Классный час о культуре поведения в школе. Общение и культура поведения. Примерная тематика классных часов


Авторы: Галюдкина Оксана Максутовна, Нефёдова Лидия Васильевна, Шелудько Светлана Ивановна, КГУ «Майкаинская СОШ №2 отдела образования Баянаульского района», учителя начальных классов, Павлодарская область, п. Майкаин

Цель: формирование навыков культурного поведения в общественных местах;

воспитание уважения к окружающим через освоение правил культурного поведения в обществе.

Первый классный час – освоение правил культурного поведения

Цель: освоение правил культурного поведения в общественных местах, развитие коммуникативных умений и навыков.

Используемая методика: методика Ривина.

I. Мозговая атака (работа в группах).

Кто такой воспитанный человек? Какими он обладает качествами?

Дети обсуждают вопросы в группах и высказывают свое мнение. Командир группы организует работу так, чтобы каждый член группы высказал свое мнение: каждый член группы называет только одно качество воспитанного человека или одно суждение о нем.

II. Учитель обобщает ответы учащихся, представляя образ воспитанного человека. Затем побуждает детей высказать свое мнение о воспитанном человеке, и хотели ли бы они производить на людей такое же впечатление. Подводит к выводу о том, что быть воспитанным человеком – это соблюдать в обществе определенные правила поведения. Сообщает вытекающую из этого разговора цель – усвоение правил культурного поведения в общественных местах.

III. Инструктаж о порядке работы на данном классном часе: освоение правил будет идти в парах сменного состава по методике Ривина; результатом работы должны быть вопросы к текстам и знание правил. Желательно, чтобы к данному классному часу дети уже были знакомы с методикой Ривина, чтобы их внимание было сосредоточено на содержании правил, а не на порядке работы.

Алгоритм работы по методике Ривина:

1. Получи текст.

2. Найди партнера.

3. Договорись, кто первым начнет работу.

4. Прочитай вслух первое правило.

5. Составьте вместе вопрос к первому правилу.

6. Запиши в тетрадь этот вопрос. Рядом запиши имя партнера.

7. Поменяйтесь ролями.

8. Проделайте такую же работу с правилом партнера.

9. Найди другого партнера.

10. Покажи ему проработанное правило.

11. Работайте по алгоритму с пункта №3.

При точном следовании представленному выше алгоритму в то время, как один ученик записывает вопрос, второй в это время просто ожидает его. Чтобы избежать потери времени, более целесообразным представляется другой вариант: вначале ученики обговаривают оба абзаца и формулируют вопросы, а затем одновременно приступают к записыванию этих вопросов.

IV. После освоения одного текста, ученик работает со следующим партнером по методике взаимопроверки и взаимотренажа: проверяют друг друга, дорабатывают каждый свой текст и потом обмениваются текстами. Для этой работы используются вопросы, составленные во время проработки правил по методике Ривина. Дальше продолжают работу по той же схеме: методика Ривина, взаимопроверка, взаимотренаж и обмен текстами.

Тексты с правилами для работы по методике Ривина

«На улице»

1. Выходи на улицу опрятно одетым, чтобы не оскорблять окружающих своим видом.

2. Старайся передвигаться только по тротуару, чтобы не создавать угрозу своей жизни и аварийную ситуацию на дороге.

3. На улице неприлично громко разговаривать, смеяться, ссориться, петь и свистеть, чтобы не мешать окружающим.

4. На улице не едят, потому что это не гигиенично и можно испачкать себя и окружающих.

5. Бумагу и другой мусор следует бросать в урны, чтобы не загрязнять окружающую среду.

«В школьной столовой»

1. Заходи в столовую спокойно, не торопясь, чтобы не привлекать внимания окружающих.

2. Между столиками проходи осторожно, чтобы не мешать остальным и не задеть посуду.

3. В столовой строго придерживайся очереди, чтобы не создавать неразбериху.

4. За столом сиди аккуратно, не клади локти на стол, не разговаривай, так как во время приема пищи это не принято правилами этикета.

5. Убирай за собой со стола грязную посуду, чтобы облегчить труд обслуживающего персонала.

«В школе»

1. Не опаздывай, приходи в школу вовремя, чтобы не мешать учителю вести урок, а классу работать.

2. Уважай учителя и товарищей, так как это норма поведения для воспитанного человека.

3. Не бегай на перемене, чтобы не навредить своему здоровью и здоровью окружающих.

4. Не болтай на уроке, чтобы не отвлекать товарищей от работы.

5. Береги школьное имущество, потому что в него вложен труд других людей.

«В театре»

1. Одевайся в театр красиво и чисто – этим ты проявишь уважение к артистам и зрителям.

2. Не забудь раздеться в гардеробе, чтобы одежда не мешала тебе и окружающим.

3. Заходи в зал вовремя, не позже третьего звонка, чтобы не отвлекать зрителей и не мешать артистам.

4. Во время спектакля веди себя воспитанно, так как это принято нормами поведения.

5. После окончания спектакля поблагодари актеров за представление, потому что они старались для тебя.

«В гостях»

1. Не приходи в гости без приглашения, так как ты можешь нарушить планы своих друзей.

2. Не опаздывай к назначенному часу, чтобы не подвести хозяев.

3. Не приводи с собой друзей, если их не приглашали, так как это может поставить хозяев в неловкое положение.

4. В гостях со всеми познакомься, старайся поддерживать разговор, чтобы себя чувствовать комфортно и не создавать проблем окружающим тебя людям.

5. Не засиживайся в гостях слишком долго, чтобы не показаться назойливым, не утомлять хозяев.

В результате работы с текстами у детей появляются вопросы к текстам, которые используются для взаимопроверки и взаимотренажа.

«На улице»

1. Как нужно одеваться, когда идешь на улицу?

2. По какой части улицы нужно передвигаться?

3. Что неприлично делать на улице?

4. Почему нельзя на улице кушать?

5. Куда необходимо выкидывать мусор?

