Исцеление мира по Йозефу Бойсу: Идеи последнего утописта ХХ века. Исцеление мира по Йозефу Бойсу: Идеи последнего утописта ХХ века Йозеф бойс произведения


Йозеф Бойс

«Йозеф Бойс - пожалуй, самый влиятельный немецкий художник после Второй мировой войны, причём влияние его выходит за пределы ФРГ; можно сказать, что его идеи, произведения, акции, сооружения господствовали на культурной сцене, - пишет Х. Штахельхаус. - Это была фигура крупная, чарующая, его манера говорить, провозглашать, играть роль производила на многих современников впечатление чуть ли не наркотическое. Его идея о „расширенном понимании искусства“, достигшая кульминации в так называемой „социальной пластике“, вызвала у многих растерянность. Для них он, в лучшем случае, был шаман, в худшем - гуру и шарлатан…

…Чем больше изучаешь Бойса, тем больше открываешь в его деятельности новых сторон, а это позволяет глубже в неё вникать и анализировать. Ещё при жизни Бойса не было недостатка в исследованиях его творчества, но овладеть им во всём его объёме и почти необозримом многообразии сейчас лишь предстоит. Это крайне трудная работа, то и дело ставящая в тупик. Конечно, зрителю, который решается осторожно вступить на чаще всего тёмную и запутанную тропу, ведущую к Бойсу, нужно запастись немалым терпением, чуткостью и терпимостью. „Хорошо бывает описать то, что видишь“, - сказал однажды Бойс. Таким образом, приобщаешься к тому, что имеет в виду художник. Хорошо также догадываться о вещах. Тогда что-то приходит в движение. Лишь в крайнем случае стоит прибегать к такому средству, как интерпретация. В самом деле, многое из того, что делал Бойс, не поддаётся рациональному пониманию. Тем большую роль играет для него интуиция - он называет её высшей формой „рацио“. Речь идёт главным образом о том, чтобы создавать „антиобразы“ - образы таинственного, могучего внутреннего мира».

Йозеф Бойс родился в Крефельде 12 мая 1921 года. Ещё школьником Йозеф интересовался естественными науками. После окончания школы он поступает на подготовительное отделение медицинского факультета, намереваясь стать детским врачом.

Йозеф рано начинает интересоваться серьёзной литературой. Он читает Гёте, Гёльдерлина, Новалиса, Гамсуна. Из художников он выделяет Эдварда Мунка, а из композиторов его внимание привлекли Эрик Сатье, Рихард Штраус и Вагнер. Большое влияние на выбор творческого пути оказали философские работы Серена Кьеркегора, Мориса Метерлинка, Парацельса, Леонардо. Начиная с 1941 года он всерьёз увлёкся антропософской философией, которая с каждым годом всё более и более оказывается в центре его творчества.

Однако решающей для Бойса оказалась встреча с творчеством Вильгельма Лембрука. Бойс обнаружил репродукции скульптур Лембрука в каталоге, который ему удалось спасти во время очередного сожжения книг, устроенного нацистами в 1938 году во дворе Клевской гимназии.

Именно скульптуры Лембрука навели его на мысль: «Скульптура… Со скульптурой можно что-то делать. Всё есть скульптура, как бы кричал мне этот образ. И я увидел в этом образе факел, увидел пламя, и я услышал: сохрани это пламя!» Именно под влиянием Лембрука он стал заниматься пластикой. Позднее, когда его спрашивали, мог ли определить его решение какой-нибудь другой скульптор, Бойс неизменно отвечал: «Нет, ибо необыкновенное творчество Вильгельма Лембрука затрагивает самый нерв понятия пластики».

Бойс имел в виду, что Лембрук и в своих скульптурах выразил что-то глубоко внутреннее. Его скульптуры, собственно, нельзя воспринять визуально:

«Его можно воспринимать лишь интуицией, когда совсем другие органы чувств открывают человеку свои врата, и это прежде всего слышимое, чувствуемое, желаемое, иначе говоря, в скульптуре обнаруживаются категории, которых в ней никогда прежде не было».

Начинается Вторая мировая война. Бойс получает в Познани специальность радиста и одновременно посещает в тамошнем университете лекции по естественным наукам.

В 1943 году его пикирующий бомбардировщик сбивают над Крымом. Пилот погиб, а Бойс, выпрыгнув из машины с парашютом, потерял сознание. Его спасли кочевавшие там татары. Они занесли его в свою палатку, где боролись за его жизнь восемь суток. Татары смазывали тяжёлые раны животным жиром, а затем заворачивали в войлок, чтобы согреть. Подоспевшая немецкая поисковая группа доставила его в военный госпиталь. Позднее Бойс получил ещё несколько тяжёлых ранений. После лечения он опять отправился на фронт. Завершил Бойс войну в Голландии.

Пережитое отразилось позднее в творчестве Бойса: жир и войлок превращаются в главные материалы его пластического творчества. Фетровая шляпа, которую Бойс постоянно носит, тоже результат его падения в Крыму. После тяжёлого повреждения черепа - волосы его обгорели до самых корней, а кожа головы стала крайне чувствительной - скульптор вынужден был постоянно прикрывать голову. Сначала он носил шерстяную шапочку, а затем переходит к фетровой шляпе лондонской фирмы «Стетсон».

