Интернет-портал всё о гиперборее. Причина смерти светланы жарниковой Выдержка из интервью со Светланой Васильевной


(27 декабря 1945, Владивосток - 26 ноября 2015, Санкт-Петербург) - советский и российский этнограф и искусствовед, действительный член Русского географического общества. Кандидат исторических наук.

Родилась в семье военнослужащего. В 1970 году закончила факультет теории и истории изобразительного искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде. После окончания института работала в Анапе и Краснодаре. В 1978-2002 годах жила и работала в Вологде. В 1978-1990 годах - научный сотрудник Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В 1990-2002 годах - научный сотрудник, затем заместитель директора по научной работе Вологодского Научно-методического Центра культуры. Преподавала в Вологодском областном институте повышения квалификации педагогических кадров и в Вологодском государственном педагогическом институте.

С 1984 по 1988 годы обучалась в аспирантуре института этнографии и антропологии АН СССР, где защитила диссертацию на тему «Архаические мотивы севернорусской орнаментики (к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях)», получив степень кандидата исторических наук. В 2001 году стала членом Международного клуба учёных (неакадемическая организация с либеральными условиями для вступления).

В 2003 года переехала из Вологды в Санкт-Петербург.

Скончалась утром 26 ноября 2015 года в кардиологическом центре Алмазова города Санкт-Петербург. Похоронена в Шексне, рядом с супругом - архитектором Германом Ивановичем Виноградовым.

Основной круг научных интересов - арктическая прародина индоевропейцев , ведические истоки северорусской народной культуры , архаические корни северорусского орнамента , санскритские корни в топо- и гидронимии Русского Севера, обряды и обрядовый фольклор , семантика народного костюма .

C. В. Жарникова являлась сторонницей неакадемической арктической гипотезы , в настоящее время не признаваемой учёными всего мира (за исключением небольшого их количества, преимущественно из Индии). Вслед за Н. Р. Гусевой она повторяла тезис о близком родстве славянских языков и санскрита и настаивала на том, что прародина ариев (индоевропейцев) лежала на Русском Севере , где якобы располагалась легендарная гора Меру . Подтверждением этой гипотезы С. В. Жарникова считала якобы имеющееся особое сходство санскрита с севернорусскими говорами.

С. В. Жарникова при помощи санскрита объясняла большое количество топонимов на территории России, даже тех, происхождение которых давно установлено и никак не связано с санскритом. Топонимист А. Л. Шилов, критикуя трактовку С. В. Жарниковой этимологии гидронимов, происхождение которых ещё не установлено, писал: «…может быть, признание „темных“ названий принципиально неопределимыми все же лучше, чем объявление их санскритскими, как это делается с иными гидронимами Русского Севера - Двина, Сухона, Кубена, Стрига [Кузнецов 1991; Жарникова 1996]».

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Светла́на Васи́льевна Жа́рникова (27 декабря 1945, Владивосток , СССР - 26 ноября 2015, Санкт-Петербург Российской Федерации) - советский и российский этнограф и искусствовед , действительный член Русского географического общества .

Биография

Родилась в семье военнослужащего. В 1970 году закончила факультет теории и истории изобразительного искусства в Ленинграде . После окончания института работала в Анапе и Краснодаре . В 1978-2002 годах жила и работала в Вологде . В 1978-1990 годах - научный сотрудник Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника . В 1990-2002 годах - научный сотрудник, затем заместитель директора по научной работе Вологодского Научно-методического Центра культуры. Преподавала в Вологодском областном институте повышения квалификации педагогических кадров и в .

С 1984 по 1988 годы обучалась в аспирантуре института этнографии и антропологии АН СССР , где защитила диссертацию на тему «Архаические мотивы севернорусской орнаментики (к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях)», получив степень кандидата исторических наук . В 2001 году стала членом Международного клуба учёных (неакадемическая организация с либеральными условиями для вступления).

В 2003 года переехала из Вологды в Санкт-Петербург .

Скончалась утром 26 ноября 2015 года в кардиологическом центре Алмазова города Санкт-Петербург . Похоронена в Шексне , рядом с супругом - архитектором Германом Ивановичем Виноградовым.

Основной круг научных интересов - арктическая прародина индоевропейцев, ведические истоки северорусской народной культуры, архаические корни северорусского орнамента, санскритские корни в топо- и гидронимии Русского Севера, обряды и обрядовый фольклор , семантика народного костюма.

Критика

C. В. Жарникова - сторонница неакадемической арктической гипотезы , в настоящее время не признаваемой учёными всего мира (за исключением небольшого их количества, преимущественно из Индии). Подтверждением этой гипотезы С. В. Жарникова считает сходство санскрита с севернорусскими говорами (хотя это сходство на уровне созвучия отдельных слов незначительно, объясняется принадлежностью обоих языков к группе индоевропейских и в целом не превышает сходства санскрита с иными диалектами русского языка и со многими другими индоевропейскими языками). В своих предположениях С. В. Жарникова игнорирует достижения современной исторической лингвистики, достаточно точно установившей происхождение северных диалектов русского языка от значительно более южных протобалтославянских языков .

С. В. Жарникова находит в санскритских параллелях объяснение большого количество топонимов на территории России, даже тех, происхождение которых давно установлено и никак не связано с санскритом. Топонимист А. Л. Шилов, критикуя трактовку С. В. Жарниковой этимологии гидронимов, происхождение которых ещё не установлено, писал: «…может быть, признание „темных“ названий принципиально неопределимыми все же лучше, чем объявление их санскритскими, как это делается с иными гидронимами Русского Севера - Двина, Сухона, Кубена, Стрига [Кузнецов 1991; Жарникова 1996]» .

Напишите отзыв о статье "Жарникова, Светлана Васильевна"

