Как автор относится к поэзии ленского. Отношение А.С.Пушкина к главным героям романа "Евгений Онегин". Нужна помощь по изучению какой-либы темы


В развитии нашей литературы роль А.С.Пушкина, которую мы определяем, как преобразовательную и созидательную – столь масштабна, что заслуживает особого внимания и уважения. Наследием Пушкина до сих пользуются миллионы людей.

От Пушкина началась новая русская литература. Пушкин для нас — первый воспитатель художественного чутья и художественного вкуса.

В творческом наследии Пушкина роман в стихах «Евгений Онегин» на особом счету. В романе автор ярко и живо изобразил современную ему жизнь. Она показана во всей полноте и многообразии: чудные пейзажи, нравы и быт крепостной Руси, жизнь помещиков и высшего света.

Роман состоит из восьми глав. Главные герои романа, люди с непростыми судьбами — Евгений Онегин, Владимир Ленский, Татьяна Ларина.

С одним из них, молодым человеком, студентом Геттингенского университета Владимиром Ленским мы знакомимся во второй главе романа.

Фамилия «Ленский» – не оригинальная находка А.С.Пушкина. Эту фамилию мы впервые встречаем в комедии А.С.Грибоедова «Притворная неверность» (год написания комедии — 1818).

Владимир Ленский – одна из центральных фигур романа «Евгений Онегин» — красавец, богач, вольнолюбец, возвышенная душа. Он увлекается поэзией; речь его полна восторгов. Ленский – романтик. Его благородный романтизм «заимствован из модных европейских источников»: из сокровищниц Шиллера, Гёте и Канта.

Идеалы Ленского – любовь и святая дружба.

«Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна…
Что есть избранные судьбами,
Людей священные друзья;
Что их бессмертная семья
Неотразимыми лучами
Когда-нибудь нас озарит
И мир блаженством одарит».

Чем запоминается образ Ленского? Отсутствием пессимизма. Он привлекателен «свежестью романтической мечтательности», которую в ранние годы пережил сам Пушкин. Да, с образом Ленского в романе связана тематика романтизма, оценка роли этого литературного направления.

В период работы над «Евгением Онегиным» Пушкин вновь и вновь переосмысливал значимость этого направления. Поэтом отвергались те направления романтизма, которые представлены стихами Ленского в романе «Евгений Онегин». Это образец псевдоромантизма.

Как писал Ленский?

«Так он писал темно и вяло
(Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я; да что нам в том?)»

Можно заметить, что романтических взглядов Ленский придерживался не только на литературном поприще, но и в жизни. Его романтически-идеалистические взгляды односторонни. Ленский не видит противоречий в жизни, плохо разбирается в людях.

В чём смысл жизни для Ленского? Ответ на этот вопрос, как замечает автор романа, — «заманчивая загадка». Таковая позиция человека довольно странна. Ленский стремится получить классическое западное образование.

«Он из Германии туманной
Привез учености плоды»

Для чего? Как правило, образование получают для того, чтобы имея достаточный багаж знаний, человек в дальнейшем смог реализовать себя. Найти дело по душе и, в тоже время, приносить пользу обществу. Но Ленский не привык думать на перспективу. Для чего он учится, куда он сможет применить полученную сумму знаний? Скорее всего, и это было для него тоже загадкой.

Ленский – человек, далёкий от истинного понимания жизни, он оторван от народа, от родной почвы. Да, он романтик, с душой, не отравленной светом, он «сердцем милый был невежда», благородный и возвышенный человек. Но без твёрдых жизненных принципов, без идейного стержня, без перспектив, а потому человек пустой для развивающегося общества.

Любовь Ленского – Ольга Ларина. Хотя «в чертах у Ольги жизни нет» (по мнению Онегина), именно она становится избранницей Владимира.

«На встречу бедного певца
Прыгнула Оленька с крыльца,
Подобно ветреной надежде,
Резва, беспечна, весела…»

Любовь Владимира и Ольги развития своего не получила. Почему?… На одном из вечеров Онегин флиртует с Ольгой. Ленский возмущён, он вызывает Онегина на дуэль.

«…Пистолетов пара,
Две пули – больше ничего –
Вдруг разрешат судьбу его».

На дуэли, состоявшейся вскоре, Ленский погибает.

Ленский мог сделать карьеру на научном поприще. Стать философом, постичь «святую тайну» человеческого бытия. Он мог пробуждать лиру:

«Его умолкнувшая лира
Гремучий, непрерывный звон
В веках поднять могла».

