Как выглядит бас гитара. Конструкция бас гитары. Варианты настройки бас-гитары


В году на основе своей электрогитары Telecaster , откликнувшись на просьбы многочисленных музыкантов по всему миру. До изобретения бас-гитары ее роль выполнял контрабас , техника игры на котором довольно сложна.

Техники игры на бас-гитаре

  • Апояндо - самая распространенная техника. Заключается в том, что большой палец кладется на звукосниматель или струну, а указательным и средним пальцами извлекаются звуки с опорой на предыдущую сыгранной струну. Некоторые виртуозные музыканты используют, помимо указательного и среднего, еще безымянный и даже мизинец.
  • Игра медиатором - тоже довольно популярная техника, при которой на бас-гитаре играют так же, как и на обычной гитаре .
  • Рэйкинг - звукоизвлечение одним указательным пальцем правой руки. Происходит от английского rake - "грабли". При этом палец скользит с более высокой струны на более низкую, таким образом одним движением извлекая несколько нот. Применяется для ускорения игры, данную технику активно использует Billy Sheehan .
  • Хаммер - техника, при которой звук возникает от сильного прижимания струны к грифу левой рукой (hammer on) и последующего отпускания ее с усилием (pull off).
  • Слайд - техника, также используемая на других гитарах . После извлечения звука правой рукой, левая рука скользит по грифу вверх и вниз, но не отпускает струну.
  • Слэп - особый перкуссивный прием. Как таковой, состоит из двух приемов - собственно slap и pop. Для того, чтобы сделать слэп, нужно резко ударить суставом большого пальца по струне. Pop представляет собою подцеп струны указательным пальцем правой руки. Данная техника характерна для музыкального стиля фанк . Наиболее известными виртуозами слэпа являются Victor Wooten и Flea из группы Red Hot Chili Peppers.
  • Тэппинг - особая техника, заключающаяся в извлечении звука за счет прижимания струны пальцем к грифу на нужном ладу. Известен также как двуручный тэппинг, поскольку звукоизвлечение осуществляется как правой, так и левой рукой. При этом щипок не производится, а звук происходит от ударов струн о лады, сродни приему хаммер .

Варианты настройки бас-гитары

Разные стили музыки требуют разный диапазон звучания, поэтому музыканты по-разному настраивают свои гитары. "Эталонным" строем является ми-строй E A D G (ми-ля-ре-соль ). Строи записываются от самой низкой по звучанию (четвертой) струны до самой высокой (первой).

Другие строи:

  • D#G#C#F# (ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез
  • D G C F (ре-соль-до-фа ) - все струны опускаются на тон.
  • C#F# B E (до-фа-си-ми ) - все струны опускаются на полтора тона.
  • C F A#D# (до-фа-ля-диез-ре-диез ) - все струны опускаются на два тона.

Ниже, как правило, струны не опускают, потому что они болтаются и мешают при игре. Также существуют так называемые Dropped-строи:

  • D A D G (ре-ля-ре-соль ) - четвертая струна опускается на один тон, остальные настроены по эталону.
  • C G C F (до-соль-до-фа ) - все струны опускаются на один тон, а четвертая еще на один.

В панк -музыке строй не опускают, а наоборот поднимают.

  • F A#D#G# (фа-ля-диез-ре-диез-соль-диез ) - все струны поднимаются на полтона.
  • F#B E A (фа-диез-си-ми-ля ) - все струны поднимаются на один тон.

Строй пятиструнной бас-гитары

  • B E A D G (си-ми-ля-ре-соль ) - эталонный строй. На си настраивается пятая струна.
  • A#D#G#C#F# (ля-диез-ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез ) - все струны опускаются на полтона.

Ниже опускать струны уже не имеет смысла, потому что ля субконтроктавы и ниже очень редко используется в музыке. Исключением является Fieldy - басист группы Korn, который опускает строй в "ля", используя для этого пятиструнную бас-гитару (практически именная серия Ibanez K5) и очень толстые струны.

Строй шестиструнной бас-гитары

  • B E A D G C (си-ми-ля-ре-соль-до ) - эталонный строй. Обратите внимание, что добавленная первая струна настраивается на до, а не на си, как вторая струна на акустической и электрогитаре.

