Художественные стили в искусстве 17 18 презентация. План-конспект урока МХК «Возникновение новых стилей в XVII – XVIII вв. Ф.Буше. Купание Дианы
XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры. Успехи естествознания значительно расширили и усложнили представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Господствовало ощущение неразрывной связи человека с этим миром, его зависимости от окружающей действительности, от условий и обстоятельств его существования. Именно поэтому носителем художественного творчества становится не только человек, но и все многообразие действительности, ее сложные связи с человеком. Соответственно стала богаче и тематика художественного творчества, сюжетный репертуар, разрабатывались новые самостоятельные жанры и стили, развивались и углублялись те, которые сложились в предыдущие культурные эпохи. В XVII веке почти одновременно возникают стили, имеющие национальный характер и охватывающие разные виды искусств – классицизм и барокко.
Классицизм представлен в литературе такими именами – П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер (Франция), Д. Фонвизин (Россия); в живописи – Н. Пуссен, К. Лорен (Франция); в скульптуре – Э. М. Фальконе (Франция), Торвальдсен (Дания); в архитектуре – Ж. А. Габриэль, К. Н. Леду (Франция); в музыке – К. В. Глюк, В. А. Моцарт (Австрия).
Яркими представителями стиля барокко в литературе были – Кальдерон (Испания), Д. Мильтон (Англия); в живописи – П. П. Рубенс (род. В Германии), в архитектуре – Л. Бернини (Италия); в музыке – И. С. Бах, Г. Ф. Гендель (Германия), А. Вивальди (Италия).
Европейское же искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных антагонистических начала: классицизм и романтизм. Классицизм означал подчинение человека общественной системе, развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению индивидуального, личностного начала. Однако, классицизм XVIII века существенно изменился по сравнению с классицизмом XVII века, отбрасывая в некоторых случаях один из характернейших признаков стиля - античные классические формы. К тому же, «новый» классицизм эпохи Просвещения в самой своей основе не был чужд романтизму.
Важным новым началом в искусстве XVIII века было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не испытывавших потребностей в ее выработке. Таким крупнейшим культурологическим течением был прежде всего сентиментализм, отразивший в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемых вместе с первоначальным «естественным состоянием» общества, его отдалением от природы. Сентиментализм был обращен прежде всего к внутреннему, личному, интимному миру человеческих чувств и мыслей, а потому не требовал особого стилистического оформления. Сентиментализм чрезвычайно близок романтизму, воспеваемый им «естествен- ный» человек неизбежно испытывает трагичность столкновения с природными и общественными стихиями, с самой жизнью, готовящей великие потрясения, предчувствие которых наполняет всю культуру XVIII века.
Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просвещения является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Светское зодчество в XVIII веке впервые берет верх над церковным практически на территории всей Европы. Очевидно и вторжение светского начала в религиозную живопись тех стран, где она ранее играла главную роль - Италии, Австрии, Германии. Жанровая живопись, отражающая повседневность наблюдения художника за реальной жизнью реальных людей, получает широкое распространение практически во всех европейских странах, порой стремясь занять главное место в искусстве. Парадный портрет, столь популярный в прошлом, уступает место портрету интимному, а в пейзажной живописи возникает и распространяется в разных странах так называемый «пейзаж настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди).
Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее внимание к эскизу не только у самих художников, но и у ценителей произведений искусства. Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженные в эскизе, подчас оказываются интереснее и вызывают большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колориту живописных полотен. В работах художников XVIII века усиливается декоративное понимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому, наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы, художники стремятся к многокрасочности и даже пестроте.
Порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль «рококо», который получил наиболее совершенное воплощение в области прикладного искусства. Он проявлялся также и в иных сферах, где художнику приходится решать декоративно-оформительские задачи: в архитектуре - при планировке и оформлении интерьера, в живописи - в декоративных панно, росписях, ширмах и т. п. Архитектура и живопись рококо прежде всего ориентированы на создание комфорта и изящества для того человека, который будет созерцать и наслаждаться их творениями. Небольшие по объему комнаты не кажутся тесными благодаря иллюзии «играющего пространства», создаваемой архитекторами и художниками, умело использующими для этого различные художественные средства: орнамент, зеркала, панно, особую цветовую гамму и т. п. Новый стиль стал прежде всего стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами внес дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши и помпезности. Восемнадцатый век привнес множество предметов быта, доставляющих человеку удобство и покой, предупреждающих его желания, сделав их в то же самое время и предметами подлинного искусства.
Не менее существенной стороной культуры эпохи Просвещения было обращение к запечатлению художественными средствами ощущений и наслаждений человека (как духовных, так и телесных). У крупнейших мыслителей эпохи Просвещения (Вольтера, Гельвеция) можно найти «галантные сцены», в которых протест против ханжеской морали времени порой перерастает во фривольность. Во Франции с самого начала XVIII века и публика, и критики начинают требовать от нового искусства, прежде всего «приятного». Такие требования предъявлялись и к живописи, и к музыке, и к театру. «Приятное» означало как «чувствительное», так и чисто чувственное. Наиболее ярко отражает это требование времени знаменитая фраза Вольтера «Все жанры хороши, кроме скучного».
Тяготение изобразительного искусства к занимательности, по-вествовательности и литературности объясняет его сближение с театром. XVIII столетие часто называют «золотым веком театра». Имена Бомарше, Шеридана, Филдинга, Гоцци, Гольдони составляют одну из самых ярких страниц в истории мировой драматургии.
Театр оказался близким самому духу эпохи. Жизнь сама шла навстречу ему, подсказывая интересные сюжеты и коллизии, наполняя старые формы новым содержанием. Не случайно именно в эпоху Просвещения знаменитый венецианский карнавал становится не просто праздником, но именно образом жизни, формой быта.
Важное место в иерархии духовных ценностей в XVIII столетии занимает музыка. Если изобразительное искусство рококо стремится, прежде всего, украшать жизнь, театр – обличать и развлекать, то музыка эпохи Просвещения поражает человека масштабностью и глуби- ной анализа самых затаенных уголков человеческой души. Меняется и отношение к музыке, которая в XVII веке была всего лишь прикладным инструментом воздействия как в светской, так и в религиозной сферах культуры. Во Франции и в Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светский вид музыки – опера. В Германии, Австрии развивались наиболее «серьезные» формы музыкальных произведений – оратория и месса. Достижением музыкальной культуры эпохи Просвещения, бесспорно, является творчество Баха и Моцарта.
Для эпохи Просвещения характерна тяга к авантюрам, приключениям, путешествиям, стремление проникнуть в иное «культурное» пространство. Она находила свое проявление в волшебных операх с множеством необычайных превращений, в трагикомедиях, сказках и т. д.
Выдающимся вкладом в историю мировой культуры стало издание фундаментальной «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», начатое Д. Дидро (1713-1784) и Д"Аламбером. В «Энциклопедии» систематизированы важнейшие научные достижения человечества и утверждена система культурных ценностей, отражавшая наиболее прогрессивные взгляды того времени.
В полной мере отразил в себе приметы времени, всю его сложность и противоречивость – философ, естествоиспытатель, поэт и прозаик – Вольтер. Одно из самых глубоких и остросатирических произведений Вольтера «Кандид, или оптимист» в полной мере отразило общие тенденции развития просветительской литературы.
Основоположник просветительского романтизма в литературе – Ж. Ж. Руссо. Его морально-эстетические идеалы в полной мере отразились в наиболее известном и значительном романе «Новая Элоиза». Последователями русизма были Карамзин («Бедная Лиза»), Гете («Страдания юного Вертера»), Шадерло де Лакло («Опасные связи»).
Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь западной цивилизации. Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.
учитель МХК МБОУ гимназии
г.Сафонова Смоленской области
Слайд 2
Художественная культура XVII – XVIII вв.