«В школьной столовой»

1. Как нужно входить в столовую?

2. Как нужно проходить между столиками?

3. Какие правила поведения нужно соблюдать в столовой?

4. Как нужно сидеть за столом?

5. Что нужно сделать после еды?

«В школе»

1. Когда нужно приходить в школу?

2. Как нужно относиться к товарищам и учителю?

3. Как нужно вести себя на перемене?

4. Чего нельзя делать на уроке?

5. Как нужно относиться к школьному имуществу?

«В театре»

1. Как нужно одеваться в театр?

2. Где нужно раздеться?

3. Когда нужно входить в зал?

4. Как нужно вести себя во время спектакля?

5. Что нужно сделать после окончания спектакля?

«В гостях»

1. Почему не следует приходить в гости без приглашения?

2. Можно ли опаздывать в гости?

3. Можно ли брать с собой друзей, если их не приглашали?

4. Как вести себя в гостях по отношению к другим гостям?

5. Как долго следует находиться в гостях?

В конце классного часа создаются команды, которые получают задание приготовиться к турниру.

Второй классный час – турнир (применение правил на практике)

Цель: использование освоенных правил на практике, воспитание взаимной ответственности, формирование умения работать в команде, развитие творчества учащихся, ученического самоуправления, аналитических и оценочных умений и навыков.

Используемая методика : модификация ВОЗ.

Подготовка к этому классному часу начинается сразу после первого классного часа этого цикла и идет всю неделю: дети готовят вопросы, сценки, рисунки, направленные на выявление команды, лучше всех усвоившей правила культурного поведения. Учащиеся консультируются с классным руководителем или другими людьми, по своему усмотрению. Основанный на принципе непрерывности подход к работе над правилами культурного поведения повышает эффективность этой работы.

Ход классного часа

Для проведения турнира создается жюри из нескольких человек, обязанностью которого является, во-первых, определять отвечающую команду (наблюдая за игроками, выявлять, кто первый поднял руку); во-вторых, следить за тем, чтобы отвечающими в команде были по очереди все члены команды; в- третьих, вести счет турнира.

В начале турнира жюри сообщает критерии оценки команд. Важно, чтобы в числе критериев наряду с правильностью и полнотой ответов, артистичностью были активность всех членов команды и согласованность их действий.

I. Подготовка к турниру: команды проговаривают правила поведения с целью проверки своей готовности к турниру (2-3минуты).

II. Представление заданий : команды по очереди представляют задания. Право отвечать жюри предоставляет той команде, которая первой просигналила о своей готовности к ответу (поднятием руки, сигнальной карточки или каким-то другим условным знаком). При этом важно следить за тем, чтобы команды соблюдали следующий порядок: каждый член команды может отвечать повторно только после того, как по одному разу ответили все остальные члены команды. При возникновении у команды затруднений (еще не отвечавшие учащиеся не знают ответа) идет передача знаний от уже отвечавших членов команды в форме сообщения ответов на задание.

Задания к турниру могут представлять собой ситуации неправильного поведения людей в обществе, которые нужно проанализировать и озвучить правильный вариант.

Это могут быть сценки, в которых также нужно будет оценить поведение (поступки) людей с позиции правил культурного поведения.

В турнир могут быть включены задания на артистичность и находчивость: предложить командам изобразить определенную ситуацию: например, сцену знакомства в гостях.

Третий классный час – сбор и обсуждение мнений по методике

Цель: осознание детьми необходимости и важности соблюдения этикета и тех преимуществ, которые дает человеку правильное поведение в обществе; развитие ученического самоуправления, коммуникативных и информационных умений и навыков.

Используемая методика: обратная Ривина.

Количество групп определяется количеством вопросов, по которым дети собирают мнение одноклассников. Оптимальное количество вопросов 4-5. При большом количестве вопросов затянется опрос, на сбор мнений уйдет много времени и главное, ради чего собиралась информация (обсуждение, выводы), будет сделано в спешке и некачественно.

Группы получают задание собрать мнение своих одноклассников по одному из вопросов. В группах командиры обговаривают с членами групп, кто кого будет опрашивать. Стихийное движение по классу приведет к потере времени.

Примерные вопросы по теме

1. Считаешь ли ты обязательным соблюдение правил культурного поведения?

2. Кому живется легче, культурным или некультурным людям? Почему?

3. Что дает человеку культурное поведение в обществе?

Выяснив мнение своих одноклассников по заданному вопросу, ученики опять собираются в группы и обрабатывают собранную информацию, дополнив ее собственным мнением каждого члена группы. Результатом обработки информации должно быть краткое сообщение классу основных идей. Учитель неназойливо проводит коррекцию мнений, организуя при необходимости обсуждение позиций (мнений, сообщений) и подводя детей к нужному выводу.

Четвертый классный час встреча с родителями

(может быть совмещен с родительским собранием на тему «Формирование навыков культурного поведения в семье»)

Цель: укрепление связи семьи и школы, управление воспитанием детей в семье через выработку единства ценностей и подходов к воспитанию детей, создание условий для демонстрации детьми достижений, повышение самооценки детей, формирование чувства собственного достоинства.

Используемая методика: модификация ВПТ.

Ход классного часа

На этом классном часе можно использовать материалы турнира (второго классного часа) или подготовить новые подобного характера.

1. Родители разделены на небольшие группы, за которыми закреплены учащиеся. Используя знание правил и вопросы к текстам, ученики проводят обучение родителей.

2. Следующий этап повторяет схему турнира. Команды представляют свои задания, но отвечают на них родители. В качестве экспертов выступают дети, которые комментируют, дополняют или исправляют ответы своих родителей. Они могут показать правильный ответ в виде сценки.

Другой вариант этого этапа – показ инсценировок как следует и как не следует вести себя. Родители комментируют увиденное, дети дополняют, исправляют их ответы.

Классный час

"О культуре поведения в школе"

Цели : Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися в результате групповой работы по темам классного часа;
профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных ситуаций между учителями и учениками.

