Когда встретились мастер и маргарита. История любви мастера и маргариты. До встречи с мастером


Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы... Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась... По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного... Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, она — по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих.

Определяя место встречи Мастера и Маргариты большинство булгаковидов сходятся в том, что это произошло рядом с домом по адресу Большой Гнездниковский переулок, 10. Делается это не только на основе текста романа, но и биографических данных писателя.

28 февраля 1929 года Михаил Булгаков и его будущая третья жена Елена Шиловская познакомились в гостях у братьев-художников Моисеенко, которые жили в так называемом "доме Нирнзее" по адресу Большой Гнездниковский переулок, 10. Из гостей они ушли уже вместе и пошли гулять по Москве.

Большой Гнездниковский переулок рядом с домом 10.

Дом Нирнзее, ксатати, замечателен во всех отношениях. Первый московский небоскреб, построенный в 1912 году, из-за лаконичной планировки квартир (в большинстве были только ванная, жилая комната и коридор, кухонь не было), называли "домом холостяков".

Дом Нирнзее.

Сейчас крышу дома Нирнзее можно разглядеть только с нескольких точек города, а когда-то ее затейливые украшения было видно со всей округи.

Крыша дома Нирнзее. Фото сделано с Тверского бульвара.

Но, вернемся к тексту романа. Гнездниковский переулок от Тверской отделяет арка. Именно в нее должна была свернуть Маргарита, а за ней и Мастер.

Гнездниковский переулок действительно сильно изгибается. Он вполне отвечает описанию "кривого скучного переулка. Где-то здесь и должны были идти Мастер и Маргарита по противоположным сторонам улицы.

При написании использовалась статья

Этот тип поэтической работы я называю "Извлечение".
Технология такова: берём книгу М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита", карандаш и приступаем.
Если строчка поэтическая - оставляем. Если прозаическая - вычёркиваем. Так мастер отсекает от глыбы мрамора всё лишнее и получает скульптуру. Так однажды мне довелось ИЗВЛЕЧЬ поэтическое содержание "Мастера и Маргариты". Естественно целый ряд фрагментов вынужденно авторские абсолютно и М.А. Булгаков не несёт ни малейшей ответственности за этот вид моего творчества.

ГОГОЛЕВСКИЙ БУЛЬВАР

Все декорации серые. Серые газоны, серые скамейки, серые деревья, серые дома, серые узоры чугунных решеток, серое небо. Серый звуковой фон: скрежет тормозов, уличный дисгармоничный шум, крики, бибиканье, грохот трамвая, рев двигателей.
На сцене навстречу друг другу движутся два безмолвных бесконечных потока серых фигур людей. Два луча выхватывают в двух углах сцены фигурки Мастера - в белом костюме, и Маргариты - в алом платье с желтым букетом цветов.
Они стоят и не видят друг друга.
Увидели. Затмение. Гром. Молния.
Серые потоки людей исчезают.
Мастер и Маргарита вдвоем.
По авансцене пробегает громадный черный кот.
Вновь затмение. В отблеске молнии видны две белых фигуры Мастера и Маргариты. Между ними громадное смеющееся лицо Сатаны. Полный свет. Все наполняется цветом. Звучит томящая душу прекрасная мелодия. Скрипка. Мастер приближается к Маргарите, проходит мимо, возвращается.
Они медленно идут рядом.

МАРГАРИТА:

Вам нравятся мои цветы?

Нисколько!

МАРГАРИТА:

Вы вообще не любите цветов?

Нет.я люблю цветы, но не такие...

МАРГАРИТА:

Какие же вы любите цветы?
Скажите...

МАРГАРИТА:

Розы? Как прелестно!
А цвет? Ведь вам не безразличен цвет?

Цвет алой крови! Роза цвета крови,
Упавшая на чистый белый снег!

МАРГАРИТА:

А вы-поэт!

О, нет! Я-не поэт!

МАРГАРИТА:

Откуда же такое сочетанье?

Я шел, смотрел на вас, и мне казалось...

МАРГАРИТА:

Казалось что? Что роза я?

Что вы...

МАРГАРИТА:

Да говорите же! Ведь вам сейчас казалось,
Что роза я, упавшая на снег!

Я потрясен был...

МАРГАРИТА:

Чем же?...Красотою?

Да, вы красивы... но...

МАРГАРИТА:

Не красотою?!

Безумным одиночеством...в глазах!

МАРГАРИТА:

Ах, как вы правы! Да! Я одинока!
Я совершенно одинока... Вот!

Что это?

МАРГАРИТА:

Угадайте!

Яд, быть может...

МАРГАРИТА:

Да! Яд! Я загадала, что, коль скоро
Не встречу никого в пустой толпе,
То яд приму...

Вот это - совпаденье!!
Как странно это...

МАРГАРИТА:

Странно что?

Роман!
Ведь мой герой все время повторяет
Одну и ту же фразу без конца...

МАРГАРИТА:

Какую фразу?