Неизвестно, как бы сложилась жизнь Ленского. Факт налицо – пуля, выпущенная Онегиным, оборвала его жизнь.

Но, если разобраться, виноват в своей смерти Ленский сам. Он решил спасти Ольгу от коварств Онегина.

«Он мыслит: «Буду ей спаситель…»

Прежде чем кого-то в жизни «спасать», надо разобраться в ситуации, посмотреть на неё с разных сторон. Нельзя всё принимать за чистую монету. Ленский заблуждался в своих скоротечных выводах, и всё это привело его к трагическому финалу.

Заключение

В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» мы можем увидеть энциклопедически развёрнутую картину русского общества в один из интереснейших моментов его развития. «Роман пишу с упоением», — признавался Пушкин.

На страницах романа мы познакомились с Владимиром Ленским. Несмотря на сомнительные «восторженные» качества Ленского, нельзя не признать, что он – человек искренний, незлобивый, прямой, открытый. Он жил по зову сердца. Но смотреть на жизнь с точки зрения целесообразности, разума, рациональности он не умел.

Его жизнь оборвалась трагически.

Ах, милый Александр Сергеевич! Написано ли вашим пером нечто более совершенное, нежели живой и вечный роман «Евгений Онегин»? Не в него ли вложили вы большую часть себя, своего неистового вдохновения, всей своей поэтической страсти?

Но не слукавили ли вы, о, бессмертный классик, говоря о том, что Онегин не имеет ничего общего с вами? Не являются ли черты его характера свойственными именно вам? Не ваша ли «хандра» на нем, не ваша ли разочарованность? Не ваши ли «черные эпиграммы» черкает он своим недругам?

А Ленский! Право, как он похож на вас, влюбленного, юного! На вас - другого, на того вас, которого вы не смели более открывать миру явно…

Ленский и Онегин... их обоих - ваш, о бессмертный Александр Сергеевич, пестрый и живой портрет на стене поэзии. Согласитесь ли вы с мыслью подобной дерзости?

Впрочем, как бы то ни было, позвольте, ввиду вашего молчания, каждому поклоннику вашего гения делать свои выводы, пустив в полет собственную фантазию.

Мы же сравним и сопоставим двух ярких едва касаясь граней непосредственно вашей личности. Во избежание навязчивых параллелей между вами, сударь, и персонажами вашей поэмы, приложим все усилия для осуществления сухой констатации их ярких характеристик.

Итак, Онегин. Красив, умен, статен. В описании его петербургского распорядка дня, любезный Александр Сергеевич, мы находим ваши строки о не менее чем трех часах, проводимых им у зеркал в прихорашиваниях. Вы даже сравниваете его с одетой по-мужски барышней, спешащей на бал. Духи, помады, стрижка по моде. Денди, педант и франт. Всегда элегантен в одежде. И, к слову будет сказано, ногти-с… Он, как и вы, сударь, проводит много времени за туалетным столиком, ухаживая за ними.

Увы, все действия, производимые им над собой с целью быть привлекательным, - всего лишь дань светской привычке. Он давно остыл к противоположному полу, разочарованный в любви. Ему вовсе не хочется нравиться женщинам. Нет! Любовь давно сменилась «искусством обольщения», не приносящим, впрочем, никакого удовлетворения.

Светские рауты давно утратили для него весь вкус. На балах он бывает часто, но по инерции, от скуки и от нечего делать. Светский скучен ему. Все опостылело, надоело! Но, другой жизни не зная, продолжает он влачить привычный образ жизни. Ни друзей, ни любви, ни интереса к жизни.

Образ мысли, мировосприятие Онегина - все подвергаете вы, Александр Сергеевич, беспощадной «русской хандре», или депрессии. Неизмеримая внутренняя пустота, отсутствие мечты, скука, безотрадность. Вместе с тем живость холодного, трезвого ума, отсутствие цинизма, благородство.

Его прозаичность вы подчеркиваете неспособностью «хорей от ямба отличить», а предпочтение им Скотта Смиту, с его политэкономическими книгами, лишь подтверждает наличие непоэтического точного мышления.

То ли дело Ленский!

Какая злая муза посетила вас, Александр Сергеевич, когда сводили вы в дружеских узах своих столь разных героев? Могли ли отношения Ленского и Онегина не привести к трагедии? Ваш Ленский…

Красив, но красив иначе, нежели Онегин. Вы наделяете его естественной красотою длинными, темными, вьющимися волосами. Вдохновенным взглядом поэта и живым, горячим сердцем, открытым миру.

