История первобытных времен. Значение словосочетания «соседская община», признаки Можно ли было «удержать» распадающуюся общину


При всём огромном разнообразии конкретно-исторических форм и вариантов соседской общины она также прошла через определённые стадии, в общем совпадающие со ступенями общественной эволюции. К. Маркс различал 3 основные формы (ступени, стадии) разложения первоначального единства общины и выделения семейно-индивидуального хозяйства: азиатскую, античную, германскую. Перечисленные стадии общины характеризовались дуализмом коллективного и частного начал, прежде всего, дуализмом коллективного и индивидуального земледелия, но соотношение этих начал в них было разным.

Азиатская стадия общины по сути являлась трансформированной естественной общностью, господствовавшей на первобытной стадии исторического развития. В основе её лежала ещё общая собственность на землю. Надел отдельной семьи представлял неотъемлемую принадлежность общины. Такого рода общинная организация опиралась на большой удельный вес коллективного труда, соединение ремесла и земледелия в рамках общины, слабость либо отсутствие разделения труда между разными общинами.

Античная стадия, представлявшая следующую ступень разложения первоначального единства общины и обособления семейно-индивидуального хозяйства и частной собственности, предполагала такую организацию, при которой предпосылкой для присвоения земли продолжало оставаться членство в общине, но каждый член общины уже стал частным собственником обрабатываемого надела. Используемая для общих потребностей общинная собственность в качестве государственной собственности отделена здесь от частной собственности. Гарантией сохранения античной общины служило равенство входивших в неё свободных граждан, самостоятельно обеспечивавших своё существование.

Германская община являла собой дальнейший шаг в обособлении составлявших Община семей, в укреплении семейно-индивидуального крестьянского хозяйства как основной производственной ячейки. В германской общине коллективная собственность лишь дополнение к собственности отдельных домохозяев. Если в античной общине существование индивида как частного собственника было обусловлено его членством в общине (полисе, государстве), то в германской форме, напротив, наличие самой общины обусловлено потребностями семейно-индивидуального хозяйства.

Каждая из стадий соседской общины представлена самыми различными модификациями. На развитие и конкретные формы общинных организаций накладывали отпечаток естественно-географическая и историческая среда, в которой находились общинные организации, характер хозяйственной деятельности, а также этнические компоненты. Особенностями, порожденными необходимостью крупных коллективных работ (ирригация и пр.), отличалась, например, община восточных деспотий. Господство общей собственности на землю здесь реализовывалось через собственность верховной общины в лице государства, деспота; отдельные общины выступали лишь наследственными владельцами обрабатываемой земли.

Своеобразную форму ранней соседской общины представляла община кастовая. Её специфика проистекала из особого вида общественного разделения труда, замкнутого в рамках сельской общины, движущегося не на товарном, а на натуральном обмене продуктами и взаимной деятельностью. Профессиональные различия, порожденные такой формой общественного разделения труда, закреплены социально в кастовых различиях. Тем самым резко усиливались присущие общине патриархальность и консерватизм, упрочивая автаркизм общины, создавались серьёзные преграды на пути развития городского ремесла и товарного обмена.

За пределы начальной ступени разложения первобытного коллективизма и трансформирования соседской общины фактически не выходит и община кочевая. Характер производства (необходимость коллективного выпаса и охраны стад, сезонного перераспределения пастбищ, родовая взаимопомощь в случае падежа скота и др. стихийных бедствий) здесь таков, что он обусловливает функционирование каждого отдельного индивида или семьи (большой или малой) лишь в качестве члена коллектива (обычно по-военному организованного). Район кочевья, занимаемый отдельной хозяйственной единицей, -- составная часть общей земельной собственность племени

К первоначальной стадии формирования соседской общины подошли общинные организации германских племён ко времени завоевания ими Западной Римской империи (эту стадию эволюции общины часто обозначают термином «земледельческая» и рассматривают как один из типов общины). К этой же стадии, по мнению многих исследователей, принадлежала восточно-славянская вервь накануне образования Киевской Руси и на начальном этапе её существования (иногда вервь отождествляется либо с большой семьей, либо с сельской общиной типа германской марки).

