Коппелия балет композитор. "Коппелия" Л.Делиб (Большой против Мариинки). История создания балета


«Коппелия» — один из немногих балетов, оставшихся от западноевропейской хореографии XIX столетия. Больше ста лет отделяют его премьеру от сегодняшнего дня.

25 мая 1870 года афиши Большой Парижской оперы объявили, что на ее сцене будет показан балет-пантомима в двух действиях и трех картинах «Коппелия или красавица с голубыми глазами». Модный тогда балетмейстер Артур Сен-Леон был автором либретто спектакля. Музыкальную партитуру балета создал композитор Лео Делиб.

Два этих имени ознаменовали две противоположные тенденции в истории музыкального театра Франции. Деятельность Сен-Леона связана с временем упадка былой содержательности хореографической культуры. Творчество Делиба принесло новаторские веяния в балетную музыку.

Расцвет буржуазности в годы Второй империи наложил свой отпечаток на художественную жизнь Парижа. В моду вошли откровенно развлекательные, зрелищные спектакли легких жанров. Еще жили в памяти старшего поколения парижан имена отца и дочери Тальони, Жюля Перро, Фани Эльслер. Это они в предыдущие десятилетия были создателями и исполнителями таких шедевров романтического балета, как «Сильфида», «Жизель», «Эсмеральда». Романтическая эпоха возвела балет в ранг, равный другим искусствам, доказала, что танец способен раскрывать такие сферы душевной жизни человека, которые неподвластны больше никаким другим видам театра. На руинах романтического стиля родилось искусство Сен-Леона. Часто он брал найденное его великими предшественниками, стремясь к наибольшей эффектности, варьировал его по-своему, сочинял блестящие танцевальные композиции, усложняя, видоизменяя в них танцевальную технику. Сен-Леон мастерски владел традиционными формами классики, виртуозно применял их на практике. Шлифуя, оттачивая формы и язык классического танца, хореограф подготавливал балетный театр к его великолепному взлету конца XIX столетия, связанному с русской хореографией, с рождением таких спектаклей, как «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» П. Чайковского. Их авторы – композитор П. Чайковский, хореографы Л. Иванов и М. Петипа принесли в балет новую содержательность и использовали, развили многое из найденного Сен-Леоном в области выразительных средств академического балета.

«Коппелия» была последним спектаклем Сен-Леона. Он поставил ее в год своей смерти, приехав в Париж после десятилетней работы в России (1859-1869).

В основу либретто «Коппелии» положена новелла Гофмана «Песочный человек». Использованы в нем и сюжетные мотивы рассказа этого писателя «Автоматы». Однако, авторы «Коппелии» взяли у немецкого романтика лишь внешнюю канву событий, отдельные ситуации. Они сочинили сценарий, в корне противоположный и литературной эстетике немецкого романтизма и лирико-романтическому балету, ей близкому. Гофман написал фантастическую новеллу о людях, у которых украдена личность. Главным ее героем был юноша, встретившийся с загадочным мастером кукол. Сценаристы «Коппелии» создали бытовую лирическую комедию, в центре которой – образ реальной, озорной девушки, которая хочет проучить своего неверного возлюбленного.

История о юноше, влюбившемся в созданный им идеал, была традиционным сюжетом лирико-романтических балетов. Рассказ о том, как живая девушка подменяет нереальную и заставляет жениха поверить в истинность живых человеческих чувств, в основе своей противоположен лирическому романтизму. Но и он был известен балетному театру раньше по спектаклю Жюля Перро «Мечта художника». Авторы «Коппелии» смешали фабулу «Мечты художника» с «кукольными» мотивами гофмановских рассказов и сочинили ясный, радостный спектакль.

Мастер кукол Коппелиус, например, в первом варианте либретто балета напоминал о своем литературном прототипе лишь в сцене, где он опаивает Франца таинственным зельем, чтобы вдохнуть его душу в куклу Коппелию, да в нотах трагического крушения его иллюзий, когда старик узнает о том, что над ним подшутила Сванильда. С течением времени и это исчезло из либретто «Коппелии». Новые сценические редакции «Коппелии» начали создаваться вскоре после ее рождения. За свою долгую сценическую жизнь она все больше приближалась к жанру лирической бытовой комедии.

Наверное, на разных сценах мира так часто переставлялись акценты внутри сценария, создавались новые редакции сценического действия «Коппелии» потому, что сама хореография Сен-Леона не была достаточно цельной.

Сегодня первоначальная хореография балета почти забыта, а балет продолжает жить, обретая новые краски, новые прочтения. Причина тому – замечательная музыка Лео Делиба.

Сочинив партитуру «Коппелии» по плану, заданному ему хореографом, Делиб заявил о новом качестве балетной музыки, выступив продолжателем реформы, начатой его старшим коллегой и учителем, автором «Жизели» А. Аданом. «Он может гордиться тем, что первым развил драматическое начало в танце и при этом превзошел всех соперников», — писали о Делибе современники. «Три – четыре композитора Франции прошлого века с особенной поэтичностью чувства и изысканного мастерства сочетали в своих досугах, отдаваемых балетному музыкальному театру… острое понимание законов сочетаний пластики и весомости звучания с законами человеческого танца. Им удалось создать непререкаемо-убедительные образцы музыкально-хореографических произведений различных жанров, но, главным образом, в области романтической легенды и опоэтизированной бытовой комедии. Разумею… Лео Делиба, композитора тончайшего вкуса и поэтического чувства человека как пластического явления, автора непревзойденных балетов «Коппелия» (1870) и «Сильвия» (1876)», — писал академик Б. В. Асафьев.

Отлично владея танцевальными формами, композитор симфонизировал партитуру балета, сцементировал его традиционные танцевальные формы в единое целое.

Музыка Делиба вывела балетный театр на новый путь. Она перестала быть «служанкой хореографии», превратившись в равноправный компонент спектакля. Искусством автора восхищался П. Чайковский. «Что за прелесть, что за изящество, что за богатство мелодическое, ритмическое, гармоническое», — писал великий русский композитор Танееву, изучая партитуры Делиба при работе над «Лебединым озером». Как замечает Асафьев, Делибу «несвойственны были размах и сила воображения для широких концепций». Эти качества отличают партитуры Чайковского. Но нас, как и современников «Коппелии», привлекают театральность ее музыки, славянские мотивы ее жанровых сцен, изящество классических танцевальных форм, добрая улыбка композитора. На сцене Большого театра «Коппелия» впервые появилась в 1882 году – на два года раньше, чем в Петербурге. В основе спектакля лежала хореография Сен-Леона, перенес балет в Москву И. Гансен. Роль Сванильды на премьере исполняла известная московская балерина Л. Гейтен. Партию Франца, как и в парижском спектакле, танцевала женщина – «травести», воспитанница театральной школы. С тех пор, через различные промежутки времени, «Коппелия» постоянно появлялась на русской сцене, сохраняя свою хореографическую основу в разных редакциях.

В 1901 году к ней обратился замечательный реформатор московского балета А. Горский. Им были заново поставлены танцы и сцены спектакля, а роль главного героя балета Франца впервые была поручена мужчине. Партию эту исполнил известный танцовщик В. Тихомиров.

Многие известные московские балерины исполняли в «Коппелии» роль Сванильды – Е. Гельцер, О. Лепешинская, С. Головкина, И. Тихомирнова. Интереснейшим Францем был замечательный советский танцовщик А. Мессерер. Прекрасные мимические актеры от В. Гельцер до А. Радунского создавали в спектакле образ мастера Коппелиуса.

Предлагаем Вашему вниманию либретто балета "Коппелия". Балет "Коппелия" в трех действиях. Композитор Л. Делиб. Либретто Ш. Ньютерра, А. Сен-Леона по мотивам сказки Э. Гофмана. Постановка А. Сен-Леона.

