Каирский египетский национальный музей. Египетский музей в Каире Каирский египетский музеи произведения


Во время нашего путешествия в Египет мы не могли не поехать в Каир. Да, мы знали, что в столице Египта беспорядки, знали, что на улицах военная техника и солдаты, знали, что могли остановить в дороге и проверить документы, знали, что придется проехать почти 500 км ночью, миновать множество блок-постов с вооруженными солдатами, знали, что организованные экскурсии в Каир пока не ездят, и многое еще чего мы знали но все равно поехали.

Интернациональная группа из 14 человек. Мы и казахи говорили на русском, была пара из Англии, две пары из Германии, пара из Польши и пара из Франции. Группа была веселая, многие друг друга не понимали, как-то на куда-то переводили, шутили, смеялись всю дорогу так, что микроавтобус раскачивался.

В Каир приехали рано утром. Он нас поразил всем без исключения: странная езда по каким-то только им известным правилам, но аварий не было на нашем пути, грязь кругом и горы мусора, бегущие и жующие на ходу люди, военная техника ездила теми же дорогами, что и городской транспорт, солдаты на боевой технике перекрикивались с другими солдатами на других машинах, жестикулировали, ржали, тыкали пальцами.
Наши туристы притихли и квадратными глазами наблюдали за происходящим.

К месту назначения, а это Египетский музей, где нас встречала гид, мы по городу ехали часа два, не меньше.
Наконец-то автобус остановился. Кругом военная техника, солдаты. Нам какие-то военные подали руки на выходе их автобуса и попросили не задерживаться, не фотографировать, а быстро проходить на территорию музея.
Мы прошли. Музей стоял на месте, но вокруг были сожженные многоэтажки, обгоревшие бревна, какая-то жуть.
Гид рассказала историю музея, немножко коснулась того, что находилось на территории двора и с огромным сожалением произнесла фразу: "В музее вы увидите много красивых экспонатов, они все подлинники. Но основную массу, все самое ценное, самое значимое для Египта, главную историю страны и ее бесценные богатства вывезли в свои страны европейцы. Они вывезли столько много, что нам с вами даже представить сложно. Но, ничего. Египетские сокровища, мумии, фараоны и саркофаги призовут к себе своих людей. И люди к ним придут. И тогда придется либо смириться с этим, либо со святынями египетской земли вернуть людей обратно".
Подобно этому выражению мы слышали высказывание гида в Луксоре...
Могу сказать, что в европейских музеях есть залы египтологии, где хранятся ценности Древнего Египта. Многие египтологи, я читала об этом и с двумя египтологами из Германии, которые регулярно принимают участие в раскопках, в научных экспедициях в Египет, знакома. Так вот они тоже говорили, что нельзя тащить в свою страну то, что не принадлежит тебе, твоей земле. Со временем всё это заговорит и это будет очень плохо. Эти люди живут в своей Германии и сегодня, но мнение свое не меняют.

Здание Египетского музея в Каире было построено в 1900 году в неоклассическом стиле по проекту французского архитектора Марселя Дюнона, который похоронен во дворе музея и ему там стоит памятник.
Музей построен на площади Тахрир, и его открытие состоялось в 1902 году.

А началось все с того, что новое правительство Египта в 1835 году решило прекратить разграбление и вывоз бесценных реликвий.
Предыдущие правители страны не особо ценили древности и позволяли вывозить их из страны практически всем. Под предлогом научных исследований вывозились бесценные вещи, которые продавались за тысячи и миллионы долларов в частные коллекции и в музеи. Египтяне не знали истинной ценности многих вещей, так как их все это практически не интересовало и такое "добро" встречалось повсюду.
В середине 19 века ученые забили тревогу и настойчиво требовали спасть культурное наследие страны, хотя бы то, что еще осталось. А осталось не мало и сегодня. И сегодня черные копатели и бедуины неплохо наживаются на древних реликвиях.

