Князь и княгиня. Сочинение на тему Почему князь Андрей и Пьер друзья? в романе Война и мир, Толстой читать бесплатно


На вопрос Почему Наташе Ростовой понравился Бодконский??? заданный автором Вровень лучший ответ это Юная графиня и тридцатилетний князь, успевший повоевать, овдоветь, имеющий
маленького сына, успешно управляющий своим имением, не желающий нигде служить.
Их первая встреча происходит в имении графа Ростова, Отрадном. Сначала князь
видит странно тоненькую девушку в желтом ситцевом платье, потом, оставшись
ночевать в Отрадненском доме Ростовых, слышит ее восторженный голос, говорящий
о красоте лунной ночи. Голос доносится откуда-то сверху, и князь Андрей, очарованный им, засыпает с ощущением «молодых желаний и надежд». Днем еще предстоит встреча князя с дубом, на котором распустилась молодая листва, и все вместе: весна, пробуждение природы, девочка, любящая лунную ночь, -
говорят князю о том, что «жизнь еще не кончена в тридцать один год». Вторая встреча - на балу у екатерининского вельможи в Петербурге, в новогоднюю ночь. Сборам семьи Ростовых на этот бал посвящена целая глава. Не случайно Наташа так суетится, готовясь к этому важному событию, ведь
ей предстоит встреча с блестящей молодежью Петербурга: «Пьер обещал быть на бале
и представить ей кавалеров». Что касается князя Андрея, то для него это выход в большой свет после долгого отсутствия. Вот он красивый, элегантный, в белом полковничьем мундире подходит к графине Ростовой и учтиво приглашает на танец. «…Едва он обнял этот тонкий, подвижный стан, и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко ему, вино ее прелести ударило
ему в голову». Это начало любви. И Наташа и Андрей потом долго будут вспоминать
этот миг. Знакомство, визиты князя Андрея, помолвка, о которой решено
не разглашать, встреча Ростовых с князем Болконским, оскорбившим невесту сына
своим поведением, разлука с женихом, потому что старый князь поставил условие:
свадьба должна была состояться через год.
Неудивительно, что подобное испытание не могла выдержать юная невеста князя Андрея. Не зря он предоставил ей свободу, несмотря на помолвку. Без любви жизнь кажется ей лишенной всякого смысла, а князь Андрей далеко. Блестящий кавалергард Анатоль Курагин говорит ей то, что хотят слышать ее уши и чему так распахнется ее душа. Учащено бьется сердце, кружится голова, и счастье кажется «так возможно, так близко» .
Но иллюзии скоро рассеиваются не только потому, что не удался побег с Анатолем.
Раскрывается подлый обман: князь Курагин давно женат, а история с графиней
Ростовой для него очередное приключение. Рушится мир в глазах Наташи, ее болезнь
после разлуки с князем Андреем очень сильна и продолжительна. А умному и дельному Болконскому почему-то не хватает нужной чуткости, чтобы понять и простить свою невесту. Понимание придет со временем к нему, но нужно сначала пройти войну, получить ранение и пройти очищение страданием. Когда Наташа во время последней встречи с раненым Андреем встает перед ним на колени и просит прощения, тот с удивлением смотрит на нее и спрашивает: За что? Преданно и заботливо ухаживает юная графиня Ростова за своим любимым человеком. Страдания князя становятся и ее страданиями. Здесь нет никакой жертвы и никакого мученичества. Истинная любовь способна все преодолеть, она готова
перенести все испытания. Смерть Андрея Болконского поневоле наводит на мысль
о чудовищном характере войск, которые убивают самых достойных. Любовь и смерть,
к сожалению, идут рядом, рука об руку - такова трагическая закономерность бытия,
классическая литература никогда не грешит против истины, какой бы горькой
она не была.

Мы все глядим в Наполеоны...
А. С. Пушкин

Действие романа «Война и мир» начинается летом 1805 года, когда слава Наполеона Бонапарта распространилась по всей Европе. В первых главах, на вечере у Анны Павловны Шерер, представители петербургского светского общества обсуждают события во Франции (расстрел герцога Энгиенского) и на чем свет стоит ругают «корсиканское чудовище». Однако среди гостей Анны Павловны находятся и поклонники французского императора — князь Андрей и Пьер. Их восхищают сила личности, деловая энергия и неизменный успех, который сопутствует Наполеону на протяжении его политической карьеры. И действительно, знакомясь с биографией Наполеона, есть чему удивляться.

