Как сделать корабль викингов. Самый большой корабль викингов. Корабли из скандинавских саг в наши дни


Корабли викингов

Большая часть того, что мы знаем о кораблях викингов, стала известна после находки двух особых лодок, погребенных во второй половине IX в. в Гокстаде и Осеберге в Норвегии. Корабли, раскопанные на этих известных участках, всего лишь завершают список подобных открытий, которые значительно расширяют диапазон наших знаний о предмете. Самая последняя находка из пяти кораблей была обнаружена в 1962 г. недалеко от Скулделева в фьорде Роскилле, Зеландия, где они были затоплены, чтобы загородить вход в гавань, в начале XI в. Большинство открытий представляли собой корабельные кладбища, и обнаружены, главным образом, в Норвегии. Только одно такое открытие было сделано в Дании, в Лэдби. Самые ранние, успешные раскопки кораблей проводились в Туне в 1867 г., а в Гокстаде и Осебергс только в 1880 и 1903 гг. соответственно, но эти находки были плохо сохранены.

Корабль IX в., найденный в Гокстаде, Вестфольд, Норвегия. Был раскопан в 1880 г. в кургане размером 162 фута в ширину и 16 футов в высоту. Сохранился за счет голубой глины. (Университет Олдсаксамлипг, Осло)

По большому количеству старинных технических терминов, используемых в современном языке, очевидно, что у викингов были различные по конструкции и назначению суда. Но явное различие между торговыми судами и военными появилось только в X в., благодаря не только возросшему значению торговли в скандинавской экономике, но и учреждению военной организации ledungen, которая требовала постройки специализированных судов. Для торговли предназначались knorr и kaupskip; для военных походов - snekkja (что значит «тонкий и выдающийся»), skeid (возможно, означает «рассекающий воду») и drekar или «дракон» - название, которое, несомненно, произошло от обычая вырезать голову дракона на носу боевых кораблей викингов.

Резной нос озбергского корабля, оканчивающийся спиралью в виде головы змеи. (Университет Олдсаксамлинг, Осло)

Суда широкого назначения, равно подходящие как для торговли, так и для пиратства, как найденные в Гокстаде, обычно назывались skuta или karfi. Наиболее отчетливое различие между торговыми судами и военными заключалось в том, что первые были короткими, широкими, с высокими надводными бортами и зависели прежде всего от мощности парусов. Военные же были длиннее, уже имели меньшее водоизмещение (это увеличивало их скорость и способность преодолевать длинные расстояния вверх по реке во время пиратских экспедиций) и намного больше весел. Поэтому военные корабли получили характерное название langskip - длинный корабль, или «лодья».

Боевые суда сильно различались в размерах. Их классифицировали по количеству скамеек (банок) для гребцов (sessa), или промежутков между поперечными балками («места», rum или spantrum). Согласно Гулафинглоу, в X в. тринадцатибаночный корабль (threttanscssa, т. е. судно с 13 скамьями (банками) с каждой стороны, или 26 веслами) был наименьшим из тех, которые могли называться военными - всё, что было еще меньше, уже считалось не пригодным для войны. Известно, что в набегах на Англию в конце IX в. были задействованы 16-18-баночные лодки, так как англо-саксонская летопись рассказывает, что Великий король Уэссекса Альфред в 896 г. построил 60-весельные корабли (т. е. с 30 и более скамейками), которые были в два раза больше, чем у викингов. Очевидно, что корабль, найденный в Гокстаде, принадлежал примерно к этому времени и был 16-баночный. Ко времени Гулафинглоу был установлен стандарт для военных кораблей - 20 или 25 банок. Тридцатибаночные тоже встречались, только в очень небольшом количестве (Гулафинглоу, например, оценивает военный потенциал Норвегии в середине X в. в сто двадцать 20-баночных кораблей, сто шестнадцать 25-баночпых кораблей и только один 30-баночный корабль). Гигантские военные суда, свыше 30 банок, начали появляться в самом конце X в. «Длинный змей» короля Олафа Тригвассона с 34 скамьями стал первым и наиболее знаменитым. Он был построен зимой 998 г.; но он не являлся самым большим в истории, как заявляют многие крупные специалисты. Также известность получили и несколько 35-баночных кораблей, построенных в XI–XIII вв., например, «Великий Дракон» короля Харальда Хардрада, сконструированный зимой 1061–1062 гг. в Нидаросе.

Восстановленный гокстадский корабль, в музее кораблей викингов в Осло. (Университет Олдсаксамлинг, Осло.)

«Hugin», реконструкция гокстадского корабля, изготовленная в Дании. В 19?9 году это восстановленное судно пересекло Северное море. Сейчас стоит на постаменте у бухты Пегвелл, рядом с Рамсгетом, Кент.

В «Саге короля Харальда» описывается, что он был значительно шире, чем обычный военный корабль, - таких же размеров и пропорций, как «Длинный змей», и каждая его деталь была тщательно обработана. На носу - голова дракона, на корме - хвост, к тому же нос был золоченый. Он имел 35 пар скамеек и был огромен даже для своего класса. В настоящее время Флатеярбок утверждает, что король Кнут имел судно с 60 местами, но это, несомненно, ошибка, и здесь имеется в виду 60 весел. Так как иначе его длина была бы 230 футов или даже больше, что в принципе невозможно.

Один из пяти кораблей Скулделева является крупнейшим из когда-либо найденных. Военный корабль найден в плохом состоянии. По оценкам, он составлял приблизительно 92 фута в длину и 15 футов в ширину, возможно с 20–25 банками. Среди прочих находок можно также отметить экземпляры, раскопанные: в Лэдби (ок. 900–950 гг.) размером 70 на 8,5 фута - из пропорций видно, что это военный корабль, несмотря на 12 пар весел; в Туне (ок. 850–900 гг.) - размером примерно 65 на 14,5 фута, с 11 парами весел. Судно, найденное в Осеберге, имело 71,5 фута в длину и 17 футов в ширину, с 15 парами весел (вероятно, это было что-то вроде «королевской яхты»); а гокстадская находка была даже больше - 76 футов в длину и 17,5 в ширину, с 16 парами весел. Knorr, обнаруженный в Скулделеве - единственное торговое судно, найденное за последнее время, размером 54 на 15,75 фута.

