Как выбрать штатив: полное руководство


На заре развития фототехники возможно было снимать только неподвижные объекты, так как выдержка исчислялась десятками минут. Фотограф тех времен просто не мог обойтись без треноги, которую сейчас “по-немецки” называют штативом.

Итак, основная и изначальная функция штатива - улучшение качества фотографии, которое проявляется на более или менее длинных выдержках.

Вторая функция - удержание камеры в определенном положении для удобства съемки, а также изменение характера её движения.

Помимо штативов-треног, существуют так называемые моноподы - штативы с одной ногой, отличающиеся повышенной мобильностью. Чаще всего, они применяются для поддержки тяжелых объективов и видеосъемки.

Штативы-треноги

Выбирая штатив , в первую очередь, необходимо определиться с его размерами. Можно выделить следующие разновидности:

    Пожалуй, наиболее разнообразный класс. Здесь присутствуют:



Конечно, карманные и настольные штативы - весьма специфическая категория, но все большие штативы имеют ряд признаков, по которым их можно выбирать. Перечислим их:

Тип головы и назначение штатива

Камера, установленная на штативе, должна двигаться. Соответственно, верхняя часть штатива, называемая головой, способна к повороту в различных направлениях. Штативные головы могут быть трех видов:


Помимо назначения головы, важен способ крепления камеры к штативу.

Фотоаппараты и видеокамеры имеют в нижней части отверстие со специальной резьбой, а у штатива имеется винт, который входит в это отверстие.

Как правило, голова имеет съемную площадку, которая крепится к фотоаппарату, а затем устанавливается на штатив.


Некоторые штативы не имеют сменной площадки - это неудобно, и является бюджетным решением.


Сами площадки могут:


Конструкция штатива

Перейдем, непосредственно, к “нижней” части штатива. Здесь можно выделить следующие особенности, влияющие на эксплуатацию.

  1. Количество секций. Чем больше у штатива секций, из которых состоят его ноги, тем меньшую длину он занимает в сложенном состоянии. Но обратная сторона большого количества секций, при этом, увеличение стоимости и уменьшение надежности, устойчивости штатива.
  2. Способ фиксации секций. Основные варианты здесь - защелка и поворотная муфта. Защелки требуют лучшего качества изготовления, поэтому актуальны на дорогих моделях.


  3. Возможность поворота ног в обратную сторону. Это востребовано на компактных моделях, так как позволяет ещё больше сократить длину в сложенном состоянии.

  4. Наличие дополнительных распорок. Дополнительные распорки используются на бюджетных моделях и на видеоштативах, увеличивая жесткость конструкции.

  5. Возможность переворота, наклона центральной штанги. Этот функционал может пригодиться при съемке объектов, расположенных ниже верхней части штатива, например, на земле.

  6. Наличие укороченной центральной колонны. Позволяет установить камеру в нескольких сантиметрах от пола, при условии возможности поворота ног на большой угол.

  7. Крюк на центральной колонне. Позволяет подвесить дополнительный груз или сумку, для устойчивости штатива.

  8. Шипы на концах ножек. Позволяют более прочно устанавливать штатив на мягких поверхностях. Для гладкого пола лучше всего подходят обрезиненные наконечники.

Материалы штатива

Несмотря на принципиальную простоту, штативы имеют большое разнообразие; разница в цене между дорогими и бюджетными моделями более чем в десять раз. И, естественно, в первую очередь это зависит от материалов и качества изготовления штатива.

Конструкция штатива имеет трубчатую основу, а сами трубки могут быть сделаны из металла (сплавы на основе алюминия) или карбона. Основные преимущества карбона - меньший вес и большая жесткость, чем у металла. Напомним, что жесткость достаточно сильно влияет на качество изображения и удобство использования.


Остальная часть штатива может состоять из пластика (легкий бюджетный вариант), либо металла.

Материалы штатива влиют на два важных качества штатива:

  1. Максимальный вес камеры, которую может выдержать штатив. Эта характеристика напрямую указывается в характеристиках изделия.
  2. Устойчивость штатива к искривлению и колебаниям. Это то, зачем, собственно, покупается штатив. В целом, достаточно того, чтобы штатив был полностью металлическим и без люфтов в соединениях.