Владимир Ленский чуток к восприятию природы и мироздания в целом. Во всем «подозревая чудеса», он по-своему понимает и чувствует мир. Идеалист, право слово!

Влюбленный в жизнь восемнадцатилетний мечтатель свято верит в существование своей второй половинки, которая его ждет и томится. В верную, преданную дружбу и «священную семью», как вы, почтенный Александр Сергеевич, изволили назвать Святую Троицу.

Своим же пером описывая взаимоотношения Онегина и Ленского, вы сравниваете их с союзом воды и камня, пламени и льда, поэзии и прозы. Как они непохожи!

Ленский и Онегин. Сравнительная характеристика

Вам было угодно, властитель муз, играть этими двумя прекрасными юношами в печальной игре, по сей день побуждающей читателя окроплять слезами страницы Вашего великого романа. Вы родните их дружбою, сначала «от нечего делать», а после более близкой. А потом жестокосердно…

Нет, лучше по порядку. Итак, они сближаются: Ленский и Онегин. Сравнительная характеристика этих двух, таких характерных для вашего, Александр Сергеевич, времени героев, может быть полной только при описании их дружбы.

Итак, противоречия встречаются, как утверждает Поначалу они скучны друг другу по причине несхожести суждений. Но немного погодя эта разность превращается в, притягивающий противоположности магнит. Каждый тезис становится причиной оживленных споров и обсуждений между друзьями, каждый спор превращается в предмет глубоких раздумий. Возможно, никто из них не принимал позиций товарища, но и интерес, уважение к течению чужой мысли они сохраняли. Слушая Ленского, Онегин не перебивает его по-юношески наивных суждений, стихов и древних сказаний. Будучи разочарованным реалистом, он не спешит упрекать Владимира в идеализации людей и мира.

Сходство героев

Ежедневные совместные конные прогулки, ужины у камина, вино и беседы сближают молодых людей. И, вместе с тем, с течением времени обнаруживаются сходства Онегина и Ленского. Наделяя их такими яркими чертами, вы, повелитель пера, вырываете их из обычного круга сельского общения, со скучными беседами о псарне, собственной родне и прочем вздоре. Образованность главных героев, являющаяся одной из немногих общих для них обоих черт, заставляет зевать их в кругу сельской знати.

Две судьбы, две любви

Онегин старше Ленского лет на пять-шесть. К такому выводу можно прийти, исходя из указанных вами, драгоценный Александр Сергеевич, двадцати шести годах его в окончании романа... Когда, приклоняя колени, он плакал от любви у ног ее... у ног Татьяны... Но, нет. Все по порядку.

О, великий знаток души человеческой, о, тончайший психолог глубинных чувств! Ваше перо являет пред мертвой душой Онегина светлый, чистый идеал девы юной - Татьяны Лариной. Ее юная, нежная страсть проливается пред ним в откровенном письме, которое вы приписываете ему сохранить на всю жизнь как свидетельство возможности искренности и красоты чувств, в которые он уже не верил. Увы, его хандрящее зачерствевшее сердце не было готово ответить взаимностью. Он старается избегать встреч с Татьяной после разговора с ней, в котором отказывает ей в высоких чувствах.

Параллельно этой нестройной любви Вы развиваете чувства Владимира Ленского к Татьяниной сестре - Ольге. О, как не похожи эти две любви, как сами Ленский и Онегин. Сравнительная характеристика этих двух чувств была бы лишней. Любовь Ольги и Владимира полна целомудренной страсти, поэзии, юного вдохновения. Наивный Ленский, искренне желающий счастья другу, пытается подтолкнуть его в объятья Татьяны, зазывая того на ее именины. Зная нелюбовь Онегина к шумным приемам, он обещает ему тесный семейный круг, без лишних гостей.

Месть, честь и дуэль

О, сколько же сил прилагает Евгений для сокрытия своего бешеного негодования, когда, согласившись, он попадает на провинциальный бал с множеством гостей, вместо обещанного семейного ужина. Но более того он возмущен Татьяниным смятением при восседании им на уготованное ему заранее место… напротив нее. Ленский знал! Все подстроено!

