История развития bossa-nova (босса нова - настроение Бразилии). Причин возникновения стиля босанова Что значит босанова


[порт. Bossa Nova – букв. «новый импульс»]

1.Стиль бразильской лёгкой музыки спокойного характера. Возник в конце 1950-х годов на основе ритмов , и позднее подвергся воздействию американского джаза. Характеризуется музыкальной равноправностью мелодии, гармонии и ритма.

2.Латиноамериканский бальный танец 1960-х годов. Музыкальный размер – 2/4 и 4/4. Темп умеренно быстрый. Исполняется в характере , но при этом напоминает медленную и . Движения сопровождаются покачиванием бёдер. Характерными танцевальным элементом является особый затянуто-скользящий шаг.

Другое название: Джаз-Самба.

Джаз повсеместно взаимодействует с другими музыкальными направлениями, что зачастую даёт импульс к развитию новых течений. Так, например, из соединения американского Кул-Джаза [от англ. cool – прохладны, сдержанный] и в конце 1950-х годов возник песенно-танцевальный стиль под названием «Босса-Нова», что с португальского переводится как «новый импульс» или «новое увлечение».

К развитию стиля Босса-Новы имеет прямое отношение французский эстрадный певец Саша Дисталь. Именно он дал «новый импульс» старой песне «Дизофинадо», которую в своё время Элла Фитцжеральд пела в совершенно нетанцевальном ритме. В исполнении Саши Дисталя в этой песне проступили черты модного и очаровательной народной Самбы-Канчано [порт. Samba - Can çã o – самба в замедленном ритме]. Публике понравилась такая смесь, и вскоре появились другие подобные песни в исполнении Саши Дисталь: «Самба одной ноты», «Девушка из Ипанемы» и др.

С тех пор Босса-Нова стала развиваться как самостоятельная разновидность джазовой музыки и даже разделилась на два подвида. Первый исполняется в истинном двудольном ритме , второй – в более джазовом звучании – в тактовом размере 4/4. Самбовый стиль особенно понравился жителям Рио-де-Жанейро. Теперь в каждом мюзикле, упоминающем Бразилию, обязательно присутствуют любовные песни в ритме Босса-Новы.

Как танец Босса-Нова известна с 1960 года, а в 1962-м получила мировое распространение. Слияние с Джазом породило особый тип шагов. Основное движения танцуются в ритме «медленно – быстро – быстро», как в любой другой , но при этом после шага на счет «раз» выдерживается пауза на счет «два». Получается необычный по характеру, затянутый скользящий шаг, выполняемый на месте или в продвижении по залу.

Позиция в паре обычно идентична Позиции Румбы, но может быть и иной. Движения ног сопровождаются раскачиванием рук, при противоположном покачивании бедрами, – как в . Характерным элементом является [англ. Cuban Motion ] – характерное покачивание бёдрами. Босса-Нова поражает разнообразием интересных фигур, из которых можно отметить: Боковое Основное Движение[англ. Side Basic ], Основное Движение Вперёд[англ. Forward Basic ], Отдельно-и-Вместе[англ. Away and Together ], Самба-Адаптация[англ. The Samba Adaptation ], Танго-Адаптация[англ. The Tango Adaptation ].

Смотреть видео — учимся танцевать Босса-Нову:

Босанова, босса-нова (порт. bossa nova) - стиль популярной бразильской музыки, представляющий собой синтез местного фольклора (байау, самба) и некоторых элементов джаза. Основоположниками стиля считаются Жуан Жилберту и Антониу Карлос Жобим

Исполнители

Босанова, босса-нова (порт. bossa nova) — стиль популярной бразильской музыки, представляющий собой синтез местного фольклора (байау, самба) и некоторых элементов джаза. Основоположниками стиля считаются Жуан Жилберту и Антониу Карлос Жобим. В качестве первой босса-новы обычно называют пьесу «Довольно грустить» («Chega de Saudade») 1958, которая была сочинена Жобимом и исполнена Жуаном Жилберту. Наиболее известна босса-нова «Девушка из Ипанемы», которую впервые исполнили Жуан (гитара) и Аструд Жилберту (вокал), А. К. Жобим (фортепиано) и Стэн Гетц (саксофон).

Происхождение названия «bossa nova» (буквально bossa — «шишка», «холмик», «горб»; nova — «новый») связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что русское словечко «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать не буквально («новый горб» или «новая шишка»), а по существу: «новая „фишка“», «новый стиль».

