Когда поминальные дни в году


Какого числа отмечается Родительский день в 2017 году? Принятый у славянских народов Родительский день, или Радоница – это весенний праздник поминовения усопших, уходящий корнями в дохристианскую эпоху. Русская Православная Церковь поддержала этот народный обычай, занеся его в список христианских православных праздников. Согласно богослужебным уставам, он отмечается на 9-й день после Пасхи, то есть во вторник Фоминой недели. Это первый будничный день после Светлой Пасхальной седмицы. Однако если на этот день выпадает какой-либо праздник, то Радоница переносится на среду. Таким образом, чтобы вычислить, какого числа будет отмечаться Радоница в 2017 году, следует от даты празднования Пасхи отсчитать 9 дней. Православная Пасха в 2017 году празднуется 16 апреля, следовательно, Радоница приходится на 25 апреля.

Языческие корни Радоницы

В божественном пантеоне древних славян Радуницами назывались божества, покровительствующие умершим, хранительницы их душ. Поэтому логично предположить, что этимологические корни названия праздника связаны со словом «род». Однако с принятием христианства слово приобрело новый смысл: его стали связывать с корнями «рад», «радость».

В Древней Руси ранней весной устраивался ритуал почитания предков. На погребальных курганах проводились пиршества, песни и пляски, игры и гулянья, приносились жертвы в честь Радуниц, а также чтобы задобрить души пращуров, с тем чтобы те в наступающем году послали богатый урожай и благополучие. Этот обычай настолько укоренился в народе, что христианская Церковь была вынуждена перенять его. По свидетельству Иоанна Златоустого, уже в IV веке христиане в качестве церковного ритуала совершали Радоницкие обряды на могилах своих близких

Православная Радоница

Радоницу отмечают все славянские народы. Только у разных народов она называется по-разному. В большинстве российских регионов день поминовения усопших называется Радоница или Радовница, в Белоруссии – Навий день или Радованцы, на Украине – Могилки или Гробки, в Молдавии – Родительским днем. Молдаване, так же как и весь остальной православный мир, Родительский день в 2017 году будут отмечать 25 апреля. А в Белоруссии Радоница возведена в статус государственного праздника и является выходным днем.

Несмотря на свою суть, связанную с поминовением мертвых, Радоница на Руси всегда была веселым праздником. И во многом это зависит от особого места, занимаемого ею в календаре церковных праздников: сразу после Светлой Пасхальной седмицы, являющейся самым счастливым периодом для каждого христианина. Для верующих это является как бы указанием свыше, что смерть, благодаря воскресению Христа, побеждена, и не нужно печалиться об ушедших, ибо они получили жизнь вечную.

Как отмечается Радоница сегодня

Радоница сохранила большинство черт языческого обряда, которым, однако, православие придало особый смысл. После Литургии люди отправляются на кладбище, захватив с собой крашеные яйца, еду, вино или водку, символизируя таким образом разделение с умершими родственниками радости воскресения Иисуса Христа. После совершения поминальной трапезы прямо на кладбище все, что осталось, раздается нищим.

Церковь же рекомендует другой способ поминовения усопших родственников. Отошедшие в мир иной более всего нуждаются не в яствах и не в выпивке, которые мы приносим на могилу, а в наших молитвах. Поэтому Церковь советует, придя на кладбище в этот день, зажечь свечку и совершить литию – моление об усопшем. Для этого можно пригласить священника, но краткую версию молебна можно совершить и самому. После чего прибрать могилу: символически это действие означает подготовку к воскресению души. Поэтому, готовясь отмечать Радоницу в 2017 году, помните, что кладбище для православного человека – священное место, и изобильному чревоугодию предпочтите смиренную молитву.

Как отмечалась Радоница на Руси

После обедни всем семейством отправлялись на кладбище. Приносили много всяких яств: крашеные яйца, кашу, лепешки и блины. К этому дню яйца красили не в красный цвет, а в желтый или зеленый, и пекли особые сухие пироги. И, конечно, приносили водку, кто сколько сможет, смотря по достатку. Приглашенный священник служил молебен и уходил, а семейство приступало к поминальной трапезе. Сначала по могилке катали яйца, после чего хозяин одно яйцо закапывал в землю, символизируя таким образом пасхальное приветствие умершему. Затем на могиле растягивали рушники, раскладывали кушанья и начинали есть и пить. Подходили и нищие, которым обязательно подавали и водки, и еды. Разомленные от обильной трапезы, некоторые даже засыпали тут же, на кладбище. Другие продолжали беседовать, курили и приятно проводили время. Затем возвращались домой. Вечером же молодежь устраивала гулянья, водила хороводы, играла в горелки, пела и плясала. Недаром же существует поговорка: «На Радуницу до обеда пашут, после обеда плачут, а вечером скачут».