Ответ от Boss.ua [новичек]
Разные стили музыки требуют разный диапазон звучания, поэтому музыканты по-разному настраивают свои гитары. «Эталонным» строем является ми-строй E A D G (ми-ля-ре-соль). Строи записываются от самой низкой по звучанию (четвертой) струны до самой высокой (первой) .
Другие строи:
D# G# C# F# (ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез) - все струны опускаются на полтона.
D G C F (ре-соль-до-фа) - все струны опускаются на тон.
C# F# B E (до-фа-си-ми) - все струны опускаются на полтора тона.
C F A# D# (до-фа-ля-диез-ре-диез) - все струны опускаются на два тона.
Также существуют так называемые Dropped-строи:
D A D G (ре-ля-ре-соль) - четвертая струна опускается на один тон, остальные настроены по эталону.
C G C F (до-соль-до-фа) - все струны опускаются на один тон, а четвертая на два.
В панк-музыке строй не опускают, а наоборот поднимают, но не всегда.
F A# D# G# (фа-ля-диез-ре-диез-соль-диез) - все струны поднимаются на полтона.
F# B E A (фа-диез-си-ми-ля) - все струны поднимаются на один тон.
Строй пятиструнной бас-гитары
H E A D G (си-ми-ля-ре-соль) - эталонный строй. На си настраивается пятая струна.
E A D G C (ми-ля-ре-соль-до) - альтернативная настройка для пятиструнной бас-гитары с добавлением не более низкой, а более высокой струны «до» из шестиструнного комплекта. Расширяет возможности для солирования в верхнем регистре, без ущерба для нижнего диапазона и неудобства, вызванного необходимостью глушить большое количество струн.
A# D# G# C# F# (ля-диез-ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез) - все струны опускаются на полтона.
A D G C F (ля-ре-соль-до-фа) - все струны опускаются на тон. Наиболее популярные группы, играющие в таком строе - Korn и Pantera
Строй шестиструнной бас-гитары
B E A D G C (си-ми-ля-ре-соль-до) - эталонный строй. Обратите внимание, что добавленная первая струна настраивается на до, а не на си, как вторая струна на акустической и электрогитаре.
Другие модификации бас-гитар
семиструнная бас гитара B E A D G C F (си-ми-ля-ре-соль-до-фа) - впервые появилась в 1987 году.
восьмиструнная, десяти- и двеннадцатиструнная бас-гитары - каждая из струн обычной четырёх или пятиструнной бас-гитары получает пару, настраиваемую на октаву выше (аналогично двенадцатиструнной акустической гитаре) , что создаёт особый акустический эффект. На двенадцатиструнной бас-гитаре струны идут даже не парами, а по три. Добавочная пара настраивается при этом вероятнее всего в унисон. кроме этого были отдельно выпущены варианты, обединяющие в себе 4 бас-гитарных и 6 гитарных струн на одном грифе и 11-ти и 12-тиструнные бас-гитары, покрывающие диапазон рояля.
Бас-гитара пикколо - как правило, шестиструнная бас-гитара, настроенная на октаву выше. Это может быть достигнуто за счёт более короткой мензуры или за счёт более тонких струн. Существуют наборы для пикколо, которые можно установить на обычный бас. В отличие от электрогитары бас пикколо не утрачивает того мясистого звука, присущего бас-гитаре, равно как и квартового строя. Один из ярких образцов такой бас-гитары можно услышать на альбоме Джона Патитуччи «One More Angel».
кроме этого существует ещё одна разновидность бас-гитары, специально приспособленная для техники «двуручный теппинг» , называемая стик. На ней установлены как бы два комплекта струн, самая низкая по середине и более тонкие по убыванию от середины к краям. Играют на нём, ударяя по струнам пальцем в области грифа, а не щипком, обеими руками одновременно. Это позволяет исполнять две мелодические линии одновременно, комбинируя их ритмически. По исполнению и звучанию схоже с партиями для фортепиано. Один из самых ярких исполнителей на этом инструменте - Тони Левин (King Crimson)

Предназначенная для игры в басовом диапазоне. Применяется во многих музыкальных стилях и жанрах в качестве аккомпанирующего и реже - сольного инструмента. Со времени своего появления в середине XX века стала одним из наиболее распространенных басовых инструментов, особенно в популярной музыке.