Босса-нова появилась в Рио-де-Жанейро, в районе Ипанема — месте обитания обеспеченных людей. Первоначально босанова была смесью традиционных ритмов бразильской самбы и классического американского джаза, исполнявшейся на вечеринках и домашних концертах для образованной публики. Вскоре, однако, босанова перестала быть лишь «музыкой для избранных» и зазвучала в клубах, арт-кафе и просто на улицах бразильских городов. Целая плеяда талантливых авторов, среди которых особенно выделялись: Антонио Карлос Жобим (псевдоним — «Том Жобим»), Луис Бонфа, Жуан Жилберту и Баден Пауэлл. Они быстро добились всеобщего признания.

Босса нова Это статья о музыкальном стиле. Об альбоме Bossanova».

Босса-нова
Направление: латиноамериканская музыка
Истоки: самба , прохладный джаз
Место и время возникновения: Бразилия
1950-е
Годы расцвета: 1960-е
Поджанры:

тропикалисмо

Родственные:
Производные:

босса-электрика, техно-босса

См. также:

Бо́сса-но́ва (также босано́ва , порт. bossa nova ) - стиль бразильской музыки , представляющий своеобразную смесь прохладного джаза с различными местными ритмами, среди которых - байау и, в первую очередь, самба . Босса-нову часто ошибочно считают афро -бразильским «изобретением», тогда как это относительно недавний жанр, созданный преимущественно белыми музыкантами и поэтами - последователями идей хиппи . Признанным отцом и основоположником босса-новы является Антонио Карлос Жобим . Первой грамзаписью босса-новы считается песня «Довольно грустить» («Chega de Saudade ») , сочинённая Жобимом и исполненная Жуаном Жилберту .

Происхождение названия «bossa nova» (буквально bossa - «шишка», «холмик», «горб»; nova - «новый») связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что русское словечко «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать не буквально («новый горб» или «новая шишка»), а по существу: «новая „фишка“», «новый стиль».

Босса-нова появилась в Рио-де-Жанейро , в районе Ипанема - месте обитания обеспеченных людей. Первоначально босса-нова была смесью традиционных ритмов бразильской самбы и классического американского джаза , исполнявшейся на вечеринках и домашних концертах для образованной публики. Вскоре, однако, босса-нова перестала быть лишь «музыкой для избранных» и зазвучала в клубах, арт-кафе и просто на улицах бразильских городов. Целая плеяда талантливых авторов, среди которых особенно выделялись Антонио Карлос Жобим (псевдоним - «Том Жобим»), Луис Бонфа, Жуан Жилберту и Баден Пауэлл, быстро добилась всеобщего признания.

Считается, что первым успешным образцом босса-новы был альбом «Песня слишком сильной любви» («Canção do amor demais» ), записанный Элизет Кардозу и Жуаном Жилберту в 1958 году. Первым настоящим хитом, благодаря которому босса-нова переступила национальные границы, была всемирно известная ныне «Девушка из Ипанемы » («Garota de Ipanema» ) Тома Жобима и Винисиуша ди Мораиша . Мировыми хитами стали также песни «Безрассудство» («Insensatez» ) и «Корковадо» («Corcovado»). Уже в году им рукоплескал нью-йоркский Карнеги-холл ; в это же время первые грампластинки с записями босса-новы появились и в Европе . К началу 1970-х годов босса-нова стала визитной карточкой бразильской поп-музыки , и даже в наши дни, когда художественные вкусы значительно изменились, не утратила своего значения международной эстрадной классики, о чём свидетельствует постоянный интерес к ней в различных странах мира, в том числе и в России . На данный момент босса-нова является одним из фундаментальных направлений современной школы джаза.

Босса-нова (bossa nova) – это довольно новый стиль бразильской музыки, который объединил в себе гармонику джаза и местные ритмы (в особенности самбу). Само название «босса-нова» связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «босса», которое означало примерно то же, что русское «фишка» (особенность, яркая черта). Таким образом, название этого музыкального жанра переводится как «новая фишка» или, буквально, «новый стиль».

Первоначально босса-нова исполнялась на вечеринках и домашних концертах в Рио-де-Жанейро, в районе Ипанема (месте проживания состоятельных людей). Однако, вскоре, она перестала быть лишь «музыкой для избранных» и зазвучала в клубах, арт-кафе и просто на улицах бразильских городов.

Хотя в конце 50-х появилась целая плеяда талантливых композиторов и исполнителей босса-новы (среди которых особенно выделялись Жоао Жилберту, Луис Бонфа и Баден Пауэлл), но основоположником музыкального стиля по праву считается Антонио Карлос Жобим (псевдоним Том Жобим).