Примечания

Авторские публикации

  1. Восточнославянское языческое верховное божество и следы его культа в орнаментике северорусских женских головных уборов // Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических исследований 1980 −1981 гг. Тезисы докладов: город Нальчик 1982 г., стр. 147 −148 (0,1 п.л.)
  2. О попытке интерпретации значения некоторых образов русской народной вышивки архаического типа. // Советская этнография 1983 г., № 1, стр. 87 −94 (0,5 п.л.)
  3. О некоторых архаических мотивах вышивки Сольвычегодских кокошников северодвинского типа // Советская этнография 1985 г., № 1 стр. 107 −115 (0,5 п.л.)
  4. Архаические мотивы северорусской народной вышивки и их параллели в древнейших орнаментах населения Евразийских степей // Информбюллетень МАИКЦА (ЮНЕСКО) Москва: Наука 1985 г., в 6 −8 (русский и английский варианты) стр. 12 −31 (1 п.л.)
  5. Отражение языческих верований и культа в орнаментике северорусских женских головных уборов // Научно-атеистические исследования в музеях Л. ГМИРиА 1986 г., стр. 96 −107 (1 п.л.)
  6. К вопросу о возможной локализации священных гор Меру и Хары индоиранской (арийской) мифологии // Информбюллетень МАИКЦА (Юнеско) М. 1986 г., т. 11 () стр. 31 −44 (1 п.л.)
  7. Фаллическая символика северорусской прялки как реликт праславянско- индоиранской близости // Историческая динамика расовой и этнической дифференциации населения Азии. М: Наука 1987 г., стр. 330 −146 (1.3 п.л.)
  8. О возможных истоках образов птиц в русской народной обрядовой поэзии и прикладном искусстве // Всесоюзная научно-практическая конференция. Фольклор. Проблемы сохранения, изучения, пропаганды. Тезисы докладов М. 1988 г., стр. 112 −114 (0.2 п.л.)
  9. Архаические мотивы севернорусской орнаментики (к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях) Канд. Диссертация, Институт этнографии и антропологии АН СССР 1989 г. (10 п.л.)
  10. О возможных истоках образа коня-оленя в индоиранской мифологии, скифо-сакской и северорусской орнаментальных традициях // Всесоюзная школа-семинар по семиотике культуры. Архангельск 1989 г., стр. 72 −75 (0,3 п.л.)
  11. Где же Вы, горы Меру? // Вокруг света, № 3 1989 г., стр. 38 −41.
  12. Задачи этнографического изучения Вологодской области // Вторая краеведческая научно-практическая конференция. Тезисы докладов. Вологда 1989 г. (0,1 п.л.).
  13. Возможные истоки образа коня-гуся и коня-оленя в индоиранской (арийской) мифологии // Информбюллетень МАИКЦА (Юнеско) М: Наука 1990 г., т. 16 (русский и английский варианты ) стр. 84 −103 (2 п.л.)
  14. «Ригведа» о северной прародине арьев // Третья краеведческая научно- практическая конференция. Тезисы докладов, Вологда 1989 г. (0,2 п.л.)
  15. Обрядовые функции северорусского женского народного костюма. Вологда 1991 г. (2,5 и.л.)
  16. Узоры ведут по древним тропам // Слово 1992 г., № 10 стр. 14 −15 (0,4 п.л.)
  17. Исторические корни северорусской народной культуры // Информационно- практическая конференция по проблемам традиционной народной культуры Северо- Западного региона России. Тезисы докладов. Вологда 1993 г., стр. 10 −12 (О,2 п.л.)
  18. Загадка Вологодских узоров // Древность: Арьи. Славяне. B.I M: Витязь 1994 г., стр. 40 −52 (1 п.л.)
  19. Древние тайны русского Севера // Древность: Арьи Славяне В.2 М: Витязь 1994 г., стр. 59 −73 (1 п.л.)
  20. Образы водоплавающих птиц в русской народной традиции (Истоки и генезис) Культура Русского Севера Вологда Издание ВГПИ 1994 г., стр. 108 −119 (1 п.л.)
  21. Узоры ведут в древность // Радонеж 1995 г., № 6 стр. 40 −41 (0,2 п.л.)
  22. Древние тайны Русского Севера // Древность: Арьи. Славяне. Изд.2 М: Палея 1996 г., стр. 93 −125(2 п.л.)
  23. Мы кто в этой старой Европе // Наука и жизнь № 5 1997 г. (0,7 п.л.)
  24. Древние тайны Русского Севера // Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и арьев М. 1998 г., стр. 101 −129, 209 −220 (3 п.л.)
  25. Мир образов русской прялки, Вологда 2000 г. (3 п.л.)
  26. Славяне и арьи в Вологодской, Олонецкой (Карелия), Архангельской и Новгородской губерниях М. Экономическая газета № 1, 2, 3, 2000 г. (3 п.л.)
  27. Дорогами мифов (А. С. Пушкин и русская народная сказка) // Этнографическое обозрение № 2 2000 г., стр. 128 −140 (1.5 п.л.)
  28. Откуда пришел наш Дед Мороз // Мир детского театра № 2, 2000 г. стр. 94 −96
  29. Так ли прост наш Дед Мороз // Вокруг Света № 1, 2001 г., стр. 7 −8
  30. Концепция программы «Великий Устюг - Родина Деда Мороза» Вологда 2000 г. (5n.л.)
  31. Сохранились даже названия рек (в соавт. с А. Г. Виноградовым) // СПб - Новый Петербург № 18, 2001 г. (0,25 п.л.)
  32. Где же ты Гиперборея? (в соавт. с А. Г. Виноградовым) // СПб - Новый Петербург № 22, 2001 г. (0,25 п.л.)
  33. Отражение ведических мифологем в восточнославянской календарной обрядности // На пути к возрождению. Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда 2001 г., стр. 36 −43 (0,5 п.л.)
  34. Преданья старины глубокой (в соавт. с А. Г. Виноградовым) в редакции Нового Петербурга (0,25 п.л.)
  35. Золотая нить (Древнейшие истоки народной культуры Русского Севера)
  36. Архаические корни традиционной культуpы Русского Севера, Вологда 2003 г. (11, 5 п.л.)
  37. Исторические корни календарных обрядов. Вологда 2003 г. (5 п.л.)
  38. Ферапонтовская Мадонна // Пятницкий бульвар № 7(11), Вологда 2003 г., стр. 6 −9.
  39. Восточная Европа как прародина индоевропейцев. (в соавт. С А. Г. Виноградовым) // Реальность и субъект № 3, том 6 - СПб 2002 г., стр. 119 −121
  40. О Локализации священных гор Меру и Хары // Гиперборейские корни Калокагатии. - СПб, 2002 г., стр. 65 −84
  41. Реки - хранилища памяти (в соавт. с А. Г. Виноградовым) // Русский Север - прародина индо-славов. - М.: Вече 2003 г., стр. 253 −257.
  42. Древние танцы Русского Севера // Русский Север - прародина индо-славов. - М.; Вече 2003 г., стр. 258 −289.
  43. Веды и восточнославянская календарная обрядность // Русский Север - прародина индо-славов. М.; Вече 2003 г., стр. 290 −299.
  44. А. С. Пушкин и древнейшие образы русских сказок // Русский Север - прародина индо-славов. М.: Вече 2003 г., стр. 300 −310.
  45. Арьяна-Гиперборея - Русь. (в соавт. с А. Г. Виноградовым). Рукопись. (50 авт.л.)

Ссылки

Аудиовизуальный материал
  • .