Правительство Египта создало «Службу древностей Египта».
Первой была коллекция древнеегипетского искусства. Она была размещена в первом музее, открытом в 1858 году, в Булаке, который основал египтолог Огюст Мариет, один их директоров Лувра. Здесь и была впервые выставлена собранная коллекция.

Только музей стал пополняться коллекциями и бесценными экспонатами, как случилось сильное наводнение, многие экспонаты сильно пострадали, а часть их украли.
Основатель музея Мариет обратился к правительству с предложением создать крупный музей с хорошей охраной и собрать в нем все ценные экспонаты Египта.

Через 2 года после обращения экспонаты перевезли в крыло дворца правителя Египта Исмаила-Паши, в Гизу. Экспонаты хранились там до открытия музея в Каире 22 года.

Во время народных демонстраций 28 января 2011 года мародёрами были разбиты несколько витрин и после проведённой инвентаризации в списке украденных музейных ценностей минимум 18 артефактов. Это две позолоченные деревянные статуи фараона Тутанхамона, статуя Нефертити, статуэтка писца, сердце скарабея и многое другое.

Сегодня в музее фотографировать категорически запрещено. Всю технику необходимо сдать в камеру хранения. Но в музее есть что посмотреть. Дух захватывает от древних ценностей. Это знаменитая маска Тутанхамона и сокровища из его гробницы, 11 царских мумий фараонов, статуи фараонов, голова царицы Нефертити, статуя Ментухотепа, статуя фараона Тутмоса Третьего, статуя фараона Эхнатона, а одним из самых популярных экспонатов является статуя фараона Джосера. Эта статуя была найдена в Саккаре (древнейший некрополь Древнего Египта) в 1924 году. Знаменита тем, что пирамида Джосера является первой в мире пирамидой, к тому же она сохранилась до наших дней в отличном состоянии.

Во внутреннем дворе музея установлены несколько скульптур, самой знаменитой из них является скульптура сфинкса, расположенная перед фасадом здания. Рядом со сфинксом небольшой бассейн с голубоватыми цветами нильского лотоса, их омывают маленькие фонтанчики.

Из-за ситуации в стране людей в музее было мало. Можно было не спешить и внимательно осмотреть экспонаты.

В Египетском музее более ста залов, на его двух этажах размещено около 120 тысяч экспонатов. Экспозиция музея выдержана в хронологическом порядке и охватывает все исторические периоды древнего Египта.

Здесь будет интересно всем...

Да сих пор, когда я кому-то рассказываю, что была в Каире на площади Тахрир (Midan al-Tahrir) , всем становится немного не по себе. Думаю, вы знаете, что площадь известна своими восстаниями, но не будем об этом. Самое главное, что меня заинтересовало – это Каирский музей, который здесь расположен. Он насчитывает множество интересных экспонатов, найденных в гробницах древних фараонов и цариц. А самое интересное в нем – это коллекция сокровищ из гробницы Тутанхамона, найденной в Долине Царей.

Важно! В скором времени коллекция Тутанхамона вместе с многими другими экспонатами будет перевезена из Каирского музея в новый Большой Египетский музей в Гизе (The Grand Egyptian Museum). Мои предположения зачем – чтобы снова привлечь туристов, которые опасаются ездить на Тахрир из-за постоянных беспорядков; плюс, новый музей расположен рядом с — можно совместить осмотр. К 2018 г. он планирует открыть новые Галереи Тутанхамона, где будут выставлены практически все экспонаты, найденные в гробнице фараона. Но Каирский музей останется действующим.

Сюда мы пришли рано, к открытию. С утра еще не так много туристов, и есть возможность аккуратно сфотографировать экспонаты. Музей расположен прямо напротив пл. Тахрир. С арабского ее название переводится как «площадь освобождения», весьма иронично.

А вот что мы увидели по дороге. Танков было несколько, везде стояла охрана. С одной стороны, чувствуешь себя в безопасности, с другой – становится не по себе… Мы поспешили ко входу.