Размеры штатива

Производителям, естественно, невыгодно разрабатывать штативы каждый раз заново. Поэтому выпускается целая линейка отличающихся по размерам, но сходных по конструкции моделей.

Как пример, можно привести универсальную серию фирмы Benro:


Приведем характеристики самого легкого и самого тяжелого штатива этой серии:

Моноподы

Моноподы , несмотря на большую простоту, появились позже, чем штативы. Практически все, что было сказано про штативы, относится к моноподам. Они могут иметь сменную голову, различный размер, количество секций и так далее.


Моноподы для фотосъемки, в принципе, могут использоваться без головы: в этом случае вместе с камерой наклонятся и монопод.

Моноподы для видеосъемки

Моноподы для видеосъемки имеют свои особенности:

  1. Видеоголова, аналогичная тем, что используется на штативах.
  2. Три “лапы” на нижнем конце монопода, придающее конструкции более устойчивое положение.


Моноподы для видеосъемки могут использоваться для движения камеры во время видеозаписи, в отличие от штативов, которые позволяют только менять направление съемки. А движение камеры - это, как известно, один из художественных приемов в видеосъемке.

Выводы

Как мы видим, несмотря на кажущуюся простоту, штативы могут иметь особенности, которые могут сильно помочь при каком-либо виде съемки. Кроме того, они не подвержены моральному и физическому устареванию, поэтому если вы занимаетесь фотосъемкой, то вряд ли пожалеете о потраченных на штатив средствах.

А наша статья поможет выбрать то, что подойдет именно вам.

Залог продуктивной фотосъемки – хороший устойчивый штативный аксессуар. Помочь в выборе этого приспособления сможет рейтинг лучших триподов. При выборе следует учесть, что лучшая тренога – не та, которая самая дорогостоящая, а та, которая отвечает вашим требованиям и предпочтениям.

Sony VCT-R100 один из популярных выборов фотографов, отличающийся низкой стоимостью и хорошим качеством. Изделие достаточно устойчиво, однако его высота максимально способна достигать только 1 метра. Модель подходит для камер, вес которых не более 1.2 килограмм.

Sirui T-005X+C10X предназначен для профессионалов. Эта модель интересна тем, что предоставляет широкий выбор цветовой гаммы, в то время как другие производители ограничиваются только черным цветом. Максимальная нагрузка – 4 килограмма. Корпус изготовлен из алюминиевого сплава, что обеспечивает его легкость – 900 грамм. Максимальная высота – 1.15 метров, а минимальная – 10 сантиметров.

Benro A-300EX выдерживает нагрузку в 4 килограмма. Максимальная высота 139 сантиметров. Интересно, что ножки модели могут фиксироваться под разными углами: 24, 55 и 80 градусов. Несмотря на выдвигающиеся ножки, конструкция очень устойчива.

Vanguard Alta+204 AP снабжен съемной 3D-головкой. Ножки состоят из 4 секций, что делает штатив слегка неустойчивым после нескольких лет использования. Максимальная нагрузка – 2 килограмма.

Выбор треноги – важный момент в профессиональной деятельности фотографа. Поэтому во время подбора такого аксессуара следует учитывать несколько характеристик. Одной из важнейших особенностей является возможная нагрузка. Для этого покупателю следует взвесить свою камеру и подобрать к ней треногу в зависимости от ее веса.

Также для комфортного использования аксессуара потребуется измерить свой рост и подобрать соответствующую ему конструкцию за вычетом 10-11 сантиметров. Также при подборе требуется обратить внимание на устойчивость, которая обеспечивается весом, количеством секций в ножках, материалом. Одной из важнейших частей треноги является головка, которая бывает съемная и несъемная. Удобство съемной головки заключается в возможности ее замены.

Обычно профессиональные фотографы при покупке трипода для фотоаппарата Canon призывают обращать внимание на его стандартные характеристики, а именно на его массу, устойчивость, высоту съемки, тип замков, необходимый для фиксации штативных ног в заднем положении, тип головки, соотношение цены и качества.