Боевые и торговые суда имели две небольшие приподнятые палубы, на носу и на корме. Между ними была палуба, обшитая неплотно прикрепленными досками, которые поднимались для упрощения укладки тюков, постоянно необходимой в суровую погоду. Во время стоянки на якоре или в гавани главная палуба накрывалась большим тентом, прикрепленным на разборном, легком шпангоуте корпуса, чтобы защитить команду от непогоды. В саге «Сварфдела» описывается 12 кораблей, стоящих на якоре: «Все покрытые черными тентами. Из-под тентов пробивался свет, где сидели люди и пили». Щиты членов команды обычно вешались вдоль планшир, хотя современные специалисты часто утверждают, что это делалось только «в особых случаях», а во время гребли было невозможно. Однако это мнение основывается только на примере гокстадского корабля, на котором щиты были привязаны ремнями к деревянной рейке так, что действительно закрывали весла. На осебергском судне они были расположены в прорезях шпангоута и прикреплены с наружной стороны планшира таким образом, что совсем не мешали гребле. Это совпадает и со свидетельством саг, которые отмечают, что щиты иногда крепились так на судах, участвующих в сражении. Например, в «Битве на фьорде Гафрс» описывается, что планширы «блестели начищенными щитами», а в «Сражении на реке Нисса» в 1062 г. «воины сделали укрепление из щитов, навешанных вдоль планшир». На готландских наскальных рисунках щиты также изображены расположенными таким образом на парусных кораблях.

Примерно 375 рунических камней, выполненных на известняке и песчанике, датированные 5-10 веками, были найдены на острове Готланд, в Швеции. Самые лучшие принадлежат к VIII–IX векам. На данном экземпляре, из Larbro, в нижней части изображен полностью оснащенный корабль, в верхней части - сцена сражения. Между ними шествие воинов, идущих в Валгаллу. (Стокгольм)

Невероятно, но ни в одном из кораблей викингов не было найдено никаких следов существования самих скамеек для гребцов, чаще всего предполагают, что их роль выполняли личные сундуки матросов (сундуки с осебергского судна были подходящего размера для сидения).

Хотя некоторые документы утверждают, что моряки хранили свои вещи не в сундуках, а в кожаных мешках (hudfat), которые служили также и спальными мешками, так что этот вопрос решить не так уж и просто. В одном из военных кораблей, найденных под Скулделевым, в качестве сидений, вероятно, могли использоваться поперечные балки. В то же время один эксперт предположил, что гребцы вообще стояли. Сами весла обычно в среднем составляли 16–17 футов в длину, на гокстадском же судне они были от 17 футов до 19 футов 2 дюймов. На веслах обычно было по одному человеку, но во время сражения могло быть и трое, чтобы защитить гребца от вражеских метательных снарядов и обеспечить смену. «Длинный змей» Олафа Тригвассона в одной из битв 1000 г. якобы имел до 8 человек на «полместа» (т. е. на каждом весле), не считая остальных 30 бойцов. В сумме выходит 574 члена экипажа, поэтому более вероятно, что 8 человек было на «место», а не на «полместа», и команда состояла из 302 моряков.

Это резной флюгер, сделанный из позолоченной бронзы. По рассказам саг, он устанавливался на носу многих лодей викингов и являлся знаком особой значимости. Четыре экземпляра сохранились в качестве ветровых флюгеров на шпилях церквей. Данный флюгер был найден в Хельсингланде в Швеции, другие же на о. Готланд и в Норвегии. Все четыре датируются XI–XIII веками, хотя экземпляр из Швеции иногда относят к X веку. На флюгере обнаружено несколько царапин и вмятин, вероятно, от стрел. Такие флюгеры служили столько же, сколько и сами суда викингов, а на шпили церквей они попадали согласно традиции складывать паруса и другие переносные спасти военных кораблей в местных церквях. После сокрушительного поражения в морской баталии в XV веке от флотилии, состоящей из высокобортных рыбачьих лодок, старые галеры больше не участвовали в сражениях; их оборудование уже не использовалось, и флюгеры переищи к церквям. (Стокгольм)

Для походов в открытое море использовались огромные квадратные паруса. Они появились на скандинавских судах самое позднее в VIII веке, и это, несомненно, было одним из тех технологических новшеств, которые способствовали расцвету цивилизации викингов. В 1893 г. «Викинг», точная реконструкция гокстадского корабля, пересек Атлантический океан. Он развивал скорость до 11 узлов под парусом и всего за 28 дней дошел из Бергена до Ньюфаундленда. Паруса самих викингов, вероятно, были сделаны из шерсти, хотя некоторые эксперты утверждают, что они были льняные. Орнаментальные узоры, изображенные на готландских наскальных рисунках, возможно, отображают то, как при помощи кожаных ремней и канатов пытались сохранить форму шерстяных парусов. Эти рисунки также показывают принцип действия канатов рифа, прикрепленных к нижней части паруса. Он, несомненно, ничем не отличался от принципа действия, используемого на северо-норвежских рыбачьих лодках вплоть до XIX века. При натяжении каната зарифлялась парусина, образуя складки, и таким образом убирался парус. В сагах описываются паруса викингов с синими, красными, зелеными и белыми полосками и клетками. Остатки парусов с гокстадского судна были белыми с красными полосками. Мачта была, скорее, всего в два раза короче длины самого судна, поэтому когда во время битвы ее спускали, она даже не задевала бимсов на корме. Целиком не было найдено ни одной мачты.

На корме по правому борту (рулевому борту) находилось большое весло со съемной рукояткой, которое служило в качестве руля. На носу и корме обычно вырезались головы и хвосты животных, в частности, драконов («змей»). Этот североевропейский обычай относится еще к I–II векам, что подтверждается норвежскими наскальными рисунками. По таким золоченым головам обычно давали названия кораблям, например: «Длинный змей», «Бизон», «Журавль», «Человеческая голова». По исландскому закону, во время похода на новую землю нужно было сначала перевезти фигуру головы с корабля, чтобы прогнать духов, покровительствующих острову. Этот обычай, возможно, был распространен по всей Скандинавии, так как даже гобелен из Бойе изображает флотилию норманнов, идущую по морю, с фигурами голов, а причалившую в Англии - уже без них.

Рисунок на резной трости первой половины тринадцатого века, найденной в Бергене. Изображены носы норвежских кораблей, из которых три - с флюгерами.

Из книги Тени над Заполярьем [Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев] автора Зефиров Михаил Вадимович

Корабли вступают в бой Уже 22 июня 1941 г. Военный совет 14-й армии, которой тогда командовал генерал-лейтенант В. А. Фролов, отдал приказ о срочной переброске на западный берег Кольского залива 325-го стрелкового полка из состава 14-й стрелковой дивизии. Затем вечером 24 июня, за

Из книги Морские драмы Второй мировой автора Шигин Владимир Виленович

«Корабли свободы» Огромные потери торгового флота Великобритании, которые он нес после начала Второй мировой войны, потребовали резкого увеличения числа строившихся грузовых судов.Желая помочь англичанам, президент США Франклин Рузвельт 3 января 1940 г. принял решение

Из книги Пёрл-Харбор: Ошибка или провокация? автора Маслов Михаил Сергеевич

Из книги Messtrstlnitt Bf 109. Часть 6 автора Иванов С. В.