Основанный в начале 20 в., музей является самым большим в мире хранилищем экспонатов на тему Древнего Египта, которых здесь более 150 тыс. Он охватывает 5000-летнюю древнеегипетскую историю от додинастического до греко-римского времени; в нем более 100 залов. Помимо коллекции Тутанхамона здесь есть отдельный Зал Мумий, где хранится мумия женщины-фараона Хатшепсут.

Информация:
Каирский музей (Национальный Египетский музей)
Адрес: пл. Тахрир, Каир (Midan al-Tahrir); метро «Sadat», выход в сторону знака «to Egyptian Museum»
Часы работы: ежедневно 09:00 — 19:00
Стоимость: музей – 60 LE, студенты — 30 LE, комната с мумиями — 100 LE, студенты — 50 LE
С 2016 г. введен фотопасс — разрешение на фотографирование внутри музея, кроме комнаты с мумиями и зала с маской Тутанхамона. Цена — 50 LE. Раньше это было запрещено, фотоаппарат нужно было сдавать в камеру хранения (но я не отдала Айфон).
Подпись к экспонатам — на английском и арабском.

Территория ограждена забором. Перед главным входом в музей – симпатичный дворик, где можно фотографироваться. Здесь же продаются билеты.





Внутри стоит рамка как в аэропорту, вас проверит охрана. На 1 этаже экспонаты расположены по хронологическому принципу. На 2 этаже – по тематическому; там находится коллекция Тутанхамона и комната с мумиями.

У нас было не много времени, поэтому музей мы обошли быстро. Огромные статуи, саркофаги, изделия из золота, статуэтки и украшения, найденные в гробницах и храмах – мы пришли не зря, ведь я большой любитель египетского искусства. Особое внимание мы уделили заветному 2 этажу.

Коллекция сокровищ гробницы Тутанхамона. Знаменитые экспонаты, о которых говорил весь мир, ну наконец-то! В гробнице Тутанхамона в я уже была, настала очередь посмотреть на то, чем она была наполнена. Напомню, что гробницу со всем ее содержимым – более 3500 артефактов — обнаружила команда археолога Говарда Картера и лорда Корнарвона в 1922 году.

Коллекция впечатляет, она расположена в нескольких залах. Здесь множество предметов из золота, а также украшений, статуэток, предметов быта, прямо глаза разбегаются.
В начале выставки один за другим стоят ящики, облицованные золотом, в которых располагались саркофаги. Вот как они были «запакованы» — вставлены один в другой: мумия в саркофагах, саркофаги – в ящиках (фото с сайта libma.ru) .

А вот как выглядят на самом деле. Ящики огромные, не удивительно, что самые большой их них занимал почти всю площадь погребальной камеры фараона.



В музее также можно увидеть носилки (6) , на которых лежал большой саркофаг, сами саркофаги – 2 деревянных и один золотой, и знаменитую погребальную маску Тутанхамона. Она великолепна, выполнена идеально до мельчайших деталей, действительно впечатляет.

Следующие наиболее известные экспонаты – колесница фараона и его трон , золотые сандалии . И множество других предметов, которые я когда-то видела только на черно-белых фотографиях Картера и по телевизору, а теперь смогла посмотреть на них вживую.



Коллекция много путешествовала по странам Европы и США, а некоторые экспонаты находятся постоянно в музеях этих стран. К открытию Большого египетского музея США даже добровольно отдала Египту часть своих экспонатов, хранившихся в музее в Нью-Йорке.

Комната мумий: это небольшая экспозиция, состоящая из 11 мумий. Цена, конечно, завышена, но я советую зайти, чтобы увидеть настоящие мумии прямо перед вами за стеклом. Вот подпольное фото одной из них – знаменитой женщины-фараона Хатшепсут.