Слайд 3
Стиль (лат) - 2 значения:
1) конструктивный принцип строения предметов и явлений мира культуры (стиль жизни, одежды, речи, общения, архитектуры, живописи и т.д.),
2) особенности художественного творчества, художественные школы и направления (стиль эллинизма, классицизма, романтизма, модерн и пр.)
Слайд 4
Возникновение новых стилей и Возрождение
Возрождение (Ренессанс) – эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Европы (XIV – XVI вв.)
На смену догматическому искусству пришли стремление к реалистическому познанию мира, вера в творческие возможности и силу разума отдельного человека.
Слайд 5
Отличительные черты культуры Возрождения:
- светский характер,
- гуманистическое мировоззрение,
- обращение к античному наследию.
Слайд 6
С. Боттичелли. Рождение Венеры
Слайд 7
С.Рафаэль. Галатея
Слайд 8
От гуманизма Возрождения к маньеризму и барокко
Маньеризм (от итал.-»приём», «манера») – господствующее художественное направление в европейском искусстве конца XVI в.
Представители маньеризма в своём творчестве не следовали природе, а старались выразить субъективную идею образа, рождённого в душе художника.
Слайд 9
Тициан. Вакх и Ариадна
Слайд 10
Барокко
Барокко («причудливый»,«странный» - один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI – середины XVIII в.
Человек в искусстве барокко предстаёт вовлечённым в круговорот и конфликт среды, многоплановой личностью со сложным внутренним миром.
Слайд 11
Для искусства барокко характерны
- грациозность,
- пышность и динамика,
- совмещение иллюзорного и реального,
- пристрастие к эффектным зрелищам,
- контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.
Слайд 12
ГвидоРени. Аврора
Аврора, 1614, фреска, палаццо Паллавичини Роспильози, Рим
Слайд 13
Питер Пауль Рубенс. Суд Париса
Слайд 14
П.П.Рубенс.Персей и Андромеда
Слайд 15
Эпоха Просвещения в истории развития искусства
- Классицизм как художественное воплощение идей Просвещения.
- Классицизм – художественный стиль в европейском искусстве XVII – начала XIX в.
- Обращение к античному наследию и гуманистическим идеалам Возрождения.
- Подчинение личных интересов общественным, чувства - долгу, идеализация героических образов – главные темы искусства классицизма.
Слайд 16
Ф.Буше. Купание Дианы
Слайд 17
Рококо
- Рококо – стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах первой половины XVIII в.
- Пристрастие к изысканным и сложным формам, причудливым линиям.
- Задача искусства рококо – нравиться, трогать и развлекать.
- Сложные любовные интриги, мимолётность увлечений, дерзкие и рискованные поступки героев, авантюры и фантазии. Галантные развлечения и праздники – основные сюжеты произведений рококо.
Слайд 18
Реалистические тенденциив развитии искусства XVII – XVIII вв.
- Объективность, точность и конкретность в передаче событий окружающего мир
- Отсутствие идеализации
- Внимание к простонародным типам
- Глубокое восприятие быта и природы
- Простота и естественность в передаче мира человеческих чувств
План – конспект урока
Тема: «Возникновение новых стилей в XVII – XVIII вв.»
Цель урока:
– образовательная (дать представление об основных художественных стилях, возникших в XVII – XVIII вв.);
– развивающая (формировать умение понимать стилевое разнообразие искусства, навыки анализа конкретных художественных произведений);
– воспитательная (воспитывать интерес к искусству и формировать понимание его ценности).
Оборудование:
– доска (обозначение темы урока, названия стилей, новые термины, фамилии и имена мастеров, работавших в каждом конкретном стиле);
– ноутбук с колонками (для демонстрации иллюстраций картин художников и прослушивание аудиозаписей).
Ход урока
Организационный момент.
Добрый день, класс. Сегодня мы изучим новую тему, которая позволит нам совершить краткий обзор того, с чем подробнее будем знакомиться на следующих уроках. Речь пойдет о стилях, появившихся в европейском искусстве в период Позднего Возрождения и развивавшихся вплоть до конца XVIII вв.
