Изображение «жестоких нравов» «темного царства» («Гроза»). Жизнь и творчество А.Н.Островского. Идейно-тематический смысл пьесы «Гроза». Изображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе «Гроза Островский гроза изображение жестоких нравов темного цар


Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен.

Огромная заслуга Островского в том, что он открыл просвещенной публике мир купечества, о повседневной жизни которого русское общество имело поверхностное понятие. Купцы на Руси обеспечивали торговлю товарами и продовольствием, их видели в лавках, считали необразованными и неинтересными. Островский показал, что за высокими заборами купеческих домов в душах и сердцах людей из купеческого сословия разыгрываются почти шекспировские страсти. Его называли Колумбом Замоскворечья.

Способность Островского утверждать прогрессивные тенденции в русском обществе в полной мере раскрылась в пьесе «Гроза», опубликованной в 1860 году. В пьесе нашли отражения непримиримые противоречия между личностью и обществом. Драматург поднимает острый в 1860-е годы вопрос о положении женщины в русском обществе.

Действие пьесы происходит в небольшом приволжском городке Калинове, где проживает в основном купеческое население. В своей знаменитой статье «Луч света в темном царстве» критик Добролюбов так характеризует жизнь купцов: «Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому, что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли… изменяться — обитатели городка Калинова будут себе существовать по-прежнему в полнейшем неведении об остальном мире… Принятые ими понятия и образ жизни — наилучшие в мире, все новое происходит от нечистой силы… Темная масса, ужасная в своей наивности и искренности».

Островский на фоне прекрасного пейзажа рисует безрадостную жизнь обывателей Калинова. Кулигин, который в пьесе противостоит невежеству и произволу «темного царства», говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

Термин «самодурство» вошел в обиход вместе с пьесами Островского. Самодурами драматург называл «хозяев жизни», богачей, которым никто не смел перечить. Таким в пьесе «Гроза» изображен Савел Прокофьевич Дикой. Островский не случайно наградил его «говорящей» фамилией. Дикой славится своим богатством, нажитым обманом и эксплуатацией чужого труда. Ему не писан никакой закон. Своим вздорным, грубым нравом он наводит страх на окружающих, это «жестокий ругатель», «пронзительный мужик». Его жена вынуждена каждое утро уговаривать окружающих: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!» Безнаказанность развратила Дикого, он может накричать, оскорбить человека, но это касается только тех, кто не дает ему отпор. Полгорода принадлежит Дикому, но он не расплачивается с теми, кто на него работает. Городничему он объясняет так: «Что ж тут особенного, я им по копейке недодам, а у меня целое состояние складывается». Патологическая жадность затмевает его разум.

Прогрессивный человек Кулигин обращается к Дикому с просьбой дать денег на установку в городе солнечных часов. В ответ слышит: «Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, расположен ли я тебя слушать, дурака, или нет. Так прямо с рылом и лезешь разговаривать». Дикой совершенно разнуздан в своем самодурстве, он уверен, что любой суд будет на его стороне: «Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все… Что же ты, судиться, что ли, со мной будешь?.. Так знай, что ты — червяк, захочу — раздавлю».

Другой яркой представительницей нравов «темного царства» является Марфа Игнатьевна Кабанова. О ней Кулигин отзывается так: «Ханжа. Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабанова единолично правит домом и своей семьей, она привыкла к беспрекословному повиновению. В ее лице Островский показывает ярую защитницу диких порядков домостроя в семьях и в жизни. Она уверена, что только страх скрепляет семью, не понимает, что такое уважение, понимание, доброе отношение между людьми. Кабаниха всех подозревает в грехах, постоянно жалуется на отсутствие должной почтительности к старшим со стороны молодого поколения. «Не очень-то нынче старших уважают…», — говорит она. Кабаниха всегда прибедняется, изображает из себя жертву: «Мать стара, глупа; ну а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, с дураков, и взыскивать».

Кабанова «чует сердцем», что старым порядкам приходит конец, ей тревожно и страшно. Родного сына она превратила в бессловесного раба, который не властен в собственной семье, поступает только по указке матери. Тихон с радостью уезжает из дому, только чтобы отдохнуть от скандалов и гнетущей атмосферы родного дома.

Добролюбов пишет: «Самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему… Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров».

Показывая жизнь русской провинции, Островский рисует картину крайней отсталости, невежества, грубости и жестокости, которые убивают вокруг все живое. Жизнь людей зависит от произвола Диких и Кабаних, которые враждебны любым проявлениям свободной мысли, чувства собственного достоинства в человеке. Показав со сцены жизнь купечества во всех ее проявлениях, Островский вынес суровый приговор деспотизму и духовному рабству.

Над обществом имеют прочную власть только идеи, а не слова.
(В. Г. Белинский)

Литература XIX века качественно отличается от литературы предшествующего «золотого века». В 1955–1956 гг. свободолюбивые и свободореализующие тенденции в литературе начинают проявляться всё активнее. Художественное произведение наделяется особой функцией: оно должно поменять систему ориентиров, переформировать сознание. Социальность становится важным начальным этапом, а одной из главных проблем становится вопрос о том, как искажает человека социум. Разумеется, многие писатели в своих произведениях пытались решить поставленную проблему. Например, Достоевский пишет «Бедных людей», в которых показывает бедность и безысходность низших слоёв населения. Этот аспект был также и в сфере внимания драматургов. Н. А. Островский в «Грозе» жестокие нравы города Калинова показал достаточно ярко. Зрители должны были задуматься над социальными проблемами, которые были характерны для всей патриархальной России.

Обстановка в городе Калинове совершенно типична для всех провинциальных городов России второй половины XIX века. В Калинове можно узнать и Нижний Новгород, и города Поволжья, и даже Москву. Фраза «жестокие нравы, сударь» произносится в первом действии одним из главных героев пьесы и становится основным мотивом, который связан с темой города. Островский в «Грозе» монолог Кулигина о жестоких нравах делает достаточно интересным в контексте других фраз Кулигина в предыдущих явлениях.

Итак, пьеса начинается с диалога Кудряша и Кулигина. Мужчины говорят о красоте природы. Кудряш не считает пейзаж чем-то особенным, внешние декорации мало для него значат. Кулигин же, напротив, восхищается красотой Волги: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу»; «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». Далее на сцене появляются другие действующие лица, и тема разговора меняется. Кулигин говорит с Борисом о жизни в Калинове. Оказывается, жизни-то, собственно, здесь и нет. Застой и духота. Подтверждением этому могут служить фразы Бориса и Кати о том, что в Калинове можно задохнуться. Люди, кажется, глухи к проявлению недовольства, а причин для недовольства очень много. В основном они связаны с социальным неравенством. Вся власть города сосредоточена лишь в руках тех, кто имеет деньги. Кулигин говорит о Диком. Это грубый и мелочный человек. Богатство развязало ему руки, поэтому купец считает, что вправе решать кто может жить, а кто нет. Ведь многие в городе просят в долг у Дикого под огромные проценты, при этом они знают, что Дикой, вероятнее, не даст этих денег. Люди пробовали жаловаться на купца городничему, но это тоже ни к чему не привело - городничий на самом деле не имеет совершенно никакой власти. Савл Прокофьевич позволяет себе оскорбительные комментарии и ругань. Точнее, его речь составляет только это. Его можно назвать маргиналом в высшей степени: Дикой часто выпивает, лишён культуры. Ирония автора в том, что купец богат материально и совершенно нищ духовно. В нём будто нет тех качеств, которые делают человека человеком. При этом находятся и те, кто смеётся над ним. Например, некий гусар, который отказался выполнять просьбу Дикого. А Кудряш говорит, что не боится этого самодура и может ответить Дикому на оскорбление.