Могу признаться, я испытываю гордость. Давно хотела побывать и в гробнице Тутанхамона, и в Каирском музее, не зря же я писала на эту тему школьные рефераты. Спасибо, Египет, мой план выполнен!

В самом центре Каира на площади Тахрир находится одно из крупнейших хранилищ исторических артефактов – Каирский музей. Коллекция музея размещена в более чем ста залах, в которых выставлено свыше ста тысяч археологических находок. Столь высокой концентрацией экспонатов не может похвастать ни один музей мира.

История создания музея

Основу богатейшего в мире собрания египетских древностей заложил французский учёный Огюст Мариет, основатель и первый руководитель Каирского музея. Увлёкшись египтологией под влиянием своего друга и родственника, знаменитого Шампольона, Мариет поступил на работу в Луврский музей, а в 1850 году был направлен в Египет для поисков древних рукописей.


Вместо поисков в библиотечных архивах молодой египтолог с энтузиазмом приступил к раскопкам мемфисского некрополя в Саккаре, а также в других местах. Свои находки учёный отсылал в Лувр. Ему принадлежит честь открытия Аллеи сфинксов и Серапеума, некрополя священных быков Аписов.












Вернувшись во Францию, Мариет продолжил работу в Лувре, но уже в 1858 году правитель Египта Саид-паша предложил ему возглавить египетскую Службу древностей. Приехав в Египет, Мариет повёл энергичную борьбу с расхищением древних артефактов, не забывая об археологических изысканиях. Под его руководством Большой сфинкс был окончательно расчищен от вековых песчаных наносов. В 1859 году в каирском пригороде Булаке по ходатайству учёного было построено специальное здание для археологических находок. Так было положено начало коллекции Каирского музея.


В 1878 году во время наводнения здание музея было частично затоплено, многие экспонаты пострадали. После этого было решено построить новое большое здание в более безопасном месте, а коллекция была перевезена на хранение во дворец правителя Египта Исмаила-паши.


За заслуги перед египтологией Мариет был избран членом ряда европейских академий, а египетские власти удостоили его титула паши. Умер Огюст Мариет в 1881 году. Прах учёного, согласно его завещанию, покоится в саркофаге во дворе Каирского музея.


Нынешнее здание было построено в 1900 году, а два года спустя музей принял первых посетителей.


С тех пор коллекция музея непрерывно пополняется. Однако были в его истории и чёрные моменты. Во время «арабской весны» в 2011 году в ходе народной демонстрации мародёры разгромили несколько витрин и похитили по меньшей мере 18 экспонатов. Грабёж пресекли другие участники демонстрации, после чего военные взяли музей под свою охрану.

Экспозиция музея

Чтобы осмотреть все экспонаты Каирского музея, потребуется несколько лет. Даже специалисты время от времени находят в его запасниках нечто совершенно новое для себя. Поэтому остановимся на самых интересных из хранящихся здесь артефактов.


Экспонаты музея размещены по хронологическому и тематическому принципу. У входа посетителя встречают внушительные статуи Аменхотепа III и его супруги Тии. Изображение царицы не уступает по размерам скульптуре фараона, что противоречит египетской традиции.



На первом этаже хранятся статуи всех размеров, относящиеся к периоду от Додинастической эпохи до римского завоевания. Здесь же находятся фрагменты Большого сфинкса – части накладной бороды и урея, изображения кобры с короны фараона.


Особый интерес представляют скульптурные изображения фараонов древнейшей эпохи – статуя строителя первой пирамиды Джосера, единственное сохранившееся изображение Хеопса – статуэтка из слоновой кости, а также великолепный образец древнеегипетского искусства – диоритовое изваяние фараона Хафра. Своей величественностью выделяется 10-метровая статуя Рамзеса II из розового гранита.



К эпохе Древнего царства относится погребальный инвентарь из гробницы царицы Хетепхерес, матери Хеопса. Найденная в 1925 году усыпальница оказалась нетронутой. Сделанные в ней находки, среди которых паланкин царицы, её ложе, драгоценные шкатулки и украшения, дают представление о роскоши, окружавшей семью фараона.