Убедитесь, что на ваших столах есть тетради и ручки, т.к. сегодня вам предстоит зафиксировать немало важной информации.
Объяснение нового материала.
Итак, тема нашего урока - «Возникновение новых стилей в XVII – XVIII вв.» (обращаю внимание детей на тему: она записана на доске и выделена мелом) .
Прежде чем начать, давайте постараемся вспомнить, какая ситуация складывалась в западноевропейском искусстве конца XVI в.
Начиная со второй его половины уже заметно падение итальянской живописи, и чем далее, тем оно становится все сильнее и сильнее. За расцветом следует период подражательный. Индивидуальные черты гениальных мастеров превращаются у их подражателей в манерность и канон.
Многим знаменитым мастерам, при всем совершенстве их техники и удачном приближении к образцам, недостает чувства меры - первого условия красоты и серьезного достоинства. Происходит «выпадение» из принципов живописи, характерных для Возрождения, в преувеличение. Это преувеличение ложится в основу нового художественного стиля.
Маньеризм (от лат. прием, манера) (новый термин и его перевод записаны на доске, как и имена представителей этого стиля, обращаю внимание детей на эти записи и прошу их перенести их к себе в тетради) отражает кризис ренессансных представлений об идеальном.
Маньеризм появился в Италии, однако очень быстро стал общеевропейским стилем.
Этому способствовали 2 фактора:
деятельность итальянских мастеров за пределами Италии;
широкое распространение картин, графики, гравюры и ДПИ мастеров-маньеристов.
Сам термин принадлежит биографу и живописцу Джорджо Вазари, который называет им новую живописную систему, которой характерны 3 основные черты:
Острота образов;
Экспрессия поз, удлиненность пропорций фигур;
Световые и цветовые контрасты (выше обозначенные принципы так же фиксируются учащимися и потом разбираются на примерах полотен художников–представителей стиля).
Все три принципа находили свое отражения в работах мастеров-маньеристов, которыми принято считать:
- Аллесандро Аллори ;
- Франческо Пармиджанино;
- Якопо Тинторетто.
Маньеристами так же считаются представители школы Фонтенбло во Франции и Эль Греко в Испании.
В литературе и музыке термин «маньеризм» применяется шире, чем в изобразительном искусстве; маньеристскими называются литературные произведения, которым свойственна усложненность слога и синтаксиса, использование причудливо-фантастических образов.
Яркий пример тому – двухтомный роман «Эвфуэс» Джона Лили, породивший термин «эвфуизм», означающий в высшей степени искусственный и вычурный стиль.
Маньеризм в музыке – это творчество Карло ди Виноза, которому характерны гармония, смена темпа, яркая экспрессия.
Несмотря на все вышесказанное, очень часто историками искусства маньеризм вовсе не выделяется в отдельный стиль, а считается лишь ранней стадией одного из грандиознейших направлений в искусстве XVII – XVIII веков – барокко .
Барокко читается стилем синтетическим, т.е. искусственно-созданным на базе двух предшествующих ему направлений – возрожденческого и маньеристского. От первого ему досталась пышность и основательность, от второго – динамичность и эмоциональность.
Барокко преобладало в европейском искусстве с конца XVI до середины XVIII века и охватило все виды творчества, наиболее полно отразившись в архитектуре и изобразительном искусстве.
Термин произошел от португальского слова barocco , что значит жемчужина неправильной формы. Однако в итальянском языке есть эквивалент – baroque – пышный, красный, странный. Собственно эти три слова – пышный, красный, странный, – и определили барочное искусство – яркое, роскошное, тонущее в золоте и бархате (термин и его трактовки переписываются с доски) .
Барокко производило на людей огромное впечатление, поэтому очень скоро пустило глубокие корни в католических странах, став непременным атрибутом власти и могущества Папы Римского. Именно по этой причине величайшие памятники архитектуры барокко – церкви и монастыри.