Кулигин также говорит и о Марфе Кабановой. Эта богатая вдова «под видом благочестия» творит жестокие вещи. Её манипуляции и обращение с семьёй может привести в ужас любого человека. Кулигин характеризует её так: «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Характеристика оказывается вполне точной. Кабаниха представляется гораздо ужаснее, чем Дикой. Её моральное насилие над близкими людьми не прекращается никогда. И ведь это - её дети. Своим воспитанием Кабаниха превратила Тихона во взрослого инфантильного пьяницу, который и рад бы сбежать от опеки матушки, но боится её гнева. Своими истериками и унижениями Кабаниха доводит Катерину до суицида. У Кабанихи сильный характер. Горькая ирония автора в том, что патриархальным миром руководит властная и жестокая женщина.

Именно в первом действии наиболее явно изображены жестокие нравы тёмного царства в «Грозе». Устрашающие картины социальной жизни контрастно противопоставлены живописным пейзажам на Волге. Простору и свободе противопоставлены социальное болото и заборы. Заборы и засовы, за которыми жители отгородились от остального мира, закупорились в банке, и, верша самосуд, самовольно гниют от нехватки воздуха.

В «Грозе» жестокие нравы города Калинова показаны не только в паре персонажей Кабаниха - Дикой. Кроме этого, автор вводит ещё несколько значимых действующих лиц. Глаша, служанка Кабановых, и Феклуша, обозначенная Островским как странница, обсуждают жизнь города. Женщинам кажется, что только здесь всё ещё сохраняются старые домостроевские традиции, а дом Кабановых - последний рай на земле. Странница рассказывает об обычаях других стран, называя их неверными, ведь там нет христианской веры. Такие, как Феклуша с Глашей, заслуживают «скотского» обращения от купцов и мещан. Ведь эти люди беспросветно ограничены. Они отказываются понимать и принимать что-либо, если это расходится с привычным миром. Им хорошо в той «бла-а-адати», которую они себе построили. Дело не в том, что они отказываются видеть реальность, а в том, что реальность считается нормой.

Безусловно, жестокие нравы города Калинова в «Грозе», характерные для общества в целом, показаны несколько гротескно. Но благодаря такой гиперболизации и концентрации негатива автор хотел добиться реакции от публики: люди должны осознать, что перемены и реформы неизбежны. Нужно самим участвовать в изменениях, иначе эта трясина разрастётся до невероятных масштабов, когда изжившие себя порядки подчинят себе всё, окончательно убрав даже возможность развития.

Приведенное описание нравов жителей города Калинова может быть полезно 10 классам при подготовке материалов к сочинению на тему «Жестокие нравы города Калинова».

Тест по произведению

Тема. Жизнь и творчество А.Н.Островского. Идейно-тематический смысл пьесы «Гроза». Изображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе «Гроза».

Цель: дидактическая: познакомить студентов с особенностями жизненного и творческого пути писателя, показать его роль в создании русского театра, выяснить факторы, повлиявшие на формирование мировоззрения, литературного вкуса, особенности творческой манеры А. Н. Островского. Раскрыть идейно-тематический смысл пьесы «Гроза», проанализировать созданный автором образ города Калинова и его жителей;

развивающая: развивать познавательную деятельность студентов, навыки выразительного чтения и анализа драматического произведения, умение выделять главное и делать выводы;

воспитательная: содействовать воспитанию интереса к театру, драматургии.

Тип занятия: практическое занятие

Оборудование: портрет А.Н.Островского, тексты пьесы «Гроза», репродукция картины И. И. Левитана «Вечер. Золотой плес», иллюстрации.

ХОД ЗАНЯТИЯ

«Моя задача - служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов... У русского драматического искусства один только я. Я - все: и академия, и меценат, и защита».

А. Н. Островский

Автобиографическая записка

І . Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания

Прочитайте письмо Обломову (Штольцу, Ольге, Агафье Матвеевне, Захару), которое вы написали от своего имени, поговорив с адресатом по интересующим вас вопросам, или сочинение на одну из тем:

- Это «ядовитое» слово «обломовщина».

- В чем состоит трагедия жизни Обломова?

2. Беседа

И.А.Гончаров на страницах романа затрагивает тему русского дворянства, стоявшего перед выбором жизненной позиции в период «революционной»

ситуации. Островский же затрагивает проблемы русского купечества, на которое делали ставку славянофилы.

Какие вам известны пьесы А.Н.Островского, которые вошли в репертуар современного русского театра?

ІІ . Объявление темы и цели занятия

ІІІ . Мотивация учебной деятельности

«Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский драматический театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского».

Из письма И. А. Гончарова А. Н. Островскому.

Прокомментируйте эти слова И.А.Гончарова, как вы их понимаете?

Почему по прошествии стольких лет пьесы Островского интересны зрителю?

І V . Восприятие нового материала

- Обратите внимание на эпиграф занятия. Прочитайте его вслух.

Сообщение преподавателя о жизни и творчестве А.Н. Островского.

У А. Н. Островского были основания для такого утверждения. Почти 50 пьес отдал он театру. 46 из них были поставлены при жизни драматурга. Они заняли прочное место в репертуаре многих театров «Нет дня в году, чтобы в 5-6 театрах не шла моя пьеса», - писал А. Н. Островский в 1871 г.

Наша задача - познакомиться с личностью драматурга, его деятельностью и ролью в развитии русского национального театра.

Всмотритесь в портрет А. Н. Островского. «В его облике нет как будто ни капли возвышенного, романтического: покойно сидит Островский в домашней шубейке на беличьем меху, запечатленный точной кистью художника, и только глаза его - голубые, умные и острые, отнюдь не назидательные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые, не дающие солгать, только эти детские глаза его - свидетели совершающейся в нем горячей внутренней жизни». (В. Я. Лакшин ).

Если бы не этот взгляд, можно вообразить старомосковский неподвижный быт, когда в деревянном домишке холодно и в теплой одежде сидят, чтобы руки-ноги не стыли, а где-то рядом кипит пузатый двухведерный самовар и на беленой скатерти большие, в крупных цветах, чашки, янтарное варенье, калачи и прочие соблазны Замоскворечья.

Обломок этого старого Замоскворечья - покосившийся домишко и поныне стоит в проходном дворе рядом с Малой Ордынкой. Здесь 12 апреля 1823 года в бедной квартире, сдававшейся внаймы дьяконом местной церкви, увидел свет мальчик, которому суждено было стать великим писателем, обновителем русской сцены.

Свои первые литературные опыты Островский начал дерзким и ироническим утверждением, что он открыл небывалую страну. Страна эта лежала у всех под носом - как раз напротив Кремля, по другую сторону Москвы-реки. Но для литературы, для читателей она была тогда и впрямь незнакомой, нетронутой землею.

Почти 50 пьес было написано Островским за его долгую литературную жизнь, и многие из них уходили корнями в родное Замоскворечье.

