Какую роль записи Печорина играют в раскрытии его характера? (17.1). “Дневник Печорина” сочинение Зачем автор дает предисловие к журналу печорина


В 1838 году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над «Героем нашего времени», опираясь на свои кавказские впечатления. В процессе создания произведения «Бэла» и «Тамань» были опубликованы в виде отдельных повестей. При публикации «Фаталиста» в «Отечественных записках» редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать «собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных». Завершился анонс многообещающими были опубликованы в виде отдельных повестей. При публикации «Фаталиста» в «Отечественных записках» редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать «собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных». Завершился анонс многообещающими словами: «Это будет новый, прекрасный подарок русской литературе». Итак, читатели ждали сборник повестей и автор изначально, видимо, не задумывал своё произведение как целостное и связное повествование. В 1840 году роман «Герой нашего времени» увидел свет. Повести, вошедшие в него, имели сплошную композиционную структуру.

Психологическая сложность центрального образа определила композиционное строение произведения. Лермонтов постепенно знакомит читателя со своим героем, всё глубже раскрывая перед нами душу Печорина, всё сильнее нас заинтересовывая.

Композиция кроме сюжета вбирает в себя и другие составляющие произведения. Важным моментом в раскрытии композиции «Героя нашего времени» является и то, кто рассказывает о происходящем. Смена рассказчика позволяет Лермонтову более глубоко и всеобъемлюще раскрыть внутренний мир героя.

Мы знакомимся с Печориным в «Бэле». Рассказывает о герое Максим Максимыч - штабс-капитан, прослуживший с ним год на Кавказе. Максим Максимыч человек добрый, но понять Печорина он не в состоянии. Единственное, что он может сказать о нём, это: «славный малый», «но с большими странностями». Максим Максимыч и Печорин чужды друг другу. Перед нами люди разных эпох, разного мироощущения. Максим Максимыч - старый служака, беспрекословно выполняющий любые приказы начальства, не умеющий и не желающий рассуждать.

Иное дело Печорин. В «Бэле» он скрытен, потому непонятен штабс- капитану. Печорин напоминает романтического героя. История его трагической любви, разочарованность, тоска поражают добродушного Максима Максимыча, но разгадать душу своего подчинённого он не может.
Читатель заинтересован, но делать выводы о характере героя ещё рано. Автор передаёт право рассказать о Печорине проезжему офицеру, от лица которого ведётся повествование романа. Это человек, явно понимающий Печорина, они люди одного поколения, люди одного круга. Мы вполне доверяем его суждениям и потому внимательно вчитываемся в его слова.

Перед нами предстаёт психологический портрет героя. Подробно описывая внешность, повествователь пытается понять характер Печорина. Особое внимание рассказчик уделяет глазам: «Они не смеялись, когда он смеялся!..» Он хочет узнать, что скрывают они, и потому с радостью берёт у Максима Максимыча записки Печорина.

Ореол таинственности не исчезает, хотя мы уже многое узнали о герое. Автор предоставляет самому Печорину рассказать о себе. Роман продолжает «Журнал Печорина», его предваряет предисловие повествователя. Здесь мы читаем важные слова: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать моё мнение о характере Печорина? Мой ответ - заглавие этой книги». Итак, Печорин - герой своего времени, личность типичная, лицо эпохи. Однако глубоко понять его поможет только исповедь самого героя.

«Журнал Печорина» - это своего рода «роман в романе». «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» - «история души человеческой, следствие наблюдений ума зрелого над самим собою». Исповедальный характер дневниковых записей роднит роман Лермонтова с его лирикой. Жажда жизни, поиск истинных ценностей, смысла человеческого существования порой приобретает в личности Печорина жёсткие и жестокие формы. Разочарованность, скука, страдание - спутники его жизни и жизни людей, связавших с ним свою судьбу.

Заключительная глава «Фаталист» на первый взгляд кажется лишней, выпадающей из закономерного развития романа. Но на самом деле в «Фаталисте» заключена важнейшая мысль повествования, к ней постепенно вёл нас автор. Печорин переходит от самооценки к размышлению о своём поколении. Каковы же его мысли? Здесь Лермонтов говорит о том, о чём кричал он в «Думе», что не давало ему покоя всю жизнь, - о горькой судьбе своего поколения: «… мы… жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха… мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению…»

«Фаталист» возвращает нас в крепость, где произошла трагедия с Бэлой. Круг замкнулся. «Кольцевая» композиция подчёркивает обречённость героя. Печорин пытается решить самый сложный вопрос: насколько человек волен распоряжаться своей судьбой. «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?» Таким образом, в романе рассматриваются социальные, нравственные и философские проблемы. Психологически точно даётся картина взаимоотношений общества и личности.

    Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является итоговым произведением творчества писателя. В нем нашли отражения проблемы, глубоко волновавшие автора, а также его современников. Их спектр крайне широк, это обстоятельство определило глубокую и...

    «Герой нашего времени» принадлежит к тем явлениям истинного искусства, которые, занимая... внимание публики, как литературная повесть, обращаются в вечный капитал, который с течением времени все более и более увеличивается верными процентами. В. Г....

    И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Эти лермонтовские строки как нельзя лучше характеризуют «героя своего времени» - Печорина. В...

    Приходило ли вам в голову, анализируя характер и поступки Григория Александровича Печорина, героя своего времени, взглянуть на женские образы романа не как на фон, делающий образ главного героя ярче и полнее, а как на самостоятельное явление, на героинь...

Значение журнала Печорина в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".

