Конфликт в пьесе мещанин во дворянстве.  черты классицизма в комедиях мольера. «Мещанин во дворянстве» черты классицизма


УРОК № 9

Тема. Воплощение в «мещанин во дворянстве» черты классицистической комедии (герой - носитель одной страсти)

Цель: повторить особенности классицизма как литературного направления; познакомить учащихся с сюжетной основой, интригой комедии Мольера «Мещанин - шляхтич»; рассмотреть, как в комедии, воплощена правила классицизма; углубить знания по теории литературы; продолжать формировать навыки анализа драматического произведения.

Оборудование: карточки для групповой работы, жребии для разделения.

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.

Мы наносим порокам тяжелый удар, выставляя их на всеобщее посмешище. Лучшее, что я могу сделать,- это, высмеивая, обличать пороки моего века.

Ж. Б. Мольер

ХОД УРОКА

И. Актуализация знаний

Беседа по домашнему заданию

Что называется комедией? (Комедия - драматический жанр, в котором конфликт, действие, характеры, ситуации предстают в смешных, комичных формах. Комедия высмеивает общественные явления, человеческие пороки.)

Комедия в иерархии жанров классицизма - это высокий или низкий жанр? (Низкий)

Чем классицистическая комедия отличается от античной комедии и древнегреческого?

Что вы знаете о комедии масок, или комедию дель арте? (Итал. соттесііа (ІеІІ"агЬе - профессиональная комедия - раВНОвидность итальянского импровизированного народного театра эпохи Возрождения, унаследовавший традиции римской эпохи. Персонажи комедии масок были воплощениями комического гротеска, буффонады, яркого зрелища карнавального типа. Как театральный жанр комедия масок повлияла на творчество Мольера.)

Чем комедия ситуаций отличается от комедии характеров? (В первой предпочтение отдается событиям, замысловатой интриге. Во второй высмеиваются характеры. В некоторых комедиях сочетаются оба компонента.)

Какие комедии Мольера наиболее известны?

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. В отличие от трагедии, где изображались короли, полководцы, герои, комедия изображала обычную повседневную жизнь. Она показывала мелких дворян, бюргеров, прислугу. Именно в их среде Мольер находил забавные черты в поведении, характерах, образе жизни и жизненных устремлениях. Благодаря правлению Людовика XIV престиж дворянства поднялся очень высоко. Нередко зажиточные купцы покупали себе дворянские титулы. Титул дворянина для рядового бюргера был символом величия и изящества. Мольер же пытался показать, что ничего высокого в дворянстве нет: дворяне могут быть ограниченными, лживыми, грубыми и капризными. Так же он высмеивал жадность к наживе, стремление бюргеров что попасть в высший свет.

Обратите, пожалуйста, внимание на эпиграф сегодняшнего урока. Слова самого драматурга будут своеобразным ключом для понимания пьесы «Мещанин - шляхтич», которая уже более 300 лет не сходит с мировой сцены. Именно с этой пьесой мы сегодня будем знакомиться. (Ученики записывают тему и эпиграф урока.)

III. Работа с художественным произведением

Общий обзор комедии Мольера «Мещанин - шляхтич»

Работа в группах: «5 х 5 х 5» (раВНОвидность «Ажурной пилы», «Джигсоу»).

Методический комментарий

Класс объединяется в группы (количество групп соответствует количеству человек в группе), например, жеребьевкой А1, А2, ...Б1, Б2, ...В1, В2, ...Г1,Г2, ...Д1, Д2...Д5.

Сначала группы объединяются за буквой. Каждая группа получает от учителя карточку с информацией, которую необходимо обработать, выбрать самое главное, кратко записать в тетради и передать информацию другим (записи вести обязательно!). На этот вид работы отводится 10 мин.

На втором этапе ученики перегруппировываются по числовым показателем. В новообразованных группах по очереди, согласно порядкового номера буквы (предыдущий раздел), они передают информацию, обработанную в предыдущей группе. Дополняются записи в тетрадях. После завершения этого этапа урока учитель проводит перекрестное опроса.

Тексты для обработки

Группа А. Последняя выдающаяся комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» (1670) написана в жанре «комедии балета»: по указанию короля в нее были включены турецкие танцы. Мольер смог, вводя танцевальные сцены в сюжет комедии, сохранить единство ее структуры. Основной закон структуры заключается в том, что комедия характера развивается на фоне комедии нравов. Носители обычаев - все герои комедии, за исключением господина Журдена, главного действующего лица. Сфера звича-ел - традиции, привычки общества. Персонажи - жена и дочь Журдена, его слуги, учителя, аристократы Дорант и Доримена, которые имеют цель нажиться за счет богатого буржуа Журдена. Они наделены характерными чертами, но не характерами; эти черты комически заостренные, но являются правдоподобными. Журден, в отличие от персонажей комедии нравов, предстает как комедийный персонаж. Особенностями мольєрівських персонажей является то, что поступки героя выходят за рамки естественного, разумного порядка. Таковы все герои пьес Мольера - герои в высшей степени честные и бесчестные, мученики благородных страстей и глупые. Таким является Журден, буржуа, который решил стать дворянином.