Онегин, право, не желал того, что уготовило ваше, Александр Сергеевич, неумолимое перо, когда мстил Ленскому за его обман! Когда увлекал его возлюбленную Ольгу в свои объятья в танце, когда шептал ей вольности на ушко, изображал нежный взгляд. Цинично и недальновидно воззвав к ревности и презрению юного поэта, он послушно следовал предначертанному вами для них обоих року. Дуэль!

Утром у мельницы…

Оба уже отошли от глупых обид. Оба уже с трудом находили повод для дуэли. Но никто не остановился. Гордыня тому виной: никто не намеривался прослыть трусом, отказавшись от поединка. Результат известен. Юный поэт повержен пулей друга за две недели до собственной свадьбы. Онегин, не в силах предаваться воспоминаниям и сожалениям о смерти единственно близкого ему человека, покидает страну…

По возвращении он полюбит повзрослевшую и расцветшую Татьяну, только теперь уже княжну. Преклоняя пред ней колени, будет целовать ее руку, молить о любви. Но нет, слишком поздно: «Теперь другому отдана и буду век ему верна», - произнесет она, горько плача. Онегин останется совсем один, лицом к лицу с воспоминаниями о любви и друге, убитом его же рукой.

Дуэли творца Онегина и вполне уместные параллели

Вас упрекали, милейший Александр Сергеевич, в недостаточности оснований для дуэли между вашими героями. Смешно! Разве ваши современники не проводили параллелей этих двух юношей с вами непосредственно? Разве они не отметили сходств таких противоположных Онегина и Ленского с вашей противоречивой, двойственной натурой? Этого граничного раздвоения на Ленского - вдохновенного поэта, суеверного лирика - и светского повесу, охладевшего, уставшего Онегина... неужели не обнаружили они? Одному вы отдаете свой пламенный гений, любовь, жизнерадостность и, сами того не подозревая, вашу же собственную смерть. Другому отданы скитания, отчуждение и, в конце концов, длительная поездка за границу, о которой вы сами так мечтали. Характеристика Онегина и Ленского является всесторонним раскрытием вас самого, не так ли? А если столь очевидное сходство обоих героев с вами, многоуважаемый классик, было разоблачено вашими современниками, разве не ведомо было им, каких легких, незначительных поводов для дуэлей было достаточно вам самому? И сколько раз в каждую неделю своей жизни вы приступали к игре со смертью, бесстрашно и равнодушно взирая на холодный ствол в руках своего взбешенного противника?

>Дружба Онегина и Ленского произошла, по словам самого Пушкина, «от делать нечего». Действительно, они были совершенно противоположны по характерам, с различным жизненным опытом, с различными устремлениями. Но их объединило положение в сельской глуши. Оба они тяготились навязываемым общением со стороны их соседей, оба были достаточно умны (в отношении Ленского правильнее сказать, что он был образован). Вне зависимости от убеждений каждый человек стремится к общению с себе подобными. Только психически ненормальный может принципиально бежать не из какой-то определённой социальной группы, а от людей вообще. Может уединяться святой отшельник, но он общается со всем миром, молясь за него. Уединение Онегина было ему тягостно, и он был рад, что нашёлся по крайней мере хоть один человек, с которым ему не противно общаться.

Тем более такое общение необходимо было Владимиру Ленскому. Онегин был идеальным слушателем. Он преимущественно молчал, не прерывая поэта, а если возражал, то обоснованно, и был заинтересован в предмете разговора. Ленский был влюблён, а как всякий влюблённый, он нуждался в человеке, которому бы мог излить свою любовь, тем более если при этом писались стихи, их надо было кому-то читать.

Таким образом, понятно, что в иных условиях Онегин и Ленский вряд ли бы стали общаться так тесно, но тем и особенны человеческие взаимоотношения, что различные ситуации сводят и разводят людей иногда совершенно парадоксальным образом.

Различие Ленского и Онегина было не столь фундаментально, нежели их различие с соседскими помещиками, которые считали Ленского полурусским, а Онегина - опасным чудаком и фармазоном. Говоря предельно обобщённо, Онегин и Ленский были противоположностями внутри одной системы, а их соседи вообще выходили за рамки системы. Именно поэтому Владимир и Евгений инстинктивно нашли друг друга и объединились.

То, что их дружба была поверхностной и во многом формальной, доказывает их дуэль. Какой друг будет стреляться с другом, да ещё вдобавок безо всяких объяснений?! Реально их связывало очень немногое, и порвать это немногое было достаточно легко.

Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие

Говоря о сходстве и различии сестёр Лариных, мы фактически можем говорить только о различиях. У них была одна фамилия, и только. Живая, весёлая, поверхностная, недалёкая Ольга - и глубокая, мечтательная, томная и меланхоличная Татьяна. Одна скоренько забывает о смерти жениха и выскакивает замуж за какого-то улана, пленённая «любовной лестью», другая любит избранника беззаветно, несмотря на отказ, изо всех сил пытается понять его. Татьяна стала в результате светской королевой, а Ольга... Ольга канула в безвестность.

Ко всем своим героям Пушкин относится снисходительно. Он проницательно обращает внимание на их ошибки и нелицеприятные поступки, но указывает и на проявленное ими благородство. К Ольге он более равнодушен, чем к прочим, и меньше внимания уделяет ей ввиду типичности её характера. Ленского он любит, хоть и слегка подтрунивает над ним. Онегин, занимающий основное авторское внимание, подвергается пристальному рассмотрению в своих различных проявлениях. То же можно сказать и о Татьяне. Наверное, наиболее трепетно авторское отношение именно к Татьяне, которая предстала самой целостной и развивающейся натурой.

Отношение Герцена к Ленскому

Мнение Герцена о том, что Владимир Ленский представил собой отрадное явление, но был убит за дело, а иначе не смог бы остаться благородным, прекрасным явлением, достаточно глубока. Сам поэт, пытаясь обрисовать возможную будущую судьбу Ленского, указывает возможный вариант его развития - превращение в доброго патриархального хозяина с доброй же, гостеприимной и глупой женой (Ольгой). Ленский был слишком оторван от жизни и слишком плохо понимал людей, чтобы быть действительным талантом, все его кипучие эмоции слабо согласовывались с тем, что происходило вокруг. Поэтому в словах Герцена есть большой резон.

2 года назад

Изучая произведения А.С.Пушкина, мы всё больше проникаемся уважением к его литературной деятельности. Постоянный интерес к его произведениям заставляет нас всё глубже и глубже погружаться в мир его творений. Всё то, что принадлежит перу Пушкина, ёмко, красиво, впечатляюще. Его бессмертные произведения будут изучаться ещё не одним поколением читателей.

«Евгений Онегин» — роман, которому Пушкин посвятил долгие восемь лет. Ценность этого романа для нашей культурной и духовной жизни неоспорима. Роман написан по новым канонам – это роман в стихах. Роман «Евгений Онегин» — роман философский, исторический.

Онегин и Ленский – две центральные фигуры романа. Для того, чтобы понять, что представляют собой эти герои, уяснить концепцию личности этих людей, глубже проникнуть в авторский замысел, дадим их сравнительную характеристику.

Сравнительная характеристика героев дана по следующим критериям:
воспитание,
образование,
характер,
идеалы,
отношение к поэзии,
отношение к любви,
отношение к жизни.

Воспитание

Евгений Онегин. Онегин, по праву рождения, принадлежит к дворянскому роду. Под началом гувернёра-француза Онегин, «забав и роскоши дитя», воспитывался в духе аристократизма, далёкого от истинно русских, национальных устоев.

«Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur её сменил…
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил»

Владимир Ленский. По-человечески привлекательный персонаж. Красавец, «кудри черные до плеч», богач, по-юношески восторженный и пылкий. На каких идеалах воспитывался Ленский, автор умалчивает.

Образование

Евгений Онегин
«Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь», — мудро замечает А.С.Пушкин. Онегина учили таким образом, «чтоб не измучилось дитя».

Князь П.А.Вяземский, друг А.С.Пушкина, писал в своё время о том, что по канонам того времени допускалось недостаточно глубокое знание русского языка, но не допускалось незнание французского.

«Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал»

Какими ещё знаниями блистал Евгений? Он был немного знаком с классической литературой, римской, греческой. Интересовался историей («от Ромула до наших дней»). Он имел представление об общественных науках («умел судить о том, как государство богатеет, и чем живёт»), политэкономии («зато читал Адама Смита»).

«Учёный малый, но педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока».

В целом, Онегина можно охарактеризовать как человека умного, критически относящегося к действительности, умеющего взвесить все «за» и «против».

Владимир Ленский
«Полурусский» студент Геттингенского университета. Довольно умен, увлечен философией («поклонник Канта») и поэзией.

«Он из Германии туманной
Привез учёности плоды…»

Возможно, ему светило блестящее будущее, но, скорее всего,

«…поэта
Обыкновенный ждал удел».

