квартире в момент создания оперы, имел настолько индивидуальное видение этого музыкального материала, что два его варианта оставили неизменными считанные такты первоисточника. Свои инструментовки клавиров создавали Э. Мелнгайлис, П.А. Ламм, Д.Д. Шостакович , К. Ратхауз, Д. Ллойд-Джонс.
  • Иногда для полноты воспроизведения авторского замысла и оригинальной музыки в версию 1872 года добавляют сцену у собора Василия Блаженного из первой редакции.
  • «Хованщину» по понятным причинам также постигла многочисленная редактура – Римским-Корсаковым, Шостаковичем, Стравинским и Равелем . Версия Д.Д. Шостаковича считается наиболее близкой к оригиналу.
  • Дирижер Клаудио Аббадо для «Хованщины » 1989 года в Венской опере сделал собственную компиляцию музыки: он восстановил некоторые эпизоды в авторской оркестровке, вычеркнутые Римским-Корсаковым, взял за основу редакцию Д. Шостаковича и финал («Заключительный хор»), созданный И. Стравинским. С тех пор данная комбинация неоднократно повторялась в европейских постановках оперы.
  • Несмотря на то, что и Пушкин, и Мусоргский в своих произведениях представили Бориса Годунова детоубийцей, прямых исторических свидетельств того, что царевич Димитрий был убит по его приказу, нет. Младший сын Ивана Грозного страдал эпилепсией и, согласно показаниям очевидцев и официального следствия, умер от несчастного случая во время игры с острым предметом. Версию о заказном убийстве поддерживала мать царевича Марья Нагая. Вероятно, из мести Годунову она признала сына в Лжедмитрии I, хотя позже и отреклась от своих слов. Интересно, что следствием по делу Димитрия руководил Василий Шуйский, который позже, став царем, изменил свою точку зрения, однозначно утверждая, что мальчик был убит по поручению Бориса Годунова. Этого мнения придерживается и Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского».

  • Сестра М.И. Глинки Л.И. Шестакова подарила Мусоргскому издание «Бориса Годунова» А.С. Пушкина с вклеенными пустыми листами. Именно на них композитор отметил дату начала работы над оперой.
  • Билеты на премьеру «Бориса Годунова» раскупили за 4 дня, несмотря даже на их цену, втрое превышавшую обычную.
  • Зарубежные премьеры «Бориса Годунова» и «Хованщины» прошли в Париже – в 1908 и 1913 годах соответственно.
  • Не считая произведений Чайковского , «Борис Годунов» - самая известная русская опера, неоднократно ставившаяся на крупнейших сценах.
  • Знаменитый болгарский оперный певец Борис Христов на записи «Бориса Годунова» 1952 года исполнил сразу три партии: Бориса, Варлаама и Пимена.
  • Мусоргский – любимый композитор Ф.И. Шаляпина.
  • Дореволюционные постановки «Бориса Годунова» были немногочисленны и кратковременны, в трех из них заглавную партию исполнял Ф.И. Шаляпин. По-настоящему оценили произведение только в советское время. С 1947 года опера идет в Большом театре, с 1928 – в Мариинском, причем, в текущем репертуаре театра – обе редакции.


  • Бабушка Модеста Петровича, Ирина Егоровна, была крепостной. Алексей Григорьевич Мусоргский женился на ней, имея уже троих совместных детей, в числе которых был и отец композитора.
  • Родители Моди хотели, чтобы он стал военным. Его дед и прадед были гвардейскими офицерами, мечтал об этом и его отец, Петр Алексеевич. Но из-за сомнительного происхождения военная карьера была ему недоступна.
  • Мусоргские – смоленская ветвь царского рода Рюриковичей.
  • Вероятно, в основе внутреннего конфликта, мучившего Мусоргского всю жизнь, лежало и сословное противоречие: происходя из состоятельной дворянской семьи, он провел детство среди крестьян своей усадьбы, а в его собственных жилах текла кровь крепостного народа. Именно народ – главное действующее лицо обеих больших опер композитора. Это – единственный персонаж, к которому он относится с абсолютной симпатией и состраданием.
  • Из биографии Мусоргского мы знаем, что композитор всю жизнь оставался холостяком, даже его друзья не оставили свидетельств об амурных похождениях композитора. Были слухи, что в молодости он жил с кабацкой певицей, которая сбежала с другим, жестоко разбив ему сердце. Но доподлинно неизвестно, была ли эта история на самом деле. Также осталась неподтвержденной версия о любви композитора к Надежде Петровне Опочининой, которая была старше его на 18 лет, и которой он посвящал многие свои произведения..
  • Мусоргский – третий по исполняемости русский оперный композитор.
  • «Борис Годунов» идет в театрах мира чаще, чем «Вертер» Массне, «Манон Леско » Пуччини или любая опера «Кольца нибелунга » Вагнера.
  • Именно творчеством Мусоргского вдохновлялся И. Стравинский, который, будучи учеником Н.А. Римского-Корсакова, не признавал его правок в «Борисе Годунове».
  • Среди зарубежных последователей композитора – К. Дебюсси и М. Равель.
  • Мусорянин – прозвище, которое носил композитор в кругу друзей. Также его называли Модинькой.