Черные корабли 1854 г. стал роковым для Японии. Самоизолировавшаяся от внешнего мира страна сакур и самураев вела свою обыденную жизнь под властью сегуна из дома Токугава, пока в один из дней этого рокового года в бухту Урага не вошли «черные корабли» под звездно-полосатым

Из книги Американские фрегаты, 1794–1826 автора Иванов С. В.

«Теодоры» среди викингов Первые Me 109T - всего 63 штуки - начали поступать в части в конце июля, несмотря на то, что на фронте находились с 1 июня. Машины предназначались для службы в Норвегии, а точнее, в ее южной части, расположенной ближе всего к берегам Англии. На этом

Из книги Казематные броненосцы южан, 1861–1865 автора Иванов С. В.

Корабли Примечания: ДМП - длина между перпендикулярами - расстояние между форштевнем и ахтерштевнем. Эта длина ближе всего соответствует длине ватерлинии. Под шириной понимается максимальная ширина. Глубина трюма определяется как высота между днищем корабля и уровнем

Из книги Техника и вооружение 2014 02 автора

Корабли Броненосная политика Мэллоури началась с адаптации корабля «Мерримак» в казематный броненосец таранного типа. В отсутствие развитой промышленной базы любые попытки южан построить технически сложный корабль типа «Монитора» северян заведомо были обречены на

Из книги Оружие Победы автора Военное дело Коллектив авторов --

Десантные корабли ВМФ России. Большие десантные корабли типа «Иван Рогов» Владимир Щербаков В воспоминаниях одного из советских офицеров, служивших военным советником в Анголе, я прочитал захватывающую дух историю, более похожую не на военную быль, а на сценарий

Из книги Крейсер I ранга “Адмирал Корнилов". 1885-1911. автора Мельников Рафаил Михайлович

Из книги Викинги автора Хез Йен

Корабли и люди В грядущей войне с Японией “Адмирал Корнилов” не участвовал. Он уже почти выработал свой обычный в мировой практике 20-летний служебный ресурс и для войны явно не годился: старая артиллерия, отсутствие двойного дна исключали его поход на войну. Правда,

Из книги Арсенал-коллекция, 2012 №05 (5) автора Коллектив авторов

Военное искусство викингов Тактика боя Основные сражения викингов происходили на море, о чем свидетельствуют три примера: сражение в Хафрс фьорде в 872 г., Сволдре - в 1000 г. и Ниссс - в 1062 г. Несмотря на это, они старались приблизить тактику морского сражения к сухопутной,

Из книги Флот Римской империи [Роль военно-морских сил в поддержании обороноспособности и сохранении античного государства со времен Октавиана Августа и до Кон автора Старр Честер Г.

Крылья викингов: истребитель J22 Этот истребитель не был самым скоростным и вооружённым, не был самым массовым, он даже не воевал, однако роль его в становлении авиационной промышленности своей страны и укреплении её обороноспособности была велика. Шведский истребитель

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

§ 1. Корабли Эскадры империи унаследовали и использовали во все время своего существования тип военного корабля, который невозможно обнаружить в современных флотах. Это была удлиненная, невысокая боевая галера, судно, фактически имевшее решающее преимущество в том, что

Из книги автора

§ 3. Мавретанские корабли Система Августа, который поручил Сирийскому и Александрийскому флотам патрулирование восточных морей, недолго сохраняла свою первозданную ясность. В правление Веспасиана имперский вольноотпущенник командовал либурной Nilus Александрийского

Самый большой из известных драккаров викингов носит в данное время имя "Роскильде 6". естественно, что настоящего имени этого красавца никто не знает. Когда тысячу лет тому назад на горизонте появлялся стройный и прекрасный силуэт «Роскильде 6», для тех, кто его видел это были очень плохие новости. Этот драккар вез по водам северных морей компанию суровых, жаждущих крови и добычи воинов.

Это самый большой из найденных кораблей викингов. Его обнаружили в Роксильде в 1996 году, причем совершенно случайно. Сохраняя правила датского языка его название правильнее произносить как "Ро́скилле" (дат. Roskilde). Согласно подсчетам, на постройку такого корабля в те далекие времена ушло 30 тысяч человекочасов квалифицированного труда судостроителей, плюс к этому работы по валке деревьев и перевозке материалов. Длина корабля чуть больше 36 метров, и это на четыре метра больше, чем флагманский корабль Генриха VIII «Мэри Роуз» (анг. Mary Rose), построенный пятью веками позже. «Роксильде 6» также на шесть метров длиннее, чем корабль викингов, воссозданный под названием Sea Stallion, который в 2007 году прошел путь из Скандинавии до Дублина, обогнув Шотландию.

Раскопки "Роскильде 6"


Оригинальный остов корабля установлен в металлической раме, воссоздающей его форму и полную длину.
Построили этого гиганта после 1025 года, когда были срублены использованные для строительства дубовые деревья. Он мог перевозить 100 воинов, которые по очереди садились за 39 пар весел, если ветра для наполнения квадратного паруса из шерстяной ткани оказывалось недостаточно. На борту им было довольно тесно, спать приходилось между сидений, а для припасов места было очень мало. Поэтому припасов брали минимум – свежую воду, эль или медовуху, которая портилась не очень быстро, вяленую рыбу, а также соленое и вяленое мясо.

Плавание было неудобным, но как правило коротким. Брать большой груз не было нужды, так как корабль шел удивительно быстро. Так, судну Sea Stallion удавалось поддерживать среднюю скорость в 5,5 узла, а максимальная скорость хода составляла у него 20 узлов. После высадки на берег викинги могли добывать продовольствие охотой и грабежом, действуя безжалостно и эффективно. Вся Европа испытывала на себе ярость норманнов более трехсот лет.

Наверняка корабли приходили не поодиночке. «В летописях есть свидетельства, говорящие о том, что суда прибывали сотнями, – говорит Гарет Уильямс (Gareth Williams) ученый из Британского музея. – Поэтому можно вести речь об армии численностью до 10 тысяч человек, которая внезапно высаживалась на вашем побережье. Это были хорошо обученные, сильные воины, способные очень быстро передвигаться как по воде, так и по суше». По словам Уильямса, строительство таких шикарных кораблей обходилось баснословно дорого, но это была всесокрушающая демонстрация военной мощи норманнов.