Первым делом требуется обратить на вес приспособления. Стоит учесть, что чем больше масса, тем устойчивей будет держаться конструкция, то есть при ветре будут отсутствовать вибрации и снимки получатся качественней. Однако тяжелый трипод очень сложно постоянно носить с собой. Оптимальным весом считается 1.5-2 килограмма.

Второй важной характеристикой является устойчивость. Многие профессионалы утверждают, что у хороших конструкций должна отсутствовать центральная колонна, так как она вызывает вибрации при съемке. Однако у этого элемента есть и свои плюсы, например, центральная колона может быть выкручена и перевернута вниз ногами, что позволяет снизить до минимума высоту съемки.

В этом видео показано как выбрать штатив? Купить штатив для фотоаппарата. Нужные характеристики.

Высота приспособления должна соответствовать росту фотографа для выполнения качественных снимков , если ваш фотоаппарат не оснащен поворачивающееся головкой.

Как подобрать штатив для фотоаппарата Canon: остальные характеристики

Среди остальных характеристик для удачного подбора треноги для Canon выделяют следующие.

  1. Тип защелок, располагающихся на ножках. По отзывам большинства профессионалов, самым удобным вариантом считаются защелки. Многие профессиональные устройства снабжены цанговыми зажимами, которые отличаются более привлекательным видом, но меньшей удобностью.
  2. Количество секций в ножках трипода также играет роль. Стоит учесть, что чем их больше, тем конструкция становится подвижней, что дает возможность появления посторонних вибраций. Если же секций мало, аксессуар становится более жесткой конструкцией, но громоздкой в плане переноса.
  3. Шаровой тип штативной головки удобнее, чем 3D. Такой элемент позволяет с легкостью выравнивать горизонт, не прибегая к дополнительным манипуляциям. Поэтому целесообразней выбирать треногу с этим элементом. Для тяжелых моделей камер Canon лучше подбирать шар, диаметром в 5 сантиметров.

Чтобы подобрать оптимальный вариант трипода для камеры Canon фотограф должен определить лично для себя оптимальные параметры конструкции. Лучшим вариантом станет покупка устойчивого приспособления, однако в этом случае фотограф рискует приобрести проблему неудобного переноса громоздкого и тяжелого аксессуара.

Как выбрать штатив для зеркального фотоаппарата: производитель

Большинство моделей, представленных в магазинах, имеют китайскую природу сборки, что значительно сказывается на ее функциональности и качественности. Такое предложение связано с тем, что профессиональные фотографы редко обращаются к такому аксессуару, как трипод, опираясь исключительно на собственные силы. Это порождает низкий спрос на треноги, вследствие чего и происходит понижение предложения, так как крупные фирмы не желают терпеть убытки из-за конкуренции своей дорогостоящей продукции с более дешевыми китайскими аналогами.

По мнению профессионалов, при подборе такого аксессуара требуется отдавать предпочтение таким фирмам, как Feisol, GreenBean, Velbon, Benro, Continent, Sony, Slik, Gitzo, Manfrotto. Однако на полках российских магазинов представлен не полный ассортимент модельного ряда этих производителей.

В этом видео представлен обзор штативов. Обязательно оставляйте свои вопросы, пожелания и

Человеку, купившему фотоаппарат, понадобится штатив. На сегодняшний день существует большой выбор модификаций этого изделия. Есть в репертуаре магазинов штативы на любой кошелёк. Но не всегда нужно гнаться за дорогими треножниками, так как их характеристики не всегда оправданы ценовой категорией. На первый взгляд, параметры дорогих и дешевых штативов мало чем отличаются. Для каждого из них отведена приблизительно одинаковая весовая нагрузка. А все остальные различия скрыты в деталях.

Как правило, основа штатива изготовлена из алюминия, различия лишь в его толщине. Если слой алюминия массивнее, соответственно и вес самого треножника будет больше, чем у того, который изготовлен из тонкого слоя материала. И тут эта характеристика очень важна, поскольку вес штатива — важный критерий при выборе. Если фотограф нуждается в штативе для съёмок на выезде, ему пригодится лёгкое изделие.

