Конспект на тему: «Башкирское национальное жилище — юрта. Башкирская юрта фото Башкирская юрта сообщение


6класс

Тема: Башкирская юрта.

Цель: - повторить и закрепить знания о видах декоративно- прикладного

искусства;

Ознакомить учащихся с украшением и убранством башкирской юрты;

Прививать уважение и любовь к культуре башкирского народа,

Развивать эстетический вкус учащихся.

Оборудование: книги, тетради, ручки, картина Сыромятникова «Кибитка

на кочевке (Юрта)»,рисунок башкирской юрты, рисунки «Виды башкирских орнаментов», «Встреча гостей», «Убранство башкирской юрты», ноутбук.

План урока: 1. Организационный момент.

2. Объявление темы и цели урока.

3. Повторение пройденного материала.

4. Изложение нового материала.

5. Закрепление.

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

8. Оценивание.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь. . Начать наш урок я хотела бы со стихотворения. Слайд1

В башкирском узоре – цвет мёда, пшеницы,
Бескрайних лугов и степей красота,
Цвет синего неба, земли плодородной,
Цвет красных цветов, родников чистота.
Мы слышим протяжную песню курая
В сплетении цвета природы холста.
В башкирском узоре – сэсэна сказанье
И щедрость народа, его доброта

Как, называется узор, который народ использовал для украшения одежды и предметов быта? (Орнамент)

2. Объявление темы и цели урока. Слайд2

Сегодня мы закрепим знания о декоративно- прикладном искусстве, о

видах декоративно-прикладного искусства, ознакомимся с украшением,

убранством башкирской юрты.

3.Повторение пройденного материала .

1) Что такое декоративно-прикладное искусство? Слайд3

(Украшение предметов быта орнаментом)

2) Что такое орнамент? Слайд4

(от лат. слова «украшенный»)

3) Какие функции выполнял орнамент в древности и какие функции он выполняет сейчас? (Орнамент играл роль талисманов и предохраняли человека от сглаза, от воздействия злых сил. а теперь стали просто предметами украшения.)

4) Сочетанием каких фигур образуется башкирский орнамент? (образуется сочетанием геометрических, зооморфных и растительных фигур и элементов). Слайд5

Какие основные фигуры используются в башкирском орнаменте?(геометрические и растительные элементы, а зооморфный орнамент употреблялся в вышивке)

5) Какие цвета используются чаще в башкирском орнаменте?

(в цветовой гамме самыми распространенными были красный, желтый, зелёный цвета) Слайд6

6)Каждый цвет носил определённый смысл. Что означает каждый цвет?

( красный – цвет тепла и огня

желтый – цвет изобилия и богатства

черный – цвет земли и плодородия

зеленый – цвет вечной зелени,

белый – цвет чистоты помыслов, миролюбие

синий – цвет свободолюбия,

коричневый – цвет старости увядания) Слайд7

7) Какие орнаментальные комплексы вы можете назвать?

(Ребята рисуют на доске простейшие узоры орнаментов)

1-й – геометрический; Слайд8
2-й – кускарный, (криволинейные узоры: спирали, сердцевидные и роговидные фигуры, волны);
Слайд9
3-й – растительный;
Слайд10
4-й – ковровый (группа сложных узоров- многоступенчатые ромбы, треугольники);
Слайд11
5-й –украшения в виде женских налобных повязок, аппликации на обуви в виде парных изображений животных и птиц);
Слайд12
6-й -
геометрические узоры ткачества и вышивки: квадраты и ромбы, простые зубчатые завитки, восьмиконечные розетки и др. Слайд13

8) Как располагается узор в башкирском орнаменте?(симметричны)

9) Какие виды декоративно прикладного искусства вы знаете? Слайд14

(Резьба по дереву, ковроткачество, тиснение на коже, вышивка, ювелирные украшения).

10) Где можно встретить башкирский орнамент? Слайд15-21

Вывод: Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе.

4. Новая тема. Сообщение учителя.

Предметы быта, о которых мы с вами сейчас говорили и которые вы называли, предназначены для ежедневного использования. Поэтому они должны быть не только красивыми, но и, в первую очередь, удобными в употреблении.

Сама организация жилья так же была подчинена этой цели.