Группа Б. Комедии предшествовала увертюра, по окончании которой на сцене появлялись учителя музыки и танцев, они очень довольны, что нашли себе богатого покровителя, господина Журдена, благосклонного к дворянству и светского поведения. Так сразу же, с первых реплик пьесы, определяется ее основная тема. Журден грезит стать знатным лицом. Эта цель определяет все его помыслы, желания и деятельность, полностью подчиняет его натуру, становится смыслом его жизни. Знаменательным является первый выход господина Журдена: одевшись так, как одевается знать,- он уверен, что его мечта - мечта стать дворянином - становится явью. Господин Журден охотно входит в новую роль и действительно считает себя достойным этого звания. Он дружит с людьми, близкими к королевскому двору. Но чем увереннее ведет себя Журден, то становится пихатішим и тем забавнее выглядит его желание быть аристократом. Что же вызвало «безумие» господина Журдена? А то, что его представление о исключительное значение дворянства были притворными. И поэтому сатира рождалась из вопиющего несоответствия суждений о величие и благородство знати и истинного значения господствующего положения.

Группа В. Смеясь над Журденом, который стремится стать аристократом, Мольер одновременно смеялся и с того идеала, который выдумал для себя Журден. Но как ни старался дворянстве Журден не быть похожим на самого себя, все же он оставался прежним. По-зичаючи графу деньги, он считает их до последнего су; ссорясь с портным, служанкой или женой, он прибегает к ругани и даже драки, забывая про все «великосветские» уроки; стремясь изучать науки, он выбрал ту из них, в которой видел практическую необходимость; простую веселую песенку любил больше, чем тоскливое пение. Его желание получить дворянство не было хитрым расчетом буржуа, субъективно оно становилось искренней мечтой, которая овладела Журденом. Это приводит к тому, что уважаемый господин Журден легко вступает в последний, буфонадний акт комедии и свободно действует в маскараде посвящения в сан «мамамуші». Зря, что его бьют палками, зато он достиг желаемой цели. И очень знаменательно, что в этой атмосфере всеобщего веселья раздаются серьезные слова, которые откровенно выражают позицию автора.

Группа. Г. На вопрос, который ставит Журден Леонту, жениху своей дочери Люсиль, дворянин он или нет, Леонт не без гордости отвечает, что он не намерен присваивать себе дворянское звание и не является дворянином. Он прослужил шесть лет в армии и чувствует себя полезным государству и обществу. Благородство Леонта, по мнению Мольера, приобретенная его образом жизни и деятельностью, тогда как поведение изображенных в пьесе аристократов - графа Доранта и маркизы Доримени - полностью лишена благородства, что была дана им от рождения. В общей композиции пьесы задачей карнавального финала является осмеяние позорной и пошлой страсти к «одворянення» - господин Журден становится всеобщим посмешищем. Конечно, Журден - совсем не такой дурак, за которого его должны все персонажи комедии, и уже совсем не такой старый дурак, чтобы объяснять его поступки почтенным возрастом (ему лишь немного за сорок). К тому же возрастные особенности, как и глупость,- не предмет комедии.

Группа Д. На премьере «Мещанина - дворянина» 14 февраля 1670 года, устроенной для Людовика и его двора в королевском замке Шамбор, «очень» смеяться не спешили. Ведь первым при дворе смеялся король. А он - ни во время спектакля, ни после нее - вообще никак не проявил своего отношения к комедии: ни смехом, ни жестом, ни словом. Двор решил, что комедия провалилась. Слухи об этом моментально облетела весь Париж. Так было и после второй спектакля. Однако обвинять Мольера в крамоле причин не было. «Я ничего не сказал вам про вашу пьесу после премьеры,- через несколько дней сказал Мольеру Людовик. - Мне казалось, что я был очарован тем, как ее поставлено. Действительно, Мольєре, из всего, что вы создали, до сих пор ничто не давало мне такого удовольствия, и сама пьеса ваша - замечательная». Придворные выстроились в очередь к Мольеру. Каждый из них заявлял, что «всегда был горячим сторонником» искусства комедиографа и «всегда знал», что его новая комедия - лучшее из всего, чем богат этот жанр...

Беседа

По каким основным законом создана структура пьесы Мольера?

В чем особенности мольєрівських характеров?

В какой части пьесы определяется основная ее тема? Сформулируйте ее.

Чем объясняется жажда господина Журдена получить титул дворянина?

Над кем еще, кроме господина Журдена, смеется автор? Мысль поясните.

Призванный разоблачить карнавальный финал пьесы?

Какой была реакция знати на премьеру комедии «Мещанин - шляхтич»?

Что высмеивает и что прославляет Мольер в комедии?

IV. Рефлексия

1. Работа с таблицей

Учитель. Вспомните правила классицизма. Заполнив и-блицю, определите, в чем Мольер придерживается правил классицизма, а в чем нарушает их.

(Учащиеся работают сначала в парах, затем информация обобщается во время переноса ее на доску.)

