Как попасть в бриллиантовую кладовую эрмитажа. Бриллиантовая кладовая Эрмитажа: история создания. Работы Иеремия Позье


Друзья, привет!

Если вы решили посетить Эрмитаж Санкт-Петербург впервые, эта статья расскажет все об этой достопримечательности северной столицы, поможет правильно спланировать посещение и не упустить важные детали.

Я попытался собрать всю полезную информацию для тех, кто решил увидеть известные произведения искусства своими глазами. К тому же, вкупе с картой-схемой, которую вам «кровь из носу» нужно получить на входе, вы сможете найти выход из «культурной ловушки» , когда голос разума в вашей голове предательски заскрипит «Довольно!».

Несомненно, музей стоит посетить хотя бы раз. Вы ведь должны проверить свою нервную систему на прочность. Сумеет ли она выдержать двухдневный культурный шок и эмоциональную эйфорию?

Многие спросят, почему именно двухдневный?

Все просто. За одну экскурсию обойти все залы и увидеть все шедевры никак не получится! Получить настоящее наслаждение можно лишь неспешно побродив по нескончаемым комнатам огромных дворцов. Впрочем, для этого не хватит и двух жизней, ведь в музее находится более 3 000 000 экспонатов .

История Эрмитажа начинается еще в 1764 году, когда страной правила Екатерина II. Императрица коллекционировала полотна великих художников, и поначалу музей считался ее частным собранием. В 1852 году музею выделили новое здание и открыли для посещения.

Сегодня экспозиции расположены в пяти зданиях(!), находящихся неподалеку от реки Нева. Согласитесь, на такой огромной территории трудно не потеряться обывателю.

От одного внешнего вида Эрмитажа уже захватывает дух. К слову, зайдя в этот храм искусства, сложно не испытать культурный шок. Сам интерьер музея вызывает восхищение роскошью. Еще бы, царям эти здания служили резиденциями, где проводились балы и приемы, поэтому они не жалели средств на постройку.

Что будем смотреть

Эрмитаж – это огромный комплекс зданий. Здесь находятся не только уникальные работы известных художников и скульпторов. Предметы прикладного искусства, старинные медали, монеты, мебель, древние артефакты – все это расположено в настоящем дворце-музее.

Музей состоит из:

  • Зимнего Дворца;
  • Малого Эрмитажа;
  • Большого Эрмитажа;
  • Театра Эрмитажа;
  • Нового Эрмитажа.

Приобрести схему залов можно у касс. Новичкам я советую все же не скупится и присоединится к экскурсионной группе. Гиды расскажут увлекательную историю создания музей. К тому же так вы точно не заблудитесь в лабиринте залов, и найдете выход из «художественной» западни.

Экскурсия по Эрмитажу

Поскольку уделить должное внимание всем экспонатам музея не получится, туристы обычно еще до поездки в Эрмитаж планируют, на что хотят посмотреть. Я расскажу о тех залах, которые обязательно нужно увидеть.

Иорданская лестница. Стандартно экскурсия по музею начинается с нее. Выполненная из белого мрамора, лестница украшена золотом. Раньше она была предназначена для знатных гостей и послов из других стран. Даже на фото лестница выглядит потрясающе, по-царски величественно.

Портреты династии Романовых. Галерею картин, на которых изображена знаменитая императорская семья, можно найти на втором этаже Зимнего дворца (залы 151 и 153).

Египетский зал (№100) пользуется большой популярностью у туристов. Здесь посетители увидят мумии, саркофаги, древние амулеты.

Коллекция импрессионистов. Любители Моне и Ренуара насладятся картинами великих художников, расположенными на 3 этаже (залы с 316 по 350). Здесь же находятся работы знаменитых постимпрессионистов (Гогена, Ван Гога, Сезана).

Работы Леонардо Да Винчи. Две картины прославленного художника, ученого и писателя находятся в здании Старого Эрмитажа на 2 этаже (зал №214). Каждое полотно – бесценное сокровище.

Зал Рембранта. Поскольку желающих увидеть полотна знаменитого художника огромное количество, лучшее время посещение этого зала – за час до закрытия музея. В этот час все экскурсии заканчиваются, и можно спокойно побродить среди картин. Зал находится в Новом Эрмитаже на 2 этаже (зал №254).

Золотые и бриллиантовые кладовые Эрмитажа

Чтобы посетить галерею драгоценностей, туристу нужно купить два билета в кассе. Один на посещение музея, другой – на посещение кладовых. Вход сюда строго с экскурсионной группой и по расписанию.

Советую не затягивать с покупкой билета, среди туристов галерея пользуется громадным спросом. Расписание оставшихся экскурсий в кладовые указано на стендах. Длится экскурсия около двух часов.

Отзывы посетителей

Восторженных отзывов о посещении Эрмитажа – не счесть. Многие говорят, что своим великолепием Зимний дворец затмил даже знаменитый Лувр в Париже . Конечно, многие не успели полюбоваться всеми экспонатами этого храма искусства. Из недостатков посетители отметили большие очереди как в кассы, так и в гардероб, особенно в туристический сезон.

Информация для посетителей

График работы Эрмитажа:
вторник – воскресенье 10.30 — 18.00 (среда, пятница до 21.00)
Выходной – понедельник и праздничные дни
Адрес музея: г. Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д.2
Стоимость билетов :

  • 700 рублей (680 если онлайн) — входной билет в Главный музейный комплекс и Главный Штаб, Зимний дворец Петра I, Дворец Меньшикова, Музей Императорского фарфорового завода
  • 400 рублей — входной билет в Главный музейный комплекс и Главный Штаб, Зимний дворец Петра I, Дворец Меньшикова, Музей Императорского фарфорового завода для граждан РФ и Беларусии
  • 1020 рублей — входной билет в Главный музейный комплекс и Главный Штаб, Зимний дворец Петра I, Дворец Меньшикова, Музей Императорского фарфорового завода, действующий в течение двух дней . Лучшее предложение на рынке)) Продается только онлайн вот здесь hermitageshop.ru/tickets/
  • На шару — дошкольникам, школьникам, студентам, пенсионерам России и все-всем-всем в 1-й четверг месяца (обязательно получение бесплатного билета)

Официальный сайт: hermitagemuseum.org

Как отыскать музей

Здания Эрмитажа находятся на Дворцовой набережной. Если вы собираетесь совершить поездку на метро – то вам нужно выходить на станции «Невский проспект» . Из любой точки проспекта виднеется шпиль Адмиралтейства. Он будет ориентиром.

На пересечении Невского проспекта и Большой Морской улицы нужно свернуть направо, пройдя под огромной аркой Главного штаба. Таким образом, вы окажетесь на Дворцовой площади. Затем нужно отыскать центральный вход в Зимний Дворец (а его сложно не найти).

Пройдите через арки, украшенные ажурными воротами, внутрь двора. На стендах есть расписание экскурсий, указаны цены. Также есть электронное табло. Кассы располагаются внутри.

Путешествующих автобусом тоже волнует вопрос, как добраться до музея. Они должны выйти на остановке «Государственный Эрмитаж» , сюда следуют автобусы №7,10,24, 19. От Гостиного Двора до пункта назначения можно доехать на автобусе №49. Можно добраться и троллейбусом (№1,7,10 и 11).

Это полезно знать

С едой и напитками вход в музей категорически запрещен. Даже воду с собою брать нельзя . Если у вас большая сумочка или портфель, придется сдать аксессуар в гардероб. Дамы оставьте лучше дома обувь на шпильках, ею можно поцарапать паркет, выполненный из ценных древесных пород. Берегите красоту, не трогайте экспонаты руками! Особенно это касается ваз, позолоченных предметов интерьера и старинной мебели.