Слайд 1

Тема нашего сегодняшнего урока : Слайд 22

Декоративно-прикладное искусство в организации жилья башкир”.

Запись даты и темы урока в тетради.

Одним из исконных занятий башкир является полукочевое и кочевое скотоводство. Жизнь кочевников не могла не наложить свой отпечаток на весь уклад жизни: на способы постройки жилья, на особенности приготовления и хранения пищи. Вместе со своим скарбом (т.е. имуществом) и скотом башкиры перемещались с одного места на другое: летом – на летнее пастбище – джайляу, а зимой – на зимнее – кышлау. В зимнее время башкиры жили в домах. Слайд 23

Традиционное жилище древних башкир называется тирмэ – юрта. Слайд 24

Это переносное жилище. Очень прочное, легкое и удобное в транспортировке. Легко собирается и разбирается (за 1 час).

Площадь ее составляет 15-20 кв. метров. Обычно в такой юрте проживало 5-6 человек.

Слайд 25

Юрты были двух видов:

    Тюркский тип – коническая форма, крыша имеет форму купола (имеет форму конуса)

    Монгольский тип – сферическая форма, крыша имеет форму низкого конуса (имеет форму шара)

Слайд 26

Деревянный каркас юрты состоял из:

    шанрак – круговое навершие юрты – символ семейного благополучия, мира, спокойствия.

    уык – купольные жерди,равномерно расходящиеся от центра, напоминают лучи солнца – источник жизни и тепла

    канат – сборно-раздвижная решетка

У богатых башкир было по 3-4 юрты:

    для жилья;

    для приготовления пищи;

    для гостей – была покрыта белым войлоком и украшена орнаментом и называлась она актирмэ – белая юрта. Слайд 27

В таких юртах принимали приезжих гостей, отмечали семейные торжества.

Слайд 28 Пространство гостевой половины наполнялось самыми яркими и красочными предметами: постельными принадлежностями, узорными скатертями, полотенцами.

Летом в юрте было прохладно. Во время дождя она не промокала, и ветер не продувал ее. Так что же это за чудо– покрытие?

Оно называется войлоком. ( от тюрк. ojlyk - покрывало) - плотный материал из валяной шерсти. Слайд 29

Кошмы, которыми покрывается кибитка (юрта), привязываются к остову особыми веревочками, пришитыми к ним по углам и на середине края, а для большей прочности вся кибитка опутывается снаружи длинными волосяными веревками (аркан) и привязывается к двум - трем небольшим колышкам, вбитым в землю снаружи ее» (Руденко С.И.)

Теперь мы с вами имеем представление о том, что такое юрта, как она выглядит, какую площадь занимает. Слайд 30

А что же у нее находится внутри? Давайте заглянем. Внутреннее убранство юрты зависело от степени обеспеченности семьи: чем она была богаче, тем многочисленнее, красочнее были предметы обихода.

Описание убранства юрты: Мебель в юрте почти отсутствует, зато очень много тканей и различных

предметов из мягких материалов: ковров, паласов, подушек, одеял, скатерти и т. д.

Вход – закрывается деревянными створками или шкурами животных.

В центре располагался очаг для обогрева юрты. Пищу в самой юрте готовили крайне редко. Для этого была приспособлена специальная юрта с небольшим камином для приготовления пищи.

Важнейшим элементом башкирской юрты была занавесь (шаршау), которая разделяла жилище на

две части: мужскую и женскую. На полу юрты спали, ели, отдыхали, принимали гостей, здесь

же проходили праздники, свадьбы, поминки, рождались и умирали. Поэтому пол юрты

застилали узорными кошмами, шерстяными паласами, коврами.

Слайд 31 Мужская половина была более ярко и богато украшенная: начиная от двери (по стенам юрты) развешивалась сбруя лошади, седла; затем праздничная одежда; вышитые полотенца. А на самом почетном месте, напротив входа, оружие. Под полотенцами, на самом видном месте на подставках стояли сундуки, на которых горкой укладывались аккуратно сложенные одеяла, подушки, паласы, перетянутые вышитой лентой. Богатство и благосостояние семьи определялось по высоте уложенных на сундуках вещей.

Слайд 32 На женской половине находилась кухонная утварь, турсуки с крупами и продуктами, шкафчики для посуды . В юртах состоятельных башкир можно было встретить низкие кровати с резными деревянными спинками.