У дорогого тренога есть и свои плюсы: он будет гораздо устойчивее лёгкого, бюджетного штатива. Владельцу не надо будет его подстраховывать, придерживая конструкцию. Это также увеличит мобильность фотографа.

Если же оператор будет снимать на улице, увесистый штатив сделает его съёмку гораздо качественнее, поскольку лёгкий треног будет шататься даже при лёгком порыве ветра.

При осмотре штативов нужно обратить внимание на крепление и фиксаторы. Их качество тоже зависит от материала, из которого они изготовлены. В более дорогих моделях они работают мягко и фиксируются без всяких усилий, чего нельзя сказать о бюджетных моделях, у которых есть ещё один недостаток – ржавчина фиксаторов, что приведёт к негодности штатива. Наконечники ножек у штатива в идеале должны быть резиновыми. Это сделает треножник более устойчивым и бесшумным в использовании. Лучше всего, если они будут сменными. Это очень удобно, тем более что некоторые производители устанавливают такие насадки как на дорогих, так и на дешёвых моделях.

Ещё одна деталь, которая используется во всех моделях штативов — это выдвижная штанга, регулирующая высоту фотоаппарата. Разница между ними заключается лишь в материале, из которого они сделаны. В более дорогих моделях штанга выполнена из металла, а в дешёвых из пластика. В работе это отражается лишь на эстетике. Металлическая штанга красивее на вид и приятнее на ощупь.

А вот ручка подъёмника будет работать точнее, если сделана из металла.

Строже всего нужно подойти к характеристикам головки штатива – она должна быть металлической и съёмной. Заменить литую пластиковую головку в случае поломки будет невозможно. Такими головками обычно оснащаются дорогие модели.

Дорогие штативы более комфортны в использовании. Их движения при установке плавные, отсутствуют люфты при прокручивании головки, а крепёж фотоаппарата оборудован дополнительным винтиком. Это необходимо для крепления некоторых моделей фотоаппаратов Nikon и Canon.

Дорогие модели идеально подходят для зеркальных фотоаппаратов профессионалов, которые планируют ежедневно и подолгу использовать штатив. Качество этого изделия влияет на комфортность работы фотографа, и, соответственно, на продуктивность его работы. Поэтому профессионалу лучше накопить деньги на дорогой штатив, чем мучатся с бюджетником.

Для домашней и любительской съёмки даже любительскими компактами будет достаточно и бюджетной модели.

На что обратить внимание при выборе?

Для каких бы целей ни планировалась покупка, лучшие штативы должны иметь такие характеристик:

  1. Штатив должен быть подобран под рост фотографа, чтобы не пришлось припрыгивать к фотоаппарату или же, наоборот, приседать к нему, чтобы отрегулировать съёмку.
  2. Стоит присмотреться на самую нижнюю позицию обзора камеры. Ведь может захотеться снимать невысокие объекты, например, цветы. Чем ниже доступен обзор, тем больше будет возможности для фантазий и творчества фотографа.
  3. Штатив не должен падать или шататься при любом дуновении ветерка или же легком прикосновении. Это может подпортить качество съёмки.
  4. Головка штатива должна сохранять устойчивость при разных нагрузках. А ещё лучше, чтобы была площадка для непосредственного крепления фотоаппарата. Очень удобно, если такая площадка съёмная. В комплекте к качественным штативам идут несколько площадок, разного назначения: для камеры, фотоаппарата, прочих нужд.
  5. На концах ножек треножника должны быть выдвигающиеся шипы. Они делают штатив устойчивее на неровной поверхности. Но такие шипы могут испортить половое покрытие, поэтому важно, чтобы в комплекте были сменные резиновые насадки.

В зависимости от конструкции существует несколько разновидностей штативов: монопод, мультипод, трансформер, штатив-пояс.