Мотивация выбора данной темы : учащиеся сами должны прийти к правилам поведения в школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться.

Задача : Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Оснащение и оборудование :

  • Столы со стульями для групп
  • Задания для групп для обсуждения одной тем
  • Подсказки по каждой теме (общие для всех)
  • Бумага и фломастеры для записи
  • Мультимедиа проектор
  • Интерактивная доска

Форма проведения : работа учащихся в группах по выработке правил поведения в школе, школьного этикета, а также разработка обязанностей дежурного класса.

Класс делится классным руководителем на 3 группы с учетом пожеланий учащихся. Ребята рассаживаются за свои столы. Классный руководитель вводит учеников в курс дела: сообщает тему классного часа, знакомит с целями мероприятия.

Ход классного часа

До начала выступления учителя включается песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать!» С классом обсуждается смысл слов песни, ведется поиск связи с тематикой классного часа.

Вводное слово учителя

Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития “я” каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа - школьный класс. Что такое класс? Класс - объединение людей, где “я” каждого превращается в общее “мы”. И нужно чтобы каждое отдельное “я” чувствовало себя в этом большом “мы” комфортно. И чтобы “я” каждого не подавляло “я” своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому “я” полноценно развиваться.

Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в школе – с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине - с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в школе, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в школе, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны.

К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова да навек ссора ”, “Бритва скребет, а слово ранит” , “Ласковое слово – это вешний день ”.

Как вы думаете, что обозначает слово “вежливый” (соблюдающий правила приличия).

Итак, предлагаю вам в группах выполнить следующую работу: в течение 5 минут придумать, точно, кратко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм культуры поведения и общения в различных ситуациях. Например: “Как мы приветствуем, друг друга, взрослых в школе, на улице”, “Как мы возражаем взрослым, родителям”, и т. д.

Самостоятельная работа в группах.

Выступления от групп и общее обсуждение. Отношение других групп к ситуации.

Задание

Перед вами на интерактивной доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека.

(от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди записывают характеристики воспитанного человека)

Обсуждаются качества личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения.

Правила:

  • Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно. Вырабатывайте в себе такие качества.
  • Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.
  • Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.
  • Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.
  • Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе

“Сокровищница народной мудрости”

На интерактивной доске размещена таблица из двух столбцов. В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части – окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в соответствующие строки.

Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:

Смысл каждого высказывания обсуждается.

Каждая группа получает задание, написанное на приготовленной карточке. Темы выбираются каждой командой вытягиванием заданий из рук учителя.

Темы :

  1. Школьный этикет (внешний вид, речь в стенах школы, вежливость)
  2. Правила поведения в школе
  3. Обязанности дежурного класса

Подсказки

  • Форма
  • Прическа сменная или вторая обувь
  • Приветствие учеников и взрослых
  • Обращение к друг другу
  • Мусор
  • Бережливость
  • Вежливость
  • Опоздания
  • Прогулы
  • Плееры и сотовые телефоны
  • Повседневная речь в школе
  • Манера общения
  • Чужие вещи
  • Поведение в столовой
  • Поведение во время линеек и мероприятий
  • Приход в школу
  • Пропуск уроков
  • Школьное имущество
  • Соблюдение правил безопасности
  • Забота о младших и слабых
  • Решение спорных вопросов
  • Курение в школе
  • Поведение на уроках
  • Поведение на переменах
  • Употребление непристойных выражений
  • Обязанности старшего дежурного по школе
  • Обязанности дежурного класса
  • Поведение на школьных вечерах и дискотеках

Задание

В течение 15-20 минут идет обсуждение темы, вносятся предложения и рекомендации, обсуждается их формулировка. Все это записывается на предоставленной бумаге. Затем учащиеся отбирают наиболее важные пункты. Из отобранного материала учащиеся готовят презентацию, которую защищают перед классом, отстаивая свои наработки и доказывая необходимость того или иного пункта. На подготовку и защиту презентаций отводится 25 минут.

По окончании классного часа принимается решение.

Решение

Выйти с предложением к другим классам провести подобные классные часы с такими же темами для выработки таких правил поведения в школе, чтобы их выполняли уже все учащиеся школы.

Подведение итогов.

Учитель: Предлагаю вам сейчас сдать экзамен по правилам поведения. Лучшему кто справится с заданиями, будет вручена медаль «Супер вежливость»

Заключительное слово.

Как учиться “вежеству”

До XVI века в русском языке широко употреблялось слово “вежа”, т.е. человек, который знает как вести себя в той или иной обстановке. Чтобы научиться “вежеству” существует несколько приемов.

Самонаблюдение

Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например, сегодня – “манеры”. В другой раз цели будут другие: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.

Самооценка

Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Изучение мнения других людей

Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.

Помогает и самопознание, и наблюдение за поведением окружающих. У одного древнего восточного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” - “У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они”.

Итак, первое условие воспитанности – знание общепринятых норм и правил поведения; второе – тренироваться упражняться в правильном поведении; третье – прочные и устойчивые привычки поведения.


Классный час « О культуре поведения»

Участники: студенты 22 группы, куратор

Цели:

1) содействовать формированию познавательного интереса к этическому знанию, основам этической культуры;

2) побуждать обучающихся к самосовершенствованию.

Оформление, оборудование и инвентарь:

на доске:

а) тема классного часа и слова поэта Александра Межирова:

Нелёгок труд заводов и полей,

Но есть работа много тяжелей.

Работа эта – быть среди людей.

б) «чаша мудрости» (можно нарисовать мелом или использовать заранее приготовленный рисунок на бумаге) и прикреплённые к ней листочки с ситуациями, педагогическими задачами, высказываниями или афоризмами из области этикета;

Ход проведения.