Партия бас-гитары в музыкальном произведении называется басовая партия или басовая линия, а исполнитель на бас-гитаре - бас-гитарист или басист.

Устройство, особенности бас-гитары

Основная область применения бас-гитары - современная популярная и джазовая музыка, в классической музыке бас-гитара используется реже обычной шестиструнной гитары. Роль бас-гитары в ансамбле также отличается от роли обычной гитары - бас-гитара чаще используется для аккомпанемента и ритмической поддержки, чем в качестве солирующего инструмента.

Звучит бас-гитара на октаву ниже , и настраивается по квартам (то есть каждая следующая открытая струна звучит на кварту ниже предыдущей), таким образом стандартная настройка бас-гитары совпадает с настройкой четырех басовых струн обычной гитары, только на октаву ниже. Диапазон обычной четырёхструнной бас-гитары составляет почти три октавы - от Ми контроктавы до Соль первой октавы.

Низкочастотные звуки из диапазона бас-гитары плохо звучат вместе, что обуславливает мелодический характер басовых партий. Гармонические гитарные приемы, такие как игра аккордами, интервалами, арпеджио и т. п. редко применяются при игре на бас-гитаре.

В отличие от остальных разновидностей гитар бас-гитара имеет следующие конструктивные особенности , обусловленные необходимостью получить более низкий диапазон звучания:

  • Большие размеры;
  • Увеличенная мензура (864 мм против 650 мм у );
  • Более толстые струны;
  • Уменьшеное число струн (наиболее распространены 4-струнные бас-гитары).

Исторически бас-гитара впервые появилась как и только затем был создан акустический вариант, в отличие от обычной гитары, где все было наоборот - сначала возникновение , а затем преобразование её в .

Происхождение, история бас-гитары

До изобретения бас-гитары, в качестве основного басового инструмента выступал - самый крупный акустический инструмент из семейства . Этот инструмент наряду с достоинствами обладал также рядом характерных недостатков, затруднявших его широкое применение в ансамблях популярной музыки начала XX века. К недостаткам относят крупные размеры, большую массу, вертикальное напольное конструктивное исполнение, отсутствие ладовых порожков на грифе, а также сравнительно небольшой уровень громкости.

Возрастающая в 20-х - 30-х гг XX века популярность джазовой музыки, распространение автомобильного транспорта, увеличивающего мобильность ансамблей, а также появление технологии электронного усиления звука породили потребность в басовом инструменте, лишенном недостаков . В указанный период времени многие фирмы, производящие музыкальные инструменты, начали эксперименты по созданию такого инструмента, которые, однако, не увенчались коммерческим успехом.

Среди изобретений того времени заслуживают упоминания бас-мандолина Гибсон Мандо-бас (Gibson Style J Mando bass), производимая фирмой «Gibson» с 1912 по 1930 годы, а также инструмент американского музыканта и предпринимателя Пола Тутмарка Электронный бас Аудиовокс № 736 (Audiovox #736 Electronic Bass), созданный им в 1936 году и содержащий многие черты современной бас-гитары, например, сплошной деревянный корпус, горизонтальное расположение грифа и ладовые порожки.

В 1951 году американский изобретатель и предприниматель Лео Фендер, основатель фирмы «Фендер», выпустил бас-гитару «Пресижн» (Fender Precision Bass), разработанную им на основе его «Телекастер». Инструмент получил признание и быстро завоевал популярность. Идеи, заложенные в его конструкции стали фактическим стандартом для производителей бас-гитар, а выражение «бас фендер» на долгое время стало синонимом для бас-гитары вообще. Позже, в 1960 году, Фендер выпустил еще одну, усовершенствованную модель бас-гитары - «Джаз бас» (Fender Jazz Bass), популярность которой не уступает «Пресижн».