Обстоятельства находки и реставрации

Корабль был найден совершенно случайно, когда в корабельном музее Роскильде в Дании делали пристройку (!). В самом музее также размещены найденные ранее корабли викингов, которые в давние времена потопили специально, чтобы сузить проход во фьорде и защитить подходы к Роскильде, древней королевской столице Дании.
В 1996 году наблюдавшие за ходом строительных работ археологи обнаружили на месте нового фундамента остов огромного корабля, некоторые шпангоуты которого уже были сломаны вбитыми в основание пристройки сваями.

Больше того случайная находка оказалась настоящим сокровищем, всего состоящим из девяти (!) кораблей викингов. «Роскильде 6» (надеюсь теперь понятна цифра "6" в названии), у которого удалось спасти почти половину корпуса, стал самым зрелищным открытием.

Оригинальные корабли Роскильде эффектно выставлены на всеобщее обозрение в специально отстроенном для этих целей зале. Корпуса выглядят весьма прочно, однако они могут расколоться как хрупкое стекло. Во время раскопок отсыревшие шпангоуты «Роскильде 6» могли рассыпаться в труху, если бы к ним был доступ воздуха. Проектом консервации кораблей руководил специалист из Национального музея Кристиан Страткверн (Kristiane Straetkvern). Суть его заключалась в том, чтобы высушить шпангоуты 10-метровой длины гораздо медленнее, чем это делалось по прежним методикам, а затем ушедшую влагу заменить синтетической смолой, благодаря чему остов стал легче, но остался крепким.
Для корабля наступил напряженный момент, когда началась сборка и проверка высушенных шпангоутов. Каждый из них был вставлен и закреплен в своем тщательно вырезанном при помощи лазера и хорошо подогнанном по размерам гнезде. В результате получилась скрепленная болтами рама, напоминающая гигантский детский конструктор. Но при перевозке ее легко можно разобрать на сотни деталей.

Детали корабля в процессе консервации


Финальный этап работ: сборка корабля "Роскильде 6" на раме


Законсервированный, закрепленный на раме остов корабля "Роскильде 6" в выставочном павильоне Национального музея Дании

Команда из музея Роскильде превратилась в группу экспертов по воссозданию древних кораблей, и их регулярно приглашают для проведения реставрационных работ. Они надеются на то, что в один прекрасный день им удастся воссоздать в натуральную величину копию огромного корабля «Роскильде 6» и отправить свое творение за море – но не терроризировать население Европы, а вызывать у него благоговейных трепет перед историей.

Технические характеристики и особенности конструкции

Удалось установить, что «Роскилде-6», являлся драккаром, невероятной протяженности – 37 м,при ширине корпуса 3,5 м, таким образом, корабль этот следует отнести к классу, давшему начало таким гигантам, как легендарные «Длинный Змей» и «Большой Дракон». Построенная около 1025 г., прекрасная ладья почти наверняка являлась королевской собственностью, а потому трудно избежать искуса приписать ее королю Кнуту, который правил тогда в Дании, в Норвегии, в Англии и в Южной Швеции.

Дубовый и Т-образный в поперечном сечении киль достигает 32 м в длину, состоит из центральной секции и двух узлов по краям, к которым прикреплялся посредством длинных соединений внахлест. Расположенные на расстоянии 78 см друг от друга шпангоуты покрывали пять первых поясов обшивки, что превращало соединявшие их верхние поперечины (к несчастью, несохранившиеся) в идеальные банки для гребцов. Легкие полурамы, пригнанные и закрепленные между шпангоутами, добавляли прочности третьему и четвертому поясам. Последний еще усиливался стрингером, к которому подсоединялись нижние бимсы. Уцелел только фрагмент кильсона, покоившегося на шпангоутах и закрепленного с помощью горизонтальных коленцев. Размер паруса судна оценивается в 200 кв. м. Принимая во внимание еще и 78 гребцов с длинными веслами, от вида такого левиафана, должно быть, захватывало дух. Настоящий корабль из саги, он мог легко вместить 100 воинов, и, вне всякого сомнения – дополнительную грозность и воинственность придавала ему, как всегда, великолепно сработанная драконья голова (которую, правда, не нашли).
Схема сохранившегося корпуса драккара «Роскилде-6»

Реконструируемый силуэт корабля "Роскильде 6" в сравнении с силуэтом человека (в носовой части).

Реконструкции корабля "Роскильде 6" еще не было, наиболее похожим из найденных кораблей викингов, является "Скулделев 2" (дат. Skuldelev 2 - Скюллелев 2), который на 6 метров короче "Роскильде 6". Длинные морские переходы, говорят об очень хороших качествах этого корабля.


Драккары – название кораблей, которые использовались викингами в боевых действиях. Также викинги изготавливали кнорры – торговые суда. Любопытным является факт, что уже в то время корабли могли служить жильем – их можно было вытащить на берег благодаря мощному килю и, закрепив, оборудовать в качестве временного (а, порой, и постоянного) дома. Ответом на вопрос, как называется нос корабля, будет форштевней.

На сегодняшний день многие, как и древние викинги, пользуются яхтами как временным жильем – в пути или во время остановок в порту. Это возможно благодаря высокому уровню судостроительного дела Хорватии. В яхте есть в наличии все удобства и по своему обустройству помещения не отличаются от квартиры – за исключением успокаивающего шума волн за бортом.

Ответом на вопрос, как назывались корабли викингов, является: драккар и кнорр.История судоходства гласит, что первоначально викинги строили весельные корабли, но потом, вследствие общего развития флота, начали использовать парус. Долгое время бравые воины пользовались и веслами, и парусами, в зависимости от ветра или других факторов, меняя способ, которым корабль будет приводиться в движение. Со временем, викинги полностью перешли на паруса, отказавшись от весел. В зависимости от того, как называется корабль викингов, можно сказать, для каких целей он применялся.

Почему викинги считались лучшими судостроителями своего времени

Торговые суда открывали людям доступ к другим берегам и, следственно, к приобретению нового, недоступного ранее, товара и продажи своего собственного. Разумеется, торговые суда редко когда бывают не набитыми ценными вещами, продуктами или драгоценностями, вследствие чего развивается пиратство. Чтобы защитить богатство от грабежа, начинается строительство боевых кораблей, которые призваны защищать торговые судна. Ответом на вопрос, как называется передняя часть корабля, будет бак.