2. Обобщение учителя

Мольер весело смеется с тех, кто позволяет себя обмануть, и с тех, кто это делает. Но комедиограф верил в большое благородство человека. По его убеждениям, здравый смысл и искренность всегда побеждают. В комедии Мольера классицизм, как и рационализм, доходил «последней черте», за которой вичерпувались его познавательные возможности. И Мольер не греша против классического определения жанра: «Комедия - это переход от несчастья к счастью».

V. Домашнее задание

Характеризовать образ Журдена, подобрать цитаты для характеристики образа; составить кроссворды к теме; опережающее задание для 4-х учащихся: быть готовыми говорить от имени главных героев пьесы.

Я думаю, что произведение «Мещанин во дворянстве» Жан-Батиста Поклена (такова настоящая фамилия Мольера) - наиболее яркая и выразительная комедия эпохи классицизма.

Давайте рассмотрим несколько признаков, согласно которым поэму можно смело отнести к произведениям эпохи классицизма.

Согласно классическим канонам все герои должны подразделяться на положительных и отрицательных.

Возьмем, к примеру, самого господина Журдена. В начале комедии мы выясняем, что главный герой «помешан» на том, чтобы стать аристократом. Нам это кажется отрицательной чертой, но в сравнении с учителями он выигрывает в наших глазах.

Их претензии, самовлюбленность, забота о выгоде, грубое соперничество, невежество так резко подчеркнуто Мольером, что, например, я прониклась невольным сочувствием к Журдену. А он, между прочим, бескорыстен в своих желаниях, наивен, доверчив. А если сравнивать этого героя с его женой: женщиной грубой, деловой, ревнивой, - то на ее фоне он кажется человеком деликатным.

На основании произведенных сравнений и примеров я могу сказать, что Журдена нельзя со 100% уверенность отнести ни к положительным, ни к отрицательным персонажам. Он - персонаж, который может проявлять, как хорошие, так и сомнительные стороны. Но если рассматривать его с позиции классического жанра, я бы отнесла его к положительным героям, так как в нем доминируют хорошие качества.

Согласно классическим канонам сюжет произведения должен основываться на «любовном треугольнике».

В пьесе «Мещанин во дворянстве» мы можем отметить не один, а даже два «любовных треугольника».

Первый треугольник - это треугольник с маркизой Дорименой во главе. Посмотрим, как он выглядит:

Второй «любовный треугольник» можно составить из трех лиц: господина Журдена, госпожи Журден и Маркизы Доримены.

К классическим признакам относится стереотип: в конце произведения зло наказано, добро торжествует.

Так происходит и в поэме «Мещанин во дворянстве».

Ведь вышла же Люсиль замуж за Клеонта (по крайней мере, должна была состояться свадьба) - а это значит, что добро восторжествовало. Влюбленным разрешили быть вместе. А это разве не счастье, а счастье всегда результат победы. Помимо всего прочего в комедии соблюдается принцип трех единств: времени, места и действий.

От основного места разворачивания сюжета повествование практически не отступает. Только один раз, когда госпожа Журден пошла в гости к сестре, но и это не описывается. Где действие начиналось, там оно и завершается. Еще все действие комедии разворачивается на протяжении одних суток: началось все утром с учителей, закончилось вечером балетом.

Утро, т.е. начало пьесы, мы встречаем с учителями танцев и музыки. «Но как можно начинать действие «суточного» произведения с второстепенных героев?» - спросите вы. Но их роль не так второстепенна, как кажется на первый взгляд. Именно они «расскажут» нам тайну господина Журден. Даже можно сказать, что учителя - заложили фундамент нашего отношения к главному герою.

Из всего выше написанного можно понять, что «Мещанин во дворянстве» - произведение эпохи классицизма. Но мы также наблюдаем, что Мольер немного, но все же отступает от классического жанра.

Творческая деятельность Мольера, крупнейшего комедиографа нового времени, тесно связана с классицизмом - ведущим направлением во французской литературе XVII века.

Согласно требованиям классицизма, комедии Мольера, как «низкий» жанр, изображают мастную жизнь простых горожан в комическом плане. Он умеет сосредоточить действие вокруг одного главного конфликта, сделать его концентрированным и динамичным. Композиция мольеровских комедий отличается строгой последовательностью, внутренней гармонией и симметрией. Комедии Мольера не богаты внешними событиями, главное внимание в них сосредоточено на диалоге, в котором раскрываются взаимоотношения действующих лиц и их характеры. Персонажи мольеровских комедий являются либо обобщенным выражением какого-нибудь морально-психологического качества (скупости, лицемерия, мизантропии и т. п.), либо воплощением какой-нибудь смешной слабости, которая превращается в манию, определяющую все поведение героя (буржуа Журден в комедии «Мещанин во дворянстве» обязательно хочет получить дворянское звание, Арган, герой комедии «Мнимый больной», помешан на своих болезнях).

Иногда законы классицизма ограничивали стремление Мольера к правдивому изображению действительности и приходили в столкновение с его демократическим взглядами. На протяжении всей творческой деятельности Мольер сохранял верность фарсовым традициям («Тартюф»), что резко вызывало осуждение со стороны Буало, который считал фарсовый смех грубым и непристойным. Мольер вольно обращается с правилом «трех единств» (в комедиях «Дон Жуан», «Лекарь поневоле» нарушено правило единства места действия). Вопреки законам классицизма, Мольер в комическом виде изображает дворян и вводит картины деревенской жизни, в то время как теоретики классицизма деревню исключали из сферы искусства. Все эти отступления от законов классицизма не нарушали художественных достоинств его комедий, а, напротив, способствовали более полному изображению жизни и созданию живого комического действия.