Некоторое время фирма «Фендер» доминировала на рынке бас-гитар, пока конкурирующие фирмы разрабатывали и выпускали свои варианты. Один из ранних вариантов бас-гитары - выпущенная в 1955 году немецкой фирмой Hofner полуакустическая бас-гитара 500/1 (Hofner 500/1), имеющая форму . Позднее эта модель стала широко известной благодаря тому что ее избрал в качестве основного инструмента Пол Маккартни, бас-гитарист группы «Битлз». В 1950-х годах свои модели бас-гитар выпустили многие производители музыкальных инструментов, включая фирму «Гибсон», выпустившую басовые версии своих «СГ» и «Лес Пол».

С 60-х годов XX века с появлением рок-музыки, бас-гитара становится все более распространенным инструментом. Возникают новые разновидности - появляются и безладовая, увеличивается число струн, появляются гитары со встроенной активной электроникой, сдвоенными и строенными струнами и без головки грифа. Развивается также и техника игры на бас-гитаре - от гитары заимствуется тэппинг, подтяжка, появляются также специфические басовые техники, такие как слэп и игра флажолетами.

Техники игры на бас-гитаре

Пиццикато - самая распространенная техника. Заключается в том, что большой палец кладется на звукосниматель или струну, а указательным и средним пальцами извлекаются звуки. Некоторые виртуозные музыканты используют, помимо указательного и среднего, еще безымянный и даже мизинец.

Игра медиатором - довольно популярная техника, при которой на басу играют так же, как и на обычной .

Рэкинг - игра одним пальцем. Применяется в некоторых переходах, в которых использование двух и более пальцев отвлекает внимание басиста.

Хаммер-он - техника, при которой звук возникает от резкого и сильного прижимания струны к грифу левой рукой.

Пулл-офф - техника, при которой звук возникает от резкого «дергания» струны левой рукой. Получается как бы «съезжание» с зажатого лада.

Слайд - техника, также используемая на других гитарах. После извлечения звука правой рукой, левая рука скользит по грифу вверх и вниз, но не отпускает струну.

Слэп - техника, при которой звук извлекается с помощью двух приёмов: быстрого удара по струне, называемого слэп (slap) и подцепа струны снизу в направлении от корпуса инструмента, называемого поп(pop). Обычно эти два приёма чередуются при игре линии, но есть музыканты тяготеющие к какому-то одному приёму. Получаемое звучание довольно резкое, звенящее, хорошо артикулированое. Данная техника характерна для музыкального стиля фанк, но также используется и во множестве других стилей, в основном в качестве акцента в партии, но иногда и в чистом виде. Как пример музыканта, исполняющего партии слэпом можно назвать американского бас-гитариста Майкла Бальзари, известного как Фли из Рэд Хот Чили Пепперс (Michael Balzary aka Flea from Red Hot Chili Peppers).

Дабл-тампинг - техника игры такая же как и слэп, только выполняется в двух направлениях большим пальцем. Как пример великолепного владения данной техникой, можно назвать одного из лучших в мире бас-гитаристов - Виктора Вутена (Victor Wooten).

Тэппинг - особая техника, заключающаяся в прижимании струн к грифу пальцами. При этом щипок не производится, а звук происходит от ударов струн о лады. Играть тэппингом можно как одной рукой, так и двумя. В случае игры одной рукой техника аналогична хаммеру. При игре двуручным тэппингом звук извлекается также и другой рукой, при этом манера извлечения тоже аналогична хаммеру, но постановка руки, разумеется, иная.

Безладовая бас-гитара

Безладовые басы обладают особенным звуком , потому что из-за отсутствия ладов струну приходится прижимать прямо к дереву накладки. Струна, касаясь грифа, издает дребезжащий звук «муа», напоминая звучание .

Безладовый бас позволяет басисту использовать такие музыкальные приемы, как глиссандо, вибрато, а также игру с четверть-тональными интервалами. Некоторые бас-гитаристы используют на своих выступлениях как ладовый так и безладовый басы в соответствие с композициями, которые они исполняют. Несмотря на то, что безладовый бас часто используется в джазе и его разновидностях, на нем также играют и музыканты других направлений, например, басист из ныне не существующей метал-группы Death Стив ДиДжорджио.