Последняя стадия соседской общины приходится на период господства феодальных отношений. С торжеством крупного земледелия община превратилась из свободной в зависимую от господствующего класса и его государства организацию непосредственных производителей, используемую в целях их эксплуатации. Однако её порядки и институты продолжали действовать внутри феодального владения в качестве необходимого дополнения к парцеллярному хозяйству крестьян, обеспечивая его нормальное функционирование. Даже собственное хозяйство феодала было вынуждено подчиняться распорядку деревенской общины. При помощи общины как сообщества мелких производителей поднималась целина, расчищались леса, прокладывались дороги, возводились ирригационные и мелиорационные сооружения, строились мосты, мельницы, военные укрепления, замки, культовые здания и др.

Община сыграла положительную роль в переходе к трёхполью и регулированию этой системы земледелия. Существование общины в качестве организации непосредственных производителей -- крестьян закреплялось в обычном (иногда в писаном) праве. Несмотря на прогрессировавшее развитие частнособственнических отношений и имущественного неравенства, соседская община сохраняла свою демократическую природу. Она сыграла большую роль в ограждении её членов от натиска феодалов. Община сохранялась на протяжении всего средневековья в тяжелой непрерывной борьбе с землевладельческой знатью.

Одним из вариантов соседской общины являлась русская средневековая община. Относительное многоземелье не требовало введения столь многочисленных сервитутов ограничивавших индивидуальное землепользование крестьянских семей. Этому способствовали и небольшие размеры поселений. По тем же причинам альменда (весьма обширная по территории) в гораздо меньшей мере использовалась коллективно. Зато в области самоуправления община-волость имела намного большие права. Распределение земель и регулирование их использования, раскладка, избрание сельских властей (старост, а впоследствии волостных старшин), сбор средств на мирские расходы, организация взаимопомощи, решение гражданских и мелких уголовных дел составляли компетенцию крестьянских общин. Волость наряду с феодальным поместьем и вотчиной являлась территориально-административной ячейкой, частью государственного организма. Выборные волостные власти выступали одновременно и представителями государственной администрации в её низовом звене.

Датировать его очень сложно из-за неравномерности развития первобытных обществ в различных регионах Земли. В наиболее развитых регионах этот этап начался в 8-3-м тыс. до н. э., а закончился (в Египте и Двуречье) в 4-м тыс. до н. э. с зарождением первых государств .

На смену родоплемен-ному строю постепенно пришла новая форма организации общест-ва — соседская, или сельская, территориальная община, сочетаю-щая индивидуальное и общинное землевладение. Соседскую общи-ну составляли отдельные семьи, каждая из которых имела право на долю общинной собственности и сама об-рабатывала свою часть пашни. Леса, реки , озёра и пастбища оставались общинной собственностью. Все вместе общинники поднимали целину, расчищали лес, про-кладывали дорогу. Большинство учёных считают, что сельская территориальная община является универсальной формой организации и засвидетельствована у всех народов, которые переходили от перво-бытного строя к цивилизации .

Важным достижением эпохи соседской общины ста-ло открытие металлов. В 4-3-м тыс. до н. э. каменные орудия стали вы-тесняться медными, затем — бронзовыми, а с конца 2-го тыс. до н. э. — начала 1-го тыс. до н. э. — железными. Люди постепенно перешли к широкому применению металлов, что значительно повысило про-изводительность труда и позволило более эффективно осваивать новые земли.

В эпоху соседской общины происходили значительные изменения во всех сфе-рах жизни общества. Первобытные племена продолжали совершен-ствовать земледелие и скотоводство, гончарное дело, ткачество и другие виды производства.

Развитие земледелия и скотоводства, появление ремёсел, строи-тельство крупных поселений свидетельствует о том, что человек на-чал активно преобразовывать природу, создавать искусственную среду своего обитания.