Действующие лица: Коппелиус. Коппелия. Сванильда. Франц. Бургомистр. Подруги Сванильды. Девушки и юноши, горожане.

Площадь маленького города в Галиции. В одном из домов, стоящих в глубине площади, отворяется слуховое окно. В нем показывается голова молодой девушки. Озираясь, она выходит из дома и осторожно направляется к жилищу старого Коппелиуса. Девушка смотрит на большое окно, за которым видна неподвижно сидящая фигура с книгой в руках. Это, вероятно, дочь Коппелиуса. Каждое утро ее можно видеть на одном и том же месте, потом она исчезает. Таинственная девушка никогда не появляется на улице, никто не слыхал ее голоса. Однако красота ее привлекает многих юношей, и они часто проводят время под ее окном. Некоторые даже пытались проникнуть в дом, но двери его крепко заперты.

Сванильда (так зовут девушку, которая подошла к дому Коппелиуса) подозревает, что ее жених Франц неравнодушен к таинственной Коппелии. Может быть, он даже любит ее? Сванильда с досадой и болью смотрит на свою соперницу, но девушка за окном не обращает на нее внимания.

На площадь выходит Франц. Он сначала приближается к дому Сванильды, потом останавливается в нерешительности и, видимо, изменив свое решение, идет к дому Коппелиуса. Сванильда, спрятавшись, наблюдает за ним. Франц кланяется девушке в окне, она отвечает на поклон. Но в тот момент, когда Франц уже готов послать девушке воздушный поцелуй, Коппелиус отворяет окно, наблюдая за тем, что происходит на улице.

Стараясь побороть волнение, Сванильда беззаботно выскакивает из своей засады и бежит за летящей бабочкой. Увидев свою невесту, Франц присоединяется к ней. Поймав бабочку, он булавкой прикрепляет ее к отвороту своей куртки.

Сванильда возмущена жестокостью Франца. Она говорит, что больше не любит его. Франц тщетно пытается оправдаться, но Сванильда не хочет его слушать.

Вскоре на площади появляется толпа молодых девушек и юношей. Бургомистр объявляет, что завтра большой праздник - освящение колокола. Все толпятся вокруг Бургомистра. Он приближается к Сванильде и напоминает о ее свадьбе с Францем. Не хочет ли она, чтобы свадьба состоялась завтра? Молодая девушка лукаво поглядывает на своего жениха и говорит Бургомистру, что она сейчас расскажет историю про соломинку, которая выдает тайны людей. Сванильда берет из снопа колос, ломает его в знак того, что между ними все кончено. Франц с досадой покидает праздник.

Наступает ночь. Площадь пустеет. Тишина. Из своего дома выходит Коппелиус. Он запирает дверь и направляется в соседний кабачок выпить стакан доброго вина. Ватага молодежи окружает его и просит пойти с ними. Старик вырывается и уходит, проклиная все на свете. Сванильда прощается с подругами.

Одна из девушек замечает на земле что-то блестящее. Оказывается, это ключ Наверное, его потерял Коппелиус. Девушки решают проникнуть в таинственный дом старика.

Они уговаривают и Сванильду пойти с ними. Сванильда колеблется, но любопытство и ревность заставляют согласиться. И вот ключ в замке, дверь открыта. На площади никого. Показывается одинокая фигура Франца. Отвергнутый Сванильдой, он хочет попытать счастья у Коппелии. Может быть, она ждет его, может, согласится бежать от старика, который так зорко ее охраняет? В ту минуту, когда Франц приставляет к балкону свою лестницу, возвращается Коппелиус. Обнаружив, что потерял ключ, он решил вернуться домой. Что это? Кто-то лезет в его дом? Франц успевает быстро скрыться.

Ночь. Мастерская Коппелиуса. Таинственный свет. Вокруг множество автоматов: старик с длинной седой бородой, негр, маленький мавр, китаец. Повсюду книги, инструменты, оружие. Сванильда и ее подруги осторожно ходят по комнате. Они поднимают плотные занавески и замечают Коппелию, сидящую все на том же месте с книгой в руке. Девушки раскланиваются с незнакомкой, которая остается неподвижной и немой. Уж не уснула ли она? Но ее глаза открыты. Сванильда осторожно берет руку Коппелии и отступает назад - она прикоснулась к кукле Девушки громко смеются. Так вот кому Франц посылал поцелуи!

Проказницы чувствуют себя свободно, им нечего бояться. Они нажимают пружины, и автоматы Коппелиуса начинают действовать.

У Сванильды возникает план переодеться в платье куклы, и она прячется за занавеску.

Входит Коппелиус. Изгнав непрошеных гостей, он направляется к Коппелии и тревожно рассматривает куклу. Она, к счастью, цела! Старик с облегчением вздыхает. Снова слышен шум. В глубине окна появляется еще один непрошеный гость. Это Франц, который все же решил проникнуть в жилище Коппелиуса. Франц направляется к тому месту, где сидит Коппелия. Две цепкие руки схватывают его. Франц хочет убежать, но Коппелиус не отпускает его. Франц признается старику, что хотел увидеть девушку, в которую влюблен. При этих словах Коппелиус сменяет гнев на милость и предлагает Францу выпить вместе с ним. Франц пробует вино и замечает, что оно имеет странный вкус. Коппелиус между тем почти не пьет. Франц хочет увидеть Коппелию, но ноги его подгибаются, он падает и засыпает.

Коппелиус торжествует: он сможет, наконец, исполнить то, что задумал. Он открывает магическую книгу и начинает искать кабалистические заклинания. Потом подкатывает пьедестал, на котором сидит Коппелия, поближе к уснувшему Францу. Коппелиус хочет передать силу и жизнь Франца кукле, которую он создал ценой стольких усилий, опытов и бессонных ночей. Коппелия приподнимается и идет. Один шаг, другой. Она сходит по ступенькам пьедестала. Коппелиус вне себя от восторга.

Наконец-то его творение превзойдет все то, что может создать человек. Пока он весь поглощен своей радостью, Коппелия постепенно оживает. Украдкой она даже делает ему угрожающий жест, потом принимает свое прежнее положение. Ее глаза устремляются на Коппелиуса. Да! Она на него смотрит. Коппелиус хочет похитить у Франца еще одну искорку жизни, чтобы передать Коппелии.

Походка куклы теперь гораздо легче и живее, чем прежде. Она начинает танцевать сначала медленно, потом так быстро, что Коппелиус едва может поспеть за ней. Она даже хочет выпить вина из кубка Франца.

Заметив книгу, брошенную на пол, она спрашивает Коппелиуса о ее содержании. Остановившись перед уснувшим Францем, она рассматривает его и, схватив шпагу, хочет проколоть Франца. Коппелиус не знает, как успокоить расшалившуюся Коппелию. Он надевает на нее испанскую кружевную мантилью, и Коппелия танцует испанский танец. Надев шотландский шарф, она танцует жигу. Коппелиус хочет схватить куклу, но она ловко ускользает от него, прыгая и швыряя на пол все, что попадается под руки. Наконец Коппелиусу удается остановить и усадить куклу на прежнее место.

Старик устал и хочет отдохнуть. Он будит Франца и старается поскорее спровадить его. Франц просыпается, не совсем понимая, что с ним произошло. Из-за занавески выходит Сванильда, и они, точно сговорившись, поспешно сбегают по лестнице.

Коппелиус бежит за занавеску. Бедный старик начинает понимать, что сделался жертвой злой шутки. Его кукла раздета и валяется на полу. Так вот кто был Коппелией! Он падает, рыдая, среди своих автоматов, которые двигаются и как бы смеются над горем своего хозяина.

Праздник. Всюду царит веселье. Франц и Сванильда помирились. Франц больше не думает о таинственной девушке, которую видел в окне Коппелиуса.