Первый безладовый бас был сделан в 1961 году Биллом Ваймэном, который удалил с дешевого ладового баса лады. Впервые безладовый бас был поставлен на производство в 1966 году, и это был Ampeg AUB-1. А Фендер начал производство безладовых басов только в 1970 году. В начале 1970х, бас гитарист Джако Пасториус создал собственный безладовый бас, удалив лады у Фендера джаз баса, заполнив щели замазкой из дерева и покрыв гриф эпоксидной смолой.

Струны с плоской обмоткой (которые используются для контрабасов) иногда используются для безладового баса, так как струны с плоской обмоткой меньше портят накладку грифа. У некоторых бас-гитар накладка покрыта эпоксидной смолой, что делает накладку более долговечной, увеличивает сустейн и дает более яркое звучание. У некоторых безладовых басов есть линии-ориентиры, отмечающие лады, в то время как у других есть только отметки сбоку грифа.

Хотя в основном басы четырёхструнные, также бывают пяти-, шести- и даже семиструнные басы. Безладовые басы с более чем шестью струнами тоже существуют, но обычно они делаются на заказ.

Другие модификации бас-гитар

Семиструнная бас гитара B E A D G C F (си-ми-ля-ре-соль-до-фа) — впервые появилась в 1987 году.

Восьмиструнная , десяти — и двеннадцатиструнная бас-гитары — каждая из струн обычной четырёх или пятиструнной бас-гитары получает пару, настраиваемую на октаву выше (аналогично двенадцатиструнной акустической гитаре), что создаёт особый акустический эффект. На двенадцатиструнной бас-гитаре струны идут даже не парами, а по три. Добавочная пара настраивается при этом вероятнее всего в унисон. кроме этого были отдельно выпущены варианты, обединяющие в себе 4 бас-гитарных и 6 гитарных струн на одном грифе и 11-ти и 12-тиструнные бас-гитары, покрывающие диапазон рояля.

Бас-гитара пикколо — как правило, шестиструнная бас-гитара, настроенная на октаву выше. Это может быть достигнуто за счёт более короткой мензуры или за счёт более тонких струн. Существуют наборы для пикколо, которые можно установить на обычный бас. В оличае от бас пикколо не утрачивает того мясистого звука, присущего бас-гитаре, равно как и квартового строя. Один из ярких образцов такой бас-гитары можно услышать на альбоме Джона Патитуччи «One More Angel».

Кроме этого существует ещё одна разновидность бас-гитары, специально приспособленная для техники «теппинг», называемая стик . На ней установлены как бы два комплекта струн, самая низкая по середине и более тонкие по убыванию от середины к краям. Играют на нём, ударяя по струнам пальцем в области грифа, а не щипком, обоими руками одновременно. Это позволяет исполнять две мелодические линии одновременно, комбинируя их ритмически. Это звучит очень необычно. Один из самых ярких исполнителей на этом инструменте — Тони Левин (King Crimson).

Другие варианты строя бас-гитара

Разные стили музыки требуют разный диапазон звучания, поэтому музыканты по-разному настраивают свои гитары. «Эталонным» строем является ми-строй E A D G (ми-ля-ре-соль). Строи записываются от самой низкой по звучанию (четвертой) струны до самой высокой (первой).

Другие строи:

  • D# G# C# F# (ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез) - все струны опускаются на полтона.
  • D G C F (ре-соль-до-фа) - все струны опускаются на тон.
  • C# F# B E (до-фа-си-ми) - все струны опускаются на полтора тона.
  • C F A# D# (до-фа-ля-диез-ре-диез) - все струны опускаются на два тона.

Ниже, как правило, струны не опускают, потому что они болтаются и мешают при игре.

Также существуют так называемые Dropped-строи:

  • D A D G (ре-ля-ре-соль) - четвертая струна опускается на один тон, остальные настроены по эталону.
  • C G C F (до-соль-до-фа) - все струны опускаются на один тон, а четвертая на два.

В панк-музыке строй не опускают, а наоборот поднимают (но не всегда):

  • F A# D# G# (фа-ля-диез-ре-диез-соль-диез) - все струны поднимаются на полтона.
  • F# B E A (фа-диез-си-ми-ля) - все струны поднимаются на один тон.