Одной из лучших комедий Мольера, посвященных критике буржуазии, является «Мещанин во дворянстве». По форме она относится к жанру комедии- балета, т. к. в комедию введены танцевальные номера, тесно связанные с действием.

Мольер высмеивает буржуазию, которая стремилась сблизиться с дворянством и приобрести аристократический титул, манеры и образ жизни дворян. Богатый мещанин Журден помешался на дворянских титулах и светском обхождении. Для этого он хочет усвоить аристократические манеры и обучиться тем искусствам и наукам, которые необходимы дворянину. Он щедро платит учителям, те охотно служат ему, хотя внутренне и посмеиваются над ним. Сцены обучения Журдена очень забавны. Автор использует и приемы фарсового смеха (учителя ссорятся, грубят друг другу, завязывают драки), и более тонкий юмор, который направлен и против невежества Журдена, и против того аристократического искусства и той формалистической науки, которые ему преподносятся.

Журден не только смешон, но и социально вреден. Он обманывает жену, разрушает счастье своей дочери, запрещает ей выйти замуж за человека не дворянского происхождения.

Мольер раскрывает полную несостоятельность аристократии. Граф Дорант - это разорившийся аристократ, человек без совести и чести. Журден преклоняется перед людьми, которые этого не заслуживают. Но Журден не только смешон. Когда глупая мания соединится с эгоизмом буржуа-самодура, она становится опасной для других людей.

Люсиль и Клеонт выступают в комедии носителями естественного человеческого чувства, свободного от всяких предрассудков, расчета и тщеславия. Но их любовь встречает препятствие. Журден в жертву своему эгоизму приносит счастье дочери.

Кульминацией комедии считается церемония посвящения Журдена в «мамамуши», так как мания Журдена достигает в этой сцене своей высшей точки и вся нелепость, уродливость его поведения обнажается здесь в особенно яркой форме.

Под видом турецкого султана Клеонт получает руку Люсиль. Журден, осчастливленный титулом «мамамуши», не подозревает, что его обошли.

Мольер критикует но только дворянскую манию Журдена, но и те черты его характера, которые возникали на основе буржуазной практики. Он становится грубым, эгоистичным, своенравным.

Комедия «Мещанин во дворянстве» выдержана в основном в духе требований классицизма. В ней соблюдены правила трех единств. Действие происходит в пределах одного помещения - в доме буржуа Журдена - и не выходит за рамки одних суток. Единство действия выражается в том, что все события подчинены раскрытию характера одного центрального персонажа - Журдена.

Не перегружая комедию событиями, автор раскрывает характеры персонажей и их взаимоотношения средствами диалога, использует разные формы создания комического эффекта: тонкий интеллектуальный юмор, которым насыщены его диалоги, комизм внешних положений, заимствованный из фарсовой традиции (сцены ссоры учителей, переодевание Журдена, Ковьеля и Клеонта, церемония посвящения Журдена в «мамамуши», сопровождающаяся палочными ударами), комические сцены, основанные на недоразумениях и взаимном непонимании (сцена ссоры двух влюбленных пар, сцена маскарада, во время которого действующие лица не узнают друг друга и попадают в смешное положение). Мольер создает веселое живое зрелище. Все формы смеха Мольер подчиняет выполнению одной общей задачи: раскрытию комедийного конфликта, имеющего глубокий социальный смысл.

Согласно правилам классицизма, комедия имеет пять актов. Ее композиция отличается стройностью и внутренней гармонией. Язык комедии приближается к разговорному языку. Отступления от правил классицизма в этой комедии выразились в комическом показе дворян и в использовании форм фарсового смеха.

Жан Батист Мольер явился создателем комедии классицизма. Влияние Мольера испытали все крупные комедиографы XVIII в. не только во Франции, но и в других странах.

I . Тема: Ж-Б Мольер. «Мещанин во дворянстве» как произведение французского классицизма. Сатира на дворянство и буржуазию в комедии.

II . Цель: Познакомить учащихся с характерными чертами классицизма; сопоставить с русским классицизмом; познакомиться с творчеством создателя французской комедии Жан-Батист Мольером. «Мещанин во дворянстве» - как комедия классицизма, и все в ней развивается по законам данного жанра.

III. Ход урока:

    Орг. момент (2мин)

IV . Повторение пройденного материала :

Сегодня мы с вами повторим черты русского классицизма, сравним их с французским классицизмом, рассмотрим на примере комедии классицизма «Мещанин во дворянстве», как развиваются в ней события по законам данного жанра. Узнаем над чем или над кем смеется автор и почему комедия так называется.

А) Беседа:

    Где зародился классицизм?