  • В России «Хованщина» впервые прозвучала в 1897 году, исполненная Русской частной оперой С.И. Мамонтова. И только лишь в 1912 она была поставлена в Большом и Мариинском театрах.
  • В советские годы Михайловский театр Санкт-Петербурга носил имя М.П. Мусоргского. После реконструкции и возвращения исторического названия в качестве звонков в театре звучат несколько тактов из вступления к «Хованщине» («Рассвет на Москве-реке»), как дань уважения великому композитору.
  • Обе оперы Мусоргского требуют исполнения значительно расширенным составом оркестра для точной передачи выразительности музыки.
  • «Сорочинскую ярмарку» закончил Ц. Кюи. Эта постановка была последней оперной премьерой Российской Империи за 12 дней до революции.
  • Первый серьезный приступ белой горячки настиг композитора уже в 1865 году. Татьяна Павловна Мусоргская, жена брата Филарета, настояла на том, чтобы Модест Петрович переехал к ним в поместье. Его выходили, но от болезни он так и не оправился полностью. Уехав от родных в Санкт-Петербург, без которого не мог жить, композитор не оставил своего пагубного пристрастия.
  • Мусоргский умер на 16 дней позже императора Александра II, убитого террористами в Санкт-Петербурге.
  • Композитор завещал права на издание своих произведений известному меценату Т.И. Филиппову, неоднократно ему помогавшему. Именно он оплатил и достойные похороны Модеста Петровича на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.

Творчество Модеста Петровича Мусоргского


Первое опубликованное произведение – полька «Подпрапорщик» - увидело свет, когда ее автору было всего 13 лет. В 17 он написал два скерцо, наброски дальнейших произведений большой формы так и не сложились в полноценные произведения. С 1857 года Мусоргский пишет песни и романсы, большинство из которых – на народные темы. Это было необычно для светского музыканта тех лет. Первые попытки написать оперы остались незавершенными – это и «Саламбо » по Г. Флоберу, и «Женитьба » по Н.В. Гоголю. Музыка к «Саламбо» полностью войдет в состав единственной законченной композитором оперы – «Бориса Годунова».

Биография Мусоргского гласит, что своим главным сочинением Мусоргский начинает заниматься в 1868 году. Либретто всех своих произведений большой формы он писал сам, текст «Годунова» опирался на трагедию А.С. Пушкина, а подлинность событий сверялась с «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина. По мнению Модеста Петровича, в первоначальном замысле оперы было два основных действующих лица – народ и царь. За год работа была завершена и представлена на суд дирекции императорских театров. Новаторское, неакадемичное и во многом революционное произведение композитора шокировало членов капельмейстерского комитета. Формальная причина отказа от постановки «Бориса Годунова » была в отсутствии центральной женской партии. Так родился удивительный прецедент в истории оперы – две редакции, а по смыслу - две оперы на один сюжет.

Вторая редакция была готова к 1872 году, в ней появился яркий женский персонаж – Марина Мнишек, великолепная партия для меццо-сопрано, добавлен польский акт и любовная линия Лжедмитрия и Марины, переработан финал. Несмотря на это, Мариинский театр повторно отверг оперу. Ситуация складывалась неоднозначной – многие отрывки из «Бориса Годунова» уже исполнялись певцами на концертах, публика хорошо принимала эту музыку, а театральное руководство оставалось безучастным. Благодаря поддержке оперной труппы Мариинского театра, в частности, певицы Ю.Ф. Платоновой, настоявшей на исполнении произведения в свой бенефис, опера увидела свет рампы 27 января 1874 года.

В заглавной партии выступил И.А. Мельников, один из выдающихся вокалистов своего времени. Публика неистовствовала и вызывала композитора около 20 раз на поклоны, критика высказалась и сдержанно, и негативно. В частности, Мусоргского обвиняли в том, что он изобразил народ неуправляемой толпой пьяных, угнетенных и отчаявшихся, абсолютно глупыми, простыми и ни на что не годными людьми. За 8 лет репертуарной жизни опера была показана всего лишь 15 раз.

В 1867 году за 12 дней Модестом Петровичем была написана музыкальная картина «Иванова ночь на Лысой горе », которая ни разу не была исполнена при его жизни и многократно им переделывалась. В 1870-х автор обратился к инструментальным и вокальным сочинениям. Так появились на свет «Картинки с выставки », «Песни и пляски смерти», цикл «Без солнца».