Строй пятиструнной бас-гитары:

  • H E A D G (си-ми-ля-ре-соль) - эталонный строй. На си настраивается пятая струна.
  • E A D G C (ми-ля-ре-соль-до) - альтернативная настройка для пятиструнной бас-гитары с добавлением не более низкой, а более высокой струны «до» из шестиструнного комплекта. Расширяет возможности для солирования в верхнем регистре, без ущерба для нижнего диапазона и неудобства, вызванного необходимостью глушить большое количество струн.
  • A# D# G# C# F# (ля-диез-ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез) - все струны опускаются на полтона.
  • A D G C F (ля-ре-соль-до-фа) — все струны опускаются на тон. Наиболее популярные группы, играющие в таком строе — Korn и Pantera.

Строй шестиструнной бас-гитары:

  • B E A D G C (си-ми-ля-ре-соль-до) - эталонный строй. Обратите внимание, что добавленная первая струна настраивается на до, а не на си, как вторая струна на акустической и электрогитаре.

В 2002 году шведская группа Meshuggah начала использовать ещё более пониженный строй (F#) и 8-струнные гитары фирмы Ibanez. Поэтому появилась необходимость создания более пониженного строя для бас-гитары. Фредрик Тордендаль, гитарист группы, который записывал партии баса на альбоме Nothing (2002), настраивал бас на октаву ниже своей гитары. Позже, на альбомах Catch 33 (2005) и obZen (2008) строй был опущен ещё на целый тон. 8-я струна гитары у гитаристов группы звучит как 4-я струна у стандартно настроенного баса. Соответственно, бас звучит ещё на октаву ниже.

Фирмой Warwick разработана модель 4-струнной бас-гитары «Vampyre Dark Lord», которая выпускается серийно, предназначенная для игры в пониженном строе F#. Модель имеет увеличеную мензуру (35 дюймов), улучшенные активные звукосниматели MEC J/TJ, активный трёхполосный эквалайзер, дека и гриф инструмента сделаны из специальных пород дерева: дека из ованкола с топом из французского ясеня, гриф из ованкола с накладкой из венге, которые придают инструменту мощнейшее звучание в сверхнизком регистре. Для этой модели используются специальные струны из нержавеющей стали Warwick Black Label strings «Dark Lord» (40250DL): .085″ (A), .105″ (E), .135″ (B), .175″ (F#).

Видео: Бас-гитара на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники.

Учиться играть на бас-гитаре – отличный способ дополнить свою жизнь ритмами музыки. Несмотря на то, что освоение нового инструмента может показаться непростой задачей, вы поймёте, что это стоит того, самостоятельно изучив азы мастерства.

Шаги

Выбираем бас-гитару

    Количество струн. Бас-гитара может быть почти любых формы и цвета и в то же время звучать потрясающе. Тем не менее, важно выбрать модель с количеством струн, соответствующим вашим способностям. Новичку лучше всего начать с классической четырехструнной бас-гитары.

    Длина мензуры. Мензура – это расстояние от бриджа до верхнего порожка грифа, иными словами длина натянутых струн. Чем больше мензура, тем более глубокое и сочное звучание имеет гитара. На гитаре с маленькой мензурой будет легче научиться играть, но звучание будет уступать в глубине.

    Ладовый или безладовый бас. Лад – это пространство между металлическими порожками на грифе гитары. Лады обозначают ноты, которые можно сыграть на струне, они имеются на грифе каждой гитары. Тем не менее, если вы покупаете бас-гитару, у вас есть выбор между ладовой и безладовой гитарой.

    Материал изготовления. Бас-гитары делают из множества различных материалов, включая разные типы твердых и мягких сортов дерева, композитные и синтетические материалы. Каждый определенный материал придаёт гитаре не только отличный от других вид, но и характерное звучание.

    Усилитель для бас-гитары. Чтобы слышать себя во время игры на бас-гитаре, вам нужно будет подключать ее к усилителю. Усилительная система состоит из трёх элементов: усилитель сигнала, предусилитель и динамик. Самый удобный вариант – купить комбоусилитель. Несмотря на то, что «комбики» уступают полноценным усилительным системам в громкости, для начинающего басиста они подойдут лучше всего.