Идеалы

Евгений Онегин. Для того, чтобы понять идеалы Онегина, надо разобраться с самим понятием «идеал». Идеал – это то, к чему мы стремимся. К чему стремился Онегин? К гармонии. Каким путём он шёл? Путь Онегина – борьба между вечным (национальным) и временным (тем, что поселилось в характере героя благодаря обществу и идеалов чужой, привнесённой философии).

Владимир Ленский. Идеал Ленского – вечная любовь и святая дружба до гроба.

Характер

Евгений Онегин . Характер Онегина противоречив, сложен, как сложно и противоречиво его время.

Каков он, Онегин?
Онегин ленив («что занимало целый день его тоскующую лень»), горд, равнодушен. Он лицемер и льстец, охотник позлословить и покритиковать. Любит привлечь к с себе внимание, пофилософствовать. На пиру жизни Онегин – лишний. Он явно выделяется из окружающей его толпы, стремится искать смысл жизни. Ему тошен упорный труд. Скука, хандра, потеря ориентиров в жизни, скептицизм – основные признаки «лишних людей», к коим относится Онегин.

Владимир Ленский. Ленский – полная противоположность Онегина. В характере Ленского нет ничего бунтарского.

Каков он, Ленский?
Восторженный, вольнолюбивый, мечтательный. Он – романтик, человек искренний, с чистой душой, не испорченной светом, прямой, честный. Но Ленский – не идеал. Смысл жизни для него – загадка.

«Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой…»

Ленский и Онегин — разные. Но вместе с тем, они схожи: у обоих нет стоящего дела, надёжных перспектив, им не хватает твёрдости духа.

Отношение к поэзии

Евгений Онегин. «Зевая, за перо взялся, хотел писать…» За какой литературный материал решил взяться Онегин? Вряд ли он собирался писать стихи. «Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить…». В то же время, нельзя сказать, что Онегин чуждался поэзии. Истинного предназначения поэзии он не понимал, но стихотворчеством занимался. Он писал эпиграммы. (Эпиграмма — небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление).

«И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм»

Владимир Ленский. Отношение Ленского к поэзии самое благосклонное. Ленский – поэт, романтик, мечтатель. А кто не романтик в восемнадцать лет? Кто тайком не пишет стихов, не пробуждает лиру?

Отношение к любви

Евгений Онегин. «В любви считаясь инвалидом, Онегин слушал с важным видом…» Отношение Онегина к любви скептическое, с определённой долей иронии и прагматизма.

Владимир Ленский. Ленский – певец любви.
«Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна…»

Отношение к жизни

Евгений Онегин. Взгляды Онегина на жизнь: жизнь лишена смысла, пуста. Нет никакой достойной цели в жизни, к которой можно было бы стремиться.

Владимир Ленский. Романтику, с пылким духом и восторженными речами, чужд глубокий взгляд на жизнь.

Заключение

А.С.Пушкин – великий сын земли русской. Ему было дано открыть новую страницу в русской литературе.

Онегин и Ленский – антиподы. Онегин – человек, в котором дремлет доброе начало, но его наносные «идеалы» приводят к постоянным конфликтам, внутренней дисгармонии.

Ленский – вольнолюбив, мечтателен и восторжен, он свято верит в свои идеалы. Но он оторван от родной почвы, у него нет внутреннего стержня.

Каково прошлое Ленского, его воспитание, образование (2, VI, XX-XXIII)? В чем его жизненные идеалы (2, VII-X)? Почему Ленский сближается с Онегиным (2, XI-XIII, XV)? Что было предметом их разговоров (2, XVI-XIX) ? Как описано в романе чувство Ленского к Ольге (2, ХХ-ХХП; 4, XXV-XXVII, L-LI)? Как отреаги­ровал Ленский на поведение Онегина на именинах у Лариных, что так задело его (5, XLII, XLIV-XLV)? Каким предстает герой накануне поединка (6, XII-XXIII) ? Как описывает автор гибель Ленского, ка­кие чувства вызвала она в Онегине (6, XXX- XXXV) ? Каким могло бы стать будущее Ленского, какие возможности оборвались с его смертью (6, XXXVI-XXXIX)? Насколько долго сохранялась память о Ленском, какие мысли навевает автору его могила (6, XL-XLII; 7, VI-XI) ?