I. Вступительное слово куратора, в котором называется тема классного часа и зачитываются слова поэта А. Межирова. Совместно с обучающимися даётся объяснение понятия «культура поведения». (Культура поведения – это совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми овокупность форм повседневного поведения человека () называется тема классного часа и слова поэта А. 0000000000000000000000000 ) , в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения).

II. Предлагается работа с «чашей мудрости». Желающие вынимают из «чаши» листок, где обозначены ситуациями, педагогическими задачи, высказывания или афоризмы из области этикета. Прочитав написанное, ученик обосновывает своё решение или комментирует высказывание.

Задания-вопросы:

1.Откуда берётся мнение о человеке, которого совсем не знаешь? (В прежние времена люди придавали первому впечатлению ещё большее значение, чем теперь. Судили даже по внешности. Древнегреческий философ Аристотель писал, что человек, у которого руки достают до колен, смел, честен, свободен в обращении, а тот, у кого взъерошенные, лохматые волосы, - трусоват.

Настоящую сенсацию произвёл выпущенный в 1775 г. Философский трактат швейцарского писателя Лафатера «Физиогномические фрагменты», в котором автор пытается найти связь духовных качеств человека со строением его скелета и чертами лица. С ним спорил его современник, руководствовавшийся тезисом: внешность обманчива. И хотя споры длятся до сих пор, нельзя отрицать, что 90% строят свои отношения с человеком на основе первого впечатления.)

2.Если ты не знаешь имени человека, к которому обращаешься, как начать фразу? («Простите пожалуйста …» или «Будьте добры, пожалуйста …»)

3.Зачем люди ходят в гости? (Можно рассказать случай из жизни Вольтера.)

4.Почему родилась поговорка: «Дарёному коню в зубы не смотрят»? (Можно рассказать случай из жизниМоцарта.)

5.Из какой знаменитой книги эти советы?

- Не хватай первым блюда и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Не сопи, егда яси (когда ешь).

- Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому.

- Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори.

- Около своей тарелкой не делай забора из костей, корок, хлеба и прочего…(«Юности честное зерцало»)

6.Что надо помнить, чтобы по усам текло, а в рот попало? (Необходимо помнить, какие блюда чем есть.)

7.Чему служила раньше частица «с»? (В России в XIX в. частица «с» была распространена как частица вежливого обращения. Она могла присоединяться к любому знаменательному слову. Она возникла из обращения «сударь». Особое распространение получила в чиновничьей сфере и постепенно стала восприниматься как выражение угодливости.)

8.Как охарактеризовать с точки зрения этикета поведение Евгения Онегина?

Все хлопает, Онегин входит.

Идет меж кресел по ногам…

9.Назовите главные, с вашей точки зрения, правила этикета.

«Испив» полностью «чашу мудрости», учащиеся приходят к выводу, что человек живёт в обществе и должен соблюдать определённые правила поведения: правила поведения дома, в школе и других общественных местах.

III. Теперь мы проведем викторину и узнаем, кто лучше всех знает правила поведения.

1. Ты идешь с товарищем на улице. Он поздоровался с незнако­мым тебе человеком. Надо ли поздороваться и тебе? (Да).

2. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у пе­редней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними? Как? (Кивнуть, махнуть рукой).

3. Вы часто встречаете человека, когда идете в колледж, но незнако­мы с ним. Надо ли здороваться? (Приветствовать людей, с которы­ ми часто встречаешься, даже если ты с ним не знаком, обязательно).

4.Мальчик в автобусе сидит у окна, девочка - со стороны про­хода. Подошла женщина с ребенком на руках. Кто должен усту­пить место? (Мальчик, а девочка или пересаживается к окну, или встает и пропускает маму с малышом).

5. Ты едешь с тренировки. На тебе теплый свитер; так хочется открыть окно в автобусе, тем более, что и народу немного: сзади сидят бабушка и малыш с папой. Можно ли это сделать? (Нужно спросить разрешение у других пассажиров: «Вам не помешает, если я открою окно?»)

6. Кто должен первым закончить разговор по телефону: кто по­звонил или кому позвонили? (Тот, кто позвонил; однако, если вы звоните старшим, пусть конец разговору положат они).

7. Правда ли, что если кто-то чихнет, нельзя говорить «Будьте здо­ровы»? Что можно? (Лучше всего не обратить на это внимание).

8. Если тебе принесли завернутый подарок, можно его развернуть и посмотреть? Говорят, что если начинаешь сразу разворачивать, то показываешь свою жадность. (Надо развернуть, поблагодарить; гостю ведь тоже интересно, понравился ли подарок).

9. На вечере мальчик приглашает девочку танцевать. Она отка­зывается. Он спрашивает: «Почему?» Что должна отвечать де­вочка? (Этикет разрешает девушке отказаться от приглашения на танец, не объясняя причины).

10. Ваш знакомый едет в другой город, и вы хотите передать с ним письмо подруге. Нужно ли заклеивать конверт? (Нет, этим вы обидите друга, проявляя недоверие к нему).

11. Катя, Зина, Оля уселись во дворе на лавочке. Оле нужно рас­сказать Кате по секрету то, что касается их двоих. Можно ли это сделать прямо тут же? (Секретничать двум людям в присутствии третьего человека нельзя: он может подумать, что речь идет о нем или что ему не доверяют).

12. Вам подарили вещь, которая у вас уже есть или вам не нуж­на, не нравится. Что вы скажете тому, кто ее подарил? (Не следу­ ет огорчать человека, который хотел доставить вам приятное своим подарком).

13. Ребята часто берут друг у друга взаймы деньги и разные вещи. Составьте несколько правил одалживания, которым следуют вос­питанные люди. (Брать взаймы надо только в случае крайней не­ обходимости. Возвращать долг в точно указанный срок с обяза­ тельной благодарностью. Никогда не одалживать такие предметы, как расческа, мочалка, одежда - это негигиенично; не следует брать взаймы предмет, который легко может быть испорчен (кас­ сету, пластинку); не полагается одалживать редкие и дорогие предметы, которые, в случае утраты или порчи, никакими деньга­ ми не возместишь, например, редкую коллекционную марку, ка­ кую-то особенную фотографию, которая существует в единствен­ ном экземпляре (старинную книгу и т.д.)