Отрывок, характеризующий Жарникова, Светлана Васильевна

Свист и удар! В пяти шагах от него взрыло сухую землю и скрылось ядро. Невольный холод пробежал по его спине. Он опять поглядел на ряды. Вероятно, вырвало многих; большая толпа собралась у 2 го батальона.
– Господин адъютант, – прокричал он, – прикажите, чтобы не толпились. – Адъютант, исполнив приказание, подходил к князю Андрею. С другой стороны подъехал верхом командир батальона.
– Берегись! – послышался испуганный крик солдата, и, как свистящая на быстром полете, приседающая на землю птичка, в двух шагах от князя Андрея, подле лошади батальонного командира, негромко шлепнулась граната. Лошадь первая, не спрашивая того, хорошо или дурно было высказывать страх, фыркнула, взвилась, чуть не сронив майора, и отскакала в сторону. Ужас лошади сообщился людям.
– Ложись! – крикнул голос адъютанта, прилегшего к земле. Князь Андрей стоял в нерешительности. Граната, как волчок, дымясь, вертелась между ним и лежащим адъютантом, на краю пашни и луга, подле куста полыни.
«Неужели это смерть? – думал князь Андрей, совершенно новым, завистливым взглядом глядя на траву, на полынь и на струйку дыма, вьющуюся от вертящегося черного мячика. – Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух… – Он думал это и вместе с тем помнил о том, что на него смотрят.
– Стыдно, господин офицер! – сказал он адъютанту. – Какой… – он не договорил. В одно и то же время послышался взрыв, свист осколков как бы разбитой рамы, душный запах пороха – и князь Андрей рванулся в сторону и, подняв кверху руку, упал на грудь.
Несколько офицеров подбежало к нему. С правой стороны живота расходилось по траве большое пятно крови.
Вызванные ополченцы с носилками остановились позади офицеров. Князь Андрей лежал на груди, опустившись лицом до травы, и, тяжело, всхрапывая, дышал.
– Ну что стали, подходи!
Мужики подошли и взяли его за плечи и ноги, но он жалобно застонал, и мужики, переглянувшись, опять отпустили его.
– Берись, клади, всё одно! – крикнул чей то голос. Его другой раз взяли за плечи и положили на носилки.
– Ах боже мой! Боже мой! Что ж это?.. Живот! Это конец! Ах боже мой! – слышались голоса между офицерами. – На волосок мимо уха прожужжала, – говорил адъютант. Мужики, приладивши носилки на плечах, поспешно тронулись по протоптанной ими дорожке к перевязочному пункту.
– В ногу идите… Э!.. мужичье! – крикнул офицер, за плечи останавливая неровно шедших и трясущих носилки мужиков.
– Подлаживай, что ль, Хведор, а Хведор, – говорил передний мужик.
– Вот так, важно, – радостно сказал задний, попав в ногу.
– Ваше сиятельство? А? Князь? – дрожащим голосом сказал подбежавший Тимохин, заглядывая в носилки.
Князь Андрей открыл глаза и посмотрел из за носилок, в которые глубоко ушла его голова, на того, кто говорил, и опять опустил веки.
Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. Перевязочный пункт состоял из трех раскинутых, с завороченными полами, палаток на краю березника. В березнике стояла фуры и лошади. Лошади в хребтугах ели овес, и воробьи слетали к ним и подбирали просыпанные зерна. Воронья, чуя кровь, нетерпеливо каркая, перелетали на березах. Вокруг палаток, больше чем на две десятины места, лежали, сидели, стояли окровавленные люди в различных одеждах. Вокруг раненых, с унылыми и внимательными лицами, стояли толпы солдат носильщиков, которых тщетно отгоняли от этого места распоряжавшиеся порядком офицеры. Не слушая офицеров, солдаты стояли, опираясь на носилки, и пристально, как будто пытаясь понять трудное значение зрелища, смотрели на то, что делалось перед ними. Из палаток слышались то громкие, злые вопли, то жалобные стенания. Изредка выбегали оттуда фельдшера за водой и указывали на тех, который надо было вносить. Раненые, ожидая у палатки своей очереди, хрипели, стонали, плакали, кричали, ругались, просили водки. Некоторые бредили. Князя Андрея, как полкового командира, шагая через неперевязанных раненых, пронесли ближе к одной из палаток и остановились, ожидая приказания. Князь Андрей открыл глаза и долго не мог понять того, что делалось вокруг него. Луг, полынь, пашня, черный крутящийся мячик и его страстный порыв любви к жизни вспомнились ему. В двух шагах от него, громко говоря и обращая на себя общее внимание, стоял, опершись на сук и с обвязанной головой, высокий, красивый, черноволосый унтер офицер. Он был ранен в голову и ногу пулями. Вокруг него, жадно слушая его речь, собралась толпа раненых и носильщиков.
– Мы его оттеда как долбанули, так все побросал, самого короля забрали! – блестя черными разгоряченными глазами и оглядываясь вокруг себя, кричал солдат. – Подойди только в тот самый раз лезервы, его б, братец ты мой, звания не осталось, потому верно тебе говорю…
Князь Андрей, так же как и все окружавшие рассказчика, блестящим взглядом смотрел на него и испытывал утешительное чувство. «Но разве не все равно теперь, – подумал он. – А что будет там и что такое было здесь? Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».