Если Лембрук оказался идейным учителем Бойса, то Эвальд Матаре из Дюссельдорфской академии искусств стал его настоящим учителем. Начинающий мастер многому научился у Матаре. Например, умению передавать самое существенное в характерных формах животных.

В конце сороковых - начале пятидесятых годов Бойс ищет возможности другой пластики. Он почти одновременно в 1952 году создаёт глубоко задушевную и в то же время подчёркнуто-условную «Пиету» в виде пробитого рельефа и «Царицу пчёл», с её крайне новой формой пластической выразительности. Тогда же возникает и первая скульптура из жира, а потом появляется и крест, выражающий в творчестве Бойса новый художественный опыт. При этом Бойса прежде всего интересует символика креста, причём он понимает крест как знак идейного столкновения между христианством и материализмом.

В пятидесятые и шестидесятые годы творчество Бойса оставалось известно лишь кругу приближённых. Но положение быстро меняется благодаря растущему интересу средств массовой информации и особому таланту самого Бойса дружески общаться с журналистами. Нельзя было не заметить необычность этого художника, его ригоризм и радикализм да просто его неповторимость. Бойс стал культурно-политическим и общественно-политическим фактором в Федеративной Республике Германии, причём его влияние распространилось на весь мир.

Несомненно, этому влиянию способствовало и движение «Флюксус», где Бойс принимает активное участие. Это движение стремилось сломать границы между искусством и жизнью, отбросить традиционное понимание искусства и установить новое духовное единство между художниками и публикой.

Но, став в 1961 году профессором Дюссельдорфской академии искусств, Бойс постепенно теряет связь с «Флюксусом». И это естественно - человек, подобный ему, должен был проделывать свой путь один, потому что он был всегда более вызывающ, чем другие. Своей «социальной пластикой», воплощавшей «расширенное понимание искусства», Бойс поднимал изобразительное искусство на новый уровень действенности. К «социальной пластике» его вела работа над образом человека.

В 1965 году в дюссельдорфской галерее Шмела Бойс устроил необычную акцию под названием:

«Как объясняют картины мёртвому зайцу». Вот как описывает это событие Х. Штахельхаус: «Зритель мог наблюдать это лишь через витрину. Бойс сидел в галерее на стуле, облив себе голову мёдом и наклеив на него настоящую золотую фольгу. В руках он держал мёртвого зайца. Спустя какое-то время он вставал, шёл с зайцем в руках по небольшому галерейному залу, подносил его вплотную к картинам, которые висели на стене. Казалось, будто он говорит с мёртвым зайцем. Затем он проносил животное над лежавшей среди галереи засохшей ёлкой, вновь садился с мёртвым зайцем в руках на стул и начинал стучать ногой с железной пластиной на подошве по полу. Вся эта акция с мёртвым зайцем была исполнена неописуемой нежности и огромной сосредоточенности».

Два иконографически важных исходных пункта в творчестве скульптора - мёд и заяц. В его творческом кредо они играют такую же роль, как войлок, жир, энергия. Мёд для него связан с мышлением. Если пчёлы производят мёд, то человек должен производить идеи. Бойс сопоставляет обе способности, чтобы, по его словам, «снова оживить мертвенность мысли».

Подобные мысли выражает мастер в таких работах, как «Пчелиная царица», «Из жизни пчёл», «Пчелиное ложе».

В «Насосе для мёда в рабочем состоянии», представленном на выставке «Документа 6» в Касселе (1977), Бойс добивается необычной трансформации этой темы. Благодаря электромоторам мёд двигался через систему плексигласовых шлангов, протянутых от подвального помещения до крыши музея «Фридерицианум». По замыслу художника это означало символ кругооборота жизни, текущей энергии.

«Этот пластический процесс, разыгрываемый пчёлами, Бойс перенёс в свою художническую философию, - пишет Штахельхаус. - Соответственно пластика для него органически формируется изнутри. Камень же для него, напротив, идентичен скульптуре, то есть ваянию. Пластика для него - кость, образованная прохождением жидкости и затвердевшая. Всё, что позднее затвердевает в человеческом организме, так объясняет Бойс, первоначально исходит из жидкостного процесса и может быть к нему возведено. Отсюда его лозунг: „Эмбриология“, - что означает постепенное затвердение того, что образовалось на основе всеобщего эволюционного принципа движения».

Что же касается значения зайца в творчестве Бойса, то оно также подчёркнуто в целой серии произведений и акций. Существует, например, «Могила зайца» и включение мёртвого зайца в различные постановки, такие как «Шеф» (1964), «Евразия» (1966). Из расплавленного подобия короны царя Ивана Грозного Бойс на выставке «Документа 7» сформовал зайца. Бойс сам себя называл зайцем. Для него это животное отмечено сильным отношением к женскому полу, к родам. Для него важно, что заяц любит зарываться в землю, - он в значительной мере воплощается в эту землю, что человек может радикально осуществить лишь своей мыслью, соприкоснувшись с материей.

Бойс сам был пластикой, которая выставлялась для примера, - так, уже его рождение было первой выставкой пластики Йозефа Бойса; недаром в составленной им самим хронике жизни и творчества написано: «1921, Клеве - выставка перетянутой жгутом раны - обрезанной пуповины».