Будущий французский император родился на Корсике в 1769 году и происходил из бедного, незнатного дворянского рода. Мальчик учился во Франции за казённый счёт (на оплату учёбы у многодетной семьи Бонапартов денег не было) сначала в военном училище в городе Бриенне, а потом в военной школе в Париже. В обоих заведениях Наполеон учился прекрасно, его военной специальностью была артиллерия. В 1789 году, когда свершилась Великая французская революция, он служил артиллерийским поручиком в провинциальном городке Оксонне. «Звёздный час» Наполеона пробил в 1793 году.

Сторонники свергнутого короля — роялисты города Тулона подняли восстание, перебили представителей новой, революционной, власти и призвали на помощь английский флот, который крейсировал в Средиземном море. Революционная армия окружила Тулон с суши и начала осаду. Наполеон, который к этому времени имел чин капитана, приехал в осадный лагерь к своему земляку — корсиканцу Саличетти — и между делом подсказал ему способ, как нейтрализовать английский флот и взять город. Саличетти добился, чтобы бойкого артиллерийского капитана назначили в осадную армию. Первый штурм Тулона в ноябре 1793 года был неудачным. Через полтора месяца, в середине декабря 1793 года, революционные войска начали второй штурм Тулона, но теперь военной операцией командовал сам артиллерийский капитан. После ожесточённого боя штурмующие были отброшены, но тут очень своевременно подоспел Наполеон с резервной колонной. Его вмешательство решило исход боя: Тулон сдался на милость победителей.

Для честолюбивых молодых людей XIX века Тулон стал символом резкого и стремительного счастливого взлёта судьбы. Раскольников в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» говорит Соне: «... что, если бы, например, на моём месте случился Наполеон и не было бы у него, чтобы карьеру начать, ни Тулона, ни Египта, ни перехода через Монблан..?» (5, IV). Толстой нашёл другие слова, точно определявшие идею Тулона: «...то был первый путь к славе» (1,2, XII).

Доклады о взятии Тулона были посланы в революционный Париж в Конвент. Все очевидцы штурма города сходились на том, что успех был достигнут прежде всего благодаря Наполеону: он удачно расположил пушки, умело направлял огонь батарей, лично возглавил штурмовую колонну. Через месяц, в середине января 1794 года, Наполеон получил награду за взятие Тулона — чин бригадного генерала. Ему было 24 года.

Потом в военной карьере Наполеона была Итальянская кампания (1796-1797), где он проявил себя не только как блестящий полководец, но и как замечательный организатор. Молодой генерал Бонапарт должен был вести войну и одновременно одевать, обувать, дисциплинировать расхлябанную армию. И он добился своей цели: навёл порядок в войсках, заслужил любовь и преданность солдат и офицеров, выиграл множество сражений и всю кампанию: Италия была полностью подчинена Французской республике, а с Австрией был заключён мир, очень выгодный для Франции.

В Итальянском походе Наполеон проявил личную храбрость, например на Аркольском мосту через реку Адидже, где сошлись французские и австрийские войска. Трижды французы брали мост и трижды отступали под ураганным огнём противника. Тогда Наполеон схватил знамя Французской республики и побежал по мосту навстречу австрийцам. Французские солдаты бросились за ним, несколько солдат и адъютантов возле него были убиты, а он не получил ни одной царапины, и мост был взят.

Потом в биографии Наполеона был Египетский поход (1798-1799). Из покорённого Египта французские войска через Суэцкий перешеек вторглись в Сирию и осадили город Яффу. Через два дня осады город был взят штурмом, все жители и пленные перебиты. Началась чума, так как хоронить трупы было некому. Наполеон спешно увёл свои войска из города и направился на восток к крепости Акр. Осада Акра была неудачной, через два месяца Наполеон решил возвратиться в Египет. Французская армия двигалась через пустыню, на лошадях везли раненых и больных, все здоровые, в том числе и главнокомандующий, шли пешком. Вернувшись в Каир, Наполеон из газет случайно узнал, что Австрия, Англия, Россия и Неаполитанское королевство заключили военный и политический союз против Франции. Суворов на севере Италии успешно отвоёвывает у французов крепость за крепостью и уже угрожает границам Франции. В Париже царит полная неразбериха.