Один из докторов, в окровавленном фартуке и с окровавленными небольшими руками, в одной из которых он между мизинцем и большим пальцем (чтобы не запачкать ее) держал сигару, вышел из палатки. Доктор этот поднял голову и стал смотреть по сторонам, но выше раненых. Он, очевидно, хотел отдохнуть немного. Поводив несколько времени головой вправо и влево, он вздохнул и опустил глаза.
– Ну, сейчас, – сказал он на слова фельдшера, указывавшего ему на князя Андрея, и велел нести его в палатку.
В толпе ожидавших раненых поднялся ропот.
– Видно, и на том свете господам одним жить, – проговорил один.
Князя Андрея внесли и положили на только что очистившийся стол, с которого фельдшер споласкивал что то. Князь Андрей не мог разобрать в отдельности того, что было в палатке. Жалобные стоны с разных сторон, мучительная боль бедра, живота и спины развлекали его. Все, что он видел вокруг себя, слилось для него в одно общее впечатление обнаженного, окровавленного человеческого тела, которое, казалось, наполняло всю низкую палатку, как несколько недель тому назад в этот жаркий, августовский день это же тело наполняло грязный пруд по Смоленской дороге. Да, это было то самое тело, та самая chair a canon [мясо для пушек], вид которой еще тогда, как бы предсказывая теперешнее, возбудил в нем ужас.
В палатке было три стола. Два были заняты, на третий положили князя Андрея. Несколько времени его оставили одного, и он невольно увидал то, что делалось на других двух столах. На ближнем столе сидел татарин, вероятно, казак – по мундиру, брошенному подле. Четверо солдат держали его. Доктор в очках что то резал в его коричневой, мускулистой спине.
– Ух, ух, ух!.. – как будто хрюкал татарин, и вдруг, подняв кверху свое скуластое черное курносое лицо, оскалив белые зубы, начинал рваться, дергаться и визжат ь пронзительно звенящим, протяжным визгом. На другом столе, около которого толпилось много народа, на спине лежал большой, полный человек с закинутой назад головой (вьющиеся волоса, их цвет и форма головы показались странно знакомы князю Андрею). Несколько человек фельдшеров навалились на грудь этому человеку и держали его. Белая большая полная нога быстро и часто, не переставая, дергалась лихорадочными трепетаниями. Человек этот судорожно рыдал и захлебывался. Два доктора молча – один был бледен и дрожал – что то делали над другой, красной ногой этого человека. Управившись с татарином, на которого накинули шинель, доктор в очках, обтирая руки, подошел к князю Андрею. Он взглянул в лицо князя Андрея и поспешно отвернулся.
– Раздеть! Что стоите? – крикнул он сердито на фельдшеров.
Самое первое далекое детство вспомнилось князю Андрею, когда фельдшер торопившимися засученными руками расстегивал ему пуговицы и снимал с него платье. Доктор низко нагнулся над раной, ощупал ее и тяжело вздохнул. Потом он сделал знак кому то. И мучительная боль внутри живота заставила князя Андрея потерять сознание. Когда он очнулся, разбитые кости бедра были вынуты, клоки мяса отрезаны, и рана перевязана. Ему прыскали в лицо водою. Как только князь Андрей открыл глаза, доктор нагнулся над ним, молча поцеловал его в губы и поспешно отошел.
После перенесенного страдания князь Андрей чувствовал блаженство, давно не испытанное им. Все лучшие, счастливейшие минуты в его жизни, в особенности самое дальнее детство, когда его раздевали и клали в кроватку, когда няня, убаюкивая, пела над ним, когда, зарывшись головой в подушки, он чувствовал себя счастливым одним сознанием жизни, – представлялись его воображению даже не как прошедшее, а как действительность.
Около того раненого, очертания головы которого казались знакомыми князю Андрею, суетились доктора; его поднимали и успокоивали.
– Покажите мне… Ооооо! о! ооооо! – слышался его прерываемый рыданиями, испуганный и покорившийся страданию стон. Слушая эти стоны, князь Андрей хотел плакать. Оттого ли, что он без славы умирал, оттого ли, что жалко ему было расставаться с жизнью, от этих ли невозвратимых детских воспоминаний, оттого ли, что он страдал, что другие страдали и так жалостно перед ним стонал этот человек, но ему хотелось плакать детскими, добрыми, почти радостными слезами.
Раненому показали в сапоге с запекшейся кровью отрезанную ногу.
– О! Ооооо! – зарыдал он, как женщина. Доктор, стоявший перед раненым, загораживая его лицо, отошел.
– Боже мой! Что это? Зачем он здесь? – сказал себе князь Андрей.
В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина. Анатоля держали на руках и предлагали ему воду в стакане, края которого он не мог поймать дрожащими, распухшими губами. Анатоль тяжело всхлипывал. «Да, это он; да, этот человек чем то близко и тяжело связан со мною, – думал князь Андрей, не понимая еще ясно того, что было перед ним. – В чем состоит связь этого человека с моим детством, с моею жизнью? – спрашивал он себя, не находя ответа. И вдруг новое, неожиданное воспоминание из мира детского, чистого и любовного, представилось князю Андрею. Он вспомнил Наташу такою, какою он видел ее в первый раз на бале 1810 года, с тонкой шеей и тонкими рукамис готовым на восторг, испуганным, счастливым лицом, и любовь и нежность к ней, еще живее и сильнее, чем когда либо, проснулись в его душе. Он вспомнил теперь ту связь, которая существовала между им и этим человеком, сквозь слезы, наполнявшие распухшие глаза, мутно смотревшим на него. Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце.
Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями.

Родилась в г. Владивостоке Приморского края.

  • В 1970 г. закончила факультет теории и истории изобразительного искусства института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина в Ленинграде. Работала в г.Анапе Краснодарского края и г.Краснодаре.
  • С 1978 по 2002 г. жила и работала в г.Вологде.
  • С 1978 по 1990 – научный сотрудник Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
  • С 1990 по 2002 г. – научный сотрудник, затем заместитель директора по научной работе Вологодского Научно-методического Центра культуры. Преподавала в Вологодском областном Институте повышения квалификации педагогических кадров и Вологодском Государственном педагогическом Институте.
  • С 1984 по 1988 г. – обучение в Аспирантуре института этнографии и антропологии АН СССР. Защитила диссертацию «Архаические мотивы севернорусской орнаментики (к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях). Кандидат исторических наук.
  • С 2001 г. член Международного Клуба Ученых.
  • С 2003 г. живет и работает в Санкт-Петербурге.
  • 26 ноября 2015 ушла из жизни
  • Основной круг научных интересов: Арктическая прародина индоевропейцев; ведические истоки северорусской народной культуры; архаические корни северорусского орнамента; санскритские корни в топо и гидронимии Русского Севера; обряды и обрядовый фольклор; семантика народного костюма.

Выдержка из интервью со Светланой Васильевной:

«Как началась научная деятельность, связанная с ведическими ариями?

Все было очень просто. Во-первых, мне как всякому нормальному человеку было интересно узнать: «Кто мы, откуда и куда идем? Но это было давно, я все же искусствовед, закончила академию художеств. И поскольку по воле судьбы нам пришлось уехать из Краснодара, так как из-за болезни мужа нам надо было сменить климат на более континентальный. Так мы с двумя детьми приехали в Вологду. Сначала я водила экскурсии младшим научным сотрудником в Вологодском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. Затем мне предложили развивать какую-нибудь научную тему, но чтобы никому не мешать. Тогда я решила заниматься орнаментом, хотя считалось, что о нем и так все знают. И тут обнаружилась парадоксальная вещь, что в северно-русском орнаменте: в абашевской, андроновской культурах эти орнаменты за пределы так называемого арийского круга не выходят. Тогда потянулась цепочка: раз здесь был ледник, то когда сюда пришли эти самые славяне, финоугры. Тогда выясняется, что ледника оказывается вообще не было на этом месте. Кроме того, климатические характеристики были более оптимальные, чем в западной Европе. А потом выясняется, что раньше здесь вообще климат был супер, об этом говорят климатологи. Если это так, то кто здесь жил? Антропологи заявляют, что здесь не было никаких монголоидных характеристик, это были классические европеоиды, а финоугры - классические монголоиды. Тогда нужно было прибегнуть к научным доказательствам: ведь существуют антропология, лингвистика, геоморфология и так далее. Собираешь все эти данные как кубик рубика, и если ничего не выпадает из контекста, то значит все правильно. Прошло время анализа и наступило время синтеза, которое может длиться столетиями. На сегодняшний день мы имеем географические названия, мы имеем лексику, антропологический тип, мы имеем исторические данные, мы имеем орнамент, определенные обрядовые структуры, мы имеем определенные тексты, которые расшифровывают эти обрядовые структуры; и все это вместе взятое, плюс выводы, которые в свое время сделали Жан Сельмен Баи, Уоррен, Тилак, не заинтересованные в апологетике российской истории. Мы все это берем вместе и получаем результат».