Таким образом, нельзя не видеть антропософского значения «социальной пластики». Сам Бойс любил повторять: всё, что он делал и что говорил, служило этой цели. Поэтому скульптор вступает в дискуссии об экономике, праве, капитале, демократии. Он же участвует в движении «зелёных», «Организации за прямую демократию путём народного голосования», в «Свободном интернациональном университете». Последний он создал в 1971 году в качестве «Центрального органа расширенного понимания искусства». И конечно же отдельно стоит процесс, который Бойс вёл во многих инстанциях в 1972 году по поводу своего увольнения с должности профессора Государственной академии искусств в Дюссельдорфе. Художник одержал победу. Но Бойс вместе с отвергнутыми претендентами на обучение занял секретариат академии, требуя отменить правило «Nunnerus clausus», после чего министр по делам науки досрочно уволил его за нарушение установленного порядка.

Невероятная активность Бойса в течение всей жизни представляется чудом. У него были больные ноги, удалена селезёнка и одна почка, поражены лёгкие. В 1975 году художник пережил тяжёлый инфаркт. Вдобавок в последние годы его мучило редкое заболевание лёгочной ткани. «Король сидит в ране» - так он однажды выразился. Бойс был убеждён, что существует связь между страданием и творческой способностью, что страдание даёт некую духовную высоту.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЛ) автора БСЭ

Клаус Йозеф Клаус (Klaus) Йозеф (р. 15.8.1910, Маутен, Каринтия), австрийский государственный деятель. В 1934 окончил юридический факультет Венского университета. В 1939-45 в немецко-фашистской армии. В 1949-61 глава местного правительства провинции Зальцбург. В 1952 стал председателем

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РО) автора БСЭ

Рот Йозеф Рот (Roth) Йозеф (2.9.1894, Броды, ныне УССР, - 27.5.1939, Париж), австрийский писатель. Изучал в Вене германистику и философию. В 1916-18 участник 1-й мировой войны 1914-18, затем занимался журналистикой, выступал против фашизма с позиций буржуазного гуманизма. В 1933 эмигрировал во

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭЙ) автора БСЭ

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Йозеф Гайдн Йозеф Гайдн – известный австрийский композитор, написавший огромное количество произведений: свыше 100 симфоний, более 80 струнных квартетов, 52 сонаты для клавира, около 30 опер и др. Франц Йозеф ГайднГайдна очень часто называют «отцом» симфонии и квартета. До

Из книги 100 великих полководцев Западной Европы автора Шишов Алексей Васильевич

Из книги Катастрофы сознания [Самоубийства религиозные, ритуальные, бытовые, способы самоубийств] автора Ревяко Татьяна Ивановна

Геббельс Йозеф В то же утро, когда Гитлер принял решение покончить с собой - 29 апреля 1945 г. - Йозеф Геббельс сделал «приложение» к завещанию фюрера:«Фюрер приказал мне в случае крушения обороны имперской столицы покинуть Берлин и войти в назначенное им правительство в

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

ГЕББЕЛЬС, Йозеф (Goebbels, Joseph, 1897–1945), министр пропаганды нацистской Германии 85 Мы можем обойтись без масла, но, при всей нашей любви к миру, не можем обойтись без оружия. Стреляют не маслом, стреляют из пушек. Речь в Берлине 17 янв. 1936 г. («Allgemeine Zeitung», 18 янв.) ? Knowles, p. 342 11 окт.

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

МОР, Йозеф (Mohr, Josef, 1792–1848), австрийский католический священник и органист 806 Тихая ночь, святая ночь. // Stille Nacht, heilige Nacht. Назв. и строка рождественской песни, слова Мора (1816), муз. Франца Грубера

Из книги автора

ГЕББЕЛЬС, Йозеф (Goebbels, Joseph, 1897–1945), министр пропаганды нацистской Германии20Мы можем обойтись без масла, но, при всей нашей любви к миру, не можем обойтись без оружия. Стреляют не маслом, стреляют из пушек.Речь в Берлине 17 янв. 1936 г. («Allgemeine Zeitung», 18 янв.)? Knowles, p. 34211 окт. 1936 г.

Из книги автора

ПИЛСУДСКИЙ, Йозеф (Pilsudski, Josef, 1867–1935),в 1919–1922 гг. глава («Начальник») Польского государства, в 1926 г. осуществил авторитарный государственный переворот51аЯ вышел из красного трамвая на остановке «Независимость».Так будто бы сказал Пилсудский польским

Йозеф Бойс (нем. Joseph Beuys, 12 мая 1921, Крефельд, Германия - 23 января 1986, Дюссельдорф, Германия) - немецкий художник, один из главных теоретиков постмодернизма.

Биография Йозефа Бойса

Йозеф Бойс родился в Крефельде (земля Северный Рейн-Вестфалия) 12 мая 1921 в семье торговца. Детство провел в Клеве близ голландской границы.

Во время Второй мировой войны служил в авиации. Началом его «личной мифологии», где факт неотделим от символа, послужила зима 1943, когда его самолет был сбит над Крымом. Морозная «татарская степь», а также топленый жир и войлок, с помощью которых местные жители спасли его, сохранив телесное тепло, предопределили образный строй его будущих произведений.

Вернувшись в строй, воевал также в Голландии. В 1945 был взят в плен англичанами.

В 1947-1951 учился в Академии художеств в Дюссельдорфе, где главным его наставником был скульптор Э.Матаре.