    Учимся играть на бас-гитаре

    1. Правильное положение гитары . Для наилучших результатов при исполнении важно, чтобы гитара находилась в правильном положении. Всегда используйте гитарный ремень, который будет надежно удерживать бас-гитару, в то время как вы будете сфокусированы на звукоизвлечении.

      Настройка бас-гитары. Стандартный строй четырехструнной бас-гитары - E-A-D-G, где E – нижняя струна, а G – верхняя. Вы можете научиться настраивать гитару на слух или настроить ее, подключив к электронному тюнеру, что дает более точный и быстрый результат. Для изменения высоты звучания струны используйте колковый механизм.

      Звукоизвлечение. На бас-гитаре, в отличие от других гитар, играют по большей части щипком, нежели «боем». Важно уделять особое внимание звукоизвлечению, чтобы улучшить качество исполнения. В зависимости от музыкальных предпочтений на бас-гитаре играют также перебором или медиатором, как на обычной гитаре.

      • Следите за длиной ногтей, они должны быть подстрижены коротко. Слишком длинные ногти будут задевать струны при игре, что повлияет на звучание.
      • Перебирайте струны, используя два пальца, чтобы увеличить эффективность. Поочерёдно играйте указательным и средним пальцами. Неважно, с которого из них вы начнёте, главное при этом придерживаться постоянной скорости и ритма.
      • Играйте ближе к грифу, если вам нужен более ровный, теплый звук. Играя ближе к бриджу, вы добьетесь более звонкого звука. Придерживайтесь одной зоны при игре, не перемещаясь ближе или дальше от грифа.
      • Перебирайте струны подушечками пальцев. Не дергайте и не тяните струны, это не создаст приятного эффекта. Если хотите, чтобы музыка звучала громче, увеличьте громкость на усилителе, а не пытайтесь дергать струны сильнее.
    2. Заглушайте струны, на которых не играете. Чтобы звук был чистым, а ноты, которые вы играете, не смешивались, необходимо заглушать неиспользуемые струны пальцами.

      Основной тон. Основной тон (или корневая нота) – это нота, от которой строится аккорд. Чтобы сыграть аккорд, используется сразу несколько струн, а основной тон – это нота, дающая название аккорду. Как правило, на бас-гитаре начинают играть именно корневые ноты аккордов.

      Октавы. Вся западноевропейская музыка состоит из 12 нот, каждая из которых может звучать выше или ниже. Интервал между одной и той же нотой, звучащей выше или ниже, называется октавой.

      Научитесь чередовать корневые ноты с квинтами. Когда вы освоите корневые ноты, научитесь также играть квинты. Квинта – это нота, стоящая на пять ступеней выше от основного тона. На начальном этапе при аккомпанировании другому инструменту будет полезно уметь сочетать корневые ноты и квинты. К счастью, найти квинту довольно просто.

      Держите ритм. Самая важная обязанность хорошего басиста – сохранять ритм в музыке. Бас, несомненно, придаёт любому произведению цельность звучания, но основная его задача – держать ровный ритм. Когда вы научитесь правильно извлекать ноты, поработайте над умением держать ритм.

      Занимайтесь регулярно. Лучшим советом для любого, кто пытается освоить новый инструмент, будет регулярная практика. Сложно будет достичь совершенства, уделяя упражнениям по несколько минут в неделю. А ежедневные занятия по 10-20 минут не только помогут вашим рукам привыкнуть к инструменту, но и поспособствуют улучшению качества вашего исполнения со временем.

    Продолжаем обучение

      Научитесь читать табулатуры . Табулатура – это простая система музыкальной нотации, которая будет вам полезна, если вы не умеете читать ноты. Так как многие люди не знают нотной грамоты, использование табулатур становится все более популярным.

      Начните учить гаммы. Как бы ни были скучны гаммы, они в действительности очень важны для развития серьёзного музыканта. Упражнения с гаммами помогут вам разработать скорость и подвижность пальцев, а также научиться солировать и импровизировать.