В толпе происходит движение: старый Коппелиус направляется на площадь, несмотря на то, что его не хотят пустить на праздник. Он пришел искать правосудия - его жилище разгромлено, его автоматы сломаны. Кто покроет убытки? Сванильда, которая только что получила приданое, предлагает его Коппелиусу. Но Бургомистр отклоняет предложение Сванильды. Он сам покроет расходы старого Коппелиуса. Бургомистр бросает Коппелиусу кошелек с деньгами и дает знак к началу праздника.

Звонарь возвещает наступление утра. Выходит Аврора, окруженная полевыми цветами. Снова раздается звон колокола. Это час молитвы. Аврора исчезает. Ее сменяют часы дня Пряхи и жнецы принимаются за свой труд. Колокол звонит вновь: свадьба. Появляется Гименей в сопровождении маленького Амура.

Раздаются мрачные зловещие звуки. Это - война. Оружие поднято, пламя пожара освещает потемневшее небо. Наконец все успокаивается. Колокол, который только что призывал к оружию, радостно звучит в честь мира. Мир водворен, и вместе с часами утра, дня, вечера и ночи люди затевают пляски и игры.

Финальный дивертисмент.

Общая характеристика

Аделина Жене в партии Сванильды, 1900

Балет входит в избранный круг классических балетов, которые постоянно присутствуют в репертуаре балетных трупп. Вместе с тем, он занимает в этом элитном круге особое место. Комический характер, не отягощенный излишним психологизмом, большое число пантомимных мизансцен, разнохарактерные танцы делает его привлекательным для выпускных и учебных спектаклей хореографических школ, позволяя показать возможности выпускников, а также в качестве премьерного спектакля для молодых, создаваемых коллективов.

Балет появился в тот период, когда европейское искусство балета переживало кризисные явления. В обществе преобладал взгляд на балет как на искусство развлекательное, не способное к решению значимых творческих задач. Балет «Коппелия» был первым шагом на пути преодоления этой ситуации и создания симфонического балета, процесса завершившегося созданием балетов П. И. Чайковского . Балет, созданный выдающимся французским композитором, учеником Адольфа Адана , продолжает лучшие традиции романтического балета. Вместе с тем в пластичной, гармоничной, пронизанной ритмами вальса музыке этого балета развиваются симфонические элементы, большое значение приобретают описательные моменты и жанровый колорит, повышается реалистически-психологическая выразительность индивидуальности образов. Используя опыт создания оперетт, Делиб вводил в балет жанровые зарисовки персонажей. Балетная музыка Делиба высоко ценилась П. И. Чайковским и А. К. Глазуновым , которым были близки его творческие принципы, в первую очередь симфонизация балета.

Постановка этого балета считается наиболее удачной из работ французского балетмейстера Сен-Леона ; это была последняя в его жизни работа и последовала после его 10-летнего пребывания в России в должности главного императорского балетмейстера; однако, работая в России, он постоянно продолжал ставить новые балеты и в Париже, куда он часто наведывался из России. В прошлом виртуозный танцовщик, Сен-Леон работал много и плодотворно, на русской сцене он поставил, в частности, «Конька-Горбунка » Цезаря Пуни по сказке П. П. Ершова и «Золотую рыбку » Людвига Минкуса по А. С. Пушкину . Стремясь к повышению зрелищного разнообразия балетов Сен-Леон развивал жанр характерного танца, стилизуя для балетной сцены национальные танцы.

Балет «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами», последний французский балет романтического направления, признается мировой балетной критикой как вершина всего творчества Артура Сен-Леона , .

Став последним французским романтическим балетом, это произведение великолепным образом замыкает жанр балетного романтизма, начатый балетом «Жизель ». По словам Дж. Баланчина , тогда как «Жизель» признана величайшей трагедией в истории балета, то «Коппелия» - величайшая из хореографических комедий . Таким образом, стиль романтизма во французском балете был начат трагедий и окончен комедией.

Спустя четыре месяца после успешной премьеры балета «Коппелия» Артюр Сен-Леон неожиданно скончался в возрасте 49 лет.

Основная сюжетная линия балета даёт достаточный простор для создания альтернативных сценариев, чем и пользовались большинство постановщиков. Здесь приведен краткий пересказ сценария по версии поставленной Петипа и Чеккети и восстановленной Сергеем Вихаревым в Новосибирске и Большом театре. Некоторые другие версии можно найти по ссылкам:

  • вариант Петипа и Чеккетти, реализованный Сергеем Вихаревым

Первый акт

Действие немецкой сказки Гофмана переносится в Галицию , что позволяет включить в балет венгерские и польские танцы. Сцена изображает площадь маленького городка. В окне одного из домов, принадлежащего профессору Коппелиусу, можно наблюдать его дочь Коппелию, прекрасную и загадочную уже тем, что она никогда не бывает на улице и не общается ни с кем в городе. Некоторые юноши в городе пытались подавать ей знаки, но она не отвечает на них. На сцене появляется главная героиня балета, местная девушка Сванильда, которая обручена с Францем, но подозревает, что её жених, как и многие молодые люди городка неравнодушен к Коппелии.

Через некоторое время на площади появляется Франц, сначала он направляется к дому Сванильды, но потом, думая, что его не видят, кланяется Коппелии, та отвечает на его поклон. За этим наблюдает из своего окна Коппелиус и Сванильда из своего укрытия. Она выбегает и гонится за бабочкой. Франц ловит бабочку и прикалывает её к своей шляпе. Сванильда возмущена его жестокостью и порывает с ним.

На площади появляется толпа людей и бургомистр. Он объявляет о предстоящем празднике по поводу получения нового колокола. Он спрашивает Сванильду, не устроить ли заодно и свадьбу с Францем. В танце с соломинкой она показывает, что у неё с Францем всё кончено.

Ночью площадь городка пустеет. Коппелиус выходит из дома в соседний кабачок. Его окружает толпа молодежи, предлагая присоединиться к ним. Он вырывается и уходит, но при этом теряет ключ от дома. Толпа девушек находит ключ. Они уговаривают Сванильду проникнуть в дом Коппелиуса.

Появляется Франц, не зная что девушки в доме, он приставляет лестницу и пытается залезть через окно. В это время возвращается Коппелиус, который видит Франца, пытающегося залезть в дом.

Второй акт

Действие второго акта происходит в ночной мастерской Коппелиуса, полной книг, инструментов, кукол-автоматов. Девушки, осматривающие мастерскую, замечают Коппелию и понимают, что это кукла. Девушки, разыгравшись, нажимают на пружины, и куклы начинают двигаться. Сванильда переодевается в платье Коппелии. Появляется Коппелиус, который прогоняет девушек. Он осматривает куклу, которая кажется целой. В это время через окно влезает Франц. Он направляется к Коппелии, но его хватает старик. Франц говорит ему о своей любви к Коппелии. Тогда у Коппелиуса возникает замысел оживить куклу. Он опаивает Франца вином с снотворным.

С помощью магии он хочет передать жизненные силы Франца. Кажется, это удается - кукла постепенно оживает, танцует испанский танец и жигу . Она двигается всё быстрее, начинает ронять инструменты, хочет проколоть Франца шпагой. С большим трудом Коппелиус усадил куклу на место. Старик хочет отдохнуть. Франц просыпается и с появившейся из-за занавески Сванильдой покидают дом. Коппелиус понимает, что его провели и роль куклы играла Сванильда.