И еще. В своей следующей статье я обязательно расскажу почему приобретение билетов онлайн на 2 дня сразу, я считаю идеальным вариантом, но если у вас всего 1 день и вам нужно успеть все по быстрому, то вот на этом сайте делятся шикарной информацией о том, как избежать очередей:

http://www.speshun.ru/cultura/31-hermitage/hermitage-ocheredi

Санкт-Петербург — это уникальный город. Здесь всегда есть что посмотреть и чем заняться. Мы за свои 6 дней визита успели многое, но, конечно же, не все. Не хотите ничего пропустить? Не хотите потратить весь ваш визит на не существенные вещи и уехать из Северной столицы ни с чем?

Тогда свой визит нужно правильно спланировать!

    1. Закажите себе путеводитель по Санкт-Петербургу здесь ) заранее. Это поможет вам сразу по приезду начать освоение столицы, а не терять время на акклиматизацию и поиски книжного магазина.
    2. Определитесь с программой и закажите хотя бы одну экскурсию по Санкт-Петербургу от профессионалов своего дела. После этого самостоятельны осмотр достопримечательностей Питера пойдет веселее и продуктивней)). Если вы приехали группой, то смотрите экскурсии тут .
    3. О том как мы лихо экономили по 50% на концерте группы «Кирпичи» , посещение ресторана «Mangal House» и катание на корабликах по Неве при помощи сервиса Biglion читайте в моих статьях о нашем пребывании в Петербурге.

Так что действуйте!

На этом у меня все! Предлагаю вам подписаться на мой блог . Так вы будете узнавать всю полезную информацию о путешествиях первыми!

До новых встреч!

Хожу на абонементные экскурсии в Золотую кладовую в Эрмитаж. Всего три экскурсии по субботам. Экспозиция в Золотой кладовой выстроена хронологически - сразу от входа помещение-коридор, справа Сибирская коллекция Петра I (Южная Сибирь), слева золотые экспонаты из курганов, начиная с самых древних (с VII в.до н.э.). Курган Литой, Келермесские курганы. Первый большой зал - Царские скифы - Солоха, Чертомлык. Cарматы.

Не ставила задачи пересказывать - специально добавила много ссылок на источники, где можно почитать или посмотреть историю скифов и их искусства. Просто для собственного удовольствия хожу, чтобы подробно порассматривать всю эту красоту и послушать сами экспонаты. В очередной раз удивляет уровень мастерства ювелиров, создающих шедевры для того, чтобы тут же закопать их в землю)) Красота символики, которая говорит о едином мировоззрении, царившем в течение многих веков на большой территории)) Одним словом, в очередной раз иду на поводу собственного сегодняшнего настроения и вопросов. Поэтому сегодня нет мечей и горитов - главных экспонатов ввоинственного скифского мира. Ужасно жестокие и страшные) варвары...

Пантера, свернувшаяся в кольцо. Идея вечного движения мироздания. Сибирская коллекция

Этот символ имеет много общего с Уробороом. Уробо́рос (в переводе с древнегреческого = хвост - еда— свернувшийся в кольцо змей, кусающий себя за хвост. Один из древнейших символов со множеством значений. Вечность и бесконечность, в особенности — циклической природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и гибели. Символ использовался в религии, магии, алхимии, мифологии и психологии. Еще один его аналогов - свастика, который также означает движение космоса.

Считается, что в западную культуру он пришел из Египта, где первые изображения свернувшейся в кольцо змеи датированы периодом между 1600 и 1100 годами до н.э., где они олицетворяли вечность и вселенную, а также цикл смерти перерождения. Оттуда уроборос перекочевал в Древнюю Грецию, где стал использоваться для обозначения процессов, не имеющих начала и конца)) Его близкие аналоги также встречаются в культурах Скандинавии, Индии, Китая и Греции. Символ свернувшейся в кольцо змеи встречается у ацтеков.

Также этот символ играет большую роль в учении гностиков, у алхимиков - символизирует преображение элементов в философский камень для превращения металлов в золото. В аналитической асихологии Юнга о символизирует темноту и саморазрушение одновременно с плодородностью и творческой потенцией. Эрих Нойманн, последователь Юнга, обозначает уроборос в качестве ранней стадии развития личности.

Д. Бопри, описывая появление изображений уробороса в Дрнвнем Египте, утверждает, что этот символ наносился на стены гробниц и обозначал стражника загробного мира, а также пороговый момент между смертью и перерождением.Первое появление знака уробороса в Древнем Египте датируется примерно 1600 годом до н. э. (по другим данным — 1100 годом

Р.Робертсон и А.Крибс отмечают в Древнем Китае уробором называпся « Zhulong » и изображался в виде создания, совмещающего в себе свинью и дракона, кусающего себя за хвост. Со временем образ трансформировался в традиционного китайского дракона, символизирующего удачу. Одни из первых упоминаний об уроборосе как символе датированы 4200 годом до н.э. Первые находки фигурок свернувшихся в кольцо драконов относят к культуре Хуншань. (4700—2900 до н. э.). Одна из них, в форме полного круга, находилась на груди покойника. Это отрывок из Википедии, дальше еще много)) Про китайский символ писала


На ногах и хвосте пантеры много раз повторяется символ свернувшейся в кольцо пантеры, усиливая символ пантеры отсюда Келермесский курган

Фотографировать в Золотой кладовой нельзя, что очень жаль, поэтому фотографии взяла на сайте Эрмитажа.


Украшение горита. "Костромской олень" - олень с поджатыми ногами (клювы) из кургана близ станицы Костромской. Раньше его трактовали как бегущего оленя, сейчас как жертву.

Тело оленя - символический зооморфный образ модели мира, близкий к образу Мирового древа. В скифской традиции обычно олень (или иное травоядное) изображался лежащим, поджав под себя ноги, что символизировало в мировой модели основные космогонические процессы - динамику верха (жизнь), при статике низа (смерть). Иногда тело травоядного изображалось перекрученным, при этом сохранялись те же фазы: передняя часть животного - жизнь (лето); задняя часть - смерть (зима)

Основным динамическим сюжетом звериного стиля долгие столетия оставалась сцена терзания травоядного хищником. В противопоставлении этих двух видов животных и насилии одного над другим проявляется целый ряд основных космогонических мифологем скифского сознания. В священных сценах терзания сходятся два мира - хищник, как олицетворение хтонической силы смерти, преисподней, темноты, и травоядное - как образ силы жизни, Мирового древа, света. Символика терзания в определенном контексте перерастает в сцену эротического акта. В этой ситуации хищник олицетворяет собой мужское начало мира - «верх», Отца-небо, а травоядное - женское начало, землю, ее материнскую, порождающую функцию.

Древние верили в то, что каждая смерть вызывает новое рождение, оплодотворяя его. Образ хищника идеологически связывался со скифским мечом-акинаком, что привносило в его символику кровавый окрас осеменяющей смерти, без которой не породить новую жизнь. По сути, эта идеология знакома всем народам в традиционных обрядах инициации. Именно поэтому скифский меч - акинак - в структуре скифских каменных изваяний идентифицировался с фаллосом, символизируя сексуальную, порождающую силу мужчины - главы рода и воина. Терзание хищником травоядного - это одновременно и акт космического жертвоприношения, и акт изначального порождения космоса из хаоса и, по сути, образ Священного брака, через который Мать-земля порождает новую жизнь, молодую энергию мира. Отсюда же проистекает жесткая канонизация образной знаковости, предписывавшей сознанию древнего человека определенное, адекватное мифологической идее, сакральное прочтение.

Многовитковая гривна - символ знатности. Сибирская коллекция Петра I

Диадема, курган Литой, Мельгуновский клад. 3 плетеные цепочки-шнура, хотя отверстия для 4-х.

Бляшка в виде хищной птицы, курган Литой. Всего таких круглых золотых орлов было 17, но 16 орлов были переданы в Харьковский музей, где они погибли во время эвакуации. Вероятнее всего украшения кожаного пояса.