Радоницкие приметы и обычаи

Русский народ всегда был внимателен к явлениям природы, и к каждому празднику имелись свои приметы и обычаи. Погоде на Радоницу уделяли особое внимание:

  • Если в этот день стояла теплая погода, говорили: «Родители теплом дохнули».
  • В этот день посеешь или посадишь что-то в землю – потеряешь весь урожай.
  • Дождь на Радоницу – к урожайному году.

Среди Радоницких обрядов дождь занимал особое место. Существовал обычай окликания дождя. С самого утра детвора следила за небом и, завидев тучку, начинала кричать: «Поливай, дождь, на бабью рожь, на дедову пшеницу, на девичий лён поливай ведром». Если в эту минуту начинался дождь, весь народ подставлял лица и умывался дождевой водой. Считалось, что это приносит счастье и удачу. А молодые девушки для сохранения красоты умывались дождевой водой, поливаемой через серебряные и золотые кольца.

Родительские субботы в 2018 году – особые дни в церковном календаре, в которые православные христиане поминают умерших родственников. Поминовение усопших церковью – особый ритуал. В эти дни проводится панихида, на которой упоминают имена людей, покинувших этот мир. Накануне молебна верующие несут в церковь записки с именами почивших родственников. В поминальные субботы принято вспоминать не только умерших родственников, но и знакомых.

Родительскими эти субботы названы потом, что зачастую родители покидают этот мир раньше своих детей.

В Великий пост в течение недели богослужения не проводятся. Поэтому для поминовения усопших отводятся субботы. В этот день верующие люди идут в церковь, а после её посещения отправляются на кладбище.

В в храмах читаются молитвы для очищения от грехов всех православных христиан. Люди, пришедшие в церковь, молятся не только за своих близких, но и за других людей, которые закончили своё существование на земле. Прочтение всеобщей молитвы в Родительскую субботу помогает отпустить все грехи и попасть душам в Царствие Небесное. Множество пропавших без вести, а также погибших при разных обстоятельствах людей обретают душевный покой и могут вознестись на Небеса.

Видео: родительские субботы – дни особого поминовения усопших

Родительские субботы поминание усопших в 2018 году

Родительские субботы в 2018 году проводятся традиционно. В эти дни в церквях проходит Божественная литургия и происходит поминовение усопших. Люди, посетившие храм, приносят записки с именами умерших родственников, и передают их священнику, чтобы он упомянул близких во время службы.

Кроме обычных родительских суббот есть ещё Вселенские (Мясопустная и Троицкая).

Поминальные даты в 2018 году по православному календарю:

10 февраля Мясопустная суббота Суббота за неделю до Великого поста. Один из главных поминальных дней в году. В это время поминают всех невинно замученных и убитых православных, которые погибли за веру во Христа.
3,10 и 17 марта 2-я, 3-я и 4-я субботы На протяжении Великого поста мало дней, в которые можно совершать полную Литургию и читать главную церковную молитву за усопших. Поэтому церковью было установлено три особых дня поминовения.
17 апреля (девятый день после ) С этого дня, после длительного перерыва на Великий пост и пасхальные дни, Уставом церкви разрешаются общецерковные поминовения умерших.
9 мая День памяти погибших воинов После литургии проводится благодарственный молебен. Церковью почитаются воины, исполнившие священный долг перед народом и Отчизной.
26 мая Троицкая суббота (выпадает перед праздником ) В России и на юго-востоке Белоруссии – это самый большой и почитаемый поминальный день. В этот день вспоминаются все когда-либо умершие христиане.
3 ноября День всеобщего поминовения усопших. Совершается ежегодно перед (8 ноября).

Существуют поговорки, связанные с родительскими субботами:

Видео: православный календарь на 2018 год: дни поста и родительские субботы

Церковный календарь является для каждого верующего неотъемлемой частью их жизни. Так обратившись к церковному календарю можно узнать не только о предстоящих праздниках и постах, но и о традициях их проведения. Благодаря такому календарю можно легко и просто распланировать свой график, выделив рабочие, выходные, а главное для каждого верующего, поминальные дни.