Здесь ставили на окна бутылки с наливкой, заготавливали впрок солонину, запасались на год рыбой, медом и капустой... Здесь люди доброжелательно пили чай с изюмом, экономя сахар. Здесь от всех болезней лечились банькой да полуштофом «ерофеича». Здесь из дома в дом гуляли свахи, расписывая достоинства женихов. Здесь по праздникам ходили в церковь, пекли пироги, сладко спали на пуховиках в послеобеденную пору, ужинали «туго-натуго», рано ложились спать. Здесь одни презирали моду «из принципа», другие же любили разодеться, смешав голубое с розовым, и выходили из замоскворецкой цирюльни без меры завитые и напомаженные.

Островского считали летописцем этой жизни, называли «Колумбом Замоскворечья».

Составление хронологической таблицы

Этапы жизни

События

Детство и юность

Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 г. в семье воспитанника духовной академии, выбившегося в чиновники, и дочери просвирни. Его дед по отцу был священником, пономарем - дед по матери, с церковным причтом были связаны его многочисленные дядюшки и тетушки.

В 1831 году, когда Островскому не было еще девяти лет, умерла его мать, Любовь Ивановна. «...Пестрое, цветное, дикое, причудливое, странное и милое Замоскворечье вскормило Островского, напитало его душу первыми впечатлениями, осталось в памяти художника на всю жизнь...»

В сентябре 1835 года Николай Федорович подал в Московскую губернскую гимназию прошение принять туда своего старшего сына. Отец скромно просил определить сына «в такой класс гимназии, в которой по экзамену он окажется достойным». Островский оказался достойным поступить в третий класс... Островский учился в гимназии с умеренным успехом, особыми способностями не блистал.

Островский успешно занимался с учителями музыки, учился читать ноты, умел подобрать на фортепиано и записать мелодию. Это помогло ему потом в совместной работе с композиторами.

Все Островские глубоко уважали книгу. Едва Николай Федорович встал на ноги, он завел в доме большую библиотеку. Гимназист Островский получил доступ к отцовским шкафам с книгами и сделался увлеченным и самозабвенным читателем. Его увлечение- Пушкин, Грибоедов, Гоголь.

17 июня 1840 года Островский сдал последний экзамен... Он получил право поступать в университет без предварительных экзаменов.

Никто из его товарищей по гимназическому выпуску не шел в юристы, а уж ему это совсем было не по душе. Но отец рассудил иначе. Скрепя сердце Островский окунул в чернильницу тонко очинённое гусиное перо и написал: «Окончивши полный курс гимназического учения, желаю, для усовершенствования себя в науках, поступить в Императорский Московский университет на Юридическое отделение. Александр Островский. 1840. Июня 18 дня...»

Университетские годы

Первый год университета Островский учился старательно и даже с увлечением, однако к концу второго курса он начал пропускать лекции; на весеннюю сессию 1842 года не явился. Не отмечая у студента Островского признаков усердия, факультет оставил его для повторного слушания курса.

Не покидая театра до последнего хлопка, горячо приветствуя артистов, раскланивающихся на вызовы, Островский думал: вот где подлинная жизнь, вот где родной дом, и кафедра, и все, все, что только нужно ему. Едва ли не все деньги, перепадающие от отца, Островский тратил теперь на театральные билеты.

Итогом этого увлечения стал провал экзамена по истории римского права 6 мая 1843 года. Это означало - исключение из университета. Островский не стал ждать и сам подал прошение об уходе. 22 мая ему было выдано свидетельство об «увольнении от университета». О том, что ждало Островского дома, мы можем лишь догадываться. Но точно известно одно: 19 сентября 1843 года Островский был зачислен в Московский совестной суд на должность канцелярского служителя, писца (отец сходил «куда-то, поговорил с кем надо»).

Годы службы в суде

Будущему драматургу пришлось работать там, куда обращались с исками родители против детей, а дети против родителей - и суд пытался разрешить эти споры «по совести». Вскоре (опять-таки не без участия отца) Островский был переведен в более современное и солидное учреждение - Московский коммерческий суд.

Той осенью, когда Островский поступил в совестной суд, им был закончен первый дошедший до нас рассказ: «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или От великого до смешного только один шаг». Под рассказом молодой автор впервые выставил дату: 15 декабря 1843 года. Островский всегда отмечал на рукописях день окончания работы...

Начало

литературного

пути. Первые работы

Набросок двадцатилетнего Островского выдавал несомненный талант автора.

Островский начинает пробовать себя и в драматургии. Одновременно затеваются 2 пьесы - «Исковое прошение» и «Несостоятельный должник».

9 января 1847 года в «Московском городском листке» с успехом были опубликованы «Сцены из комедии «Несостоятельный должник».

14 февраля 1847 года Островский называл самым памятным днем в своей жизни. Утром он поставил на рукописи «Картины семейного счастья» пометку об окончании драматургического первенца, а вечером читал пьесу на квартире С. П. Шевырева. Шквал поздравлений и похвал обрушился на него от друзей.

В конце 1847 года он познакомился с женщиной, жившей по соседству. Агафья Ивановна, была годом или двумя старше Островского, но на брак с ней он не мог решиться - это значило бы вконец рассориться с отцом и остаться в самой черной нужде. Но Агафья Ивановна и не требовала от него ничего. Терпеливо ждала его, любила, обогревала, и чем дальше, тем труднее было ему расстаться с ней.

Так вот, невенчанной женой Островского прожила скромно и достойно бок о бок с великим драматургом восемнадцать лет Агафья Ивановна…

1847-1848 и половину 1849 года Островский работал над пьесой «Банкрот». Пьеса получила свое второе название. 16 марта 1850 года журнал «Московитянин» с комедией «Свои люди - сочтемся» вышел в свет. Книжку журнала рвали из рук. Молодой Островский в короткий срок стал московской сенсацией.

Итог цензурных злоключений «Банкрота» оказался безрадостным: комедия была запрещена для сцены и о пьесе не рекомендовано было упоминать в печати. Островский тяжело переживал свою опальность. Но артисты, писатели не только не отвернулись от него, но горячо выражали ему свои симпатии.

Начало литературной судьбы Островского было тесно связано с журналом «Московитянином», издаваемым Погодиным. Но для человека, решившего зарабатывать на жизнь пером, журнал «Московитянин» был самым неподходящим на свете местом. «Адская скупость» издателя Погодина была притчей во языцех в московском литературном кругу.

Служба театру

В начале 1850-х годов репертуар русских театров был скуден. Афиши заманивали публику на русские варианты французских водевилей. Театру был нужен драматург... Драматургу был нужен театр. А пьесы Островского продолжали свое причудливое кружение по чиновничьим кругам и с надписью «Запрещается» оседали в секретном архиве.

14 января 1853 года состоялась премьера. На другой день вся Москва говорила о спектакле.

1853 год открыл Островскому дорогу на сцену. За драматургом шла группа молодых актеров, увлеченных его пьесами.

В августе 1853 года в Малом театре была сыграна «Бедная невеста». Имя Островского укоренялось в репертуаре.

В 1860 году была разрешена для представления пьеса «Свои люди - сочтемся». С триумфом прошел десятилетие назад запрещенный «Банкрот». Затем одна за другой были дозволены к исполнению пьесы «Воспитанница» и «Доходное место».

Казалось, положение Островского в литературе приобрело солидную устойчивость. Пьесы «Гроза» и «Грех да беда...» были увенчаны большой академической («Уваровской») премией. В 1863 году он был избран членом-корреспондентом Академии наук. О нем начала писать заграничная пресса.