Бонапарт приезжает в Париж и в результате сложной политической борьбы становится одним из трёх консулов, которым «Франция доверяет своё спасение». Будучи первым консулом, тридцатилетний генерал проводит активную внутреннюю политику: успешно борется с бандитизмом, подавляет гражданскую войну в Вандее, улучшает собираемость налогов, утверждает свободу совести, создаёт новую систему народного образования (она сохранилась до сих пор), руководит разработкой очень удачного свода гражданских законов — Кодекса Наполеона. Но главное, чем Наполеон мог упрочить свою власть в государстве, была победоносная война. В 1800 году он начал войну против Австрийской империи, выиграл несколько сражений (самое знаменитое — при Маренго) и заключил 9 февраля 1801 года выгодный для Франции Люневильский мир. В 1804 году, «руководствуясь высшими государственными интересами», он объявляет себя императором (но не королём!) Франции. К 1805 году начинает оформляться очередная — военно-политическая коалиция европейских государств (Австрии, Англии, России, Неаполитанского королевства, Пруссии) против наполеоновской Франции. К этому времени Толстой относит начало романа «Война и мир».

В гостиной Анны Павловны Пьер горячо защищает действия Наполеона: «Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил её злоупотребления, удержав всё хорошее — и равенство граждан, и свободу слова и печати, — и только потому приобрёл власть» (1,1, IV). Князь Андрей более взвешенно относится к личности и поступкам французского императора: «Нельзя не сознаться, Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подаёт руку, но... но есть другие поступки, которые трудно оправдать» (там же). Однако именно князь Андрей в чине капитана (как и Наполеон до Тулона) поступает в армию и мечтает совершить подвиги, подобные наполеоновским.

Осенью 1805 года началась война Наполеона с третьей коалицией. В штабе Кутузова Болконский узнал о поражении австрийской армии под городом-крепостью Ульмом и увидел «несчастного Мака» (1,2, 111), австрийского генерала, взятого французами в плен, а потом отпущенного Наполеоном. В этот момент князем Андреем овладели противоречивые чувства: «...он боялся гения Бонапарта, который мог оказаться сильнее всей храбрости русских войск, и вместе с тем не мог допустить позора для своего героя» (1, 2,111). И герой Болконского, французский император, не опозорился: после взятия Ульма Наполеон сразу же двинул свои войска на Вену по правому берегу Дуная и захватил столицу Австрийской империи. Австрия была практически разгромлена, австрийский император перебрался в город Брюнне палевый берег Дуная. Единственный мост через Дунай хорошо охранялся и был заминирован австрийцами, но французы взяли мост без боя (!), легко и весело обманув противника. В романе (1, 2, XII) этот исторический анекдот князю Андрею рассказывает русский дипломат при австрийском дворе — Билибин. Теперь французы могли быстро и без потерь перейти по Таборскому мосту на левый берег Дуная, где находилась армия Кутузова.

Известие о взятии Таборского моста «было горестно и вместе с тем приятно князю Андрею. Как только он узнал, что русская армия находится в таком безнадёжном положении, ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе! Слушая Билибина, он соображал уже, как, приехав в армию, он на военном совете подаст мнение, которое одно спасёт армию, и как ему одному будет поручено исполнение этого плана» (1,2, XII).

Стотысячная французская армия начала преследование сорокапятитысячной русской армии; русские спешно отступали, чтобы избежать окружения и позорной капитуляции. Отступая с основными силами на север Австрии, Кутузов выставлял «заградительные отряды», которые во что бы то ни стало должны были задерживать продвижение французской армии, то есть были обречены на полное истребление.

В первом заслоне — у деревни Шенграбен — участвовал князь Андрей. Французы начали артподготовку: «"Началось! Вот оно!" — думал князь Андрей, чувствуя, как кровь чаще начинает приливать к его сердцу. "Но где же? Как выразится мой Тулон?" — думал он» (1,2, XVII). Болконский мужественно вёл себя в бою при Шенграбене: рядом с Багратионом шёл впереди русских батальонов в атаку, но настоящим героем боя стал не князь Андрей, даже не Багратион, а скромный, незаметный артиллерийский капитан Тушин: его батарея зажгла деревню Шенграбен и отбивала атаки французов. Когда Болконский осознал это, ему стало «грустно и тяжело. Всё это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся» (1,2, XXI).