Третий акт

Городской праздник освящения колокола. Франц и Сванильда помирились. Появляется Коппелиус, который требует компенсации за учиненный в мастерской разгром. Сванильда хотела отдать ему свое приданое, но деньги дает бургомистр. Начинается праздник с аллегорическими танцами

Музыка

Aкт I

1 Prelude et Mazurka 2 Valse Lente 3 Scène 4 Mazurka 5 Scène 6 Ballade de L’Epi 7 Thème Slave Varie 8 Czardas 9 Finale

Акт II

10 Entr’acte et Valse 11 Scène 12 Scène 13 Musique des Automates 14 Scène 15 Chanson a Boire et Scène 16 Scene et Valse de la Poupeé 17 Scène 18 Bolero 19 Gigue 20 Scène 21 Marche de la Cloche

Акт III

22 Introduction 23 Valse des Heures 24 L’Aurore 25 La Priere 26 Le Trevail 27 L’Hymne 28 Le Discorde et la Guerre 29 La Paix 30 Danse de Fete 31 Galop Finale

Некоторые постановки

В России и СССР

  • 17 февраля 1894 - в Мариинском театре , балетмейстер Энрико Чекетти и Лев Иванов по хореографии М. Петипа, художники И. П. Андреев (1 акт), Г. Левот (Levot) (2 акт), П. Б. Ламбин (3 акт), Е. П. Пономарёв (костюмы); Сванильда - Пьерина Леньяни (позже Матильда Кшесинская , Ольга Преображенская и др.).
  • 25 февраля 1905 в Большом театре, балетмейстер А. А. Горский . В ролях: Сванильда - Екатерина Гельцер , Франц - Василий Тихомиров , Коппелиус - Василий Гельцер .
  • 6 марта 1918 в Петроградском театре оперы и балета , балетмейстер Чекетти возобновил постановку 1894 г.; дирижёр Лачинов
  • 12 сентября 1924 г. в Большом театре на сцене Экспериментального театра, возобновление по А. А. Горскому, дирижёр Ю. Ф. Файер ; художник К. Ф. Вальц. В ролях: Сванильда - Анастасия Абрамова , Франц - Иван Смольцов , Коппелиус - Владимир Рябцев .
  • Около 1929 г. - труппой Московский художественный балет под руководством В. В. Кригер , которая вскоре вошла в Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко . «Коппелия» - один из первых спектаклей труппы
  • 4 апреля 1934 в Ленинградском Малом оперном театре балетмейстером Ф. В. Лопуховым , по собственному сценарию в 3 актах с прологом, с кукольной интермедией Е. С. Деммени , художник М. П. Бобышов , дирижёр И. Э. Шерман. В ролях: Сванильда - 3. А. Васильева, Франц - П. А. Гусев , Коппелиус - М. А. Ростовцев.
  • 7 мая 1949 - в филиале Большого театра, балетмейстеры Е. И. Долинская и А. И. Радунский по хореографии А. А. Горского, дирижёр Ю. Ф. Файер , художник Л. Н. Силич. В ролях: Сванильда - О. В. Лепешинская (затем С. Н. Головкина), Франц - Ю. Г. Кондратов , Коппелиус - В. И. Цаплин (затем А. И. Радунский).
  • 1949 г. - новая постановка в Ленинградском Малом театре , сценография Г. Б. Ягфельда;, балетмейстер Н. А. Анисимова , художник Т. Г. Бруни , дирижёр Е. М. Корнблит ; Сванильда - Г. И. Исаева , Коппелия - В. М. Розенберг , Франц - Н. Л. Морозов.
  • 14 декабря 1973 - новая постановка в Ленинградском Малом театре, балетмейстер О. М. Виноградов , художник М. А. Соколова, дирижёр В. А. Чернушенко. В Ролях: Коппелиус - Г. Р. Замуэль, С. А. Соколов, Коппелия - Л. В. Филина, Сванильда - Т. И. Фесенко , B.C. Муханова, Франц - Н. А. Долгушин .
  • 16 июня 1975 Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И.Немировича-Данченко, балетмейстер Чичинадзе , сценарий А. В. Чичинадзе и А. С. Агамирова, художник Э. Г. Стенберг , дирижёр - Г. Г. Жемчужин; В ролях: Сванильда - М. С. Дроздова , Франц - В. С. Тедеев , Коппелиус - А. Н. Домашёв, В. Б. Островский.
  • 24.12.1977 - Московское хореографическое училище и Московская консерватория на сцене Кремлёвского Дворца съездов , балетмейстеры Головкина Софья Николаевна, Мартиросян Максим Саакович, А. И. Радунский возобновили постановку А. А. Горского, художник В. С. Клементьев, дирижёр А. А. Копылов. В ролях; Сванильда - И. М. Пяткина (затем и Э. Лузина, И. Кузнецова), Франц - В. И. Деревянко (затем И. Д. Мухамедов, А. Н. Фадеечев), Коппелиус - А. И. Радунский.
  • 1992 - московский «Русский балет» редакция В. М. Гордеева
  • 24 марта 1992 - Мариинский театр, балетмейстер О. М. Виноградов, художник В. А. Окунев (декорации), И. И. Пресс (костюмы), дирижёр А. Вилюманис; Коппелиус - П. М. Русанов, Коппелия - Э. Г. Тарасова, Сванильда - Л. В. Лежнина, Ирина Шапчиц. Франц - Михаил Завьялов.
  • 8 марта 2001 года театр «Кремлевский балет» в Государственном Кремлевском Дворце, Хореограф-постановщик и автор новой редакции либретто - Андрей Петров. Сценография - Борис Краснов, художник-постановщик - Павел Оринянский, художник по костюмам - Ольга Полянская. Президентский оркестр Российской Федерации, художественный руководитель и дирижер - Павел Овсянников, в балете использованы фрагменты музыки Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Профессор магии - Валерий Лантратов , Франц - Константин Матвеев, Сванильда - Жанна Богородицкая, Коппелия - Нина Семизорова
  • 24 мая 2001 года в Новосибирском театре оперы и балета хореограф Сергей Вихарев восстановил постановку Мариинского театра от 1894. Хореография М. Петипа и Э.Чеккетти была восстановлена с использованием записей Н. Сергеева, выполненных в системе хореографической нотации В. Степанова, из театральной коллекции Гарвардского университета. Художник-постановщик - Вячеслав Окунев восстановил оригинальную сценографию. Дирижёр - Андрей Данилов. Гастроли НГАТОиБ с балетом «Коппелия»: Испания (2002), Португалия (2002), Япония (2003), Таиланд (2004).
  • В 2007 году Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля поставил «Коппелию» в хореографии А.Сен-Леона и М.Петипа. Художник-постановщик - Анна Нежная (Москва). Хореограф-постановщик - Владимир Яковлев.
  • 11 марта 2009 Театр классического балета (Москва) постановка Наталия Касаткина и Владимир Василёв в 2-х актах, в новой редакции либретто. Хореография: Артур Сен-Леон, Энрико Чеккетти, Мариус Петипа, Александр Горский, Наталия Касаткина и Владимир Василёв. Художник - Елизавета Дворкина. Оркестр театра Новая опера. Дирижёр - Валерий Крицков. В ролях: Сванильда - Людмила Доксомова; Франц - Алексей Орлов; Коппелия - Екатерина Березина; Коппелиус - Владимир Муравлев; Екатерина Хапова- в «аллегорических» танцах (Рассвет - Молитва - Работа - Сумерки)
  • 12 марта 2009 г. Спектакль Большого театра, поставленный Сергеем Вихаревым, повторяет его новосибирскую попытку 2001 г. по восстановлению хореографии Мариуса Петипа и Энрико Чеккетти Второй петербургской редакции балета от 1894 г. Возрождение декораций - Борис Каминский, костюмов - Татьяна Ногинова. Дирижер-постановщик спектакля - Игорь Дронов. В ролях: Сванильда - Мария Александрова, Наталья Осипова, Анастасия Горячева Франц - Руслан Скворцов, Вячеслав Лопатин, Артем Овчаренко .