Незабываемое впечатление произведёт посещение «зала мумий», где посетитель оказывается лицом к лицу с владыками Египта, среди которых легендарные Сети I, Рамзес II, Тутмос III, Аменхотеп II, завоеватели и строители, оставившие после себя величественные архитектурные памятники. В зале поддерживается особый микроклимат, способствующий сохранности мумий.



Большую ценность представляют артефакты эпохи правления фараона-реформатора Эхнатона, который попытался заменить традиционную религию египтян культом единого солнечного бога Атона. Всего за несколько лет Эхнатон выстроил новую столицу, Ахетатона, которая была покинута после смерти фараона, а имя его было проклято жрецами. Всякая память о нём уничтожалась, однако в развалинах Ахетатона сохранилось множество произведений искусства эпохи Эхнатона.


Фараон был реформатором не только в сфере религии. Застывшие каноны искусства во время его царствования были нарушены, скульптурные и живописные изображения людей и животных отличаются выразительностью, естественностью, отсутствием идеализации. Это была настоящая революция в искусстве. К этому периоду относится знаменитое изображение царицы Нефертити.

Гробница Тутанхамона

Настоящей жемчужиной музея является собрание предметов из гробницы Тутанхамона, единственной царской усыпальницы, оставшейся нетронутой. Всего в гробнице было обнаружено более 3500 предметов, половина из которых выставлена в залах музея.


В усыпальнице содержалось всё, что может понадобиться фараону в загробной жизни – предметы мебели, посуда, украшения, письменные принадлежности, даже царская колесница. Шедевром мебельного искусства является вырезанный из дерева позолоченный трон, усыпанный драгоценными камнями. Здесь же выставлены статуя Тутанхамона, изображённого стоящим на спине пантеры, его охотничье оружие, даже рубашка и сандалии, в которых он был похоронен.


В музее экспонируются четыре деревянных саркофага. В них, вложенных друг в друга, находился последний, золотой, содержавший мумию фараона. Здесь же выставлены небольшие золотые саркофаги, предназначенные для внутренностей усопшего.


Главным сокровищем экспозиции, а, возможно, и всего музея, является золотая посмертная маска фараона, украшенная лазурью. Маска отлично сохранилась и прекрасно передаёт черты лица древнего владыки. Маска Тутанхамона – это своеобразная визитная карточка Каирского музея и один из символов Египта.



Несколько часов путешествия сквозь время мимо витрин Каирского музея оставят неизгладимые воспоминания. Даже после поверхностного знакомства с невероятно богатой коллекцией становится понятным, почему Каирский музей часто называют главной достопримечательностью Египта.


Зал 1. Искусство Древнего Египта.

Коллекция египетских подлинников поступила в музей от санкт-петербургского академика Владимира Семёновича Голенищева. В.С.Голенищев был учёным, археологом, он ездил в Египет с экспедицией от Государственного Эрмитажа и выполнял роль надзирателя за работами. Параллельно он собирал коллекцию для себя. Санкт-петербургская коллекция собиралась во время раскопок, поэтому её предметы точно датированы, атрибутированы и привязаны к той или иной гробнице. А для себя В.С.Голенищев покупал предметы на «чёрном рынке». Поэтому они были ни атрибутированы и ни датированы. Уже позже учёные определяли возраст памятников и принадлежность к той или иной гробнице по параллелям с другими подобными артефактами.

В 1909 году Голенищев разорился и был вынужден продать свою коллекцию. Но, несмотря на выгодные предложения из разных стран, учёный хотел, чтобы его коллекция осталась в России, поэтому он продал её за меньшую сумму императорской казне. Причём, первую половину суммы ему выплатили сразу, вторую обещали выплатить позже, да так никогда с учёным и не расплатились, как у нас в России водится.