Развитие сложных видов производства — металлургии, кузнеч-ного и гончарного дела, ткачества и др. — требовало специальных знаний и умений: в обществе стали появляться кузнецы, гончары, ткачи и другие мастера. Между мастерами и их соплеменниками, а также между разными племенами развивался обмен товарами.

Развитие металлургии, кузнечного производства, пашенного зем-леделия, специализированного скотоводства привело к возраста-нию роли мужского труда. Вместо прежнего равноправия мужчин и женщин установилась власть мужчины. Во многих обществах его власть над женщиной приобрела суровый и даже жестокий ха-рактер.

Рост производительности труда привёл к развитию индивидуаль-ных форм деятельности: теперь один человек (или одна семья) мог сделать то, что раньше делали несколько человек (или целый род). Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.

В результате роста производительности труда стали образовы-ваться излишки продуктов, которые постепенно становились соб-ственностью людей. Так в первобытных обществах появился важ-нейший фактор, который способствовал расслоению общины, а в дальнейшем — образованию государства.

В жизни всех племён эпохи соседской общины большое место занимала война — ещё один источник обогащения. Мальчиков воспитывали прежде всего как воинов и обучали владению оружием с раннего детства. Родовые посёлки укрепляли стенами и рвами. Оружие стало более разнообразным.

Управление обществом в эпоху соседской общины тоже менялось. В племенах формально сохранялись собрания, но они изменили свой характер и преврати-лись в собрание мужчин-воинов: женщины в собрания не допуска-лись. Вожди и старейшины, опираясь на поддержку знатной и бога-той части племени, стали фактически диктовать свою волю всему обществу. На смену первобытной демократии и равенству людей пришла власть родоплеменной знати. В отношении тех соплемен-ников, которые пытались противодействовать установлению вла-сти вождей, могли применить силу.

Более сложной стала и организация жизни общества, появились люди — чиновники, которые управляли други-ми людьми. Материал с сайта

В эпоху соседской общины происходит социальное и имущественное расслоение первобыт-ной общины. Появляются богатые и зажи-точные семьи, среди сородичей и сопле-менников выделяется знать из числа вож-дей, старейшин, жрецов и наиболее опытных и авторитетных воинов, кото-рые стали использовать труд обедневших членов общины. Более воинственные и многолюдные племена взимали дань со своих слабых соседей, уг-рожая им войной и жестокой расправой. Во время военных похо-дов захватывали пленников, которые становились рабами, состав-лявшими самый бесправный слой общества.

Племенные союзы

Отдельные племена, опасаясь нападений извне, объединялись в мощные племенные союзы во главе с авторитетным вождём. Та-кие союзы племён в дальнейшем служили прообразом будущей го-сударственности. Зачастую воинственные союзы племён органи-зовывали военные походы, громили другие племена, захватывали богатую добычу, делая грабёж своим постоянным промыслом. В 7-6-м тыс. до н. э. на Ближнем Востоке появляются первые про-тогорода — Чатал-Гуюк, Иерихон, Джармо. Это были хорошо укре-плённые, обнесённые стенами поселения земледельцев.

Первой формой общественной организации людей в эпоху первобытного строя была Это объединение кровных родственников, которые проживали на одной территории и все вместе занимались ведением общего хозяйства. Оно характеризовалось сплоченностью и единством всех ее представителей. Люди работали на общее благо, коллективным было и имущество. Но параллельно процессу разделения труда и отделения земледелия от скотоводства, появился послужило поводом деления родовой общины на семьи. Коллективная собственность начала перераспределяться между семьями частями. Это привело к появлению что ускорило разложение родовой и складывание соседской общины, в которой родственные связи перестали быть главными.

Соседская община (также называется сельской, территориальной или крестьянской) - это поселение людей, которых не связывают кровные узы, но они занимают определенную ограниченную территорию, которую обрабатывают коллективно. Каждая входящая в общину семья имеет право на часть общинной собственности.

Люди работали уже не сообща. У каждой семьи был свой участок земли, пашня, орудия труда, скот. Однако на угодья (лес, пастбища, реки, озера, т.д.) существовала по-прежнему общинная собственность.