И всё-таки князь Андрей совершает действительно красивый подвиг — на Аустерлицком поле: «"Вот оно!" — подумал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно направленных именно против него. Несколько солдат упало. "Ура!" — закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжёлое знамя, и побежал вперёд с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним» (1, 3, XVI). Он повторил героический поступок Наполеона на Аркольском мосту: со знаменем бросился навстречу отступающим в панике солдатам, некоторые из них опомнились, сплотились вокруг знамени, побежали вперёд. Однако этот подвиг не мог повлиять на ход великого сражения и при всеобщем паническом отступлении был замечен только одним человеком — Кутузовым.

Описывая подвиг Болконского, Толстой отмечает совсем негероические детали. Князь кричит «детско-пронзительным» голосом: «Ребята, вперёд!». Знамя оказывается очень тяжёлым, князь Андрей едва удерживает его; глядя вперёд, Болконский замечает случайную деталь боя, как русский артиллерист и французский солдат бессмысленно тянут друг у друга орудийный банник. В этот момент герой романа, в отличие от Наполеона на Аркольском мосту, был тяжело ранен.

Итак, князь Андрей получил свой Тулон, который так искал, но получил тогда, когда уже стал разочаровываться в своём кумире — Наполеоне. Сначала Болконский собственными глазами увидел и на личном опыте почувствовал бедствия войны, благодаря которой Наполеон приобрёл свою мировую славу.

Потом Болконский даже встретился со своим героем на Аустерлицком поле. Наполеон с гордым чувством победителя объезжал поле, на котором он только что выиграл сражение, совершенно разгромив русские и австрийские войска. Это был очередной военный триумф французского императора. Наполеон подъехал к умирающему князю Андрею, распростёртому на земле рядом с древком от знамени (знамя как важный военный трофей французские солдаты уже подобрали), и произнёс похвальные слова: «Вот прекрасная смерть!». Но эта похвала не обрадовала князя Андрея: «Он знал, что это был Наполеон — его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человечком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нём облаками» (1,3, XIX).

Отправляясь в 1805 году на войну, Болконский искал личной славы, но понимал славу как любовь к людям, стремление сделать для них что-нибудь полезное и важное, желание их похвалы. Постепенно Толстой развенчивает в душе своего героя глубоко индивидуалистическую по сути идею Наполеона (наполеонизм). Через семь лет накануне Бородинского сражения князь Андрей выскажется о французах, а на самом деле о Наполеоне, резко и определённо: «Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. (...) Надо их казнить» (3, 2, XXV). Теперь в воображении Болконского романтический ореол, окружавший прежде личность Наполеона, исчез, но осталась античеловеческая суть этого исторического деятеля, которую подчёркивает писатель Толстой: французский император сделал из войны средство для личного обогащения и основал свою личную власть и славу на несчастиях и смерти многих тысяч людей, французов и нефранцузов.

Эпизод, в котором изображен первый бал Наташи Ростовой, - один из основных в романе: он важен для раскрытия внутреннего мира и характера главной героини. В этом фрагменте перед нами предстает петербургский бал от начала и до конца, с музыкой, цветами, танцами, государем, "дамами в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях".
Внешний облик самого бала - это все про всех знающая Перонская, с ее оценками и замечаниями, государь, "царица Петербурга графиня Безухова", "танцор-адъютант, начавший бал", - все, "смешавшееся в одну блестящую процессию". Но это не просто обыкновенный петербургский бал - это первый бал Наташи Ростовой, на котором мы встречаем сразу всех основных героев романа: Наташу, с ее блестящими глазами, князя Андрея и угрюмого, рассеянного Пьера. Событие это можно назвать переломным моментом в жизни Наташи. Бал очень важен для ее дальнейшей жизни. Она, побывав на этом балу, расстается со своим детством и переходит во взрослую жизнь. Именно этот бал становится решающим во взаимоотношениях между Наташей и князем Андреем, жизненные пути которых впоследствии еще не раз пересекутся.
Князь Андрей сыграет немаловажную роль в судьбе Наташи. Бал - одно из звеньев цепочки событий, повествующих о семье Ростовых. Картине бала предшествует эпизод приезда к ним Бориса Друбецкого - первого увлечения Наташи. Между молодыми людьми снова вспыхивают нежные чувства, но Наташа уже не воспринимает Бориса как своего жениха. После разговора с графиней Борис перестал бывать у Ростовых.
В этом есть некая символичность: Наташа, отвергая Бо риса, одновременно с этим оставляет в прошлом свое детство. Эпизод бала следует рассматривать как переходный. Автор всячески подчеркивал еще детское возбужденное состояние Наташи, не раз используя в ее описании слово "девочка" и изображая ее с "благодарной детской улыбкой". Именно это состояние "более всего шло к ней", и именно такую Наташу, "с ее удивлением, радостью и робостью, и даже с ошибками во французском языке", полюбил князь Андрей.
Автор дает нам возможность сравнить главную героиню "с царицей Петербурга" - Элен Безуховой, на фоне которой Наташа, с ее "худыми руками и плечами", "неопределенной грудью", не только не проигрывает, но и привлекает к себе внимание гостей, поскольку в ней было то, что "не имело на себе общего светского отпечатка". Но "девочкой" Наташу мы видим не только внешне, но и внутренне: лишь ребенку присущи настолько сильные чувства, переживания и волнение, сильное, безграничное чувство любви, которое человек испытывает "на той высшей ступени счастья, когда он делается вполне добр и хорош и не верит в возможность несчастья, зла и горя". "Выражение лица Наташи, готовое на -отчаяние и на восторг, являлось зеркальным отражением ее чувств" и помогало читателю проникнуть во внутренний мир главной героини.