В 17 веке в Западной Европе начинается эпоха абсолютной монархии. Правители ограничивают свободу личности. Возвышенное и разнообразное искусство эпохи Возрождения сменяется строгим классицизмом. Начинала складываться вэпоху Позднего Возрождения в Италии, но как целостная художественная система сформировался во Франции 17 века в период укрепления и расцвета абсолютизма.Времы правления Людовика 14.

    Что означает классицизм?

(от лат.classicus –образцовый, художественное направление, сложившееся в европейской литературе 17 века (П.Корнель, Ж.Б.Мольер, Ж.Расин)

    Какую иерархию жанров установил классицизм?

(Высокий –эпическая поэма, эпопея; трагедия, ода: всё писалось в стихах;

средний – высокая комедия, любовные и философские стихи;

низкий – басня);

    Когда зародился классицизм в России?

(Во 2-й половине 18 века в творчестве А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В.Ломоносова: началась борьба за литературный язык, завершившаяся в творчестве А.С. Пушкина).

    Какие жанры популярны в русском классицизме?

(Трагедия и комедия).

    Какие правила существовали в русском классицизме?

(Строгое единство тона и три единства: единство действия, единство места и времени)

    Почему трагедия и комедия писалась в 5 действиях?

(Потому что композиция состояла из экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки).

Б) Словарная работа:

На экране вы видите ключевые слова, с которыми мы с вами уже работали и с которыми мы продолжим работу:

Классицизм, рационализм, культ разума, государственная жизнь, исторические события, воспитательный пафос, высокие жанры, трагедия, эпопея, ода, средние жанры, дидактическая поэзия, низкие жанры, комедия, сатира, басня, единство времени, места и действия, сюжет, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

V . Объяснение нового материала:

Слово учителя: Откройте тетради, запишите число, тему урока.

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством великого драматурга Ж.Б.Мольера, чей портрет вы видите на экране.

С биографией Жан-Батист Мольера вас познакомят девочки, они подготовили слайды, пожалуйста, встречайте:

(Текст выступления учениц):

Создатель французской комедии Жан-Батист Мольер (Поклен) родился в Париже 13 января 1622 года. Происходил из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких лет занимавшейся ремеслом обойщиков-драпировщиков. Отец был придворным обойщиком и камердинером Людовика XIII Величайшим писателем, творившим в эпоху классицизма, но смелее других вышедших за его пределы, был Мольер, создатель французской комедии, один из основоположников французского национального театра.

Жан-Батист Поклен (1622 - 1673), в своей театральной деятельности принявший имя Мольер, получил хорошее образование. Страстно любя театр, Мольер против воли отца бросил юридический факультет и вступил в театральную труппу. Несколько лет он скитался по провинции с театром, который возглавлял вместе с семьей своих друзей - актеров Бежар. На младшей их дочери Арманде Бежар он впоследствии женился.

Блестящий актер-комик, Мольер до конца жизни играл главные роли в своих комедиях. В провинции он занялся обработкой старых народных комедий (фарсов) для своего театра, а затем сам стал писать комедии. В 1658 году, показав при дворе спектакль, который понравился королю, Мольер остается со своей труппой в Париже. Здесь он работает до конца жизни в качестве придворного комедиографа, артиста и режиссера.

Творчество Мольера развивается в борьбе против католического духовенства, от расправы которого его спасает только заступничество короля. Физически надорванный этой травлей, Мольер умирает на 52-м году жизни, в расцвете творческих сил.

Важнейшие произведения Мольера созданы в 60-е годы XVII в. Народное и реалистическое начало в его произведениях выражено сильнее, чем у кого-либо из писателей классицизма. Мольер создает три величайшие комедии - "Тартюф", "Дон-Жуан" и "Мизантроп".

В комедии "Мещанин во дворянстве" Мольер дал яркий сатирический образ богатого буржуа Журдена. Герой комедии преклоняется перед дворянством, мечтает проникнуть в аристократическую среду. Он пытается рядиться в дворянскую одежду, нанимает себе учителей музыки, танцев, фехтования и философии.

Потеряв всякое достоинство, Журден не хочет признаваться в том, что отец его был купцом. Вот он заводит дружбу с дворянами и, что всего смешнее, пытается разыгрывать роль галантного поклонника дамы-аристократки. Причуды героя грозят бедами его семье: свою дочь Люсиль он хочет выдать за маркиза и отказывает человеку, которого она любит. Только остроумная выдумка помогает влюбленным преодолеть это препятствие.

Комизм главного героя заключается в его невежестве и неуклюжем подражании чуждой культуре. Смешон его безвкусный наряд, шляпа, которую он надевает для занятии танцами поверх ночного колпака, его наивные рассуждения во время уроков. Так, с великим удивлением узнает он, что вот уже сорок лет говорит прозой. Мольер сравнивает своего героя с вороной в павлиньих перьях.

Многообразны человеческие характеры, представленные в комедии. Нелепым выдумкам Журдена противопоставлена трезвость и здравый смысл его жены, госпожи Журден. Однако она сама далека от всяких культурных интересов, грубовата. Весь мир ее замкнут в кругу домашних дел. Здоровое начало проявляется у нее в желании помочь счастью дочери и в контакте с умной служанкой.