  1. В романе Лермонтова композиция и стиль подчинены одной задаче: как можно глубже и всестороннее раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни. История души человеческой, как заявляет автор в Предисловии к Журналу Печорина, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она.. . писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление.
    Образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего его самораскрытия. Вот почему роман Лермонтова четко делится на две части; каждая из этих частей обладает внутренним единством. Первая часть знакомит читателя с героем приемами внешней характеристики. Вторая часть подготавливается первой. В руки читателя попадает Журнал Печорина, в котором он рассказывает о себе в предельно искренней исповеди.
    После встречи автора с Печориным во Владикавказе в руки автора попадают его записки. В Предисловии к Журналу Печорина автор сообщает то, чего не мог бы сообщить сам Печорин: Печорин умер, возвращаясь из путешествия в Персию. Так обосновывается право автора на публикацию Журнала Печорина, состоящего из трех повестей: Тамань, Княжна Мери и Фаталист.
    В повестях Журнала Печорина, написанных от первого лица, появляется третий рассказчик, третье по счету авторское я сам Печорин, судьбой которого читатель заинтересовался еще в рассказе Максима Максимыча и значительность которого оценил по портретной характеристике, данной наблюдательным автором. И вот умный, скрытный Печорин, умеющий точно определить каждую мысль, всякое душевное состояние как самого себя, так и своих собеседников, с беспощадной откровенностью рассказывает о своей жизни, о глубокой неудовлетворенности собой и всем окружающим. В самоанализе, в рефлексии (по терминологии Белинского) сила и слабость Печорина, отсюда его превосходство над людьми, и в этом одна из причин его скептицизма, разочарованности.
    Стиль Журнала Печорина во многом близок к стилю авторского повествования в Бэле и Максиме Максимыче. Еще Белинский отмечал: хотя автор и выдает себя за человека, совершенно чуждого Печорину, но он сильно симпатизирует с ним, и в их взгляде на вещи удивительное сходство.
    При всем стилистическом единстве Журнала Печорина каждая из трех повестей, составляющих этот Журнал, имеет свою историко-литературную генеалогию.
    Тамань остросюжетная и вместе с тем самая лирическая повесть во всей книге по-новому и в реалистической манере продолжает традиции романтических разбойничьих повестей; вместе с тем в эту маленькую повесть вплетается распространенный в романтической балладе мотив русалки, ундины, но и он переведен в реальный жизненный план: ундина превращается в обольстительную контрабандистку.
    Л. Ф. Зуров отметил сюжетную близость Тамани к рассказу Жорж Санд LOrco. Этот рассказ Жорж Санд был напечатан в Revue des deux mondes в XIII томе 1 марта 1838 года. Лермонтов следил за этим изданием и, можно сказать с уверенностью, знал рассказ Жорж Санд.
    У Жорж Санд дело происходит в находящейся под австрийским владычеством Венеции. Заговорщики, мечтая об освобождении родного города, ведут безжалостную борьбу с австрийцами. Отважная венецианская красавица завлекает ночью молодых офицеров в свою гондолу и топит их в море. О ее гондоле в Венеции многие знают, даже австрийские пограничники видели ее, но считают лодкой контрабандистов. О контрабандистах Жорж Санд упоминает дважды. Во время ночной прогулки молодой австрийский офицер встречает ночную красавицу; как и девушка в Тамани при первой встрече с молодым русским офицером, она поет песню, как бы не замечая его, и т. д. При всей сюжетной близости к рассказу Жорж Санд по идейному замыслу, по отношению автора к воспроизводимой действительности Тамань представляет полную противоположность и этой, и другим романтическим новеллам предшественников Лермонтова.

Что мы узнаем о характере Печорина из главы "Журнал Печорина"? и получил лучший ответ

Ответ от Alexey Khoroshev[гуру]
Журнал Печорина (в него входят «Тамань» , «Княжна Мери» , «Фаталист») раскрывает трагедию человека одаренного, активного, но обреченного на вынужденную бездеятельность. В своем дневнике герой очень честен, может быть, поэтому он вызывает к себе сочувствие и сострадание.
Первая запись - повесть «Тамань». Печорин повествует о происшедшем с ним событии в «скверном городишке» Тамани. Чередуются повествование о действиях героя и его размышления, но большую часть рассказа все еще занимает описание действия. Из этой новеллы мы узнаем, что Печорину вовсе не безразлична жизнь людей, он любит природу, любуется ею. Сюжет «Тамани» острый, развивающийся быстро, с элементами загадочности и таинственности. Загадочность - один из приемов композиции, в целом направленный на более углубленное раскрытие образа Печорина. Рисуя контрабандистов, автор записок высказывает свои личные взгляды, симпатии, склонности. Раскрыть переживания героя, его душевное состояние, отношение к происходящему помогает также пейзаж, являющийся не только реалистическим фоном действия, но и участвующий в его развитии. Герой тонко чувствует красоту природы, она для него источник радости, наслаждения и утешения.
Если в повестях «Тамань» и «Бэла» Печорин выступает в окружении простых людей, то в «Княжне Мери» он показан в типичной дворянской среде «водяного общества». Здесь мы узнаем о переживаниях, объясняющих действия Печорина. «История души» главного героя раскрывается с помощью психологического анализа. Если в «Тамани» Печорин находил мягкие, лирические, красивые слова для описания портретов и событий, то, показывая представителей «водяной знати» , он говорит словами грубыми, даже вульгарными, что совсем ему несвойственно. В обрисовке лиц большое место занимает портретная характеристика. Свое отношение к изображенным персонажам автор дневника подчеркивает подбором эпитетов и глаголов, передающих состояние или раскрывающих отдельные черты персонажа. Например, Печорин так описывает драгунского капитана: «он пожелтел, посинел». У второго секунданта Грушницкого он отмечает «пискливый голос». Речь драгунского капитана характеризует его как человека малокультурного и пошлого. Существенно во внешней характеристике персонажей и описание одежды. Особенности Грушницкого в манере одеваться подчеркиваются дважды. Об отсутствии вкуса у юнкера свидетельствуют эпитеты: «двойной лорнет» , «черный огромный платок». От Грушницкого не пахнет розовой помадой, а «несет» .
В «Фаталисте» полностью раскрывается душа Печорина. Поступки, описанные в этой повести, ничего нового в характере героя не выявляют. Поведение его доказывает, что жизнь свою он не считает главной ценностью. Но много нового мы узнаем из размышлений Печорина о силе предопределения, о цели его жизни. Здесь дается объяснение, почему герой смотрит «на страдания и радости других только в отношении к себе». Из предисловия к « Журналу Печорина » мы узнаем о его дальнейшей судьбе и о его смерти.
Действие «Героя нашего времени» перенесено на Кавказ, что освобождает автора от необходимости рассказывать полностью биографию Печорина и выяснять причины, заставившие его сюда попасть. Но из черновых рукописей романа известно, что Печорин был сослан.