В 1868 году, он дебютировал в некрасовском журнале пьесой «На всякого мудреца довольно простоты»; затем каждый год одна за другой печатаются пьесы «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес», «Не было гроша, да вдруг алтын» и т. д. Успех пьес вернул Островскому силы

Последние годы жизни

В 70-е годы внешние события жизни Островского были бедны, заурядны, но огромная созидательная душевная работа тайно совершалась в нем. В том, что он делал, многое казалось пробой, исканием. Но когда на следующий день после премьеры почтальон приносил в дом свежие газеты, Островский раскрывал их с недоверием и опаской. Газеты писали: «Как измельчал талант первого нашего драматурга!» («Дешевая библиотека», 1871); «...Он пережил свой талант» («Новое время», 1872).

Работа в «Отечественных записках», исследование истории русского театра, забота о молодых драматургах, хлопоты о пенсии, ожидание назначения на должность заведующего репертуарной частью московских императорских театров... Ревностно взялся за новое дело Александр Николаевич. В его руках оказалось руководство художественной частью в московских театрах. Он стал полным хозяином репертуара и теперь мог помочь начинающим талантли вым писателям.

Настало время, о котором он мог только мечтать, но уже в первые дни службы он с ужасом ощутил, что взятая им на себя задача ему уже не по силам.

Утром 2 июня 1886 года он, как всегда, работал, просматривал перевод «Антония и Клеопатры» Шекспира, читал журнал «Русская мысль». Смерть застигла его за письменным столом.

Выступление заранее подготовленного «студента-театрала» на тему:

«А. Н. Островский - создатель русского национального театра. Место Островского в русской литературе».

Что собой представляет русская драматургия до Островского? «Драматическая русская литература представляет собою странное зрелище, - писал Белинский в 1845 году. - У нас есть комедия Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя - и, кроме них, нет ничего, решительно ничего хоть сколько-нибудь замечательного, даже сколько-нибудь сносного».

В 40-е гг. ХIХ в. на сцене процветали напыщенные мелодрамы (драматическое произведение, в котором неправдоподобные ужасы сочетаются с преувеличенной чувствительностью, а герои - либо злодеи, либо образцы добродетели), бессодержательные водевили (одноактная комическая пьеса легкого содержания, сопровождаемая песнями и танцами). В 1849 г. молодой драматург А. Н. Островский написал пьесу «Свои люди - сочтемся!». Н. А. Добролюбов, признавая необычайный талант Островского, писал: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны». Пьесы Островского, - писал критик, - «это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название «пьес жизни».

Поведение действующих лиц в пьесах Островского определяется их общественным и семейным положением, каждый обладает своими индивидуальными чертами, которые проявляются в том, как он воспринимает свое общественное и семейное положение, как действует в данных типических обстоятельствах. Индивидуальность и типичность героев Островского раскрывается не только в их поведении, но и в речи. Драматург с необыкновенным мастерством характеризует людей с помощью диалога.

Островский - замечательный мастер композиции драматического произведения. В первом действии - экспозиции драмы - знакомит зрителя с предшествующими событиями и сложившимися взаимоотношениями между действующими лицами. После представления экспозиции действие развивается во все нарастающем темпе и приходит к естественной развязке. При этом драматург заставляет своего героя вступать в контакт с разными лицами, и каждая такая встреча делает данную развязку все более неминуемой.

Для повышения сценичности пьес Островский умело использует приемы контраста, сочетает драматические и комические моменты. Важным фактором является также выбор места действия. Островский часто выносит действие из помещения на улицу, вводит случайного прохожего, толпу горожан. Социально острая и психологическая драма Островского явилась большим завоеванием в истории театра.

Л. Н. Толстой назвал Островского «общенародным писателем». Действительно, творчество драматурга близко широким кругам народа. В своих произведениях Островский изобразил все слои русского общества, дал реалистичную картину русской жизни 40-80-х годов ХIX века, а в исторических пьесах показал далекое прошлое нашей Родины. Наряду с драматургическим творчеством Островский много времени и сил уделял общественной деятельности. Он был создателем «Артистического кружка», «Общества русских драматических писателей», постоянно помогал молодым драматургам, руководил постановкой своих пьес в Малом театре, занимался воспитанием артистов. Им написано большое число статей, писем, проектов и предложений, касающихся репертуара русской сцены и пересмотра законов и положений о театре.

Он боролся с наплывом пошлых, безыдейных пьес с способствовал становлению русского драматического искусства. Островский всю жизнь мечтал основать русский народный театр. Особенно заботливо относился Островский к Малому театру. «Московская сцена, - писал он, - должна быть рассадником, национальной школой искусства для русских артистов и для русской публики». Ни до, ни после Островского, ни один драматург России не устанавливал с театром таких тесных контактов.

Малый театр, основанный в 1824 г. - особый театр. Его принято называть «вторым московским университетом». Часто можно было услышать: «В Москве два университета - на Моховой (МГУ) и на Театральной». «Мы учились в университете, а воспитывались в Малом театре».

Так мог сказать о себе и А. Н. Островский. С гимназических лет он стал завсегдатаем Малого театра. Он писал о себе: «Я знал Московскую труппу с 1840 года...» Имеет большое значение и другой факт: Малый театр первым обратился к драматургии запрещенного автора (в 1853 году была поставлена комедия «Не в свои сани не садись», которая прошла с большим успехом).

За Малым театром закрепилось название «Дом Островского». Сюда он приходил ежедневно. Свои новые пьесы автор обязательно читал артистам сам, тем самым он задавал исполнителям верный тон. Островский был режиссером-постановщиком своих пьес; он распределял роли, сам проводил репетиции с актерами, воспитывал в них новую исполнительную культуру. «Школа естественной и выразительной игры на сцене, которою прославилась московская труппа и которой представителем в Петербурге был Мартынов, образовалась одновременно с появлением моих первых комедий и не без моего участия».

Это признание драматурга объясняет, почему именно здесь, у входа в Малый театр, установлен памятник А. Н. Островскому (скульптор Н. А. Андреев, 1929 г.). А. Н. Островский изображен сидящим в кресле, в знакомом по портрету Перова просторном халате на беличьем меху. В руках записная книжка, карандаш. Печать глубокой сосредоточенности лежит на всем облике драматурга. Погруженный в глубокие раздумья, он каждый вечер встречает зрителей, которые приходят в «Дом Островского». Многие актеры своим подлинным творческим рождением обязаны А. Н. Островскому. Это Александр Евстафьевич Мартынов (1816-1860)- один из лучших комических актеров; Ольга Осиповна Садовская (1846-1919) - выпускница Артистического кружка, ученица Островского, одна из лучших актрис Малого театра; Любовь Павловна Косицкая (1827-1868) и др.

В последний год жизни Островского под давлением общественности были официально признаны его заслуги: он был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и руководителем театрального училища. Но приняться за эту работу он не успел: 14 (2) июня 1886 г. драматург скончался.

И сегодня в репертуаре наших театров пьесы Островского занимают значительное место. Творчество Островского получило мировое признание.

Беседа по первому восприятию пьесы и слово преподавателя:

- Какое впечатление произвела на вас пьеса? Что особенно запомнилось, почему?

- О чем это произведение? Какие проблемы ставит в ней Островский?

- Кто из героев заинтересовал, кто остался загадкой?

Пьеса «Гроза» была написана Островским в течение лета и осени 1859 г., в этом же году поставлена на сцене, напечатана же была в 1860 году. Это период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества. Название «Гроза» - это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В драме отразился подъем общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди эпохи 50-60 годов.