Коллекцию решили отправить в Москву, потому что в Эрмитаже уже было собрание египетского искусства. В итоге, московская коллекция оказалась даже лучше, чем та, что выставлена в Эрмитаже. Она меньше по количеству предметов, но их качество значительно выше. Ведь В.С.Голенищев старался, чтобы каждая эпоха, каждое явление в египетской культуре, были представлены каким-либо предметом. Именно поэтому, собрание египетских древностей в ГМИИ хоть и компактнее, но лучше собрания Эрмитажа. В настоящее время это лучшая в России коллекция египетского искусства. И она стала первой коллекцией подлинников в музее.

Зал № 1, где сейчас экспонируются памятники Древнего Египта, специально перестроили под коллекцию В.С.Голенищева. Его собрание попало в музей, когда он ещё находился на стадии строительства.

Потолок поддерживают колонны в древнеегипетском стиле, имитирующие связки папируса. Вся архитектура зала восходит к одному из залов древнеегипетского храма. Чтобы представлять себе обстановку древнего святилища, Роман Иванович Клейн ездил в Египет, посещал и осматривал храмы. В частности, он обратил внимание на храм Амона в Луксоре и прежде всего ориентировался на него. Окна были завешены, потому что зал египетского храма не предполагал естественного освещения. Вверху, на потолке, помещается многократно повторенное изображение птицы с распростёртыми крылами, это образ богини неба Нут.


Потолок также расписан под звёздное небо.

Один из залов египетского храма фактически воспроизводил природу на берегах Нила, горы царственных папирусов.
И.В.Цветаев специально просил Р.И.Клейна сделать зал в таком стиле для того, чтобы посетитель не просто посмотрел отдельные предметы, но и проникся атмосферой Древнего Египта. К тому же, изначально музей планировали как учебный и его целью было дать студентам представление не только о живописи, скульптуре и мелкой пластике, но и об архитектуре.

О коллекции . Реэкспозиция в зале проходила несколько лет назад, в 2012 году. Некоторые памятники оказались в фондах, другие – наоборот, выставили. В настоящее время представлена примерно треть имеющейся коллекции, то есть большая часть египетских древностей находится в запасниках.

ПАМЯТНИКИ
Саркофаг и мумия Хор-Ха. Любопытно, что эту мумию никак не могут сфотографировать, рентгеновские снимки никогда не получаются. Мумия “не хочет” открывать свои тайны. Это мумия жреца Хор-Ха, он умер во 2 тысячелетии до н.э.

Мумия находится в горизонтальной витрине справа от входа в зал

Как египтяне бальзамировали мумию? Существует множество рецептов и все они, по сути, сводятся к одной и той же технологии: в боку мёртвого тела делали надрез. Эго делал специально обученный человек, которого называли «парасхист» (вспарыватель). Тело умершего человека считалось священным и поэтому, парасхиста, с одной стороны, нанимали родственники умершего и платили ему деньги за нанесение надреза на боку. С другой стороны, как только парасхист наносил надрез, он со всех ног убегал. Люди, которые его наняли, теперь бежали за ним и бросали в него камни за то, что он совершил такое святотатство.

Затем, через разрез доставали внутренности, которые промывали, помещали в специальные сосуды, наполненные бальзамирующими веществами. Такие сосуды есть в коллекции музея, они расположены в вертикальной витрине за мумией Хор-Ха, в углу, почти напротив входа в зал).


Все полости в теле также заполняли бальзамирующими веществами. Тело помещали в «натрон» – некое подобие соды. Натрон вытягивал из тела всю влагу и начинался процесс мумификации. Тело было иссушено, поэтому уже не могло истлеть. Его повивали льняными бинтами и помещали в саркофаг.

Саркофаг жреца Хор-Ха не самый лучший и не самый красивый в коллекции. Самый лучший – это саркофаг Маху.

Саркофаг Маху.