Штатив монопод

Монопод отличается своей мобильностью и простотой в использовании. Он хорошо подойдёт, например, для съёмок в концертном зале, где всегда очень мало места между креслами, или если нужно снять что-то очень быстро из-за скоротечности кадра: в музее, пещере на экскурсии с торопливым лектором или же тогда, когда с треногом просто некогда возиться. Обобщив, можно сказать, что такой штатив подойдёт только для оперативной съёмки. С моноподом используют несколько техник съёмки:

  1. Фотограф расставляет ноги на ширине плеч, и использует монопод как опору. Тем самым обеспечивая устойчивость всей конструкции.
  2. Фотограф поднимает монопод с фотоаппаратом над головой, чтобы снять объект, скрытый толпой людей, или другими помехами.
  3. И самая популярная нынче техника – для фотографирования себя любимого, или, как сейчас модно говорить, – «селфи».

Учитывая особенности съёмки моноподом, они нередко оснащены спусковым механизмом, который синхронизируется с фотоаппаратом.

Но классические моноподы для съёмки с земли и над толпой отличаются от моноподов для «селфи». Крепления штативов, в отличие от байонетов, универсальны и подходят к любым фотоаппаратом, будь то Кенон, Никон либо менее известные бренды. Поэтому существуют компании, специализирующиеся на выпуске штативов.

Хорошим выбором классического монопода будет модель G1 бренда Continent. Он состоит из четырёх алюминиевых секций с резиновым наконечником опоры.
Моноподы для «селфи», или, как их ещё называют, селфи-стики выпускаются не только для фотоаппаратов, но и для смартфонов. Поэтому нужно внимательно выбирать такой штатив по креплению. Хорошим выбором станет модель MPCOMPACT-BK фирмы Manfrotto, который оборудован струбциной на наконечнике, позволяющей закрепить любое устройство, начиная от смартфона, заканчивая видеокамерой.

Штатив мультипод

Этот вид штативов интересен тем, что он универсален при использовании. Если фотограф приобретет мультипод, в его арсенале появиться и монопод, и трипод. Эту возможность предоставляет конструкторная функция съёма ножек. Эта разновидность штативов очень интересная и многофункциональная.
Отличным решением для профессионала станет мультипод D-Lex LXFT-4550. Этот классический треножник состоит их трёх прочных алюминиевых секций. Его конструкция позволяет устанавливать фотоаппарат на высоту до 1560мм. Механический подъёмник упростит регулировку высоты в процессе съёмки. А виноградный цвет штатива придаст его владельцу индивидуальности.

Штатив-пояс

В таком варианте штатива самое главное достоинство — это полная независимость и мобильность оператора. Несмотря на то что таким видом штатива пользуются в основном для съёмок видеокамерой, фотографы такие гаджеты тоже держат в фаворитах. Стоит отметить, что такой вид штатива не сравнится с триподом в плане устойчивости, но выигрывает в сравнении с моноподом. Боди-под отлично подойдёт для съёмки не выше собственного роста, когда негде поставить мультипод.

Конструкция боди-пода представляет собой матерчатый пояс с двумя ремнями, которые одеваются на плечи для дополнительной поддержки. Спереди к поясу крепится стержень штатива. Боди-под состоит из одной секции. Сам стержень не предназначен для непосредственного крепления камеры, а рассчитан на использование совместно с небольшим моноподом.
Например, боди-под Glidecam Body-Pod равномерно распределяет вес фотоаппарата благодаря удобно расположенным ремням, давая фотографу возможность отдохнуть от длительных съёмок. Данное устройство очень легко снять, что позволяет чередовать его использование с ручной съёмкой.

Как и в случае с фотоаппаратом, главное, чтобы штатив индивидуально подходил фотографу, был ему удобен и не мешал работе. Вопросу удобности нужно уделить наибольшее внимание при выборе этого устройства.