Яду! Дайте яду!

МАРГАРИТА:

Вот видите! Вы все-таки поэт!
У вас есть и герой. А мне и впрямь
Сейчас хотелось яду! Дайте яду!

Вы также одиноки, как и я!

МАРГАРИТА:

А вы... А вы женаты?

Был когда-то...

МАРГАРИТА:

На этой... как ее... забыл...

МАРГАРИТА:

Вы развелись?

Наверное... , не помню...
Да это и не важно, наконец!

МАРГАРИТА:

А я вот замужем... И все же одинока!

Вы - замужем? За кем?

МАРГАРИТА:

За кем? Не важно!
Он добр, красив, умен... Он - .знаменитость!

Он молод?

МАРГАРИТА:

Да! Он молод и богат!
У нас есть особняк, прислуга, дача...

Он любит вас?

МАРГАРИТА:

Да! Любит! Без ума!

А дети? Дети есть?

МАРГАРИТА:

Нет, к счастью нету...
Я не люблю его! Мне нужен не такой!
Он слишком правильный, без всякого изъяна!
За что ж его любить?

За доброту...

МАРГАРИТА:

Он в ней не виноват!

Он зла не делал вам?

МАРГАРИТА:

Вот это и ужасно!

Так кто вам нужен? Дьявол или Бог?

МАРГАРИТА:

Вот я на днях перечитала Гете,
И поняла, кого я полюблю...

Кого же?

МАРГАРИТА:

Мастера! Да, да! Мне нужен мастер!
Что в мире зла из зла творит добро!
Мне нужен Мастер, этот мир творящий!
Не важно как! Быть может, над ретортой,
Как Фауст он колдует дни и ночи,
Быть может, пишет музыку... глухой...
Пусть будет он слепой певец - калека!
Пускай не разлучается с пером!
Слова и строки в упоеньи страстном,
Соединяет, словно элементы...
Пусть ищет истину... пусть даже топором
Преображает дерево иль кистью
И красками живит старинный холст...

Короче, нужен вам такой умелец,
Что может нечто сотворить из ничего!
И чтобы "нечто" было совершенно!

МАРГАРИТА:

Да, да, да, да! Сто миллионов "да"!

Но где найти такого, вот загвоздка!

МАРГАРИТА:

Я верую: он сам меня найдет!
Я даже знак подать ему решила,
Чтоб издали, в толпе однообразной
Он смог меня найти...

Цветы вот эти?

МАРГАРИТА:

Да! Бросьте их: пускай маяк погаснет.
Скажите мне, вы - Мастер?

Я не знаю...
Я написал один роман, и только...
Осталось дописать одну главу...
К тому же, как сказал один редактор,
Роман написан скверно, не про то...

МАРГАРИТА:

О чем роман?

О Понтии Пилате...

МАРГАРИТА:

Я о таком не слышала... увы...
А как зовут вас?

Право, я не помню...
С тех пор, как сел писать, забыл о мире...
Да, имя было... но, увы, не помню...

МАРГАРИТА:

Да бог с ним, с именем... Я буду звать вас Мастер!

А вас зовут, наверно, Маргаритой?

МАРГАРИТА:

Вы угадали! Как вы угадали?

Да так... деталь в романе...

МАРГАРИТА:

Вот загадка!
Могу я познакомиться с романом?
Вы не откажете?

МАРГАРИТА:

Сейчас! Немедля!

Но право... Я не знаю...

МАРГАРИТА:

Неудобно?

Нет, почему же... если вы хотите...

МАРГАРИТА:

Да, мне хотелось бы... Вы впустите меня,
Туда, где ваше таинство вершится?
Туда, где из обычных, скучных слов
Надежды и страданья возникают?

Боюсь, что после тех хором, в которых
Шла ваша жизнь... подвальчик мой...

МАРГАРИТА:

Подвальчик!?
Какая прелесть! Право, я в восторге!
Я так и думала! А... есть у вас камин?

Простая печка, и дрова сырые...

МАРГАРИТА:

И табурет, и старый круглый стол?

И табурет, и старый круглый стол!
Вы угадали! Как вы угадали?

МАРГАРИТА:

Трещат дрова при тусклом освещеньи
Едва могу я строки различить...

ПЕРВЫЙ АКТ

ПОДВАЛЬЧИК

МАРГАРИТА:

Теперь я знаю точно кто мне нужен!

Кто Маргарита?

МАРГАРИТА:

Ты мне нужен, ты!
Ах, как ты пишешь! С первой же страницы
Любой поймет, что это пишет Мастер!
Я упиваюсь каждой новой строчкой,
Я восхищаюсь каждым поворотом
Сюжета... И судьба твоих героев
Мне кажется уже моей судьбой!
Читаю и глазам своим не веря,
Как наяву я вижу эти сцены:
Вот Ирода Великого дворец!

/загорается свет на сцене/

Вот пятый прокуратор Иудеи
Пилат-наместник римского владыки,
Своей кавалерийскою походкой
Выходит в колоннаду: белый плащ,
Подбой кровавый... Солнце только встало!