Почему многие вещи в юрте развешивались на стене?

(Вещи в юрте размещались таким образом, чтобы как можно меньше

занимать пространство пола и оставлять его свободным для людей. Поэтому вещи как бы «жмутся» к стенкам).

Слайд 33 Перед вами картина В.С. Сыромятникова «Кибитка на кочевке /Юрта/». Она

написана в 1929 году. Что вы здесь видите? (ответы учащихся)

Где находится кибитка? (В степи. Недалеко от юрты находится деревья. Кибитку огородили изгородью из жердей, чтобы скот не подходил к кибиткам)

Юрты на кочёвках всегда выстраивались в ряд и огораживались по несколько штук или все вместе изгородью из жердей, чтобы скот не подходил к самым кибиткам.

5.Закрепление пройденного материала.

Практическая работа. Слайд 34

Ребята, мы с вами сегодня также попробуем себя в роли мастеров художников. Перед вами башкирская юрта.

Чего здесь не хватает? (орнаментов, т. е. узоров) Сейчас мы с вами украсим юрту орнаментом.

Дети, какие цвета обычно используются в башкирских орнаментах? (красный, желтый, зеленый)

Слайд 35 Перед вами лежат зелёные полоски из цветной бумаги размерами 10X8 .Сделаем кускарный элемент. А потом приклеим ваши узоры на юрту.

Слайд 36 Видео, как собрать башкирскую юрту.

1. Сложите лист бумаги вчетверо цветной стороной внутрь.


2. Нарисуйте четверть орнамента.

3. Вырежьте работу по контуру не смыкая ножницы.


4. Разверните работу, расправьте линию сгиба.

6.Подведение итогов.

Вопросы:

В настоящее время где можем встретить юрты? (во время праздников)

Башкирский орнамент очень древний, но и сейчас не потерял своей актуальности. Если пройти по городу, или какому- либо селу можно увидеть на домах, плакатах, башкирский орнамент.

Многонациональный народ Башкирии высоко чтут традиции края и любят свою культуру - культуру наших предков. Мы думаем, что башкирский орнамент будет передаваться из поколения в поколения.

7.Домашнее задание : прочитать текст в учебнике на стр.97-102,ответить на вопросы устно, нарисовать юрту.

8.Оценивание.

Слайд 37

Я хочу закончить урок со стихотворением, в котором отражается красота, богатство нашей земли.

Башкортостан, поля твои

Пусть будут плодородны,

Пусть будут сыновья твои

Отважны, благородны!

Ты славишься, Башкортостан,

Своей грядой седою,

Пусть с нею нефтяной фонтан

Сравнится высотою.

Пусть яблони твои к земле

От тяжести склонятся.

И пусть в любой твоей семье

В 5 раз прибудет счастья!

Еще чего желаем мы?

Чтобы в Отчизне нашей

Была Башкирия наша

Счастливей всех и краше!

Урок окончен. Спасибо за урок!




Остов юрты состоял из деревянных складных решеток (канат), которые ставили по кругу. К ним прикреплялась конусообразная крыша, образуемая из деревянных тонких жердочек (ук), опиравшихся нижним концом на решетки, верхним (заостренным) – к деревянному кругу (сагарак), который одновременно был и окном, и дымовым отверстием для выпуска из юрты паров, скапливающихся под ее войлочным сводом от дымящегося среди нее котла.


Сверху юрта покрывалась пятью-семью кошмами (войлоком). «Кошмы, которыми покрывается кибитка (юрта), привязываются к остову особыми веревочками, пришитыми к ним по углам и на середине края, а для большей прочности вся кибитка опутывается снаружи длинными волосяными веревками (аркан) и привязывается к двум - трем небольшим колышкам, вбитым в землю снаружи ее» (Руденко С.И.)


Внутреннее убранство юрты Важнейшим элементом башкирской юрты была занавесь (шаршау), которая разделяла жилище на две части: мужскую и женскую. На полу юрты спали, ели, отдыхали, принимали гостей, здесь же проходили праздники, свадьбы, поминки, рождались и умирали. Поэтому пол юрты застилали узорными кошмами, шерстяными паласами, коврами.