Зеркало из Келермесского кургана, использовалось, вероятно, также и по назначению, но обладало вошебными свойствами. С одной стороны кромка, с другой - петелька или небольшая ручка в центре. Главный персонаж зеркала в верхнем левом сегменте - малоазиатская богиня Кибела, здесь тождественная скифской богине плодордия Аргимпасе. У многих народов зеркало ассоциировалось с солнцем, плодородием и жизнью. Оно отражало сущее, угадывало прошлое, предвидело будущее. Волшебные свойства зеркала усиливали нанесенные на его обороте изображения. Считалось, что зеркала имеют защитную силу, видели истинную сущность злых демонов, когда те принимали другое обличье. Зеркала имели все члены семьи, они служили при жизни и после смерти. В течении жизни с ними совершалось много ритуалов, большую роль они играли во время свадебной церемонии. Отсюда

Бляшка из кургана Куль-Оба с изображением богини с зеркалом

Котел из Келермесских курганов.

Мясо животных варили в больших бронзовых котлах. Такой котел на ножке прочно стоит в костре. Собираясь вокруг него большой семьей, племенем, скифы ощущали свое единство. Любой котел имел сакральный характер и напоминал о котле, который легендарный царь Ариант изготовил из наконечников стрел, принесенных каждым скифом

Гребень из мужского погребения, курган Солоха. Символизирует трехчастное деление мира, сцена боя - воин, лишившийся коня, обречен. Почти круглая скульптура - проработанный рельеф с двух сторон.

Конский налобник и уздечные украшения. Курган большая Цимбалка. Конская сбруя во всем скифском мире была одинаковой, отличалась только декором. Здесь изображение скифской змееногой богини

В различные периоды скифскре искусство испытывало влияние других культур. После разгрома Ассирии в VII в., например, скифы забрали с собой ассирийских ювелиров. Позже в Северном Причерноморье царит скифо-греческое искусства. Греческие ювелиры, создавая ювелирные изделия для скифов, используют скифскую мифологию и эпос. Центром торговых связей между греками и скифами находился в Каменском городище, появившемся в V веке до н.э (недалеко от современного Никополя). Поселение было металлургическим центром, снабжавшим скифов оружием. Там же, по-видимому, находились резиденции скифских царей, о богатстве и могуществе которых говорят знаменитые царские курганы V-IV вв до.э.

Серьга с подвеской в виде головы негра. Чертомлык


В этом документальном фильме "Скифы" интересна интерпретация образов скифского искусства с точки зрения мифологии

Призраки далеких эпох. Хакасско-Минусинская котловина. Сибирские скифы

Золотая и бриллиантовая кладовые Эрмитажа

ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

В субботу, 2 апреля 2011 года мы решили сходить в Золотую и бриллиантовую кладовые Эрмитажа. Я был только в далеком детстве в Золотых кладовых. И осталось одно воспоминание- скифский золотой гребень.

История - удивительная наука. Ее нельзя назвать наукой в прямом смысле этого слова. Наука - это захватывающе интересное дело, в котором есть и красота, и взлеты человеческого духа, и свет истины!
Цель науки - Познать и объяснить явления окружающего мира на основе законов, теорий и принципов; Улучшить качество жизни людей за счет применения последних научных достижений в практике; Спрогнозировать будущее (в том числе будущее человечества) и научиться направлять должным образом происходящие в реальности процессы. Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для науки, отличает ее от иных способов познания. Например, в искусстве отражение действительности происходит как своеобразная склейка субъективного и объективного, когда любое воспроизведение событий или состояний природы и социальной жизни предполагает их эмоциональную оценку. Отражая мир в его объективности, Наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира.

Так вот история - во многом искусство! Искусство представить себе прошлое. Павел Коган написал:

Они нас выдумают снова
-Сажень косая, твердый шаг
-И верную найдут основу,
Но не сумеют так дышать,
Как мы дышали, ...

В этом и вся суть. А потом я читал Р.Рождественского:

История! Пусть я - наивный мальчик!
Я верил слишком долго, слишком искренне,
Что ты точнее всяких математик,
Бесспорней самой тривиальной истины!

Я был таким наивным мальчиком, и верил в то, что говорили великие.

Но что поделать? Мальчики стареют!
Твои (История) ветра по лицам нас секут.
Секунды предъявляют счет столетьям.
Я говорю от имени секунд.

Я люблю Россию. Я привык говорить о ней, как о великой стране.Но меня всегда поражало, я никак не мог понять, как случилось так,
что наша страна занимает самую большую территорию в мире!?
И откуда пошла Россия?
Россия прирастала Сибирью, как говорил Ломоносов.

С 16 века Сибирь была в составе государства Российского. А до этого здесь правили сибирские татары.

Мы привыкли, что освоение Сибири всегда шло с Запада на Восток. Теперь дальние потомки русских первопроходцев с удивлением взирают на встречную волну новых колонистов. Это потягивается окончательно проснувшийся китайский тигр. Правой лапой он уже давно цепко прижал к себе Дальний Восток, а левой лапой пробует на прочность спящую и больную Сибирь.

На сайтах китайских ревизионистов и реваншистов открыто обсуждается методика, по которой Китай вернет себе «утраченные земли»: Внешний Дунбэй (Приморье), Боли (Хабаровск), Хайшэнвей (Владивосток), Внешний Хинганский хребет и далее почти до Новосибирска. Способов вернуть «отнятое царской Россией» всего два: планомерное заселение спорных территорий и наращивание своего экономического влияния. Собственно, все это уже происходит.

Существует «общепринятая» версия» присоединения Сибири. Несколько утрируя, её можно изложить так: некий Ермак, будучи на службе у купцов Строгановых, со своею ватагою то ли из личной блажи, то ли по тайному сговору со Строгановыми, пошел походом на Сибирь, разбил войска сибирского хана Кучума и присоединил Сибирь к России. Все, точка, на этом «общепринятая» историография «русской Сибири» завершается.

Нет даже попыток объяснить события с точки зрения здравого смысла. Например, с такой: каким таким образом Ермак с полутысячей пусть даже изумительно храбрых и многоопытных «воев» сумел бы «завоевать» хотя бы территорию тогдашнего Сибирского царства — включавшего в себя территории нынешних Тюменской, Курганской, Омской, Томской, Новосибирской областей, Алтайского края и изрядного куска нынешнего Северного Казахстана? Да ему бы просто не хватило поставить гарнизоны хотя бы в самых крупных улусах «завоеванной» страны!

Так почему же состоялось «присоединение Сибири»? И в чем оно состояло?

Сибирское царство, Синяя Орда, Хухэ Улус, было одной из частей Улуса Джучи, подразделения Державы Чингисхана. Кроме него, в Джучиевы владения входила Алтын Орда — Золотая Орда, известная из официального курса отечественной истории как источник «монголо-татарского ига». На особых правах к Золотой Орде относились и русские княжества — Рязанское, Владимирское, позже Московское. Причем князья владимирские, и позже московские были не просто покоренными владетелями, а родственниками Чингизидам Джучиева колена, правящей династии Золотой и Синей Орды. Родоначальник владиморско-московской ветви Рюриковичей, Александр Невский, был официально усыновлен ханом Бато (Батыем), а сын Бато, Сартак, стал аньдой — побратимом Александра.

Побратимство у народов Азии числится даже выше, нежели кровное братство, которого не выбирают — за, побратима, надо вставать горою во всех случаях.

Это побратимское родство помнили и в XV веке, когда хан Сибирский Эдигер признал братское старшинство князя московского Ивана Васильевича, завещая ему в случае пресечения своего рода свое царство, и столетием позже, когда выделившаяся из Золотой Орды Казань стала площадкой для противоборства самых различных политических «агентов влияния» — крымско-турецких, хорезмско-персидских и, конечно же, московских. Взятие Казани было делом рук в первую очередь казанских же татар — а царь Иван Грозный просто совместил в своем титуле эти две «короны» — княжества Московского и царства Казанского (как позже Астраханского, и, позже — Сибирского).