Выдержка из выступления (Март 2009 года)

Действительно на сегодняшний день идет огромная борьба и борьба уже геополитическая. Действительно речь идет о том, что должна выстраиваться новая идеология России, многонациональной России, которая объединяет все ее народы на основе их общего родства, их общей прародины и общей истории. Вне зависимости от той конфессиональной и национальной раздробленности, которая имеет место на сегодняшний день. И поэтому обращаясь к нашим древним корням, к тем истокам, мы можем с вами констатировать: «Да, вроде мы все разные, но и сегодня генетики уже говорят про екутов, которые сами себя называют саха, то есть люди сахи (оленя, лося), у центральнорусских, у северо-западных индийцев, у современных татар один и тот же набор антигенов. О чем это говорит? О генетическом родстве.

…Товарищи, дорогие мои друзья, соотечественники, мы уже имеем Веды, не надо ничего придумывать. То, что арии унесли на территорию Индостана, что они хранили как святыню, на что не подействовали никакие другие конфессии и не могли подействовать…

Для того, чтобы знать свою историю, достаточно читать гимны Ригведы и Авесты, которые и древние иранцы, и древние индийцы унесли на свою новую территорию и хранили как святыню, как зеницу ока. Они не имели права не только изменять слог или слово, но даже интонирование; и они дошли до нас. Давайте и мы не будем ничего придумывать, ничего изобретать, у нас есть прошлое огромное, глубокое; на много тысяч десятков лет мы его охватить сейчас не можем, мы не можем понять тех знаний, которые пришли к нам в сказках, в песнях, в обрядах, во всем. Элементарно то, что сохранилось в нашей религиозной системе, что ушло в православие: «Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы». Да ведь и древние арии то же самое говорили: изначально был свет, и все что нас окружает - это только эманация света, это только иллюзия света. Мы приходим из света и уходим на «тот свет». И уходим мы из мира яви, которым правит мир прави, в мир нави. А навь на санскрите, а значит на нашем с вами языке, означает новый, свежий, молодой. Мы уходим в другой свет, чтобы в нем очиститься, вернуться обратно и подняться на новый уровень. И так до бесконечности пока не обретем право быть святьем, то есть обладать световым телом и не возвращаться обратно.

…Поймите, что любое вдохновение, озарение, просветление исследователя - это огромный титанический труд, это всегда жертвоприношение. И в этом наши предки были правы: да, жертвоприношение - это наша жизнь. И когда нас озаряет, когда мы работаем на грани инфаркта, наш мозг потребляет в 3-4 раза больше крови, чем в обычном состоянии. Значит, напрягается мозг, напрягаются кровеносные сосуды. Мы платим за эти открытия самими собой, своей жизнью, своей кровью.

Я вас призываю: будьте вежливы, люди, будьте бдительны. Уважайте своих предшественников. Когда вы что-то создаете, то ваши последователи будут опираться на вас. Ведь это фундамент, на котором строится новая идеологема, ибо идеология - это идеалы, воплощенные в слове, а точнее в законе. А без них ни один этнос существовать не может. И стремясь построить новую российскую идеологию, основанную на нашем прошлом, мы говорим: да, все народы нашей страны едины, они выросли из одной почвы, у них общая кровь, общая история, общие корни, так давайте жить в мире…

Всю жизнь он своими яркими статьями боролся за укрепление русского государства, отважно разоблачая продажных чиновников, либеральных демократов и революционеров, предупреждая о нависшей над страной угрозе. Захватившие в России власть большевики ему этого не простили. Меньшикова расстреляли в 1918 году с крайней жестокостью на глазах у его жены и шестерых детей.

Михаил Осипович родился 7 октября 1859 г. в Новоржеве Псковской губернии близ озера Валдай, в семье коллежского регистратора. Окончил уездное училище, после чего поступил в Техническое училище Морского ведомства в Кронштадте. Потом участвовал в нескольких дальних морских походах, писательским плодом которых явилась вышедшая в 1884 году первая книга очерков – «По портам Европы». Как морской офицер, Меньшиков высказал идею соединения кораблей и аэропланов, предсказав тем самым появление авианосцев.

Чувствуя призвание к литературному труду и публицистике, в 1892 году Меньшиков вышел в отставку в чине штабс-капитана. Устроился корреспондентом в газету «Неделя», где вскоре обратил на себя внимание своими талантливыми статьями. Затем стал ведущим публицистом газеты консервативного толка «Новое время», где проработал вплоть до революции.

В этой газете он вел свою знаменитую рубрику «Письма к ближним», которая привлекала внимание всего образованного общества России. Некоторые называли Меньшикова «реакционером и черносотенцем» (а кто-то называет до сих пор). Однако все это – злостная клевета.

В 1911 году в статье «Коленопреклоненная Россия» Меньшиков, разоблачая происки западной закулисы против России, предупреждал:

«Если в Америке собирается огромный фонд с целью наводнения России душегубами и террористами, то нашему правительству об этом стоит подумать. Неужели и нынче государственная наша стража ничего вовремя не заметит (как в 1905 году) и не предупредит беды?».

Никаких мер в этой связи власти тогда не приняли. А если бы приняли? Вряд ли тогда смог бы приехать в Россию в 1917 году с деньгами американского банкира Джекоба Шифа Троцкий-Бронштейн, главный организатор Октябрьского переворота!

Идеолог национальной России

Меньшиков являлся одним из ведущих публицистов консервативного направления, выступая идеологом русского национализма. Он стал инициатором создания Всероссийского Национального Союза (ВНС), для которого разработал программу и устав. В эту организацию, которая имела свою фракцию в Госдуме, вошли умеренно-правые элементы образованного русского общества: профессора, военные в отставке, чиновники, публицисты, священнослужители, известные учёные. Большинство из них были искренними патриотами, что потом доказали многие из них не только своей борьбой против большевиков, но и мученической смертью...

Сам Меньшиков ясно предвидел национальную катастрофу 1917 года и, как истинный публицист, бил в набат, предупреждал, стремился предотвратить её. «Православие, – писал он, ­– нас освободило от древней дикости, самодержавие – от анархии, но возвращение на наших глазах к дикости и анархии доказывает, что необходим новый принцип, спасающий прежние. Это – народность... Только национализм в состоянии вернуть нам потерянное благочестие и могущество».

В статье «Кончина века», написанной в декабре 1900 года, Меньшиков призывал русских людей к сохранению роли державообразующего народа:

«Мы, русские, долго спали, убаюканные своим могуществом и славой, – но вот ударил один гром небесный за другим, и мы проснулись и увидели себя в осаде – и извне, и изнутри… Мы не хотим чужого, но наша – Русская – земля должна быть нашей».

Возможность избежать революции Меньшиков видел в усилении государственной власти, в последовательной и твёрдой национальной политике. Михаил Осипович был убеждён в том, что народ в совете с монархом должен управлять чиновниками, а не они им. Со страстью публициста он показывал смертельную опасность бюрократизма для России: «Наша бюрократия... свела историческую силу нации на нет».