Он повторяет форму мумии, гробница сужается к ногам. На саркофаг всегда помещалась маска, которая должна была обозначать лицо умершего. Именно обозначать, а не изображать. Потому что в независимости от того, кого хоронили – старика, девушку, женщину, человека молодого или старого – маска всегда была одинаковая. Лицо маски рисовали с широко раскрытыми глазами, подчёркнутыми чёрной или тёмно-синей краской.

Египтяне верили, что когда душа вновь соединится с телом, то она должна войти в саркофаг именно через глаза. Для этого тело сохраняли, мумифицировали.

Саркофаг Маху – блестящий образец древнеегипетского искусства. Он выполнен из дерева, этот материал очень высоко ценился в Древнем Египте, дерева было немного. Чёрный цвет саркофага подчёркивает сияние позолоты. Позолота, тонкость проработки деталей свидетельствует о том, что это саркофаг очень богатого человека, выполненный лучшими мастерами.

Несомненно, лучшими египетскими мастерами выполнялись и деревянные статуи Аменхотепа и его жены Раннаи. Эти фигуры, с одной стороны, соединяют традиции египетского искусства.

Аменхотеп и его жена, «певица Амона», Раннаи - жрецы храма бога Солнца.

Египтяне всегда изображали людей в застывшей позе широкого шага с прямыми ногами. Это не совсем живоподобно, ведь во время ходьбы колени сгибаются. Здесь ноги прямые, руки вытянуты вдоль тела и прижаты к нему. Левая рука Раннаи согнута в локте и тоже прижата к телу. Правило здесь сочетается с очень тонким психологизмом. Фигура мужчины высокая, он широкоплечий. Он уверенно шагает, его голова высоко поднята и открыта. Он жрец, поэтому не носит парика и волосы не затемняют лицо, оно ярко освещено. Он чуть-чуть поворачивает голову влево. Он как будто сопротивляется правилу, согласно которому изображаемый должен был смотреть прямо перед собой. Фигура его жены тонкая, хрупкая, она мелко семенит ногами в своём узком платье, в противоположность широкому шагу мужа. Её лицо чуть приопущено, на лицо падает тень от волос. С правой стороны волосы не сохранились, но они тоже были. На лице женщины появляется мечтательное, загадочное выражение. Именно так египтяне представляли себе идеального мужчину и идеальную женщину. Мужчина – сильный и решительный, женщина – хрупкая, тонкая, загадочная. И в этом прелесть египетского искусства. С одной стороны, оно имеет строгие правила, с другой – внутри этих правил может быть очень тонкая и изысканная психологическая характеристика.

Кроме дерева египтяне очень любили слоновую кость, а ещё больше – камень.
Косметическая ложечка. Шедевр музея – маленькая костяная ложечка, она известна на весь мир. Это тончайшая работа из слоновой кости. Ложечка предназначается для косметики.



Она представляет собой шкатулку для хранения косметических средств, её можно открыть. Шкатулка выполнена в виде плывущей девушки с цветком лотоса в руках. Кроме раскрашенной и нераскрашенной слоновой кости здесь использовано буковое дерево, из этого материала сделан паричок у девушки. Такая тонкая, изящная вещь, возможно, употреблялась в быту богатых людей, а возможно, была ритуальной. Происходит она, конечно, из гробницы.

Особенностью древнеегипетской культуры в том виде, в котором она до нас дошла, является то, что предметы происходят не из домов или из дворцов, а именно из гробниц. Это то лучшее., что египтяне хотели взять с собой в загробное царство.

Здесь также представлена эпоха Среднего Царства в египетском искусстве. Название говорит о том, что это середина существования древнеегипетского царства – 2-ое тысячелетие до н.э. В это время особое внимание в египетском искусстве уделяется портретным изображениям.

Скульптуры Аменемхета III интересны тем, что их сохранилось достаточно много.