Немного о литературе. И о Москве.
Еще учась в школе, роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» произвел неизгладимое впечатление. Постоянно перечитываю некоторые строки. Особенно проникновенна первая встреча. Мастер. Маргарита. Желтые цветы. Булгаков описывает пересечение Тверской улицы и Большого Гнездиковского переулка, хотя в романе переулок не имеет названия. Любопытно, что сам писатель познакомился со своей третьей женой в доме именно в этом переулке, а ведь она как раз и была прототипом Маргариты.
В Москве на Биржевой площади есть одно здание, проходя мимо которого, словно окунаешься в другую эпоху. Уже не первый год здание на этой площади погружает в атмосферу строк произведения Булгакова. Причем несколько раз уже я с энтузиазмом описывала свои ощущения, зачитывая строки тому, кто шел рядом со мной.
На мой взгляд, очень интересно искать (и находить!) атмосферу любимых произведений (это касается всего творчества, не только литературы) в окружающем мире. Открыть глаза, несмотря на усталость, недосып, суету, да и просто желание включить музыку и погрузиться в свои мысли, не замечая ничего вокруг. Безусловно, каждое из этих состояний имеет право быть, но я, например, иногда могу не заметить пение птиц и только, когда у меня спросят и скажут о прекрасных звуках вокруг, я обращу внимание и услышу прекрасные трели.
Приведу ниже строки из «Мастер и Маргарита», о которых шла речь и атмосферу которых нашла на Биржевой площади - фото прилагается (цитата из гл.13). Несомненно, роман наполнен множеством запоминающихся моментов, некоторые из которых откровенно странные, но сегодня написала именно о встрече, первой встрече.

«… Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!

Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее более не увижу…

И, вообразите, внезапно заговорила она:

— Нравятся ли вам мои цветы?

Я отчетливо помню, как прозвучал ее голос, низкий довольно-таки, но со срывами, и, как это ни глупо, показалось, что эхо ударило в переулке и отразилось от желтой грязной стены. Я быстро перешел на ее сторону и, подходя к ней, ответил:

— Нет.

Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину! Вот так штука, а? Вы, конечно, скажете, сумасшедший?

И гость продолжал:

— Да, она поглядела на меня удивленно, а затем, поглядев, спросила так:

— Вы вообще не любите цветов?

— Нет, я люблю цветы, только не такие, — сказал я.

— А какие?

— Я розы люблю.

Тут я пожалел о том, что это сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понес их в руках.

Так шли молча некоторое время, пока она не вынула у меня из рук цветы, не бросила их на мостовую, затем продела свою руку в черной перчатке с раструбом в мою, и мы пошли рядом."


Как познакомились Мастер и Маргарита? и получил лучший ответ

Ответ от NeZabudka[гуру]
Красивая, обеспеченная, но скучающая в браке жена известного инженера, страдающая от пустоты своей жизни. Случайно встретившись с Мастером на улицах Москвы, с первого взгляда полюбила его, страстно поверила в успех написанного им романа, пророчила славу. Когда Мастер решил сжечь свой роман, ей удалось спасти только несколько страниц. Далее заключает с дьяволом сделку и становится королевой сатанинского бала, устраиваемого Воландом, чтобы вернуть себе пропавшего без вести Мастера. Маргарита - это символ любви и самопожертвования во имя другого человека. Если называть роман, не используя символы, то «Мастер и Маргарита» трансформируется в «Творчество и Любовь»

Ответ от Виктория Сивочуб [гуру]
Мастер встретил Маргариту ранней весной, когда в городе появляются эти противные жёлтые цветы " , надо понимать -мимоза. Маргарита уже который день от безысходности своей скучной жизни с охапкой цветов бродила по улицам города и если бы не эта встреча, то она собиралась покончить с собой.


Отрывок из главы 13: Явление героя

«… Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!

Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее более не увижу…

И, вообразите, внезапно заговорила она:

Нравятся ли вам мои цветы?

Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину! Вот так штука, а? Вы, конечно, скажете, сумасшедший?

И гость продолжал:

Да, она поглядела на меня удивленно, а затем, поглядев, спросила так:

Нет, я люблю цветы, только не такие, - сказал я.

А какие?

Я розы люблю.

Тут я пожалел о том, что это сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понес их в руках.

Так шли молча некоторое время, пока она не вынула у меня из рук цветы, не бросила их на мостовую, затем продела свою руку в черной перчатке с раструбом в мою, и мы пошли рядом.

угадать. - Он вдруг вытер неожиданную слезу правым рукавом и продолжал: - Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!

Так поражает молния, так поражает финский нож!

Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя, и что она жила с другим человеком, и я там тогда… с этой, как ее…

С кем? - спросил Бездомный.

С этой… ну… этой, ну… - ответил гость и защелкал пальцами.

Выбор редакции
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...

Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...

Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....

Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...