Необходимость коренных перемен

Близкие отношения Меньшиков поддерживал с великими русскими писателями того времени. Горький признавался в одном из писем, что любит Меньшикова, потому что он его «враг по сердцу», а враги «лучше говорят правду». Со своей стороны Меньшиков называл «Песнь о соколе» Горького «злой моралью», потому что, по его словам спасает мир не «безумство храбрых», несущих восстание, а «мудрость кротких», вроде чеховской Липы («В овраге»).

Известно 48 писем к нему Чехова, который относился к нему с неизменным уважением. Меньшиков бывал в Ясной у Толстого, но при этом критиковал его в статье «Толстой и власть», где писал, что он опаснее для России, чем все революционеры вместе взятые. Толстой отвечал ему, что во время прочтения этой статьи он испытал «одно из самых желательных и дорогих мне чувств – не просто доброжелательства, а прямо любви к вам...».

Меньшиков был убеждён, что России нужны коренные перемены во всех без исключения областях жизни, только в этом было спасение страны, но иллюзий он не испытывал. «Людей нет – вот на чём Россия гибнет!» – восклицал в отчаянии Михаил Осипович.

До конца своих дней давал беспощадные оценки самодовольному чиновничеству и либеральной интеллигенции: «В сущности, всё красивое своё и великое вы давно пропили (внизу) и прожрали (наверху). Размотали церковь, аристократию, интеллигенцию».

Меньшиков считал, что каждая нация должна настойчиво бороться за свою национальную идентичность. «Когда речь зайдет, – писал он, – о нарушении прав еврея, финна, поляка, армянина, подымается негодующий вопль: все кричат об уважении к такой святыне, как национальность. Но лишь только русские обмолвятся о своей народности, о своих национальных ценностях: подымаются возмущенные крики - человеконенавистничество! Нетерпимость! Черносотенное насилие! Грубый произвол!».

Выдающийся русский философ Игорь Шафаревич писал: «Михаил Осипович Меньшиков – один из небольшого числа проницательных людей, живших в тот период русской истории, который иным казался (и сейчас еще кажется) безоблачным. Но чуткие люди уже тогда, на рубеже XIX и XX веков видели главный корень надвигающихся бед, обрушившихся потом на Россию и переживаемых нами до сих пор (да и не видно, когда еще придет им конец). Этот основной порок общества, несущий в себе опасность будущих глубоких потрясений, Меньшиков усматривал в ослаблении национального сознания русского народа...».

Портрет современного либерала

Еще много лет назад Меньшиков энергично разоблачал тех в России, кто, как и сегодня, поносил ее, уповая на «демократический и цивилизованный» Запад. «Мы, – писал Меньшиков, – глаз не сводим с Запада, мы им заворожены, нам хочется жить именно так и ничуть не хуже, чем живут "порядочные" люди в Европе. Под страхом самого искреннего, острого страдания, под гнетом чувствуемой неотложности нам нужно обставить себя той же роскошью, какая доступна западному обществу. Мы должны носить то же платье, сидеть на той же мебели, есть те же блюда, пить те же вина, видеть те же зрелища, что видят европейцы. Чтобы удовлетворить свои возросшие потребности, образованный слой предъявляет к русскому народу все большие требования.

Интеллигенция и дворянство не хотят понять, что высокий уровень потребления на Западе связан с эксплуатацией им значительной части остального мира. Как бы русские люди ни работали, они не смогут достичь уровня дохода, который на Западе получают путем перекачки в свою пользу неоплаченных ресурсов и труда других стран…

Образованный слой требует от народа крайнего напряжения, чтобы обеспечить себе европейский уровень потребления, и, когда это не получается, возмущается косностью и отсталостью русского народа».

Не нарисовал ли Меньшиков более ста лет назад со своей невероятной прозорливостью портрет нынешней русофобствующей либеральной «элиты»?

Отвага для честного труда

Ну а разве не к нам сегодня обращены эти слова выдающегося публициста? «Чувство победы и одоления, – писал Меньшиков, – чувство господства на своей земле годилось вовсе не для кровавых только битв. Отвага нужна для всякого честного труда. Все самое дорогое, что есть в борьбе с природой, все блистательное в науке, искусствах, мудрости и вере народной – все движется именно героизмом сердца.

Всякий прогресс, всякое открытие сродни откровению, и всякое совершенство есть победа. Только народ, привыкший к битвам, насыщенный инстинктом торжества над препятствиями, способен на что-нибудь великое. Если нет в народе чувства господства – нет и гения. Падает благородная гордость – и человек становится из повелителя рабом.

Мы в плену у рабских, недостойных, морально ничтожных влияний, и именно отсюда – наша нищета и непостижимая у богатырского народа слабость».

Разве не из-за этой слабости рухнула Россия в 1917 году? Разве не потому развалился в 1991-м могучий Советский Союз? Не та ли опасность грозит нам и сегодня, если мы уступим глобальному натиску на Россию со стороны Запада?

Месть революционеров

Те, кто подрывал основы Российской империи, а потом в феврале 1917 года захватили в ней власть, не забыли и не простили Меньшикову его позиции стойкого государственника и борца за единение русского народа. Публицист был отстранён от работы в «Новом времени». Лишившись дома и сбережений, конфискованных вскоре уже большевиками, зиму 1917–1918 гг. Меньшиков провел на Валдае, где у него была дача.

В те горькие дни он в своем дневнике писал:«27 февр.12.III.1918. Год русской великой революции. Мы еще живы, благодарение Создателю. Но мы ограблены, разорены, лишены работы, изгнаны из своего города и дома, обречены на голодную смерть. А десятки тысяч людей замучены и убиты. А вся Россия сброшена в пропасть еще небывалого в истории позора и бедствия. Что дальше будет и подумать страшно,- т. е. было бы страшно, если бы мозг не был уже досыта и до бесчувствия забит впечатлениями насилия и ужаса».

В сентябре 1918 года Меньшикова арестовали, и уже через пять дней расстреляли. В заметке опубликованной в «Известиях» говорилось: «Чрезвычайным полевым штабом в Валдае расстрелян известный черносотенный публицист Меньшиков. Раскрыт монархический заговор, во главе которого стоял Меньшиков. Издавалась подпольная черносотенная газета, призывающая к свержению советской власти».

В этом сообщении не было ни слова правды. Не было никакого заговора и никакую газету Меньшиков тогда уже не выпускал.

Ему мстили за его прежнюю позицию стойкого русского патриота. В письме жене из тюрьмы, где он просидел шесть дней, Меньшиков писал, что чекисты не скрывали от него, что этот суд есть «акт мести» за его статьи, печатавшиеся до революции.