Информация преподавателя и беседа о жанре и композиции пьесы:

- Как вы считаете, о чем эта пьеса, какова ее тема? Идея?

- В чем заключается конфликт?

- Давайте попытаемся понять, как отвечают на эти вопросы литературоведы.

«Гроза» была разрешена драматической цензурой к представлению в 1859 г, а напечатана в январе 1860 г. По просьбе друзей Островского цензор И. Нордстрем, благоволивший к драматургу, представил «Грозу» как пьесу не социально-обличительную, сатирическую, а любовно-бытовую, ни словом не упомянув в своем рапорте ни о Диком, ни о Кулигине, ни о Феклуше.

В самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно определить как столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между утесняемыми и утеснителями, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.

Тема «Грозы» органически связана с ее конфликтами. Конфликт, составляющий основу сюжета драмы, - это конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности. Основной конфликт - Катерины и Бориса с окружающей их средой - объединяет все остальные. К нему присоединяются конфликты Кулигина с Диким и Кабанихой, Кудряша с Диким, Бориса с Диким, Варвары с Кабанихой, Тихона с Кабанихой. Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.

Общая тема «Грозы» влечет за собой и ряд частных тем:

а) рассказами Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский дает подробную характеристику материально-правового положения всех слоев общества той эпохи;

б) излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит нас с воззрениями, господствовавшими в жизни людей, с уровнем культурных запросов и состоянием общественных нравов;

в) рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания действующих лиц «Грозы», автор с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Тем самым освещается проблема социальных и семейно-бытовых отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде;

г) отображен жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности в Москве и т. д.;

д) наряду с социально-экономическими и бытовыми условиями, автор мастерски нарисовал и окружающую природу, разное отношение к ней действующих лиц.

Итак, говоря словами Гончарова, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов». Предреформенная Россия представлена в ней и своим социально-экономическим, и культурно-нравственным, и семейно-бытовым обликом.

Работа с текстом пьесы

«Темное царство» в пьесе «Гроза»

Пьеса «Гроза» (считали Кострому прообразом Калинова. Семья Клычковых. Но пьеса Островского закончена на месяц раньше самоубийства Клычковой).
«Гроза», опубликованная в 1860 г., явилась своеобразным итогом творческих достижений Островского. Образами Дикого, Кабанихи, Феклуши, полусумасшедший барыни драматург подал, что общественного отношения в то время были основаны на диком произволе, где деспотизме и жестоком насилии. Дикой и Кабаниха, богатейшие люди города Калинова, держат всю власть в своих руках. Они делают всё, что им заблагорассудиться. Докажите текстом.


Цитата: д.1, явл.3.


Грозна была власть Диких и Кабановых в условиях пореформенной действительности. Но она обнаруживала уже признаки слабости. Тёмное царство начинало расшатываться, и сами самодуры уже проявляли недовольство и страх перед непонятными им явлениями новой жизни. С горечью признаёт Кабанова, что старина выводится. Найдите подтверждение в тексте.


Цитата: д.2,явл.6.


В драме только вскользь поминаются о взаимоотношениях Дикого с его работниками и мужиками, но именно в этих взаимоотношениях определилась его главные черты: жадность и грубость.

- Как его характеризуют обитатели города.


Цитата: д.1, явл.1.


Смысл жизни Дикого - приобретения, увеличение своего богатства. Для этого он не брезгует никакими средствами.

- Что он говорит городничему, которому мужики жаловались на то, что он их обсчитывает?
Цитата: д.1, явл.3.


Имея тысячи, он чувствует свою силу и нагло требует уважения и покорности. Его девиз: «Захочу - помилую, захочу - раздавлю». Он считает себя вправе

ругать людей, не имея на то никаких оснований!


Цитаты: д.4, явл.2.
д.3,явл.2.


Речь Дикого характеризует его как грубого, невежественного человека. Он ничего не желает знать о науке, культуре, изобретениях. Предложения Кулигина поставить громоотвод приводит его в бешенство.

- Найдите цитату, подтверждающую это.


Цитата: д.4, явл.2.


Своим поведением он полностью оправдывает собственную фамилию. Но Дикой воюет лишь с теми, кто боится его или полностью находится в его руках (мужики, Борис.) Докажите это текстом.


(Случай с Гусаром. д.1,явл.3. Стычки с Кудряшом д.1, явл.1.)


Но в облике Дикого, не смотря на его воинственность, есть черты комического.

Кабаниха же, с её хитростью, лицемерием, жестокостью, страшна по-настоящему. Она внешне спокойна, но изматывает домашних вечными нравоучениями.
Дикой – груб, Кабаниха – благочестива, но цель у них одна.

Найдите в тексте доказательства того, что Кабанова, по ее же словам, заботится не о себе, а о детях.

Цитата: д.1,явл.5

Но от этой любви доходит до полного отупения Тихон, бежит из дому Варвара. Ее тирания губит Катерину: «Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня … от нее мне и дом-то опостылел; стены- то даже противны».

Кабанова – жестокий, бессердечный палач. Даже когда вытащили тело Катерины, она остается спокойна. Докажите текстом.

Цитата: д.5,явл.7

Кабанова очень богата (по ее поручению Тихон едет в Москву), ее уважает Дикой. Но она знает, что деньги власти, не дают, нужна еще и покорность. Поэтому она «поедом ест домашних», чтоб присечь всякую возможность непокорности.

Кабаниха объявляет себя ярой защитницей религии. Неизвестно, верит ли она в сказки Феклуши и приметы горожан (она об этом ничего не говорит), но она пресекает всякое свободомыслие. В религии и старых обычаях она видит главную цель: запугать человека, держать его в повиновении. На слова Тихона «Зачем жене бояться его», она отвечает: (найдите цитату)

Цитата: д.1, явл. 5

Она защищает законы, по которым слабый должен бояться сильного.

- Что говорит Кабаниха Тихону после признания Катерины?

Цитата: д.4,явл.6

V І. Подведение итогов занятия

- Сделайте вывод, чем страшна власть диких и кабановых?

V ІІ. Домашнее задание

Выучить образы Дикого и Кабановой (стр. 186-187). Учебник «Литература»

под ред. Ю.В.Лебедева.

Выписать цитаты к образам Дикого и Кабановой.

Дополнительный материал к занятию

Творческая история пьесы «Гроза»

«По заданию Его императорского Высочества, генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича за новыми материалами для «Морского сборника» были разосланы по стране видные русские писатели, уже имевшие опыт путешествий и вкус к очерковой прозе. Они должны были изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озерами или реками, приемы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России.

Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело».

«В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращен в Калинов (место действия пьесы «Гроза»), чаще всего слышны доводы в пользу Кинешмы, Твери, Костромы. О Ржеве спорщики словно забывали, а между тем рождению таинственного замысла «Грозы» именно Ржев явно сопричастен!

Где написана «Гроза» - на подмосковной даче или в заволжском Щелыкове - точно неизвестно, но она создана с поразительной быстротой, истинно по вдохновению, за несколько месяцев 1859 года.

«Год 1859 скрыт от биографа Островского плотной пеленой. В тот год он не вел дневника и, кажется, совсем не писал писем... Но кое-что восстановить все-таки можно. «Гроза» начата и пишется, как видно по пометкам в первом действии черновой рукописи, 19 июля, 24 июля, 28 июля, 29 июля- в разгар лета 1859 года. В Щелыково Островский еще регулярно не ездит и, по некоторым данным, проводит жаркое лето под Москвой - в Давыдовке или Иванькове, где целой колонией селятся на дачах актеры Малого театра и их литературные друзья.