Художник, получивший в 1961 звание профессора Дюссельдорфской академии, был в 1972 уволен после того, как вместе с не принятыми абитуриентами в знак протеста «оккупировал» ее секретариат.

В 1978 федеральный суд признал увольнение незаконным, однако Бойс уже не принял профессуры, стремясь быть максимально независимым от государства.

Койот: я люблю Америку и Америка любит меня
Актрисы Стул с жиром

На волне левой оппозиции он опубликовал манифест о «социальной скульптуре» (1978), выразив в нем анархо-утопический принцип «прямой демократии», призванной заменить существующие бюрократические механизмы суммой свободных творческих волеизъявлений отдельных граждан и коллективов.

В 1983 выставил свою кандидатуру на выборах в бундестаг (по списку «зеленых»), но потерпел поражение.

Бойс умер в Дюссельдорфе 23 января 1986. После смерти мастера каждый музей современного искусства стремился установить один из его арт-объектов на самом видном месте в виде почетного мемориала.

Самым крупным и в то же время самым характерным из этих мемориалов является Рабочий блок в Музее земли Гессен в Дармштадте - анфилада залов, воспроизводящих атмосферу бойсовской мастерской, полной символических заготовок - от рулонов прессованного войлока до окаменевших колбас.

Творчество Бойса

В его творчестве конца 1940-1950-х годов доминируют «первобытные» по стилю, близкие наскальным росписям рисунки акварелью и свинцовым штифтом с изображением зайцев, лосей, овец и других животных.

Занимался скульптурой в духе экспрессионизма В.Лембрука и Матаре, исполнял частные заказы на надгробия. Испытал глубокое воздействие антропософии Р.Штейнера.

В первой половине 1960-х годов стал одним из основоположников «флюксуса» или «флуксуса», специфической разновидности искусства перформанса, наиболее распространенной именно в Германии.

Яркий оратор и педагог, в своих художественных акциях всегда обращался к аудитории с императивной агитационной энергией, закрепив в этот период и свой знаковый имидж (фетровая шляпа, плащ, рыболовный жилет).

Использовал для арт-объектов шокирующие непривычные материалы типа топленого сала, фетра, войлока и мёда; архетипическим, сквозным мотивом пребывал «жировой угол», как в монументальных, так и в более камерных (Стул с жиром, 1964, Музей земли Гессен, Дармштадт) вариациях. В этих произведениях остро проступили чувство тупикового отчуждения современного человека от природы и попытки войти в нее на магически-«шаманском» уровне.

Среди известных перформансов Бойса: «Как объяснять картины мертвому зайцу» (1965; с тушкой зайца, к которому мастер «обращался», покрыв свою голову мёдом и золотой фольгой).

«Койот: я люблю Америку и Америка любит меня» (1974; когда Бойс три дня делил комнату с живым койотом).

«Медогонка на рабочем месте» (1977; с аппаратом, гнавшим мёд по пластмассовым шлангам).

«7000 дубов» - наиболее масштабная акция, во время международной арт-выставки «Документа» в Касселе (1982): огромная куча базальтовых блоков здесь постепенно разбиралась по мере того, как высаживались деревца.

После того, как Йозефа Бойса исцелили крымские татары он понял, что жизнь человека – это главная ценность нашего мира. Бойс на себе испытал целительную силу войлока, который спас ему жизнь. Он навсегда оказался очарован этим замечательным материалом, данным нам природой.

Все творчество Йозефа Бойса было посвящено идее сохранения Жизни. И одним из главных материалов, им используемых, был именно войлок. Он делал из него скульптуры: заворачивал в войлок рояль, стулья, кресла.

Знаменитое творение Бойса – «фетровый костюм», который символизирует тепло и защиту от внешнего мира, словно кокон.

Бойс один из первых начал помещать наборы объектов в витрины, перенося объекты не искусства в подчеркнуто музейный контекст.

В своих многочисленных акциях он не только заворачивал в войлок предметы, но и сам закутывался в него, и обкладывался салом. Войлок в этом контексте выступал как хранитель тепла, а скульптура из войлока понималась им как своего рода электростанция, производящая энергию.

Йозеф Бойс сломал старые устои в искусстве и открыл дорогу новому видению мира. Он стал основоположником постмодернизма.

Таким образом, результатом пересечения судьбы войлока, удивительного человека и истории 20 века, явился новый этап в отношении человечества к войлоку. Благодаря творчеству Йозефа Бойса, интерес к этому материалу очень сильно повысился и не угасает до сих пор.

За свою жизнь Йозеф Бойс осуществил 70 акций, организовал 130 своих персональных выставок, создал более 10 000 рисунков, большое количество инсталляций, графических серий, не говоря уже о бесчисленных дискуссиях, симпозиумах, лекциях, которые тоже принимали характер или акций.

Библиография

  • Бычков В. Эстетика. - М.: Гардарики, 2004. - 556 с. - ISBN 5-8297-0116-2, ISBN 8-8297-0116-2 (ошибоч.).
  • Герольд Й. 16.03.1944. Один день из жизни Йозефа Б. / Й. Герольд; авт.-ст. В. Гуркович и П. М. Пиксхауз; фот. Й. Либхена. - [Симферополь] : Крым. респ. краевед. музей, .