Веселая, смешливая Николь также критически, как и Дорина в "Тартюфе", относится к предрассудкам своего хозяина. Она тоже стремится защитить любовь его дочери от отцовского самодурства. Важную роль играют в пьесе двое слуг - она и Ковьель, остроумный весельчак, лакей Клеонта, жениха Люсиль. Они вносят в комедию жизнерадостный тон. Тему любви и ссор Николь и Ковьеля Мольер превращает в забавную параллель к взаимоотношениям их господ. В качестве развязки намечаются две свадьбы.

Мольер проявил себя мастером комедийной интриги. Удачно введен в пьесу балет. Это не просто танцевальный номер, а органическая часть развивающегося комедийного действия. "Мещанин во дворянстве" - комедия классицизма, и все в ней развивается по законам данного жанра.

Остроумны реплики, которыми обмениваются участники спектакля, особенно в тех сценах, где выступает Журден. Многие из этих реплик вошли в повседневную речь, стали крылатыми словами.

Мольер вошел в историю мирового театра как один из самых выдающихся комедиографов. Мастерство его многогранно, и во всех странах мира театры не перестают обращаться к его наследию.

Слово учителя: Спасибо, садитесь.

VI . Работа с текстом.

А теперь мы с вами, дорогие мои, откроем страницы бессмертного творения великого мастера комедийной интриги и вы насладитесь великолепными стихами великого мастера. Вопрос : Когда вы будете читать комедию, подумайте, почему она так называется?

Читаем: Действие 1, явление 1,2 (знакомство с учителями и господином Журденом); Действие 2, явление3 (поведение учителей); явление 6 (выбирает науки); Действие 3, явление2 (Николь смеется над костюмом господина Журдена); явление 4 (Дорант, обедневший дворянин, обманывающий Журдена) и Действие 4 , явление 9 (Турецкая церемония) и явление13 (посвящение).

VII . Домашнее задание:
Подготовиться к инсценированию и выразительному чтению тех эпизодов, которые вам понравились.

VIII . Закрепление нового материала:

    По каким законам развивается жанр комедии? Докажите примерами из текста?

    Какие традиции классицизма нарушил Мольер?

Итак, давайте ещё раз повторим характерные черты классицизма:

    культ разума;

    художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;

    строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;

    жизненные явления организуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства;

    человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются;

    активнее обращение к общественной, гражданской проблематике.

IX . Оценки за урок.

Спасибо за урок. До свидания.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Уланский районный отдел образования

Тема:

Ж-Б Мольер. «Мещанин во дворянстве» как произведение французского классицизма. Сатира на дворянство и буржуазию в комедии.

Подготовила и провела Кабдрахманова Г.Т.,

учитель русского языка и литературы

КГУ «Средняя школа имени Базылбека

Ахметова», Уланского района, ВКО

с. Ново-Одесское, 2014г.

Комедия «Мещанин во дворянстве» является одним из самых знаменитых произведений французской литературы. Как и многие другие работы Мольера, эта пьеса высмеивает человеческую глупость и тщеславие. Несмотря на легкость и обилие фарса, сатирическое отношение автора к главному герою и ситуации, в которую он попал, ставит произведение «Мещанин во дворянстве» на одну из самых высоких ступеней литературы с социальным подтекстом.

Статья рассматривает историю создания пьесы, ее анализ и краткий пересказ. «Мещанин во дворянстве» состоит из пяти действий с разным количеством сцен в каждом. Чуть ниже представлено краткое содержание каждого из них.

Мольер

Мольер - псевдоним автора, его настоящее имя - Жан Батист Покелин. Один из столпов французской литературы Мольер писал комедии, которые считаются лучшими за всю историю не только французской, но и европейской литературы в целом.

Несмотря на огромную придворную популярность, произведения Мольера часто подвергались критике со стороны жестких моралистов и приверженцев католической церкви. Однако критика не мешала автору высмеивать тщеславие и двуличие как первых, так и вторых. Как ни странно, театр Жана Батиста Мольера пользовался огромной популярностью. Многие критики приписывают Мольеру важную роль придворного шута - единственного человека при дворе короля, которому позволялось говорить правду.

Литература и театр времен Мольера

Мольер начал писать пьесы в то время, когда литература была строго разделена на классическую и реалистическую. Театр принадлежал к классической литературе, где трагедия была высоким жанром, а комедия - низким. По таким правилам полагалось писать Мольеру, однако автор не раз нарушал каноны жанров и смешивал в своих комедиях классицизм с реализмом, комедию с трагедией и фарс с жесткой социальной критикой.

В некотором роде его писательский дар находился далеко впереди своего времени. Можно с уверенностью сказать, что родителем современной комедии является Жан Батист Мольер. Пьесы, написанные им, и постановки под его руководством вывели театр на новый уровень.

История создания пьесы

В 1670 году король Луи XIV заказал Мольеру турецкий фарс - пьесу, которая высмеивала бы турок и их традиции. Дело в том, что приезжавшая в предыдущем году турецкая делегация сильно ранила самолюбие тщеславного самодержца, заявив, что у султана конь украшен богаче.