В случае Сибирского царства дело было примерно так же: хорезмиец Кучум (из рода Шейбани, то есть дальняя родня Чингизидам) убил малолетнего хана Эдигера, законного наследника престола, и объявил ханом себя. Что было совершенно неприемлемо и для местного сибирского населения, и для московского князя Ивана Грозного (к тому времени уже величавшего себя царем), как имеющего обязательства перед сибирскими Чингизидами.

Только этим — союзной помощью — можно объяснить нежданный успех предприятия Ермака.

Всех деталей присоединения Сибири к русскому государству мы. Вероятно, не узнаем уже никогда. Далеко не всегда можно верить сохранившимся в московских архивах донесениям местных воевод, которые сплошь и рядом изобилуют совершеннейшей фантастикой. По ряду же косвенных признаков можно судить о том, что Сибирь с самого начала и в течение длительного времени была вполне автономным образованием, связанным с Москвой, и потом с Петербургом главным образом обязательствами данничества.

Лишь обращения местного населения к Белому царю за судебной подмогой привели к образованию Илимского (позже Иркутского) и Якутского воеводств. Буряты, якуты и русские колонисты, казаки и пашенные крестьяне, сталкиваясь с неправдами и лихоимством начальников воинских гарнизонов, вполне законным порядком обратились к верховному суверену с требованием найти управу на своих слуг — и в ряде случаев (суд и наказание илимскому воеводе Филиппу Кафтыреву, или миссия стольника Матвея Глебова в Якутск) они своего добивались. Понятно, что не было о речи и «покоренной» земле: взяв на себя по наследству функции царя Сибирского, великий князь Московский брал на себя и множество обязанностей.

Впрочем, это искупалось громадным финансовым прибытком. Россия-Московия времен Ивана Грозного и его ближайших преемников испытывала сильный, как сейчас говорят, «кризис ликвидности».

Иными словами, внутренних ресурсов для полноценного развития было крайне недостаточно, а возможности экспорта были весьма ограничены: нечего особенно было России экспортировать. Ни вин, ни шелков, ни пряностей из России в Европу не возили, за отсутствием таковых.

Лишь одна статья экспорта, достаточно выгодная в качестве источника серьезных финансовых поступлений, была доступна для России в то время — пушнина, весьма востребованная в Европе.

Итак, подведем итоги.

Северная часть Западной Сибири была известна новгородцам еще в XI в. под названием Югорской земли. Туда отправлялись новгородские ушкуйники для пушного промысла, менового торга и сбора ясака. В XIII в. Югра упоминается в числе подчиненных Новгороду волостей. В XV в. совершались периодические походы в Сибирь из Москвы. В к. XV в. установились дипломатические отношения Русского государства с тюменским ханом Ибаком. С этого же времени некоторые угорские племенные объединения Нижнего Приобья платят русским дань. В сер. XVI в. завязались отношения России с правителями Сибирского ханства. К последней четверти XVI в. сложились условия, делавшие возможным присоединение Сибири к России.

И в Золотых кладовых Эрмитажа экспозиция начинается с Сибирской коллекции Петра Великого, которая началась с подарка Никиты Демидова...

«В один приезд г. Демидова в Петербург родился монарху сын, царевич Петр Петрович, и когда знатные особы при поздравлении монархини по древнему обычаю подносили приличные дары, то он, пользуясь сим случаем, поднес Ея Величеству богатые золотые бугровые сибирские вещи и сто тысяч рублей денег».

По мнению известного археолога М.П. Грязнова, эти «бугровые сибирские вещи» состояли из великолепных литых поясных блях с изображением борьбы зверей и шейных гривн с фигурами зверей на концах».

Подарок Никиты Демидова заинтересовал царя Петра, любившего разные курьезы. Очевидно, он дотошно расспрашивал невьянского заводчика о древних золотых вещах. Что именно рассказал царю Никита Демидов, не известно. Известно только то, что, Петр немедля послал в Тобольск к сибирскому губернатору князю Матвею Петровичу Гагарину указ, написанный царем собственноручно, что в это время случалось нечасто. Подлинник этого указа вместе с другими уникальными документами сгорел во время опустошительного пожара. Но суть этого указа полагается в гагаринском указе, который несколько лет назад обнаружила научный сотрудник Эрмитажа М. В. Завитухина:

По указу великого государя и по приказу губернатора Сибири князя Матвея Петровича Гагарина на Тюмень полковнику и коменданту господину Воронецкому с товарищами.

По именному его царского величества указу древние золотые и серебряные вещи, которые находятся в земле древних поклаш, всяких о людям велено объявлять по Тобольску и велело у них брать те вещи в казну великого государя, а отдавать им за те взятые вещи ис казны деньги.

И уже в конце декабря 1715 года или в самых первых числах января 1716-го царь получил от Гагарина посылку с десятью золотыми предметами. Ибо 10 января, уже осмотрев присланные древности, Петр передал их на хранение своему гоф-интенданту П.И. Мошкову. В декабре 1716 года князь Гагарин отправил из Тобольска самый богатый древний клад — из 122 золотых изделий. И наконец, в октябре 1717 года Гагарин прислал третью группу изделий...

Но ни Демидовы, ни губернатор Гагарин не были первыми, кто прознал про старинные драгоценности.

Предполагают, что еще новгородские ушкуйники знали о сказочных богатствах могильных курганов за Каменным Поясом. Об этих курганах знали и первые русские первопроходцы, и просто «гулящие люди», которые осваивали Сибирь после Ермака. И не только знали. Уже в Х V II веке, а возможно и раньше, появилась даже такая профессия — бугровщики, то есть люди, которые раскапывали древние курганы (бугры).

Видный русский археолог А. А. Спицын, выступая в начале ХХ столетия на заседании Русского археологического общества, говорил: "Коллекция предметов древности, собранная энергией и счастием Петра Великого, составляет одно из важнейших достояний русской археологии." И вот уже более ста лет идут ученые споры о так называемом скифо-сибирском стиле.

Этот стиль древнего искусства назван так недаром. Ибо основные его персонажи — звери. Самые разные: волки, львы, тигры, олени, бараны, кони, змеи... Это, так сказать, реальные звери — мы узнаем их сразу. А есть еще звери комбинированные. Например, лев с головой орла или орел со змеиной головой. Нередко в одном изображении сочетается и три-четыре разных зверя. Вот у этого зверя тело и голова оленя, клюв грифона, хвост хищника кошачьей по роды, ветвистые рога заканчиваются птичьими головками, такие же головки на загривке и кончике хвоста.

И, наконец, третий вид зверей — это фантастические, мифические, сказочные существа, созданные воображением древнего мастера.

А основной сюжет звериного стиля — борьба, схватка, соперничество. Борьба кабана со змеей, тигра с мифическим волком. Так, на парных поясных бляхах из золота, поступивших в Сибирскую коллекцию еще в 1716 году от сибирского губернатора Гагарина, зеркально повторяется одна и та же композиция — мифический крылатый хищник с те лом льва и рогами антилопью терзает припавшего на передние ноги коня. Их странно перекрученные тела придают сцене особую выразительность и динамичность.

Где же именно найдены золотые звери Сибирской коллекции? Ответ на этот вопрос искали еще Никита и Акинфий Демидовы. Но Демидовы искали золотую тропу, по которой пришли золотые звери. И нашли ее раньше ученых по край ней мере на два столетия. Тропа привела их на Алтай, а точнее, к верховьям Иртыша и Оби к древним, или, как тогда говорили, к чудским, копям. Именно там и начал Акинфий Демидов ставить свои заводы. Попал в самый центр древнейших месторождений. Из почти ста (ста!) рудных мест, начатых при Акинфии Никитиче, большинство явились чудскими конями. Там не раз находили заваленных древних рудокопов, горные инструменты, остатки плавильных печей. Если бы Акинфий Никитич имел страсть к археологии, какую услугу он оказал бы исторической науке. Но у него были другие страсти, а потому тогдашние находки не сохранились.