Яркий пример тому – площадь и собор Святого Петра в Риме архитекторов Лоренцо Бернини и Франческо Борромини.
Традиционно, представителями барокко считаются:
- архитекторы Лоренцо Бернини и Франческо Борромини
- художники Караваджо, Карраччи, Питер Пауль Рубенс и Рембрандт Ван Рейн (имена мастеров, записанные на доске, копируются детьми в тетради) .
Искусству барокко, как в архитектуре, так и в скульптуре и живописи, свойственны:
Контрастность, совмещение света и тени;
Динамика;
Пристрастие к эффектной зрелищности, пышность и яркость (принципы могут быть записаны, а могут быть лишь обозначены устно, т.к. будут разбираться на последующих уроках подробнее) .
Многоцветная скульптура, лепка, резьба, зеркала, росписи, плафонная живопись, десятки метров шелка, бархата и парчи в отделке помещений – вот то обширное наследие, что оставило нам барокко.
Все эти декоративные элементы помогли впоследствии Шарлю Лебрену и Луи Лево – архитектору и скульптору – воплотить в жизнь проект величайшего памятника дворцово-парковой архитектуры, Версаль. Но об этом чуть позже.
А пока у нас век XVIII , первая его половина. Короли Людовики, монархи династии Бурбонов, стремятся упрочить свою власть, подчеркивая «избранный» статус всеми доступными средствами. Огромный королевский двор требует развлечений и роскоши. Их не устраивает пышность барокко, им нужно что-то нужно что-то менее вычурное, но более изящное. Находкой становится новый стиль «галантных празднеств» – рококо.
Рококо (от фр. rocaille – декоративный мотив в форме раковины) – это стиль или стилевое направление в искусстве Франции первой половины XVIII века (название стиля переписывается детьми с доски вместе с именами его представителей) .
Термин «рококо» возник далеко не сразу, позднее так презрительно стали называть ту манерность, что была присуща стилю.
Для рококо характерны:
Изящные, утонченные формы,
Идиллические (пасторальные), либо же чувственные сюжеты,
Неяркие краски, тонкая игра света, затуманенность образов (каждый из принципов разбирается на примере полотен художников, приведенных ниже) .
В современном искусствоведении представителями рококо принято считать четверку выдающихся французских художников-декораторов: Франсуа Буше, Антуана Ватто, Никола Ланкре и Жана Фрагонара .
Эти четыре живописца в процессе своей деятельности создали тот стиль, картины и мебель которого украшали дворцы богатейших людей Франции на протяжении многих лет.
Рококо – стиль камерный (малых форм), преимущественно живописи и скульптуры, немалое место в нем уделено и ДПИ.
Тематика произведений колеблется в рамках мифологических и пасторальных сюжетов.
Однако, чрезмерное тяготение к амурам и Венерам, прекрасным пастухам и пастушкам, в конечном счете, и сгубило этот стиль.
В середине 50-х годов XVIII века рококо подвергся критике за манерность, чрезмерную чувственность и нелепое усложнение композиции.
Эпоха Просвещения подкралась незаметно и нанесла сокрушительный удар по тем принципам, благодаря которым рококо и развивался. В первую очередь, Просвещение с его новыми идеалами воздействовало на архитектуру, никогда не являвшуюся сильной стороной рококо. Мастеров стали привлекать строгость и спокойствие античной, в большинстве своем, греческой архитектуры.
Возрастающему интересу к древности способствовали открытие в 1755 году города Помпеи с богатейшим художественным наследием, а так же изучение архитектуры на юге Италии. Результатом новых веяний стал высокий стиль в искусстве и литературе именуемый классическим.
Итак, классицизм (дети переписывают термин с доски) – это стиль в литературе и искусстве XVIII – начала XIX , обратившийся к античному наследию как норме и идеальному образцу.
Стиль этот появился во Франции, затем распространившись в другие страны месте с художниками и архитекторами, которых активно приглашали ко дворам европейских монархов, как носителей знаний «абсолютной гармонии».