Именно поминальные дни являются одними из самых главных для каждого человека. Ведь в эти дни мы поминаем наших усопших родственников. Именно усопших, так как христианским верованиям умирает только физическое тело, а вот душа живет вечно. И чем больше мы будем молиться, и поминать наших усопших родственников и близким, тем легче им будет предстать перед Страшным судом.

Поминальные субботы в народе называют родительскими днями. Это специальные дни для поминания памяти усопших родственников. В каждый год они припадают на разные даты. Поэтому, для определения родительских суббот, лучше всего обратиться к лунному календарю.

На календарный год таких суббот выпадает девять. Первой поминальной родительской субботой стала Вселенская мясопустная суббота. Припала она 18 февраля. Это единственная родительская суббота за весь зимний сезон.

А вот в марте этого года было целых три родительские субботы. Первая припала на 11 марта, это вторая суббота Великого поста. Вторая суббота припала на 18 марта и это соответственно третья суббота Великого поста. Ну и третья суббота припала на 25 марта, и это 4 суббота Великого поста.

В апреле был всего лишь один родительский поминальный день. И припал он, не на суббота, как принято, а на вторник. Ведь именно во вторник 25 апреля православные отмечали праздник Радуница. Это самый большой поминальный день в году.

Дополнительным поминальным днем, дата которого остается неизменной, это 9 мая. Именно в этот день, не только наша страна и не только православные, но и другие веры, поминают погибших воинов от рук фашистской Германии во времена Второй мировой войны.

Что же касается летнего периода, то на него припадает только одна родительская суббота. А вот проходила она 3 июня за день до великого праздника Троицы.. А вот в июле и августе поминальных суббот не было. При этом поминальные процедуры проводили во время больших праздников.

А вот на осенний период припадает две родительские субботы. Одна из них уже прошла. Но, как и в ситуации с весенними родительскими днями она припала совсем не на субботу. Так, этот родительский поминальный день припал на понедельник 11 сентября. А вот приурочен он был усопшим православным воинам.

Ну и последняя в этом году родительская поминальная суббота припадает на 4 ноября и имеет название Дмитриевская родительская суббота. Но, поскольку эта суббота совпадает с празднованием Казанской иконы Божией Матери, то было принято решение перенести эту поминальную субботу на 28 октября.

Родительский день или, как его еще называют, Радоница (Радуница) представляет собой весенний церковный православный праздник особого поминовения умерших. По , Радоница является одним из самых главных поминальных дней, когда принято посещать кладбища, где находятся могилы родных и близких.

Это день светлой памяти и, как ни странно, радости, ведь радость эта за рождение усопших в новую жизнь – жизнь вечную. Чтобы вовремя подготовиться к этому православному празднику, нужно знать, какого числа отмечается родительский день в 2017 году .

Когда празднуется поминальный родительский день

Всего родительских дней в году восемь и семь из них приходятся на субботу и поэтому их называют родительскими субботами. Но есть среди родительских дней самый главный, самый важный праздник поминовения почивших (Радоница), который всегда выпадает на вторник.

У праздника Радоницы нет «своего» числа, он всегда отмечается в разное время, в зависимости от того, на какую дату приходится . На вторую неделю, а, если быть точнее, через девять дней после Светлого Воскресения Христова, во вторник, наступает день поминовения усопших – первый родительский день после праздника Светлой Пасхи.

Поминальные дни крайне важны для всякого православного христианина. Их называют еще «родительскими», чтобы мы помнили о необходимости заботиться о душах наших предков.

Нужно обязательно знать даты всех поминальных дней, чтобы не упустить возможность вовремя вспомнить и помянуть своих умерших близких, родных и знакомых, сходить на кладбище и прибраться на могиле.

История и обычаи праздника главного родительского дня

Как гласят свидетельства Иоанна Златоуста, праздник этот отмечался христианами еще в древности. Само название – Радоница – привилось нам от общеславянского весеннего языческого праздника с непременным поминовением усопших, который назывался Радаваницами, Могилками, Тризнами, Навьим днем.

Слово «радоница» происходит от «радость» и «род», к тому же, праздник этот занимает почетное место сразу после празднования Светлой пасхальной недели и, можно сказать, обязывает православных христиан не слишком углубляться в печаль по умершим, а радоваться их вечной жизни вместе с Господом Богом.