На самой высокой степной котловине Тувы, Турано-Уюкской, в окружении вершин Уюкского и Кортушибинского хребтов, в районе поселков Аржан и Тарлык, расположен один из самых прекрасных природно-исторических памятников Южной Сибири.Местные жители называют его «Долиной Царей». Здесь сосредоточено большое количество цепочек курганов крупного размера, которые являются могилами родовых и племенных вождей скифских времен. Цепочки же, вероятно, отражают кровное родство захороненных в них людей.Самые известные курганы «Долины» - «Аржан-1» и «Аржан-2». Первый имеет диаметр 120 м и состоит из чистого камня с родником в центре и огромными деревянными сооружениями внутри. Вместе с древним вождем было захоронено еще 16 человек и 160 коней. Несмотря на то, что могила была разграблена еще в древности, археологам удалось обнаружить много ценных находок - это предметы конской упряжки, драгоценности из золота и серебра, монеты, роскошные шерстяные ткани, остатки одежды из шкур соболей и знаменитая бронзовая бляха в виде свернувшейся в кольцо пантеры. Раскопанный в 1971-1974 гг. курган датируется IХ-VIII вв до н.э.Курган «Аржан-2», возраст которого 2700 лет, был обнаружен в 2001 году. Эта могила шириной 80 метров принадлежит знатной супружеской паре. На территории гробницы также обнаружены останки людей и коней, захороненных вместе с вождем. Рядом с останками найдены украшения из золота, медные и янтарные изделия, железное оружие, воинские доспехи, посуда и др. Общий вес золота, извлеченного из гробницы, составил около 20 килограммов.

О золоте Алтая ходили легенды. Тогдашние племена кочевников пасли скот, обрабатывали мотыгами землю, воевали, торговали... А еще они добывали золото и серебро. Много, очень много золота и сере бра. Их быт, как утверждают ученые, перенасыщен золотом. Изобилие вещей из драгоценных металлов и в сравнительно рядовых могилах поражало. Оказалось, что люди этих племен не только сами ели, пили и умирали на золоте и серебре, но и поставляли драгоценные металлы и изделия из них в другие, ближние и дальние страны.Эта традиционная торговля алтайским золотом нарушена была походом Александра Македонского Ахеменидская держава рухнула.

Что именно случилось с племенем, поставлявшим золото, не совсем понятно, но золото та же Бактрия стала ввозить из далекого Китая, Это, наверное, было неудобно и дорого, и потому бактрийский царь Евтидем I (225—189) предпринял грандиозный поход в Сибирь — за золотом. Известно, что воины Евтидема пошли по какой-то «старой золотой дороге», но дошли только до Иссык-Куля и почему-то не решились повернуть на север. Бактрийские войска разгромил царь Селевкидов — Антиох III.

Вообще, после смерти Александра Македонского и распада его огромной империи начались великие междоусобицы и, видимо, многие привычные торговые пути нарушились. По крайней мере, алтайское золото на международном рынке, кажется, исчезло.

Так или иначе, но знаменитый «золотой век» Алтая кончился, оставив после себя золотые курганы. Племя или народ, создавший великое искусство, исчез.

По Геродоту, Аристею и иным свидетельствам, мы кое-что знаем о племенах, которые окружали таинственное племя, создавшее Сибирскую коллекцию.

Вот такая она, Сибирская коллекция Петра Великого. Я показал лишь малую часть этой коллекции. Задумайтесь, около 4000 лет назад в Сибири существовала великая цивилизацияЮ которая растворилась во мраке столетий!

Да, скифы мы, да азиаты мы... Прчитайте Блока прежде, чем мы поговорим о скифском золоте.

Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами!Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, С раскосыми и жадными очами!Для вас - века, для нас - единый час. Вы сотни лет глядели на Восток, Копя и плавя наши перлы,И вы, глумясь, считали только срок, Когда наставить пушек жерла!Вот - срок настал. Крылами бьет беда, И каждый день обиды множит,И день придет - не будет и следа От ваших Пестумов, быть может!О старый мир! Пока ты не погиб, Пока томишься мукой сладкой,Остановись, премудрый, как Эдип, Пред Сфинксом с древнею загадкой!Россия - Сфинкс! Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью,Она глядит, глядит, глядит в тебя И с ненавистью, и с любовью!..Да, так любить, как любит наша кровь, Никто из вас давно не любит!Забыли вы, что в мире есть любовь, Которая и жжет, и губит!Мы любим всё - и жар холодных числ, И дар божественных видений,Нам внятно всё - и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений...Мы помним всё - парижских улиц ад, И венецьянские прохлады,Лимонных рощ далекий аромат, И Кельна дымные громады...Мы любим плоть - и вкус ее, и цвет, И душный, смертный плоти запах...Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет В тяжелых, нежных наших лапах?Привыкли мы, хватая под уздцы Играющих коней ретивых,Ломать коням тяжелые крестцы И усмирять рабынь строптивых...Придите к нам! От ужасов войны Придите в мирные объятья!Пока не поздно - старый меч в ножны, Товарищи! Мы станем - братья!А если нет - нам нечего терять, И нам доступно вероломство!Века, века - вас будет проклинать Больное позднее потомство!Мы широко по дебрям и лесам Перед Европою пригожейРасступимся! Мы обернемся к вам Своею азиатской рожей!Идите все, идите на Урал! Мы очищаем место боюСтальных машин, где дышит интеграл, С монгольской дикою ордою!Но сами мы - отныне вам не щит, Отныне в бой не вступим сами,Мы поглядим, как смертный бой кипит, Своими узкими глазами....30 января 1918

Под общим названием "скифы" современные исследователи объединяют племена различного происхождения, которые начиная с 1000 г. до н. э. на протяжении десятков веков занимали часть Восточной Европы, территории современных России и Украины.

Полевые скифы Жизнь и обычаи скифских племен известны нам по описанию греческого врача Гиппократа (около 460 - около 377 гг. до н. э.). Гиппократ детально описал их диету, основанную на рыбе, бобах и луке. Он подчеркивал, в частности, важность овцеводства, дававшего скифам как мясо, так и молоко, из которого они делали сыр. Эти кочевники, скотоводы, объездчики лошадей, отличавшиеся могучей физической силой и воинственностью, увековечили себя в золотых изделиях - изображая не только бои, но и повседневную жизнь.

И рядом с Сибирской коллекцией расположилась коллекция золота из скифских курганов. Как много общего!

Скифы были чрезвычайно воинственны, и считается, что сооружение Великой китайской стены во II веке до н. э. преследовало цель сдержать именно их набеги на Восток. Золотые украшения и предметы быта, в которых слиты воедино декоративные формы азиатского и греческого происхождения, полны изображений жестоких военных стычек и свидетельствуют о том, что скифы совершали свои набеги на соседние страны с целью захвата добычи.

Для искусства скифов характерны два основных направления: геометрическое и реалистическое, с плоскостным изображением. Первое - примитивнее, но чище. Это орнаменты из причудливо переплетающихся геометрических фигур, среди которых размещены золотые фигурки свернувшихся в клубок оленей, ягнят и пантер. Возможно, олени были у скифов символами солнечного света. Многое взяли скифы от греков. Например, лежащие фигуры львов на золотом гребне из кургана Солоха, расположенные на одной линии, напоминают фризы греческих храмов. Известно, что скифы включили в свой пантеон некоторых греческих богов.