Точкой отсчета босса-новы может служить первая грамзапись песни «Хватит грустить» («Chega de Saudade»), написанной Том Жобимом и исполненной его другом Жоао Джильберто в 1958 году в Рио-де-Жанейро. Первым успешным образцом босса-новы был альбом «Песня слишком сильной любви» («Cancao do amor demais»), записанный Элизет Кардозу и Жоао Жилберту в 1958 году. А настоящим хитом, благодаря которому босса-нова перешагнула национальные границы, стала всемирно известная «Девушка из Ипанемы» («Garota de Ipanema» или «The Girl from Ipanema») Тома Жобима. Другими мировыми хитами и настоящими джазовыми стандартами стали также песни «Корковаду» («Corcovado»), «Самба одной ноты» («One Note Samba»), «Дезафинадо» («Desafinado»).

Всего через несколько лет (в начале 60-х) босса-нова закрепилась в верхних строчках американского хит-парада, а к началу 70-х стала визитной карточкой бразильской музыки во всем мире. В музыке и лирике Тома Жобима ясно прослеживается романтическая любовь и неразделенная женская красота. Многие песни носили название женских имен: «Teresa da Praia» (первая жена Жобима), «Ligia», «Luiza», «Izabella». «Каждая женщина, которой у меня нет - это песня, которую я пишу», - скажет однажды Жобим. Наверное, поэтому в нежных гармониях босса-новы есть какая-то особая интимность и искренность.

Другой из отцов босса-новы (Жоао Джильберто) считал, что только женщине-вокалистке удается передать эту смесь музыкального богатства и меланхолии, которые, в сущности, и составляют сердце музыки босса-нова. Поэтому, самой выдающейся из проводниц культуры «босса-нова» на Запад стала вокалистка Аструд Жилберту (жена Жоао Жилберту). Скромное обаяние ее голоса, простая, без лишних вибраций исполнительская техника покорили слушателей всего мира. До сих пор ее сдержанная и похожая на дуновение свежего ветра манера исполнения, остается визитной карточкой бразильской босса-новы.

В отличие от предыдущих видов афро-кубинской музыки (таких как румба или мамбо), босса-нова не стала явно танцевальной и развлекательной музыкой, хотя бы потому, что ее экспортировали из Бразилии и стали основными исполнителями джазмены.

Босса-нова приобрела характер концертной и клубной музыки для меломанов благодаря своей более изысканной гармонии, утонченной мелодике и спокойному ритму. Началась мода на, так называемую, джаз-босса (Jazz-bossa). Эта красивая, нежная музыка с необычными (но близкими джазовым стандартам) гармониями стала в каком-то смысле противовесом основным тенденциям развития джаза начала 60-х.

Грациозные, утонченные, эмоциональные мелодии Жобима стали для джазменов 60-х годов настоящей альтернативой традиционному джазу. Босса-нова явилась неким смягчающим средством, став привлекательным моментом в борьбе джаза за выживание в середине 60-х годов.

В 60-е годы была осуществлена незабываемая серия совместных проектов с Фрэнком Синатрой (начиная с альбома «Sinatra/Jobim»). В них сдержанная элегантность музыки Жобима заставляла Синатру смягчать его тягу к пафосности исполнения. «В последний раз я пел так нежно, когда был болен ларингитом», - признался по окончанию записи Синатра.

В то время как в западном мире (начиная с 1961 г.) начался «босса-нова-бум», в Советсом Союзе к бразильской музыке относились неоднозначно. Партийное руководство СССР осуждало босса-нову, как антисоветскую музыку «завезенную ЦРУ из Бразилии, чтобы бойкотировать «ча-ча-ча» в братской Кубе». Первыми играть босса-нову в СССР стал квинтет Алексея Козлова. Они регулярно выступали в джазовом кафе «Молодежное» (г. Москва), которое, кстати, было организовано при поддержке МК ВЛКСМ. В «Молодежное» часто приводили приезжих иностранцев, чтобы показать, что у нас тоже есть джаз. В 1963 году Алексей Козлов сочинил тему, которую поначалу назвал «Коза-нова» (переиначив слово босса-нова). Но когда появилась неожиданная возможность записать ее пластинку, то для преодоления цензуры пришлось вмешаться самому Шостаковичу, который дал «добро» как руководитель Союза Композиторов РСФСР. Но само произведение получило более официальное название «Наша боссанова». Она появилась на гибкой пластинке, как приложение журнала «Кругозор».

Босса-нова - это самая светлая в мире музыка. Она вызывает самые лучшие и приятные человеческие чувства и побуждает нас мечтать. Слушая босса-нову, сразу оказываешься где-нибудь на Ипанеме, наблюдая, как над вечериним Рио-де-Жанейро медленно гаснут сочные краски южного вечера, а прямо из океана волной накатывает теплая лилово-синяя ночь. Людям нужна красивая музыка. Поэтому босса всегда нова!!!