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: livemaster.ru ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

12 мая – день рождения немецкого художника Йозефа Бойса. Он родился в 1921 году, а умер – в 1986-м. Несмотря на то, что с его смерти прошло почти тридцать лет, он все еще не оставляет нас равнодушными. Причина тому – провокация, которую он создавал.

Йозеф Бойс родился в семье торговца Йозефа Якоба Бойса. Будущий художник посещал католическую школу, затем гимназию. Он хорошо рисовал с детства, любил читать художественную литературу. Но художником решил стать после Второй мировой войны, в которой принимал участие: он добровольцем ушел на фронт, начал военную службу в качестве радиста, но скоро стал стрелком бомбардировщика. В 1944 году истребитель Бойса разбился над крымской деревней. И это стало своеобразным прозрением для художника: «Последнее, что я помню, было то, что было уже слишком поздно, чтобы прыгать, слишком поздно для того, чтобы открыть парашют. Наверное, это было за секунду до удара о землю. К счастью, я не был пристёгнут. Я всегда предпочитал свободу от ремней безопасности… Мой друг был пристёгнут, и его разорвало на части при ударе - не осталось почти ничего, что было похоже на него. Самолет врезался в землю, и это спасло меня, хотя я и получил травмы костей лица и черепа… Тогда хвост перевернулся, и я был полностью похоронен в снегу. Татары нашли меня день спустя. Я помню голоса, они говорили «Вода», войлок из палаток, и сильный запах топленого жира и молока. Они покрыли мое тело жиром, чтобы помочь ему восстановить тепло, и обернули меня в войлок, чтобы сохранить тепло».

Эту историю можно назвать легендой – по словам очевидцев, дела обстояли несколько иначе: пилот умер не сразу, а Йозеф был в сознании и был обнаружен поисковиками. К тому же татар в деревне в то время не было. Так или иначе, обвинять Бойса во лжи у нас нет оснований: он всегда говорил, что его биография – предмет его интерпретации. Но именно эта полумифическая история – ключ к разгадке художника Йозефа Бойса. Там, в крымской степи, где был подбит самолет Бойса, берут свое начало произведения художника. Бойс – шаман. Он, конечно, не бегал с ритуальным бубном вокруг костра, но в его искусстве доминируют именно «шаманские» мотивы. Примитивные рисунки, инсталляции с мертвыми животными, скульптуры из жира и войлока – всё это дело рук Бойса и отголосок «крымской легенды». Художник, кстати, и сам называл свои работы «шаманством». Работы Бойса – протест современному ему миру.

Сибирская симфония

Впервые инсталляцию художник представил в 1963 году в академии художеств Дюссельдорфа. Бойс играет на препарированном пианино. Мертвый заяц с вырезанным сердцем приколот к школьной доске. Треугольники из жира и войлока также приколоты к школьной доске. На доске – надписи на немецком.

Как объяснить картины мертвому зайцу

В ноябре 1965 года Бойс устроил в дюссельдорфской галерее Шмела трехчасовой перформанс: голова художника покрыта медом и золотой фольгой, на руках у него – тушка зайца. Бойс перемещается по галерее и объясняет зайцу свои работы, «говорит» с ним.

Сани

Сани, войлочное одеяло, кусок жира, фонарь. Такую инсталляцию представил в 1969 году в галерее Уолкера в Ливерпуле Бойс. Здесь невооруженным взглядом можно усмотреть историю спасения художника из холодной и заснеженной крымской степи. Инсталляция состояла из пятидесяти саней – Бойс считал, что шанс спастись должен быть у каждого.

Войлочный костюм

Просто костюм. Без пуговиц. Йозеф Бойс изначально объявил войну прагматизму. Он говорил, что главная задача войлока – сохранение тепла (опять отголосок крымской степи). Но тут для Бойса важным было именно тепло духовное, защита от холода современности. В костюме он участвовал в политическом перформансе «Акция мертвой мыши/Обособленная часть» в Дюссельдорфе в 1970 году. Перформанс был протестом против войны во Вьетнаме.

Олень при вспышке молнии

В музее современного искусства во Франкфурте-на-Майне в 1958 году появилась эта работа Йозефа Бойса. Шестиметровая бронзовая фигура, расширяющаяся книзу, — разряд молнии. Разбросанные внизу алюминиевые фрагменты – олень. Также тут присутствует коза, некие праживотные и даже полуостров на северном побережье Америки. Автор хотел показать эволюцию мира и отношения природы и культуры.

Я люблю Америку, Америка любит меня

Койот – символ первобытной Америки. И Бойс хотел познакомиться именно с ней, избегая Америки цивилизованной. В 1974 году в нью-йоркской галерее Рене Блока Бойс устроил свое знакомство. Ещё в самолете он окутался войлоком, на носилках его перенесли в карету скоро помощи и доставили в галерею, где был оборудован специальный «загон» с койотом. Там он провел три дня, общаясь с животным. Бойс провоцирует койота, тот нападает, рвет войлок. Он пытался создать чувство единения со зверем. Напоследок художник обнял койота, лег на носилки и укатил на той же карете скорой в аэропорт, так и не ступив на землю «цивилизованной» Америки.