Друзья Островского часто собирались у него дома, и талантливая, веселая актриса Косицкая всегда была душой общества. Прекрасная исполнительница русских народных песен, обладательница колоритной речи, она привлекала Островского не только как обаятельная женщина, но и как глубокий, совершенный народный характер. Косицкая «сводила с ума» не одного Островского, когда начинала петь задорные или лирические народные песни.

Слушая рассказы Косицкой о ранних годах ее жизни, писатель сразу обратил внимание на поэтическое богатство ее языка, на красочность и выразительность оборотов. В ее «холопской речи» (так пренебрежительно охарактеризовала манеру говорить Косицкой графиня Ростопчина) Островский почувствовал свежий источник для своего творчества.

Встреча с Островским окрылила Косицкую. Грандиозный успех первой постановки пьесы «Не в свои сани не садись», выбранной Косицкой для бенефиса, открыл широкую дорогу драматургии Островского на сцену.

Из двадцати шести оригинальных пьес Островского, поставленных в Москве за период с 1853 года по год смерти Косицкой (1868), то есть за пятнадцать лет, она участвовала в девяти.

Жизненный путь, личность, рассказы Косицкой дали Островскому богатый материал для создания характера Катерины.

В октябре 1859 года на квартире Л. П. Косицкой Островский прочел пьесу актерам Малого театра. Актеры дружно восхищались сочинением, прикидывая для себя роли. Известно было, что Катерину Островский заранее отдал Косицкой. На Варвару прочили Бороздину, на Дикого - Садовского, Тихона должен был сыграть Сергей Васильев, Кабаниху - Рыкалова.

Но прежде чем репетировать, надо провести пьесу через цензуру. Островский сам поехал в Петербург. Нордстрем прочел драму так, как если бы перед ним лежало не художественное сочинение, а шифрованная прокламация. И заподозрил, что в Кабанихе выведен... покойный государь Николай Павлович. Островский долго разубеждал испуганного цензора, говорил, что никак не может поступиться ролью Кабанихи...

Пьесу получили из цензуры за неделю до премьеры. Впрочем, в те времена сыграть пьесу с пяти репетиций никому не казалось диковинкой.

Главным постановщиком был Островский. Под его руководством актеры искали нужные интонации, согласовывали темп и характер каждой сцены. Премьера состоялась 16 ноября 1859».

«Ученый мир России довольно быстро подтвердил высокие достоинства пьесы: 25 сентября 1860 года правление Российской академии наук присудило пьесе «Гроза» Большую Уваровскую премию (эту премию учредил граф А. С. Уваров, основатель Московского археологического общества, для награждения самых выдающихся исторических и драматических произведений)».

Изображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике , прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен.

Огромная заслуга Островского в том, что он открыл просвещенной публике мир купечества, о повседневной жизни которого русское общество имело поверхностное понятие. Купцы на Руси обеспечивали торговлю товарами и продовольствием, их видели в лавках, считали необразованными и неинтересными. Островский показал, что за высокими заборами купеческих домов в душах и сердцах людей из купеческого сословия разыгрываются почти шекспировские страсти. Его называли Колумбом Замоскворечья.

Способность Островского утверждать прогрессивные тенденции в русском обществе в полной мере раскрылась в пьесе «Гроза», опубликованной в 1860 году. В пьесе нашли отражения непримиримые противоречия между личностью и обществом. Драматург поднимает острый в 1860-е годы вопрос о положении женщины в русском обществе.
Действие пьесы происходит в небольшом приволжском городке Калинове, где проживает в основном купеческое население. В своей знаменитой статье «Луч света в темном царстве» критик Добролюбов так характеризует жизнь купцов: «Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому, что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли… изменяться – обитатели городка Калинова будут себе существовать по-прежнему в полнейшем неведении об остальном мире… Принятые ими понятия и образ жизни – наилучшие в мире, все новое происходит от нечистой силы… Темная масса, ужасная в своей наивности и искренности».

Островский на фоне прекрасного пейзажа рисует безрадостную жизнь обывателей Калинова. Кулигин, который в пьесе противостоит невежеству и произволу «темного царства», говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

Термин «самодурство» вошел в обиход вместе с пьесами Островского. Самодурами драматург называл «хозяев жизни», богачей, которым никто не смел перечить. Таким в пьесе «Гроза» изображен Савел Прокофьевич Дикой. Островский не случайно наградил его «говорящей» фамилией. Дикой славится своим богатством, нажитым обманом и эксплуатацией чужого труда. Ему не писан никакой закон. Своим вздорным, грубым нравом он наводит страх на окружающих, это «жестокий ругатель», «пронзительный мужик». Его жена вынуждена каждое утро уговаривать окружающих: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!» Безнаказанность развратила Дикого, он может накричать , оскорбить человека, но это касается только тех, кто не дает ему отпор. Полгорода принадлежит Дикому, но он не расплачивается с теми, кто на него работает. Городничему он объясняет так: «Что ж тут особенного, я им по копейке недодам, а у меня целое состояние складывается». Патологическая жадность затмевает его разум.

Прогрессивный человек Кулигин обращается к Дикому с просьбой дать денег на установку в городе солнечных часов. В ответ слышит: «Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором!

Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, расположен ли я тебя слушать, дурака, или нет. Так прямо с рылом и лезешь разговаривать». Дикой совершенно разнуздан в своем самодурстве, он уверен, что любой суд будет на его стороне: «Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все… Что же ты, судиться, что ли, со мной будешь?.. Так знай, что ты – червяк, захочу – раздавлю».

Другой яркой представительницей нравов «темного царства» является Марфа Игнатьевна Кабанова. О ней Кулигин отзывается так: «Ханжа. Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабанова единолично правит домом и своей семьей, она привыкла к беспрекословному повиновению. В ее лице Островский показывает ярую защитницу диких порядков домостроя в семьях и в жизни. Она уверена, что только страх скрепляет семью , не понимает, что такое уважение, понимание, доброе отношение между людьми. Кабаниха всех подозревает в грехах, постоянно жалуется на отсутствие должной почтительности к старшим со стороны молодого поколения. «Не очень-то нынче старших уважают…», – говорит она. Кабаниха всегда прибедняется, изображает из себя жертву: «Мать стара, глупа; ну а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, с дураков, и взыскивать».

Кабанова «чует сердцем», что старым порядкам приходит конец, ей тревожно и страшно. Родного сына она превратила в бессловесного раба, который не властен в собственной семье, поступает только по указке матери. Тихон с радостью уезжает из дому, только чтобы отдохнуть от скандалов и гнетущей атмосферы родного дома.

Добролюбов пишет: «Самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх , сами не зная перед чем и почему… Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров».

Показывая жизнь русской провинции, Островский рисует картину крайней отсталости, невежества, грубости и жестокости, которые убивают вокруг все живое. Жизнь людей зависит от произвола Диких и Кабаних, которые враждебны любым проявлениям свободной мысли, чувства собственного достоинства в человеке. Показав со сцены жизнь купечества во всех ее проявлениях, Островский вынес суровый приговор деспотизму и духовному рабству.

Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины Кабановой (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

В драме «Гроза» Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ – образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой атмосфере «темного царства» купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы – это трагический конфликт живой, чувствующей души Катерины и мертвого уклада жизни «темного царства». Честная и трогательная Катерина оказалась бесправной жертвой жестоких порядков купеческой среды. Недаром Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Катерина не смирилась с деспотизмом и самодурством ; доведенная до отчаяния, она бросает вызов «темному царству» и гибнет. Только так она может сохранить от грубого давления свой внутренний мир. По мнению критики, для Катерины «не смерть желанна, а жизнь невыносима. Жить для нее – значит быть самой собой. Не быть самой собой – значит для нее не жить».

Образ Катерины построен на народно-поэтической основе. Ее чистая душа слита с природой. Себя она представляет как птицу, образ которой в фольклоре тесно связан с понятием воли. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Катерине, попавшей в дом Кабановой, как в страшную тюрьму, часто вспоминается родительский дом, где к ней относились с любовью и пониманием. Разговаривая с Варварой, героиня спрашивает: «…Отчего люди не летают, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Катерина рвется на волю из клетки, где вынуждена оставаться до конца дней.

Высокие чувства, прилив радости и благоговения вызывала в ней религия. Красота и полнота души героини выражались в молитвах к Богу. «В солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало… ночью встану… да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду , еще только солнышко восходит, упаду на колени, молюсь и плачу».

Свои мысли и чувства Катерина выражает поэтичным народным языком. Напевная речь героини окрашена любовью к миру, употребление множества уменьшительно-ласкательных форм характеризует ее душу. Она говорит «солнышко», «водица», «могилушка», часто прибегает к повторам, как в песнях: «на тройке на хорошей», «и люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны». Пытаясь выплеснуть кипящие в ней чувства, Катерина восклицает: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»

Трагедия Катерины в том, что она не умеет и не хочет лгать. А в «темном царстве» ложь – основа жизни и взаимоотношений. Борис говорит ей: «Никто не узнает про нашу любовь…», на что Катерина отвечает: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» В этих словах проявляется мужественная, цельная натура этой женщины, рискующей бросить вызов обывательской морали, в одиночку противостоять обществу.

Но, полюбив Бориса, Катерина вступает в борьбу с собой, со своими убеждениями. Она, замужняя женщина, чувствует себя великой грешницей. Ее вера в Бога – это не ханжество Кабанихи, которая прикрывает Богом свою злобу и человеконенавистничество. Осознание собственной греховности , муки совести преследуют Катерину. Она жалуется Варе: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?» Катерина не задумывается над тем, что это над ней совершили насилие, отдав замуж за нелюбимого. Ее муж, Тихон, рад уехать из дому и не хочет защитить жену от свекрови. Сердце подсказывает ей, что ее любовь – величайшее счастье, в котором нет ничего плохого, но мораль общества и церкви не прощает свободного проявления чувств. Катерина бьется среди неразрешимых вопросов.

Напряжение в пьесе нарастает, Катерина страшится грозы, слышит страшные пророчества сумасшедшей барыни, видит на стене картину, изображающую страшный суд. В помрачении рассудка она кается в своем грехе. Покаяние от чистого сердца по религиозным законам обязательно требует прощения. Но люди забыли доброго, прощающего и любящего Бога, у них остался Бог карающий и наказывающий. Катерина не получает прощения. Жить и мучиться она не хочет, ей некуда идти, любимый человек оказался таким же слабым и зависимым , как и ее муж. Все предали ее. Самоубийство церковь считает страшным грехом, но для Катерины это акт отчаяния. Лучше оказаться в аду, чем жить в «темном царстве». Героиня не может причинить никому вреда, поэтому она решает сама уйти из жизни. Бросаясь с обрыва в Волгу, Катерина в последний миг думает не о своем грехе, а о любви, которая осветила ее жизнь великим счастьем. Последние слова Катерины обращены к Борису: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Можно только надеяться, что Бог окажется милосерднее к Катерине, чем люди.

Основные мотивы, темы и образы лирики Ф. И. Тютчева

Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе, а на родине его произведения стали известны только в начале 50-х годов XIX века.

Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее тайны, ее сокровенный смысл. Именно поэтому бо льшую часть его стихотворений пронизывают философские мысли о таинственности Вселенной, о связи человеческой души с космосом.
Лирику Тютчева тематически можно разделить на философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Но в каждом стихотворении эти темы тесно переплетаются, превращаясь в удивительно глубокие по смыслу произведения.

К гражданской лирике относятся стихотворения «14-е декабря 1825», «Над этой темною толпой…», «Последний катаклизм» и другие. Тютчев был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание , Крымская война, отмена крепостного права в России и других. Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран.

В стихотворении «14-е декабря 1825», посвященном восстанию декабристов, поэт гневно обличает самодержавие, развратившее правящую верхушку России:
Народ, чуждаясь вероломства,

Поносит ваши имена -

И ваша память от потомства,

Как труп в земле, схоронена.
Стихотворение «Над этой темною толпой…» напоминает нам пушкинскую вольнолюбивую лирику. В нем Тютчев возмущается «растленьем душ и пустотой» в государстве и выражает надежду на лучшее будущее:
…Взойдешь ли ты когда, Свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?
Стихотворение «Наш век» относится к философской лирике. В нем поэт размышляет над состоянием души современного ему человека. В душе много сил, но она вынуждена молчать в условиях несвободы:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.
По мнению поэта, человек потерял веру, без света которой душа «иссушена», а мучения его невыносимы. Во многих стихотворениях звучит мысль, что человек не справился с возложенной на него миссией на Земле и его должен поглотить Хаос.

Пейзажная лирика Тютчева наполнена философским содержанием. Поэт говорит, что природа мудра и вечна, она существует независимо от человека. Между тем он только в ней черпает силы для жизни:
Так связан, съединен от века

Союзом кровного родства

Разумный гений человека

С творящей силой естества.

Стихотворения Тютчева о весне «Вешние воды» и «Весенняя гроза» стали очень известными и популярными. Поэт описывает бурную весну , оживление и радость нарождающегося мира. Весна вызывает у него мысли о будущем. Осень поэт воспринимает как пору грусти, увядания. Она настраивает на размышления, покой и прощание с природой:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.
Из осени поэт перемещается сразу в вечность:
А там, в торжественном покое

Разоблаченная с утра,

Сияет белая гора,

Как откровенье неземное.
Тютчев очень любил осень, недаром он говорит о ней: «Продлись, продлись, очарованье».

В любовной лирике поэта пейзаж часто соединен с чувствами влюбленного героя. Так, в чудесном стихотворении «Я встретил вас…» читаем:
Как поздней осенью порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас.
К шедеврам тютчевской любовной лирики относится «денисьевский цикл», посвященный его возлюбленной Е. А. Денисьевой, отношения с которой продолжались 14 лет до самой ее смерти. В этом цикле поэт подробно описывает этапы их знакомства и последующей жизни. Стихотворения представляют собой исповедь, как бы личный дневник поэта. Последние стихотворения, написанные на смерть любимой, потрясают трагичностью:
Любила ты, и так, как ты, любить -

Нет, никому еще не удавалось!

О Господи!.. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…
Лирика Тютчева по праву вошла в золотой фонд русской поэзии. Она насыщена философскими мыслями и отличается совершенством формы. Интерес к исследованию человеческой души сделал лирику Тютчева бессмертной.