Размышления Пушкина о путях развития литературы, о ге­роях-современниках, наконец, о человеческой судьбе, ее таинст­венных закономерностях, размышления о жизни и смерти опре­деляют изображение еще одного персонажа в романе, Владими­ра Ленского. Он сразу входит в роман как антитеза Онегину. Ленский появляется в деревне «в ту же пору», что и Онегин, и композиция с его появлением приобретает своеобразную симме­трию. Предыстории Онегина, очерченной в 1 главе, соответству­ет краткий очерк воспитания и образования Ленского; востор­женное отношение юноши-поэта к жизни противопоставляется холодной разочарованности Онегина; печальная история несо­стоявшегося счастья Онегина и Татьяны оттеняется картинами счастливой любви Ленского и Ольги. Тем трагичнее, нелепее внезапное крушение, дуэль и гибель Ленского.

Каким же представлен Ленский в романе; почему именно так, а не иначе складывается его судьба; как относится автор к своему герою?

Если в облике и отношении к жизни Онегина Пушкин вы­деляет линию трагического «разочарованного» романтизма (Бай­рон, Альфред де Мюссе, романы, «в которых отразился век», входили в круг его чтения, «подобной английскому сплину» бы­ла его «русская хандра», «резкий, охлажденный ум», угрюмость, холодная насмешливость бросаются в глаза в его характере и по­ведении), то Ленский соотнесен автором с иной литературной традицией. Он - дитя немецкой поэзии и философии («с душою прямо геттингенской», «поклонник Канта и поэт», выросший «под небом Шиллера и Гёте»), живущий в мире жизненных цен­ностей сентиментализма и предромантизма. Здесь нет места ду­шевной опустошенности, напротив, все кажется проникнуто ве­рой в возможность чистой и ясной жизни, верой в дружбу, неж­ную любовь, великую будущность. В душе Ленского причудливо перемешались гражданственные стремления («вольнолюбивые мечты, // Дух пылкий и довольно странный...», «негодованье, со­жаленье, // Ко благу чистая любовь // И славы сладкое муче­нье»), страстная жажда излиться душой в слове, искренность по­эта («Он в песнях гордо сохранил // Всегда возвышенные чувст­ва»), трогательная открытость дружбе, восхищение простой пат­риархальной жизнью (вспомним его «надгробный мадригал» ста­рику Ларину). Ленский - это словно бы все сразу: туманные мечты и светлые надежды, печальные размышления о скоротеч­ности жизни и жажда любви и счастья.



Отношение автора к своему герою трудно определить одно­значно. Ленский, безусловно, привлекает юношеской чистотой и ясностью, открытостью души, глубокой, не показной нравствен­ностью. И в то же время автор иной раз иронизирует над своим героем, его меланхоличными элегиями («Он пел поблеклый жиз­ни цвет // Без малого в осьмнадцать лет»), его любовью («Обиль­ный чувствами рассказ, // Давно не новыми для нас»); да и сама возлюбленная поэта, Ольга - милая, живая, но слишком обык­новенная, «непоэтичная» (недаром скажет о ней Онегин: «Я вы­брал бы другую, // Когда б я был, как ты, поэт»). Ирония по от­ношению к Ленскому возникает благодаря особому пушкинско­му приему: он словно включает в авторский текст голос самого героя, иногда обозначая его слова курсивом («и нечто, и туман-ну даль, Ц И романтические розы...»), но чаще - просто собирая «вокруг» Ленского привычные для исповедальной лирики пред-романтизма и романтизма образы. Перенесенные из лирическо­го стихотворения в иной мир - мир реалистического романа - они становятся иной раз как будто неуместны. Однако это не от­рицание, не «развенчание» героя; легкая ирония позволяет лишь слегка улыбнуться, видя восторженное увлечение юноши, скры­вая за этой улыбкой горькое осознание того, как хрупки пропо­ведуемые им идеалы перед лицом неумолимого времени.

Именно проблема времени, его разрушающей силы наиболее тесно связана в романе с образом Ленского. Не случайно мягкая ирония над ним нередко перерастает в собственно авторские раз­мышления о неотвратимо надвигающейся старости, о постепен­ном оледенении, омертвении души, о том, что юность, счастье, сила, вера в себя, любовь даны человеку лишь на миг. Образ Ленского столь глубоко связан с философской проблемой време­ни в романе потому, что он, в сущности, и есть это олицетворен­ное мгновение, сама юность, которая неизбежно исчезнет. Осо­бенно трагично звучит эта мысль в финале 4 главы, проникнутой мрачными предчувствиями; словно темные тучи сгущаются над идиллическим миром героев:

Он был любим... по крайней мере

Так думал он, и был счастлив.