Художники, писатели и архитекторы классицизма считали, что художественное произведение – это плод разума и логики, поэтому оно должно быть лишено хаоса и текучести форм.
Основываясь на античном искусстве, мастера выработали ряд принципов, в соответствии с которыми обязались творить все представители стиля:
Изображение высоких (героических и нравственных) идеалов;
Строгая организованность логичных, ясных образов;
Цветовая сдержанность (все указанные принципы демонстрируются детям с помощью иллюстраций художественных произведений мастеров-классицистов) .
Может показаться, что установление таких жестких рамок обедняли художественные формы стиля, превращая их в шаблоны. Однако это не так. Известно, что именно архитекторам классицизма удалось создать те дворцы и парковые ансамбли, что теперь восхищают весь мир.
Три выдающихся архитектора – Жюль Ардуэн-Мансар, Андре Ленотр, а позднее Луи Лево, возводят Версаль – ярчайший образец классического искусства.
Версаль, построенный из белого мрамора – воплощение в жизнь всех канонов античного наследия. Снаружи – это четкость, ясность, простота формы. Внутри – второе рождение стиля барокко. Почему так получилось, мы постараемся выяснить на следующих занятиях.
Крупнейшими представителями классицизма являются:
- архитекторы Жюль Ардуэн-Мансар, Андре Ленотр, Луи Лево;
- скульптор Антонио Канова;
- художники Жак-Луи Давид и Никола Пуссен (имена мастеров дети копируют в тетради) .
Во времена Наполеона, который видел назначение искусства в прославлении своей личности, своих подвигов, классицизм переродился в торжественный и во многом более цельный стиль – ампир.
Что касается музыки классического периода, то здесь выделяется «венский кружок» – Гайдн, Моцарт и Бетховен. Литература классицизма представлена творчеством Мольера и Вольтера на Западе, Ломоносова, Новиковского и Грибоедова в России.
Подведение итогов.
Сегодня мы с вами познакомились с четырьмя новыми стилями европейского искусства, разобрали характерные особенности каждого из них, а так же посмотрели иллюстрации типичных представителей. На следующем занятии мы продолжим изучение этих стилей, более подробно остановимся на самом грандиозном из них – барокко.
Задание на дом.
А теперь запишите задание на дом. Прочитать параграф №1 в учебнике, 1 – 3 его части. И подумать над ответом на вопрос: «Какой из стилей XVII – XVIII вв. вам понравился больше?», объяснить почему. Это все. Всем спасибо за внимание, все свободны.
Библиографический список
Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012. – 366, с.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч 2. – М.: Просвещение, 2012. – 255 с.
Виртуальный музей живописи Small Bay . Электронная энциклопедия художественно-исторического музея/ , 8.10.2016 г.
8.10.2016 г.
< http :// smallbay . ru / rocoko . html > , 8.10.2016 г.
< http :// smallbay . ru / classic . html > , 8.10.2016 г.
Описание презентации Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII веков В по слайдам
В Европе завершился процесс разделения стран и народов. Наука расширила знания о мире. Были заложены основы всех современных естественных наук: химии, физики, математики, биологии, астрономии. Научные открытия начала XVII века окончательно расшатали образ мироздания, в центре которого находился сам человек. Если раньше искусство утверждало гармонию Вселенной, то теперь человека страшила угроза хаоса, распада Космического миропорядка. Эти перемены отразились и на развитии искусства. XVII – XVIII века – одна из самых ярких страниц в истории мировой художественной культуры. Это время когда на смену Возрождения пришли художественные стили барокко, рококо, классицизм и реализм, по новому увидевшие мир.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТИЛИ Стиль – сочетание художественных средств и приёмов в произведениях художника, художественного направления, целой эпохи. Маньериз м Барокко Классици зм Рококо Реализм
МАНЬЕРИЗМ Маньеризм (итал. manierismo, от maniera - манера, стиль), направление в западноевропейском искусстве 16 в. , отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений. Эль Греко «Христос на Масличной Горе», 1605. Национ. гал. , Лондон
Характерные особенности стиля Маньеризм (вычурный): Изысканность. Вычурность. Изображение фантастического, потустороннего мира. Изломанность контурных линий. Световой и цветовой контраст. Удлинение фигур. Неустойчивость и сложность поз.