Тема урока:

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера главного героя

Цель: проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина, ответить на вопрос: как в «Журнале Печорина» раскрывается внутренний мир героя?

Задачи:

1) Обучать критическому осмыслению (анализ, сопоставление) литературного произведения.

2) Формировать информационно-коммуникативную компетентность обучающихся.

3) Воспитывать самостоятельность, умение взаимодействовать в коллективе, культуру общения.

Оборудование: мультимедиа: презентация, отрывки из фильма

Ход урока:

Слайд 1.

1. Организационный момент.

На предыдущих уроках знакомились с темой, идеей, композицией романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Проанализировали первые главы романа. Сегодня, продолжая работу над романом, мы постараемся проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина, а также ответим на вопрос: как в «Журнале Печорина» раскрывается внутренний мир героя?

Откройте тетради, запишите тему урока.

Сегодня у нас с вами необычная форма работы - работа по группам. Группы предварительно получили задание по одной из глав «Журнала». Каждый ученик будет оценен в конце урока: на столах лежит лист оценивания, который заполняет ответственный в данной группе.

2. Блиц - опрос по содержанию романа. Создание мотивации.

Слайд 2-10

Итак, прежде, чем перейдем к работе по группам, давайте вспомним события и героев произведения.

Предлагаются фрагменты из романа с пропусками на месте географических названий.

Надо заполнить пробелы.

По отрывкам из романа нужно отгадать персонажа, о котором идёт речь.

Каждому предмету нужно найти хозяина.

3. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового

Слайд 11

Когда был написан роман?

(с 1838г., и через 2 года вышел отдельным изданием)

Какова проблематика произведения?

(Лермонтова интересуют проблемы личности и общества, человека и среды воспитавшей его, человека и судьбы, его представление о вере и предопределенности, проблеме поиска смысла жизни, свободе воли и необходимости).

3.1. Композиция (презентация Композиция)

Мы уже не раз отмечали необычность композиции. В чём она?

(Роман состоит из отдельных глав, расположенных не в хронологическом порядке).

Т.е. фабула не совпадает с сюжетом. Что такое СЮЖЕТ и ФАБУЛА?

Слайд 12

Фабула - воссозданные в произведении события, которые соединены временной последовательностью и логической, причинно-следственной связью.

Сюжет – это «художественно построенное распределение событий» (Б. В. Томашевский), совокупность сюжетных мотивов, данных в той последовательности и с той степенью полноты, которая необходима для реализации авторского замысла.

Иначе говоря, фабула представляет собой событийный костяк произведения, некий конспект, в котором одно событие закономерно вытекает из другого и не может быть пропущено без нарушения общей логики. Сюжет же является формой воплощения фабулы; рассказ о событиях может сопровождаться нарушением хронологической последовательности, убыстрением или замедлением темпа повествования, умолчаниями или, наоборот, художественной конкретизацией и детальной разработкой отдельных, наиболее важных с точки зрения автора моментов.

Назовите главы в сюжетном и хронологическом порядке.

Слайд 13-14

Почему в романе сюжет и фабула не совпадают? Случайно ли отказался Лермонтов от хронологического принципа в расположении повестей, вошедших в роман, от порядка их первоначальной публикации?

(Благодаря необычной последовательности, мы ПОСТЕПЕННО узнаём психологию героя и возникает объективный способ подачи образа Печорина: сначала он видится со стороны, в его внешних проявлениях (от 3-его лица – Максима Максимыча; от 2-ого лица – офицера-повествователя, а затем появляется СУБЪЕКТИВНЫЙ способ, в дневниковых записях (от 1-ого лица- самого Печорина). Все другие персонажи тоже объясняют так или иначе личность главного героя. Читатель невольно сопоставляет его с этими людьми и, сопоставляя, всё по-новому оценивает его и всё глубже постигает.)
Юрий Михайлович Лотман, литературовед, культуролог, пишет:

"Таким образом характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причём ни одно из отражений, взятое отдельно, не даёт исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создаёт сложный и противоречивый характер героя".

Слайд 15

Из чьих уст мы узнаем о судьбе главного героя?

(В романе три повествователя: Максим Максимыч, странствующий офицер и сам Печорин.)


3.2. Психологический портрет Печорина.

Давайте обратимся к главам романа, чтобы проследить, как раскрывается внутренний мир героя.

Герой в оценке Максима Максимовича.
- Кто нам представляет Печорина в главе "Бэла"?

(Печорин предстает перед читателем в рассказе Максима Максимовича, в его восприятии).

- Каким предстает Печорин в его рассказе? Найдите в тексте.

(Чтение фрагмента со слов : «Раз, осенью, пришел транспорт…» до слов «…богатый человек: сколько было у него дорогих вещиц»).

Можно ли доверять мнению Максима Максимовича? (Он не понимает того, что человек не всегда стремится обнажить свои чувства, не понимает причин «несчастного характера» героя. Считает, что причина этого – избалованность в детстве. Для него Печорин странен. А значит скрыт и загадочен для нас, читателей).

Герой в оценке второго рассказчика - странствующего офицера.