В драме «Гроза» автор поставил перед собой задачу обличения экономической и духовной тирании «темного царства». Он показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни» (А. А. Зерчанинов) .

Суть основного конфликта такова. По словам Ю. В. Лебедева, это конфликт между «темным царством» и новым человеком, живущим по законам совести.

Действие происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!.. пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу», – с восторгом говорит Кулигин, заставляя и нас восхищаться необыкновенным пейзажем.

В центре Калинова – базарная площадь с торговыми рядами, неподалеку старая церковь для прихожан. Кажется, что все мирно и спокойно в городе. Но это не так. За высокими заборами в купеческих домах «кипит другая жизнь», уродливая и отталкивающая. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» – говорит Кулигин. Беззаконие и безобразие творятся в Калинове. Грубостью и жестокостью отличаются хозяева города, они издеваются над своими домочадцами. Это настоящие самодуры, они невежественны, сведения о жизни получают от малограмотных странниц.

Кулигин: «И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят! И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!»

Создается впечатление, что обитатели города Калинова отгорожены от всего мира. Одни властвуют и тиранят, другие – терпят.

А. Н. Островский тщательно «живописует» весь уклад замкнутого в четырех стенах патриархально-купеческого быта. В то же время драматург выступает и как лирик: изображая волжский пейзаж, дает почувствовать красоту и притягательность мира природы, естественности и изначальной свободы.

Выбрав местом действия общественный сад города Калинова, Островский сделал естественным появление всех действующих лиц пьесы. Семейство Кабановых появилось тогда, когда уже все стало известно и о городе, и о его жителях.

В драме выступают две группы жителей провинциального города Калинова. Одна из них олицетворяет власть «темного царства» . Это Кабанова Марфа Игнатьевна и Дикой Савёл Прокофьич – грубые, деспотичные и невежественные, враги всего нового.

К другой группе относятся «жертвы» «темного царства». Это Катерина, Борис, Кулигин, Варвара, Кудряш, Тихон, униженные и угнетенные, но все-таки способные на протесты и по-разному его выражающие.

Дикой Савёл Прокофьич – «пронзительный мужик», «ругатель», «самодур», что значит дикий, крутой сердцем, властный человек, дюжий, дородный купчина с окладистой бородой, он в поддевке, смазанных сапогах, стоит подбоченясь, говорит низким, басоватым голосом… или Дикой - маленький, сухонький старикашка с редкой бороденкой и беспокойно бегающими глазками; этот жалкий в сущности чело век способен приводить в трепет окружающих.

Власть денег, материальная зависимость и традиционная покорность калиновцев – основа самодурства Дикого. Цель его жизни – обогащение, а способы обогащения всякие: обсчет работников, ограбление ближних, невыплата денег по наследству.

Грубость, невежество, брань, ругань привычны для Дикого, более того, это и содержание его жизни, это и оборона от всего непонятного и враждебного. Кудряш про Дикого: «Как с цепи сорвался!» Страсть к ругательству еще сильнее, если у него просят денег.

Кабанова Марфа Игнатьевна – воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Кулигин о ней: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Постоянно и изощренно точит она своих домочадцев. Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям, к снохе Катерине. Чувства вытравлены бездушием, произволом и притворством. Кабаниха – «блюстительница» и защитница обычаев и порядков патриархальной старины.

Н. А. Добролюбов пишет: «Самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами того не зная перед чем и почему. Все, кажется, по-прежнему все хорошо: Дикой ругает кого хочет… Кабанова держит по-прежнему в страхе своих детей, заставляет невестку соблюдать все этикеты старины, ест ее, как ржа железо, считает себя вполне непогрешимой… А все как-то неспокойно, нехорошо им. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами» (Из статьи «Луч света в темном царстве» .)

Жестокость Кабанихи и самодурство Дикого имеют и жизненные конкретно-исторические основания: чем острее они ощущают непрочность своего положения, тем ожесточеннее отстаивают они свои устои, подавляют тех, кто думает по-другому, кто внушает хоть какие-нибудь подозрения. Главным «орудием» подчинения, подавления оказывается страх. Как норма жизни – страх, возведенный в закон. Закон в «темном царстве» и страх нераздельны, надо бояться , на этом держится порядок.

Дикой и Кабаниха – типичные представители «темного царства». Это люди-хищники.

Дикой Кабаниха
О нем: «ругатель»; «как с цепи сорвался» О ней: «все под видом благочестия»; «ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем»; «бранится»; «точит, как ржа железо»
Он сам: «дармоед»; «проклятый»; «провались ты»; «глупый человек»; «поди ты прочь»; «что я тебе - ровный, что ли»; «с рылом-то и лезет разговаривать»; «разбойник»; «аспид»; «дурак» и др. Она сама: «вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет бояться, меня и подавно»; «хочешь своей волей жить»; «дурак»; «приказывай жене»; «должен исполнять, что мать говорит»; «куда воля-то ведет» и др.
Вывод. Дикой - ругатель, грубиян, самодур; чувствует свою власть над людьми Вывод. Кабаниха - ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом

Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой - ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей волей.

Тихон, Борис, Варвара, Кулигин, Кудряш – «жертвы» «темного царства».

Тихон – добрый, искренне любит Катерину. Измученный укорами и приказами Кабанихи, он думает, как бы вырваться из дома. Но во всем покорный матери, Тихон все же открыто обвинил ее (!) в гибели жены. Вот его слова после смерти жены: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить…» Страшно, если живые завидуют мертвым.

Борис – мягкий, добрый человек. Он действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах; нерешительный, неспособный бороться за свое счастье, Борис выбирает путь смирения.

Кулигин – образованный человек, механик-самоучка, талантливый человек из народа. Его фамилия напоминает нижегородского изобретателя Кулибина. Герой тонко чувствует красоту природы и эстетически стоит выше других персонажей: поет песни, цитирует Ломоносова. Кулигин ратует за улучшение города, в решительную борьбу с самодурами он не вступает, больше уговаривает их, убеждает что-то сделать для общего блага: пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод, пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Образ самоучки Кулигина помогает понять основную идею пьесы: идею неминуемой гибели «темного царства». Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. В образе героя воплощен вечный мотив горя от ума.

Варвара понимает бессмысленность протеста, она живет по принципу: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». для Варвары ложь – норма жизни. Она убежала из дому, но не покорилась.

Кудряш – отчаянный, хвастливый, но вместе с тем способный на искренние чувства. Он тревожится о Катерине. Своего хозяина не боится. «Я грубиян считаюсь, за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его не боюсь, а пущай же он меня боится».

Выбор редакции
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...

Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...

Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...

Лепить во сне пельмени означает наступление нужды, ухудшение самочувствия и погибшие надежды. Покупать пельмени в магазине – наяву...
Ну кто же не любит спелую сладкую черешню? Она является одним из самых долгожданных лакомств в летний сезон практически для каждого...
Сон, в котором видится дохлый пес, можно назвать пугающим и ужасающим. Но чтобы его истолковать и узнать, к чему снится мертвая собака,...
Квас из чистотела по рецепту Болотова собрал весьма противоречивые отзывы, но к ним мы вернемся чуть ниже. А сейчас поговорим о полезных...
В переводе с грузинского «сацебели» - просто «соус», причем название произносят с ударением на первый слог. Чаще его делают из орехов,...
Сыроедческие спагетти лишь условно можно назвать именем популярных макаронных изделий, так как живые спагетти похожи на оригинал только...