Женская половина юрты Занавесь (шаршау) разделяла жилище на две неравные части. Правая от двери (меньшая) часть была женской, там хранились предметы хозяйственной необходимости кожаная и деревянная утварь, пищевые припасы, женская и детская повседневная одежда и т.д.)


Мужская половина Левая, бо"льшая часть предназначалась для мужчин, она же была и гостевой. На ее решетчатые стены развешивались орнаментированное воинское снаряжение всадника (колчаны, футляры и сумы для дроби и пороха), конская упряжь, праздничная одежда. И, наконец, в мужской половине, вдоль стены напротив входа, было традиционное почетное место – урын.




Злые силы, по представлениям древних башкир, могли проникнуть в жилье через входную дверь, место соединения различных частей юрты. Поэтому украшалась прежде всего линия, где соединяется решетчатый остов с куполом: на ней закреплялась широкая тканая лента с геометрическим узором. Сам остов, как отмечалось, декорировался узорными тканями, паласами.


Постоянные жилища башкир В зимнее время башкиры жили в домах, которые в полукочевом скотоводческом хозяйстве представляли простые срубы в основном без декора. Заметные изменения в строительной технике и способах украшения жилищ произошли во второй половине XIX в. При сооружении дома башкиры исходили из принципа: жилище должно быть не только прочным и удобным, но и привлекательным в художественном отношении.








На фасаде наиболее декорированными были наличники окон, ставни, фронтоны, т.е. части, которые закрывали места соединений, через которые могли проникнуть в дом вредные духи. Наличники окон, украшенные хотя и не сложной резьбой, оживляли фасад дома, придавали ему привлекательный вид. Возможно, поэтому долгое время именно они были основным, нередко единственным объектом художественного оформления. Особое внимание уделялось украшению верхней части наличников. Нижняя их часть, как правило, скрытая от глаза изгородью, забором, отделяющим дом от улицы, орнаментировалась меньше.