Соседская община превратилась в организацию, включенную в общество как подчиненный элемент, выполняющий лишь часть общественных функций: накопление производственного опыта, регулирование землевладения, организация самоуправления, сохранение традиций, отправление культов и т.д. Люди перестают быть родовыми существами, для которых принадлежность к общине имела всеобъемлющее значение; они становятся свободными.

В зависимости от особенностей сочетания частного и коллективного начал выделяются азиатская, античная и германская соседская община.

Появление соседской территориальной общины и начало разложения первобытного общества. Прочная оседлость земледельческих общин создает определенную ограниченность доступа к редким ресурсам (какие-то породы камня, растения, животные). Это объективно приводит к необходимости обмена между общинами. Регулярный избыточный продукт позволял часть его направить на выменивание необходимого для общины, но труднодоступного сырья. Но при наличии одинакового хозяйственно-культурного типа продукция также похожа, поэтому обменивать на редкое сырье продукт, который уже имеется, невыгодно. Это возможно лишь при необходимости пополнения недостающего запаса. В связи с этим зарождается престижная экономика. Она появляется на основе дарообменных отношений. Главная цель престижной экономики – создание важных социальных связей различного характера (межродовых, межплеменных, брачных, дружественных и т.д.). Для этого нуждающаяся в сырье община создает какой-нибудь новый продукт, которого нет у соседей (новый сорт ячменя, пшеницы, новая порода домашних животных, необычное изделие и др.). В этом случае возможен обмен редкими вещами. В итоге появляется престижный продукт-предмет, которым обладают немногие, что резко выделяет общину по сравнению с другими. После этого с производителем продукта или с его обладателем стремятся дружить, то есть создать или поддержать существующие связи, поскольку в экстренных ситуациях они могут пригодиться. При этом престижный продукт может обращаться в ограниченном (согласованном) круге общин.

Дальнейшее совершенствование навыков земледельческих работ и выращивания животных, последующее появление более производительных орудий труда позволяют создавать значительный по объему избыточный продукт. Он продолжает оставаться в общинной собственности. Но для нужд общины его эффективно используют, главным образом старейшины, формально, с общего согласия. Такая ситуация становится стимулом для индивидуальных накоплений. Проще всего это было осуществить в специализированных охотничьих и собирательских общинах. Лучших охотников и собирателей поощряли оставлением у них части добытого избыточного продукта. Тем самым рождается трудовой характер распределения. Так лучшие трудящиеся получали возможность стать богаче других.

В земледельческих общинах трудовой характер распределения возможен был при разделе общинного поля на индивидуальные участки и появлении дворохозяйства как хозяйственной ячейки.

В общинах, где развитие получает престижная экономика, эту сферу труда начинают монополизировать мужчины, так как она дает возможность начать делать индивидуальные накопления за счет участия в престижном обмене. В данных обществах даже начинают появляться патрилокальные поселения. Даже в материнских семьях большую роль играли мужчины-братья.

Поскольку племена объединяли большое количество родов, то при заключении брака всегда появлялся выбор. Женщинами дорожили как важной рабочей силой, поэтому уход ее в другой род приводил к ослаблению своего рода. В связи с этим за потерю рабочей силы требуется возмещение: отработки на общественном поле или в других сферах труда. Развитие престижной экономики создает форму брачного выкупа. Появляется традиция добрачных сговоров родственников (утробный сговор, колыбельный, или люлечный, сговор).

Стремление к престижу можно было удовлетворить за счет обогащения. Поэтому на стадии перехода от матрилокальности и матрилинейности к патрилокальности и патрилинейности происходит распределение земельных участков между семьями, которые превращаются в хозяйственную ячейку – дворохозяйство. Это, в свою очередь, формирует соседскую общину, так как меняются отношения внутри рода. Основными становятся трудовые усилия внутри дворохозяйства. Даже если представители данного дворохозяйства не принадлежат к главному роду и не могут в силу этого претендовать на высокий статус в племени, они, накопив значительные богатства, за счет дарообменных отношений могут создать значительную группу друзей и оказывать влияние на принятие решений. Имущественное положение человека в общине начало определять его социальный статус.