Фараон правил достаточно долго, он основал фаюмский оазис в Египте. Его изображали неоднократно, в разном возрасте, его изображение можно найти в разных музеях – в берлинском, в Эрмитаже. По его портретам можно наблюдать, как внешность фараона менялась с возрастом. В ГМИИ Аменемхет III представлен не стариком, но и не молодым человеком. Если присмотреться, то можно заметить мешки под глазами, тяжёлые, нависшие веки, морщинистые губы, то есть фараон далеко не юн. Но его голова присоединена к телу молодого и сильного юноши, так как фараон в Древнем Египте считался богом и олицетворением Египта и всегда должен был изображаться сильным и молодым. Поэтому здесь, с одной стороны присутствует портретное изображение, а с другой, обожествление фараона, представленного в теле молодого и сильного юноши, который ничем от богов не отличается.

На этом разговор о египетском искусстве можно заканчивать, мы увидели шедевры зала. Если есть время, можно показать рельеф начальника сокровищницы Иси. (Рельеф. Известняк. Середина 3-го тыс. до н. э.)

Существуют несколько рельефных изображений казначея фараона Иси. Следует подчеркнуть, что при изображении человека египтяне пользовались строгими правилами. Плечи человека развёрнуты в фас, голова имеет сложный поворот. В действительности, совершенно невозможно свернуть глаз так, как он изображён. Человек смотрит прямо на нас, то есть глаз изображён в фас, при этом голова повёрнута в профиль. Такое изображение показывало, что изображённый человек живой, что он способен к движению.

Когда египтяне изображали мумию, не живое тело, то в композициях, посвящённых погребению, мумию изображали либо строго в фас, либо строго в профиль. Сложное изображение казначея Иси подчеркивало, что человек живой, поэтому и собирали разные точки зрения. То, что для нас считается нереалистичным, с их точки зрения было совершенным реализмом, указанием на то, что это живой человек.

Каирский музей – величайшая на земле коллекция египетских древностей. В этой сокровищнице хранится несколько тысячелетий истории Египта, богатства, не имеющие цены.

Каирский или Египетский музей был основан в 1900 году, хотя начало его коллекции было положено еще в 1835 году. Тогда власти Египта организовали «Службу древностей Египта», в обязанности которой входило спасать бесценные артефакты, разграбление которых постоянно велось в местах археологических раскопок. Так стали появляться первые будущие экспонаты коллекции.

Египтолог Огюст Мариет, сотрудник египетского отдела Лувра, приехал в Страну пирамид собирать экспонаты для музея, да так и остался здесь до конца дней. Это именно ему принадлежит честь создания первого музея древнеегипетских шедевров, открытого в 1858 году в Булаке. Двадцать лет спустя, в 1878 году, после наводнения, экспонаты перевезли во дворец Исмаила-Паши в Гизе, где они и оставались до открытия Каирского музея в 1902 году.

Новое здание для главной сокровищницы страны было построено по проекту французского архитектора Марселя Дюнона на центральной площади столицы Египта, Тахрир, и выдержано в неоклассическом стиле. На двух этажах музея сегодня находится более 150 000 экспонатов – таким количеством древнеегипетских артефактов больше не владеет ни один музей в мире.

Главный зал музея на первом этаже – это собрание гробниц, саркофагов, каменных барельефов и статуй, из которых особое внимание – у внушительного размера статуй фараона Аменхотепа III и его жены Тии.

Среди экспонатов музея – древние свитки и манускрипты, бесценные реликвии, амулеты, предметы искусства и домашнего обихода, а также мумии фараонов и членов их семей. Однако, главной гордостью Каирского музея является коллекция из гробницы фараона Тутанхамона. Эта единственная гробница фараона, найденная не тронутой в 1922 году в Долине Царей, поистине бесценна. Особое внимание привлекают драгоценности, найденные среди вещей покойного правителя, украшения, а также знаменитая посмертная золота маска Тутанхамона.



Выбор редакции
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...

Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...

Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....

Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...