Параллельно, боевые суда использовались для завоевания новых территорий, а также в морских схватках в ходе ведения войны. Мощный флот зачастую был решающим фактором в том, кому будет принадлежать победа в войне. Викинги обладали таким флотом. Левая сторона корабля называется бакборт.

Кроме торговых и боевых кораблей, викинги также строили суда для повседневного пользования, такие как:

  • паромы – для переправы людей и товаров морем из одной части суши на другую;
  • байдарки – для речных переправ;
  • рыбацкие суда – для ловли рыбы и иных морских существ.

Ответом на вопрос, как называется левая сторона корабля, будет бакборт.

По какой причине именно судостроительное дело развивалось викингами больше всего

В силу географического расположения Скандинавии, в этих краях во времена викингов было очень трудно путешествовать непроходимыми лесами, горами и глубокими снегами. Таким образом, наиболее удобным способом для путешествий было море. Ответом на вопрос, как называется руль корабля, будет, безусловно, штурвал.

Разумеется, не умно не воспользоваться собственным преимуществом, в силу чего викинги активно строили боевые корабли и использовали для завоевания новых земель, ресурсов и рабочей силы.

В настоящее время суда в большинстве своем используются для путешествий и перевозки товаров, но само собой у всех стран, которые имеют выход к морю или океану, есть в наличии морской флот боевых кораблей.

Интересно, что боевые корабли викингов также называли «драконьими кораблями».

Они отличались следующими характеристиками:

  • вместительность;
  • красота;
  • быстрота;
  • небольшая масса, позволяющая переносить судно на руках;
  • надежность.

Возможно, главным секретом викингов, который обеспечивал победу этого крайне умного народа в большинстве схваток является то, что их корабли были сконструировали таким образом, чтобы сделать возможным заход в мелководные реки и причала к пологим берегам. Так, викинги могли напасть неожиданно, что уже является большим преимуществом.

Корабли викингов

Викинги были опытными судостроителями, создававшими самые совершенные корабли своей эпохи. Боевые корабли и торговые суда позволяли мужчинам посещать заморские страны, а переселенцы и исследователи пересекали море в поисках новых земель и богатств. У себя на родине викинги пользовались рыбацкими лодками, паромами и байдарками. Во времена викингов путешествия через горы, дремучие леса, болота и глубокий снег были трудными. Многочисленные реки, озёра и прочие водные пути Скандинавии давали викингам простой и удобный способ передвижения.

Ладьи

Самыми знаменитыми судами викингов, несомненно, были их эффективные боевые корабли, известные как «драконьи корабли ». Это были длинные, изящные суда, быстроходные, надёжные и при этом достаточно лёгкие для гребли или переноса их на руках в случае необходимости. Такие корабли были рассчитаны для захода в мелководные реки и причала к пологим берегам, что позволяло викингам заставать своих врагов врасплох. Обычно драккары изготовлялись преимущественно из ясеня и имели около 18 м в длину и 2,6 м в ширину. Самое крупное из известных нам судов достигало 28 м в длину и 4,5 м в ширину. Число гребцов бывало от 26 до 70 человек. Они располагались в ряд по обе стороны корабля. Особым же «шиком» у древних мастеров считалось выстроить корабль таким образом, чтобы, идя на вёслах, он мог нести на бортах щиты . Вёсла же не вставлялись в уключины, а пропускались сквозь специальные отверстия «гребные люки». Для боя корабли сходились обычно на вёслах; если при этом была возможность держать по борту щиты (то есть если корабль был выстроен так, что щиты не перекрывали отверстия для вёсел и не мешали грести), они до самого момента рукопашной служили дополнительной защитой гребцам.

Торговые суда

Корабли, использовавшиеся купцами и переселенцами, викинги называли кноррами . Эти суда были шире, чем дракары, глубже, имели меньшую скорость. Они вмещали от 30 до 40 человек. В середине судна было большое свободное пространство, где размещались товары.

Кораблевождение

Викинги были искусными мореходами. Они могли плыть много дней в дали от берегов, не отклоняясь от намеченного курса, без помощи навигационных приборов. Они держали курс по солнцу, луне и звёздам. Викинги хорошо изучили повадки морских животных и птиц, что также помогало им. Многие саги повествуют о том, как мореплаватели определяли своё точное положение в океане, учитывая количество дней, проведённых ими в море, скорость корабля, приливы и отливы, течения и погодные условия.

Мачта и парус

Паруса сшивались из нескольких кусков ткани. Парус имел форму прямоугольника. Высота мачты обычно не превышала 12 метров, а ширина 20. По мнению археологов, исследовавших точные модели древних судов, система оснастки на них была такова, что позволяла при любом курсе относительно ветра придавать парусу оптимальную форму. Боковые и особенно нижние края (по-морскому «шкаторины») были снабжены целой паутиной снастей, позволявших нужным образом растягивать парус, а к нижним («шкотовым») углам могли крепиться особые шесты, которые удерживали в требуемом положении эти углы, вынесенные далеко за борта. Следует и упомянуть и важную особенность конструкции корпуса: мощный, выступающий киль, одновременно игравший роль фальшкиля и мешавший ветру сносить судно вбок. По мнению датских специалистов, всё это позволяло ходить под углом менее шестидесяти градусов к ветру. Мачты на кораблях викингов были съёмными. Команда могла поднять или опустить её в случае необходимости самостоятельно, не прибегая к каким-либо подъёмным устройствам вне корабля. Мачта ставилась на тяжёлый деревянный упор (этот упор за его форму называли «мачтовой рыбой»), задвигалась надёжным запором и растягивалась тремя прочными канатами: спереди - штагом, а по бокам - вантами, несколько смещёнными назад.

Строительство кораблей

Дракар викингов (современное копия)

Доски

Срубив дерево, его разделывали сразу. Это делалось затем, чтобы дерево не растрескалось. Приготовленное бревно раскалывали вдоль с помощью клиньев на две половинки. Потом - ещё и ещё пополам. Как показали эксперименты, из ствола поперечником около метра выходило примерно двадцать одинаковых досок шириной до 30 см.

Инструменты

Выбор инструментов у викингов был весьма широк и в умелых руках был достаточным, однако важнейшим орудием был топор. Топоры использовались нескольких типов, в зависимости от вида работ. Такое пристрастие к топору не случайно. Пила лохматит и разгрызает древесные волокна, а топор идёт вдоль них. Распиленная деталь впитывает больше влаги, что было бы губительно для кораблей.