Куратор: Теперь вам предстоит найти ошибки в поведении людей.

В школьном коридоре разговаривают учителя. Олег увидел среди них куратора я и вежливо сказал: «Здравствуйте, Елена Александровна». (Надо здороваться со всеми учителями).

В дверь постучали. Сергей, продолжая есть, крикнул: «Входите, открыто!» Вошла Марина, она пришла за книгой. (Надо встретить; по­мочь раздеться; если есть возможность - предложить поужинать; если нет - отложить ужин; предложить Марине какое-либо занятие, пока Сергей будет искать книгу).

Скоро в колледж. Уроки еще не сделаны. А мама просила начистить картошки и протереть пол. Но Игорь никак не возьмется за дело. С утра к нему пришли два брата-соседа и все не уходят. Что делать? (Надо вежливо сказать, что у него есть дела, попросить извинения и пригласить гостей прийти в другой раз).

Лена и мама тщательно готовились ко дню рождения: жарили пи­рожки, пекли торт, купили мороженого и даже сделали молочный кок­тейль. Гости засыпали Лену подарками, чинно уселись за стол, быстро управились с угощениями. И заскучали. Девочки сбились на диване, листали книжку, смеялись. Мальчики в другом углу играли в шашки.- Айда, ребята, шайбу погоняем, - сказал кто-то. И мальчики заторо­пились. Следом ушли и девочки. (Лена уделила много внимания столу и не подумала, чем займутся гости. Если бы мама не ушла, то она на­ шла бы выход из положения, помогла бы Лене объединить ребят).

Пока отец брал билет в автобусе, сын захватил удобное сиденье, устроился основательно и закричал: «Папа, иди скорее, я тебе место занял!» Отец подошел, наклонился к уху сына и сказал: ...Что он мог сказать? («Сын, не забыл ли ты, что мы с тобой мужчины?»)

Подавая вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасывайте пальто за барьер. Пусть он сам поработает. Если так сделает каждый из нескольких сотен зрителей, у гардеробщика на руках разовьются пре­красные мускулы. Правильный ли это совет?

Номерок лучше повесить на палец, так будет удобно вращать его в фойе и во время концерта. Согласны?

Если ваши места в середине ряда, не торопитесь занимать их. Пусть сначала сядут все остальные. Зато потом, когда вы будете проходить, им придется встать. Это как зарядка, полезно для здоровья. Верно, ребята?

Как только вы уселись на месте, начинайте хлопать. Ведь просто не­ справедливо, что вы уже готовы, а представление или фильм не начинается.

    Не забудьте: вам с товарищем не так часто приходится просидеть рядом 1,5-2 часа. Используйте эту возможность, чтобы рассказать все новости. Одно плохо: приходится иногда напрягать голосовые связки, так как мешает громкая музыка.

    Купите в буфете шоколадку, но сразу не ешьте. Идите в зал и, звонко шурша фольгой, разверните только тогда, когда певец или скрипач выйдут на сцену. Знаете, как приятно есть шоколадку и конфеты под музыку?!

    Помните, что долго сохранять неподвижность очень вредно для организма. Поэтому побольше двигайтесь: поворачивайтесь, наклоняй­тесь, упирайтесь ногами в спинку переднего стула и спихивайте руки соседей с подлокотников.

    Не будьте эгоистами. Если вам известно содержание фильма или спектакля, быстренько расскажите самое главное соседям.

    Вручая подарок, не скрывай своего огорчения по поводу утраты такой замечательной вещи. Ведь если ваше лицо в этот момент будет радостным, могут подумать, что ты преподносишь сущий пустяк, о котором и жалеть-то не стоит.

    Всем знакомым, друзьям, гостям обязательно покажи подарок и объяви: «Это я Вовке подарил». А то вдруг кто-нибудь подумает, что ты пришел с пустыми руками, получится неудобно.

    Проследи за судьбой подарка. Время от времени напоминай другу: «Помнишь, я тебе чехлы для коньков подарил?» Будь дипломатом: интересуйся как бы невзначай: «А где, кстати, чехлы, которые я тебе в позапрошлом году подарил?»

    В тех печальных случаях, когда обладатель подарка оказался недос­тойным человеком и, по твоему мнению, плохо обращается с подарком или с тобой лично, будь решителен и тверд. Требуй подарок обратно. Может быть, это научит зазнайку ценить настоящую дружбу и щедрость?

    Товарищ привел меня в шахматный кружок и говорит: «Знакомь­ся». Я стал каждому руку подавать и называть себя по имени. А они смеются, что я 9 раз сказал: «Руслан». Как же тогда знакомиться? (На­до было товарищу представить Руслана и затем назвать имена ребят).

Куратор: А теперь проверим, всегда ли вы себя правильно ведете? Предлагаю тест, а вы на листочках ставите + или - при ответе на вопрос.

  1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом к родным запиской или по телефону?

    Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральной уборкой, ремонтом), а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?

    Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру. Нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?

    Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, братьев, бабушки?

    Известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда они собираются ее приобрести?

    Случается ли, что, помимо маминого поручения, ты выполня­ешь еще какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе (например, тебя просили протереть пол в прихожей, а ты еще и всю обувь привел в порядок)?

    Мама угощает тебя апельсином, пирожным, конфетой. Все­гда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?

    У родителей свободный вечер. Они собираются в гости. Выражаешь ли ты свое желание не оставаться дома (про­сишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?

    У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоми­нать тебе, что надо заняться каким-то тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?

    Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

А теперь подсчитайте свой результат. Если у тебя одинаковое количество «+» и «-» , то ты правильно себя ведешь, если «-» больше, то тебе следует подумать над своим поведением.

III . Заключительная часть

В заключении нашего классного часа хочется сказать:

Что поставим в основе воспитанности, которая определяет культуру поведения? (Уважение к человеку.)