Казнь выдающегося сына России произошла 20 сентября1918 года на берегу Валдайского озера напротив Иверского монастыря. Его вдова, Мария Васильевна, ставшая вместе с детьми свидетелем расстрела, написала потом в своих воспоминаниях: «Придя под стражей на место казни, муж стал лицом к Иверскому монастырю, ясно видимому с этого места, опустился на колени и стал молиться. Первый залп был дан для устрашения, однако этим выстрелом ранили левую руку мужа около кисти. Пуля вырвала кусок мяса. После этого выстрела муж оглянулся. Последовал новый залп. Стреляли в спину. Муж упал на землю. Сейчас же к нему подскочил Давидсон с револьвером и выстрелил в упор два раза в левый висок. <…> Дети расстрел своего папы видели и в ужасе плакали. <…> Чекист Давидсон, выстрелив в висок, сказал, что делает это с великим удовольствием».

Сегодня могила Меньшикова, чудом сохранившаяся, находится на старом городском кладбище города Валдай (Новгородская область), рядом с церковью Петра и Павла. Только много лет спустя родные добились реабилитации знаменитого писателя. В 1995 году новгородские писатели при поддержке администрации общественности Валдая открыли на усадьбе Меньшикова мраморную мемориальную доску со словами: «Расстрелян за убеждения».

В связи с юбилеем публициста в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете прошли всероссийские Меньшиковские чтения. «В России не было и нет равного Меньшикову публициста», – подчеркнул в своем выступлении председатель Общероссийского движения поддержки флота капитан 1 ранга запаса Михаил Ненашев.

Владимир Малышев

(1945-12-27 ) Место рождения
  • Владивосток , РСФСР , СССР
Дата смерти 26 ноября (2015-11-26 ) (69 лет) Место смерти
  • Санкт-Петербург , Россия
Страна Альма-матер Учёная степень кандидат исторических наук

Светла́на Васи́льевна Жа́рникова (27 декабря , Владивосток - 26 ноября , Санкт-Петербург) - советский и российский этнограф и искусствовед . Кандидат исторических наук. Действительный член Русского географического общества .

Биография

Родилась в семье военнослужащего.

В 1970 году закончила факультет теории и истории изобразительного искусства в Ленинграде .

В 1978-2002 годах жила и работала в Вологде . В 1978-1990 годах - научный сотрудник Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника . В 1990-2002 годах - научный сотрудник, затем заместитель директора по научной работе Вологодского научно-методического центра культуры. Преподавала в Вологодском областном институте повышения квалификации педагогических кадров и в .

С 1984 по 1988 годы обучалась в аспирантуре , где защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Архаические мотивы севернорусской орнаментики (к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях)» (специальность 07.00.07 - этнография) .

В 2001 году стала членом Международного клуба учёных (неакадемическая организация с либеральными условиями для вступления).

В 2003 года переехала из Вологды в Санкт-Петербург .

Скончалась утром 26 ноября 2015 года в кардиологическом центре Алмазова города Санкт-Петербург . Похоронена в Шексне , рядом с супругом - архитектором Германом Ивановичем Виноградовым.

Основной круг научных интересов - арктическая прародина индоевропейцев, ведические истоки северорусской народной культуры, архаические корни северорусского орнамента, санскритские корни в топо- и гидронимии Русского Севера , обряды и обрядовый фольклор , семантика народного костюма.

Критика

C. В. Жарникова являлась сторонницей неакадемической арктической гипотезы , в настоящее время не признаваемой учёными всего мира (за исключением небольшого их количества, преимущественно из Индии). Вслед за Н. Р. Гусевой она повторяла тезис о близком родстве славянских языков и санскрита и настаивала на том, что прародина ариев (индоевропейцев) лежала на Русском Севере, где якобы располагалась легендарная гора Меру . Подтверждением этой гипотезы С. В. Жарникова считала якобы имеющееся особое сходство санскрита с севернорусскими говорами.