С той минуты, как князь Андрей Болконский вошел в гостиную Анны Павловны Шерер, он привлек мое внимание - чем? Своей непохожестью на остальных. «Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно». Всем остальным интересно в этой гостиной, потому что здесь, в этих разговорах, сплетнях, восклицаниях, вся их жизнь. И для жены князя Андрея, прелестной маленькой женщины, здесь - вся жизнь. А для князя Андрея?

«Из всех же прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее». И - через несколько минут, когда она обратилась к нему кокетливым тоном, - снова «зажмурился и отвернулся».

Сухой, надменный, неприятный человек - таким знают его гости Шерер. Таким впервые видим его и мы. Но что-то уже привлекло нас к нему - и хочется понять: неужели князь Болконский всегда, со всеми так сух и неприветлив?

После вечера у Шерер Болконские вернутся в свою богато отделанную квартиру, где все «носило на себе тот особенный отпечаток новизны, который бывает в хозяйстве молодых супругов». Но и дома князь Андрей не станет ласковее с женой.

«- Твой доктор велит тебе раньше ложиться, - сказал князь Андрей. - Ты бы шла спать».

Когда она вошла в его кабинет, он учтиво подвинул ей кресло. Потом, выслушав несколько ее фраз, «с холодною учтивостью... обратился к жене». И, наконец, добившись, чтобы она ушла, встал и «учтиво, как у посторонней», поцеловал руку. (Курсив мой. - Н. Д.)

За что? Почему он так холоден, так внутренне груб с женой - при всей внешней учтивости, трижды замеченной Толстым?

Мы ничего не знаем об истории этого брака, но легко можем представить себе, как все было. Вечера в светских гостиных и балы в блестящих залах - князь Андрей ездил на них, потому что надо же куда-то ездить и, кроме того, вся жизнь знатного Петербурга проходит здесь; он танцевал с женщинами, потому что на бале нужно танцевать (так он сам скажет позднее), и женился потому, что нужно же когда-нибудь жениться, а девушка была хорошенькая и веселая, ее приподнятая верхняя губка казалась «ее особенною, собственно ее красотой...» Он женился на прелестной девушке - и она вышла замуж за красивого, блестящего, богатого и знатного человека; кого винить в том, что этот брак обернулся горечью и страданиями для обоих?

В гостиной Шерер «всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение», и мы не сразу понимаем, что раздражает князя Андрея. Но дома, войдя в кабинет мужа, княгиня продолжает «тем же кокетливым тоном, каким она обращалась и к посторонним»:


«- Отчего, я часто думаю... отчего Анет не вышла замуж? Как вы все глупы, messieurs, что на ней не женились...»

Она говорит это своему мужу и двадцатилетнему Пьеру - о сорокалетней Анне Павловне Шерер. Кто из них должен был жениться на Анне Павловне?!

Князю Андрею опостылел этот кокетливый тон, эта легкая болтовня, это нежелание задумываться над своими словами - но ведь раньше, совсем недавно ему все это нравилось!

Как и всякая женщина, маленькая княгиня не может понять, что ее очарование уже не производит впечатления. Она ведь не изменилась, она всегда была такой. Почему же Андрей больше не восхищается ею?

