Конспект ООД «Рассматривание картин И. Левитана «Сумерки. Луна», Ф. Васильева «Болото в лесу. Федор Васильев. Болото в лесу. Осень. Описание картины. Шедевры русской живописи Ф а васильев болото в лесу


Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе.

Тема. «Рассматривание картин И. Левитана «Сумерки. Луна», Ф. Васильева «Болото в лесу»

Цель. Создание условий для развития умения выражать свои мысли и чувства в слове, рисунке, опираясь на имеющийся опыт, знания, умения.

Задачи:

    Создать условия для формирования представлений об осени и типичных изменениях в природе.

    Создать условия для побуждения детей к высказыванию собственного мнения при рассматривании картин, слушания пьес Чайковского «Времена года».

    Обеспечить условия для развития самостоятельности, инициативы.

    Обеспечить условия для развития способностей по художественно-эстетическому развитию.

    Обеспечить условия для воспитания эмоционального отклика на изображенное на картинах.

Организация детских видов деятельности:

    коммуникация

    познавательная

    продуктивная

    двигательная

Предварительная работа:

Рассматривание картин

Наблюдения, беседы об осени, чтение художественной литературы.

Материал:

Репродукции картин И. Левитана «Сумерки. Луна», Ф. Васильева «Болото в лесу», С D с записью пьесы Чайковского «Времена года». Акварельные краски, кисточки с водой, бумага для рисования.

Ход образовательной деятельности

Вводный организационно-мотивационный этап.

Воспитатель (собрав детей вокруг себя). Давайте поздороваемся с каждым из вас, глядя ему в глаза. Слегка кивнув головой, улыбнуться и дотронуться до плеча.

Воспитатель: Ребята я вчера ходила в выставочный зал изобразительного искусства, где проходят выставки картин художников. Мне там очень понравилось. А вам интересно узнать о картинах по больше? Сегодня выставочный зал устраивает небольшую выставку своих картин. Пойдемте посмотрим.

Основной этап.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картины. «Что их объединяет?» «Почему нам привезли именно эти картины?» Давайте рассмотрим эти картины, начнем с картины Исаака Левитана «Сумерки, Луна».

Какую осень изобразил художник? (золотую осень)

Что вы видите на переднем плане картины? (лесное озеро)

Что отражается в озере? (В озере отражается лес и луна)

Что растет по берегам озера? (Растет высокая трава. Она пожелтела и кажется золотой) (На высоком берегу стоят березы в ярких оранжевых платьях и темно зеленые сосны).

Что вы видите вдалеке? (Вдалеке мы видим темный лес. Он кажется коричневым)

Опишите небо, которое нарисовал художник? (Небо высокое, чистое, но уже темнеет)

Какое время суток изобразил художник на картине? Обратите внимание, что и небо и луна кажутся золотыми и как будто светятся. Как вы думаете, там в лесу, изображенном на картине, тепло или холодно? Да стоит теплый осенний вечер.

А вода в озере кажется теплой или холодной? (кажется теплой) Закройте глаза.

Воспитатель ставит таз с теплой водой.

Не открывайте глаза, опустите руки в лесное озеро.

Расскажите какая вода в лесном озере? (теплая, приятная, мягкая)

А теперь давайте послушаем, что слышится в лесу, изображенном на картине. Воспитатель включает диск с записью звуков леса.

Что вы услышали? (кричала сова, стрекотали кузнечики, шумел ветер…)

Давайте поиграем в игру «Да или нет»

Осенью растут грибы?

Тучка солнце закрывает?

Ну а птицы гнезда вьют?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто, часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну, а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

А теперь посмотрим на картину Федора Васильева «Болото в лесу».

Что мы видим по краям болота? Что его окружает? (Вокруг болота растет высокая трава. Она желтая, оранжевая и коричневая)

Кто стоит в болоте? (В траве стоят белые цапли). Что они делают в болоте? Они готовятся к отлету в теплые края и ловят в болоте лягушек)

Что художник изобразил слева и справа на пригорках? (На пригорках художник изобразил березовую рощу)

Какого цвета листья на березах? (желтые) Поэтому роща кажется золотой.

Какие деревья вы видите на переднем плане? (клены с оранжевыми листьями)

Какое небо над болотом? (Хмурое, покрытое темными густыми облаками)

Не смотря на это, картина не кажется мрачной. Золотые лес и трава создают праздничное настроение. А теперь послушаем, какие звуки раздаются в лесу возле болота. (Воспитатель включает С D записью звуков леса)

Что вы услышали? (Квакают лягушки, кричат цапли, шумит ветер)

Физ. минутка

Если на деревьях листья пожелтели (растопырив пальцы и повернуть руками)

Если в край далекий птицы улетели (плавным движением изображают птиц)

Если небо хмурое, если дождик льется (нахмуриться бежать на месте на носочках)

Это время осенью зовется.

Практический этап.

А теперь мы тоже станем художниками и нарисуем осень. (дети рисуют под звуки музыки)

Рефлексивно-оценочный этап.

Ну что ребята понравилось вам побывать в выставочном зале? Интересно было? Понравилось быть художниками? Что вам больше всего понравилось?

Все молодцы, всем спасибо.