Свою вторую историческую оперу, народную музыкальную драму «Хованщина », Мусоргский начал писать еще до премьеры «Бориса Годунова». Либретто композитор полностью создавал сам, без опоры на литературные первоисточники. В его основе – реальные события 1682 года, когда русская история также переживала переломный период: происходил раскол не только в политических, но и в духовных сферах. Действующие лица оперы – и стрелецкий начальник Иван Хованский со своим непутевым сыном, и фаворит царевны Софьи, князь Голицын, и старообрядцы-раскольники. Персонажи сжигаемы страстями – любовными, жаждой власти и опьянением вседозволенностью. Работа растянулась на долгие годы – болезни, депрессии, периоды запоев… «Хованщину» дописывал уже Н.А. Римский-Корсаков сразу после кончины ее автора. В 1883 году он предложил ее Мариинскому театру, но получил категорический отказ. Шедевр Мусоргского впервые был исполнен в любительском музыкальном кружке…

Одновременно с «Хованщиной» композитор писал оперу «Сорочинская ярмарка », которая осталась только в черновиках. Последними его сочинениями стали несколько пьес для фортепиано.

Музыка Мусоргского в кино

Мелодии «Ночи на Лысой горе» и «Картинок с выставки» популярны во всем мире и часто используются в кино. Среди известных фильмов, где звучит музыка М.П. Мусоргского:


  • «Симпсоны», телесериал (2007-2016)
  • «Древо жизни» (2011)
  • «После прочтения сжечь» (2008)
  • «Клиент всегда мертв», телесериал (2003)
  • «Дракула 2000» (2000)
  • «Большой Лебовски» (1998)
  • «Лолита» (1997)
  • «Прирожденные убийцы» (1994)
  • «Смерть в Венеции» (1971)

Биографический фильм о гении только один – «Мусоргский» Г. Рошаля, выпущенный в 1950 году. В послевоенное десятилетие было снято несколько фильмов о великих русских композиторах, этот можно назвать самым удачным. Великолепен в заглавной роли А.Ф. Борисов. Ему удалось создать тот образ Мусоргского, каким его описывали современники – великодушный, открытый, тонко чувствующий, непостоянный, увлекающийся. Эта роль была отмечена Государственной премией СССР. В.В. Стасова в картине сыграл Н. Черкасов, а певицу Платонову – Л. Орлова.

Среди экранизаций опер композитора и записей театральных спектаклей отметим:


  • «Хованщина», постановка Л. Баратова в Мариинском театре, запись 2012 года, в ролях: С. Алексашкин, В. Галузин, В. Ванеев, О. Бородина;
  • «Борис Годунов», постановка А. Тарковского в театре Ковент-Гарден, запись 1990 года, в ролях: Р. Ллойд, О. Бородина, А. Стеблянко;
  • «Хованщина», постановка Б. Ларджа в Венской опере, запись 1989 года, в ролях: Н. Гяуров, В. Атлантов, П. Бурчуладзе, Л. Семчук;
  • «Борис Годунов», постановка Л. Баратова в Большом театре, запись 1978 года, в ролях: Е. Нестеренко, В. Пьявко, В. Ярославцев, И. Архипова;
  • «Хованщина», фильм-опера В. Строевой, 1959, в ролях: А. Кривченя, А. Григорьев, М. Рейзен, К. Леонова;
  • «Борис Годунов», фильм-опера В. Строевой, 1954, в ролях А. Пирогов, Г. Нэлепп, М. Михайлов, Л. Авдеева.

О новаторском характере своей музыки М.П. Мусоргский неоднократно упоминал в письмах. Время доказало справедливость этого определения: в 20 веке композиторы стали широко использовать те же приемы, казавшиеся когда-то антимузыкальными даже таким его современникам, как Чайковский и Римский-Корсаков. Модест Петрович был гением. Но гением русским - с хандрой, нервным истощением и поиском успокоения на дне бутылки. Его творчество вывело на лучшие мировые сцены историю, характер и песни русского народа, утвердив их безусловный культурный авторитет.

Видео: смотреть фильм о Модесте Петровиче Мусоргском

1839 г- 1881 г

История жизни

Родился Модест Мусоргский 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда, в имении своего отца, небогатого помещика Петра Алексеевича. Детство он провел на Псковщине, в глуши, среди лесов и озер. Он был самым младшим, четвертым сыном в семье. Двое старших умерли один за другим в младенческом возрасте. Вся нежность матери, Юлии Ивановны была отдана двум оставшимся, а особенно ему, любимцу, меньшому, Модиньке. Это она первая стала учить его играть на старом пианино, стоявшем в зале их деревянного барского дома.

Но будущее Мусоргского было предрешено. В десятилетнем возрасте он вместе со старшим братом приехал в Петербург. Здесь ему надлежало поступить в привилегированное военное училище - Школу гвардейских подпрапорщиков.