В условиях производящего хозяйства можно было «спланировать» запасы на сельскохозяйственный цикл. Каждая отдельная семья могла обеспечить себя из расчета урожайности и обработанной площади. Необходимость в обмене готовыми идентичными продуктами внутри коллектива исчезла, и произведенный продукт стал поступать не в собственность коллектива, а оставаться у производителя. Так возникла обособленная собственность . Это и есть главный отличительный признак соседской общины.

В литературе часто встречается указание, что формирование соседской общины создает частную собственность. Самое общее различие между обособленной и частной собственностью заключается в том, что с помощью первой продолжает создаваться регулярный избыточный продукт, используемый для потребления и накопления, в обмене он используется эпизодически; вторая (частная) форма собственности создает прибавочный продукт, используемый целенаправленно для обмена и накопления богатства за счет этого. Можно сказать, что предпосылки формирования частной собственности появились в сфере престижной экономики. Обособленная собственность представляет собой частное владение в рамках общинной собственности. Поскольку важная черта частной собственности – это право полного распоряжения земельным участком вплоть до его продажи, то частная собственность на землю в чистом виде отсутствовала даже на этапе древнейших цивилизаций. Главным распорядителем земли оставалась соседская община, которая должна была гарантировать своим членам стабильное существование.

Появление соседской общины привело к изменению отношений в ней. В условиях обособленной собственности сотрудничество из сферы обмена переносится в сферу производства. Хозяйственной ячейкой становится дворохозяйство (оно же ячейка потребления). Община выполняет функции хозяйственного организма, регулирует экономические отношения между дворохозяйствами. Социальным организмом, который регулирует отношения между общинами, становится племя.

Основные формы отношений в соседской общине:

а) помогообмен – взаимопомощь при разработке участка, при посевных и уборочных работах (помощь трудом); предусматривается, что получивший помощь согласно принципу дарообмена должен когда-то ответить помощью. Таким образом, отношения становятся круговыми, общинными;

б) помогозаем – помощь в чрезвычайных ситуациях (стихийное бедствие) путем займа продукта (именно займа, а не подачки), иногда под проценты (или помого-возвратные отношения). В данном случае срок возврата помощи оговаривался;

в) услуго-обмен – формируется в условиях отделения ремесла от земледелия, когда за предоставление своей продукции ремесленники получают в обмен продукты земледелия и животноводства.

Стабильное функционирование данных отношений и всей общины возможно при сохранении примерного экономического равенства дворохозяйств. Но частное землевладение при совмещении с рядом других факторов (численность дворохозяйства; соотношение мужского и женского, взрослого и детского состава; разные природные способности; трудолюбие; случайные факторы (неурожай, пожар и т.д.) создает условия для формирования экономического неравенства (бедные – богатые).

В общине существуют некоторые механизмы, позволяющие временно сглаживать неравенство. При существовании резервного фонда земли нуждающимся предоставляют дополнительные участки. Богатые дворохозяйства принимают на себя часть общинных расходов (празднества) либо обязуются периодически делиться частью имущества согласно принципу первобытного равенства (общественные раздачи, трапезы). У индейских племен Северной Америки такой обычай носил название потлач. Подрастание нового поколения вызывает потребность в земельных наделах. Отсутствие резервного фонда требует внешней активности общины. Это либо захват земли у соседей, либо отселение части общины (молодого безземельного поколения) на свободные земли (колонизация).

Тем не менее в общине рано или поздно в результате имущественного неравенства (экономического неравенства дворохозяйств) начинают формироваться отношения внутриобщинной зависимости и эксплуатации. Помогообменные отношения при экономическом неравенстве перерастают в патронатные (покровительство), когдаболее сильный двор выступает в качестве патрона (покровителя), более слабый – в качестве клиента (находящегося под покровительством). Эта форма зависимости подразумевает сохранение экономической самостоятельности клиента, но в остальном он вынужден поддерживать интересы патрона.