Бриллиантовые кладовые Эрмитажа

Галерея драгоценностей - интереснейшее собрание Эрмитажа, получившее свое название при Екатерине Великой в XVIII веке. Основная идея "Бриллиантовой кладовой" заключается в показе развития ювелирного дела на протяжении многовековой истории человечества - от III тысячелетия до н.э. до начала XX столетия.
В коллекции драгоценностей Эрмитажа хранятся редкие образцы украшений, созданные европейскими ювелирами в XVI-XVII веков. Большую ее часть составляют подвески, которые использовались не только как украшения и дополнения к костюму, но и как амулеты. Появление в собрании Эрмитажа коллекции статуэток из золоченого серебра, украшенных драгоценными и поделочными камнями, связано с путешествиями Петра I по Европе. Императрица Анна Иоанновна, любившая роскошь, пополнила собрание дворцовых кладовых замечательными образцами парадной посуды мастеров Аугсбурга. Временем правления Елизаветы Петровны датируется множество разнообразнейших табакерок в виде корзиночек, неправильных овалов, прямоугольников, комодиков, цветов и фруктов..

ХХVIII век называли веком бриллиантов. Чего только не делали европейские ювелиры для взыскательных покупателей: табакерки, шкатулки, коробочки, мушечницы, нессесеры, часы, веера, флакончики для духов, украшения для волос, шляп и платья, перстни и браслеты.

Мое внимание привлек орден Андрея Первозванного, усыпанный бриллиантами.

Первым кавалером ордена стал Федор Головин. Вторым кавалером ордена стал гетман Иван Мазепа, получивший его 8 февраля 1700 г. из рук Петра I, но лишённый награды за измену в 1708г. Остальные 38 кавалеров этого ордена, пожалованные в царствование Петра (в том числе получивший эту награду тайно - за симпатии к России - «валашский господарь» Константин Брынковяну, который не был внесен в официальные списки награжденных), оказались более достойными этого знака отличия. Сам Петр был отмечен орденом Св. Андрея седьмым - в 1703 г. за руководство взятием двух шведских боевых судов в устье Невы.

Указом президента Российской Федерации Бориса Ельцина от 1 июля 1998 г. орден Св. апостола Андрея Первозванного был восстановлен.
Согласно этому указу орден Св. апостола Андрея Первозванного является высшей государственной наградой Российской Федерации.

Этим орденом были награждены Дмитрий Лихачев, Михаил Калашников, Нурсултан Назарбаев, Александр Солженицын, Алексий Второй, Расул Гамзатов, Людмила Зыкина, Сергей Михалков и Даниил Гранин.

И вот, последним кавалером Ордена Андрея Первозванного стал Михаил Горбачев, разваливший великую страну.

Но все-таки сокровища Эрмитажной бриллиантовой кладовой нельзя сравнивать с Алмазным фондом нашего Кремля в Москве и с Музеем «Грюнес Гевёльбе» (нем. Grünes Gewölbe Зелёные своды ) — знаменитая коллекция драгоценностей в Дрездене, бывшая княжеская сокровищница Веттинов, охватывающая период от Ренессанса до классицизма. Ее считают самой богатой коллекции драгоценностей в Европе.

Выставка Алмазного фонда России занимает два зала нижнего этажа Оружейной палаты. Экспозиция открывается витринами с советскими и российскими природными алмазами - ювелирными и техническими. Тысячи каратов алмазов находятся в них. Во втором зале экспонируется историческая часть Алмазного фонда: уникальные драгоценные камни, известные как "Семь исторических камней", или "Семь чудес Алмазного фонда", в которые входят алмаз "Орлов", алмаз "Шах", плоский портретный алмаз, гигантские шпинель, изумруд и сапфир; императорские регалии, старинные ордена, лучшие образцы ювелирных изделий 18-19 веков. По исключительной красоте и ценности почти каждый из этих экспонатов заслуживает отдельной витрины. Посетителей, выходящих из полутьмы исторического зала снова в первый зал, встречают ярким блеском витрины российских бриллиантов (4500 каратов) и современных ювелирных изделий. Красота, разнообразие и благородство форм, виртуозное исполнение этих изделий свидетельствуют о высоком совершенстве национального ювелирного искусства. Здесь же представлена обширная коллекция цветных драгоценных камней, в которой почетное место занимает изумруд - камень столь же драгоценный и сегодня еще более редкий, чем алмаз. Изумрудам и драгоценным камням первого класса - рубинам, сапфирам и александритам - посвящена отдельная витрина. И наконец, уральские самоцветы, полудрагоценные и поделочные камни. Их красота никого не оставляет равнодушным. Центральная витрина. Внешне спокойный, но колдовски манящий, поистине подземный свет золотых и платиновых самородков,фантастических произведений нерукотворного искусства неживой природы. Эта коллекция самая большая в мире, ей более 150 лет.

..............

Эрмитаж - это государственный музей, который многие специалисты и посетители называют не иначе, как Короной российского музейного убранства. Его залы украшены множеством уникальных произведений искусства.

Но не только сюда стремятся попасть ценители прекрасного, приходя в Эрмитаж. Золотая и бриллиантовая кладовая буквально затмевают все, что находится в других залах. Ведь в этих отделах размещены самые ценные сокровища. Но особенно поражает воображение простого обывателя Бриллиантовая кладовая Эрмитажа. О ней и пойдет речь в данной статье.

История

При возникновении Эрмитажа никто не ставил вопрос о принадлежности имеющихся в нем сокровищ. Конечно, собственниками и собирателями всех ценностей были российские самодержцы. Но ситуация постепенно менялась. И уже Николай I стал разграничивать произведения, выделяя из них «личные» и «государственные». В период правления этого царя Эрмитаж принимал посетителей, которые должны были узреть роскошь и красоту всех представленных в экспозиции вещей. Когда же возникла Бриллиантовая кладовая ее появления вполне логична. Ведь все существующие императорские регалии, а также коронные бриллианты должны были где-то находиться на хранении. При этом их следовало содержать таким образом, чтобы гарантировать неприкосновенность и избежать любых случайностей.

Для того чтобы хранить императорские регалии, коронные бриллианты, а также ценные ювелирные изделия и меховые вещи, Николай I создал специальную структуру. Он назвал ее Камеральным отделением Кабинета Е.И.В.

Разумеется, все эти ценные предметы находились под неусыпным присмотром и до 19 в. История созданного Николаем I Кабинета берет свои истоки в 1704 г. Изначально подобная структура занималась управлением хозяйственными, административными, а также финансовыми делами правящих императоров. Ее создали согласно изданному царем Алексеем Михайловичем. До конца 18 века такой Кабинет был в ответе за хранение всех императорских регалий, а также коронных бриллиантов. Но некоторые изменения в такую деятельность были внесены 16.07.1786 г. Тогда, по указу Екатерины II , была четко определена работа Кабинета. В одном из пунктов данного документа было дано описание некоторых положений, непосредственно относящихся к хранению державных ценностей, которыми и являлись ювелирные украшения.

К концу 19 века появилось условное разделение Зимнего дворца. Считалось, что в нем находится несколько зон. Они включали в себя жилые помещения, а также комнаты, отведенные для приближенного к императору окружения. Была в Зимнем дворце и особенная зона. Она представляла собой помещения, в которой находились художественные ценности, принадлежащие царской семье. Эта зона называлась Императорским Новым Эрмитажем. Здесь хранились предметы, ранее находившиеся в Кунсткамере и Московской Оружейной палате. Перенесли сюда и произведения искусства из Старого Эрмитажа.

В декабре 1856 года официально открыли для посещений уникальную коллекцию экспонатов. Помещение, в котором они находились, стало называться Бриллиантовая кладовая Эрмитажа. Изначально в нее было помещено сто шестьдесят пять вещей.

Коллекция ювелирных творений

Что сегодня хранит в себе Бриллиантовая кладовая Эрмитажа? В ней находится множество вещей, показывающих посетителям музея поэтапное развитие ювелирного дела, которое совершенствовалось на протяжении всей многовековой истории человечества. Но именно предметами искусства 18 века наиболее гордится Бриллиантовая кладовая Эрмитажа. Экспонаты, выполненные руками прекрасных умельцев этой эпохи, находятся здесь не случайно. Ведь именно 18 столетие называют веком бриллиантов. Каких только вещей ни делали ювелиры из Европы для самых взыскательных покупателей!