Стократ блажен, кто предан вере,

Кто, хладный ум угомонив,

Покоится в сердечной неге,

Как пьяный путник на ночлеге,

Или, нежней, как мотылек,

В весенний впившийся цветок;

Но жалок тот, кто все предвидит,

Чья не кружится голова,

Кто все движенья, все слова

В их переводе ненавидит,

Чье сердце опыт остудил

И забываться запретил.

Дуэль с Онегиным и гибель Ленского, трагически-нелепые с точки зрения житейской логики, не только свидетельствуют о страшной тайне Онегина - его боязни света, «общественного мненья», которое он, казалось бы, столь презирал. В описании смерти героя автор выявляет глубокий философский смысл: неот­вратимость того, что совершается. В нравственном плане романа это заставляет задуматься о непоправимости преступления; в об­щефилософском же - дает страшную возможность вглядеться в лицо самого времени - и смерти. Они сливаются в метафоричес­ком образе смерти-часов («...пробили // Часы урочные»), который восходил к традициям поэзии Державина - в стихах поэта XVIII века «глагол времен, металла звон» напоминал о неумолимо на­двигающемся конце всего, в том числе жизни человека.

Само описание смерти Ленского поражает замедленностью, мучительной растянутостью («Так медленно по скату гор, // На солнце искрами блистая, // Спадает глыба снеговая»). Ничего уже не остановить и не вернуть назад:

Недвижим он лежал, и странен

Был томный мир его чела.

Под грудь он был навылет ранен;

Дымясь, из раны кровь текла.

Тому назад одно мгновенье

В сем сердце билось вдохновенье,

Вражда, надежда и любовь,

Играла жизнь, кипела кровь, -

Теперь, как в доме опустелом,

Все в нем и пусто и темно;

Затихло навсегда оно.

Закрыты ставни. Окна мелом

Забелены. Хозяйки нет.

А где, бог весть. Пропал и след.

Идею неотвратимости изменений, которые совершает время с человеком, автор вновь подчеркивает, размышляя о возмож­ном, но не реализовавшемся будущем героя («Быть может, он для блага мира, // Иль хоть для славы был рожден» - «А может быть и то: поэта// Обыкновенный ждал удел...»). «Обыкновен­ный удел» как возможная судьба Ленского возникает в сознании автора вовсе не только для того, чтобы еще раз усомниться в твердости романтических убеждений. Этот удел, как и удел вели­кого поэта, как сохранившиеся в отвергнутых Пушкиным варит антах иные направления развития Ленского - судьба ловкого га­зетчика, великого полководца («как наш Кутузов иль Нельсон, // Иль в ссылке, как Наполеон...»), даже судьба мученика (мог «...быть повешен, как Рылеев») - поставлены в один ряд, как возможные, но не реализовавшиеся пути: к судьбе человека, как и к истории, неприменима формула «что было бы, если...», она слишком неумолима для этого.

Покинутая могила Ленского становится еще одной эмблемой хода времени, памяти и забвенья:

Есть место: влево от селенья,

Где жил питомец вдохновенья,

Две сосны корнями сплелись,

Под ними струйки извились

Ручья соседственной долины <...>

Там у ручья в тени густой

Поставлен памятник простой...

Мечта героя о вечном соединении двух любящих сердец, не реализовавшаяся в его жизни, словно растворилась в самой при­роде и воплотилась в двух сросшихся деревьях (в языке эмблем пушкинской эпохи два сросшиеся плода, два склоненных друг к другу дерева, как и деревья, сплетенные корнями, - знаки со­единения, вечной любви, единого чувства, которое не изменится никогда). В пушкинском образе значение этого символа обога­щается благодаря идее покоя: деревья словно замерли (и в этом они подобны вечности), в противоположность бегущему ручью - аллегории времени, которое уносит все, уносит и саму память.

Ленский забыт - это трагически-печальная неизбежность, которую нередко предощущает в отношении собственной судь­бы, будущности своего труда и сам автор. Размышления о жизни и смерти Ленского существуют в пушкинском романе в стихах как знак «лелеющей душу гуманности» к человеку, знак фило­софских размышлений о вечном возвращении к природе и нео­братимости человеческого пути, о времени, забвении и памяти.

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...