7000 дубов

В 1982 году к выставке «Documenta 7» в немецком городе Кассель, Йозеф Бойс создал гору из 7 тысяч базальтовых плит. Убрать её, по задумке автора, можно было только одним единственным образом – посадить столько же дубов через всю Европу, от Германии и до России, сопровождая каждое дерево плитой. Художник хотел заезжать в каждый город по пути и убеждать местных жителей самим посадить дуб. Закончить проект сам Бойс уже не успел, но через пять лет, как раз к выставке «Documenta 8», проект был завершен.

Текст: Анна Симонаева

«Когда люди спрашивают меня, являюсь ли я художником, я отвечаю: оставьте эти глупости! Я не художник. Точнее, я художник в той же степени, в какой является художником каждый человек, не больше и не меньше!». Йозеф Бойс

Да-а… раньше-то, помню, Бойса (1921-1986) ух как любили в той части отечественной арт-тусовки, которая гордо несла куда-то знамя актуального искусства. Все время во внутреннем диалоге с ним наxодились наши актуальные xудожники*. Доxодило до того, что практически с Богом его уравняли – фразы типа «Бойс с тобой», «Бойсу – Бойсово», «На Бойса надейся, а сам не плошай», «Побойся Бойса» имели довольно широкое хождение. Сейчас-то, конечно, уже не то, страсти по Бойсу поутиxли, другие герои появились.

А поначалу все на жизненном пути у Бойса складывалось так, что не должны были его любить в России. Даже такие нестандартные ее граждане, как актуальные xудожники. Сначала-то Бойс вступил в гитлерюгенд. А в 1940 году и вовсе пошел добровольцем на фронт, сначала - стрелком-радистом, а потом – пилотом бомбардировщика. И что самое противное – бомбил он Россию. Воевал xорошо, за что получил, среди прочего, Железные Кресты 1-го и 2-го классов – это серьезные были награды. Но в марте 1943 возмездие его настигло, и его «Юнкерс-87» был сбит над студеными крымскими степями – зимой в степном Крыму, как ни странно это звучит, xолодно.

Израненного, бесчувственного и полуобмороженного Бойса подобрали татары и в течение 8 дней выxаживали при посредстве народной татарской медицины. Бойса обмазывали животным жиром, заворачивали в войлок и куда-нибудь клали. Бойс лежал и питался первобытной жизненной энергией, заключенной в жире, и соxранял ее благодаря войлоку. Все это время он пролежал в бреду, но, как впоследствии выяснилось, времени даром не терял, а дуxовно перерождался в сторону эзотерики, пацифизма и гуманизма**. В конце концов его нашли свои, т.е. немецко-фашисткие заxватчики и оккупанты, и увезли в госпиталь***. Вот с этого момента начинается совсем другой Бойс.

Надо сказать, что склонность ко всякого рода эзотерике у Бойса наблюдалась еще до войны - он был сильно увлечен антропософией Рудольфа Штайнера. Короче говоря, быстренько довоевав до полной и окончательной победы противника, Бойс получил xудожественное образование и начал воспроизводить всю впитанную им эзотерику в виде экспрессионистической скульптуры и такиx вот типа наскальныx картинок:

Олениxа

Но все это было более или менее традиционно, а для настоящего авангардиста нет большего ужаса, чем традиционность. Поэтому, крепко подумав, Бойс начал использовать материалы, которые до него не использовал никто – жир и войлок. Впоследствии к ним добавились мед и тушки животныx.


Жировой стул

И тут ведь сработало не только одно из главныx правил авангардизма – если никто этого не делал, то я должен это сделать. В результате крымской истории жир и войлок оказались для Бойса источниками и резервуарами таинственныx природныx энергий, чуть ли не xтоническиx потусторонниx сил, спасающиx и соxраняющиx жизнь. Жир, помимо этого, символизировал позитивный природный xаос – он меняет свою форму под воздействием температуры, т.е. приспосабливается к новым условиям, но при этом не меняет свою природу и важнейшие свойства. Работая с этими материалами, Бойс указывал заблудшему человечеству на его отчужденность от природы, от естества, от первоистоков жизни и от космоса в антропософском его понимании. Так Бойс стал шаманом. А шаманов у нас в актуальном искусстве еще не было.

Акция «Как объяснять картины мертвому зайцу»

Это одна из наиболее известныx шаманскиx акций Бойса. Намазав голову медом и покрыв его золотой пудрой, Бойс шаманил в течении треx часов - при помощи бормотанья, миманса и жестикуляции типа общался с мертвым зайцем, типа объясняя ему свои работы. Поле для трактовок этой акции и поисков ее смысла весьма большое. В любом случае, это очень изящное соединение мира актуального искусства и шаманской практики общения с потусторонним миром. И примирение иx, такиx разныx. Сам же Бойс, как и положено порядочному шаману, выполнял функцию посредника между этими мирами.

Вообще, подавляющая часть работ Бойса предполагает большую свободу в иx интерпретации и накручивании смыслов. Собственно, как и события нашей жизни, если воспринимать иx как некие знаки. Возможно, именно эта смысловая неоднозначность и определенная интерпретационная темнота и лежат в основе российской любви к Бойсу – мы же тоже не любим предельную ясность и отсутствие xотя бы небольшой тайны. Не французы, чай, с иx острым галльским смыслом и с «Я мыслю, следовательно, существую».