Заклёпки и гвозди

Согласно археологическим данным, в западной части Балтийского моря обшивку корабля скрепляли рядами стальных заклёпок. Жители Восточной Балтии предпочитали пользоваться деревянными гвоздями, которые, вставив, расклинивали деревянными же клинышками. Для конопачения здесь использовали мох, в то время как на западных берегах Балтийского моря между досками закладывали просмолённый шнур. Как пишут учёные, оба метода имеют свои достоинства и недостатки. Деревянный шпенёк, в отличие от стальной заклёпки, не ржавеет, а разбухнув, только прочнее будет держаться. Однако для достижения одинаковой прочности их требуется больше, а значит, больше делается отверстий, притом что каждое - потенциальная течь.

Литература

  • Фиркс, И. фон. Суда викингов = Jochen von Fircks . Wikingerschiffe. Rostock, 1979 / Иохен фон Фиркс / Пер. с нем. А. А. Чебана; Рецензент д-р истор. наук М. А. Коган; Науч. ред. инж. Г. Е. Александровский. - Л. : Судостроение, 1982. - 104 с. - 100 000 экз. (обл.)

Ссылки

  • Петков С.В. Варяги: Государства викингов в Северо-Восточной Европе. – Запорожье: КПУ, 2009. – 87 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Суда викингов" в других словарях:

    На Гобелене из Байё Драккар (норв. Drakkar, от древнескандинавских Drage «дракон» и Kar «корабль», буквально … Википедия

    Экспериментальные методы исследования в системе исторических наук - Обращение к теме исторической реконструкции* в рамках данного издания вовсе не случайно. Уже в течение нескольких столетий историки, археологи, этнологи, антропологи и другие.гие ученые разных стран с успехом используют в своих исследованиях… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

    Атлантика - (Atlantic) Определение Атлантики, история открытий и общее описание Информация об определении Атлантики, история открытий и общее описание Содержание Содержание Определение История открытий Общее описание Балтийское море Северное море Средиземное … Энциклопедия инвестора

    На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь из варяг в греки по Днепру(фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «Из варяг в греки» водный (морской и речной) путь из Скандинавии через … Википедия

    На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь из варяг в греки по Днепру(фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «Из варяг в греки» водный (морской и речной) путь из Скандинавии через … Википедия

    Ладья северного типа - (longship), термин, к рым обозначались все суда викингов, а в узком смысле их боевые корабли. Л., как правило, строилась из пихтовых досок и в отличии от плоскодонных кораблей англосаксов и фризов имела массивный дубовый вертикальный киль и мачту … Всемирная история

Корабль драккар стал своего рода визитной карточной эпохи викингов. Это был длинный вместительный корабль универсального класса с малой осадкой, приводимый в движение парусом и гребными веслами. Слово «драккар» («drakkar») имеет норвежское происхождение и этимологически восходит к древнескандинавскому языку, где «drage» означало буквально «дракон», а слово «kar» можно перевести как «корабль». В древнескандинавском и ряде германских языков драккар викингов также называется «langskip», что значит «длинный корабль». В европейских языках для названия судов этого типа существует широкий перечень названий - от «dreka» до «draka».

Конструктивно драккар викингов представляет собой развитый вариант снеккара (от древнескандинавского «snekkar», где «snekja» означает «змея», а «kar» соответственно - «корабль»). Снеккар был меньше и маневреннее драккара, и в свою очередь произошел от кнорра (этимология норвежского слова «knörr» неясна), небольшого грузового судна, которое отличалось невысокой скоростью движения (до 10 узлов). Тем не менее, Эрик Рыжий открыл Гренландию вовсе не на драккаре, а именно на кнорре.

Размеры драккара - величина вариативная. Средняя длина такого корабля составляла от 10 до 19 метров (соответственно от 35 до 60 футов), хотя предположительно могли существовать суда большей длины. Это были универсальные корабли, они использовались не только в военных действиях. Зачастую их применяли для торговли и перевозки грузов, на них путешествовали на больше расстояния (не только в открытом море, но и по рекам). В этом заключается одна из главных особенностей кораблей драккаров - малая осадка давала возможность легко маневрировать на мелководье.

Драккары позволили скандинавам открыть Британские острова (включая Исландию), достичь берегов Гренландии и Северной Америки. В частности, американский континент открыл викинг Лейф Эрикссон по прозвищу «Счастливый». Точная дата его прибытия в Винланд (так Лейф назвал, вероятно, современный Ньюфаундленд) неизвестна, но это точно случилось ранее 1000 года. Столь эпичное путешествие, увенчавшееся успехом во всех смыслах, лучше всяких характеристик говорит о том, что модель драккара была крайне удачным инженерным решением.

Конструкция драккара, его возможности и символика

Считается, что драккар (картинки реконструкции корабля вы можете видеть ниже), будучи «кораблем-драконом», неизменно имел на киле резную голову искомого мифического создания. Но это заблуждение. Конструкция драккара викингов действительно подразумевает высокий киль и не менее высокую кормовую часть при относительно небольшой высоте борта. Однако на киле далеко не всегда размещался именно дракон, более того - этот элемент был мобильным.

Деревянное изваяние мифического существа на киле судна указывало, в первую очередь, на статус его владельца. Чем больше и эффектнее была конструкция, тем выше было социальное положение капитана корабля. При этом, когда драккар викингов подплывал к родным берегам или землям союзников, «драконью голову» снимали с киля. Скандинавы считали, что таким образом они могут напугать «добрых духов» и принести беды в свои земли. Если же капитан жаждал мира, место головы занимал щит, повернутый в сторону берега внутренней стороной, на которой было набито белое полотно (своеобразный аналог более позднего символа «белый флаг»).

Драккар викингов (фото реконструкций и археологических находок представлено ниже) снабжался двумя рядами весел (по одному ряду на каждом борту) и широким парусом на единственной мачте, то есть основным был все же весельный ход. Управлялся драккар традиционным рулевым веслом, к которому крепился поперечный румпель (специальный рычаг), расположенный в правой части высокой кормы. Корабль мог развивать ход до 12 узлов, и в эпоху, когда адекватного парусного флота еще не существовало, этот показатель справедливо внушал уважение. При этом драккар был достаточно маневренным, что в сочетании с малой осадкой позволяло ему с легкостью двигаться вдоль фьордов, прятаться в ущельях и заходить даже в самые мелководные реки.

Еще одна конструктивная особенность таких моделей уже упоминалась - это низкий борт. Данный инженерный ход, судя по всему, имел сугубо военное применение, потому что как раз из-за низкого борта драккар было сложно различить на воде, особенно в сумерках и тем более ночью. Это давало викингам возможность почти вплотную подходить к берегу до того, как судно замечали. Голова дракона на киле в этом плане имела особую функцию. Известно, что во время высадки в Нортумбрии (остров Линдисфарн, 793 год) деревянные драконы на килях драккаров викингов произвели на монахов местного монастыря поистине неизгладимое впечатление. Монахи посчитали это «карой божьей» и в страхе разбежались. Не единичны случаи, когда даже солдаты в фортах покидали свои посты при виде «морских чудовищ».