Как говорили древние «Все вернётся на круги своя». Так оно и есть. Каждая нация имеет право на свой символический знак, символ, который объясняет саму суть, внутреннее содержание, менталитет народа. И символом башкир была и есть — кочевая юрта.
Юрта — это миросозидание и обозначение природы, той, что окружала кочевников. Юрта универсальна. Она обозначала дом не только у башкир, но и у всех кочевых народов Великой степи. И самое главное — это жилище было настолько священным, что кочевники всех племен и народов, сознавая свое единство, выработали единый этикет поведения человека в этом жилище. Это самое главное.
Как нельзя сидеть в юрте, чтоб не оскорбить святость дома, при этом отдавая дань гостеприимству.
До сих пор мало исследованным остается вопрос о семантике поз сидящих в юрте, более изучены этикетные нормы, связанные с тем, как правильно сидеть в юрте мужчинам и женщинам. Не вдаваясь подробно в исследование всего этикетного комплекса, остановимся на некоторых значимых его моментах.
Кочевые народы различают следующие виды запретных поз: У башкир замечено:
«hoйэнеп утырырға ярамай, терэлеп утырырға ярамай» – «нельзя сидеть, прислонившись к чему-либо, опираясь на что-либо», т.к. считалось, что это поза больного человека. А поездка больного человека в дальний путь порицалась башкирами, ибо это говорило о равнодушии и бессердечности родственников, отпустивших больного в тяжкую для него дорогу.
«Таянып утырырга ярамай» — «нельзя сидеть, подперев руками землю» – это поза скорби, горя, означающая смерть близкого человека. Выражение « ергэ таянды» означает «сильно горевать, оплакивать». Эта поза разрешалась только гонцу, сообщающему горестную весть в присутствии родственников.
При нахождении в юрте гостей существовал определенный этикет в отношении мужчин принимающей стороны. Это имело сакральное значение. По поведению мужчин, их поз сидения, острый глаз кочевника определял потенциал того или иного рода. Если мужчины начинал подпирать бока или же при сидении прислонятся, это говорило о слабости рода, о том, что нет защитников в случае набега. Потому и существует устойчивый запрет: «артыңа, биленгэ таянма» (не опирайся спиной). Если так сидит мужчина, то эта поза означает «кос киткэн» — «мужская сила ушла», что было признанием поражения в борьбе за будущее рода и племени. Определенный запрет и в поведении женщин. То, что считается в современном мире признаком боевитости и определенного напористого характера у женщин, — это когда женщины подбочениваются, что, кстати, считалось оскорблением всему дому башкира, то подобная поза была недопустимой в юрте. Означало, что ей предстоит кого-то оплакивать или же предлагалось оплакивать кого-то гостям, что считалось не только унижением, но признаком дурного тона обитателей юрты хозяина. Но есть и другая сторона. «Бүйеренгэ таянма» — «не подпирай руками бока, не подбоченивайся». Если женщина сидит в такой позе, ей могут сказать: «Бүйеренгэ таянып, кемде юк итеп утыраhын?» — «Не подпирай руками бока, или ты кого-то оплакиваешь?!»
Запрещалось подпирать рукой щеку – лоб – (эта поза также считается обозначающей печаль, заботы и т.п.), которая могла омрачить визит гостя.
Нельзя сидеть, подняв руки над головой или заложив их за голову – поза неуважения к гостю.
Нельзя сидеть, обняв колено или же сцепив руки в замок на колене – так же считалось неуважение к пришедшему.
Нельзя в юрте потягиваться при посторонних, это считалось оскорблением находящихся в юрте. Молодым людям вообще запрещалось возлежать в юрте и принимать пищу полулежа – потому как гость, видя это, мог бы подумать, что перед ним больной человек, ибо только больной человек не в силах сидеть прямо, а такая поза могла принизить престиж дома, рода, племени.
Нельзя сидеть, вытянув ноги вперед – говорят «эт аяғың hузган», что дословно значит «собака лежит на вытянутых лапах». Такая поза разрешалась только маленьким детям.
Не рекомендуется в юрте сидеть на корточках. Эта поза считается исключительно мужской; у кочевников она означает, что человек торопится, пришел ненадолго. Обычно сидящему в такой позе говорят: — «Садись-ка правильно! Торопишься? Стадо твое разбредется что ли?» Возможно, корни подобного отношения башкир к этой позе объясняются представлением, отмеченным также у тувинцев о том, что «если будешь сидеть таким способом (на корточках), то обеднеешь. Так сидели только бедняки, скитальцы, не имеющие ни семьи, ни скота, ни имущества. Верили, что если будешь так сидеть, то встретишь что-нибудь плохое, что нужно ждать чего-то плохого». Подобные позы обитателей говорили гостю о бедности или же об определенных трудностях принимающей стороны, что не способствовало престижу рода.
Правильным способом сидения в юрте у башкир для мужчины считается — подвернув ноги калачиком. Для замужней женщины, хозяйки – лицом к очагу, на подогнутой под себя правой ноге, левая же согнута в колене. Этот же способ используют и мужчины, когда угощает за трапезой (разливают кумыс, чай и т.п.), но поскольку они сидят на противоположной, мужской половине, положение подогнутой под себя и согнутой в колене ноги обратно женскому. Видимо, это объясняется предписанием, аналогичным правилу у кочевников: «Колено поднятой ноги… должно быть обязательно обращено к двери», поэтому женщины, как правило, сидели на правой ноге и выставляли перед собой левое колено, а мужчины наоборот, на левой ноге, выставляя перед собой правое колено». Женщинам также разрешалось сидеть боком, подтянув к себе ноги, ступни при этом должны быть прикрыты подолом платья.
Народная традиция разработала довольно строгие этикетные нормы, связанные с юртой. У башкир — подъезжать всаднику к юрте следовало с задней, тыльной стороны: «Ехать мимо дверей юрты (алдынан юру), а не сзади ее, считалось невежливым… Нужно останавливаться и привязывать лошадь сзади юрты, а потом вызывать хозяев словами: «Эдэм бар ма? Эй, хужа!» (« Есть ли хозяева?»). И терпеливо дожидаться выхода их. При этом другие обитатели кочевья, поздоровавшись, могут заниматься своими делами. Естественно, интерес к чужому присутствует. Любопытно, что у всех кочевых народов существует единый запрет женщине, у башкир это звучит так «ир-ат алдынан утмэйу» — дословно имеет значение «не переходить дорогу мужчине, стоящему перед юртой», иначе будет неудача. По-видимому, этот запрет связан с семантикой противопоставления «передняя сторона – задняя сторона» («лицо-спина»).
Запрет подъезжать к юрте со стороны двери был настолько значимым, что закреплен в обычном праве единый для всех кочевников: «Если привязанная спереди юрты лошадь лягнет ребенка, то платить за смерть ребенка – полный кун. Если лошадь лягнула на задней стороне юрты, то вина падет на ребенка, отправившегося туда. Если бы там лошадь убила его до смерти, то взыскалась бы только стоимость лошади, а в случае отягчающих вину хозяина обстоятельств – ½ куна (хун, или кун – компенсация за увечье или убийство)».
У кочевников, в частности у башкир, рекомендовалось не входить в юрту с плеткой в руке; в прежние времена «…если кто-либо входил в юрту тархана, бия, с плеткой на запястье… тархан или же бий имел право приказать забрать у виновного его коня. Запрет входить в юрту с плеткой отмечен у казахов, тувинцев и монголов. Отметим, что плетка использовалась не только при верховой езде, она была также предметом вооружения кочевника. Запрет вносить ее в юрту стоит в одном ряду с предписанием вынимать ножны с ножом из-за пояса и оставлять снаружи огнестрельное оружие. Данные действия должны были, по-видимому, демонстрировать отсутствие враждебных намерений гостя. Нельзя входить в юрту, имея что-либо во рту. Если хозяин заметит, что кто-нибудь вошел к нему с жующим ртом, то непременно заставит его выплюнуть у порога все, что есть во рту. Это считалось оскорблением гостеприимству хозяина. Вошедший в юрту обязательно должен отведать в ней пищу – тамақ ауыз итэу, буквально «прикоснуться ртом к пище», хоть крошку хлеба гость юрты должен был отведать, иначе хозяин был бы оскорблен, а подобная обида вела порой к нешуточной вражде.
Таким образом, юрта, являясь одной из древних форм жилища кочевников, воплощает сложный мировоззренческий комплекс. Сравнительно небольшой объем площади юрты был четко маркирован в зависимости от пола, возраста, положения в системе родства и свойств. Жизнь человека начиналась в правой части юрты, и в ней же завершалась, замыкался жизненный круг его.
Основным семантическим назначением юрты было обеспечение здоровья, плодовитости, благополучия его обитателей. В каждой юрте было свое назначение называемый башкирским словом «қот» — хранитель благополучия дома, и всякий входящий в юрту, произносил торжественные слова приветствия, обращенные к «қот», а покидая юрту, уносил с собой напутствие: «Юлыгыз котло булhын!»
Я всегда завидовал тем, кто, будучи в юрте, и выйдя из нее, любовался звездной ночью, очаровывался ощущением единства с природой, чувствовал дуновение теплого ветерка на своей щеке и, глядя в бездонную ночную глубь, поражался гармонией мира.
Да будет вам всем удача, кто побывал в башкирской юрте!