Кто нам представляет Печорина в главе "Максим Максимыч"?
(Продолжает повествование условный автор, "публикатор" дневника Печорина.)
- Что увидел странствующий офицер в облике Печорина?
(Внешность героя соткана из противоречий. Его портрет объясняет характер Печорина, свидетельствует о его усталости и холодности, о нерастраченных силах. Наблюдения убеждали рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека. Приведите примеры из текста.
("…стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни…"
"…он не размахивал руками - верный признак некоторой скрытности характера…"
"…он сидел, как сидит Бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала…"
"…его кожа имела какую-то женскую нежность…"
"…усы его и брови были чёрные - признак породы в человеке…"
"…О глазах я должен сказать ещё несколько слов.
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти".
"… имел одну из тех оригинальных физиогномий, которые особенно нравятся женщинам светским…").


- Таким мы видим Печорина глазами Максима Максимыча и странствующего офицера. Т.о., Лермонтов создаёт детализированный психологический портрет, первый в русской литературе.

3.3. Работа с термином

А что значит психологический портрет?

Слайд 16

Запись в тетрадь

Психологический портрет - это характеристика героя, где автор представляет в определённой последовательности внешние детали и сразу же даёт им психологическое и социальное толкование.

Какова его роль?

(Психологический портрет в отличие от словесного рисования даёт нам представление о внутренней сущности героя. Портрет героя объясняет характер героя, его противоречия, свидетельствует об усталости и холодности Печорина, о нерастраченных силах героя. Наблюдения убеждают рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека).

Понятен ли нам герой, ведь мы рассмотрели точку зрения и Максима Максимыча, и странствующего офицера?

Слайд 17

(Герой, безусловно, интересен. Чем более загадочен, тем более интересен. В Печорине чувствуется сильная индивидуальность, он наделён обаянием, но есть в нём и то, что настораживает читателя. Он одновременно и сильный и слабый, закалённый и изнеженный. Он способен бороться за любовь - и он же быстро остывает, не умеет любить долго. За увлечением у него быстро наступает охлаждение и ощущение сердечной пустоты.)

4. Анализ журнала Печорина

Где наиболее полно раскрывается внутренняя сущность героя?
(Если первые две повести по жанру - путевые записки (повествователь отмечал: "Я пишу не повесть, а путевые записки"), то следующие повести - это дневник Печорина - «Журнал Печорина», объясняющий загадки его характера.

4.1. Работа с термином

Слайд 18

Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души.

Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал…для себя», поэтому столь открыт в их описании.

Из каких частей состоит « Журнал Печорина»?
(Три главы романа – «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» – части «Дневника Печорина».)

Кто нам представляет героя?
(Слово получает сам герой, анализирующий себя с предельной степенью проникновенности и дающий возможность читателю заглянуть в его душу изнутри.)

5. Групповая работа

5.1. Работа с таблицей:

В ходе работы по группам отвечаем на вопрос: как в «Журнале Печорина» раскрывается внутренний мир героя? Результаты наблюдений заносим в таблицу по ходу обсуждения.

5.2.Анализ повести «Тамань»

Слайд 19

Итак, что же узнает читатель из «Тамани?» (сжатый пересказ ).
- Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»?

Просмотр эпизода из фильма: диалог слепого и девушки-ундины.

Подумайте, как в этом эпизоде проявляется характер Печорина?

Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов? (Печорин- деятельная натура. Здесь так же, как и в «Бэле», проявляется стремление героя приблизиться к первоначальным истокам бытия, миру, полному опасности, миру контрабандистов. Но Печорин понимает, что в среде «честных контрабандистов» невозможно обретение той полноты жизни, счастья, которой так жаждет его душа. В этом мире ему открывается своя прозаическая сторона, реальные жизненные противоречия).

Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере? (Наблюдение за встречей слепого и Янко вызывает в герое грусть, выявляет его способность сострадать герою . Печорину жаль обманутого мальчика. Он понимает, что спугнул «честных контрабандистов», жизнь их теперь изменится. Наблюдая за плачущим мальчиком, он понимает, что тоже одинок . Впервые на протяжении всей повести у него возникает ощущение единства чувств, переживаний, судеб .)

Почему активность героя приносит несчастье людям? С каким чувством герой произносит слова: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?» (Активность героя направлена на себя , она не имеет высокой цели, ему просто любопытно . Герой ищет настоящего действия, но находит его подобие, игру . Он досадует на себя за то, что вторгаясь в жизнь людей, не приносит им радости, он чужой в этом мире.)

Вывод:

Какие особенности характера героя раскрываются в повести “Тамань”?
(Показывает себя как человек действия . Решителен, смел , но активность его оказывается беспредметной. У него нет возможности предаться деятельности крупной, совершать поступки, о которых вспоминали бы, для которых Печорин чувствует в себе силы. Он растрачивает себя , ввязываясь в чужие дела, вмешиваясь в чужие судьбы, вторгаясь в чужую жизнь и расстраивая чужое счастье).

Что записали в таблицу?

В таблицу (Решительность, смелость, интерес к новому кругу людей, умение сострадать, надежда на романтическое приключение, авантюризм.)

5.3. Анализ повести «Княжна Мэри»

Слайд 20

В какой повести наиболее полно раскрывается духовный мир Печорина?
(Повести « Княжна Мери».)

Какое общество на этот раз окружает героя? Чем оно отличается от горцев, контрабандистов? (Среда, окружающая героя, - это люди, равные ему по социальному происхождению – представители светского общества).

Тогда почему произошёл конфликт между этим обществом и Печориным?
(Среди людей этого общества не было людей, равных ему интеллектуально. Для этих людей главным является не внутренний мир человека, а его внешность, чувства женщин скоротечны и неглубоки.)

Как вы думаете, почему герой так упорно добивается любви молодой девушки, княжны Мери, на которой никогда не женится?
(Печорин не всегда может разобраться в своих чувствах. «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы» .)