Если в искусстве Возрождения человек – владыка и творец жизни, то в произведениях маньеризма он – малая песчинка в мировом хаосе. Маньеризм охватывал различные виды художественного творчества – архитектуру, живопись, скульптуру, декоративно – прикладное искусство. Эль Греко «Лаокоон», 1604 —
Галерея Уффици Палаццо дель Те в Мантуе Маньеризм в архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной сбалансированности; использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо). В маньеристском духе выдержано здание Галереи Уффици во Флоренции.
БАРОККО Барокко (итал. barocco — причудливый) — художественный стиль, преобладающий с конца XVI до середины XVIII вв. в искусстве Европы. Этот стиль зародился в Италии и распространился в других странах после эпохи Ренессанса.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ БАРОККО: Пышность. Вычурность. Изогнутость форм. Яркость красок. Обилие позолоты. Обилие витых колонн и спиралей.
Основные черты барокко — парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Кафедральный собор Сантьяго — де — Компостела. Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690 -1704. Москва.
Особенно необходимо отметить в стиле барокко слияние различных искусств в едином ансамбле, большую степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Это стремление к синтезу искусств — основополагающая черта барокко. Версаль
КЛАССИЦИЗМ Классицизм от лат. classicus - «образцовый» — художественное направление в европейском искусстве XVII -XIX вв. , ориентированное на идеалы античной классики. Никола Пуссен «Танец под музыку времени» (1636).
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КЛАССИЦИЗМА: Сдержанность. Простота. Объективность. Чёткость. Плавная контурная линия.
Главными темами искусства классицизма были торжество общественных начал над личными, подчинение чувства долгу, идеализация героических образов. Н. Пуссен «Пастухи Аркадии» . 1638 -1639 гг. Лувр, Париж
В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов. Клод Лоррен «Отплытие царицы Савской» Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.
В странах Европы класссицизм просуществовал два с половиной столетия, а затем, видоизменяясь, возрождался в неоклассических течениях XIX – XX вв. Произведения архитектуры классицизма отличали строгая организованность геометрических линий, четкость объемов, регулярность планировки.
РОКОКО Рококо (франц. rococo, от rocaille, рокайль – декоративный мотив в форме раковины), стилевое направление в европейском искусстве 1 -й половины 18 в. Церковь Франциска Ассизского в Оуру-Прету
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОКОКО: Изысканность и сложность форм. Причудливость линий, орнаментов. Лёгкость. Изящество. Воздушность. Кокетливость.
Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы. Амалиенбург под Мюнхеном.
Образ человека утрачивал самостоятельное значение, фигура превращалась в деталь орнаментального убранства интерьера. Преимущественно декоративный характер имела живопись рококо. Живопись рококо, тесно связанная с интерьером, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. Антуан Ватто «Отплытие на остров Цитеру» (1721) Фрагонар «Качели» (1767)
РЕАЛИЗМ Реал змии (фр. réalisme , от позднелат. reālis «действительный» , от лат. rēs «вещь») - эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50 -х гг. Жюль Бретон. «Религиозная церемония» (1858)
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗМА: Объективность. Точность. Конкретность. Простота. Естественность.
Томас Икинс. «Макс Шмитт в лодке» (1871)Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819- 1877), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма» В 1870 -е гг. реализм разделился на два основных направления - натурализм и импрессионизм. Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». 1849 -1850 гг.
Реалистическая живопись получила большое распространение и за пределами Франции. В разных странах она была известна под разными названиями, в России - передвижничество. И. Е. Репин. «Бурлаки на Волге» (1873)
Выводы: В искусстве XVII – XVIII веков сосуществовали различные художественные стили. Разнородные в своих проявлениях, они все же обладали единством и общностью. Подчас совершенно противоположные художественные решения и образы были лишь своеобразными ответами на важнейшие вопросы жизни общества и человека. Нельзя однозначно выразить какие перемены случились к XVII веку в мироощущении людей. Но стало очевидно, что идеалы гуманизма не выдержали испытания временем. Среда, окружение и отражение мира в движении становиться главным для искусства XVII – XVIII вв.