Библиография

  • Восточнославянское языческое верховное божество и следы его культа в орнаментике северорусских женских головных уборов // Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических исследований 1980-1981 гг. Тезисы докладов: город Нальчик 1982 г., стр. 147-148
  • О попытке интерпретации значения некоторых образов русской народной вышивки архаического типа (по поводу статьи Г. П. Дурасова). // Советская этнография 1983 г., № 1, стр. 87-94
  • Archaic motifs in Nort Russian folk embroidery and parallels in ancient ornamental designs of the eurasian steppe peoples // International association for the study of the cultures of Central Asia. 1984.
  • О некоторых архаических мотивах вышивки Сольвычегодских кокошников северодвинского типа // Советская этнография 1985 г., № 1 стр. 107-115
  • Архаические мотивы северорусской вышивки и браного ткачества и их параллели в древнейшем искусстве народов Евразии// Информбюллетень МАИКЦА (ЮНЕСКО) М.: Наука , 1985., в 6−8 стр. 12-31
  • Отражение языческих верований и культа в орнаментике северорусских женских головных уборов. (На материале фонда Вологодского областного краеведческого музея) // Научно-атеистические исследования в музеях Л. ГМИРиА 1986 г., стр. 96-107
  • On the possible location of the Holy Hara and in Indo-Iranian (Aryan) mythology // International association for the study of the cultures of Central Asia. 1986.
  • К вопросу о возможной локализации священных гор Меру и Хары индоиранской (арийской) мифологии // Информбюллетень МАИКЦА (Юнеско) М. 1986 г., т. 11 стр. 31-44
  • Фаллическая символика северорусской прялки как реликт праславянско-индоиранской близости // Историческая динамика расовой и этнической дифференциации населения Азии. М: Наука 1987 г., стр. 330-146
  • О возможных истоках образов птиц в русской народной обрядовой поэзии и прикладном искусстве // Всесоюзная научно-практическая конференция. Фольклор. Проблемы сохранения, изучения, пропаганды. Тезисы докладов. Часть первая. М. 1988 г., стр. 112-114
  • О возможных истоках образа коня-оленя в индоиранской мифологии, скифо-сакской и северорусской орнаментальных традициях // Семиотика культуры. Тезисы докладов Всесоюзной школы-семинара по семиотике культуры 18-28 сентября 1989 года. Архангельск 1989 г., стр. 72-75
  • Где же Вы, горы Меру? // Вокруг света , № 3 1989 г., стр. 38-41
  • Задачи этнографического изучения Вологодской области // Вторая краеведческая научно-практическая конференция. Тезисы докладов. Вологда 1989 г.
  • Possible origins of horse-goose and horse-deer images in Indo-Iranian (Aryan) mythology // International association for the study of the cultures of Central Asia. 1989.
  • «Ригведа» о северной прародине арьев // Третья краеведческая научно- практическая конференция. Тезисы докладов и сообщений. Вологда 23-24 мая 1990 года
  • Возможные истоки образа коня-гуся и коня-оленя в индоиранской (арийской) мифологии // Информбюллетень МАИКЦА (Юнеско) М: Наука 1990 г., т. 16 стр. 84-103
  • Отражение языческих верований и культа в орнаментике северорусских женских головных уборов (на материале фонда Вологодского областного краеведческого музея) // Научно-атеистические исследования в музеях. Ленинград. 1990 г. стр.94-108.
  • Обрядовые функции северорусского женского народного костюма. Вологда 1991 г. 45 стр.
  • Узоры ведут по древним тропам // Слово 1992 г., № 10 стр. 14-15
  • Исторические корни северорусской народной культуры // Информационно- практическая конференция по проблемам традиционной народной культуры Северо- Западного региона России. Тезисы докладов и сообщений. Вологда 20-22 октября 1993 г. стр. 10-12
  • Загадка Вологодских узоров // Древность: Арьи. Славяне. Выпуск 1. M: Витязь 1994 г., стр. 40-52
  • Древние тайны русского Севера // Древность: Арьи Славяне В.2 М: Витязь 1994 г., стр. 59-73
  • Образы водоплавающих птиц в русской народной традиции (истоки и генезис)// Культура Русского Севера. Вологда. Издание ВГПИ 1994 г., стр. 108-119
  • Нечерноземье - житница России?: Беседа с канд. ист. наук, этнографом С. В. Жарниковой. Записал А.Ехалов// Русский Север-Пятница. 20 января 1995 г.
  • Узоры ведут в древность // Радонеж 1995 г., № 6 стр. 40-41
  • Ехалов А. Жарникова С. Нечерноземье - земля будущего. О перспективах развития сел. хоз-ва Вологод. области. 1995 г.
  • Филиппов В. Куда исчезли древляне и кривичи, или Почему вологодский говор в переводе на санскрит не нуждается. Об исследовании этнографа С. В. Жарниковой // Известия. 18 апреля 1996 г.
  • Древние тайны Русского Севера // Древность: Арьи. Славяне. Изд.2 М: Палея 1996 г., стр. 93-125
  • Русский Север - священная прародина арьев!: Беседа с С. В. Жарниковой. Записал П.Солдатов // Русский Север-Пятница. 22 ноября 1996 г.
  • Мы кто в этой старой Европе // Наука и жизнь . № 5. 1997 г.
  • Древние тайны Русского Севера // Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и арьев М. РАН. Ин-т этнологии и антропололгии им. Н. Н. Миклухо-Маклая.1998 г., стр. 101-129
  • Гидронимы Русского Севера: (Опыт расшифровки через санскрит) // Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и арьев - М. РАН. Ин-т этнологии и антропололгии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 1998 г., стр. 209-220
  • Мир образов русской прялки, Вологда 2000 г.
  • Славяне и арьи в Вологодской, Олонецкой (Карелия), Архангельской и Новгородской губерниях // Экономическая газета . № 1, 2, 3, 2000 г.
  • Дорогами мифов (А. С. Пушкин и русская народная сказка) // Этнографическое обозрение . № 2. 2000 г., стр. 128-140
  • Откуда пришел наш Дед Мороз // Мир детского театра № 2, 2000 г. стр. 94-96
  • Филиппов Виктор. Рогулька, тетеря и выгонец: Пиццу ели на берегу Ледовитого океана пять тысяч лет назад. По материалам сценария «Праздник круглого пирога» и монографии этнографа С.Жарниковой // Русский Север-Пятница. Вологда. 14 апреля 2000 г.
  • Концепция программы «Великий Устюг - Родина Деда Мороза» Вологда 2000 г.
  • И первой об этом сказала «Авеста»: Беседа с этнологом С. Жарниковой, автором концепции программы «Великий Устюг - родина Деда Мороза»// Записала А.Горина // Вологодская неделя . 2-9 ноября 2000 г.
  • Так ли прост наш Дед Мороз // Вокруг Света . № 1. 2001 г., стр. 7-8
  • Отражение ведических мифологем в восточнославянской календарной обрядности // На пути к возрождению. Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда 2001 г., стр. 36-43
  • Сохранились даже названия рек (в соавт. с А. Г. Виноградовым) // СПб - Новый Петербург № 18, 2001 г.
  • Где же ты Гиперборея? (в соавт. с А. Г. Виноградовым) // СПб - Новый Петербург № 22, 2001 г.
  • Восточная Европа как прародина индоевропейцев. (в соавт. С А. Г. Виноградовым) // Реальность и субъект № 3, том 6 - СПб 2002 г., стр. 119-121
  • О Локализации священных гор Меру и Хары // Гиперборейские корни Калокагатии. - СПб, 2002 г., стр. 65-84
  • Золотая нить (Древнейшие истоки народной культуры Русского Севера) (Ред и рец д.и.н., Лауреат премии им. Дж. Неру. Н. Р. Гусева). Вологда. 2003 г. 247 стр.
  • Архаические корни традиционной культуры Русского Севера: сборник научных статей. Вологда 2003 г. 96 стр.
  • Исторические корни календарных обрядов. ОНМЦКиПК. Граффити. Вологда 2003 г. 83 стр.
  • Ферапонтовская Мадонна // Пятницкий бульвар № 7(11), Вологда 2003 г., стр. 6-9.
  • Реки - хранилища памяти (в соавт. с А. Г. Виноградовым) // Русский Север - прародина индо-славов. - М.: Вече 2003 г., стр. 253-257.
  • Древние танцы Русского Севера // Русский Север - прародина индо-славов. - М.; Вече 2003 г., стр. 258-289.
  • Веды и восточнославянская календарная обрядность // Русский Север - прародина индо-славов. М.; Вече 2003 г., стр. 290-299.
  • А. С. Пушкин и древнейшие образы русских сказок // Русский Север - прародина индо-славов. М.: Вече 2003 г., стр. 300-310.
  • Наше время где-то на подходе: Беседа с этнографом, проф. С. Жарниковой. Беседовала Н. Серова // Красный Север (Зеркало). 7 января 2004 года.
  • Phallic cult in the perception of ancient slavs and aryans // International association for the study of the cultures of Central Asia.. 2004 г.
  • Опыт расшифровки через санскрит названий некоторых рек Русского Севера // Русские сквозь тысячелетия. 2007. С.134-139
  • Северная прародина индославов, Гусли - инструмент гармонизации Вселенной // Материалы первого Всероссийского конгресса ведической культуры Ариев-индославов. Санкт-петербург. 2009 г. стр. 14-18, 29-32.
  • Александр Шебунин // Скульптура: альбом, сост.: А. М. Шебунин; послесл.: С. В. Жарникова. РМП. Рыбинск. 128 стр.
  • Гаранина Т. «Стоим у источника и ходим черпать воду бог знает куда»: (Заметки с конф. «Духовность - энергия поколений», проведенной в Вологде светской общиной «РОД») // по материалам выступления этнографа С.Жарниковой о Русском Севере как прародине. 2010 г.
  • Арьяна-Гиперборея - Русь. (в соавт. с А. Г. Виноградовым).
Выбор редакции
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...

Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для молодой страны Советов. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и...

Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...

Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...
Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...
Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...
Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...
Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...