Обычно такой корабль имел от 15 до 30 весельных пар. Однако судно Олафа Трюггвасона (знаменитого норвежского короля), спущенное на воду в 1000 году и названное «Великий Змей», предположительно имело аж три с половиной десятка пар весел! При этом каждое весло имело длину до 6 метров. В путешествии команда драккара викингов редко составляла больше 100 человек, в подавляющем числе случаев - гораздо меньше. При этом каждый воин в команде имел собственную лавку, на которой он отдыха и под которой хранил личные вещи. Но во время военных походов размеры драккара позволяли вмещать до 150 бойцов без существенной потери в маневре и скорости.

Мачта составляла 10-12 метров в высоту и была съемной, то есть при необходимости оперативно убиралась и укладывалась вдоль борта. Обычно это делали во время набега, чтобы повысить мобильность судна. И тут в дело вновь вступали низкие борта и малая осадка корабля. Драккар мог подходить к берегу вплотную и воины очень быстро сходили на берег, развертывая позиции. Именно поэтому набеги скандинавов всегда отличались молниеносностью. При этом известно, что существовало множество моделей драккаров с оригинальными аксессуарами. В частности, знаменитый «ковер королевы Матильды», на котором был вышит флот Вильгельма I Завоевателя, а также «Байенское полотно» изображают драккары с эффектными блестящими флюгерами из жести, яркими полосатыми парусами и украшенными мачтами.

В скандинавской традиции принято давать имена самым разнообразным предметам (от мечей до кольчуг), и корабли не стали в этом плане исключением. Из саг нам известны следующие наименования судов: «Морской змей», «Лев волн», «Конь ветра». В этих эпичных «прозвищах» видно влияние традиционного скандинавского поэтического приема - кеннинга.

Типология и чертежи драккаров, археологические находки

Классификация викингских судов достаточно условна, так как реальных чертежей драккаров, разумеется, не сохранилось. Однако имеет место достаточно обширная археология, к примеру - Гокстадский корабль (также известный как драккар из Гокстада). Он был найден в 1880 году в Вестфолле, в кургане у Саннефьорда. Судно датируется IX веком и предположительно именно этот тип скандинавских судов чаще всего использовался для погребальных обрядов.

Корабль из Гокстада имеет 23 метра в длину и 5,1 метров в ширину, при этом длина гребного весла составляет 5,5 метра. То есть объективно Гокстадский корабль достаточно крупный, он явно принадлежал хёдвингу или ярлу, а возможно даже конунгу. У корабля одна мачта и большой парус, сшитый из нескольких вертикальный полос. Модель драккара имеет элегантные очертания, судно целиком изготовлено из дуба и снабжено богатым орнаментом. Сегодня корабль выставляется в «Музее кораблей викингов» (Осло).

Любопытно, что драккар из Гокстада был реконструирован в 1893 году (его назвали «Викинг»). 12 норвежцев построили точную копию Гокстадского корабля и даже переплыли на нем океан, достигнув берегов США и высадившись в Чикаго. В итоге, корабль смог разогнаться до 10 узлов, что в действительности является отменным показателем даже для традиционных судов «эпохи парусного флота».

В 1904 году в уже упомянутом Вестфолле, возле Тёнсберга был обнаружен еще один драккар викингов, сегодня он известен как Осебергский корабль и также выставляется в музее Осло. На основании обширных исследований археологи сделали вывод о том, что Осебергский корабль был построен в 820 году и участвовал в грузовых и военных операциях до 834 года, после чего корабль использовали в погребальном обряде. Чертеж драккара мог выглядеть так: 21,6 метра в длину, 5,1 метров в ширину, высота мачты неизвестна (предположительно в пределах от 6 до 10 метров). Площадь паруса Осебергского корабля могла составлять до 90 квадратных метров, вероятная скорость - не менее 10 узлов. Носовая и кормовая части снабжены великолепной резьбой, изображающей животных. На основании внутренних размеров драккара и его «убранства» (в первую очередь имеется ввиду наличие 15 бочек, которые часто использовались викингами в роли вещевых сундуков) предполагается, что на судне было не менее 30 гребцов (но вполне вероятны и большие цифры).

Осебергский корабль относят к классу шнеккаров. Шнеккар или просто шнек (этимология слова неизвестна) - это разновидность драккара викингов, который изготавливался только из дубовых досок и был широко представлен у североевропейских народов много позже - с XII по XIV век. Несмотря на то, что судно получило критические повреждения во время погребального обряда, а само захоронение-курган было разграблено еще в Средневековье, археологи нашли на сгоревшем драккаре остатки дорогих (даже сейчас!) шелковых тканей, а также два скелета (молодой и пожилой женщины) с украшениями, которые говорят об их исключительном положении в обществе. Также на судне обнаружена деревянная телега традиционной формы и, что особенно удивительно, кости павлина. Другая «уникальность» этого археологического артефакта заключается в том, что останки людей на Осебергском корабле изначально связывали с Инглингами (династия скандинавских вождей), но позже анализ ДНК выявил принадлежность скелетов к гаплогруппе U7, которая соответствует выходцам с Ближнего Востока, в частности - иранцам.

Еще один знаменитый драккар викингов был обнаружен в Эстфолле (Норвегия), в деревне Рольвсей близ Тюна. Эту находку сделал известный археолог XIX столетья Олаф Рюгев. Найденного в 1867 году «морского дракона» назвали Тюнским кораблем. Тюнский корабль относят к рубежу X века, приблизительно к 900 году. Обшивка его выполнена из дубовых досок, уложенных внахлест. Тюнский корабль сохранился плохо, но комплексный анализ позволил выявить размеры драккара: 22 метра в длину, 4,25 метра в ширину, при этом длина киля составляет 14 метров, а количество весел предположительно могло варьироваться в диапазоне от 12 до 19. Главная особенность Тюнского корабля заключается в том, что в основе конструкции лежали дубовые шпангоуты (ребра) из прямых, а не гнутых досок.