В чём проявляется уважение к человеку? (В приветливости, учтивости, тактичности, деликатности, естественности, сдержанности, терпимости.)

Что они определяют? (Степень проявления уважения к другому человеку и способ его выражения.)

Классный час №1 "Культура общения"

Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения

А. Сент-Экзюпери

Основные вопросы темы:

    Классовая и историческая сущность общения людей.

    Гуманистическое содержание современного этикета.

    Эмоциональная сторона общения. Культура чувств, способность сопереживания как формы выражения эмоциональной стороны отношений людей.

Классный час №2 "Эстетическое и этическое поведение человека"

Всегда особенно ценна

Бывает внешность той,

Чья красота озарена

Душевной красотой

Омар Хайям

В человеке все должно быть прекрасно:

и лицо, и душа, и одежда, и мысли

А.П.Чехов

Между красотой и красивостью такая разница, какая существует между живым листком,

выращенным землей, и бумажным цветком, сработанным в мастерской

К.С. Станиславский

Основные вопросы темы:

    Культура человека внутренняя и внешняя, их единство.

    Вкус и мода. Основные требования к внешнему виду.

    Что такое "манера". Манеры хорошие и плохие. Как выработать в себе хорошие манеры поведения?

    Тактичность и деликатность. Почему они так важны в общении людей?

Классные часы № 3-4 "Твое поведение в школе"

Цикл бесед на эту тему должен быть проникнут мыслью о том, что дисциплина – это дисциплина борьбы и преодоления трудностей. Воспитать в себе такую дисциплину можно и необходимо, учась в школе. В основу проведения бесед на эту тему должны быть положены Правила для учащихся школы, а также Устав школы.

Классный час № 5 "Твое поведение в общественных местах"

Основные вопросы темы:

    Как вести себя на улице?

    Умей вести себя в театре, концертном зале, кинотеатре.

    Ты в городском транспорте.

    Если ты идешь в магазин, как себя вести в нем?

Классный час № 6 "Культура взаимоотношений мальчиков и девочек, юношей и девушек"

Люблю, но реже говорю об этом

Люблю людей, но не для многих фраз.

Торгует чувством тот, кто перед светом

Всю душу выставляет напоказ

В. Шекспир "Отношение к женщине определяет степень культуры нации"

Основные вопросы темы:

    Нужны ли рыцари в наши дни?

    Девичья гордость. Как ее понимать?

Классный час № 7 "В гостях и дома"

Основные вопросы темы:

    Правила поведения за столом.

    Ты принимаешь гостей.

    Заботливое отношение к родителям – признак высокой культуры человека.

Приложение 5

Примерная тематика классных часов

по развитию интеллектуальных умений учащихся.

5 класс

В. И. Даль и его толковый словарь.

Я и мои способности.

Мир энциклопедий.

6 класс

Мои сильные и слабые стороны.

Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть?

Мои “почему?” и ответы на них.

7 класс

Глубинные тайны человеческого познания.

Внимание и внимательность. Слова одного корня?

Как научиться управлять собой.

8 класс

Талантливость и гениальность. В чем оно проявляется?

Тренировка памяти – залог будущего успеха.

9 класс

Человек и творчество. Великие творения человечества.

Разговор с самим собой по душам.

10 класс

Как научиться властвовать собой?

Мои лингвистические способности. Как они проявляются?

Недостатки человека и их влияние на его судьбу.

11 класс

Пока я мыслю, я живу.

Юмор в жизни человека.

Приложение 6

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

«КЛАССНЫЙ ЧАС В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ»

ЦЕЛЬ : повышение компетенции педагогов школы в вопросах современных воспитательных технологий, способствование формированию у педагогов установки на использование личностно-ориентированного подхода в воспитательной работе, овладение классными руководителями методикой подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа.

ЗАДАЧИ:

    проанализировать систему подготовки и проведения классных часов в школе;

    выявить сущностные характеристики личностно-ориентированного подхода в воспитании;

    определить пути и способы освоения педагогами технологии подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

    изучение методической литературы по обсуждаемой проблеме;

    создание инициативной группы по подготовке и проведению педсовета;

    проведение анкетирования среди педагогов школы по проблеме подготовки и проведения классного часа;

    посещение классных часов с целью изучения технологий, используемых при проведении воспитательных мероприятий классными руководителями;

    разработка памяток для классных руководителей по технологии подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа;

    оформление стенда методической и художественной литературы по проблеме педсовета;

    подготовка инициативной группой проекта решения педагогического совета.

ХОД ПЕДСОВЕТА:

    Введение в тему педагогического совета (заместитель директора по воспитательной работе):

(На экране – тема педсовета «Классный час в системе личностно-ориентированного воспитания»).

В настоящий период радикального преобразования воспитательной практики очевидна необходимость освещения проблемы классного часа. В нынешней ситуации развития российского образования к нему относятся по-разному: в одних учебных заведениях проведение классных часов отменили, отнеся их к застойным авторитарным формам воспитательной работы. В других, наоборот, решили проводить ежедневно, отводя первый урок учебного дня для общения классного руководителя со своим классом. Приходится констатировать, что ни тот, ни другой вариант отношения к классному часу не является педагогически целесообразным. В первом случае педагоги просто потеряли специально отводимое время для общения со своими воспитанниками, а во втором – это время оказалось чрезмерно большим, чтобы использовать его строго по назначению, и учителя стали проводить вместо часов общения дополнительные учебные занятия. Разумеется, учителей волнует сегодня не только и не столько периодичность проведения классных часов, сколько содержание и способы их организации.

Целью проведения воспитательных мероприятий в форме классных часов должно являться способствование формированию у ребенка младшего школьного возраста активной жизненной позиции, интереса к общественной, познавательной, трудовой деятельности, развитию коммуникативных и организаторских способностей.