Только самые холодные месяцы года кочевые башкиры проводят в деревянных домах. Большую же часть года они пользуются временным жильем. Тирмэ – традиционная башкирская юрта всегда одаривает скотоводов-кочевников теплом холодными ночами и приятной прохладой в летний зной. Она заслуженно пользуется репутацией идеального временного жилья: легка в транспортировке, проста в сборке (разборке), устойчива к пронзительным степным ветрам и ураганам. Покров юрты надежно удерживает стабильную температуру внутри.

Конструкция башкирской юрты

Основной принцип построения жилья кочевых народов – простота. Юрта складывается из нескольких незаменимых конструкций:

  1. остов. Он включает четыре-шесть складных решеток (канатов) из дерева. Постройка зажиточной семьи может состоять из восьми-девяти таких компонентов
  2. крыша. Традиционно выполнена в форме конуса. Нижним краем крепится к остову. Состоит из набора уков (тонких жердей) определенной длины. Одним концом они опираются на деревянные решетки основания, а верхним примыкают к сагараку (деревянный круг). Последний элемент образует проем, который служит одновременно и окном и вытяжкой для дыма от костра
  3. кошмы. Как правило, изготовлены они из натуральной овечьей шерсти (натуральный войлок). Покрытия служат в качестве утеплителя на стенах и на полу конструкции.