Помогозаемные отношения, при экономическом неравенстве порождают кабальные (долговые) . Очевидно, при сохранении некоторых традиций первобытного равенства, кабала была менее распространена в первоначальный период. Вероятно, и в этом случае надел сохранялся за кабальником, но свои долги он отрабатывал в хозяйстве закабалителя.

Так как прибавочный продукт можно не только накопить, но и изъять, это породило эпоху порабощения и войн «всех против всех» (грабительские войны), то есть как только человек стал производить больше, чем ему необходимо для повседневного существования, появились те кто желает жить, не производя. Межплеменные войны нередко сопровождались уничтожением поселений, истреблением и захватом в плен жителей. Пленных убивали или усыновляли для пополнения убыли в собственных родах. Причем очищенную территорию сразу не заселяли, так как считалось, что она еще какое-то время находится под покровительством духов врага.

Таким образом, начинается период разложения первобытнообщинного строя и становления цивилизации (классов, сословий, государства).

Соседская община была формацией более сложной, чем родовая община в первобытной социальной организации.

Можно сказать, что соседская община - переходная ступень между родовым обществом и классовым. Как же появилась соседская община?

Причины формирования

Предпосылок для появления новой общественной формации было несколько:

  • Первобытные племена с течением времени разрастались, и кровная связь между составляющими их родами и отдельными членами переставала осознаваться;
  • Переход от охоты и собирательства и скотоводству и земледелию ускорил разделение земель между частями больших племён;
  • Совершенствование орудий труда, в частности - появление металлических средств обработки земли, сделали возможным индивидуальное возделывание участка в противовес групповому.

Таким образом, переход от родового строя к соседскому был объективным следствием человеческого развития.

Можно ли было «удержать» распадающуюся общину?

Во многих философских системах разобщение человечества именуется одним из главных социальных пороков. В разные эпохи «мировые религии» и культурные направления пытались найти средство объединения больших масс людей, разделённых национальными, культовыми, имущественными и прочими различиями. Но возможно ли было сохранение первобытной общины?

Родовая община превращалась в соседскую медленно и постепенно. Ещё при появлении скотоводства и примитивного земледелия племена продолжали жить и трудиться сообща: пашни и пастбища считались общей собственностью, которая обрабатывалась совместно, урожай распределялся между членами общины поровну.

Неравенство между людьми проявлялось биологическое. К примеру, при откочёвке в другие места самые слабые члены племени оставались на старой территории или вообще не выживали, а при переходе к нему присоединялись пришлые люди, которые не были родственниками остальным членам племени. Кто-то умирал на охоте или на войне; кто-то мог работать больше, чем средний член общины.

Обладатели повышенной физической и умственной силы, а также более «навороченными» орудиями не обязаны были делиться урожаем и добычей, полученными с помощью этих преимуществ. В более позднюю эпоху жизненное пространство распределялось так: охотничьи угодья оставались общественной собственностью, однако обрабатываемыми участками каждый род или семья владели по отдельности.

Выбор редакции
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...

Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...

Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...

Лепить во сне пельмени означает наступление нужды, ухудшение самочувствия и погибшие надежды. Покупать пельмени в магазине – наяву...
Ну кто же не любит спелую сладкую черешню? Она является одним из самых долгожданных лакомств в летний сезон практически для каждого...
Сон, в котором видится дохлый пес, можно назвать пугающим и ужасающим. Но чтобы его истолковать и узнать, к чему снится мертвая собака,...
Квас из чистотела по рецепту Болотова собрал весьма противоречивые отзывы, но к ним мы вернемся чуть ниже. А сейчас поговорим о полезных...
В переводе с грузинского «сацебели» - просто «соус», причем название произносят с ударением на первый слог. Чаще его делают из орехов,...
Сыроедческие спагетти лишь условно можно назвать именем популярных макаронных изделий, так как живые спагетти похожи на оригинал только...