Постановки в театрах оперы и балета других городов:

  • 1918 - Воронеж, балетмейстер М. Ф. Моисеев
  • 1925 - Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета им. М.Ф. Ахундова (Баку), балетмейстер Говорков.
  • 1922 - хореографическая студия под руководством при 1-м Белорусском театре (ныне Белорусский театр им. Я. Купалы) (Минск), балетмейстер К. А. Алексютович (белор.) русск.
  • 1922 - Свердловский театр оперы и балета , балетмейстер К. Л. Залевский
  • 1927 - Украинский театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко (Киев), балетмейстер Рябцев
  • 1928 - Украинский театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко (Киев), балетмейстер Дисковский
  • 1935 - Белорусский театр оперы и балета (Минск), балетмейстер Ф. В. Лопухов , руководитель постановки Г. Н. Петров
  • 1935 - Грузинский театр оперы и балета им. 3. П. Палиашвили (Тбилиси), балетмейстер В. А. Ивашкин
  • 1936 - Днепропетровск, балетмейстер Ф. В. Лопухов
  • 1937 - Горьковский государственный театр оперы и балета имени А.С. Пушкина балетмейстер Сидоренко
  • 1938 - Грузинский театр оперы и балета им. 3. П. Палиашвили (Тбилиси), балетмейстер В. А. Ивашкин.
  • 1940 - Башкирский государственный театр оперы и балета (Уфа), балетмейстер Н. Г. Зайцев, дирижёр Х. В. Фазлуллин (1948, 1963)
  • 1941 - Украинский театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко (Киев), балетмейстер С. Н. Сергеев
  • 1941 - Киргизский государственный театр оперы и балета (Фрунзе), балетмейстер В. В. Козлов
  • 1943 - Украинский театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко в эвакуации балетмейстер С. Н. Сергеев
  • 1946 - Горьковский театр оперы и балета имени А. С. Пушкина, балетмейстер С. В. Инсарский
  • 1947 - Узбекский театр оперы и балета имени Алишера Навои (Ташкент), балетмейстер П. К. Йоркин
  • 1948 - Одесский театр оперы и балета , балетмейстер В. И. Вронский
  • 1949 - Пермский академический театр оперы и балета имени Петра Ильича Чайковского , балетмейстер Ю. П. Ковалёв;
  • 1948 - Армянский академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова (Ереван)
  • 1948 - (Казань), балетмейстер Ф. А. Гаскаров
  • 1949 - Бурятский музыкально-драматический театр (Улан-Удэ)
  • 1953 - Украинский театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко (Киев), балетмейстер Н. С. Сергеев
  • 1958 - Иркутский областной музыкальный театр имени Н.М.Загурского, балетмейстер А. Д. Гулеско
  • 1959 - Оренбург
  • 1960 - Пермcкий театр оперы и балета, балетмейстер Г. В. Шишкин
  • 1961 - Северо-осетинский государственный театр оперы и балета (Орджоникидзе)
  • 1963 - Татарский театр оперы и балета имени М. Джалиля (Казань), балетмейстер С. М. Тулубьева
  • 1965 - Красноярский театр музыкальной комедии- балетмейстер А. Д. Гулеско
  • 1965 - Узбекский театр оперы и балета имени Алишера Навои (Ташкент), балетмейстер А. В. Кузнецов
  • 1966 - Театр оперы и балета Латвийской ССР (Рига) - балетмейстер И. К. Строде
  • 1967 - Национальная опера «Эстония» (Таллин), балетмейстер М. О. Мурдмаа
  • 1970 - Воронежское хореографическое училище , балетмейстер К. А. Есаулова
  • 1974 - Свердловский театр оперы и балета, балетмейстер М. Н. Лазарева,
  • 1975 - Грузинский театр оперы и балета им. 3. П. Палиашвили (Тбилиси), балетмейстер Г. Д. Алексидзе
  • 1975 - Горьковский театр оперы и балета имени А. С. Пушкина, балетмейстер К. А. Есаулова
  • 1978 - Национальная опера «Эстония» (Таллин) - балетмейстер Г. Р. Замуэль
  • 1983 -Красноярский театр оперы и балета - балетмейстер К. А. Шморгонер, по А. А. Горскому
  • 1984 - Новосибирский театр оперы и балета - балетмейстер В. А. Бударин.
  • 1985 - Молдавский театр оперы и балета (Кишинёв) - балетмейстер М. М. Газиев
  • 1987 - Армянский театр оперы и балета им. А. А. Спендиарова (Ереван) - балетмейстер М. С. Мартиросян
  • 1991- Воронежское хореографическое училище, балетмейстеры Н. Г. Пидэмская и Е. В. Быстрицкая)
  • 1993 - Московский детский музыкальный театр имени Н. И. Сац , балетмейстер Ляпаев

В странах Балтии

  • 4 декабря 1925 - первый балет на литовской национальной сцене - Литовский театр оперы и балета (Каунас), балетмейстер П. Петров
  • 1922 - первая полная постановка еще полупрофессиональной балетной труппы театра «Эстония», осуществленная В. Кригер, которая гастролировала в Эстонии.
  • 2002 - национальная опера «Эстония», постановка Мауро Бигонзетти, трагическая трактовка сюжета.
  • 4 марта 2010 - первый балет вновь созданного Эстонского национального балета на сцене Национальной оперы «Эстония» в постановке английского хореографа Рональда Хайнда.
  • 23 января 2009 - Национальная опера Латвии, постановщик балета - директор латвийского балета Айварс Лейманис, художник Инара Гауя. В ролях Сванильды - три состава: Элза Леймане, Байба Кокина и Сабине Гуравска, Франца - Раймонд Мартынов, Артур Соколов и Зигмар Кирилко.