Как это характеризует Печорина?

(Можно отметить потребительское отношение героя к женщине, его эгоизм , даже жестокость . Печорин не считается с простыми истинами, что нужно думать о других людях, нельзя приносить им страдания. Печорин слишком любит себя , чтобы отказаться от удовольствия мучить других.)

Какие черты Печорина проявляются в нем во время последней встречи с Мери? (16 июня).

Прочитайте этот эпизод («Я стоял против нее» до слов «Я поблагодарил, поклонился почтительно и вышел»).

(Печорин здесь не играет. У него появились чувства, естественные для человека в этой ситуации – жалость, сострадание. Он хочет быть честным с Мери, поэтому прямо объясняет, что смеялся над ней и она за это должна презирать его. При этом самому Печорину нелегко).

Но так ли его душа черства? Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина билось сильнее обычного? Как вы думаете, способен ли Печорин любить?
(В любви Веры к Печорину есть та жертвенность, которой нет у Мери. Нежность Веры не зависит от каких бы то ни было условий. Чуткость сердца позволила понять Печорина со всеми его пороками и скорбью.

Чувство Печорина к Вере исключительно сильно, искренно. Это настоящая любовь всей его жизни. И все же для Веры он тоже ничем не жертвует, как и для других женщин. Напротив, разжигает в ней ревность, волочась за Мери. Но есть и разница: в своей любви к Вере он не только насыщает свою страстную потребность сердца и любви, не только берет, он и отдает часть самого себя.

Особенно это качество проступает в эпизоде безумной, отчаянной погони на бешено скачущем коне за безвозвратно уехавшей Верой. Зачитайте его.

Чтение эпизода.

Этот эпизод имеет глубокое символическое значение. Печорин навсегда потерял не только Веру, любимую женщину, но и надежду на будущее и любовь к людям.

Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?

("… я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный…" Настоящих друзей у Печорина нет.)

К чему может привести гордость, отсутствие друзей?
(Конечно же, к одиночеству).

Какую оценку даёт Печорин Грушницкому в начале знакомства? Почему Печорин столь непримирим в своём восприятии этого человека?

(Печорину неприятна манера Грушницкого произносить «готовые пышные фразы… производить эффект…». “Я его также не люблю, я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать”.)

Какую особенность характера Печорина мы можем выделить?
(Умение понять внутреннюю суть человека .)

- Как ведёт себя Печорин в сцене дуэли?
(Во время дуэли Печорин ведёт себя как человек
мужественный . Внешне он спокоен. Только пощупав пульс, Вернер заметил в нём признаки волнения . Детали описания природы, которые записал в дневнике Печорин, также выдают его переживания: “…там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал… ожидали своей добычи”.)

Испытывает ли герой торжество победителя?
(Печорину тяжело : “У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели… Вид человека был мне тягостен: я хотел быть один…”)

С какой целью автор вводит образ Грушницкого?
(Оттенить подлинную глубину и незаурядность главного героя. Грушницкий – карикатура на Печорина, он отличается большим сходством с ним, но одновременно является его полной противоположностью. У Грушницкого все отрицательные свойства Печорина – эгоизм, отсутствие простоты, любование собой . Дуэль Печорина с Грушницким – попытка Печорина убить в себе мелкую сторону собственной души).
- Итак, какие черты Печорина раскрываются в главе «Княжна Мери»?
Что записали в таблицу?

В таблицу: (Эгоизм, жестокость, отсутствие простоты, любование собой, мужественность, проницательность, демонстрирует возможность любить).

5.4. Вопросы и задания для обсуждения главы «Фаталист»

Мы рассмотрели образ Печорина при встрече с опасностью. Дальше в рассуждениях героя вырисовывается его жизненная философия. Обратимся к главе «Фаталист».

Работа с термином

Что такое фатализм и кто такой фаталист?

Слайд 21

Фатализм - вера в предопределенную, неотвратимую судьбу. Проблема судьбы, предопределения, волновала современников Лермонтова, да и людей предыдущего поколения..волнует сегодня и нас. Печорина тоже волновала эта проблема. Есть ли судьба? Что оказывает влияние на жизнь человека?

Слайд 22

Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? У кого из них оно неоднозначно и почему?

(Вулич не сомневается в существовании предопределения и предлагает «испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому..заранее назначена роковая минута»;

У Печорина нет готовых ответов на вопросы, связанных с существованием или отсутствием заранее предначертанной человеческой судьбы, предопределения, но он понимает, что характер имеет немалое значение в судьбе человека. В характере героя есть стремление активно вмешиваться в жизнь встречающихся на его пути людей. Из всех событий, изображенных в повести, герой приходит к мысли : при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость ).

Какой поступок Печорина подтверждает эти мысли?

(Сцена захвата пьяного казака)

Как ведет себя Печорин? Какие выводы делает?

(Анализируя ситуацию, поведение, говорит, «что вздумал испытать судьбу». Но при этом он действует не наобум, вопреки рассудку, хотя и не из одних рассудочных соображений)

Чтение эпизода со слов : «Велев есаулу завести с ним разговор…» до слов «Офицеры меня поздравляли – и точно, было с чем!»

С чем же поздравляли офицеры Печорина?

(Печорин совершает героический поступок: он впервые жертвует собой ради других . Эгоистическая воля, ранее творившая зло, теперь становится доброй, лишенной корысти. Она наполняется общественным смыслом. Т.о., поступок Печорина в финале романа открывает возможное направление его духовного развития ).

Почему повесть оказывается в романе последней, несмотря на то, что хронологически ее место иное?

(Подводит итог философскому осмыслению жизненного опыта, выпавшего на долю Печорина. Герой испытывает в первый и последний раз доверие к судьбе, и судьба на этот раз не только щадит его, но и возвышает. Фатальная предопределенность человеческой судьбы рушится, но остается трагическая социальная предопределенность (невозможность найти свое место в жизни).