В ходе анкетирования, проведенного в 3-4 классах нашей школы, выявлено, что более 60% учащихся чувствуют себя на классном часе, как на уроке: слушают «объяснение» учителя, отвечают на вопросы. Среди основных видов деятельности школьники отмечают монологи учителя «о чем-то» (40%), разговоры об успеваемости (25%), обсуждение поведения отдельных учащихся (10%). (Результаты анкетирования выводятся на экран).

Такой подход к использованию времени ученика после уроков ни в коей мере не способствует развитию младшего школьника как члена ученического коллектива, как личности. Не всегда то, что интересно учителю, интересно и его воспитанникам, так как классными руководителями не всегда учитываются возрастные особенности детей, их умение воспринимать на слух ту или иную информацию, выполнять задуманное учителем, пусть даже интересное (по мнению взрослого), задание.

Поэтому сегодня мы говорим о новых подходах в воспитании детей через классный час. Большинство педагогов полагает, что стратегическим направлением совершенствования этой формы воспитательной работы является повышение роли классного часа в развитии личности ребенка, формировании его неповторимой индивидуальности. Рождается новый тип классного часа – личностно-ориентированный. Именно о нем и пойдет сегодня речь.

    Классный час как форма воспитательной работы

Чтобы выявить характерные черты личностно-ориентированного классного часа, особенности его подготовки и проведения, следует сначала выяснить, что в педагогике понимается под такой формой работы, как классный час. С этой целью проанализируем результаты анкетирования педагогов об их определении классного часа и об отношении классных руководителей к этому виду воспитательной работы (на экран выводятся результаты анкетирования педагогов).

Исходя из названных определений классного часа, можно выделить его характерные черты. К ним целесообразно отнести следующие:

    во-первых , это форма внеурочной воспитательной деятельности, и в отличие от урока ему не должны быть присущи академизм и поучающий тип педагогического взаимодействия;

    во-вторых , это форма фронтальной (массовой) воспитательной работы с детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности;

    в-третьих , это гибкая по составу и структуре форма воспитательного взаимодействия, однако это не означает, что все педагогические контакты классного руководителя с коллективом учащихся класса можно считать классными часами;

    в-четвертых , это форма общения классного руководителя и воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог. Эту форму воспитательной работы называют часом классного руководителя.

Из этого можно вывести следующее определение понятия «классный час»: классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общения классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов (определение выводиться на экран).

В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:

    обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, человеке;

    формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности;

    развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребенка;

    содействие становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей;

    формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Разумеется, что решение всех перечисленных задач следует связывать не с неким отдельным часом общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже блестяще проведенным, а с хорошо продуманной и детально разработанной системой их организации, где каждому классному часу отводится определенное место и роль.

Какое же место в этой системе должен занять личностно-ориентированный классный час? В чем заключается его основное предназначение? Постараемся найти ответы на эти вопросы. Мы полагаем, что главное его предназначение связано с решением задачи содействия становлению и проявлению индивидуальности учащегося, его творческих способностей. Чтобы реализовать это предназначение, надо внести изменения во все компоненты классного часа.

    Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа

(практическая часть педсовета проводится руководителем методического объединения классных руководителей)

Чтобы педагоги, присутствующие на сегодняшнем педсовете, имели возможность лучше понять технологию подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа, предлагаем Вам на практике смоделировать алгоритм совместной деятельности классного руководителя и его воспитанников (педагогам предлагается распределиться на 4 группы и создать экспертную группу).

Первый шаг – составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год. Участникам каждой группы, в состав которой входят «учащиеся», «родители», «классные руководители», используя метод брейнсторминга («мозгового штурма»), предлагается определить темы классных часов, учитывая возрастные особенности, интересы младших школьников. (Работа в группах 5-7 минут, заслушивание представителей групп, оценка работы экспертной группой).

Второй шаг – уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению. Используя методику составления цветограммы «Почва», из тем, определенных участниками групп, предлагается распределить темы классных часов на «слои». Верхний «слой» - карточки зеленого цвета – первоочередные темы, подлежащие обсуждению на классном часе; средний «слой» – карточки желтого цвета – то, что следует обсудить во вторую очередь; нижний – карточки красного цвета – то, что можно обсудить еще позже (представители групп зачитывают результаты выполнения задания). В результате работы предлагается уточненная тема классного часа «Я в мире, мир вокруг меня».

Третий шаг – уточнение цели, содержания, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов (совета дела, инициативной или творческой группы). Этот этап не представляет сложности для организаторов классного часа.

Четвертый шаг – это индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа. Группам предлагаются различные виды заданий: 1 группе – по словарям найти определение понятия «толерантность», 2 группе – найти примеры известных произведений, в которых герои были непохожими на других (литературные произведения, кинофильмы, песни); 3 группе – выработать свод правил толерантного поведения; 4 группе – индивидуальное задание: выучить стихотворение А. Усачева «Удивительный гном»; коллективное задание – подобрать вопросы для этого стихотворения.

Пятый шаг – составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа. Этот этап подготовки классного часа очень важен, так как он определяет алгоритм проведения воспитательного мероприятия. Классный руководитель должен подумать и найти оптимальный вариант проведения классного часа, рационально распределив его время, в то же время включив в сценарный план эмоционально-психический настрой и мотивационную подготовку к участию в коллективном разговоре и деятельности; продумать моменты, когда дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности; каким образом подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность по самопознанию и саморазвитию. Также следует предусмотреть время для незапрограммированных ситуаций, возникающих в ходе проведения классного часа.

Шестой шаг – проведение классного часа (моделирование хода проведения классного часа с участниками педсовета).

    Введение в тему классного часа.

Как разнообразен мир вокруг нас. Как противоречив мир внутри нас. Сегодня мы рассмотрим одну из граней внутреннего мира каждого из нас – индивидуальность. Легко ли быть индивидуальным?

    Эмоционально-психологическая подготовка к занятию.