Луи был крайне обижен таким отношением, не улучшил настроение короля и тот факт, что турецкое посольство оказалось липовым и к султану не имело никакого отношения. Комедия «Мещанин во дворянстве» была создана за 10 дней и являлась практически полностью импровизированной. В своем произведении Мольер слегка вышел из рамок заказа, создав турецкий фарс с целью высмеять не турок, а французов, а точнее, собирательный образ богатого буржуа, стремящегося стать аристократом.

Фарс в этой комедии является не только турецким, что подтверждает представленное ниже краткое содержание. «Мещанин во дворянстве» с самых первых строк погружает читателя или зрителя в представление внутри представления, где главный герой превращает в фарс всю свою жизнь.

Краткий пересказ сюжета

Действие пьесы почти полностью происходит в доме богатого купца по имени Журден. Его отец сколотил состояние на торговле тканями, и Журден пошел по его стопам. Однако на склоне лет ему в голову пришла сумасбродная идея сделаться аристократом. Всю свою купеческую напористость он направляет на то, чтобы без разбору имитировать представителей высшего сословия. Его потуги настолько смешны, что являются предметом насмешек не только жены и служанки, но и всех окружающих его людей.

Врожденное тщеславие и желание поскорее стать аристократом делает из буржуа слепого глупца, за чей счет кормятся учителя танцев, музыки, фехтования и философии, а также сонм портных и покровитель Журдена - некий граф Дорант. В своем стремлении к высшему сословию Журден не позволяет своей дочери выйти замуж за любимого ею молодого буржуа по имени Клеонт, что вынуждает юношу пойти на обман и затеять тот самый турецкий фарс.

В пяти действиях комедии зритель наблюдает, как предприимчивый и расчетливый купец становится одержим идеей стать не тем, кто он есть на самом деле. Его глупое поведение описывает краткое содержание. «Мещанин во дворянстве» - пьеса, состоящая из пяти неравных по времени действий. Что в них происходит, изложено ниже.

Структура пьесы и оригинального спектакля

Сегодня «Мещанин во дворянстве» является одной из самых популярных комедий и ставится на сценах театров всего мира. Многие режиссеры решаются на переработанные и пересмотренные варианты постановки. Мало кто ставит эту комедию именно в той форме, в которой она была задумана Мольером. Современные постановки сокращают не только балетные, но и музыкальные, и поэтические сцены, делая комедию больше похожей на краткое содержание. «Мещанин во дворянстве» в оригинальной постановке Мольера выглядит действительно как фарс в средневековом значении слова.

Дело в том, что оригинал постановки является комедией-балетом, где танец играет особую роль в сатирическом отношении к главному герою. Конечно, основная ценность комедии не теряется, если опустить балетные сцены, однако оригинальное представление способно перенести зрителя в театр XVII века. Важную роль также играет музыка, написанная Жаном-Батистом Люлли, которого своим соавтором называл сам Мольер. «Мещанин во дворянстве» использует музыку и танец в качестве литературных приемов, необходимых для раскрытия персонажей.

Сюжет и краткое содержание. «Мещанин во дворянстве» по действиям

Комедия состоит из ряда эпизодов и комических ситуаций, каждая из которых описывается в отдельном акте. В каждом акте из Журдена делают дурака его же собственные неоправданные амбиции. В первом акте главный герой сталкивается с лестью учителей танцев и музыки, во втором к ним присоединяются учителя фехтования и философии, каждый из них пытается доказать превосходство своего предмета и его ценность для настоящего аристократа; спор ученых мужей заканчивается потасовкой.

Третий акт, самый длинный из пяти, показывает, насколько слеп Журден, который позволяет своему мнимому другу графу Доранту тянуть из себя деньги, подкупая лестью, ложью и пустыми обещаниями. Четвертый акт комедии дает начало турецкому фарсу, в котором переодетый слуга посвящает Журдена в ряды несуществующей турецкой знати. В пятом акте ослепленный от сбывшихся амбиций Журден соглашается на брак дочери и служанки.

Действие первое: подготовка к званому ужину

В доме Журдена дожидаются хозяина два мастера - учитель танцев и учитель музыки. Тщеславный и глупый Журден стремится в аристократы и возжелал иметь даму сердца, коей и стала маркиза Доримена. Он готовит славный пир с балетом и другими развлечениями, надеясь впечатлить знатную особу.

Хозяин дома выходит к ним в ярком халате, мотивируя это тем, что так нынче одеваются по утрам все аристократы. Журден спрашивает мнение мастеров относительно его внешнего вида, на что те рассыпаются в комплиментах. Он просматривает и прослушивает программу, встревает в исполнение пасторальной серенады и убеждает мастеров остаться взглянуть на его новый костюм, сшитый по последней моде, который ему вот-вот должны принести.

Действие второе: склока учителей и новый костюм

В дом приходит учитель фехтования и среди мастеров возникает спор о том, какое из искусств нужнее аристократу: музыка, танцы или умение колоть рапирой. Спор перерастает в потасовку с кулаками и криками. В самом разгаре потасовки входит учитель философии и пытается угомонить бушующих мастеров, убеждая их, что философия - мать всех наук и искусств, за что и получает тумаков.