Кошмы к остову юрты вяжутся при помощи специально предусмотренных веревочек, которые пришиваются к углам войлочного покрытия и посредине каждого из краев. Для придания прочности снаружи по всей длине кошмы опутываются волосяными веревками. Концы бечевок (арканы) прикрепляются к вбитым в землю колышкам. Устанавливается только три точки крепления: так обеспечивается наиболее высокая устойчивость к ветровым нагрузкам.
Сагарак днем не накрывается. Только ночью или в непогоду он накрывается четырехугольной кошмой. Когда необходимо проветривание, войлок немножко приподымается длинной жердью. Если рассветало или погода сменивалась на солнечную, войлок свертывается, но остается на вершине юрты.
Одностворчатая дверь чаще всего выполнялась из дерева и окрашивалась в красный или темно-красный оттенок. Основание жилища тоже окрашивалось таким же цветом. Реже юрта башкирская встречается с откидной войлочной дверью.

Распределение жилищного пространства

Традиционно вход располагается с южной стороны юрты. Часть жилища с противоположной стороны считается главной и предназначается для гостей. Неизменное место очага – в центре юрты напротив отверстия для выхода дыма. В случаях, когда очаг выносится на улицу, на этом месте расстилается красивая скатерть, которой отводится роль стола. Вокруг нее раскидывались чепраки, мягкие подушки или тканевые подстилки.


Очень важным элементом кочевого жилища всегда считался шаршау. Это занавес из плотной ткани, который делит башкирскую юрту на две неравноценные части:

  1. женскую. Согласно обычаям народа она всегда меньше и располагается неизменно по правую сторону от входа. Здесь хранятся предметы, необходимые для ведения домашнего хозяйства: кухонная утварь, запасы еды, детская и женская одежда и прочее
  2. мужскую . Левая часть размерами больше и всегда используется в качестве гостиной. По всей комнате вывешиваются красочные ковры, скатерти, полотенца и постельные принадлежности. Решетчатые стены закрываются не только узорными работами, но и снаряжение воина, украшенное национальными орнаментами. Здесь можно увидеть колчаны для стрел, футляры для пороха, подсумок для дроби и конскую упряжь.

Почетное место для гостей – урын – располагается напротив входа. Здесь же размещается резной деревянный сундук на красивой подставке. На нем складываются самые ценные вещи: ковры, паласы, одеяла и подушки. Они бережно связываются узорной лентой с цветными орнаментами на красном или черном фоне.

Значение юрты для кочевников

Издавна для кочевых народов юрта являлась центром мироздания на земле. Это реальность, а не громкие слова. Именно здесь начинается путь жителя степей, и здесь он заканчивается. Долгое время она воплощала модель мира. Сначала она была плоской (одноярусной), затем – объемной: внизу – земля, вверху – небо и звезды.


Подобно космосу по вертикали юрта трехуровневая: пол символизирует землю, внутреннее пространство подобно воздуху, а купол олицетворяет небосвод. Для кочевых племен пол всегда имел особое значение по сравнению с землепашцами. На полу принимали самых дорогих гостей, ели и спали. Здесь же отмечали праздники и печальные события, здесь рождались и умирали.
Именно поэтому его оформлению уделялось особое внимание, а уход был трепетным. Пол всегда застилали яркими кошмами, узорными коврами и дрожками. По сравнению со стенами он выглядел нарядней и ярче. Именно пол формировал художественный интерьер древнего жилища.
Стены закрывались домоткаными паласами и тканями с традиционными для народности узорами. На фоне больших полотен в башкирской юрте красовались вышитые полотенца меньших размеров. Тут же хранились праздничные костюмы, дорогая сбруя, семейные реликвии. Вместе с узорами на полу создавался своеобразный ансамбль. Купол символизировал небосвод, а отверстие для выхода дыма олицетворяло солнце. Сагарак носил сакральный смысл и передавался из поколения в поколение по отцовской линии.
Юрта как традиционное жилище кочевых народов Башкирии в наши дни практически не сохранилась. Оформленное в народных традициях жилье можно увидеть разве что на весеннем празднике «Сабантуй» или в музеях страны. Однако бесследно она не исчезла, а ее значение для кочевников Башкортостана осталось неизменным.

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...