Она по-своему заботится о муже: «Я ему все говорю: здесь он адъютант у дяди, самое блестящее положение... Он так везде принят. Он очень легко может быть и флигель-адъютантом... Мы с Анет говорили, это очень легко было бы устроить...»

Удивительно: мы, едва знакомые с князем Андреем, видевшие его совсем недолго в гостиной Шерер, уже поняли: этот тон и этот разговор невыносимы для него, глубоко ему отвратительны - а она, его жена, не понимает этого. Но ведь искренне не понимает и страдает от своего непонимания: «Вдруг сердитое беличье выражение красивого личика княгини заменилось привлекательным и возбуждающим сострадание выражением страха; она исподлобья взглянула своими прекрасными глазками на мужа, и на лице ее показалось то робкое и признающееся выражение, какое бывает у собаки, быстро, но слабо помахивающей опущенным хвостом».

Легче легкого осудить, княгиню: глупа, легкомысленна, труслива... Но как случилось, что умный взрослый человек - не мальчик! - женился на ней? Что привлекло его раньше и почему теперь каждый шаг жены раздражает его? Что же ему теперь делать, раз она стала его женой и ждет ребенка? Разве это благородно - ежеминутно унижать ее учтивой холодностью, нескрываемым раздражением? Вовсе непросто решить все эти вопросы. Толстой знает: никто не виноват в том, как сложилась жизнь молодой семьи Болконских, - и оба виноваты, и никто не может изменить того, что случилось, потому что отношения двух людей легко разрешимы только со стороны, а изнутри все сложно.

«Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!»

Так ответил князь Андрей на вопрос, зачем он идет на войну. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь».

Вот почему мы прощаем князю Андрею его обращение с женой - потому что видим: он мучается, несчастлив, страдает, судит себя, потому что жизнь, которую он ведет, не по нему!

Через несколько недель князь Андрей привезет жену туда, где он вырос, в тот воздух, который сформировал его. В старом доме Болконских в Лысых Горах столкнутся два мира: в одном из них будут жена князя Андрея и лживая француженка мамзель Бурьен; в другом - старик Болконский и князь Андрей. Сестра его, княжна Марья, попытается примирить эти два мира, но они непримиримы - и душой княжна Марья все равно останется с отцом и братом.

Вот молодые Болконские входят в дом отца. Маленькая княгиня поспешно идет к княжне Марье. Андрей с «учтивым и грустным выражением» следует за ней. У самой двери он «остановился и поморщился, как будто ожидая чего-то неприятного». Он знает наперед, что сейчас будет сцена радостной встречи, хотя его жена и сестра виделись только один раз, во время его свадьбы; знает, что для сестры эта встреча и правда радость в ее одинокой, замкнутой жизни, а жена будет так же искусственно весела, как в светских гостиных и его кабинете, потому что естественной он ее не видел

И действительно, после поцелуев и объятий княгиня весело и оживленно заговорила о петербургских сплетнях, о своих платьях и между всем этим - о том, что Андрей переменился, покидает ее, идет на войну...

Конечно, она страдает, конечно", боится за Андрея - и еще больше за себя: пустой и темной представляется ей жизнь в деревне. Но и страдание ее выражается в привычной неестественной и даже кокетливой форме. Виновата ли она, 410 так незначительна по своей человеческой сущности? Вероятно, все-таки виновата: ведь рядом с ней - князь Андрей, как же ничему, совсем уж ничему у него не научиться? Не хочет она учиться, потому что довольна собой, ослеплена собой, и мысли у нее не может возникнуть, что князь Андрей искал в ней не того, чем восхищаются Ипполит Курагин и Анна Павловна Шерер...

За обедом, в присутствии старого князя, она опять привычно, естественно неестественна: бедняжка привыкла, что ее болтовня очаровывает слушателей, где ей понять, какое впечатление она произведет на старого Болконского, если она и Андрея-то не понимает! Маленький светский ум ее не в силах постичь двух крупных людей, с которыми свела ее судьба; в этом доме ей кажется родной только насквозь фальшивая мамзель Бурьен.

В том мире, где живет маленькая княгиня, нужно приходить в восторг от встречи с полузнакомыми людьми и можно жаловаться им на самого близкого человека - мужа. В мире князя Андрея этого не л ь з я.

Встреча молодых Болконских с отцом в сестрой князя Андрея происходила почти сто семьдесят лет назад, но и сегодня нам важно знать, как быть честным в отношениях с близкими, как сохранять свое достоинство. Правила, по которым живет князь Андрей, возвышенны и благородны: человек не имеет права опускаться до жалоб на того, кого сам избрал спутником своей жизни. Мир маленькой княгини - узкий и пошлый - не знает этих правил чести.