Это шкатулки и табакерки, несессеры и мушечницы, веера и часы, украшения для платьев, шляп и волос. Есть среди этих предметов флакончики для духов, браслеты и перстни.

Драгоценные табакерки

Бриллиантовая кладовая Эрмитажа представляет посетителям большое количество предметов. Многие из них были приобретены императрицей Елизаветой Петровной. Например, по ее распоряжению приобретались различные табакерки. Такую вещь сегодня найти сложно. А в те далекие времена это были специальные коробочки, предназначенные для хранения табака. То, что попало в Бриллиантовую кладовую Эрмитажа, было в свое время драгоценной наградой императрице за ее услуги.

Использовались табакерки, выполненные ювелирами и в качестве дипломатических, а также интимных подарков. Есть в этой уникальной кладовой и овальная коробочка, украшенная вензелями Екатерины II и Семена Зорича (одного из множества ее фаворитов). Хранятся в Эрмитаже и две инкрустированные золотом черепаховые табакерки, которые принадлежали царю Петру. Одна из них украшена миниатюрой с изображением кораблей в гавани Санкт-Петербурга. Вторая выполнена в весьма оригинальной форме. Она изготовлена в виде корабля и имеет даже стеклянные окошки. Сделаны эти две работы неизвестным мастером.

Часы

Механизм, показывающий время, был весьма популярен в те далекие времена, когда Россией правили царские династии. Однако только знать могла позволить себе приобрести часы. Их прикрепляли при помощи специальной цепи - шатлена к поясу. Однако этим все не заканчивалось. К поясу крепилось еще несколько цепочек. На одной из них находился ключик. Он был необходим для завода часов. Другую цепочку украшала подвеска, выполненная ювелирами, а на третьей могла находиться любая изысканная мелочь. И весь такой комплект обильно украшался различными драгоценными камнями. Очень много подобных предметов показывает своим посетителям Эрмитаж (Бриллиантовая кладовая).

Часы работы швейцарских, французских и английских мастеров представлены здесь и в настольном варианте.

Солонки

Всем нам знакома русская традиция, заключенная в предложении гостям «хлеба-соли». Важна подобная церемония была и для августейших особ. Именно поэтому среди экспонатов Бриллиантовой комнаты Эрмитажа находятся солонки. Они представляют собой чаши, выполненные из серебра или из чистого золота. Солонки украшены чеканкой, а также драгоценными камнями.

Творения Ивана Кулибина

Во времена правления императрицы Екатерины Великой радовал выполненными собственноручно вещами хорошо известный ныне механик-самоучка. Одна из его бесценных вещей - часы, заключенные в яйцеобразный золоченый ажурный корпус.

Через фаворита императрицы графа Кулибин преподнес этот уникальный предмет Екатерине. В те времена он вызывал неподдельное восхищение. Ведь до этого мастера на Руси никогда не делали часовые механизмы. Ювелиры изготавливали только предназначенный для них драгоценный корпус.

Часы Ивана Кулибина помимо обычного хода радовали владелицу музыкальным механизмом и двигающимися под мелодию фигурками.

Работы Иеремия Позье

Этот прекрасный ювелир создавал свои творения для трех русских императриц. Экскурсия в Бриллиантовую кладовую Эрмитажа познакомит вас с его табакерками из золота, украшением которых являются ветви из бриллиантов, а также драгоценные букеты, которые в прежние времена знатные дамы носили на плече, на поясе или на лифе платья. Все камни были закреплены в серебряной оправе, благодаря чему были лишены желтого оттенка. Золото служило только для соединения отдельных цветочков в букет. Из-за такого закрепления все детали были подвижны. Это создавало удивительный эффект. Во время движения дамы цветочки шевелились и сверкали.

Для того чтобы демонстрировать подобные букеты, в конце 19 в. сделали даже специальные вазочки. Они изготавливались из горного хрусталя, который создавал впечатление их наполненности водой

Чьи еще работы хранятся в Бриллиантовой комнате?

Мастера ювелирного дела, творящие в Санкт-Петербурге, были, как правило, иностранного происхождения. Именно поэтому посетители Бриллиантовой комнаты могут полюбоваться на работы Ж.Ф.К. Бурде, И. Позье, И.Г. Шарфа, братьев Дювалей и Теремен, а также Ж.П. Адора.

Спрос на украшения в 18 в. был чрезвычайно велик. Не упал интерес к ювелирным изделиям и в следующем веке. В этот период особенно популярными были предметы, изготовленные Карлом Фаберже. Самое знаковое произведение известного мастера - копия таких императорских регалий, как Большая и Малая корона, а также держава и скипетр. Все эти предметы выполнил в десятикратном уменьшении.

Сегодня все копии предоставляет для обзора своим посетителям Эрмитаж (Санкт-Петербург), Бриллиантовая кладовая. Уменьшенные императорские регалии размещены на подушечках, сшитых из белого бархата и украшенных серебряными кисточками. В свою очередь, подушечки укреплены на специально созданных для этой цели серебряных постаментах. Все это великолепие размещено на возвышении, похожем на римскую колонну. Изготовлен такой постамент из розового кварцита и украшен серебряной гирляндой.

Для того чтобы приступить к работе, Фаберже понадобилось получить особое разрешение Дворца. За этот шедевр, который участвовал в 1900 г. во Всемирной промышленно-художественной выставке в Париже, автор получил Золотую медаль и Орден почетного легиона. При этом его признали лучшим ювелиром мира. После этой выставки царем Николаем II изделия были приобретены для Эрмитажа.

Блестящие экспонаты

Одна из самых ярких коллекций Бриллиантовой комнаты включает в себя украшения, выполненные в эпоху Возрождения. Все эти вещи имеют морскую тематику и украшены «неправильным» барочным жемчугом. Одним из таких изделий является подвеска-каравелла. Она изготовлена из цельного изумруда, а служит корпусом корабля.

Среди изделий морской тематики находится и подвеска корсара Елизаветы Данная вещь представляет собой полупрозрачный округлый кварц розового цвета, имеющий золотое крепление для цепочки. На креплении находится изображение корабля, рассекающего волны. Здесь же указано и имя владельца подвески, а также дата - 1590 г.

Есть в Бриллиантовой комнате Эрмитажа и уникальные изделия из сицилийского города Трапани, датируемые 17 веком. Специалисты оценивают их как неординарные и редкие. Это предметы из кораллов, серебра и золоченой меди. Их красота буквально завораживает взоры посетителей. Одно из таких изделий - кувшин-рукомой. Из стенок этого сосуда словно вырастают кристаллы.

Просмотр уникальных коллекций

Как попасть в Бриллиантовую кладовую Эрмитажа? Для этого необходимо приобрести билеты на одну из экскурсий, которые проводятся только по расписанию.

Всех желающих приглашает к себе Эрмитаж (Бриллиантовая кладовая). Билеты, которые понадобятся для этого, следующие:

1. На вход в Эрмитаж. Для граждан России и Беларуси стоимость такого билета составляет 400 руб. Все остальные могут приобрести его за 600 руб. Бесплатно музей могут посетить дети и студенты любой страны, а также пенсионеры РФ.

2. На экскурсию, проводимую в Бриллиантовой кладовой. Стоимость такого билета составляет 300 руб. для всех категорий граждан.

И тот, и другой билет реализуется кассами Эрмитажа, находящимися непосредственно на входе. В период высокого туристического сезона необходимо приходить за ними как можно раньше. Ведь количество билетов ограничено. Высоким туристическим сезоном считается время белых ночей, майские и новогодние праздники.

На сегодняшний день существует возможность приобретения билетов по интернету. Для этого достаточно зайти на официальный сайт музея. Правда, стоимость билетов при таком варианте покупки будет несколько выше. Она составит 580 руб. для входа в Эрмитаж, а для участия в экскурсии по Бриллиантовой комнате - 430 руб.