В таблицу (способен жертвовать собой ради других, способен духовно развиваться).

6. Систематизация знаний

Слайд 23

Проанализируйте содержание таблицы и сделайте вывод: каким предстает перед нами Печорин в «Журнале»?

(Печорин предстает в «Журнале» человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь - расплата за собственные поступки. Личность Печорина сложна и противоречива. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других).

За несколько дней до дуэли героя занимает вопрос о смысле жизни. В чём же он видит цель собственного существования?

Чтение наизусть отрывка ("… зачем я жил? Для какой цели я родился? …)

Благородные стремления, по мнению героя, - самое значительное в жизни человека.

Почему Печорин не может найти смысла в жизни?
()

- Ребята, а могли бы мы сегодня, с позиции человека 21 века, познакомившись с судьбой, внутренним миром Георгия Печорина, дать ему какие-нибудь советы, рекомендации? (Ответы детей).

Слайд 24

Василий Александрович Сухомлинский, русский педагог, дает совет нам:

«Вы живёте среди людей... Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

7. Домашнее задание. Оценки.

Слайд 25

Это герой того времени. Что бы мы взяли в наше время?

Сочинение на тему: « Какие черты характера необходимы герою нашего времени? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)».

Отметить работу активных учащихся, проанализировать лист оценивания.

Как в «Журнале Печорина» раскрывается внутренний мир героя?

Глава «Тамань»

Глава «Княжна Мери»

Глава «Фаталист»

Решительность, смелость, интерес к новому кругу людей, умение сострадать, надежда на романтическое приключение

авантюризм

мужественность, проницательность, демонстрирует возможность

любить

Эгоизм, жестокость,

отсутствие простоты,

любование собой

способен жертвовать собой ради других, способен духовно развиваться

Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением к активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом его трагедия.


Разделы: Литература

Цель: создание условий для осмысления (анализа, сопоставления фактов) литературного произведения.

Задачи:

  1. Проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина, ответить на вопрос: как в «Журнале Печорина» раскрывается внутренний мир героя?
  2. Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся.
  3. Воспитание самостоятельности, умения взаимодействовать в коллективе, культуры общения.

Оборудование: мультимедиа: презентация (Приложение 1 ), отрывки из фильма.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд 1.

– На предыдущих уроках знакомились с темой, идеей, композицией романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Проанализировали первые главы романа. Сегодня, продолжая работу над романом, мы постараемся проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина, а также ответим на вопрос: как в «Журнале Печорина» раскрывается внутренний мир героя?

– Откройте тетради, запишите тему урока.

– Сегодня у нас с вами необычная форма работы – работа по группам. Группы предварительно получили задание по одной из глав «Журнала». Каждый ученик будет оценен в конце урока: на столах лежит лист оценивания (Приложение 2 ), который заполняет ответственный в данной группе.

II. Блиц-опрос по содержанию романа. Создание мотивации.

Слайд 2-10

Итак, прежде чем перейдем к работе по группам, давайте вспомним события и героев произведения.

– Предлагаются фрагменты из романа с пропусками на месте географических названий.

Надо заполнить пробелы.

– По отрывкам из романа нужно отгадать персонажа, о котором идёт речь.

– Каждому предмету нужно найти хозяина.

III. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового.

Слайд 11

– Когда был написан роман?

– Какова проблематика произведения?

(Лермонтова интересуют проблемы личности и общества, человека и среды воспитавшей его, человека и судьбы, его представление о вере и предопределенности, проблеме поиска смысла жизни, свободе воли и необходимости).

1. Композиция

– Мы уже не раз отмечали необычность композиции. В чём она?

(Роман состоит из отдельных глав, расположенных не в хронологическом порядке).

Т.е. фабула не совпадает с сюжетом. Что такое СЮЖЕТ и ФАБУЛА? Слайд 12

– Назовите главы в сюжетном и хронологическом порядке. Слайд 13-14

– Почему в романе сюжет и фабула не совпадают? Случайно ли отказался Лермонтов от хронологического принципа в расположении повестей, вошедших в роман, от порядка их первоначальной публикации?

(Благодаря необычной последовательности, мы ПОСТЕПЕННО узнаём психологию героя и возникает объективный способ подачи образа Печорина: сначала он видится со стороны, в его внешних проявлениях (от 3-его лица – Максима Максимыча; от 2-ого лица – офицера-повествователя, а затем появляется СУБЪЕКТИВНЫЙ способ, в дневниковых записях (от 1-ого лица– самого Печорина). Все другие персонажи тоже объясняют так или иначе личность главного героя. Читатель невольно сопоставляет его с этими людьми и, сопоставляя, всё по-новому оценивает его и всё глубже постигает.)

Юрий Михайлович Лотман, литературовед, культуролог, пишет:

"Таким образом характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причём ни одно из отражений, взятое отдельно, не даёт исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создаёт сложный и противоречивый характер героя". Слайд 15

– Из чьих уст мы узнаем о судьбе главного героя?

(В романе три повествователя: Максим Максимыч, странствующий офицер и сам Печорин.)

2. Психологический портрет Печорина. Фронтальная беседа с обращением к тексту.

– Давайте обратимся к главам романа, чтобы проследить, как раскрывается внутренний мир героя.

Герой в оценке Максима Максимовича.

– Кто нам представляет Печорина в главе "Бэла"? (Печорин предстает перед читателем в рассказе Максима Максимовича, в его восприятии).

Каким предстает Печорин в его рассказе? Найдите в тексте.

(Чтение фрагмента со слов : «Раз, осенью, пришел транспорт…» до слов «…богатый человек: сколько было у него дорогих вещиц»).