Технология постройки драккара, установка паруса, подбор команды

Драккары викингов строили из прочных и надежных древесных пород - дуба, ясеня и сосны. Иногда модель драккара предполагала использование лишь одной породы, чаще их комбинировали. Любопытно, что древнескандинавские инженеры стремились подбирать для своих кораблей древесные стволы, которые уже имели естественные изгибы, из них делали не только шпангоуты, но и кили. За рубкой дерева для судна следовало расщепление ствола пополам, операция повторялась несколько раз, при этом элементы ствола всегда расщеплялись вдоль волокон. Все это делалось еще до высыхания дерева, поэтому доски получались очень гибкими, их дополнительно смачивали водой и выгибали над открытым огнем.

Основным инструментом для постройки драккара викингов выступал топор, дополнительно использовались сверла и долото. Интересно, что пилы были известны скандинавам с VIII века, но для постройки судов они никогда не применялись. Более того, известны легенды, согласно которым именитые кораблестроители создавали драккары, используя только топор.

Для обшивки кораблей драккаров (картинки чертежей представлены ниже) использовалась так называемая клинкерная укладка досок, то есть укладка внахлест (внакрой). Крепление досок к корпусу корабля и между собой сильно зависело от местности, где судно изготавливалось и, судя по всему, большое влияние на этот процесс оказывали локальные верования. Чаще всего доски в обшивке драккара викингов скреплялись деревянными гвоздями, реже - железными, а иногда они перевязывались специальным образом. Затем готовая конструкция смолилась и конопатилась, эта технология не менялась на протяжении веков. Такой метод создавал «воздушную подушку», что добавляло кораблю устойчивости, при этом увеличение скорости движения приводило к улучшению плавучести конструкции.

Паруса «морских драконов» изготавливались исключительно из шерсти овец. Стоит отметить, что естественный жировой налет на овечьей шерстке («по-научному» он называется ланолин) давал парусному полотну отменную защиту от влаги, и даже при сильном дожде такое полотно промокало очень медленно. Интересно отметить, что данная технология изготовления парусов для драккаров отчетливо напоминает современную методику производства линолеума. Формы парусов были универсальны - либо прямоугольная, либо квадратная, это обеспечивало управляемость и качественный разгон при попутном ветре.

Исландские скандинавоведы подсчитали, что на средний парус для корабля драккара (фото реконструкций можно увидеть ниже) уходило порядка 2 тонн шерсти (получившееся полотно имело площадь до 90 квадратных метров). С учетом средневековых технологий это примерно 144 человеко-месяцев, то есть, чтобы создать такой парус 4 человека должны были ежедневно трудиться на протяжении 3 лет. Неудивительно, что большие и качественные паруса в буквальном смысле ценились на вес золота.

Что касалось подбора команды для драккара викингов, то капитан (чаще всего это был хэрсир, хёвдинг или ярл, реже - конунг) всегда брал с собой только самых надежных и проверенных людей, ведь море, как известно, не прощает ошибок. Каждый воин «прикреплялся» к своему веслу, скамья возле которого буквально становилась для викинга домом на время похода. Под скамьей или в специальной бочке он хранил свое имущество, спал на лавке, укрывшись шерстяным плащом. В дальних походах по возможности драккары викингов всегда останавливались у берега, чтобы воины могли заночевать на твердой земле.

Лагерь на берегу также был необходим во время масштабных военных действий, когда на корабль брали в два-три раза больше воинов, чем обычно, и места на всех не хватало. При этом капитан корабля и несколько его приближенных в обычной ситуации не участвовали в гребле, также к веслу не прикасался кормчий (рулевой). И тут стоит вспомнить одну из ключевых особенностей «морских драконов», которую можно считать хрестоматийной. Свое оружие воины укладывали на палубу, тогда как щиты вывешивались за борт на специальных креплениях. Драккар со щитами по обоим бортам смотрелся очень эффектно и действительно вселял страх в сердца врагов одним своим видом. С другой стороны, по количеству щитов за бортом можно было заранее определить приблизительную величину команды судна.

Современные реконструкции драккаров - опыт веков

Средневековые скандинавские суда неоднократно воссоздавались в XX веке реконструкторами разных стран, причем во многих случаях за основу брался конкретный исторический аналог. Например, знаменитый драккар «Морской конь из Глендалу» фактически представляет четкую реплику ирландского корабля «Skuldelev II», каковой увидел свет в 1042 году. Данное судно потерпело крушение в Дании у фьорда Росклильде. Имя корабля не оригинальное, его так назвали археологи в честь городка Скульделев, возле которого в 1962 году нашли останки 5 судов.

Размеры драккара «Морской конь из Глендалу» поразительны: он имеет 30 в длину, на постройку этого шедевра ушло 300 стволов первосортного дуба, в процессе сборки модели драккара было использовано семь тысяч гвоздей и шестьсот литров качественной смолы, а также 2 километра пенькового каната.

Другая знаменитая реконструкция называется «Harald Fairhair» в честь первого короля Норвегии Харальда Прекрасноволосого. Этот корабль строили с 2010 по 2015 год, он имеет 35 метров в длину и 8 метров в ширину, у него 25 пар весел, а парус обладает площадью в 300 квадратных метров. Воссозданный корабль викингов свободно принимает на борт до 130 человек, на нем реконструкторы совершили путешествие через океан к берегам Северной Америки. Уникальный драккар (фото представлено выше) регулярно совершает путешествия вдоль берегов Великобритании, в команду из 32-х человек может попасть любой желающий, но - только после тщательного отбора и длительной подготовки.

В 1984 году небольшой драккар был реконструирован на основе Гокстадского корабля. Его создали профессиональные кораблестроители на Петрозаводской верфи для участия в съемках замечательного кинофильма «И на камнях растут деревья». В 2009 году несколько скандинавских судов было создано на верфи Выборга, где они швартуются по сей день, периодически используясь в качестве оригинального реквизита для исторических фильмов.

Так легендарные корабли древних скандинавов до сих пор будоражат воображение историков, путешественников и авантюристов. Драккар воплотил в себе дух эпохи викингов. Эти приземистые юркие корабли оперативно и незаметно сближались с противником и позволяли реализовывать тактику быстрой ошеломительной атаки (пресловутый блицкриг). Именно на драккарах викинги избороздили Атлантику, на этих кораблях легендарные северные воины ходили по рекам Европы, добираясь аж до Сицилии! Легендарный викингский корабль - это истинное торжество инженерного гения далекой эпохи.

P.S. На сегодняшний день тату драккар является достаточно популярным вариантом «художественной резьбы по телу». В отдельных случаях выглядит это достаточно эффектно, однако нужно понимать, что у нас нет ни одного исторического свидетельства о том, что тату драккар могло существовать. Притом, что о татуировках в скандинавской культуре нам известно достаточно много. Столь показательный момент говорит о том, что тату драккар - это вовсе не способ почтить память предков, а скорее глупый каприз.

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...