Закончив драку, потрепанный учитель философии начинает урок, из которого Журден узнает, что, оказывается, он всю жизнь изъяснялся прозой. По окончании урока в дом входит портной с новым костюмом для Журдена. Буржуа сразу надевает обновку и купается в похвалах льстецов, которые только и хотят, что вытащить из его кармана еще больше денег.

Действие третье: планы

Собираясь на прогулку, Журден зовет служанку Николь, которая смеется над видом хозяина. На шум приходит и госпожа Журден. Оглядев наряд мужа, она пытается втолковать ему, что своим поведением он лишь развлекает зевак и усложняет жизнь себе и близким. Мудрая жена пытается втолковать своему мужу, что тот ведет себя глупо и на этой глупости наживаются все, кому не лень, включая и графа Доранта.

С визитом является тот самый Дорант, ласково здоровается с Журденом, накрывает его волной комплиментов относительно костюма и попутно берет у него в долг две тысячи ливров. Отведя в сторону хозяина дома, Дорант сообщает ему, что все обговорил с маркизой и нынче вечером лично сопроводит знатную особу на ужин в дом Журдена, чтобы она могла насладиться галантностью и щедростью своего тайного поклонника. Конечно, Дорант забывает упомянуть, что за Дорименой ухаживает он сам и все знаки внимания со стороны сумасбродного купца хитроумный граф приписывал себе.

Госпожа Журден тем временем пытается устроить судьбу дочери. Люсиль уже на выданье, и за ней ухаживает молодой Клеонт, которому девушка отвечает взаимностью. Мадам Журден одобряет жениха и желает устроить этот брак. Николь с радостью бежит сообщить эту новость молодому человеку, ведь и она не прочь выйти замуж за слугу Клеонта - Ковьеля.

Клеонт лично является к Журдену просить руки Люсиль, однако сумасброд, узнав, что молодой человек не благородных кровей, наотрез отказывает ему. Кленот расстроен, но его слуга - хитрый и проницательный Ковьель - предлагает своему хозяину план, с помощью которого Журден с радостью выдаст за него Люсиль.

Журден отправляет жену в гости к сестре, а сам дожидается приезда Доримены. Маркиза уверена, что ужин и балет - знак внимания к ней со стороны Доранта, выбравшего дом Журдена, дабы избежать скандала.

Действие четвертое: ужин и посвящение в мамамуши

В разгар богатого ужина домой возвращается жена Журдена. Она возмущена поведением своего мужа и обвиняет Доранта и Доримену в пагубном влиянии. Обескураженная маркиза быстро покидает застолье, Дорант отправляется за ней. Журден тоже выбежал бы за маркизой, если бы не прелюбопытные гости.

В дом входит переодетый Ковьель, который убеждает Журдена в том, что его отец был чистокровным аристократом. Гость убеждает хозяина дома, что в городе в это самое время гостит сын турецкого султана, который к тому же без ума от его дочери. Не желает ли Журден познакомиться с перспективным зятем? Совсем кстати незваный гость отлично знает турецкий язык и смог бы занять место переводчика при переговорах.

Журден сам не свой от восторга. Он ласково принимает «турецкого вельможу» и сразу же соглашается отдать ему в жены Люсиль. Переодетый в сына султана Клеонт говорит на тарабарщине, а Ковьель переводит, предлагая Журдену немедленное посвящение в ряды турецкой знати - несуществующего дворянского сана мамамуши.

Действие пятое: замужество Люсиль

Журдена одевают в халат и тюрбан, дают в руки кривой турецкий меч и заставляют его произносить клятвы на тарабарщине. Журден зовет Люсиль и вручает ее руку сыну султана. Сначала девушка и слышать не хочет об этом, но потом узнает под заморскими нарядами Клеонта и с радостью соглашается выполнить дочерний долг.

Входит госпожа Журден, она не знает о плане Клеонта, поэтому изо всех сил противится браку дочери и турецкого вельможи. Ковьель отводит ее в сторону и открывает свой план. Госпожа Журден одобряет решение мужа тотчас послать за нотариусом.

Мольер, «Мещанин во дворянстве»: краткий анализ

В некоторой мере «Мещанин во дворянстве» - это всего лишь легкая комедия-фарс, однако она по сей день является любимым произведением европейской литературы, а господин Журден - одним из самых запоминающихся персонажей Мольера. Именно его считают архетипом буржуа с аристократическими амбициями.

Образ Журдена не динамичный и неглубокий, он выделяется одной главной чертой характера - тщеславностью, что делает его односторонним персонажем. Глубиной внутреннего мира не отличаются и другие герои. «Мещанин во дворянстве» отличается минимумом персонажей. Самым глубоким и завершенным из них является госпожа Журден. Она наименее комична и олицетворяет собой голос разума в этой пьесе.

Сатира в произведении сведена к минимуму, однако явно прослеживается. Жан Батист Мольер с легкостью высмеивает тщеславие и неумение человека быть на своем месте. В лице Журдена явным насмешкам подвергается целый класс французской общественности - купцы, у которых денег намного больше, чем ума и образования. Кроме буржуазии изрядную долю насмешек получают льстецы, лжецы и желающие разбогатеть на чужой глупости.

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...