– Можно ли доверять мнению Максима Максимовича? (Он не понимает того, что человек не всегда стремится обнажить свои чувства, не понимает причин «несчастного характера» героя. Считает, что причина этого – избалованность в детстве. Для него Печорин странен. А значит скрыт и загадочен для нас, читателей).

Герой в оценке второго рассказчика – странствующего офицера.

– Кто нам представляет Печорина в главе "Максим Максимыч"? (Продолжает повествование условный автор, "публикатор" дневника Печорина.)

– Что увидел странствующий офицер в облике Печорина? Приведите примеры из текста.

(Внешность героя соткана из противоречий. Его портрет объясняет характер Печорина, свидетельствует о его усталости и холодности, о нерастраченных силах. Наблюдения убеждали рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека).

– Таким мы видим Печорина глазами Максима Максимыча и странствующего офицера. Т.о., Лермонтов создаёт детализированный психологический портрет, первый в русской литературе.

3. Работа с термином

А что значит психологический портрет? Слайд 16. Запись в тетрадь

Какова его роль?

(Психологический портрет даёт нам представление о внутренней сущности героя.Портрет героя объясняет характер героя, его противоречия, свидетельствует об усталости и холодности Печорина, о нерастраченных силах героя).

– Понятен ли нам герой, ведь мы рассмотрели точку зрения и Максима Максимыча, и странствующего офицера? Слайд 17

(Герой, безусловно, интересен. Чем более загадочен, тем более интересен. В Печорине чувствуется сильная индивидуальность, он наделён обаянием, но есть в нём и то, что настораживает. Он одновременно и сильный и слабый, закалённый и изнеженный. Он способен бороться за любовь – и он же быстро остывает, не умеет любить долго. За увлечением у него быстро наступает охлаждение и ощущение сердечной пустоты.)

IV. Анализ журнала Печорина .

– Где наиболее полно раскрывается внутренняя сущность героя?

(Если первые две повести по жанру – путевые записки (повествователь отмечал: "Я пишу не повесть, а путевые записки"), то следующие повести – это дневник Печорина – «Журнал Печорина», объясняющий загадки его характера.

1. Работа с термином «дневник». Слайд 18

– Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал…для себя», поэтому столь открыт в их описании.

– Из каких частей состоит «Журнал Печорина»?

– Кто нам представляет героя? (Слово получает сам герой, анализирующий себя с предельной степенью проникновенности и дающий возможность читателю заглянуть в его душу изнутри.)

V. Групповая работа .

1. Работа с таблицей:

– В ходе работы по группам отвечаем на вопрос: как в «Журнале Печорина» раскрывается внутренний мир героя? Результаты наблюдений заносим в таблицу по ходу обсуждения (Приложение 3 ).

2. Анализ повести «Тамань». Слайд 19

– Итак, что же узнает читатель из «Тамани?» (сжатый пересказ ).

– Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»?

Просмотр эпизода из фильма: диалог слепого и девушки-ундины.

Подумайте,как в этом эпизоде проявляется характер Печорина?

– Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов? (Печорин– деятельная натура. Здесь так же, как и в «Бэле», проявляется стремление героя приблизиться к первоначальным истокам бытия, миру, полному опасности, миру контрабандистов. Но Печорин понимает, что в среде «честных контрабандистов» невозможно обретение той полноты жизни, счастья, которой так жаждет его душа. В этом мире ему открывается своя прозаическая сторона, реальные жизненные противоречия).

– Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере? (Наблюдение за встречей слепого и Янко вызывает в герое грусть, выявляет его способность сострадать герою . Печорину жаль обманутого мальчика. Он понимает, что спугнул «честных контрабандистов», жизнь их теперь изменится. Наблюдая за плачущим мальчиком, он понимает, что тоже одинок . Впервые на протяжении всей повести у него возникает ощущение единства чувств, переживаний, судеб .)

– Почему активность героя приносит несчастье людям? С каким чувством герой произносит слова: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?» (Активность героя направлена на себя , она не имеет высокой цели, ему просто любопытно . Герой ищет настоящего действия, но находит его подобие, игру . Он досадует на себя за то, что вторгаясь в жизнь людей, не приносит им радости, он чужой в этом мире.)

Вывод:

– Какие особенности характера героя раскрываются в повести “Тамань”?

(Показывает себя как человек действия . Решителен, смел , но активность его оказывается беспредметной. У него нет возможности предаться деятельности крупной, совершать поступки, о которых вспоминали бы, для которых Печорин чувствует в себе силы. Он растрачивает себя , ввязываясь в чужие дела, вмешиваясь в чужие судьбы, вторгаясь в чужую жизнь и расстраивая чужое счастье).

– Что записали в таблицу?

В таблицу: решительность, смелость, интерес к новому кругу людей, умение сострадать, надежда на романтическое приключение, авантюризм.

3. Анализ повести «Княжна Мэри». Слайд 20

– В какой повести наиболее полно раскрывается духовный мир Печорина?

(Повести « Княжна Мери».)

– Какое общество на этот раз окружает героя? Чем оно отличается от горцев, контрабандистов? (Это люди, равные ему по социальному происхождению – представители светского общества).

– Тогда почему произошёл конфликт между этим обществом и Печориным?

(Среди людей этого общества не было людей, равных ему интеллектуально. Для этих людей главным является не внутренний мир человека, а его внешность, чувства женщин скоротечны и неглубоки.)

– Как вы думаете, почему герой так упорно добивается любви молодой девушки, княжны Мери, на которой никогда не женится?

(Печорин не всегда может разобраться в своих чувствах).

– Как это характеризует Печорина?

(Можно отметить потребительское отношение героя к женщине, его эгоизм , даже жестокость . Печорин не считается с простыми истинами, что нужно думать о других людях, нельзя приносить им страдания. Печорин слишком любит себя , чтобы отказаться от удовольствия мучить других.)

– Прочитайте этот эпизод («Я стоял против нее» до слов «Я поблагодарил, поклонился почтительно и вышел»).