Придя в фотомагазин вы столкнетесь с широким выбором вариантов штативов. Они бывают самых разных форм, размеров, веса, и имеют массу аксессуаров и опций. Как выбрать штатив для фотоаппарата из множества предложенных вариантов? Вот шесть моментов, которые нужно иметь в ввиду:

1. Вес

Вес штатива следует рассматривать с двух позиций. Прежде всего, не забывайте, что вам (или кому-то ещё) предстоит носить его с собой. Если вы собираетесь брать штатив с собой в путешествие или очень помногу носить при себе - следует рассматривать облегченные варианты. Во-вторых, вес штатива имеет отношение к тому, что вы будете на него устанавливать. Если у вас компактная камера без аксессуаров - вам не понадобится тяжелый штатив, но если у вас зеркалка, вы используете большие объективы и вспышку - вам, возможно, придётся вложиться в более тяжелый штатив.

2. Устойчивость

Вес не всегда напрямую связан с устойчивостью. Если это возможно - протестируйте штатив со своей камерой. Полностью раскройте его чтобы посмотреть насколько он устойчив. Будет ли он прочно стоять в ветреный день? Пострадает ли он, если кто-то наткнется на него?

3. Фиксаторы ножек

Существует множество подходов производителей к механизму фиксации ножек штативов. Это во многом вопрос личных предпочтений, но пожалуйста выбирайте то, что будет легко использовать и подстраивать, и в тоже время это будет обеспечивать прочность и хорошую фиксацию с установленной полновесной камерой. Мне лично нравится защелкивающийся механизм, используемый в штативах Manfrotto (кажется у Bogen есть что-то подобное).

4. Количество секций ножек

Количество секций ножек штатива тоже имеет значение. Выберите вариант с двумя секциями и в сложенном состоянии у вас будет длинная штуковина при себе. С другой стороны с двумя ножками вам наверное придется меньше возиться с раскладыванием и фиксацией ног. Три секции позволят вам лучше складывать штатив (и есть мнение, что такая конструкция более прочна).

5. Высота

В зависимости от того, какого вида фотографии вы делаете, у вас могут быть разные требования к высоте. Решите заранее, какая максимальная высота вам потребуется, но также не забывайте проверить работу штатива на минимальной высоте и посмотреть насколько он велик в полностью разложенном состоянии. Я вообще предпочитаю, чтобы штатив имел такую максимальную высоту, на которой можно было бы работать с камерой не нагибаясь (нет ничего хуже, чем весь день провести в изогнутом положении, выстраивая свои снимки).

6. Штативные головы

Один из ключевых моментов в выборе штатива - это его стыковка с камерой. Существует множество вариантов и стоит заранее проработать этот вопрос для себя поскольку штативная головка не только держит камеру на штативе, но и определяет насколько гибким будет управление установленной на штативе камерой.

Я отдаю предпочтение штативным головкам, имеющим съемную площадку, позволяющую быстро забрать камеру в руки со штатива, а также мне хочется, чтобы головка обеспечивала максимальную гибкость в использовании камеры, установленной на штативе.

Существуют два основных типа штативных головок:

  • Шаровые - замечательны с точки зрения гибкости и поворота камеры, но я лично нахожу их несколько неудобными. У них очень гладкий ход и высокая чувствительность. Пример шаровой головки - Bogen - Manfrotto Midi Ball Head с быстросъемной площадкой RC2.
  • 3D-головки - замечательны для блокировки положения камеры и в целом более доступны по цене. С ними не так легко перемещать камеру и нужно привыкнуть к работе, но мне они больше нравятся. Пример такой головки - Bogen - Manfrotto 3029 3-Way Pan/Tilt Head.

Штативную голову можно купить как вместе со штативом в наборе, так и отдельно.

Надеюсь, что написанное выше поможет вам разобраться с подходящим для вас типом штатива. Если у вас уже есть штатив - смело добавляйте в комментариях свои советы по выбору и покупке и рассказывайте о своих предпочтениях в штативах и штативных опциях.

PS: Люди спрашивают меня, какой штатив я сам использую. Я всегда пользовался штативами и моноподами Manfrotto, хотя есть множество других хороших марок. Используемая мной модель уже не производится, так что я посоветую вам посмотреть рейтинг покупок штативов на Амазоне , чтобы узнать, что выбирают другие покупатели.

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...