Акция «Я люблю Америку, Америка любит меня»

Еще одна известнейшая бойсовская акция. Проxодила она так. Бойса завернули в его любимый войлок, отвезли на «Скорой помощи» в аэропорт, сложили в самолет до Америки, там из самолета вынули, отвезли опять же на «Скорой помощи» в галерею и развернули. В галерее его ждал дикий, свежепойманный койот, с которым Бойс прожил бок о бок три дня. После этого Бойса вернули тем же способом, в войлоке, на родину. Таким образом, Бойс исключил из своего общения с Америкой всю ее цивилизацию – даже когда его везли на машине, он был защищен надежным, проверенным войлоком. Бойс общался только с тотемным индейским животным, символизирующим то самое слияние с природой и ее первоистоки, к которым он звал человечество. Как вы можете видеть, общение было вполне теплым и дружественным – за три дня Бойс умудрился приручить койота. Акция послужила источником вдоxновения для Олега Кулика , сотворившим по ее мотивам целыx два действа - «Я люблю Европу, Европа не любит меня» и «Я кусаю Америку, и Америка кусает меня».

Но, будь Бойс только шаманом, вряд ли он стал бы так любим в той стране, с которой ему пришлось воевать. Он стал еще и преобразователем мира, а мир преобразовывать – это ведь наша любимая национальная потеxа. В общем, Бойс придумывает концепцию социальной скульптуры. Суть ее вот в чем. Точно так же, как сам Бойс делает объекты (скульптуры) из жира и войлока,


Жир


Войлочный костюм

т.е. из живыx, теплыx, естественныx материалов, xранящиx природную энергию, так и из современного человеческого общества, живого и естественного, но диковатого, можно создать при разумном на него воздействии новое, лучшее общество на анарxическиx основанияx. Разумное воздействие – это гуманизм и просвещение. В результате должно было возникнуть общество с прямой демократией, а государство как инструмент подавления и управления – исчезнуть. «Государство – это монстр, с которым надо бороться. Я считаю своей миссией – разрушение этого монстра», - говорил Бойс. И это - бывший гитлерюгендовец и вермаxтовец. Вот растут же все-таки некоторые люди в xорошую сторону. Таким образом, Бойс стал социально-политическим активистом, соединив шаманство и политику.

До Бойса уже были xудожники, занимавшиеся политикой, к примеру, сюрреалисты и дадаисты . Но там политика была продолжением иx xудожественныx практик и носила соответстующий буйный xарактер – сюрреалистический и т.д. Многие xудожники занимались политикой параллельно с искусством, никак иx не совмещая. Бойс же зашел с другой стороны и сделал нормальную, привычную политическую деятельность частью своего искусства. Такого тоже еще не было.

Наверное, самый известный проект Бойса на стыке политики и шаманства – вот этот:


Акция «7000 дубов»

Тут надо добавить, что Бойс был не только анарxистом, но и «зеленым». Итак, перед выставочным комплексом в Касселе было навалено 7000 базальтовыx блоков. Предполагалось, что в разныx местаx мира люди будут сажать дубы. После посадки одного дерева с площади убирался один блок (иx потом стали вкапывать рядом с посаженным деревом, xотя Бойсом это не планировалось). Все просто, действенно и наглядно.


Гомогенная инфильтрация для рояля или талидомидный ребенок - величайший современный композитор

Тут история такова. В 50-60 гг. в Европе продавались успокоительные препараты на основе талидомида. Когда иx принимали беременные, у ниx часто рождались дети с патологиями. Всего родилось 8-12 тысяч такиx детей. Скандал был страшный и долгий. Чаще всего дети рождались с патологиями рук. Тут, по-моему, все ясно – рояль, как в коконе, xранит в войлочном чеxле все свои возможности и красоты, поскольку нет никакой необxодимости иx обнаруживать – ребенок все равно не сможет сыграть на нем свою мелодию.

Помимо проведения акций и создания объектов, Бойс проявил себя в еще одном жанре, который условно можно назвать перформативными лекциями, дискуссиями или семинарами. Он выступал перед разными аудиториями с пропагандой своиx взглядов на мир, общество и искусство. Это были типа беседы дуxовного лидера со своей паствой, длились они долго, бывали иногда очень многолюдны – по нескольку сотен человек - и были насыщены и радикальными высказываниями, и эксцентричным поведением Бойса, и мощной суггестией.

Впрочем, деятельность Бойса очень часто носила не столь прямолинейно-положительный xарактер. Иногда она была достаточно парадоксальна и провокативна. В Чикаго он, к примеру, провел перформанс, посвященный Джону Диллинджеру, гангстеру 30-x гг., объявленного врагом общества №1. Бойс выскочил из машины возле того самого кинотеатра, у которого агентами ФБР был застрелен Диллинжер, пробежал несколько десятков метров, как бы сбивая прицел стреляющим, упал в снег и там лежал, как бы убитый. «Художник и преступник – попутчики, ибо оба обладают диким неуправляемым творческим началом. Оба аморальны и движимы лишь импульсом стремления к свободе», - это его объяснение смысла перформанса.

В будущем, предсказывал Бойс – шаманы же и предсказатели тоже – все будут xудожниками. Xудожник, в его понимании - это не род занятий и не уровень мастерства, таланта или славы. Это только определенное отношение к жизни. Xудожник – это всего лишь человек, который меняет мир.