Основная литература: 1. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. 11 класс. – М. : Дрофа, 2007. Литература для дополнительного чтения: 1. Солодовников Ю. А. Мировая художественная культура. 11 класс. – М. : Просвещение, 2010. 2. Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7. — М. : Аванта+, 1999. 3. http: //ru. wikipedia. org/
Выполнить тестовые задания: К каждому вопросу дано несколько вариантов ответов. Верные, по Вашему мнению, ответы необходимо отметить 1. Расположите перечисленные ниже эпохи, стили, направления в искусстве в хронологической последовательности: а) Классицизм; б) Барокко; в) Эпоха Возрождения; г) Реализм; д) Античность; е) Маньеризм; ж) Рококо
2. Страна – родина барокко: а) Франция; б) Италия; в) Голландия; г) Германия. 3. Соотнесите термин и определение: а) барокко б) классицизм в) реализм 1. строгий, уравновешенный, гармоничный; 2. воспроизведение действительности посредством чувственных форм; 3. пышный, динамичный, контрастный. 4. Многие элементы этого стиля воплотились в искусстве классицизма: а) античный; б) барокко; в) готика. 5. Этот стиль считается пышным, вычурным: а) классицизм; б) барокко; в) маньеризм.
6. Строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов- характерны для этого стиля: а) рококо; б) классицизм; в) барокко. 7. Произведения этого стиля отличаются напряженностью образов, манерной изощренностью формы, остротой художественных решений: а) рококо; б) маньеризм; в) барокко.
8. Представители классицизма в живописи. а)Делакруа; б) Пуссен; в) Малевич. 9. Представители реализма в живописи. а) Делакруа; б) Пуссен; в) Репин. 10. Периодизация эпохи барокко: а) 14 -16 в. б) 15 -16 в. в) 17 в. (конец 16 -середина 18 в). 11. Г. Галилей, Н. Коперник, И. Ньютон — это: а) скульпторы б) ученые в) живописцы г) поэты
12. Соотнесите произведения со стилями: а) классицизм; б) барокко; в) маньеризм; г) рококо
- Печенье лимонное: ароматные рецепты и советы по приготовлению Домашнее лимонное печенье рецепт
- Восхитительно нежная рыба в апельсиновом соусе Красная рыба в апельсиновом соусе
- Булочки с карамельно - банановой начинкой
- Салат «Любовница»: пошаговые рецепты слоями с фото, идеи оформления
- Десерты с хурмой. Десерт из хурмы. Десерт из авокадо,хурмы и творога
- Секреты приготовления нежного паштета из куриной печени в домашних условиях Как сделать куриный печеночный паштет
- Банановые маффины Маффины с бананом на молоке
- Рецепт сыроедческих хлебцов: тыквенная вкуснятина с пророщенной гречкой!
- Кутабы - что это такое, как приготовить в домашних условиях тесто и начинку по рецептам с фото
- Постная коврижка: рецепт приготовления с фото
- Рецепты невероятно вкусной выпечки из гречневой муки
- Биография маршака. Маршак. Биография Самуил яковлевич маршак годы жизни и смерти
- Петровский, леонид григорьевич
- Выбор вальтера венка. Наши враги. Вальтер Венк Он вошел в историю «последней надеждой фюрера»
- Лидеры движения славянофилов и их идеология
- Житие и чудеса преподобногофеодосия кавказского Феодосий крымский святой
- Канал спас мой путь к богу
- Телеканал спас передача мой путь к богу
- Святитель митрофан воронежский чудотворец Житие митрофана воронежского краткое содержание
- Хорошие люди натальи сухининой О белой вороне и невероятных совпадениях