Над своей известной картиной «Болото в лесу. Осень» знаменитый пейзажист Федор Алексеевич Васильев работал с 1871 по 1873 год. Вынужденно, из-за тяжелой болезни, художник жил и творил на чужбине. Именно благодаря этому столько чувств и эмоций ему удалось вложить в созданный образ родных северных мест. В этот период отчаянной тоски по дому мастер настолько глубоко уходит в работу, что порой жертвует так необходимым ему отдыхом. На это нелегкое для творца время пришлось рождение настоящего прощального признания в любви дикой и неприветливой, но

По-матерински ласковой северной природе – пейзаж «Болото в лесу. Осень».

Дикое болотистое местечко, заросшее причудливыми травами всех осенних оттенков. Низкие прохладные тучи, прозрачный воздух и застывшая тишина. На переднем плане живыми пятнами застыли белые цапли. Лес и топи кажутся слишком яркими под небом, которое готово пролиться дождем. В верхней левой части полотна будто парит воздушная белая вата облаков. Кажется, что именно оттуда изливает свой удивительный, нетипичный для осенних пейзажей свет, хмурое небо. И этот свет оживляет северные цвета и дарит ощущение едва уловимой радости. Терпеливо

И смиренно лес встречает осень. Молодой художник, очевидно, выразил этим надежду на то, что и его разлука с поразительно близкой ему родной природой, завершится долгожданной встречей.

Цветовая палитра холста легка, гармонична и не перегружена. Визуальная и смысловая контрастность отличает эту работу Васильева не только от пейзажей художников – современников, но и от полотен, созданных им самим. Где по внутреннему ощущению должно быть пасмурно и грустно, там светло, ярко и благостно. Вероятно, это обратило на себя внимание известного мастера живописи и прославленного художественного критика Ивана Николаевича Крамского. Он назвал эту работу гениальной, несмотря на то, что, по его мнению, местами она «не хороша», местами «не вполне хороша», а местами откровенно «плоха».

Гениальность пейзажа в его непревзойденной самобытности, отсутствии даже намека на подражание всем известным мастерам, техникам и школам. Васильевское «Болото в лесу» обособлено от массового течения изобразительного искусства. Но для тех, кто приходит полюбоваться этой необычной картиной, важно совсем другое: ощущение легкости и предчувствие радости, пусть и немного омраченное ожиданием. Такие чувства передает зрителю полотно, принадлежащее кисти мастера-пейзажиста Ф.А.Васильева «Болото в лесу. Осень».

Познакомиться с этим произведением можно в Государственном Русском Музее г. Санкт-Петербурга.

Это только часть стихотворения. Чтобы узнать каким настроением проникнуто описание осени у Майкова, я вам прочитаю это стихотворение целиком, а вы внимательно послушайте и скажите, правильно ли мы определили настроение этого стихотворения?

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес...

Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою...
Только я весел душой
И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа,
Что ей сказали они -
Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой...
Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой -
И, как безумный, пою!

Какие картины представили?

Каким настроением проникнуто описание осени у Майкова?

Меняется ли настроение в конце стихотворения?

Сожалеет ли поэт, что пришла осень?

Встретились ли в стихотворении слова, значение которых вам непонятно?

Обратите внимание, что в этом стихотворении встречаются эпитеты. Найдем их.

Лист (какой?) золотой

А сейчас прочитаем второе стихотворение. Кто его автор?

Что вы знаете о Сергее Александровиче Есенине?

- Сергей Александрович Есенин – поэт, который жил в конце 19 – начале 20 века. Родился в крестьянской семье, воспитывали его дедушка с бабушкой. Стихи Сергей Есенин начал писать рано, толчки давала к этому бабушка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами ему не нравились, и он их начал писать, подражая частушкам. Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение Сергея Есенина, а вы попробуйте с закрытыми глазами представить картины природы, которые рисует поэт.

Закружилась листва золотая.

В розоватой воде на пруду

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол.

Отрок-ветер по самые плечи

Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,

Синий сумрак как стадо овец.

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо

Так не слушал разумную плоть.

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать...

Где ты, где, моя тихая радость -

Все любя, ничего не желать?

Какие картины природы вы представили?

Какое настроение вы уловили?

О какой поре осени рассказывает поэт?

Попробуйте передать настроение при чтении, которое создает это стихотворение.

Обратите внимание, что в этом стихотворении есть сравнение. Найдите его. Вам поможет слово-подсказка словно.

Почему С.Есенин сравнивает кружащуюся золотую листву с легкой стаей бабочек?

Выбор редакции
Конфигурация предоставляет удобные средства для составления финансовых планов. Движения денежных средств предприятия планируются путем...

Если Вас интересует автоматизация бюджетирования, внедрения казначейства или учета по МСФО — ознакомьтесь с нашим . В рамках системы...

Какие формы нужно разработать для ведения раздельного учета, подскажите?4. Из средств участников долевого строительства можно произвести...

01.06.2018 Как в типовой конфигурации "1С:Бухгалтерия предприятия" редакция 3.0 настроить права доступа пользователей таким образом,...
На рынке все чаще встречаются ситуации, когда одна компания приобретает другую. Происходит это по разным причинам. Кто-то таким способом...
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...
Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...
Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...
Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...