В других странах

  • 29 ноября 1871 - Théâtre de la Monnaie (Брюссель), балетмейстер Иозеф Хансен (или Гансен) (Joseph Hansen) по Сен-Леону. Он же поставит балет в московском Большом театре
  • 1877 - Будапешт , балетмейстер Кампилли
  • 1884 - Венгерский оперный театр , Будапешт, балетмейстер Кампилли.
  • 8 ноября 1884 - Одноактная версия поставленная Бертраном (Bertrand) по Сен-Леону, Эмпайр Тиэтр, Лондон . Сванильда - А. Холт, Коппелиус - В. Уорд.
  • 11 марта 1887 - Метрополитен-опера , Нью-Йорк
  • 26 января 1896 - Ла Скала (Милан), балетмейстер Джорджио Сараччо (Giorgio Saracco),
  • 27 декабря 1896 - Датский королевский балет (Копенгаген), балетмейстеры Г. Глазерман и Ханс Бек, Сванильда - В. Борксениус, Франц - Бек.
  • 21 ноября 1896 - Придворный театр Мюнхена, балетмейстер Александр Жене, Сванильда Аделин Жене (Genee)
  • 14 мая 1906 - восстановление постановки в Эмпайр Тиэтр, Лондон
  • 1912 - Венгерский оперный театр, Будапешт, балетмейстер Н. Гуэрра.
  • 1928 - Софийская народная опера, балетмейстер А. Петров
  • 1929 - в Австралии созданна труппа «Первый австралийский балет» под руководством М. Бурлакова и Л. Лайтфута, дававшие представления на сцене «Савой театре» в Сиднее , «Коппелия» один из первых спектаклей
  • 21 марта 1933 - труппа «Вик Уэллс балле» на сцене «Сэдлерс-Уэллс», Лондон , в 2 актах, балетмейстер Н. Г. Сергеев по Петипа и Чеккетти; Сванильда - Л. В. Лопухова (позднее Нинетт де Валуа), Франц - С. Джадсон, Коппелиус - X. Бриге.
  • 1936 - труппа «Балле рюс де Монте-Карло», балетмейстер Н. Зверев, художник М. В. Добужинский ; Сванильда - В. Немчинова.
  • 22 октября 1942 - Симон Семёнов по Сен-Леону, Балет-тиэтр, Нью-Йорк
  • 1942 - в Японии создана труппа «Кайтани барэдан», под руководством Кайтани Яоко, «Коппелия» - один из первых спектаклей
  • 1948 - Парлич, Дмитрий (Рагlic), Белград
  • 1951 - Пино и Пиа Млакар (Mlakar) - в Любляне
  • 1951 - в Канаде (Торонто) создана труппа «Национальный балет Канады» под руководством Селии Франка (Franca), «Коппелия» - один из первых спектаклей
  • 1953 - Венгрия, балетмейстер Д. Харангозо,
  • 1956 - Государственная опера, Берлин, балетмейстер Л. Грубер.
  • 31 августа 1956 - «Лондон Фестивал Балет» (London Festival Ballet), Лондон Гарольд Ландер (Harold Lander) по Глаземану (Glasemann) и Бек (Beck) Сванильда - Б. Райт, Франц - Дж. Гилпин.
  • 1961 - Милан, балетмейстер А. Д. Данилова
  • 1962 - Чили , Сантьяго , труппа О. Чинтолези «Балет современного искусства»
  • 24 декабря 1968 - American Ballet Theatre, Brooklyn Academy, Нью-Йорк, балетмейстер Энрико Мартинес (Enrique Martinez),
  • 1973 - Paris Opéra Ballet, восстановление Пьером Лакоттом оригинальной постановки Сен-Леона
  • Июль 1974 - «Нью-Йорк Сити Балет» (New York City Ballet, Saratoga Springs) постановка Джорджа Баланчина с участием Александры Даниловой по хореографии Петипа и Чеккетти. Сохранив хореографию Петипа во 2 акте, Баланчин создал новую хореографию для 3 акта и для мазурки, чардаша и вариации Франца из первого акта. В ролях: Сванильда - Патриция МакБридж (Patricia McBride); Франц - Хельги Томассон (Helgi Tomasson), Коппелиус - Шон О’Брайен (Shaun O’Brian)
  • 18 сентября 1975 - Балет Марселя, балетсейстер Роланд Петит (Petit).
  • Апрель 2001 г. - Paris Opera Хореография: Альберт Авелин и Пьер Лакотт. В ролях: Сванильда-Чарлин Гайзерданнер, Франц-Матье Ганьо, Коппелиус -Пьер Лакотт
  • 1 мая 2004 - оперный театр в Хемниц новая постановка Торстена Хендлера (Thorsten Händler). Действие перенесено в школу начала XX века.
  • 19 ноября 2005 - Государственный театр Карсруе, английский хореограф Peter Wright ориентировался на редакцию Мариуса Петипа и Энрико Чеккетти. Музыка: Баденская государственная капелла Карлсруе.
  • 29 января 2006 Венская государственная опера хореография Дьюла Харангозо воспроизведена его сыном Дьюла Харангозо младшим. Сванильда - Полина Семёнова, Франц - Томаш Tamás Solymosi -Коппелиус - Лукас Гаудермарк (Lukas Gaudernak), Коппелия - Шоко Накамура (Shoko Nakamura)

Исполнители партий в балете

Сванильда

  • Абрамова, Анастасия Ивановна - Большой театр
  • Васильева, Зинаида Анатольевна - первое исполнение в Ленинградском Малом театре
  • Вилль, Эльза Ивановна - Мариинский театр
  • Гаврилова, Александра Ивановна - Украинский театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко (Киев)
  • Гейтен, Лидия Николаевна - первое исполнение в Большом театре
  • Гельцер, Екатерина Васильевна - Большой театр
  • Голикова, Елена Васильевна
  • Головкина, Софья Николаевна - Большой театр
  • Джури, Аделина Антоновна - Большой театр
  • Дроздова, Маргарита Сергеевна - Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И.Немировича-Данченко
  • Жене, Аделин (Genee) - Придворный театр Мюнхена 1896
  • Иванова, Галина Михайловна - Татарский театр оперы и балета имени М. Джалиля
  • Иозапайтите, Мария Иозовна - Литва
  • Иордан, Ольга Генриховна - театр им. Кирова
  • Исаева, Галина Ивановна - ленинградский Малый театр
  • Казинец, Марина Ивановна - Грузинский театр оперы и балета им. 3. П. Палиашвили
  • Кайтани, Яоко - Япония, в собственной труппе «Кайтани барэдан»
  • Кириллова, Галина Николаевна - ленинградский Малый театр
  • Кокурина, Анастасия Николаевна - Пермский театр оперы и балета
  • Кригер, Викторина Владимировна - Большой театр
  • Кшесинская, Матильда Феликсовна - Мариинский театр
  • Кякшт, Лидия Георгиевна - Мариинский театр
  • Лакатош, Габриелла (Lakatos) - Венгрия
  • Пьерина Леньяни - Мариинский театр
  • Лепешинская, Ольга Васильевна - Большой театр
  • Малейнайте, Ольга Викторовна - Литва
  • Малышева Алла Николаевна - ленинградский Малый театр
  • Млакар, Вероника - Югославия, Мюнхенский оперный театр
  • Насретдинова, Зайтуна Агзамовна - Башкирский театр оперы и балета
  • Нерина, Надя (Nerina) - Английский Королевский Балет
  • Никитина, Варвара Александровна - Большой театр Санкт-Петербурга
  • Николаева, Александра Васильевна - Белоруссия
  • Преображенская, Ольга Иосифовна - Мариинский театр
  • Рославлева, Любовь Андреевна - Большой театр
  • Савицкая, Ольга (Savicka) - Польша
  • Трефилова, Вера Александровна - Мариинский театр
  • Урусова, Виктория Арнольдовна - Азербайджанский театр оперы и балета им. М. Ф. Ахундова
  • Фесенко, Татьяна Ивановна - ленинградский Малый Театр
  • Фонтейн, Маргот (Fonteyn) - Англия
  • Фроман, Маргарита Петровна - Большой театр
  • Шерер, Мойра (Shearer) - Англия
  • Ярыгина, Антонина Васильевна - Украина

Коппелия

  • Битнер, Барбара (Bittnerowna) - Польша
  • Гейтен, Лидия Николаевна - Большой театр
  • Кун, Жужа - Венгрия
  • Кузнецова, Светлана Александровна - Новосибирский театр оперы и балета
  • Куллик, Маргарита Гаральдовна - ленинградский театр им. Кирова
  • Линник, Анна Сергеевна - ленинградский Малый театр
  • Малышева, Алла Николаевна - ленинградский Малый театр
  • Пирожная, Галина Николаевна - ленинградский Малый театр
  • Розенберг, Валентина Максимовна - ленинградский Малый театр
  • Статкун, Тамара Витальевна - ленинградский Малый театр
  • Филина, Людмила Владимировна - ленинградский Малый театр

Франц

  • Волинин, Александр Емельянович - Большой Театр
  • Гердт, Павел Андреевич - Большой Театр Санкт-Петербурга, первый исполнитель
  • Гусев Пётр Андреевич - первое исполнение в Ленинградском Малом театре
  • Долгушин, Никита Александрович - ленинградский Малый театр
  • Жуков, Леонид Алексеевич - Большой Театр
  • Кондратов Юрий Григорьевич - Большой Театр
  • Кякшт, Георгий Георгиевич - Мариинский театр
  • Моисеев, Михаил Фёдорович - Воронеж, 1918
  • Островский, Василий Борисович - ленинградский Малый театр
  • Подушин, Василий Серафимович - Красноярский театр
  • Пономарёв, Владимир Иванович -театр им. Кирова
  • Смольцов, Иван Васильевич - Большой театр
  • Соколов, Николай Сергеевич - ленинградский Малый театр
  • Статс, Лео (Staats) - Франция
  • Тедеев, Вадим Сергеевич - Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И.Немировича-Данченко
  • Тихомиров, Василий Дмитриевич - Большой Театр
  • Фюлёп, Виктор (Fulop) - Венгрия