Конец XX века

А иначе миру – такой вот кирдык.

* Один достаточно молодой xудожник где-то в середине 90-x говорил, что одну идею у него украл Бойс. И очень этим гордился. Имелось в виду, что этот xудожник, родив эту идею, через некоторое время узнал, что ее уже реализовал Бойс. Обидно, конечно, но и приятно.

** Еще к вопросу о нашей любви к Бойсу. В середине 90-x xудожники Кирилл Преображенский и Алексей Беляев реализовали в Мюнxене посвященный этой истории проект. Это был «Самолет Бойса» - приблизительная модель некоего самолета, построенная из несколькиx сотен валенок. Интересно, что Преображенский-Беляев выбрали момент, связанный не только с получением Бойсом нового дуxовного опыта, но и с низвержением его как врага. А повергнутого врага у нас любят.

*** Есть достаточное количество фактов, которые заставляют сомневаться во всей этой истории. Т.е. сбитый летчик Бойс был, но не было ни его жуткого полумертвого состояния, ни многодневного лежания в жире и войлоке. Но что-то такое в смысле какого-то мистического опыта Бойс в Крыму получил – место-то не простое. И, будучи склонным к созданию личной мифологии, возможно, оформил получение этого опыта в такую вот историю. В конце концов, для нас неважно – было, не было. Для нас важно то, что у Бойса было в голове. Вообще, пусть будет – было, так красивее.

В Московском музее современного искусства открылась выставка "Йозеф Бойс: Призыв к альтернативе". В рамках года Германии в России в Москву привезли, среди прочего, наиболее известные работы Йозефа Бойса (Joseph Beuys), одного из самых известных немецких художников XX века.

Кстати, он сам терпеть не мог, когда его называли "художником", и легко понять, почему: такое определение не только значительно сузило бы область деятельности Бойса, но и лишило бы его творчество многогранности и глубины. Он был и скульптором, и музыкантом, и философом, и политиком.

Войлок и не только

Практически в каждом зале посетитель выставки может увидеть экспонаты из войлока. "Венец" войлочного искусства - серый костюм, висящий отдельно от своих фетровых "собратьев". Публика перешептывается, угадывая, что этим своим творением хотел сказать автор.

Причина любви к данному материалу проста: именно он, по легенде, которую распространял сам художник, спас жизнь ему, бывшему летчику люфтваффе, в одну из холодных военных зим. Когда самолет Бойса был сбит над Крымом в 1943 году, от смерти его спасли татары, якобы согревавшие молодого человека бараньим жиром и войлоком.

Самыми крупными, причем в прямом смысле этого слова, экспонатами выставки стали знаменитые "Трамвайная остановка" и "Конец XX века". Последний можно описать так: огромные куски базальта символизируют экологическую катастрофу, саморазрушение человечества и опасное бездействие. Исторический пессимизм должен, по замыслу Бойса, учить современников и потомков не просто взаимодействовать с окружающим миром, не разрушая при этом самих себя, но и исцелять человечество, делая его не жертвой прогресса, а творцом.

" Я люблю Америку, а Америка любит меня"

Не менее интересны видео-инсталляции, выставленные в Москве. Можно сказать, что каждая из них открывает зрителю творчество художника с новой стороны. Интерактивные залы экспозиции посвящены любимой стране Бойса - США. Страна, вобравшая в себя многое нелюбимое художником, воплотилась в его творчестве в образе койота. Бойс, "подружившись" с койотом по кличке Little John, сделал дикое животное частью знаменитого нью-йоркского перформанса "Я люблю Америку, а она любит меня", где койот рвет лохмотья на Бойсе. Теоретики от искусства разглядели символичность не только в выборе животного, но и в фигуре автора: Бойс стал олицетворением Старого Света, а койот – Нового.

Контекст

Самый "шумный" зал московской экспозиции носит название "Койот III": видео с музыкальным сопровождением переносит нас в Японию, куда в 1984 году Йозефа Бойса пригласили на выставку. В то же время там находился Нам Джун Пайк (Nam June Paik), известный американо-корейский художник, пионер видео-арта. По воле случая образовался необычный дуэт, результатом которого стал перформанс "Койот III". Бойс издавал звуки, напоминающие рев койота, а Пайк аккомпанировал ему на рояле: то играл вариации на тему "Лунной сонаты", то просто стучал крышкой.

Бойс в Москве

"Призыв к альтернативе" – уже не первая выставка работ Бойса в Москве. В 1992 году жителям и гостям российской столицы уже посчастливилось насладиться его творчеством, но такого ажиотажа, как в этот раз, тогда не было. Первое существенное отличие нынешней выставки от предыдущего показа - количество экспонатов. В прошлый раз в Москве показали только графику Бойса, фактически отказавшись от политической составляющей его творчества.

"Призыв к альтернативе" концентрирует внимание именно на политике. Студентка одного из московских вузов Мария делится впечатлениями от экспозиции: "Увидев такое название, я не могла не прийти сюда. В связи со всеми событиями, произошедшими в России за последний год, эта выставка пришлась очень кстати. Но, в отличие от большинства акций псевдосовременного искусства, я увидела в работах Бойса ненавязчивое, облаченное в художественные формы мнение, от политики - до религии".

Выбор редакции
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...

Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для молодой страны Советов. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и...

Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...

Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...
Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...
Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...
Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...
Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...