Также в интернете можно наткнуться на многочисленные сайты туристических фирм, которые предлагают билеты по завышенным ценам. Следует иметь в виду, что никакой необходимости в посредниках нет. Любой человек может организовать посещение Эрмитажа и Бриллиантовой комнаты самостоятельно. Тем более что экскурсии проводятся только сотрудниками музея. Работа посредников заключается лишь в покупке билетов, за что и берется внушительная комиссия.

В какое время открыт для посещения Эрмитаж (Бриллиантовая кладовая)? Часы работы музея несколько меняются в зависимости от дня недели. Так, во вторник, четверг, субботу и воскресение Эрмитаж приглашает посетителей с 10.30 до 18.00. Кассы при этом работают лишь до 17.00. В среду и в пятницу музей принимает гостей с 10.30 до 21.00. Попасть в кассы при этом можно до 20.00. Понедельник в Эрмитаже является выходным днем.

В субботу и в воскресенье, а также в летний сезон рекомендуется приходить в музей либо за полчаса до открытия, либо непосредственно к нему. Это связано с большим наплывом посетителей. Тот, кто пришел позже, будет стоять в очереди в течение нескольких часов или просто не попадет в музей.

Как же работает Бриллиантовая кладовая Эрмитажа? Расписание ее экскурсий можно узнать, обратившись к администратору информационного центра в день посещения. Вывешиваются они и на специальных стендах.

Экскурсии в Бриллиантовую комнату отличаются хорошей организацией. После покупки билета посетители раздеваются в гардеробе и проходят в музей. Группу собирают за тридцать минут до посещения кладовой в фойе музея. Это место обозначено большой табличкой. Найти его помогут и работники музея. Они охотно укажут на нужное место.
Полтора часа длится экскурсия, знакомящая с экспонатами, которые хранит Бриллиантовая кладовая Эрмитажа. Фото ювелирных изделий посетителям делать запрещается.

Особо ценные предметы искусства из драгоценных камней и золота представлены в Золотой и Бриллиантовой кладовых Эрмитажа. Эти кладовые можно посетить только с экскурсией по расписанию. Для этого вам необходимо приобрести два билета:

  1. Билет на вход в Эрмитаж: 400 руб. для граждан РФ и Белоруси, для всех остальных 600 руб. Бесплатный проход для детей и студентов (вне зависимости от гражданства) и для пенсионеров РФ. (стоимость на 2016 год)
  2. Билет экскурсию в Золотую кладовую 300 руб. без льгот для детей, студентов и пенсионеров..

Оба билета приобретаются в кассе Эрмитажа на входе. В высокий туристический сезон нужно приходить с самого утра, чтобы билеты вам точно достались, их количество ограничено. Высокий туристический сезон это период белых ночей, новогодние праздники и майские праздники. В дни осенних и весенних школьных каникул я ходила лично, особого ажиотажа не наблюдала.

Есть возможность приобрести билеты в интернете на официальном сайте Эрмитажа по цене 580 руб., но это будут только билеты на вход в Эрмитаж, на экскурсию в Золотые кладовые все равно нужно приобретать билеты в кассе.

В дни осенних школьных каникул 2014 года мы решили в очередной раз посетить Эрмитаж и ознакомится на этот раз с экспозицией “Золотой кладовой Эрмитажа”.

В этот раз мы пришли в 12-20 в субботу, а билеты на экскурсию в Золотую кладовую нам достались только на 14-45. Эрмитаж очень большой музей и провести там 2-3 часа перед экскурсией не составляет проблем. Очереди на вход и за билетами почти не было, хотя погодка на улице стояла самая музейная, третий день подряд шел дождь со снегом.

Кроме экскурсий в кладовые, еще предлагается обзорная экскурсия по царским покоям за 200 рублей. Так же можно взять аудиогид и совершить самостоятельный осмотр экспозиции Эрмитажа. Стоимость пользования аудиогидом 300 рублей. В фойе дежурят и индивидуальные гиды по Эрмитажу, стоимость индивидуальной экскурсии мы не узнавали.

С местом сбора экскурсий в Золотую кладовую не все так просто. Место сбора находится с противоположной стороны от главного фойе. Если вы плохо ориентируетесь, сразу спросите у служителей Эрмитажа или на стойке информации, как вам пройти на место сбора экскурсии в Золотую кладовую не проходя через турникет в главном фойе. Проблем в любом случае не возникнет, спрашивайте вам помогут.

Фотографировать в кладовых нельзя, все фотографии взяты с официального сайта Эрмитажа.

Экспозиция Золотой кладовой Эрмитажа

Самым большим открытием Золотой кладовой для меня стала Сибирская коллекция Петра I. Про то, что в кладовой хранится золото скифов, я знала.

Сибирскую коллекцию составляют предметы из золота найденные на территории Западной Сибири в начале XVIII века. Все предметы Сибирской коллекции были найдены, как сейчас бы мы сказали черными копателями, археологов тогда еще в России не было. Сибирская коллекция является самой ранней археологической коллекцией нашей страны, аналогов ей в мире не существует.

Золотая поясная бляха из Сибирской коллекции Петра I

Некоторые предметы коллекции датируются седьмым веком до нашей эры, подумать только, какая древность, и найдены они в Сибири, культура народов Сибири явно не достаточно изучена. Всего Сибирская коллекция Петра I насчитывает 250 предметов. Раньше, предметы этой коллекции хранились в Кунскамере.

Бляха в виде свернувшейся пантеры. VII-VI вв. до н.э.

Народ, сделавший эти великолепные украшения относится к группе ираноязычных народов, называли их саки.

Золото скифов

Фотографию этого скифского оленя, наверное многие видели, я помню ее по фотографии в школьном учебнике истории. На самом деле олень достаточно большой порядка 30 см. Кулончик в виде такого оленя можно приобрести в сувенирном магазине Эрмитажа.

Но с точки зрения истории, это все уникальные вещи, позволяющие нам в Санкт-Петербурге прикоснуться к культуре стран Востока.

Естественно это просто беглый обзор коллекции, предметов там представлено намного больше.

Если вы никогда не посещали кладовых драгоценностей в Эрмитаже, лучше пойти в Бриллиантовую кладовую , она более шикарная и производит на посетителей неизгладимое впечатление. В Золотой кладовой представлены предметы, найденные в могильных курганах и восточные, достаточно специфичные драгоценности. Я бы сказала, что Золотая кладовая для более продвинутых пользователей.

Экскурсия по Золотой кладовой длится полтора часа и безусловно достойна вашего внимания. Увы билеты через интернет в кладовые взять нельзя. Нельзя даже увидеть расписание экскурсий – это явные недоработки администрации музея, будем надеяться, что в будущем они исправят эту досадную неприятность. Но с другой стороны мы два раза пришли наобум, без предварительной подготовки, в дни школьных каникул и попали на экскурсию. Все не так плохо.

Выбор редакции
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...

Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...

Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...

Лепить во сне пельмени означает наступление нужды, ухудшение самочувствия и погибшие надежды. Покупать пельмени в магазине – наяву...
Ну кто же не любит спелую сладкую черешню? Она является одним из самых долгожданных лакомств в летний сезон практически для каждого...
Сон, в котором видится дохлый пес, можно назвать пугающим и ужасающим. Но чтобы его истолковать и узнать, к чему снится мертвая собака,...
Квас из чистотела по рецепту Болотова собрал весьма противоречивые отзывы, но к ним мы вернемся чуть ниже. А сейчас поговорим о полезных...
В переводе с грузинского «сацебели» - просто «соус», причем название произносят с ударением на первый слог. Чаще его делают из орехов,...
Сыроедческие спагетти лишь условно можно назвать именем популярных макаронных изделий, так как живые спагетти похожи на оригинал только...