Коппелиус

  • Булгаков, Алексей Дмитриевич - Большой театр
  • Гельцер, Василий Фёдорович - Большой театр
  • Домашев, Александр Николаевич - Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И.Немировича-Данченко
  • Орлов, Александр Александрович - Мариинский театр
  • Обухов, Михаил Константинович - Мариинский театр
  • Радунский, Александр Иванович - Большой театр
  • Ростовцев, Михаил Антонович - первый исполнитель в Ленинградском Малом театре
  • Рябцев, Владимир Александрович - Большой театр
  • Саркисов Вячеслав Георгиевич - Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И.Немировича-Данченко
  • Симкин, Дмитрий Феликсович - Новосибирский театр оперы и балета
  • Сидоров, Иван Емельянович - Большой театр
  • Стуколкин, Тимофей Алексеевич - первый исполнитель в Большом театре Санкт-Петербурга,
  • Харангозо, Дьюла (Harangozo)- Венгрия
  • Хелпмен, Роберт (Helpmann) - Англия
  • Цаплин, Виктор Иванович - Большой театр
  • Ширяев, Александр Викторович - Мариинский театр
  • Хлюстин, Иван Николаевич - Большой театр
  • Ваннер, Вильгельм - Большой театр
  • Чекрыгин, Александр Иванович - Мариинский театр

В астрономии

В честь балета «Коппелия» назван астероид (815) Коппелия (англ.) русск. , открытый в 1916 году

Ссылки

  • Балет «Коппелия» в постановке Театра классического балета п/р Н. Касаткиной и В. Василёва

Источники

  • Театральная энциклопедия в 6 т. Гл. ред. П. А. Марков. - М.: Советская энциклопедия
  • Русский балет. Энциклопедия. Большая Российская Энциклопедия, 1997 ISBN 5-85270-162-9 , 9785852701626

2 часа 20 минут

два антракта

Балет французского композитора Лео Делиба «Коппелия» не теряет популярности на протяжении почти 150 лет. Авторы либретто балетмейстер Артур Сен-Леон и Шарль Нюитер положили в основу сюжета новеллу Э. Т. А. Гофмана «Песочный человек», о юноше, влюбившемся в механическую куклу, созданную искусным мастером Коппелиусом.

Авторы спектакля - команда постановщиков, подарившая новосибирским зрителям в 73-м сезоне волшебный балет «Золушка»: балетмейстер-постановщик Михаил Мессерер, художники Вячеслав Окунев и Глеб Фильштинский. Теперь постановщики создали изящную комедию о ссоре и примирении влюблённых, главная героиня которой – озорная Сванильда – находит остроумный способ проучить своего неверного жениха…

В новой «Коппелии», как и в полюбившейся новосибирцам «Золушке», использованы мультимедийные декорации, наряду с традиционными живописными, в спектакле есть видеопроекция, выразительные световые эффекты. В «Коппелии» замечательная музыка Лео Делиба, яркие танцевальные номера, занимательная любовная история, добрый юмор и весёлые игровые моменты, которые обязательно понравятся самым юным зрителям НОВАТа.

Хореограф Михаил Мессерер рассказал, что в своей новой работе опирается на классические версии «Коппелии», используя мотивы спектаклей Артура Сен-Леона, Мариуса Петипа и Александра Горского: «В классической балетной литературе существует всего несколько комедийных балетов, и важнейший среди них – «Коппелия». Сегодня зрители во всём мире требуют классических балетных спектаклей со сложной пальцевой техникой у балерин и виртуозным мужским танцем – то есть именно того, чем изобилует этот весёлый, жизнерадостный балет. «Коппелия» – не только эталон чистой, классической хореографии, но и спектакль, на который можно пойти всей семьёй. Такие балеты звучат актуально, современно, и они должны жить на сцене и радовать зрителя».

Пролог

Перед нами удивительный кабинет, заполненный чудесными вещами и многочисленными часовыми механизмами. Хозяин кабинета – доктор Коппелиус – до чудаковатости увлеченный своим делом мастер-часовщик и инженер-кукольник. Он мастерит кукол все свое свободное время, и в его кабинете обитает множество веселых и добродушных механических кукол.

Коппелиус решает создать целый маленький город, населить его жителями – и разыграть в нем веселую, озорную любовную историю. По взмаху рук Коппелиуса мы переносимся из его кабинета на улицы городка, расположившегося на границе с Галицией…

Первое действие

Накануне всех жителей городка потрясла невероятная новость – у Коппелиуса поселилась очаровательная девушка, причем никто не знал, кто она и откуда приехала. Жители сочли её дочерью Коппелиуса и нарекли Коппелией. Юноши наперебой старались с ней познакомиться, хотя безуспешно, а девушки ревниво следили за ними. Впрочем, одному из молодых людей, Францу, повезло: девушка не только ответила на его поклон, но даже послала воздушный поцелуй из окна, из-за чего у Франца произошла размолвка с его невестой Сванильдой.

Вечереет. Молодые люди стараются проникнуть в дом Коппелиуса, но хозяин разгоняет их, словно провинившихся школьников. В суматохе он теряет ключ от дома. Сванильда с подругами находит ключ, и девушки решают пробраться в дом, чтобы узнать, кто эта прекрасная незнакомка. Коппелиус возвращается, обнаруживает дверь дома открытой и тихо входит в дом, желая поймать непрошеных гостей. Франц, обиженный на Сванильду, решается через окно влезть к незнакомке, не зная, что в доме – Сванильда с подругами и сам Коппелиус.

Второе действие

Коппелиус наблюдает, как Франц в поисках более близкого знакомства с Коппелией проникает в его дом. Одним движением руки Коппелиус переносит события игры с городской улицы обратно в свой кабинет.

Пробравшись в дом Коппелиуса, Сванильда с подругами исследуют чудесную комнату. Их любопытству нет предела. Тут китаец, испанка, рыцарь, звездочет, паяц и много-много других кукол. Большим сюрпризом и неожиданностью для них является то, что интересующая их незнакомка тоже оказывается куклой. На радостях девушки заводят все игрушки и танцуют. Возвратившийся Коппелиус застает их на месте преступления. Подруги успевают убежать, но Сванильду мастер часов и кукол задерживает.

В это время в окне появляется Франц. Сванильда жалуется доброму мастеру на измену юноши, и Коппелиус предлагает ей слегка разыграть Франца и проучить его.

Подпоив ветреного юношу вином, Коппелиус переодевает Сванильду в платье куклы, а затем знакомит Франца с прекрасной «незнакомкой». Юношу смущают угловатые движения девушки, она ходит словно «по складам». Когда же Коппелиус сообщает ему, что это кукла, Франц не может прийти в себя от изумления – настолько хорошо она сделана.

Коппелиус с таинственным видом говорит, что он может оживить куклу. Франц не верит этому: довольно того, что он уже раз попал впросак и влюбился в куклу. Но что это? Кукла действительно ожила. Франц убеждается в этом, послушав, как бьется ее сердце. Интерес к девушке вновь вспыхивает в нем, и он просит у Коппелиуса ее руки. Теперь измена Франца очевидна. Сванильда срывает с себя парик куклы и заставляет Франца раскаяться в своем поведении. Юноша умоляет её о прощении. Раскаяние Франца так искренне, а их взаимная любовь настолько очевидна, что вмешательство Коппелиуса, решившего помирить влюбленных, приводит всех к благополучном концу.