Князь Андрей откровенен с сестрой, но ей он не откроет горькой правды:

«- Знай одно, Маша, я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену... (Курсив Толстого.) Но если ты хочешь знать правду... хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю...»

Мне не жалко маленькую княгиню - ничего не могу с собой поделать. Меня, как и князя Андрея, раздражает ее болтовня, ее хорошенькое личико с животным выражением - то беличьим, то собачьим; мне не жалко, когда муж почти выгоняет ее из своего кабинета и когда оставляет в Лысых Горах, и позже, когда она умрет, я больше пожалею его, чем ее. Потому не жалко, что очень уж она довольна собой. Всегда, везде довольна собой. Он мучается, казнит себя, думает, ищет - у нее все решено, все ясно.

Так с первых глав «Войны и мира» я, читатель, заражаюсь отношением Толстого к его героям. Вместе с ним я презираю людей, которые не ищут, не мучаются, вместе с ним сочувствую тем, кого понимает и любит он.

«Война и мир» начинается для меня с того, как два человека нашли друг друга в толпе гостей Шерер и остались вдвоем в кабинете князя Андрея, и заговорили о своем...

/ / / Почему князь Андрей и Пьер – друзья? (по роману Толстого «Война и мир»)

Вопрос дружбы такой же вечный, как и вопросы любви, смысла жизни. Почему одни люди становятся нам родными, а другие остаются просто знакомыми? Над этим размышлял не один классик русской и мировой литературы. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов и Андрей Болконский являются ярким примером крепкой дружбы.

Что же объединяет этих, на первый взгляд, разных людей. Герои разные по характерам и материальному положению Умный, решительный Болконский полная противоположность мягкому, доверчивому Пьеру. Внешне мужчины также отличаются. Кажется, что сын знатного, уважаемого вельможи и незаконнорожденный ребенок не могут иметь ничего общего. Андрей Болконский уже признан в светских кругах, а Пьер «новичок», да и притом, иногда бесцеремонный по отношению к другим знатным людям.

Тем не менее, они быстро находят общий язык и становятся товарищами. Символично то, что встречаются герои на одном из приемов у Анны Павловны Шерер. Среди фальши они находят искренность друг в друге, и это притягивает противоположности. На самом деле молодые люди знакомы еще с детства, но товарищами тогда не были.

Секрет их дружбы в родственность душ, общности взглядов на жизнь. И Пьер, и князь Болконский выделяются среди других персонажей искренностью и душевной простотой. Пьер чувствует, что князь Андрей – именно тот человек в высшем свете, который не собирается его обманывать. Болконский также видит, что Пьер не ввязывается в подлые интриги аристократов. Это сглаживает и разницу в возрасте, и неодинаковое положении в обществе.

Оба товарища стоят перед выбором, остаться в этом светском «болотце» или отправиться на поиски настоящей жизни. Оба они точно знают, что хотят быть полезными народу. Князь Андрей постоянно ищет пути для перемен и дает подсказки Пьеру. Он остерегает Безухова от компании Долохова и Курагина, но тот не слушает и ломает себе жизнь.

И влюбляются в одну и ту же женщину, Наташу Ростову, но это не рушит их дружбы. Наташа отдает свое сердце Болконскому, а Пьер «стережет» чистую любовь молодых людей. Именно он спасает Наташу от Анатоля Курагина и просит Андрея простить возлюбленную. Поступок Пьера благородный и достойный. Другой бы на его месте, возможно, воспользовался бы ситуацией, чтобы завоевать женщину.

Товарищи делятся друг с другом не только личными проблемами, но и разговаривают о более масштабном: политике, наступлении Наполеона. В отличие от придворного общества они отзываются о Наполеоне не со страхом, а считают, что с великого полководца нужно брать пример, стремиться, как он к героизму и славе. Андрей Болконский как старший и более опытный пытается оградить Пьера от опасности. Для Безухова князь является образцом, на который нужно ровняться.

На примере Пьера Безухова и Андрея Болконского в романе «Война и мир» Л. Н. Толстой показывает, что для истинной дружбы важны не чины и богатство, а бескорыстность людей, стремление помогать друг другу в любой ситуации.

Выбор редакции
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...