Весь христианский мир празднует Христово Воскресение, Его победу над земной смертью, а затем, спустя девять дней, верующие отмечают возрождение к новой жизни своих предков, родных и близких, поминая их в особый день – Радоницу. Воскресение Христа, как победа над смертью, вытесняет печаль о разлуке с близкими и поэтому на девятый день от Пасхи мы, как сказал митрополит Антоний Суржский:

«…с верой, надежной и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Что нужно делать в родительский день

Довольно большое количество народу посещает родных и близких на кладбище именно в праздник Пасхи. Многие, к сожалению, придерживаются кощунского обычая сопровождать посещения умерших пьяным диким разгулом. А те, кто не делает так, очень часто даже не знают, когда в Пасхальные дни можно (и нужно) поминать усопших.

Первое после Пасхи поминовение почивших совершается на второй пасхальной седмице (неделе), после Фомина воскресенье, во вторничный день. А распространившаяся традиция ходить на кладбище в сам праздник Пасхи, остро противоречит установлениям Церкви: до девятого дня от Пасхи поминовение умерших совершать нельзя. Если же человек уходит в мир иной на Пасху, тогда его хоронят по особому пасхальному чину.

Как и многие православные священнослужители, священник Валерий Числов, настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы на Успенском кладбище Челябинска, предостерегает от необдуманных поступков и от прочих действий, совершенных по незнанию в праздник Радоницы:

«Следует помнить, что кладбище - это место, где следует вести себя с благоговением, Печально видеть, как некоторые люди пьют там водку и поют мирские песни. Кто-то крошит на могильный холм хлеб и яйца, льёт спиртное. Устраивают порой настоящий разгул. Всё это напоминает скорее языческие тризны и неприемлемо для христиан. Если уж мы взяли на кладбище еду, лучше раздать её нищим. Пусть они помолятся за наших усопших, и тогда Господь, возможно, пошлёт какое-нибудь утешение нашим родным»

Придя на кладбище в праздник Радоницы, нужно зажечь свечку и совершить литию (усиленно помолиться). Для совершения литии во время поминовения умерших, следует пригласить священника. Также можно прочесть Акафист об упокоении усопших. Затем надо прибрать могилу, немного помолчать, вспоминая почившего.

Не нужно пить и есть на кладбище, недопустимо лить спиртное на могильный холм – эти действия оскорбляют память мертвого. Традиция оставлять на могилке рюмку водки с хлебом является пережитком языческой культуры и не должна соблюдаться в христианских православных семьях. Еду лучше отдать нищим или голодным.

Как поминать почивших

Молитва за усопших родственников и близких – самое главное и самое большое, что мы можем сделать для отошедших в мир иной. Ни в гробе, ни в памятнике почивший, по большому счету, не нуждается – это лишь благочестивая дань традициям.

Простой деревянный или металлический крест более приличествует могиле истинного православного. Но душа усопшего испытывает огромную потребность в нашей непрестанной молитве. Святитель Иоанн Златоуст писал:

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц ― нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага».

А особенную помощь усопшим оказывает поминовение их в Церкви.

Во 2-ю, 3-ю и 4-ю седмицы Великого поста в храмах совершается особое сугубое поминовение усопших. Эти дни именуются родительскими субботами.

Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединены с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого Поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, превратив Димитриевскую поминальную субботу в один из «родительских дней».

Родительские субботы в 2017 выпадают на следующие даты:

  • Вселенская родительская суббота (мясопустная)– 18 февраля 2017 г.
  • Суббота 2 седмицы Великого поста – 11 марта 2017 г.
  • Суббота 3 седмицы Великого поста – 18 марта 2017 г.
  • Суббота 4 седмицы Великого поста – 25 марта 2017 г.
  • Поминовение усопших воинов – 8 и 9 мая 2017 г.
  • Радоница– 25 апреля 2017 г.
  • Троицкая родительская суббота в 2017 году – 3 июня 2017 г.
  • Дмитриевская родительская суббота – 4 ноября 2017 г.

Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

Разумеется, поминовение покойных не ограничивается несколькими днями. Панихиды служить можно, за редким исключением, круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Чего греха таить – мы иной раз подзабываем поминать своих покойных даже на домашней молитве (родителей еще помним, но чем старше становимся, тем больше таких людей, которые оставили след в нашей жизни, да и покинули этот мир, а память наша, наоборот, слабеет), я уж не говорю о том, чтобы пойти в храм и на панихиду за них подать. Вот и нужны такие дни, когда больше некогда откладывать.