(Печорин здесь не играет. У него появились чувства, естественные для человека в этой ситуации – жалость, сострадание. Он хочет быть честным с Мери, поэтому прямо объясняет, что смеялся над ней и она за это должна презирать его. При этом самому Печорину нелегко).

– Но так ли его душа черства? Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина билось сильнее обычного? Как вы думаете, способен ли Печорин любить?

(В любви Веры к Печорину есть та жертвенность, которой нет у Мери. Чувство Печорина к Вере сильно, искренно. Это настоящая любовь всей его жизни. И все же для Веры он тоже ничем не жертвует, как и для других женщин. Напротив, разжигает в ней ревность, волочась за Мери. Но есть и разница: в своей любви к Вере он не только насыщает свою страстную потребность сердца и любви, не только берет, он и отдает часть самого себя).

– Особенно это качество проступает в эпизоде безумной, отчаянной погони на бешено скачущем коне за безвозвратно уехавшей Верой. Зачитайте его.

Чтение эпизода.

– Этот эпизод имеет глубокое символическое значение. Печорин навсегда потерял не только Веру, любимую женщину, но и надежду на будущее и любовь к людям.

– Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?

– К чему может привести гордость, отсутствие друзей?

(Конечно же, к одиночеству).

Как ведёт себя Печорин в сцене дуэли?

(Во время дуэли Печорин ведёт себя как человек мужественный . Внешне он спокоен. Только пощупав пульс, Вернер заметил в нём признаки волнения . Детали описания природы, которые записал в дневнике Печорин, также выдают его переживания: “…там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал… ожидали своей добычи”.)

– Испытывает ли герой торжество победителя?

(Печорину тяжело : “У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели… Вид человека был мне тягостен: я хотел быть один…”).

(Оттенить подлинную глубину и незаурядность главного героя. Грушницкий – карикатура на Печорина, он отличается большим сходством с ним, но одновременно является его полной противоположностью. У Грушницкого все отрицательные свойства Печорина – эгоизм, отсутствие простоты, любование собой . Дуэль Печорина с Грушницким – попытка Печорина убить в себе мелкую сторону собственной души).

– Итак, какие черты Печорина раскрываются в главе «Княжна Мери»?Что записали в таблицу?

В таблицу: эгоизм, жестокость, отсутствие простоты, любование собой, мужественность, проницательность, демонстрирует возможность любить.

4. Вопросы и задания для обсуждения главы «Фаталист»

– Мы рассмотрели образ Печорина при встрече с опасностью. Дальше в рассуждениях героя вырисовывается его жизненная философия. Обратимся к главе «Фаталист».

Работа с термином

– Что такое фатализм и кто такой фаталист? Слайд 21

Проблема судьбы, предопределения, волновала современников Лермонтова, да и людей предыдущего поколения волнует сегодня и нас. Печорина тоже волновала эта проблема. Есть ли судьба? Что оказывает влияние на жизнь человека? Слайд 22

– Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? У Печорина? У кого из них оно неоднозначно и почему?

(Вулич не сомневается в существовании предопределения и предлагает «испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому..заранее назначена роковая минута»;

У Печорина нет готовых ответов на вопросы, связанных с существованием или отсутствием заранее предначертанной человеческой судьбы, предопределения, но он понимает, что характер имеет немалое значение в судьбе человека. В характере героя есть стремление активно вмешиваться в жизнь встречающихся на его пути людей. Из всех событий, изображенных в повести, герой приходит к мысли : при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость ).

– Какой поступок Печорина подтверждает эти мысли? (Сцена захвата пьяного казака)

– Как ведет себя Печорин? Какие выводы делает?

Чтение эпизода со слов : «Велев есаулу завести с ним разговор…» до слов «Офицеры меня поздравляли – и точно, было с чем!»

– С чем же поздравляли офицеры Печорина?

(Печорин совершает героический поступок: он впервые жертвует собой ради других . Эгоистическая воля, ранее творившая зло, теперь становится доброй, лишенной корысти. Она наполняется общественным смыслом. Т.о., поступок Печорина в финале романа открывает возможное направление его духовного развития ).

– Почему повесть оказывается в романе последней, несмотря на то, что хронологически ее место иное?

(Подводит итог философскому осмыслению жизненного опыта, выпавшего на долю Печорина. Герой испытывает в первый и последний раз доверие к судьбе, и судьба на этот раз не только щадит его, но и возвышает. Фатальная предопределенность человеческой судьбы рушится, но остается трагическая социальная предопределенность (невозможность найти свое место в жизни).

В таблицу: способен жертвовать собой ради других, способен духовно развиваться.

VI. Систематизация знаний.

Слайд 23

– Проанализируйте содержание таблицы и сделайте вывод: каким предстает перед нами Печорин в «Журнале»?

– За несколько дней до дуэли героя занимает вопрос о смысле жизни. В чём же он видит цель собственного существования?

Чтение учеником наизусть отрывка ("… зачем я жил? Для какой цели я родился? …)

– Благородные стремления, по мнению героя, – самое значительное в жизни человека.

– Почему Печорин не может найти смысла в жизни?

(Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением к активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом его трагедия.)

– Ребята, а могли бы мы сегодня, с позиции человека 21 века, познакомившись с судьбой, внутренним миром Георгия Печорина, дать ему какие-нибудь советы, рекомендации? (Ответы детей). Слайд 24

Василий Александрович Сухомлинский, русский педагог, дает совет нам:

«Вы живёте среди людей... Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

VII. Домашнее задание. Оценки.

Слайд 25

– Это герой того времени. Что бы мы взяли в наше время?

Сочинение на тему: «Какие черты характера необходимы герою нашего времени? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)».

– Отметить работу активных учащихся, проанализировать лист оценивания.

Выбор редакции
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...

Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...

Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...

Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...
Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...
Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...