По окончании Школы Мусоргский был определен в Преображенский гвардейский полк. Модесту было семнадцать лет. Обязанности его были необременительны. Но неожиданно для всех Мусоргский подает в отставку и сворачивает с пути, столь удачно начатого.

Незадолго до того один из товарищей-преображенцев, знакомый с Даргомыжским, привел к нему Мусоргского. Юноша сразу покорил музыканта не только своей игрой на фортепиано, но и свободными импровизациями. Даргомыжский высоко оценил его незаурядные музыкальные способности и познакомил с Балакиревым и Кюи. Так началась для молодого музыканта новая жизнь, в которой главное место заняли Балакирев и кружок «Могучая кучка».

Творческая деятельность

Творческая деятельность Мусоргского начиналась бурно. Каждое произведение открывало новые горизонты, даже если и не доводилось до конца. Так остались незавершенными оперы Царь Эдип и Саламбо, где впервые композитор попытался воплотить сложнейшее переплетение судеб народа и сильной властной личности.

Исключительно важную роль для творчества Мусоргского сыграла незаконченная опера Женитьба (1 акт 1868 г.), в которой он использовал почти неизмененный текст пьесы Н. Гоголя, поставив перед собой задачу музыкального воспроизведения человеческой речи во всех ее тончайших изгибах. Увлеченный идеей программности, Мусоргский создает, ряд симфонических произведений, среди которых - Ночь на Лысой горе (1867).

Но наиболее яркие художественные открытия были осуществлены в 60-е гг. в вокальной музыке. Появились песни, где впервые в музыке предстала галерея народных типов, людей униженных и оскорбленных: Калистрат, Гопак, Светик Савишна, Колыбельная Еремушке, Сиротка, По грибы. Поразительно умение Мусоргского метко и точно воссоздать в музыке живую натуру, воспроизвести ярко характерную речь, придать сюжету сценическую зримость. А главное, песни пронизаны такой силой сострадания к обездоленному человеку, что в каждой из них обыденный факт поднимается до уровня трагического обобщения, до социально-обличительного пафоса. Не случайно песня Семинарист была запрещена цензурой!

Вершиной творчества Мусоргского 60-х гг. стала опера Борис Годунов. Демократически настроенная публика встретила новое произведение Мусоргского с истинным энтузиазмом.

Работа над Хованщиной протекала сложно - Мусоргский обратился к материалу, далеко выходящему за рамки оперного спектакля. В это время Мусоргский тяжело переживал распад Балакиревского кружка, охлаждение отношений с Кюи и Римским-Корсаковым, отход Балакирева от музыкально-общественной деятельности. Однако вопреки всему, творческая мощь композитора в этот период поражает силой, богатством художественных идей. Параллельно с трагической Хованщиной с 1875 г. Мусоргский работает над комической оперой Сорочинская ярмарка (по Гоголю). Летом 1874 г. он создает одно из выдающихся произведений фортепианной литературы - цикл Картинки с выставки, посвященный Стасову, которому Мусоргский был бесконечно признателен за участие и поддержку.

Идея написать цикл Картинки с выставки возникла под впечатлением посмертной выставки произведений художника В. Гартмана в феврале 1874 г. Он был близким другом Мусоргского, и его внезапная кончина глубоко потрясла композитора. Работа протекала бурно, интенсивно: Звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успевая царапать на бумаге. А параллельно один за другим появляются 3 вокальных цикла: Детская (1872, на собств. стихи), Без солнца (1874) и Песни и пляски смерти (1875-77 - оба на ст. А. Голенищева-Кутузова). Они становятся итогом всего камерно-вокального творчества композитора.

Тяжело больной, жестоко страдающий от нужды, одиночества, непризнания, Мусоргский упрямо твердит, что будет драться до последней капли крови. Незадолго до кончины, летом 1879 г. он совершает вместе с певицей Д. Леоновой большую концертную поездку по югу России и Украины, исполняет музыку Глинки, кучкистов, Шуберта, Шопена, Листа, Шумана, отрывки из своей оперы Сорочинская ярмарка и пишет знаменательные слова: К новому музыкальному труду, широкой музыкальной работе зовет жизнь... к новым берегам пока безбрежного искусства!

Судьба распорядилась иначе. Здоровье Мусоргского резко ухудшилось. В феврале 1881 г. случился удар. Мусоргского поместили в Николаевский военно-сухопутный госпиталь, где он скончался, так и не успев завершить Хованщину и Сорочинскую ярмарку.

Весь архив композитора после его смерти попал к Римскому-Корсакову. Он закончил Хованщину, осуществил новую редакцию Бориса Годунова и добился их постановки на императорской оперной сцене. Сорочинскую ярмарку завершил А. Лядов.

Выбор редакции
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...

Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...

Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...

Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...
Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...
Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...