История создания бас гитары достаточно широко известна. Несмотря на попытки, начавшиеся еще в начале 30-х годов ХХ го века, лавры «отца основателя» получил, заслуженно, великий Лео Фендер. Его Fender Precision Bass и Jazz Bass с 1951 года до сих пор являются синонимом бас гитары. Дека - ольха, кленовый гриф, 20 ладов. На первых экземплярах даже устанавливался упор под струнами снизу. Предполагалось, что играть будут большим пальцем. Практика это опровергла.

Какое-то время всех все устраивало, но наступила эра стремительного развития музыки. Появились THE BEATLES. Рок вышел на стадионы и открытые пространства. Требовалось больше звука. Бас стал теряться на фоне гитар и при максимальной громкости на больших площадках, бас больше не «качал». Исчез низкочастотный «пинок». Методом проб и ошибок на принципах трансформатора была внедрена активная электроника. Стали появляться разнообразные типы и калибры струн.

Доподлинно неизвестно, но официально считается, что первым, кто придумал безладовый бас, был Билл Вайман. В 1961 году он собственноручно вытащил лады из дешевого, купленного на распродаже инструмента. В начале 70-х свой собственный безладовый бас изготовил Жако Пасториус, хотя безладовая бас гитара поступила в продажу с 1966 года.

Особенности безладового баса в том, что струна прижимается непосредственно к дереву накладки, поэтому, чтобы избежать преждевременного износа и повреждения древесины, накладку грифа покрывают слоем эпоксидки, и используют плоские струны. Звучит инструмент певуче по контрабасному, позволяет использовать приемы игры глиссандо, вибрато, играть четверть тонами, что требует хорошего музыкального слуха.

Рост мастерства и амбиций музыкантов требовало расширения звукового диапазона. Количество ладов возросло до 24-х (ровно две октавы). Дальнейшее развитие джаза, появление арт-рока, рок-прогрессив, изобретение направлений сверх тяжелого и сверх техничного металла повлияло на увеличение количества струн до шести и более.

Шестиструнники потребовали новых инженерных решений. Чтобы компенсировать огромную силу натяжения, грифы, для прочности, состоят из трех, пяти, шести и более кусков древесины разной плотности, склеенных вместе. Многие производители устанавливают два анкерных стержня.

Конкуренция заставляет искать звук. Комбинация сортов дерева, способ крепления грифа, новые материалы. Были попытки изготовить грифы и накладки из металлических сплавов. Фирма Hohner выпускает безголовые бас гитары полностью из композитов и пластиков.

Какие еще бывают бас гитары

  • Многострунные бас гитары. Восьми, десяти, двенадцати струнные бас гитары. Имеют парные струны, настроенные в унисон, по типу акустических гитар.
  • Чудовищные монстры, имеющие полный набор гитарных и басовых струн. Диапазон полностью покрывает рояльный.
  • Бас гитары пикколо. Шести струнные бас гитары, звучащие на октаву выше. Почти гитара, но сохраняет бархатный, плотный, басовый низ.
  • Лидер группы Manowar Джое Ди Майо пошел еще дальше: по его заказу был изготовлен четырехструнный бас с узким грифом, маленьким расстоянием между струнами, короткой мензурой, тремя звукоснимателями и тонкими струнами, специально для скоростной медиаторной игры.
  • Специальные модели бас гитар, заточенные для игры теппингом.
  • Конрад Лант из Venom использовал на концертах Jazz Bass, не имеющий ладов выше 9 го.
  • Двух грифовые бас гитары, по аналогии с гитарами. Два грифа имеют разную настройку, например ладовый и безладовый, или же четырех и пяти струнные. Несмотря на большой вес, очень удобно использовать на концертах. Как правило, многие производители предлагают такие инструменты мелкосерийно или на заказ. Такие бас гитары Rickenbacker активно используют Гедди Ли из Rush и Крис Сквайер из Yes. Встречаются гибриды соло и бас гитары в одном корпусе.


Статьи для гитаристов:

  • История бас гитары и низкочастотных инструментов в целом

Аппликатуры аккордов:

  • История бас гитары и низкочастотных инструментов в целом
  • Роман Виталиевич («Маруся-русак»): от новичка до мастера
  • Выбираем металлические струны для акустической гитары

Выбор редакции
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...

Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...

Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...

Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...
Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...
Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...