Есть и другой аспект заупокойного поминовения, отразившийся в наименовании этих суббот «родительскими»: родовая традиция, родовая связь поколений, связь живых и усопших, связь между собой живых, объединенных общими усопшими предками, общезначимыми для рода личностями, событиями, памятными местами. Это аспект общечеловеческий, дохристианский, находивший в древности мифологическое и ритуальное оформление в различных языческих культах, реминисценции которых поныне проглядывают в «народном православии».

И тут очень важно с одной стороны не путать христианскую традицию с вплетенным в нее языческим наследием, аккуратно выявляя и удаляя последнее, с другой же – бережно относиться к родительским субботам как средству единения людей именно потому, что христианская традиция поминовения усопших помогает осмыслить единство человеческого рода в Отце Небесном, к усыновлению Которому мы все призваны.

Люди осознают, «чьих они будут» в ограниченном плане близких и дальних родственников, задумываются (во всяком случае, получают повод задуматься) о том, что было в их роду достойного принятия и передачи, а что стоит помнить лишь для того, чтобы по наследственной предрасположенности не повторить.

Однако это – лишь начало, отправная точка осознания единства человеческого рода, произошедшего от прародителей, сотворенных Богом по Своему образу и подобию. Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти – опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе. И если этого не происходит, нет речи о единстве христианском. Это единство языческое, даже если осуществляется оно между людьми, принадлежащими к Церкви Христовой. Оно языческое по духу.

Кровь, родственные узы, национальная идентичность, геополитическое единство – все это прекрасно, пока не становятся приоритетной ценностью, а то и самоцелью. А вера православная, религия, Церковь как институт низводятся тогда на уровень «главной государственной скрепы», которую защищают, да, но защищают в соответствующем духе – языческом, кощунственно используя православную атрибутику, подстраивая ее постулаты под абсолютизированные ценности преходящего мира.

Родительские субботы, посвященные нашим покойным – людям, опередившим нас в преставлении от мира суетного к жизни вечной, напоминают нам о главном: род наш – Божий (во-первых, по происхождению человека, по сущности его богоподобной природы, во-вторых, по родству во Христе, в Которого мы крестились и в Которого облекаемся жизнью по Его заповедям, освящаясь в Таинствах), и отечество наше – на небесах (Флп. 3; 20), а все земное ценно настолько, насколько оно способствует исцелению души, ее преображению по образу Создавшего (Кол. 3; 10).

Суббота – последний день седмицы. Это день, завершающий седмичный цикл, который начинается не понедельником, как это принято считать в быту, а воскресеньем, или «неделей», по-славянски – днем, когда ничего не делают. По первому дню – название всей седмицы: «неделя». Понедельник, соответственно, – первый день по неделе, вторник – второй и т.д., а суббота (слово, сохраняющее схожесть с еврейским «шаббат») – заключительный день седмицы, как это и было в ветхозаветную эпоху, с той лишь разницей, что «неделание» перенесено на «неделю», т.е. на День Господень – на воскресенье. Но в память о субботнем покое именно в этот последний, завершающий, заключительный день седмицы принято по Уставу поминать усопших.

Субботой заключается седмичный цикл, но за этим днем – воскресный день – восьмой (число, символизирующее вечность) по отношению к предыдущему воскресенью – первому дню. Вот так: от Воскресения Христова к всеобщему Воскресению всех от века почивших – всех: праведных и грешных, верующих и неверующих… для разной участи в вечности в зависимости от того, кто кем оказался Христу по жизни (как сказал когда-то прот. Владимир Цветков: «Мы на Страшном суде будем не ужасаться, а удивляться» ).

Смерть по плоти – лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.

Этот смысл подчеркнут самим установлением Дмитриевской субботы, изначальное предназначение которой – в заботе о душах воинов, которые пали в сражении за достоинство жизни, понимаемое в свете Откровения – того достоинства, которое человек обретает по мере осознания себя образом Божиим, посильно уподобляясь Первообразу.

Хорошо бы не забывать изначальный смысл установления этой поминальной субботы и хоть сколько-нибудь оправдывать принесенную за нас жертву, прилагая усилия в становлении христианами, помня, что христианство, согласно свт. Василию Великому, это «уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой».

Выбор редакции
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...

Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...

Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...

Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...
Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для молодой страны Советов. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и...
Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...
Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...
Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...
Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...