Участникам предлагается из различных по цвету листов бумаги любым способом изготовить макет птицы (вырезать, сложить, нарисовать). Обратить внимание на то, что все птицы непохожи друг на друга, так же как и все люди. Можно предложить объяснить свой выбор цвета бумаги.

    Чтение одним из участников стихотворения А. Усачева «Удивительный гном». Вопросы:

    О чем это стихотворение?

    Что делает нас непохожими на других?

    Что такое индивидуальность?

Каждый участник придумывает два качества, характеризующие его (условие – качества должны начинаться на ту же букву, что и его имя. Например, Татьяна – творческая, терпеливая и т.д.).

    Диагностика «Мой портрет в интерьере».

На фоне своего автопортрета нарисовать (или написать) то, что для него значимо и без чего автопортрет не значим. Это и станет интерьером автопортрета.

    Просмотр мультфильма «Адажио». Вопросы по просмотренному:

    Объясните причины того, что никто не любил белую птицу, и она стала предметом нападок со стороны других?

    Кажутся ли вам эти причины обоснованными и справедливыми?

    Считаете ли вы, что люди относятся друг к другу не всегда справедливо?

    Вспомните известные случаи несправедливого, а может быть даже жестокого отношения (ответы группы № 2).

    Мы все очень разные, но мы должны жить рядом и понимать друг друга. Существует понятие «толерантность». В разных языках оно трактуется по-разному (группа № 1 предлагает варианты объяснения этого понятия в разных языках – английском, французском, арабском, персидском, русском).

    Какими качествами должен обладать толерантный человек? (зачитываются результаты подготовительной работы группы № 3).

    Игра «Вместе мы поможем друг другу вырасти»: стать в круг друг за другом, положить лист бумаги на спину впередистоящему. Написать то хорошее, что есть в соседе. Снять листы и прочитать, что там написано.

    Заключительная часть: Каждый из нас неповторим, уникален. Пусть ваша звездочка по имени Индивидуальность всегда живет рядом с вами, удивительная, неповторимая, независимая и дружелюбная!

Седьмой шаг – анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению. Участникам педсовета предлагается ответить на вопросы анкеты для выявления результативности проведенного «воспитательного мероприятия»:

    Значима ли для вас лично тема классного часа? Да. Нет. Не могу ответить.

    Комфортно или нет вы чувствовали себя на мероприятии? Да. Нет. Не могу ответить.

    Имели ли вы возможность проявить свои индивидуальные или творческие способности? Да. Нет. Не могу ответить.

    Имели ли вы возможность обогатить свой жизненный опыт? Да. Нет. Не могу ответить.

    Носил ли классный час духовно-нравственную ценность? Да. Нет. Не могу ответить.

    Какова степень вашей вовлеченности в подготовку и проведение классного часа? Да. Нет. Не могу ответить.

3. Обобщающая часть (заместитель директора по воспитательной работе).

Из всего услышанного на сегодняшнем педсовете давайте совместно определим общие и характерные черты традиционного и личностно-ориентированного классного часа (анализ памятки).

Традиционный классный час

Личностно-ориентированный классный час

Целевой компонент

Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения, т.е. на формирование в личности ребенка социально типичного.

Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности и субъектности ребенка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.

Организационно-деятельностный компонент

Главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъектно-объектных отношений между педагогом и другими членами классного сообщества. Совместная деятельность, как правило жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с разработанным учителем планом классного часа.

Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуаций выбора и успеха. Преобладают субъект-объектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения.

Оценочно-аналитический компонент

При анализе и оценке эффективности классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися.

В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе.

4. Заключительная часть. Завершая разговор об организационно-методических аспектах личностно-ориентированного классного часа, следует подчеркнуть, что успешность проведения такого часа общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но от того, насколько принципы личностно-ориентированного подхода поняты и приняты учителем, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.

Понятно, что такой классный час нельзя проводить по указке сверху. Он не только готовится на основе слепого воплощения технологических конструкций. Для созидания личностно-ориентированного взаимодействия педагогу необходимо безгранично верить и доверять ученикам, видеть смысл педагогической деятельности не в формирующем воздействии на детей, а в стимулировании и поддержке их внутренних сил и стремлений.

Желаем Вам успехов в Вашей работе!

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

    Отметить системный характер проведения классных часов в соответствии с планом работы школы.

    Классным руководителям совершенствовать методику подготовки и проведения классных часов, разнообразить формы, приемы и методы их организации.

    Активно овладевать технологией использования личностно-ориентированного подхода при подготовке и проведении классных часов, используя материалы педагогического совета.

    Заместителю директора по воспитательной работе и руководителю методического объединения классных руководителей разработать критерии анализа и самоанализа личностно-ориентированного классного часа.

Выбор редакции
22.09.2006, Фото Анатолия Жданова и УНИАН. Ордена по разнарядке Депутаты и министры все чаще получают госнаграды неизвестно за какие...

Истинное значение физической величины определить абсолютно точно практически невозможно, т.к. любая операция измерения связана с рядом...

Сложность жизненного уклада муравьиной семьи удивляет даже специалистов, а для непосвященных вообще представляется чудом. Трудно поверить...

В разделе на вопрос хромосомная пара 15 заданный автором Арина лучший ответ это Считают, что 15 пара несёт ответс. за онкологические...
Они хоть и маленькие, но очень сложные существа. Муравьи способны создать сложные дома с туалетом для себя, использовать лекарства для...
Тонкость Востока, современность Запада, теплота Юга и загадочность Севера – все это о Татарстане и о его людях! Представляете, насколько...
Хуснутдинова ЕсенияИсследовательская работа. Содержание: введение, народные промыслы и ремесла челябинской области, народные промыслы и...
Во время круиза по Волге мне удалось посетить самые интересные места на теплоходе. Я познакомился с членами экипажа, побывал в рубке...
В 1948 году в Минеральных водах скончался батюшка Феодосий Кавказский. Жизнь и смерть этого человека была связана со многими чудесами,...
Новое