1. Соединение бразильской фольклора с джазом и европейской гармонией. Синтез - ритма бразильской самбы в сочетании с джазовой импровизацией в стиле "кул" (т.е. "джаз-самба", "лед и пламя"), кроме того, Жобим в босанове применил гармонию французского импрессиониста Клода Дебюсси. И эта музыка под названием "босанова" ("новая волна", "нечто новое") стала исключительно популярна в США, а вскоре она охватила всю Америку и Европу со скоростью лесного пожара, т.к в ней сочетались и неотразимо привлекали свинг, мелодия и поэзия.

2. Кризис джазовых стилей, связанных со свинговой, триольной пульсацией и кризис джазовой гармонии Слушатели устали от агрессивного, триольного тайминга, вот почему с таким энтузиазмом было воспринято появление босановы с её дуольной пульсацией. Также слушателям приелась джазовая гармония, построенной на квартовых оборотах 2-5-1, и они с восторгом приняли гармонию босановы, в которой, кроме квартовых оборотов, появляются терцорые (из арсенала импрессиониста Дебюсси), как в бридже темы «The Girl From Ipanema».

3. Проникновение в Америку латиноамериканских танцев. В США почву босанове подготовили популярные танцы, вышедшие из Южной Америки: танго, румба, бегин, ча-ча-ча, калипсо, сон, меренге, мамбо и самба . В 50-х в Америке и Европе огромную популярность приобрел стиль и танец мамбо - как в джазе, так и в популярной музыке. Это был танец латиноамериканского происхожде­ния, который представлял собой разновидность быстрой румбы в музыкальном размере 4/4. "Королем мамбо" в США был руководитель танцевального оркестра Перез Прадо (1916-1989), родом кубинец. Но поскольку многие американские музыканты стиля "кул" тогда регулярно гастролировали с концертами по всему миру, включая и Южную Америку, то там они близко познакомились с бразильской самбой.

4. Появление в инструментарии джаза латиноамериканских ударных инструментов (перкуссия). ДиззиГиллеспи создал стиль афро-кубинского джаза. Он первый всзял в свой бенд кубинского перкусиониста Ч. Позо. Соединение латинских ритмов с гармониями бибопа получило название «кубоп», или кубинский боп.

5. Сотрудничество со звёздами американского джаза. Босанова не появилась бы на свет, если бы в её возникновении не принял участие Стен Гетц. Мало того, что он украсил все песни Жобима своими соло и беками, именно он уговорил жену гитариста Жуана Жульберту – Астру, которая готовила на репетиции для мужчин кофе, записать вокал. В феврале 1962 г. Гетц и Берд записали свои первый диск, который так и назывался "Джаз-самба", и в том же году они получили за него премию "Грэмми", а в марте 1963 г. Стэн Гетц записал в Нью-Йорке самый известный альбом босановы с бразильской певицей Аструд Жильберто и самим А. К. Жобимом за роялем. В дальнейшем трудно было бы назвать такого джазового или популярного артиста, который не за­писывал бы темы в духе босса-новы. Кроме того в США много сделал джля продвижении музыки Жобима Дж. Малиган.


6. Появление гениев в стиле босанова. Самой выдающейся личностью среди композиторов босановы был, конечно, Антонио Карлос Жобим(1927-1994), который, практически в одиночку создал все хиты стиля и гитарист Жуан Жилберту. Первой грамзаписью босановы считается песня «Довольно грустить» («Chega de Saudade») 1958, сочинённая Жобимом и исполненная Жуаном Жилберту. Босанову часто ошибочно считают афро-бразильским «изобретением», тогда как это относительно недавний жанр, созданный преимущественно белыми музыкантами и поэтами - последователями идей битников.

7. Появление хитов в стиле босанова. The Girl From Ipanema, Desfinado, Corcovado.

Происхождение названия «bosanova» (буквально bossa - «шишка», «холмик», «горб»; nova - «новый») связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что русское словечко «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать не буквально («новый горб» или «новая шишка»), а по существу: «новая „фишка“», «новый стиль».

В ритмическим отношении южная часть Нового Света заметно повлияла в нашем веке на всю популярную (и джазовую) мировую музыку и многое дала ей в смысле ритмики. На протяжении сто­летия, а кроме того - на эстрадных сценах мира, а среди американских исполнителей - саксофонист Стэн Гетц и гитарист Чарли Берд.

Выбор редакции
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...

Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для молодой страны Советов. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и...

Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...

Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...
Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...
Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...
Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...
Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...