Третье действие

Коппелиус готовит подарок для жителей города – новые часы для ратуши на центральной площади. По желанию мастера-часовщика куклы из его кабинета становятся частью удивительного часового механизма.

Шикарные часы предстают перед восхищенными горожанами, празднующими День города. Площадь наполняется народом. В этот день по традиции также справляют свадьбу. Сегодня женятся сразу несколько молодых пар, и в их числе – Сванильда и Франц.

Церемония окончена, начинаются праздничные танцы.

Коппелиус подзывает к себе Сванильду и Франца и, лукаво посмотрев на счастливого юношу, старый мастер дарит молодым на память в залог их верной любви маленькую куколку.

Эпилог

Праздник близок к завершению. Коппелиус понимает, что пора заканчивать игру в оживший город. Обитатели городка расходятся, на площади остаются только Франц и Сванильда, да на балконе по-прежнему сидит Коппелия. Но, быть может, часовщик что-то не учел, и город продолжит жить своей жизнью...

Помимо отличных танцев, есть у этого старинного балета еще два неоспоримых достоинства. Во-первых, «Коппелия» — это комедия, а их не так много числится среди шедевров классического наследия. Во-вторых, комедия с прекрасной музыкой.

Широко известно, как оценил мастерство Делиба «в области балета» П. Чайковский: «Первый балет, в котором музыка составляет не только главный, но и единственный интерес. Что за прелесть, что за изящество, богатство мелодическое, ритмическое и гармоническое». Эти слова, правда, сказаны о другом балете композитора, но с тем же успехом могут быть отнесены и к «Коппелии». Недаром музыка из «Коппелии» исполняется и на концертной эстраде.

Главная сюжетная линия этого веселого балета, как ни странно, взята из совершенно невеселых новелл Гофмана, преимущественно - из «Песочного человека». У Гофмана любовное увлечение юноши куклой заканчивается трагически, а в балете - свадьбой этого юноши с живой и энергичной красавицей (Сванильдой), сумевшей противостоять коварному создателю куклы (Коппелии), чуть было не ставшей роковой разлучницей.

«Коппелия» увидела свет рампы в 1870 г. в Парижской опере (Национальной академии музыки и танца). Ее отцом-создателем стал уступивший Мариусу Петипа пост главы петербургского балета Артюр Сен-Леон - хореограф, а также танцовщик-виртуоз, знаток танцевального фольклора, композитор и скрипач. Его предметный интерес к «танцам народов мира» и обусловил появление в музыкальной партитуре такого богатого «набора» основанных на фольклоре танцевальных мелодий. Считается, что это один из первых балетов, в котором представлены славянские мотивы.

За те четырнадцать лет, что прошли с момента парижской премьеры до собственной постановки Петипа на сцене петербургского Большого театра, «Коппелия» вышла на сцены Брюсселя, московского Большого театра и Лондона. До конца XIX века балет был поставлен также в Нью-Йорке, Милане, Копенгагене, Мюнхене и еще раз в Петербурге, теперь уже на сцене Мариинского театра. XX век также отдал дань этому балету, предложив в том числе и очень современные прочтения и даже временами отказываясь от его комедийной стихии.

Вторую петербургскую редакцию «Коппелии» (хореография Мариуса Петипа, постановка служившего в то время в Петербурге итальянского педагога и балетмейстера Энрико Чекетти), осуществленную в 1894 г., и возродили в 2009 г. в Большом исследователь балета Павел Гершензон и знаменитый премьер Мариинского театра, балетмейстер-реставратор Сергей Вихарев .

В 2001 г. премьера их реконструированной «Коппелии» состоялась в Новосибирском театре оперы и балета. Спектакль произвел такое сильное впечатление на театральную общественность, что на следующий год она наградила его Национальной театральной премией «Золотая маска».

Предполагалось, что в сезоне 2017/18 Сергей Вихарев поставит в Большом обновленную редакцию, однако трагическая случайность, оборвавшая жизнь всеми любимого балетмейстера, заставила отказаться от этих планов. Мы показываем редакцию прежнюю, тщательно и бережно восстановленную.

ИЗ ПРЕДПРЕМЬЕРНОГО ИНТЕРВЬЮ (2009 г.) СЕРГЕЯ ВИХАРЕВА:

В этом балете интересные классические танцы. Интересные характерные танцы. И очень интересная пантомима. То есть имеют место быть все три кита, на которых стоит старый классический балет. И плюс - замечательная музыка Делиба.
Сен-Леона возродить довольно трудно. По той простой причине, что из поставленного им практически ничего не сохранилось. Вот искусно стилизовать под него - это другое дело. Однако какие-то крохи сен-леоновской «Коппелии» мы можем предъявить. Это такое маленькое черное коктейльное платье - образчики мелкой и очень трудной танцевальной техники, блестки, которые рассыпаны по всему балету.

Другое дело - Петипа. А рецепт «возрождения» старинного балета очень прост и давно известен. Надо взять записи, хранящиеся в Гарвардской коллекции, посмотреть, что там есть, затем открыть музыкальную партитуру и сравнить, все ли есть там для тех танцев, что вы обнаружили в Гарварде, осознать, каково будет соотношение подлинного и «вставного» текста, и таким образом, в конце концов, понять, возможна ли в принципе реконструкция данного балета. Затем вы идете в театральный музей, театральную библиотеку и получаете представление о том, можно ли восстановить костюмы и декорации, изучаете старую программку и... И так далее, и так далее, и так далее. Все это очень хлопотно, трудно, но вполне возможно. Что касается «Коппелии» в редакции 1894 г., то она очень хорошо записана. Хотя, естественно, есть какие-то лакуны, которые человек, ставящий спектакль, в силу своей профессии должен уметь заполнить.

Есть еще некоторая сложность, связанная с именем Чекетти.
История постановок такова: сначала был Петипа по Сен-Леону, потом просто Петипа, а потом уже - Петипа, постановка Чекетти. Четко «развести» их авторство практически невозможно. Это уже такой единый хореографический пласт. Впрочем, некоторые критики думают, что он привнес усложненную балеринскую технику. Итальянские танцы главной героини - это, наверное, действительно от него.

Не вижу ничего плохого в том, что «жутковатые» произведения Гофмана превратились в очень веселую балетную комедию. Так получилось - и слава богу. Иногда попытка вернуться к литературному первоисточнику как раз и приводит не к лучшим результатам. На мой взгляд, в старину либреттисты выбирали более правильный путь, приспосабливая литературные сюжеты для балета в облегченном варианте.

Что должна была «Коппелия» сказать зрителю? Наверное, должна была намекнуть о том, что через пять месяцев после премьеры развалится французская империя. А развалилась она в том числе и потому, что было такое искусство... Когда я восстановил «Пробуждение Флоры», многие говорили, что теперь стало понятно, почему убили царя. Такое тогда главенствовало искусство. Балет и власть - это старая история взаимных отражений.

А в наши дни классический балет сродни латинскому языку, который применяется только в медицине, но больше на нем никто не говорит. И никакому хореографу в наше время не придет в голову поставить чисто классический балет, используя исключительно классическую лексику. Такие балеты можно только реставрировать и находить в этом свою прелесть. Есть люди, которые и сейчас готовы осуждать искусство эпохи Наполеона III или Николая II. Но, по-моему, это смешно. Мне интересно изучать и то, и другое, и третье. В конце концов, это расширяет палитру знаний. И все наши нынешние «Коппелии» и «Пробуждения Флоры» - это не просто дань моде, не гламур и не шоу-бизнес, это актуальное искусство. Зеркала, в которые можно увидеть ушедшие эпохи.

Текст Натальи Шадриной

Распечатать

Выбор редакции
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...

Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...

Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...

Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...
Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...
Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...